Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница

Идейное и композиционное ядро ансамбля Петропавловской крепости — собор Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Его закладка состоялась 30 мая 1712 года. Сооружение собора по проекту и под руководством архитектора Д. Трезини заняло 20 лет — с 1712 по 1732 год.

Необычны для традиционного русского культового зодчества как внешний облик собора, так и интерьер. Его главное украшение — резной золоченый иконостас и надпрестольная сень — дар храму от Петра I и Екатерины I. Иконостас был создан в Москве по рисункам Д. Трезини группой мастеров-резчиков под руководством И. П. Зарудного.

Программу иконостаса составили Петр I и архиепископ Новгородский Феофан Прокопович. Композиция иконостаса включает пять больших киотов. В них размещены 43 иконы, написанные в 1726–1729 годах русскими иконописцами А. Поспеловым и Ф. Протопоповым. Эскизы икон выполнил М. Аврамов, организатор и директор Петербургской типографии и Рисовальной школы.

Перед алтарем установлена кафедра для произнесения проповедей. В православных церквях практика чтения проповедей прежде не существовала. Впервые она была введена в царствование Петра I.

Симметрично кафедре находится царское место — помост, где во время богослужения стоял император.

Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь на протяжении двух столетий хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамен.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, музеефицирован в 1922 году, впоследствии (1954) передан Государственному музею истории Ленинграда (Санкт-Петербурга).

Собор соединен галереей с Великокняжеской усыпальницей, построенной для погребения великих князей — членов императорского дома Романовых.

Иконостас и другие элементы внутреннего убранства усыпальницы утрачены. Запрестольный витраж «Воскресение Христово», выполненный по эскизу художника Н. А. Бруни, погиб во время блокады (1941–1944).

В 1920-е годы здание находилось в ведении Музея революции, в 1930–1940-е — приспособлено под склад Центральной книжной палаты, в 1954-м передано Государственному музею истории Ленинград

Петропавловский собор: режим работы 2020 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге занимает главное место в ансамбле Петропавловской крепости. Это самое красивое здание ансамбля.

Режим работы Петропавловского собора в 2020 г.

  • По понедельникам, четвергам, пятницам и субботам с 10:00 до 18:00
  • По вторникам с 10:00 до 17:00
  • По воскресеньям с 11:00 до 18:00
  • Выходной день — среда
  • Режим работы может быть изменён для проведения богослужений
  • Посещение колокольни возможно с 1 мая по 30 сентября в составе экскурсионной группы по сеансам в 11:30, 13:00, 14:30 и 16.00 (экскурсионный маршрут: «Три века над городом»). В зимний период (с 1 октября по 30 апреля) экскурсии на колокольню только по предварительным заявкам для групп до 10 человек

Как добраться до Петропавловского собора

Ближайшее метро — «Горьковская». От метро идти по Александровскому парку. Через несколько минут Вы окажетесь у Петропавловской крепости.

Стоимость билетов в Петропавловский собор в 2020 г.

  • Для взрослых — 550 рублей
  • Для учащихся — 300 рублей
  • Для пенсионеров — 250 рублей

Стоимость билетов на экскурсию «Три века над городом» с подъемом на смотровую площадку на колокольне Петропавловского собора

  • Для индивидуальных посетителей только с 1 мая по 30 сентября
    • Для взрослых — 250 рублей
    • Для учащихся — 150 рублей
    • Для пенсионеров — 150 рублей

Телефон Петропавловского собора

+7 (812) 230-64-31, +7 (812) 498-19-85.

Адрес Петропавловского собора

Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, Соборная площадь 1.

История строительства

Почти одновременно с основанием города на Заячьем острове в 1703 году по приказу Петра Первого была заложена и деревянная церковь в честь апостолов Петра и Павла. Через 10 лет на ее месте по проекту архитектора Доменико Трезини в День рождения Петра был заложен Собор. Через 8 лет были завершены наружные работы. Из Голландии за огромные деньги были выписаны часы с курантами. Над созданием иконостаса архитектор Зарудный и художники Т.Иванов и И.Телега трудились 4 года. 28 июня 1733 года накануне праздника св. апостолов Петра и Павла, храм был торжественно освящен. Строился он в течение 19 лет (1712-1733) при внимательном участии Петра I, Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны.

В 1756 году храм загорелся от удара молнии, особенно пострадал шпиль и установленные на нем куранты. В 1757-1758 гг. деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими, выполненными архитектором Д. Журавским. Лишь через 20 лет часы были вновь установлены, и каждый час они играли мелодию национального гимна.

В 1924 году Собор стал музеем, с 1999 года здесь возобновилась богослужения в праздник храма.

Убранство храма

Интерьер собора напоминает парадный зал дворца. Картины на стенах созданы известными художниками А. Матвеевым, Г. Гзелем и другими. Резной иконостас выполнен в виде триумфальной арки (проект И. Зарудного), а иконы для иконостаса — московским мастером А. Поспеловым. Напротив алтаря расположена великолепная позолоченная кафедра, украшенная статуями двух Апостолов. Царское место украшено резной золоченой короной и малиновым бархатом.

Собор стал памятником русской военной славы. Здесь хранились военные трофеи российской армии.

Шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Шпиль на куполе был установлен в 1723 году. Петропавловский собор – самое высокое сооружение в Северной столице. Его высота — 122,5 метров, высота шпиля — 40 метров. Шпиль украшает флюгер в виде летящего ангела. Его высота — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8 метра. На позолоту шпиля потрачено более 8 килограмм червонного золота. Во время бури в 1756 году флюгер сильно пострадал. И тогда кровельщик Петр Телушкин решил поправить ангела, поднявшись на шпиль с помощью одной лишь веревки. Отважный поступок стал известен императору и он разрешил мастеру пить в любом трактире Российской империи за счет государственной казны. В 90-е годы 20 века реставраторы полностью исправили фигуру ангела, поднявшись к нему на вертолетах.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге как усыпальница российских царей

С самого начала строительства храма Петр решил превратить его в мавзолей и усыпальницу всей династии. С лета 1708 года, еще в недостроенной церкви, начались захоронения. Здесь были погребены все русские цари династии Романовых, за исключением Петра II и Ивана VI. Петр Первый похоронен у южной стены собора.

К концу XIX века в храме было 46 захоронений, и практически уже не оставалось места для новых погребений. В 1896 году рядом с собором была построена Великокняжеская Усыпальница.

В храме никогда не проводились такие обряды как венчание, крещение. Отпевание проходило только над усопшими членами императорской фамилии и для комендантов крепости.

В 1917 году по распоряжению Временного правительства все ценности храма: иконы, лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных ценностей неизвестна.

Летом 1998 года, в 80 годовщину расстрела Николая II, его супруги Александры Федоровны, их детей и слуг состоялось погребение их останков. Последний Российский император и его семья, ныне причисленные к лику святых, были погребены в Екатерининском приделе храма.

В сентябре 2006 года перезахоронены останки Марии Федоровны рядом с могилой ее мужа — императора Александра III.

С недавнего времени желающие могут подняться на колокольню, поднявшись по лестнице на 42 метра, чтобы узнать ее историю крепости, увидеть уникальный колокольный комплекс и карильон — музыкальный инструмент с клавиатурой и системой из 51 колокола. За один день по этому маршруту проходит не более 60 человек.

Петропавловский собор изображён на 50-ти рублевой банкноте.

Виртуальные прогулки

Петропавловский собор — официальный сайт

Cобор является частью музея истории Санкт-Петербурга, расположенного в Петропавловской крепости.

Петропавловский собор

Петропавловский собор – один из главных архитектурно-исторических памятников Северной столицы. Ч асть архитектурного ансамбля Петропавловской крепости и действующий храм РПЦ. В святыне находится усыпальница российских императоров, начиная с Петра Первого.

Адрес: Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, Соборная площадь, 1.

Цена билета: взрослый билет – 450 рублей. Билет для школьников и студентов – 250 рублей. Стоимость билета для пенсионеров – 200 рублей.

Время работы: Понедельник-пятница: с 10:00 до 19:00. Суббота: с 10:00 до 17:45. Воскресенье: с 11:00 до 17:45.

Как добраться: Проехать до станции метро «Горьковская», после чего пройтись пешком через Александровский парк и Кронверкскую набережную. Или выйти на станции «Петроградская» и доехать до собора на маршрутном такси № 46, 76, 183 или 223. От станции «Спортивная» добраться до места назначения можно на трамвае № 6 или 40.

Петропавловский собор – часть архитектурного ансамбля Петропавловской крепости, архитектурно-исторический памятник. Высота собора – 122,5 метра. Вплоть до 2012 года храм считался самым высоким строением Северной столицы. В соборе находится усыпальница российских императоров, начиная с Петра Первого.

Немного фактов из истории

Решение о строительстве храма на территории крепости было принято Петром Первым в 1712 году, когда Санкт-Петербург официально получил статус столицы. По изначальной задумке храм должен был стать самым высоким сооружением Российской империи, обогнав по высоте колокольни Ивана Великого и Меньшикову башню в Москве.

Возведение собора началось в конце весны 1712 года. В качестве точки для строительства было выбрано место расположения первой деревянной церкви в Петропавловский крепости, построенной в 1703 году. При этом деревянная церковь не была демонтирована, а располагалась внутри нового каменного сооружения.

Петропавловский собор. Фото: @ margogolina

Автор проекта собора и руководитель строительства – итальянский архитектор Д. Трезини. Основные работы по возведению храма были завершены спустя восемь лет после начала процесса, в связи с нехваткой квалифицированных рабочих и строительных материалов. Шпиль колокольни был установлен в 1720 году голландским мастером ван Болосом. Собор был передан под управление церкви в 1733 году.

Решение о строительстве царской усыпальницы было принято после смерти Петра Первого, который стал первым представителем правящей династии, захороненном в соборе.

Петропавловский собор: вид сверху. Фото: @ engineer_history_spb

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт большевиками. В 1924 году из храма сделали музей. Петропавловский собор подвергся разрушениям в годы ВОВ и был полностью восстановлен в 1957 году.

Чем так притягивает Петропавловский собор?

Петропавловский собор – один из символов Северной столицы, привлекающий внимание нетипичным для традиционной православной архитектуры обликом и славной историей. Сюда стремятся попасть по многим причинам, одна из которых – смотровая площадка с поистине завораживающим видом на залив и форт.

Архитектура собора разительно отличается от купольных и шатровых храмов начала XVIII века. Строение имеет прямоугольную форму, характерную для западноевропейского направления. Длины собора – 61 метр, ширина – 27,5 метра.

Фасад храма украшают строгие пилястры, над окнами расположены барельефы с изображениями херувимов. С восточной стороны фасад расписан фреской. Вершину купола колокольни увенчивает позолоченный флюгер в виде ангела с крестом.

Фасад Петропавловского собора. Фото: @ lika_romanova__

Внутреннее оформление собора куда более роскошное: в основном зале возвышаются три мраморных колонны, в дизайне стен использованы яшма и мрамор, а колонны и стены украшены изящной лепниной. Освещают храм пять бронзовых люстр с хрусталем и разноцветным венецианским стеклом.

Доминанта интерьера – резной иконостас из лиственницы и липы. Перед иконостасом установлена кафедра с фигурами святых апостолов покровителей Северной столицы Петра и Павла. Кафедра не типична для русских церквей, так как является атрибутом католических храмов.

Внутреннее убранство собора. Фото: @ _dezhanova

Петропавловский собор изначально задумывался Петром Первым как памятник победам Российской империи. В его стенах хранилось трофейное оружие, ключи от взятых европейских городов, знамена и др. Сегодня все экспонаты перенесены в Эрмитаж, а в соборе представлены точные копии.

Усыпальница великих князей

Собор служил местом упокоения представителей императорской семьи. Склеп Петра Первого находится на территории собора в приделе Святой Екатерины. В начале XIX века была построены Великокняжеская усыпальница, соединенная с основным строением коридором. В 1998 году сюда были перенесены останки семьи Николая Второго и расстрелянной вместе с ними прислуги. Последнее захоронение состоялось в 2006 году, когда в усыпальницу был передан прах императрицы Марии Федоровны – матери последнего царя.

Великокняжеская усыпальница. Фото:@ svil_lizzers

Петропавловский собор – действующий храм РПЦ, в котором регулярно проходят богослужения. Для посещения святыни женщинам необходимо накрывать голову платком, мужчинам – снимать головной убор. Рекомендуется выбирать скромную одежду, закрывающую руки, плечи, декольте и ноги выше колен. В храме запрещено шуметь и использовать мобильные телефоны.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Петропавловский собор Санкт-Петербурга

Петропавловский собор с момента своего создания стал одним из главных символов северной столицы России. И сегодня золотой шпиль собора с фигурой летящего ангела — самое высокое архитектурное сооружение Петербурга. Его высота 122,5 метра.

Первая деревянная церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла была заложена в крепости, основанной Петром I на Заячьем острове через месяц после основания города в 1703 году. Скромный храм простоял недолго, в 1712 году Петр положил основание каменному собору в стиле барокко. Его автором стал Доминико Трезини, итальянский архитектор, ведавший строительством крепости. Возведение собора заняло 21 год. 12 июля (по новому стилю) 1733 года храм был освящен архиепископом Феофаном Прокоповичем в присутствии Синода и Императорского Двора.

Петропавловский собор — как главный храм столицы и придворный собор — строился под непосредственным наблюдением самого царя. И хотя Петр I не дожил до завершения строительства и освящения храма, в нем проявился и художественный вкус, и мировоззрение самого императора. Архитектура и убранство Петропавловского собора стали образцом для всего храмового строительства северной столицы, а впоследствии и для всей России первой трети XVIII века.

По замыслу Петра, колокольня Петропавловского собора стала архитектурной доминантой и композиционным центром города. Вознесшийся над берегами Невы золоченый шпиль должен был всем приближающимся к столице показать величие России и прочность ее позиций на Балтике. Новая русская столица развернулась лицом к Западной Европе и заимствовала новые архитектурные формы.

Резной иконостас в виде триумфальной арки считается признанным шедевром декоративного искусства барокко. Он был создан по чертежу Доменико Трезини мастерской зодчего и скульптора Ивана Зарудного в 1722-1726 годах. Иконы для иконостаса были выполнены московским мастером А. Поспеловым. Напротив алтаря расположены позолоченная кафедра с фигурами святых апостолов и царское место, украшенное резной золоченой короной и малиновым бархатом с вышитым на нем двуглавым орлом. В соборе служили панихиды в присутствии членов императорской семьи. К святыням храма относится образ святого апостола Петра, написанный Симоном Ушаковым.

С момента возникновения Санкт-Петербургской епархии в 1742 году Петропавловский храм стал кафедральным собором. Этого статуса он никогда официально не был лишен, даже когда в XIX веке митрополичья кафедра была перенесена в Казанский, а затем в Исаакиевский соборы.

Главный престол храма (с заложенной в его основание по преданию частицей мощей святого апостола Андрея Первозванного) освящен во имя святых апостолов Петра и Павла. В юго-западной части собора, в приделе святой великомученицы Екатерины, находился второй престол храма.

По указу Петра I, собор стал усыпальницей русских императоров и членов царской фамилии. Еще при жизни основателя северной столицы здесь были похоронены малолетние дети Петра. А в 1731 году в еще недостроенном соборе у южной стены был похоронен и сам Петр Великий. Место, где находится его надгробие, было выбрано самим государем. Здесь погребены все русские цари династии Романовых, за исключением Петра II и Ивана VI. Всего в усыпальнице к концу XIX века находилось 46 захоронений, в том числе ряда великих князей и княжон — детей и внуков императоров.

В 1865 году все надгробия заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами. Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Уникальные надгробия Александра II и его жены Марии Александровны отличаются от прочих и выполнены из серо-зеленой алтайской яшмы и розового уральского орлеца.

В 1901 году к востоку от собора была заложена Великокняжеская усыпальница, которую в стиле барокко возводил архитектор Бенуа по эскизному проекту Гримма. Здесь находился и третий престол собора в честь святого благоверного князя Александра Невского. После революции все могилы и церковный престол в усыпальнице были уничтожены; в здании долго размещалась экспозиция Музея истории города.

В мае 1992 года в Великокняжеской усыпальнице после многолетнего перерыва был погребен великий князь Владимир Кириллович Романов, затем перенесен прах его родителей и началось постепенное восстановление утраченных надгробных плит.

Последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось в 2006 году, когда из Копенгагена был перенесен прах императрицы Марии Феодоровны, супруги императора Александра III.

Петропавловский собор играл важную роль в жизни столицы Российской империи. В нем проходили важнейшие церковные и государственные церемонии, торжественные молебны. Здесь часто служили панихиды в присутствии членов императорской семьи. В 12 часов залп пушки с Петропавловской крепости напоминал жителям города на Неве о наступлении полдня. В соборе, который стал памятником русской военной славы, хранились военные трофеи российской армии, включая такие реликвии, как шведские знамена и штандарты, взятые под Полтавой и во время других сражений в ходе Северной войны, а также ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией.

Колокольню собора украшают часы с курантами. Бой часов сопровождался игрой на находившихся при часовом механизме клавикордах. Сегодня на четырех уровнях башни установлены 103 колокола, 31 из которых относятся к голландскому карильону 1757 года.

С 1990-х годов в Петропавловском соборе стали регулярно проходить панихиды по российским императорам. Первое архиерейское богослужение с прямой телевизионной трансляцией в Петропавловском соборе состоялось в 1999 году в праздник Рождества Христова. А в 2009 году в престольный праздник состоялось первое в истории собора Патриаршее богослужение, которое совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Ныне существующий приход благословлен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром с 2001 года. Настоятель собора — архимандрит Александр (Федоров).

В Императорском Петропавловском соборе служатся царские панихиды в дни памяти российских государей, проходят постоянные богослужения по согласованию с Государственным музеем истории Санкт-Петербурга.

12 июля 2013 года, в праздник святых апостолов Петра и Павла, исполнилось 280 лет со дня освящения Петропавловского Императорского собора Санкт-Петербурга. К этому дню была завершена реставрация уникального иконостаса и фасадов собора, обновлен лепной декор выдающегося памятника архитектуры XVIII века. Божественную литургию в праздничный день в храме возглавил Святейший Патриарх Кирилл.

Пресс-центр Оргкомитета 300-летия Александро-Невской лавры/Патриархия.ru

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

16 мая (27 мая по новому стилю) 1703 года на небольшом острове в дельте Невы была заложена крепость Санкт-Питербурх (позже Петербург), которая стала ядром будущего города.

Спустя полтора месяца в центре уже намеченной цитадели была заложена деревянная церковь во имя Св. Апостолов Петра и Павла. Позднее крепость неофициально тоже стали называть Петропавловской.

В 1712 году, когда Санкт-Петербург стал столицей России, деревянную церковь начали перестраивать в камне по проекту Д.Трезини, перестройка длилась 21 год. Новый Петропавловский собор был освящен 29 июня 1733 года в день Св. Апостолов Петра и Павла, как Кафедральный собор и главный придворный храм.
Собор в своем внешнем облике несет черты барокко, характерные для архитектуры первой трети XVIII века. Храм по православным канонам ориентирован с Запада на Восток.

В основании храма протяженный прямоугольный объем соединяет центральную главу с колокольней, которая в данном случае доминирует. Колокольня Петропавловского собора разделена по высоте на несколько ярусов. Каждый ярус украшен плоскими колоннами (пилястрами). Ярусы одинаковы по своей ширине, но два из них подхвачены по бокам декоративными завитками-волютами, которые создают впечатление большей устремленности вверх. В верхней части колокольни находятся часы-куранты.

Первые куранты были установлены по указу Петра. Государь лично приобрел их в Голландии. Для России начала XVIII века подобные часы стали настоящей диковиной, но они погибли в огне пожара 1756 года. Их место заняли новые, специально изготовленные в Голландии во второй половине XVIII века мастером Ортом Краассом.

В 50-годы XIX века часы были отремонтированы, тогда же их настроили на мелодию третьего Российского гимна композитора Д.Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». Эта мелодия и сегодня звучит, отмечая каждый час. Благодаря уникальному механизму, колокола курантов звучат каждые 15 минут, а так же исполняют «Боже Царя храни» в 12 и 18 часов.

Венчает стройную колокольню легкий золотой шпиль. Первоначальные конструкции шпиля были деревянными, но в 50-е годы XIX века они были заменены на металлические, созданные по проекту ученого и инженера Д.И.Журавского. Игла шпиля завершена крестом с флюгером в виде парящего ангела. Шпиль Петропавловского собора является архитектурной доминантой Санкт-Петербурга, его высота 122.5 метра.

Внутреннее устройство Петропавловского собора и убранство его интерьера, так же как и внешний облик храма сочетает традиции русские и европейские.
Интерьер собора украшают многочисленные декоративные элементы. Особая роль отведена монументальным росписям. Это орнаментальные мотивы, христианские символы, а так же сюжеты и образы из Священного писания. Как в любом храме все росписи собора подчинены специальной программе, сюжеты и образы были строго отобраны Святейшим Синодом и должны были раскрывать определенную идею.

На протяжении XVIII-XIX веков росписи Петропавловского собора поновлялись, переписывались, некоторые первоначальные сюжеты были заменены на новые. Особую художественную ценность представляют сохранившиеся живописные картины, написанные на рубеже 20-30 годов XVIII века, ведущими художниками той поры: А.Матвеевым, Г.Гзеллем, Д.Соловьевым, В.Игнатьевым. На этих полотнах, украшающих пространство над онами боковых нефов, изображены сюжеты Нового Завета, а именно «Страсти Христовы».
Петербург родился в трудных условиях ведения Северной войны, в 1710 г. после победы под Выборгом в Петропавловский собор впервые были внесены трофейные знамена. С тех пор традиция хранить в храме неприятельские штандарты, была продолжена. Сегодня на стенах Петропавловского собора закреплены турецкие и шведские знамена (подлинные в Эрмитаже), захваченные в результате победоносных войн.Таким образом, Петропавловский собор является памятником воинской доблести и славы.
Резной золоченый иконостас Петропавловского собора выполнен по замыслу Д.Трезини в Москве под наблюдением русского архитектора И.П.Зарудного. Около 50 резчиков и золотарей трудились над его созданием на протяжении четырех лет с 1722 по 1726 годы.

Все декоративные детали и скульптурные элементы вырезаны из липы, а каркас конструкции выполнен из лиственницы. Привезенный из Москвы иконостас был собран весной 1729 года. Благодаря обилию декоративных резных элементов, скульптуры и позолоте иконостас главного собора Петербурга получил торжественное и пышное звучание, что соответствовало стилю барокко. Так как Петропавловский собор являлся придворным, у пилона напротив алтаря, справа было установлено царское место, «Для стояния ее императорского Величества Анны Иоановны», выполненное под руководством Д.Трезини в 1732 году.

Царское место было осенено балдахином под деревянной короной на подушке с резными кистями и, крестообразно прикрепленными к ней, скипетром и шпагами. Все декоративные элементы вызолочены. Под балдахином находится щит на котором закреплен вышитый государственный герб, с обеих сторон щит задрапирован малиновым бархатом.
Петропавловский собор являлся не только придворным храмом, но и кафедральным, у пилона с другой стороны, неотъемлемый атрибут кафедрального собора-кафедра епископа. Она была выполнена из дерева в 1732 году столяром Н. Краскопом.

Петропавловский собор после смерти Петра I в 1725 году стал усыпальницей Дома Романовых. Здесь захоронены все российские императоры, кроме Петра II (который захоронен в Успенском соборе Московского Кремля) и Иоанна VI (Иоанн Антоновича, убитого в крепости Шлиссельбург). Ранее все могилы имели торжественное убранство-это и многочисленные серебряные и золотые венки, иконы и лампады, подношения и живые цветы.

К концу XIX века в Петропавловском соборе не осталось места для захоронений, было принято решение о сооружении Великокняжеской усыпальницы, которая соединена с собором специальной галереей.

Вход в собор был открыт для всех желающих, траурные церемонии проводились в соответствии со сложившейся традицией. Особое положение Петропавловского собора вносило существенные коррективы в его церковную деятельность. Здесь никогда не совершались такие христианские таинства, как крещение и венчание. Обряд отпевания совершался только над усопшими членами императорской фамилии, и лишь в отдельных случаях делались исключения для комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище у соборной стены.
17 июля 1998 года в Петропавловском соборе были захоронены останки семьи Николая II, спустя 80 лет после убийства в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге. Местом захоронения стал Екатерининский придел.

В 90-е годы XX века в соборе возобновлены службы. Здесь проходят богослужения в дни памяти российских императоров, в дни Престольных праздников (день Св. Апостолов Петра и Павла, День Св. Екатерины, в день памяти Св. Александра Невского). Богослужения проходят по субботам и воскресеньям.

В 2001 году, благодаря усилиям директора Королевской школы карильона бельгийского города Мехелен-Йозефа Хаазена, в колокольне Петропавловского собора был восстановлен уникальный музыкальный инструмент–карильон.

Начиная с петровских времен все часы–куранты собора были снабжены карильоном. Благодаря специальной клавиатуре, колокола этого музыкального инструмента начинают звон. Сегодня в теплое время года вы можете насладиться игрой этого уникального музыкального инструмента.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004,Павлов А.П.Храмы Санкт-Петербурга.Лениздат.,СПб.,2007

Петропавловский собор

Фотографии

Ангел на шпиле – мир на земле…

18 век, Россия ведет Северную войну со шведами. Решается вопрос о необходимости нового укрепления со стороны Финского залива. Петр І, Александр Меньшиков и ЛамбЕр де ГерЕн выбирают новое место для построения крепости – заседают, спорят и выбор их падает на Заячий остров…

Так зарождалась самая таинственная и легендарная страница в русской истории – страница, посвященная Петропавловской цитадели. Именно со дня 16 мая 1703 года, с первого заложенного камня этой крепости берет начало и история Петербурга.

Известно, что первоначальное возведение крепости, называвшейся на голландский манер «Санк-Питер-бурх», не предполагало даже основания в этих местах города, не говоря уж о столице. Но все решает Его Величество Случай, который и определил своей волей дату основания Петербурга.

На построение укрепления были брошены все силы: солдаты, пленные шведы, а от каждой губернии – крепостные. Сам Петр І со своими сподвижниками курировали строительство. На их плечи порой ложились не только обязанности следить за ходом работ, но и совмещать функции «прорабов» и «банкиров» – поставлять строительный материал и финансировать работы.

В день апостолов Петра и Павла – 29 июня – в крепости начали строить храм. Сегодняшний величественный Петропавловский собор тогда представлял собой простую деревянную церквушку. Праздничный день параллельно стал и днем именин «Санк-Питер-бурха». Это название распространилось и на поселение-город: так Санкт-Петербург получил в дар свое имя 29 июня 1703 года.

История не стоит на месте, и вот мы уже переносимся в 1712 год. Через Архангельск и Москву в Петербург добирается некий ДоменИко ТрезИни – первый архитектор «северной столицы». Вдоволь налюбовавшись русской деревянной и белокаменной архитектурой, он предлагает довольно дерзкую по тем временам идею: острый, молниеносно взлетающий в небо, шпиль. Откуда такая жажда ворваться в бесконечные просторы? Возможно, причина крылась в желании быть ближе к Богу, возможно автор представлял себе некоего посредника между небом и землей, между Богом и людьми. Им стал «Летящий Ангел», венчающий острие шпиля. Помня о бесполом характере небесного воина, петербуржцы ласково называют его «Летящей девой».

Достаточно изменений привнесли годы в облик собора: в 18-м столетии он пережил восстановление после пожара, освящение придела святой Екатерины, приобрел стильное украшение на колокольню – куранты мастера из Голландии.

В 19-ом веке величественный собор дождался из ремонта фигуру ангела, позволил заменить на колокольне деревянные конструкции на металлические, тем самым увеличив свой рост на 10,5 м, приглянулись ему и новые царские ворота, выполненные из бронзы.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, спустя 5 лет превращен в музей, при этом утратив большинство ценностей.

Великая Отечественная война оставила на соборе свой глубокий отпечаток: здание сильно пострадало во время бомбежек. В 50-е годы прошлого столетия отреставрировали фасады и интерьеры собора, а затем передали Музею истории города.

Лишь в 1990 годы Петропавловский собор вернулся к своему прямому предназначению: в храме проходили панихиды по российским императорам, а спустя десятилетие – и богослужения.

Достопримечательности легендарного собора

Если еще несколько лет тому назад собор был самым высоким сооружением Северной Пальмиры (при своих 122,5 м «роста»), то сейчас уступает первенство местным великану-небоскребу и жилому комплексу-богатырю.

В свое время Петропавловский собор мог похвастаться уникальной коллекцией трофейных знамен и ключей от захваченных городов и крепостей, которая на протяжении двух веков хранилась в его стенах. Сегодня в соборе представлены лишь копии, а сами реликвии переданы в Эрмитаж.

Особенностью местной колокольни являются 103 колокола, 31 из которых сохранился еще с 1757 года.

Усыпальница царственных особ: слухам не до сна

Об усыпальнице рода Романовых в Петропавловском соборе слухи, догадки и домыслы гуляют давно. Говорят о якобы пустых могилах, а одно из преданий гласит, что Николай ІІ вообще как-то обронил, дабы его могилу не думали искать.

Первой в соборе была погребена малолетняя дочь Петра и Екатерины. В 1785 году туда внесли гроб Петра І, что определило весь последующий порядок захоронения царствующих особ. В соборе нашли свое упокоение все русские императоры.

Относительно праха Николая ІІ и его семьи, то споры не утихают до сих пор. И если Государственная комиссия вынесла заключение о неоспоримой принадлежности останков императорской семье, то Русская православная церковь не смирилась с подобным заключением.

В каждом посещаемом ими городе туристы неизменно находят любимый памятник-«талисман», исполняющий желания. В Питере таковым считается надгробие Павла І, которое овеяно чем-то сверхъестественным и даже экзотическим. По слухам, могила дарит настоящие чудеса уверовавшим в них. Жаждешь избавиться от надоевшей болезни иль от боли зубной? Прикоснись щекой к саркофагу и все как рукой снимет. Нерадивым студентам подобное прикосновение приносит удачу на экзаменах, а тем, кто посолиднее, – разрешение судебных споров, служебный рост и везение в бизнесе. Этот же ритуал обещает налаживание личных дел и устранение семейных неурядиц.

Знаменитый собор: факты без аргументов

Петропавловский собор увенчал 50-рублевую российскую купюру – его образ украшает задний план лицевой стороны.

«Летящий Ангел», увенчивающий Петропавловский шпиль, несколько лет был логотипом телеканала «Петербург».

Петропавловский собор поражает уникальной церковной музыкой: в нем звучит карильон – колокольный орган. Этот хитроумный механизм в силах заставить колокола исполнить любую мелодию.

Легенда ль, быль, а жест остался…

Легенды о Петропавловском соборе начали слагать еще с момента закладки первого его камня. Одно из преданий гласит: Петр І зарыл в его основании золотой ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного. Возможно, император поступил так, ибо знал, что сооружение строится на месте бывшего языческого храма, где в свое время проводились обряды жертвоприношения. Астролог Павел Глоба уверяет: Великий Петр отдал приказ о строительстве только после того, как орлы, почитаемые правителем как вестники потустороннего мира, сделали несколько кругов над сей местностью.

А судя по семейной легенде потомков Трезини, зодчий сознательно придал колокольне Петропавловки контуры, схожие с фигурой Петра І, дабы возвести, таким образом, своеобразный памятник государю.

Не обошелся без своей легенды и Петропавловский Ангел. Оказывается, поставлен он на стражу императором Петром І неспроста: находясь на самой высокой точке города, главной миссией его было оберегать город от всевозможных напастей. Что ж, скорее всего, на самом деле знаток европейской архитектуры Трезини просто хотел одновременно «убить двух зайцев» – и собор украсить, и флюгер приобрести.

Классикой строительного мастерства стала история Петра Телушкина – мастера, ремонтировавшего Ангела. При помощи нехитрых приспособлений крестьянин добрался до верхушки шпиля и исправил все повреждения. Легенда гласит: за сей подвиг мастер был вознагражден пожизненной возможностью заказывать выпивку в любом русском кабаке. Достаточно Телушкину было щелкнуть по клейму на шее, как ему тут же подавали выпивку. Отсюда, кстати, и берет свое начало характерный жест приглашения на «праздник души».

А история об определении месторасположения Петропавловского собора, причастии Петра Первого к масонству и о ниточке, ведущей к священному Граалю, совсем уж окутана загадками. Но это уже совсем другая страничка…

Петропавловский собор

«Жемчужина» Петра I и визитка Северной столицы – Петропавловский собор СПб

Петропавловский собор в Санкт — Петербурге – грандиозен, как по замыслу и архитектуре, так и по истории воплощения. Он возведён в необычном для отечественного зодчества стиле с уникальной формой иконостаса и превосходит все другие соборные сооружения России по статусу, по мировой известности, по высоте шпиля, по архитектурным особенностям. Устроил его, в нём молился и покоится здесь — Великий Самодержец Петр I.

Стратегический и духовный форпост Балтики

Чтобы ощутить величие момента, окунёмся в гущу событий, берущих начало с 1703 года. Желая закрепить достигнутый успех шведкой военной компании (война длилась до 1721 года), царь принимает решение о возведении Петропавловской крепости на Заячьем острове, установив здесь надёжную защиту для вражеских поползновений на возврат территорий, над которыми был утерян контроль. В проекте крепости всё было новаторским и «доселе» неведомым миру. В первую очередь с материка к острову подводят уникальный по тем временам мост и строят водоканал для обеспечения военного контингента и строителей питьевой водой.

В это же время, приглашённые на государственном уровне знаменитые зодчие Франции и Италии, трудятся над проектом Петропавловского собора – культового комплекса, который по замыслу императора «прорубит окно в Европу» и послужит доказательством величия его Государства. Поэтому в расчёт принимают лишь передовые позиции, способные удивлять и поражать, демонстрировать мощь, военное и техническое развитие, разум и процветание.

Уже в 1704 году была освещена предварительно построенная деревянная церковь. С высоты её колокольни постоянно вели воинский дозор, а по праздникам на площадке водружали воинские и отечественные знамёна. В мае 1712 года состоялась торжество, где властью царя Доменико Трезини было доверено заложить первый камень в фундамент Петропавловского собора. По задумке, его каменные стены начали воздвигать вокруг действующей деревянной церкви, которую позднее разобрали и перенесли на новое место.

«Барокко Петра»

Строительство Петропавловского собора продолжалось 20 лет. Работы велись до 1732 года. Стиль его архитектуры, хоть и тяготел к итальянскому и французскому классицизму, но не имел чёткого направления и получил название – «жемчужина или барокко Петра». (Дословно «барокко» переводится, как «жемчужина, имеющая изъян»). От «барокко Нарышкина», в стиле которого застраивалась Москва и другие города России, близкого к византийскому направлению, он отличался новизной и экстравагантностью и отражал замечательный талант Доменико Трезини – первого архитектора Санкт — Петербурга и автора эскизов знаменитого Ангела на шпиле.

Новый подход к технологии возведения собора

Закладка Петропавловского собора началась с нарушения традиционной очерёдности возведения храмов. Первым делом было решено поднимать колокольню важную для города, как стратегический объект. Северная война была в разгаре и наличие высотной смотровой площадки с меткими лучниками для дозора за движением шведских судов по водам имела величайшее значение для безопасности нового Санкт — Петербурга.

Закладка здания собора тоже проводилась уникальным для того времени способом. Строители не стали вбивать в болотистый грунт сваи, выкапывали объёмные рвы, глубиной в 2 метра, в которых позднее устраивали прочный ленточный фундамент. Такой подход требовал больше усилий, но обещал превосходный результат крепости и длительности эксплуатации здания.

В духе нового времени

Строительство Петропавловской колокольни продолжалось 8 лет. Всё это время богослужения проводились в деревянной церкви. Неповторимость сооружения проявлялась не только в огромной высоте, но и в особом символизме, утверждающем царское могущество на Балтике, а, так же, в его форме с чертами, присущими европейским светским зданиям.

Выполненная в 3 яруса, она, как бы устремляется ввысь, врезаясь в небеса высоченным двадцати пяти метровым шпилем, сверкающим позолотой. А на вершине огромная фигура Ангела Хранителя высотой более 3-х метров, размахнула огромные, в 3, 8 метра шириной, крылья.

Путешествуя по Европе, царь был потрясён часами с курантами, увиденными им на стенах голландского костёла. Новаторский дух не позволил ему остаться безучастным. Не торгуясь, он заказал 3 экземпляра подобных механизмов. В 1720 году в уже Петербурге куранты стали отбивать время. Удивительные часы с боем были доставлены Россию и водружены на колокольню, на которой ещё предстояло позолотить каркас шпиля 25 метровой высоты. Часы были очень важны для Петра. Он предавал им символическое значение, вывода страны из унизительного запустения к европейскому уровню.

Величественная торжественность и царственное своеобразие

Высота здания Петропавловского собора – 16 метров. Основание здания устроено в форме прямоугольника, толщина каменных стен намного тоньше, чем в других православных храмах страны. Отдельное внимание уделено высоким, заливающим помещение дневным светом, окнам и уникальным подсвечникам и светильникам, созданным Петром Зыбиным. Свод единого огромного купола поддерживают узкие, но мощные пилоны, выстроенные в ряд.

В антураже собора использовали самые новаторские идеи. В росписи стен применены не только сюжеты из библейской жизни, но и гармонично вплетены картинки героической истории царства.

Золоченый резной иконостас собора подчёркивает победу Петра в войне и выполнен в форме триумфальной арки. Он был преподнесён собору в качестве подарка от царской четы. Выполнять резьбу и устанавливать его доверили искусным резчикам мастерской Ивана Зарудного.

Составляли программу иконостаса – Петр I, совместно с архиепископом Феофаном Прокоповичем. В композиции присутствует 5 крупных киотов, на которых установлено 43 святые иконы, написанные мастерами А. Протопоповым и Ф. Поспеловым. Липовые и дубовые иконы писали в Москве по эскизам Петербургской рисовальной школы. Эскиз запрестольного витража «Воскресенье Христово» подготовил художник Н. Бруни.

Отметим! Убранство храма Петра и Павла в Петербурге – неповторимо. Сегодня каждому его элементу посвящены десятки научных трудов и исследовательских работ.

Кафедра для проповедей и памятник воинской доблести

Ранее в православных церквях проповеди не читались. В Петропавловском соборе, в царствование Петра, это правило было изменено. Для чего рядом с алтарём поставили кафедру. Симметрично к ней возвели помост, называемый царским местом, где император стоял на богослужениях, на фоне, выставленных на обозрение всем, трофейных знамён, ключей от отвоёванных у врага городов и других экспонатов, демонстрирующие воинское могущество и героизм отечества. Сегодня подлинные реликвии находятся в Эрмитаже, а в храме, представлены их копии.

Санкт-Петербургская епархия

С начала 1742 года главный собор Петербурга становится кафедральным. Независимо от того, что в XIX в. кафедра митрополита переносилась в Исаакиевский собор, статуса Кафедрального Петропавловский лишён не был.

Усыпальница для императорского рода Романовых

Рядом со зданием храма проект Петропавловского собора предусматривал строительство Великокняжеской усыпальницы – место захоронения особ императорского дома. В настоящее время она насчитывает 54 захоронения. Оба здания между собой объединила галерея, освещённая высокими окнами и множеством светильников.

В последние годы прошлого века здесь были захоронены: правнук царя Александра II – великий князь Владимир Кириллович (1992); перенесён с Кобурского кладбища прах его отца и матери (1995).

Влияние исторических перемен и веяния времён

С течением времени молнии разрушали величественные шпили, грунтовые воды подтачивали основания колон, к Петропавловскому собору пристраивались нужные для хозяйствования помещения. Реставрации оставили свой след на шпиле и на фигуре Ангела. Благодаря сменам политической власти и войнам изменилось само назначение Петропавловской крепости, превратившейся из грозного и воинственного форпоста, заставляющего трепетать государевых недоброжелателей, в культурный центр и духовное сердце города Санкт — Петербурга.

Петропавловская крепость и собор, как и город, пережили разные времена. Какое-то время она была зловещей тюрьмой, позднее – музеем революции, складом.

К счастью, сегодня – это замечательный храмовый комплекс, отлично отреставрирован. Он гостеприимен и прекрасен в своей красе и служит людям во имя первых и верховных апостолов Петра и Павла и великого Государства Российского.

Петропавловский собор

Это самый старый и самый известный собор в Санкт-Петербурге.

Даже Исаакиевский, намного более величественный с архитектурной, и сложнейший с инженерной точки зрения, все равно в умах горожан и туристов остается на втором месте.

Шпиль Петропавловского собора — это настоящий «бренд» и символ города.

Когда Петербурга еще не было, и только начиналась строиться Петропавловская крепость, на ее территории одной из первых построек стала деревянная церковь. Освятили её в честь Святых Петра и Павла.

В 1712 году прямо вокруг стен старой церкви, начал возводить новую, каменную. Разумеется работами руководил самый успешный придворный архитектор — Доменико Трезини.

Петр Первый велел начинать строительство с колокольни.

Почему собор начали строить с колокольни, а не с алтаря и кассы для пожертвований — ответ прост: царю прежде всего были нужны не молитвы, а смотровая площадка для контроля за подступами к крепости. Напомним, Северная война еще была очень далека от завершения.

Но, колокольня отличалась не только этим.

Во время своих европейских турне царю понравились куранты. Они были закуплены и установлены на еще не достроенную колокольню Петропавловского собора. Главным же её украшением стал шпиль, высотой 112 метров.

Шпиль был сделан по проекту архитектора Ван Болеса. Это была деревянная конструкция, обшитая золочеными медными листами, а Трезини установил на вершине флюгер, выполненный виде ангела.

Собор стал не только первым в Петербурге, он еще и послужил примером строительства церквей по всей России до середины 18 века.

Традиционно на Руси их строили пятиглавыми, тонкостенными, темными. Теперь стало по-другому.

Постройку венчает один купол, стены его гораздо толще обычных, а окна – большие и светлые.

Внутри стены, опять же вопреки традициям, расписаны не только библейскими, но и светскими сюжетами.

Кафедра и царское место выполнены из резного позолоченного дерева, обитого бархатом.

Символом победы России в Северной войне служит уникальный иконостас, выполненный в форме триумфальной арки. Изготовили его в Москве, в мастерской Ивана Запрудного, по чертежам Доменико Трезини.

Так как Запрудный внес много корректив в первоначальный проект, авторство приписывают обоим архитекторам.

Привезли иконостас в Петербург по частям и покрыли позолотой уже на месте. Кстати, и некоторые иконы, дошедшие до нас с 18 века, очень необычны по своей форме.

Строили его 21 год.

Не смогли закончить ни при Петре, ни при его наследнице — Екатерине, и даже не при внуке — Петре Третьем. Только во время правления Анны Иоанновны, в 1733 году он был освящен 29 июня 1733 года, в праздник Святых апостолов Петра и Павла.

В конце апреля 1756 года в шпиль ударила молния, он загорелся, упал на основную кровлю и повредил её. Колокольня тогда полностью сгорела, само здание сильно пострадало, но благодаря разборной конструкции, иконостас удалось спасти.

В авральном режиме собрали рабочих практически со всех строек города, и в кратчайшие сроки собор был отремонтирован.

А вот колокольню восстанавливали целых 20 лет. Так как решено было сделать ее каменной, пришлось вбивать в фундамент дополнительные сваи. Шпиль вырос до 117 метров. На нем установили нового ангела, а на башне – новые куранты, голландской работы.

Позднее механизм потребовал ремонта, который выполняли уже русского мастера гатчинского завода Лаврова. Сегодня на четырех уровнях башни установлены 103 колокола, 31 их которых относятся ко второму голландскому карильону 1757 года.

История часов Петропавловского собора началась в 1720 году, когда в Голландии был куплен механизм и комплект карильона в 35 колоколов.

Но, что примечательно, на главной колокольне города не было православной звонницы. Мелкий штрих, но он один из многих, показывающий тайное противостояние светских и религиозных властей.

Правда, сразу после смерти Петра, когда на трон взошла ограниченная в правах Екатерина (кстати, немка!), в 1725 году на втором ярусе была устроена русская православная звонница, которая стала служить сигналом к началу перезвона всех петербургских церквей.

Забавно, но в тридцатых годах после революции карильон пытались перестроить на исполнение «Интернационала», из чего, к счастью, ничего не вышло.

Ангела на шпиле не щадили ветра, постоянно гулявшие по Северной столице. Особенно сильно его повредили ураганы 1778 и 1830 годов. Его восстановление после урагана 1830 года – пример удивительной находчивости и смелости одного человека.

История и правда, уникальна: отремонтировать флюгер вызвался кровельщик Петр Телушкин. Он взобрался на шпиль без страховки, при помощи веревки и одних рук. Постепенно перекидывая веревку выше и выше, цепляясь за двухсантиметровые фальцы, кровельщик взобрался на самый верх и сумел починить Ангела.

Последний раз пику реконструировали в середине 19 века. Он снова вырос, теперь его высота вместе с ангелом составляет 122,5 метра. Таким он дошел до наших дней, до сих пор это самое высокое сооружение в городе.

Так как высота зданий исторической застройки определялась по Зимнему дворцу, с колокольни отлично видна вся панорама города, от Здания 12 коллегий до Смольного монастыря и даже до Александро-Невской Лары.

Высота шпиля такова, что туристу практически невозможно сфотографироваться на фоне колокольни. Или она не попадет в кадр, или фотографу придется отойти так далеко, что человек — объект съемки на фотографии, окажется неразличимой «букашкой».

С самого начала Петропавловский собор стал служить усыпальницей для членов царской семьи. Сам Петр и его жена также упокоились в стенах собора, перед алтарем. Когда же в самом храме не осталось места для надгробий, рядом была сделана пристройка на 30 склепов. Оба здания соединили коридором.

Став императорской усыпальницей, принявшей в себя первого представителя дома Романовых больше 300 лет назад, Петропавловский собор сыграл заметную роль и в формировании идеологического цемента современной России. Сюда были перевезены и официально захоронены останки последнего русского Императора и его семьи.

Таким образом в российской истории разом поставили очень много «точек»…

Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, Соборная площадь, дом 1

Официальный сайт

Как добраться:

Ближайшая станция метро: Горьковская.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге: как добраться, история, фото

Шпиль Петропавловского собора — наверное, именно эта архитектурная доминанта центра города ассоциируется у многих с Санкт-Петербургом. Я уже писал о самой Петропавловской крепости и подъёме на колокольню собора. Сегодня же предлагаю вам посмотреть на его внутреннее убранство и, возможно, узнать немного больше об истории этого старинного здания.

Петропавловский собор

Как добраться

Ближайшие от Петропавловской крепости станции метро — «Спортивная» и «Горьковская». От последней путь займёт несколько меньше времени.

Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница открыты для посещения каждый день, кроме среды. Стоимость взрослого входного билета — 550 рублей (осень 2019 года). Для студентов и пенсионеров предоставляются льготы. Также есть возможность купить комплексный билет на посещение нескольких музеев, расположенных в крепости. Ближайшая к собору касса находится на площади перед ним, в здании Ботного дома.

Немного истории

Первая церковь во имя апостолов Петра и Павла на территории крепости была заложена в 1703 году, несколько позже даты основания самого фортификационного сооружения. Каменный же собор на этом месте начали строить в 1712 году. Его возведение растянулось не на один десяток лет, он был закончен к 1733 году, то есть первый российский император не дожил до окончания строительства несколько лет. Кстати, деревянную Петропавловскую церковь не разрушили, а разобрали и перевезли на Городовой (Петроградский) остров. Сегодня на месте постройки находится Матвеевский сад.

Кафедра Изысканные люстры Царские врата

Вернёмся к каменному собору на территории крепости. Его постройкой руководил один из первых архитекторов, работавших в Петербурге, знаменитый Доменико Трезини, автор проектов здания Двенадцати коллегий и Летнего дворца Петра.

По задумке Петра новая постройка должна была превзойти по высоте Меншикову башню и колокольню Ивана Великого в Москве. Так и вышло: собор выше последней на 32 метра. Сегодня же шпиль Петропавловского собора, благодаря перестройкам, увеличился ещё на 10,5 метра. Кстати, ангел, размещённый на его колокольне, считается официальным историческим символом Санкт-Петербурга.

Алтарь

Со времени своей постройки Петропавловский собор служил усыпальницей для династии Романовых. Ещё при Петре здесь появились захоронения двоих его сыновей и четырёх дочерей. Сам Пётр и все следующие императоры (за исключением Петра II и Иоанна VI) также похоронены на территории собора. В 1896–1908 годах к зданию была пристроена Великокняжеская усыпальница.

Екатерининский придел. Захоронения Николая II, его семьи и членов свиты В верхней части фото виден купол над иконостасом

После прихода советской власти здание Петропавловского собора было передано Музею революции, позже его помещения занял склад Центральной книжной палаты. А в 1954 году комплекс перешёл к Государственному музею истории Ленинграда (ныне — Санкт-Петербурга), филиалами которого сегодня является не только Петропавловская крепость, но и, например, крепость Орешек и особняк Румянцева на Английской набережной, 44.

Если кратко, в целом:

    одна из самых известных достопримечательностей Санкт-Петербурга; в сезон количество туристов здесь просто огромно; при желании можно посетить сразу несколько выставок, расположенных на территории Петропавловской крепости.

Петропавловский собор

Guida-SPb 17 июня 2010 Здания

Официальное название: Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла

Адрес: Соборная площадь, дом 1

Годы постройки: 1712 — 1733

Петропавловский кафедральный собор — самая старая из сохранившихся церковь Санкт-Петербурга. Заложенный в 1712 году собор строили более двадцати лет и освятили в 1733.

Внешний вид первого собора города ничем не напоминает традиционные русские православные крестово-купольные или шатровые церкви, скорее он похож на европейские церкви петровских времен: барочный фасад, который мы можем увидеть во многих западно-европейских церквях, и тонкий высокий шпиль, напоминающий мачту корабля, увенчанный фигурой ангела, несущего крест. Интересно, что первый ангел, выполненный по рисунку Трезини, был летящим и словно водружал крест на шпиль собора (как все созданное в эпоху Петра I, имел символическое значение: символизировал разрешение Небес на земные завоевания Империи). Нынешний ангел (это четвертая фигура ангела над Петропавловским собором) тоже летит, но выглядит иначе. Так же как и кораблик на шпиле Адмиралтейства, фигура ангела на шпиле собора всегда являлась флюгером, высота фигуры ангела — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8 метра.

До 2012 года здание Петропавловского собора оставалось самым высоким (122 метра) строением в городе (кроме телевышки), однако в последние годы в Санкт-Петербурге появились 140-метровый небоскреб Лидер Тауэр на площади Конституции и жилой комплекс «Князь Александр Невский» (124 метра).

Внешний вид собора характерен для петровских времен: строгие фасады, скромно украшенные пилястрами и головками херувимов над окнами, предполагалась традиционная двухцветная окраска (с основным розовым и дополнительным белым цветами). На восточном фасаде размещена фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Не может не привлечь внимание многоярусная колокольня собора; вопреки правилам, колокольня была возведена прежде, чем сам собор, и именно под колокольней собора похоронен сын Петра I, умерший в собственной камере при невыясненных обстоятельствах после пыток и вынесения ему смертного приговора за заговор против отца, царевич Алексей (его могила находится под лестницей колокольни, где можно видеть памятную табличку). Высота колокольни менялась со временем (с 106 метров до 122,5), менялась и её конструкция, в 1858 году все деревянные детали шпиля во избежание возможных пожаров были заменены металлическими, соединенными подвижно по проекту инженера Журавского (поэтому шпиль может отклоняться от своего основного положения почти на 1,5 метра).

В 1756 году деревянный шпиль собора загорелся от молнии, однако внутрь храма огонь удлось не пустить, поэтому по сей день можно видеть в интерьерах уникальные живописные работы первой трети XVIII века, например «Моление о чаше» Андрея Матвеева. Уникален и иконостас, который находится в соборе: он был подарен храму императором Петром I и его женой Екатериной I. Иконостас сделан по проекту Ивана Зарудного из резного позолоченного дерева, единственная деталь, замененная с тех пор, — Царские врата, обветшавшие к середине XIX века и выполненные в царствование Александра II из золоченой бронзы.

Внутри собора находятся захоронения почти всех императоров династии Романовых, начиная с Петра I (здесь нет могил лишь Петра II и Ивана VI). Наиболее интересны надгробия Петра I, Александра II и его супруги Марии Александровны (выполненные из зеленой алтайской яшмы и красного уральского родонита), кроме того, в приделе Святой Екатерины в 1998 году были погребены останки членов семьи последнего русского императора Николая II и оставшихся с ним до последнего дня приближенных. Вопреки распространенному заблуждению тела императоров захоронены под полом Петропавловского собора, а не внутри надгробий (подвалов под собором нет — только погребальные камеры).

К концу XIX века стало очевидным, что места для новых погребений в соборе не хватает, и к нему была пристроена Великняжеская усыпальница, в создании которой принимали участие архитекторы Д.И. Гримм, А.И. Томишко, Л.Н. Бенуа. К 1908 году строительство было закончено, однако до революции в усыпальнице, в которой создали 60 бетонных склепов, успели похоронить только 13 членов семьи Романовых, после революции усыпальница была закрыта, её интерьеры разрушены, однако в 1992 году в ней похоронили правнука императора Александра II князя Владимира Кирилловича Романова, а в 2010 — его жену Леониду Георгиевну (кроме того, в 1995 году сюда перенесли останки его родителей).

Интересные факты

Петр I умер прежде окончания работ по возведению собора, его гроб (а затем и гроб его жены Екатерины I) находился во временной часовне внутри недостроенного собора и был похоронен лишь спустя несколько лет в том месте, где сегодня можно видеть надгробие первого русского императора.

В начале 30-х годов XX века Г. Е. Зиновьев предлагал спустить останки императоров под лед Невы (известно как зиновьевский акт вандализма), однако исполнение требовало слишком больших усилий, поэтому осталось лишь в проекте.

В 1939 году по просьбе греческого короля Георга II было вскрыто захоронение дочери греческого короля Георга I Александры Георгиевны, а её останки были перевезены в Грецию и перезахоронены на королевском кладбище во дворце Татой.

В 1994 году для проведения экспертизы останков членов семьи императора Николая II была вскрыта могила младшего брата Николая — великого князя Георгия Александровича, экспертиза проводилась в Англии.

Ссылка на основную публикацию