Покровский кафедральный собор в Самаре

Под покровом Божьей Матери

«У отца Николая есть то, что необходимо священнику — доброта, уравновешенность и твердая вера, которую он способен донести до сердец прихожан».

Собор во имя Покрова Божьей Матери — главный Православный храм Самары и всей Самарской епархии. Этот дом молитвы полон людей и в праздники, и в будни. Но даже после многочасовых Богослужений многие специально задерживаются, чтобы услышать поучения ключаря храма протоиерея Николая Одинаркина. Плотного, кряжистого человека с тронутой сединой окладистой бородой, который просто и доступно разъясняет прихожанам основы Православного вероучения. Обычно в это время он обращается к пастве с обнаженной головой. Хотя в ходе церковной службы имеет право носить не только фиолетовую камилавку или простую скуфью -повседневный головной убор священника, но и богато украшенную митру. То есть священный головной убор архиереев и архимандритов, не так давно дарованный ему в знак признания заслуг перед Русской Православной Церковью. Тем самым митрофорный протоиерей Николай Одинаркин подчеркивает свое уважение к людям, пришедшим в Дом Господень.

Настоятелем Покровского кафедрального собора является сам Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. Ключарь собора протоиерей Николай Одинаркин — его правая рука, второе лицо в этом главном храме епархии. Почти 7 лет тому назад принял он этот ответственный церковный пост. Ключарь отвечает за благочиние, т.е. собственно за Богослужение в храме. В кафедральном соборе служит 7 священников. Обязанности — послушания между ними как раз и распределяет старший священнослужитель главного епархиального храма отец Николай.
Нетрудно заметить, что многие прихожане из паствы Покровского собора стремятся исповедаться и причаститься Святых Таин именно у отца Николая. В этом проявление особого доверия и душевного расположения людей к нему (признаюсь, я также стараюсь исповедаться у отца Николая. Для меня, как и для многих, покаяться в совершенных прегрешениях легче у протоиерея Николая Одинаркина: будто перед родным отцом раскрываю перед ним душу и прошу у него святых молитв. ).
Недавно удалось узнать, как Божьим Провидением была определена судьба отца Николая. Рассказал об этом один из его верных друзей с самого детства — Евгений Владимирович Авдюшкин, многолетний регент архиерейского хора в Покровском кафедральном соборе, после ухода на пенсию возглавивший хор Кирилло-Мефодиевского храма г. Самары.
Оказывается, с Покровским собором для нынешнего его ключаря и хранителя связана практически вся его жизнь. Здесь в мае 1941 года, сразу после рождения, был крещен младший сын куйбышевского рабочего Тимофея Ефимовича Одинаркина. Правда, привели в этот храм родители Колю только в 8 лет. Как и в школу. До этого мать его, Татьяна Осиповна, очень религиозная женщина, сама учила младшего сына молитвам. Идущая от сердца материнская наука сделала для него дом Божьей молитвы — его вторым родным домом. В 12 лет мальчик уже надел белоснежный стихарь причетника и встал в алтаре. Прислуживал пономарем, читал и пел на клиросе.
— Был в то время у нас в соборе протодиаконом старец Антоний Мавринский, — рассказывает Евгений Авдюшкин. — У него сын на фронте погиб. Жил он один и брал ребят на воспитание. Присмотрел и нас с Колей Одинаркиным и Славой Чернышовым (он сейчас служит протодиаконом в Туле). Пригласил прислуживать псаломщиками, помогать на архиерейских службах. А через пару лет он и вовсе сказал Николаю — «Иди ко мне жить». Уговорил его родителей — и Коля четыре года, вплоть до совершеннолетия, жил в доме у старца.
Время хрущевской «оттепели» для Русской Православной Церкви было тяжелым периодом гонений, закрытия храмов, установления полного контроля атеистических властей над церковной жизнью. Видимо поэтому старец Антоний не хотел, чтобы его воспитанники выбирали трудную стезю церковного служения. Немногие из них пошли в духовенство — после институтов и военных училищ стали инженерами и офицерами. А Николай Одинаркин с Евгением Авдюшкиным попросили рекомендацию у тогдашнего куйбышевского Владыки — Епископа Митрофана — и в 1959 году поступили в Московскую семинарию.
— Учились мы с ним в одной группе, вместе приезжали в Куйбышев на каникулы, — вспоминал Евгений Владимирович. — Ходили в гости к своему наставнику протодиакону Антонию, на службу — в наш родной Покровский собор. По всему похоже, Божий промысел определил Николаю служить именно в Покровском соборе. В семинарии мы учились, — там наш семинарский храм был во имя Покрова Божьей Матери. После окончания учебы он в городе Спасске-Дальнем служил срочную в армии — и там тоже храм Покрова был. То есть, куда он ни приткнется — везде над ним Покров Божьей Матери. Видать такова судьба.
Обучались Николай Одинаркин и Евгений Авдюшкин вместе с талантливыми людьми. Только из одной их группы сейчас четверо выпускников Московской семинарии начала 60-х служат Владыками Русской Православной Церкви. Юрий Карпухин — сейчас Епископ Астраханский и Енотаевский Иона, Николай Тимофеев — Архиепископ Саратовский и Вольский Александр, с Дальнего Востока приехал Борис Пушкарь — сегодня Епископ Владивостокский и Приморский Вениамин, а Архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф был в миру семинаристом Яковом Чепелем. Хорошие, видать, были учителя и добрые духовные наставники у московских семинаристов.
Не оставляли без внимания и окормления их и куйбышевские архиереи. Сам отец Николай до сих пор хорошо помнит, как увидел впервые в Сергиевом Посаде Владыку Мануила (Лемешевского). Он тогда еще не митрополитом, а архиепископом был. Владыка приехал в Лавру поклониться Преподобному Сергию Радонежскому. Благословил куйбышевских семинаристов. Николая Владыка долго благословлял, а потом уже по приезду в Куйбышев его добрым отеческим словом поучал. Правда, рукоположил Николая в сан диакона уже Владыка Иоанн (Снычев). Было это в 1967 году. Возвратился Николай Одинаркин из армии, женился осенью на девице Галине, которая его три года ждала, а накануне нового 1968 года новый Епископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн дал ему «путевку» на служение на церковном поприще.
Отец Николай самым добрым словом вспоминает свою совместную службу с будущим Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским:
— С Владыкой Иоанном мы много ездили по России. Во всех монастырях с ним побывали. Был он скромный, отзывчивый. Народ его очень любил.
Евгений Авдюшкин во время армейской службы друга помогал хоронить его отца — Тимофея Ефимовича. Евгения в армию не призвали по состоянию здоровья. А рукополагаться в сан священнослужителя выпускнику семинарии не разрешил областной уполномоченный по делам Православной Церкви — за то, что Евгений решил жениться на студентке Куйбышевского педагогического института. А когда за любовь к «будущему попу» воинствующие атеисты из КГПИ начали разбирать ее персональное дело, попытался защитить честь и достоинство девушки. В дискуссии с безбожниками друг Одинаркина, Евгений, победил, но ни диаконом, ни священником так и не стал. Вначале власти не допустили, а потом Владыка уговорил остаться регентом: мол, диакона я всегда найду, а хором руководить не каждый сможет. И пошли они дальше в церковном служении рука об руку, не пропуская практически ни одной службы.
К слову, когда Владыка Иоанн рукополагал 26-летнего Николая Одинаркина во диакона, у его близких родственников радости не было. Сестры его плакали, поскольку это было после празднования 50-летия Октябрьской революции, и ожидались гонения на Церковь и ссылки священнослужителей и их родных. Воспринималось это тогда, как тяжелый Крест за свою истовую приверженность Православной вере. Во диаконах Покровского собора отец Николай честно и беззаветно прослужил 17 лет. И хотел и дальше в этом чине оставаться — как когда-то заявил об этой своей мечте старцу Антонию Мавринскому. Но в 1985 году Архиепископ Иоанн рукоположил своего помощника в священники. И вот уже шестнадцатый год все требы в Покровском кафедральном соборе отец Николай совершает в сане иерея, а затем и протоиерея.
— У отца Николая есть то, что необходимо священнику — доброта, уравновешенность и твердая вера, которую он способен донести до сердец прихожан, — так отзывается о своем друге Евгений Владимирович Авдюшкин. — Вера в Бога — это строгое следование Его заветам. Прежде всего, любовь к ближнему своему. Вот эту любовь и неравнодушное отношение к болям и скорбям людей, этот нравственный настрой верующие чувствуют в нем и идут к нему. Есть у него молитвенная умиротворенность, внутренняя сила, что помогают ему найти и поддерживать невидимую духовную связь с молящимися.
Митрофорный протоиерей Николай Одинаркин — один из самых уважаемых и заслуженных самарских священников. Он из тех людей, на которых во многом держатся добрые традиции нашего духовенства, заложенные и развитые самарскими Владыками Русской Православной Церкви. 22 мая, в канун Праздника Вознесения Господня, в день Святителя и Чудотворца Николая, Архиепископа Мирликийского, Высокопреосвященнейший Самарский Владыка, клирики и прихожане Покровского кафедрального собора поздравят отца Николая со славным юбилеем — 60-летием со дня рождения. Дай же, Господи, ему новых сил, добра и энергии для дальнейшего служения под Покровом Божьей Матери.

Самара. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровский кафедральный собор

Покровский кафедральный собор находится в центре Самары на пересечении улиц Некрасовской и Ленинской (бывшей Сокольничьей, а затем Шихобаловской ул.).

Район Покровского собора в начале XIX века находился вдали от города, и в 1805 году здесь было открыто городское кладбище. На кладбище стояла деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи с приделом во имя Воздвижения Креста Господня. По мере городского строительства жилые кварталы приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а церковь была ветхой и тесной и не удовлетворяла потребностям прихожан. По инициативе купцов Шихобаловых — Антона, Емельяна и Матвея — жители прилегающих к церкви кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу — преосвященному Евсевию (Орлинскому) — с ходатайством о разрешении устройства (вместо деревянной церкви) нового, более вместительного каменного храма на доброхотные пожертвования. Ходатайство было уважено, и преосвященный Евсевий, с разрешения губернатора, направил в 1854 году в Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А.И. Майснером. Этот проект не был утвержден, вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э.И. Жибера. За время согласования проекта кладбищенской Предтеченской церкви был дан статус приходской церкви, а кладбище в 1857 году закрыли.

На строительство храма Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34000 рублей, которые покрыли расходы на каменную кладку и элементарную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по сооружению храма начались в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) торжественно совершил закладку храма. В закладке же первого каменного придела храма участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Архитектура Покровской церкви выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до 2000 человек. В архивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство храма было весьма богатым. Алтари были облицованы искусственным мрамором (в 1876 г.), стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909-1910 годы).

Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от «фрязин» — итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической, отличаясь от традиционной иконописи реализмом изображения. Иконы, в основном, были нового письма, из святынь храма особенным почитанием пользовались икона Нерукотворного образа Иисуса Христа в медной посеребренной ризе, написанная в 1662 году, и выполненный из золоченого серебра крест с мощами святых угодников Божиих, подаренный храму в 1869 году купцом Дмитрием Ивановичем Подсосовым. Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальные ведомости» в 1911 году, считалась «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению».

После революции 1917 года в Православной Церкви произошел раскол, связанный с появлением ереси «обновленчества», активно поддерживаемой новой большевистской властью. В Самарской епархии позиции обновленцев оказались достаточно сильными, они захватили ряд храмов, в том числе Покровскую церковь, которую в 1930 году сделали кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день.

Святыни храма — Крест с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня, икона свт. Митрофана, Воронежского чудотворца, с частицей его мощей, ковчежец с мощами свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских Чудотворца, прп. Григория Декаполита, свт. Игнатия, еп. Ростовского, св. мч. архидиакона Лаврентий, св. вмч. Варвары, св. мч. Василия Анкирского, св. Игнатия Великого, св. благ. вел. кн. Александра Невского, св. вмч. и целителя Пантелеимона, прп. Иоанникия Великого, прп. Сергия Радонежского, свт. Василия, еп. Амасийского, прп. Ефрема Сирина, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского, свт. Арсения, еп. Тверского, св. мч. Самона Едесского, св. Василия Антиохийского. Здесь же хранятся Часть Животворящаго Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Спасителя.

7. Покровская церковь.

Церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы сооружена в 1861 году, на собственныя средства, Самарскими купцами 1-й гильдии Емельяном и Антоном Николаевичами Шихобаловыми, на месте бывшей тут прежде деревянной Предтеченской церкви (бывшая Вознесенская), которая, по ветхости своей, не могла уже быть обращена в приходскую, что ей предстояло за упразднениемъ бывшего тут кладбища.

Каменная церковь эта современной архитектуры, о пяти главах, покрытых белым железом, может вмещать в себе до 1500 человек, окружена большею площадью упраздненнаго кладбища, часть котораго отошла под станцию сооружаемой ныне Оренбургской железной дороги. Самое кладбище, известное под именем стараго, ограждено низкою, деревянною, весьма плохою и ветхою оградою. Ее, в некоторой степени, поддерживает Городская Дума, также как и разсаженные на этом кладбище древесные аллеи, в намерении обратить это место в сквер, необходимый в этой местности города, почти лишенной растительности. Надо полагать, что Городская Дума не остановится в этом случае на одном предположении.

Необходимость приведения в порядок площади стараго кладбища, особенно с устройством близ него воксала железной дороги, очевидна, так как в настоящее время эта площадь представляетъ собою крайне печальный вид. Ныне тут кое где торчат чахлыя деревья; на оставленной усыпальнице предков здешних горожан бродит скот; между провалившихся могил, поросших бурьяном, и полуразрушенных намогильных памятников. Тягостное впечатление, которое делает на посетителя ныне вид этой площади, могло бы вполне быть устранено разведением на ней сквера и уничтожением или возобновлением полуразрушенных надгробных памятников и насыпей над могилами, Бог весть кому принадлежащими, отметив их и вместе замаскировав, посадкою деревьев и кустов.

Прихожан у Покровской церкви состоит ныне 2995 душ об. пола. Причт прежде здесь существовавшей Предтеченской церкви в 1850 году состоял из священника и дьячка, а в настоящее время его составляют: два священника и два дьячка. Причт и церковь существуют на доброхотные пожертвования. В 1850 году Предтеченская церковь имела дохода 201 р. 2 к. и расхода 192 руб. 97 к.; в 1874 году доход Покровской церкви простирался до 2382 р. 72 к. и расход до 1953 р. 72 к.

В Покровской церкви замечателен по своему древнему письму образ Спаса нерукотвореннаго, писанный в 1642 году.

Из книги П.В. Алабина «Двадцатипятилетие Самары как губернского города»

Покровский кафедральный собор в Самаре

1869 — В Самаре сестрами Муравьевыми открыт частный пан.

1887 — Родился Гай (Гайк) Дмитриевич Гай (Бжишкин), совет.

1914 — В Самаре открыт политехнический институт в соста.

1929 — Скрылся главный бухгалтер спичечной фабрики «Оле.

Ещё события 6 Февраля

Одна из главных святынь собора – чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших». Из истории иконы известно, что она приплыла по Волге к Саратову в 1666 г. и была явлена местному воеводе Кадышеву. С тех пор она стала родовой реликвией этого дворянского рода, неоднократно являя чудесные знамения и исцеления от болезней.

Покровский кафедральный собор находится в историческом центре Самары на пересечении улиц Некрасовской и Ленинской. В начале XIX века эта территория была за пределами города, здесь было городское кладбище. На кладбище, как полагается, поставили деревянную церковь, которая была освящена в честь св. Иоанна Крестителя. Но город рос, прихожан кладбищенской церкви прибавлялось, и довольно скоро она уже не могла вместить всех желающих.

Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от «фрязин» – итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической. От традиционной иконописи она отличается более точным воспроизведением натуры. Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальные ведомости» в 1911 г., считалась «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению».

В 1853 г. известные самарские купцы Шихобаловы обратились к Самарскому епископу Евсевию (Орлинскому) с ходатайством о строительстве нового вместительного каменного храма взамен обветшавшей деревянной церкви. Разрешение было получено. Год спустя из Самары в Петербург был направлен проект новой церкви, разработанный архитектором А.И.Майснером. Его не утвердили, и вместо него в 1857 г. был прислан проект петербургского архитектора Э.И.Жибера. По нему и начали строить храм.

На строительство новой церкви Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34 тысячи рублей. 14 сентября 1857 г. в торжественной обстановке епископ Феофил (Надеждин) совершил закладку храма. Участвовал в закладке и святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Уже в 1861 г. храм был освящен. Хотя по проекту Покровская церковь планировалась как трехпрестольная, долгое время в левом приделе размещались ризница и канцелярия с церковным архивом. В 1906-1907 годы на средства купца Петра Ивановича Шихобалова с западной стороны храма был сделан симметричный пристрой, куда и перевели канцелярию и ризницу, а над западным входом устроили хоры.

Архитектура Покровской церкви выдержана в стиле московского храмового зодчества XVII века. В архивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство было весьма богатым. В 1876 г. алтари были облицованы искусственным мрамором, стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909-1910 гг). Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от «фрязин» – итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической. От традиционной иконописи она отличается более точным воспроизведением натуры. Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальные ведомости» в 1911 г., считалась «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению».

После революции 1917 г. в Российской Православной церкви произошел раскол. Часть духовенства поддержала большевиков и начала реформировать церковь. Новая власть первое время благоволила обновленцам. В Самарской епархии позиции приверженцев обновленчества были достаточно сильны. Ряд храмов, в том числе Покровская церковь, перешли в обновленческую Средне-Волжскую митрополию. Но уже в 1938 г. храм воссоединился с Московской патриархией.

В эти сложные годы, когда закрывались и рушились храмы, Покровская церковь некоторое время оставалась единственной действующей. В 1941 г. храм становится кафедральным. В военное время Покровский собор постоянно участвует в сборе пожертвований. Прихожанами и духовенством были собраны средства на танковую колонну, названную в честь Дмитрия Донского. В хоре храма пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе Большого: И.С.Козловский, М.Д.Михайлов и другие замечательные певцы. Регентом хора был композитор Л.Ф.Другов.

Часть духовенства поддержала большевиков и начала реформировать церковь. Новая власть первое время благоволила обновленцам. В Самарской епархии позиции приверженцев обновленчества были достаточно сильны. Ряд храмов, в том числе Покровская церковь, перешли в обновленческую Средне-Волжскую митрополию. Но уже в 1938 г. храм воссоединился с Московской патриархией.

В храме хранится много святынь: Крест с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня, икона святителя Митрофана, Воронежского чудотворца, с частицей его мощей, ковчежец с частицами мощей святителя Николая, преподобного Григория Декаполита, святителя Игнатия Ростовского и других святых. Здесь же хранятся Часть Животворящаго Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Спасителя.

Одна из главных святынь собора – чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших». Из истории иконы известно, что она приплыла по Волге к Саратову в 1666 г. и была явлена местному воеводе Кадышеву. С тех пор она стала родовой реликвией этого дворянского рода, неоднократно являя чудесные знамения и исцеления от болезней.

Анна Ивановна Кадышева, получив от бабушки в наследство чудотворную икону, не расставалась с нею, собирая по всей России пожертвования для основания Раковского Свято-Троицкого женского монастыря. В 1862 г. А.И.Кадышева стала первой игуменьей Раковского монастыря и икону передала в монастырь. В монастырской летописи хранилось немало свидетельств об исцелениях. После революции монастырь был закрыт, а чудотворная икона попала в Покровский храм. По вторникам перед иконой поется акафист пресвятой Божией Матери, а 18 февраля в день памяти чудотворного образа «Взыскание погибших» в соборе совершается торжественный молебен и крестный ход.

Покровский кафедральный собор Самары

Покровский кафедральный собор — одно из главных украшений города Самары, которое расположилось в его историческом сердце. Когда-то Покровский собор располагался за пределами города, в XIX веке нынешняя территория считалась загородной и на ней размещалось кладбище. При кладбище находилась и деревянная церковь, которая превратилась в сегодняшнюю достопримечательность Самары. В середине XIX века семейство известных купцов Шихобаловых выступило с инициативой постройки каменного храма вместо обветшавшей церквушки, поскольку число её прихожан значительно выросло, да и храм уже обосновался в черте Самары. Самарский епископ одобрил просьбу, и через год из Санкт-Петербурга прибыл проект на строительство каменного собора, автором которого стал архитектор Э.И. Жибер. Строительство храма началась в 1857 году, и уже в 1861 году он был освящен. Покровский кафедральный собор стал трехпрестольным храмом, в одной части которого расположись канцелярия и прочие хозяйственные помещения. Чтобы сделать храм симметричным и более просторным, П.И. Шилобахов пожертвовал средства для расширения собора, благодаря чему он приобрел западную пристройку.

В годы Гражданской революции одна часть церкви поддержала большевиков, другая подчинилась новой власти, в соборе случился раскол. Покровская церковь стала частью Средне-Волжской митрополии, однако в 1938 году вернулась в состав Московской патриархии. В это непростое время Покровский кафедральный собор смог удержаться и противостоять закрытию и разрушению. В 1941 году собор становится кафедральным. В годы Отечественной войны храм принимает участие в помощи нуждающимся семьям и воинам, сражавшимся на войне.

Покровский кафедральный собор Самары богат множеством святынь, в числе которых числятся божественные иконы с частицами мощей великомучеников и святителей. Основная святыня храма-это икона Божией Матери «Взыскание Погибших», явившая несколько чудес и знамений роду Кадышевых и сегодняшнему храму.

Архитектурное решение Покровского кафедрального собора — московское храмовое зодчество XVII столетия. Сегодняшний облик собора незначительно отличается от исторического, раннее храм имел расписанные наружные стены, которые сочетались с белоснежным покрытием английской жестью. В свое время Покровский собор Самары, ранее — церковь, считалась красивейшим собором страны. Современное обличие храма — это стройное здание с симметричными пристройками по бокам; центральный вход собора украшает шатровая колокольня с парой очаровательных крылец.

Покровский кафедральный собор

Самара: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Самары
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (59)
    • Музеи (17)
    • Парки (8)
    • Парки развлечений (26)
    • Аэропорты (1)
    • Автовокзалы (2)
    • ЖД вокзалы (1)
    • Фестивали, праздники, шоу (2)
    • Зоопарки (5)
    • Храмы, соборы, мечети (6)
    • Театры (9)
    • Национальные парки (1)
    • Спортивные сооружения (1)
    • Горнолыжные курорты (1)
    • Пляжи (4)
    • Смотровые площадки (1)
    • Площади (3)
    • Озера (2)
    • Пивные (1)
    • Фонтаны (1)
    • Галереи (2)
    • Рестораны и кафе (2)
    • Речные вокзалы (1)
    • Центры активного отдыха (2)
  • Забронировать отель в Самаре
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Самары
  • Советы о Самаре
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Самаре

Автобус Ост. «Стадион Динамо», №№ 13, 77, 103а, 105д
Троллейбус Ост. «Стадион Динамо», №№ 6, 16
Маршрутное такси Ост. «Стадион Динамо», №№ 48д, 127, 128, 140, 177

Описание места

Покровский кафедральный собор был воздвигнут на перекрёстке Некрасовской и Ленинской улиц, которые расположены в самом центре Самары. Ранее, в начале XIX в., на этом участке располагалось кладбище, а к нему была пристроена небольшая деревянная церковь. Со временем территория города начала разрастаться, появлялись новые постройки, в городе возрастает численность населения, поэтому маленькая церквушка уже не могла вместить в себя всех прихожан.

В 1853 году самарскими купцами Шихобаловами была вынесена просьба о возведении современной каменной церкви, которая могла бы вмещать в себя большее количество горожан.

В 1857 году началось строительство храма по проекту петербургского зодчего Э. И. Жибера. На построение церкви было выделено 34 000 рублей, которые были вложены Емельяном и Антоном Шихобаловами. В 1861 году воздвижение собора было окончено, и в том же году он был освящён.
Покровский собор был построен в духе московского храмового зодчества XVII века и считался одним из наилучших возведённых в Самаре соборов, который отличался своими внешними и внутренними украшениями.

Во время революции 1917 года Покровский собор какое-то время оставался единственным действующим. В 1941 году собор становится кафедральным.

Покровский кафедральный собор в Самаре (Intercession Cathedral in Samara)

  • Фото
  • Фото: главная
  • Самые популярные фото
  • Новые фото
  • Фото недели
  • Лидеры недели
  • Фотоподборки
  • Фотографы
  • Фото от топ-фотографов
  • Рейтинг фотографов
  • Информация
  • Описание места
  • Фото
  • Проживание и ночлег
  • Экскурсии и гиды
  • Полезное
  • Отзывы и Оценки
  • Вопросы и советы
  • Заметки и статьи
  • Посетили место

Чтобы добавить место в путеводитель необходимо авторизоваться

Общая информация

Адрес Россия, Самарская область, г. Самара, ул. Ленинская, 75А
Телефон +7 846 333-25-15 Категория Архитектура, памятники > Святыни и храмы

Фотографии

Описание места

Покровский кафедральный собор был воздвигнут на перекрёстке Некрасовской и Ленинской улиц, которые расположены в самом центре Самары. Ранее, в начале XIX в., на этом участке располагалось кладбище, а к нему была пристроена небольшая деревянная церковь. Со временем территория города начала разрастаться, появлялись новые постройки, в городе возрастает численность населения, поэтому маленькая церквушка уже не могла вместить в себя всех прихожан.

В 1853 году самарскими купцами Шихобаловами была вынесена просьба о возведении современной каменной церкви, которая могла бы вмещать в себя большее количество горожан.

В 1857 году началось строительство храма по проекту петербургского зодчего Э. И. Жибера. На построение церкви было выделено 34 000 рублей, которые были вложены Емельяном и Антоном Шихобаловами. В 1861 году воздвижение собора было окончено, и в том же году он был освящён.
Покровский собор был построен в духе московского храмового зодчества XVII века и считался одним из наилучших возведённых в Самаре соборов, который отличался своими внешними и внутренними украшениями.

Во время революции 1917 года Покровский собор какое-то время оставался единственным действующим. В 1941 году собор становится кафедральным.

chronograph

Фотоблог Вадима Кондратьева

Самарская область и Поволжье

Подборка фотографий не сохранившегося кафедрального собора, построенного в Самаре в 1894 году и уничтоженного в начале 1930-х годов. Фото с сайта Г.В. Бичурова http://www.bichurov.ru/, из блога humus , из архива Владимира Самарцева и из других источников. Собор находился на территории современной площади Куйбышева.

Немного истории: решение о сооружении главного храма в Самаре было принято после неудавшегося покушения на императора Александра II в 1866 году — городское общество решило ознаменовать спасение Государя постройкой собора во имя Христа Спасителя. Было получено соизволение от императора, после чего начался сбор средств на постройку храма. На месте, предназначенном под будущий собор, тогда находились частные дома и хозяйственные строения: 102 дворовых места, принадлежавших разным владельцам. Вся земля была выкуплена, желающим предоставлены другие земельные участки или денежные компенсации. Профессор Эрнест Иванович Жибер спроектировал храм, рассчитанный на 2500 человек, в неовизантийском стиле. Первоначальный проект храма, выполненный в 1867 году, в большой степени отвечал канонам «русского стиля» и только его орнаментика была полностью «византийской». Окончательный проект больше соответствовал критериям «византийского стиля». После того, как была расчищена площадь под храм, торжественная закладка состоялась 25 мая 1869 года. По некоторым данным, во время своего визита в Самару в 1871 году, Александр II лично заложил камень в строящийся собор. Поскольку профессор Жибер не мог вести постоянный надзор за строительством храма, эта функция возлагалась на местных архитекторов. Фундамент собора строил губернский архитектор М. Д. Муратов.

Строительство длилось с перебоями целых 25 лет (19 из которых стройкой руководил Емельян Николаевич Шихобалов). В 1882 году работы по строительству были приостановлены. В 1885 году в Самару был вновь приглашён профессор Жибер, после его визита строительство возобновилось. В 1886 году строительно-технический комитет направил в Самару рекомендации по возведению купола и окончанию внешних строительных работ. Но в 1889 году Жиберу вновь пришлось приехать с проверкой — на двух пилонах главного купола появились трещины. Кроме Жибера постройку осмотрел специально приглашённый Самарской Городской Думой инженер-архитектор Кильвейн. Окончание строительства велось под руководством самарского архитектора А. А. Щербачёва. Завершилось строительство храма лишь в 1894 году. Площадь, находящаяся перед храмом, стала называться Соборной (ныне площадь Куйбышева).

1 сентября 1924 года Соборная площадь была переименована в Коммунальную. В 1930 году городские власти Самары приняли решение переоборудовать храм в Дом культуры строителей. После того, как выяснилось, что подобный замысел весьма затратен, а его результат не будет отвечать требованиям Дома культуры, было решено снести храм для сооружения полностью нового здания. Разборка храма длилась около четырёх лет, последней в 1935 году была взорвана колокольня.

01. Дело о постройке в Самаре Кафедрального собора начатое в 1866 году.

Покровский собор (Самара)

православный храм
Кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери

Покровский собор в Самаре

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 651410023840006 (ЕГРОКН )
53°11′10″ с. ш. 50°06′27″ в. д. H G Я O L
Страна Россия Россия
Местоположение Самара, ул. Ленинская, 75а
Конфессия православие
Епархия Самарская епархия
Автор проекта Э. И. Жибер
Строительство 1857—1861 годы
Статус охраняется государством
Сайт samara-pokrov.cerkov.ru

Кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери ― кафедральный собор Самарской епархии Московского патриархата. Построен в 1861 году.

Территория Покровского собора в начале XIX века располагалась вдали от города. В 1805 году тут было открыто кладбище, где стояла деревянная церковь Святого Иоанна Предтечи с приделом, освящённым во имя Воздвижения Креста Господня. По ходу застройки города жилые кварталы постепенно приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а Предтеченская церковь стала ветхой и перестала удовлетворять потребностям верующих.

По почину купцов Шихобаловых — Антона, Емельяна и Матвея — граждане местных кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу — преосвященному Евсевию (Орлинскому) — с ходатайством о разрешении постройки вместо деревянной церкви нового и более крупного каменного храма на собственные пожертвования.

Ходатайство вскоре было удовлетворено и епископ Евсевий, с разрешения самарского губернатора, направил в 1854 году в Санкт-Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А. И. Майснером. Однако данный проект не был утвержден и вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э. И. Жибера, который и был затем утверждён. Пока проект будущей церкви находился на согласовании, кладбищенской Предтеченской церкви был дарован статус приходской церкви, а городское кладбище в 1857 году было закрыто.

На строительство храма купцы Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34 000 рублей, которые пошли на каменную кладку и основную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по постройке храма были начаты в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) совершил закладку храма во время торжественной церемонии [1] . В закладке участвовал и святой Иоанн Кронштадтский [2] .

17 июля 1861 года епископ Феофилом совершил освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы. 12 ноября 1861 года был освящен правый престол во имя святителя Митрофана Воронежского.

В 1906―1907 гг. на средства купца Петра Ивановича Шихобалова с западной стороны храма был сделан симметричный пристрой, куда перевели канцелярию и ризницу, а над западным входом были устроены хоры [3] .

После революции 1917 года в русской православной церкви произошел раскол, связанный с появлением движения «обновленчества», которое активно поддерживалось советской властью. В Самарской епархии влияние обновленцев оказалось достаточно сильным, и они заняли ряд храмов, в том числе и Покровскую церковь, которая в 1930 году стала кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В 1920―1930-е годы в ходе учиненных властями репрессий против православной церкви и её служителей в городе из 55 православных храмов были закрыты, разрушены или разорены 54 храма. В период с 1938 по 1946 год в Самаре оставалась лишь одна действующая церковь — Покровская. В 1938 году после ареста обновленческого митрополита Василия приход Покровской церкви рассеялся, и спустя некоторое время храм вновь отошёл к Московской Патриархии [1] .

В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров). При нём Покровская церковь стала кафедральным собором Куйбышевской епархии и остаётся им поныне. В военное время прихожане и священнослужители Покровского собора постоянно участвовали в сборе пожертвований. Ими были собраны средства на танковую колонну, названную в честь Дмитрия Донского. В хоре храма пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе Большого: И. С. Козловский, М. Д. Михайлов и другие известные певцы. Регентом хора был композитор Л. Ф. Другов [2] .

В военные и послевоенные годы в Покровском соборе совершали архиерейские службы многие известные архипастыри, устоявшие во главе Куйбышевской епархии: архиепископ Алексий (Палицын), епископ Митрофан (Гутовский), похороненные в склепе притвора Покровского собора, митрополит Мануил (Лемешевский), гробница которого также находится в притворе собора, а также митрополит Иоанн (Снычев).

7 ноября 1977 года, во время демонстрации в честь шестидесятилетия Октябрьской революции некий злоумышленник бросил в окно Покровского собора бенгальский огонь (согласно другим источникам ― бутылку с зажигательной смесью). Это был выходной день, и в храме находилась одна монахиня Мария (Мандрыкина). От огня загорелся лак, покрывавший настенную живопись. Монахиня успела вызвать пожарных, но до их приезда погибла в дыму. Почти полностью была уничтожена роспись прошлого века, сравнительно невредимой оказалась лишь купольная икона Покрова Богородицы. Сохранились также иконы «Взыскание погибших», святителя Николая Можайского, святого благоверного князя Александра Невского и «Похвала Пресвятой Богородицы». Огонь дошёл до гробницы митрополита Мануила и остановился. Восстановление храма продолжалось в течение почти четырёх лет. Заново расписали храм местные художники и живописцы из Западной Украины.

В конце 1991 года во время производства земляных работ на участке полотна дороги улицы Братьев Коростелевых был вскрыт свод фамильного склепа купцов Шихобаловых. По распоряжению архиепископа Евсевия (Саввина) часть останков (постольку, поскольку позволил раскоп) была извлечена, помещена в новый гроб и захоронена на Радоницу 1992 года на территории собора, с левой стороны (около крестильни).

В 1996 году шатровые покрытия кафедрального собора были украшены покрытием «под золото» [3] .

Архитектура [ | ]

Покровский собор выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до двух тысяч человек [1] .

В архивных документах начала XX века говорится о том, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство было весьма богатым. В 1876 году алтари были облицованы искусственным мрамором, стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909—1910 гг.). Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от слова «фрязин» – итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической. От традиционной иконописи она отличается более точным воспроизведением натуры. Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальные ведомости» в 1911 году, считалась «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению». Внутреннее пространство церкви всегда отличалось особой роскошью. Так, алтарные помещения были отделаны искусственным мрамором, который в девятнадцатом веке стоил дороже, чем натуральный [4] .

Свято-Покровский кафедральный собор города Гродно

На встрече сестричества Покровского собора рассказали о паломничестве в Грузию

2 февраля 2020 года сестры сестричества им. святой Иулиании Ольшанской Свято-Покровского кафедрального собора г. Гродно в очередной раз собрались вместе, чтобы согласно сложившейся доброй традиции послушать рассказ паломников о состоявшихся поездках «в дальние страны».

В этот раз мы услышали интересный рассказ о паломническом туре по Иверии – исторической восточной Грузии. Сестра Валентина Владимировна, недавно вернувшаяся оттуда, привезла также книги и буклеты о посещенных святынях, иконы, щедро поделилась просфорами, маслом, освященном на мощах великих святых.

Были посещены многочисленные древнейшие храмы грузинской столицы, Боржоми, Кахетии, Мцхеты, монастыри, Лавра св. Давида Гареджийского, откуда стала зарождаться отшельническая жизнь в этих местах, и мн. др. Восхитили паломников (храм IV в.) во имя св. Георгия, кафедральный собор XI в. Светицховели – жемчужина грузинской архитектуры. Поклонились мощам многих знаменитых святых, в том числе отца Гавриила. А нам в ходе рассказа особо запомнилась не только молитва, а и заповедь преподобного Гавриила:

«Молитесь за всех, оставляю вам заповедь… Вначале помолись о тех, кого больше всего любишь, например о своих детях. Потом помолись об остальных членах семьи, после чего о всех соседях и родственниках, молись обо всех. Благослови город, где ты живешь, но Тбилиси – не единственный город, благослови всех жителей Грузии. И Грузия не одна, она окружена другими странами – проси Бога, чтобы люди не враждовали. Теперь, когда ты помолился обо всех, остался только враг твой, и его не оставляй, помолись и о враге. Проси сердце наполнить сердце его добротой, а разум – мудростью. Вот так и сможешь молиться о своем враге. Молись с благословением, осознавай, перед Кем стоишь, Христос незримо всегда с нами».

Духовник сестричества о. Владимир Борисевич помазал и нас маслицем от лампадки, горевшей у могилы преподобного.

Участники встречи почувствовали тепло и радость не только от душевной беседы за чаем, но и от рассказа о православных святынях Грузии. У сестер вырос интерес к будущим паломничествам в эту удивительную и дружественную нам страну.

Ссылка на основную публикацию