Протоиерей Григорий Григорьев

Протоиерей Григорий Игоревич Григорьев. Автобиография

Григорьев Григорий Игоревич родился 23 декабря 1956 г. в Ленинграде. В 1979 г. закончил IV военно-морской факультет Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Проходил службу на Краснознаменном Тихоокеанском флоте (КТОФ) в гарнизоне Владивостока в должностях: начальника медицинской службы подводной лодки, начальника кабинета психоневрологии, психотерапии и наркологии поликлиники флота, старшего психоневролога Тихоокеанского флота. Участник дальних походов и непосредственный участник ликвидации трех аварийных ситуаций на подводных лодках (1980).

Профессиональную и научную деятельность продолжил в Ленинграде в должности врача-психотерапевта, психиатра-нарколога Клинической больницы Управления Делами Академии наук СССР. Является врачом-психотерапевтом, психиатром-наркологом, психиатром высших квалификационных категорий, имеет сертификаты по указанным специальностям.

С 1988 г. является директором Международного института резервных возможностей человека. При его личном участии прошли высокоэффективное лечение свыше 130 тысяч больных алкоголизмом, никотинизмом, наркоманиями, игроманиями и различными формами неврозов.

С 1991 г. доктор Григорьев является председателем Всероссийского Общества трезвости и милосердия святого благоверного Великого Князя Александра Невского. Созданное на базе Международного института резервных возможностей человека по благословению священноначалия оно продолжает традиции дореволюционного Всероссийского Братства трезвости (1897).

Протоиерей Григорий Григорьев является сопредседателем Экспертного совета Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости и членом коллегии Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, членом межведомственной комиссии между Минздравом РФ и Русской Православной Церкви. Является членом правления Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви. Является настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Выборгской епархии (правящий архиерей Преосвященнейший Игнатий (Пунин), епископ Выборгский и Приозерский, председатель синодального отдела по делам молодежи).

Закончил с отличием Санкт-Петербургскую православную духовную семинарию и академию. С 2011 г. является профессором церковно-практического отделения СПбПДА где преподает спепцкурс «Аддиктивное поведение».

В 2014 г. избран по конкурсу деканом факультета психологии и философии человека и заведующим кафедрой психологии Русской христианской гуманитарной академии. Является профессором кафедры педагогики и теории образования Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В 2005 г. избран по конкурсу на должность профессора кафедры медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, а в 2012 г. переизбран по конкурсу на должность профессора кафедры психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, где преподает по настоящее время курс «Психотерапия зависимостей».

В 1993 г. в ученом совете Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева защитил кандидатскую диссертацию (специальность 14.00.45 – наркология) по теме: «Лечение алкоголизма методом массовой эмоционально-эстетической психотерапии (разработка метода и оценка его эффективности)».

В 2004 г. в ученом совете Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России защитил докторскую диссертацию (специальность: 05.26.02 – безопасность в чрезвычайных ситуациях и 19.00.04 – медицинская психология) по теме: «Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой (духовно ориентированной на православной основе) психотерапии».

В 2005 г. ВАК Минобразования России присвоил ему ученую степень доктора медицинских наук, а в 2006 г. Федеральная служба РФ по надзору в сфере образования и науки – ученое звание профессора по кафедре медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.

В 2008 г. Указом Президента РФ профессору Григорьеву Г.И. было присвоено почетное звание «Заслуженный врач Российской Федерации». Награжден многими государственными, ведомственными, церковными и общественными наградами: орденами и медалями Президента РФ, Министерства Обороны РФ, Главкома ВМФ, МЧС России, МВД РФ. В 2005 г. приказом Главкома ВМФ Григорьеву Григорию Игоревичу было присвоено почетное звание «Заслуженный подводник России».

В 2015 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия защитил докторскую диссертацию по богословию по теме: «Грех как аддиктивное поведение: богословские основания и медико-психологический опыт исследования». Запись заседания диссовета и защиту диссертации можно посмотреть на сайте нашего храма. 1 ноября 2015 г. при освящении храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором в Москве на протоиерея Григория Григорьева был возложен докторский крест Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

Автор более 400 научных работ, часть из которых опубликованы за рубежом; автор и соавтор 4 патентов Российского патентного ведомства, 10 учебно-методических пособий и 10 монографий. Под его руководством и консультированием защищены 8 кандидатских диссертаций и 2 докторские диссертации. Член редакционного совета научно-практического рецензируемого журнала «Вестник психотерапии».

Является членом Союза писателей России и членом Литературного Фонда РФ. Автор 3 художественных книг.

Женат с 1982 г., имеет троих детей и четверых внуков.

Протоиерей Григорий Григорьев

Психиатр с 30-летним стажем практической работы, автор многочисленных публикаций, лектор. Преподаватель в Санкт-Петербургской духовной академии. Председатель Александро-Невского общества трезвости. Настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Юкки Выборгской епархии.

«Точка опоры» (Санкт-Петербург)

Вопрос-ответ

Можно ли говорить о Евангельской проповеди в православной стране?

Надо ли бороться за исполнение молитвенного правила или просить у священника послабления?

Можно ли говорить о «просветление» в рамках христианской православной традиции?

Помогают ли химические вещества, используем при обрядах в языческих религиях, сблизиться с Богом?

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 6 февраля 2020 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»

6 февраля. Ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела

6 февраля 2020 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)

6 февраля. Блаженная Ксения Петербургская

6 февраля 2020 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)

Этот день в истории. 6 февраля

6 февраля 2020 г. «День ангела»

День ангела. 6 февраля

6 февраля 2020 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)

Читаем Апостол. 6 февраля

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

© 1999-2020 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Священник Григорий Григорьев: можно ли кодироваться от алкоголизма?

Мнение врача-нарколога — православного священника Григория Григорьева. Священник Григорий Григорьев — преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, член коллегии Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Санкт-Петербургской митрополии, сопредседатель Александро-Невского общества трезвости, директор Международного института резервных возможностей человека.

— Какие методы вы применяете и есть ли методы, которые считаете недопустимыми?

— Методы, которые приводят человека к отрезвлению и воцерковлению, нельзя считать недопустимыми. Это мое глубокое убеждение. Не нужно анализировать, православны ли методики, доказавшие свою эффективность. Бессмысленно искать в секулярном обществе православные методы. Нет православной медицины, она, научная медицина, изначально физиологична и методологически атеистична. Но то, что приводит человека в Церковь, не может быть не от Бога. Неважно, какой дорогой приходит человек в храм, если в итоге приходит. Нужно воцерковлять программу «12 шагов» и другие эффективные методики. Главное, чтобы личность врача не заслоняла собой Бога. Суть у этих методик одна. Они все основаны на доверительной беседе, на контакте. Основная задача врача – объяснить человеку, что с ним происходит, что такое зависимость, что есть зависимость физическая, есть психическая, а есть духовная. Исцеление всегда начинается с понимания человеком, что он болен, а, стало быть, только своей волей без помощи врача и Бога зависимость преодолеть не может. Беда в том, что большинство зависимых больными себя не считают.

— Разве кодирование на беседе основано? Многие православные люди считают, что это бесовщина.

— Чушь собачья. Нет такой власти у бесов. На самом деле и кодирования в природе нет. Сегодня многие наркологи называют так любую врачебную манипуляцию. Это просто термин страха, на котором основаны многие современные методы лечения: химзащита, подшивка препарата «эспераль», вливание «торпедо», акупунктурное программирование и ряд других. Если бы была в природе сила, которая связывала волю человека и при этом вела к стопроцентному исцелению, открывший ее получил бы Нобелевскую премию. Если бы кто-то закодировал героинового наркомана, чтобы тот бросил принимать героин, ему бы памятник при жизни поставили. Но это невозможно. Кодирование – просто термин, за которым ничего не стоит. И неправда, что все закодированные не пьют – некоторые пьют. Стопроцентной эффективности нет ни в одной методике, и кодирование – не исключение. Но кому-то помогает протрезветь, и поэтому ничего богопротивного я в кодировании не вижу. А вот борьба с термином «кодирование» путает, смущает, разделяет людей, лишает их надежды на трезвость и уводит от Бога. Когда люди отрезвеют, кто-то придет в храм. А если не отрезвеют, никто не придет.

— И главный нарколог России Евгений Брюн говорит, что кодирование держит человека на страхе. Разве это допустимо?

— А вы вспомните, что сказал Господь, когда показывал Адаму райский сад: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт., 2, 16-17). Бессмертного и безгрешного человека пугал, говорил ему о смерти и грехе! Нам же, грешным, тем более необходимы и страх, и любовь. Страх исцелить не может, но может на время остановить. Разве это мало для человека, который из-за возлияний катится на дно, рискует потерять (или уже потерял) семью и работу? Вот когда он остановится, у него появится шанс исцелиться. А исцеляет только любовь.

— Но есть же и оккультные методы?

— Я не слышал, чтобы они применялись в официальной наркологии или чтобы кто-то бросил пить у оккультистов или колдунов. Не изгонит сатана сатану. Не могут темные силы восстанавливать тело – храм духа. Они способны только разрушать. Повторяю, среди методов, которые доказали свою эффективность, широко применяются и помогают какому-то проценту людей отрезветь, я не знаю ни одного, принципиально противоречащего христианству, отрицающего Христа как Бога.

Протоиерей Григорий Григорьев

Лечение зависимостей — сложный процесс, который в настоящее время сочетает методы медицинского, психологического и духовного воздействия. Одним из ведущих специалистов в этой области является протоиерей Григорий Игоревич Григорьев. Талантливый учёный и богослов посвятил свою жизнь борьбе с человеческими зависимостями.

Жизнь Георгия Георгиевича — путь от атеиста к искренне верующему человеку, посвятившему свою жизнь служению людям и Господу.

Отец Георгий родился в 1956 г. в городе Ленинград. Его родители получили филологического образование на соответствующем факультете Ленинградского Государственного университета. Мать Дарья Васильевна родилась в белорусском городе Городок. Став дипломированным филологом, она посвятила свою жизнь работе в организованном ей лицее. Преподавание и воспитание в нем велось в соответствие с духовными устоями XIX в.

Отец — Игорь Николаевич — участвовал в Великой Отечественной войне, сражаясь в Плюсском подполье в районе Пскова. После окончания университета Игорь Николаевич начал сочинять стихи, которые были посвящены любви во всех её проявлениях.

В пятилетнем возрасте мальчика отвезли жить к бабушке и дедушке. Где он получал среднее образование в душе советского атеизма. Большое влияние на юношу оказывал окружавшая его военная среда. Он проявлял склонность к воинской службе и не помышлял об служении Господу.

Интересно: отец Георгий отмечает, что многие строки из произведений отца он стал понимать только в зрелом возрасте, открыв сердце Господу.

Светская карьера

Георгий в 17 лет поступает в ленинградскую Военно-медицинскую академию, которую успешно заканчивает через 6 лет. По распределению он отправляется проходить службу на Тихоокеанском флоте. Молодого врача послали на подводную лодку.

Через год во время автономного плавания, длившегося два месяца, на судне 3 раза происходили крупные аварии. В одной из них Георгий чудом выжил. Этот случай заставил молодого человека задуматься о Боге и начать читать Евангелие. Через 2 года морской офицер принял крещение и воцерковился. С этого момента его жизнь наполнилась новым смыслом.

До завершения службы на флоте Георгий Игоревич получил большой опыт работы с зависимыми людьми, работая сначала начальником кабинета психоневрологии в ведомственной клинике, а затем старшим психоневрологом Тихоокеанского флота. После возвращения в Ленинград в середине 80-х гг. он продолжает профессиональную деятельность, устроившись в клиническую больницу Управления делами Академии наук СССР на должность психиатра-нарколога.

Накопив большой опыт в лечении зависимостей, учёный инициирует создание и возглавляет Международный институт резервных возможностей человека. На его базе он разрабатывает и применяет метод лечения алкогольной зависимости и наркомании методом массовой эмоционально-эстетической психотерапии.

Основываясь на полученном опыте и достигнув больших результатов, в 1993 г. доктор Григорьев защищает кандидатскую диссертацию по этой теме. Через 10 лет, в течении которых метод развивался на основе соединения психологии и религии, проходит защита докторской научной работы.

В 2005 г. Григорьев получает звание доктора медицинских наук. Через 3 года его заслуги отмечаются президентом Д. А. Медведевым, который присвоил учёному звание «Заслуженный врач Российской Федерации»

Религиозный путь

После крещения Григорий Григорьев начал читать религиозную литературу и открывать своё сердце для Господа. Его духовным отцом стал известный ленинградский священнослужитель Василий Лесняк, который направлял и помогал доктору в его работе по отрезвлению людей.

Ещё интересные статьи о православии:

Желание стать священником появлялось у доктора Григорьева ещё в 90-е гг, но фактические шаги на этом пути были совершены только в начале XXI столетия. В 2004 г. он возглавил приходской совет при церкви в честь Рождества Иоанна Крестителя в селе Юкки Ленинградской области. Под его руководством храм, строительство которого продолжалось к этому моменту более 10 лет, был быстро возведён.

В это же время он с отличием заканчивает Православную Духовную Академию в Санкт-Петербурге. В 2010 г. свершается его рукоположение в сан диакона, а через 3 года — в священника. После принятия священства он становится настоятелем, построенной с его участием церкви в Юкках. В этот небольшой храм приходят зависимые люди и члены их семей, чтобы получить помощь отца Григория.

Семейное положение

Отец Григорий женился в 1982 году. Сегодня он является дедом 4 внуков, которых ему подарили 3 детей. Священник отмечает, что с супругой за 37 лет совместной жизни они ни разу не поругались и не повысили друг на друга голос.

Интересно: знакомство с женой и скорая женитьба были предсказаны будущему священнику Господом. О. Григорий вспоминает, что во время молитвы в его сердце прозвучали слова о скорой женитьбе. Через несколько дней он встретил девушку, которой на следующий день сделал предложение.

Общественная и преподавательская работа

Григорий Григорьев активно делится знаниями, накопленными им в ходе работы с зависимыми людьми и научной деятельности в этой сфере. Он преподавал в нескольких российских учебных заведений, к которым относятся:

  • Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования (2005 г.);
  • Северо-западный государственный медицинский университет имени И.И.Мечникова (2011 г.);
  • Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия (2011 г.)

Помимо педагогической деятельности о. Григорий пропагандирует трезвый образ жизни и духовное очищение в средствах массовой информации. Он ведёт цикл передач на православном телевизионном канале «Союз». В них поднимаются проблема взаимосвязи развития зависимостей с духовно-нравственным, а также психологическим состоянием человека.

Священник рассказывает о причинах появления зависимостей и путях их преодоления. В эфире этого канала также выходят авторские передачи «Ветер радости», которые освещают проблемы, мешающие человеку наслаждаться жизнь и идти к главной цели — единению с Господом. Подобные передачи в формате беседы проходят в эфире «Радио России».

Периодически в различных светских и церковных печатных и электронных изданиях появляются работы протоиерея Григория, посвящённые социальным и духовно-нравственным явлениям российского общества. Он является членом редакционного совета научного журнала «Вестник психотерапии».

Григорий Игоревич Григорьев является автором более 400 научных статей и работ. По его монографиям и учебным пособиям занимаются студенты многих медицинских вузов. Наиболее известными из работ являются следующие монографии и научные работы:

  • Духовно ориентированная терапия;
  • Кризисно-реабилитационная помощь (методом эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии) при героиновой наркомании: концепция, принципы, эффективность и механизмы воздействия;
  • Духовно-ориентированная психотерапия в форме целебного зарока: теоретические основы, организационная структура и информационно-аналитическое обеспечение;
  • Лечение хронического алкоголизма методом массовой эмоционально-эстетической психотерапии (разработка метода и оценка его эффективности;
  • Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой психотерапии;
  • Грех как аддиктивное поведение: богословские основания и медико-психологический опыт исследования.

Деятельность протоиерея Григория Григорьева, основанная на соединении психологических приемов воздействия с духовным очищением, посвящена избавлению людей от пагубных пристрастий. Священник, имеющий медицинское образование не только лечит зависимых людей, но и открывает им путь к спасению и Господу, единение с которым делает людей счастливыми и цельными личностями.

Божественное исцеление. Отец Григорий вылечил 130 тысяч пьяниц

20 лет жизни протоиерей Григорий Григорьев, выпуск­ник Военно-медицинской академии, отдал морю. Он служил на Тихоокеанском флоте, принимал участие в дальних и трудных походах, пережил три аварии подводных лодок. Как раз после третьей, которая произошла в Индийском океане, он и задумался впервые о Божьем промысле.

— Когда лодка всё же всплыла на поверхность (хотя многие уже попрощались с жизнью), я выбрался на палубу. Взглянул в высокое тёмное звёздное небо и вдруг осознал: во Вселенной, оказывается, существует невероятный порядок, — вспоминает тот день отец Григорий. — И в эту минуту осознал, что случайно из хаоса он возникнуть не мог. В этот момент я поверил в Бога.

— Оказалось, что за три месяца я не принимал спиртного только три дня. Как врач осознал: это уже стало проблемой. С тех пор прошло 35 лет. И за все годы спиртного не пригубил ни разу!

Григорию Григорьеву повезло учиться у Александра Довженко, основателя метода стрессопсихотерапии алкогольной зависимости. Он стал одним из учеников, которым знаменитый врач завещал своё дело. Григорий Игоревич занялся совершенствованием метода, дав ему название — духовно ориентированная терапия, или целебный зарок. Сегодня отец Григорий заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, доктор богословия. Под его руководством защищено 3 докторские и 15 кандидатских диссертаций по лечению зависимостей.

— Всю жизнь я занимался строительством моста между медициной и Церковью, — поясняет батюшка.

Дорога в храм

По выходным дням в небольшой храм в деревне Юкки (Ленинградская область), в котором отец Григорий служит настоятелем, собирается по 400-500 человек. В основном это бывшие, настоящие и, увы, будущие пациенты отца Григория. Здесь даже из 12 алтарников половина бывшие алкоголики и наркоманы. Сегодня у всех у них семьи, дети, многие стали успешными бизнесменами. Батюшка с гордостью про них говорит: «Уверен, что Бог их не оставит, пока они стремятся к нему».

Самого колоритного отец Григорий называет «Патриарх алкоголизма». С батюшкой он познакомился в 37-летнем возрасте, к тому моменту успев 70 раз (!) полечиться в наркодиспансере. Когда денег на выпивку не хватало, продавал всё, что оказывалось под рукой. Умудрился продать даже батареи и входную дверь из своей квартиры. Сегодня на службу приходит с супругой и внуками.

— Но ведь наркологи считают, что алкоголизм неизлечим? — спрашиваю.

— Да, медицинским путём можно вывести из запоя, восстановить нарушения, которые возникают при приёме вредных веществ, — поясняет отец Григорий. — Но от духовной зависимо­сти человека может освободить только Бог. Поэтому основа метода — зарок, обращение к Богу за помощью. По словам апостола Павла, Сила Божия в немощи человеческой свершается.

Лечение занимает. один день. Сперва 3-часовая общая беседа. Здесь задача — убедить человека в том, что он болен: ни один алкоголик себя таковым не считает. Потом индивидуальный приём, на котором пациент даёт зарок на кресте и Евангелии. Тем самым пришедший просит помощи у Бога и признаёт: если снова он начнёт пить, значит, откажется от Божьей помощи. После этого над ним читается молитва. И. тяга пропадает. Если же человек опять почувствует беспокойство, желание выпить, раздражительность, его ждёт исповедь. Этот повторный индивидуальный приём помогает обрести вновь силы для борьбы с пагубным пристрастием.

Замечаю, что многие покупают нательные крестики прямо перед началом беседы.

— Строго говоря, верующими их назвать нельзя, — подтверждает мои наблюдения батюшка. — Под бомбёжкой человек кричит «Господи, помоги!» не потому, что верит в Бога, а потому, что деваться некуда. Вот и они сюда пришли, потому что жизнь загнала их в угол. Но после разговора многие становятся прихожанами.

Нередко на огласительные беседы к отцу Григорию приходят целыми семьями. Увы, случаи, когда жёны алкоголиков, которые водили их по врачам, сами начинают пить, не редкость. — Психиатры называют это явление индуцированным психозом, а простые люди говорят: «С кем поведёшься, от того и наберёшься», — поясняет батюшка. — Поэтому я всегда говорю жёнам алкоголиков: перестаньте их спасать. Спасайте себя! Иногда единственное, что вы можете сделать для человека, — это во­время уйти от него.

Русские — пьяницы?

Убеждения, что женский алко­голизм неизлечим, отец Григорий не разделяет:

— Женщина — существо более совершенное, чем мужчина. Они сделаны из более качественного материала (Адам — из грязи, а Ева — из его ребра), потому и излечиваются быстрее.

С тем, что алкоголизм — наследственное заболевание, батюшка тоже не согласен:

Не согласен врач-священник и с тем, мол, что у «русского человека пьянство в крови»:

— Алкоголизм — хорошо изученное заболевание. В России алкоголизм распространён так же, как в других европейских странах. Просто русский человек всегда был человеком духовных ценностей. Когда они исчезли, нишу заняли разные зависимости. Но с Божьей помощью всё преодолеем.

Протоиерей Григорий Григорьев: «Надо жить, как в сумасшедшем доме»

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 5 ЗР
  • 2 часa промо-показов 10 ЗР
  • 3 часa промо-показов 15 ЗР
  • 4 часa промо-показов 20 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Что необходимо делать православному христианину, чтобы сохранить дух любви и не погубить, а спасти в свою душу в современном мире?

Как жить в агрессивном обществе и сохранить душевный мир?

Советы доктора «Надо жить, как в сумасшедшем доме» . Все выпуски.

Смотрите и находите ответы на свои вопросы.

Отвечает протоиерей Григорий Григорьев, заслуженный врач РФ, профессор, врач-психотерапевт-нарколог.

Часть 1. Как жить среди агрессивных людей

Живите как в сумасшедшем доме. Часть 2. Об убедительности больных

Живите как в сумасшедшем доме. Часть 3. Дураки с ума не сходят

Живите как в сумасшедшем доме. Часть 4. Если Вам на голову упал кирпич

Живите как в сумасшедшем доме. Часть 5. Где найти справедливость?

Живите как в сумасшедшем доме. Часть 6. Про недоверие, ум и лохов

Живите как в сумасшедшем доме. Часть 7. Как быть счастливым?

Живите как в сумасшедшем доме. Часть 8. На больных не обижаются

Живите как в сумасшедшем доме. Часть 9. Человеческая благодарность

Живите как в сумасшедшем доме. Часть 10. Иллюзия свободы

протоиерей Григорий Григорьев

  • 9 февраля 2015, понедельник

В медицине описано более 400 различных зависимостей, каждая из которых в свою очередь включает в себя три составляющие: психическую, физическую и духовную. На онлайн-встрече доктор мед.наук, профессор, заслуженный врач РФ (психиатр-нарколог) священник Григорий Григорьев расскажет о путях формирования алкогольной и других зависимостей и методах их преодоления.

В медицине описано более 400 различных зависимостей, каждая из которых в свою очередь включает в себя три составляющие: психическую, физическую и духовную. На интернет-встрече доктор мед.наук, профессор, заслуженный врач РФ (психиатр-нарколог) священник Григорий Григорьев затронет широкий круг вопросов связанных с духовными аспектами и путями формирования алкогольной и других зависимостей, а также с методами их преодоления.

В медицине описано более 400 различных зависимостей, каждая из которых в свою очередь включает в себя три составляющие: психическую, физическую и духовную. На онлайн-встрече доктор мед.наук, профессор, заслуженный врач РФ (психиатр-нарколог) священник Григорий Григорьев расскажет о путях формирования алкогольной и других зависимостей и методах их преодоления.

Во время занятия о. Григорий расскажет о допустимых и недопустимых методах помощи алкоголезависимым

Дистанционное обучение социальному служению

Отдел по церковной благотворительности проводит бесплатные обучающие интернет-семинары по вопросам социального служения

Обучение проводится полностью через интернет — в режиме «вебинар», что обеспечивает непосредственную включенность участников в процесс и возможность задавать вопросы и обсуждать проблемы без временных и прочих затрат на организацию выездов и очных встреч.

В рамках обучения проходят интернет-семинары (вебинары) и консультации по основным видам социального служения. Ведущими и консультантами выступают руководители направлений Синодального отдела и приглашенные специалисты.

На наших интернет-семинарах вы, не выходя из дома, сможете узнать, как создать свой собственный социальный проект — начать ту или иную социальную деятельность, как развить уже существующую, узнать об успешном опыте социальной работы в том или ином направлении, задать интересующие вас вопросы и получить на них ответы экспертов, а также обменяться контактами с другими участниками обучения и специалистами.

Онлайн-занятия разделяются на тематические курсы, узнать подробнее о каждом из которых вы можете, кликнув на это сообщение.

Ближайшие интернет-семинары

  • 6 февраля 2020, четверг

Организатор и первый координатор московского Центра гуманитарной помощи (ЦГП), Мария Студеникина, расскажет о необходимости создания подобных центров, об основных целях их работы, поделится имеющимся опытом и историей работы московского Центра и пошагово рассмотрит всё, что необходимо знать тем, кто планирует или уже начинает создавать подобный проект: требования к помещению, документацию, организацию сбора, получения, хранения и распределения помощи, отчетность, привлечение добровольцев и взаимодействие со СМИ.
Отдельно будет разобрана тема организации работы добровольцев в подобном центре.

Протоиерей Григорий Григорьев

В этом году в России после долгого перерыва возрожден национальный День трезвости, возникший ровно 100 лет назад. Возрастающее внимание церкви к вопросу профилактики зависимостей, сотрудничество с государством в борьбе с алкогольными и наркотическими привязанностями позволяют тысячам россиян выйти из замкнутого круга. О медицинском и духовном аспектах освобождения от пагубных привычек рассказывает священник Григорий Григорьев, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, психиатр-нарколог, профессор кафедры психологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова.

«Петербургский дневник»: Какова точка зрения церкви на пагубные зависимости?

Григорий Григорьев: Спаситель сказал: ищите преж­де всего Царствия Небесного и правды его, а все остальное приложится вам. Преподобный Серафим Саровский расшифровал это так: есть три вида капитала – денежный, чиновный, духовный. Со временем это не изменилось, основные ценности такие же – духовность, деньги, власть.

Если для человека главным становится духовный капитал, высшие нравственно-духовные ценности, то ни деньги, ни чины и ни что-либо другое ему никогда не вредят. Часто встречается и другой сюжет, когда нравственные ценности заменяются другими, ложными. На сегодня в международной классификации зависимостей описано более 400 видов, и количество, несомненно, будет увеличиваться. Церковный вариант описания зависимос­тей – православное руководство по грехам – «Добротолюбие» в пяти томах. Можно говорить о том, что на каждую из 10 Божьих заповедей приходится около 90 грехов. Фактически любой грех является зависимостью, отклоняющимся от нормы поведением.

«Петербургский дневник»: Каковы механизмы возникновения зависимости?

Григорий Григорьев: Из Библии мы знаем, что Господь создает первого человека Адама и показывает ему райский сад. Но зачем показывает? Предполагалось, что он будет там садовником, будет общаться с Богом и постепенно приближаться к нему. Змей предложил короткий путь – съешьте плод и сократите дорогу. Любой человек в зависимос­ти хочет именно этого – сократить путь. Дорога к Богу очень трудная, надо жить по заповедям, работать над собой, и Господь всегда поможет на этой дороге.

Когда сходишь с Божиего пути, включается аварийный датчик – совесть. Она всегда напоминает, что ты двигаешься не в ту сторону. Если человек в это время начинает принимать наркотики, алкоголь, то совесть успокаивается, выключается.

Зависимости появляются там, где исчезают высшие нравственно-духовные ценности, где человек не становится на дорогу заповедей, а уходит под наркоз греха. Это попытка получить благодать Божию с черного входа – съел и порядок. Еще Софокл сказал, что все свойства человека будут расти сообразно тому, что встречается ему на пути. Если человек встречается с Богом, все его свойства превращаются в таланты, если с отрицательным влиянием – в грехи. Так что на самом деле грех – это больной талант, просто талант минус Бог, минус свойство любви. Поэтому в излечении от греха, от зависимости главным компонентом является духовный.

«Петербургский дневник»: Из каких шагов состоит путь по возвращению к здоровой жизни?

Григорий Григорьев: У зеленого змия три головы – физическая, психическая и духовная. Поэтому важны общие усилия врача и священника, их соработничество – синергия, тогда мы добиваемся результата. Любая зависимость начинается со снижения критической самооценки. Если исходить из того, что алкоголизм, наркомания являются болезнями психическими, то человек просто не может осознать свою болезнь. Чем глубже он вошел в нее, тем меньше он будет считать себя больным. И поэтому у него просто не может появиться желание лечиться.

Те, кто приходит в диспансеры якобы сами, на самом деле хотят просто выйти из запоя, уменьшить дозу, получить временное облегчение. Есть всего две силы, способные исцелить человека, – любовь и страх. Божественная любовь, которую может получить каждый, и любовь близких. Методы, основанные на Божественной любви, – покаяние и восстановление отношений человека с Богом. Для того чтобы справиться с пороком, нужно понять, что самому без Божественной помощи не справиться. Помощь здесь приходит скорее не по вере, а по нужде.

Человека в зависимос­ти нельзя считать верующим, ведь в таком случае он бы не попал в зависимость. Вера – это верность заповедям и благодарение Бога за все. Но не всегда душа человека к этому готова.

Если к Божественной любви человек не обратился, а любовь близких уже не помогает, ему остается только второй путь – страха. Это создание стресса и направление его против тяги к какому-то веществу. Например, когда жена в ультимативной форме заставляет мужа пойти на лечение, она создает сильный стресс. Пусть муж приходит формально, лишь бы от него отстали, но постепенно это может перейти в истинное лечение.

От врача зависит очень многое, он должен так провести беседу, чтобы человек, придя «здоровым», почувствовал свою болезнь. Я не пью уже 34 года, и в беседе с пациентами иногда рассказываю, как пил раньше и иногда не мог остановиться, как не считал себя алкоголиком – это осознание пришло лишь через 10 лет трезвости. Иногда подобная откровенность врача выводит больного на доверительный разговор. В преодолении зависимости важно «выигрывать время трезвости». Когда человек не пьет год-два, шанс осознать себя больным гораздо больше.

«Петербургский дневник»: В связи с этим возникает вопрос – какова точка зрения церкви на такие методы, как кодирование, подшивание?

Григорий Григорьев: Механизм страха, безусловно, можно физиологически использовать для временного торможения человека от пьянства и наркотиков. Все методы современной медицины основаны на страхе. Кодирование, подшивка, спирали, химзащита – так или иначе на человека оказывается медицинское воздействие, внушающее формулу «выпьешь – умрешь». Пациент, если верит в это, конечно, не пьет, ведь боится умереть. Но при этом он ждет, сколько времени остается, когда кончится «срок». И это время трезвости нужно использовать для того, чтобы восстановить с Богом отношения, привести к духу любви, «разбудить» совесть и встать на правильный путь. Если мы используем время трезвос­ти для этого, медицинские методы идут во благо, в помощь.

«Петербургский дневник»: Как уберечь подрастающее поколение? Каковы основные принципы профилактики?

Григорий Григорьев: «Не в силе Бог, но в правде» – так сказал Александр Невский. По­этому основной прием профилактики – правда. До революции во всех школах был особый предмет – наука о трезвости. Сейчас это ложится на плечи родителей – честно говорить со своими детьми о зависимостях, показывать личный пример трезвости, способствовать формированию духовного иммунитета.

«Петербургский дневник»: Что будет первым шагом на пути к преодолению пагубных привычек у невоцерковленных людей?

Григорий Григорьев: Конечно, обратиться за помощью. Если не духовной, то для начала хотя бы медицинской. Сейчас так или иначе люди пытаются попасть к врачу, которому доверяют. Даже если они идут в обычный городской диспансер – все равно по совету знакомых, по рекомендации. И, наверное, это правильно. И врача, и священника мы выбираем так, чтобы не разочароваться и вместе пойти по правильному пути.

Священник Григорий Григорьев: Отвечаем на ваши вопросы

Вопрос телезрителя: «Отец Григорий, подскажите, как восстановить центральную нервную систему после злоупотребления зеленым чаем: доходило до 20 пакетиков в день».

– Думаю, что в данном случае особенно сильно из-за этого не надо расстраиваться: все пройдет само. Просто если раньше вы пили зеленый чай, надо чем-то это время заполнить: – почти два часа в день вы ритуально пили чай. Когда вы его перестаете пить, то в памяти это время остается и его надо чем-то обязательно заполнить. «Праздный ум – мастерская дьявола», – так говорили святые отцы. Поэтому именно в тех ситуациях, где раньше пили чай, надо заниматься каким-то делом. Думаю, что эта зависимость исчезнет у вас сама постепенно, здесь не надо какого-то специализированного лечения.

Вопрос телезрительницы: «Можно ли употреблять валериану после бани, потому что после нее я не могу расслабиться? А за сосуды опасаюсь: контраст такой!»

– Валериану можно употреблять до бани, после бани. Я бы хотел, чтобы вы научились ее принимать, как все травы, по своему внутреннему ощущению.

Надо, чтобы включилось такое понятие, которое мы называем «тайная мудрость организма». Именно тайная мудрость организма вам подскажет, как правильно принимать валериану. Если организм пресытится валерианой, то какое-то время вы ее не сможете принимать, вам это будет неприятно. Появится внутренняя потребность – опять принимайте. К валериане не бывает зависимости. Валериана усиливает выработку внутреннего, эндогенного алкоголя. Поэтому я вам и рекомендую принимать валериану для снятия стрессов. Отвечаю на ваш вопрос: можно употреблять валериану после бани.

Вопрос телезрительницы: «Как помочь взрослому сыну отказаться от суточных посиделок за компьютером?»

– Первое правило борьбы с искушениями – убрать источник искушения. Если сам сын не хочет выключить компьютер, или ограничить время пребывания, или как-то регламентировать это пребывание, то как вы можете помочь взрослому человеку? Не заставишь же взрослого человека выключить компьютер.

Господь Бог дал каждому из нас свободную волю. Когда вы огорчаетесь о сыне, вы в первую очередь думайте о себе. «Спасись сам и тысячи возле тебя спасутся», – сказал преподобный Серафим Саровский. Поэтому занимайтесь спасением своей души, чаще причащайтесь, ходите чаще в храм Божий, молите Бога о вразумлении сына. И когда ваша душа наполнится благодатью Божией, когда костер вашей души разгорится, то увидите пути выхода из этой ситуации.

А как вести себя по отношению к близким? Почаще перечитывайте притчу о блудном сыне. Возьмите Евангелие от Луки, найдите притчу о блудном сыне и прочитывайте ее – любящий отец для нас должен быть примером, как вести себя по отношению к своим близким. Берите пример с любящего отца: не осуждайте, не огорчайте их, молитесь и ждите. Любовь, терпение и молитва помогут вам преодолеть все сатанинские капканы. И явится ангел-хранитель, и все зло, окружающее наших близких и нас, в одно мгновение превратит в одну благодать. Господь – любящий Отец, и мы все можем брать с Него пример в этом смысле.

Вопрос телезрителя: «Отец Григорий, подскажите, как вылечить болезнь – азарт (лото)?»

– Всякий азарт у человека – это некое свойство, заложенное от рождения (я имею в виду отсутствие чувства меры). Есть люди, у которых есть врожденное чувство меры, а есть люди, у которых оно отсутствует от рождения, поэтому надо как-то переключиться на что-то другое. Азарт к лото хорошо бы переключить на поиск Царствия Небесного, которое внутри нас есть. Надо чаще причащаться, надо разжечь костер души, чтобы все комары внешних мыслей от вас отлетели. Чувство меры у людей азартных никогда не появится (я знаю это по себе), но когда ты переключаешься на добрые дела, то получается неплохо. Например, займитесь строительством дома или каким-то другим добрым делом. Переключитесь, заполните это время. Все время, которое тратите на лото, надо переключить на добрые дела.

Надо именно переключить себя в зону наших талантов, и тогда вы выйдете из этой зависимости. Чтобы в лото не играть, надо источник игры убрать. Источник – это не только когда мы играем. Это те люди, с которыми мы играем, это все пять органов чувств (зрение, вкус, слух, осязание, обоняние) – их надо все отключить от лото хотя бы на несколько месяцев. А потом все нормализуется, физиология мозга восстановится, вы переключитесь на добрые дела, и все у вас обязательно получится милостью Божией.

Вопрос телезрительницы: «Мой муж кодировался 8 раз. Могут ли быть последствия от этого? Он служит пономарем в храме, но его никто не понимает, когда он общается с людьми. Как ему быть?»

– Конечно, вредит человеку не лечение (не кодирование или какое-то другое лечение), а вредит алкоголизм. И как бы человек ни пил, со временем здоровье уменьшается, а зависимость увеличивается. Это закон.

Как и любые болезни, алкоголизм развивается. Поэтому даже если человек после лечения какое-то время не пил, то это все равно все-таки торможение развития болезни, и, с одной стороны, любое время трезвости, вырванное, отвоеванное у болезни, является благом, а с другой стороны, вы сами понимаете, что когда человек не пьет какое-то время, а потом запивает, то зависимость развивается с новой силой. Образно говоря, приходит старый бес и семерых злее себя приводит.

Но если бы не было лечений и не было бы воздержаний хотя бы на время, может быть, человека и в живых бы уже не было.

Поэтому лечение не вредит – вредит зависимость. Но если уже 8 раз и все повторяется, надо найти какое-то новое лечение. Возможно, ему нужна духовная помощь в виде зарока или обета. Надо найти какого-то врача, который работает вместе с Церковью, со священниками и можно помочь этому человеку. Если доберетесь до нас, то я, грешный и недостойный, чем смогу, попытаюсь вам помочь. Запишите телефон +7(911)924-35-13.

Вопрос телезрителя: «Мама очень часто курит сигареты. Хочется, чтобы она избавилась от этой вредной бесовской привычки. Посоветуйте, как я могу помочь ей избавиться от этой гадости?»

– Если мама сама не может бросить курить (бывает, это очень тяжело), то можно ко мне за помощью обратиться. Я давал телефон, позвоните по этому номеру, вам скажут, как мы сможем встретиться с мамой, чтобы ей помочь. Дело в том, что, по данным Госкомстата, в год от алкоголя в России умирает 600 тысяч человек, от курения – 500 тысяч, от наркотиков – 100 тысяч. То есть от курения (от рака легких) умирает людей в России в год в 5 раз больше, чем от наркотиков.

Курение среди 200 самых страшных наркотиков мира занимает 6-ю позицию, алкоголь занимает 3-ю, а героин – 1-ю. Во время горения табака образуется радиоактивный полоний и человек получает острое радиоактивное облучение легких. Одна пачка сигарет – это одна рент-геноскопия легких в пересчете на рентгеновскую нагрузку. Кто выкурил пачку сигарет – сходил на рентген; выкуренная пачка в день – это каждый день ходить на рентген.

А тут человек сам себя радиоактивно облучает и даже не волнуется. Рак легких возникает, в первую очередь, от острого радиоактивного облучения, поэтому курение – это страшный наркотик. И надо бросать курить чем быстрее, тем лучше. Поэтому передайте маме: если она хочет лечиться, я помогу ей. Проведем лечение, снимется полностью тяга с Божией помощью, и с помощью Божией благодати восстановится утраченная радость жизни.

Божие благословение да пребудет со всеми нами!

Протоиерей Григорий Григорьев выступил с лекцией о грехе и зависимости

Настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках протоиерей Григорий Григорьев 23 ноября выступил перед прихожанами церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове. Тема выступления была той же, что и тема последней докторской диссертации отца Григория, — «Грех как зависимое поведение».

Отец Григорий стал первым студентом Санкт-Петербургских духовных школ, который учился там, уже будучи профессором. Сейчас он и доктор богословия, и доктор медицинских наук. Кроме того, отец Григорий — заслуженный врач Российской Федерации, психиатр, нарколог, психотерапевт, декан факультета психологии и философии человека и заведующий кафедрой психологии РХГА, преподаватель нескольких вузов, в том числе Санкт-Петербургской духовной академии.

Конечно, очень любопытно уже то, что серьезный ученый, заслуженный врач не только пришел к вере, но и принял священный сан.

О том, как он пришел в Церковь, отец Григорий рассказывает так: «Я всегда искал Бога. В 1980 году, когда служил начальником медицинской службы дизельной подводной лодки, я за два месяца трижды попадал в аварию. Авария на подводной лодке — это по стрессовой нагрузке примерно как авария на самолете. И вот в третий раз, когда мы чудом спаслись и всплыли ночью, я поднялся в боевую рубку и увидел над собой звездное небо. И вдруг я, глядя на звезды, понял, что во Вселенной — порядок. Каждая звезда идет по своей орбите, каждый атом и молекула идет по своему пути. И я как-то сразу понял, что Господь — есть. Мне стало легко от этого, ушел страх, напряжение, и я спокойно спустился в корабль, чтобы выполнять обязанности врача. Я тогда еще был некрещеный, но когда уходил на флот, мама меня благословила иконой святителя Николая Чудотворца, которая всегда была со мной. А еще со мной было Евангелие — когда я оставался в подводной лодке один, я всегда его читал. Я его почти наизусть выучил — было для этого время, никто не гнал. Вообще читать Евангелие на глубине двести-триста метров — это особая благодать. Я только сейчас это стал понимать, но теперь так уже не дадут почитать, такой тишины не будет. Через два года после этого случая я крестился, моим духовным отцом стал приснопамятный протоиерей Василий Лесняк. С 1982 года я постоянно нахожусь в Церкви».

Свои размышления о зависимом поведении отец Григорий начал со «Сказки о рыбаке и рыбке»: «И новое корыто, и новая изба — это очень хорошо, плохо только то, что они не приносят человеку радости. Старухе хочется стать столбовой дворянкой, потом царицей, а потом уничтожить золотую рыбку — и опять она оказывается у разбитого корыта».

«Господь сказал Своим ученикам: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Преподобный Серафим Саровский так это расшифровал: «Есть три вида капитала — денежный, чиновный и духовный. Когда духовный капитал является главным в жизни человека, то ни деньги, ни чины, ни что другое ему не повредят». Духовный капитал дает иммунитет, защищающий человека от любых зависимостей. Если убрать из жизни человека главенствующее значение высших нравственно-духовных ценностей, то человек попадает в зависимости от всего, потому что у него нарушен духовный иммунитет».

Опираясь на идею «духовного иммунитета», отец Григорий и провел свою беседу, которая длилась более полутора часов. Слушатели постоянно задавали ему вопросы — о любви, радости, «самокопании», различных реалиях современной жизни и разных видах зависимостей. На вопросы отец Григорий отвечал ярко, порой парадоксально, призывал слушателей «включить голову» и позволить ей думать. Он очень просил их собирать побольше положительных эмоций, не пытаться заглядывать в духовные сферы, не бояться трудностей и, оказавшись на перепутье, всегда выбирать самый трудный путь. Когда человек преодолевает трудности, сил и радости у него становится гораздо больше. Вслед за святым Серафимом Саровским отец Григорий напомнил слушателям, что главная цель жизни христианина — стяжание Духа Святого и его «разжигание», то есть неустанная забота о том, чтобы внутренний костер горел как можно ярче.

Ссылка на основную публикацию