Православная церковь об усыплении животных

Православное отношение к животным

Поговорим об отношении христианской религии к животным. Дело в том, что людей, неравнодушных к нашим “мень­шим братьям”, у нас немало. Часто можно видеть, как сердобольные мужчины и женщины с утра несут миски с похлёбкой для бездомных щенков или котят. Большинство из этих людей верит в Бога, в искупительную жертву Христа и живёт по Его заповедям, однако не принимает учения Церкви именно потому, что, по их мнению, оно отвергает ценность животных в мироздании и вообще считает их не достойными внимания со стороны человека.

Это далеко не так. Прежде всего отмечу, что учения Православной Церкви о животных не существует. Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью. Поэтому мы и рассмотрим именно частные мнения христианских подвижников 1 .

В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей.

Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов), говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.

Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт 2:19–20)), причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, — абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались: ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.

А теперь обратимся к доводам тех святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников святителя Игнатия). В частности, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных не может быть смертным, ибо и он — от Духа Святого” (нетленно­гоВ. К.) 2 .

Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22).

Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям” 3 . Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными — в неоплатном долгу. Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были!

Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них 4 .

По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её” 5 .

Именно: “не будет мучить и истреблять…”. К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа — тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!

Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла мед­ведица.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и т. д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, и Православие на это указывает. Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление, а именно: к своим “мень­шим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка — в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-божески. Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним — кормить, лечить и т. д. — до конца его жизни (в исключительных случаях — например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка — необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).

И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.

Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже — забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо. ”. И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).

Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!

Милосердие — неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?

…Недавно в одной из брошюр с рассказами о паломниках Дивеева я увидел фотографию, на которой был запечатлён мужчина, а на его плечах и вытянутых в стороны руках спокойно сидели голуби и чистили свои пёрышки. Глядя на снимок, я подумал: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божиим творением, единое братство всего живого — людей, зверей, птиц, бабочек, букашек. Ибо все мы — пусть и в разную меру (кто-то “старший брат”, а кто-то “млад­ший”), но дети одного Небесного Отца.

1Подробнее см.: Об отношении к животным. М., 1998. — Ред.

2Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.–Клин, 2003. С. 125.

Грех ли усыплять больное животное?

Был у меня любимый кролик, но к сожалению, очень сильно заболел. Ветеринар сказал, что самое лучшее для него — усыпить, потому что это уже был живой труп, хоть я и надеялась на волшебные лекарства и в упор не верила, что это конец для него.

Как Вы считаете, грех ли это?

Ведь с одной стороны, избавил от мучительной смерти, а с другой стороны все-таки убил.

А это как посмотреть

Если посмотреть с точки зрения например буддизма, то это грех однозначно.Если с точки зрения православия, то явного запрета на убийство животных, там нет.Во всяком случае, что касается еды

Ну вот, очень даже не плохо тут написано:

А вот еще.Как раз по теме вашего вопроса:

(Все даже очень доступно для восприятия)

Так что нет в Библии такого запрета.Человек сами понимаете, дело другое.Человек это образ и подобие Бога, поэтому и его жизнь, ценится в христианстве на много выше, чем жизнь животного

Если судить с точки зрения например буддизма, то животное ваше, должно было до конца отработать свою карму, что бы его душа, смогла освободится и очистится.А вы этому процессу воспрепятствовали.Ну если вы человек православный, то вам повезло больше.Потому что православие, относится к этому более снисходительно.Но чего не одобряет, так это жертвоприношения.В данном случае, катастрофического с точки зрения религии, ничего не произошло.Ну а смерть любого живого существа, с биологической точки зрения, процесс к сожалению естественный.

Смотря как к этому отнестись.Можно отнестись так, что вы убили животное.А можно, что помогли ему избавится от страданий.Это уже на ваше усмотрение.Но думаю в вашем случае, лучше думать второе.Так будет легче перенести его смерть.Все равно животное в любом случае, вы уже не вернете.

Лично мое мнение, иногда если животное очень сильно мучается, это даже гуманнее.С людьми все конечно уже сложнее.

С точки зрения религии, явного греха вы не совершили.Личная совесть и отношение к ситуации, вопрос уже другой

Зовите кота Васькой, а не Серафимом Саровским

Как поступить, если смертельно больной питомец сильно страдает перед смертью? Усыплять или не усыплять? Дозволительна ли христианину охота? Что делать с бездомными собаками и кошками? Как относиться к тому, что в лабораториях на животных испытывают новые препараты? На эти и другие вопросы отвечает корреспонденту «Правды.Ру» священник Алексей Плужников.

(Окончание. Читайте начало: Животные будут в раю)

— Однажды на форуме диакона Андрея Кураева разгорелся спор — как поступить, если смертельно больной питомец сильно страдает перед смертью. Усыплять или не усыплять? Рассматривался вопрос с позиций верующего православного человека, но к единому мнению так и не пришли. Усыпить животное, чтобы избавить его от страданий — грех это или нет? Можно ли это сравнивать с эвтаназией?

— Я уже говорил выше, что Бог нам дал власть над животными, поэтому мы можем употреблять ее в разумных пределах. Усыпить смертельно больное животное не грех, а сострадание, а вот эвтаназия — совершенно иное дело: право на жизнь человека в руках Божьих, а не в его собственных, его родных или врачей.

— Когда вообще животных убивать — не грех? Можно ли убивать животных на охоте? Как поступить с бродячей собакой, если она представляет опасность для окружающих?

— Животных убивать не грех, когда в этом есть необходимость. Если на охоте животное убивают ради пропитания, ради шкуры, как было в старину, то это не грех, а если охота — это вид развлечения скучающего бездельника с ружьем, не страдающего от голода, а порой просто бросающего труп убитого им льва или бизона на том же месте, — то это серьезный грех. То есть вся проблема сводится к побуждениям человеческого сердца: для чего он это делает.

Бродячую бешеную собаку убить необходимо ради безопасности людей. А вот просто убивать, потому что она «бродячая» — плохо, лучше искать иные пути решения проблемы: стерилизация, приюты…

— А что делать, если животное почему-то стало невозможно содержать? Например, у маленького ребенка обнаружилась аллергия, или умерла старушка, для которой кошка была отрадой, а родственники почившей бабушки уже не могут ухаживать за ней — работают целыми днями, уезжают в длительные командировки? Далеко не всегда удается питомца кому-то отдать. Далеко не во всех городах есть питомники. Что же делать? Усыпить? Выкинуть за порог? И то и другое — очень жестоко…

— Сам страдаю от аллергии, поэтому прекрасно понимаю вопрос. Но думаю, если приложить усилия, проблему почти всегда можно благополучно решить — надо лишь захотеть, а не сдаться при первой неудаче. Например, стало появляться немало сайтов, добровольных обществ любителей животных, которые занимаются пристраиванием таких «ненужных» питомцев.

— Как верующий человек должен относиться к тому, что над животными проводят опыты, что юные медики оттачивают на них новоприобретенные знания? Тут ведь мы снова возвращаемся к вопросу — где границы той власти, что Господь дал своему любимому творению, человеку, над животным миром?

— Относиться как к вынужденной необходимости, если цель этих опытов — добрая польза для людей, а не бессмысленное издевательство. Мы часто забываем, что колбаса, которую мы едим, тоже когда-то ведь мычала или хрюкала… Граница — в целесообразности и доброй разумности.

— Как верующий человек должен относиться… на этот раз спрошу — к циркам и зоопаркам? Мы всегда рассматривали их как благо — ведь у многих детей (да и взрослых тоже) нет другой возможности приобщиться к природе, своими глазами взглянув на разнообразных экзотических животных. В цирке звери послушны дрессировщикам, выполняют забавные трюки. Но не является ли это завуалированным — а иногда и открытым —издевательством над животными?

— Вопрос опять сводится к любви: где издеваются — там зло совершается, а где животных любят как родных, когда выступление на арене дарит радость, то это допустимо. Джеральд Дарелл, например, писал в своих книгах о такой проблеме: он начал собирать животных со всего мира в свой зоопарк для того, чтобы… не дать им погибнуть, ибо в «свободном» диком мире этих животных истребляют браконьеры. Поэтому зоопарк является спасением для будущего многих и многих видов зверей, птиц, которые рано или поздно навсегда исчезнут…

— Есть такое народное поверье — «голубиная молитва». Кормят голубей, чтобы они «помолились» за души усопших. Особенно если в храмах почему-то молиться нельзя за покойников — некрещеных, самоубийц. Как к этому относиться?

— Как к бессмысленному и вредному суеверию. Ни за кого птицы не «молятся», а вот о таком простом деле, как милостыня, люди почему-то забывают — вот лучший способ помочь усопших близким.

— Можно ли давать животным человеческие имена? Имена, как говорят некоторые священники, угодников Божиих даже в уменьшительном варианте мы не должны давать своим питомцам. То есть совсем неправильно называть кота привычным именем Васька. Это действительно так?

— Я не соглашусь с этими священниками: мне думается, надо проще к этому относиться. Любое имя — это условность. Мы привыкли, что есть «православные» имена, которые в святцах, а ведь если разобраться, то любое имя — это ведь в переводе просто… кличка. Ведь «Василий» — это василевс, базилевс, «царственный» по-русски. То есть на самом деле имя у человека — Царственный, Царек. Или меня можно звать не по-гречески Алексеем, а перевести на русский и звать Защитник. Ведь это будет одно и то же имя. Проблема лишь в наших привычках. В древности христиане не стыдились своих имен, а крестились даже с именами языческих богов, поэтому есть святой Вакх, святой Асклепиодот («дар Эскулапа», бога врачевания), святой Аполлон («губитель», имя греческого бога) и многие другие. И ничего: жили, не стеснялись, ибо знали, что «идол — ничто». Поэтому если кота назвать «Серафим Саровский», то это будет кощунством намеренным, а если его назвать Васькой, то ничего в этом предосудительного нет.

— Ну и в заключение хотелось бы узнать лично ваше, отец Алексий, отношение к животным. Какие звери и птицы вам наиболее симпатичны, живет ли у вас дома какая-нибудь животинка? Если бы условия позволили завести нескольких животных, вы воспользовались бы этой возможностью? Кто бы в таком случае стал вашим другом?

— Лично я с детских лет очень-очень люблю кошек. Кошки и коты всегда жили в родительском доме (недавно умер кот Бася, проживший с нами более 16 лет). Но сейчас, как я уже упомянул, у меня сильная аллергия, в том числе на кошек, поэтому дома не могу держать кота. Но зато при нашем приходе постоянно живут несколько кошек, приходят кормиться, подремать в уголке храма, порадовать меня и наших детей.

К собакам я более прохладно отношусь, то есть спокойно, но если бы жил в собственном доме, мог бы завести собаку, сенбернара, например. А вот дома у нас живет кролик, попавший к нам случайно: хозяева попросили подержать три дня его у нас, да так и бросили, не захотели забирать. Вот теперь это милое белое чудо со шмыгающим носиком живет у нас уже скоро как четыре года, чему мы рады, особенно дочка. Очень уютное существо, тихое, только порой топает задними лапами ночью. Приятно кормить его с руки, помогает расслабиться. Вот птиц и рыб я вряд ли бы стал заводить. А в глубине души — казачьих корней — живет неизбывная мечта о коне, верном скакуне, гнедом или вороном…

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Вчера впервые в жизни сама попросила ветеринара об эвтаназии любимого кота.

Спасибо. Сегодня на пару секунд меня охватил ужас — а вдруг бы он выжил? Но потом, вспомнив, сразу пришла в себя, поняла, что другого выхода не было. Врач сказал, что мочевой пузырь пустой, все 5 дней моча туда просто не поступала. А почка была величиной больше куриного яйца, отказали почки. Спасибо Вам за поддержку.

Вот ответ священника на вопрос об усыплении.

«Можно ли усыплять больное животное

Здравствуйте, батюшка. Я не уверена, что правильно поступила. .
. Помогите мне, правильно ли я поступила. И можно ли усыплять тяжело больных животных. Всегда была сильно против этого, но тут. Как нужно поступать в такой ситуации?

Здравствуйте, Светлана! Да, больное животное можно усыпить, и греха в этом нет. Не переживайте, Вы поступили правильно, послушавшись совета врача и избавив животное от мучений.

Священник Александр Ильяшенко»

А ветеринара сменить? Не пришло в голову? Опорожнить мочевой пузырь можно и путем цистоцентеза (прокол мочевого пузыря через брюшную стенку).
Кошки ветеринаров не выбирают — это наш выбор и наша ответственность. У двухлетнего кота МКБ. и смерть от острой почечной недостаточности. жесть!

Милые мои, хорошие, добрые люди!) Как я благодарна вам всем за поддержку и понимание. Я же ревела, не переставала, что не уберегла, прозевала, за своими болячками упустила здоровье котика. Я его когда-то маленьким котеночком подобрала на улице, кто-то выбросил, видно недавно из-под мамки, он пищал, метался меж домами, я пожалела и взяла. И как-то сразу, как услышала его мяуканье, знала, что заберу. И вот что случилось у меня сегодня. По дороге в магазин иду, плачу по котику, думаю: вот если бы вернуть время на два года назад, в тот день и час, и ту минуту, когда я услышала мяуканье, я бы его снова взяла, и берегла как зеницу ока. Пришла в магазин, купила продукты и направилась домой. И почему-то пошла в дальний магазин, хоть мне там ничего и не надо было, не доходя до магазина слышу жалобное мяу. Подошла поближе — котенок, так похожий на моего Федю, ну, почти копия. Бежит ко мне, мяучет, трется о ногу и мурлычет. Грязный, чумазый, в ушах клещи. Взяла. Лежит теперь на кресле, умывается) И хоть боль потери моего Феди очень давит, но как-то тепло становится на душе, когда смотрю на эту новую копию моего Феди) Не знаю, правильно ли я поступила, но не взять его не смогла — как подумала, что рядом трасса, машины туда-сюда снуют, и зима на носу. Что будет. )

Вы умничка! Вы спасли невинную душу. Накормили, обогрели, дали дом.
Это стихотворение для вас!

Мы взяли с улицы котёнка.
Он весь от холода дрожал.
Из грязной мусорной воронки
Он всех глазами провожал…
Прохожие не замечали
Пушистый некогда комок.
Сутулясь, проходя, молчали.
Спешили на работу в срок…
Детишки пробегали мимо.
Старушки, ковыляя, шли…
И дворники неутомимо
На тротуарах грязь скребли…
Котёнок, глядя на прохожих,
Мяукал и дрожал губой…
Всем говорил, что он – хороший!
И взять просил к себе домой…
Он обещал: не будет в тягость,
И станет есть, что подадут!
А детям – он подарит радость.
С собою в дом внесёт уют…
Он обещал: не рвать обои,
Резвясь, не прыгать по столам,
Не лезть в ведро, там, где помои
И будет лапкой мыться сам…
А спать согласен и в прихожей,
Свернувшись молча у дверей….
Ну, улыбнись же мне, прохожий!
Возьми с собою поскорей!
Мы взяли с улицы котёнка.
Он весь от холода дрожал.
Теперь в квартире нашей — ЗВОНКО!
Он всё забыл, что обещал…

Православная церковь об усыплении животных

  • Пользователи
  • Наша команда
  • Вход
  • Регистрация

Усыпление умирающих животных. За и против. Грех ли?

  • Перейти на страницу:

Усыпление умирающих животных. За и против. Грех ли?

Сообщение Raya » 09 авг 2010, 21:11

Умирает моя кошка( старая, почечная недостаточность — шансы нулевые. Возили по ветеринарам, уколы, капельницы, толку нет.

Сегодня совсем плоха, лапы посинели, почти не ходит..
Имеет ли человек моральное право усыплять животных, чтоб не мучались? 🙁 сама считаю, что скорее нет, чем да. Но я могу считать, как угодно, а ей очень плохо.

Сообщение olya_ya » 09 авг 2010, 21:15

Сообщение Enhiridion » 10 авг 2010, 10:14

Сообщение MrV » 10 авг 2010, 22:24

Сообщение Raya » 10 авг 2010, 23:16

Всем спасибо .Сегодня был еще один ветеринар, но ничего уже не смог сделать. Усыпить я ее так и не смогла, врач сделал укол обезболивающего и ушел . Я только попросила Господа ее забрать к себе , чтобы не мучилась. И он меня услышал.
Вечером кошка умерла сама. Я хотела оставить ее одну в комнате и не мешать, но она из последних сил выползла из комнаты и попросилась на руки, стала мурлыкать. Потом попросилась на пол, через час уснула навсегда..

По поводу корма- всю свою кошачью жизнь на свежем мясе была, никакого корма. И прожила всего 12 лет, отказали почки. Для кота не так и много.. такое у нас мясо , видимо. Но это уже не важно.

Считается ли грехом топить котят: ответы священников

Котята — тоже Божьи создания.

Есть два совершенно противоположных друг другу греха, связанных с животными. Первый — жестокое отношение к ним. Поскольку наши четвероногие друзья точно такие же Божьи создания, как и мы, то когда их бьют, мучают, истязают, это несомненный грех.

Является ли грехом усыпить кошку

Если Господь Бог дал людям власть над бессловесными тварями, то это налагает и ответственность перед Ним за «братьев наших меньших», и потому вопрос «грех ли топить слепых котят?» даже вставать не должен — это убийство живой души, хоть и не бессмертной. Заповедь «Не убий» распространяется и на животных.

Второй грех представляет собой страстную привязанность к домашним питомцам, когда они буквально возводятся в ранг членов семьи. Заботиться и жалеть животных надо, но нельзя доводить привязанность до такого уровня, когда кот или собака чувствуют себя хозяевами дома; когда на их внешнем виде хозяева буквально зацикливаются, выбирая им прогулочные наряды и таская на стрижки-маникюры.

Ответы священников по усыплению больных животных

Если пробежаться по форумам, то этот вопрос у владельцев домашних животных возникает довольно часто. У кого-то питомец тяжело и неизлечимо заболел, и его жизнь представляет собой сплошное мучение — и для собаки или кота, и для домочадцев.

Но есть и такие ситуации:

Иногда усыпить неизлечимо больное животное — самый гуманный поступок.

  • переезд на новую квартиру,
  • несоблюдение питомцев «санитарных норм».

В первом случае хозяева не хотят брать с собой четвероногое создание, мол, «не впишется» в интерьеры евроремонта.

Во втором — как ни приучивали кошку, во всех остальных моментах вполне умную и сообразительную, к лотку, она, словно назло, справляет свои естественные нужды на любимом кресле хозяина.

Как решение проблемы владельцы таких животных видят усыпление: грех или не грех?

Однако лучше всего узнать ответ православного священника.

Протоиерей Владимир Воскресенский, настоятель челябинского храма во имя Святого великомученика Георгия Победоносца:

— Если эвтаназия человека — это несомненный грех, то по вопросу «животной» эвтаназии в Церкви не существует однозначного мнения. Часть священнослужителей считает, что и это такой же грех; другие полагают, что все зависит от конкретной ситуации. Мое же личное мнение таково: когда заболевает человек, то болезнь надо расценивать как пользу для души, ибо, страдая, человек душу очищает. Святитель Иоанн Златоуст так это определял: «Болезнь сжигает страсть».

А если мукам подвержено больное животное? Как быть тогда?

  • Если есть хоть малейшая надежда на выздоровление, надо с большим терпением ухаживать за ним.
  • Если же домашнему любимцу суждено умереть, то молите Господа о том, чтобы Он избавил животное от лишних страданий.

Хотелось бы, конечно, чтобы эта смерть наступила не от укола, а естественным путем.

Если же все мыслимые способы испробованы и выхода просто нет, тогда и в самом деле наиболее гуманным будет отвезти животное в ветеринарную лечебницу и усыпить. Эта процедура, которая проводится там, лишена какой бы то ни было жестокости: страдальцу ставят укол, и тот засыпает. Так что в отсутствие реального выхода греха в усыплении не будет.

Это гораздо лучше и человечнее, чем выбросить больное домашнее животное на улицу, обрекая его на еще большие страдания, а нередко еще и смерть от голода. Тем более что в последнем случае опасности подвергаются и другие люди, ведь бездомные зверушки способны не только поцарапать, но и покусать, передать какую-то инфекцию или паразитов.

«Бытовые» же варианты с желанием усыпить вполне здоровое, но «непослушное» животное однозначно считаю грехом убийства живой души.

Поговорим о стерилизации

Второй по «взволнованности» вопрос — считается ли грехом стерилизовать животных, чтобы избежать нежелательного потомства?

Стерилизация — способ уменьшить рост бесхозных животных.

Приводим объяснение протоиерея Петра Дынникова, настоятеля храма Илии Пророка (Подольское благочиние).

Батюшка организовал на своем приходе приют для бесхозных домашних питомцев и не понаслышке знает о данной проблеме и ее масштабе, а также как следует относиться к подобной операции верующим.

— Я не беру на себя смелость выражать точку зрения всей РПЦ на вопрос о стерилизации животных, но могу высказать лично свое мнение — стерилизовать их надо обязательно! Поступая так, мы сделаем гораздо более доброе дело, чем оставляя все как есть.

Мы в своем «бездомном» приюте стерилизуем питомцев, потому что плодятся они беспрерывно и в больших количествах. Ведь как часто бывает? Один человек из лучших побуждений дарит животное другому человеку — может быть, даже исполняя желание того, а подарок этот через какое-то время надоел, стал ненужным, и его, образно говоря, выбрасывают на помойку, так он становится бездомным.

И вот через какое-то время на свет появляется еще два десятка никому не нужных, нередко больных животных. Или, бывает, хозяева, уезжая осенью с дачи, оставляют там кошку или собаку… Не подобное ли поведение является грехом?

Стерилизуем мы бесхозных животных, безусловно, с сердечной болью, но надо понимать: это просто-таки жизненная необходимость. Один наш прихожанин познакомился с подобными программами за границей. Он-то и принес нам данную практику, рассказал, что в Чехии, Англии да и в Германии существуют специальные центры по стерилизации животных. Это является наиболее безобидным и гуманным методом уменьшения количества бездомных «братьев наших меньших».

А вообще количество бездомных-бесхозных домашних животных — на совести их бывших хозяев, которым необходимо помнить: коль уж ты приручил зверушку, то будь добр — отвечай и за нее, и за ее будущее потомство.

Существует точка зрения, что подобным образом мы вмешиваемся в дела Господа Бога. Возможно, с этой позиции данный акт не является самым милосердным, но зато он самый милосердный с позиции гуманности и заботы о городских бездомных животных. Если же они будут бесконтрольно размножаться, то их потомство обречено на страдания и нередко гибель.

Одна из основных библейских заповедей гласит: «Не убий».

Так вот, стерилизовать кошку — это не есть убийство, здесь уместно говорить о контрацепции.

А вот ежели только что рожденного котенка или щенка выбрасывают на улицу или топят, вот это и является убийством в чистом виде.

В данной ситуации мы в частности из двух зол выбираем меньшее. Возможно, Божье создание в результате этого проживет на земле на какой-то год меньше, но зато жизнь эта будет, так сказать, качественной — счастливой и сытой, а на улицах будет меньше «ненужных» животных.

Усыплять или не усыплять домашнее животное — зависит от обстоятельств. Если человеку просто надоело заниматься им и он желает таким бесчеловечным образом избавиться от вполне здорового питомца, то здесь четко можно говорить о греховности такого решения. Но множество людей, искренне любящих своих кошек-собак, встают перед таким вопросом, когда животное неизлечимо заболевает и мучается.

С точки зрения гуманности, будет лучше прекратить мучения, усыпив и таким образом проявив сострадание. Примерно так же имеет смысл рассуждать и в вопросе о стерилизации: что ждет в будущем рожденных и уже заведомо никому не нужных малышей?

Полезное видео

Голос Вселенной

Грех ли усыплять неизлечимо больное животное?

Подробности Категория: Ответы на письма читателей 30.01.2012 Елена

ГРЕХ ЛИ УСЫПЛЯТЬ НЕИЗЛЕЧИМО БОЛЬНОЕ ЖИВОТНОЕ?

Прошу совета. Грех ли усыплять неизлечимо больное животное, которое мучается?

У Валентины Анисимовны описан случай, когда она посоветовала усыпить страдающую собаку своих знакомых, а потом собака в тонкоматериальном мире на неё напала.

Был сделан вывод, что грех убивать из-за корысти. Вообще, я так и не поняла, где же в этом случае корысть, но теперь эта проблема коснулась меня. Моему неизлечимо больному онкологией коту совсем плохо, страдает, стонет как человек.

Посмотрела, что думают об этом в интернете, в т.ч. мнение священников.

Сплошной разброд. Кто-то говорит — категорически нельзя, кто-то разрешает, чтобы не мучить животное.

Раньше считала, что прекратить мучение животного не грех, теперь не знаю, как правильно.

Здравствуйте, Мария.

Люди очень давно живут с домашними животными и содержат их для разных целей. Редко можно встретить человека, у которого не было или нет домашнего питомца. Животные живут гораздо меньше человека, мы об этом знаем, но всегда тяжело переживаем их утрату. Особенно тяжело наблюдать страдания больного или умирающего животного.

Ваш вопрос хоть и кажется простым, на самом деле очень серьёзный. Я не раз сама задавалась таким же вопросом, и задавала его Валентине Анисимовне.

Если просто рассуждать, то можно сделать разные выводы, и они будут казаться все правильными. Животные ниже нас стоят и приносятся нам в жертву, значит мы, люди, можем решать за них их судьбы? Однако и здесь есть свои «да» и «нет». Когда дело касается людей, всё просто и ясно, человека убивать нельзя ни при каких условиях. До сих пор не утихают споры по поводу эвтаназии, нам был дан чёткий ответ, что делать этого нельзя. Какие бы мучения ни испытывал человек, он должен умереть своей смертью и получить освобождение от мук. Если он просит его избавить от страданий — это самоубийство; если за него принимают решение — это убийство.

Казалось бы, с животными всё должно быть проще, оказывается нет. Я прочитала ваш вопрос Валентине Анисимовне, и мы ещё раз обсудили эту тему. После нападения на неё собаки, которую она предложила усыпить, чтобы прекратить её мучения, был сделан чёткий вывод, что животное должно умереть своей смертью. Желая побыстрее закончить страдание животного и не видеть больше этого, мы преследуем корыстную цель. Однако остались некоторые сомнения и неясности и, чтобы больше не возвращаться к этому вопросу, Валентина Анисимовна сделала запрос.

Вопрос: Можно ли усыпить смертельно больного кота, чтобы прекратить его мучения?

Ответ: Не затевайте такие разговоры, они стоят на стороне уведения животных в мир суицида, выполненного посторонними.

За такие действия тоже нужно покаяние.

Теперь можно сделать окончательный вывод. Как бы ни было трудно животному, умирать они должны сами. Мы можем только максимально облегчить их страдания, если есть такая возможность. Естественно, сюда не входят ситуации крайней необходимости, когда животные угрожают жизни людей.

Мария, я искренне сочувствую вам, у меня самой дома кот, и даже подумать страшно, если заболеет. Их очень жалко, и лечить трудно. Если у вас есть возможность, давайте своему котику обезболивающее и мужественно потерпите до конца.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Православие — есть ли душа у животных

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многих верующих людей интересует вопрос есть ли душа у животных. Ведь наверняка каждый, кто держал в своем доме любимца знает, как тяжело его терять. И каждом бы хотелось, попав в рай встретить там своего любимца. Нужно сказать, что мнение на этот счет не однозначное. Одни священники утверждают, что она есть у животных, а другие говорят, что нет. Что об этом говорить нам Библия попробуем разобраться ниже.

Есть ли душа у животных по Библии

Понятие душа каждый трактует по-своему. Те, кто верит в Бога понимают это слово как сознание, эмоции, характер. Для многих верующих люде душа означает еще и связь между жизнью и ожидаемой вечностью. Но эти понятия больше касаются человеческого существования.

Те, кто хоть раз держал животное на руках тоже скажет, что ему свойственные такие же эмоции как и человеку. Но это не совсем так. Да, животные также понимают и имеют свои эмоции, имеют индивидуальный характер. Конечно, у них есть наличие души, но согласно Библии, она по отличию от человеческой является разрушимой. То есть, после того как животное умирает — его душа умирает вместе с телом.

Уже на первых страницах Библии говорится о творении мира. Впервые понятие души встречается тогда, когда рассказывается о творении рыб и птиц. После чего идет повествование о том, что земля производит души животных. Потому на вопрос «Есть ли душа у животных?» православие дает утвердительный ответ, да она есть, но вот что происходит с душей после смерти, Библия однозначного ответа не дает.

Куда девается душа животного после гибели

Как уже упоминалось выше, куда попадают души животных после смерти православие не дает однозначного ответа. Но несмотря на это, все же некоторые священнослужители высказывают свое мнение на этот счет. Например:

  • священник Василий Великий упоминал в своих летописях о том, что душа бессловесных является единой, поэтому после не смотря на то, если при жизни каждый является индивидуальностью после смерти души животных восходят к единой общей живой душе;
  • святитель Филарет Московский, чья молитва оберег на каждый день известна каждому христианину, объясняет такое явление тем, что человек совокупляет в себе жизнь растений и животных. Он просто не может без них существовать, поэтому отечественные святые писания очень часто называют человека таким понятием как «человек малого мира». Согласно трактовки Филарета душа животного не просто растворяется в небытие, а переходит в новую, человеческую жизнь.

Мнение церкви

Как известно, в православной религии существует традиция, согласно которой после того как умирает человек, принято делать поминки по усопшему на 9 и 40-й день. Делается это для того, чтобы молитвами заступится за усопшего перед Богом. Но когда умирает кошка, собака или любое другое животное такой традиции нет.

Исходя из этого можно сказать, что православная церковь не совсем принимает мнение о том, что душа животного все же существует. Но среди православных верян существует мнение, что душа умершего животного поселяется в доме, где он жил при жизни. В таких случаях они могут мучать своего хозяина различными неприятностями под видом духов умерших.

Господь всегда с Вами!

Читайте еще:

2 thoughts on “ Православие — есть ли душа у животных ”

Насколько знаю душа у животных есть хотя батюшки говорят что она умирает вместе со смертью животного. Однако другие батюшки с этим не согласны говоря о том что души животных бессмертны.И поскольку уже первое повествование о рае говорит, что он был населен и животными, то мы можем, как мне кажется, сделать вывод, что животные будут и в будущей жизни, особенно те, которые привязаны к человеку и к которым человек привязан. Поэтому тому, кто страдает по своей умершей собаке, можно сказать: не беспокойтесь, в раю не будет страданий. И если вы так привязаны к своей собаке – и она там будет.
Но в то же время не стоит забывать, что где пребывает сердце наше (любовь, привязанность), там будет и наша душа. То есть степень будущих благ человека прямо будет соответствовать силе его привязанностей к чему-либо преходящему, страстному, земному. Образно говоря, человек будет в общении или с ангелами и людьми, или с кошками и собаками, а то и с кем пониже. Это не означает, что общение со святыми исключает общение с нашими «меньшими братьями», но говорит о том, что для нас является первичным: Бог как высшее духовное благо или инстинктивная любовь к низшим творениям.Апостол Павел писал об этом: «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего его, в надежде, и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих».

Я простая христьянка.Обычная грешница.Но считаю,что лучше быть с любимыми животными после смерти вместе,чем с людьми которые делали на Земле мне зло…И я верю и знаю,что душа у жиаотных побольше,чем у людей!!Они любить умеют!!А люди разучились.Стали зоые,жестокие и бессердечные.Так,что лучше быть с любимыми мордашками…Еще мне одна монашка в детстве гоаорила,(я мыла ей пол и бегала за хлебом и молоком),что когда я пойду по леснице на небо,собачка и кошечка,кот.я помогла будет тянуть мне лапку и помогать …Не знаю,правда или нет,но думаю монахини все таки больше нас знают.Животных надо любить,спасать,кормить,оберегать.Мы люди!!Они братья меньшие.И нет различия собака или кошка.У доброго человека,нет этого.Как в церкви,кошкам можно,собакам грех в храм..А колдунам как. Можно. Убийцам?Можно таким?А собакам грех. Много ,что неясного и необяснимого.Никто,ничего не знает!!Умрем-увидим.

Православная церковь об усыплении животных

Member

Группа: Участник
Сообщений: 29
Регистрация: 23.04.2007
Пользователь №: 46563

Сегодня по распоряжению отца эконома из Троице Сергиевой лавры вывезли более 30 кошек на свалку.Кошек упаковали в мешки и просто бросили :impossible
Они будут погибать мучительной смертью
Женщины,которые там работают писать заявление не будут,так как их выгонят с работы,а в Сергиевом Посаде работу найти трудно

Нужна любая помощь.Хотя бы выпустить этих кошек

Там же страница 11 сообщение 216
До мусорки кошек не довезли. сбросили мешки в пруд. Девочки лезут в воду. кажется пока двух котеек удалось выловить. Живых. там темно.

стр. 12 — сообщение 224
НАШЛИ.
4 котяток месяцев по 2 холодные дрожат шустро ползают в темноте не видно
Ну что кто возьмет?

стр12 — сообщение 240
белые мешки полителен
8 взрослых
2 котенка 8 мес. норма
4 выколты глаза + лишай

сказали охраники где выкинули кошек. в болоте

Ребята, я верующий человек, отношусь к прихожанам РПЦ, но вот почитайте сообщение на форуме «Пес и Кот».
Это надо распиарить.

Я уще писала в теме про перекупку, что православные священники одобряют стерилизацию и запрещают убийство животных (кроме как на еду). (потом найду ссылку)
Также грехом считается утопление новорожденных котят.
Но в семье не без урода. И с такими «уродами» надо бороться всеми доступными методами.
Один из методов — огласить публично темные делишки.

Member

Группа: Участник
Сообщений: 29
Регистрация: 23.04.2007
Пользователь №: 46563

В православной церкви есть круг вопросов, на которые нет жестко установленной позиции. Мнения священников могут расходиться. Но все ссылки, которые мне прислали и которые я сама нашла в инете, говорят об одном: Стерилизовать можно!

Сейчас я излагаю то что пишется на православных сайтах по вопросам стерилизации. Ссылки мне прислал один православный человек в ответ на мой вопрос.

Отношение православной церкви к стерилизации.

Нам, людям, позволено лишать жизни животных в своих нуждах. Главное, чтобы эти нужды были оправданны выживанием или здоровьем. Использование животных в своих целях также благословлено Господом, однако, не ради забавы, что грех, но ради нужды. С этой же точки зрения, можно рассматривать и стерилизацию. Если это не ради забавы, а по нужде (например, для безопасности людей и детей гуляющих по улицам), то греха усмотреть в этом нельзя. Но и эти процедуры требуют от исполнителей деликатности и заботы о животных, чтобы не причинять им лишней боли. Они ведь тоже имеют души, хотя и не бессмертные.

Спрашивает Елена: «Топить котят и других домашних животных – это грех? Если да, тогда что с ними делать?».
— Конечно, грех. Нельзя даже помышлять об этом.

Если берете домашних животных, то надо нести ответственность за них, а не поступать как с игрушками, которые выбрасывают, когда надоедают. Будет убивать домашних животных — это грех, надо каяться. Принимайте меры, чтобы у них не было лишнего потомства. Про усыпление — решайте сами по подсказке вашего сердца, но в лес я бы не отвозил, это предательство к твари вами любимой. Есть домашние животные, которых выращивают для еды, на мясо. Господь благословил человека есть мясо.

Вот еще ссылки по теме отношения православной церкви к стерилизации животных:

«. А потом многие на исповеди каются, что котят или щенков утопили. Правильно каются – нехорошо убивать беззащитных, ни в чем не повинных животных. «
«. Заводить собаку или кошку не грех, как не грех смотреть телевизор. Но мне кажется, перед этим уместно вспомнить слова апостола Павла: «все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор., 6, 12). Если уж заводить, то лучше декоративные породы (они специально для городских условий выведены). Наверное, допустима стерилизация – это лучше, чем потом топить котят или щенков. «

Это ответ с форума Отца Сергия на Няня.ру

«. Что касается стерилизации животных — здесь греха нет. В любом случае, стерелизация это ведь не убийство. «

КАК ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИАНИНУ ПРАВИЛЬНО ОТНОСИТЬСЯ К ЖИВОТНЫМ?

Протоиерей Павел Великанов, главный редактор портала Богослов.ru

Протоиерей Павел Великанов, главный редактор портала Богослов.ru

Христианство не принимает никакого деления на чистых и нечистых животных. Ритуальной нечистоты животных в нашей вере нет. Об этом четко говорит явление апостолу Петру (Деян.10:11-15).

Животные находятся в особых отношениях с человеком: Бог сам приводил животных к человеку и смотрел, как человек будет называть их по именам. Но до поры до времени эти отношения были дружественными, а потом стали враждебными. При этом домашние животные, их способности общаться с человеком являются осколками Рая – доступными нам остатками от первозданного мира.

Наконец, участь животных сильно связана с участью самих людей. Прожившая с хозяином двадцать лет собака, которая почти читала его мысли, понимала его настроение, находилась с ним в особых отношениях, разительно отличается от обитавшей в подворотне и бегавшей ото всех людей. И посмертные участи этих собак, можно предположить, будут различаться.

Именно поэтому у человека по отношению к животным особое призвание. Приближаясь к Богу, человек должен подтянуть на другой качественный уровень бытия тварный мир. Человек должен обожиться, а животный мир – очеловечиться. И то, что домашние животные в определенном смысле очеловечиваются, тому подтверждение.

Игумен Стефан (Тараканов), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству:

Игумен Стефан (Тараканов), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству

– Как к творению Божьему. Вспомним, как Адам нарекал им имена, как преподобный Сергий кормил медведя… Мы должны относиться к животным с любовью, заботиться о них, кормить бездомных. Конечно, нельзя ставить их выше человека. А то иногда мы наблюдаем, как кто-то больше любит животных, чем своего ближнего.

Иеромонах Сергий (Филиппов), настоятель Иоанно-Предтеченского подворья Новоспасского монастыря в с. Сумароково:

Иеромонах Сергий (Филиппов), настоятель Иоанно-Предтеченского подворья Новоспасского монастыря в с. Сумароково

– Догматического учения Православной Церкви о животных не существует, есть только частные мнения святых отцов. Но даже у них встречаются два противоположных мнения относительно бессмертия души животных. Одни говорят, что душа животного распадается в момент его физической смерти, другие – что окружающие животные будут участниками Царства Христа. Достаточно распространено также мнение святых, что в рай попадут те животные, с которыми общался и которых любил хозяин (в силу их причастности к бессмертной душе человека).

Согласно Священному Писанию, на обновленной земле волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники станут травоядными, какими и были задуманы и сотворены Богом.

Христос неоднократно указывал на иерархию в отношении человека и животных. «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы!» (Мф. 12: 11, 12) или «сколько же вы лучше птиц?» (Лк. 12: 24) Отметим: любовь к животным не стоит в заповедях Божиих на первом месте. Прежде всего, Господь заповедал нам любить Бога: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37). С этой заповедью тесно связана вторая: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). Если человек будет их соблюдать, то и любовь к животным займет свое подобающее место.

Пример христианского отношения к животным нам являют святые. Преподобный Серафим Саровский возле своей кельи кормил зайцев, лисиц, белок; даже медведь был кроток, приходя к святому. Преподобный Герасим Иорданский вытащил занозу из лапы льва, который после этого всю жизнь помогал святому и умер на его могиле.

Человек духовно здоровый будет любить любое творение Божие. Смерть домашних животных может вызывать печаль, но она не должна быть чрезмерной. Однако недопустимо отношение к животным доводить до уровня поклонения им – притом что сердце наше будет закрыто для помощи людям!

Но есть и другая крайность, когда к своим «меньшим братьям» у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Мы в ответе за тех, кого приручили! И если христианин взял к себе в дом животное, обязан ухаживать за ним до конца его жизни.

Если имеется возможность помочь бездомным животным, христианин обязан это сделать. Для верующего будет грехом, если он так не поступит.

«Будьте милосердны!» – один из призывов Христа к каждому из нас. Человек с каменным сердцем не может стать участником Царства Небесного! Нельзя любить людей и в то же время ненавидеть остальное творение Бога. Я уж не говорю о том, что человек, испытывающий удовольствие при виде страданий любого творения Бога, не имеет в себе ни капли христианина. Сострадание не должно быть выборочным! Если мы выборочны в своем милосердии, значит, любви в нашем сердце нет.

Архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Соловецкого ставропигиального мужского монастыря:

Архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Соловецкого ставропигиального мужского монастыря

– Как говорит Исаак Сирин, признак чистоты сердца – воздыхание о всей твари. В том числе, конечно, и о животных. Поэтому мы должны обращаться с ними милосердно и бесстрастно. С любовью, с благодарением Бога за прекрасную тварь, которую он создал в таком виде.

Ссылка на основную публикацию