Протоиерей Валериан Кречетов

Протоиерей Валериан Кречетов

В годы гонений на церковь и духовного упадка в обществе опорой православия являлись истинно верующие христиане, не боящиеся пострадать за свои убеждения. Стойкость их веры привлекала в храмы людей, которые искали духовную опору и ответы о смысле жизни.

Таким человеком является протоиерей Валериан Кречетов, который более 40 лет помогает людям приблизиться к Господу.

Дорога Валериана Михайловича к духовному служению была долгой, но православная Вера всегда придавала ему силы.

Родился Валериан Михайлович Кречетов в 1937 г. В это время его семья жила в подмосковном городе Зарайск, так как главе семейства было запрещено проживать в столице. Отец и мать будущего проповедника регулярно посещали церковь и были убежденными верующими людьми.

В 1927 г. Михаил Валерианович был репрессирован и сослан в Соловецкий лагерь. Затем некоторое время семья Кречетовых проживала на поселении в карельском посёлке Кеми.

Отец и дед Валериана участвовали в Великой Отечественной войне. Отец прошёл всю войну, а деда арестовали в 1942 г. по обвинению в предательстве. Валериан Петрович, свободно владеющий немецким языком, помог выйти из окружения под Волоколамском большому количеству людей, но был оклеветан.

О матери известного сегодня священника известно мало. Любовь Владимировна происходила из интеллигентной семьи. Поэтому её дети получили хорошее образование, включающее в себя иностранные и церковнославянский языки.

Взросление и образование

В 1949 г. Михаил Валерианович поступил в Московскую духовную семинарию. Своих детей, желающих пойти по стопам родителя, отец Михаил предупредил о непростой судьбе священников в Советском Союзе. Он рекомендовал Валериану и его брату Николаю получить востребованную мирскую профессию.

Юноша поступил в Московский лесотехнический институт, где изучал механику. Во время учёбы в ВУЗе он освоил профессию штурмана военной авиации. После окончания учёбы Валериан Михайлович отправился в посёлок Чусовской, расположенный в районе Северного Урала. Через некоторое время он вернулся в столицу. Здесь он встретил свою супругу Наталью Константиновну.

Духовный путь

Валериан Михайлович регулярно посещал церковные службы. В 1963 г. на похоронах можайского епископа Стефана мужчина знакомится со священником Сергеем Орловым — настоятелем Покровского храма в селе Акулово. Он уговорил мужчину принять священническое служение.

Так как советские законы запрещали принимать в духовные учебные заведения людей с высшим образованием, Валериан сначала поступил на работу в Московскую патриархию. Уже в качестве её сотрудника он поступил в Московскую духовную семинарию, полный четырехлетний курс которой освоил за 1 год.

В 1968 г. его рукоположили в диакона, а через несколько месяцев в иерея. В 1973 г. он с отличием закончил Московскую духовную академию. С 1970 г. он является настоятелем Покровского храма в Акулово.

Проповеди и беседы

Духовное служение отца Валериана заключается не только в деятельности настоятеля, но и в активной проповеднической и образовательной работе с прихожанами. В настоящее время множество проповедей и бесед опубликованы в средствах массовой информации. В них миссионер рассказывает об основных проблемах, стоящих на духовном пути современного человека. Особое внимание он уделяет следующим темам:

  • духовно-нравственное воспитание молодого поколения;
  • необходимость регулярного посещения храмов;
  • религиозные заблуждения;
  • духовное наставничество.

Миссионерская деятельность батюшки включает обязанности духовника Московской епархии. Сила слов настоятеля Покровского храма привлекает в подмосковное село не только местных прихожан, но и священнослужителей, и представителей светской власти.

Наставления и проповеди отца Валериана опубликованы в виде нескольких книг. Изучив их, люди, начинающие свой духовный путь, могут найти советы для укрепления духа и веры. Слова проповедника дают страждущим людям утешение и душевный покой.

В настоящее время изданы следующие книги протоиерея Валериана Кречетова:

  • «Вера маленького мальчика», которая освещает основные вопросы православного воспитания детей.
  • «Всё ли равно, как верить?» — сборник статей об особенностях становления духовной жизни современных людей.
  • «Размышления перед исповедью» рассказывает о необходимости регулярной исповеди и подготовки к ней.
  • «Ключ к настоящему — в прошлом» — сборник интервью, в которых священник отвечает на вопросы, связанные с духовной жизнью людей, устройством церкви и основами православной веры.

Как попасть на приём

Лично встретиться с отцом Валерианом Кречетовым можно в Покровской церкви, расположенной в селе Акулово Одинцовского района Московской области. Уточнить расписание богослужений и возможность индивидуального общения с батюшкой можно на официальном приходском сайте, в группе в социальной сети и по телефону информационного отдела прихода.

Протоиерей Валериан Кречетов — один из современных русских миссионеров, благодаря которым восстанавливается духовность российского общества. Его духовное служение и образовательная деятельность способствуют знакомству взрослых людей и подрастающего поколения с основами православной жизни, помогают найти собственный путь к Богу.

Отец Валериан

Отец Валерьян Кречетов, в народе считается прозорливым. Его проповеди весьма помогают атеистичным людям обратиться к церкви.

Православие всегда было сильным благодаря мудрым священникам. И в настоящее время есть истинные хранители веры, те, к кому обращаются за мудростью и укреплением душевных сил, напутствием на духовный путь. Число прихожан Покровского храма в селе Акулово растет с каждым годом, благодаря его настоятелю, отцу Валериану.

Про протоиерея Валериана Кречетова можно сказать, что он в храме с малых лет. Шестилетним мальчиком он начал прислуживать в Зарайской церкви. Батюшка Валериан из православной семьи: его отец был священником, а мама — псаломщицей в храме. Родители и дети жили церковной жизнью во времена атеизма и гонений на Церковь.

Школьником будущий священник изучал церковнославянский язык, от вступления в пионеры и комсомол отказывался. В семинарию пришел подготовленным человеком, окончил ее экстерном за один год вместо четырех. В 31 год стал дьяконом, через год иереем. Затем были годы обучения в Московской духовной академии РПЦ. У священника есть и светское образование: по настоянию отца он закончил Московский институт леса, освоил штурманское дело.

В 1970 году отец Валериан Кречетов стал настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь в селе Акулово не закрывалась с 1907 года и служила приютом для православных в годы репрессий. Трудами отца Валериана и его духовных чад храм был восстановлен и благоустроен. В числе прихожан множество многодетных семей, их проблемы батюшка знает не понаслышке. Сам он относится к «белому духовенству», прожил с супругой около полувека в любви и согласии, поставил на ноги семь детей, у которых подрастают 34 внука.

Где проходят беседы старца?

При церкви, где служит отец Валериан, действует воскресная школа для детей и взрослых. Помимо изучения Закона Божия, маленькие прихожане занимаются фехтованием, рукодельными техниками, конструированием. Взрослые опекают подопечных дома престарелых. Нашими силами вместе со служителями Храма часто организовываются поездки в места паломничества (к ныне живущим старцам, к мироточивым иконам и по святым местам).

Отец Валериан Кречетов духовно окормляет не только своих прихожан. Десятилетия он служил епархиальным духовником. В кругу его общения были Николай Гурьянов, отец Иоанн Крестьянкин. В настоящее время отец Валериан является духовником многих московских священников. Батюшкой воспитано немало монахинь и монахов, священников. На его службу приходят и простые прихожане, и сильные мира сего — такова его доброта и вера.

Как попасть на прием к батюшке Валериану?

Служение Валериана Кречетова не ограничивается настоятельством, он — миссионер и писатель. Его духовные книги многим помогают укрепиться в вере, в них находят утешение и добрый совет. Не все могут или знают, как попасть на прием к батюшке, через свои книги он делится тем, в чем нуждается душа любого православного христианина. Но никакая книга не заменит живого общения со старцем Валерианом. Его духовная мудрость способна воскресить мир в душе каждого страждущего и направить на путь Божий, истинный.

А попасть к нему Вы сможете с нами воспользовавшись благотворительной поездкой, с помощью которой сможете поговорить со старцем и посетить в селе Акулово бесподобной красоты Храм Покрова Пресвятой Богородицы . Подробнее о поездке здесь .

Когда нет времени ожидать дату поездки по благотворительности, то мы можем отвезти Вас к батюшке и Вы встретитесь с ним в день его приема. Подробнее об этом здесь .

Внимание! За деньги нельзя купить очередь или прием любого из Старцев!

Прот. Валериан Кречетов: «Брак – подвиг совместной жизни»

Общение с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в подмосковном Акулове – большое приобретение. Желающих побеседовать с авторитетным духовником, автором популярных книг множество – об этом говорят его встречи с верующими во многих епархиях Церкви, на которые собираются полные залы.

Святые отцы и Эйнштейн

Воистину, лучшая проповедь – не слова, а, скорее, добрые примеры, личность пастыря, особенно если она яркая и неординарная. Отцу Валериану самобытности не занимать. Его простота и обаяние, мудрость и непосредственность, чувство юмора и духовный и жизненный опыт с первых слов покоряют каждого.

Протоиерей Валериан Кречетов учился в Московском лесотехническом институте, работал на Урале, был военным. Окончил Московскую семинарию, затем Московскую Духовную академию, рукоположен в 1969 году, является одним из старейших клириков Московской епархии. Он – обладатель международной награды Андрея Первозванного «Вера и верность» за заслуги в укреплении российской государственности и в возрождении духовности.

В памятной нам беседе с духовенством и мирянами Тульской епархии в 2017 году (это был год его 80-летия) он говорил на богословские темы, рассуждал о богооткровенной природе веры и открытых для каждого путях спасения.

При этом говорящий ничуть не утомил слушателя: цитировал святых отцов и Афанасия Сахарова, читал стихи своего знакомого приходского поэта, приводил слова о Боге и человеке из неожиданных источников – из Белинского, квантовых физиков, Сократа и Эйнштейна. Но, отбросив физику и лирику, становилось понятно: для отца Валериана главный вопрос на все времена – «Како веруеши?» Батюшка убежден – то, КАК мы веруем в Бога, Ему, вызвавшему нас к Бытию Создателю, не все равно.

И фразы, и фамилия – крылатые

Высказывания отца Валериана так и хочется разобрать на цитаты.

Яркие и запоминающиеся, они хороши даже вне контекста сказанного батюшкой. Они звучат глубоко и многозначно – как заглавия для книг или для проповедей. Некоторые его слова наверняка могут стать крылатыми выражениями (под стать его крылатой фамилии – Кречетов). Приведем некоторые из них:

«Несчастье современного человека – его невоцерковленность».

«Если у человека нет навыка к молитве, как он может помочь другому?»

«Сегодня мы пользуемся техническими достижениями, но пренебрегаем духовным опытом. Между тем, так естественно пользоваться всем добрым и полезным, что опытно достигнуто другими!»

«Духовные законы существуют так же реально, как и физические».

Детский патерик

В православных СМИ в семейных отношениях зачастую наставляют монашествующие, при этом миряне недоверчиво почесывают затылок. Отец Валериан – другое дело, о семейной жизни он знает не в теории – сам отец семерых детей и дедушка тридцати пяти внуков, поэтому рассуждает о семейной проблематике с полным на это правом.

По его словам, брак – ни что иное как подвиг совместной жизни. И ежедневный нелегкий подвиг этот строится исключительно на любви и на смирении. Причем весьма и весьма полезно в семейной практике сдерживать не только эмоции, но и собственную речь. Прав перед Богом оказывается тот, кто из двоих способен вовремя умолкнуть или вообще чаще других держать язык за зубами.

«Когда один малыш спросил меня, для чего Бог сотворил человека, я взмолился: «Господи, помоги ребенку дать простой и ясный ответ, чтобы он все понял, а я не исказил Твою правду». И я в ответ спросил мальчика: «Ты любишь маму и папу? А они – друг друга? Вот и Бог нас сотворил, чтобы любить».

Дети чувствуют проявления любви, но также остро ощущают ее отсутствие. А любовь не может жить в себе – не может существовать замкнуто, не изливаясь на другого. Этот закон работает и в наших отношениях с Богом, и в отношениях в семье».

Детская тема для отца Валериана – вообще важная и близкая.

«Ум – понятие относительное. Всегда найдется тот, кто нас умнее. Над немудрыми – мудрые, над мудрыми – премудрые, а над ними – святая простота. Устами младенца, как говорится, глаголет истина. Хочу собрать и издать своего рода детский патерик, потому что дети говорят редкостные вещи, и у внуков иногда не грех поучиться духовному».

Пошел в священники – приготовься к тюрьме

В беседе с верующими отец Валериан не раз упоминал своего отца Михаила Кречетова. Встреча проходила в 2017-м, и в год столетия революции и обсуждения ее итогов рассказ о нем прозвучал особенно остро.

Репрессированный служащий – обычный бухгалтер Михаил Кречетов после лагерей в Коми и на Соловках неожиданно для окружающих стал священником.

В местах не столь отдаленных его поразил пример стойкости настоящего русского духовенства, его исповедание веры в нечеловеческих условиях. Этому же он учил и сына, наставляя духовному и житейскому и нацеливая его на путь священства в самый разгар хрущевской эпохи. «Хочешь быть священником – приготовься идти в тюрьму. Будь готов пострадать», – говорил ему отец.

Отца Валериана часто спрашивают о духовном руководстве. Каким, по его мнению, бывает настоящий духовник? В одном из интервью он высказал убеждение, что духовник должен быть готов за своих чад пойти в ад. «Помню, говорил про такое. Но впервые это не я сказал, а Паисий Святогорец», – отвечал батюшка.

Был один причастник…

Вопросы из зала отцу Валериану обязательно касаются его встреч с отцом Николем Гурьяновым, поскольку он не раз исповедовал и причащал этого известного и любимого в России старца и духовника, ныне почившего.

Старец в отношении Таинства Причастия был особо избирателен и не от каждого священника решался принять Тело и Кровь Христову. Батюшка вспомнил удивительное общение с ним, его отеческую любовь и участие, чудесные случаи с людьми, обращавшимися за помощью к отцу Николаю.

«Как-то приехал к батюшке, заговорился, отвлекся и вдруг вспомнил, что забыл дома записки от прихожан. Сильно расстроился, что люди мне доверились, а я их подвел.

А отец Николай рукой только махнул – ничего, мол, не отчаивайся, все будет хорошо, обо всех помолюсь.

После этого случая ко мне подходили люди и благодарили, что отвез их записочки старцу. Совесть меня жестоко уязвляла, но самое удивительное оказалось в том, что все их проблемы и горести чудесным образом разрешились …»

Валентина Киденко

Фото из открытых источников

Протоиерей Валериан Кречетов

Светское образование

высшее 1959; МЛТИ

Духовное образование

академия 1973; МДА

Хиротонисан

12 января 1969 года

епископом Дмитровским Филаретом

День тезоименитства

Награды

2017 медаль «За усердное служение» I ст.

2013 служение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш»

2008 служение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни

2007 орден прп. Сергия Радонежского II ст.

2002 орден прп. Сергия Радонежского III ст.

1997 орден кн. Даниила Московского III ст.

1987 наперсный крест с украшениями. Патриаршая награда за особые церковные заслуги.

1978 возведение в сан протоиерея

1970 наперсный крест

1969 камилавка, набедренник

Клирик: иеромонах Павел (Коротких Дионисий Анатольевич), 1972

Светское образование

высшее 1995 – МАТИ

Духовное образование

академия 1999 – МДС; 2003 – МДА

Хиротонисан

Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря г. Москвы

Постриг совершен

23 декабря 2003 года

Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием

День тезоименитства

Награды

2010 грамота За усердные труды на ниве духовно-нравственного просвещения и образования

2009 наперсный крест

2008 грамота Благословенная

Клирик: священник Никита Николаевич Силин, 1985

Светское образование

высшее 2008; Тобольский государственный педагогический институт им. Д. И. Менделеева

Духовное образование

академия 2010; МДА

Хиротонисан

10 ноября 2012 года

Архиепископом Можайским Григорием в Покровском храме села Старый Покров Орехово-Зуевского района

День тезоименитства

Награды

2012 камилавка при рукоположении, наперсный крест, набедренник

У книжной полки. Протоиерей Валериан Кречетов. Христианство – это жизнь

14 апреля протоиерею Валериану Кречетову, старейшему духовнику Московской епархии, настоятелю хра­мов Покрова Божией Матери и Новомучеников и исповедни­ков Российских в селе Акулове под Москвой, исполнилось 82 года. За 50 лет служения Богу и людям не иссякал к батюшке поток верующих людей. И сегодня идут к нему за советом, вразумлением и утешением. Идут, чтобы услышать слово отца Валериа­на. Ведь говорит он о главном: о смысле жизни человека, о том, как не только слышать слово Божие, но и жить по нему. И о том, что христианство – это жизнь! «Христианство – это жизнь» — так называется книга протоиерея Валериана Кречетова, выпущенная в свет Международным Благотворительным Центром прп. Серафима Саровского. Эту книгу мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

В сборник «Христианство – это жизнь» вош­ли интервью, которые отец Валериан давал в 2004-2008 годах газетам, журналам, интернет-сайтам, телевидению на самые злободневные темы современной жизни. Что происходит с нашей страной, с семьей в целом, с образованием? Почему происходят разногласия, недопонимание, расколы и войны? Как жить по Заповедям Божиим? Что вообще значит жить, а не существовать? На все эти и другие важные вопросы размышляет отец Валериан на страницах этой книги. Завершают сборник воспоминания батюшки о его предшественнике и духов­ном наставнике протоиерее Сергии Орлове (в монашестве — иеромонахе Серафиме).

Очень часто отец Валериан рассказывает о своей семье. И вот на вопрос, как он стал священником, также отвечает: «Дело в том, что главное идет от семьи. Семья по-православному, по-христиански есть «малая Церковь». Вся наша жизнь — это множество «малых Церквей», которые живут в большой Церкви. Все мы имеем здесь, на земле, отца и мать, а их первообраз — это Отец Небесный и Матерь Божия, Заступница усердная рода христианского. Поэтому верующие и называют друг друга братьями и сестрами. Так что основа всей жизни заключается именно в семье». Напомним, что протоиерей Валериан Кречетов родился в 1937 году в Москве в семье репрессированного бухгалтера, впоследствии священника Михаила Кречетова. Мама его пела в храме, была псаломщицей. «Мама моя, — рассказывает батюшка, — 75 лет славила Бога: с 15 лет как начала петь в церкви, так всю жизнь пела. Потом уже стала псаломщицей. Конечно, получала гро­ши, жили мы только огородом. У нас электриче­ства не было, одна керосиновая лампа, но регу­лярно ходили на все службы: в субботу вечером, в воскресенье утром».

Как вспоминает отец Валериан, когда отца освободили, его отправили за 101-й километр, в Зарайск. Там прошло детство батюшки. Потом жили в Волоколамске. Во время войны начал прислуживать в церкви. «Насколько помню, — говорит батюшка, — я начал прислуживать в церкви в шесть лет, во время войны, в сорок третьем году. Дошкольный возраст. Меня Го­сподь сподобил особых милостей. Служил там один очень необычный священник, отец Нико­лай. Помню, как он мне иногда давал потреблять Святые Дары из Чаши. И с тех пор моя жизнь была в Церкви, были мечты о служении в ней. Еще когда лежал в кро­ватке, маленьким, я уже говорил: «Верую, Госпо­ди, и исповедую, яко Ты еси Христос, Сын Бога живаго, пришедый грешныя спасти, от них же первый есмь аз», — эту молитву перед Прича­щением полностью наизусть, а потом: «Сложите руки, перед Чашей не креститесь. » Господь это дает детской памяти. Я всё запоминал с детства».

В школе будущий пастырь по религиозным мотивам отказался вступать в пионеры и в комсомольцы, несмотря на последовавшие за этим неприятности. «Я считал, — говорит отец Валериан, — что быть священником — это дар. Готовился к принятию сана и не был ни пионером, ни комсомольцем, хотя это было непросто в те времена. Но Господь умудрял меня. Я знал, что за отказ сажают, расстреливают, поэтому го­ворил максимально лояльно. Меня спрашивали: «Почему ты не хочешь быть пионером?» А я отве­чал: «Разве может пионер ходить в церковь? Нет, не может. Тогда вы не можете меня принять, ведь я же хожу в церковь». Господь давал мудрость». Так вот открыто, прямо говорил юный исповедник со школьным начальством, а они проводили с ним беседы. Когда пришло время комсомола — повторилась та же история. Но юноша стоял на своем, и от него отстали.

Как вспоминает отец Валериан, когда подходило к концу школьное образование — а это было еще во вре­мена Сталина, — отец, который тогда уже был диаконом, сказал ему: «Если собираешься быть священником, то готовься к тюрьме». Поэтому юноша приобрел специальность, с которой мог в тюрь­ме трудиться, — инженер-механик леспромхо­за, окончил Лесотехнический институт. Но Бог милостив, на лесоповале вальщиком будущий священник не работал, трудился три года на Урале, на реке Чусовой, старшим инженером-конструктором. Здесь он оказался пе­ред выбором: принять монашество или женить­ся? «Я, — рассказывает батюшка, — молился, чтобы Господь открыл мне Свою волю. И на мой вопрос отец Кирилл (Павлов) ска­зал: «Господь тебе укажет». И в этот же день меня познакомили с моей будущей супругой. А потом старец, отец Евгений — около 90 лет ему было, — благословив, сказал мне: «Тебе надо жениться!» Я спрашиваю: «На ком?» — «А кто тебе нравит­ся?» — «Я видел на свадьбе у брата Николая одну девушку». — «Вот на ней и женись!» А другой ста­рец, отец Николай Голубцов, подтвердил: «Если ты на ней женишься, будет сделан твой первый шаг к священству».

В 1962 году Валериан Кречетов женился на Наталье Константиновне Апушкиной. Последовав примеру отца, решил стать священником. «Однажды, — рассказывает батюшка, — отец сказал мне, как это важно: Ис­поведь, проповедь, живое слово священника. Я, конечно, понимал, что самое важное — это богослужение, но важны и Исповедь, и пропо­ведь. И вот я задумался об этих словах отца. Мы помолились, легли спать, и вдруг я себя увидел в приделе Архангела Михаила в храме Благове­щения, в котором я вырос (там было два приде­ла: другой — преподобного Сергия). Вижу себя стоящим на амвоне, в облачении, с крестом, и мне как бы внутренний голос говорит: «Ты же­лал быть священником — вот ты священник. Ты считаешь, что важно исповедовать — вот и ис­поведуй». А передо мной — полный храм людей. Взялся за крест на груди и чувствую, что не го­тов. Закрыл глаза во сне, а открыл уже наяву, Руки на груди стиснуты. Настала ясность, что не готов. »

Когда в семье Кречетовых было уже трое сыновей, духовником Валериана Михайловича, стал отец Сергий Орлов, который сказал ему: «Инженеров полно, а батюшек не хватает. Иди служить к нам в Отрадное». И велел пойти к митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену, будущему Патриарху. Владыка Пимен ответил: «Нам не разрешают инженеров рукополагать, это криминал». Но выход был найден. Будущему священнику вскоре удалось устроиться инженером в хозяйственное управле­ние Московской Патриархии, а потом поступить в семинарию, сразу в третий класс. Так начался путь священного служения отца Валериана Кречетова. Путь длиной в 50 лет.

Во священники отец Валериан был рукоположен 12 января 1969 года. Начиная с 1970 года, он служил настоятелем храма Покрова Божией Матери с. Акулово в Одинцовском районе Подмосковья. Батюшка очень любит повторять слова своего покойного отца: «Христианство – это жизнь, это не философия». В Евангелии, по словам отца Валериана, «засвидетельствована истина, что христианство — это жизнь. Это жизнь в ее полноте. Ибо не все то, что есть в мире, живет. Все то, что живет в Боге, в любви, — то живет. А то, что живет без Бога и без любви, то существует. И то, что существует, ведет постоянную войну против того, что живет. И эта война заключается в том, чтобы отвратить человека от Бога и повести его по пути греха. И здесь человек делает выбор: или с Богом, или не с Богом, или даже против Бога. Вот этот страшный выбор человек совершает сам и за него несет ответственность. И перева­ливать на кого-то вину — это лукавство и ложь. Потому что Господь всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти (1 Тим.2,4)». Об этом снова и снова напоминает батюшка со страниц книги, которая так и называется — «Христианство – это жизнь».

На страницах этой книги представлены ответы на многие вопросы, суть которых примерно такова: как жить? кто виноват? и что делать? И батюшка дает простые ответы на эти довольно сложные вопросы. Размышления отца Валериана — просты и доступны, полны интересных и поучительных историй из жизни и в то же время пронизаны глубочайшей святоотеческой мыслью. Поэтому, как и прежде, идут к батюшке люди, за советом, вразумлением и утешением. Тем же, кто не может обратиться к нему лично, помогут книги, на страницах которых собраны проповеди, беседы, советы отца Валериана Кречетова.

Кречетов Валериан,

Протоиерей Валериан Кречетов — значимая фигура для русского православного народа. Известный духовный пастырь, наставник, миссионер, проповедник, писатель. Митрофорный протоиерей. Старейший клирик Московской епархии. Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово Московской области.

Родился в известной семье в 1937 году. Его бабушка была родом из купеческого рода Морозовых. Прадед по материнской линии — молочный брат И.С. Тургенева и управляющий его имением. Отец работал бухгалтером, но впоследствии стал известным священником. Был мастером спорта по академической гребле. Познакомились родители отца Валериана Кречетова в церкви, куда по велению матери пришел Михаил Кречетов, и где пела на клиросе Любовь Коробова. Отец вскоре был репрессирован и отправлен на Соловки, где находился по 1931 год. После он не имел права жить в Москве и поблизости. Тогда он еще не был священником, но именно в лагере Бог был очень близко, Михаил всегда чувствовал Его помощь и заступничество.

В 1937 году в Зарайске родился отец Валериан Кречетов. Детей уже было трое в семье. Вскоре началась Великая Отечественная война, и Михаил Кречетов отправился на фронт. А его жена осталась одна в тремя детьми, выстояла, выдержала, очень сильная была женщина. В 1949 году по возвращении с фронта, Михаил Валерианович поступает учиться в Московскую духовную семинарию, а было уже ему в ту пору 49 лет. Мама отца Валериана любила церковь, и всегда водила туда детей, несмотря ни на что. С 6 лет мальчик уже прислуживал в храме. Каждый выходные семья ходила в храм.

Отец всегда наставлял Валериана Кречетова и его братьев, что если они хотят быть священниками, должны готовиться к тюрьме. А там необходима профессия. Так Валериан поступил в Московский лесотехнический институт. После окончания по распределению попал на Северный Урал, три года проработал инженером в Чусовском леспромхозе. Затем последовал переезд в Москву. Женитьба на Н.К. Апушкиной. Мать жены — Елена Владимировна Апушкина, духовная дочь отца Алексия Мечева, а затем его сына Сергия Мечева, оказала огромное влияние на становление Валериана Кречетова как священника. Также ему очень помог духовный наставник отец Алексей Резухин, служивший настоятелем храма в Зарайске, чьи проповеди приходило слушать огромное количество народа. Но, пожалуй, поворотным событием в жизни протоиерея Валериана Кречетова стала встреча с Владыкой Стефаном (Никитиным), который благословил отца Валериана жениться, и священником Сергием Орловым, пригласившим его служить в храме. В те времена существовал запрет на рукоположение людей с высшим образованием, поэтому отец Валериан служил инженером при храме. А рукоположен был уже после окончания Московской духовной семинарии. Лишь в 1968 году он стал священником. В 1973 году окончил Московскую духовную академию. Служил сначала в Спасо-Преображенском храме (Переделкино), а затем назначен в храм Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово. В 1970 году стал настоятелем этого храма. За время своего служения встречался со многими великими духовными подвижниками: батюшкой Иоанном Крестьянкиным, отцом Николаем Гурьяновым, отцом Николаем Голубцовым.

Протоиерей Валериан Кречетов воспитал 7 детей, у них с матушкой уже 34 внука.

Протоиерей Валериан Кречетов. О повторных браках и венчании

Брак, семья, венчание – это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом.

Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение проекта документа «Об упорядочении практики совершения браков, в частности повторных», стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.
Протоиерей Валериан Кречетов Протоиерей Валериан Кречетов

– Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?
– При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, Маргарита Тучкова (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.
В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» – значит, нельзя. «Не положено» – например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом – или же не принято.
Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин – для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге – особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то – как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, – «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.
А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».
Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же – «гражданский брак». Это, конечно, беда нашего времени…
В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит – это уже Его святая воля.
– Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…
– Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.
– Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами – у нас множество и бедных приходов.
– Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, отец Алексий Мечёв овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…
Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия – невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.
Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью – и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.
Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это – особенности каждого служения.
– Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?
– Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» – а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен – получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна – почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…
Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!
– Важно послушание Церкви?
– Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.
Надо понимать, что вообще брак – это не церковное, это гражданское установление. Брак существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу – так.
Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то – это так!
– Некоторые священники поступают в каких-то случаях «по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…
– По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!
– Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.
Когда мы говорим о приходской жизни, которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?

Протоиерей Валериан Кречетов

Книги протоиерея Валериана Кречетова

В книгу вошли беседы отца Валериана разных лет. Главная особенность сборника – автобиографическая часть. Яркие детали своей биографии батюшка раскрывает как иллюстрации к простым, но глубоким истинам. В отдельный раздел собраны темы духовной жизни.

Часто люди спрашивают: а зачем нужен пост? Неужели Богу важно, что я ем? Ведь главное – быть добрым человеком. В этой небольшой книжечке батюшка, с присущими ему простотой и доброжелательностью, отвечает на вопросы, .

Книга избранных изречений одного из самых известных духовников нашего времени поможет читателю получить простые ответы на сложные вопросы, касающиеся христианской жизни в современном мире.

Имя протоиерея Валериана Кречетова, настоятеля храма Покрова Божией Матери подмосковного села Акулова, не нуждается в представлении. В 2012 году батюшка отметил свой 75-летний юбилей. Отец Валериан – потомственный священник, старейший духовник Московской .

Часто люди спрашивают: а зачем исповедоваться? Вроде и грехов-то нет особых – не грабил, не убивал. И вообще, покаяние – что это такое? Для чего это нужно, если у нас и так все в порядке? В новую книгу протоиерея Валериана Кречетова, известного пастыря .

Сборник бесед и интервью протоиерея Валериана Кречетова, опубликованных в журнале «Покров» и на православных интернет-порталах. В них пастырь размышляет о насущных вопросах современности, объясняя духовный смысл происходящего.

Имя протоиерея Валериана Кречетова, опытного духовника и одного из старейших пастырей нашей Церкви, известно многим. В сборник вошли интервью, которые отец Валериан дал в последние годы различным журналам, интернет-сайтам, телевидению на самые злободневные .

В сборник вошли интервью, которые отец Валериан давал в 2004–2008 годах на самые злободневные темы современной жизни. Завершают сборник воспоминания отца Валериана о его предшественнике и духовном наставнике протоиерее Сергии Орлове.

В книге собраны статьи и проповеди известных современных пастырей и духовных писателей. Это живые, теплые и доверительные беседы о грехе, покаянии, исповеди и духовном руководстве, в которых содержится много ценных конкретных советов.

В сборник вошли труды святых отцов и духовных писателей – свт. Феофана Затворника, прп. Паисия Святогорца, архиеп. Варлаама (Ряшенцева), прот. Валериана Кречетова, прот. Димитрия Смирнова, Н.Е. Пестова – на тему христианского воспитания детей.

Жизнеописания протоиерея Валериана Кречетова

В книгу вошли беседы отца Валериана разных лет. Главная особенность сборника – автобиографическая часть. Яркие детали своей биографии батюшка раскрывает как иллюстрации к простым, но глубоким истинам. В отдельный раздел собраны темы духовной жизни.

Двадцатый век для России стал временем испытания подлинной веры и принес Церкви сонм новомучеников и исповедников. Но помимо них были еще тысячи христиан, пронесшие православную веру сквозь десятилетия атеизма. В книге собраны интервью именно с такими .

Книга протоиерея Валериана Кречетова представляет собой сборник духовных бесед на темы, волнующие многих в обычной жизни. Что лучше: ходить в церковь или делать добрые дела? Почему нужно соблюдать пост? Что делать, если тебя обижают? Как часто надо причащаться .

Протоиерей Валериан Кречетов

Место рождения протоиерея Валериана Кречетова – город Зарайск Московской области. Он появился на свет 14.04.1937. Михаил Валерианович, его отец, был из семьи купцов-старообрядцев Морозовых. Подвергся репрессиям. В послевоенное время стал священником, служил 30 лет в храме Святителя Николая в селе Царёве в Подмосковье. Любовь Владимировна, его мама, в девичестве Коробова, родилась в Коломне, всю жизнь, начиная с 15 лет, пела в церковном хоре. У отца Валериана два старших брата – Пётр (ныне покойный) и Николай – в наши дни митрофорный протоиерей, благочинный Замоскворечья, служит настоятелем в храме Спаса Преображения (Болвановка).

Батюшка крещён на родине в Спасском храме, разоренном в период советского строя. Крёстным был отец Михаил, принявший далее смерть за веру. Его причислили к лику Новомучеников Русской Церкви.

Будущий отец Валериан уже в 6-летнем возраста, в военное лихолетье, помогал в алтаре в Благовещенском храме Зарайска, где его мама служила певчей. По окончании средней школы он поступает в лесотехнический институт в Москве; в 1956–1957 годах ездил на целину. Получив диплом в 1959 г., распределяется на Северный Урал и в КБ работает в должности инженера-конструктора в леспромхозе Чусового.

В 1962 году создал семью, его женой стала Наталия Константиновна Апушкина. Судьба её имела непосредственное отношение к «маросейской» общине. Её мать Елена Владимировна написала книгу «Пастырь добрый» про батюшку Алексия Мечёва, брат мамы Владимир Быков составил любимый многими сборник «Отец Арсений». В семье отца Валериана и матушки Натальи выросли 7 детей, два из них стали священнослужителями, старшая дочка замужем за протоиереем Игорем Смертиным. В настоящее время у супружеской пары Кречетовых тридцать пять внуков.

Настоятель Покровской церкви в с.Акулове протоиерей Сергий Орлов, духовный наставник будущего отца Валериана, в 1968 году благословил его на поступление в Духовную семинарию Москвы, там в период 12 месяцев он прошел обучение экстерном. В диакона его посвятили 21.11.1968. Вскоре, уже в январе следующего года, он становится пресвитером. Рукополагал его епископ Дмитровский Филарет (Вахромеев), в настоящее время – почетный Патриарший экзарх всея Беларуси.

На период 1969–1970 местом службы иерея Валериана была Преображенская церковь (Переделкино). Далее он несет службу в Покровской церкви (Акулово). В 1973 году заканчивает Духовную академию, а в 1975 г. получает назначение настоятеля указанного храма в Акулове и до сегодняшнего времени им является.

Имел Божию милость общаться с большим числом исповедников православия и наставников духовенства – таких, как архимандрит Кирилл (Павлов), схиархимандрит Пантелеимон (Агриков), епископ Стефан (Никитин), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), протоиерей Тихон Пелих, протоиерей Николай Голубцов. А батюшка Николай Гурьянов, старец, постоянно причащался у отца Валериана в последние годы жизни.

Нёс послушание благочинного церквей в Можайском округе, кроме того, отвечал за сотрудничество с Российскими Вооруженными Силами, много лет – старший духовник Московской епархии. Входит в редакционный совет журнала «Покров». В Военной академии ракетных войск стратегического назначения является почётным членом, там он вел основы духовной культуры. Кроме того – преподавание в художественном институте им. Сурикова. В последние годы входил в комитет Межсоборного присутствия.

Батюшка много раз публиковался в разных периодических изданиях: газета «Русский Вестник», «Русь Державная», журналы «Славянка», «Покров», «Виноград», «Прямые инвестиции», «Журнал Московской Патриархии», а ещё на сайтах: «Правмир.ру», «Православие.ру», «Русская народная линия». Его часто приглашают на каналы телевидения и радио (Одинцовское ТВ, «Радонеж», «Союз», «Народное радио», «Спас» и проч.). Им написано семнадцать книг и две брошюры. Книга «О самом важном», изданная Даниловым монастырем и имеющая благословение Святейшего Патриарха Кирилла, выпущена также еще и в переводе на французский. Отец Валериан имеет два изобретения с зарегистрированными патентами: печь и походный самовар. Он водит автомобили с 1956 года, его водительские права позволяют управлять любыми видами транспорта, включая трактор и экскаватор.

Батюшка объездил многие области России и СНГ в качестве миссионера и просветителя.

Протоиерею Валериану пожалована почётная награда церкви – он обладает правом служить Божественную Литургию с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш». Отец Валериан отмечен и иными наградами: орденом прп. князя Даниила Московского III степени, орденами прп. Сергия Радонежского III и II степеней, медалью «За укрепление боевого содружества» Министерства обороны РФ, орденом Ивана Калиты.

В 2012 г. он получил премию «За Веру и Верность» им. св. апостола Андрея Первозванного за существенный вклад в дело восстановления духовности, укрепления государственности России и единства славянских народов.

Протоиерей Валериан Кречетов: Когда небо молчит, не надо ничего предпринимать

Когда небо молчит, не надо ничего предпринимать

Цитаты из интервью:

«Слова говоришь, а человек их не слышит. Это сплошь и рядом. Когда мы к своим детям обращаемся, и то они не слышат. А между собой как? Мы слышим чаще только себя. Это и есть тот самый грех. Из-за греха все происходит. Когда умирают дети, это еще не так страшно. Потому что все равно умрет каждый человек. В отпевании детей слова есть: «О мне не плачьте, ибо достойного мукам я ничего не сотворил. О себе плачьте согрешающих, чтобы не подвергнуться мукам». То есть даже в этих словах есть свое утешение родителям. Но мы не знаем и не слышим их. Утешиться человек часто не может: «Да вы не понимаете!» Но у меня тоже ребенок умер. Что-то я все-таки понимаю.

Умирать нам всем придется. Но человек сосредотачивается на этом а оно уже прошло, свершилось. В свое время хорошо написал Димитрий Ростовский. Случилось какое-то несчастье у человека, и он благодарит друга, что тот его посетил. Друг спрашивает: «Так расскажи, что у тебя произошло?» На что он ответил: «Да зачем я буду тебе рассказывать и все заново переживать? Лучше ты мне расскажи что-то в утешение». Вот и я стараюсь что-то рассказать.»

«Главная беда современных людей в том, что они не знают богослужения, не понимают. Если бы понимали, они бы рвались в Церковь. Приход, по словам священномученика Сергия Мечева, – это богослужебно-покаянная семья. Богослужение и дух покаяния – вот основа жизни в Церкви»

«Одно дело исповедь, а другое дело – духовничество. Духовничество – это духовный совет. Совет не всякий священник может дать. Когда-то я услышал слова старца Паисия. Он сказал, что духовником может быть только тот священник, который готов за своих духовных чад пойти в ад. Вот он, критерий духовника! А у нас иногда с точностью до наоборот. Это высказывание я услышал на Афоне. Когда ехал туда, за мной бежала женщина, которой ее так называемый духовный отец сказал: «Я не хочу за тебя попадать в ад». Когда я приехал на Афон и, не задавая вопроса, слово в слово получил ответ, я был поражен. Когда есть вот это «я не хочу попадать из-за тебя в ад», значит, ты не можешь быть духовником. Не готов. На Афоне духовничество, как и старчество, считается одним из высших служений.»

«Терпение священнику требуется. Был такой отец Всеволод Шпиллер. Мы с одним батюшкой пришли к нему. И он говорит, что нужно быть в послушании, но только не по принципу: благословите открыть форточку, благословите закрыть форточку. Нужно серьезные вопросы задавать.

Отец Алексий Мечев, когда к нему приходили с вопросами, выслушивал, а потом спрашивал: «А ты как думаешь?» Он старался духовное чадо приучить размышлять самостоятельно. Учить мыслить – это очень важно. Отец Алексий, если нужно, поправлял или давал совет.

Послушание должно быть обязательно. Правда, в монастыре – это особый случай. Преподобный Серафим, когда пришли к нему двое в послушники, сказал им сажать капусту вверх кореньями. Один посадил, как велели, а другой, как обычно. Ему преподобный сказал: «А вот ты не можешь быть послушником». Послушание – это особое дело.»

» — Маленьким детям тяжело в храме.

– Если ему будет тяжело ходить в школу, он вырастет неучем. Тяжело – не тяжело. Мы с этим не очень считаемся. Нужно. Но Церковь выше, чем школа. Другое дело, что тут нужен подход. И в школе не все учиться хотят. Но если ребенок не хочет учиться, то он будет болтаться и всю жизнь будет несчастным. Нужно желать детям лучшего. А тогда как же не водить их в церковь? Выбирать можно между чем-то и чем-то. У нас с утра до вечера работает телевизор, всякие СМИ, а там столько мусора. А если еще и в церковь не водить, то какой же тогда у него останется выбор? Насилие, а не выбор. А выбор все равно человек делает своей жизнью.»

«Как-то я венчал одну пару. Их ребенок увлекался современной музыкой. Я с ним говорил на эту тему. Мальчик меня внимательно слушал, а в разговоре с родителями на их слова, мол, вот видишь, мы тебе говорили, ответил: «Потерпите, я переболею».

На самом деле во всем мы наблюдаем троичность. Три состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное. Пространство наше трехмерно. Наконец, есть дух, душа, тело. А в музыке – гармония, мелодия, ритм. Гармония – это дух, мелодия – это душа, а ритм – это тело. Если у человека отнять дух и душу, то останется тело, то есть труп. Так и в современной музыке. Если пренебрегать гармонией, мелодией, оставлять только ритм, то получится музыкальный труп. Дискотеки – это музыкальные кладбища»

«у нас без обязанностей люди живут и без ответственности, даже когда вступают в брак.

Приведу в пример замечательного философа Сократа. У него была супруга Ксантиппа, женщина особенного характера. Однажды она для него готовила, Сократ, увлекшись философскими размышлениями, не стал есть, а она ему горшок со щами вылила на голову. Тогда ученики его спросили: «Как же вы с ней живете?» – «Так это же ежедневная школа любомудрия, то есть смирения». А другой человек спросил: «А мне жениться?» – «Обязательно!» – «А если такая, как у вас, попадется?» – «Если не такая, то будешь исключением. Если как у меня, то станешь философом».»

«– Сейчас разводы происходят уже не только среди верующих людей, но даже и среди священников.

– Да, у нас несколько человек развелись.

– Вроде бы люди в храме, вроде бы молятся…

– Самое верное ваше слово – вроде. Вроде молятся, вроде каются. Вспоминаю, как один из моих сыновей, когда ему было года четыре, говорил: «Руками двигает – вроде крестится, губы шевелятся, а не молится».

Видите ли, в чем дело, матушки жалуются на батюшек, батюшки на матушек, но дело-то в том, что им хочется современной жизни, надеть брюки и выглядеть как все… Как говорится, та же картина, как в обычном браке. Замуж выходят, а не думают о той ответственности и труде, который за этим следует. Что такое подвиг семейной жизни? Это ситуация, в которой ты себе уже не принадлежишь.»

«– Время изменилось. Сейчас другие люди в церковь ходят?

– Люди примерно те же. Библия-то для всех и на все времена написана. Добродетели, страсти те же, а возможности разные. Возможностей быть верующим больше, но еще больше стало возможностей грешить.

Один человек был на Кипре и говорил, что остров подвергается разным испытаниям, в свое время был под турецким гнетом, теперь проходит испытание благополучием. Верные слова. Мы тоже такое испытание проходим в некоторой степени. Когда я начинал служить в Акулове, то ходил пешком, максимум ездил на велосипеде. Теперь приезжают священники: «Как же я могу без машины?» Интересно, а как я мог в течение многих лет?

Лень – двигатель прогресса. Это верно, конечно. Но Киреевский как про прогресс писал? Не скажешь, что он не нужен, все-таки он развивает ум… но он теряет свою ценность и даже вреден, если не связан с параллельной пружиной, сдерживающей, это нравственность. «

Ссылка на основную публикацию