Патриарх Сербский Павел

Четыре истории о Сербском патриархе Павле

Посетительница случайно посмотрела на ноги патриарха и пришла в ужас при виде его обуви – это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. Женщина подумала: “Какой позор для нас, сербов, что нашему патриарху приходится ходить в таком рванье!” Патриарх тут же с радостью сказал: “Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашел возле урны, когда шел в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил – и вот, они еще долго смогут послужить”

Я никогда не видел лично патриарха Павла, хотя наслышан о нем давно. Впервые я попал в Сербию осенью 2006 года. Я очень хотел увидеть Святейшего, тем более, что, насколько я знаю, обычно он был вполне доступен. Не то чтобы я рассчитывал на аудиенцию, просто хотелось посмотреть своими глазами на святого человека наших дней и подойти к нему под благословение, и уже это было бы счастьем. Но не вышло. Как раз тогда, осенью 2006-го здоровье его ухудшилось, а в последующие разы становилось все хуже. Видимо, я оказался недостоин того, чтобы увидеть Святейшего Павла.

Но зато, будучи в Сербии, я услышал множество примечательных историй о нем от заслуживающих доверия людей, и хотел бы ими поделиться. Святейший патриарх Павел — это явление уникальное для нашего времени и потому, конечно, бессмысленно пытаться делать его опыт планкой для других патриархов, точно так же, как, например, опыт святого Филарета Милостивого или святого Алексия, Человека Божия делать планкой для большинства современных мирян. У каждого своя мера и свой образ подвига. Мне кажется, можно просто порадоваться, что при нашей жизни был и есть такой человек в Православной Церкви.

Известно, что Сербский патриарх и будучи наделен столь высоким саном, продолжал аскетические подвиги, и старался держаться очень скромно, причем это у него выходило очень естественно, без какого-либо нарочито показаного оттенка. Он ходил по городу пешком или ездил на обычнычном транспорте, среди людской давки, был нестяжательным, и питался так мало, как древние отцы-пустынники, — просто потому, что он был таков. На первом фото, к слову, фотограф как раз запечатлел его на обычной белградской улице.

Хорошие ботинки
Госпожа Яня Тодорович рассказывала мне историю, случившуюся с ее сестрой. Та как-то попала на прием к патриарху по какому-то делу. Обсуждая дело, она случайно посмотрела на ноги патриарха и пришла в ужас при виде его обуви — это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. Женщина подумала: «какой позор для нас, сербов, что нашему патриарху приходится ходить в таком рванье, неужто никто не может подарить ему новую обувку?» Патриарх тут же с радостью сказал: «Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашел возле урны, когда шел в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил — и вот, они еще долго смогут послужить».

«Я лег позже»
С этими же ботинками связана еще одна история. Некая женщина пришла в патриархию с требованием поговорить с патриархом по неотложному делу, о котором она может сказать только лично ему. Такая просьба была необычной и ее не сразу пустили, но все же настойчивость посетительницы принесла плод, и аудиенция состоялась. Увидев патриарха, женщина с большим волнением сказала, что этой ночью ей приснилась Богородица, которая велела принести патриарху денег, чтобы он мог купить себе новую обувь. И с этими словами посетительница протянула конверт с деньгами. Патриарх Павел, не беря конверта, ласково спрашивает: «А в каком часу вы легли спать?» Женщина, удивившись, ответила: «Ну… где-то в одиннадцать». «Знаете, я лег позже, около четырех часов утра», — отвечает патриарх, — «И мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается». И не взял денег.

Заповедь о нестяжательстве

Однажды, подходя к зданию патриархии, святейший Павел заметил много стоявших у входа иномарок и поинтересовался, чьи это машины. Ему сказали, что это машины архиереев. На что патриарх с улыбкой сказал: «Если они, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было?»

Справедливость

Как-то раз патриарх летел куда-то с визитом на самолете. Когда они пролетали над морем, самолет попал в зону турбулентности и стало трясти. Молодой архиерей, сидевший рядом с патриархом, спросил, что он думает о том, если самолет сейчас упадет. Святейший Павел невозмутимо ответил: «В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыбок, что неудивительно, если теперь они съедят меня».

Может быть, не лишним будет также привести отрывок из беседы Николая Кокухина с диаконом Небойшей Тополичем:
«По милости Божией у нас есть такой духовный пастырь, как Святейший Патриарх Павел… Он ведет аскетическую жизнь и является для нас живым примером евангельского пастыря. Он живет во Христе в полном смысле этого слова… Как православный монах он постится, то есть не кушает мясо, а в понедельник, среду и пятницу у него очень строгий пост… Он каждое утро служит литургию в маленькой часовне, которая находится в здании Патриархии. Там нет хора, а поют только прихожане…

Патриарх Павел в больнице. Фото с сайта spc.rs

Он сам облачается перед службой и сам разоблачается после службы, он сам исповедует прихожан и сам причащает их. Подрясник и рясу он носит с тех пор, как постригся в ангельский чин (а это произошло пятьдесят лет назад). И не меняет их. Он сам стирает, гладит и чинит их. Он сам себе готовит пищу. Однажды он рассказал мне, как из женских сапог сшил себе хорошие ботинки, у него есть все сапожные инструменты, он может отремонтировать любую обувь. Он часто служит в разных храмах, и если увидит, что у священника порвана ряса или фелонь, он говорит ему: «Принеси, я починю ее»… Пребывание рядом с таким человеком — это большое благо для воспитания собственной души, для духовного возрастания».

При этом патриарх Павел является доктором богословия (это звание ему было присвоено еще до патриаршества), он автор нескольких книг – монографии о монастыре святого Иоанникия Девичского и трехтомника «Да станут нам яснее некоторые вопросы нашей веры», некоторые выдержки из которого недавно были опубликованы в переводе на руский язык.

Патриарх Павел скончался в 10.45 утра 15 ноября 2009 года после принятия Святых Таин в Военно-медицинской академии в Белграде.Гроб с телом был перенесён в собор Святого Архангела Михаила в Белграде, где доступ к нему был открыт круглосуточно. Очередь к гробу не иссякала день и ночь, вплоть до утра 19 ноября; в стране был объявлен трёхдневый траур (16, 17 и 18 ноября), день похорон объявлен нерабочим днём.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Павел, Патриарх Сербский (Стойчевич Гойко)

Дата рождения: 11 сентября 1914 г. Дата смерти: 15 ноября 2009 г. Дата хиротонии: 29 мая 1957 г. Дата пострига: 7 апреля 1948 г.

Страна: Сербия Биография:

Родился 11 сентября (н. ст.) 1914 года на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Кучанцы в Славонии (Югославия).

Окончил гимназию в Белграде и семинарию в Сараево. Затем продолжил образование на Богословском факультете в Белграде.

Во время Второй мировой войны Гойко Стойчевич в числе беженцев оказался в монастыре Святой Троицы на Овчаре, где стал послушником. В монастыре будущий предстоятель Сербской церкви преподавал Закон Божий детям беженцев.

После окончания войны Гойко стал насельником монастыря Благовещения на Овчаре, где в 1948 году на престольный праздник принял монашеский постриг и был рукоположен в чин иеродиакона.

C 1949 по 1955 иеродиакон Павел состоял в братии монастыря Раче, где нес различные монастырские послушания. В 1954 году был рукоположен в иеромонаха, а в 1957 возведен в сан архимандрита. С 1955 по 1957 год изучал Священное Писание Нового Завета и литургику на Богословском факультете в Афинах.

29 мая 1957 года в кафедральном соборе Белграда состоялась хиротония архимандрита Павла во епископа Рашко-Призренского.

В качестве главы Рашко-Призренской епархии активно занимался организацией строительства новых храмов и работ по реставрации и сохранению православных святынь Косова и Метохии. Часто совершал поездки и богослужения в различных храмах епархии. При этом епископ Павел не оставлял научную работу и преподавательскую деятельность. В 1988 году Богословский факультет в Белграде присвоил ему степень доктора богословия.

В ноябре 1990 года по решению Священного Архиерейского Собора СПЦ епископ Павел (Стойчевич) был избран Предстоятелем Сербской Церкви, вместо заболевшего Патриарха Германа. Интронизация 44-го Патриарха Сербской Православной Церкви состоялась 2 декабря 1990 года в кафедральном соборе Белграда.

За время своего Первосвятительского служения Патриарх Павел посетил многие епархии Сербской Церкви как на территории бывшей Югославии, так и заграницей. Его Святейшество посетил свою паству в Австралии, Америке, Канаде и Западной Европе.

С 13 ноября 2007 года Патриарх Павел находился на стационарном лечении в госпитале Военно-медицинской академии Белграда. Ограниченность возможностей Патриарха Павла в период лечения побудили открывшийся 15 мая 2008 года в Белграде Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви временно передать функции Предстоятеля Священному Синоду во главе с митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием.

Сараевская духовная семинария.

Богословский факультет Белградского университета.

Научные труды, публикации:

Автор нескольких книг. Более двадцати лет в «Вестнике Сербской Православной Церкви» печатались его исследования по литургике. Долгое время был председателем Синодальной комиссии по переводу Священного Писания Нового Завета.

ПАВЕЛ (СТОЙЧЕВИЧ)

Павел (Стойчевич), патриарх Сербский

Павел (Стойчевич) (1914 — 2009), архиепископ Печский, митрополит Белградский и Карловацкий, патриарх Сербский.

Окончил гимназию в Белграде и семинарию в Сараево. Затем продолжил образование на Богословском факультете в Белграде. Во время Второй мировой войны в числе беженцев оказался в монастыре Святой Троицы на Овчаре, где стал послушником. В монастыре преподавал Закон Божий детям беженцев. После окончания войны стал насельником монастыря Благовещения на Овчаре, где в 1948 году на престольный праздник принял монашеский постриг и был рукоположен в сан иеродиакона.

С 1949 по 1955 состоял в братии монастыря Раче, где нёс различные монастырские послушания. В 1954 году был рукоположен во иеромонаха, а в 1957 году возведён в сан архимандрита. С 1955 по 1957 год изучал Священное Писание Нового Завета и литургику на Богословском факультете в Афинах.

29 мая 1957 года избран епископом Рашско-Призренским. Архиерейская хиротония состоялась 21 сентября того же года в Белградской соборной церкви. Чин хиротонии возглавил патриарх Сербский Викентий. [1]

В качестве главы Рашко-Призренской епархии активно занимался организацией строительства новых храмов и работ по реставрации и сохранению православных святынь Косова и Метохии. Часто совершал поездки и богослужения в различных храмах епархии. При этом не оставлял научную работу и преподавательскую деятельность. В 1988 году Богословский факультет в Белграде присвоил ему степень доктора богословия.

30 ноября 1990 года по решению Священного Архиерейского Собора Серской Православной Церкви избран предстоятелем Серской Православной Церкви, вместо заболевшего патриарха Германа. Интронизация состоялась 2 декабря 1990 года в кафедральном соборе Белграда.

За время своего первосвятительского служения Патриарх Павел посетил многие епархии Сербской Православной Церкви как на территории бывшей Югославии, так и заграницей. Его Святейшество посетил свою паству в Австралии, США, Канаде и Западной Европе.

Патријарх сербски Павле

13 ноября 2007 года был госпитализирован в военно-медицинскую академию Белграда, 15 мая 2008 года в Белграде Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви постановил временно передать функции предстоятеля Священному Синоду во главе с митрополитом Амфилохием.

12 октября 2008 года Патриарх Павел подал прошение об уходе на покой, которое первоначально было удовлетворено Синодом, но Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви, проходивший с 11 по 15 ноября того же года, обратился к Патриарху с просьбой остаться Предстоятелем Сербской Православной Церкви и, по сообщению официальных источников Сербской Патриархии, Святейший «со смирением принял решение Собора и благословил его дальнейшую работу».

Скончался 15 ноября 2009 года в 10.45 по белградскому времени, в военно-медицинской академии Белграда, где он находился последние два года.

Отпевание состоялось 19 ноября на площади перед Белградским собором святого Саввы. Утром траурная процессия доставила в храм гроб с телом почившего предстоятеля из соборного храма святого архангела Михаила, где три дня совершались молитвы и шло прощание с покойным. Заупокойное богослужение у гроба новопреставленного на греческом, церковнославянском и сербском языках совершили патриарх Константинопольский Варфоломей и местоблюститель Сербского патриаршего престола митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий. За богослужением молились предстоятели Поместных Православных Церквей: патриарх Румынский Даниил, архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, а также возглавивший делегацию Русской Православной Церкви митрополит Минский и Слуцкий Филарет, представителей Сербской и других Православных Церквей и епархий, традиционных религиозных конфессий, сербского государственного руководства, многих тысяч верующих. По окончании отпевания верующие проводили гроб с телом новопреставленного предстоятеля до врат монастыря Раковица, на кладбище которого, в соответствии с завещанием почившего, состоялось погребение рядом с местом упокоения патриарха Димитрия.

Святейший Патриарх Павел — автор нескольких книг. Более двадцати лет в «Вестнике Сербской Православной Церкви» печатались его исследования по литургике. Долгое время он был председателем синодальной комиссии по переводу Священного Писания Нового Завета.

Свидетельства

Павел (Стойчевич), патриарх Сербский

Отрывок из беседы с диаконом Сербской Православной Церкви Небойшей Тополичем.

Несколько историй из сетевого древника Юрия Максимова [2]

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Павел, Патриарх Сербский

Недавно мне подарили карманную книжечку поучений и наставлений Патриарха Сербского Павла.Может показаться, что ни чего особенного нет в той книжечке. Однако, радостно иметь эту книжечку даже от того, когда знаешь, какой человек её написал.

Гойко Стойчевич , так с рождения звали будущего Сербского Патриарха Павла.

Родился 11 сентября 1914 года на праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя в деревне Кучанцы недалеко от Доньи-Михольяц в Славонии в крестьянской семье.

Окончил гимназию в Белграде и семинарию в Сараеве; учился на Богословском факультете в Белграде.

Рано остался без попечения родителей: отец Стефан, серб по национальности, уехал работать в США , где заболел туберкулезом и вернулся домой умирать. Гойко тогда не было и трёх лет; только что родился брат. Мать Анна, хорватка по национальности, спустя год после смерти отца, вышла замуж и вскоре умерла во время родов, брат и Гойко остались с бабушкой и тёткой. Заботы о воспитании Гойко взяла на себя тётя.

Поскольку Гойко был очень слабым, больным ребенком, его освободили от сельских забот и позволили получать образование. Хотя, он был по его словам склонен к техническим наукам , а по Катехизису имел низкую оценку, под влиянием родственников, выбор был сделан в пользу духовной семинарии . Обучался в шестилетней семинарии в Сараево с 1930 по 1936 год. Позднее обучался на Богословском факультете Белградской духовной академии, хотя в начале поступил на медицинский факультет. Одно время был старостой студентов Богословского факультета.

Перед войной был секретарём министра церковных дел Воислава Янича. В 1940 году вступил в армию военным медиком в Зажичаре. Во время немецкой оккупации жил вначале в Славонии, затем возвратился в Белград.

Слабое здоровье привело его в Троицкий монастырь на Овчаре, где пережил времена болгарской оккупации. В 1943 году работал в качестве педагога и вероучителя детей беженцев в Бане-Ковиляче. Врачи обнаружили у него туберкулёз, прогноз был пессимистическим. Оттуда он направился в Вуджанский монастырь в селе Прислоница, где он оставался до 1945 года. В монастыре произошло выздоровление, что побудило его в 1946 году стать послушником. 7 апреля 1948 года он принял монашеский постриг , а вскоре был хиротонисан во иеродиакона.

В 1954 году был рукоположен в иеромонаха; в 1957 возведён в сан архимандрита. С 1955 по 1957 год был аспирантом кафедры Нового Завета и Литургики на Богословском Факультете в Афинах, где защитился со степенью доктора богословия. Согласно одной из легенд, когда один из сановников сербской церкви вопрошал о новом аспиранте Афинского университета, то получил следующий ответ: « Если бы наша Греческая Церковь имела хотя бы пять таких священников, как ваш Павел, то не боялась бы за свое будущее, но была бы самой сильной Церковью в мире ».

Хиротония была совершена 22 сентября 1957 года в Белградском кафедральном соборе группой епископов во главе с патриархом Викентием (Продановым). На кафедру епископа Рашко-Призренского был возведён 13 октября того же года в кафедральном соборе Призрена.

Как предстоятель Рашко-Призренской епархии организовывал строительство новых храмов и работы по реставрации и сохранению православных святынь Косова и Метохии.

Во главе Рашко-Призренской епархии строил новые церкви, обновлял ветхие и порушенные. Заботился о Призренской семинарии, где иногда проводил лекции по церковному пению и славянскому языку. Постоянно путешествовал по епархии для служения. Епархией управлял в одиночестве, не имея ни сотрудников, ни секретаря, ни автомобиля. Передвигался либо пешком, либо на общественном транспорте .

В ноябре 1990 года решением Священного Архиерейского Собора Сербской Церкви, после восьми кругов неудачного голосования, Павел был избран предстоятелем Церкви на место заболевшего Патриарха Герман.

Павел стал на момент своего избрания старейшим среди сербских Патриархов, он был избран Патриархом в 76 лет (его преемник, Патриарх Ириней, избран в 79 лет). Посетил все континенты и все епархии Сербской Церкви. На 91-ом году жизни ездил в Австралию на две недели. Посетил и большинство Поместных Православных Церквей, а также многие европейские страны и страны других регионов мира.

Может быть, не лишним будет также привести отрывок из беседы Николая Кокухина с диаконом Небойшей Тополичем:
« По милости Божией у нас есть такой духовный пастырь, как Святейший Патриарх Павел… Он ведет аскетическую жизнь и является для нас живым примером евангельского пастыря. Он живет во Христе в полном смысле этого слова… Как православный монах он постится, то есть не кушает мясо, а в понедельник, среду и пятницу у него очень строгий пост… Он каждое утро служит литургию в маленькой часовне, которая находится в здании Патриархии. Там нет хора, а поют только прихожане…
Он сам облачается перед службой и сам разоблачается после службы, он сам исповедует прихожан и сам причащает их. Подрясник и рясу он носит с тех пор, как постригся в ангельский чин (а это произошло пятьдесят лет назад). И не меняет их. Он сам стирает, гладит и чинит их. Он сам себе готовит пищу. Однажды он рассказал мне, как из женских сапог сшил себе хорошие ботинки, у него есть все сапожные инструменты, он может отремонтировать любую обувь. Он часто служит в разных храмах, и если увидит, что у священника порвана ряса или фелонь, он говорит ему: «Принеси, я починю ее»… Пребывание рядом с таким человеком — это большое благо для воспитания собственной души, для духовного возрастания ».

При этом патриарх Павел является доктором богословия.

Госпожа Яня Тодорович рассказывала историю, случившуюся с её сестрой. Та как-то попала на приём к патриарху по какому-то делу. Обсуждая дело, она случайно посмотрела на ноги патриарха и пришла в ужас при виде его обуви — это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. Женщина подумала: «какой позор для нас, сербов, что нашему патриарху приходится ходить в таком рванье, неужто никто не может подарить ему новую обувку?» Патриарх тут же с радостью сказал: » Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашёл возле урны, когда шёл в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил — и вот, они ещё долго смогут послужить «.

С этими же ботинками связана ещё одна история. Некая женщина пришла в патриархию с требованием поговорить с патриархом по неотложному делу, о котором она может сказать только лично ему. Такая просьба была необычной и её не сразу пустили, но всё же настойчивость посетительницы принесла плод, и аудиенция состоялась. Увидев патриарха, женщина с большим волнением сказала, что этой ночью ей приснилась Богородица, которая велела принести патриарху денег, чтобы он мог купить себе новую обувь. И с этими словами посетительница протянула конверт с деньгами. Патриарх Павел, не беря конверта, ласково спрашивает: «А в каком часу вы легли спать?» Женщина, удивившись, ответила: «Ну. где-то в одиннадцать». «Знаете, я лег позже, около четырёх часов утра», — отвечает патриарх, — «И мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается». И не взял денег.

Однажды, подходя к зданию патриархии, святейший Павел заметил много стоявших у входа иномарок и поинтересовался, чьи это машины. Ему сказали, что это машины архиереев. На что патриарх с улыбкой сказал : » Если они, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было? «

Как-то раз патриарх летел куда-то с визитом на самолёте. Когда они пролетали над морем, самолёт попал в зону турбулентности и стало трясти. Молодой архиерей, сидевший рядом с патриархом, спросил, что он думает о том, если самолёт сейчас упадёт. Святейший Павел невозмутимо ответил: » В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыбок, что неудивительно, если теперь они съедят меня «.

Гроб с телом был перенесен в собор Святого Архангела Михаила в Белграде, где доступ к нему был открыт круглосуточно. Очередь к гробу не иссякала день и ночь, вплоть до утра 19 ноября ; в стране был объявлен трёхдневый траур (16, 17 и 18 ноября), день похорон объявлен нерабочим днём. Утром 19 ноября прибывший в Белград в связи с кончиной предстоятеля Сербской Церкви патриарх Константинопольский Варфоломей возглавил заупокойную литургию.

Согласно воле покойного, фото- и видеосъемка погребения не велась.

Патриарх Сербский Павел: величие скромности

Патриарх Павел Сербский

Патриарх Сербский Павел, которого в миру звали Гойко Стойчевич, родился 11 сентября 1914 года в селе Кучанцы в югославской Славонии, в крестьянской семье. Он очень рано лишился родителей — после трех лет остался с бабушкой и теткой.

Будущий патриарх рос в религиозной семье, посещал воскресную школу, учил Закон Божий и с первых лет жизни знал главную христианскую молитву «Отче наш». Впоследствии патриарх говорил, что когда растешь без родителей, сильнее чувствуешь Небесного Отца.

Гойко был слаб здоровьем, и близкие освободили его от крестьянской работы. После гимназии в Белграде он поступил в семинарию в Сараево, потом продолжил образование на Богословском факультете в Белграде. Будущий святитель вначале колебался, какую дорогу выбрать. Решение пришло после длительных и непростых раздумий.

Во время Второй мировой войны Гойко в числе беженцев попал в монастырь Святой Троицы на Овчаре. Там он стал послушником и преподавал Закон Божий детям беженцев.

В монастыре он тяжело заболел, врачи предсказали ему три месяца жизни, которые он прожил в монастыре Вуян, где излечился. Второй раз Господь сохранил будущего Своего служителя — первый раз Гойко едва не умер от хвори еще в детстве. В знак благодарности за исцеление он подарил монастырю древний крест.

После окончания войны будущий Патриарх нес послушания в монастыре Благовещения на Овчаре, где в 1948 году стал монахом Павлом и был рукоположен в сан иеродиакона. C 1949 по 1955 иеродиакон Павел подвизался в монастыре Раче. В 1954 году был рукоположен в иеромонаха, стал монашествующим священником, а в 1957-м — возведен в сан архимандрита. С 1955 по 1957 год учился на Богословском факультете в Афинах.

29 мая 1957 года в кафедральном соборе Белграда состоялась рукоположение архимандрита Павла во епископа Рашко-Призренского — он принял высший в Церкви архиерейский сан.

Во главе Рашко-Призренской епархии епископ Павел строил новые храмы, обновлял разрушенные и ветхие, заботился о местной семинарии, где иногда сам читал лекции. Епархией управлял один — без сотрудников. секретаря и автомобиля.

Как епископ Рашко-Призренский, выступал в ООН по проблеме межэтнических отношениях в Косове и Метохии — в то время там очень остро стояла проблема межэтнических отношений. Павел пишет к светским и церковным властям, властям Церкви и государства, призывая их посетить отдалённые церкви и монастыри Косово, выработать политику, которая смогла бы предотвратить конфликт. Епископ Павел никогда не говорил о том, что лично переносит запугивания и досаждения со стороны албанцев. А государственная власть к нему не прислушалась.

Когда в 1990 году занемог сербский Патриарх Герман, по решению собора епископов Сербской Православной Церкви епископ Павел был избран Патриархом.

Патриарх Павел признавался, что не ждал и не хотел патриаршества, он был шокирован своим избранием, тем более что в 76 лет трудно уже начинать что-то новое. Но он чувствовал свой долг и был твердо настроен его выполнить.

За время служения патриарх Павел объездил многие епархии Сербской Церкви — на территории бывшей Югославии и за границей, посещал паству в Австралии, Америке, Канаде, Западной Европе.

В последние годы жизни патриарх тяжело болел, но Синод Сербской Церкви так и не принял его прошения об отставке по немощи. Скончался патриарх на 96-м году жизни и похоронен в монастыре Раковица на окраине Белграда — он пожелал упокоиться именно здесь.

В лице патриарха Павла словно воскрес один из древних подвижников — аскетичных и умудренных от Бога. Его образ жизни сотворил чудо — патриарх стал близок всем, его, как родного, воспринимали не только православные верующие, но и представители других религий, и даже те, кто считал себя атеистом. Патриарх стал героем множества рассказов и историй, порой по-житейски забавных, но всегда поучительных.

Патриарх мог лично отремонтировать обувь или даже сшить себе ботинки, более того, если видел, что у священника порвано облачение, предлагал ему свои услуги по починке. Своим облачением он всегда занимался сам.

Известно, что епископ Павел не любил автомобилей, тем более шикарных, а любил ходить пешком и ездил в общественном транспорте. Автор этих строк слышал историю, как приехавшему из России в Сербию священнику его местный коллега указал на небольшого роста монаха, который бодро переходил дорогу в простой рясе и с посохом, пояснив, что это — патриарх Сербский Павел. Увидевший не вдруг поверил свои глазам — пеший патриарх без охраны…

С автомобилями связан забавный эпизод — долго возглавляя Рашко-Призренскую кафедру, епископ Павел долго не покупал машину ни себе, ни для нужд епархии. Когда же купил, это был дешевый «Варбург», зато на нем было удобно возить разные вещи для церковных нужд. Патриарх не интересовался моделями автомашин, и, когда к нему приехал епископ Жичский Стефан и повез его на своем «Пежо», епископ Павел отметил, сколь хорош у епископа Стефана… «Варбург».

Бессребреничество патриарха удивительно — например, он, уже возглавляя Сербскую церковь, имел всего одну рясу, в чем его шутливо упрекала знакомая монахиня. На упрек патриарх ответил в том смысле, что ему больше одной рясы не надо, потому что он не может носить сразу две. Для сравнения — автор знавал иподиакона, всего лишь помощника епископа, у которого было штук семь подрясников, еще и разноцветных, и даже одна дорогая ряса, хотя иподиаконам ряс не положено вообще.

Из-за того, что Патриарх Павел был так близок к простым людям, с ним происходили разные необычные для человека его положения истории. Однажды его узнали в трамвае и стали подходить под благословение, началась давка. Водитель не растерялся — попросил всех, кроме предстоятеля, выйти из салона, и оставил открытыми только одни двери, чтобы люди подходили под благословение патриарха по одному.

Как всякий умный человек, патриарх обладал чувством юмора, которое тоже использовал в назидание, не для пустословия. Однажды известный сербский фоторепортер, атеист, которого предупредили, что к Патриарху надо обращаться «Ваше святейшество», собираясь фотографировать, перепутал и сказал «светлейшество». Патриарх тут же отреагировал вопросом: «Если я — светлейшество, то зачем тебе вспышка?».

Некий гуляка, который просиживал в ресторанчике напротив Патриархии и, видя проходящего Патриарха, всякий раз перебегал улицу, чтобы взять у него благословение, однажды, заикаясь, сказал предстоятелю: «Ваше святейшество, мы с тобой лучшие люди в этом Белграде!» Патриарх, видя, что тот нетвердо стоит на ногах, ответил: «Да, твоя правда, но видит Бог, когда напьемся, то хуже всех». Нечего и говорить, что Патриарх не пил — он в этом случае как бы взял на себя часть греха человека и с юмором, чтобы не обидеть, указал грешнику на его порок.

Когда епископ Павел был избран предстоятелем, с ним пожелали встретиться высокие иностранные представители. Его сотрудники боялись, что новый патриарх, который большую часть жизни провел в монастыре, не имеет опыта мирского дипломатического общения и может растеряться. Но оказалось, что боялись они напрасно. В частности, когда не в меру активный американский посол в Белграде после поздравлений и разговора на общие темы вопросил патриарха: «Чем вы можем вам помочь?», предстоятель вполне дипломатично ответил: «Ваше превосходительство, а Вы не мешайте нам, и так вы нам поможете!» После чего растерялся сам посол. А время показало, сколь мудрой была просьба патриарха.

Патриарх, признавая, что близятся последние времена, был убежден, что и в бесчеловечном мире можно и должно оставаться человеком. Он сам подавал этому пример — и словом, поскольку как священнослужитель обязан был проповедовать, но более всего делом, своим отношением к тем или иным событиям. Его слово звучало отнюдь не только в храмах — он нередко бывал буквально засыпан просьбами об интервью со стороны сербских и зарубежных СМИ. Его слова вызывали большой отклик в обществе, а в преддверии великих христианских праздников — Пасхи и Рождества — задавали особый торжественный тон.

«Мы не выбираем ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями», — формулировал патриарх Павел. Чем тяжелее жизненные обстоятельства, говорил он, тем выше преодолевающий их человек перед Богом, перед своими предками, перед всеми людьми доброй воли. Возможно, это и есть завет патриарха Сербского Павла каждому из нас, — несмотря ни на что, всегда оставаться Человеком.

При написании статьи использован материал РИА «Новости» и открытые источники.

Патриарх Сербский Павел

Ныне покойный Патриарх Павел, своим образом жизни был близок всем, его, как своего, родного, воспринимали не только православные верующие, но и представители других конфессий, и даже те, кто называет себя атеистом.

Отсюда и столько рассказов, историй, шуток, главным героем которых является сербский духовный глава. Они лишь укрепляют мнение о патриархе Павле как о народном, святом человеке. И в каждой из них свой духовный урок. В каждой из них патриарх Павел — скромный человек великой добродетели. Великий духовник.

Патриарх Сербский Павел

Не на сиротские деньги

Учил он и других жить скромно. Так случилось, что когда у него как у правящего епископа монахини из монастыря Сопочане близ Нового Пазара просили благословения купить «фичо» (самый маленький в то время автомобиль — «запорожец»), чтобы им было легче возить из города необходимое для монастыря, и чтобы не ездить на автобусе, потому что в дороге случались и разные искушения, он отказал. Объяснение было таким: «Не дело покупать машину на деньги, которые вам жертвуют сироты и бедные, а еще может случиться, что вы поедете по лужам да и забрызгаете их!»

В то время, пока он был епископом Рашско-призренским, он долго избегал покупки автомобиля и для своих и для нужд епархии. Он говорил: «Пока в каждом сербском доме на Косово не будет машины, не будет и у меня.» Но в конце концов, согласился приобрести только один «варбург», потому что стоил дешево и был удобен для перевозки разных товаров для нужд церкви и других вещей.

Епископ Павел редко ездил на нем, потому что чаще всего ходил пешком. От монастыря до монастыря, от церкви до церкви, по всей епархии вдоль и поперек. и не знал он, какие бывают автомобили… Когда однажды навестить его приехал епископ жичский Стефан, с которым они были очень близки еще с времен духовной семинарии, и они отправились на «пежо» владыки по епархии, воскликнул владыка Павел:
— Эх, брат, Стефан, до чего же хорош этот твой «варбург»!

Одна мантия

Так же аскетично продолжал жить владыка Павел и когда перебрался в Белград, после избрания на высшую церковную должность. Как и прежде у него была всего одна мантия. Сестра Агица, которую он часто навещал, подшучивала над ним: «Что ты за патриарх, когда у тебя всего одна мантия?» На что новоизбранный патриарх отвечал: «Зачем мне больше, я не могу надеть одновременно две!»

Жители Белграда часто встречали патриарха Павла на улице, в трамвае, в автобусе. Однажды, когда он поднимался вверх по улице короля Петра, где находится Патриархия, один известный священник, одного из самых известных белградских храмов догнал его на новейшем роскошном «мерседесе», остановился, вышел и обратился к патриарху:
— Ваше Святейшество, позвольте я подвезу Вас! Только скажите куда нужно.
Патриарх , не желая ему отказать, сел в машину, как только машина тронулась, разглядев как роскошно выглядит эта машина, патриарх спросил:
— А, скажи мне отче, чья же это машина?
— Моя, Ваше Святейшество! – как бы похвалился протоиерей.
— Остановитесь! — потребовал патриарх Павел.
Вышел, перекрестился и сказал священнику:
— Бог Вам в помощь! И пошел своей дорогой.

По очереди

А однажды, когда он возвращался на трамвае в Патриархию, случилось нечто невероятно. В переполненном трамвае, который ехал к главному городскому вокзалу, кто-то воскликнул: «Вот, смотрите, Патриарх!» и стал пробиваться к нему под благословение. За ним двинулись и другие, началась настоящая давка. Водитель остановил трамвай и потребовал, чтобы все, кроме патриарха, вышли на улицу. Оставив открытыми только одни двери, сказал : «А теперь по одному. » И так все, без толкучки подходили под благословение Святейшего.

Видит, что хочет

В Патриархии часто вспоминают один диалог между патриархом и дьяконом (который всюду его сопровождал) перед отъездом на службу в церковь на Бановом холме.
— Как поедем, на машине? — спросил диакон, подсказывая ответ.
— На автобусе! — решительно ответил патриарх.
А теплое утро обещало жаркий день. Дьякону страшно не хотелось ехать городским транспортом.
— Далеко, в автобусе душно, давка. — старался уговорить патриарха дьякон.
— Поехали! — кратко и твердо отвечал Его святейшество, уже шагая вперед, решительно, со звоном, ударяя жезлом по асфальту.
— Но. — семеня за ним, дьякон выдвинул новый, как ему казалось неопровержимый аргумент — Ваше Святейшество, лето, многие идут купаться на Аду Циганлию (белградский пляж), в автобусах полно полуголых людей. не удобно.
Патриарх на минуту остановился, повернулся к своему помощнику и сказал:
— Знаете, отче, каждый видит то, что хочет!

Зачем тебе вспышка?

Один из самых известных сербских фоторепортеров Вицан Вицанович пришел, чтобы сфотографировать патриарха для своего журнала. Но, будучи атеистом, он не знал точно, как надлежит обратиться к патриарху. В ходе съемки, желая объяснить, как нужно встать, чтобы получился хороший снимок, он сказал:
— Ваше светлейшество.
На что Патриарх спросил:
— Если я сам светлейшество, то зачем тебе вспышка?

Но, когда выпьем.

Его Святейшество не знал празднословия, но бывало, что он словом «жертвовал собой», ради назидания. Так случилось, что один гуляка, который нередко проводил время в ресторанчике «Знак вопроса», напротив Патриархии, как только видел, что патриарх идет мимо Патриархии или Кафедрального собора, всякий раз перебегал улицу, чтобы взять благословение. И однажды, заикаясь сказал:
— Ваше святейшество, мы с тобой лучшие люди в этом Белграде!
Патриарх, видя, что тот не вполне твердо стоит на ногах, ответил :
— Да, твоя правда, но видит Бог, когда напьемся, то хуже всех.
Конечно, патриарх никогда не пил, но таким образом, он взял на себя часть греха этого человека и с юмором, чтобы не обидеть его, указал на слабость и порок, которым тот страдал.

Не мешайте нам

В период, когда владыка Павел был избран за патриарха сербского, множество делегаций и многочисленные высокие иностранные представители выражали желание встретиться с Его святейшеством. Его сотрудникам это не очень нравилось, так как они боялись, что новый патриарх может растеряться и не будет знать как себя вести, так как большую часть жизни он провел в монастыре, живя монашеской жизнью, и не имел опыта мирской дипломатии.

Попросил об аудиенции и очень тогда активный американский посол в Белграде Уоррен Циммерман. Патриарх принял его в Патриарших палатах. Посол передал приветствия и поздравления от имени американского народа, от имени американского президента и от себя лично. И после разговора на общие темы, посол спросил патриарха:
— Чем мы можем вам помочь?
Патриарх взглянул на него и ответил просто:
— Ваше превосходительство, а Вы не мешайте нам и так вы нам поможете!
Циммерман растерялся, не зная что ответить. Но время показало, что это была самая мудрая просьба.

Патриарх Сербский Павел

Чем выше человек занимает положение в обществе, тем тяжелее ему устоять перед искушениями. Патриарх церкви — это не только огромная ответственность, но и соблазн, ведь ему доступны богатства и роскошь, перед которой устоять сложно.

Патриарх Сербский Павел явил миру чудо аскеты — владея многим, он по собственному желанию не владел ничем. Несмотря на высокий пост, уважение и почитание людей, он стал примером аскеты и скромности, служа Богу всем сердцем и сущностью.

Родился Гойко Стойчевич в начале Первой мировой войны — 11 сентября 1914 года в селе Кучанцы, которое в то время было частью Австро-Венгерской империи. Родители его были простыми крестьянами — отец, серб по национальности, отправился на заработки в Америку, но вернулся оттуда с туберкулезом и умер, когда мальчику едва исполнилось три года.

Мать была хорваткой и, оставшись после смерти мужа с двумя маленькими детьми, вышла замуж во второй раз, но во время третьих своих родов скончалась. Воспитывали Гойко и его брата родная тетка и бабушка, впоследствии он будет вспоминать свою любовь к тетке как любовь к матери, та любила племянника безмерно.

Мальчик рос крайне болезненным, поэтому ему разрешили получать образование, в отличие от брака, который с детства выполнял тяжелые крестьянские обязанности. Семья была крайне религиозная, поэтому дети сызмальства посещали воскресную школу, учили Закон Божий. Позже он говорил, что именно сиротство помогло ему с раннего детства обратится к Своему Отцу Небесному.

Успехи Гойко в начальных классах и средних (город Тузла) подтвердили способности ребенка к наукам, поэтому он был отправлен учится дальше — следующей ступенью стала гимназия города Белграда. Именно там открылись способности будущего пастыря к точным техническим наукам, но несмотря на них, семья настояла на духовном образовании и после окончания школы он поступает в семинарию в Сараево, где постигает Закон Божий полных шесть лет.

Желание Гойко стать богословом и священником было не твердое, он плохо запоминал информацию наизусть, поэтому обучение Катехизису было сложное и тяжелое. В итоге, не определившись с дальнейшим выбором, он поступает на медицинский факультет в Белгородском университете, но через время, осознав свои желания, все же переводится на богословский, где вскоре успехи позволяют занять должность старосты.

Вторая мировая война

Гойко заканчивает университет уже во время войны в 1940 году и работает секретарём Воислава Янича (министра церковных дел). Как только немцы начали наступление, он оставляет работу секретаря и устраивается военным медиком, однако наступление немцев и хорватских усташей заставляет бежать юношу из Славонии в Белград, как и других сербов.

В этот период он теряет брата — того убивают в родной деревне усташи. Приехав в столицу, Гойко устраивается прорабом на стройку — расчищает вместе с другими завалы и руины города. Слабое здоровье и бесконечные оккупации приводят Гойко в Овчарско-Кабларское ущелье, где располагался монастырь Святой Троицы, принимавший всех беженцев.

Врачи, осмотревшие мужчину там, обнаружили туберкулез и предположили скорую смерть в течение 3 месяцев. Однако у Господа были другие планы — Гойко выздоравливает и вскоре начинает давать уроки Закона Божьего детям и взрослым.

Церковное служение

Жизнь при монастыре (вначале на Овчаре, а после в Вуяне) и чудесное выздоровление повлияла на мужчину, и он принял решение посвятить Богу свою жизнь: в 1948 году он принимает постриг в монахи и получает новое имя — Павел.

Насельник Павел служил 1949-1955 гг. в монастыре Рача, параллельно обучаясь в Призренской семинарии (1950-1951гг.). Сан иеромонаха он занял в 1954 году, однако на семинарии Павел не останавливается и в 1955 году становится аспирантом кафедры Литургики факультета Богословия в Афинах и получил там степень доктора богословия.

После завершения обучения его рукополагают в сан архимандрита, при этом он уже тогда был известен своей кротостью и острым умом, а также любовью к людям. Благодаря своему скромному поведению, образованию и мудрости Синод Сербской Православной Церкви принимает решение избрать его епископом Рашко-Призренским, для несения постоянной службы в Косове и Метохии.

Во время этого Павел находился в паломнической поездке в Иерусалим, а после назначения регулярно совершал подобные поездки со своими подопечными на Афон и Святые места. Рукополагал на епископство архимандрита патриарх Викентий в Призрене.

Сразу начав работу, епископ занялся возведением новых храмов, реконструкциями уже имеющихся и стремился сохранить и вернуть былой почет православным святыням своей епархии. Прихожане храмов Косово и Метохии с теплом отзывались о своем епископе, отмечая постоянную и кропотливую работу, заботу о верующих.

Епископа занимало все — он мог самостоятельно чинить замки в храмах, не гнушаясь обычной работой, а мог вести лекции в Призренской семинарии по пению, писал научные работы. Постоянно посещал разные приходы, не пользуясь автомобилем — священника часто встречали прихожане в обычном городском транспорте или на улицах.

Живя в смешанном районе, где постоянно шла борьба между сербами и хорватам, епископ часто выступал в ООН по вопросу о межэтнических проблемах и отношениях, прося повлиять и решить эти проблемы. Многочисленные свидетели утверждают, что постоянная борьба за национальные права жителей и стремление епископа их прекратить привела к угрозам ему лично от албанцев.

Важно! Сам Павел никогда не жаловался и не доносил об угрозах в государственные органы, хотя обращения близких также не возымели никакого действия. Просьбы в ООН о вмешательстве также не были услышаны.

Все долгие 34 года, которые епископ Рашко-Призренский провел в многострадальных Косове и Метохии, он стремился возродить там истинную православную веру, которая серьезно пострадала от двух мировых войн, многочисленных оккупаций и безбожной пропаганды коммунистов. Аскетизм епископа, безграничная любовь к людям и миру сделал его одним из самых известных и уважаемых священников Сербской православной церкви.

Патриаршество

Благодаря своей кротости и мудрости, а также всенародной любви, епископа Павла в ноябре 1990 года Священный Архиерейский Собор утвердил предстоятелем Церкви, вместо больного Патриарха Германа. Посвятили епископа на служение 2 декабря 1990 года, и он с честью и достоинством нес его 19 лет, до самой своей смерти в 2009 году.

Во время своей интронизации он заявил, что программа — это Евангелие Христово, и на протяжении всего служения он это подтверждал. Будучи уже пожилым человеком (ему на время рукоположения было 76 лет) и старейшим патриархом за всю историю Сербии, Павел трудился не покладая рук на благо Церкви.

За время служения были открыты и восстановлены многие епархии, открыты новые учебные заведения. Среди них:

  1. Цетинская семинария в 1992 году;
  2. Духовная семинария св. Василия Острожского в Фоче в 1997 году.

Патриарх много путешествовал — он посетил все епархии Сербской Православной Церкви, а также большинство поместных церквей. Осуществлял паломничества в Иерусалим по Святым местам, на гору Афон, совершал деловые поездки по Европе, а также ездил в Австралию.

Патриарх был председателем Комиссии Священного Синода по переводу Нового Завета, был президентом литургической комиссии и участвовал в публикации Служебника на сербском языке. Выполнял миротворческую работу и участвовал в мирных переговорах во время гражданской войны в Югославии. Встречался с президентом Сербии и католическим кардиналом Кухаричем.

Его энергии хватало на официальную работу, но помимо нее он не гнушался выполнять и простые задания, так его много раз заставали подметающим полы кафедрального собора: «Кто-то должен это делать», отвечал патриарх.

Ввиду плохого состояния здоровья с ноября 2007 года священнослужитель пребывал в военном госпитале Белграда на лечении, но поскольку лучше ему не становилось он написал прошение об отставке, которое не приняли. Вместо этого Священный Синод по решению Архиерейского Собора временно принял на себя обязанности патриарха.

А в ноябре 2009 года Павел мирно почил и перешел в жизнь вечную.

Аскетизм и скромность — вот как характеризовали прихожане своего пастыря. Он служил всегда в одной рясе, подшивая ее самостоятельно при необходимости, у него были одни ботинки (некоторые пары он просто находил и ремонтировал).

Он часто ходил пешком и на улице вряд ли кто-то распознал в скромном монахе с простым посохом патриарха Сербской Православной Церкви. Он служил Господу всем сердцем и всей своей жизнью, дословно исполняя заповедь «Возлюби Бога и ближнего как самого себя».

Патриарх Сербский Павел

15 ноября 2019 г. исполнилось десять лет со дня блаженной кончины Патриарха Сербского Павла. Пример его тихой, абсолютно лишенной пафоса жизни и неугасающей доброй памяти о нем в разных странах мира — одно из очень ярких свидетельств того, что по-настоящему влиять на духовные судьбы общества могут именно люди простые, смиренные, никогда не считавшие себя властителями душ.

Встретив этого старца где-нибудь на улице или даже в общественном транспорте, его можно было принять за обычного инока, доживающего свой век в одном из сербских монастырей. Но проститься с ним по его кончине пришло больше людей, чем мог бы, наверное, собрать любой современный правитель — более двухсот тысяч человек. И у каждого в этом людском океане была своя внутренняя причина прийти. Какие же слова, дела, примеры оставил нам этот праведник нашего времени?

«Мы имеем только настоящее»

Будущий Патриарх — в миру Гойко Стойчевич — родился 11 сентября 1914 года в деревне Кучанцы, на территории нынешней Хорватии, в крестьянской семье. Его детство было полно бед. Ранняя смерть отца, а затем матери, которые он пережил совсем маленьким мальчиком; крайне слабое здоровье, не позволившее в дальнейшем работать в поле и быть помощником родных; Первая мировая война, затронувшая и Балканы… Кто бы мог подумать тогда, что этот хилый осиротевший ребенок переживет весь «железный» ХХ век — и победит его, не приняв его воинственного духа и даже среди сложнейших противоречий ни на шаг не отойдя от Евангелия… Но это будет потом. А тогда был просто маленький Гойко, которого очень любила родная тетя, взявшая его на воспитание. Эта любовь была такой, что, уже будучи убеленным сединами, духовно мудрым человеком, вмещавшим в свое сердце тысячи людей, Патриарх говорил: «Думаю, что когда умру, первой встречу ее, а потом остальных».

Родственники помогли мальчику получить хорошее образование: он окончил гимназию в Белграде, затем поступил в семинарию в Сараево. По окончании семинарии юноша поступил на богословский факультет Белградского университета, который окончил как раз перед началом Второй мировой войны.

«Я учился богословию, — писал он, — и меня мучила одна мысль: если Бог наперед знает, что я стану разбойником, могу ли я им не стать? Если я должен быть разбойником, то где тогда моя свобода? Долго я думал об этом, это стало для меня даже фатальным, пока я не нашел решение. Время имеет прошлое, настоящее и будущее. Прошлого времени не существует, будущего тоже нет. Мы имеем только настоящее. Что такое настоящее — секунда, секунда и еще секунда. Но категория времени не существует для Бога. Для Бога существует вечность. Вечность — это постоянное настоящее, только сейчас. И тогда я смог пойти дальше в своем богословии».

Во время фашистской оккупации будущий Патриарх оказался в монастыре Святой Троицы на Овчаре, затем преподавал Закон Божий в небольшом сербском городке. Тогда же врачи обнаружили у него туберкулез, от которого когда-то умер его отец. Узнав о том, что прогноз в его случае неутешительный, Гойко отправился в монастырь Вуян, где провел несколько лет и получил от Господа полное исцеление. После того в 1948 году он принял монашеский постриг, а затем и священный сан.

Со своим народом

Спустя девять лет монашеской жизни отец Павел узнал, что ему предстоит понести и крест епископского служения. Святейший Синод Сербской Православной Церкви избрал его епископом Рашко-Призренским. В этой епархии — в Косово — Владыка прослужил больше тридцати лет.

Для сербского народа Косово — средоточие молитвы и боли. И вся эта боль в полной мере стала и болью епископа Павла.

Он не мог ни предотвратить, ни остановить политический процесс вытеснения косовских сербов албанцами, но делал всё, чтобы хоть как-то защитить свою паству. Ради этого он, кроткий и смиренный монах, дошел даже до ООН: можно ли было молчать о том, что с конца 50-х до начала 80-х годов с косовской земли было «выдавлено» около двухсот тысяч сербов?

И даже после того, как его самого на пути по епархиальным делам ударил по голове какой-то албанский «активист», неустанно повторял всем сторонам конфликта свой ставший крылатым призыв: «Будем людьми!».

«Мы знаем, что никто нас не спрашивал, хотим ли мы родиться или нет, хотим ли от этих или других родителей, в этом или ином народе, в той или другой духовной обстановке. В этом нет ни нашей вины, ни нашей заслуги, но будем ли мы жить и поступать по-человечески — это, верьте, зависит только от нас».

«Есть возможное, есть невозможное и есть долг»

Владыка Павел был избран Патриархом в декабре 1990 года. Господь поставил его Предстоятелем в тяжелейшую, переломную эпоху: пройдет совсем немного времени, и страна Югославия перестанет существовать, а балканские народы начнут истреблять друг друга в братоубийственной войне.

Владыке было уже 76 лет, и сам он, безусловно, не предполагал, что его вместо отправки на покой изберут главой Сербской Церкви. Однако, как повторял он порой, есть возможное, есть невозможное и есть долг.

Кто-то, должно быть, считал, что немощный старец не сможет справиться с многочисленными патриаршими обязанностями, однако Патриарх Павел с Божией помощью не только управлял всеми текущими делами, но и посетил большинство Поместных Православных Церквей, побывал на всех континентах — в 90 лет даже в Австралию летал! В отличие от многих современных людей ему была чужда аэрофобия.

Как-то в самолете, на котором он летел, возникли сильные вибрации — казалось, что может произойти катастрофа. Сопровождавший его архиерей сказал ему что-то о том, что самолет может упасть в океан. На это Патриарх задумчиво ответил: «В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: в жизни я съел столько рыб, что не удивительно, если они теперь съедят меня».

Главным, за что любил его народ, было тепло обыкновенного человека, не желавшего себе ни особых почестей, ни особенных условий существования. По воспоминаниям близких ему людей, прежде чем служить ежедневную Литургию в большом зале Патриаршей резиденции, где собиралось порой до пятисот человек, он сам делал уборку в своей маленькой келье, как и всегда, сам стирал свою одежду и даже чинил башмаки. А еще — заготавливал яблоки: резал на ломтики, сушил и складывал в большие кульки. На службу он приходил с толстой пачкой записок — всё это были имена людей, которых его просили помянуть.

Белградцы узнавали его на улице, подходили под благословение. Рассказывают, что однажды к нему пристал какой-то подвыпивший гуляка и панибратски сказал:

— Ваше Святейшество, мы с тобой лучшие люди в этом Белграде!

Патриарх доброжелательно и с некоторым сокрушением ответил:

— Да, твоя правда, но видит Бог, когда напьемся, то хуже всех.

Как-то раз Святейшему пришлось сделать замечание семинаристу, без особого усердия, невнимательно певшему на клиросе. Юноша обиделся и возразил:

— Знаете, Ваше Святейшество, всякой птице дан свой голос.

— Да, сынок, но в лесу, — ответил с улыбкой подвижник. — А здесь церковь.

Так, деликатно и с юмором, он, не обижая человека, мог донести до него то, что необходимо было сказать.

До последнего вздоха

Патриарх Павел оставался Предстоятелем Сербской Церкви до самой своей кончины. Даже когда он был тяжело и предсмертно болен, Священный Синод решил не избирать нового главу Сербской Церкви — настолько невыразимо нужен был всем — и священникам, и мирянам — этот изможденный старец, тихо угасавший в те дни в госпитале Военно-медицинской академии.

Патриарх — и просто человек, в жизни которого исполнились его собственные слова: «Когда человек рождается в мир, все радуются, а он один плачет. Но нужно прожить жизнь так, чтобы по кончине человека все о нем плакали, а он один радовался».

И все действительно плакали — о той совершенной простоте хрис­тианства, которую, может быть, никто уже в их жизни не явит им в такой силе и глубине.

«Или как люди, или пусть нас не будет» — в этой присказке Патриарха Павла, одной из его любимых, отразилась, пожалуй, вся его душа. И тот образ жизни, который он вел и который порой для людей, приходящих в Церковь и не желающих в Церкви меняться, является той самой правдой, которая колет глаза.

Но меняться — так, чтобы стать не просто ревнителями церковных обрядов, но и по­настоящему стать людьми — все равно придется. И слава Богу, если кто-то придет к этой мысли, прочитав биографию одного из праведников нашего времени. Человека, жившего так, как говорил, и говорившего так, как жил, — явившего пример удивительной цельности в нашу эпоху.

Жизнь Святейшего Патриарха Сербского Павла

Детство и образование

Гойко Стойчевич — будущий Патриарх Сербский Павел — родился 11 сентября 1914 года, на праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя, в селе Кучанцы (территория Австро-Венгрии, сейчас — Хорватия) в крестьянской семье. Он окончил гимназию в Белграде и шестиразрядную семинарию в Сараеве; учился на Богословском факультете в Белграде.
Мальчик рано остался без попечения родителей: отец уехал работать в США, где заболел туберкулезом и вернулся домой умирать; после смерти отца, в 1918 году, умерла и мать. Заботы о воспитании Гойко взяла на себя тетя. Поскольку Гойко был очень слабым, больным ребенком, его освободили от сельских забот и позволили получать образование.
Начальную школу будущий Патриарх закончил в родной деревне. Затем последовал переезд в Тузлу для обучения в средней школе с 1925-го по 1929 год, где одним из друзей молодости стал Меша Селимович.

Сербский Патриарх Павел предпочитал ходить пешком

по улицам Белграда

Хотя Гойко был, по его словам, склонен к техническим наукам («предметима где не мора да меморише као што су математика и физика»), а по Катехизису имел низкую оценку, под влиянием родственников выбор был сделан в пользу духовной семинарии. Он обучался в шестиразрядной семинарии в Сараеве с 1930-го по 1936-й год. После он оказался на Богословском факультете Белградской духовной академии, хотя вначале поступил на медицинский факультет. Одно время был старостой студентов Богословского факультета.
Перед войной Гойко Стойчевич был секретарем министра церковных дел Воислава Янича. В 1940 году вступил в армию военным медиком в Зажичаре. Во время немецкой оккупации жил вначале в Славонии; затем возвратился в Белград.

Монашество

С 1941 по 1942 год будущий Патриарх жил в Белграде, работал прорабом по расчистке руин.

Слабое здоровье привело его в Троицкий монастырь на Овчаре, где он пережил времена болгарской оккупации. В 1943-м году работал в качестве педагога и вероучителя детей беженцев в Бане-Ковиляче. Врачи обнаружили у него туберкулёз, прогноз был пессимистическим: жить оставалось три месяца. На эти три месяца Гойко направился в Вуджанский монастырь в селе Прислоница, где и остался до 1945-го года. В монастыре произошло выздоровление; в благодарность будущий Патриарх подарил монастырю древний крест. Исцеление побудило его в 1946-м году принять монашеский постриг в монастыре Благовещения, а вскоре также хиротонию в иеродиакона.

С 1949-го по 1955-й год иеродиакон Павел был насельником монастыря Рача. В 1950-1951 годах в течение учебного года преподавал в Богословской школе святых Кирилла и Мефодия в Призрене. В 1957-м году рукоположен во иеромонаха. В том же году стал протосингелом, а в 1957-м году возведен в сан архимандрита.

Более пятидесяти лет служения в сане епископа

С 1955-го по 1957-й год был аспирантом кафедры Нового Завета и Литургики на Богословском Факультете в Афинах, где защитился со степенью доктора богословия. Согласно одной из легенд, когда один из сановников Сербской Церкви вопрошал о новом аспиранте Афинского университета, то получил следующий ответ: «Если бы наша Греческая Церковь имела хотя бы пять таких священников, как ваш Павел, то не боялась бы за свое будущее, но была бы самой сильной Церковью в мире».

Епископ Рашко-Призренский

На очередном заседании 29 мая 1957-го года Святейший Синод Сербской Православной Церкви отметил молодого доктора богословия и избрал его епископом Рашко-Призренским. Эта новость настигла его во время паломнической поездки в Иерусалим.

Хиротония была совершена 22 сентября 1957-го года в Белградском кафедральном соборе группой епископов во главе с Патриархом Викентием (Продановым). На кафедру епископа Рашко-Призренского владыка Павел был возведен 13 октября того же года в кафедральном соборе Призрена. Как предстоятель Рашко-Призренской епархии он организовывал строительство новых храмов и работы по реставрации и сохранению православных святынь Косова и Метохии. Заботился владыка о Призренской семинарии, где иногда проводил лекции по церковному пению и славянскому языку. Постоянно путешествовал по епархии для служения. Епархией управлял в одиночестве, не имея ни сотрудников, ни секретаря, ни автомобиля. Всегда передвигался либо пешком, либо на общественном транспорте.

Как епископ Рашко-Призренский выступал в ООН по вопросу о межэтнических отношениях в Косове и Метохии. В этот период проблема межэтнических отношений в Косове и Метохии стояла особенно остро. Многочисленные биографии и свидетельства рассказывают о повседневной борьбе сербов Косова и Метохии за свои национальные права. Епископ Призренский пишет к властям Церкви и государства, призывая их посетить отдаленные церкви и монастыри края, выработать политику, которая смогла бы предотвратить конфликт. О том, что он лично переносит запугивания и притеснения со стороны албанцев, он не говорил никогда. Никакой реакции государственных органов на обращения и письма владыки не последовало.

Патриаршество

В ноябре 1990-го года решением Священного Архиерейского Собора Сербской Церкви был избран предстоятелем Церкви на место заболевшего Патриарха Германа. Интронизация 44-го Сербского Патриарха состоялась 2 декабря 1990-го года в Белграде.

Патриаршество Богу во славу и на пользу Его Церкви

Он был выбран после восьми кругов неудачного голосования. Конверт с его именем вытянул архимандрит Антоний Джорджевич, настоятель монастыря Троноша. На престол Павел взошел 2 декабря 1990-го года в Соборной церкви в Белграде, а на исторический трон печских Патриархов в Печской Патриархии по древней традиции — только 2 мая 1994-го года.
Обращаясь к выборному Собору, новоизбранный Патриарх Павел заявил: «Мои силы слабы, вы все это знаете. Я на них не надеюсь. Надеюсь на вашу помощь, говорю и повторяю, на помощь Божью, которой Он меня до сих пор поддерживал. Пусть будет (патриаршество) Богу во славу и на пользу Его Церкви и нашему многострадальному народу в эти тяжелые времена».

За время служения Святейшего Патриарха Павла возобновлены и открыты новые епархии и семинарии (Цетинская — в 1992-м году, Крагуеваце и Духовная Академия святого Василия Острожского в Фоче — в 1997-м году). Также была создана информационная служба Сербской Православной Церкви.

Павел — старейший среди сербских патриархов, он избран патриархом в 76 лет. Он посетил все континенты и все епархии Сербской Церкви. На 91-ом году жизни ездил в Австралию на две недели. Посетил и большинство поместных Православных Церквей, а также многие европейские страны и страны других регионов мира.

Патриарх Сербский Павел в течение многих лет был председателем Комиссии Священного Синода по переводу Нового Завета. Данный перевод является первым, который был официально утвержден Церковью и опубликован в 1984-м году, переиздавался в 1990-х годах. Кроме того, Сербский Патриарх был президентом литургической комиссии Священного Синода, которой был подготовлен и издан Служебник на сербском языке.

С 13 ноября 2007-го года находился на стационарном лечении в госпитале Военно-медицинской академии Белграда.

Ввиду плохого состояния его здоровья открывшийся 15 мая 2008-го года в Белграде Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви постановил временно передать функции Предстоятеля Священному Синоду во главе с митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием (Радович Ристо).

11 ноября 2008-го года открылось заседание Архиерейского Собора, на котором рассматривался вопрос о возможности избрания нового Предстоятеля Церкви. Первым пунктом повестки Собора было рассмотрение прошения Патриарха Павла от 8 ноября о его отставке в связи с болезнью и преклонным возрастом. Собор не принял отставку Патриарха Павла; 12 ноября было принято решение, что Синод продолжит исполнять патриаршие функции, более широкие полномочия будут предоставлены председателю Синода митрополиту Амфилохию. На следующий день, 13 ноября 2008-го года, официально сообщалось, что Патриарх Сербский Павел после встречи с иерархами согласился остаться главой Сербской Православной Церкви.

Святейший Патриарх Сербский Павел умер в воскресенье 15 ноября 2009-го года в Белграде, в 10 часов 45 минут после причастия Святых Христовых Тайн.

Главная
Україна
Новости
Антикризисное
Веселости
IT-шутки
Стихи, поздравления
Интересно-полезное
Позитивные мысли
Популярное
  • Очень красивые стихи
  • Прикольные гороскопы
  • Женщины носят чулки и колготки
  • Кофейные анекдоты
  • Выпускница-2012: откровенный наряд
  • Задача про 12 шаров с одним аномальным и 3 взвешивания
  • Я люблю свою работу
  • Конкурс 50-летних Мисс
  • Поцеловать лишь в двух местах.
  • Цитаты о Женщинах
Кто онлайн
Комментируемое.
  • Профилактика гриппа (1)
  • Задача про 12 шаров с одним аномальным и 3 взвешивания (14)
  • Мудрый Конфуций (1)
  • Секрет «Морского боя» — взрыв мозга! (1)
  • Кофейные анекдоты (3)
  • Задача о стае гусей и семи озерах (1)
  • Как знаки Зодиака говорят-думают-делают (1)
  • Женщины носят чулки и колготки (8)
  • Очень красивые стихи (5)
  • Притча о белошвейке (1)

Мимолетная Цитатка :0)

Женщину легко понять: она, как открытая книга. Книга по квантовой физике на китайском языке. Но ведь открытая!

Патриарх Сербский Павел
20.04.2012 г.

Известно, что Святейший Патриарх Сербский Павел (в миру Гойко Стойчевич) будучи наделен столь высоким саном, продолжал аскетические подвиги, и старался держаться очень скромно, причем это у него выходило очень естественно, без какого-либо нарочито показного оттенка.

Он ходил по городу пешком или ездил на обычном транспорте — среди людской давки, был нестяжательным и питался так мало, как древние отцы-пустынники, — просто потому, что он был таков.

Патриарх сам облачался перед службой и сам разоблачался после. Он лично исповедовал прихожан и сам причащал их. Сам стирал, гладил и чинил свою одежду, сам готовил себе пищу.

Однажды он сам сшил себе хорошие ботинки из. женских сапог. Он часто служил в разных храмах, и если видел, что у священника порвана ряса или фелонь, он говорил ему: «Принеси, я починю ее».

При этом патриарх Павел является доктором богословия (это звание ему было присвоено еще до патриаршества), он автор нескольких книг — монографии о монастыре святого Иоанникия Девичского и трехтомника «Да станут нам яснее некоторые вопросы нашей веры».

Госпожа Яня Тодорович рассказывала историю, случившуюся с ее сестрой. Та как-то попала на прием к патриарху по какому-то делу. Обсуждая дело, она случайно посмотрела на ноги патриарха и пришла в ужас при виде его обуви — это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. Женщина подумала: «Какой позор для нас, сербов, что нашему патриарху приходится ходить в таком рванье, неужто никто не может подарить ему новую обувку?»

Патриарх, поймав женский взгляд на своей обуви, тут же с радостью воскликнул: «Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашел возле урны, когда шел в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил — и вот, они еще долго смогут послужить».

С этими же ботинками связана еще одна история. Некая женщина пришла в патриархию с требованием поговорить с патриархом по неотложному делу, о котором она может сказать только лично ему. Такая просьба была необычной и ее не сразу пустили, но все же настойчивость посетительницы принесла плод, и аудиенция состоялась. Увидев патриарха, женщина с большим волнением сказала, что этой ночью ей приснилась Богородица, которая велела принести патриарху денег, чтобы он мог купить себе новую обувь. И с этими словами посетительница протянула конверт с деньгами. Патриарх Павел, не беря конверта, ласково спросил:
— А в каком часу вы легли спать?
Женщина, удивившись, ответила:
— Ну. где-то в одиннадцать».
— Знаете, я лег позже, около четырех часов утра. И мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается.
И не взял денег.

«Заповедь о нестяжательстве»

Однажды, подходя к зданию патриархии, святейший Павел заметил много стоявших у входа иномарок и поинтересовался, чьи это машины. Ему сказали, что это машины архиереев. На что патриарх с улыбкой сказал:

«Если они, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие бы машины у них были, если бы этой заповеди не было?»

Как-то раз патриарх летел куда-то с визитом на самолете. Когда они пролетали над морем, самолет попал в зону турбулентности и стало трясти. Молодой архиерей, сидевший рядом с патриархом, спросил, что он думает о том, если самолет сейчас упадет. Святейший Павел невозмутимо ответил:

«В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыб, что неудивительно, если теперь они съедят меня».

Из-за слабого здоровья Святейший Патриарх Сербский Павел очень долго находился в больнице. Функции по церковному управлению исполнял Синод Сербской Православной Церкви. Патриарх неоднократно просил отправить его «на покой» (в отставку) по состоянию здоровья, но на Архиерейском Соборе было решено, что он останется духовным главой Сербской Церкви до самой смерти.

Я заявляю — если бы ради сохранения Великой Сербии требовалось преступление, я никогда не дал бы на это согласие. Пусть исчезнет тогда Великая Сербия.

Если бы таким образом требовалось сохранить и малую Сербию, я не дал бы согласие и на это — пусть исчезнет и малая Сербия, только чтобы не было крови. Нет, такой ценой — нет!

Если бы такой ценой надо было бы сохранить последнего серба, и я сам был этим последним сербом, не было бы моего согласия!

Поделитесь с друзьями хорошим настроением, вот Вам кнопочки:

Ссылка на основную публикацию