Пешношский мужской монастырь во имя святителя Николая Чудотворца в поселке Луговом, Дмитровский район

Пешношский мужской монастырь во имя святителя Николая Чудотворца в поселке Луговом, Дмитровский район

В Дмитровском районе, поселке Луговом, среди бескрайних полей и пасторальных сельских пейзажей расположился Пешношский мужской монастырь. В миру это место мало известно, да и в списке самых известных в России монастырей едва ли упоминается, но и сюда порою приезжают люди — отдохнуть от мира и помочь в ежедневном тяжелом монастырском труде.

История обители

Николо-Пешношский монастырь в Дмитрове — один из древнейших русский монастырей. Основал его в 14 веке преподобный Мефодий — один из учеников Сергия Радонежского, когда-то выбравший эти места для строительства своей кельи. И хотя места эти были заброшены, о духовном подвиге Мефодия стало известно в миру, откуда и стали приезжать в эти места будущие послушники, вознамерившись впоследствии на этом месте устроить обитель.

В честь первой деревянной церкви, посвященной святому Николаю Чудотворцу, был назван и монастырь, а название «Пешношский» получил он от того, что Мефодий, помогаю строить церковь, носил через маленькую реку бревна, а так как ходил он пешком, да с ношей, то и вышло слово — Пешношский, которое закрепилось также и за именем преподобного.

Другие монастыри в честь святителя Николая:

В XV веке пожаром были уничтожены все деревянные храмы монастыря, но уже в 16 веке, благодаря щедрой поддержке весьма богатых и знатных благотворителей, среди которых был и Иван Грозный, удалось восстановить большинство сгоревших храмов в камне. Именно в этой обители услышал царь Иван Грозный важные наставления от епископа Вассиана о том, что поможет царю удержать власть среди вельмож. Но, как свидетельствует история, царем наказ епископа был понят превратно, о чем говорят участившиеся в то время казни и кровопролития по велению царя.

Однако в смутное время монастырь был разграблен и уничтожен вражескими войсками поляков, а монахи, до последнего защищавшие родную обитель, погибли. Об этом стало известно только лишь в XIX веке, при перестройке главного Никольского храма монастыря, когда были найдены камни, с высеченными на них именами погибших иноков.

В Петровские времена, при посещении обители государем Петром I, было решено передать монастырь в подчинение Троице-Сергиевой лавры, лишив тем самым его самостоятельности, но в конце XVIII века, к величайшей радости игумена, монастырю была возвращена свобода.

Обитель в XX веке

Многих потерь и бед удалось избежать Пешношскому мужскому монастырю, но XX век в истории обители называют временем самых тяжелых испытаний. Дело в том, что после революции 1917 года, власти решили в стенах нескольких зданий монастыря обустроить филиалы Дмитровского краеведческого музея.

И это еще было полбеды, ведь часть храмов так и осталось принадлежать обители, но вот в начале 30-х годов закрыли и музеи, и сам монастырь. Все ценности из этих мест были предварительно вывезены и распроданы. В этот же год монастырские помещения были заняты Домом инвалидов, а сам монастырь был разгромлен, сотрудники же его подверглись репрессиям.

В период Великой Отечественной войны в селе, где расположился монастырь, проходили активные военные действия, вся местность вокруг обители были заминирована. Но, даже в этот страшный для России период, монастырь выстоял, пострадали лишь его стены. И вот спустя 20 лет, в 60-х годах, в обитель переселили Психоневрологический интернат, в этот период в Никольском соборе была оборудована кухня, а стены всех зданий монастыря покрыл толстый слой побелки, за которым оказались похоронены древние фрески.

Со временем некоторые храмы монастыря все же были отреставрированы, но второе рождение обители началось лишь в 2007 году, когда Синод принял решение вновь открыть монастырь во имя святителя Николая Чудотворца в поселке Луговом.

На заметку! В 2008 году в Николо-Пешношском монастыре проходили съемки фильма Карена Шахназарова «Палата № 6» по рассказу А.П. Чехова.

Современное состояние

Сегодня монастырская жизнь идет своим чередом — совершаются утренние и вечерние богослужения. При монастыре открыт зоопарк, который можно не только посетить в качестве зрителя, но и помочь в уборке территории, где проживают звери, либо в их кормлении.

Хотя в 2014 году были официально закончены все реставрационные и ремонтные работы на территории монастыря, но повседневный труд — основная деятельность монахов. Так, в монастырской лавке можно приобрести продукцию с подворья монастыря: яйца, молочные продукты, мясо.

Служителями храма и монахами ведется социальная работа. В находящемся рядом помещении Психоневрологического интерната проводятся духовно-просветительские мероприятия, ведутся душеспасительные беседы с больными.

Храмы

Территория монастыря вмещает 6 храмов:

  • Никольский собор;
  • церковь Сергия Радонежского;
  • Сретенская церковь;
  • храм Богоявления Господнего в колокольне;
  • храм святителя Дмитрия Ростовского в больничном корпусе;
  • церковь Преображения Господнего — храм, располагающийся над святыми вратами у реки Яхромы.

Самый древний из храмового ансамбля собор — Никольский, за всю свою историю он был восстановлен 4 раза и последний раз в 2011 году. В самом центре обители располагается Сергиевская церковь — так называют храм, освященный в честь Сергия Радонежского.

Святыни

До нашего времени, к сожалению, сохранены не все святыни, хранившиеся некогда в Николо-Пешношском монастыре. Так, не известна судьба иконы образа Богоматери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», которую передал монастырю московский купец Макеев, принявший затем монашество.

В музее древнерусского искусства и культуры имени Рублева хранится еще одна святыня монастыря — образ Иоанна Предтечи, написанный Андреем Рублевым.

Одной из важных святынь, наделенной чудотворной силой, являются мощи святого Мефодия и его посох, которые некогда использовались в богослужениях — эти святыни и по сей день хранятся в стенах монастыря.

Престольные праздники

Довольно часто в монастыре отмечают престольные праздники, как правило, в эти дни проходят торжественные богослужения и литургии, а также организуются концерты духовной музыки.

Совет! Узнать заранее о приближающихся престольных праздниках можно, заглянув на официальный сайт монастыря.

В каждом из монастырских соборов есть своя памятная дата:

  • церковь Николая Чудотворца (Никольский собор) — 19 декабря;
  • храм Сергия Радонежского — 8 октября;
  • храм Богоявления Господнего в колокольне — 19 января;
  • храм митрополита Ростовского — 10 ноября;
  • храм Сретения Господнего — 15 февраля;
  • храм Преображения Господнего — 19 августа.

Как добраться

Николо-Пешношский мужской монастырь расположен в Московской области, Дмитровском районе, поселке Луговом.

Внимание! Приехать в обитель можно двумя способами: на личном транспорте и на общественном.

С Савеловского вокзала в Москве можно добраться электричкой до города Дмитров, а там, пересев на маршрутку № 36, доехать до поселка Луговой.

Автомобилем необходимо следовать по Дмитровскому шоссе, а доехав до перекрестка Дмитровского шоссе и Московского Большого кольца, повернуть согласно указателю на город Клин. Далее через 11 км, проезжая Новосиньково, повернуть направо и следовать указателю «Насадкино», а затем по указателю «Пешношский монастырь» можно добраться до точки следования.

НИКОЛО-ПЕШНОШСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Николо-Пешношский монастырь, 2010 год

Мефодиев Пешношский мужской монастырь во имя святителя Николая Чудотворца Московской епархии

  • Адрес: Россия, 141834, Московская обл., Дмитровский р-н, п. Луговой
  • Тел.: +7 (926) 400-53-01
  • Официальный сайт: http://peshnosha.com/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Монастырь был основан во второй половине XIV столетия преподобным Мефодием Пешношским, учеником преподобного Сергия Радонежского. Святой Мефодий выбрал место для пустынножительного отшельничества в 25 верстах от города Дмитрова на реке Яхроме, где и поставил себе келью. Когда место подвигов нового отшельника стало известно, вокруг стали селиться те, кто также ревновал о подвигах монашеского делания. Преподобный Сергий Радонежский часто посещал своего ученика в его уединении. Известно, что преподобные Сергий и Мефодий ископали вокруг кельи два пруда и посадили аллею из вязов, которые сохранились до настоящего времени.

    Когда число насельников новой пустыни умножилось, встал вопрос о построении нового соборного храма. Преподобный Сергий, как гласит предание, предложил своему бывшему ученику перенести монашеское общежитие на новое место — к высокому берегу реки Яхромы, к устью небольшой речки, которую впоследствии стали называть Пешношей. Преподобный Мефодий, приняв благословение учителя, основал на этом новом месте мужскую обитель. Он сам трудился над построением монастыря, «пеш нося деревья через речку, которая и получила название Пешноша, а по ней и вся обитель стала именоваться Пешношской, или Николо-Пешношской от соборной монастырской церкви, освященной во имя святителя и чудотворца Николы». Произошло это знаменательное событие в 1361 году. Примечательно, что сам преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря лишь спустя 30 лет со времени основания обители — в 1391 году. Святой Мефодий стремился ввести в своем монастыре строгий устав, но, снисходя к братии, был милостив к их немощам.

    Слава святой жизни преподобного Мефодия и после его кончины привлекала в основанный им монастырь богомольцев и богатых жертвователей. Среди них — удельные князья Дмитровские Петр Дмитриевич, сын великого князя Московского благоверного Дмитрия Донского и Юрий Васильевич, сын великого князя Московского и всея Руси Василия Васильевича Темного, немало жертвовал на монастырь царь Иоанн Васильевич Грозный.

    Во время настоятельства в Николо-Пешношском монастыре святого игумена Варсонофия в 1553 году царь Иван Грозный посетил монастырь вместе со своей супругой и годовалым сыном. В обители произошла знаменитая встреча царя с бывшим епископом Коломенским Вассианом (Топорковым), который жил в монастыре на покое. Государь неожиданно спросил Вассиана: «Отче, как лучше править государством?» Вассиан отвечал царю: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым на царстве и грозою для вельмож». Царь, поцеловав руку Вассиана, сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета». Следствием этой встречи царя с Вассианом стала опала Сильвестра и Адашева, а также падение правительства Избранной Рады. Вскоре после этих событий царь Иван Васильевич, по духовному завещанию своего дяди князя Юрия Ивановича Дмитровского, пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости.

    В Смутное время обитель была захвачена польским отрядом, однако вскоре отряд был выбит из стен монастыря. Затем Пешношский монастырь захирел и даже был упразднён в середине XVII столетия, но вскоре был восстановлен.

    В 1700 году монастырь был приписан к Троице-Сергиевому монастырю, а в 1764 году, в ходе секуляризационной реформы, был снова упразднён. Однако тщанием дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толченова монастырь был возобновлён уже в 1766 году.

    На рубеже XVIII-XIX веков, при архимандрите Макарии (Брюшкове), монастырь стал интенсивно развиваться и сделался одной из самых благоустроенных российских обителей: в те годы Московский митрополит Платон называл его «второй Лаврой».

    В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге.

    После Октябрьской революции 1917 ряд зданий монастыря были переданы филиалу Дмитровского краеведческого музея. В революционное лихолетье в обители подвизались монашествующие, которым было суждено принять мученический венец — среди них Церковью прославлены преподобномученики Герасим (Мочалов), Иоасаф (Шахов) и Николай (Салтыков).

    В 1927 или 1928 году как монастырь, так и филиал музея были закрыты, а в их зданиях разместился Дом инвалидов Мособлсобеса. В 1960-х — начале 1970-х под руководством Н. И. Иванова были отреставрированы некоторые храмы и укрепления монастыря. Одновременно, с 1966 года на территории монастыря располагался психоневрологический интернат № 3. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят в 1975 году, однако его решение затянулось на несколько десятилетий.

    21 августа 2007 года на заседании Священного Синода было решено преобразовать приход Сергиевской церкви поселка Луговой в Николо-Пешношский мужской монастырь. 2 сентября того же года состоялось торжественное открытие монастыря, в ходе которого митрополит Крутицкий Ювеналий (Поярков) провёл в Сергиевском храме первое за 80 лет богослужение.

    Архитектура

    До настоящего времени сохранился в монастыре древнейший белокаменный собор, освященный во имя святителя Николая. Собор документально не датирован, однако весь стиль его архитектуры относится к концу XV века. Этот небольшой кирпичный крестовокупольный храм с четырьмя внутренними столпами перекрыт коробовыми сводами. В XVII веке к собору была пристроена небольшая западная паперть, которая охватывала храм с трех сторон. В XIX столетии к собору была пристроена трапезная в псевдоготических формах.

    Архитектурный ансамбль монастыря дополняет прекрасно сохранившаяся колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и „храмом под колоколы“ отстроены еще в начале XVI века, а два верхних яруса звона были в 1793 году возведены тщанием дмитровского купца Ивана Толченова».

    Церковь под монастырской колокольней была освящена в честь святого преподобного Мефодия игумена Пешношского. Помимо этих памятников в монастыре сохраняется трапезная палата с храмом в честь Сретения Господа Иисуса Христа, сооруженная в первой половине XVI века и перестроенная на рубеже XVII-XIX веков. Портал храма Сретения Господня украшен колоннами и портиками с редким тосканским ордером. В подклети трапезной палаты сохраняется уникальная одностолпная палата созданная по типу подобных палат Андроникова монастыря и Грановитой палаты Московского кремля.

    В 1811-1829 годах и Пешношском монастыре была возведена больничная церковь во имя святителя Дмитрия Ростовского. Надвратная Спасо-Преображенская церковь в описи 1700 года указана, как «строение новое». Логично предполагать, что храм был построен в самом конце XVII века. К этому же периоду относится и церковь, освященная во имя святого преподобного Сергия игумена Радонежского. «В этой церкви под спудом сохраняется величайшая святыня Пешношской обители — святые и многоцелебные мощи основателя монастыря преподобного Мефодия. Над его могилой и была возведена эта церковь». До революции возле раки с мощами преподобного находился его посох.

    Из гражданских построек в монастыре сохраняются здания конца XVII столетия — настоятельский, казначейский и братский корпуса, сильно перестроенные в начале XIX века. Стены и башни монастыря возводились между 1685 × 1700 годами, а окончательно строительство башен завершилось после 1734 года.

    Храмы монастыря

    • Богоявления Господня, колоколенный, на втором ярусе
    • Димитрия Ростовского, больничный
    • Мефодия Пешношского, колоколенный, на первом ярусе
    • Николая Чудотворца, собор
    • Преображения Господня, надвратный
    • Сергия Радонежского
    • Сретения Господня, трапезный

    Николо-Пешношский монастырь

    Православный Николо-Пешношский мужской монастырь – один из древнейших на севере Подмосковья, расположен примерно в 80-ти километрах от МКАД, недалеко от села Рогачево Дмитровского района.

    От Рогачева к монастырю ведет старинная ивовая аллея. По легенде, ивы были посажены во времена Екатерины II, а сама аллея называлась Екатерининской.

    Основана обитель в 1361 году монахом Мефодием Пешношским, учеником Сергия Радонежского.

    Мефодий возводил первые строения «пеш ноша» — пешком перенося бревна по броду через реку, поэтому такое имя получили и он сам, и монастырь, и речка-Пешноша, текущая у монастырских стен.

    Первые постройки были деревянными и не дошли до наших дней. Во время расцвета монастыря в XVI веке, благодаря хорошей прибыли от торговли хлебом с Белозерском, а также щедрым пожертвованиям дмитровских князей и царя Ивана Грозного, их постепенно заменили на каменные.

    Несмотря на непростую историю обители, уникальный архитектурный ансамбль сохранился практически без потерь, в наши дни монастырские здания полностью отреставрированы.

    Вход на территорию через проездные ворота смотровой Спасской башни.

    В мае 1553 года Иван Грозный приезжал в Николо-Пешношский монастырь на богомолье. Встреча с жившим там на покое старцем Вассианом оказала на него большое влияние.

    Царь спросил Вассиана: «Отче, как лучше править государством?»

    «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя. Держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым на царстве и грозою для вельмож», — ответил старец.

    Иван Грозный на это сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета».

    Вид на Спасскую башню с внутренней стороны:

    Центральная часть архитектурного ансамбля.

    Справа — древний собор Николая Чудотворца постройки конца 15 – начала 16 века, в середине — храм преподобного Сергия Радонежского, построенный над гробом Мефодия Пешношского, слева – колокольня с Богоявленской церковью.

    За свою долгую историю монастырь многое пережил: в Смутное время его грабили поляки, многие монахи пали тогда от меча врагов, горели монастырские строения.

    В 1700 году во время своего плавания по реке Яхроме Николо-Пешношский монастырь посетил Петр Первый, и, после жалобы от игумена Феофана на непокорность крестьян и несправедливость со стороны гражданских властей, своим указом дабы «сильной властью укротить непокорных и защитить обитель от несправедливостей», приписал к монастырь к Троице-Сергиевой Лавре.

    Однако, петровский указ сыграл плохую роль: лишенная самостоятельности обитель пришла в упадок и разорение.

    Больничная церковь Дмитрия Ростовского, соединенная с больничными палатами.

    Новый расцвет наступил на рубеже 18-19 вв. — при иеромонахе Макарии Пешноша стала одной из самых красивых и благоустроенных обителей, ее даже называли «второй Лаврой». В те времена монастырь был крупным землевладельцем, имел в собственности более двух тысяч «душ» крестьян.

    Святые ворота с нарядной надвратной Преображенской церковью.

    В первые годы советской власти в монастырских зданиях был размещен Дмитровский краеведческий музей. В 1927 году тут находился Дом инвалидов Мособлсобеса, а в 1966 году – Психоневрологический интернат №3 Департамента социальной защиты населения г. Москвы.

    Последние пешношские монахи были расстреляны на Бутовском полигоне в 1930-х годах.

    В 2008 году Карен Шахназаров снимал здесь фильм «Палата №6» по повести А.П. Чехова. В съемках принимали участие пациенты интерната.

    Часовня Иоанна Предтечи над Святым источником.

    Северный братский корпус и угловая башня.

    На заднем плане — двухэтажный храм Сретения Господня с фасадами в стиле классицизма.

    Солнечные часы на стене Сретенского храма.

    С 2007 года начинается постепенное восстановление: реставрируются храмы, братские кельи, проходят богослужения. В 2013 году Психоневрологический интернат переехал в новое здание вне монастырских стен, а 24 августа 2014 года состоялось торжественное открытие всей территории обители после реставрации, приуроченное к празднованию 700-летия Сергия Радонежского.

    На этой фотографии справа видны белые сцена и трибуны, возведенные специально для совершения Литургии на открытом воздухе патриархом Кириллом в честь этого события.

    Угловая юго-западная башня, часть трапезной и настоятельский корпус.

    Территория очень ухоженная.

    В восточной стене есть небольшая калитка.

    Снаружи налево наискосок – тропинка к монастырскому зоопарку.

    Здесь живут верблюды.

    Злые птеродактили (на самом деле я забыла, как эти птички называются).

    Павлины, олени, козы, черно-бурые лисы, фазаны, белки, кролики, африканский страус и другие обитатели.

    Чуть дальше зоопарка — святой источник и купель. Мы случайно узнали об их существовании – при нас к этому месту пришла большая группа паломников.

    Идем обратно. Высота крепостной стены – более 10 метров, толщина – 2,5 метра, в стене и башнях есть боевые амбразуры.

    У монастыря есть свое хозяйство, в лавке можно купить яйца, молочную и мясную продукцию с монастырского подворья.

    Как доехать

    На общественном транспорте: электричкой с Савеловского вокзала до станции «Дмитров», далее с автовокзала, который находится рядом с ж/д станцией, автобусом или маршруткой №36, следующими через Куликово (обязательно уточните это), до остановки «поселок Луговой».

    На автомобиле: можно доехать по маршруту Дмитровское шоссе (А104) –Большое Бетонное кольцо (А108) в сторону села Рогачево (на Клин) – поворот направо по указателю «Насадкино» — поворот направо после Давыдково по указателю «Пешношский монастырь»до поселка Луговой. Либо по такому маршруту: Дмитровское шоссе – Рогачевское шоссе – поворот направо у деревни Василево – по вязовой аллее до поселка Луговой. Около западных монастырских стен есть большая автостоянка.

    Часы работы

    Ежедневно, с 7-00 до 21-00, зоопарк и монастырская лавка открыты до 17-00

    Николо-Пешношский православный мужской монастырь

    Официальный приходской сайт

    Николо-Пешношский мужской монастырь

    Настоятель — игумен Григорий (Клименко), 1968

    Монастырские храмы:
    храм прп. Мефодия Пешношского
    храм Сретения Господня
    храм прп. Сергия Радонежского

    Из истории
    Свято-Николаевский Пешношский мужской монастырь — одна из древнейших обителей Московской Руси. Монастырь был основан во второй половине XIV столетия учеником святого преподобного Сергия Радонежского святым преподобным Мефодием Пешношским.

    Святой Мефодий — один из первых учеников преподобного Сергия — выбрал место для пустынножительного отшельничества в 25 верстах от города Дмитрова на реке Яхроме, где и поставил себе келью. Однако место подвигов нового отшельника стало известно, и вокруг стали селиться те, кто также ревновал о подвигах монашеского делания.

    Преподобный Сергий Радонежский часто посещал своего ученика в его уединении. Известно, что «преподобный Сергий и преподобный Мефодий ископали вокруг кельи два пруда и посадили аллею из вязов, которые сохранились до настоящего времени» .

    Когда число насельников новой пустыни умножилось, встал вопрос о построении нового соборного храма. Преподобный Сергий, как гласит предание, предложил своему бывшему ученику перенести монашеское общежитие на новое место — к высокому берегу реки Яхромы, к устью небольшой речки, которую впоследствии стали называть Пешношей.

    Преподобный Мефодий, приняв благословение своего учителя, основал на этом новом месте мужскую обитель. Причем он сам трудился над построением монастыря, «пеш нося деревья через речку, которая и получила название Пешноша, а по ней и вся обитель стала именоваться Пешношской, или Николо-Пешношской от соборной монастырской церкви, освященной во имя святителя и чудотворца Николы» . Произошло это знаменательное событие в 1361 году, а 14 июня 1393 года по юлианскому календарю преподобный Мефодий скончался.

    Слава святой жизни преподобного Мефодия даже после его кончины привлекала в основанный им монастырь богомольцев и богатых жертвователей. К их числу необходимо конечно отнести правителей нашего Отечества. Среди них «благоверные удельные князья Дмитровские Петр Дмитриевич — сын великого князя Московского святого благоверного Дмитрия Донского и Юрий Васильевич — сын великого князя Московского и всея Руси Василия II Васильевича (Темного), немало жертвовал на монастырь благоверный царь Иоанн Васильевич (Грозный)».

    Во время настоятельства в Николо-Пешношском монастыре игумена Варсонофия — будущего святителя и казанского чудотворца в 1553 году царь Иван Грозный посетил монастырь вместе со своей супругой и годовалым сыном. И в обители произошла знаменитая встреча царя с бывшим епископом Коломенским Вассианом (из древнего рода дмитровских дворян Топорковых). Епископ Вассиан жил в монастыре на покое. «Посетивший его государь неожиданно спросил: „Отче, как лучше править государством?“ Вассиан отвечал царю: „Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым па царстве и грозою для вельмож“. Царь, поцеловав руку Вассиана, сказал: „Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета“.

    Следствием этой встречи царя с Вассианом стала опала Сильвестра и Адашева, а также падение правительства Избранной Рады. Вскоре после этих событий царь Иван Васильевич, по духовному завещанию своего дяди князя Юрия Ивановича Дмитровского, пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости.

    В Смутное время обитель была захвачена польским отрядом, однако вскоре отряд был выбит из стен монастыря. „Еще задолго до печально известной секуляризации церковных имуществ 1764 года Пешношский монастырь захирел и даже упразднялся в середине XVII столетия, однако восстанавливался. Подлинный же расцвет обители начинается с конца XVIII столетия“.

    Примечательно, что сам преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря лишь спустя 30 лет со времени основания обители — в 1391 году. „В лесу, около двух верст от монастыря, преподобный Мефодий основал так называемую „ближнюю пустынь“ именуемую „беседа“. Именно в ней он предавался уединенной молитве и именно туда, по существующему преданию, приходил для духовных бесед, еще до своей праведной кончины, преподобный Сергий Радонежский. Интересно также, что преподобный Мефодий стремился ввести в своем монастыре строгий устав, но, снисходя к братии, был милостив к их немощам и предостерегал их от ошибок в будущем“.

    Начало „просвещенного“ XVIII столетия явилось для монастыря тяжким временем. В 1700 году монастырь был приписан к Троице-Сергиевому монастырю, а в 1764 году в очередной раз упразднен. Однако „…тщанием дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толченова Николо-Пешношский монастырь был возобновлен уже через два года, в 1766 году“.

    Однако, только конец XVIII — начало XIX столетий стало для Пешношского монастыря временем настоящего расцвета. К этому времени монастырь уже практически весь был окружен каменной оградой, которую воздвигали еще в конце XVII века.

    До настоящего времени сохранился в монастыре древнейший белокаменный собор, освященный во имя святителя Николы. Собор документально не датирован, однако весь стиль его архитектуры относится к концу XV столетия. Этот небольшой кирпичный крестовокупольный храм с четырьмя внутренними столпами перекрыт коробовыми сводами. В XVII веке к собору была пристроена небольшая западная паперть, которая охватывала храм с трех сторон. В XIX столетии к собору была пристроена трапезная в псевдоготических формах.

    Архитектурный ансамбль монастыря дополняет прекрасно сохранившаяся колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и „храмом под колоколы“ отстроены еще в начале XVI столетия, а два верхних яруса звона были в 1793 году возведены тщанием дмитровского купца Ивана Толченова».

    Церковь под монастырской колокольней была освящена в честь святого преподобного Мефодия игумена Пешношского. Помимо этих памятников в монастыре сохраняется трапезная палата с храмом в честь Сретения Господа Иисуса Христа, сооруженная в первой половине XVI века и перестроенная на рубеже ХVII-ХIХ веков. Портал храма Сретения Господня украшен колоннами и портиками с редким тосканским ордером. В подклети трапезной палаты сохраняется уникальная одностолпная палата созданная по типу подобных палат Андроникова монастыря и Грановитой палаты Московского кремля.

    В 1811—1829 годах и Пешношском монастыре была возведена больничная церковь во имя святителя Дмитрия Ростовского. Надвратная Спасо-Преображенская церковь в описи 1700 года указана, как «строение новое». Логично предполагать, что храм был построен в самом конце XVII века. К этому же периоду относится и церковь, освященная во имя святого преподобного Сергия игумена Радонежского. «В этой церкви под спудом сохраняется величайшая святыня Пешношской обители — святые и многоцелебные мощи основателя монастыря преподобного Мефодия. Над его могилой и была возведена эта церковь». До революции возле раки с мощами преподобного находился его посох.

    Из гражданских построек в монастыре сохраняются здания конца XVII столетия — настоятельский, казначейский и братский корпуса, сильно перестроенные в начале XIX века. Стены и башни монастыря возводились между 1685 × 1700 годами, а окончательно строительство башен завершилось после 1734 года.

    Рогачево. Николо-Пешношский монастырь [31]

    Выбрать дату – 1 день
    от 1 800,00 руб.

    Весна Лето Осень Зима
    1 марта (10) 26 сентября (19)
    3 ноября (16)

    В Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, а тогда это был Троицкий монастырь, Мефодий пришел юношей в середине XIV века, принял постриг и провел в послушании у преподобного Сергия несколько лет. В 1361 году, по благословению своего наставника, преподобный Мефодий оставил монастырь и ушел искать место для отшельничества. Он выбрал себе уединенное место в лесной глуши за рекой Яхромой, в 25 верстах от Дмитрова. Здесь, на небольшом возвышении среди болота, Мефодий поставил себе келию. Со временем вокруг него стали собираться ученики. Однажды подвижника посетил преподобный Сергий и указал ему удобное место для строительства храма. Преподобный Мефодий как послушный сын перенес свою келью через речку на это место и со временем вместе со своими учениками построил рядом деревянную церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Он лично участвовал в строительстве храма и келий для братии, «пеш» нося деревья через речку, которую так и назвали Пешношею. И за Никольской обителью тоже навсегда закрепилось имя Пешношской. В 1391 году преподобный Мефодий стал первым игуменом Пешношского монастыря. Первым он был и в подвигах поста, труда и молитвы – подавал пример ученикам. Но, строгий по отношению к себе, игумен был милостив к братии, снисходя к их немощам и предостерегая от ошибок в будущем. Всегда помогал сиротам и нищим.

    …Православный народ питает особую любовь к монастырям, где личным примером строгой жизни и чистой любви к Богу и к людям совершается великая проповедь Евангелия. А для многих паломничество в монастырь становится также духовным путешествием в далекое прошлое. История развития белорусского православного монашества неразрывно связана с немеркнущими образами выдающихся подвижников — преподобной Ефросинии Полоцкой, святителя Кирилла Туровского, святителя Георгия Могилевского и многих других, чьи имена навсегда вошли в память народную и вовек не будут забыты

    Митрополит Минский и Слуцкий Филарет

    Официальная канонизация Мефодия состоялась на московском Соборе 1549 года. В 1859 году, по благословению святителя Филарета (Дроздова), у мощей преподобного был устроен алтарь с престолом во имя преподобного Мефодия. Сейчас гробница с мощами святого Мефодия в Пешношском монастыре доступна для поклонения.

    Николо-Пешношский монастырь

    На протяжении почти пяти веков Николо-Пешношский монастырь являлся местом высоко-духовной монашеской жизни. Преосвященный митрополит Московский Платон (Левшин, +1812) так отзывался о монастыре: «Пешноша в моей епархии вторая Лавра”. От самого eе основания и до закрытия обителью управляли опытные духовники, которые и стали украшением истории монастыря.

    Обитель была основана в 1361 г. учеником прп. Сергия Радонежского – прп. Мефодием. Прп. Сергий сам выбрал место и благословил на нем поселится своему ученику. Вскоре вокруг уединенной кельи отшельника стали селиться люди, искавшие иноческой жизни. Через некоторое время на берегах реки Яхрома образовалась небольшая монашеская община. Здесь были воздвигнуты первая монастырская деревянная церковь, кельи и хозяйственные постройки. Прп. Мефодий сам трудился при строении храма и келий, “пеш”нося деревья через речку, которую от того и назвали Пешношей, а за обителью осталось имя Пешношской. В XVI в. прп. Мефодий Пешношский был канонизирован. Над его гробом учениками была воздвигнута Сергиевская церковь, где и по сей день находятся под спудом мощи святого.

    В конце XIV – начале XV в. монастырь владел вотчинами, жалованными Дмитровским князем Петром Дмитриевичем. Во второй половине XV в. богатейший Николо-Пешношский монастырь ведет судоходную торговлю хлебом до Белозерска. Каменное строительство в монастыре началось в начале XVI в. В писцовых книгах 1623 г. числятся уже три каменные церкви. Главный собор в честь свт. Николая был построен в XVI в. при игумене свт. Варсонофии и сохранился до наших дней. В это же время была построена колокольня, на которой в XVIII в. были надстроены дополнительные ярусы. Свт. Варсонофий в конце XVI в. был причислен к лику святых.

    При Петре I Пешношский монастырь был приписан к Троицкому монастырю (получил статус Лавры в 1744 г.), а в 1764 г. упразднен: превращен в приходскую церковь, но через два года вновь учрежден.

    В 1788 г. управлять обителью митрополитом Платоном был назначен отец Макарий (Брюшков), при котором обитель не только восстала из руин, но возвеличилась и прославилась.

    Достойно продолжил дела по украшению монастыря старец Максим (Погудкин). При нем в 1811-1829 гг. был выстроен храм в честь свт. Димитрия Ростовского, больница и кельи для старцев. В 1827 г. обители была подарена часть Ризы Господней с частицами мощей святых угодников. С тех пор ежегодно совершался крестный ход с этой святыней. На него сходилось огромное множество народа из окрестных городов и деревень. Свт. Филарет Московский имел особое благоговение к старцу, однако тот по смирению отказался от игуменства.

    Еще одним дивным старцем в XIX в. явился отец Мефодий (в миру Алексий), который ревностно заботился о благоустройстве монастыря.

    К 1917 г. Николо-Пешношский монастырь был вполне благоустроенным, на его территории находились шесть каменных храмов. В 1920-е годы монастырь был закрыт, а церковное имущество разворовано. Из бывших насельников Николо-Пешношского монастыря на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. к лику святых в соборе новомучеников и исповедников Российских причислены: прмч. Герасим (Мочалов; +1936 г.); прмч. Иосаф (Шахов; +1938 г.); прмч. Николай (Салтыков; +1937 г.).

    Долгие годы в монастырских стенах располагается психоневрологический интернат. В целом архитектурный ансамбль не разрушен, до наших дней сохранились: Никольский собор; Сергиевская церковь; Сретенская церковь занимает второй этаж старой монастырской трапезной первой половины XVI в.; надвратная Преображенская церковь, сооруженная в 1689 г.; трапезная 1788-1793 гг.; больница с церковью в честь свт. Димитрия Ростовского 1811-1829 гг.; жилые монастырские постройки XVII-XIX вв.; башни и стены XVII-XVIII вв.

    2 сентября 2007г. за торжественным богослужением в восстановленном Сергиевском храме было официально объявлено о возобновлении монашеской жизни в древней обители.

    17 июня 2008 г. митрополит Ювеналий совершил великое освящение Сергиевского храма. В марте 2009 г. мэр Москвы Ю.Лужков подписал распоряжение о передачи четырех зданий Николо-Пешношскому мужскому монастырю: Сергиевскую церковь, Сретенскую церковь, колокольню и гостиничный корпус. Реставрационные работы в монастыре продолжаются.

    Николо-Пешношский монастырь

    Нико́ло-Пешно́шский монасты́рь — православный мужской монастырь, расположенный в Дмитровском районе Московской области в 6 км к северо-востоку от Рогачёва в посёлке Луговом на реке Яхроме при впадении в неё речки Пешношки.

    Способ проезда из Москвы до Дмитрова:

    1. Электрички Савёловского направления. Интервал 15–30 мин. Цена 150 руб. Время в пути (от Савеловского вокзала)

    1:20.
    2. Автобус 401 м. Алтуфьево — Дмитров. Интервал 30 мин. Цена 150 руб. Время в пути

    Автовокзал и ЖД вокзал Дмитрова находятся в одном месте.

    От Дмитрова до монастыря:

    Маршрутка 36 Дмитров — Николо-Пешношский мужской монастырь. Интервал 1 час. Время в пути

    40 минут.
    Есть еще маршрутка 36 Дмитров — Рогачево. Она ходит чуть чаще, но обязательно надо уточнять, заходит ли она в Луговой.

    Основан в 1361 году учеником Сергия Радонежского Мефодием.
    В XVI веке в монастыре началось каменное строительство, так что к XVII веку деревянных зданий в нём уже не осталось.
    Способствовали развитию монастыря и значительные пожертвования дмитровских князей Петра Дмитриевича (1389–1428) и Юрия Васильевича (1462–1473), а позже — царя Ивана IV Грозного (1533–1584).
    В Смутное время монастырь занимают польские отряды.
    В 1700 году Николо-Пешношский монастырь приписывают к Троице-Сергиеву монастырю и он приходит в упадок.
    В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге.
    После Октябрьской революции ряд зданий монастыря передаётся филиалу Дмитровского краеведческого музея.
    В 1927 году как монастырь, так и филиал музея были закрыты, в их зданиях размещён Дом инвалидов Мособлсобеса.
    В 1960-х — начале 1970-х отреставрированы некоторые храмы, а также частично укрепления монастыря.
    С 1966 года на территории монастыря располагается Психоневрологический интернат.
    Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят ещё в 1975 году, однако его решение тянулось несколько десятилетий.

    Николо-Пешношский монастырь

    Николо-Пешношский монастырь (в некоторых источниках Песношский) (Россия, Московская область, Дмитровский район, Луговой, примерно в 6 км от Рогачёво)

    Монастырский комплекс безраздельно доминирует в равнинной округе, хотя и не имеет ярко выраженных высот. Обитель основана в 1361 г. учеником Сергия Радонежского Мефодием у реки Яхромы, при впадении в неё речки Пешношки. Каменное строительство началось в монастыре в начале XVI в., а во второй половине XVII в. в обители уже не осталось деревянных строений.
    XVIII век для Никольского монастыря — период упадка. В 1700 г. он был приписан к Троице-Сергиевой Лавре, а в 1764 г. и вовсе упразднён. В 1766 г. монастырское общежитие было вновь возобновлено, но строительства в этот период времени не велось. Работы, проводимые в монастыре в нач. XIX в. свелись в основном к переделкам и искажениям древних сооружений.

    Описание Николо-Пешношского монастыря

    План Николо-Пешношского монастыря

    1. Колокольня
    2. Никольский собор
    3. Сергиевская церковь
    4. Сретенская церковь
    5. Казначейский корпус
    6. Трапезная
    7. Настоятельский корпус
    8. Святые ворота с надвратной церковью
    9. Больница с церковью Дмитрия Ростовского
    10. Братские кельи у Спасской башни
    11. Восточный братский корпус
    12. Северный братский корпус
    13. Спасская башня
    14. Южный братский корпус
    15. Стены и башни XVII-XVIII вв.
    16. Корпус на конном дворе
    17. Службы на конном дворе
    18. Конный двор

    Никольский собор, древнейший памятник обители, сооружён в начале XVI в. Первоначально двуглавый, он за время своего существования претерпел множество переделок. Несколько раз менялось количество глав (две, четыре, пять, одна), пристраивались и реконструировались паперти и трапезная, видоизменялось стилистическое направление наружного декора.
    После реставрационных работ 1964- 65 гг. древнему ядру собора в основном возвращены его первоначальные формы.
    Ныне одноглавый, Никольский собор принадлежит к крестово-купольному типу храмов. Его плоские фасады расчленены на три прясла лопатками и завершены килевидными закомарами. С трёх сторон сооружение огибает паперть XIX в. в стиле классицизма.
    Трижды я приезжала в Луговой в надежде попасть на территорию обители, в которой многие годы размещена психиатрическая больница, и только в 2012 году мне это удалось. Дело в том, что монастырь всё же передали РПЦ, но ему приходится соседствовать с мед. учреждением и при этом восстанавливать здания и сооружения комплекса, пришедшие в крайнее запустение.
    Меня поразило одно обстоятельство — здесь же создали небольшой зоопарк (в зверинце живут страусы и др. экзотические птицы, а также олень, волк, енот, лисицы, белка), найдите возможность при посещении пустыни пожертвовать на корм животным.)

    Из Холмогоровых

    (У Холмогоровых написание — Песношский)

    137 г. января 3 запечатана жалованная грамота Дмитров. уезда Николы чуд. Песношского монастыря игумена Нектария с братиею или кто но нем в том монастыре иный игумен и братия будут, на их монастырскую вотчину на село Рогачево и крестьянам их быть за ними по прежнему против прежних жалованных грамот (Патр. Каз. прик. кн. 7, л. 7 об.).
    143 г. января 21 запечатана настольная грамота черного священника Авраамия постриженика из Вязьмы Предотечева монастыря в Дмитровской уезде на Песноши в монастырь Николы чудотворца в игумены, пошлин полтина взято (Печат. пошлин кн. 21, л. 216).
    206 г. февраля в 21 день, по указу святейшего патриарха, дан антиминс на старый престол церкви Стретения Господня, что в Никольском Песнушском монастыре, по челобитью игумена Феофана с братьею, а взял антиминс того ж монастыря иеродиакон Феодосий и росписался (Кн. 138, л. 147).
    1731 г. января в 3 день Троицы-Сергиева монастыря архимандрит Варлаам с 6paтиею в поданной в коллегию Экономии синодального правления отписке писал: сего января 2 дня в поданном нам Дмитровского уезда приписного нашего Николаевского Песношского монастыря строителя соборного старца Августа Старкова и того монастыря иеромонахов и монахов доношении объявлено: во оном де приписном Николаевском Песношском монастыре надлежит построить церковь во имя преп. и богоносного отца нашего Серия Радонежскаго чуд., понеже де в том Николаевском монастыре во имя его церкви не имеется, о чем де они строитель и братия ныне желают, дабы в том монастырь построить во имя его преп. отца Серия вновь церковь каменную, точию без указу оному строению начинания и совершения учинить не смеют, чтоб нам о строении оной церкви Божии предложить отпискою; просим о строении вышеписанной в том Николаевском монастыре во имя преп. и богоносного чуд. Сергия вновь каменной церкви определить к нам указом.
    В синодальном Казенном приказе выписано:
    Во оном Казенном приказе по окладным жилых данных церквей и пустовых церковных земель оброчным книгам в Дмитровской и в Троицкой десятинах приписного к Троицкому Сергиеву монастырю Николаевского Песношского монастыря не написано. А по писцовым дмитровским книгам письма и меры Андрея Загряжского да подьячего Гаврила Володимирова 135 и 136 г. в Каменном стану в монастырских вотчинах написано: монастырь Николы чуд., на реке на Песнуши да на реке на Яхроме; а что в том монастыре церквей и монахов, так же при том монастыре церковной пашни и сенных покосов, того не написано. А справкою из коллегии Экономии синодального правления показано: в поданных де из Троицкого Сергиева монастыря в коллегию Экономии к штату ведомостям написанныя в Дмитровском уезде в приписном к Троицкому Сергиеву монастырю Николаевском Песношском монастыре 3 церкви каменныя: 1) во имя Николая чуд., 2) во имя Сретения Господня, 3) во имя Богоявления Господня; а братства имеется: строитель с братиею 22 человека. В покупке им и про гостей бывает свежей рыбы, снятков, соли, масла коровья, хмелю и питейных припасов на 36 руб. на 67 коп., огурешных и прочих огородных семян на 85 копеек, строителю с братиею зажилого в даче 54 руб. 40 коп., да на питание строителю с братиею и про пpиезжих людей и месячником на месячину в расходе бывает всякого хлеба с десятинной пашни по 1323 четверти по пол —два четверика в год.
    Подписано: » 1731 г. января в 13 день. По указу её и. в. и по благословению свят. прав. всероссийского Синода о строении церкви дать указ“. Указ дан 15 января (Кн. 337, л. 57).
    1732 г. декабря дня Троицкого Сергиева монастыря стряпчий Семен Митнев в синодальный Казенный приказ подал челобитную об освящении новопостроенной каменной церкви во имя пр. о. Серия Рад. чуд. и о выдаче освященного антиминса.
    По резолюции: «дать указ о священии тоя церкви и антиминс освященный выдать» указ выдан на имя арх. Варлаама (Патр. прик. вязка 461, № 1709).

    Источник:
    В. и Г. Холмогоровы Исторические материалы о церквях и селах XVI-XVIII вв., в. 11, М., 1913, с. 307-308

    paul_egorov

    Блог Павла Егорова

    Обо всём понемножку.

    Николо-Пешношский монастырь основан в 1361 г. учеником Сергия Радонежского Мефодием у реки Яхромы, при впадении в нее речки Пешношки. Впервые я побывал в монастыре (вернее у монастыря, так как внутрь не попали) в середине июня 2004-го года, с Вадимом Болошовым и его женой Леной. И вот второй раз — 23-го февраля этого года (день не только праздничный, но также и постный — начало Великого поста) — в том же составе (только еще и с детьми).
    Перемены за эти 10 с половиной лет произошли просто разительные. В 2004-м монастырь занимал Психоневрологический интернат и строения представляли из себя жалкое зрелище, к 2015-му, монастырь полностью возрожден и отреставрирован.

    Панорама монастыря с запада.

    Вид с юго-запада в 2004-м.

    Монастырь расположен в поселке Луговой, недалеко от большого села Рогачево. Из Рогачево к монастырю ведет дорога, по обочине которой сохранилась аллея весьма древних деревьев. При подъезде к монастырю открывается величественный вид.

    Панорамы монастыря с юго-востока:

    Вид с юга в 2004-м.

    Каменное строительство началось в монастыре в начале XVI в., когда монастырь стал богатейшим в Дмитровских краях. Особенное развитие оно получило во второй половине XVII в., когда все деревянные здания были заменены каменными, продолжено возведение крепостной стены. Это были годы расцвета обители. В 1700 г. Николо-Пешношский монастырь приписывают к Троице-Сергиеву монастырю и он приходит в упадок. В 1764 он упраздняется, однако возобновляется уже в 1766 г. В Смутное время монастырь занимали польские отряды, а в 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге. В конце XVIII в. — начале XIX в. монастырь — важный духовный центр в Центральной России с образцовым общежитийным уставом. После Октябрьской революции ряд зданий монастыря передаётся филиалу Дмитровского краеведческого музея. В 1928 г. как монастырь, так и филиал музея были закрыты, в их зданиях размещён Дом инвалидов Мособлсобеса. В 1960-х — начале 1970-х отреставрированы некоторые храмы, а также частично укрепления монастыря. С 1966 года на территории монастыря располагается Психоневрологический интернат № 3. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят ещё в 1975 году, однако его решение растянулось на несколько десятилетий. Возрождение Николо-Пешношского монастыря началось в 2007 году с освобождения помещений монастырской Богоявленской церкви и начале церковных служб в ней. Но только к концу 2013-го года строительство новых корпусов психоневрологического интерната было завершено и он был выведен из монастыря.

    Монастырь возрождался с идеей создания «Второй Лавры». И действительно, сейчас монастырь производит величественное впечатление своими строениями. Но одновременно, он удивил своим немноголюдием. Многочисленные храмы монастыря были закрыты, почти не видно ни насельников монастыря, ни паломников, лишь редкие туристы. Хотя порадовало доброжелательное отношение ко всем пришедшим, удивило наличие собственного монастырского зоопарка расположенного рядом с монастырем (о нем чуть позже).

    Сейчас в монастыре 6 церквей и одна часовня. Вход — через Спасскую башню со Святыми вратами.

    Направо от Святых ворот — Больничный корпус и церковь Димитрия, митрополита Ростовского. Это однокупольный храм в стиле ампир построенный в 1811-1829 гг. на средства Д. А. Засецкого. Закрыт в 1920-х гг., корпус занят под жилье. После возобновления монастыря отремонтирован, освящен 8 августа 2014 г.

    Следующий храм в линии западной ограды монастыря — церковь Сретения Господня. Этот кирпичный храм при трапезной первоначально построен в 1-й трети XVI в., но в 1812-1815 гг. был разобран кроме подклета и сооружен заново в виде шестистолпного здания с декоративным куполом в стиле классицизма. Закрыт в 1920-х гг., купол сломан. Использовалась под жилье, в 2009 г. возвращен верующим и отремонтирован.

    Над Святыми воротами в той же западной линии ограды монастыря, между Казначейским и Настоятельским корпусами стоит церковь Преображения Господня. Она построена в 1689 над воротами (XVI-го века). Церковь — в виде небольшого одноглавого бесстолпного четверика. Закрыта в 1920-х гг., занята под жилье. В 2012 г. возвращена верующим, отреставрирована.

    Николо-Пешношский монастырь (Луговой)

    Тел. +7 (926) 181-92-15

    Основан в 1361 году.

    Одна из древнейших обителей Московской Руси. Монастырь был основан в 1361 году учеником святого преподобного Сергия Радонежского святым преподобным Мефодием Пешношским.

    Святой Мефодий – один из первых учеников преподобного Сергия – выбрал место для пустынножительного отшельничества в 25 верстах от города Дмитрова на реке Яхроме, где и поставил себе келью. Однако место подвигов нового отшельника стало известно, и вокруг стали селиться те, кто также ревновал о подвигах монашеского делания.

    Преподобный Сергий Радонежский часто посещал своего ученика в его уединении. Известно, что «преподобный Сергий и преподобный Мефодий ископали вокруг кельи два пруда и посадили аллею из вязов, которые сохранились до настоящего времени».

    Когда число насельников новой пустыни увеличилось, встал вопрос о построении нового соборного храма. Преподобный Сергий, как гласит предание, предложил своему бывшему ученику перенести монашеское общежитие на новое место – к высокому берегу реки Яхромы, к устью небольшой речки, которую впоследствии стали называть Пешношей.

    Преподобный Мефодий, приняв благословение своего учителя, основал на этом новом месте мужскую обитель. Причём он сам трудился над построением монастыря, «пеш нося» деревья через речку, которая и получила название Пешноша, а по ней и вся обитель стала именоваться Пешношской, или Николо-Пешношской от соборной монастырской церкви, освящённой во имя святителя и чудотворца Николы.

    Примечательно, что сам преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря лишь спустя 30 лет со времени основания обители – в 1391 году. «В лесу, около двух верст от монастыря, преподобный Мефодий основал так называемую «ближнюю пустынь» именуемую «беседа». Именно в ней он предавался уединённой молитве и туда, по существующему преданию, приходил для духовных бесед, ещё до своей праведной кончины, преподобный Сергий Радонежский. 14 июня 1393 года преподобный Мефодий скончался.

    Каменное строительство в монастыре началось в начале XVI века.
    Во время настоятельства в Николо-Пешношском монастыре игумена Варсонофия – будущего святителя и казанского чудотворца в 1553 году царь Иван Грозный посетил монастырь вместе со своей супругой и годовалым сыном. И в обители произошла знаменитая встреча царя с бывшим епископом Коломенским Вассианом (из древнего рода дмитровских дворян Топорковых).
    Следствием этой встречи царя с Вассианом стала опала Сильвестра и Адашева, а также падение правительства Избранной Рады.

    Вскоре после этих событий царь Иван Васильевич по духовному завещанию своего дяди князя Юрия Ивановича Дмитровского пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости.

    В Смутное время обитель была захвачена польским отрядом, однако вскоре отряд был выбит из стен монастыря. Ещё задолго до секуляризации церковных имуществ 1764 года Пешношский монастырь пришёл в упадок и даже упразднялся в середине XVII столетия, однако впоследствии восстанавливался.

    Во второй половине XVII века все деревянные постройки монастыря были заменены каменными.
    В XVIII веке монастырь пришёл в упадок. В 1700 г. он был приписан к Троице-Сергиеву монастырю, в 1764 году упразднён. Вновь учреждён через два года «. тщанием дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толченова »., и лишь к началу XIX века возобновил строительные работы.

    К этому времени монастырь уже практически весь был окружен каменной оградой, которую воздвигли ещё в конце XVII века.

    Мраморная доска, укрепленная у главных врат обители, гласит: «Все древние строения монастыря и прилегающая территория подлежат охране как всенародное достояние». Эта древняя цитадель, в настоящее время активно реставрируемая, вскоре займёт принадлежащее по праву ей место среди святынь Золотого кольца России.

    Восстановление монастыря началось в 2007 году по доброй воле Главы Администрации Дмитровского района Валерия Васильевича Гаврилова. 2 сентября 2007 г., согласно решению Священного Синода Русской Православной Церкви, за торжественным богослужением в Сергиевском храме было официально объявлено о возобновлении древней обители. Настоятелем монастыря был назначен игумен Никон (Головко).

    17 июня 2008 г., после окончания сложного и трудоёмкого процесса реставрации, Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в сослужении Епископа Видновского Тихона, Епископа Серпуховского Романа и настоятелей мужских монастырей Московской епархии было совершено великое освящение Сергиевского храма.

Ссылка на основную публикацию