Пестов Николай

профессор Николай Евграфович Пестов

Священное Писание Нового Завета

профессор Николай Евграфович Пестов (1892–1982)

Детские, юношеские и молодые годы

Пестов Николай Евграфович родился в Нижнем Новгороде 4 августа 1892 года.

Семья, к которой принадлежал Николай, считалась вполне обеспеченной. Его отец был мещанского, а мать — купеческого происхождения.

В детстве и юности он получил надлежащее образование, соответствовавшее его возрасту и социальному положению.

В 1911 году был зачислен в Императорское Высшее Техническое училище в Москве (впоследствии — МВТУ имени Баумана), на химический факультет.

Как студент, Николай выделялся среди однокурсников, подавал немалые надежды. Однако из-за начала Первой Мировой войны был вынужден оставить учёбу и отправиться добровольцем на фронт.

Пройдя курс обучения в военном училище, получил звание прапорщика, а затем назначение в запасное пехотное подразделение.

В августе 1915 года направлен в Ригу, в расположение артиллерийского полка, с целью организации защиты против химического оружия. На фронте служил отечеству не щадя живота своего, получил слуховую контузию, был представлен к наградам, заслужил отзыв со стороны воинского начальства, как выдающийся офицер.

Деятельность Н. Пестова в послереволюционный период

Наступил февраль 1917 года. С революцией изменилась гражданская и политическая ситуация в стране. Преобразования коснулись и армии.

Вскоре Н. Пестов был избран членом Полкового Комитета, а затем — назначен в Исполнительный Комитет, как председатель от представителей полка и вместе — как член Полкового Суда.

В августе 1917 года Николая Евграфовича определили в должность полкового адьютанта.

Через несколько месяцев после Февральской последовала Октябрьская революция, названная впоследствии Великой Социалистической. Страна на несколько лет погрузилась в мрачное время кровавой неразберихи.

Вскоре после октябрьских событий Н. Пестов выхлопотал у руководства отпуск и отправился на малую родину, в Нижний Новгород. По смене местных властей остался трудиться в родном для него городе, на государственной службе: сперва делопроизводителем, потом сотрудником Горпродкома.

В связи с развитием общей подозрительности в отношении бывших царских чиновников и офицеров и развернутой против них волной притеснений, в августе 1918 года Николай Евграфович был арестован вместе с множеством прочих людей, не вызывавших доверия у властей. Представители новой власти подозревали их в возможном соучастии в контрреволюционном мятеже. Несколько десятков офицеров было тогда расстреляно.

В ноябре Н. Пестов был освобожден из-под стражи. Ему, как и другим бывшим офицерам, надлежало встать на особый учет (спасти их от гибели могла лояльность и помощь властям).

Вскоре Николай Евграфович получил назначение на трудоустройство в органы Всевобуча. Не имея твердых христианских убеждений и, по-видимому, даже сочувствуя тем высоким идеям, которые декларировались с большевистских трибун, он вступил в ряды коммунистов.

Через некоторое время его назначили на работу при Управлении Всевобуча, функционировавшего при Всеросглавштабе в Москве.

Вскоре он был определен на Центральные Высшие курсы, курсантом, после чего получил звание и мандат военного комиссара.

В 1919 году, весной, Н. Пестов попал в Северную группу войск, на Восточный фронт. Проявив себя как способный и талантливый руководитель, в сентябре, в том же году, удостоился звания окружного военного комиссара, был направлен работать начальником Управления Всевобуча при Уральском Военном округе.

Несмотря на столь быстрое продвижение по службе, нельзя сказать, что Николай Евграфович принадлежал к кругу фанатично настроенных борцов за Советскую власть. Напротив, в этот период своей жизни он испытывал глубочайшие духовные сомнения.

Летом 1921 года Н. Пестов, имея желание продолжить обучение, прерванное Первой Мировой войной, демобилизовался. Возможности увольнения из рядов РККА способствовала общая стабилизация политической ситуации в стране.

Осенью того же года он присутствовал на лекции Марцинковского, которую тот читал для студентов. Содержание лекции «Жил ли Христос» глубоко тронуло душу бывшего комиссара. Как впоследствии признавался сам Н. Е. Пестов, с лекции он вышел другим человеком, христианином. В словах Евангелия, звучавших с трибуны, он нашёл ответ на многие мучившие его жизненно важные вопросы.

Увлекаемый духом Святого Евангелия, Н. Пестов внутренне отказался от линии партии и уничтожил свой партийный билет. Не пройдя очередную регистрацию, был исключен из членства в РКП(б).

Пребывая в Москве, Николай Евграфович сблизился с представителями христианского кружка в МВТУ и содействовал, в меру сил и возможностей, организации духовных встреч, лекций, бесед.

В 1921 году жил в Саратове, помогая борьбе с эпидемией тифа и голодом.

К концу лета 1922 года возвратился в Москву, и, восстановившись в студенчестве, продолжил учёбу в МВТУ. При этом, в свободное от занятий время, он посещал заседания христианского кружка.

Здесь он познакомился со своей будущей супругой, Зоей Вениаминовной. В 1923 году состоялось их бракосочетание.

Заключение под стражу

В 1925 году Николай Евграфович был принят на должность научного сотрудника МВТУ, при кафедре, занимавшейся технологией производства минеральных удобрений.

По смерти главного символа и идеолога русской революции, вождя мирового пролетариата В. И. Ульянова (Ленина) отношение государственного аппарата к деятельности студенческих христианских организаций резко ухудшилось. Собрания, конференции подпали под жесткий запрет.

Московский Христианский Студенческий кружок в скором времени был закрыт, его здание перешло в распоряжение местных властей, а участники стали подвергаться гонениям, обыскам, репрессиям.

В этой связи Н. Пестов был арестован и попал сперва на Лубянку, затем — в Бутырку. Единовременно с Пестовым были арестованы и другие члены кружка. Поначалу они размещались вместе с уголовными элементами. Всем им, казалось, грозили длительные сроки заключения, ссылки. Полагают, что большое значение в деле облегчения их участи сыграла Н. К. Крупская.

Арестованным назначили по 40 суток ареста. При этом их перевели в отдельные от уголовников камеры. Здесь они могли вести беседы и диспуты по вопросам религии и философии.

В заточении Н. Е. Пестов познакомился с одним христианином, прихожанином храма святителя Николая на Маросейке. Одно время настоятелем этой церкви был добродетельный старец, священник Алексей Мечев, а затем его место занял его сын, священник Сергий Мечев.

Дальнейшая деятельность

Освободившись из заключения, Николай Евграфович не уклонился от исполнения христианского долга. В этот период он стал прихожанином храма на Маросейке. В свою очередь отец Сергий Мечев стал ему духовным наставником и отцом.

Между тем, в семье Николая Евграфовича подрастали трое детей: два брата и сестренка. Он любил их от всей души и воспитывая, старался избегать чрезмерной педагогической строгости.

На научном поприще он сыскал себе широкую известность: преподавал в разных ВУЗах, обучал аспирантов, выступал с лекциями перед рабочими и служащими, публиковал научные работы.

В 1937 году стараниями высшего государственного руководства развернулась очередная волна политических репрессий. В жернова карательной машины попали сотни известных людей. Многие из них стали жертвой надуманных подозрений или лукавых оговоров.

На одном из заседаний, проходившем в Менделеевском институте, Н. Пестов выступил с речью в защиту арестованного ученого. Результат оказался предсказуемым: Пестова исключили из штата сотрудников.

Понимая, во что ввязался, Николай Евграфович ожидал скорого ареста. Однако очередного тюремного заключения не последовало. Сам он приписывал это Божественному заступничеству, осуществленному по молитвам его духовного отца, жены и детей.

В 1939 году Н. Пестов получил приглашение от администрации МИЭИ. Выдержав конкурс, он занял место заведующего кафедрой химической технологии.

В 1941 году был утвержден соответствующим определением в степени доктора химических наук.

С началом Великиой Отечественной войны большая часть советской промышленности была переориентирована на нужды фронта. Н. Пестов был освобожден от призыва по причине болезни: бронхиальной астмы. Все его научные усилия были направлены на помощь стране.

В 1942 году на фронт попал его сын, а годом позже на него пришла похоронка.

В 1943 году Николай Евграфович получил должность заместителя руководителя по учебной и научной работе. За военные и послевоенные годы он был представлен к ряду правительственных наград.

Богословская деятельность

В 50-х годах стали появляться сочинения Николая Пестова как христианского писателя.

В 60-х годах в ВУЗ, где он работал заместителем руководителя по научной части, пришло распоряжение по поводу необходимости усиления научно-атеистической пропаганды. Николай Евграфович высказал к этому негативное отношение.

Руководство, вызвав его для объяснений, в присутствии секретаря парторганизации МИЭИ, предложило ему отказаться от должности и уйти на заслуженный отдых, на пенсию. Когда, по возвращении из отпуска, он пришёл в свой институт, ему сообщили, что он уже уволен специальным приказом: тихо, без лишнего шума и торжественных проводов.

При конце жизни Николай Евграфович пребывал в молитве и скором ожидании смерти, регулярно причащался Святых Христовых Таин.

11 января 1982 года он впал в беспамятсво, а 14-го числа того же месяца мирно почил о Господе.

Пестов Николай Евграфович

Пестов Николай Евграфович

Пестов Николай Евграфович (1892, Нижний Новгород — 1982, Москва), историк церкви, богослов; доктор химических наук (1941).По свидетельству знавших Н. Пестова, все написанное им, родилось из его.

Пестов Николай Евграфович

Эта повесть известного духовного писателя и богослова Н. Е. Пестова — о его сыне. 19-летний воин Русской Армии Николай погиб в бою с немецко-фашистскими оккупантами летом 1943 года, в самом разгаре.

Пестов Николай Евграфович

Эта книга – о старших представителях известной церковному миру московской семьи Пестовых – Зое Вениаминовне и Николае Евграфовиче. Она включает в себя воспоминания самих Пестовых и их близких. Первая.

Пестов Николай Евграфович

Своим друзьям Господь обещает уже не просто радость, а «совершенную радость», при приобщении к которой человек «не будет жаждать во век», которая уподобится «воде, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14).

Пестов Николай Евграфович

«Духовная жизнь находящихся в миру христиан идет в трудной обстановке, полной соблазнов, нехристианских обычаев, вдалеке от носителей Духа Божия, уединившихся от мира.

Борьба трудна еще потому, что.

Пестов Николай Евграфович

Своим друзьям Господь обещает уже не просто радость, а «совершенную радость», при приобщении к которой человек «не будет жаждать во век», которая уподобится «воде, текущей в жизнь вечную (Ин. 4,14).

Пестов Николай Евграфович

Мы помним слова преподобного Антония Великого: «Все грехи мерзки пред Богом, но всех мерзостнее – гордость сердца». Но как стяжать смирение в наше время, когда все вокруг: социальные нормы, этические.

Пестов Николай Евграфович

«Большинство людей (даже верующих) не подозревают, что можно вообще быть свыше вразумляемым не только через видение или сновидение, но и через видение обычной действительности человеческой.

Пестов Николай Евграфович

Дорогие о Господе читатели!

Эта брошюра поможет нам достойно провести очистительные дни Великого Поста. Она составлена на основе широко известного труда Николая Евграфовича Пестова «Современная.

Пестов Николай Евграфович

В брошюре представлены главы из книги Н.Е. Пестова «Современная практика православного благочестия», рассказывающие о порабощенности человеческой воли греху, о борьбе с искушениями и страстями и о.

Пестов Николай Евграфович

Один великий угодник, при. Антоний Великий, имел удивительное видение, полное глубокого смысла. Он увидел сети диавольские, которыми было охвачено все человечество. Они показались ему непреодолимыми.

Пестов Николай Евграфович

Имя Николая Евграфовича Пестова хорошо известно современному православному читателю. Духовные размышления о борьбе с греховными мыслями основаны на глубоком знании святоотеческого опыта и понимании.

Пестов Николай Евграфович

Нищета духовная есть совершенно ясное осознание своей греховности и глубины своего падения. Это чувство нищего, одетого в жалкое и грязное рубище, когда он видит рядом других в прекрасных и чистых.

Пестов Николай Евграфович

«У человека – две стороны души, из которых одна тянется к добру, другая – ко злу. Если подходить к человеку с Христовой любовью, то он обращается тогда всей своей доброй стороной, отвечает сам.

Учебник радости

О книгах Николая Пестова

«Каждой душе человеческой свойственно стремление к радости и счастью, всякий человек ищет пути к ним. Как найти их? Да и что понимать под совершенной радостью?» Так начал предисловие к своему двухтомному труду Николай Евграфович Пестов. А эпиграфом поставил слова из Евангелия от Иоанна (15, 11): Да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна.

Труд именуется «Современная практика православного благочестия». Создавался он в 1950-х — 1960-х годах и тогда же, перепечатанный на сотнях машинок, распространялся в самиздате. Кто же он, его автор?

Он ученый-химик, специалист в области производства минеральных удобрений, профессор, преподаватель престижных советских вузов, автор многих научных работ и изобретений, кавалер ордена Ленина. Отец троих детей. Впрочем, о его детях и внуках нужно рассказывать отдельно. Что я и попыталась по мере моих сил сделать в журнале «Православие и современность» № 20 за 2011 год. Мне посчастливилось тогда общаться с дочерью Николая Евграфовича, Натальей Николаевной, вдовой протоиерея Владимира Соколова, и с тремя из пятерых ее детей. Двоих — протоиерея Феодора Соколова и епископа Новосибирского и Бердского Сергия (Серафима Соколова) — не было уже на земле. Очерк «Благословенное потомство» нетрудно найти на нашем епархиальном сайте. А сейчас — о книгах Николая Пестова.

Двухтомник «Современная практика православного благочестия» — это, по сути, учебник православной веры. Учебник на редкость толковый, четко систематизированный, полный и вместе с тем лаконичный. Однако от привычных нам школьных и вузовских учебников его отличает особая теплота, любовь, пронизывающая каждую строчку. Любовь к Богу, к Церкви, к святым — и к читателям. Читателям, из жизни которых была начисто исключена всякая христианская литература, начиная со Священного Писания. Каким же откровением, каким счастьем для них были эти самиздатские книжки, содержавшие всё необходимое для сознательного выбора: основы христианской догматики, православное учение о человеке, о грехопадении и грехе, о раскаянии и спасении; разъяснение таких понятий, как смирение, кротость, послушание, терпение, великодушие. От профессора Пестова тогдашние обитатели обезбоженного советского пространства узнавали, что такое молитва, какой она может и должна быть, что такое для православного христианина храм и церковные таинства. Читатель получал понятие о православном образе жизни, о правилах благочестия, о добродетелях, начинал понимать, зачем нужен пост, почему так важно внимание к себе и трезвение. Перед непривычными к таким вещам глазами читателя раскрывался целый мир — богатейший, требовательный, строгий и вместе радостный. Читатель постепенно продвигался вглубь этого мира, и незримая указка профессора Пестова (напомним, многоопытного преподавателя неорганической химии) вовремя указывала ему на то, что он должен был увидеть. Человек, до той поры не знавший о вере своих дедов и прадедов практически ничего, получал внятные ответы на непростые, однако неизбежно возникающие вопросы: если Господь благ, почему в мире столько горя и зла? Почему люди в Церкви не становятся безгрешными? Как относиться к иным религиям и людям, их исповедующим? Должен ли христианин участвовать в жизни общества или его удел — отрешенность от «мирской суеты»? Следует подчеркнуть, что на большинстве подобных вопросов активно спекулировала атеистическая пропаганда. Николай Пестов (почти всегда, впрочем, анонимный для читателя) спокойно разбирал завалы ложных представлений, уродливых стереотипов. (А стереотипы эти, меж тем, и помимо пропаганды формируются в сознании человека, не научившегося вникать в истину; и сегодня владеют многими «продвинутыми» умами. Почитаешь иного молодого автора, либерала и антиклерикала,— будто институт марксизма-ленинизма он закончил, все понятия о христианстве, о Православии — оттуда.)

Книги Николая Евграфовича приоткрывали перед читателем дверь (или, лучше сказать, окно) в святоотеческую литературу, которая даже и священникам в те годы была практически недоступна. Частые цитаты показывали ее глубину и универсальную применимость. Но почему я все время пишу о современниках Николая Евграфовича, умершего в 1982 году? Может быть, для нас, свободно участвующих в церковной жизни, имеющих неограниченный доступ к православной литературе, его труды уже и не так важны?

Напротив. Мы, журналисты и издатели, знаем: чем опытнее корректор, тем крепче он держится за словарь. Пестовский двухтомник можно сравнить со словарем, с энциклопедией, в которую полезно заглянуть всегда, какой бы вопрос ни возник. Почему так трудно справиться с грехом празднословия? Как быть с неверующим другом, стоит ли его переубеждать? Что делать, если чувствуешь себя одиноким, непонятым? Лично у меня ни разу не было так, чтобы я открыла Пестова и не нашла ответа, поддержки, не почувствовала того самого тепла — любви. Николай Евграфович был удивительно добрым, любящим человеком, об этом мне рассказывали его дочь и внучки; но даже и не будь я с ними знакома, я, кажется, догадалась бы об этом, читая его книги.

В наших церковных киосках и магазинах православной литературы можно увидеть также книгу Николая Пестова «Свет Откровения». Она разъясняет одну из самых сложных для понимания книг Библии, последнюю из них — Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. Текст книги «Свет Откровения» так же ясен, прост и доходчив, как текст двухтомника.

И еще об одной книге Николая Евграфовича нельзя здесь не сказать. Она называется «Жизнь для вечности» и обращает нас к личному опыту автора, опыту горькому, страшному и светлому. Сын профессора Пестова, Николай Пестов-младший, погиб в девятнадцать лет, в 1943 году, при освобождении Смоленска. Он рос в эпоху «штурма небес», тотальной и жесточайшей борьбы с Церковью. Но, вопреки всему этому, стал верующим — таково было влияние семьи. В годы, когда монахов расстреливали тысячами, Коля мечтал стать дивеевским монахом (Пестовы всегда считали преподобного Серафима своим покровителем). Но Бог призвал его к иной жертве… После похоронки отец собрал в книгу письма, полученные от сына — сначала из военной школы, затем с фронта, — и рассказал о собственном духовном опыте переживания его смерти. Поверьте, письма этого русского мальчика невозможно забыть, как и слова его отца.

По собственному свидетельству Николая Евграфовича и по свидетельствам близких ему людей, им двигало великое чувство — раскаяние. Раскаяние в «красной» молодости. Он был членом ВКП(б), комиссаром. Пока не встретил однажды — в 1921 году, во сне — взор Христов… В 30-х годах духовником супругов Пестовых был священномученик Сергий Мечёв, сын известнейшего московского старца Алексия Мечёва. После расстрела отца Сергия за Николаем и Зоей Пестовыми не пришли — ну разве что чудом, или Божиим Промыслом. Свою жизнь и свободу Николай Евграфович использовал на благо Христу и Церкви — настолько, насколько смог. Его книги будут читать еще очень долго.

Газета «Православная вера», № 6 (482), март, 2013 г.

Книги Николая Пестова

Книги Николая Евграфовича Пестова стали настольными для многих верующих людей. Написанные в годы советской власти, в период, когда духовную литературу достать было очень сложно, они печатались в самиздате и расходились большими тиражами среди людей, желающих найти свой путь к Богу. Почему же они сохраняют свою значимость и актуальность и сегодня?

Николай Евграфович Пестов, ученый­ химик, специалист в области производства минеральных удобрений, профессор, преподаватель престижных советских вузов, автор многих научных работ и изобретений, кавалер ордена Ленина. В своих книгах он основывается на личном опыте, на собственном пути к вере, который был не из легких. В 1914 году, поступив в военное училище, Пестов отправился на войну. После Октябрьской революции вступил в Коммунистическую партию, работал во Всевобуче (Всеобщее военное образование), получил звание военного комиссара и даже заслужил расположение Троцкого.

Духовное перерождение началось в 1921 году со сна, в котором Николаю Евграфовичу явился Христос. «В ту ночь Господь вошел в мое сердце, и с тех пор, что бы ни делал, ни чувствовал, я знаю, что Христос всегда был рядом со мной, всегда пребывает рядом со мной и никогда не покидал меня», ­ говорил он позднее. Действительно, Николай Пестов прошел долгий и сложный путь: от участия в христианском студенческом кружке при МВТУ до написания богословских трудов. Когда Николай Евграфович отказался вести антирелигиозную пропаганду в ВУЗе, его уволили. Свои последние годы он посвятил воспитанию внуков и общению с многочисленными людьми, в том числе, молодежью, которые приходили к нему за советом и за духовной литературой. Николай Пестов воспитал два поколения истинных христиан. Его дочь стала женой протоиерея Владимира Соколова, два его внука ­ священниками, один ­ монахом и затем архиереем, две внучки ­ регентами церковных хоров. Но еще сотни люди стали воспитанниками и учениками Николая Евграфовича, познакомившись с его книгами.

Самый значительный его труд ­ двухтомник «Современная практика православного благочестия». Эту книгу можно назвать учебником православной веры. Свою роль сыграл огромный педагогический опыт: всю свою жизнь Николай Евграфович был преподавателем, правда, специализировался он в области технологии производства химических удобрений. Н. Е. Пестов пишет так, будто беседует с учениками ­ не заваливает огромным массивом сложной информации, а разъясняет, ведет постоянный диалог с читателем. В книге очень много цитат ­ из Евангелия, из трудов Святых отцов, но все они органически вплетены в текст. Цитаты либо поясняют и аргументируют слова самого Николая Пестова, либо же становятся предметом анализа и объяснений автора.

Читателям того времени эта книга предоставляла редчайшую возможность познакомиться со святоотеческими текстами хотя бы в таком выборочном варианте. Но самое главное ­ эта книга открывала и по­прежнем открывает читателям дверь в мир Православия. Николай Евграфович действительно старается дать ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у человека, идущего к Богу. Это та книга, к которой хочется обращаться снова и снова. Разделенная на небольшие главки, она может прийти на помощь в любой ситуации.

Еще одно значимое произведение Николая Пестова ­книга «Жизнь для вечности». Она была написана после того, как семья Пестовых получила трагическое известие о смерти старшего сына Коли на фронте в 1943 году. Эта книга ­ рассказ о жизни «Колюши» с раннего детства, когда закладывался его характер, до ранней смерти на поле боя. Николай Евграфович выбирает отдельные фрагменты из жизни сына, отдельные диалоги с ним. Из этой мозаики воспоминаний и моментов перед нами предстает юноша, который в свои 19 лет обладал зрелой мудростью и смирением, сильной верой в Бога и покорностью перед промыслом Божьим. Коля не стремился к подвигам, но, когда ему предоставился выбор ­ идти в зенитную или полевую артиллерию, то он выбрал полевую, более опасную. Почему? «…его совесть не позволяла ему уклониться от опасностей: ему казалось стыдным трусливо выбирать более безопасную службу. Он ждал избавления не от своей изворотливости, а от воли своего Творца», ­ пишет Николай Пестов, анализируя решение сына.

Значительную часть книги составляют письма с фронта. Все они пронизаны невероятной нежностью и заботой юноши о своей семье. Коля жалеет о том, что получил звание младшего лейтенанта, а не лейтенанта, поскольку теперь не сможет посылать родным деньги и помогать им. Несмотря на суровые условия жизни на фронте, он не ропщет и воспринимает все как дар Божий: «Как я благодарен Судьбе, что попал в такие условия, которые учат меня жить; и я готов пробыть здесь столько, сколько надо, чтобы после войны, научившись жизненной мудрости, жить правильно». Юноша пишет отцу, что ему некогда читать утреннее и вечернее правила, поэтому он обращается к молитве в любой удобный момент: «Мы встаем по команде, еле успевая одеться, вечером моментально засыпаем от усталости. Но я очень часто вспоминаю, и тогда делаю это, стоя на посту, шагая в строю, сидя в столовой в ожидании обеда. Я стал чаще вспоминать об этих правилах, поскольку надо мной часто нависают всякие опасности, мне часто грозят неприятности».

В последних главах Николай Евграфович Пестов описывает уже собственные чувства и переживания после смерти старшего сына. Он пишет о том, как от неприятия, от непонимания, пришел к смирению и успокоению. «Человек – пришелец на земле. По сравнению с вечностью, жизнь на земле не больше мгновения. Поэтому жизнь в теле подобна мимолетному сну, а смерть тела есть пробуждение. Благо тем, кто из этого мира унесет в вечность красоту души, отвергшейся себя ради служения, близким. К этому стремился Коля, чтобы получить то «сокровище неоскудевающее на небесах” (Лк.12, 33), которое обещано Христом за исполнение Его заповедей. Туда он ушел в ореоле юношеской чистоты, красоты подвига самозабвения и совершенной преданности воли Господней. Лишь в вечности можно получить то истинное сокровище, которое никогда не отнимется и не умалится и перед которым ничего не значит все призрачное счастье этого мира», ­ такими словами заканчивает он свой рассказ о сыне.

Пестов Н.Е.. Книги онлайн

Николай Евграфович Пестов (17 августа 1892 — 14 января 1982) — богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор.

Н.Е. Пестов родился 17 августа 1892 г. в Нижнем Новгороде. С 1903 г. по 1910 г. Н.Е. Пестов учился в реальном училище, а в 1911 г. поступил на химический факультет Императорского Московского высшего технического училища (позднее — МГТУ им. Баумана). В 1915 г. с четвёртого курса МВТУ Н.Е. Пестов ушёл добровольцем на фронт. С февраля по август 1918 г. Н.Е. Пестов служил в Нижегородской ЧК делопроизводителем, затем в Горпродкоме.

В декабре 1918 г. вступил в Коммунистическую партию. Потом работал в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе (г. Москва). В 1921 году пережил духовный опыт, приведший его к вере. В июле 1921 г. Н.Е. Пестов увольняется из рядов РККА и в 1922 г. выходит из партии. Вернувшись в Москву, заканчивает МВТУ и делает блестящую научную карьеру. Он становится видным ученым в области технологии минеральных удобрений, преподает во многих крупных столичных вузах. В январе 1941 г. защищает докторскую диссертацию, пишет ряд книг, которые до сих пор не утратили своего научного и методического значения.

В 1940-х гг. избирается деканом, а затем назначается заместителем директора по учебной и научной работе Московского инженерно-экономического института имени С. Орджоникидзе. Автор трудов философского и богословского содержания. С 1943 года работал над фундаментальным трудом «Современная практика православного благочестия (Опыт христианского миросозерцания)».

Скончался Н.Е. Пестов 14 января 1982 г. Погребен на кладбище при Смоленско-Никольском храме д. Гребнево Московской области.

В Рождество Христово волхвы принесли Господу золото, ладан и смирну.

Как пишет архиепископ Иоанн: «Не могущие ничего принести Богу, могут всегда принести Богу золото своей покаянности, ладан молитвы, смирну своей нищеты (духовной). Покаяние же есть освобождение своего настоящего, прошедшего и будущего от всего небожественного — оттеснение себя к блаженной вечности».

В книге «Основы православной веры» Н. Пестов рассматривает такие важные христианские темы как: Бог и Богопознание, Богообращение, сын Божий, Святой Дух, Царство Божие, вечная жизнь, торжествующая Церковь, Царство Небесное, сатана и темные силы, смерть души и ад.

Книга посвящена не только для новообращенных, но и для глубоко верующих и будет очень интересна и познавательна любому человеку ищущему Богопознания и спасения.

Бог не требует от нас непосильных подвигов, но ищет спасения наших душ. Практике православного благочестия в миру посвящены труды замечательного ученого и миссионера Николая Евграфовича Пестова.

Данный сборник — «Свет совершенной радости» — составлен одним из соработников Николая Евграфовича на ниве христианского самиздата, В.А.Губановым, использовавшим личный архив и наиболее популярные сочинения Пестова.

Эта книга, без сомнения, одно из лучших произведений русской духовной литературы XX века. Вероятно, некоторым читателям знакомы отдельные ее части, выходившие «самиздатом» в начале семидесятых годов, но только теперь этот труд издается целиком в двух томах.

Это итог работы замечательного подвижника благочестия, глубокого религиозного мыслителя, ревностнейшего православного христианина Николая Евграфовича Пестова (1892-1978 гг.). Произведение цельное и, вместе с тем, всеохватное. Автор блестяще справился с, казалось бы, непосильной задачей: на основании церковного вероучения всесторонне, с наибольшей полнотой, описать то, что именуется христианским миросозерцанием.

Читатель найдет четкое изложение догматических истин Православия, практические рекомендации по составлению личного молитвенного правила, описание искушения человека падшими духами, раскрытие христианского взгляда на болезнь, обстоятельные советы по устроению жизни православной семьи и духовному воспитанию детей, а также освещение многих других аспектов христианского делания.

Словом, являясь уникальной сокровищницей практического духовного опыта, книга подробно и ясно излагает, каким образом современному христианину спасаться в отступившем от Бога мире.

«Христианский брак» — глава из книги профессора, доктора химических наук, духовного писателя Н.Е.Пестова «Опыт построения христианского миросозерцания», написанной в 40-е годы XX века.

Это размышления о цели брака, о непростой проблеме выбора супруга, взаимной ответственности и жертвенности. Автор опирается на Евангелие, святоотеческую литературу, советы, которые давали своим духовным чадам известные старцы и на собственный жизненный опыт.

Пестов Николай Евграфович — книги автора

Каждой душе человеческой свойственно стремление к радости и счастью — всякий человек ищет пути к ним. Как найти их? Да и что понимать под наиболее совершенной радостью? Ответы на эти и многие другие вопросы, касающиеся основ православной веры, вы найдете в этой книге.

Издательство «Артос-медиа». Москва. 2005.

Настоящие очерки предназначаются преимущественно для христиан, живущих в миру. Поэтому в настоящей главе об иночестве говорится лишь очень кратко.

Схожие по жанру новинки месяца

По благословению Высокопреосвященного Георгия, архиепископа Зимбабве, Анголы, Ботсваны, Малави и Мозамбика, Александрийская Православная Церковь

Впервые после октябрьской революции читателю предлагается религиоведческий труд, посвященный православному осмыслению трех мировых религий — ислама, буддизма и иудаизма. Книга написана на хорошем научном уровне, снабжена серьезным богословским анализом предлагаемых к рассмотрению учений. Каждый раздел содержит главу об отношении той или иной религии с христианством, а также подборку святоотеческих высказываний о ней. Ю. В. Максимов — один из авторов, является преподавателем религиоведения, доцентом Московской Духовной академии. Данная работа будет полезна студентам духовных школ, высших учебных заведений и всем интересующимся православным отношением к нехристианским конфессиям.

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

Диакон Георгий Максимов

Вне Церкви нет спасения. Москва: Православное миссионерское общество имени прп. Серапиона Кожеозерского, 2012 г., 128 с.

Почему святые отцы говорят, что только крещеный и уверовавший во Христа человек может спастись? Как быть с теми у кого «объективно не было возможности узнать Православие»? Почему мало спасающихся? Для чего Бог создал тех, про кого знал, что они не спасутся? Почему после смерти невозможно покаяние? Что такое в действительности рай и ад? На эти и другие вопросы отвечает настоящая книга, опираясь в ответах на Священное Писание и Священное Предание Православной Церкви.

В своей первой написанной в сапе понтифика книге Йозеф Ратцингер (Папа Бенедикт XVI) подводит своеобразный итог многолетним трудам, в центре которых неизменно оказывается главный вопрос — постижение истинного значения Иисуса Христа. Книга, работа над которой началась в 2003 году, адресована не только ученым-богословам и церковнослужителям, но всему христианскому миру. Автор, убежденный противник популистских истолкований и псевдоисторических реконструкций образа Христа, стремится открыть читателям «своего» Иисуса и через параллели с современностью приблизить Его к нам. «Иисус из Назарета» представляет собой первую часть задуманного объемного труда и охватывает период от Крещения в Иордане до Преображения.

Седьмой и восьмой тома Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова, завершающие Настоящее издание, содержат несколько сот писем великого подвижника Божия к известным деятелям Русской православной церкви, а также к историческим деятелям нашего Отечества, к родным и близким. Многие письма Святителя печатаются впервые по автографам, хранящимся в архивах страны. Вновь публикуемые письма будут способствовать значительному пополнению имеющихся сведений о жизни и деятельности святителя Игнатия и позволят существенно обогатить его жизнеописания. Наши публикации серьезно прокомментированы авторитетными историками, филологами и архивистами. Каждому корпусу писем предпослано обширное вступление, в котором дается справка об адресатах и раскрывается характер их духовного общения со святителем. Письма святителя Игнатия Брянчанинова принадлежат к нетленным сокровищам православной мысли, и ценность их век от века только повышается. Потому что написаны они великим мыслителем, духоносцем и любящим Россию гражданином.

Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова — 2006 в форматах DjVu, PDF и FB2 на облаке mail.ru и drive.google

«Отечник» святителя Игнатия Брянчанинова – это сборник кратких рассказов о великих отцах Церкви, отшельниках и монахах. Игнатий Брянчанинов составил его, пользуясь текстами «Пролога» и «Добротолюбия», делая переводы греческих и латинских произведений, содержащихся в многотомной «Патрологии» Миня. Эта книга получилась сокровищницей поучений древних подвижников, где каждое их слово – плод аскетического опыта, глубоко усвоенного самим писателем. «Отечник» учит умной внимательной молитве, преданности вере Православной, страху Божиему, так необходимым не только монашествующим, но и мирянам. Святитель был уверен: если в совершенстве овладеешь святоотеческим наследием, то, «как единомысленный и единодушный святым Отцам, спасешься».

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

Шестой том Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова содержит выдающийся его труд «Отечник» — сокровищницу назидания и поучения святых Отцов. Книга учит страху Божиему, умной внимательной молитве, сердечному безмолвию и преданности вере Православной; необходима монашествующим и мирянам. В обширном «Приложении» помещены письма святителя Игнатия к разным лицам, многие тексты впервые даны по автографам. В частности, публикуется переписка с Оптинскими старцами — Леонидом, Макарием, Анатолием и другими подвижниками, а также с монашествующими Угрешского монастыря, а из светских лиц — с Обер-прокурором Святейшего Синода графом А. П. Толстым, А. С. Норовым и с художником К. П. Брюлловым. Все публикации предваряют обширные вступительные статьи, письма комментированы.

Информация

Николай Евграфович Пестов (17 августа 1892 — 14 января 1982) — богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор, ученый и педагог.

Н.Е. Пестов родился 17 августа 1892 г. в Нижнем Новгороде. Его отец происходил из мещан, мать – из купеческого сословия. С 1903 г. по 1910 г. Н.Е. Пестов учился в реальном училище, а в 1911 г. поступил на химический факультет Императорского Московского высшего технического училища (позднее — МГТУ им. Баумана). В 1915 г. с четвёртого курса МВТУ Н.Е. Пестов ушёл добровольцем на фронт. С февраля по август 1918 г. Н.Е. Пестов служил в Нижегородской ЧК делопроизводителем, затем в Горпродкоме. В декабре 1918 г. вступил в Коммунистическую…

Николай Евграфович Пестов (17 августа 1892 — 14 января 1982) — богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор, ученый и педагог.

Н.Е. Пестов родился 17 августа 1892 г. в Нижнем Новгороде. Его отец происходил из мещан, мать – из купеческого сословия. С 1903 г. по 1910 г. Н.Е. Пестов учился в реальном училище, а в 1911 г. поступил на химический факультет Императорского Московского высшего технического училища (позднее — МГТУ им. Баумана). В 1915 г. с четвёртого курса МВТУ Н.Е. Пестов ушёл добровольцем на фронт. С февраля по август 1918 г. Н.Е. Пестов служил в Нижегородской ЧК делопроизводителем, затем в Горпродкоме. В декабре 1918 г. вступил в Коммунистическую партию. Потом работал в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе (г. Москва). В сентябре 1919 г. ему присвоили звание окружного военного комиссара и направили его начальником Управления Всевобуча в Приуральский военный округ. На этой должности он оставался до 1921 г. В 1921 году пережил духовный опыт, приведший его к вере. В июле 1921 г. Н.Е. Пестов увольняется из рядов РККА и в 1922 г. выходит из партии. Вернувшись в Москву, заканчивает МВТУ и делает блестящую научную карьеру. Он становится видным ученым в области технологии минеральных удобрений, преподает во многих крупных столичных вузах. В январе 1941 г. защищает докторскую диссертацию, пишет ряд книг, которые до сих пор не утратили своего научного и методического значения. В 1940-х гг. избирается деканом, а затем назначается заместителем директора по учебной и научной работе Московского инженерно-экономического института имени С. Орджоникидзе. Автор трудов философского и богословского содержания. С 1943 года работал над фундаментальным трудом «Современная практика православного благочестия (Опыт христианского миросозерцания)». Скончался Н.Е. Пестов 14 января 1982 г. Погребен на кладбище при Смоленско-Никольском храме д. Гребнево Московской области.

Пестов, Николай Евграфович

Российская империя

Николай Евграфович Пестов
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Награды и премии:

СССР

: неверное или отсутствующее изображение

Николай Евграфович Пестов (17 августа 1892 — 14 января 1982) — богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор.

Содержание

Н. Е. Пестов родился 17 августа 1892 г. в Нижнем Новгороде. Его отец происходил из мещан, мать — из купеческого сословия.

С 1903 г. по 1910 г. учился в реальном училище, в 1911 г. поступил на химический факультет Императорского Московского высшего технического училища.

В 1915 г. с четвёртого курса МВТУ ушёл добровольцем на фронт. С февраля по август 1918 г. Н. Е. Пестов служил в Нижегородской ЧК делопроизводителем, затем в Горпродкоме. В декабре 1918 г. вступил в Коммунистическую партию. Потом работал в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе (г. Москва). В сентябре 1919 г. ему присвоили звание окружного военного комиссара и направили начальником Управления Всевобуча в Приуральский военный округ. На этой должности он оставался до 1921 г.

В 1921 году пережил духовный опыт, приведший его к вере. В июле 1921 г. Н. Е. Пестов увольняется из рядов РККА и в 1922 г. выходит из партии.

Вернувшись в Москву, заканчивает МВТУ и делает блестящую научную карьеру. Он становится видным ученым в области технологии минеральных удобрений, преподает во многих крупных столичных вузах.

  • 1933-1938 — работал на кафедре технологии минеральных веществ Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева (профессор кафедры с 1934) [1] .

В январе 1941 г. защищает докторскую диссертацию, пишет ряд книг, которые до сих пор не утратили своего научного и методического значения. В 1940-х гг. избирается деканом, а затем назначается заместителем директора по учебной и научной работе Московского инженерно-экономического института имени С. Орджоникидзе.

Автор трудов философского и богословского содержания. С 1943 года работал над фундаментальным трудом «Современная практика православного благочестия (Опыт христианского миросозерцания)».

Скончался 14 января 1982 г. Погребен на кладбище при Смоленско-Никольском храме д. Гребнево Московской области.

Публикации

  • Пестов Н. Е. [www.library.pravpiter.ru/book_4.htm Путь к совершенной радости].
  • Пестов Н. Е. [www.klikovo.ru/db/book/head/5697 Современная практика православного благочестия]. Том I.
  • Пестов Н. Е. [www.klikovo.ru/db/book/head/8140 Современная практика православного благочестия]. Том II.
  • Пестов Н. Е. [azbyka.ru/tserkov/lyubov_i_semya/vera_i_deti/pestov_pravoslavnoe_vospitanie_detey.shtml Православное воспитание детей]. — Санкт-Петербург: Сатисъ, 2010. ISBN 5-7868-0063-6. Тираж: 5000 экз.
  • Пестов Н. Е. [korolev.msk.ru/books/919/pestov2/Main.htm Что такое пост и как правильно поститься]. — Санкт-Петербург: Сатисъ, 2005.
  • Пестов Н. Е. [3rm.info/uploads/biblioteka/molitvy/pestov3/Main.htm Как творить молитву Иисусову]. — Санкт-Петербург: Сатисъ, 2005.
  • Пестов Н. Е. Свет совершенной радости. — Сибирская Благозвонница, 2007. ISBN 978-5-91362-024-8. Тираж: 5000 экз.
  • Пестов Н. Е. [www.wco.ru/biblio/books/pestov4/Main.htm Как победить сети диавольские (о сопротивлении темным силам)]. — Санкт-Петербург: Сатисъ, 2005.
  • Пестов Н. Е. [nffedorov.ru/subdmn/old/m4145/biogr/lfi/about.html Жизнь для Вечности]. // ISBN 5-87873-026-X Совместное издание Храма Преображения Господня в Тушино г.Москва и Православного братства святого апостола Иоанна Богослова.
  • Пестов Н. Е. [www.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=118 Настоящий друг] // Журнал «Глинские чтения», июль-август 2007.
  • Пестов Н. Е. [www.pravmir.ru/puti-k-pokayaniyu-nado-boyatsya-toj-gryazi-kotoraya-gnezditsya-v-tajnikax-nashego-serdca/print/ Пути к покаянию. «Надо бояться той грязи, которая гнездится в тайниках нашего сердца»] // Православие и мир, 01.04.2009.
  • Пестов Н. Е. [www.pravmir.ru/znachenie-pokayaniya-pochemu-gospod-ne-xotel-imet-delo-s-pravednikami/print/ Значение покаяния. Почему Господь не хотел иметь дело с «праведниками»?] // Православие и мир, 31.03.2009.
  • Пестов Н. Е. [www.pravmir.ru/ob-otnoshenii-k-okruzhayushhim/print/ Об отношении к окружающим] // Православие и мир, 20.08.2007.
  • Пестов Н. Е. [pravkniga.ru/printversion.html? >Фильмы

По книге Н. Е. Пестова «Современная практика православного благочестия» снят фильм «Цель жизни xpистианской и путь спасения». — ТК Радость моя, ТК Союз 2009-06-18.

Пестов, Николай Евграфович

Российская империя

Николай Евграфович Пестов
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Награды и премии:

Николай Евграфович Пестов (17 августа 1892 — 14 января 1982) — богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор.

Содержание

Биография [ править ]

Н. Е. Пестов родился 17 августа 1892 г. в Нижнем Новгороде. Его отец происходил из мещан, мать — из купеческого сословия.

С 1903 г. по 1910 г. учился в реальном училище, в 1911 г. поступил на химический факультет Императорского Московского высшего технического училища.

В 1915 г. с четвёртого курса МВТУ ушёл добровольцем на фронт. С февраля по август 1918 г. Н. Е. Пестов служил в Нижегородской ЧК делопроизводителем, затем в Горпродкоме. В декабре 1918 г. вступил в Коммунистическую партию. Потом работал в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе (г. Москва). В сентябре 1919 г. ему присвоили звание окружного военного комиссара и направили начальником Управления Всевобуча в Приуральский военный округ. На этой должности он оставался до 1921 г.

В 1921 году пережил духовный опыт, приведший его к вере. В июле 1921 г. Н. Е. Пестов увольняется из рядов РККА и в 1922 г. выходит из партии.

Вернувшись в Москву, заканчивает МВТУ и делает блестящую научную карьеру. Он становится видным ученым в области технологии минеральных удобрений, преподает во многих крупных столичных вузах. В январе 1941 г. защищает докторскую диссертацию, пишет ряд книг, которые до сих пор не утратили своего научного и методического значения. В 1940-х гг. избирается деканом, а затем назначается заместителем директора по учебной и научной работе Московского инженерно-экономического института имени С. Орджоникидзе.

Автор трудов философского и богословского содержания. С 1943 года работал над фундаментальным трудом «Современная практика православного благочестия (Опыт христианского миросозерцания)».

Скончался 14 января 1982 г. Погребен на кладбище при Смоленско-Никольском храме д. Гребнево Московской области.

Публикации [ править ]

Книги [ править ]

  • Пестов Н. Е.Путь к совершенной радости.
  • Пестов Н. Е.Современная практика православного благочестия. Том I.
  • Пестов Н. Е.Современная практика православного благочестия. Том II.
  • Пестов Н. Е.Православное воспитание детей. — Санкт-Петербург: Сатисъ, 2010. ISBN 5-7868-0063-6. Тираж: 5000 экз.
  • Пестов Н. Е.Что такое пост и как правильно поститься. — Санкт-Петербург: Сатисъ, 2005.
  • Пестов Н. Е.Как творить молитву Иисусову. — Санкт-Петербург: Сатисъ, 2005.
  • Пестов Н. Е. Свет совершенной радости. — Сибирская Благозвонница, 2007. ISBN 978-5-91362-024-8. Тираж: 5000 экз.
  • Пестов Н. Е.Как победить сети диавольские (о сопротивлении темным силам). — Санкт-Петербург: Сатисъ, 2005.
  • Пестов Н. Е.Жизнь для Вечности. // ISBN 5-87873-026-Х Совместное издание Храма Преображения Господня в Тушино г.Москва и Православного братства святого апостола Иоанна Богослова.

Статьи [ править ]

  • Пестов Н. Е.Настоящий друг // Журнал «Глинские чтения», июль-август 2007.
  • Пестов Н. Е.Пути к покаянию. «Надо бояться той грязи, которая гнездится в тайниках нашего сердца» // Православие и мир, 01.04.2009.
  • Пестов Н. Е.Значение покаяния. Почему Господь не хотел иметь дело с «праведниками»? // Православие и мир, 31.03.2009.
  • Пестов Н. Е.Об отношении к окружающим // Православие и мир, 20.08.2007.
  • Пестов Н. Е.Священное Писание.

Фильмы [ править ]

По книге Н. Е. Пестова «Современная практика православного благочестия» снят фильм «Цель жизни xpистианской и путь спасения». — ТК Радость моя, ТК Союз 2009-06-18.

Будьте всегда
в Настроении

Николай Цискаридзе рассказал о самом строгом преподавателе в истории русской балетной школы

От Masterweb

Звезда балета Николай Цискаридзе поделился со своими поклонниками воспоминаниями о своей учебе в балетном училище. Причиной воспоминаний стала смерть его любимого учителя – Петра Пестова. Цискаридзе посвятил Великому педагогу свой учебник по балету, который он недавно издал. В этом учебнике, по мнению автора, изложены все азы классического танца. Это прекрасный учебник для преподавателей танцев, ведь бывшему солисту Большого театра было у кого поучиться.

Что стало стимулом для создания книги

Петр Пестов был малообщительным человеком; он не поддерживал отношений со своими бывшими учениками. Все же после его смерти начали появляться люди, которые называют себя учениками великого педагога, а сами не имеют к нему никакого отношения.

Николай Цискаридзе очень сожалеет о том, что имя человека, который много сделал для Большого театра, у нас понемногу забывают.

Николай Цискаридзе был на похоронах своего учителя, его неприятно поразило то, что почтить память этого человека пришло совсем мало людей. Именно это обстоятельство и заставило его написать книгу, посвященную Пестову.

Какую характеристику Цискаридзе дает своему учителю

Николай Цискаридзе в своих воспоминаниях называет Петра Пестова человеком со сложным характером. Он сам долгое время не любил этого преподавателя и начал с ним общаться спустя десятилетие после окончания учебы.

Причиной возобновления отношений стало то, что, только построив свою карьеру и добившись определенных результатов в балете, артист понял, какую огромную роль в его становлении сыграл именно Пестов. «Он великий педагог», – так отзывается ученик о своем учителе.

Все же сложный характер и строгость преподавателя сыграли с ним злую шутку, его не очень любили ученики в школе, а некоторые просто боялись.

Почему Пестова боялись и не любили

В балетных кругах бытует мнение, что Пестов – самый строгий педагог. Это был своеобразный человек, который всю свою жизнь посвятил искусству танца. Его жизнь состояла из уроков; он ходил домой лишь переночевать, а утром опять возвращался в класс.

Больше всего его ученики боялись вердикта своего преподавателя после выступления. Он всегда молча смотрел выступления танцовщиков, а потом каждый из них подходил узнать свой вердикт. Вот тут-то и могли прозвучать совсем малоприятные замечания и строгие оценки исполнения того или иного номера будущими звездами балета.

Замкнутый характер Пестова и его строгость к ученикам привели к тому, что многие звезды балета перестали даже упоминать его как своего учителя.

Николай Цискаридзе поставил перед собой задачу восстановить справедливость и напомнить миру о человеке, который дал дорогу многим звездам балета.

Ссылка на основную публикацию