Отец Роман Матюшин

Отец Роман Матюшин

Разными путями люди приходят к Богу. После распада СССР и крушения антирелигиозной социалистической идеологии многие люди находились на перепутье. Они искали верный путь, жизненную опору. Многие нашли её в православной Вере, которую открыли для себя благодаря творчеству монаха Романа Матюшина — талантливого поэта и писателя, посвятившего свою жизнь служению Господу.

Путь к Господу не бывает прямым и гладким. Стремящегося к Нему человека ждут испытания, призванные укрепить его Веру. Такой трудной и тернистой дорогой приближался к Господу отец Роман.

В 1954 г. в семье фронтовика Ивана Константиновича Матюшина и его жены Зои Николаевны родился долгожданный сын, которого назвали Александр. Жили они в селе Рябчевск Брянской области. Мать работа учителем в местной школе, преподавая естественные науки. Большим семейным секретом была искренняя приверженность Зои Николаевны православной вере.

В доме под кроватью хранились иконы, которые доставали по вечерам для чтения молитв. Прикладывались к святым образам и дети Матюшиных: Светлана, Тамара и маленький Саша. Помимо икон в семье хранилось Евангелие, которое часто читали всей семьёй.

О других известных церковных деятелях:

В раннем возрасте мать отвезла Александра и его сестёр в Брянск. Здесь они приняли Крещение, которое произвело на шестилетнего мальчика сильное впечатление. Уже в зрелом возрасте, приняв монашеский постриг, он вспоминал, что в этот момент почувствовал необыкновенную легкость и тепло в душе.

Учёба в школе давалась Саше легко. Помимо школьных предметов он осваивал игру на фортепиано и гитаре, учился пенсию, читал много книг и занимался карате. Имея множество разносторонних увлечений Александр не забывал о Боге. Он ежедневно молился, укрепляя свою веру и утверждался в желании посвятить себя служению Господу.

Интересно: уже в школьные годы будущий православный поэт начал писать стихи. В старших классах школы он написал строки, в которых говорил о своей мечте стать монахом.

После школы Александр высказал желание поступить в духовную семинарию. Но мать отговорила его от этого шага, так как поступление сына в духовное училище повлекло бы её увольнение из школы. Любящий сын послушал мать и стал студентом филологического факультета Калмыцкого университета. Начитанный и прилежный молодой человек успешно осваивал учебные предметы, но по неизвестной причине он отказался от сдачи итоговых экзаменов и получения диплома.

В течение нескольких лет Александр путешествовал по стране, трудясь в различных отраслях. Он жил в северном городе Полярный, где трудился в бригаде плотников-отделочников. Затем работал учителем музыки, художественным руководителем в Доме Творчества, грузчиком. Но ни одно из занятий не приносило мира и покоя его душе.

Монашество

В 1980 г. Александр Матюшин осуществляет свою давнюю мечту и стал послушником в монастыре Святого Духа в городе Вильнюс. В 1981 г. он перешёл в монашескую общину Псково-Печерского монастыря. Здесь же через 2 года послушник Александр принял монашеский постриг, взяв имя Роман в честь византийского религиозного поэта святого Романа Сладкопевца.

После принятия постриг отец Роман нёс служение в различных приходах псковской земли. В течение некоторого времени он являлся насельником возрождающейся Киево-Печерской лавры. В 1985 г. Роман был рукоположен в иеромонахи. В этом же году после смерти супруга монашеский постриг приняла его мать. Зоя Николаевна приняла имя Зосимы.

Интересно: послушник Александр нёс служение в приходское доме при церкви деревни Лосицы. Архимандрит Тихон (Шевкунов) в своём произведении «Несвятые святые» вспоминает, что молодой человек ходил на прогулки с железным ломом, так как он помогал поддерживать физическую форму. Спал он в гробу, стоящей в отдельном закутке. Он помогал юному подвижнику помнить о смертном часе.

Отшельничество

В течение 10 лет нёс службу отец Роман в приходах псковской епархии. В 1994 г. он поселился в скиту Ветрово, который находится в нескольких километрах от деревни Боровик. В 80-е гг. здесь жил иеромонах Досифей, известный в епархии подвижническим образом жизни.

В 90-е годы Роман Матюшин продолжал с благословения старца Николая Гурьянова и петербургского митрополита Иоанна заниматься творчеством. При этом он совершает богослужения в небольшой деревянной церкви, освященной во имя иконы Богородицы «Взыскание погибших» и домовом храме Серафима Саровского.

В 2013 г. иеромонах Роман решил полностью затвориться от мира в своём скиту. Приняв подвиг отшельничества, подвижник продолжает заниматься творчеством и иногда принимает паломников, в сердце которых неизгладимый след оставили его стихи и проза.

Творческая деятельность

Писательский талант отца Романа — Дар Господа, с помощью которого православный поэт открывает дорогу к Богу в сердцах простых людей. Тематика произведений монаха не ограничивается религиозной темой. Многие его работы являются откликом на события, происходящие в России.

Отец Роман получил известность как автор и исполнитель православных религиозных песен и песнопения. До конца 90-х гг. XX в. он самостоятельно исполнял свои произведения. Проникновенные слова, тихий голос исполнителя и спокойные звуки гитары проникли в сердца людей, пробуждая их души. Многие из них обратились к православию и пришли в храмы.

Одной из самых популярных песен отца Романа Матюшина является следующая композиция:

Теплится лампада, свет свечи веселый,

Старый инок шепчет, голову склоня:

— Милостивый Боже, я познал глаголы

«Симоне Ионин, любиши ли Мя?».

Катятся беззвучно слезы восковые,

Воздыхает старец, всей душой томясь.

Что сказать на эти словеса живые

— «Симоне Ионин, любиши ли Мя?»

Тихо шепчет старец, не подымет взора.

Волны, воды снова надо мной шумят.

— Дай мне покаянье, Рекший без укора:

» Симоне Ионин, любиши ли Мя?«

Молится подвижник, лик и строг и светел.

Плач коснулся сердца, теплотой щемя.

Оскорбе же Симон, что услышал в третий:

«Симоне Ионин, любиши ли Мя?»

О, Святый Апостол, ты Свое паденье

Вон исшед оплакал, помянув глагол.

Но до самой смерти в петушином пеньи

Слышалось средь ночи: «Аз не вем Его».

Плачет старый инок: «О, моя Отрадо!

Мати Пресвятая, я Тебя молю.

Дай сказать от сердца с тем, кто трижды падал:

Господи, Ты веси, яко Тя люблю.»

Теплится лампада, свет свечи веселый,

Старый инок шепчет, голову клоня.

— Милостивый Боже, я познал глаголы

«Симоне Ионин, любиши ли Мя?»

Песни на стихи монаха исполняют некоторые современные артисты. К ним относятся:

  • Жанна Бичевская;
  • Сергей Безруков;
  • Елена Ваенга;
  • Олег Погудин.

Инок пишет не только песни, но и духовные стихи. Как и песенные тексты, они имеют глубокий смысл, душевность, несут божественный свет в души людей. Некоторые стихи православного поэта изучаются в российских школах. Ученики с их помощью приобщаются к духовной жизни, учатся любить и уважать Родину.

Не день, а сказка! Солнце и лазурь!

Блистанье снега непосильно оку!

В засеребрённом царственном лесу

Всё светится поэзией высокой.

И лес стоит величественно-нем

И посыпает кочи белой грустью.

Вбираю в грудь поэму из поэм

И радуюсь, что вырос в Святорусьи.

Помимо стихотворений отец Роман пишет прозаические тексты. Самое известное произведение инока, написанное в прозе, называется «Там моя Сербия». Оно состоит из очерков и рассказов, написанных под впечатлением от поездки по Сербии.

Часто короткие эссе монаха посвящены событиям и явлениям, происходящим в общественной жизни России. В них батюшка твердо защищает православную веру, основные моральные и нравственные принципы. Последние годы отец Роман подписывает свои произведения двойной фамилией Матюшин-Правдин. Вторая фамилия — это не выдуманный псевдоним, отражающий любовь автора к правде, а родовая фамилия его бабушки.

В произведениях иеромонаха Романа Матюшина содержится призыв к духовному очищению и открытию своего сердца для Господа. Он ведёт жизнь истинного подвижника, посвящая себя служению, творчеству и праведному труду во славу Господа.

Иеромонах Роман (Матюшин)

Иеромонах Роман Матюшин
Иеромонах Роман (Матюшин)
* 16 ноября 1954 ( 1954-11-16 ) (65 лет), село Рябчёвск, Брянская область
монах, русский поэт, певец
vetrovo.ru

Иеромонах Роман (в миру́ — Алекса́ндр Ива́нович Матю́шин) родился 16 ноября 1954 года в селе Рябчёвск Трубчевского района Брянской области. Учился на филологическом факультете Калмыцкого государственного университета. В 1983 году принял монашеский постриг в Псково-Печерском монастыре. В 1985 году рукоположен во иеромонаха. С 1994 года живёт и служит в скиту Ветро́во (Псковская епархия). Автор духовных стихов и песен, член Союза писателей России.

Содержание

Стихотворения

Рассказы и статьи

  • Там моя Сербия! (иеромонах Роман), 1999
  • За равноправие! (иеромонах Роман), 2006
  • С того света (иеромонах Роман), 2010

Статьи и интервью о и. Романе

  • Беседа прихожанина Покровского храма г. Хельсинки А. Дудина с иеромонахом Романом (Матюшиным)
  • Иеромонах Роман. Одною долею с народом жить (Людмила Ильюнина)
  • Русская идея — это воцерковление (Интервью с иеромонахом Романом (Матюшиным))
  • Молчание иеромонаха Романа (Александр Калинин)
  • Вот уже шесть лет иеромонах Роман молчит (Александр Калинин)
  • «Одинокий путь» иеромонаха Романа (Матюшина)
  • О богоугодности — не нам судить! (Наталья Соболева), 2004
  • «Небо ничем внешним не заменить. » (Ольга Надпорожская)
  • Из бесед с иеромонахом Романом (2004 год)
  • Критика: «О ты, напоминающий о Боге, не умолкай!» (Наталья Сегень), 2002
  • Стихи о России иеромонаха Романа (Матюшина) (Людмила Ильюнина), 2004
  • Поэт в России — больше, чем поэт (Людмила Ильюнина), 2004
  • Иеромонах Роман — выдающееся явление русской духовной культуры (Наталья Лясковская)
  • Иеромонах Роман откликнулся на письма читателей «Столетия» (Наталья Лясковская)
  • Иеромонах Роман (Матюшин) продолжает отвечать на письма читателей «Столетия» (Наталья Лясковская)
  • Иеромонах Роман (Матюшин) продолжает отвечать на письма читателей «Столетия» 2
  • Скит иеромонаха Романа
  • Песенно-поэтическое творчество иеромонаха Романа (Матюшина): духовное содержание и образный строй (Илья Борисович Ничипоров)
  • Лучшая поэзия — молчание (Антон Жоголев)
  • «Не надо путать поэзию с публицистикой»: Иерей Александр Шумский о стихотворении иеромонаха Романа «Пора подмен»
  • ответ иеромонаха Романа отцу Александру
  • В Благовещенской церкви прошла встреча, посвященная иеромонаху Роману (Матюшину)
  • «В веянии тихого ветра» (Ольга Надпорожская)
  • «В веянии тихого ветра» (продолжение) (Ольга Надпорожская)
  • и. Роман о книге избранных стихов (видео), также можно Файл:И. Роман о книге избранных стихов.flv.

В суете никогда не создавалось ничего достойного, тем более — вечного. От суеты предостерегают нас многие стихотворные строки иеромонаха Романа. Суета — это и есть мельтешение во второстепенном, мелочном, принимаемом в каждую минуту бытия человека за нечто необходимое, или даже главное. Человек погружён в водоворот внешних событий, он куда-то спешит, а если отдыхает, то не заглядывает в себя, в свою душу, а опять распыляется вовне — в телевизор, в газетные строчки, в развлечения.

9 октября 2003 года иеромонах Роман затворился от мира. Ушёл в затвор не только ради спасения собственной души, но ради всех нас, верующих и неуверенно приближающихся к вере, ради России, которая не вернёт свою подлинность, если не станет дышать православием…»

…Земное слишком быстротечно, чтобы служить земному. Доколе богатиться нищетою? Употребите полученное на врачевание поражённого. Путеводите словом к Слову и образом к Образу! Возвращайте таланты душами Христу! Едините Божие с Богом! Да обретут ищущие, да испиют жаждущие! В этом и оправдание получения, и награда за возвращение. Большей награды не желает и моё недостоинство.

«Мир сердцу твоему, мой дорогой читатель! В наше тревожное, неутешительное время всеобщего развала, хаоса и грядущих бедствий, когда многие потеряли в себе не только образ Божий, но и человеческий облик — вспомни о вечности! Познай, что вне Христа — всё ложь, ибо Христос — Истина. …И да успокоится душа твоя, которая дороже всего мира. И если Господь коснётся тебя, помолись обо мне, чтобы призывающему покаяние не умереть без покаяния».

  • «Раскрою я Псалтырь святую» (2 LP, Русский Диск, R60 00117, 1991)
  • «Теплится лампада, свет свечи веселый» (LP, Петербургская студия грамзаписи, DDA 0002, 1993)
  • «Белый храм над рекою» (CD, Петербургская студия грамзаписи, 1994)
  • «Всё истинное, вечное — не здесь» (CD, Издательство Белорусского Экзархата. Минск, Беларусь, 2004)
  • «Вся Россия стала полем Куликовым» (CD, Издательство Белорусского Экзархата. Минск, Беларусь, 2004)
  • «Души моей Святыня» (CD, Издательство Белорусского Экзархата. Минск, Беларусь, 2004)
  • «Какая милость, что над нами Бог!» (CD, Издательство Белорусского Экзархата. Минск, Беларусь, 2004)
  • «Мгновенье жизни — Вечности предтеча» (CD, Издательство Белорусского Экзархата. Минск, Беларусь, 2004)
  • «Радость моя, наступает пора покаянная» (CD, Издательство Белорусского Экзархата. Минск, Беларусь, 2004)
  • «Всё моя молитва превозможет…» (CD, Издательство Саратовской епархии, 2004)
  • «Раскрою я Псалтирь святую» (CD, Издательство Саратовской епархии, 2004)
  • «Слава Богу, снова я один…» (CD, Издательство Саратовской епархии, 2004)

Изданные книги со стихами. Для книг, содержание которых есть на сайте, имеется ссылка для перехода.

  • 1991 «Благословен идущий к Богу», издано в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре
  • 1991 «Камни святых алтарей», издательство: «Производственно-этнографический центр Псковского отделения Всероссийского фонда культуры», Псков, тираж — 100 т. э.
  • 1992 «Стихи покаянные», Новгород
  • 1992 «Земля святая», издано в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре
  • 1995 «Избранное. Стихи и духовные песнопения», Минск
  • 1995 «А жатвы много», Полоцк
  • 1997 «Благословен молитвословья час», Санкт-Петербург
  • 1997, 1998, 2000 «Внимая Божьему веленью», издательство Белорусского Экзархата
  • 1999 «Русь святая зовёт», Ростов-на-Дону
  • 2001 «За церковью черёмуховый цвет…», Ростов-на-Дону
  • 2001 «Душа кричит без слов», Ростов-на-Дону
  • 2002 «Русский куколь», издательство Белорусского Экзархата
  • 2004 «Радоваться Небу», издательство Белорусского Экзархата
  • 2005 «Внимая Божьему веленью», издательство Белорусского Экзархата
  • 2005 «Там моя Сербия: Путевые очерки и стихи», Санкт-Петербург
  • 2006 «Пред всеми душа виновата», издательство Белорусского Экзархата
  • 2008 «Одинокий путь», издательство Белорусского Экзархата
  • 2009 «И горько слово», издательство Белорусского Экзархата
  • 2010 «Пою Богу моему. Избранное», Санкт-Петербург
  • 2012 «Иеромонах Роман. Избранное. Стихотворения 1970—2008» — М.: Изд-во Сретенского монастыря
  • 2013 «Последний снег», издательство «Амфора»
  • 2013 «Созвездие Креста», издательство «Амфора»
  • 2014 «Чудный свет», издательство «Петроглиф»
  • 2017 «Надмірный Путь. Стихотворения», Санкт-Петербург: издательство «Пальмира»

Отец Роман Матюшин

© Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин), 2017

© Надпорожская О. С., составление, 2017

© Оформление. ООО «Издательство «Пальмира», АО «Т8 Издательские Технологии», 2017

Как читать стихи иеромонаха Романа

Впервые с иеромонахом Романом (Матюшиным-Правдиным) мы встретились в больнице в Белграде, во время ночной смены. Можно сказать, что я его и не видела, хотя осматривала… но, по доброй привычке врачей старой школы, запомнила навсегда шум и хрипы в его легких, работу сердца, цвет глаз. Со стихами отца Романа я познакомилась на следующий день и тотчас осознала, что это поэзия, которую я искала с тех пор, как стала читать стихи, – поэзия живая, искренняя, боголюбивая, богоискательская, непосредственная, правдивая – на уровне правдивости сердца. Со слезами на глазах я сразу же перевела на сербский язык два стихотворения. И лишь на презентации книги отца Романа узнала, что он знаменит и уважаем в России, что живет пустынником в скиту Ветрово на границе с Эстонией, в болотистой лесистой местности, куда можно добраться только на лодке, так как дорог туда нет. Мне удалось побеседовать с ним, но важнее разговора для меня было то, что этот человек, к моей радости, оказался моим братом и отцом в Едином Духе. Мы говорили на разных языках, но он понимал мои слова так же хорошо, как я его, – каждый звук, каждую запятую, тишину после точки.

Два года мы время от времени переписывались, иногда встречались, и незаметно, по благословению отца Романа, рождалась книга переводов его стихотворений на сербский язык, которая вышла в свет в начале 2016 года как двуязычное издание. Я получала подстрочники от Ирины Стойичевич и моей сестры Горданы Дорословац и превращала их в стихи. Обе они – профессиональные переводчицы, но все же я листала русско-сербские словари, прислушивалась к оборотам, находила новые слова и оттенки значений. Переводчицы говорили, что стихи прекрасны, но трудны для перевода и поэтического переложения. Вскоре я поняла, что переложение стихотворения можно делать, только глубоко погрузившись в него, с вдохновением и в то же время спокойствием. Я стала уделять этому не менее двух часов в день.

Русский язык – нежен, умилителен, с глубоким тембром. Он напоминает голос горлинки – но иногда становится подобен раскатам грома. Сербский язык более резок, однообразен и подобен клекоту соколиному в выси. И как переложить песню горлинки на голос сокола? Возникали проблемы с ударениями, которые необыкновенно важны при исполнении песен – в русском и сербском языках они часто не совпадают. Переводя стихи, я постоянно ощущала глубокую боль их автора о жизни в нашем мире, боль, которая знакома и мне… и жажду одиночества, которое позволяет человеку всецело посвящать себя молитве… и радость спокойного шествия за Христом.

Книга «Осиновая роща» имела в Сербии большой успех. Состоялось несколько презентаций в весьма престижных аудиториях, в прессе были опубликованы положительные отзывы. Для меня особенно трогательным был отклик молодой инокини из Черногории, тоже переводчицы и знатока русской культуры. Она сказала, что такого тонкого поэтического перевода с русского на сербский нигде не встречала, и, хотя она следит за всем, что я пишу, по ее мнению, «Осиновая роща» – это вершина моего творчества. Видно, недаром работа над этой книгой доставляла мне столько радости!

В стихотворениях отца Романа множество прекрасных картин природы – переменчивых акварелей, которые становятся фоном для чувств и размышлений поэта. Но самое важное в поэзии отца Романа – это созидающая сила, которая помогает тебе освободиться от греховных помыслов, утереть слезы, будто росою умыться, встать на ноги – и продолжить свой Путь. Даже когда стихи отца Романа кажутся строгими, суровыми – в них вдруг появляется проблеск нежности и надежда.

Стихотворения его животрепещущи. В них – скромные люди и скромные события повседневной жизни: мать поэта – как будто в сиянии, тень отца, друзья, птицы, русские печи, на которых греются детки и старики, шапки-ушанки, луна, созвездия, снега, цветы, лампады в окнах, зимние узоры на стеклах… Все это очень важно, потому что пробуждает в нас любовь, без которой нет спасения, любовь, которая может стать спасительной для кого-то еще. Прочитав стихи отца Романа, человек может почувствать, что именно сейчас он взошел еще на одну ступень лестницы, ведущей к жизни вечной.

Я не люблю поэтов – этих взрослых, слишком уязвимых, самовлюбленных, подчас умных и обворожительных, но до крайности избалованных детей. Я опасалась, что отец Роман принадлежит к этому типу людей, но вскоре стало очевидно, что это не так. Это серьезный, самостоятельный человек, свободный в истинном смысле этого слова. Свободу я рассматриваю не только с философской, но и с чисто житейской точки зрения: быть свободным – это уметь жить в одиночестве, без электричества и водопровода, уметь обустроить жилище, организовать питание, стирку, лечение – не только для себя, но и для других, дорогих тебе людей. Не быть рабом вещей, людей, обстоятельств. Отец Роман живет в скудости, сохраняя величественное достоинство, и сияние этого достоинства свободного человека озаряет и восхищает нас при чтении его стихов.

Язык, на котором обращается к нам отец Роман, красив, тщательно вылеплен, без лишних слов, максимально лаконичен… Это богатая антология чудесных народных выражений в глубокой религиозно-философской, истинно православной лирике. Но все это не имело бы для меня такого значения, если бы за каждой его строчкой не ощущалась личная и безграничная любовь ко Христу, к людям и ко всей Божией твари, любовь действенная, подтверждаемая всей его жизнью.

Каждую встречу с поэзией отца Романа, с ним лично или с его близкими я с благодарностью принимаю как милость Божию. И всегда помню, что этот человек был в Сербии во время воздушных налетов НАТО, был на Косово в колоннах беженцев, был в сербских святых местах, на которые нападали арнауты-шиптари. Он не являлся членом официальных делегаций или почетным гостем, каким я бываю в России. Нет! Он лично из скита в русской глубинке сказал «НЕТ!» могущественным правителям и был там, где угрожала смертельная опасность малым людям мира сего, его братьям. У России тогда, несмотря на все желание, не было сил поддержать Сербию, а у иеромонаха из Ветрово хватило и сил, и духа! Поэтому мы верим отцу Роману, недаром носящему и фамилию Правдин.

И в заключение – сцена из жизни в Ветрово. Как-то мы фотографировали на реке лилии. Отец Роман притянул один цветок поближе к моему объективу, а затем нежно отпустил его, будто благословляя. Когда я плохо себя чувствую или просто устала, я вспоминаю облака над рекой и руки, огрубевшие от труда, нежно опускающие в воду цветок, старающиеся не повредить ему. Именно так нужно читать стихи отца Романа: довериться ему, как эта лилия, и, не думая ни о чем другом, погрузиться в его поэзию.

Иеромонах Роман Матюшин — биография

Иеромонах Роман Матюшин — значимая фигура как для православной церкви в России, так и для отечественной поэзии в целом, член Союза писателей.

Он также является замечательным исполнителем, и тем временем, когда батюшка в силу возраста не смог и дальше представлять публике собственные сочинения, за него этим стали заниматься популярные исполнители российской эстрады (Сергей Безруков, Елена Ваенга), а знаменитый писатель, один из самых выдающихся представителей деревенской прозы В. Распутин однажды признался, что сочинения иеромонаха Романа Матюшина его сильно поразили.

Биография батюшки Романа Матюшина

Будущий батюшка появился на свет холодным ноябрьским днем, 16 числа 1954 года. Колыбелью его стало село Рябчёвск Трубчевского района в Брянске. Маленький Александр Иванович (мирское имя монаха) был сыном педагога, преподающей естественные науки — Зои Николаевны и участника Второй мировой войны Ивана Константиновича. Помимо мальчика у Матюшиных было ещё двое детей — Тамара и Света.

Мать Сашеньки была истинно верующим человеком. Она тайно вынимала иконы из чемодана под кроватью, давала своим детям приложиться к ним и убирала обратно — в неспокойные послевоенные времена по-другому было нельзя. Маленькому сыну она читала Евангелие. Когда дети немного подросли, Зоя Николаевна, её сестра и малыши отправились в Брянск — принимать Святое Крещение. Ещё на этом этапе своей жизни Саша задумался о монашестве.

Александр Матюшин всегда был близок к литературе и творчеству, но жизнь заставила его пройти через множественные испытания, прежде чем она допустила творца к любимому ремеслу. После поступления на факультет филологии государственного университета в Калмыкии и его окончания, Саша работал на заводе, производящем силикатные материалы, грузчиком на пилораме, плотником.

Следующие профессии батюшки были иными, они словно бы вели будущего иеромонаха к его истинному предназначению. Александр Иванович устроился учителем музыки в школу, художественным руководителем во Дворце культуры. Тем не менее, даже работая в тяжелых условиях лесозаготовок он не смог отказаться от данного свыше дара и занимался творчеством — писал лирику, прозу, песни.

В 1980 году Александр твердо решил преподнести свою жизнь служению Богу и отправился на поступление в Вильнюсский Свято-Духов монастырь, а через три года был пострижен в монахи уже в Псково-Печерском монастыре, взяв на себя честь носить имя Роман (в честь греческого святого Романа Сладкопевца). После двух лет неустанной службы получил сан иеромонаха.

Творчество – духовные стихи и песни

Александр начал писать поэзию ещё в лучшие годы своей молодости, и она даже тогда выделялась поэтической грамотностью и музыкальностью.

До 80-х годов двадцатого столетия творец являлся приверженцем есенинской лирики, но позже всё изменилось — он занялся написанием более одухотворенных стихов, больше подходящих его положению. Священнослужитель достиг внушительных высот на литературном поприще — он является носителем множества наград и держателем бесконечного количества премий.

В начале 90-х годов священнослужитель выпускает сборники лирики «Русский куколь» и «Внимая Божьему веленью» после получения на то разрешения от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Стихотворения оказались настолько красивыми, что их стали накладывать на музыку и исполнять знаменитейшие певцы отечественной эстрады, в числе которых особняком стоит удивительный Кубанский казачий хор.

Для этой цели некоторые знаменитости (например, Сергей Безруков) посещали скит монаха чтобы получить его личное позволение. Тем не менее, одной из удивительных особенностей затворника является то, что он не признает авторских прав.

Одним из самых крупных творений Романа является книга «Там моя Сербия», повествующая о поездке отшельника в охваченную войной страну в 1999 году и описывающая впечатления от увиденного там. Интересное произведение, которое обличает пороки власти и человеческие страдания, не должно оставаться без внимания ни в Сербии, о которой ведется повествование, ни в России.

Где живет и служит

Священник Роман Матюшин служил для прихожан в поселке Кярово города Каменец, а с началом функционирования Киево-Печерской лавры — в ней.

С 1994 года батюшка был благословлен на жизнь и службу в ските Ветрово, где и уединился от всех в 2003 году.

Заключение

Без таких священнослужителей, коим является герой этой статьи, без таких праведников, как говорится, не стоит село. В словах этого человека всегда была (и есть) одна только правда, одно лишь желание сделать этому миру лучше, привести людей к главной победе — победе над собой и духовной чистоте и красоте.

В своих интервью он всегда говорит, что православие — это не цель, а цель — это Бог, и он в этом, конечно, прав. Роман Матюшин-Правдин (так поэт стал подписываться с 2015 года) — человек, жизнь которого предоставлена не только Богу, но и людям, для которых он несет в этот мир красоту и благодать.

Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

Иеромонах Роман (Матюшин)
Интервью сербскому журналу «Геополитика»

Отец Роман, Вы в одиночестве живете на острове посреди болот… Многие подвижники искали уединения, чтобы затем вернуться в мир или из своего уединения обратиться к живущим в миру. Духовники говорили, что место само по себе не спасает. Но всё же: посоветуете ли Вы людям, живущим в духовно загрязненных больших городах, хотя бы время от времени оставлять мегаполисы, искать на природе духовного очищения в молитве и физического оздоровления? При этом, конечно, нужно прославлять не природу, как это насаждает современная экологическая культура, а её Творца.

— Место не спасает. Всюду можно подвизаться или погибать. Всё зависит от того — с Богом или без Бога живёт человек. Конечно же, общение с природой необходимо, ибо она последняя нить, связывающая человека с Творцом. Город ведёт к внешнему, природа помогает вернуться к внутреннему миру, туда, где Царство Божие. Знаю многих людей, которые через красоту Божьего мира пришли к Творцу.

— Когда Вы рассказывали, как во время искушения оставить монастырь отец Николай Гурьянов утешил Вас тем, что спел русскую народную песню, я вспомнил историю одного серба. Он жил в Западной Европе и был неверующим. Живя в чужой стране, он впал в глубокий духовный кризис, но однажды услышал сербскую народную песню — и это принесло его душе большое облегчение. Сегодня, когда на каждом шагу звучит разрушительная рок- и поп-музыка, когда она во всех СМИ, на улицах и в магазинах, насколько важно сохранить народную музыку? Пусть это не всегда путь к духовности, но всё же она определяет культурную и национальную идентичность человека?

— Всё лучшее — и в Сербии, и в России — пришло из народа. Пословицы, поговорки, народные песни, сам язык — неисчерпаемый источник родниковой воды. В трудные годы богоборчества народ сохранил главное — Веру. Народные корни и Православная Вера хранят народ от потери тождественности самому себе, не давая ему стать пищей антихриста, растворившись в вавилонском смешении.

— Духовное пробуждение России сегодня поистине чудесно и величественно. Мы помним, как в советские времена Церковь не могла издавать никакие книги — только богослужебные и Библию. В то время любой духовный импульс был очень важен. Насколько Ваши песни и духовная музыка вообще повлияли на духовное пробуждение России? Я думаю, что для современного человека очень важен первый импульс: духовная песня, книга или разговор. Это помогает ему сделать первый шаг к Церкви, которая есть корабль спасения — а после первого шага уже легче, хотя, конечно, духовная жизнь легкой не бывает.

— Мир нецерковный похож на траву в подземелье: ростки жёлтые, худосочные — другой она и не может быть без света. И каждой травинке кажется, что так и должно быть, потому что у всех один чахлый вид. И если росток остаётся жить без света, то он обречён. Но бывает и так — росток почти вышел наверх, но наткнулся на камешек или щепку и не может пробиться к свету. Вот здесь ему и нужно то, что Вы называете импульсом. Нужно то, что сдвинет камешек или щепку, чтобы росток увидел настоящий мир и ожил. Знаю, что для кого-то этим импульсом в безбожное время были и мои песнопения. Но было бы нескромно говорить, что они как-то повлияли на возрождение России: как может капля влиять на океан?

— Вы говорили, что современный человек зачастую желает принять «разведённое», «облегчённое» Православие — точно так же, как он пьёт хлорированную воду из крана и употребляет синтетические продукты. В духовной жизни мы часто согласны принять только то, что кажется нам приятным, а когда нужно в корне искоренять вредные привычки, страсти, грехи — это уже не так привлекательно. Как набраться мужества для борьбы с самим собой? Отец Симеон из монастыря Рукумия в Сербии часто говорит: «Величайший герой тот, кто победил себя».

— «Облегчённое» Православие не спасительно. Победа над собой — величайшая победа, начало Спасения. Ибо во все века у человека было три врага — сам человек, мир и дьявол. Не победившему себя не победить мир с его страстями и, тем более, дьявола. Но как победить себя без помощи Божией, без Благодати, без Христа? Невозможно. Вот почему человечеству необходимо традиционное Православие.

— Отец Роман, Вы много раз были в Сербии. Первый раз Вы приезжали во время агрессии НАТО в 1999 году. По сравнению с сегодняшним положением это было всё же героическое время. Кажется, после переворота 5 октября 2000 года мощное политическое, экономическое, культурное и законодательное влияние Запада отразилось и на духовном состоянии Сербии. Мы словно оказались в духовном вакууме. Какой Вы видите Сербию сегодня, как нам бороться против «теплоты» (мы и не холодны, и не горячи)? Есть ли в Сербии «вершины», о которых Вы говорили ранее, способные повести сербский народ по его духовному, национальному и эсхатологическому пути? И что Вы скажете об удивительной любви и дружбе сербского и русского народов?

— Ревности, без которой невозможно Спасение, не хватает многим современным христианам. Очень важен живой пример. Земная жизнь с её потребностями и суетой поглощает не только мирян. Мирские пагубные волны вливаются и в Церковь. Старцев, можно сказать, нет. Дальше будет ещё хуже. Нам заповедано Апостолом любви: «Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин. 2:15)». И что же мы видим — представители Церкви заигрывают с миром, потакая его немощам и страстям. Что же касается дружбы сербского и русского народов… Нам дан Великий Дар — Святое Православие, в котором наши вершины. Сохраним Его — сохраним себя. О сербских духовных вершинах: лично знал ныне покойного архимандрита Илиана. Также считаю, что Сербия, и не только Сербия, имеет великий образец для подражания — покойного Патриарха Павла.

— Как бы Вы описали духовное состояние России? Мы видим, что строятся новые храмы, монастыри, развивается сотрудничество Церкви и государства. Во времена, когда христианство подвергается суровым духовным искушениям на Западе и жестоким физическим нападениям на Ближнем Востоке, Россия становится единственной страной, защищающей христианство. Глаза многих свободомыслящих людей обращены к России. Что Вы думаете об этом?

— Да, внешне всё прекрасно, строятся Храмы и монастыри. Но не просто же так сказал святитель Иоанн Златоуст: «Самое страшное гонение, когда нет гонений». Никто не хранит мясо в тепле — нужен мороз или соль. Увы, соль теряет силу, и, тем не менее, церковный народ ещё хранит Божье.

— Отец Роман, напоследок мы просим Вас о духовном поучении для читателей «Геополитики» в Сербии. Люди и их проблемы различны, но каждый духовный совет и поучение драгоценны в наше противоречивое время.

— Вряд ли имею право давать кому бы то ни было советы. И всё же, чтобы облегчить жизнь живущим, хотел бы напомнить некоторые из духовных законов.

Без причины и пользы никто не страдает.
Смиренная душа не страдает.
Любящему Бога всё во благо.

Напоминаем читателям об открытии сайта « Ветрово », посвященном творчеству иеромонаха Романа. Кроме произведение батюшки, рецензий, на сайте есть возможность задать вопрос о.Роману.

Вопросы подготовил главный редактор журнала «Геополитика» Слободан Эрич
Перевод вопросов на русский Ирины Стойичевич

«Геополитика» № 100, август-сентябрь 2016

Иеромонах – это монашествующий священнослужитель. Творчество иеромонаха Романа

Иеромонах – это монашествующий священнослужитель. Соответственно, существует два способа стать иеромонахом: либо священник принимает монашеский постриг, либо монах принимает рукоположение в священники.

Белые и чёрные священники

В Русской православной церкви существует две разновидности священства: белое и чёрное. Белые – это те служители церкви, которые не принимали монашеский постриг, а чёрные – это священнослужители в монашестве. По некоторым данным, существует традиция, когда выпускникам семинарий, перед тем, как стать священниками предлагается либо жениться, либо стать монахом. Из числа иеромонахов выбирают всё высшее духовенство Русской православной церкви.

Иеромонахи – это явление, которое получило широкое распространение лишь в двадцатом столетии. У древних христиан монахов, которые носили священный сан, не было. Если не считать обязанностей служителя церкви, то жизнь иеромонаха ничем не отличается от жизни обыкновенного монаха. Он проживает в монастыре, носит монашеское облачение. При постриге монах даёт следующие обеты, которые должен соблюдать в течение всей последующей жизни: обет нестяжания (отказ от мирских благ), обет безбрачия, обет послушания, обет молитвы. С территории монастыря нельзя выходить, не испросив благословения.

Главные занятия иеромонахов и монахов вообще – это труд и молитва. Обитатели монастырей обязаны трудом добывать себе всё необходимое для существования.

Иеромонах Матюшин

Среди наиболее известных иеромонахов наших дней, можно назвать Фотия Мочалова, лауреата второго сезона телевизионного конкурса «Голос» и иеромонаха Романа.

Песни Иеромонаха Романа знакомы многим почитателям православной поэзии. Александр Иванович Матюшин-Правдин (такое имя носил отец Роман до принятия пострига) родился в 1954 году в Брянской области. Учился на филфаке КалмГУ, но диплома не получил, так как сдавать госэкзамены отказался. Преподавал в школе уроки музыки, также занимался плотницким ремеслом, а одно время был рабочим на силикатном заводе. Уже в юные годы Александр осознал, что его жизненное призвание – стать иеромонахом, это отражено в его ранних стихотворениях.

В начале восьмидесятых годов двадцатого века молодой человек принял решение осуществить свою мечту. Так он оказался в монастыре города Вильнюс, а затем в Псково-Печерском монастыре, где и был пострижен в монахи с именем Роман. Спустя четыре года принял сан иеромонаха. Мать отца Романа, работавшая учительницей в сельской школе, тоже стала монахиней. Все эти годы иеромонах Роман продолжал писать стихи. Первое время монастырской жизни песен он не писал, но, после разговора с одним старым священником, пересмотрел своё отношение к музыке. По его собственным словам, священник сказал ему, что гитара, в отличие от прочих музыкальных инструментов, это инструмент, с помощью которого можно молиться.

Литературный и монашеский труд Иеромонаха Романа

С середины девяностых годов отец Роман несёт монашеский подвиг в скиту Ветрово в Псковской области, где в двухтысячных годах на какое-то время затворялся от мира и держал связь с другими монахами только с помощью записок.

На данный момент опубликовано более двадцати сборников стихов иеромонаха Романа Матюшина, а также более десяти альбомов с песнями автора.

Песни отца Романа исполняются такими известными артистами, как Максим Трошин, Ирина Скорик, Кубанский казачий хор.

Жанна Бичевская, Сергей Безруков и Олег Погудин записали альбомы песен, написанных иеромонахом Романом. Безруков вспоминает, что во время записи альбома работники студии приезжали в скит отца Романа, но пообщаться с ним не удалось, так как тот в это время исполнял обет молчания. Письменное же разрешение на использование его произведений получить удалось. Сам иеромонах считает, что авторских прав существовать не должно, так как стихи и песни даруются человеку Господом.

Из бесед с Романом Матюшиным

В своих немногочисленных интервью иеромонах говорит о некоторых важных для верующего человека вопросах. Отец Роман считает жизнь на природе полезной для духовного развития человека, хотя и говорит, что всё-таки главное не место, а вера в Господа и искренняя молитва.

О силе народного искусства батюшка Роман говорит, что сам испытал эту силу, когда народная песня, спетая Николаем Гурьяновым (священник, автор духовных песен и стихов, в частности, его песни звучат в фильме «Остров» в исполнении Петра Мамонова) укрепила его в решении стать монахом.

Также он говорит о бесполезности «облегчённого» православия, которое, часто воспринимается многими людьми как истинное. Облегчённое — то есть такое, которое основывается только на внешнем исполнении обрядов, без веры в Бога.

В заключение

Песни Романа Матюшина – это образец истинной поэзии, продолжающей традиции русских классиков. Если говорить о музыкальной составляющей, то эти песни уходят своими корнями в русский романс. Слушая эти произведения в авторском исполнении, трудно поверить, что написал и исполнил это иеромонах Роман – наш современник.

Иеромонах Роман

Жизнь и творчество поэта-монаха, отшельника, нашего с вами современника —
облечённая в удивительной красоты стихи-молитвы, пробуждающие сердца от духовной спячки.


Э П И Г Р А Ф


Ещё не все объезжены места,
Не до последней выплаканы строфы.
И всюду – Лик Распятого Христа,
И всюду – продолжение Голгофы.

Имя иеромонаха Романа хорошо знакомо миллионам русских людей. Автор духовных стихов и песен, член союза писателей России, простой русский инок, он давно стал родным и близким для многих ревнителей чистого святоотеческого православия. Кассеты с записями его песен продаются в церквях по всей России. Их поют профессиональные певцы (Жанна Бичевская, Олег Погудин), хорошо известны они и за рубежом.

иеромонах Роман Иеромонах Роман (в миру Александр Матюшин) родился в 1954 г., в семье сельской учительницы, в Рябчевске, небольшом селе Брянской области. Уже в школе начал писать первые стихи, но никому их не показывал: уровень районной газеты его не устраивал, а к кому можно еще обратиться, не знал. Учился на филологическом факультете Калмыцкого госуниверситета, но от выпускных экзаменов отказался, после чего работал плотником, рабочим силикатного завода, художественным руководителем в ДК, учителем музыки в школе.

Призвание к монашеству ощутил уже в ранней юности, а может быть (неосознанно), и в детстве. Мать, Зоя Николаевна Матюшина, работала учительницей в школе, а после смерти мужа стала монахиней в миру в Печорах.

Постриг принял в Псково-Печерском монастыре, потом служил на приходах Псковщины, в Киево-Печерской лавре после ее открытия и, наконец, в 1993 году по благословению правящего архиерея Псковского Евсевия стал единственным насельником скита Ветрово.

Стихи иеромонаха Романа поражают разнообразием: это и исторические баллады, и притчи, и психологические картины-зарисовки с натуры, и философские раздумья, облеченные в рифму, и гневная гражданская лирика, и символические обобщения, и очень личностные воспоминания-размышления.

В скиту Ветрово, упрятанном от шумных городов, поднялась ныне бревенчатая церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Здесь молится отец Роман перед написанной им самим иконой Заступницы Усердной о нашей многострадальной Родине. Здесь, в тишине и безмолвии, которые по воле Божией, стали для батюшки полными, непроницаемыми, из молитв рождаются стихи, которые, верим, должны рождать ответные молитвы у всех, кто их читает, потому что Бог дал отцу Роману его поэзию как образ служения людям, служения своей стране.

Стихи иеромонаха Романа (Матюшина)

Избранные стихотворения
1976-1990г.г.
Белый храм над рекою.


Белый храм над рекою —
Алавастр чистоты.
Благодатным покоем
Утешают кресты.
Улови мгновенье,
Капли на кустах,
Помолись под пенье
Беззаботных птах.
Ночью звезды пророчат,
Утром росы горят,
И ужедшие молча
С фотографий глядят.
На гранитных плитах
Сквозь то мох, то грязь,
Чту слова молитвы
И пиитов вязь.
До чего же знакома
Безответность в слогах
— «Я теперь уже дома,
Ты, прохожий, в гостях».
Не прочтет писатель
Свой нехитрый труд.
Упокой, Создатель,
Зде лежащий люд.
Солнце в каплях играет,
Лик пернатый поет.
И хожу, выбирая,
Где тут место мое.
И стою порою
Меж сырых кустов.
И меня зароют
(Дай, Бог, под крестом).
Суббота перед Вербным,

14 — 22 апреля 1989 г.
п. Кярово

Ах, оставьте, не нужно тревожить.


Ах, оставьте, не нужно тревожить
Эту воду у мокрых обочин.
Лужи спят на раскисшем ложе,
И, конечно, мечтают о большем.
В их мечтах одинокий месяц,
Капли звезд, придорожные кущи.
И никто до утра не месит
Сапогами больные их души.
О, блаженное время покоя,
Одиночества и чистоты.
Холодея в сережках стекольных,
У канавы столпились кусты.
Отстоялись, забылись лужи,
Осторожно, смотри, не задень.
Ведь и так их усталые души
Суетой испохабит день.
И окончится звездный праздник
Под ногами зевак и растяп.
И захаркают лужи грязью,
За раздавленный месяц мстя.
. Спите, лужи. Обиды в прошлом.
Блеск и гладь, хоть неси коньки.
Спите, спите до первой подошвы,
Искалеченные родники.

28 октября 1981 год
Тракай — Вильнюс

Пел соловей, ах, как он пел.


Пел соловей, ах, как он пел,
И тишина ему внимала.
Как я хотел, чтоб он допел
О том, что не начать сначала.
А он свистал весь день и ночь,
А он выделывал коленца,
Как-будто мне хотел помочь
Хотя б немного отогреться.
И плыл туман живой водой,
Стога, стога в тумане плыли.
И даже звезды песне той
Небесным отраженьем были.
А воздух травами пропах,
И я стоял в предверьи рая,
А он трещал в своих кустах,
Людскую славу отвергая.
Я понимал, настанет тишь,
Луна застынет горьким комом.
Ты улетишь и прилетишь,
Но пропоешь уже другому.

14 июня 1990 г., п. Кярово

О, Всепетая Мати! О, Всепетая Мати.


О, Всепетая Мати! О, Всепетая Мати!
Пред иконой чудною слагаю
Словеса хвалебные сии.
Радуйся, Царице Преблагая,
Презри прегрешения мои..
О, Всепетая Мати! О, Всепетая Мати!
На кого воззрю аз, недостойный,
И к кому прибегну в скорбный час?
Призываю Имя Пресвятое,
Мати Света, не остави нас!
О, Всепетая Мати! О. Всепетая Мати!
Ад по мне злорадствует кромешный,
Воды, волны надо мной шумят.
Не остави мя, Надеждо грешних.
Призову Тебя, услыши ми.
О, Всепетая Мати! О, Всепетая Мати!
Петие слезами растворяю,
Пепел яко хлеб снедаю аз.
Радуйся, Царице Преблагая,
Только Ты ещс взыскуешь нас.
О, Всепетая Мати! О, Всепетая Мати!
Воронье одну беду пророчит,
Ископаша чуждии нам ров.
Только б Ты Гефсиманийской ночью
От Руси не отняла Покров.
О, Всепетая Мати! О, Всепетая Мати!
О, Отроковице, Мати Света,
Нету силы отступленье зреть.
Что еще просить мне в жизни этой —
Дай мне православным умереть.
О, Всепетая Мати! О, Всепетая Мати!

4 января 1988 г. с. Родовое


Я лежу на холме.

Я лежу на холме,
На холме стоит крест дубовый.
Ой, горе ж мне.
Летит ворон надо мною,
Говорит мне таковы слова.
Ой, горе ж мне.
— Тридцать лет ты жил и три года.
Так поди, взгляни, что ты заслужил.
Ой, горе ж мне.
За слова свои — тьму кромешную,
За дела свои — муку вечную.
Ой, горе ж мне.
Что ты каркаешь, птица черная,
Что пророчишь мне тьму кромешную.
Ой, горе ж мне.
Ты б летел себе к мертвечатине,
Я хоть и лежу, но пока живой.
Ой, горе ж мне.
Может, взышет нас Всех Взыскание,
Матерь Божия, Богородица.
Ой, горе ж мне.


Смири себя. И Бог тебя простит.


Смири себя. И Бог тебя простит.
И узришь естество в ином звучанье,
И Звёздный мир и дол сорастворит
В непостижимом таинстве молчанья.
Молчание, зовущее горе.
Великим ладом полнится творенье.
И в свете звёзд, и в чуткости дерев —
Во всём я узнаю Богоявленье.
Как близок Бог! Умом не разуметь.
Глаголом не коснуться дивной сути.
И только сердце не престанет петь,
Что Благ Господь! И Милостив! И Чуден!

19 января 1997. Крещение Господне. Скит Ветрово

Великоросс! Какая высота.


Великоросс! Какая высота
В одном именовании твоём!
Но помни, ты без Бога — сирота
(Ужели и теперь не сознаём?).
Великоросс! Сорви с себя ярмо,
Заморский хлам, личины, бубенцы!
Доколь плутать? Иди стезёй прямой,
Которой шли и деды и отцы
(Святые наши деды и отцы!).
Великоросс! Хулу и грязь сотри,
Охальников своих перешагни!
Пусть ад кругом! Россия — Третий Рим!
И соль земли, и свет! Молись! Храни!
Великоросс! Куда ещё нас бить?
От головы до пят сплошная боль!
Решай, не медли — быть или не быть?
Кто на тебя, когда Господь с тобой?

10 декабря 1994. Скит Ветрово

Иеромонах Роман (Матюшин). Новые стихи

В этой теме:

По волнам времен, под парусом веры, или в Пушкинском доме
«Защита и прославление России» — так понимает гений А.С. Пушкина Заслуженная артистка России Тамара Воронина

Любите Родину! Она у нас одна.
В благословенье Господом дана.
У Царственной отнюдь не царский вид,
Но Истину, как некогда хранит.
И пусть себе гогочущие скачут,
Нам Сказано: Блаженны те, кто плачут.
А значит, есть Надежда и в кручине!
О, Родина! Души моей Святыня!

Народу!

Поверженная срамословьем,
Страна в отчаяньи лежит.
Никто отныне не блудит:
Все занимаются любовью…
Мой замордованный народ!
Печальна полоса невзгод,
Прискорбна общая разруха,
Но страшно поруганье духа!
Когда глаголющие лживы,
Когда все силы – для наживы,
Когда забыто благородство,
Когда любуются уродством,
Когда в чести самцы и самки,
А целомудрие на свалке,
Когда содомляне вещают
И нормой срам провозглашают,
Когда священное обрыдло,
Тогда ты не народ, а быдло!
Не потому ли, по заказу,
Выносят мерзость и заразу?
Чтоб жрали и хлебали пойло,
Чтоб горницей казалось стойло,
Чтоб принародно оголялись,
И без конца совокуплялись,
Теряя разум в наслажденьях,
И утопая в испражненьях,
Чтоб, обезумев от зловонья,
Забыли о простом законе:
Толпе, без чести, без стыда,
Не стать народом никогда!

* * *
Душа страны – народ.
Душа народа – вера.
Но вера без Христа – исподний чад.
В Спасении опасны полумеры,
Два направленья – в Царство или в ад.
Не вемы ни чистилищ, ни предцарствий,
Все в этой жизни, дале – Божий Суд.
Жил со Христом? Иди с Христом и царствуй.
Был христоборцем – плач среди иуд.
Какое единенье Света с тьмою?
Имеем единенье Родников.
Анафема – глаголющим иное!
Любовь тому, кто не попрал Любовь!

* * *
Господи мой, Господи! Солнце бытия,
Господи мой, Господи, Радосте моя!
Господи мой, Господи, Повелитель лет,
Господи мой, Господи, Трисиянный Свет.
Господи мой, Господи, Сущий в Небесех,
Господи мой, Господи, Милующий всех.
Господи мой, Господи, Красота красот,
Господи мой, Господи – Поводырь сирот.
Господи мой, Господи, Вечная Любовь,
Господи мой, Господи, Покровитель вдов.
Господи мой, Господи, Всеблагий Творец,
Господи мой, Господи – Праведным Отец.
Господи мой, Господи, Судия судей,
Господи мой, Господи, Любящий людей.
Господи мой, Господи, В безысходный час,
Господи мой, Господи, Не остави нас.

* * *
Зазывают в Эдем. Но лукавые речи не слушай:
Что красоты чужие, коль нет Чистоты и Любви?
Рай для плоти всегда опаляет и совесть и душу,
Есть наследие — Русь – обрети, обживи, обнови.
Да не станет тебе эта ширь, эта даль, как неволя,
Да не будет давить необъятный родной небосвод!
Не суди отчий дом за щемяще заросшее поле, —
Разве только его заполынили ветры невзгод?
Оскудело нутро, обмелела душа у народа,
И толпятся у луж, родники не особо нужны.
Побежденные похотью требуют сраму свободу,
О, свобода греха — разорение чудо-страны!

* * *
Мы засорили суетой
И головы и души,
И видим-слышим только то,
Что жаждем видеть-слушать.
И все идет наперекос,
И жизнь копейкой стала,
Забот и дел не мерян воз,
А нам все мало, мало.
И только охаем-кряхтим,
А жизнь все хуже, хуже,
Расстаться с возом не хотим,
И надрываем души.
А нам вобрать бы навсегда,
Чтоб не жалеть о многом:
На свете есть одна беда –
Не повстречаться с Богом.

* * *
Заколоченный дом. Нет печальней картины.
Кто-то строил и жил, но пришла круговерть.
Все быльем поросло, ни людей, ни скотины,
Гой ты, матушка-Русь! Нету мочи глядеть!
И народ уж не тот, и природа устала
Охолаживать ливнями, жалить огнем.
Но вода и огонь опадают помалу,
Пьяным горе не горе – поэтому пьем.
Лопухи да бурьяны, березки да ивы,
Уж ни сеем, ни пашем, и гнезда не вьем.
И глаза не мозолит у окон крапива,
И душа не болит, что избенка на слом.
С нами явно беда, безысходность сковала,
Дали волю-недолю себя изводить.
И деревня поверженным витязем пала,
И страна в ожидании: быть ей – не быть?

* * *
Народ всегда разумен, а толпа
Всегда пошла, безумна и слепа.
Ужасней мора для страны любой,
Когда народ становится толпой.
Когда на трон возводится порок,
Когда герой Отечества – игрок!
Тогда жратвой становится еда,
И пойлом изгоняется вода.
Но не прикрыть обилием для брюха
Крушение и оскуденье духа.
Без Духа нет народа – что потом?
Без ада ад, огонь или потоп?
Ужели наша Родина пропала?
Ведь верных – капля в море – страшно мало.
Количество тут вовсе не при чем:
Дух Родины витает и в одном.
Чтоб некогда во многих водвориться,
И новою страною возродиться.

* * *
Есть Лики, лица, физии и рожи
(Отчасти знают все, на что похожи).
О Лике можем только лишь мечтать,
Его творит Христова Благодать…
Лицо имеет тот, кто честь имеет,
Кто Родину свою, как мать жалеет,
Кому нутро беда ее щемила,
Кому Святыня – отчая могила…
А кто спесив, и любит лестью жить,
Тот может только физию носить
(Не обезсудьте – правда заставляет –
И среди нас, увы, таких хватает)…
Но есть еще блудливые скабрезы –
Пошлящие с подмостков люди-бесы.
У этих не отыскивай лица:
Там только рожи ихнего отца…
Речь не о них. Храните свои лица,
Чтоб в Вечности им Ликами светиться.

* * *
Как ни живи, а Бога не гневи.
Есть истина извечная, простая:
Собрание людское без любви –
Не братство, не сестричество, а стая.
Что пользы суесловить о святом,
Когда душа во тьме грехополосиц?
…Не всякая обитель — Божий дом,
Не всякий черноризец – Богоносец.
Дай, Боже, нам вобрать чужую боль,
Ни саном, ни жезлом не величаться,
Жить, как дышать, повсюду быть с Тобой
И никогда Тобой не прикрываться!
Господу нашему
Иисусу Христу
Ты есть! И это все! Я счастлив этим!
Исполнилась Тобой душа моя!
Есть Правда и Любовь на белом свете,
И велий Смысл земного бытия!
Ты есть! И это так! И Ты – со мною!
И жалок зложелатель за спиной:
Что может быть худого под луною,
Когда твоя Десница над луной?

* * *
В путь нелегкий и неблизкий,
Сквозь дожди и тьму,
Только посох материнский я с собой возьму.
Будет летнею порою руки охлаждать,
Будет лютою зимою душу согревать.
Помолюсь перед дорогой, молча помолюсь,
И у самого порога с духом соберусь.
И к лазури на раздолье выйду не спеша,
Мир тебе, святая воля – радуйся, душа!
Медный посох, тонкий посох, медная труба,
Неужели ты мне послан, как моя судьба?
Не оставь меня, родная, помоги мольбой,
Сколько будет, сам не знаю,
Длиться путь земной.
А покуда срок не вышел – в келии сижу,
Ожидая знака Свыше, на него гляжу.

Полночное моленье
Когда придется умирать,
Душа начнет перебирать –
На чем бы утвердиться.
Тогда никто не будет мил,
Когда уже не станет сил
Ни плакать, ни молиться.
В потоке непрерывной лжи,
Что называли словом жизнь –
Забрезжит утешенье.
Не наши громкие слова,
Не велехвальная молва –
Полночное моленье.
Когда при полной тишине,
С иконами наедине,
Благословенным часом,
О целом мире забывал,
Христово Имя призывал,
Дышал Сладчайшим Спасом.

Мама утром меня подымала,
Поставляя на стол калачи.
Мама утром меня согревала
Пробуждением русской печи.
За окошком метель завывала,
Все дороги, видать, занесло,
Только это ничуть не пугало:
Мама в доме, а значит – тепло.
Нас тогда не белили ненастья,
Каждый грезил о крае земли.
Мы искали какое-то счастье,
И, конечно, искали вдали.
Как бы не жили – знали – любимы!
Где бы не были – знали – нас ждут!
Материнской любовью хранимы,
Возвращались в родимый уют.
Было с мамою ясно и просто,
Но однажды посупился дом:
Жизнь свою огражденьем погоста
Разделили на до и потом.
Но потом не житье – доживанье,
И не видятся дали светлей…
Жизнь без мамы сродни расставанью
И прощанию с жизнью своей.

Не наглядеться и не надышаться
И видами, и воздухом родным.
Какое счастье – за морем скитаться?
Какая радость – быть всегда чужим?
Как можно жить без племени и рода,
Без Родины и русских куполов?
…Не знает даже мертвая природа,
Чтоб дерево без корня зацвело.

Не случайно природа страдает –
У дорог догорают кусты.
О, земля! Что тебе не хватает?
Чистоты… чистоты… чистоты.
Каждый плачет, когда потеряет,
Поминая былые мечты…
О, душа! Что тебе не хватает?
Чистоты! Чистоты! Чистоты!

Ты знаешь, можно так ограбить,
Что сам заплатишь за грабеж:
Довольно слово испохабить,
И ты уже другим пойдешь.
Речь о подмостковых раденьях,
Срывающих огромный куш.
Иль есть другое ограбленье,
Страшнее ограбленья душ?
Храни себя от этой гнили.
Не соглашаешься, чудак?
Скажи, кого обогатили
Вытье и дерганье макак?
Нет, обезьяны неповинны –
Там и рога, и стук копыт,
И это лишь тому не видно,
Кто стал заложником толпы.

Кто они? Против лицедеев. Иеромонах Роман (Матюшин) 1 min read

Недавно было опубликовано письмо группы режиссеров и актеров (Ф.Бондарчук, Н.Михалков, К.Шахназаров, С.Мирошниченко, О.Табаков и В.Хотиненко), адресованное премьер-министру Дмитрию Медведеву, с предложением разрешить матерщину в фильмах. Письмо вызвало особенное возмущение православной общественности, поскольку его авторы считают себя людьми верующими. Известный православный поэт и публицист иеромонах Роман (Матюшин) прислал нам свой отклик на это письмо в форме памфлета против лицедеев, который мы публикуем в авторской редакции.

Кто они, носящие одежды императоров, патриархов, преступников, торгашей?

Кто эти проповедники разврата, ходящие голышом, блудящие пред всем миром?

Кто эти кощунники, заскакивающие в Храмы на лошадях?

Кто эти живодёры, сбрасывающие лошадей с колокольни?

Кто эти нелюди, питающиеся человеческой кровью?

Кто эти мастера непристойностей, курящие, колющиеся, пьющие, матерящиеся?

Кто они, учащие насиловать, убивать, грабить банки, дома и прохожих?

Кто они, оскверняющие всё, к чему прикасаются своими смрадными душонками?

Кто эти оплеватели отчего дома, заменяющие лицо матери пятнами на её подоле?

Кто эти искатели нечистот, зарабатывающие недугами Родины?

Кто они, глумящиеся над Верой, позволяющие себе проклинать Бога?

Кто они, лавровенчанные грехом и пороком?

Это потомки или последователи тех, кого раньше не допускали в порядочные дома, чьи трупы без христианского погребения зарывали вне кладбища.

Это гниющие отбросы всех времён и народов – «господа» лицедеи!

Какая из лицедейки мать или жена, если она прилюдно оголяется и ложится, с кем ей скажут? Какой из него муж, если он всему миру показывает наготу своей жены? Какой из него отец, если он заставляет оголяться дочь? Кого и что любит это племя? Себя, гениальнейших, славу, деньги, алкоголь, табак, блуд и аплодисменты! То, ради чего они живут, сопровождает лежащих во гробе в последний путь. Лежащие же перевернутся, если сопровождение не потешит тех, кому они служили – бесов.

Люди без совести и стыда, а значит и без чести, заблудившиеся, не донырнувшие до своих глубин, не нашедшие себя в настоящей жизни гордецы с вывернутыми душонками, потерявшие лицо, полезли на экран и сцену, пытаясь вжиться в маски.

Вот «герой» с одним черенком от лопаты, лёгкой прогулочной походкой идёт на явную смерть покорять цитадель (немцам ничего не остаётся, как самоуничтожиться). А вот «герой» в жизни – бьёт в лицо ногой своего безответного и беззащитного обидчика, тот даже увернуться не может: руки вывернуты телохранителями. Вот «герой» показывает, как немец спускает штаны и «бомбит» баржу – наигениальнейшая находка режиссёра, в полной мере отражающая зверства фашистов!

Вот брат «героя» показывает почтальона и его деревню – где пьют, крадут, дерутся и… онанируют! Даже онанировать заставил «правдолюбец»! Без этого же какая полнота и правда русской жизни? Сам почтальон с непротрезвевшим сознанием не может связать двух слов без мата (при ребёнке!), который благородный режиссёр заглушает свистом. И на фоне всего этого безобразия летит ракета. Понятное предостережение западному зрителю: у русских дикарей в пьяных руках такое грозное оружие! Приз, присуждаемый нерусью-русофобами, получен. Кто бы сомневался!

Вот ещё «герой», обретающий мудрость и духовность в драках и постелях, потом самоотверженно и многосерийно защищающий Отечество в штрафбате, в жизни оплевавший и сменивший то, что защищал в кино на Канаду, ради денег приезжающий в «эту рашку».

А вот «жутко верующая» лицедейка (сознающая, что лицедейство грех, но она же снимается редко и только по благословению духовника!) играет русскую (конечно же!) алкоголичку. В конце фильма бабуся молодо пляшет на столе… Неужели после вихляний и кривляний на столе она слезет христианкой? Или безстыдствующие исправят нанесённый вред своим и многим душам тем, что перекрестят лбы в Церкви?

Вот китайское кино, где русских негодяев играют русские же… Смотрите, китайцы на представителей России! Смотрите и делайте выводы!

Вскормленные ложью душегубы и душегубки, какие грехи и пороки ещё не воспеты вами, какими пакостями ещё не облагодетельствованы миллионы?

Лицедеи мнят себя двигателями прогресса – философами, поэтами, историками, психологами. У них на всё своё видение: по-своему видят, по-своему отображают. Пропитанные ложью дутыши, им ли отображать Правду? Пленники фантазий, рабы кадра тужатся непристойностями выразить скорбь. Как без оголения донести горе не горюющей души? Порви нижнюю рубаху, вывали груди – и ценители шедевров тотчас убедятся, что вдова капитана неутешно скорбит. Как без мата выразить богатство нищей, заплывшей жиром души? Как без блуда показать героизм сталинградцев?

Мы живём в перевёрнутом человечестве. То, что было на дне, торжествует на верху. Окурки и подонки (см. словарь Даля) стали «звёздами» и «сливками».

Безчестные и безславные до отрыжки хлебают честь и славу. Несогласные с ними осмеиваются, как ничего не понимающая чернь. Заласканные всеми властями, разлагающиеся в себялюбии и неге, разлагают непотребством народ! Подобно зажравшимся котам, которые от нечего делать вылизывают свои срамные места, их постоянно тянет к сраму – блуду и мату. За них власть, радующаяся поношению Отечества и призам от недругов, деньги от тех, которым вовсе не до жиру, пресса, экраны, микрофоны, подмостки – весь падший мір. Но с нами – Бог! И каждый Его истинный служитель не должен оправдывать лицедейство, отпевая позорящих Христианство лицедеев.

Понимаю, против чего и кого иду. Заигрывающие с міром и его представители заклеймят пишущего невежеством средневековья, зачислят в ненавистники человечества. Не удивлюсь, если обвинят в святотатстве и кощунстве: как же, на «Храм Искусства» замахнулся! Но если в «храме» матерятся, обнажаются и блудят, то это не Храм, а бесовское капище, и потому платить придётся душами участвующих, глядящих и рукоплещущих: их души – главный гонорар и приз князя міра сего. Нынешние призы и гонорары «звёздам» и «сливкам» – вражья приманка агитбригады князя. Да сохранит Господь нас от его козней!

Отец Роман Матюшин

Перед вами страницы Библиотеки духовной науки, электронной библиотеки, в которой собраны труды Рудольфа Штейнера и еще многих людей, посвятивших свою жизнь духовной науке — антропософии. Что такое антропософия? Это можно понять из самого названия — мудрость человека. Человека, являющего собой цель и смысл существования и эволюции Земли, Божественного творения, человека, рядом с которым однажды ходил по Земле Христос, повернувший ход земной истории и эволюции к Духу. С тех пор к Духу человек может и должен приходить с открытыми глазами, в полном сознании и понимании кто он, какая на нем лежит миссия и какие поистине великие цели стоят перед ним и всем человечеством.

Наверное, главное, что отличает антропософию и делает ее наукой, это то, что она обращается именно к способности понимать, к мышлению современного человека, к его возможности непредвзято сверить полученные знания со своим жизненным опытом и тихим голосом истины, звучащим в его душе. Антропософия возвращает подлинный смысл основополагающим понятиям человеческой жизни: вера, свобода, любовь, братство, равенство.

Библиотека не узкоспециальная, наоборот. Антропософия — явление духовной жизни и культуры, менее всего призванное замыкаться в секту. Это дыхание древних мистерий и мифов, святых слов Ветхого и Нового завета, произведений искусства и потока истории, устремленного к нам из будущего. Тем, кто собирается впервые открыть книгу по антропософии, трудно что-то порекомендовать. Люди, нашедшие впоследствии источник познания и сил для творчества в духовной науке, пришли к этому разными путями. И значит, в добрый путь.

«Под антропософией я понимаю научное исследование духовного мира, которое прозревает односторонность как просто природопознания, так и обыкновенной мистики и которое, прежде чем пытаться проникнуть в сверхчувственный мир, сначала развивает в познающей душе бездеятельные в обычном сознании и обычной науке силы; они-то и делают возможным такое проникновение».

«Антропософия есть путь познания, стремящийся привести духовное в человеке к духовному во Вселенной. Она возникает в человеке как потребность сердца и чувства. Свое оправдание она должна находить в том, что она способна утолить эту потребность. Антропософию может признать лишь тот, кто находит в ней искомое им из своей души. Поэтому антропософами могут стать лишь те люди, которые подобно голоду и жажде ощущают жизненную потребность в решении известных вопросов о существе человека и Вселенной».

«Антропософски ориентированная духовная наука не ищет окольных путей, но говорит к людям таким же образом, как это делает современная наука. Только в терминах этой науки духовная наука, если можно так выразиться, говорит о том, что в настоящее время Небо хочет открывать людям. И это должно быть понято. Это есть нечто такое, что духовную науку как таковую, а не общественную жизнь, ставит на передний план; ставит на передний план объективно, а общество делается только ее носителем».

«Антропософски ориентированная духовная наука не является какой-либо теорией или сектантской программой наравне с другими партийными или сектантскими программами, ибо она черпает из того знания, которое можно приобрести, если развитие Земли и развитие человечества постигают в их взаимодействии и в их целостности».

Ссылка на основную публикацию