Отец Роман Матюшин

Отец Роман Матюшин

Разными путями люди приходят к Богу. После распада СССР и крушения антирелигиозной социалистической идеологии многие люди находились на перепутье. Они искали верный путь, жизненную опору. Многие нашли её в православной Вере, которую открыли для себя благодаря творчеству монаха Романа Матюшина — талантливого поэта и писателя, посвятившего свою жизнь служению Господу.

Путь к Господу не бывает прямым и гладким. Стремящегося к Нему человека ждут испытания, призванные укрепить его Веру. Такой трудной и тернистой дорогой приближался к Господу отец Роман.

В 1954 г. в семье фронтовика Ивана Константиновича Матюшина и его жены Зои Николаевны родился долгожданный сын, которого назвали Александр. Жили они в селе Рябчевск Брянской области. Мать работа учителем в местной школе, преподавая естественные науки. Большим семейным секретом была искренняя приверженность Зои Николаевны православной вере.

В доме под кроватью хранились иконы, которые доставали по вечерам для чтения молитв. Прикладывались к святым образам и дети Матюшиных: Светлана, Тамара и маленький Саша. Помимо икон в семье хранилось Евангелие, которое часто читали всей семьёй.

О других известных церковных деятелях:

В раннем возрасте мать отвезла Александра и его сестёр в Брянск. Здесь они приняли Крещение, которое произвело на шестилетнего мальчика сильное впечатление. Уже в зрелом возрасте, приняв монашеский постриг, он вспоминал, что в этот момент почувствовал необыкновенную легкость и тепло в душе.

Учёба в школе давалась Саше легко. Помимо школьных предметов он осваивал игру на фортепиано и гитаре, учился пенсию, читал много книг и занимался карате. Имея множество разносторонних увлечений Александр не забывал о Боге. Он ежедневно молился, укрепляя свою веру и утверждался в желании посвятить себя служению Господу.

Интересно: уже в школьные годы будущий православный поэт начал писать стихи. В старших классах школы он написал строки, в которых говорил о своей мечте стать монахом.

После школы Александр высказал желание поступить в духовную семинарию. Но мать отговорила его от этого шага, так как поступление сына в духовное училище повлекло бы её увольнение из школы. Любящий сын послушал мать и стал студентом филологического факультета Калмыцкого университета. Начитанный и прилежный молодой человек успешно осваивал учебные предметы, но по неизвестной причине он отказался от сдачи итоговых экзаменов и получения диплома.

В течение нескольких лет Александр путешествовал по стране, трудясь в различных отраслях. Он жил в северном городе Полярный, где трудился в бригаде плотников-отделочников. Затем работал учителем музыки, художественным руководителем в Доме Творчества, грузчиком. Но ни одно из занятий не приносило мира и покоя его душе.

Монашество

В 1980 г. Александр Матюшин осуществляет свою давнюю мечту и стал послушником в монастыре Святого Духа в городе Вильнюс. В 1981 г. он перешёл в монашескую общину Псково-Печерского монастыря. Здесь же через 2 года послушник Александр принял монашеский постриг, взяв имя Роман в честь византийского религиозного поэта святого Романа Сладкопевца.

После принятия постриг отец Роман нёс служение в различных приходах псковской земли. В течение некоторого времени он являлся насельником возрождающейся Киево-Печерской лавры. В 1985 г. Роман был рукоположен в иеромонахи. В этом же году после смерти супруга монашеский постриг приняла его мать. Зоя Николаевна приняла имя Зосимы.

Интересно: послушник Александр нёс служение в приходское доме при церкви деревни Лосицы. Архимандрит Тихон (Шевкунов) в своём произведении «Несвятые святые» вспоминает, что молодой человек ходил на прогулки с железным ломом, так как он помогал поддерживать физическую форму. Спал он в гробу, стоящей в отдельном закутке. Он помогал юному подвижнику помнить о смертном часе.

Отшельничество

В течение 10 лет нёс службу отец Роман в приходах псковской епархии. В 1994 г. он поселился в скиту Ветрово, который находится в нескольких километрах от деревни Боровик. В 80-е гг. здесь жил иеромонах Досифей, известный в епархии подвижническим образом жизни.

В 90-е годы Роман Матюшин продолжал с благословения старца Николая Гурьянова и петербургского митрополита Иоанна заниматься творчеством. При этом он совершает богослужения в небольшой деревянной церкви, освященной во имя иконы Богородицы «Взыскание погибших» и домовом храме Серафима Саровского.

В 2013 г. иеромонах Роман решил полностью затвориться от мира в своём скиту. Приняв подвиг отшельничества, подвижник продолжает заниматься творчеством и иногда принимает паломников, в сердце которых неизгладимый след оставили его стихи и проза.

Творческая деятельность

Писательский талант отца Романа — Дар Господа, с помощью которого православный поэт открывает дорогу к Богу в сердцах простых людей. Тематика произведений монаха не ограничивается религиозной темой. Многие его работы являются откликом на события, происходящие в России.

Отец Роман получил известность как автор и исполнитель православных религиозных песен и песнопения. До конца 90-х гг. XX в. он самостоятельно исполнял свои произведения. Проникновенные слова, тихий голос исполнителя и спокойные звуки гитары проникли в сердца людей, пробуждая их души. Многие из них обратились к православию и пришли в храмы.

Одной из самых популярных песен отца Романа Матюшина является следующая композиция:

Теплится лампада, свет свечи веселый,

Старый инок шепчет, голову склоня:

— Милостивый Боже, я познал глаголы

«Симоне Ионин, любиши ли Мя?».

Катятся беззвучно слезы восковые,

Воздыхает старец, всей душой томясь.

Что сказать на эти словеса живые

— «Симоне Ионин, любиши ли Мя?»

Тихо шепчет старец, не подымет взора.

Волны, воды снова надо мной шумят.

— Дай мне покаянье, Рекший без укора:

» Симоне Ионин, любиши ли Мя?«

Молится подвижник, лик и строг и светел.

Плач коснулся сердца, теплотой щемя.

Оскорбе же Симон, что услышал в третий:

«Симоне Ионин, любиши ли Мя?»

О, Святый Апостол, ты Свое паденье

Вон исшед оплакал, помянув глагол.

Но до самой смерти в петушином пеньи

Слышалось средь ночи: «Аз не вем Его».

Плачет старый инок: «О, моя Отрадо!

Мати Пресвятая, я Тебя молю.

Дай сказать от сердца с тем, кто трижды падал:

Господи, Ты веси, яко Тя люблю.»

Теплится лампада, свет свечи веселый,

Старый инок шепчет, голову клоня.

— Милостивый Боже, я познал глаголы

«Симоне Ионин, любиши ли Мя?»

Песни на стихи монаха исполняют некоторые современные артисты. К ним относятся:

  • Жанна Бичевская;
  • Сергей Безруков;
  • Елена Ваенга;
  • Олег Погудин.

Инок пишет не только песни, но и духовные стихи. Как и песенные тексты, они имеют глубокий смысл, душевность, несут божественный свет в души людей. Некоторые стихи православного поэта изучаются в российских школах. Ученики с их помощью приобщаются к духовной жизни, учатся любить и уважать Родину.

Не день, а сказка! Солнце и лазурь!

Блистанье снега непосильно оку!

В засеребрённом царственном лесу

Всё светится поэзией высокой.

И лес стоит величественно-нем

И посыпает кочи белой грустью.

Вбираю в грудь поэму из поэм

И радуюсь, что вырос в Святорусьи.

Помимо стихотворений отец Роман пишет прозаические тексты. Самое известное произведение инока, написанное в прозе, называется «Там моя Сербия». Оно состоит из очерков и рассказов, написанных под впечатлением от поездки по Сербии.

Часто короткие эссе монаха посвящены событиям и явлениям, происходящим в общественной жизни России. В них батюшка твердо защищает православную веру, основные моральные и нравственные принципы. Последние годы отец Роман подписывает свои произведения двойной фамилией Матюшин-Правдин. Вторая фамилия — это не выдуманный псевдоним, отражающий любовь автора к правде, а родовая фамилия его бабушки.

В произведениях иеромонаха Романа Матюшина содержится призыв к духовному очищению и открытию своего сердца для Господа. Он ведёт жизнь истинного подвижника, посвящая себя служению, творчеству и праведному труду во славу Господа.

Иеромонах Роман Матюшин — биография

Иеромонах Роман Матюшин — значимая фигура как для православной церкви в России, так и для отечественной поэзии в целом, член Союза писателей.

Он также является замечательным исполнителем, и тем временем, когда батюшка в силу возраста не смог и дальше представлять публике собственные сочинения, за него этим стали заниматься популярные исполнители российской эстрады (Сергей Безруков, Елена Ваенга), а знаменитый писатель, один из самых выдающихся представителей деревенской прозы В. Распутин однажды признался, что сочинения иеромонаха Романа Матюшина его сильно поразили.

Биография батюшки Романа Матюшина

Будущий батюшка появился на свет холодным ноябрьским днем, 16 числа 1954 года. Колыбелью его стало село Рябчёвск Трубчевского района в Брянске. Маленький Александр Иванович (мирское имя монаха) был сыном педагога, преподающей естественные науки — Зои Николаевны и участника Второй мировой войны Ивана Константиновича. Помимо мальчика у Матюшиных было ещё двое детей — Тамара и Света.

Мать Сашеньки была истинно верующим человеком. Она тайно вынимала иконы из чемодана под кроватью, давала своим детям приложиться к ним и убирала обратно — в неспокойные послевоенные времена по-другому было нельзя. Маленькому сыну она читала Евангелие. Когда дети немного подросли, Зоя Николаевна, её сестра и малыши отправились в Брянск — принимать Святое Крещение. Ещё на этом этапе своей жизни Саша задумался о монашестве.

Александр Матюшин всегда был близок к литературе и творчеству, но жизнь заставила его пройти через множественные испытания, прежде чем она допустила творца к любимому ремеслу. После поступления на факультет филологии государственного университета в Калмыкии и его окончания, Саша работал на заводе, производящем силикатные материалы, грузчиком на пилораме, плотником.

Следующие профессии батюшки были иными, они словно бы вели будущего иеромонаха к его истинному предназначению. Александр Иванович устроился учителем музыки в школу, художественным руководителем во Дворце культуры. Тем не менее, даже работая в тяжелых условиях лесозаготовок он не смог отказаться от данного свыше дара и занимался творчеством — писал лирику, прозу, песни.

В 1980 году Александр твердо решил преподнести свою жизнь служению Богу и отправился на поступление в Вильнюсский Свято-Духов монастырь, а через три года был пострижен в монахи уже в Псково-Печерском монастыре, взяв на себя честь носить имя Роман (в честь греческого святого Романа Сладкопевца). После двух лет неустанной службы получил сан иеромонаха.

Творчество – духовные стихи и песни

Александр начал писать поэзию ещё в лучшие годы своей молодости, и она даже тогда выделялась поэтической грамотностью и музыкальностью.

До 80-х годов двадцатого столетия творец являлся приверженцем есенинской лирики, но позже всё изменилось — он занялся написанием более одухотворенных стихов, больше подходящих его положению. Священнослужитель достиг внушительных высот на литературном поприще — он является носителем множества наград и держателем бесконечного количества премий.

В начале 90-х годов священнослужитель выпускает сборники лирики «Русский куколь» и «Внимая Божьему веленью» после получения на то разрешения от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Стихотворения оказались настолько красивыми, что их стали накладывать на музыку и исполнять знаменитейшие певцы отечественной эстрады, в числе которых особняком стоит удивительный Кубанский казачий хор.

Для этой цели некоторые знаменитости (например, Сергей Безруков) посещали скит монаха чтобы получить его личное позволение. Тем не менее, одной из удивительных особенностей затворника является то, что он не признает авторских прав.

Одним из самых крупных творений Романа является книга «Там моя Сербия», повествующая о поездке отшельника в охваченную войной страну в 1999 году и описывающая впечатления от увиденного там. Интересное произведение, которое обличает пороки власти и человеческие страдания, не должно оставаться без внимания ни в Сербии, о которой ведется повествование, ни в России.

Где живет и служит

Священник Роман Матюшин служил для прихожан в поселке Кярово города Каменец, а с началом функционирования Киево-Печерской лавры — в ней.

С 1994 года батюшка был благословлен на жизнь и службу в ските Ветрово, где и уединился от всех в 2003 году.

Заключение

Без таких священнослужителей, коим является герой этой статьи, без таких праведников, как говорится, не стоит село. В словах этого человека всегда была (и есть) одна только правда, одно лишь желание сделать этому миру лучше, привести людей к главной победе — победе над собой и духовной чистоте и красоте.

В своих интервью он всегда говорит, что православие — это не цель, а цель — это Бог, и он в этом, конечно, прав. Роман Матюшин-Правдин (так поэт стал подписываться с 2015 года) — человек, жизнь которого предоставлена не только Богу, но и людям, для которых он несет в этот мир красоту и благодать.

Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

Иеромонах Роман (Матюшин)
Интервью сербскому журналу «Геополитика»

Отец Роман, Вы в одиночестве живете на острове посреди болот… Многие подвижники искали уединения, чтобы затем вернуться в мир или из своего уединения обратиться к живущим в миру. Духовники говорили, что место само по себе не спасает. Но всё же: посоветуете ли Вы людям, живущим в духовно загрязненных больших городах, хотя бы время от времени оставлять мегаполисы, искать на природе духовного очищения в молитве и физического оздоровления? При этом, конечно, нужно прославлять не природу, как это насаждает современная экологическая культура, а её Творца.

— Место не спасает. Всюду можно подвизаться или погибать. Всё зависит от того — с Богом или без Бога живёт человек. Конечно же, общение с природой необходимо, ибо она последняя нить, связывающая человека с Творцом. Город ведёт к внешнему, природа помогает вернуться к внутреннему миру, туда, где Царство Божие. Знаю многих людей, которые через красоту Божьего мира пришли к Творцу.

— Когда Вы рассказывали, как во время искушения оставить монастырь отец Николай Гурьянов утешил Вас тем, что спел русскую народную песню, я вспомнил историю одного серба. Он жил в Западной Европе и был неверующим. Живя в чужой стране, он впал в глубокий духовный кризис, но однажды услышал сербскую народную песню — и это принесло его душе большое облегчение. Сегодня, когда на каждом шагу звучит разрушительная рок- и поп-музыка, когда она во всех СМИ, на улицах и в магазинах, насколько важно сохранить народную музыку? Пусть это не всегда путь к духовности, но всё же она определяет культурную и национальную идентичность человека?

— Всё лучшее — и в Сербии, и в России — пришло из народа. Пословицы, поговорки, народные песни, сам язык — неисчерпаемый источник родниковой воды. В трудные годы богоборчества народ сохранил главное — Веру. Народные корни и Православная Вера хранят народ от потери тождественности самому себе, не давая ему стать пищей антихриста, растворившись в вавилонском смешении.

— Духовное пробуждение России сегодня поистине чудесно и величественно. Мы помним, как в советские времена Церковь не могла издавать никакие книги — только богослужебные и Библию. В то время любой духовный импульс был очень важен. Насколько Ваши песни и духовная музыка вообще повлияли на духовное пробуждение России? Я думаю, что для современного человека очень важен первый импульс: духовная песня, книга или разговор. Это помогает ему сделать первый шаг к Церкви, которая есть корабль спасения — а после первого шага уже легче, хотя, конечно, духовная жизнь легкой не бывает.

— Мир нецерковный похож на траву в подземелье: ростки жёлтые, худосочные — другой она и не может быть без света. И каждой травинке кажется, что так и должно быть, потому что у всех один чахлый вид. И если росток остаётся жить без света, то он обречён. Но бывает и так — росток почти вышел наверх, но наткнулся на камешек или щепку и не может пробиться к свету. Вот здесь ему и нужно то, что Вы называете импульсом. Нужно то, что сдвинет камешек или щепку, чтобы росток увидел настоящий мир и ожил. Знаю, что для кого-то этим импульсом в безбожное время были и мои песнопения. Но было бы нескромно говорить, что они как-то повлияли на возрождение России: как может капля влиять на океан?

— Вы говорили, что современный человек зачастую желает принять «разведённое», «облегчённое» Православие — точно так же, как он пьёт хлорированную воду из крана и употребляет синтетические продукты. В духовной жизни мы часто согласны принять только то, что кажется нам приятным, а когда нужно в корне искоренять вредные привычки, страсти, грехи — это уже не так привлекательно. Как набраться мужества для борьбы с самим собой? Отец Симеон из монастыря Рукумия в Сербии часто говорит: «Величайший герой тот, кто победил себя».

— «Облегчённое» Православие не спасительно. Победа над собой — величайшая победа, начало Спасения. Ибо во все века у человека было три врага — сам человек, мир и дьявол. Не победившему себя не победить мир с его страстями и, тем более, дьявола. Но как победить себя без помощи Божией, без Благодати, без Христа? Невозможно. Вот почему человечеству необходимо традиционное Православие.

— Отец Роман, Вы много раз были в Сербии. Первый раз Вы приезжали во время агрессии НАТО в 1999 году. По сравнению с сегодняшним положением это было всё же героическое время. Кажется, после переворота 5 октября 2000 года мощное политическое, экономическое, культурное и законодательное влияние Запада отразилось и на духовном состоянии Сербии. Мы словно оказались в духовном вакууме. Какой Вы видите Сербию сегодня, как нам бороться против «теплоты» (мы и не холодны, и не горячи)? Есть ли в Сербии «вершины», о которых Вы говорили ранее, способные повести сербский народ по его духовному, национальному и эсхатологическому пути? И что Вы скажете об удивительной любви и дружбе сербского и русского народов?

— Ревности, без которой невозможно Спасение, не хватает многим современным христианам. Очень важен живой пример. Земная жизнь с её потребностями и суетой поглощает не только мирян. Мирские пагубные волны вливаются и в Церковь. Старцев, можно сказать, нет. Дальше будет ещё хуже. Нам заповедано Апостолом любви: «Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин. 2:15)». И что же мы видим — представители Церкви заигрывают с миром, потакая его немощам и страстям. Что же касается дружбы сербского и русского народов… Нам дан Великий Дар — Святое Православие, в котором наши вершины. Сохраним Его — сохраним себя. О сербских духовных вершинах: лично знал ныне покойного архимандрита Илиана. Также считаю, что Сербия, и не только Сербия, имеет великий образец для подражания — покойного Патриарха Павла.

— Как бы Вы описали духовное состояние России? Мы видим, что строятся новые храмы, монастыри, развивается сотрудничество Церкви и государства. Во времена, когда христианство подвергается суровым духовным искушениям на Западе и жестоким физическим нападениям на Ближнем Востоке, Россия становится единственной страной, защищающей христианство. Глаза многих свободомыслящих людей обращены к России. Что Вы думаете об этом?

— Да, внешне всё прекрасно, строятся Храмы и монастыри. Но не просто же так сказал святитель Иоанн Златоуст: «Самое страшное гонение, когда нет гонений». Никто не хранит мясо в тепле — нужен мороз или соль. Увы, соль теряет силу, и, тем не менее, церковный народ ещё хранит Божье.

— Отец Роман, напоследок мы просим Вас о духовном поучении для читателей «Геополитики» в Сербии. Люди и их проблемы различны, но каждый духовный совет и поучение драгоценны в наше противоречивое время.

— Вряд ли имею право давать кому бы то ни было советы. И всё же, чтобы облегчить жизнь живущим, хотел бы напомнить некоторые из духовных законов.

Без причины и пользы никто не страдает.
Смиренная душа не страдает.
Любящему Бога всё во благо.

Напоминаем читателям об открытии сайта « Ветрово », посвященном творчеству иеромонаха Романа. Кроме произведение батюшки, рецензий, на сайте есть возможность задать вопрос о.Роману.

Вопросы подготовил главный редактор журнала «Геополитика» Слободан Эрич
Перевод вопросов на русский Ирины Стойичевич

«Геополитика» № 100, август-сентябрь 2016

Стихи иеромонаха Романа Матюшина

ПОЛНОЧНОЕ МОЛЕНИЕ
Когда придется умирать,
Душа начнет перебирать,
На чем бы утвердиться.
Тогда никто не будет мил,
Когда уже не станет сил
Ни плакать, ни молиться.
В потоке непрерывной лжи,
Что называли словом жизнь, —
Забрезжит утешенье.
Не наши громкие слова,
Не велехвальная молва —
Полночное моленье.
Когда при полной тишине,
С иконами наедине,
Благословенным часом,
О целом мире забывал,
Христово Имя призывал,
Дышал Сладчайшим Спасом.

† † †
Чем человек отличен от скота?
Имеет слово? Слабое отличье.
В наш век, когда кругом нечистота,
Скотов словесных — аж до неприличья.
Да ведь и птицы могут говорить, —
Сегодня кто уж только не ученый,
И как царя природы отличить
От попугая или от вороны?
(Немного отвлекусь — не повредит,
Поскольку в жизни всякое бывает,
Не радуйтесь, что птица говорит, —
Хозяин все равно не понимает).
Скоту не свойственно стремленье ввысь,
Не может и не знает, как молиться…
О, человек! Молись! Молись! Молись!
Чтоб невзначай в скота не превратиться.

О, СЛОВО!
О, слово! В таинстве рождаясь,
Таишь в себе родство с былым:
Гнилую душу покидая,
Само становишься гнилым.
О, слово! Духа дохновенье,
Что значишь ты в любой судьбе,
Когда погибель иль спасенье
Зависит от любви к тебе?
Храните слово с колыбели,
Перевивая Чистотой,
Чтоб матери как прежде пели
Напевы Родины Святой.
Спасайте слово всенабатно
От пошлых уст, заморской тли,
Оно воздаст тысячекратно —
Спасением Родной Земли.

† † †
А на ветвях все меньше позолоты,
Хотя трава местами зелена.
И журавли скудеют в перелетах —
Что говорить, предзимье — не весна.
И все же не напрасно было лето,
И не к чему кручина на челе,
Ведь журавленок в дальней части света
Благовествует о родной земле.

† † †
Цель общежительной юдоли
Нам вверена по старине:
Чтоб умерщвлять худую волю,
Не думать о грядущем дне.
Вершину жития родного
Пустынножитель видит в том,
Чтоб дух избавить от земного,
Соединять его с Христом.
Все это было, есть и будет,
Пометили — не тщетен труд.
Есть вехи. …Ну а как же люди,
Что в мире суетном живут?
Какое в мире послушанье?
Поди, в заботах помолись!
…А в мире, если б не роптанье,
Скорбями б многие спаслись.

† † †
Христианин! Какое слово!
В нем Имя Божие звучит,
В нем свет Сияния Христова,
Венец тому, кто устоит!
Христианин! И ад трясется,
Услышав, Кто твой Господин.
Нет выше звания под солнцем,
Чем звание Христианин!
Нет большей Чести быть Христовым!
У каждого надежда есть,
И, если жизнью не готовы,
Хоть смертью оправдаем Честь!

РОССИЯ!
О, сколько ты в себя вместила!
И грусть немеренных равнин,
И причитанья у могилок,
И сирый журавлиный клин.
И почернелые избушки,
И тихие разливы вод,
И деревенские церквушки,
И многостраждущий народ.
И нерастраченную совесть,
И тайну Млечного моста.
Но главная твоя особость —
Тебе не выжить без Христа.
Другим довольно зрелищ, хлеба:
Душа — рабыня кошелька.
Но ты не надышалась Небом,
И потому так велика!
И если вдруг тебя погубят,
То и самим врагам не жить:
Вселенная могилой будет —
Иначе не похоронить.

† † †
Псалтирь Святая многие столетья
О Милости Творца нам говорит.
Давным-давно жил человек на свете,
Был пастухом — пророк возвел в цари.
Блаженны времена, когда пророки
По воле Божьей ставили на трон.
Но мы забыли добрые уроки,
Теперь что ни толпа, то свой Дадон.
Отдав толпе пророческое право,
И Божий глас страстями заглушив,
Мы видим поругание Державы,
Ее величия, ее души.
Пока Псалтирь не станет всенародной,
Пока Держава не вольется в Храм,
Мы так и будем ширью многоводной,
Желанною пиратским кораблям.

† † †
Псалмы, каноны Всенощного бденья…
Кто клонит ухо, понимая суть?
А те, что только взяты от Крещенья,
И вовсе это бремя не несут.
Сплошные обязательства и позы,
Того нельзя, а этого не сметь!
Со всех сторон запреты да угрозы,
Ты должен, должен! — Проще помереть.
Зачем же не по силам возлагаем?
Они — младенцы, что детей корить?
Мы просто их из Храмов выгоняем,
Пытаясь твердой пищею кормить.
И сами-то еще не прожевали…
Но в чем оно — грудное молоко?
Оно в Любви и Свете, чтобы знали —
Сначала Радость, а потом Закон.
Пусть постоят, помолятся, как могут,
По-детски неумело иль без слов,
Тогда окажутся, быть может, с Богом,
И не таким ничтожнейшим числом.
Богослужения не отменяем:
Свечою светится церковный чин.
Но мы-то сами! Разве просвещаем?
Не опаляем ли огнем свечи?

ПОРТРЕТ
Кишинев. Тюрьма. Одна из камер.
Возле нар горюнится портрет:
Дочка, убиенная руками
Той, что родила ее на свет.
Девушка, как Ангел белокрылый,
Впрочем, не о ней печаль у нас.
Горе-мама, что ж ты натворила!
Не себя ль зарезала в тот час?
Что суды! Что эти приговоры!
Дочке было восемнадцать лет…
И глядит на мать немым укором
Душераздирающий потрет.

Скит Ветрово
Газета «Православный Санкт-Петербург»

Иеромонах – это монашествующий священнослужитель. Творчество иеромонаха Романа

Иеромонах – это монашествующий священнослужитель. Соответственно, существует два способа стать иеромонахом: либо священник принимает монашеский постриг, либо монах принимает рукоположение в священники.

Белые и чёрные священники

В Русской православной церкви существует две разновидности священства: белое и чёрное. Белые – это те служители церкви, которые не принимали монашеский постриг, а чёрные – это священнослужители в монашестве. По некоторым данным, существует традиция, когда выпускникам семинарий, перед тем, как стать священниками предлагается либо жениться, либо стать монахом. Из числа иеромонахов выбирают всё высшее духовенство Русской православной церкви.

Иеромонахи – это явление, которое получило широкое распространение лишь в двадцатом столетии. У древних христиан монахов, которые носили священный сан, не было. Если не считать обязанностей служителя церкви, то жизнь иеромонаха ничем не отличается от жизни обыкновенного монаха. Он проживает в монастыре, носит монашеское облачение. При постриге монах даёт следующие обеты, которые должен соблюдать в течение всей последующей жизни: обет нестяжания (отказ от мирских благ), обет безбрачия, обет послушания, обет молитвы. С территории монастыря нельзя выходить, не испросив благословения.

Главные занятия иеромонахов и монахов вообще – это труд и молитва. Обитатели монастырей обязаны трудом добывать себе всё необходимое для существования.

Иеромонах Матюшин

Среди наиболее известных иеромонахов наших дней, можно назвать Фотия Мочалова, лауреата второго сезона телевизионного конкурса «Голос» и иеромонаха Романа.

Песни Иеромонаха Романа знакомы многим почитателям православной поэзии. Александр Иванович Матюшин-Правдин (такое имя носил отец Роман до принятия пострига) родился в 1954 году в Брянской области. Учился на филфаке КалмГУ, но диплома не получил, так как сдавать госэкзамены отказался. Преподавал в школе уроки музыки, также занимался плотницким ремеслом, а одно время был рабочим на силикатном заводе. Уже в юные годы Александр осознал, что его жизненное призвание – стать иеромонахом, это отражено в его ранних стихотворениях.

В начале восьмидесятых годов двадцатого века молодой человек принял решение осуществить свою мечту. Так он оказался в монастыре города Вильнюс, а затем в Псково-Печерском монастыре, где и был пострижен в монахи с именем Роман. Спустя четыре года принял сан иеромонаха. Мать отца Романа, работавшая учительницей в сельской школе, тоже стала монахиней. Все эти годы иеромонах Роман продолжал писать стихи. Первое время монастырской жизни песен он не писал, но, после разговора с одним старым священником, пересмотрел своё отношение к музыке. По его собственным словам, священник сказал ему, что гитара, в отличие от прочих музыкальных инструментов, это инструмент, с помощью которого можно молиться.

Литературный и монашеский труд Иеромонаха Романа

С середины девяностых годов отец Роман несёт монашеский подвиг в скиту Ветрово в Псковской области, где в двухтысячных годах на какое-то время затворялся от мира и держал связь с другими монахами только с помощью записок.

На данный момент опубликовано более двадцати сборников стихов иеромонаха Романа Матюшина, а также более десяти альбомов с песнями автора.

Песни отца Романа исполняются такими известными артистами, как Максим Трошин, Ирина Скорик, Кубанский казачий хор.

Жанна Бичевская, Сергей Безруков и Олег Погудин записали альбомы песен, написанных иеромонахом Романом. Безруков вспоминает, что во время записи альбома работники студии приезжали в скит отца Романа, но пообщаться с ним не удалось, так как тот в это время исполнял обет молчания. Письменное же разрешение на использование его произведений получить удалось. Сам иеромонах считает, что авторских прав существовать не должно, так как стихи и песни даруются человеку Господом.

Из бесед с Романом Матюшиным

В своих немногочисленных интервью иеромонах говорит о некоторых важных для верующего человека вопросах. Отец Роман считает жизнь на природе полезной для духовного развития человека, хотя и говорит, что всё-таки главное не место, а вера в Господа и искренняя молитва.

О силе народного искусства батюшка Роман говорит, что сам испытал эту силу, когда народная песня, спетая Николаем Гурьяновым (священник, автор духовных песен и стихов, в частности, его песни звучат в фильме «Остров» в исполнении Петра Мамонова) укрепила его в решении стать монахом.

Также он говорит о бесполезности «облегчённого» православия, которое, часто воспринимается многими людьми как истинное. Облегчённое — то есть такое, которое основывается только на внешнем исполнении обрядов, без веры в Бога.

В заключение

Песни Романа Матюшина – это образец истинной поэзии, продолжающей традиции русских классиков. Если говорить о музыкальной составляющей, то эти песни уходят своими корнями в русский романс. Слушая эти произведения в авторском исполнении, трудно поверить, что написал и исполнил это иеромонах Роман – наш современник.

Информация

Иеромонах Роман (в миру́ — Алекса́ндр Ива́нович Матю́шин) родился 16 ноября 1954 года в селе Рябчёвск в семье потомственного крестьянина, мать — сельская учительница.
С 1972 года учился на философском факультете Калмыцкого государственного университета, но от сдачи выпускных экзаменов отказался. В дальнейшем работал плотником, рабочим силикатного завода, художественным руководителем во Дворце культуры, учителем музыки в школе. В юности серьёзно занимался каратэ.
Стихи Александр начал писать в юности, уже ранние его стихи отличаются поэтической грамотностью, первая публикация появилась в районной газете. До 1980 года он был по преимуществу поэтом есенинской лирики.

Призвание к монашеству он…

Иеромонах Роман (в миру́ — Алекса́ндр Ива́нович Матю́шин) родился 16 ноября 1954 года в селе Рябчёвск в семье потомственного крестьянина, мать — сельская учительница.
С 1972 года учился на философском факультете Калмыцкого государственного университета, но от сдачи выпускных экзаменов отказался. В дальнейшем работал плотником, рабочим силикатного завода, художественным руководителем во Дворце культуры, учителем музыки в школе. В юности серьёзно занимался каратэ.
Стихи Александр начал писать в юности, уже ранние его стихи отличаются поэтической грамотностью, первая публикация появилась в районной газете. До 1980 года он был по преимуществу поэтом есенинской лирики.

Призвание к монашеству он ощутил уже в ранней юности (и об этом свидетельствует поэтическая строка: «Я хочу быть схимником»). 1980 год, когда он поступил в Вильнюсский Свято-Духов монастырь, стал судьбоносной вехой в духовном становлении молодого человека. В 1981 году перешёл в Псково-Печерский монастырь, в котором в 1983 году принял монашеский постриг. Служил на приходах Псковщины (пос. Кярово, г. Каменец), в Киево-Печерской лавре после её открытия. В 1985 рукоположен в иеромонахи (мать его, Зоя Николаевна, также приняла монашеский постриг под именем Зосимы).
В 1993 году митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычёв) подарил иеромонаху Роману свою книгу «Битва за Россию» с напутствием: «Всечестному о. Роману, церковному певцу — на добрую память».

С 1994 года отец Роман по благословению правящего архиепископа Псковского Евсевия (Саввина) живёт и служит в скиту Ветро́во (Псковская епархия) в Псковском районе близ деревни Боровик Серёдкинской волости.

9 октября 2003 года иеромонах Роман затворился от мира в скиту Ветро́во (бывшем старца Досифея), до которого можно добраться только по воде.Несмотря на затвор, продолжает писать стихи.

Иеромонах Роман создал свои произведения первой половины 1990-х годов по благословению Митрополита Иоанна Ленинградского (Санкт-Петербургского и Ладожского). Книги его стихов «Русский куколь» и «Внимая Божьему веленью» изданы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Песни на стихи иеромонаха Романа исполняются Жанной Бичевской, Олегом Погудиным, Сергеем Безруковым, Максимом Трошиным, Еленой Ваенгой, Ириной Скорик, Александром Михайловым, Геннадием и Анастасией Заволокиными, Кубанским казачьим хором.

24 января 2012 года в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург) иеромонаху Роману была вручена Всероссийская православная литературная премия имени Святого благоверного князя Александра Невского 2011 года — «За вклад в русскую поэзию».

Библиография

Стихотворения Иеромонаха Романа (всего 1140 стиха)
Изданные книги со стихами:

1991 «Благословен идущий к Богу», издано в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре
1991 «Камни святых алтарей», издательство: «Производственно-этнографический центр Псковского отделения Всероссийского фонда культуры», Псков, тираж — 100 т. э.
1992 «Стихи покаянные», Новгород
1992 «Земля святая», издано в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре
1995 «Избранное. Стихи и духовные песнопения», Минск
1995 «А жатвы много», Полоцк
1997 «Благословен молитвословья час», Санкт-Петербург
1997, 1998, 2000 «Внимая Божьему веленью», издательство Белорусского Экзархата
1999 «Русь святая зовёт»,…

Стихотворения Иеромонаха Романа (всего 1140 стиха)
Изданные книги со стихами:

1991 «Благословен идущий к Богу», издано в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре
1991 «Камни святых алтарей», издательство: «Производственно-этнографический центр Псковского отделения Всероссийского фонда культуры», Псков, тираж — 100 т. э.
1992 «Стихи покаянные», Новгород
1992 «Земля святая», издано в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре
1995 «Избранное. Стихи и духовные песнопения», Минск
1995 «А жатвы много», Полоцк
1997 «Благословен молитвословья час», Санкт-Петербург
1997, 1998, 2000 «Внимая Божьему веленью», издательство Белорусского Экзархата
1999 «Русь святая зовёт», Ростов-на-Дону
2001 «За церковью черёмуховый цвет…», Ростов-на-Дону
2001 «Душа кричит без слов», Ростов-на-Дону
2002 «Русский куколь», издательство Белорусского Экзархата
2004 «Радоваться Небу», издательство Белорусского Экзархата
2005 «Внимая Божьему веленью», издательство Белорусского Экзархата
2005 «Там моя Сербия: Путевые очерки и стихи», Санкт-Петербург
2006 «Пред всеми душа виновата», издательство Белорусского Экзархата
2008 «Одинокий путь», издательство Белорусского Экзархата
2009 «И горько слово», издательство Белорусского Экзархата
2010 «Пою Богу моему. Избранное», Санкт-Петербург
2012 «Иеромонах Роман. Избранное. Стихотворения 1970—2008» — М.: Изд-во Сретенского монастыря
2013 «Последний снег», издательство «Амфора»
2013 «Созвездие Креста», издательство «Амфора»

Рассказы и статьи:
Там моя Сербия! (иеромонах Роман), 1999
За равноправие! (иеромонах Роман), 2006
С того света (иеромонах Роман), 2010

Иеромонах Роман (Матюшин). Новые стихи

В этой теме:

По волнам времен, под парусом веры, или в Пушкинском доме
«Защита и прославление России» — так понимает гений А.С. Пушкина Заслуженная артистка России Тамара Воронина

Любите Родину! Она у нас одна.
В благословенье Господом дана.
У Царственной отнюдь не царский вид,
Но Истину, как некогда хранит.
И пусть себе гогочущие скачут,
Нам Сказано: Блаженны те, кто плачут.
А значит, есть Надежда и в кручине!
О, Родина! Души моей Святыня!

Народу!

Поверженная срамословьем,
Страна в отчаяньи лежит.
Никто отныне не блудит:
Все занимаются любовью…
Мой замордованный народ!
Печальна полоса невзгод,
Прискорбна общая разруха,
Но страшно поруганье духа!
Когда глаголющие лживы,
Когда все силы – для наживы,
Когда забыто благородство,
Когда любуются уродством,
Когда в чести самцы и самки,
А целомудрие на свалке,
Когда содомляне вещают
И нормой срам провозглашают,
Когда священное обрыдло,
Тогда ты не народ, а быдло!
Не потому ли, по заказу,
Выносят мерзость и заразу?
Чтоб жрали и хлебали пойло,
Чтоб горницей казалось стойло,
Чтоб принародно оголялись,
И без конца совокуплялись,
Теряя разум в наслажденьях,
И утопая в испражненьях,
Чтоб, обезумев от зловонья,
Забыли о простом законе:
Толпе, без чести, без стыда,
Не стать народом никогда!

* * *
Душа страны – народ.
Душа народа – вера.
Но вера без Христа – исподний чад.
В Спасении опасны полумеры,
Два направленья – в Царство или в ад.
Не вемы ни чистилищ, ни предцарствий,
Все в этой жизни, дале – Божий Суд.
Жил со Христом? Иди с Христом и царствуй.
Был христоборцем – плач среди иуд.
Какое единенье Света с тьмою?
Имеем единенье Родников.
Анафема – глаголющим иное!
Любовь тому, кто не попрал Любовь!

* * *
Господи мой, Господи! Солнце бытия,
Господи мой, Господи, Радосте моя!
Господи мой, Господи, Повелитель лет,
Господи мой, Господи, Трисиянный Свет.
Господи мой, Господи, Сущий в Небесех,
Господи мой, Господи, Милующий всех.
Господи мой, Господи, Красота красот,
Господи мой, Господи – Поводырь сирот.
Господи мой, Господи, Вечная Любовь,
Господи мой, Господи, Покровитель вдов.
Господи мой, Господи, Всеблагий Творец,
Господи мой, Господи – Праведным Отец.
Господи мой, Господи, Судия судей,
Господи мой, Господи, Любящий людей.
Господи мой, Господи, В безысходный час,
Господи мой, Господи, Не остави нас.

* * *
Зазывают в Эдем. Но лукавые речи не слушай:
Что красоты чужие, коль нет Чистоты и Любви?
Рай для плоти всегда опаляет и совесть и душу,
Есть наследие — Русь – обрети, обживи, обнови.
Да не станет тебе эта ширь, эта даль, как неволя,
Да не будет давить необъятный родной небосвод!
Не суди отчий дом за щемяще заросшее поле, —
Разве только его заполынили ветры невзгод?
Оскудело нутро, обмелела душа у народа,
И толпятся у луж, родники не особо нужны.
Побежденные похотью требуют сраму свободу,
О, свобода греха — разорение чудо-страны!

* * *
Мы засорили суетой
И головы и души,
И видим-слышим только то,
Что жаждем видеть-слушать.
И все идет наперекос,
И жизнь копейкой стала,
Забот и дел не мерян воз,
А нам все мало, мало.
И только охаем-кряхтим,
А жизнь все хуже, хуже,
Расстаться с возом не хотим,
И надрываем души.
А нам вобрать бы навсегда,
Чтоб не жалеть о многом:
На свете есть одна беда –
Не повстречаться с Богом.

* * *
Заколоченный дом. Нет печальней картины.
Кто-то строил и жил, но пришла круговерть.
Все быльем поросло, ни людей, ни скотины,
Гой ты, матушка-Русь! Нету мочи глядеть!
И народ уж не тот, и природа устала
Охолаживать ливнями, жалить огнем.
Но вода и огонь опадают помалу,
Пьяным горе не горе – поэтому пьем.
Лопухи да бурьяны, березки да ивы,
Уж ни сеем, ни пашем, и гнезда не вьем.
И глаза не мозолит у окон крапива,
И душа не болит, что избенка на слом.
С нами явно беда, безысходность сковала,
Дали волю-недолю себя изводить.
И деревня поверженным витязем пала,
И страна в ожидании: быть ей – не быть?

* * *
Народ всегда разумен, а толпа
Всегда пошла, безумна и слепа.
Ужасней мора для страны любой,
Когда народ становится толпой.
Когда на трон возводится порок,
Когда герой Отечества – игрок!
Тогда жратвой становится еда,
И пойлом изгоняется вода.
Но не прикрыть обилием для брюха
Крушение и оскуденье духа.
Без Духа нет народа – что потом?
Без ада ад, огонь или потоп?
Ужели наша Родина пропала?
Ведь верных – капля в море – страшно мало.
Количество тут вовсе не при чем:
Дух Родины витает и в одном.
Чтоб некогда во многих водвориться,
И новою страною возродиться.

* * *
Есть Лики, лица, физии и рожи
(Отчасти знают все, на что похожи).
О Лике можем только лишь мечтать,
Его творит Христова Благодать…
Лицо имеет тот, кто честь имеет,
Кто Родину свою, как мать жалеет,
Кому нутро беда ее щемила,
Кому Святыня – отчая могила…
А кто спесив, и любит лестью жить,
Тот может только физию носить
(Не обезсудьте – правда заставляет –
И среди нас, увы, таких хватает)…
Но есть еще блудливые скабрезы –
Пошлящие с подмостков люди-бесы.
У этих не отыскивай лица:
Там только рожи ихнего отца…
Речь не о них. Храните свои лица,
Чтоб в Вечности им Ликами светиться.

* * *
Как ни живи, а Бога не гневи.
Есть истина извечная, простая:
Собрание людское без любви –
Не братство, не сестричество, а стая.
Что пользы суесловить о святом,
Когда душа во тьме грехополосиц?
…Не всякая обитель — Божий дом,
Не всякий черноризец – Богоносец.
Дай, Боже, нам вобрать чужую боль,
Ни саном, ни жезлом не величаться,
Жить, как дышать, повсюду быть с Тобой
И никогда Тобой не прикрываться!
Господу нашему
Иисусу Христу
Ты есть! И это все! Я счастлив этим!
Исполнилась Тобой душа моя!
Есть Правда и Любовь на белом свете,
И велий Смысл земного бытия!
Ты есть! И это так! И Ты – со мною!
И жалок зложелатель за спиной:
Что может быть худого под луною,
Когда твоя Десница над луной?

* * *
В путь нелегкий и неблизкий,
Сквозь дожди и тьму,
Только посох материнский я с собой возьму.
Будет летнею порою руки охлаждать,
Будет лютою зимою душу согревать.
Помолюсь перед дорогой, молча помолюсь,
И у самого порога с духом соберусь.
И к лазури на раздолье выйду не спеша,
Мир тебе, святая воля – радуйся, душа!
Медный посох, тонкий посох, медная труба,
Неужели ты мне послан, как моя судьба?
Не оставь меня, родная, помоги мольбой,
Сколько будет, сам не знаю,
Длиться путь земной.
А покуда срок не вышел – в келии сижу,
Ожидая знака Свыше, на него гляжу.

Полночное моленье
Когда придется умирать,
Душа начнет перебирать –
На чем бы утвердиться.
Тогда никто не будет мил,
Когда уже не станет сил
Ни плакать, ни молиться.
В потоке непрерывной лжи,
Что называли словом жизнь –
Забрезжит утешенье.
Не наши громкие слова,
Не велехвальная молва –
Полночное моленье.
Когда при полной тишине,
С иконами наедине,
Благословенным часом,
О целом мире забывал,
Христово Имя призывал,
Дышал Сладчайшим Спасом.

Мама утром меня подымала,
Поставляя на стол калачи.
Мама утром меня согревала
Пробуждением русской печи.
За окошком метель завывала,
Все дороги, видать, занесло,
Только это ничуть не пугало:
Мама в доме, а значит – тепло.
Нас тогда не белили ненастья,
Каждый грезил о крае земли.
Мы искали какое-то счастье,
И, конечно, искали вдали.
Как бы не жили – знали – любимы!
Где бы не были – знали – нас ждут!
Материнской любовью хранимы,
Возвращались в родимый уют.
Было с мамою ясно и просто,
Но однажды посупился дом:
Жизнь свою огражденьем погоста
Разделили на до и потом.
Но потом не житье – доживанье,
И не видятся дали светлей…
Жизнь без мамы сродни расставанью
И прощанию с жизнью своей.

Не наглядеться и не надышаться
И видами, и воздухом родным.
Какое счастье – за морем скитаться?
Какая радость – быть всегда чужим?
Как можно жить без племени и рода,
Без Родины и русских куполов?
…Не знает даже мертвая природа,
Чтоб дерево без корня зацвело.

Не случайно природа страдает –
У дорог догорают кусты.
О, земля! Что тебе не хватает?
Чистоты… чистоты… чистоты.
Каждый плачет, когда потеряет,
Поминая былые мечты…
О, душа! Что тебе не хватает?
Чистоты! Чистоты! Чистоты!

Ты знаешь, можно так ограбить,
Что сам заплатишь за грабеж:
Довольно слово испохабить,
И ты уже другим пойдешь.
Речь о подмостковых раденьях,
Срывающих огромный куш.
Иль есть другое ограбленье,
Страшнее ограбленья душ?
Храни себя от этой гнили.
Не соглашаешься, чудак?
Скажи, кого обогатили
Вытье и дерганье макак?
Нет, обезьяны неповинны –
Там и рога, и стук копыт,
И это лишь тому не видно,
Кто стал заложником толпы.

При две́рех Спас, да вот беда…

Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин), в мiру Александр Иванович Матюшин, родился 16 ноября 1954 года в селе Рябчёвске Трубчевского района Брянской области. По окончании школы учился на филологическом факультете Калмыцкого государственного университета, затем был рабочим, грузчиком, плотником, учителем музыки, художественным руководителем Дворца культуры — и одновременно с этим писал стихи, рассказы и песни. В 1983 году принял постриг в Псково-Печерском монастыре с именем Роман (в честь преподобного Романа Сладкопевца), в 1985-м был рукоположен в иеромонахи. Став монахом, по благословению старца Николая Гурьянова продолжал писать и исполнять песнопения.

Эти песнопения и сделали имя иеромонаха Романа известным во всей России и далеко за её пределами. В девяностые годы они постоянно звучали по радио и на магнитофонных записях в исполнении самого автора, Жанны Бичевской, Олега Погудина, Евгении Смольяниновой и многих других. В песнях отца Романа слышна не только настоящая, редкая поэзия, но и нечто гораздо большее: Божье Слово. Слова Евангелия и Псалтири, соединяясь со строками, продолжающими лучшие традиции русской поэзии, приносят удивительные плоды. Слушая эти песнопения, люди не просто переживают сильные чувства — в этом не было бы никакого смысла, о таком искусстве отец Роман однажды написал: «Молитва ни к кому и в никуда — вот что такое светское искусство!» и говорит иногда: «Сентиментальность — враг духовности». По-настоящему важно только одно: слушая песни отца Романа, люди обретают Бога и приходят в Церковь.

Позже иеромонах Роман перестал исполнять песнопения и, может быть, поэтому многие решили, что он умер. Отчасти эта молва справедлива: принимая монашеский постриг, человек действительно умирает для мiра. И всё же иеромонах Роман и сегодня живёт в глухом скиту Ветро́во и пишет стихи, которые по глубине мысли и красоте слова часто превосходят его прежние песни: ведь все эти годы он рос и как поэт, и как монах и священник. Его стихотворения известны не так широко, как когда-то песнопения: отчасти потому, что вокруг появилось слишком много словесного мусора, отчасти — потому, что отец Роман избегает любой саморекламы, публичности, он не сторонник не знающего чувства меры «миссионерства». И сокровенность его стихов делает их ещё более драгоценными. Эти стихи нужно читать неспешно и вдумчиво, как любую духовную литературу, задерживаясь на тех словах, которые, кажется, сказаны именно о тебе и, может быть, причиняют боль. Среди стихотворений отца Романа встречаются притчи, и часто там, где речь идёт о деревьях и цветах, на самом деле говорится о людях.

Стихотворения иеромонаха Романа — это призыв к переосмыслению жизни и перемене себя, к тому, чтобы возлюбить Бога всем сердцем своим, и всею душою своею, и всем разумением своим, и всею крепостию своею. «Хотелось написать то, что может коснуться сердца другого человека, — говорит отец Роман, — чтобы человек по этим стихам, как по мостику, стал пробираться в сторону Храма Божьего. Направить кого-то к Храму — самая главная задача священника, монаха, мірянина, потому что только во Христе — Истина, Свет, Жизнь, Любовь, Премудрость и Блаженство…».

Перед вами подборка стихотворений иеромонаха Романа, написанных в 2017-2018 годах. Некоторые из них были опубликованы в сборнике «Лазурь святая» (СПб.: Пальмира, 2017), другие — только на сайте «Ветрово» (vetrovo.ru), посвящённом творчеству отца Романа.

Ольга Надпорожская, редактор сборника «Лазурь святая» и сайта «Ветрово»

Отец Роман Матюшин

Роман (значения) — Роман: В Викисловаре есть статья «роман» Роман литературный жанр Роман мужское имя. Роман&#1 … Википедия

Иеромонах Роман — Матюшин Александр Иванович Дата рождения: 16 ноября 1954 Место рождения: Рябчёвск … Википедия

Седьмая вода — Жанр фолк («акустический постфолк») Годы 1987 2001 Страны … Википедия

Хлебников, Велимир — Велимир Хлебников Велимир Хлебников, 1913 год Имя при рождении: Виктор Владимирович Хлебников … Википедия

Госпремия РФ — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Госпремия России — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Государственная премия РФ — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Государственная премия Российской федерации — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Государственная премия России — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Роман (Матюшин)

Иеромонах Роман
Александр Иванович Матюшин
Дата рождения 16 ноября1954 ( 1954-11-16 ) (65 лет)
Место рождения
  • Рябчовск[d] , Трубчевский район , Брянская область , РСФСР , СССР
Страна
  • СССР
  • Россия
Сан иеромонах
Известен как поэт
Церковь Русская православная церковь
Сайт vetrovo.ru
Цитаты в Викицитатнике
Произведения в Викитеке

Иеромона́х Рома́н (в миру Алекса́ндр Ива́нович Матю́шин-Правдин; род. 16 ноября 1954, село Рябчёвск, Брянская область) — иеромонах Русской Православной Церкви, поэт, автор стихов и духовных песнопений, член Союза писателей России.

Родился 16 ноября 1954 года в семье потомственного крестьянина, мать — сельская учительница [1] .

С 1972 года учился на филологическом факультете Калмыцкого государственного университета, но от сдачи выпускных экзаменов отказался. В дальнейшем работал плотником, рабочим силикатного завода, художественным руководителем во Дворце культуры, учителем музыки в школе [1] . В юности серьёзно занимался каратэ. [2]

Стихи Александр начал писать в юности, уже ранние его стихи отличаются поэтической грамотностью, первая публикация появилась в районной газете [1] . До 1980 года он был по преимуществу поэтом есенинской лирики [1] .

Призвание к монашеству он ощутил уже в ранней юности (об этом свидетельствует поэтическая строка: «Хочу быть схимником»). 1980 год, когда он поступил в Вильнюсский Свято-Духов монастырь, стал судьбоносной вехой в духовном становлении молодого человека. В 1981 году перешёл в Псково-Печерский монастырь, в котором в 1983 году принял монашеский постриг. Служил на приходах Псковщины (пос. Кярово, г. Каменец), в Киево-Печерской лавре после её открытия. В 1985 рукоположен в иеромонахи (мать его, Зоя Николаевна, также приняла монашеский постриг под именем Зосимы).

В 1993 году митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычёв) подарил иеромонаху Роману свою книгу «Битва за Россию» с напутствием: «Всечестному о. Роману, церковному певцу — на добрую память». [3]

С 1994 года [4] отец Роман по благословению правящего архиепископа Псковского Евсевия (Саввина) живёт и служит в скиту Ветро́во (Псковская епархия) в Псковском районе близ деревни Боровик Серёдкинской волости.

9 октября 2003 года иеромонах Роман затворился от мира в скиту Ветро́во (бывшем старца Досифея), до которого можно добраться только по воде. [5] Находясь в затворе, отец Роман продолжает писать стихи.

Иеромонах Роман создал свои произведения первой половины 1990-х годов по благословению Митрополита Иоанна Ленинградского (Санкт-Петербургского и Ладожского). Книги его стихов «Русский куколь» и «Внимая Божьему веленью» изданы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Песни на стихи иеромонаха Романа исполняются Жанной Бичевской [6] , Олегом Погудиным [7] , Сергеем Безруковым [8] , Максимом Трошиным, Еленой Ваенгой, Ириной Скорик, Александром Михайловым, Геннадием и Анастасией Заволокиными, Кубанским казачьим хором.

24 января 2012 года в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург) иеромонаху Роману была вручена Всероссийская православная литературная премия имени Святого благоверного князя Александра Невского 2011 года — «За вклад в русскую поэзию». В 2015 году ему была присуждена одна из главных наград VI Славянского литературного форума «Золотой Витязь» — золотая медаль имени А. С. Пушкина «За выдающийся вклад в литературу». В том же 2015 году отец Роман стал лауреатом светской православной поэтической премии «Богородица Троеручица», учрежденной фондом «Иванка Милошевич» из Чикаго [ источник не указан 1262 дня ] .

Вот что писал об иеромонахе Романе Валентин Распутин: «…Песни его, прозвучавшие в скорбную пору нашей Голгофы так неожиданно и так необходимо, есть ответ на духовные отеческие потребности . Сказать, что это молитвенный и аскетический голос — значит указать только на одну и, пожалуй, не главную краску израненного сердца и мятущейся души человека, продирающегося к свету. В них есть и скорбь, и боль, и безжалостное к себе покаяние, и первые движения пробуждающейся души, и счастливые слезы её обретения». Сам иеромонах Роман в предисловии к своему сборнику «Пред всеми душа виновата» утверждает: «Один Бог — Истина, Свет, Жизнь, Любовь, Премудрость. Один Господь — Святая Цель всего творения. И любые виды искусства — прежде всего пути, приводящие к Свету или уводящие во мрак. Творящий оправдается или осудится сотворённым. Посему — да будет сотворенное не слуху и зрению, а душе!»

C 2015 года отец Роман стал подписываться «иеромонах Роман (Матюшин-Правдин)», добавив к фамилии отца фамилию бабушки [ источник не указан 1262 дня ] .

Сергей Безруков, рассказывая в 2004 году о своём диске «Страсти по Емельяну», сообщил, что иеромонах Роман лично дал письменное разрешение использовать свои тексты (сотрудники группы, работающей над выпуском диска, приезжали в скит иеромонаха), впрочем, по словам актёра, иеромонах Роман не признаёт авторские права в принципе. На тот момент отец Роман был безмолвником, которым являлся в общей сложности 8 лет [9] , и общался с внешним миром только посредством записок. По словам Безрукова, «за последние годы принял только троих визитёров…» [8]

Иеромонах Роман общается с паломниками, выезжает по возможности в монастыри. Весной и летом 2011 года посещал Сербию.

Ссылка на основную публикацию