Протоиерей Валериан Кречетов

Протоиерей Валериан Кречетов

В годы гонений на церковь и духовного упадка в обществе опорой православия являлись истинно верующие христиане, не боящиеся пострадать за свои убеждения. Стойкость их веры привлекала в храмы людей, которые искали духовную опору и ответы о смысле жизни.

Таким человеком является протоиерей Валериан Кречетов, который более 40 лет помогает людям приблизиться к Господу.

Дорога Валериана Михайловича к духовному служению была долгой, но православная Вера всегда придавала ему силы.

Родился Валериан Михайлович Кречетов в 1937 г. В это время его семья жила в подмосковном городе Зарайск, так как главе семейства было запрещено проживать в столице. Отец и мать будущего проповедника регулярно посещали церковь и были убежденными верующими людьми.

В 1927 г. Михаил Валерианович был репрессирован и сослан в Соловецкий лагерь. Затем некоторое время семья Кречетовых проживала на поселении в карельском посёлке Кеми.

Отец и дед Валериана участвовали в Великой Отечественной войне. Отец прошёл всю войну, а деда арестовали в 1942 г. по обвинению в предательстве. Валериан Петрович, свободно владеющий немецким языком, помог выйти из окружения под Волоколамском большому количеству людей, но был оклеветан.

О матери известного сегодня священника известно мало. Любовь Владимировна происходила из интеллигентной семьи. Поэтому её дети получили хорошее образование, включающее в себя иностранные и церковнославянский языки.

Взросление и образование

В 1949 г. Михаил Валерианович поступил в Московскую духовную семинарию. Своих детей, желающих пойти по стопам родителя, отец Михаил предупредил о непростой судьбе священников в Советском Союзе. Он рекомендовал Валериану и его брату Николаю получить востребованную мирскую профессию.

Юноша поступил в Московский лесотехнический институт, где изучал механику. Во время учёбы в ВУЗе он освоил профессию штурмана военной авиации. После окончания учёбы Валериан Михайлович отправился в посёлок Чусовской, расположенный в районе Северного Урала. Через некоторое время он вернулся в столицу. Здесь он встретил свою супругу Наталью Константиновну.

Духовный путь

Валериан Михайлович регулярно посещал церковные службы. В 1963 г. на похоронах можайского епископа Стефана мужчина знакомится со священником Сергеем Орловым — настоятелем Покровского храма в селе Акулово. Он уговорил мужчину принять священническое служение.

Так как советские законы запрещали принимать в духовные учебные заведения людей с высшим образованием, Валериан сначала поступил на работу в Московскую патриархию. Уже в качестве её сотрудника он поступил в Московскую духовную семинарию, полный четырехлетний курс которой освоил за 1 год.

В 1968 г. его рукоположили в диакона, а через несколько месяцев в иерея. В 1973 г. он с отличием закончил Московскую духовную академию. С 1970 г. он является настоятелем Покровского храма в Акулово.

Проповеди и беседы

Духовное служение отца Валериана заключается не только в деятельности настоятеля, но и в активной проповеднической и образовательной работе с прихожанами. В настоящее время множество проповедей и бесед опубликованы в средствах массовой информации. В них миссионер рассказывает об основных проблемах, стоящих на духовном пути современного человека. Особое внимание он уделяет следующим темам:

  • духовно-нравственное воспитание молодого поколения;
  • необходимость регулярного посещения храмов;
  • религиозные заблуждения;
  • духовное наставничество.

Миссионерская деятельность батюшки включает обязанности духовника Московской епархии. Сила слов настоятеля Покровского храма привлекает в подмосковное село не только местных прихожан, но и священнослужителей, и представителей светской власти.

Наставления и проповеди отца Валериана опубликованы в виде нескольких книг. Изучив их, люди, начинающие свой духовный путь, могут найти советы для укрепления духа и веры. Слова проповедника дают страждущим людям утешение и душевный покой.

В настоящее время изданы следующие книги протоиерея Валериана Кречетова:

  • «Вера маленького мальчика», которая освещает основные вопросы православного воспитания детей.
  • «Всё ли равно, как верить?» — сборник статей об особенностях становления духовной жизни современных людей.
  • «Размышления перед исповедью» рассказывает о необходимости регулярной исповеди и подготовки к ней.
  • «Ключ к настоящему — в прошлом» — сборник интервью, в которых священник отвечает на вопросы, связанные с духовной жизнью людей, устройством церкви и основами православной веры.

Как попасть на приём

Лично встретиться с отцом Валерианом Кречетовым можно в Покровской церкви, расположенной в селе Акулово Одинцовского района Московской области. Уточнить расписание богослужений и возможность индивидуального общения с батюшкой можно на официальном приходском сайте, в группе в социальной сети и по телефону информационного отдела прихода.

Протоиерей Валериан Кречетов — один из современных русских миссионеров, благодаря которым восстанавливается духовность российского общества. Его духовное служение и образовательная деятельность способствуют знакомству взрослых людей и подрастающего поколения с основами православной жизни, помогают найти собственный путь к Богу.

Отец Валериан

Отец Валерьян Кречетов, в народе считается прозорливым. Его проповеди весьма помогают атеистичным людям обратиться к церкви.

Православие всегда было сильным благодаря мудрым священникам. И в настоящее время есть истинные хранители веры, те, к кому обращаются за мудростью и укреплением душевных сил, напутствием на духовный путь. Число прихожан Покровского храма в селе Акулово растет с каждым годом, благодаря его настоятелю, отцу Валериану.

Про протоиерея Валериана Кречетова можно сказать, что он в храме с малых лет. Шестилетним мальчиком он начал прислуживать в Зарайской церкви. Батюшка Валериан из православной семьи: его отец был священником, а мама — псаломщицей в храме. Родители и дети жили церковной жизнью во времена атеизма и гонений на Церковь.

Школьником будущий священник изучал церковнославянский язык, от вступления в пионеры и комсомол отказывался. В семинарию пришел подготовленным человеком, окончил ее экстерном за один год вместо четырех. В 31 год стал дьяконом, через год иереем. Затем были годы обучения в Московской духовной академии РПЦ. У священника есть и светское образование: по настоянию отца он закончил Московский институт леса, освоил штурманское дело.

В 1970 году отец Валериан Кречетов стал настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь в селе Акулово не закрывалась с 1907 года и служила приютом для православных в годы репрессий. Трудами отца Валериана и его духовных чад храм был восстановлен и благоустроен. В числе прихожан множество многодетных семей, их проблемы батюшка знает не понаслышке. Сам он относится к «белому духовенству», прожил с супругой около полувека в любви и согласии, поставил на ноги семь детей, у которых подрастают 34 внука.

Где проходят беседы старца?

При церкви, где служит отец Валериан, действует воскресная школа для детей и взрослых. Помимо изучения Закона Божия, маленькие прихожане занимаются фехтованием, рукодельными техниками, конструированием. Взрослые опекают подопечных дома престарелых. Нашими силами вместе со служителями Храма часто организовываются поездки в места паломничества (к ныне живущим старцам, к мироточивым иконам и по святым местам).

Отец Валериан Кречетов духовно окормляет не только своих прихожан. Десятилетия он служил епархиальным духовником. В кругу его общения были Николай Гурьянов, отец Иоанн Крестьянкин. В настоящее время отец Валериан является духовником многих московских священников. Батюшкой воспитано немало монахинь и монахов, священников. На его службу приходят и простые прихожане, и сильные мира сего — такова его доброта и вера.

Как попасть на прием к батюшке Валериану?

Служение Валериана Кречетова не ограничивается настоятельством, он — миссионер и писатель. Его духовные книги многим помогают укрепиться в вере, в них находят утешение и добрый совет. Не все могут или знают, как попасть на прием к батюшке, через свои книги он делится тем, в чем нуждается душа любого православного христианина. Но никакая книга не заменит живого общения со старцем Валерианом. Его духовная мудрость способна воскресить мир в душе каждого страждущего и направить на путь Божий, истинный.

А попасть к нему Вы сможете с нами воспользовавшись благотворительной поездкой, с помощью которой сможете поговорить со старцем и посетить в селе Акулово бесподобной красоты Храм Покрова Пресвятой Богородицы . Подробнее о поездке здесь .

Когда нет времени ожидать дату поездки по благотворительности, то мы можем отвезти Вас к батюшке и Вы встретитесь с ним в день его приема. Подробнее об этом здесь .

Внимание! За деньги нельзя купить очередь или прием любого из Старцев!

Прот. Валериан Кречетов: «Брак – подвиг совместной жизни»

Общение с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в подмосковном Акулове – большое приобретение. Желающих побеседовать с авторитетным духовником, автором популярных книг множество – об этом говорят его встречи с верующими во многих епархиях Церкви, на которые собираются полные залы.

Святые отцы и Эйнштейн

Воистину, лучшая проповедь – не слова, а, скорее, добрые примеры, личность пастыря, особенно если она яркая и неординарная. Отцу Валериану самобытности не занимать. Его простота и обаяние, мудрость и непосредственность, чувство юмора и духовный и жизненный опыт с первых слов покоряют каждого.

Протоиерей Валериан Кречетов учился в Московском лесотехническом институте, работал на Урале, был военным. Окончил Московскую семинарию, затем Московскую Духовную академию, рукоположен в 1969 году, является одним из старейших клириков Московской епархии. Он – обладатель международной награды Андрея Первозванного «Вера и верность» за заслуги в укреплении российской государственности и в возрождении духовности.

В памятной нам беседе с духовенством и мирянами Тульской епархии в 2017 году (это был год его 80-летия) он говорил на богословские темы, рассуждал о богооткровенной природе веры и открытых для каждого путях спасения.

При этом говорящий ничуть не утомил слушателя: цитировал святых отцов и Афанасия Сахарова, читал стихи своего знакомого приходского поэта, приводил слова о Боге и человеке из неожиданных источников – из Белинского, квантовых физиков, Сократа и Эйнштейна. Но, отбросив физику и лирику, становилось понятно: для отца Валериана главный вопрос на все времена – «Како веруеши?» Батюшка убежден – то, КАК мы веруем в Бога, Ему, вызвавшему нас к Бытию Создателю, не все равно.

И фразы, и фамилия – крылатые

Высказывания отца Валериана так и хочется разобрать на цитаты.

Яркие и запоминающиеся, они хороши даже вне контекста сказанного батюшкой. Они звучат глубоко и многозначно – как заглавия для книг или для проповедей. Некоторые его слова наверняка могут стать крылатыми выражениями (под стать его крылатой фамилии – Кречетов). Приведем некоторые из них:

«Несчастье современного человека – его невоцерковленность».

«Если у человека нет навыка к молитве, как он может помочь другому?»

«Сегодня мы пользуемся техническими достижениями, но пренебрегаем духовным опытом. Между тем, так естественно пользоваться всем добрым и полезным, что опытно достигнуто другими!»

«Духовные законы существуют так же реально, как и физические».

Детский патерик

В православных СМИ в семейных отношениях зачастую наставляют монашествующие, при этом миряне недоверчиво почесывают затылок. Отец Валериан – другое дело, о семейной жизни он знает не в теории – сам отец семерых детей и дедушка тридцати пяти внуков, поэтому рассуждает о семейной проблематике с полным на это правом.

По его словам, брак – ни что иное как подвиг совместной жизни. И ежедневный нелегкий подвиг этот строится исключительно на любви и на смирении. Причем весьма и весьма полезно в семейной практике сдерживать не только эмоции, но и собственную речь. Прав перед Богом оказывается тот, кто из двоих способен вовремя умолкнуть или вообще чаще других держать язык за зубами.

«Когда один малыш спросил меня, для чего Бог сотворил человека, я взмолился: «Господи, помоги ребенку дать простой и ясный ответ, чтобы он все понял, а я не исказил Твою правду». И я в ответ спросил мальчика: «Ты любишь маму и папу? А они – друг друга? Вот и Бог нас сотворил, чтобы любить».

Дети чувствуют проявления любви, но также остро ощущают ее отсутствие. А любовь не может жить в себе – не может существовать замкнуто, не изливаясь на другого. Этот закон работает и в наших отношениях с Богом, и в отношениях в семье».

Детская тема для отца Валериана – вообще важная и близкая.

«Ум – понятие относительное. Всегда найдется тот, кто нас умнее. Над немудрыми – мудрые, над мудрыми – премудрые, а над ними – святая простота. Устами младенца, как говорится, глаголет истина. Хочу собрать и издать своего рода детский патерик, потому что дети говорят редкостные вещи, и у внуков иногда не грех поучиться духовному».

Пошел в священники – приготовься к тюрьме

В беседе с верующими отец Валериан не раз упоминал своего отца Михаила Кречетова. Встреча проходила в 2017-м, и в год столетия революции и обсуждения ее итогов рассказ о нем прозвучал особенно остро.

Репрессированный служащий – обычный бухгалтер Михаил Кречетов после лагерей в Коми и на Соловках неожиданно для окружающих стал священником.

В местах не столь отдаленных его поразил пример стойкости настоящего русского духовенства, его исповедание веры в нечеловеческих условиях. Этому же он учил и сына, наставляя духовному и житейскому и нацеливая его на путь священства в самый разгар хрущевской эпохи. «Хочешь быть священником – приготовься идти в тюрьму. Будь готов пострадать», – говорил ему отец.

Отца Валериана часто спрашивают о духовном руководстве. Каким, по его мнению, бывает настоящий духовник? В одном из интервью он высказал убеждение, что духовник должен быть готов за своих чад пойти в ад. «Помню, говорил про такое. Но впервые это не я сказал, а Паисий Святогорец», – отвечал батюшка.

Был один причастник…

Вопросы из зала отцу Валериану обязательно касаются его встреч с отцом Николем Гурьяновым, поскольку он не раз исповедовал и причащал этого известного и любимого в России старца и духовника, ныне почившего.

Старец в отношении Таинства Причастия был особо избирателен и не от каждого священника решался принять Тело и Кровь Христову. Батюшка вспомнил удивительное общение с ним, его отеческую любовь и участие, чудесные случаи с людьми, обращавшимися за помощью к отцу Николаю.

«Как-то приехал к батюшке, заговорился, отвлекся и вдруг вспомнил, что забыл дома записки от прихожан. Сильно расстроился, что люди мне доверились, а я их подвел.

А отец Николай рукой только махнул – ничего, мол, не отчаивайся, все будет хорошо, обо всех помолюсь.

После этого случая ко мне подходили люди и благодарили, что отвез их записочки старцу. Совесть меня жестоко уязвляла, но самое удивительное оказалось в том, что все их проблемы и горести чудесным образом разрешились …»

Валентина Киденко

Фото из открытых источников

Протоиерей Валериан Кречетов. О повторных браках и венчании

Брак, семья, венчание – это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом.

Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение проекта документа «Об упорядочении практики совершения браков, в частности повторных», стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.
Протоиерей Валериан Кречетов Протоиерей Валериан Кречетов

– Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?
– При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, Маргарита Тучкова (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.
В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» – значит, нельзя. «Не положено» – например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом – или же не принято.
Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин – для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге – особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то – как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, – «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.
А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».
Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же – «гражданский брак». Это, конечно, беда нашего времени…
В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит – это уже Его святая воля.
– Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…
– Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.
– Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами – у нас множество и бедных приходов.
– Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, отец Алексий Мечёв овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…
Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия – невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.
Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью – и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.
Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это – особенности каждого служения.
– Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?
– Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» – а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен – получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна – почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…
Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!
– Важно послушание Церкви?
– Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.
Надо понимать, что вообще брак – это не церковное, это гражданское установление. Брак существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу – так.
Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то – это так!
– Некоторые священники поступают в каких-то случаях «по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…
– По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!
– Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.
Когда мы говорим о приходской жизни, которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?

У книжной полки. Протоиерей Валериан Кречетов. Христианство – это жизнь

14 апреля протоиерею Валериану Кречетову, старейшему духовнику Московской епархии, настоятелю хра­мов Покрова Божией Матери и Новомучеников и исповедни­ков Российских в селе Акулове под Москвой, исполнилось 82 года. За 50 лет служения Богу и людям не иссякал к батюшке поток верующих людей. И сегодня идут к нему за советом, вразумлением и утешением. Идут, чтобы услышать слово отца Валериа­на. Ведь говорит он о главном: о смысле жизни человека, о том, как не только слышать слово Божие, но и жить по нему. И о том, что христианство – это жизнь! «Христианство – это жизнь» — так называется книга протоиерея Валериана Кречетова, выпущенная в свет Международным Благотворительным Центром прп. Серафима Саровского. Эту книгу мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

В сборник «Христианство – это жизнь» вош­ли интервью, которые отец Валериан давал в 2004-2008 годах газетам, журналам, интернет-сайтам, телевидению на самые злободневные темы современной жизни. Что происходит с нашей страной, с семьей в целом, с образованием? Почему происходят разногласия, недопонимание, расколы и войны? Как жить по Заповедям Божиим? Что вообще значит жить, а не существовать? На все эти и другие важные вопросы размышляет отец Валериан на страницах этой книги. Завершают сборник воспоминания батюшки о его предшественнике и духов­ном наставнике протоиерее Сергии Орлове (в монашестве — иеромонахе Серафиме).

Очень часто отец Валериан рассказывает о своей семье. И вот на вопрос, как он стал священником, также отвечает: «Дело в том, что главное идет от семьи. Семья по-православному, по-христиански есть «малая Церковь». Вся наша жизнь — это множество «малых Церквей», которые живут в большой Церкви. Все мы имеем здесь, на земле, отца и мать, а их первообраз — это Отец Небесный и Матерь Божия, Заступница усердная рода христианского. Поэтому верующие и называют друг друга братьями и сестрами. Так что основа всей жизни заключается именно в семье». Напомним, что протоиерей Валериан Кречетов родился в 1937 году в Москве в семье репрессированного бухгалтера, впоследствии священника Михаила Кречетова. Мама его пела в храме, была псаломщицей. «Мама моя, — рассказывает батюшка, — 75 лет славила Бога: с 15 лет как начала петь в церкви, так всю жизнь пела. Потом уже стала псаломщицей. Конечно, получала гро­ши, жили мы только огородом. У нас электриче­ства не было, одна керосиновая лампа, но регу­лярно ходили на все службы: в субботу вечером, в воскресенье утром».

Как вспоминает отец Валериан, когда отца освободили, его отправили за 101-й километр, в Зарайск. Там прошло детство батюшки. Потом жили в Волоколамске. Во время войны начал прислуживать в церкви. «Насколько помню, — говорит батюшка, — я начал прислуживать в церкви в шесть лет, во время войны, в сорок третьем году. Дошкольный возраст. Меня Го­сподь сподобил особых милостей. Служил там один очень необычный священник, отец Нико­лай. Помню, как он мне иногда давал потреблять Святые Дары из Чаши. И с тех пор моя жизнь была в Церкви, были мечты о служении в ней. Еще когда лежал в кро­ватке, маленьким, я уже говорил: «Верую, Госпо­ди, и исповедую, яко Ты еси Христос, Сын Бога живаго, пришедый грешныя спасти, от них же первый есмь аз», — эту молитву перед Прича­щением полностью наизусть, а потом: «Сложите руки, перед Чашей не креститесь. » Господь это дает детской памяти. Я всё запоминал с детства».

В школе будущий пастырь по религиозным мотивам отказался вступать в пионеры и в комсомольцы, несмотря на последовавшие за этим неприятности. «Я считал, — говорит отец Валериан, — что быть священником — это дар. Готовился к принятию сана и не был ни пионером, ни комсомольцем, хотя это было непросто в те времена. Но Господь умудрял меня. Я знал, что за отказ сажают, расстреливают, поэтому го­ворил максимально лояльно. Меня спрашивали: «Почему ты не хочешь быть пионером?» А я отве­чал: «Разве может пионер ходить в церковь? Нет, не может. Тогда вы не можете меня принять, ведь я же хожу в церковь». Господь давал мудрость». Так вот открыто, прямо говорил юный исповедник со школьным начальством, а они проводили с ним беседы. Когда пришло время комсомола — повторилась та же история. Но юноша стоял на своем, и от него отстали.

Как вспоминает отец Валериан, когда подходило к концу школьное образование — а это было еще во вре­мена Сталина, — отец, который тогда уже был диаконом, сказал ему: «Если собираешься быть священником, то готовься к тюрьме». Поэтому юноша приобрел специальность, с которой мог в тюрь­ме трудиться, — инженер-механик леспромхо­за, окончил Лесотехнический институт. Но Бог милостив, на лесоповале вальщиком будущий священник не работал, трудился три года на Урале, на реке Чусовой, старшим инженером-конструктором. Здесь он оказался пе­ред выбором: принять монашество или женить­ся? «Я, — рассказывает батюшка, — молился, чтобы Господь открыл мне Свою волю. И на мой вопрос отец Кирилл (Павлов) ска­зал: «Господь тебе укажет». И в этот же день меня познакомили с моей будущей супругой. А потом старец, отец Евгений — около 90 лет ему было, — благословив, сказал мне: «Тебе надо жениться!» Я спрашиваю: «На ком?» — «А кто тебе нравит­ся?» — «Я видел на свадьбе у брата Николая одну девушку». — «Вот на ней и женись!» А другой ста­рец, отец Николай Голубцов, подтвердил: «Если ты на ней женишься, будет сделан твой первый шаг к священству».

В 1962 году Валериан Кречетов женился на Наталье Константиновне Апушкиной. Последовав примеру отца, решил стать священником. «Однажды, — рассказывает батюшка, — отец сказал мне, как это важно: Ис­поведь, проповедь, живое слово священника. Я, конечно, понимал, что самое важное — это богослужение, но важны и Исповедь, и пропо­ведь. И вот я задумался об этих словах отца. Мы помолились, легли спать, и вдруг я себя увидел в приделе Архангела Михаила в храме Благове­щения, в котором я вырос (там было два приде­ла: другой — преподобного Сергия). Вижу себя стоящим на амвоне, в облачении, с крестом, и мне как бы внутренний голос говорит: «Ты же­лал быть священником — вот ты священник. Ты считаешь, что важно исповедовать — вот и ис­поведуй». А передо мной — полный храм людей. Взялся за крест на груди и чувствую, что не го­тов. Закрыл глаза во сне, а открыл уже наяву, Руки на груди стиснуты. Настала ясность, что не готов. »

Когда в семье Кречетовых было уже трое сыновей, духовником Валериана Михайловича, стал отец Сергий Орлов, который сказал ему: «Инженеров полно, а батюшек не хватает. Иди служить к нам в Отрадное». И велел пойти к митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену, будущему Патриарху. Владыка Пимен ответил: «Нам не разрешают инженеров рукополагать, это криминал». Но выход был найден. Будущему священнику вскоре удалось устроиться инженером в хозяйственное управле­ние Московской Патриархии, а потом поступить в семинарию, сразу в третий класс. Так начался путь священного служения отца Валериана Кречетова. Путь длиной в 50 лет.

Во священники отец Валериан был рукоположен 12 января 1969 года. Начиная с 1970 года, он служил настоятелем храма Покрова Божией Матери с. Акулово в Одинцовском районе Подмосковья. Батюшка очень любит повторять слова своего покойного отца: «Христианство – это жизнь, это не философия». В Евангелии, по словам отца Валериана, «засвидетельствована истина, что христианство — это жизнь. Это жизнь в ее полноте. Ибо не все то, что есть в мире, живет. Все то, что живет в Боге, в любви, — то живет. А то, что живет без Бога и без любви, то существует. И то, что существует, ведет постоянную войну против того, что живет. И эта война заключается в том, чтобы отвратить человека от Бога и повести его по пути греха. И здесь человек делает выбор: или с Богом, или не с Богом, или даже против Бога. Вот этот страшный выбор человек совершает сам и за него несет ответственность. И перева­ливать на кого-то вину — это лукавство и ложь. Потому что Господь всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти (1 Тим.2,4)». Об этом снова и снова напоминает батюшка со страниц книги, которая так и называется — «Христианство – это жизнь».

На страницах этой книги представлены ответы на многие вопросы, суть которых примерно такова: как жить? кто виноват? и что делать? И батюшка дает простые ответы на эти довольно сложные вопросы. Размышления отца Валериана — просты и доступны, полны интересных и поучительных историй из жизни и в то же время пронизаны глубочайшей святоотеческой мыслью. Поэтому, как и прежде, идут к батюшке люди, за советом, вразумлением и утешением. Тем же, кто не может обратиться к нему лично, помогут книги, на страницах которых собраны проповеди, беседы, советы отца Валериана Кречетова.

Протоиерей Валериан Кречетов

Книги протоиерея Валериана Кречетова

В книгу вошли беседы отца Валериана разных лет. Главная особенность сборника – автобиографическая часть. Яркие детали своей биографии батюшка раскрывает как иллюстрации к простым, но глубоким истинам. В отдельный раздел собраны темы духовной жизни.

В новый сборник известного протоиерея Валериана Кречетова вошли его беседы с людьми в Духовно-просветительском центре Троице-Сергиевой Лавры и выступления на радио, в которых батюшка щедро делится своим огромным духовным и житейским опытом.

Часто люди спрашивают: а зачем нужен пост? Неужели Богу важно, что я ем? Ведь главное – быть добрым человеком. В этой небольшой книжечке батюшка, с присущими ему простотой и доброжелательностью, отвечает на вопросы, .

Книга избранных изречений одного из самых известных духовников нашего времени поможет читателю получить простые ответы на сложные вопросы, касающиеся христианской жизни в современном мире.

Имя протоиерея Валериана Кречетова, настоятеля храма Покрова Божией Матери подмосковного села Акулова, не нуждается в представлении. В 2012 году батюшка отметил свой 75-летний юбилей. Отец Валериан – потомственный священник, старейший духовник Московской .

Часто люди спрашивают: а зачем исповедоваться? Вроде и грехов-то нет особых – не грабил, не убивал. И вообще, покаяние – что это такое? Для чего это нужно, если у нас и так все в порядке? В новую книгу протоиерея Валериана Кречетова, известного пастыря .

Сборник бесед и интервью протоиерея Валериана Кречетова, опубликованных в журнале «Покров» и на православных интернет-порталах. В них пастырь размышляет о насущных вопросах современности, объясняя духовный смысл происходящего.

Имя протоиерея Валериана Кречетова, опытного духовника и одного из старейших пастырей нашей Церкви, известно многим. В сборник вошли интервью, которые отец Валериан дал в последние годы различным журналам, интернет-сайтам, телевидению на самые злободневные .

В сборник вошли интервью, которые отец Валериан давал в 2004–2008 годах на самые злободневные темы современной жизни. Завершают сборник воспоминания отца Валериана о его предшественнике и духовном наставнике протоиерее Сергии Орлове.

В книге собраны статьи и проповеди известных современных пастырей и духовных писателей. Это живые, теплые и доверительные беседы о грехе, покаянии, исповеди и духовном руководстве, в которых содержится много ценных конкретных советов.

В сборник вошли труды святых отцов и духовных писателей – свт. Феофана Затворника, прп. Паисия Святогорца, архиеп. Варлаама (Ряшенцева), прот. Валериана Кречетова, прот. Димитрия Смирнова, Н.Е. Пестова – на тему христианского воспитания детей.

Жизнеописания протоиерея Валериана Кречетова

В книгу вошли беседы отца Валериана разных лет. Главная особенность сборника – автобиографическая часть. Яркие детали своей биографии батюшка раскрывает как иллюстрации к простым, но глубоким истинам. В отдельный раздел собраны темы духовной жизни.

Двадцатый век для России стал временем испытания подлинной веры и принес Церкви сонм новомучеников и исповедников. Но помимо них были еще тысячи христиан, пронесшие православную веру сквозь десятилетия атеизма. В книге собраны интервью именно с такими .

Протоиерей Валериан Кречетов

Русская православная церковь в начале двадцатого века оказалась в затруднительном положении. Страна раскололась на два лагеря — красных и белых. Среди батюшек также не находилось единства.

Это привело к расколу церкви и образованию так называемой Западной православной церкви. Оставшиеся в России церковники вынуждены были принять условия советской власти и оказались сильно ограничены в своих возможностях.

Но священники не сломались под натиском трудностей и продолжали свое дело. Одним из них стал протоиерей Валериан. Продолжил он свои проповеди и в Российской Федерации.

Протоиерей Валериан (Кречетов). Его биография — готовый сюжет для мотивационного кино

Отец Валериан вырос в трудное послевоенное время, когда страна оправлялась после ужасов Великой Отечественной Войны. Долгое время работал инженером, но ближе к середине жизни пришел к Богу.

Сейчас он духовник Московской епархии, пишет духовные книги. Среди народа он заслужил уважение, и с каждым годом на его проповеди приходит все больше людей.

Московская духовная академия, в которой учился Кречетов

Биография отца Валериана: семья, взросление и образование

Будущий батюшка Валериан не сразу оказался священнослужителем.

В миру Кречетов Валериан Михайлович родился в 1937 году в Зарайске.

Его родители оказались там в результате ссылки его отца, Кречетова Михаила. Вслед за репрессированным муже поехала жена — Любовь и два старших сына, Николай и Петр. Известно, что семья имела тесные связи с церковью и возможно за это и оказалась в ссылке.

Отец Валериана участвовал в Великой отечественной войне . Служил на фронте, а после возвращения поступил на обучение в духовную семинарию. Где получил образование и начал проповедовать. Известно, что родился Михаил в 1900 году, а вот дата смерти покрыта тайной.

Сам Валериан и старший брат Николай решили пойти по стопам отца и получить духовное образование. На что мудрый родитель сказал: «Хочешь служить Богу? Готовься к тюрьме». Видимо, на отца повлиял печальный опыт посещения Соловецкого лагеря.

Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН, «Соловки»)
— крупнейший в СССР исправительно-трудовой лагерь на территории Соловецких островов, действовавший в 1920 — 1930-х годах.

Соловецкий монастырь в течение многих лет использовался в качестве места изоляции непокорных воле государя православных иерархов, еретиков и сектантов.

Попадали сюда и политически неблагонадёжные.

Соловецкая монастырская тюрьма существовала с 1718 года, без малого 200 лет, и была закрыта в 1903 году.

Деда протоиерея Валериана расстреляли большевики во время Великой отечественной войны.

Кроме того, Михаил посоветовал сыновьям для начала получить светскую профессию, способную пригодиться в лагерной жизни. Как вариант он предлагал освоить ремесло врача. Однако, братья не послушали совета отца до конца и решили поступить в наиболее подходящий ВУЗ — Московский лесотехнологический институт.

Первоначально Валериан поступает на факультет «Водного транспорта леса», но вскоре переходит на более трудное и требовательное механическое отделение. При этом молодой человек регулярно отправляется на выезды.

Например, на третьем курсе добровольцем поехал осваивать целину. Видимо на механическом факультете имелась военная кафедра, поэтому кроме профильного образования Валериан получает свидетельство штурмана ВВС.

В СССР, в отличии от РФ, существовала традиция принудительного распределения окончивших обучение студентов по местам их крайней необходимости. Так Кречетов оказывается на холодном Северном Урале, близ города Чусовой.

Там он проработал по профессии три года после чего специалиста перевели в Москву. Здесь Валериан продолжает трудится по специальности, а также встречает свою жену — Наталью.

Кроме того, Валериан не оставляет без внимания церковь. Ходит на службы и регулярно исповедуется. Таким образом Кречетов оказывается на церемонии погребения святого отца Стефания, где знакомится с Сергеем Орловым. Батюшка замечает Валериана и советует ему поступить в духовную семинарию.

Поначалу инженер отказывается, ссылаясь на недостаток опыта и наличие светской профессии. Но Орлов все-таки уговаривает его и Валериан начинает получать образование в Московскую духовную семинарию.

При этом пришлось обойти закон СССР, по которому человека с высшим образованием запрещалось принимать любой духовный сан. Поэтому Кречетова принимают как инженера.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно здесь уже 40 лет служит отец Валериан

Протоиерей Валериан Кречетов становится священником и навсегда остается в Акулово

Кречетов с энтузиазмом начинает постигать новую науку. Обучение дается ему настолько легко, что она за год осваивает программу за четыре курса.

Чем заслуживает положительные отзывы своих учителей. После успешного завершение семинарии рукоположен в диакона 21 ноября 1968 года.

Событие произошло в храме Архангела Гавриила. Спустя два месяца, 12 января 1969 года, получил сан иерея.

На этом обучение Валериана не останавливается. Он идет получать высшее духовное образование в Московскую духовную академию, которую с отличием заканчивается в 1973 году.

Отец Валериан провел первые полтора года совей службы в переделкинском Спасо-Преображенском храме.

После чего его направили в храм Покрова Пресвятой Богородицы в село Акулово. Здесь он прослужили уже более сорока лет. Занимался проблемами прихожан, составлял расписание богослужений и постепенно стал отцом-настоятелем церкви.

Заслуги отца Валериана не остались незамеченным. 13 декабря 2012 года батюшку представили к награде «Вера и верность».

Книги, которые написал Кречетов

Отец Валериан прославился не только как целитель душ, но и как писатель духовных наставлений и книг.

Некоторые произведения Валериана Кречетова:

«Размышления перед исповедью»

Книга о том, почему необходима исповедь. А главное, как правильно к ней подготовиться

Большая часть книг протоиерея посвящена простым и понятным житейским вопросам, волнующих любого современного человека.

Полный список книг протоиерея Валериана в интернет-магазине «Сретение» с ценами.

Актуальный способ, как попасть на службы отца Валериана и официальный сайт старцев

Многие люди нуждаются в духовной помощи. Ряд ответов на вопросы можно найти в книгах. В том числе и в произведениях, принадлежащих руке Кречетова.

Но не всегда книги могут помочь. Иногда требуется личное общение. И порой десять минут разговора оказывают большее положительное влияние, чем десятки прочитанных томов.

К батюшке Валериану регулярно отправляются паломники с благотворительными поездками

Поэтому к отцу Валериану можно приехать и послушать его проповеди.

Поселок Акулово находится близко от Москвы, но порой у людей нет и таких денег.

А помощь нужна всем без исключения. Поэтому существует благотворительная программа, помогающая всем страждущим бесплатно посетить храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Кроме отца Валериана там еще много батюшек. В этом списке каждый священник заслуживает своего внимания.

Для более подробной информации стоит посетить страничку отца Валериана Кречетова на официальном сайте «Поездка к Старцам и чудотворцам».

Так как записаться в эту благотворительную программу? Существует два способа:

  • Позвонить по телефону: 8-800-707-45-17;
  • Послать письмо на электронную почту: [email protected]

Валериан Кречетов. Лучшие книги

Обложка Название и описание
«Вера маленького мальчика»

Повесть из сборника сочинений. Помогает родителям привить веру ребенку и правильно объяснить смысл некоторых вещей

«Все ли равно, как верить?»

Книга поднимает серьезный вопрос о вере современного человека в Бога

«Как нам обустроить себя? Жизнь в духе Евангелия»

Книга позволит решить для себя, как жить по Евангелию

«Ключ к настоящему — в прошлом»

В этой книге интервью протоиерея Валериана данные им разным СМИ

ISBN: 5-85433-020-2
Год издания: 2013
Издательство: МБЦ преп. Серафима Саровского
Язык: Русский

Имя протоиерея Валериана Кречетова — настоятеля храма Покрова Божиеи Матери села Акулова, опытного духовника и одного из старейших пастырей нашей Церкви — не нуждается в представлении. Его ранее вышедшие книги пользуются огромной любовью читателей. В настоящий сборник включены интервью и беседы, в которых отец Валериан размышляет о духовной сущности процессов, происходящих в современном мире.

Имя протоиерея Валериана Кречетова — настоятеля храма Покрова Божиеи Матери села Акулова, опытного духовника и одного из старейших пастырей нашей Церкви — не нуждается в…

ISBN: 5-98317-299-9
Год издания: 2014
Издательство: Храм Покрова Божией Матери
Язык: Русский

Часто люди спрашивают: а зачем исповедоваться? Вроде и грехов-то нет особых — не грабил, не убивал. И вообще, покаяние — что это такое? Для чего это нужно, если у нас и так все в порядке? В новую книгу протоиерея Валериана Кречетова, известного пастыря и проповедника Русской Православной Церкви, вошли беседы с людьми, готовящимися к Таинству Исповеди. Живое и проникновенное слово батюшки помогает нам взглянуть на себя со стороны и почувствовать, насколько же сильно мы нуждаемся в покаянии.

Часто люди спрашивают: а зачем исповедоваться? Вроде и грехов-то нет особых — не грабил, не убивал. И вообще, покаяние — что это такое? Для чего это нужно, если у нас и так все в…

ISBN: 5983172980
Год издания: 2013
Издательство: МБЦ прп. Серафима Саровского
Язык: Русский

Около 45 лет продолжается священническое служение протоиерея Валериана Кречетова, старейшего духовника Московской епархии. К нему идут люди за духовным советом, молитвенной помощью, утешением в скорби. Батюшка с любовью принимает каждого. «Душу свою надо перестраивать на евангельский строй», – часто повторяет отец Валериан, слова своего наставника, старца Сергия Орлова. Тому, как это сделать, посвящен настоящий сборник.

Около 45 лет продолжается священническое служение протоиерея Валериана Кречетова, старейшего духовника Московской епархии. К нему идут люди за духовным советом, молитвенной…

Год издания: 1996
Издательство: Издательство прихода храма свв. Косьмы и Дамиана
Язык: Русский

ISBN: 5-98317-299-9
Год издания: 2014
Издательство: МБЦ преподобного Серафима Саровского
Язык: Русский

Часто люди спрашивают: а зачем исповедоваться? Вроде и грехов-то нет особых — не грабил, не убивал. И вообще, покаяние — что это такое? Для чего это нужно, если у нас и так все в порядке? В новую книгу протоиерея Валериана Кречетова, известного пастыря и проповедника Русской Православной Церкви, вошли беседы с людьми, готовящимися к Таинству Исповеди. Живое и проникновенное слово батюшки помогает нам взглянуть на себя со стороны и почувствовать, насколько же сильно мы нуждаемся в покаянии.

Часто люди спрашивают: а зачем исповедоваться? Вроде и грехов-то нет особых — не грабил, не убивал. И вообще, покаяние — что это такое? Для чего это нужно, если у нас и так все…

ISBN: 5-98317-300-6
Год издания: 2014
Издательство: МБЦ преподобного Серафима Саровского
Язык: Русский

Имя протоиерея Валериана Кречетова — настоятеля храма Покрова Божией Матери села Акулова — не нуждается в представлении. Его ранее вышедшие книги пользуются огромной любовью читателей. В настоящий сборник включены интервью, опубликованные в журнале «Покров», и беседы на радио «Радонеж». Отец Валериан отвечает на главные жизненные вопросы: как жить в Церкви, как воспитать достойную смену, как научиться быть счастливыми и дарить радость всем вокруг себя, и объясняет, почему ключ к настоящему — в прошлом.

Имя протоиерея Валериана Кречетова — настоятеля храма Покрова Божией Матери села Акулова — не нуждается в представлении. Его ранее вышедшие книги пользуются огромной любовью…

Год издания: 2015
Издательство: Братство «Духовный род Иосифа Исихаста»
Язык: Русский

Эта книга – сборник избранных слов и поучений из проповедей протоирея Валериана Кречетова. Только главное, без лирических отступлений. По другому её можно было бы назвать Цветословом отца Валериана.

Эта книга – сборник избранных слов и поучений из проповедей протоирея Валериана Кречетова. Только главное, без лирических отступлений. По другому её можно было бы назвать…

ISBN: 5-85433-019-9
Год издания: 2012
Издательство: МБЦ преподобного Серафима Саровского
Язык: Русский

Имя протоиерея Валериана Кречетова известно многим. В этом году батюшке Валериану исполнилось 75 лет, и вот уже 43 года продолжается его священническое служение. Отец Валериан — настоятель храма Покрова Божией Матери подмосковного села Акулова. В 2006 году вышел сборник его проповедей под названием «Мария и Марфа», который был с интересом встречен православным читателем. Настоящее издание является продолжением предыдущей книги. В него вошли проповеди протоиерея Валериана, которые очень современны сейчас и будут современны всегда, ибо касаются вечных вопросов: как жить? кто виноват? и что делать? Батюшка дает простые ответы на сложные вопросы.
Завершают книгу воспоминания отца Валериана о протоиерее Николае Гурьянове.
В тексте сохранен стиль устной речи.

Имя протоиерея Валериана Кречетова известно многим. В этом году батюшке Валериану исполнилось 75 лет, и вот уже 43 года продолжается его священническое служение. Отец Валериан -…

Протоиерей Валериан Кречетов о войне на Украине и эре потребления

В рамках проходящей в Краснодаре православной книжной выставки «Радость Слова» один из самых известных священнослужителей страны, протоиерей Валериан Кречетов провел […]

В рамках проходящей в Краснодаре православной книжной выставки «Радость Слова» один из самых известных священнослужителей страны, протоиерей Валериан Кречетов провел встречу с верующими и журналистами.

Встреча с отцом Валерианом, который вот уже больше сорока лет служит в маленьком подмосковном селе Акулово, вызвала большой интерес. В конференц-зале краснодарского выставочного центра едва хватило мест для всех желающих. В основном пришли верующие женщины, что сразу бросалось в глаза по обилию головных платков, которые принято надевать в церковь.

Отцу Валериану Кречетову трудно дать 80 лет. У него бодрый вид и отличная память. На протяжении всей встречи священник то и дело выдавал разные цитаты великих людей и читал стихи, а его шутки несколько раз вызывали смех в зале. Хотя, конечно, в основном речь шла об серьезных вещах.

Первым делом он обратился к теме, которая была заранее заявлена организаторами. В год столетия революции 1917 года они решили говорить о духовном служении в годы советских репрессий. Отец Валериан может рассказать об этом в подробностях, ведь он был лично знаком со многими из репрессированных священнослужителей. Кроме того, его отец, священник Михаил Кречетов тоже прошел лагеря. Узнав о желании сына пойти по духовному пути, он вздохнул и только сказал: «Приготовься к тюрьме». Но Валериана Кречетова это не испугало.

Корреспондент «АиФ-Юг» записал самые интересные высказвания отца Валериана на встрече с верующими.

О возрасте и силе духа

«Пойти в священники мне было очень просто, – объясняет свой выбор протоиерей. – Я с пеленок вырос в церкви и видел там только добро, понимал, что там истина. Но я тщательно готовился к этому шагу, как учил отец. Он сказал мне, что священник должен быть сильным и выносливым. Ну и, слава Богу, как видите, я здесь. Мне будет 80 лет, хотя какие наши годы! Как говорит мой брат, первые 80 лет сложно, а дальше проще. Это точно».

Отец Валериан Кречетов выступал и отвечал на вопросы присутствующих более полутора часов. Фото: АиФ/ Александр Власенко

О семейной жизни

«Мы с женой уже отметили золотую свадьбу – 55 лет супружеской жизни. У нас 7 детей и 35 внуков: 15 девчонок и 20 мальчишек. Как сказали сами наши дети, они не помнят, чтобы папа с мамой спорили или ругались. Очень многое зависит от женщины. Такую матушку только Бог может дать. У нас с ней никогда не было разговора о деньгах, потому что она сама золотая. Когда в семье лад, не нужен и клад! Это истина».

«Я часто выслушиваю любовные истории прихожан. Например, как какой-нибудь мужчина любил одну женщину, потому вторую, третью, четвертую, пятую, десятую. Каждую любил, но куда же это все потом делось? Это, конечно, не истинная любовь. Люди просто прикрываются этим словом, бросаются им, как разменной монетой. Тот, кто действительно любит, он любит всех. Любовь есть сущность божества, и человек, сотворенный по образу Божию тоже должен своей сущностью иметь любовь. Иначе это получеловек. Человек живет только тогда, когда он в любви. Если он не в любви, это не жизнь вообще. Это еще в Библии написано».

О техническом прогрессе

«За последние сто лет человечество совершило такой технический скачок, какого не было за всю историю: от паровозов до космических полетов. Но этим пользуются не для достижения возвышенных целей, а как раз наоборот. Все увлеклись так называемым прогрессом, но оставили духовность, и произошел нравственный регресс. Как говорят святые отцы, дьявол увлек людей от истинной жизни в нереальную, виртуальную.

Вот сегодня все сидят и на кнопки нажимают. А вы знаете, как узбеки называют мобильник? Шайтан-машинка. Между прочим, это довольно точно. Говорят, что основным двигателем технического прогресса является лень. Но ведь и результат прогресса тот же самый. Люди придумывают разные устройства, чтобы самим ничего не делать и не думать. Но мыслительную способность во всей полноте имеют только люди. Машина размышляет по программе, составленной человеком».

Для большинства верующих отец Валериан Кречетов в представлении не нуждается Фото: АиФ/ Александр Власенко

О колдунах и экстрасенсах

«Некоторые люди пытаются любой ценой получить то, что им нужно. Но принцип, что все средства хороши для достижения цели, не является христианским. К колдунам обращаться не стоит.

Целительство ли это? Оно может дать сиюминутный эффект, но потом принести пациенту душевное и духовное расстройство. Но если человек в Церкви, если он живет православной жизнью, тогда другое дело. Да, господь помогает, это факт. Но всегда нужно помнить, что самое главное – это спасение души».

О потребительском отношении к церкви

«К несчастью, сегодня в людях воспитывается потребительское отношение к жизни, и этот потребительский дух, он и в Церковь вваливается. Но нужно понимать главную истину, что спасает вообще-то только Господь, а мы просто его работники. Даже дом невозможно построить только своими силами без Божьей помощи. Об этом нужно помнить всем людям».

О войне на Украине

«Все началось с филаретовского раскола на одних православных и других. А разделение в вере повлекло за собой дальнейшие события. Беда и в том, что люди забыли историю. Такое уже было, когда после восстания началась гражданская война, и брат пошел на брата. На Украине все точно – один к одному. Это печальная картина, конечно. Я знаю очень много людей с Украины, я вырос с украинцами. Придется потерпеть, пока все это закончится, и, конечно, для этого нужно молиться. Господь управит, ведь невозможное для человека возможно у Бога».

О Божьей помощи

«Есть такое изречение: когда небо молчит, не надо ничего предпринимать. В любых затруднительных обстоятельствах, прежде всего нужно обращаться к Богу, чтобы он указал свою волю, вразумил. Меня часто спрашивают, как он это сделает. Этого я знать не могу, он сам найдет способ. Есть библейский пример Валаама, вразумленного ослицей, на которой он ехал. Жизненных ситуаций очень много, и всякие варианты бывают. Но Господь слышит каждого, кто к нему обращается. Когда это делаешь с верой, он точно ответит».

О вечной жизни

«Все мы однозначно умрем: и больные, и здоровые. Вообще часто говорят, что человек рождается, чтобы умереть. Но это не так. Человек рождается, чтобы жить, жить вечно. Но нужно готовиться к вечности, без признания которой эта жизнь часто бывает довольно безрадостной. Есть такое древнее изречение: живи днем так, чтобы ночью сон твой был спокоен. Живи в молодости так, чтобы в старости совесть твоя была спокойна. А тем более совесть должна быть чиста перед Богом».

Протоиерей Валериан Кречетов: Когда небо молчит, не надо ничего предпринимать

Когда небо молчит, не надо ничего предпринимать

Цитаты из интервью:

«Слова говоришь, а человек их не слышит. Это сплошь и рядом. Когда мы к своим детям обращаемся, и то они не слышат. А между собой как? Мы слышим чаще только себя. Это и есть тот самый грех. Из-за греха все происходит. Когда умирают дети, это еще не так страшно. Потому что все равно умрет каждый человек. В отпевании детей слова есть: «О мне не плачьте, ибо достойного мукам я ничего не сотворил. О себе плачьте согрешающих, чтобы не подвергнуться мукам». То есть даже в этих словах есть свое утешение родителям. Но мы не знаем и не слышим их. Утешиться человек часто не может: «Да вы не понимаете!» Но у меня тоже ребенок умер. Что-то я все-таки понимаю.

Умирать нам всем придется. Но человек сосредотачивается на этом а оно уже прошло, свершилось. В свое время хорошо написал Димитрий Ростовский. Случилось какое-то несчастье у человека, и он благодарит друга, что тот его посетил. Друг спрашивает: «Так расскажи, что у тебя произошло?» На что он ответил: «Да зачем я буду тебе рассказывать и все заново переживать? Лучше ты мне расскажи что-то в утешение». Вот и я стараюсь что-то рассказать.»

«Главная беда современных людей в том, что они не знают богослужения, не понимают. Если бы понимали, они бы рвались в Церковь. Приход, по словам священномученика Сергия Мечева, – это богослужебно-покаянная семья. Богослужение и дух покаяния – вот основа жизни в Церкви»

«Одно дело исповедь, а другое дело – духовничество. Духовничество – это духовный совет. Совет не всякий священник может дать. Когда-то я услышал слова старца Паисия. Он сказал, что духовником может быть только тот священник, который готов за своих духовных чад пойти в ад. Вот он, критерий духовника! А у нас иногда с точностью до наоборот. Это высказывание я услышал на Афоне. Когда ехал туда, за мной бежала женщина, которой ее так называемый духовный отец сказал: «Я не хочу за тебя попадать в ад». Когда я приехал на Афон и, не задавая вопроса, слово в слово получил ответ, я был поражен. Когда есть вот это «я не хочу попадать из-за тебя в ад», значит, ты не можешь быть духовником. Не готов. На Афоне духовничество, как и старчество, считается одним из высших служений.»

«Терпение священнику требуется. Был такой отец Всеволод Шпиллер. Мы с одним батюшкой пришли к нему. И он говорит, что нужно быть в послушании, но только не по принципу: благословите открыть форточку, благословите закрыть форточку. Нужно серьезные вопросы задавать.

Отец Алексий Мечев, когда к нему приходили с вопросами, выслушивал, а потом спрашивал: «А ты как думаешь?» Он старался духовное чадо приучить размышлять самостоятельно. Учить мыслить – это очень важно. Отец Алексий, если нужно, поправлял или давал совет.

Послушание должно быть обязательно. Правда, в монастыре – это особый случай. Преподобный Серафим, когда пришли к нему двое в послушники, сказал им сажать капусту вверх кореньями. Один посадил, как велели, а другой, как обычно. Ему преподобный сказал: «А вот ты не можешь быть послушником». Послушание – это особое дело.»

» — Маленьким детям тяжело в храме.

– Если ему будет тяжело ходить в школу, он вырастет неучем. Тяжело – не тяжело. Мы с этим не очень считаемся. Нужно. Но Церковь выше, чем школа. Другое дело, что тут нужен подход. И в школе не все учиться хотят. Но если ребенок не хочет учиться, то он будет болтаться и всю жизнь будет несчастным. Нужно желать детям лучшего. А тогда как же не водить их в церковь? Выбирать можно между чем-то и чем-то. У нас с утра до вечера работает телевизор, всякие СМИ, а там столько мусора. А если еще и в церковь не водить, то какой же тогда у него останется выбор? Насилие, а не выбор. А выбор все равно человек делает своей жизнью.»

«Как-то я венчал одну пару. Их ребенок увлекался современной музыкой. Я с ним говорил на эту тему. Мальчик меня внимательно слушал, а в разговоре с родителями на их слова, мол, вот видишь, мы тебе говорили, ответил: «Потерпите, я переболею».

На самом деле во всем мы наблюдаем троичность. Три состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное. Пространство наше трехмерно. Наконец, есть дух, душа, тело. А в музыке – гармония, мелодия, ритм. Гармония – это дух, мелодия – это душа, а ритм – это тело. Если у человека отнять дух и душу, то останется тело, то есть труп. Так и в современной музыке. Если пренебрегать гармонией, мелодией, оставлять только ритм, то получится музыкальный труп. Дискотеки – это музыкальные кладбища»

«у нас без обязанностей люди живут и без ответственности, даже когда вступают в брак.

Приведу в пример замечательного философа Сократа. У него была супруга Ксантиппа, женщина особенного характера. Однажды она для него готовила, Сократ, увлекшись философскими размышлениями, не стал есть, а она ему горшок со щами вылила на голову. Тогда ученики его спросили: «Как же вы с ней живете?» – «Так это же ежедневная школа любомудрия, то есть смирения». А другой человек спросил: «А мне жениться?» – «Обязательно!» – «А если такая, как у вас, попадется?» – «Если не такая, то будешь исключением. Если как у меня, то станешь философом».»

«– Сейчас разводы происходят уже не только среди верующих людей, но даже и среди священников.

– Да, у нас несколько человек развелись.

– Вроде бы люди в храме, вроде бы молятся…

– Самое верное ваше слово – вроде. Вроде молятся, вроде каются. Вспоминаю, как один из моих сыновей, когда ему было года четыре, говорил: «Руками двигает – вроде крестится, губы шевелятся, а не молится».

Видите ли, в чем дело, матушки жалуются на батюшек, батюшки на матушек, но дело-то в том, что им хочется современной жизни, надеть брюки и выглядеть как все… Как говорится, та же картина, как в обычном браке. Замуж выходят, а не думают о той ответственности и труде, который за этим следует. Что такое подвиг семейной жизни? Это ситуация, в которой ты себе уже не принадлежишь.»

«– Время изменилось. Сейчас другие люди в церковь ходят?

– Люди примерно те же. Библия-то для всех и на все времена написана. Добродетели, страсти те же, а возможности разные. Возможностей быть верующим больше, но еще больше стало возможностей грешить.

Один человек был на Кипре и говорил, что остров подвергается разным испытаниям, в свое время был под турецким гнетом, теперь проходит испытание благополучием. Верные слова. Мы тоже такое испытание проходим в некоторой степени. Когда я начинал служить в Акулове, то ходил пешком, максимум ездил на велосипеде. Теперь приезжают священники: «Как же я могу без машины?» Интересно, а как я мог в течение многих лет?

Лень – двигатель прогресса. Это верно, конечно. Но Киреевский как про прогресс писал? Не скажешь, что он не нужен, все-таки он развивает ум… но он теряет свою ценность и даже вреден, если не связан с параллельной пружиной, сдерживающей, это нравственность. «

Ссылка на основную публикацию