Профессор богословия Осипов Алексей

Лекции профессора А.И.Осипова (Москва)

Архивные выпуски

2008 2009 2010
2011 2012 2013
2014 2015 2016
2017 2018 2019
2020
январь февраль март
апрель май июнь
июль август сентябрь
октябрь ноябрь декабрь

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 18 января 2020 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)

Читаем Апостол. 18 января

17 января 2020 г. Прогноз погоды

Прогноз погоды. 18 января

17 января 2020 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»

17 января. Как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою

17 января 2020 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)

17 января. Собор 70-ти апостолов

17 января 2020 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)

Этот день в истории. 17 января

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

© 1999-2020 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Православная электронная библиотека

3765 Всего книг

67677615 Всего чтений

Библиотека на мобильном

AppStore (IOS: Iphone, Ipad)

(QR-код в отдельном окне)

Play Google (Android)

(QR-код в отдельном окне)

Осипов Алексей Ильич

А.И. Осипов — доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии.

Родился 31 марта 1938 года в г. Белеве Тульской области в русской семье служащих. До 1952-го года проживал сначала в г. Козельске Калужской области, затем в поселке Оптино Козельского района. С 1952 года жил в г. Гжатске (теперь Гагарин) Смоленской области.

Книги автора:

В связи с переизданием в настоящее время все большего числа творений…

Среди всех вопросов, которые задаёт себе человек, есть вопрос, фундаментальный…

Полагаю, что значение Святителя Игнатия Брянчанинова для нашего времени…

Что происходит с человеком, когда он умирает? Что бывает после отделения…

Естественно для христианина знать «твердое основание того учения,…

Понимание свободы отличается значительным разнообразием смыслов.…

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Осипов Алексей Ильич

Дата рождения: 31 марта 1938 г.

Страна: Россия Биография:

Родился 31 марта 1938 г. в г. Белеве Тульской обл. в семье служащих. До 1952 г. проживал сначала в г. Козельске Калужской обл., затем в пос. Оптино Козельского р-на. С 1952 г. жил в г. Гжатске (теперь Гагарин) Смоленской обл.

По окончании в 1955 г. средней школы, отказавшись от предложений дирекции школы поступать в какой-либо институт, в течение трех лет в домашних условиях занимался изучением начал богословия под руководством игумена Никона (Воробьева; +1963). В 1958 г., получив от него письменную рекомендацию, по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба), был принят в четвертый (выпускной) класс Московской духовной семинарии, сдав экзамены за три предыдущих класса.

В следующем году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1963 г. со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре древнегреческого языка на тему «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания». По окончании академии получил справку о направлении в Смоленскую епархию.

Осенью в том же году получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии. По ее окончании был оставлен в ней преподавателем по новой тогда дисциплине «Экуменизм». В 1965 г. был приглашен читать лекции по Основному богословию в академии, а затем в следующем году — тот же предмет и в семинарии.

В последующие годы в аспирантуре читал лекции по Истории русской религиозно-философской мысли, Протестантизму, Современным богословским проблемам; в академии кроме Основного богословия — по Западным исповеданиям.

В 1969 г. получил звание доцента, в 1975 г. — профессора, в 1985 г. — степень доктора богословия, в 2004 г. — звание заслуженного профессора Московской духовной академии.

В 1964 г. был назначен секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах.

В 1967-1987 гг. и с сентября 1995 г. по 2005 г. — член редакционной коллегии сборника «Богословские труды».

В 1973-1986 гг. — член Учебного комитета при Священном Синоде от Московской духовной академии.

В 1976-2004 гг. — член комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованной в 1994 г. в Синодальную богословскую комиссию.

В 1981-2004 гг. — заведующий филиала аспирантуры Московской духовной академии при ОВЦС.

В 1990-1993 гг. — главный редактор возобновленного журнала Московской духовной академии «Богословский вестник».

В 1991-99 гг. — сопредседатель ежегодной Международной конференции «Наука. Философия. Религия» в г. Дубна (Московская обл.).

В 1994-1995 гг. — член Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами РФ и Русской Православной Церковью.

В 1994 г. назначен в состав Издательского совета Московской Патриархии.

В 1995-1997 гг. — член постоянного президиума Всемирного русского народного собора.

В 1995 г. определением Священного Синода был включен:

  • в рабочую группу на базе Учебного комитета по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской Православной Церкви;
  • в рабочую группу по изучению темы «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства»;
  • в Синодальную рабочую группу по разработке Основ социальной концепции Русской Православной Церкви.

В 2005 г. определением Священного Синода включен в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».

С 1979 г. — член Межправославной подготовительной богословской комиссии по подготовке православно-лютеранского диалога, в 1982-2007 гг. — Смешанной православно-лютеранской богословской комиссии по диалогу; в 1991-1998 гг. — член комиссии «Вера и церковное устройство» Всемирного совета церквей.

Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с Дохалкидонскими церквами, Ватиканом, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Национальным Советом церквей США, Всемирным союзом реформатских церквей, Англиканской церковью, Епископальной церковью в США и др.

Был участником ряда Ассамблей Всемирного совета церквей, Конференции европейских церквей, Христианской мирной конференции; многих всемирных, международных, региональных и иных церковных и общественных конференций и ассамблей как внутри страны, так и за рубежом.

Выступал с докладами и лекциями в России и за рубежом перед различными аудиториями, как церковными, так и светскими: в академиях, университетах, институтах, школах, в общественных, военных и деловых организациях, по радио и телевидению.

Награжден орденами Русской Православной Церкви и других Церквей.

  • 2013 г. — орден свт. Макария Московского II ст.;
  • 2018 г. ― орден свт. Макария Московского I ст.;
  • 2018 г. — орден креста прп. Евфросинии Полоцкой (Белорусский экзархат).

Алексей Осипов

Биография уроженца Тульской области Алексея Ильича Осипова была посвящена изучению основ христианской религии, и благодаря этому он проявил себя как выдающийся педагог, публицист и богослов. Написав книги «Как жить сегодня?» и «Путь разума в поисках истины», заслуженный профессор духовной академии стал участником ряда интернациональных церковных конференций и известной фигурой в России и за рубежом.

Детство и юность

Алексей Ильич Осипов родился в конце марта 1938 года в Белёве, и его детство прошло в семье рядовых служащих, вместе с сыном переехавших в город Козельск. Мальчик учился в средней школе поселка Оптино Калужской области, а в старших классах посещал учебное заведение Гжатска, который в 1968 году в честь первого космонавта был переименован в Гагарин.

Алексей Осипов в молодости / Официальный сайт

Получив диплом, дававший право поступать в советские вузы, юноша отказался от получения классического образования и в течение 3 лет изучал богословие под присмотром православного священнослужителя Никона, в 1956 году получившего игуменский сан. Потом, получив авторитетную рекомендацию, он поступил в выпускной класс столичной духовной семинарии, по окончании которой стал слушателем богословского отделения МДА.

В 1963 году Алексей стал автором работы на тему сравнения русских и греческих систем вероисповедания и получил ученую степень, признанную в структурах РПЦ. Это дало возможность поступить в аспирантуру и стать преподавателем идеологии единства, названной специальным термином экуменизм.

С 1965 года Осипов стал читать лекции по другим востребованным курсам и предметам, в числе которых были духовные основы русской философии, классическое богословие и зарубежный протестантизм.

В середине 1960-х годов деятельность Алексея Ильича вышла за рамки преподавания, и он принял участие в создании альманаха «Богословские труды». Спустя десятилетие ученый стал полноправным членом собрания по проблемам христианского единства при органе РПЦ — Священном синоде и присутствовал на Поместном соборе, состоявшемся в 1988 году.

Алексей Осипов и Папа Римский / Официальный сайт

В этот период Осипов озадачился вопросом: в одного ли вездесущего Бога верят представители разных мировых религий. И пришел к ответу, что образ Отца, созданный в обособленном духовном сообществе, является личным и расходится с понятием единый Бог.

А рассуждая о пророчествах и наставничестве, Алексей Ильич рекомендует с осторожностью подходить к проблеме «младостарчества» и для начала рассмотреть, испытать и искусить. Ни в коем случае не настаивая на собственных воззрениях, богослов негативно отнесся к предложению убрать из школьной программы произведения Ф. М. Достоевского.

Став членом президиума совещательного органа Московского патриархата, написал учебное пособие, напечатанное издательством Сретенского монастыря. И на страницах, озаглавленных «Путь разума в поисках истины», он представил взгляд православного на события повседневной человеческой жизни и разделы об апологетике, религии и связи бога и бытия.

В 2010-х годах, будучи участником ассамблей крупнейших международных экуменических организаций, Осипов опубликовал еще ряд церковно-философских произведений под названием «Носители духа», «Как жить сегодня?», «Бог» и «Зачем человек живет?», где пристальное внимание уделялось необходимости просвещения и проповедей, которые на базе религии непременно дадут полезный плод.

Личная жизнь

О личной жизни профессора Алексея Осипова ничего не известно, журналисты и ведущие в интервью обходят этот момент. А в фотогалерее, представленной на официальном сайте ученого, присутствует ряд материалов из индивидуального архива, но снимков родителей, детей или супруги на групповых кадрах нет.

Алексей Осипов сейчас

Сейчас деятельность богослова охватывает все области жизни человечества и включает произведения на темы таинства крещения, начала существования, бессмертной души, любви, семьи и брака.

Профессор богословия Осипов Алексей

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 256 493
  • КНИГИ 587 822
  • СЕРИИ 21 843
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 545 142

Мой статус автора:

Родился 31 марта 1938 г. в г. Белеве Тульской области.

В 1955 г. окончил Среднюю школу в г. Гжатске (ныне Гагарин, Смоленская обл.).

В 1959 г. закончил Московскую Духовную Семинарию.

В 1963 г. — Московскую Духовную Академию. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия по теме: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951-го года издания в сравнении с русским служебником
Синодального издания».

В 1964 г. окончил аспирантуру МДА и был оставлен при ней преподавателем. В разные годы читал лекции по Экуменизму, Истории Русской религиозно-философской мысли, Актуальным богословским проблемам, Протестантизму.

С 1965 г. начал параллельно читать лекции в Московской духовной академии, а с 1966 г. и в семинарии по Основному богословию и Западным исповеданиям. В академии вел спецкурс «Основы духовной жизни в Православии».

В 1969 году получил звание доцента, в 1975 г. — профессора, в 2004 г. — заслуженного профессора.

В 1985 году за совокупность богословских трудов присвоена ученая степень доктора богословия.

С 1982 по 2006 годы – заведующий аспирантуры МДА.

В 2007 году получил диплом почетного профессора Института Дружбы народов Кавказа. В том же году избран действительным членом Российской Академии Естественных Наук.

С 1991 года сопредседатель Международной ежегодной конференции «Наука. Философия. Религия» (г. Дубна Моск. обл.).

В разное время был членом:

Учебного Комитета при Священном Синоде от Московской духовной академии;

комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства;

Богословской Синодальной комиссии и ее президиума;

редакционной коллегии сборника «Богословские труды»;

Рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви
в сфере межрелигиозных отношений»;

Церковно-общественной координационной группы по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова;

Юбилейного Поместного собора Русской Православной Церкви 1988 года;

президиума ежегодной конференции «Наука, философия, религия» в г. Дубне (Московская обл.);

Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами Российской Федерации и Русской Православной Церкви;

Издательского совета Московской Патриархии;

рабочей группы по разработке Основ Социальной концепции Русской Православной Церкви;

Президиума Всемирного Русского Народного Собора;

рабочей группы по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской Православной Церкви;

рабочей группы по изучению темы: «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства»;

Президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и его комиссии по Образованию;

Межправославной богословской комиссии по диалогу с лютеранами;

комиссии «Вера и Церковное устройство» Всемирного Совета Церквей;

Богословской комиссии и Отдела изучений Христианской Мирной Конференции;

совместной Российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам».

Состоял секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах. Главным редактором журнала Московской духовной академии «Богословский Вестник».

Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с Древними Восточными (Дохалкидонскими) церквами, Римско-католической церковью, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», Лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Всемирным альянсом реформатских церквей (WARC), Англиканской церковью, Национальным Советом церквей США, Протестантской Епископальной церковью США, Учениками Христа (США).

Был участником ряда Ассамблей Всемирного Совета Церквей, Лютеранской Всемирной Конференции Конференции
Европейских Церквей, Христианской Мирной Конференции, Африканской Христианской Мирной конференции и других Всемирных и региональных христианских конференций.

Выступал на всемирных, международных, региональных православных, межхристианских и светских ассамблеях, конференциях, в университетах и институтах, в аудиториях общественных и деловых организаций, в Домах культуры, как в России, так и за рубежом: в Австралии, Австрии, Англии, Белоруссии, Бельгии, Германии, Голландии, Греции, Израиле, Индии, Иране, Исландии, Италии, Кипре, Латвии, Польше, Сирии, Словакии, США, Турции, Украине, Финляндии, Чехословакии, Швеции, Эстонии.

Общественные и академические лекции транслируются по телеканалу , региональным телеканалам России, по радио , .
Из основных работ:

Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания. (Рукопись. Библиотека МДА. 1963)

Основное богословие. Курс лекций в Московской духовной семинарии. М., 1994.

Игумен Никон (Воробьев). Письма о духовной жизни. М. Сретенский м-рь. 2005.

Путь разума в поисках истины. Последнее издание: М. Сретенский м-рь. 2010 г. (Английский перевод: The Search for Truth on the Path of Reason. Pokrov Press. 2009; Польский перевод: Droga rosumu w poszukiwaniu prawdy. 2011)

Посмертная жизнь души. Последнее издание: М. Изд. «Даниловский благовестник», 2007.

Любовь, брак, семья. Последнее издание: М. Изд. Московской патриархии. 2009.

Стать святым. Последнее издание: М. Изд. Московской патриархии. 2010.

Из времени в вечность: посмертная жизнь души.

Последнее издание: М. Изд. Сретенский м-рь. 2011. (Финский перевод: Kuolemanjalkeinen elama. Ново-Валаамский м-рь. 2010; Немецкий перевод: Aus dem Zeitlichen in die Ewigkeit das Leben der Seele nach dem Tod. Вена. 2011; Китайский перевод – Гон Конг. 2012)

Бог. Последнее издание: М. Изд. Сретенский м-рь. 2011 (Тайский перевод. Таиланд. 2011; Монгольский перевод:Бурхан.
Улан Батор. 2011).

Носители Духа. М. Изд. Сретенский м-рь. 2011.

В различных журналах и газетах религиозных и светских издательств России и за рубежом опубликовано значительное количество статей и докладов.

Профессор богословия Осипов Алексей

Никакая религия не может существовать без фундамента в виде богословия, а его формируют ученые и профессора. Они не только стремятся вывести единую прямую православных догматов, но и донести ее до простого народа. Одним из выдающихся ученых современности является Алексей Ильич Осипов — доктор богословия и катехизатор современности.

Ранние годы

Родился будущий апологет православия в российской глубинке — городе Белев, который располагается недалеко от Тулы. Родители мальчика были простыми советскими гражданами, папа был военным, а мама трудилась продавцом в магазине. Из-за профессии отца семья много переезжала и детство свое Алексей провел недалеко от Оптинской пустыни, в городке Козельске.

О других православных публицистах:

Мама мальчика Ольга Михайловна в этот период стала интересоваться церковью и Богом и стала посещать храм, священником в котором трудился отец Никон. Благодаря открытому сердцу и мудрости он вскоре стал не только духовным наставником женщине, но и ее сыну. Именно благодаря отцу Никону, по словам Алексея Ильича он впитал в себя христианские принципы и впоследствии стал православным богословом.

Семья Осиповых жила в Козельце вплоть до 1952 года и все это время отец Никон наставлял и дружил с Алексеем. Благодаря ему мальчик отказался вступать в комсомол и остался «неохваченным». Впоследствии, профессор утверждал, что отец Никон помог ему сформировать свои собственные прочные убеждения в христианской вере. Он же приучил читать труды отцов церкви и философов, что помогло позже Алексею Ильичу поступить и закончить духовную семинарию.

Наставник проводил долгие часы в беседах и размышлениях с маленьким Алексеем, передавая ему не только свои знания, но и христианское мировоззрение, при этом, по свидетельствам самого апологета, не тираня и позволяя самостоятельно приобретать и формировать свои убеждения.

Семья Осиповых переехала из Козельца в Гагарин (тогда Гжатск), Смоленской области в 1955 году, и там Алексей закончил школу. Несмотря на успешную учебу и рекомендации учителей, а также просьбы и наставления дирекции, он отказывается поступать в высшее учебное заведение и посвящает три года своей юности изучению философии и богословия под руководством отца Никона.

По словам Алексея Ильича он много внимания уделял трудам отцов церкви середины 19 века, поскольку их язык гораздо ближе современности, чем древних ученых и они более близки и доступны по характеру преподнесения духовных истин.

Юноша принял решение поступать в Московскую духовную семинарию и стал усиленно готовится к экзаменам. По рекомендации святителя Никона он делал большой упор на изучение жизнеописаний древних святых отцов церкви, а также много времени уделял их работам, в которых они излагали свои трактовки основ духовной жизни христианина.

Помимо духовных трудов юноша изучал произведения известных философов современности. Благодаря упорной подготовке и мудрости, а также рекомендационному письму наставника, Алексей поступает в 1958 году в Московскую духовную семинарию, причем сразу в выпускной класс, сдав все прочие курсы экстерном. Уже на следующий год студент выпускается из семинарии и подает документы уже в Московскую духовную академию.

После поступления в академию юный богослов упорно трудится и после выпуска в 1963 году не только получает степень кандидата богословия, но и направление на работу в храм Смоленска. В этом же году умирает после продолжительной болезни игумен Никон и дальнейший путь в богословие Алексей Ильич совершает самостоятельно. В храме он трудится недолго, поскольку ему поступает приглашение Духовной академии — бывшего студента хотят видеть там в виде аспиранта.

Молодой богослов принимает приглашение и в 26 лет (1964 год) заканчивает курс аспиранта. Во время учебы он читает лекции на тему истории русской религиозно-философской мысли, протестантизма и современным богословским проблемам.

После завершения обучения богослов получает место преподавателя основного богословия при духовной академии. Помимо этого курса он также становится преподавателем новой дисциплины «Экуменизм». Осипов по сегодняшний день преподает основы богословия и духовной жизни, а также зарождение и развитие западных религий.

О личной жизни профессор н любит распространятся, предпочитая не смешивать работу и жизнь. Известно, что он никогда не был женат и не имеет детей. Проживает в городе Москва, хотя часто путешествует по России и мир с выступлениями.

Научная и религиозная деятельность

Помимо преподавательской работы богослов занимается и другой научной и просветительской деятельностью. Он регулярно публикует в отечественных и зарубежных журналах свои статьи и доклады, выступает на региональных и международных ассамблеях и конференциях. Так же регулярно приглашают апологета с лекциями и докладами в средние и высшие духовные учебные заведения, на телепроекты и на радио.

Если кратко попытаться представить список профессиональных достижений Алексея Ильича, то он будет выглядеть следующим образом:

  • 1964 год — должность секретаря комиссии РПЦ по подготовке документов для издания Религиозно-этической энциклопедии;
  • 1969 год — получение степени доцента;
  • 1975 год — защита диссертации и получение звания профессора;
  • 1985 год — получение звания доктора богословия;
  • 2004 год — получение звания заслуженного профессора при Московской духовной семинарии.

Помимо упорной работы в академии и роста по карьерной лестнице, профессор участвует во множестве параллельных религиозных проектов. В 1973-1986 гг. он становится частью комитета от своей академии при Священном Синоде, который впоследствии преобразуется в Синодальную богословскую комиссию. А в течение 23 лет (1981-2004 гг.) апологет возглавляет филиал аспирантуры при Московской духовной академии.

Работа Осипова в Священном Синоде довольно обширна, только в 1995 году он трудился в составе сразу трех рабочих групп:

  • по разработке концепции новейшей системы богословского образования РПЦ;
  • по изучению вопроса «Об отношении РПЦ к межхристианскому сотрудничеству для единства» (в 2005 году он вновь вернулся к работе над этой темой, только уже по созданию концептуального документа относительно данного вопроса);
  • по разработке основ социальной концепции РПЦ.

Кроме этого, он часто был членом комиссий, которые занимались подготовкой и проведением межденоминационных вопросов:

  • православно-лютеранского диалога (1979 год);
  • смешанной православно-лютеранской богословской комиссии (1982-2007 гг.).

Также он был постоянным членом комиссии от РПЦ в ее диалоге с Ватиканом, Дохалкидонскими церквями, лютеранами ФРГ, ГДР и Финляндии, католиками от организации «Pax Christi International». Профессора приглашали для международного диалога с Национальным Советом Церквей США (отдельно он участвовал в переговорах с Епископальной церковью) и Всемирным союзом реформаторов.

За свою работу Алексей Ильич Осипов был отмечен светским орденом Дружбы (2017 год) и неоднократно награжден орденами РПЦ:

  • свт. Макария Московского (2013 год — II ст. и 2018 год — I ст.);
  • орденом креста прп. Ефросинии Полоцкой (2018 год).

На сегодняшний день Осипов остается профессором и преподавателем кафедры Основного богословия Московской духовной академии и семинарии. При этом он считается крупным специалистом в разделе сотериологии, эсхатологии, однако его взгляды на эти темы не всегда совпадают с официальным православным вероучением.

Общественно-политическая деятельность

В течение 30 лет (1967-1987 гг. и 1995-2005 гг.) Осипов является членом редакции сборника «Богословские труды». В 1994-1995 годах он участвовал в работе координационного комитета по вопросу сотрудничества Вооруженных сил РФ и РПЦ.

Ещё статьи о православии:

В 1990-1993 гг. Алексей Ильич возглавляет редакцию журнала при академии «Богословский вестник», а с 1991 года по 1999 год он входит в председательство ежегодной конференции «Наука» города Дубны. В 1994 году Осипова приглашают в состав Издательского совета Московского патриархата, а в 1995 — в членство президиума Всемирного русского собора. Также ученый участвовал и выступал как приглашенный гость в ассамблее Всемирного совета церквей и многочисленных европейских и международных конференциях.

Медийность

Профессор Осипов знаменит не только в среде научного православного богословия, но популярность шириться и среди обычных прихожан и православных христиан. Это происходит благодаря его удивительной особенности рассказывать о трудных и сложных богословских понятиях простым и остроумным языком.

Именно благодаря этой способности объяснять догматы богословия православной веры он часто становится приглашенным гостем на религиозных передачах на телевидении и радио.

На заметку! Часто можно увидеть апологета на православном телеканале «Союз», куда его приглашают как для отдельных выступлений, так и для диалогов с другими религиозными деятелями.

Особенной популярностью пользуются отдельные передачи, где профессор отвечает на вопросы мирян.

Свое предназначение, судя по неоднократным повторениям на выступлениях, Осипов определяет в двух направлениях:

  1. Донести до мирян и прихожан храмов послания святых отцов Церкви;
  2. Обсудить и разъяснить непонятные и неоднозначные вопросы христианства в целом и православия в частности.

Биография Осипова Алексея Ильяча: личная жизнь, жена, фото

Осипов Алексей Ильич родился 31.03.1938 года в г. Беляев, Тульская область, в семье простых служащих. Детство провел в родном городе, позднее с родителями переезжал жить сначала в Козельск, а потом – в поселок Оптино (Козельский район). В г. Гжатск переехал в 1952 году. В биографии Алексея Ильича Осипова есть информация о его молодости, карьере, но нет ничего о личной жизни, жене, детях и даже семейных фото.
[youtube]https://youtu.be/Rr6dSXIbR8k[/youtube]

Молодость и учеба

В школьные годы ему, как и всем ученикам предлагали вступить в комсомол. Но Алексей был из немногих, кто наотрез отказался от предложения. О причинах такого решения он не рассказывал, но, возможно, это связано с верой.

Через 3 года, а именно в 1955, Осипов окончил среднюю школу, но поступать в ВУЗ, несмотря на уговоры родителей, отказался. Причиной отказа опять же была вера. Вместо высшего образования, он на несколько лет углубился богословие под руководством священнослужителя игумена Никона. В 1958 году получил от наставника рекомендательное письмо, благодаря которому ему удалось с первого раза поступить в четвертый класс Московской духовной семинарии.

Осипов Алексей Ильич

Несмотря на возможности, принял приглашение в аспирантуру при Московской духовной академии. Окончив, ее остался там преподавать по новой для того времени дисциплине «Экуменизм». Через два года ему предложили вести занятия по Основному богословию, а потом этот же предмет в семинарии.

Экуменизм (вселенная, обитаемый мир) — это идеология всехристианской сплоченности, стремление единству религиозных общин во всей Вселенной.

Будучи аспирантом, Алексей Ильич проводил лекционные занятия по Современным богословским проблемам, Истории русской религиозно-философской мысли, Протестантизму. В академии, кроме своего основного предмета, еще преподавал Западные исповедания.

Будучи аспирантом, Алексей Ильич читал лекции по Современным богословским проблемам

Многие люди интересуются, почему Алексей Иванович, пройдя довольно длинный путь обучения, в итоге при выпуске получив степень кандидата богословия, не стал священником, ведь по идее все шло именно к этому. На самом деле, он просто в какой-то момент понял, что его истинное направление — это не священнослужение, а педагогика.

По его мнению, принять сан в академии, это очень странный поступок. У священника должна быть паства. В академии ее главой является ректор, а дело священника лишь служить. Они могут вести преподавательскую деятельность, но только в сане.

Жизнь вне академии

За пределами академической жизни Алексей Осипов также много достиг. К примеру, в 1964 был назначен секретарём комиссии Русской православной церкви по подготовке материалов в религиозно-этническую энциклопедию Афин. С 1967 по 1987, а позднее и 1995-2005 гг. — в составе коллегии альманаха «Богославские труды». Примерно в этот же период (1973-1986) был членом учебного комитета при Священном синоде. Также в продолжительное время (1976-2004) состоял в комиссии Священного синода.

Около 22 лет Осипов работал заведующим филиалом аспирантуры Московской духовной академии при отделе внешних церковных связей. Был главным редактором журнала «Богословский вестник» и сопредседателем ежегодной международной конференции «Наука. Философия. Религия».

С 2009 года является членом президиума Межсоборного присутствия и его церковной комиссии

Год работал одновременно в издательском совете Московской патриархии, совместном координационном комитете по взаимодействию между Русской православной церковью и Вооруженными силами РФ. Позднее состоял в постоянном Президиуме I-IV Всемирных русских соборов.

С 2009 года является членом президиума Межсоборного присутствия и его церковной комиссии.

Участвовал в двусторонних диалогах, которые проводились Русской православной церковью с Ватиканом, Дохалкидонскими церквями, лютеранскими церквями ГДР, Национальным советом церквей США и т. д.

Участвовал в различных ассамблеях, например, во Всемирном совете церквей, Христианской мирной конференции, многих международных, региональных и других мероприятиях как на родине, так и заграницей.

Выступал на радиоэфирах, телевизионных передачах, в средних школах, институтах, университетах, домах культуры, приходских храмах и конференциях (Россия, Украина, Белоруссия, Турция, Польша, Индия и т. д.).

Отрывки из его книг публиковались в «Богословских трудах», «Журнале Московской патриархии», газетах, а также заграницей.

В 2014 г. во многих газетных изданиях, журналах, в Интернете появилась информация о том, что Алексей Ильич Осипов ушел из Московской духовной академии в связи с достижением 75-го возраста. Но на официальном сайте академии он все еще числится как работник.

Алексей Ильич Осипов получил много наград

За активную деятельность Осипова удостоили множеством наград, к примеру: Орден святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси III степени, Орден святого благоверного равноапостольного князя Владимира III степени и т. д.

Заслуженный профессор МДА, академик РАЕН, доктор богословия Осипов Алексей Ильич

Показано записей с 46 по 60 (всего 137) | >>

Человек, твоё счастье скрыто в тебе, а не где-нибудь

Человек, твоё счастье скрыто в тебе, а не где-нибудь

Каковы аргументы истинности религии?

Каковы аргументы истинности религии?

Можно ли рекомендовать полное воздержание от винопития самому себе ради спасения ближних?

Можно ли рекомендовать полное воздержание от винопития самому себе ради спасения ближних?

— Алексей Ильич, можно конкретно предположить, кто стоит за разжиганием конфликта?

— Алексей Ильич, можно конкретно предположить, кто стоит за разжиганием конфликта?

Не надо думать, что христианство своим призывом к Небу отнимает у человека землю, отнимает ее радости, ее блага

Не надо думать, что христианство своим призывом к Небу отнимает у человека землю, отнимает ее радости, ее блага

Есть какие-то вопросы, по которым прославленные святые высказывали спорные мнения?

Есть какие-то вопросы, по которым прославленные святые высказывали спорные мнения?

— Вы встречали таких людей, про которых можно сказать, что действительно свет христианский в них есть, есть святость?

— Вы встречали таких людей, про которых можно сказать, что действительно свет христианский в них есть, есть святость?

Только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разум¬ную цель свою на земле

Только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разум¬ную цель свою на земле

Алексей Ильич Осипов: Профессор Земли Русской

Сегодня в Кремле Президент России Владимир Путин вручил ряд высоких государственных наград. Среди награжденных – представленный к Ордену Дружбы заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия Алексей Ильич Осипов

Свято-Троицкая Сергиева лавра. Этот главный монастырь России, основанный в XIV веке Игуменом Земли Русской, преподобным Сергием Радонежским, вот уже семь столетий является одним из ключевых символов Русского Православия. Именно здесь на протяжении трех столетий действуют московские духовные школы: семинария и академия, подготовившие многие тысячи православных священнослужителей и богословов. В числе последних – заслуженный профессор Московской духовной академии доктор богословия Алексей Ильич Осипов, более полувека преподающий богословские дисциплины в этих святых стенах.

Алексей Осипов родился 31 марта 1938 года в городе Белёве Тульской области. После окончания средней школы в Гжатске, поступил в Московскую духовную семинарию. В 1963 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, в 1964 году — аспирантуру Московской духовной академии и был назначен в ней преподавателем.

С 1965 года параллельно читал лекции в Московской духовной академии и семинарии по Основному богословию и Западным исповеданиям. В Академии вел спецкурс «Основы духовной жизни в Православии». В 1969 году получил звание доцента, в 1975-м — профессора, в 2004-м — заслуженного профессора Московской духовной академии, в 1985 году за совокупность богословских трудов профессору Осипову присвоена ученая степень доктора богословия.

Пожалуй, за всю новейшую историю русской богословской науки не было ни одного человека, чье творчество бы вызывало столь бурные обсуждения, как Алексей Ильич Осипов. Человек глубочайших, энциклопедических знаний и уникальной личной харизмы. Преподаватель, которому благодарны несколько поколений священнослужителей, в том числе в архиерейском сане, и в то же время – яркий полемист, чьи книги, лекции и публичные выступления, в том числе организованные при поддержке наших коллег из Фонда святителя Василия Великого, постоянно обсуждаются как многочисленными поклонниками творчества Алексея Ильича, так и его критиками.

Впрочем, согласно излюбленному афоризму Святейшего Патриарха Кирилла, камни не бросают только в то дерево, которое не плодоносит. А плоды научной и педагогической деятельности профессора Осипова – налицо.

«Я очень хорошо помню, как Алексей Ильич отвечал на вопросы, которые звучали подчас очень некорректно, и по отношению к нему в том числе, иногда даже оскорбительно, и он отвечал на них очень спокойно, смиренно, на основании слов святых отцов, которые он постоянно приводил, — так сказал об Осипове его ученик архиепископ Петергофский Амвросий (Ермаков), ректор Санкт-Петербургской духовной академии.

Действительно, если говорить о лейтмотиве всего творчества профессора Осипова, то это – «возвращение к отцам», к той самой патристике, на которой выстраивался фундамент православного богословия, в дальнейшем слегка пошатнувшийся в годы западнических реформ. И в этом контексте особое значение имеет фигура одного из самых почитаемых Алексеем Ильичом русских святых – святителя Игнатия Брянчанинова.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 27 мая 2017 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялась конференция «Святитель Игнатий (Брянчанинов): 150-летие со дня преставления». На ней архиереи Русской Православной Церкви, научные деятели представили свои доклады, посвященные личности и наследию одного из самых авторитетных духовных наставников и аскетических писателей XIX века — святителя Игнатия. В общей сложности в конференции приняли участие 600 человек. Организатором мероприятия выступил Фонд святителя Василия Великого. В ходе своего выступления Алексей Осипов отметил, что все учение святителя Игнатия «нацелено на внутреннюю жизнь души человека, поэтому необходимо с глубоким вниманием изучать его труды».

«Алексей Ильич Осипов — один из самых ярких православных богословов нашего времени. Смелость, с которой профессор Осипов поднимает вопросы христианской жизни, вызывает восхищение. Его лекции, распространяемые в Советском Союзе на кассетах, были символом борьбы против безбожия. В настоящее время, благодаря телевидению и интернету, выступления профессора Осипова получили всемирную известность и влияние на многочисленную, причём не только церковную, аудиторию. Наш Фонд долгое время плодотворно сотрудничает с профессором Осиповым, в ближайшее время при поддержке фонда выйдет цикл телепередач, посвящённых богословским темам, с участием профессора Осипова», — рассказала Вице-президент Фонда Святителя Василия Великого Елена Мильская.

К слову, о важности обращения к святым отцам Алексей Ильич рассказывал нашим зрителям в прямом эфире Телеканала «Царьград». «Православие считает истинным как в вопросах веры, так и в вопросах жизни, только то, что подтверждено общим опытом, общим учением тех людей, которые именуются святыми. Не богословов, не просто учителей, не просто авторитетных людей, не просто священнослужителей, а именно святых людей. », — сказал тогда Осипов.

И глядя на то, с какими вдохновением и энергией Алексей Ильич, вплотную подступивший к своему 80-летнему юбилею, передает нам, православным людям XXI века, это драгоценное наследие, появляется надежда, что святоотеческое возрождение нашей Церкви будет продолжено.

Профессор богословия Осипов Алексей

Еще раз о том, кто такой Осипов.

Профессор А.И.Осипов очень примитивно пишет. Не в том дело, что он пишет понятно (это всегда плюс), а в том, что богословие его примитивное. «Ереси упрощают», кажется Кураев говорил. Говорят, что Осипов талантливый преподаватель. Возможно, только Арий тоже был талантливым проповедником.

И еще везде почему-то пишут, что Осипов доктор богословия. Однако какой же он доктор богословия? Доктора ему дали в 1985 году, когда он сам и возглавлял аспирантуру МДА. Но Осипов не написал докторской (соответственно не было и защиты)! Более того, к этому году не было опубликовано ни одной его крупной книги, все они были изданы только в 90-е годы.

Степень кандидата богословия Осипов получил в лохматом 1963 году, защитив диссертацию по кафедре древнегреческого языка на банальнейшую тему: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания».

Как преподаватель специализировался на простейших темах: Экуменизм, Основное богословие, История русской религиозно-философской мысли, Протестантизм и Западные исповедания.

Завалил работу православно-лютеранского диалога так, что ведущим богословским школам пришлось отзывать свои подписи.

Мне совершенно непонятно, почему одно его имя вызывает «страх и трепет». Король-то голый.

Другие люди говорят, что ссылкам из уст Осипова грош цена т.к. он или вырывает их из контекста и наполняет новым смыслом, или приводит не подтвержденные слова, как например с свт.Феофаном Затворником (хотя и там было наполнение нового смысла), либо же просто обманывает.

Также он хвалит, очень часто хвалит некоторых святых (например, свт.Игнатий(Брянчанинов)), которые писали явно противно учению самого Осипова.

Многим из тех, кто читали его работы, они не показались ни блестящими, ни выдающимися. Больше похожи на доклад или обзор на тему с цитатами св.Отцев. Причем порой Осипов цитирует, вольно выдергивая из текста, и привязывает совершенно иной смысл к процитированным словам. Так например, слова апостола о том, что «некоторые спасутся как бы из огня», выдернутые из текста и привязанные к собственным выводам Осипова, приобретают смысл, что спасутся все, просто некоторые как бы из огня. В то время как апостол писал о верующих, у которых недостаточно добрых дел (дела их как солома).

Читал еще какие-то распечатки лекций Осипова против католиков. Это его т.н. «сравнительное богословие» вообще ниже плинтуса. Сами католики над его антикатоличеством только смеются. Суть в том, что он критикует католичество образца 19 века (до 2 Ватиканского собора), т.е. совершенно не актуальный пересказ дореволюционной православной апологетики.

Ссылка на основную публикацию