Протоиерей Андрей Лоргус

Протоиерей Андрей Лоргус

Советские годы были крайне тяжелы для Православной Церкви. Сначала уничтожались храмы, священников убивали. Однако это не смогло убить веры людей. Позже оковы ослабли. Открылись духовные семинарии, академии и училища. Люди потянулись к Богу. Тогда и получили образование многие современные священники.

Одним из них стал Андрей Лоргус. Он являлся не только священником, но православным психологом.

В марте 1956 года в селе Палатка, что в Магаданской области, на свет появился будущий священник. Мальчику при рождении было дано имя Андрей. Его родители являлись праведными христианами. Интересно то, что Андрей Владимирович Лоргус происходил из семьи священнослужителей.

Его прадед служил в местной церкви еще до революции. Во времена сталинских репрессий он был убит. Его расстреляли в 1937 году. Мало что известно о детстве самого Андрея. Он, как и все дети учился в школе. Однако отличался тем, что с раннего возраста имел искреннюю любовь к Господу. Именно этому его учили родители.

Несмотря на все преграды и прошлое семьи, Андрей смог поступить в Московский государственный университет и, конечно, успешно его закончить в 1982 году. Андрей Лоргус начинает работу по своему направлению, но не забывает о Боге. Он поступает в духовную семинарию, а потом и заканчивает ее в 1992 году. Так начался его духовный путь.

Духовный путь

Прошел год, и Андрей Лоргус был положен в высокий сан священника. Он стал протоиереем. Его местом работы стал храм Ильи Обыденного. Однако там батюшка проработал недолго. Вскоре был переведен в храм Державной Иконы Божьей Матери в качестве настоятеля.

Отец Андрей продолжал свое служение и в других храмах. По актуальным данным он сменил еще три церкви. На данный момент священник работает в Храме Святителя Николая на Трёх Горах, что находится в Москве. Он популярен у прихожан. Лоргус успешно совмещал два своих образования. Для своей паствы он стал настоящим духовником, который всегда выслушает, поможет и поддержит.

Институт православной психологии

Новым и благим делом стало то, что Андрей Лоргус основал в 2009 году институт православной психологии. Это было первое в России учебное заведение подобного типа. В этом месте любой желающий мог получить дополнительное образование, причем, не всегда духовное. Сам же священник имеет там пост ректора, он регулярно читает лекции о христианстве и связи его с обычной жизнью человека.

Интересно! Протоиерей за свою службу получил несколько почетных наград. Сам Андрей Владимирович не раз выступал на телевидении. Кроме того священник занимается онлайн консультированием. Он говорит, что это не просто его работа, но и служба.

Книги и публикации

Главной своей целью отец Андрей сделал просвещение. В своем творчестве он говорит об основных канонах Церкви, а также о толковании Библии. Лоргус прекрасно объясняет все нюансы этой сферы, как со стороны священника, так и со стороны психолога. Эти книги привлекли внимание общественности.

Чаще всего творения отца Андрея издавалось в профильных газетных изданиях и альманахах. Интересно и то, что многие книги и публикации Лоргуса переводились и на другие языки, например английский, немецкий и французский.

Говоря об этом, стоит сказать о наиболее известных произведениях отца Андрея Лоргуса:

  • Книга об отцовстве;
  • Книга о счастье;
  • Влюбленность, любовь, зависимость. Как построить семейное счастье?
  • Благословенный труд. Карьера, успешность и вера;
  • Адам и Ева — совершенство человечества;
  • Православная антропология. Курс лекций.

Сейчас Андрей Владимирович женат, имеет несколько детей. 25 мая в 2018 году святой отец был выведен из клира храма на пенсию. Он может все так же участвовать в богослужениях, но по согласованию с настоятелем.

Андрея Владимировича Лоргуса можно считать современным священником. Он не просто придерживается канонов Православной церкви, но за счет своего первого образования превращает ее в настоящее место, где люди не боятся раскрывать свои грехи. Святой отец находит подход к каждому и на собственном примере показывает, как нужно служить Господу не забывая о мирской жизни.

Андрей Лоргус

Священник, психолог, антрополог: andrey@lorgus.net +7 985 970 64 62

Консультации

Консультирование по личностным проблемам, по семейным и другим психологическим проблемам — моё служение и моя работа. Я бы назвал свое служение психолога – «жизневспоможением». Мне очень хочется, чтобы каждый человек любил жизнь и мог бы избрать жизнь всем своим сердцем!

Я священник и психолог. Так случилось, что самого первого дня моего служения в Церкви, уже более 25 лет, я отвечаю на вопросы, рассказываю о законах жизни души, помогаю человеку увидеть себя иначе, найти в себе силы и смысл жить.

Когда ко мне приходит незнакомый человек, я волнуюсь и знаю, что и он волнуется. Мы оба готовимся к встрече. Консультирование, психотерапия – это встреча личности с личностью. Встреча двух личностей в такой работе – вопрос открытый. Встреча может состоятся, а работа – не всегда. Нельзя предвидеть как обернется встреча.

Я консультирую on-line через Skype, Zomm, или другие средства. Ко мне обращаются люди с самыми разными вопросами, но я не всем могу помочь. Этого никто не может. Но я могу сделать то, на что у меня хватает опыта и знаний.

Помощь в работе оказывает нам терапевтический контракт. Это наш договор и правила. Вот они:

  1. Вы можете обратится ко мне по телефону, написать E-mail, СМС или в Skype. Все контакты перед Вами. На этой странице Вы нашли все условия и правила, и если Вы пишите мне или звоните, значит Вы их приняли и знаете их.
  2. Ваше сообщение может быть запросом о назначении времени и места, выбор формы работы. Вы можете описать проблему или нет. Это Ваш выбор. Письменно я не консультирую, но читаю Ваши письма. Это помогает мне понять Вашу проблему перед консультацией. В ответ я предлагаю Вам свое время, и мы договариваемся о вполне определенных обязательствах, как с моей, так и с Вашей стороны. Мы оба обязуемся соблюдать конфиденциальность, соблюдать точность во времени и оплате.
  3. Иногда консультация бывает только одна, а иногда работа занимает год и даже больше. Эффективность зависит не от времени, а от множества причин и условий. Наиболее продуктивна работа регулярная, например, раз в неделю. Так обстоит дело с глубинными вопросами. Но иногда бывает достаточно и одной единственной консультации, например, когда запрос конкретный и точно сформулированный. Например, «Переводить ли ребенка в другую школу или нет»; «А если мне предлагают новую должность?» или «Нужно ли мне обратиться к врачу?».
  4. Иногда появляется необходимость перенести или отменить консультацию. Мы делаем это не позже, чем накануне встречи. Если Вы хотите отменить консультацию в день, для неё назначенный, то Вы оплачиваете её полностью. Это взаимная ответственность, если я не смог провести консультацию и отменить её заранее, я предложу Вам для неё другое время бесплатно.
  1. Тем, кто первый раз обращается ко мне, я предлагаю заплатить безналично вперед так, чтобы я мог получить оплату до дня консультации. Это необходимо, чтобы время назначенное Вам, за Вами и оставалось. И чтобы я мог планировать время консультаций с другими клиентами. Способов оплаты много, выбирайте то, что Вам удобно.
  2. Ваше опоздание укорачивает время консультации, продлить её невозможно, так как расписание плотное. Это также взаимная ответственность.
  1. Успех в работе зависит от Вашей смелости и мужества. Психотерапия нелегкая «работа». Для этого необходимо доверие и уважение, а они не возникают сразу. Потому настоящие «сдвиги» могут произойти не сразу, и это не показатель отсутствия результатов, а естественный процесс.
  1. Психотерапия – это множество методов, упражнений, демонстраций, опытов, диалогов. Каждый вид работы принимается добровольно и осознанно. Вам может не нравится моя работа, и Вы вправе высказать все, что сочтете нужным. Вы праве отказаться от моих услуг по любым, только Вам известным мотивам. Мне хотелось бы узнать о них, но Вы можете этого не говорить. Важно только, чтобы Вы высказали свое желание прекратить работу, и мы могли бы подвести итог, хотя бы промежуточный.
  1. Никто точно не может сказать, что такое успешная психотерапия, но некоторые представления у нас есть. Вот, например: http://www.fapsyrou.ru/publications/lorgus/o_hristianskoy_pravoslavnoy_1148/. Психотерапия – служение личности, человеку.
  1. Ошибки в психотерапии бывают. http://www.fapsyrou.ru/publications/krasnikova/tipichnye_oshibki_v_75/. Но страшнее ошибок шарлатантство и непрофессионализм. Вы выбираете психолога, а не он Вас. И этот выбор Ваш.

Прежде чем записаться на консультацию прочтите это

Протоиерей Андрей Лоргус

Генеалогия: прадед — протоиерей Димитрий Богоявленский,
настоятель Троицкой церкви пос. Купавна, Московской губ.,
расстрелян 21.11.1937г. в Бутово.

Лоргус Андрей Вадимович

Родился 25 марта 1956 года.

· В 2009 году организовал первый в России Институт Христианской Психологии (ИХП),
ректором которого является.

· С 2007 года член оргкомитета и научный редактор Сравнительного Православно-католического богословского справочника по антропологии.

· С 2006 года служит священником храма Святителя Николая в Новом Ваганькове на Трех горах.

· В 2003 году приглашен на ежегодную конференцию христианских психологов США, Лос-Анжелес.

· С 2003 года является членом совета Европейского Движения по христианской психологии
и антропологии, на ежегодных международных симпозиумах которого регулярно выступает с докладами.

· В 2003 году награжден Наперстным крестом.

· В 2002 году выходит Первый выпуск Курса лекций по Православной антропологии.

· В 2002 году назначен деканом открывающегося в Российском Православном институте
св. Иоанна Богослова факультета психологии (ныне Кафедра социальной психологии),
которым руководил до 2008 года.

· В 2001-2009 гг. участник телевизионных программ «Культурная революция», «Столица», «Русский взгляд», канала «Радость моя», «Чертаново» и др.; ведущий радиопрограмм на Радио Радонеж и радиостанции
«Русская служба новостей» (РСН).

· С 1999 года член оргкомитета Российско-Австрийского богословского диалога по христианской антропологии под эгидой фонда PRO-ORIENTE. Первая конференция в Вене — 1999 г., вторая в Москве — 2002 г.,
третья в Вене, 2005 г.

· В 1999-2001 гг. преподает христианскую антропологию в МГУ на факультете философии.

· В 1998 году участвует в открытии сайт фонда Русское Православие (ortho-rus.ru)

· В 1997 году награжден правом ношения камилавки.

· В 1997 году выходит первым изданием «Книга о Церкви», созданная группой авторов и художников
под рук. А. Лоргуса и М. Дудко. (Москва. Паломник. 1997. 380 с.)

· В 1997 году инициирует создание Благотворительного фонда «Русское Православие», председателем правления которого является.

· В 1996 году поступил преподавателем православной антропологии в Российский Православный Институт
св. Иоанна Богослова.

· С 1994 по 2007 год был настоятелем в домовом храме мученика Трифона в Психоневрологическом интернате №30 в Чертанове.

· В 1993 году рукоположен в сан священника и назначен служить в храм прор. Илии Обыденного,
а также настоятелем строящегося храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове.

· В 1990 году награжден Двойным орарем.

· Принял участие в съемке документальных фильмов «Троица» (1990) и «Пасха» (1991) в качестве сценариста
и консультанта на киностудии «Старт» (рук. И. Менджерицкий).

· В 1989 принят редактором в Издательский отдел Московского Патриархата. В последующем был зам. главного редактора Журнала Московской Патриархии до 1993 г.

· В 1988 году рукоположен в сан дьякона и служил в Николо-Кузнецком храме г. Москвы до 1991 г.

· В 1987 поступил в Московскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1992 году.

· С 1982 по 1988 работал сторожем, дворником, чтецом и алтарником в храме Знамения
(Трифона мученика) у Рижского вокзала.

· В 1977 году поступил в МГУ на факультет психологии (дневное отделение) и окончил его в 1982 году
по Кафедре инженерной психологии и психологии труда.

· После окончания школы в 1973 году работал слесарем, бульдозеристом, старателем в золотодобывающей артели,
грузчиком в торговом порту г. Анадырь, на Чукотке затем в Москве, грузчиком в типографии «Правда», лаборантом в медицинской
лаборатории, грузчиком в булочной.

  1. Диакон Андрей Лоргус. Церковь и музей.// Творчество. жур. № 1 (409) 1991. М.: Советский художник.
  2. Диакон Андрей Лоргус Кесарю кесарево. Историческая апология.// Журнал Московской Патриархии, №11-12, 1992. М.: Изд. Московской Патриархии.
  3. Диакон Андрей Лоргус Царь из пастырей. Проповедь.// Журнал Московской Патриархии, № 1, 1993. М.: Изд. Московской Патриархии.
  4. Священник Андрей Лоргус, священник Михаил Дудко и др. Книга о Церкви. М.: Паломник, 1997 г.,
  5. Священник Андрей Лоргус, священник Михаил Дудко и др. Книга о Церкви. М.: Паломник, Изд. Испр. и дополн. – 1998 г.;
  6. То же, 3-е изд. – 2000 г.,
  7. То же, 4-е изд. – 2004 г.,
  8. То же, 5-е изд. – 2005 г.,
  9. То же, 6-е изд – 2008 г.
  10. Andrey Lorgus. Michail Dudko. Orthodoxes Glaubensbuch.. Eine Einfuhrung in das Glaubens – und gebetsleben der Russissischen Orthodoxen Kirche. Verlag “Der Christliche osten”? Wurzburg, 2001. (Немецкое изд. Книги о Церкви)
  11. Священник Андрей Лоргус. Формирование и коррекция образа Бога в сознании христианина. // Московский психотерапевтический журнал, Специальный выпуск по христианской психологии, М.: МГППУ ПК, 2000, №2.
  12. Священник Андрей Лоргус. Адам и Ева — совершенство человечества. // Сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции «Астраханская епархия и духовное возрождение России», Астрахань, 2002.
  13. Священник Андрей Лоргус. Душа и дух: природа и бытие.// Учение Церкви о человеке. Богословская конференция Русской Православной Церкви. Москва, 5-8 ноября 2001 г. Материалы. М.: Синодальная Богословская Комиссия, 2003.
  14. Священник Андрей Лоргус. Православное учение о личности.// Значение христианской антропологии перед лицом современных общественных задач и проблем. Материалы Российско-Австрийской богословской конференции по христианской антропологии. – М.: Индрик, 2003.
  15. Священник Андрей Лоргус. Антропологический кризис российского общества. // Значение христианской антропологии перед лицом современных общественных задач и проблем. Материалы Российско-Австрийской богословской конференции по христианской антропологии. Сост. А Лоргус. – М.: Индрик, 2003.
  16. Священник Андрей Лоргус. Православная антропология. Курс лекций. Вып.1. М.: Граф-пресс, 2003.
  17. Священник Андрей Лоргус. Личность человека в свете православного учения. // «Духовный мир человека на пороге третьего тысячелетия», сб. докладов научно-методического семинара. МИИТ, кафедра «Теология». М.:Изд. МИИТ, 2003.

18. Священник Андрей ЛоргусДушевная болезнь не отнимает веру. Интервью. 21.05.04 // Милосердие.ру. http://www.miloserdie.ru/index.php

  1. Священник Андрей Лоргус. Война — это торжество ненависти. // Континет, № 122. М.: Континет, 2004.
  2. Священник Андрей Лоргус. На приеме у пастыря. (Пастырство и психотерапия – авт. название).// НГ-Религии, № 11(163) от 13.07.2005. М.: НГ РЕЛИГИИ.
  3. На пороге школы.

22. Священник Андрей Лоргус Смертная казнь — за и против. Богословские и церковно-практические аргументы.// Жизнь человека перед лицом смерти. Материалы II Российско-Австрийской богословской конференции по христианской антропологии Сост. А Лоргус.. – М.: Индрик, 2006.

23. Иерей А.Лоргус. Душа как психологическая категория.// Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология». Вып. 2. М.:Изд. Православного Свято-Тихоновский Гуманитарного университета, 2006.

24. Священник Андрей Лоргус Христианская психология в пространстве гуманитарной парадигмы.// Московский психотерапевтический журнал, Специальный выпуск по христианской психологии, М.: МГППУ ПК, 2006, №3.

25. Лоргус А.Психология — с религией или без нее? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. М.: 2007, т. 4, № 2, с. 58–64

26. Ответ оппонентам. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. М.: 2007, т. 4, № 4, с. с. 18–19

27. Священник Андрей Лоргус Размышления после прочтения книги… // Владета Еротич. Христианство и психологические проблемы человека. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009.

28. Священник Андрей Лоргус. Категория личности в христианской психологии.//Консультативная психология и психотерапия. Специальный выпуск по христианской психологии. М,: МГППУ ПК, 2010, №3.

29. Священник Андрей Лоргус, О.М. Красникова. Вина и грех. //Консультативная психология и психотерапия. Специальный выпуск по христианской психологии. М,: МГППУ ПК, 2010, №3.

30. Священник Андрей Лоргус. Психологическая помощь и духовная поддержка людей, живущих с ВИЧ, и их близких. М.: Российский круглый стол, 2012.

31. Священник Андрей Лоргус. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов и волонтеров, работающих с людьми, живущими с ВИЧ. М.: Российский круглый стол, 2012.

Священник Андрей Лоргус: Что мешает нам быть счастливыми

Представьте, что все люди стали бессмертными. Смерти не стало. Что тогда изменится в поведении людей? Скорее всего они начнут радоваться всему, что с ними происходит. Не будут печалиться, горевать, опускать руки. Они перестанут бояться и начнут жить так, как велит им душа.

Но ведь с точки зрения православия, люди как раз и являются бессмертными. Почему же тогда не все живут в радости? Почему скорбь и горе не отпускает даже глубоко верующих людей?

Психолог и священник Андрей Лоргус в «Книге о счастье» попытался разобраться в причинах. Приводим основные мысли.

Что мешает православным быть счастливыми

Ожидание последних времен. Некоторые люди, попав под влияние лжестарцев впадают в страх перед антихристом. Они запасаются гречкой, тушенкой, теплыми вещами, кто-то покупает оружие. Эти люди уже не слушают, что говорит церковь, они готовятся к голоду и последним временам.

Во-первых, церковь говорит, что Христос всех защитит. Стоит ли верующему человеку сомневаться в Христе и впадать в панику?

Во-вторых, люди, продающие свои квартиры и уезжающие в глухую деревню боятся не голода. Как известно, во времена антихриста голода не будет — он всех накормит. Люди боятся, что их захватят другие государства, что кто-то придет к ним в дом и отберет его. Это психологический страх перед захватчиком, ничего общего с религией он не имеет.

Неправильное понимание Священного Писания. Верующих иногда называют зазнайками. Мол, считают себя правильными, а на деле — хамы и лицемеры.

Причины такого отношения в том, что зачастую верующие начинают постигать добродетели не с того конца.

В православии есть такое понятие, как лествица. Это образ ступеней, по которым человек поднимается к Богу. В самом низу — начинающие христиане, а на самом верху — достигшие вершины святые.

С точки зрения религии, сначала человеку нужно постичь общую человечность. Стать справедливым, отзывчивым, мужественным, честным. И только потом постигать тонкую молитву и аскетизм.

Святые Нил Сорский и Серафим Саровский прошли весь путь от самых низов до вершины. Они обладали не только необыкновенно сильной молитвой, но и любовью ко всем людям, даже к своим врагам.

Однако, читая жизнеописания этих святых, трудно удержаться от соблазна начать сразу подражать им. Зачем постигать человечность, когда можно «перепрыгнуть» к постижению высот Духа?

Если начать не с начала лестницы, а с конца, то человек теряет свои человеческие качества, заменяя их на усердную молитву и строгий пост.

Переживание из-за потери близких людей. Порой люди, потеряв близкого человека, выбирают смыслом своей жизни — горевание. Они не отпускают умершего человека от сердца. Не дают успокоиться ни ему, ни себе.

Конечно, это сложный вопрос, который не решить просто так. Но нужно понимать, что сердце и душа человека не должны быть все время омрачены утратой. Душа должна цвести и радоваться, для этого она и создана.

Отсутствие смысла. Среди верующих можно встретить такое мнение, что все земное смысла не имеет, потому что все тленно.

Но это не совсем так. Наши дела и поступки вплетаются в жизнь. Они затрагивают не только нас, но и окружающих. Они формируют то, что мы видим вокруг.

Дом, который мы построим будет служить нашим внукам и правнукам, еда, которой мы накормим людей даст им силы для свершения полезных дел.

Мы неспроста чувствуем силу и любовь своих предков. Все, что делали наши деды и прадеды оказывает влияние на нас сегодняшних, так же, как и наши дела будут влиять на наших внуков и правнуков.

Наши поступки так же бессмертны, как и мы сами. И если это понять, то все вокруг наполняется смыслом.

Несколько советов, как стать счастливее

Живите сегодня. Не ждите, что в будущем вы найдете себе новую работу или уедете в другую страну. Жизнь — это всегда сегодняшний день и нам важно научиться ценить именно его.

Заведите дневник. Записывайте свои мысли и чувства. Это нужно, чтобы научиться понимать самого себя. Ведь если мы не знаем, какие чувства нас сейчас одолевают, как мы поймем, что счастливы?

Творите. Каждый человек — творец по образу и подобию Бога. Полюбите свое дело, сам процесс. Не гонитесь за результатом. Вкладывайте любовь в то, чем занимаетесь.

Научитесь улыбаться. Это не так просто, как кажется. Все мы улыбаемся дома наедине с родными. Но выйдя на улицу, снимаем улыбку с лица. Вдруг кто что подумает? Обзовет за глаза или того хуже? Страх мешает нам улыбаться и заражать улыбкой окружающих. Только сильные духом могут переступить через него.

Отзывы на книги автора протоиерей Андрей Лоргус

Ещё до знакомства с книгой, прочла о ней множество восторженных рецензий. И, возможно, ожидала чего-то большего. Все сказанное — не ново и давно знакомо. Или я ещё не привыкла к «христианской психологии», или не вовремя (но, если о счастье, значит всегда вовремя?). Только она меня не зацепила, след не оставила.

Из того, что запомнилось:
— Не жди счастья — оно здесь
— Счастье в каждом дне
— Всегда улыбайся
— Влюбленность открывает огромный творческий потенциал, а творчество одна из составляющих частей счастья
— В христианстве главное — бесконечная милость и любовь Божья
— Страх побеждается Воскресением

Автор дает ответы на бытовые, духовные вопросы. И всё правильно, и интересно, и по делу.

Иными словами, на мой взгляд, Православие говорит человеку: «Трудись, зарабатывай больше. Развивайся, приобретай новые навыки, даже соревнуйся. Получай призы, премии, пожалуйста. Но только чтобы это не коснулось глубины твоего сердца, которое принадлежит Богу!» Чтобы путеводной для нас была евангельская притча: «… где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).

Но мне ближе все 6 томов «Слова» — старца Паисия Святогорца и «Когда Христос станет для тебя всем» — архимандрита Андрея (Конанос). Очень рекомендую. Они многому научат, дадут сил и радости.

В этой книге мы не найдем мудрых назиданий или каких-то других «поучительных» наставлений. Здесь — рассуждения: правдивые, где-то приятные, где-то наоборот, обличающие наше общество, в котором все труднее и труднее быть по-настоящему счастливым. Но счастье, по мнению автора, — это личный выбор человека, его образ жизни, а значит, он может быть счастливым в любых обстоятельствах.
Автор не делает акцент на религии, ведь счастья заслуживает абсолютно каждый человек. Однако можно проследить, что счастье верующего — невероятно глубокое понятие, отражающее больше его внутренний мир и душевную гармонию, чем внешние приобретения. Но что такое счастье в мирском смысле нам всем давно известно.

Человек верующий стремится к святости; человек неверующий стремится к счастью

Здесь мы найдем рассуждения автора о счастье с разных сторон жизни: он говорит и о любви, и о самоуважении, и о работе с целью приносить кому-то пользу.

Греки называли 4 добродетели, определяющих человека: рассудительность, мужество, умеренность и справедливость

Ну и, наконец, после прочтения книги настроение сразу поднимается. Мы смотрим вокруг себя, и кажется, что все не так уж плохо. А следующая цитата у меня всплывает в голове в тех ситуациях, когда пессимистичные мысли начинают нещадно меня терзать.

Сколько бы ни было в жизни горя, а радости все равно больше

И, вы знаете, помогает!

Что могу сказать о данной книге, наверное, для человека, который не разбирается в психологии и для совсем юного человека, эта книга будет очень полезна и познавательна. Я то уже тёртый калач, меня ничем не удивишь.

Книга – не Библия, нет ни в коем случае, даже не смотря на то, что ее составлял священник в тандеме с психологом.

Кому интересна природа взаимоотношений, роли в паре, мотивы тех или иных поступков, то Вам нужно поискать совет в этой книге.

В литературе и кино наиболее яркими и запоминающими становятся пары охваченные любовью-страстью. Они встречают друг друга и мир теряет какое-либо значение. Все преграды сметаются с пути. Любые подвиги по плечу. Он без неё жить не может, она без него тоже. В этом пламени, есть место только для двоих.

Бывают что супруг живут вполне счастливо. Но периодически возникают некоторые осложнения. Например он уходит в запой. Ну или жену бьет. А так между обострениями он хороший. Все родственники и соседи говорят что ей сказочно повезло. Не гулящий. Зарплату в дом приносит. То что пьет, так кто не пьет? А бьет – сама напросилась. Да и детям нужен отец. В конце концов все так живут. Чего жаловаться?

Иногда прожив долгое время вместе люди понимают что чувства ушли. Он видит её в халате кушающей лапшу и не узнает ту грациозную хрупкую девушку которую полюбил двадцать лет назад. Нет искры, нет вдохновения. Серые будни, детские крики, кредиты. Вот и любви не осталось. Зачем продолжать жить вместе если её нет. Может пора найти новую любовь?

Все вышесказанное о любви? Или мы подменяем понятия в угоду нашему искореженному чувству реальности?

Протоиерей Андрей Лоргус

Про книгу протоиерея Андрея Лоргуса и Ольги Красниковой «Мужчина и женщина: от я до мы», выпущенную не так давно издательством «Никея» в серии «Путь семейной жизни», нельзя сказать, что она посвящена специфическим проблемам именно церковных людей. Но нельзя также и сказать, что сама по себе принадлежность к Православной Церкви от этих порой мучительных вопросов избавляет. Увы, церковным людям кажется, что у них есть готовые ответы на практически все вопросы, в том числе и на вопросы о семье – они нередко пытаются подогнать свою жизнь под вырванные из контекста цитаты из Священного Писания, творений и бесед пастырей Церкви. Отец Андрей Лоргус, клирик храма святителя Николая на Трех горах в Москве, ректор Института христианской психологии, рассказывает о причинах появления книги и о распространенных трудностях, возникающих при встрече современных мужчины и женщины.

Многие могут спросить: зачем нужна еще одна книга на эту тему? Ведь в церковных лавках можно найти немало книг о том, как строить семью.

– В церковных лавках есть книги о религиозных, нравственных нормах брака, но книги по психологии отношений в браке стали появляться лишь в последнее время, и пока их слишком мало. Наша книга – вторая из серии, всего книг должно выйти четыре. Серия последовательно охватывает семейные проблемы. Первая книга – «Влюбленность. Любовь. Зависимость»; она о начале отношений, об особенностях поведения мужчины и женщины по отношению друг к другу. Вторая книга – обо всем, что до свадьбы. Третий том будет посвящен началу супружества, а четвертый – проблемам долгой семейной жизни. Но главное для меня в книге «Мужчина и женщина: от я до мы» – это разговор об ошибках, которые можно совершить, вступая в брак с конкретным партнером. Эти ошибки, к сожалению, очень часто совершаются мужчинами и женщинами.

Какие из этих ошибок можно назвать основными?

– Очень часто выбор основывается не на знании себя и предполагаемого партнера, а на стереотипах: «Какая девушка! Она так похожа на модель из журнала! Я ее люблю» или «Какой мужчина! У него красивое модное пальто, костюм, значит, он богатый. Я хочу выйти за него замуж» или «Этот мужчина так обо мне заботится, так меня понимает, он так ко мне внимателен…»

Разве последнее – тоже вредный стереотип?

– Это уже невроз. Вот так, например, выходят замуж за будущих алкоголиков. Чрезмерно заботящийся о женщине мужчина – это, как правило, маменькин сынок, который у мамы научился заботиться о маме. Это очень внимательный, теплый, послушный мужчина, он понимает женщин, он знает, что им нужно, знает, как их склонить на свою сторону. Он заглядывает им в глаза и старается предупредить их желания. Он дамский угодник. К сожалению, часто это созависимый мужчина. Один из вариантов развития его созависимости – алкоголизм. Этот тип особенно привлекателен для тех женщин, что ищут в партнерах удовлетворения своих невротических ожиданий, хотят, чтобы мужчины заменили им матерей.

Поэтому при выборе партнера важно не следовать стереотипам, а начинать с себя: «Кто я? Каковы мои особенности? Каковы мои намерения?» Если человек внимателен к себе, то он знает, насколько в данный период он расположен к семейной жизни, – а может, он хочет быть художником или сделать карьеру, может, он хочет уехать в другой город или еще что-то. Или, например, девушка, ответив себе честно на вышеупомянутые вопросы, поймет, что она хочет в браке найти того, кто заменит ей маму, или она хочет на самом деле не замуж, а просто решить свои бытовые проблемы – чтобы муж зарабатывал, а она беспечно проводила бы свою жизнь.

Что не так в современном расхожем представлении о том, как должны начинаться отношения юноши и девушки?

– Главный изъян – опять-таки в стереотипе. Вот сама фраза: «Как происходит, что встречаются юноша и девушка?» Да ведь это происходит тысячами разных способов – жизнь многообразна! Нет никакого шаблона. Главное, чтобы люди были открыты и готовы к тому, что с ними происходит в жизни.

Книга – подведение итогов Вашей и Вашего соавтора Ольги Красниковой двенадцатилетней работы. В чем эта работа заключается?

– Могу сказать о себе. Для меня это, прежде всего, пастырская деятельность на приходе – общение с людьми, которые приходят в храм. Плюс это психологические консультации, которые я осуществляю. И, конечно, это разнообразная работа со студентами. Когда ко мне обращаются по поводу разных проблем мужчины и женщины, очень часто они в результате выходят именно на тему создания семьи.

Если говорить о женщинах, то первая категория – это те, которые обращаются с вопросом: «Как выйти замуж?» Вторая категория – это замужние женщины, недовольные своими мужьями: «Муж пьет или изменяет, или ушел, или еще что-то».

Но и мужчины обращаются, говорят: «Семья в кризисе, в предразводном состоянии. Как спасти семью?» Это то, что касается отношений мужчины и женщины. А нередко обращаются и по поводу детско-родительских отношений.

С одной стороны, Вы говорите, что супружество – союз равноценных личностей, с другой стороны, подчеркиваете, что мужчина – глава семьи. Нет ли здесь противоречия?

– Все культуры так или иначе используют основные семейные понятия: муж, жена, отец, мать, дедушка, бабушка и так далее. Это семейные роли. А если это семейные роли, значит, у них есть свой функционал, который всеми понимается и всеми ожидаем. То есть мужчина и женщина друг от друга ожидают исполнения определенных ролей. Хотите, называйте это традиционными ценностями, не хотите – не называйте, но это общепринятые представления. Более того, для священника и психолога очевидно, что если партнерами эти функции не выполняются, тут же возникает кризис.

Но вот в наше время семейные роли нередко распределяются не в соответствии с патриархальными традициями. Например, жена может зарабатывать больше, чем муж…

– Ну и что? Не должно всеё упираться в деньги. «Кто платит, тот и заказывает музыку» – это еще один миф. Зарабатывать больше может в семье кто угодно, но это само по себе не значит, что он – глава. Все дело в том, что мужчина по природе склонен решать стратегические задачи, а женщина – тактические. Если они этого не могут делать, семья, возможно, не распадется, но жить в ней будет особенно трудно.

Протоиерей Андрей Лоргус

Жанр: Секс и семейная психология, Книги по психологии

«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Эта строчка из Апостольского послания стала эпиграфом к книге, написанной Андреем Лоргусом – православным священником, практикующим психологом, ректором Института христианской психологии.

  • Комментарии [0] |
  • Просмотров: 1714
  • 27 марта 2018, 13:40

Жанр: Секс и семейная психология, Книги по психологии

Семья – это чудо, которое невозможно объяснить: два абсолютно чужих человека становятся друг другу ближе всех на свете. Как это происходит? Авторы книги проходят по «Великому шелковому пути» семьи, рассказывая о разных аспектах трудного и интересного.

  • Комментарии [0] |
  • Просмотров: 1204
  • 27 марта 2018, 13:00

Жанр: Секс и семейная психология, Книги по психологии

Книга, которую вы держите в руках, приглашает в увлекательное путешествие по запутанным лабиринтам взаимоотношений Мужчины и Женщины. Это вторая книга священника Андрея Лоргуса и психолога Ольги Красниковой по семейной психологии. Она – о тех отношениях.

  • Комментарии [0] |
  • Просмотров: 1664
  • 30 августа 2015, 13:00

Жанр: Общая психология, Книги по психологии

Андрей Лоргус – практикующий психолог, автор книг и публикаций, ректор Института христианской психологии – приглашает нас к разговору о мужчинах, о мужском призвании быть отцом, о трудностях и радостях отцовства, об отцовской любви и о любви к отцу. Он считает: быть мужчиной – значит проходить через множество трудностей, которые развивают личность, и отцовство – одна из них. Это испытание дает огромные возможности для роста.

Являясь православным священником, автор адресует свою книгу как мужчинам, так и женщинам, чтобы помочь им примириться с собственным детством, лучше понимать своих мужей и жен, научиться уважать друг друга и найти прочную основу для воспитания.

  • Комментарии [0] |
  • Просмотров: 3081
  • 28 апреля 2014, 00:48

Жанр: Социальная психология, Книги по психологии

Автор «Книги о счастье» Андрей Лоргус – православный священник и одновременно – практикующий психолог, ректор Института христианской психологии. Уже только поэтому интересно прочитать то, что он пишет. В этой книге отец Андрей взялся за рискованную тему, в которой каждый может считать себя специалистом. Однако счастливы далеко не все. В чем же проблема? В книге автор не предлагает «рецептов счастья». Вместе с читателем он ставит вопросы, размышляет, делится своим опытом, ищет дорогу к счастью, помогает разгрести завалы мифологии, стереотипов и ложных представлений на этом пути. Вне Церкви, вне Пасхальной радости отец Андрей не мыслит счастья. Однако он адресует книгу не только христианам, но и всем, кто задумывается о фундаментальных жизненных.

Протоиерей Андрей Лоргус

Протоиерей Андрей Лоргус

Ректор Института христианской психологии

Телесное воскресение: как это будет?

То, что Церковь говорит про воскресение, – это догмат, а не просто богословское мнение, который содержится в Символе веры: «Чаю воскресения мертвых».

Более того, это очень важная часть нашего вероучения, смысл которого заключается в том, что мы все обязательно будем жить и после смерти. Причем жизнь наша – в духовно-телесном образе, и эта духовно-телесная природа дана нам Богом как подлинный образ человека, а не как образ, который должен распасться. Наоборот, он должен созидаться.

И воскресение должно вернуть человеку его подлинный образ, тот, который был изначально задуман Господом.

Уже в Евангелии даны некоторые образы телесного воскресения в виде притч. И оттуда можно заключить, что мы воскреснем в цельном, совершенном виде. Очень важно, что внешний образ наш будет телесным и телесность окажется индивидуальной для каждого. То есть не просто какое-то тело или «среднестатистическое» тело, абстрактное, а с узнаваемыми чертами, присущими каждому человеку.

Священномученник Мефодий Патарский в своей работе о воскресении пишет, что мы не только сохраним свой образ, но и способны будем друг друга узнавать.

Это означает, что мы сохраним черты нашей телесности. В том числе так называемые гендерные: мужчины будут с бородами, а женщины – с длинными волосами. Сохранятся и половые различия. Ведь и воскресший Христос есть Богомуж, как называл Его преподобный Анастасий, игумен Синайский.

Воскресшие тела будут мужчинами и женщинами. Другое дело, что Христос в Евангелии однозначно говорит: «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк.12,25); «…а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят» (Лк. 20, 35).

Значит, воскресшее человечество уже не будет иметь той части личной жизни, которая сегодня является для людей очень важной, то есть супружеской.

Несомненно, что телесность сохранит черты нашей жизни. Но как – этого мы не знаем. Но наша телесность будет представлять собою и некий портрет нашей духовной и личной жизни, принятых решений, нашей нравственности. Это может быть выражение лица, выражение тела. Но как это будет – тайна. Она приоткрывается духовной иконописью. Есть иконы, которые выражают некоторую духовную сущность святых в их уже посмертном образе. У преподобных, например, выделяются глубокие морщины от слез. Чей-то образ исполнен милосердия и любви.

Важно подчеркнуть, что вера в догмат о воскресении из мертвых трудна была всегда. Во все века встречались христиане, которые готовы были поверить в Нагорную проповедь, то есть в нравственную суть миссии Христа, но не готовы – в телесное воскресение.

Характерные страницы о трудностях этой веры есть в романе Достоевского «Идиот», где умирающий от туберкулеза Илларион спрашивал каждого приходящего: «Верите ли вы в Кану Галилейскую?» То есть для него сложным был именно момент чуда.

Чудеса сложны были для веры, в том числе чудо воскресения.

Да, люди умирают в разном возрасте. Кто-то в девяносто лет, а кто-то – через несколько недель после зачатия. Но мы все воскреснем в совершенном образе. Что это за совершенный образ – точного учения не существует.

Однажды у меня почти случайно в Кремле состоялась беседа с владыкой Василием (Родзянко). После службы он нашел время откликнуться на мой вопрос, который касался крещения тяжелых инвалидов. Я тогда служил в психоневрологическом интернате и передо мной тоже стоял вопрос: а что будет с этими детьми в дальнейшем? Я их крестил, миропомазывал, прекрасно понимая, что многие из них не доживут до взрослого возраста и никогда не смогут ни ходить сами, ни даже держать чашку.

Владыка мне сказал, что мы ни в коем случае не должны сомневаться в том, что Господь восстановит телесность каждого, кто при жизни был частично ее лишен, в полном, совершенном образе.

То есть и младенцы, даже еще не родившиеся, будут в совершенном образе, и инвалиды. Телесность будет полной, совершенной в смысле полноты замысла Божьего. При этом они будут сохранять и черты своей индивидуальности. Как это будет – мы не знаем.

Воскресение – не естественный процесс, не воссоздание того же генотипа, а чудо, новое творение. Но творение того, что было. По этому поводу вспоминается история с Ньютоном, которого на заседании Королевского общества просили ответить на вопрос про воскресение телесное: «Кто же может собрать рассеявшиеся в прахе тела умерших, чтобы образовать новые тела для бессмертных душ?» Ньютон попросил ученика принести горсть железных опилок, обычную грунтовую пыль и смешал их: «Кто выберет эти железные опилки из этой смеси?» Потом он взял большой магнит и стал водить им над смесью. В ней возникло движение, и послышался шелест. Пылинки железа устремились к магниту. Ньютон серьезно посмотрел на присутствующих и сказал: «Тот, Кто дал такую силу бездушному металлу, неужели не сможет совершить большего? Когда наступит время воскресения, Бог соберет наши пылинки и воскресит наши тела».

Это больше, чем мы можем ожидать.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Лучшие книги Андрея Владимировича Лоргуса

ISBN: 978-5-91761-518-9
Год издания: 2017
Издательство: Никея
Серия: Никея — о вере
Язык: Русский

О чем эта книга?
В этой книге отец Андрей взялся за рискованную тему, в которой каждый может считать себя специалистом. Однако счастливы далеко не все.
В чем же проблема? В книге автор не предлагает «рецептов счастья». Вместе с читателем он ставит вопросы, размышляет, делится своим опытом, ищет дорогу к счастью, помогает разгрести завалы мифологии, стереотипов и ложных представлений на этом пути. Вне Церкви, вне Пасхальной радости отец Андрей не мыслит счастья. Однако он адресует книгу не только христианам, но и всем, кто задумывается над тем, как прийти к счастью.

Почему мы решили издать эту книгу?
Сейчас есть множество книг о счастье, направленных на создание некой технологии — делай так и будет тебе счастье. Однако такая позиция лишает читателя выбора, не дает построить свой личный жизненный путь. Поэтому нам было очень важно, что отец Андрей, будучи профессиональным психологом и опытным священником, помогает читателям осознать именно собственный уникальный путь к тому, что принято называть счастьем.

Кто автор?
Автор «Книги о счастье» Андрей Лоргус — православный священник и одновременно — практикующий психолог, ректор Института христианской психологии. Уже только поэтому интересно прочитать то, что он пишет.

О чем эта книга?
В этой книге отец Андрей взялся за рискованную тему, в которой каждый может считать себя специалистом. Однако счастливы далеко не все.
В чем же…

ISBN: 978-5-91761-443-4
Год издания: 2015
Издательство: Никея
Серия: Никея — О вере. Жизнь по вере
Язык: Русский

Книга «Благословенный труд. Карьера, успешность и вера» — явление уникальное. Едва ли среди нас найдется человек, не стремившийся найти свое призвание и никогда не мечтавший об успешности. Часто совесть смущает нас выбором между корыстным и бескорыстным. Мы теряемся, не знаем, как поступить, и не понимаем, где корни неуверенности и страха, мешающих нам преодолевать препятствия на пути к заветным целям. В увлекательной и динамичной книге вырисовывается этическая, психологическая и богословская концепция карьеры.
Уникальность книги заключается в том, что она способна вдохновить читателя на созидание, на труд, на стремление к осмысленности собственной жизни и целостности личности.

Для кого эта книга?
Работа, заработок, карьера, служение, призвание — едва ли для кого-нибудь эти темы могут показаться незначимыми и оторванными от жизни, причем жизни не только будничной, но и духовной. Однако оказалось, что книг, где был бы выражен христианский взгляд на эту важнейшую область нашего существования не так уж много, а если говорить о православном книгоиздании, лучше сказать, что их почти что нет.

«Изюминка» книги
Книга драматургически выстроена по принципу движения к цели: Сомнения — Начало пути — Преодоление — Цель.

Книга «Благословенный труд. Карьера, успешность и вера» — явление уникальное. Едва ли среди нас найдется человек, не стремившийся найти свое призвание и никогда не мечтавший об…

ISBN: 978-5-91761-679-7
Год издания: 2017
Издательство: Никея
Язык: Русский

О чем эта книга?Священник Андрей Лоргус — практикующий психолог, автор книг и публикаций, ректор Института христианской психологии — приглашает нас к разговору о мужчинах, о мужском призвании быть отцом, о трудностях и радостях отцовства, об отцовской любви и о любви к отцу.

Для кого эта книга?
Книга адресована как мужчинам, так и женщинам, чтобы помочь им примириться с собственным детством, лучше понимать своих мужей и жен, научиться уважать друг друга и найти прочную основу для воспитания сыновей.

Почему мы решили издать эту книгу?
В нашей культуре ощущается сдвиг, деформация мужской линии всех поколений. Без преувеличения можно сказать, что практически каждая российская семья ощущает в одном или более поколениях дефицит мужского присутствия. И это не может не влиять на развитие мужской личности и отношение к мужчинам. Мужественность сегодня побеждена идеей успешности. Образование — для «ботаников», вера — для женщин. А для мужчины главное — успех, измеряемый в деньгах. Такая ценностная установка наносит очень тяжелый духовный удар по мужественности.

Какое отношение все это имеет к теме отцовства?
Мужество — это сущность отцовства. И мужество, и отцовство основываются на ответственности за себя самого. Чтобы стать отцом, необходимо мужество. Быть мужчиной значит проходить через множество трудностей. Отцовство — одна из таких трудностей на пути становления личности мужчины. Это испытание, дающее огромные возможности для духовного роста. Оно заслуживает уважения и понимания.

Изюминка издания
Роль отца в книге многогранна: отец приводит ребенка в мир и учит в нем жить, он — опора, глава семьи, глава рода, он передает детям накопленный в поколениях опыт совести и ценности, которые с ней связаны. Эти темы автор рассматривает как с позиции практикующего психолога, так и священника, соединяя духовность и науку.

Об авторе
Протоиерей Андрей Лоргус — клирик храма Святителя Николая на Трех Горах, прежде служил в храме Илии Обыденного, в Высоко-Петровском монастыре, в психоневрологическом интернате.
В 1982 году окончил факультет психологии МГУ. В 1988 году рукоположен в дьяконы. В 1991 году окончил Московскую духовную семинарию. В священники рукоположен в 1993 году.
Был деканом факультета психологии Российского православного университета Иоанна Богослова.
С 1996 года преподает антропологию и христианскую психологию в МГУ, в Российском православном университете, в Институте христианской психологии.
В настоящее время является ректором Института христианской психологии. Читает авторские курсы: «Православная антропология», «Духовный путь личности», «Богословие языка и речи», «Психопатология религиозной жизни» и другие.
Занимается психологическим консультированием.
Главные направления научных интересов — психология личности и семейная психология.
Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви.

О чем эта книга?Священник Андрей Лоргус — практикующий психолог, автор книг и публикаций, ректор Института христианской психологии — приглашает нас к разговору о мужчинах, о…

У книжной полки. Психолог священник Андрей Лоргус. Книга об отцовстве

В жизни ребенка есть два мира: семья и то, что находится за дверью дома. Мир внешний непонятен, он пугает своей силой, стихией, враждебностью. И в то же время ребенку хочется в этот мир заглянуть, а со временем – даже отправиться в далекие путешествия. В пору отрочества эти два чувства – опасение и любознательность – приходят в равновесие, затем желание узнавать мир и погружаться в него становится сильнее. В семье эти два мира в ощущении ребенка соединены мостом – надежным, крепким, безопасным. Этим мостом является отец. Самому ребенку слишком сложно рискнуть шагнуть во внешний мир, слишком страшно! Но при поддержке отца, ощущая его сильную и любящую руку, дети решаются на смелые шаги. На тему, что значит быть отцом, беседует с читателями протоиерей Андрей Лоргус со страниц своей «Книги об отцовстве».

Протоиерей Андрей Лоргус – практикующий психолог, автор книг и публикаций, ректор Института христианской психологии – приглашает читателей к разговору о мужчинах, о мужском призвании быть отцом, о трудностях и радостях отцовства, об отцовской любви и о любви к отцу. Он считает: быть мужчиной – значит проходить через множество трудностей, которые развивают личность, и отцовство – одна из них. Являясь православным священником, автор адресует свою книгу, вышедшую в издательстве «Никея», как мужчинам, так и женщинам, чтобы помочь им примириться с собственным детством, лучше понимать своих мужей и жен, научиться уважать друг друга и найти прочную основу для воспитания сыновей.

Подробнее о том, кому предназначено это издание, автор пишет в предисловии: «Эта книжка – для мужчин, которые учатся быть отцами; для женщин, которые учатся быть женами; для всех, кто благодарен своим отцам или пытается быть им благодарным. Эта книжка также для тех, кто не знает тепла и надежности отцовских рук, вздрагивает при слове «отец», старается не вспоминать его имя или считает, что отца у него нет. Правда, — как считает автор, — этим людям имеет смысл читать книжку только в одном случае – если их тяготит сложившаяся ситуация. Тем же, кого все устраивает, книжка эта ничего не даст. Мне бы хотелось, — говорит отец Андрей, — чтобы ее прочитали и те женщины, которые пытаются в одиночку воспитывать сыновей. Думаю, что им эта книга причинит очень много боли. И все-таки именно этим женщинам хочется сказать: «Попробуйте отыскать в своих сердцах любовь к вашим отцам. Найдете уважение к отцам – найдете любовь к мужьям. И тогда ваши дети будут счастливы»».

«Откуда берутся родительские чувства?» Это один из вопросов, на который отвечает автор на страницах этой книги. Часто приходится слышать, — говорит отец Андрей, — такую точку зрения: «Материнская любовь – это инстинкт, она любит своего ребенка просто потому, что это ее ребенок. А у отца такого инстинкта нет. Поэтому отцы меньше любят своих детей, их любовь поверхностная, наносная и вообще ненастоящая». Это, как утверждает автор, глубокое заблуждение. Никаких инстинктов у человека нет. Ни одного. Никакого. И отцовского или материнского инстинкта тоже не существует. Это метафора обыденного сознания. Фигура речи, не более того. Родительство – приобретаемое явление, а не врожденное. Формируется оно на базе двух главных институтов: семья и социокультурные отношения.

К социокультурным отношениям относятся и религиозные, определяющие ценностные установки человека, его правила и нормы поведения. Родительство – это фундаментальная личностная структура, формирующаяся в течение всего детства, отрочества, юности. У ребенка от рождения нет никакого родительского инстинкта. Это хорошо видно на примере детей, которые выросли в интернатах, в детских домах и в прочих учреждениях подобного типа: у них никакой родительской модели поведения нет. Она может потом возникнуть, ее можно сформировать, ее можно воспитать, но она не заложена изначально. Это относится как к материнству, так и к отцовству.

Отцовство, — по словам автора, – это продолжение сыновства. Тот, кто осознает себя сыном, внуком, имеет ресурс стать отцом. Сыновство – вот главный источник отцовской любви. Мужское родительство начинается позже, чем женское. И это понятно. Непосредственного, физиологического ощущения своего ребенка у мужчины поначалу просто нет, ведь он не вынашивал, не рожал. В первые месяцы жизни младенца отец может быть помощником матери, но он не самостоятельная фигура. По большей части он ребенку напрямую и не нужен. Но ребенку нужна счастливая мать, нужно ощущение безопасности. И его должен обеспечить отец.

Ранний период отцовства, как говорит автор, – это время, когда мужчина заботится не столько о ребенке, сколько о жене. Он создает для нее среду защищенности и любви, а жена передает эти чувства ребенку. Это, — отмечает отец Андрей, — не метафора. Мы знаем, что состояние счастья имеет определенную гормональную формулу, и эти гормоны передаются младенцу с молоком матери. Но главное – родившийся ребенок чувствует мать тактильно, на слух, через запах, через интонации. Ребенок эмоционально воспринимает мать, отлично распознавая все ее состояния. Если женщина – в счастье, в радости, в усердии, несмотря на все физические трудности, недосып, усталость и прочее, тогда и ребенок хорошо растет и развивается. А счастье матери – это деятельность и ответственность мужчины. Поэтому, как это ни парадоксально, раннее отцовство – это супружество. Именно супружеская любовь и есть форма заботы отца о младенце. Как и когда зарождается отцовское чувство? Об этом читайте на страницах этой книги.

Завершая ее обзор, хочется еще раз отметить то, что отец выводит дитя в мир. Но он же и охраняет мир и охраняет порядок в мире, чтобы его детям в этом мире можно было развиваться. Отец – гарант безопасности мира вокруг семьи и детей. Микрокосмос окружающий семью – это зона ответственности отца. Это дом и двор, подъезд и лестница, улица и школа. Всюду в этом микромире присутствие отца, в той или иной степени, гарантирует ребенку относительную безопасность для его развития. Если на улице, где гуляют дети, им что-либо угрожает – машины, взрослые, сквернословие, грязь, преступность – отец вмешивается, чтобы навести порядок. Это идеальная картинка. Часто ли вы такую встречали? – спрашивает отец Андрей у читателя и отвечает: Увы! И одна из причин того, что ответственные отцы стали редкостью – разрушение роли отца. В чем заключается это разрушение, что дает отцовство мужчине на пути его духовного роста и какова роль отца в жизни его детей – об этом и многом другом – говорит протоиерей Андрей Лоргус со страниц этой книги.

По словам протоиерея Андрея Лоргуса, эта книжка не содержит рецептов и инструкций по «ответственному родительству». Это не учебник и не сборник задач. Скорее бы, — говорит автор, — я мог охарактеризовать ее как приглашение к разговору – о мужчинах, о мужском призвании быть отцом, о трудностях и радостях отцовства, об отцовской любви и о любви к отцу. Используя свои профессиональные знания по психологии, свой опыт священника и психолога, отец Андрей обращается к личным переживаниям и воспоминаниям, к историям, рассказанным знакомыми и друзьями. При этом он рассматривает отцовство гораздо шире и глубже, подчеркивая связь между нашим отношением к отцу и нашим отношением к Богу.

Ссылка на основную публикацию