Пюхтицкий монастырь в Эстонии

Построим вместе!

Расписание богослужений

Неделя 33-я по Пятидесятнице. О Закхее

Митрополит Сурожский Антоний

Обращаясь к человеку, хотевшему достичь совершенства, Спаситель сказал: Следуй за Мной. В то время эти слова были просты; они значили оставить все заботы – семью, работу, призвание, привычки – и пойти вместе со Христом по дорогам Святой земли, будучи свидетелем Его чудес, вслушиваясь в Его слова, делаясь до самых глубин Его учеником и ожидая того, что будет еще впереди, о чем никто не знал, кроме Сына Божия, пришедшего в мир, чтобы жизнь Свою отдать за этот мир.

Проповедь митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения в Пюхтицком монастыре 20 января 2020 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Две недели назад мы отмечали Рождество Христово. Сейчас Церковь Христова празднует Крещение Господне, которое было на тридцатом году жизни Иисуса Христа. Евангелие нам мало что говорит о детских и юношеских годах Спасителя. О Крещении Евангелие говорит уже более подробно. Это первое событие, после которого Христос выходит на общественное служение.

Проповедь митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения в Пюхтицком монастыре 9 января 2020 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Практически все человечество торжественно отмечает рождение Богочеловека. Мы все сейчас с вами молитвенно сопереживаем день Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Для того, чтобы понять какое значение имеет Рождество для каждого из нас и для человечества в целом, давайте вспомним историю.

Проповедь митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения в Пюхтицком монастыре в день памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского 2 января 2020 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня церковь чтит память великого угодника Божия – святого праведного Иоанна Кронштадтского, который имел особое попечение об этой святой Обители, прежде всего духовно созидая ее своими молитвами, а также помогая материально.

ДОБРОТОЛЮБИЕ избранное для мирян

Преп. Ефрем Сирин

– Восприимем попечение о спасении души, ибо это едино же есть на потребу (Лк. 10, 42). Требует своего попечения и тело, но немного, ибо душа всего выше.

– Состоишь из души и тела, и давай душе – душевные снеди, а телу – телесные. Не дай душе умереть, но питай ее словом Божиим, псалмами, пением и песнями духовными, чтением душеспасительных писаний, постом, бдением, молитвами, слезами, надеждою и помышлениями о будущих благах. Все сие и подобное сему есть пища и жизнь для души.

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии Ставропигиальный женский монастырь

Основание монастыря (1891 г.) связано преданием: в месте, где ныне располагается монастырь, местным жителям явилась Богородица, и на месте Её явления была найдена Успенская икона Божией Матери. В XVI в. местные жители построили там часовню. В знак особого покровительства в 1990 г. Пюхтицкому Успенскому женскому монастырю Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был дарован статус ставропигиального.

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Душа монастыря, его духовное сердце – пятиглавый собор во имя Успения Божией Матери, построенный по проекту Александра Полещука в 1910 году.

Величественный и монументальный, увенчанный золочеными крестами, он господствует над равнинной округой, органично сливаясь со сдержанной красотой северной природы.

В архитектурном облике Успенского собора, в гармоничном сочетании медных куполов, светлых подкупольных барабанов и высоких стен, сложенных из облицовочного, прекрасной фактуры кирпича цвета песчаника с орнаментальным узором и арочным обрамлением из красного кренгольмского кирпича, прослеживается влияние московско-ярославской школы.

«Яко един камень» смотрится храм во всем многообразии цветов.

Трехпрестольный, рассчитанный на 1200 человек, он вместителен и просторен. Средний, главный престол посвящен Успению Божией Матери; правый, южный придел – преподобному Серафиму Саровскому Чудотворцу, «печальнику земли русской», и преподобному Иоанну Лествичнику, наставнику монашества; левый, северный – почитаемому святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу и великомученику Димитрию Солунскому Мироточивому.

В 1986 году в монастырской богадельне освящена домовая церковь во имя сСвятителя Алексия и великомученицы Варвары.

29 августа 2016 года, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы и день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, в Пюхтицком Успенском ставропигиальном женском монастыре состоялась закладка новой церкви для чтения псалтири во имя свт. Алексия митрополита Московского и вмчц. Варвары и богадельни.

Пюхтицкий Успенский женский монастырь

Пюхтицкий Успенский монастырь — женский ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви, основан в 1891, никогда не закрывался, расположен в деревне Куремяэ волости Иллука (Ида-Вируский уезд Эстонии). Пюхтица (Pühtitsa) по-эстонски означает «святое место». Эстонское название монастыря — Pühtitsa Jumalaema Uinumise naisklooster.

Содержание

До 1893 года

История создания обители связана с образом Успения Божией Матери: по преданию, в районе, где ныне располагается монастырь, местным жителям явилась Богородица, и на месте её явления была найдена Успенская икона Божией Матери. В XVI веке местные жители рядом с дубом, где была найдена икона, построили часовню иконы Божией Матери.

Благодаря упорной и неослабной энергии губернатора Эстляндии князя С. В. Шаховского и заботе княгини Елизаветы Дмитриевны Шаховской в 1885 году на Богородицкой горе был открыт Пюхтицкий православный приход и построен храм для обретённой ранее иконы. Позднее, после переноса иконы в собор этот храм стал кладбищенским и был переосвящён во имя святителя Николая и преподобного Арсения Великого. В 1887 году по инициативе князя С. В. Шаховскаго было учреждено отделение православного прибалтийского братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери под председательством супруги князя — княгини Елизаветы Дмитриевны Шаховской, и открыты благотворительные учреждения в м. Иевве: школа, лечебница с аптекой и приемным покоем для помещения амбулаторных больных, приют для сирот, рукодельная. Однако главной целью братство полагало устройство женской обители на Богородицкой горе в Пюхтице, куда со временем могли бы быть перенесены открытые в Иевве (г.Йыхви) благотворительные учреждения.

Княгиня Е. Д. Шаховская лично обращалась ко многим людям с просьбами и письмами по вопросам устроения православия в Эстонии. В частности, в 1888 году княгиня переписывалась со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который прислал ей своё благословение и 200 рублей для Пюхтицкого монастыря и на просветительские цели. Ответ Елизавете Дмитриевне отца Иоанна от 26 сентября 1888 году: «Ваше сиятельство, достоуважаемая княгиня Елизавета! Получил ваше письмо и с сердечным сочувствием прочитал его. Да наградит Вас Господь за ваше посильное содействие в утверждении Православия в крае, где Господь судил Вам жить и действовать на благо народу и во славу Божию… Вы просите у Бога чуда для успешного распространения Православия и для оказания помощи бедным эстам и латышам. Бог есть Бог чудес во все времена… Он сотворил и сотворит чудеса в Вашем братстве и утвердит Ваше дело до конца. Имею честь прислать на нужды общества 200 рублей. Сердечно Вам кланяюсь, княгиня. Ваш покорный слуга и богомолец — протоиерей Иоанн Сергиев».

Вот что пишет княгиня Шаховская юристу Ф. Н. Плевако: «Мы — русские, православные, должны пойти навстречу нашим эстонским братьям и дать им то, без чего на земле человеку жить нельзя: церковь, школу, уход за больными… и чего они, будучи бедны, сами себе дать не могут. … Прежде всего, цифры, сообщаемые священниками приходов, указывают на следующие нужды: 1) надо призреть 88 стариков и немощных; 2) надо везде лечить народ, лишенный в Эстляндии врачебной помощи; 3) надо создать приют для сирот (22 круглых, 84 не имеющих одного из родителей) и образцовую школу для эстонских православных девочек, из которых могли бы получиться школьные учительницы».

29 апреля 1891 году последовало Высочайшее соизволение на отчуждение Богородицкой горы, вместе с недостроенной на ней лютеранской кирхой, в полное и исключительное владение православной церкви.

15 августа 1891 года епископ Рижский Арсений (Брянцев) совершил торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины. К этому дню заботами княгини Е. Д. Шаховской на Богородицкой горе был окончен новый деревянный дом для помещения сестёр. В этот же день Александр III подарил богатые священнические облачения в пюхтицкую церковь. В том же году при общине открылся приют для детей бедных родителей, а в следующем году начался приём больных в устроенной при общине лечебнице. К концу 1891 года община состояла из 21 послушницы, 22 воспитанниц приюта и 2 сестёр милосердия.

Прилив богомольцев на Богородицкую, или Святую гору стал день ото дня возрастать, и это послужило поводом к возбуждению братством, с княгиней Е. Д. Шаховской во главе, нового ходатайства о преобразовании общины в монастырь, что и было уважено Св. Синодом. Пюхтицкая Успенская женская община по определению Св. Синода от 23 октября 1893 года была преобразована в монастырь.

1894—1980 годы

Ансамбль монастырский построек спроектировал архитектор М. Т. Преображенский. Кроме келейных корпусов, он включает Трапезный храм свв. прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (1895), ограду со Святыми воротами.

Здесь погребён один из благодетелей монастыря — русский государственный, общественный и культурный деятель, губернатор Эстляндии князь Сергей Владимирович Шаховской. Его вдова — княгиня Елизавета Дмитриевна Шаховская — поставила храм во имя преподобного Сергия Радонежского (1895) с усыпальницей князя. Спустя 45 лет она сама нашла здесь последний приют. Главный Собор Успения Пресвятой Богородицы был возведен позже, в 1908—1910 годах (архитектор А. А. Полещук), на месте первоначального малого храма.

В 1920-1930-е годы обитель находилась на территории независимой Эстонии. После Второй Мировой войны власти СССР были вынуждены признать за монастырями право на существование. В первые послевоенные годы помощь монастырю оказывал митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). С 1961 года большую заботу о Пюхтицком монастыре проявлял епископ (с 1968 — митрополит) Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер). По его инициативе в монастыре построен дом для «представительских целей» с домовой церковью Свт. Алексия и вмц. Варвары (1986). После избрания митрополита Алексия Патриархом Московским и всея Руси и вторичным провозглашением независимости Эстонии монастырь получил статус ставропигиального.

1990 — настоящее время

В 1989 году открыто подворье Пюхтицкого монастыря в городе Когалыме.

В монастыре построен крестильный храм Иоанна Предтечи и священномученика Исидора Юрьевского (1990). В Москве при храме Николая Чудотворца в Звонарях открыто подворье Пюхтицкого монастыря. В 2006 году в обители перезахоронены останки архиепископа Нарвского Евсевия (Гроздова)

В настоящее время (2012 год) в обители около 120 монахинь и послушниц.

Престольные праздники

Kuremäe küla Illuka vald Ida-Virumaa 41200 ESTONIA

Пюхтицкий женский монастырь

Пюхтицкий монастырь в Эстонии – это не только интереснейшая достопримечательность, привлекающая туристов.

Пюхтицкий монастырь – особое место паломничества православных верующих, приезжающих не только из стран Прибалтики и России, но и из многих других стран мира.

Сюда можно приехать на экскурсию и познакомиться поближе с ежедневной жизнью монастыря, а можно совершить паломническую поездку для молитвы.

Пюхтицкий Успенский монастырь является православным женским ставропигиальным монастырем, относящимся к ведению Русской православной церкви. Название монастыря происходит от эстонского слова «Пюхтица» (Pühtitsa), которое означает по-эстонски «святое место».

История Пюхтицкого монастыря

Пюхтицкий Успенский монастырь был основан в 1891 году, и с тех пор эстонский женский монастырь никогда не закрывался.

Считается, что в районе, где был возведен монастырь, местным жителям было явление Богородицы, а на месте ее явления рядом с дубом люди обнаружили Успенскую икону Божией Матери.

В XVI веке местными жителями в этом месте была построена часовня иконы Божией Матери.

А в 1885 году, благодаря губернатору Эстляндии князю С. В. Шаховскому и его супруге княгине Шаховской, был открыт на месте часовни Пюхтицкий православный приход, а также построен храм для ценной иконы.

В апреле 1891 года земля Богородицкой горы, на которой была расположена и недостроенная лютеранская церковь, перешла в исключительное и полное владение православной церкви.

Обязательно https://vpribaltike.com/estoniya/ee-info/estonskaya-kuhnya.html питательную и вкусную национальную кухню. Подкрепившись простыми, но сытными блюдами можно будет продолжать прогулку.

15 августа 1891 года произошло торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины, на которое был приглашен епископ Рижский Арсений. К этому дню было достроено новое помещение для служительниц монастыря. В день открытия российский царь Александр III подарил Пюхтицкой церкви богатые священнические облачения.

Чуть позже при общине открылся приют для детей из малообеспеченных семей, а затем и лечебница для больных. В конце 1891 года женская община состояла из 21 послушницы, 2 сестёр милосердия и 22 воспитанниц приюта.

С этого времени популярность Пюхтицкой общины начинает расти среди православных верующих, и в 1893 община была преобразована в Пюхтицкий монастырь.

Весь монастырский ансамбль того времени был спроектирован архитектором Преображенским М.Т. А главный Собор Успения Пресвятой Богородицы построили уже в 1908-1910 года (архитектор Полищук А.А.).

В настоящее время в Пюхтицком женском монастыре живут около 120 послушниц и монахинь.

Комплекс Пюхтицкого женского монастыря

Пюхтицкий монастырь в Эстонии представляет собой законченный архитектурный ансамбль, который привлекает внимание даже туристов, далеких от православия. Эстонские туристические фирмы включают экскурсию в Пюхтицкий монастырь в свои экскурсионные программы по основным достопримечательностям Эстонии.

Эстонцы и гости страны любят Пюхтицкий женский монастырь не только как место хранения чудотворной иконы Богородицы и святое место, но и как известный памятник архитектуры и как одно из самых красивых мест в Эстонии.

В настоящее время комплекс Пюхтицкого монастыря включает в себя несколько объектов.

Успенский собор

В настоящее время является главным храмом монастыря.

В Успенском соборе, построенном в 1910 году, совершается большинство богослужений. Именно в соборе и находится знаменитая чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, найденная более 400 лет назад.

Кроме того, в главном храме хранятся Пюхтицкая икона Божией Матери, чудотворный образ святителя Николая и другие святыни женского монастыря.

Успенский собор представляет собой и интересную архитектурную достопримечательность. Высота собора составляет от земли до креста 38.4 метра, ширина – 21.3 метра, длина – 40.5 метров.

Собор является трехпрестольным:

  • Главный придел – посвящен Успению Божией Матери;
  • Правый придел – преподобному Иоанну Лествичнику и преподобному Серафиму Саровскому;
  • Левый придел – Николаю Чудотворцу и святому великомученику Димитрию Солунскому Мироточивому.

Иконостас, изготовленный в Санкт-Петербурге из сосны известным резчиком по дереву П. Абросимовым и расписанный мастером церковной живописи Ф. Егоровым, привлекает внимание туристов и паломников. Роспись купола Успенского собора полностью повторяет роспись купола храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

Трапезный храм

Храм во имя святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, построенный в 1895 году. Здесь находится трапезная, в которой питаются паломники.

Иногда в трапезном храме также проходят церковные службы.

Сергиевская церковь

Церковь (1895 года постройки), в которой также иногда проходят церковные богослужения. Церковь во имя Сергия Радонежского находится на самой высокой точке Богородицкой горы, откуда открывается красивейшая панорама на окрестности монастыря.

Также в комплексе расположены:

  • Николо-Арсениевский кладбищенский храм, 1885 года постройки;
  • Святые врата обители со звонницей из 10 колоколов, 1893 год;
  • Домовая церковь при богадельне во имя святого Алексия и великомученицы Варвары, 1986 год;
  • Дом для представительских целей;
  • Колокольня Сергиевской церкви, построенная в 1988 году;
  • Крестильная церковь во имя Иоанна Предтечи, возведенная в 1990 году;
  • Часовня у дуба, рядом с которым по приданию было явление Богородицы;
  • Георгиевская часовня, 1989 год постройки;
  • Монастырская гостиница, где размещаются паломники и туристы, приезжающие в Пюхтицкий Успенский монастырь;
  • Хозяйственные помещения монастыря (рукодельные, хозяйственные службы, келейные корпуса).

Экскурсии и паломничество в Пюхтицкий женский монастырь

В монастыре созданы все условия для проживания паломников, включая монастырскую гостиницу и организованное питание в трапезной монастыря. Кроме того, для паломников и туристов Пюхтицкий монастырь оформляет приглашения для получения визы. Для этого достаточно выслать на электронную почту монастыря (kloster.ee@gmail.com):

  • паспортные данные;
  • дату рождения;
  • сведения о месте проживания.

В течение недели приглашение будет готово.

А примет ваш самолет самый крупнейший аэропорт международного класса в Эстонии. Подробнее о том, какие услуги вам может предложить таллинский аэропорт узнайте из нашей статьи.

Но добраться до Таллина вполне можно и наземным транспортом. https://vpribaltike.com/estoniya/tallin/transport-tal/avtobus-sankt-peterburg-tallin.html Прочитав наши материалы, вы сможете выбрать более удобный способ передвижения.

Рядом с монастырем есть кафе, где можно пообедать.

Адрес 41201, Kuremäe, Эстония
Телефон +(372) 339 2124
Эл.почта kloster.ee@gmail.com
Официальный сайт www.puhtitsa.ee

Как добраться до Пюхтицкого Успенского монастыря

Пюхтицкий женский монастырь находится на северо-востоке Эстонии, в небольшом эстонском селении Куремяэ. Селение расположено примерно в тридцати километрах от эстонско-российской границы.

В Пюхтицкий монастырь из Таллинна можно добраться на автобусе, такси или личном транспорте. Дважды в неделю (в понедельник и пятницу) до Куремяэ из Таллинна ходит прямой автобус. Время в дороге – около трех часов. Во все остальные дни до Пюхтицкого монастыря можно добраться с пересадкой.

Чтобы добраться из Таллинна, сначала нужно доехать на междугороднем автобусе до города Йыхви, а оттуда добраться на пригородном автобусе до Куремяэ (время в дороге от Йыхви – около часа). В будние дни обычно бывает 7-8 рейсов в день, а в выходные автобусы ходят реже.

Из Москвы можно доехать до станции Йыхви на поезде, следующем по маршруту Москва-Таллинн, далее также нужно добираться на местном автобусе № 116 или такси до Куремяэ.

Из Санкт-Петербурга – на междугороднем автобусе или поезде до станции Йыхви, далее пригородным автобусом № 116 или такси до Куеремяэ.

Пихтюцкий монастырь в Эстонии

Древние легенды, живущие в местечке Куремяэ Эстонии, как будто охраняют величественный монастырь, к которому многие столетия ведут исхоженные паломниками тропы. Вот она Журавлиная гора или Святое место (Pühtitsa), на котором возвышается вечная обитель. Её нерушимая жизнь предсказана святыми пророками. На высоком холме, созданным ледником и легендарной личностью эпоса Эстонии Калевипоэгом застыли, зовущие к себе, купола собора. Благодаря силе героя образовалась Журавлиная гора, самое большое озеро Консу из ближайших окрестностей. Как только не называли место ритуальных действий языческих богов, шабаша ведьм в древности. Может быть, действительно, под огромным стволом засохшего дуба захоронены ноги героя, преданного невестой?

История монастыря

Именно, под ним, как говорит легенда, эстонские пастухи нашли икону Успения Божьей Матери, предопределившей возведение величественного монастыря. На земле Эстляндии в 1885 году создан православный Пюхтицкий приход. Благодаря инициативе местного губернатора в 1891 года здесь открыли женскую монашескую общину. Через несколько лет из неё вырос монастырь. Разрушительные исторические события, проносившиеся над Эстонией несколько веков подряд, не нанесли вреда этому удивительному православному комплексу, вызывающему интерес у бесчисленных туристов. Монастырь всегда оставался действующим. С 1990 года монастырь находится под каноническим управлением Патриарха Московского, всея Руси.

Вид Пюхтицкой обители по проекту М.Т. Преображенского, 1892 год

Первоначально на месте нахождения иконы построили маленькую часовню. В ней находилась найденная икона до возведения главного Успенского собора. Архитектурный комплекс женской обители возводился по проекту М.Т.Преображенского.

Строительство Святых врат. На заднем плане первая Успенская церковь. 1892 год

Паломники начинают знакомство с комплексом, обойдя трижды вокруг дуба. Рядом с ним находится самая старая постройка ансамбля деревянная церковь Николая Чудотворца, стоящая на кладбище, где захоронены сестры, чьи могилы обозначены аккуратным рядом белях крестов из металла.

Сейчас в его состав входят следующие постройки:

  1. Пятиглавый Успенский собор, возведённый в 1910 году. Он является главным храмом, украшающим комплекс зданий монастыря. Среди главных святынь вместе с найденной иконой под куполами храма находятся иконы Божьей Матери Владимирской, мощи святых угодников, другие ценности. Дорога к храму проходит через Святые врата, построенные в 1895 году в виде четырёхугольного здания из камня, заканчивающегося шатром. Они открыты всегда. Существует возможность спокойно погулять по территории комплекса.
  2. Симеоно-Аннинская церковь, возведённая (1895 год) В ней расположена трапезная. Рядом с ней стоят известные поленницы Пюхтицы. Сложенные дрова похожи на стога из сена. Они дополняют древний дух святого места на Журавлиной горе.
  3. Сергиевская церковь.
  4. Здание странноприимного корпуса. По древней монашеской традиции здесь и сейчас дают приют странникам. Три дня их кормят, обеспечивают ночлег бесплатно, а потом на основе сотруднических послушаний.
  5. Дом врача. Местная больница образовалась на территории монастыря в 1895 году. В то время сельские местности не имели своего врача. Медицинская помощь, оказываемая в монастыре, была важным направлением в его деятельности. При больнице действовал приют сиротам, лечебница. С 1996 года в здании находится библиотека, архив.
  6. Святой источник. Лечебные свойства воды, появившейся на склоне горы, известны давно. Со всех сторон Эстонии, близлежащих стран спешат сюда люди за помощью. Пьют святую воду источника, окунаются в её ледяную свежесть за стенами оборудованной уютной купальни.
  7. Крестильный храм. Обряд крещения совершается в выходные дни для детей в возрасте до 15 лет, взрослых. Во время обряда выбирают по святцам ближайшее христианское имя. Всю жизнь оно будет охранять человека.

Пюхтицкий Успенский женский монастырь сегодня

Посетить знаменитое место Эстонии можно в форме паломничества лицами обоего пола, экскурсии по территории монастыря, спрятанной за старинными каменными стенами с четырьмя башнями. Проводят экскурсии по монастырю монахини, открывая тайны самых таинственных мест пяти храмов монастырского комплекса, показывая их внутреннюю красоту. Заказать её можно заблаговременно. В действующей достопримечательности страны проводятся различные типы церковных служб. Участие в них может принять каждый. Работа, связанная с уходом за красивыми зданиями, прилегающему монашескому саду проводится сёстрами, прихожанами качественно, аккуратно в старых традициях страны.

Можно воспользоваться многочисленными предложениями туристических служб, оплатив экскурсионный тур. В него входит знакомство с шестью храмами комплекса, кладбищенской церковью во имя святого Николая, Преподобного Арсения Великого, трапезной, Святым источником. Посетить мемориальное помещение музея монастыря, оборудованного в честь Иоанна Кронштадтского. Он поддерживал обитель, помогая служителям материально, морально. Принимал участие в торжествах по случаю освящения главного храма монастыря. Его личные вещи хранятся в музее, как бесценный святой дар монастырю. Дойдя на вершину горы, можно увидеть деревянный храм, возведённый во имя Сергия Радонежского, Рядом находится могила основателя монастыря знаменитого князя С.В. Шаховского. Большой интерес вызывает рассказ о жизни патриарха Алексия II, чей трудовой путь начинался в стенах знаменито монастыря с 1950 по 1958 год.

Адрес на карте

Пюхтицкий Успенский женский монастырь расположен недалеко от Нарвы, в местечке Куремяэ по адресу:

Эстонский Пюхтицкий Успенский женский монастырь

Визит в Пюхтицкий женский монастырь. Желающие побывать в обители познакомятся с историческими моментами развития православной религии, с бытом монахинь.

Среди паломников и туристов, посещающих Эстонию, Пюхтицкий женский монастырь слывет местом почитания истории православного вероисповедания. Эта обитель никогда не прекращала богослужения. Как предрекал святой Иоанн Кронштадтский, данная православная святыня стоит нерушимая, не знающая ни гонений, ни осквернений. Все её архитектурное богатство постоянно облагораживалось и увеличивалось.

Легенда о возникновении Пюхтицы

Пюхтицкий монастырь стоит на холме Пюхтица возле деревни Куремяэ в Эстонии.

Интересно. Легенда гласит, что в шестнадцатом веке на этой горе под дубом двум эстонским пастухам привиделся сияющий образ женщины. Озаренные её светом, пастухи бросились за другими селянами. Но по возвращению вместо святого образа на холме нашли икону Успения Богородицы.

Чудодейственная реликвия хранилась в выстроенной здесь деревянной часовне. Стараниями князя Сергея Владимировича Шаховского, занимавшего пост губернатора Эстляндии, и его жены год 1885 ознаменовался строительством церкви с образованием православного прихода.

29.04.1891. Пюхтица передается под покровительство Московского патриархата. С 15 августа действует Успенская женская община. За следующий трехлетний период происходят большие преобразования, появляются новые постройки:

  • Святые врата;
  • Успенская церковь;
  • Богадельня для осиротевших;
  • Больница для неимущих.

По ходатайству Е.Д.Шаховской Святейший синод позволяет дать общине статус монастыря.

Достопримечательности монастыря

Местность, где находится Пюхтицкий монастырь, сложная по рельефу, гидрологическим свойствам. По архитектурному проекту М.Т. Преображенского центральным зданием окруженной стеной территории считается пятикупольный собор Успения (1910). По обеим сторонам основной дороги располагаются кельи, корпуса для рукоделия, служебно-хозяйственные помещения.

Позади соборного здания выстроены Трапезное помещение, церковь Симеона и Анны (1895). В правой части территории гости могут посетить Домовой храм при богадельне, освященный во имя святого Алексия, Митрополита Московского, и святой Варвары (1986). Там же располагаются Представительский Дом, гостиница.

Противоположно входу стоит действующая церковь Сергия Радонежского (1895), башня колокольни (1988), Крестьянская церковь Иоанна Предтечи и святого мученика Исидора (1990), ещё одна монастырская гостиница.

Посещающие церковный архитектурный ансамбль попадают на территорию через центральный вход, т.е. Святые врата обители со звонницей (1893). Нельзя пройти мимо Заповедного дуба, который по оценке дендрологов имеет возраст не менее одной тысячи лет. Около дуба расположены часовня, Николо-Арсениевский кладбищенский храм (1885). Спустившись по ступеням, можно попасть к святому источнику.

Слева желающие посещают подсобное хозяйство, скотный двор, Георгиевскую часовню (1989). За пределами огороженной площади у другого выхода туристы видят Часовню святого Николая.

Как самостоятельно добраться

Точный адрес нахождения Пюхтицкого монастыря — Ида-Вирумааский уезд, волость Иллука, деревня Куремяэ, как доехать до него, зависит от места отправки:

  • из Таллина автобусом до ст. Йыхви;
  • из Москвы железнодорожным транспортом «Москва – Таллин» до ст. Йыхви;
  • из Санкт-Петербурга автобусным или железнодорожным маршрутом до той же станции.

В дальнейшем от станции Йыхви можно воспользоваться автобусным маршрутом № 116 либо услугами такси. Длительность автобусной поездки – около 3 часов.

Паломники, желающие для визового оформления иметь пригласительный документ, могут подать заявку на электронный адрес монастыря, передав необходимые сведения о себе:

  • латинским шрифтом должны быть написаны фамилия, имя (по загранпаспорту);
  • указывается дата рождения (формат дд.мм.гггг);
  • предоставляется серия, номер загранпаспорта;
  • прописываются желаемые время, срок посещения;
  • предоставляется некоторая информация, в том числе, где живет человек, был ли уже в монастыре, цель визита.

В течение недели будет отправлено приглашение.

Экскурсии в монастырь

Несмотря на то, что Пюхтица – женский монастырь, допускаются лица обоих полов.

Экскурсии могут носить как паломнический, так и светский характер. Светская программа пребывания включает:

  • посещение музейного ансамбля, источника освященной воды;
  • присутствие на службах;
  • приобретение товаров, изготовленных монахинями.

Интересно. По выходным дням проводятся церемонии Святого крещения. Крестить позволяется людей разного возраста. Если человек наречен именем не общехристианского происхождения, по спискам святцев выбирается соответствующее.

При нахождении в пределах монастыря требуется соблюдение правил:

  • поведение должно быть благочестивым;
  • женщины должны носить длинные юбки и иметь покрытую голову;
  • мужчины не могут надевать шорты, майки с коротким рукавом;
  • запрещено употребление спиртного;
  • пища скромная, но вкусная;
  • соблюдается пост.

Стоимость экскурсионных поездок:

  • из Таллина – от 115 до 230 EUR (зависит от количества человек, выбранного транспортного средства);
  • из Москвы (8 дней) – 220 EUR;
  • из Санкт-Петербурга (4 дня) – 230 EUR.

Цена экскурсионного сопровождения монахиней по территории – 30 EUR.

Во время паломничества кров, пища бесплатны. Но принято вносить добровольные пожертвования на поддержку монастыря.

Человеку, почувствовавшему необходимость временно отойти от мирской суеты, насладиться атмосферой осмысления, уравновешенности, визит в Пюхтицкий монастырь поможет осуществить свои намерения.

Куремяэ — Эстония, Ида-Вирумаа, Пюхтица

Православный женский монастырь Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Пюхтица — от Эстонского «Pühitsetud» святое место.

Основан в 1891 году. Монастырь никогда не закрывался. С 1990-х имеет статус ставропигиального. На сайте предоставлены фотографии сделанные в различное время.

Устное предание связывает место основания монастыря с явлением Богоматери, которое произошло в конце XVI века. Согласно преданию, эстонским пастухам лютеранского вероисповедания у источника в основании Журавлиной горки (эст.Kuremae, русс. Куремяэ) случилось видение Госпожи в лучезарном сиянии. Позже в ветвях священного дуба, сохранившегося до нашего времени, была обнаружена чудотворная икона Успения Богоматери. Пастухи отдали явленный образ православным русским крестьянам из деревни Яамa.
В XVI веке на нижнем уступе святой Богородицкой Горы у Живоносного источника для чудотворной иконы была построена Успенская часовня. Какое-то время в целях безопасности икону хранили в Нарве. Позже Успенскую часовню приписали к православной церкви, построенной в селе Сыренец (ныне Васкнарва), куда и была перенесена чудотворная икона. Местное православное население постановило ежегодно, 15 августа (по новому стилю 28 августа), в день Успения Пресвятой Богородицы, совершать Крестный ход с чудотворной иконой в Куремяэ на Святую Богородицкую Гору к источнику и часовне.
Во второй половине XIX века на ежегодные торжества совершаемые в Пюхтицах, обратило внимание рижское епархиальное начальство во главе с преосвященным Донатом. По распоряжению епископа Доната, духовная консистория специальным указом уполномочила Эстляндского благочинного протоиерея Симеона Попова вести дело о приобретении земли в Куремяэ под церковные здания и кладбище.
В 1885 году был учрежден Пюхтицкий православный приход, который возглавил священник Карп (Тизик). В 1890 году обер-прокурор Священного Синода К.П.Победоносцев издал указ о выделении в течение шести лет ежегодно 70 тысяч рублей на церковно-строительные надобности Прибалтийского края, часть средств из которых впоследствии пошла на строение монастыря.15 августа 1891 года преосвященный епископ Арсений в присутствии генерал-губернатора Эстляндии князя С.В.Шаховского и обер-прокурор Святейшего Синода В.К.Саблера совершил торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины .

Княгиня Е. Д. Шаховская лично обращалась ко многим людям с просьбами и письмами по вопросам устроения православия в Эстонии. В частности, в 1888 году княгиня переписывалась со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который прислал ей свое благословение и 200 рублей для Пюхтицкого монастыря и на просветительские цели. Ответ Елизавете Дмитриевне отца Иоанна от 26 сентября 1888 году

Ваше сиятельство, достоуважаемая княгиня Елизавета! Получил ваше письмо и с сердечным сочувствием прочитал его. Да наградит Вас Господь за ваше посильное содействие в утверждении Православия в крае, где Господь судил Вам жить и действовать на благо народу и во славу Божию… Вы просите у Бога чуда для успешного распространения Православия и для оказания помощи бедным эстам и латышам. Бог есть Бог чудес во все времена… Он сотворил и сотворит чудеса в Вашем братстве и утвердит Ваше дело до конца. Имею честь прислать на нужды общества 200 рублей. Сердечно Вам кланяюсь, княгиня. Ваш покорный слуга и богомолец – протоиерей Иоанн Сергиев ”.

Вот что пишет княгиня Шаховская юристу Ф. Н. Плевако:

«Мы — русские, православные, должны пойти навстречу нашим эстонским братьям и дать им то, без чего на земле человеку жить нельзя: церковь, школу, уход за больными. и чего они, будучи бедны, сами себе дать не могут. . Прежде всего, цифры, сообщаемые священниками приходов, указывают на следующие нужды:
1) надо призреть 88 стариков и немощных;
2) надо везде лечить народ, лишенный в Эстляндии врачебной помощи;
3) надо создать приют для сирот (22 круглых, 84 не имеющих одного из родителей) и образцовую школу для эстонских православных девочек, из которых могли бы получиться школьные учительницы».

29 апреля 1891 году последовало Высочайшее соизволение на предоставление Богородицкой горы в полное и исключительное владение православной церкви. 15 августа 1891 года епископ Рижский Арсений (Брянцев) совершил торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины. К этому дню заботами княгини Е. Д. Шаховской на Богородицкой горе был окончен новый деревянный дом для помещения сестер. В этот же день Александр III подарил богатые священнические облачения в пюхтицкую церковь. В том же году при общине открылся приют для детей бедных родителей, а в следующем году начался прием больных в устроенной при общине лечебнице. К концу 1891 года община состояла из 21 послушницы, 22 воспитанниц приюта и 2 сестёр милосердия.

Прилив богомольцев на Богородицкую, или Святую гору стал день ото дня возрастать, и это послужило поводом к возбуждению братством, с княгиней Е. Д. Шаховской во главе, нового ходатайства о преобразовании общины в монастырь, что и было уважено Св. Синодом. Пюхтицкая Успенская женская община по определению Св. Синода от 23 октября 1893 года была преобразована в монастырь.

нажмите на изображение что бы увеличить

Также были построны Трапезный храм
свв. прав. Симеона Богоприимца
и Анны Пророчицы (1895).

Крестильный храм Иоанна Предтечи
и священномученика Исидора
Юрьевского (1990)

Храм во имя преподобного
Сергия Радонежского (1895)

домовая церковь Свт. Алексия
и вмц. Варвары (1986)

Пюхтицкий монастырь в Эстонии

Пюхтицкий монастырь Эстонии – единственная православная обитель этой страны и важная достопримечательность, привлекающая многочисленных паломников и туристов. Это место овеяно рассказами о чудесах исцеления, после молитв у чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы.

Эстонская Пюхтицкая обитель относится к ведению Русской Православной Церкви, так как это православный женский ставропигиальный монастырь. Название он получил от слова «Пюхтица» или «Pühtitsa», что в переводе с эстонского языка — «Святое место», и это недалеко от истины. Дело в том, что монастырь в небольшой деревеньке Куремяэ, был основан в 1891 году после чудесного явления Божьей Матери. Дело было так: местные пастухи шли к водному источнику мимо древнего дуба, который рос на месте давнего поклонения язычников финно-угоров, когда обратили внимание на стоящую рядом с ним красивую женщину в лазурных одеждах, окруженную ореолом света. Подойти к ней они побоялись и решили позвать односельчан. Когда все собрались у древнего дерева, то увидели икону Успения Пресвятой Богородицы, висящую на его ветвях. С тех пор, «Святой холм», где растет этот тысячелетний дуб, стал самой почитаемой святыней Эстонии. Кстати, тот самый дуб до сих пор растет на территории женской Пюхтицкой обители, его высота более двадцати шести метров, толщина обхвата ствола – больше четырех метров. Так как он считается «святым», все стараются отломить от него кусочек коры, поэтому монастырские власти были вынуждены поставить вокруг дерева ограду. А водный источник «Спасов ключ», который также считается «святым» и не замерзает даже в самые холодные зимы, многие люди, искупавшиеся в его водах, избавляются от тяжелых и неизлечимых официальной медициной недугов. На месте обретения иконы сначала возвели скромную деревянную часовню. А в 1885 году около Священного дуба на Богородицкой горе начали строить Пюхтицкую православную обитель, при покровительстве эстляндского губернатора князя Сергея Владимировича Шаховского и его жены княгини Елизаветы Дмитриевны. В августе 1891 года Пюхтицкая Успенская женская община была торжественно открыта, к этому дню российский император Александр Третий преподнес обители роскошные священнические облачения. В этом же году при монастыре заработал детский приют и лечебница.

Пюхтицкий женский монастырь – это прекрасный архитектурный ансамбль, посещение которого, обязательный пункт программы для туристов, приехавших на отдых в Эстонию. Удивительно то, что Пюхтицкий ставропигиальный монастырь не закрывался и в годы Советской власти, когда были закрыты все другие обители. То, что монастырь в Куремяэ будет стоять нерушимо, когда другие церковные святыни будут поруганы, говорил еще Иоанн Кронштадтский, который очень любил эту эстонскую обитель и часто бывал тут. Любят посещать этот монастырь и сами эстонцы, которые приезжают сюда, чтобы помолиться у чудотворной иконы Богородицы и набрать целебной воду из местного источника. Помимо всего прочего Пюхтицкий монастырь – знаменитый памятник эстонской архитектуры и красивейшее место этой страны.

Автором проекта комплекса монастыря был М.Т. Преображенский. Ему пришлось немало потрудиться, так как рельеф здешней местности очень сложный – она была очень болотистой, поэтому главные постройки обители расположили поодаль от места, где была обретена чудотворная икона Успения Богородицы. В монастырский комплекс входит несколько зданий, но самым главным из них является красивейший Успенский собор.

Успенский собор — это основной храмом Пюхтицкого монастыря, построенный в 1910 году на народные пожертвования и деньги князей Шаховских. Одним из жертвователей стал Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он-то и убедил людей в необходимости возведения этого собора после чудесного видения, его посетившего. По сей день, в монастыре бережно хранят память о нашем почитаемом святом: при монастырском музее хранятся некоторое его личные вещи, церковное облачение, а у монахинь есть книги, подписанные им, которые были переданы сестрам от послушниц – современниц Иоанна Кронштадтского. В Успенском соборе идет основная часть богослужений, там же хранится чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, обнаруженная больше четырех веков назад. Она облачена в позолоченную ризу, украшена драгоценными камнями, и находится рядом с правым пилоном центрального нефа Успенского собора. Помимо этой иконы в соборе находится чудотворный образ Святителя Николая и прочие святыни.

Трапезный храм во имя святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы – был построен в 1895 году. В его стенах расположилась трапезная, где принимают пищу паломники, которые, к слову, говорят, что еда здесь невероятно вкусная. Изредка церковные службы проходят и в трапезном храме.

Церковные службы могут совершаться в других храмах, например, в Церкви Преподобного Сергия Радонежского, расположенной на вершине «Святой горы», а также в домовой Церкви в честь Святителя Алексия и Великомученицы Варвары или в кладбищенской Церкви во имя Святителя Николая и Преподобного Арсения Великого. Богослужения могут совершаться на церковнославянском языке, а во время соборных богослужений и чтения отдельных ектений, возгласы могут произносить на эстонском языке.

На территории обители находится много различных зданий и построек. По обеим сторонам главной дороги находятся монашеские кельи, комнаты для рукоделия и служебно-хозяйственные помещения. За зданием Успенского собора стоит Трапезный храм, в правой части обители — домовой Храм при богадельне, Представительский Дом, гостиница для паломников. Напротив, входа расположена Церковь Сергия Радонежского, башня-колокольня, Церковь Иоанна Предтечи и Святого мученика Исидора и другая гостиница. Около «Святого дуба» находятся часовня и Николо-Арсениевский кладбищенский храм. Есть при обители подсобное хозяйство, скотный двор, «Святой источник» и купальня при нем.

Сейчас при монастыре проживает сто двадцать послушниц и монахинь. Многие верующие приезжают в Пюхтицкую обитель, чтобы остановиться тут на несколько дней, получить посильное послушание, пожить в кельях, участвуя в ежедневной монастырской жизни. Другие посетители посещают его с экскурсиями, чтобы познакомиться с архитектурным монастырским комплексом, традициями, историей, бытом и экспонатами музея обители. Все желающие имеют возможность поприсутствовать на службе в Успенском соборе, искупаться в купели, набрать воды из монастырского святого источника. Тут можно принять обряд «Святого Крещения» в Крестильном храме, проходящий каждую субботу и воскресенье.

Пюхтицкий Успенский православный ставропигиальный женский монастырь в Куремяэ – удивительный паломнический и экскурсионный маршрут Эстонии, невероятно популярный среди местных и иностранных путешественников.

Поделиться ссылкой на статью с друзьями в соцсети:

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Успенский Пюхтицкий ставропигиальный женский монастырь

История

Основан в 1891 г. на месте явления Божией Матери. Здесь эстонские крестьяне в XVI в. нашли в ветвях дуба икону Успения Пресвятой Богородицы. Православные построили небольшую деревянную часовню, и все место стало называться Пюхтица, по-эстонски «святое место». На праздник Успения в дореволюционные годы сюда стекалось до десяти тысяч паломников. Вскоре рядом с деревянной часовней была возведена новая, более обширная, перестроенная в 1885 г. в Успенскую церковь, где учрежден первый Пюхтицкий православный приход.

При участии Отделения Православного прибалтийского братства из местечка Иевве (ныне Йыхви) и губернатора князя Сергея Шаховского здесь была основана Пюхтицкая Успенская женская община, преобразованная вскоре в монастырь. Покровительство и духовную поддержку обители оказывал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Усилиями митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера) в послевоенные годы обитель не была закрыта. По его инициативе в монастыре в 1986 г. построен дом для «представительских целей» с домовой церковью святителя Алексия и великомученицы Варвары.

В 1990 г. монастырский комплекс был расширен за счет крестильного храма Иоанна Предтечи.

В 2010 г. в монастыре прошли торжества по случаю 100-летия Успенского храма.

В 1968-2011 гг. настоятельницей обители была схиигумения Варвара (Трофимова). Матушка Варвара скончалась 8 февраля 2011 г.

Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. (журнал № 128) игуменией обители назначена монахиня Филарета (Калачева), бывшая после кончины матушки Варвары и.о. настоятельницы монастыря.

В монастыре в настоящее время насчитывается 122 сестры. Пюхтицкие монахини несут послушание в Горненской обители Иерусалима, на подворьях в Москве и в Когалыме, в Илиинском скиту Васкнарвы, четырнадцать бывших насельниц обители возглавили вновь открывшиеся монастыри Русской Православной Церкви.

Храмы

  • собор Успения Пресвятой Богородицы (1910 г.);
  • трапезный храм свв. прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (1895 г.);
  • храм прп. Сергия Радонежского (1895 г.);
  • храм свт. Николая и прп. Арсения Великого (1885 г., на кладбище);
  • крестильный храм Иоанна Предтечи и сщмч. Исидора Юрьевского (1990 г.);
  • домовая церковь свт. Алексия и вмц. Варвары (1986 г.).

Монастырский скит в с. Васкнарва: в честь пророка Илии (1873 г., восстановлен в нач. 70-х гг. XX в., открыт в сентябре 2002 г.).

Подворье монастыря в Москве: храм святителя Николая Чудотворца в Звонарях (ул. Рождественка, д. 15/8, тел. (495) 628-32-28).

Подворье монастыря в Когалыме (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра). Основано в 1998 г.

Святыни

Явленная икона Успения Божией Матери, Пюхтицкая икона Божией Матери «У источника», икона свт. Николая, икона вмц. Варвары с частицей мощей, походный образ императора Петра I — икона Спасителя, Владимирская и Черниговская иконы Божией Матери, икона вмч. Пантелеимона и др.

«Идите в Пюхтицу, там три ступени до
Царства Небесного. Обитель эта будет стоять
до пришествия Господня, а вы, сестры, не будете
испытывать особенной нужды во всем».

св. Праведный Иоанн Кронштадтский

Пюхтицкий ставропигиальный Успенский женский монастырь расположен в восточной Эстонии в местечке Куремяэ на Журавлиной или Святой горе, которая почиталась у местных жителей ещё с языческих времён. Гора эта представляет собой кам ледникового происхождения, у подножия которого в середине XVI в. произошло явление Пресвятой Богородицы и её чудотворного образа.

По преданию холм Куремяги был создан героем эстонского эпоса Калевипоэгом, вырывшим большую яму, которая наполнилась потом водой. Так образовалось озеро Консу — самое большое из расположенных близ монастыря Куртнасских озёр. Ну а вырытая из ямы и утрамбованная Калевипоэгом земля стала называться Журавлиной горой. Как-то раз, выпив после трудов праведных одну-вторую бочку винца, Калевипоэг заснул на горе Куремяги богатырским сном. Невеста богатыря рассказала об этом его врагам, те подкрались и отрубили спавшему богатырю ноги. На коленях преследовал Калевипоэг своих врагов до самого Кивинымме, там истёк кровью и умер. Похоронили богатыря в кивиныммеском лесу, а ноги его — под священным дубом на склоне горы Куремяги. Засох этот дуб не так давно, а остатки его ствола и сейчас можно видеть у входа на монастырское кладбище.

В середине XVI столетия, в самый разгар реформации, власти Эстляндии боролись с почитанием святых икон. Как-то раз в это время один эстонский пастух пас стадо у подножия Святой горы и вдруг увидел на склоне холма у священного дуба прекрасную женщину в синих одеждах. Он побежал в деревню и рассказал о видении другим пастухам. Когда они пытались приблизиться, видение исчезало. Наконец, на третий день, пастухи решились подойти к священному дубу и нашли в его ветвях икону Успения Пресвятой Богородицы. Что с нею делать они не знали, и передали икону жившим по соседству русским. Икону отнесли в деревню Яама, жители которой построили на месте явления иконы, возле дуба на склоне Святой горы, часовню. Икона хранилась с тех пор в Яаме и соседнем с нею Сыренце (нынешняя Васьк-Нарва). Вскоре разнеслась молва о чудотворном источнике, забившем из земли в том самом места, где стояли узревшие явление Пресвятой Богородицы пастухи.

В день явления иконы на Святой горе стали устраивать крестный ход. С 1885 г. одним из главных радетелей за укрепление православия в Прибалтике стал Эстляндский губернатор князь Сергей Шаховской (1852–1894). По его инициативе в соседнем городке Йыхви (или Йевве, как он тогда назывался) было организовано православное братство, и вскоре из Костромского Богоявленского монастыря приезжает группа монахинь во главе с инокиней Варварой Блохиной. После скоропостижной смерти кн. Сергея Шаховского он был похоронен на вершине Святой горы. Впоследствии на его могиле был возведён храм в честь св. Сергия Радонежского. При поддержке св. Иоанна Кронштадтского сёстры перебираются из Йыхви в Куремяэ, и вскоре, в 1891, их сестринская община была преобразована в монастырь. Первым архитектором монастыря стал профессор Михаил Преображенский (1854–1930), по проекту которого были построены сестринские корпуса, святые ворота, кладбищенская Никольско-Арсентьевская и Сергиевская церкви, а также трапезная. Одной из благодетельниц монастыря остаётся княгиня Елизавета Дмитриевна Шаховская (ур. Милютина) (1844–1938), пережившая мужа на 40 лет и похороненная рядом с ним.

Построенные в начале жизни монастыря церкви были малы для всё возраставшего потока паломников. Обители был нужен большой храм. Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был возведён в 1908–1910 в русском стиле архитектором Александром Полещуком (1868–1944) по образцу Успенского собора Московского кремля.

Обитель, оказавшаяся на территории независимой Эстонии, была в 1920 преобразована в Благотворительную Христианскую Пюхтицкую женскую трудовую общину. При этом весь строй монашеской жизни был сохранён, так что, фактически, монастырь продолжил своё существование. Официально Пюхтица вновь обрела статус монастыря в 1935 году в рамках Эстонской Апостольской Православной церкви. Худо-бедно, но монастырь продолжил существование и в годы немецкой оккупации, и в послевоенные годы — в рамках советской уже Эстонии. В результате, наряду с Валаамом и Псково-Печерским монастырём, Пюхтица послужила той тоненькой ниточкой, которая обеспечила связь монашеской жизни дореволюционной России и современной отечественной монашеской традиции. Особенно ярко связь эта проявилась на примере взаимоотношений между монастырём и Святейшим патриархом Алексием II, который начинал в соседнем Йыхви своё священническое служение и не забывал про Пюхтицу на протяжении всей своей жизни, а в июне 1990 принял монастырь под своё непосредственное управление.

Знакомство с монастырём удобнее всего начать с засохшего ствола священного дуба, которому поклонялись местные жители ещё в незапамятные времена. Именно в ветвях этого дуба была явлена чудотворная икона Успения Божией Матери. Среди паломников принято трижды с молитвой обойти вокруг священного дуба против движения солнца. Рядом с дубом — самое старое из монастырских строений — деревянная кладбищенская церковь в честь свв. Николая Чудотворца и Арсения Великого (1885). Тут же — сестринское кладбище с одинаковыми рядами белых металлических крестов.

От кладбища дорожка идёт к Святым воротам. Справа от них — деревянное двухэтажное здание странноприимного корпуса. По старой монастырской традиции 3 дня принимают странников в монастыре бесплатно, кормят и поят, ну а для тех, кто хочет остаться на более долгий срок, уже предлагаются труднические послушания.

Территория монастыря окружена стеной, возведённой из дикого камня и кирпича в традициях русского крепостного зодчества. Святые ворота украшены росписями, посвящёнными явлению на Журавлиной горе Пресвятой Богородицы и изображающими небесных покровителей обители, среди которых важное место занимает св. Иоанн Кронштадтский.

За воротами открывается во всём своём величии громада Успенского собора. К сожалению, не всегда возможно бывает досконально ознакомиться со святынями и интерьером собора. Во внеслужебное время проход вглубь храма чаще всего перекрыт. Но и, стоя в притворе, можно уделить мгновенье для сердечной молитвы и полюбоваться внутренним убранством храма.

Монастырский сад прекрасен в Пюхтицах в любое время года. В саду теряются сестринские корпуса и здание трапезной с церковью св. Симеона Богоприимца и св. пророчицы Анны (1895). Рядом с трапезной — знаменитые пюхтицкие поленницы. Трудно сказать, когда впервые появилась здесь традиция складывать дрова в форме стогов. Но сейчас это — своеобразная торговая марка Пюхтицкого монастыря, из которого обычай складывать поленницы-стога постепенно распространяется и по другим обителям.

Дорожка поднимается дальше вверх — на Святую гору. Здесь, у стен строившегося монастыря, построил себе дачу князь Сергей Шаховской. И здесь же в 1894 году он был похоронен. При жизни князь не всегда находил в обществе отклик своим попыткам распространения православия в Прибалтике. Особенно жёсткое противодействие встречал он со стороны местных немецкоязычных общин. Это и привело к преждевременной смерти. Уже в 1894–1895 над могилой князя была построена церковь в честь его небесного покровителя — св. Сергия Радонежского. Отдельностоящая шатровая колокольня была разрушена в годы Великой Отечественной войны и восстановлена в наши дни.

Рядом — как бы вне территории самого монастыря — живут служащие в монастыре и приезжие священнослужители. С горы открывается вид на монастырское хозяйство, в том числе — на обширную пасеку. В распоряжении монастыря — 75 гектаров земли, которую обрабатывают его насельницы.

Знакомство с монастырём мы завершаем у Святого источника. В любое время года здесь можно набрать воды и искупаться в построенной над ручьём купальне. Отдельного разговора заслуживают действующий монастырский скит, расположенный в Сыренце и бывший скит в Яаме, у самых истоков реки Наровы. Разговор об Эстонии и эстонском православии мы ещё обязательно продолжим.

Ссылка на основную публикацию