Покровский кафедральный собор в Самаре

Покровский кафедральный собор в Самаре

Покровский Кафедральный собор русской православной церкви в Самаре находится в центре города, издалека видны его золотые и небесно-голубые купола. Храм славится торжественными богослужениями и школой церковного пения. Куйбышевские хоры еще во времена Великой отечественной войны в процессе эвакуации пополнялись лучшими артистами из Большого и других столичных театров.

В Покровском соборе можно было услышать пение самого Ивана Козловского, М. Д. Михайлова и других именитых певцов.

Здесь совершаются архиерейские богослужения, требы, таинства венчания, крещения, соборования. Многие приезжают помолиться чудотворным иконам и прикоснуться к священным мощам. В воскресной школе при соборе ведется духовная и просветительская работа, проводятся занятия для взрослых и детей. Церковная лавка предлагает богатый выбор православных книг, икон и принадлежностей.

Раньше на месте собора стояла деревянная церковь с погостом, на который привозили хоронить из города. Тогда до центра Самары было несколько верст, но постепенно кварталы подступили, количество прихожан значительно возросло, и власти получили запрос о перестройке храма. Ходоков поддержали купцы Шихобаловы, которые собрали доброхотные пожертвования и инициировали петицию к Самарскому епископу. Ходатайство уважили, и в середине 19 века по проекту столичного архитектора Э. И. Жибера на народные деньги построили новый каменный храм.

В 70-х гг. 20 века кто-то устроил в соборе поджог, в результате чего погибла монахиня и выгорело почти все внутреннее убранство храма. Одна только икона Покрова Богородицы уцелела во время пожара. На ремонт святыни ушло 4 года, и теперь здание полностью восстановлено.

Архитектура и святыни

Собор построен в традициях, присущих московскому храмовому зодчеству 17 века. Он достаточно вместительный и рассчитан на 2000 прихожан. До пожара внутреннее убранство блистало роскошью итальянских фресок и мраморной облицовки алтарей. Святыни храма собраны с большой любовью и вниманием. Среди них — чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Взыскание погибших», крест с частицей священного Креста Господня, мощи Воронежского чудотворца святого Митрофана, сокрытые в его иконе, камень от Гроба Господня и еще немало артефактов.

Люди приходят сюда помолиться об облегчении мук душевных и телесных образу Многострадальной Мати Божией с изображением на иконе 7 воткнутых в нее мечей, символизирующих полноту испытанных ею печалей.

Практическая информация

Адрес: Самара, ул. Ленинская, 75А. Веб-сайт.

Добраться можно на троллейбусах №№ 6, 16, автобусе № 77, маршрутках №№ 48д, 77д, 217 до остановки «Ул. Ленинградская» или «Ул. Братьев Коростелевых».

Литургии начинаются в 8:30 (в будние дни), в 7:00 и в 9:30 (по воскресеньям). Вечерние богослужения — в 17:00.

Покровский собор (Самара)

православный храм
Кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери

Покровский собор в Самаре

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 651410023840006 (ЕГРОКН )
53°11′10″ с. ш. 50°06′27″ в. д. H G Я O L
Страна Россия Россия
Местоположение Самара, ул. Ленинская, 75а
Конфессия православие
Епархия Самарская епархия
Автор проекта Э. И. Жибер
Строительство 1857—1861 годы
Статус охраняется государством
Сайт samara-pokrov.cerkov.ru

Кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери ― кафедральный собор Самарской епархии Московского патриархата. Построен в 1861 году.

Территория Покровского собора в начале XIX века располагалась вдали от города. В 1805 году тут было открыто кладбище, где стояла деревянная церковь Святого Иоанна Предтечи с приделом, освящённым во имя Воздвижения Креста Господня. По ходу застройки города жилые кварталы постепенно приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а Предтеченская церковь стала ветхой и перестала удовлетворять потребностям верующих.

По почину купцов Шихобаловых — Антона, Емельяна и Матвея — граждане местных кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу — преосвященному Евсевию (Орлинскому) — с ходатайством о разрешении постройки вместо деревянной церкви нового и более крупного каменного храма на собственные пожертвования.

Ходатайство вскоре было удовлетворено и епископ Евсевий, с разрешения самарского губернатора, направил в 1854 году в Санкт-Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А. И. Майснером. Однако данный проект не был утвержден и вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э. И. Жибера, который и был затем утверждён. Пока проект будущей церкви находился на согласовании, кладбищенской Предтеченской церкви был дарован статус приходской церкви, а городское кладбище в 1857 году было закрыто.

На строительство храма купцы Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34 000 рублей, которые пошли на каменную кладку и основную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по постройке храма были начаты в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) совершил закладку храма во время торжественной церемонии [1] . В закладке участвовал и святой Иоанн Кронштадтский [2] .

17 июля 1861 года епископ Феофилом совершил освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы. 12 ноября 1861 года был освящен правый престол во имя святителя Митрофана Воронежского.

В 1906―1907 гг. на средства купца Петра Ивановича Шихобалова с западной стороны храма был сделан симметричный пристрой, куда перевели канцелярию и ризницу, а над западным входом были устроены хоры [3] .

После революции 1917 года в русской православной церкви произошел раскол, связанный с появлением движения «обновленчества», которое активно поддерживалось советской властью. В Самарской епархии влияние обновленцев оказалось достаточно сильным, и они заняли ряд храмов, в том числе и Покровскую церковь, которая в 1930 году стала кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В 1920―1930-е годы в ходе учиненных властями репрессий против православной церкви и её служителей в городе из 55 православных храмов были закрыты, разрушены или разорены 54 храма. В период с 1938 по 1946 год в Самаре оставалась лишь одна действующая церковь — Покровская. В 1938 году после ареста обновленческого митрополита Василия приход Покровской церкви рассеялся, и спустя некоторое время храм вновь отошёл к Московской Патриархии [1] .

В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров). При нём Покровская церковь стала кафедральным собором Куйбышевской епархии и остаётся им поныне. В военное время прихожане и священнослужители Покровского собора постоянно участвовали в сборе пожертвований. Ими были собраны средства на танковую колонну, названную в честь Дмитрия Донского. В хоре храма пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе Большого: И. С. Козловский, М. Д. Михайлов и другие известные певцы. Регентом хора был композитор Л. Ф. Другов [2] .

В военные и послевоенные годы в Покровском соборе совершали архиерейские службы многие известные архипастыри, устоявшие во главе Куйбышевской епархии: архиепископ Алексий (Палицын), епископ Митрофан (Гутовский), похороненные в склепе притвора Покровского собора, митрополит Мануил (Лемешевский), гробница которого также находится в притворе собора, а также митрополит Иоанн (Снычев).

7 ноября 1977 года, во время демонстрации в честь шестидесятилетия Октябрьской революции некий злоумышленник бросил в окно Покровского собора бенгальский огонь (согласно другим источникам ― бутылку с зажигательной смесью). Это был выходной день, и в храме находилась одна монахиня Мария (Мандрыкина). От огня загорелся лак, покрывавший настенную живопись. Монахиня успела вызвать пожарных, но до их приезда погибла в дыму. Почти полностью была уничтожена роспись прошлого века, сравнительно невредимой оказалась лишь купольная икона Покрова Богородицы. Сохранились также иконы «Взыскание погибших», святителя Николая Можайского, святого благоверного князя Александра Невского и «Похвала Пресвятой Богородицы». Огонь дошёл до гробницы митрополита Мануила и остановился. Восстановление храма продолжалось в течение почти четырёх лет. Заново расписали храм местные художники и живописцы из Западной Украины.

В конце 1991 года во время производства земляных работ на участке полотна дороги улицы Братьев Коростелевых был вскрыт свод фамильного склепа купцов Шихобаловых. По распоряжению архиепископа Евсевия (Саввина) часть останков (постольку, поскольку позволил раскоп) была извлечена, помещена в новый гроб и захоронена на Радоницу 1992 года на территории собора, с левой стороны (около крестильни).

В 1996 году шатровые покрытия кафедрального собора были украшены покрытием «под золото» [3] .

Архитектура [ | ]

Покровский собор выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до двух тысяч человек [1] .

В архивных документах начала XX века говорится о том, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство было весьма богатым. В 1876 году алтари были облицованы искусственным мрамором, стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909—1910 гг.). Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от слова «фрязин» – итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической. От традиционной иконописи она отличается более точным воспроизведением натуры. Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальные ведомости» в 1911 году, считалась «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению». Внутреннее пространство церкви всегда отличалось особой роскошью. Так, алтарные помещения были отделаны искусственным мрамором, который в девятнадцатом веке стоил дороже, чем натуральный [4] .

Самара. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровский кафедральный собор

Покровский кафедральный собор находится в центре Самары на пересечении улиц Некрасовской и Ленинской (бывшей Сокольничьей, а затем Шихобаловской ул.).

Район Покровского собора в начале XIX века находился вдали от города, и в 1805 году здесь было открыто городское кладбище. На кладбище стояла деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи с приделом во имя Воздвижения Креста Господня. По мере городского строительства жилые кварталы приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а церковь была ветхой и тесной и не удовлетворяла потребностям прихожан. По инициативе купцов Шихобаловых — Антона, Емельяна и Матвея — жители прилегающих к церкви кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу — преосвященному Евсевию (Орлинскому) — с ходатайством о разрешении устройства (вместо деревянной церкви) нового, более вместительного каменного храма на доброхотные пожертвования. Ходатайство было уважено, и преосвященный Евсевий, с разрешения губернатора, направил в 1854 году в Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А.И. Майснером. Этот проект не был утвержден, вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э.И. Жибера. За время согласования проекта кладбищенской Предтеченской церкви был дан статус приходской церкви, а кладбище в 1857 году закрыли.

На строительство храма Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34000 рублей, которые покрыли расходы на каменную кладку и элементарную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по сооружению храма начались в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) торжественно совершил закладку храма. В закладке же первого каменного придела храма участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Архитектура Покровской церкви выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до 2000 человек. В архивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство храма было весьма богатым. Алтари были облицованы искусственным мрамором (в 1876 г.), стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909-1910 годы).

Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от «фрязин» — итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической, отличаясь от традиционной иконописи реализмом изображения. Иконы, в основном, были нового письма, из святынь храма особенным почитанием пользовались икона Нерукотворного образа Иисуса Христа в медной посеребренной ризе, написанная в 1662 году, и выполненный из золоченого серебра крест с мощами святых угодников Божиих, подаренный храму в 1869 году купцом Дмитрием Ивановичем Подсосовым. Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальные ведомости» в 1911 году, считалась «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению».

После революции 1917 года в Православной Церкви произошел раскол, связанный с появлением ереси «обновленчества», активно поддерживаемой новой большевистской властью. В Самарской епархии позиции обновленцев оказались достаточно сильными, они захватили ряд храмов, в том числе Покровскую церковь, которую в 1930 году сделали кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день.

Святыни храма — Крест с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня, икона свт. Митрофана, Воронежского чудотворца, с частицей его мощей, ковчежец с мощами свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских Чудотворца, прп. Григория Декаполита, свт. Игнатия, еп. Ростовского, св. мч. архидиакона Лаврентий, св. вмч. Варвары, св. мч. Василия Анкирского, св. Игнатия Великого, св. благ. вел. кн. Александра Невского, св. вмч. и целителя Пантелеимона, прп. Иоанникия Великого, прп. Сергия Радонежского, свт. Василия, еп. Амасийского, прп. Ефрема Сирина, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского, свт. Арсения, еп. Тверского, св. мч. Самона Едесского, св. Василия Антиохийского. Здесь же хранятся Часть Животворящаго Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Спасителя.

7. Покровская церковь.

Церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы сооружена в 1861 году, на собственныя средства, Самарскими купцами 1-й гильдии Емельяном и Антоном Николаевичами Шихобаловыми, на месте бывшей тут прежде деревянной Предтеченской церкви (бывшая Вознесенская), которая, по ветхости своей, не могла уже быть обращена в приходскую, что ей предстояло за упразднениемъ бывшего тут кладбища.

Каменная церковь эта современной архитектуры, о пяти главах, покрытых белым железом, может вмещать в себе до 1500 человек, окружена большею площадью упраздненнаго кладбища, часть котораго отошла под станцию сооружаемой ныне Оренбургской железной дороги. Самое кладбище, известное под именем стараго, ограждено низкою, деревянною, весьма плохою и ветхою оградою. Ее, в некоторой степени, поддерживает Городская Дума, также как и разсаженные на этом кладбище древесные аллеи, в намерении обратить это место в сквер, необходимый в этой местности города, почти лишенной растительности. Надо полагать, что Городская Дума не остановится в этом случае на одном предположении.

Необходимость приведения в порядок площади стараго кладбища, особенно с устройством близ него воксала железной дороги, очевидна, так как в настоящее время эта площадь представляетъ собою крайне печальный вид. Ныне тут кое где торчат чахлыя деревья; на оставленной усыпальнице предков здешних горожан бродит скот; между провалившихся могил, поросших бурьяном, и полуразрушенных намогильных памятников. Тягостное впечатление, которое делает на посетителя ныне вид этой площади, могло бы вполне быть устранено разведением на ней сквера и уничтожением или возобновлением полуразрушенных надгробных памятников и насыпей над могилами, Бог весть кому принадлежащими, отметив их и вместе замаскировав, посадкою деревьев и кустов.

Прихожан у Покровской церкви состоит ныне 2995 душ об. пола. Причт прежде здесь существовавшей Предтеченской церкви в 1850 году состоял из священника и дьячка, а в настоящее время его составляют: два священника и два дьячка. Причт и церковь существуют на доброхотные пожертвования. В 1850 году Предтеченская церковь имела дохода 201 р. 2 к. и расхода 192 руб. 97 к.; в 1874 году доход Покровской церкви простирался до 2382 р. 72 к. и расход до 1953 р. 72 к.

В Покровской церкви замечателен по своему древнему письму образ Спаса нерукотвореннаго, писанный в 1642 году.

Из книги П.В. Алабина «Двадцатипятилетие Самары как губернского города»

Покровский кафедральный собор

Самара: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Самары
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (59)
    • Музеи (17)
    • Парки (8)
    • Аэропорты (1)
    • Парки развлечений (26)
    • Автовокзалы (2)
    • ЖД вокзалы (1)
    • Фестивали, праздники, шоу (2)
    • Зоопарки (5)
    • Храмы, соборы, мечети (6)
    • Театры (9)
    • Национальные парки (1)
    • Спортивные сооружения (1)
    • Пляжи (4)
    • Смотровые площадки (1)
    • Горнолыжные курорты (1)
    • Площади (3)
    • Озера (2)
    • Пивные (1)
    • Фонтаны (1)
    • Галереи (2)
    • Рестораны и кафе (2)
    • Речные вокзалы (1)
    • Центры активного отдыха (2)
  • Забронировать отель в Самаре
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Самары
  • Советы о Самаре
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Самаре

Автобус Ост. «Стадион Динамо», №№ 13, 77, 103а, 105д
Троллейбус Ост. «Стадион Динамо», №№ 6, 16
Маршрутное такси Ост. «Стадион Динамо», №№ 48д, 127, 128, 140, 177

Адрес: ул. Ленинская, 75А, Самара, Самарская обл., Россия, 443020

Координаты: 53.186157, 50.107684

Телефоны: +7 (846) 333–25–15

Как добраться

От станции метро «Алабинская»

Трамвай 22. До остановки «Братьев Коростелевых (ул. Красноармейская)».

Трамвай 4. До остановки «Буянова (ул. Красноармейская)».

Автобусы: 2, 23, 42. Маршрутное такси 97. До остановки «Льва Толстого».

От ж/д вокзала

Пешком по ул. Льва Толстого, затем налево на ул. Ленинская (примерно 15 мин).

От пригородного автовокзала

Пешком по ул. Агибалова, направо на ул. Льва Толстого, затем налево на ул. Ленинская (примерно 23 мин).

Автобусы: 13, 77, 105д. Троллейбусы: 6, 16. Маршрутные такси: 48д, 77д, 140, 127, 128, 128к. До остановки «Стадион Динамо (ул. Братьев Коростелевых)».

Автобусы: 5д, 37. Маршрутные такси: 37, 205, 295. До остановки «Стадион Динамо».

От автовокзала «Центральный»

Автобус 37. Маршрутное такси 37. До остановки «Стадион Динамо».

Автобусы: 67, 652. Маршрутные такси: 1, 1к, 4, 410а. До остановки «Ж/д вокзал». Далее пешком 1 км.

От автостанции «Аврора»

Автобус 53. Трамваи: 1, 3. Маршрутное такси 226. До остановки «Братьев Коростелевых (ул. Красноармейская)».

Маршрутное такси 295. До остановки «Стадион Динамо».

Покровский кафедральный собор расположен в центре Самары. Заложен в 1857 году. Освящен в 1861 году. Построен в стиле московского храмового зодчества XVII века.

Храм оставался действующим после прихода советской власти. Во время войны участвовал в сборе пожертвований, в нем выступали артисты эвакуированных столичных театров.

1941 г. — статус кафедрального собора.

1977 г. — от пожара пострадала внутренняя роспись.

1996 г. — реставрация храма, шатровые покрытия покрыли «под золото».

В соборе проводят богослужения, все необходимые таинства, проводится духовно-просветительская работа. Работает воскресная школа для детей. Есть церковная лавка с иконами и православной литературой.

Главная святыня — чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших».

Покровский кафедральный собор в Самаре

1854 — В Самаре в доме Ворпаховского на Дворянской улиц.

1887 — В зале городской думы проходит обед по подписке в.

1943 — На заводе № 1 имени Сталина (впоследствии завод «.

1959 — Открылась первая областная конференция журналис.

Ещё события 17 Января

Одна из главных святынь собора – чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших». Из истории иконы известно, что она приплыла по Волге к Саратову в 1666 г. и была явлена местному воеводе Кадышеву. С тех пор она стала родовой реликвией этого дворянского рода, неоднократно являя чудесные знамения и исцеления от болезней.

Покровский кафедральный собор находится в историческом центре Самары на пересечении улиц Некрасовской и Ленинской. В начале XIX века эта территория была за пределами города, здесь было городское кладбище. На кладбище, как полагается, поставили деревянную церковь, которая была освящена в честь св. Иоанна Крестителя. Но город рос, прихожан кладбищенской церкви прибавлялось, и довольно скоро она уже не могла вместить всех желающих.

Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от «фрязин» – итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической. От традиционной иконописи она отличается более точным воспроизведением натуры. Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальные ведомости» в 1911 г., считалась «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению».

В 1853 г. известные самарские купцы Шихобаловы обратились к Самарскому епископу Евсевию (Орлинскому) с ходатайством о строительстве нового вместительного каменного храма взамен обветшавшей деревянной церкви. Разрешение было получено. Год спустя из Самары в Петербург был направлен проект новой церкви, разработанный архитектором А.И.Майснером. Его не утвердили, и вместо него в 1857 г. был прислан проект петербургского архитектора Э.И.Жибера. По нему и начали строить храм.

На строительство новой церкви Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34 тысячи рублей. 14 сентября 1857 г. в торжественной обстановке епископ Феофил (Надеждин) совершил закладку храма. Участвовал в закладке и святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Уже в 1861 г. храм был освящен. Хотя по проекту Покровская церковь планировалась как трехпрестольная, долгое время в левом приделе размещались ризница и канцелярия с церковным архивом. В 1906-1907 годы на средства купца Петра Ивановича Шихобалова с западной стороны храма был сделан симметричный пристрой, куда и перевели канцелярию и ризницу, а над западным входом устроили хоры.

Архитектура Покровской церкви выдержана в стиле московского храмового зодчества XVII века. В архивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство было весьма богатым. В 1876 г. алтари были облицованы искусственным мрамором, стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909-1910 гг). Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от «фрязин» – итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической. От традиционной иконописи она отличается более точным воспроизведением натуры. Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальные ведомости» в 1911 г., считалась «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению».

После революции 1917 г. в Российской Православной церкви произошел раскол. Часть духовенства поддержала большевиков и начала реформировать церковь. Новая власть первое время благоволила обновленцам. В Самарской епархии позиции приверженцев обновленчества были достаточно сильны. Ряд храмов, в том числе Покровская церковь, перешли в обновленческую Средне-Волжскую митрополию. Но уже в 1938 г. храм воссоединился с Московской патриархией.

В эти сложные годы, когда закрывались и рушились храмы, Покровская церковь некоторое время оставалась единственной действующей. В 1941 г. храм становится кафедральным. В военное время Покровский собор постоянно участвует в сборе пожертвований. Прихожанами и духовенством были собраны средства на танковую колонну, названную в честь Дмитрия Донского. В хоре храма пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе Большого: И.С.Козловский, М.Д.Михайлов и другие замечательные певцы. Регентом хора был композитор Л.Ф.Другов.

Часть духовенства поддержала большевиков и начала реформировать церковь. Новая власть первое время благоволила обновленцам. В Самарской епархии позиции приверженцев обновленчества были достаточно сильны. Ряд храмов, в том числе Покровская церковь, перешли в обновленческую Средне-Волжскую митрополию. Но уже в 1938 г. храм воссоединился с Московской патриархией.

В храме хранится много святынь: Крест с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня, икона святителя Митрофана, Воронежского чудотворца, с частицей его мощей, ковчежец с частицами мощей святителя Николая, преподобного Григория Декаполита, святителя Игнатия Ростовского и других святых. Здесь же хранятся Часть Животворящаго Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Спасителя.

Одна из главных святынь собора – чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших». Из истории иконы известно, что она приплыла по Волге к Саратову в 1666 г. и была явлена местному воеводе Кадышеву. С тех пор она стала родовой реликвией этого дворянского рода, неоднократно являя чудесные знамения и исцеления от болезней.

Анна Ивановна Кадышева, получив от бабушки в наследство чудотворную икону, не расставалась с нею, собирая по всей России пожертвования для основания Раковского Свято-Троицкого женского монастыря. В 1862 г. А.И.Кадышева стала первой игуменьей Раковского монастыря и икону передала в монастырь. В монастырской летописи хранилось немало свидетельств об исцелениях. После революции монастырь был закрыт, а чудотворная икона попала в Покровский храм. По вторникам перед иконой поется акафист пресвятой Божией Матери, а 18 февраля в день памяти чудотворного образа «Взыскание погибших» в соборе совершается торжественный молебен и крестный ход.

Покровский собор (Самара)

Кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери ― кафедральный собор Самарской епархии Московского патриархата. Построен в 1861 году.

православный храм
Кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери

Покровский собор в Самаре

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 651410023840006 (ЕГРОКН )
Страна Россия
Местоположение Самара, ул. Ленинская, 75а
Конфессия православие
Епархия Самарская епархия
Автор проекта Э. И. Жибер
Строительство 1857—1861 годы
Статус охраняется государством
Сайт samara-pokrov.cerkov.ru

Территория Покровского собора в начале XIX века располагалась вдали от города. В 1805 году тут было открыто кладбище, где стояла деревянная церковь Святого Иоанна Предтечи с приделом, освящённым во имя Воздвижения Креста Господня. По ходу застройки города жилые кварталы постепенно приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а Предтеченская церковь стала ветхой и перестала удовлетворять потребностям верующих.

По почину купцов Шихобаловых — Антона, Емельяна и Матвея — граждане местных кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу — преосвященному Евсевию (Орлинскому) — с ходатайством о разрешении постройки вместо деревянной церкви нового и более крупного каменного храма на собственные пожертвования.

Ходатайство вскоре было удовлетворено и епископ Евсевий, с разрешения самарского губернатора, направил в 1854 году в Санкт-Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А. И. Майснером. Однако данный проект не был утвержден и вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э. И. Жибера, который и был затем утверждён. Пока проект будущей церкви находился на согласовании, кладбищенской Предтеченской церкви был дарован статус приходской церкви, а городское кладбище в 1857 году было закрыто.

На строительство храма купцы Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34 000 рублей, которые пошли на каменную кладку и основную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по постройке храма были начаты в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) совершил закладку храма во время торжественной церемонии [1] . В закладке участвовал и святой Иоанн Кронштадтский [2] .

17 июля 1861 года епископ Феофилом совершил освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы. 12 ноября 1861 года был освящен правый престол во имя святителя Митрофана Воронежского.

В 1906―1907 гг. на средства купца Петра Ивановича Шихобалова с западной стороны храма был сделан симметричный пристрой, куда перевели канцелярию и ризницу, а над западным входом были устроены хоры [3] .

После революции 1917 года в русской православной церкви произошел раскол, связанный с появлением движения «обновленчества», которое активно поддерживалось советской властью. В Самарской епархии влияние обновленцев оказалось достаточно сильным, и они заняли ряд храмов, в том числе и Покровскую церковь, которая в 1930 году стала кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В 1920―1930-е годы в ходе учиненных властями репрессий против православной церкви и её служителей в городе из 55 православных храмов были закрыты, разрушены или разорены 54 храма. В период с 1938 по 1946 год в Самаре оставалась лишь одна действующая церковь — Покровская. В 1938 году после ареста обновленческого митрополита Василия приход Покровской церкви рассеялся, и спустя некоторое время храм вновь отошёл к Московской Патриархии [1] .

В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров). При нём Покровская церковь стала кафедральным собором Куйбышевской епархии и остаётся им поныне. В военное время прихожане и священнослужители Покровского собора постоянно участвовали в сборе пожертвований. Ими были собраны средства на танковую колонну, названную в честь Дмитрия Донского. В хоре храма пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе Большого: И. С. Козловский, М. Д. Михайлов и другие известные певцы. Регентом хора был композитор Л. Ф. Другов [2] .

В военные и послевоенные годы в Покровском соборе совершали архиерейские службы многие известные архипастыри, устоявшие во главе Куйбышевской епархии: архиепископ Алексий (Палицын), епископ Митрофан (Гутовский), похороненные в склепе притвора Покровского собора, митрополит Мануил (Лемешевский), гробница которого также находится в притворе собора, а также митрополит Иоанн (Снычев).

7 ноября 1977 года, во время демонстрации в честь шестидесятилетия Октябрьской революции некий злоумышленник бросил в окно Покровского собора бенгальский огонь (согласно другим источникам ― бутылку с зажигательной смесью). Это был выходной день, и в храме находилась одна монахиня Мария (Мандрыкина). От огня загорелся лак, покрывавший настенную живопись. Монахиня успела вызвать пожарных, но до их приезда погибла в дыму. Почти полностью была уничтожена роспись прошлого века, сравнительно невредимой оказалась лишь купольная икона Покрова Богородицы. Сохранились также иконы «Взыскание погибших», святителя Николая Можайского, святого благоверного князя Александра Невского и «Похвала Пресвятой Богородицы». Огонь дошёл до гробницы митрополита Мануила и остановился. Восстановление храма продолжалось в течение почти четырёх лет. Заново расписали храм местные художники и живописцы из Западной Украины.

В конце 1991 года во время производства земляных работ на участке полотна дороги улицы Братьев Коростелевых был вскрыт свод фамильного склепа купцов Шихобаловых. По распоряжению архиепископа Евсевия (Саввина) часть останков (постольку, поскольку позволил раскоп) была извлечена, помещена в новый гроб и захоронена на Радоницу 1992 года на территории собора, с левой стороны (около крестильни).

В 1996 году шатровые покрытия кафедрального собора были украшены покрытием «под золото» [3] .

Покровский собор выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до двух тысяч человек [1] .

В архивных документах начала XX века говорится о том, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство было весьма богатым. В 1876 году алтари были облицованы искусственным мрамором, стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909—1910 гг.). Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от слова «фрязин» – итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической. От традиционной иконописи она отличается более точным воспроизведением натуры. Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальные ведомости» в 1911 году, считалась «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению». Внутреннее пространство церкви всегда отличалось особой роскошью. Так, алтарные помещения были отделаны искусственным мрамором, который в девятнадцатом веке стоил дороже, чем натуральный [4] .

Покровский собор (Самара)

Wikipedia open wikipedia design.

православный храм
Кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери

Покровский собор в Самаре

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 651410023840006 (ЕГРОКН )
Страна Россия
Местоположение Самара, ул. Ленинская, 75а
Конфессия православие
Епархия Самарская епархия
Автор проекта Э. И. Жибер
Строительство 1857—1861 годы
Статус охраняется государством
Сайт samara-pokrov.cerkov.ru

Кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери ― кафедральный собор Самарской епархии Московского патриархата. Построен в 1861 году.

История [ править | править код ]

Территория Покровского собора в начале XIX века располагалась вдали от города. В 1805 году тут было открыто кладбище, где стояла деревянная церковь Святого Иоанна Предтечи с приделом, освящённым во имя Воздвижения Креста Господня. По ходу застройки города жилые кварталы постепенно приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а Предтеченская церковь стала ветхой и перестала удовлетворять потребностям верующих.

По почину купцов Шихобаловых — Антона, Емельяна и Матвея — граждане местных кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу — преосвященному Евсевию (Орлинскому) — с ходатайством о разрешении постройки вместо деревянной церкви нового и более крупного каменного храма на собственные пожертвования.

Ходатайство вскоре было удовлетворено и епископ Евсевий, с разрешения самарского губернатора, направил в 1854 году в Санкт-Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А. И. Майснером. Однако данный проект не был утвержден и вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э. И. Жибера, который и был затем утверждён. Пока проект будущей церкви находился на согласовании, кладбищенской Предтеченской церкви был дарован статус приходской церкви, а городское кладбище в 1857 году было закрыто.

На строительство храма купцы Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34 000 рублей, которые пошли на каменную кладку и основную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по постройке храма были начаты в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) совершил закладку храма во время торжественной церемонии [1] . В закладке участвовал и святой Иоанн Кронштадтский [2] .

17 июля 1861 года епископ Феофилом совершил освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы. 12 ноября 1861 года был освящен правый престол во имя святителя Митрофана Воронежского.

В 1906―1907 гг. на средства купца Петра Ивановича Шихобалова с западной стороны храма был сделан симметричный пристрой, куда перевели канцелярию и ризницу, а над западным входом были устроены хоры [3] .

После революции 1917 года в русской православной церкви произошел раскол, связанный с появлением движения «обновленчества», которое активно поддерживалось советской властью. В Самарской епархии влияние обновленцев оказалось достаточно сильным, и они заняли ряд храмов, в том числе и Покровскую церковь, которая в 1930 году стала кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В 1920―1930-е годы в ходе учиненных властями репрессий против православной церкви и её служителей в городе из 55 православных храмов были закрыты, разрушены или разорены 54 храма. В период с 1938 по 1946 год в Самаре оставалась лишь одна действующая церковь — Покровская. В 1938 году после ареста обновленческого митрополита Василия приход Покровской церкви рассеялся, и спустя некоторое время храм вновь отошёл к Московской Патриархии [1] .

В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров). При нём Покровская церковь стала кафедральным собором Куйбышевской епархии и остаётся им поныне. В военное время прихожане и священнослужители Покровского собора постоянно участвовали в сборе пожертвований. Ими были собраны средства на танковую колонну, названную в честь Дмитрия Донского. В хоре храма пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе Большого: И. С. Козловский, М. Д. Михайлов и другие известные певцы. Регентом хора был композитор Л. Ф. Другов [2] .

В военные и послевоенные годы в Покровском соборе совершали архиерейские службы многие известные архипастыри, устоявшие во главе Куйбышевской епархии: архиепископ Алексий (Палицын), епископ Митрофан (Гутовский), похороненные в склепе притвора Покровского собора, митрополит Мануил (Лемешевский), гробница которого также находится в притворе собора, а также митрополит Иоанн (Снычев).

7 ноября 1977 года, во время демонстрации в честь шестидесятилетия Октябрьской революции некий злоумышленник бросил в окно Покровского собора бенгальский огонь (согласно другим источникам ― бутылку с зажигательной смесью). Это был выходной день, и в храме находилась одна монахиня Мария (Мандрыкина). От огня загорелся лак, покрывавший настенную живопись. Монахиня успела вызвать пожарных, но до их приезда погибла в дыму. Почти полностью была уничтожена роспись прошлого века, сравнительно невредимой оказалась лишь купольная икона Покрова Богородицы. Сохранились также иконы «Взыскание погибших», святителя Николая Можайского, святого благоверного князя Александра Невского и «Похвала Пресвятой Богородицы». Огонь дошёл до гробницы митрополита Мануила и остановился. Восстановление храма продолжалось в течение почти четырёх лет. Заново расписали храм местные художники и живописцы из Западной Украины.

В конце 1991 года во время производства земляных работ на участке полотна дороги улицы Братьев Коростелевых был вскрыт свод фамильного склепа купцов Шихобаловых. По распоряжению архиепископа Евсевия (Саввина) часть останков (постольку, поскольку позволил раскоп) была извлечена, помещена в новый гроб и захоронена на Радоницу 1992 года на территории собора, с левой стороны (около крестильни).

В 1996 году шатровые покрытия кафедрального собора были украшены покрытием «под золото» [3] .

Архитектура [ править | править код ]

Покровский собор выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до двух тысяч человек [1] .

В архивных документах начала XX века говорится о том, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство было весьма богатым. В 1876 году алтари были облицованы искусственным мрамором, стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909—1910 гг.). Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от слова «фрязин» – итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической. От традиционной иконописи она отличается более точным воспроизведением натуры. Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальные ведомости» в 1911 году, считалась «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению». Внутреннее пространство церкви всегда отличалось особой роскошью. Так, алтарные помещения были отделаны искусственным мрамором, который в девятнадцатом веке стоил дороже, чем натуральный [4] .

Примечания [ править | править код ]

  1. 123Кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери (рус.) . turportal63.ru. Дата обращения 16 марта 2018.
  2. 12Покровский кафедральный собор (англ.) . gubernya63.ru. Дата обращения 16 марта 2018.
  3. 12Храм Кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери(неопр.) . samepar.ru. Дата обращения 16 марта 2018.
  4. ↑Покровский собор в Самаре (рус.) , Радио ВЕРА (29 марта 2015). Дата обращения 16 марта 2018.

This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit).
Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

chronograph

Фотоблог Вадима Кондратьева

Самарская область и Поволжье

Подборка фотографий не сохранившегося кафедрального собора, построенного в Самаре в 1894 году и уничтоженного в начале 1930-х годов. Фото с сайта Г.В. Бичурова http://www.bichurov.ru/, из блога humus , из архива Владимира Самарцева и из других источников. Собор находился на территории современной площади Куйбышева.

Немного истории: решение о сооружении главного храма в Самаре было принято после неудавшегося покушения на императора Александра II в 1866 году — городское общество решило ознаменовать спасение Государя постройкой собора во имя Христа Спасителя. Было получено соизволение от императора, после чего начался сбор средств на постройку храма. На месте, предназначенном под будущий собор, тогда находились частные дома и хозяйственные строения: 102 дворовых места, принадлежавших разным владельцам. Вся земля была выкуплена, желающим предоставлены другие земельные участки или денежные компенсации. Профессор Эрнест Иванович Жибер спроектировал храм, рассчитанный на 2500 человек, в неовизантийском стиле. Первоначальный проект храма, выполненный в 1867 году, в большой степени отвечал канонам «русского стиля» и только его орнаментика была полностью «византийской». Окончательный проект больше соответствовал критериям «византийского стиля». После того, как была расчищена площадь под храм, торжественная закладка состоялась 25 мая 1869 года. По некоторым данным, во время своего визита в Самару в 1871 году, Александр II лично заложил камень в строящийся собор. Поскольку профессор Жибер не мог вести постоянный надзор за строительством храма, эта функция возлагалась на местных архитекторов. Фундамент собора строил губернский архитектор М. Д. Муратов.

Строительство длилось с перебоями целых 25 лет (19 из которых стройкой руководил Емельян Николаевич Шихобалов). В 1882 году работы по строительству были приостановлены. В 1885 году в Самару был вновь приглашён профессор Жибер, после его визита строительство возобновилось. В 1886 году строительно-технический комитет направил в Самару рекомендации по возведению купола и окончанию внешних строительных работ. Но в 1889 году Жиберу вновь пришлось приехать с проверкой — на двух пилонах главного купола появились трещины. Кроме Жибера постройку осмотрел специально приглашённый Самарской Городской Думой инженер-архитектор Кильвейн. Окончание строительства велось под руководством самарского архитектора А. А. Щербачёва. Завершилось строительство храма лишь в 1894 году. Площадь, находящаяся перед храмом, стала называться Соборной (ныне площадь Куйбышева).

1 сентября 1924 года Соборная площадь была переименована в Коммунальную. В 1930 году городские власти Самары приняли решение переоборудовать храм в Дом культуры строителей. После того, как выяснилось, что подобный замысел весьма затратен, а его результат не будет отвечать требованиям Дома культуры, было решено снести храм для сооружения полностью нового здания. Разборка храма длилась около четырёх лет, последней в 1935 году была взорвана колокольня.

01. Дело о постройке в Самаре Кафедрального собора начатое в 1866 году.

Покровский собор (Самара)

православный храм
Кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери

Покровский собор в Самаре

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 651410023840006 (ЕГРОКН )
Страна Россия
Местоположение Самара, ул. Ленинская, 75а
Конфессия православие
Епархия Самарская епархия
Автор проекта Э. И. Жибер
Строительство 1857—1861 годы
Статус охраняется государством
Сайт samara-pokrov.cerkov.ru

Кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери ― кафедральный собор Самарской епархии Московского патриархата. Построен в 1861 году.

Территория Покровского собора в начале XIX века располагалась вдали от города. В 1805 году тут было открыто кладбище, где стояла деревянная церковь Святого Иоанна Предтечи с приделом, освящённым во имя Воздвижения Креста Господня. По ходу застройки города жилые кварталы постепенно приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а Предтеченская церковь стала ветхой и перестала удовлетворять потребностям верующих.

По почину купцов Шихобаловых — Антона, Емельяна и Матвея — граждане местных кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу — преосвященному Евсевию (Орлинскому) — с ходатайством о разрешении постройки вместо деревянной церкви нового и более крупного каменного храма на собственные пожертвования.

Ходатайство вскоре было удовлетворено и епископ Евсевий, с разрешения самарского губернатора, направил в 1854 году в Санкт-Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А. И. Майснером. Однако данный проект не был утвержден и вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э. И. Жибера, который и был затем утверждён. Пока проект будущей церкви находился на согласовании, кладбищенской Предтеченской церкви был дарован статус приходской церкви, а городское кладбище в 1857 году было закрыто.

На строительство храма купцы Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34 000 рублей, которые пошли на каменную кладку и основную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по постройке храма были начаты в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) совершил закладку храма во время торжественной церемонии [1] . В закладке участвовал и святой Иоанн Кронштадтский [2] .

17 июля 1861 года епископ Феофилом совершил освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы. 12 ноября 1861 года был освящен правый престол во имя святителя Митрофана Воронежского.

В 1906―1907 гг. на средства купца Петра Ивановича Шихобалова с западной стороны храма был сделан симметричный пристрой, куда перевели канцелярию и ризницу, а над западным входом были устроены хоры [3] .

После революции 1917 года в русской православной церкви произошел раскол, связанный с появлением движения «обновленчества», которое активно поддерживалось советской властью. В Самарской епархии влияние обновленцев оказалось достаточно сильным, и они заняли ряд храмов, в том числе и Покровскую церковь, которая в 1930 году стала кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В 1920―1930-е годы в ходе учиненных властями репрессий против православной церкви и её служителей в городе из 55 православных храмов были закрыты, разрушены или разорены 54 храма. В период с 1938 по 1946 год в Самаре оставалась лишь одна действующая церковь — Покровская. В 1938 году после ареста обновленческого митрополита Василия приход Покровской церкви рассеялся, и спустя некоторое время храм вновь отошёл к Московской Патриархии [1] .

В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров). При нём Покровская церковь стала кафедральным собором Куйбышевской епархии и остаётся им поныне. В военное время прихожане и священнослужители Покровского собора постоянно участвовали в сборе пожертвований. Ими были собраны средства на танковую колонну, названную в честь Дмитрия Донского. В хоре храма пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе Большого: И. С. Козловский, М. Д. Михайлов и другие известные певцы. Регентом хора был композитор Л. Ф. Другов [2] .

В военные и послевоенные годы в Покровском соборе совершали архиерейские службы многие известные архипастыри, устоявшие во главе Куйбышевской епархии: архиепископ Алексий (Палицын), епископ Митрофан (Гутовский), похороненные в склепе притвора Покровского собора, митрополит Мануил (Лемешевский), гробница которого также находится в притворе собора, а также митрополит Иоанн (Снычев).

7 ноября 1977 года, во время демонстрации в честь шестидесятилетия Октябрьской революции некий злоумышленник бросил в окно Покровского собора бенгальский огонь (согласно другим источникам ― бутылку с зажигательной смесью). Это был выходной день, и в храме находилась одна монахиня Мария (Мандрыкина). От огня загорелся лак, покрывавший настенную живопись. Монахиня успела вызвать пожарных, но до их приезда погибла в дыму. Почти полностью была уничтожена роспись прошлого века, сравнительно невредимой оказалась лишь купольная икона Покрова Богородицы. Сохранились также иконы «Взыскание погибших», святителя Николая Можайского, святого благоверного князя Александра Невского и «Похвала Пресвятой Богородицы». Огонь дошёл до гробницы митрополита Мануила и остановился. Восстановление храма продолжалось в течение почти четырёх лет. Заново расписали храм местные художники и живописцы из Западной Украины.

В конце 1991 года во время производства земляных работ на участке полотна дороги улицы Братьев Коростелевых был вскрыт свод фамильного склепа купцов Шихобаловых. По распоряжению архиепископа Евсевия (Саввина) часть останков (постольку, поскольку позволил раскоп) была извлечена, помещена в новый гроб и захоронена на Радоницу 1992 года на территории собора, с левой стороны (около крестильни).

В 1996 году шатровые покрытия кафедрального собора были украшены покрытием «под золото» [3] .

Архитектура

Покровский собор выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до двух тысяч человек [1] .

В архивных документах начала XX века говорится о том, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство было весьма богатым. В 1876 году алтари были облицованы искусственным мрамором, стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909—1910 гг.). Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от слова «фрязин» – итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической. От традиционной иконописи она отличается более точным воспроизведением натуры. Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальные ведомости» в 1911 году, считалась «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению». Внутреннее пространство церкви всегда отличалось особой роскошью. Так, алтарные помещения были отделаны искусственным мрамором, который в девятнадцатом веке стоил дороже, чем натуральный [4] .

Ссылка на основную публикацию