Русская православная церковь в период гонений

Краткий очерк о гонениях на церковь в СССР

В этом году мы с вами будем отмечать столетний «юбилей». Ровно сто лет назад в истории нашей Родины произошли страшные и роковые события, которые изменили весь ход мировой истории. Речь идет о государственном перевороте — Февральской и Октябрьской революции 1917 года. В ходе этих революций к власти в Российской Империи сначала пришло буржуазное Временное правительство, а затем коммунистическая партия большевиков.

Поделиться с друзьями:

Последствия революции

До сих пор историки «ломают копья» в дебатах о роли революции в развитии гражданского общества в России, но все они единодушны в одном — к власти пришли люди, ненавидящие свой народ, свою землю и свою культуру. Волей судеб Божьих, Россия оказалась площадкой для невиданного политического эксперимента под названием — коммунизм. И вместе с коммунистической идеологией в умы простых людей насаждался атеизм — полное отрицание какой бы то ни было религии.

И естественно первым законом новой власти был декрет об отделении Церкви от государства и соответственно церкви от школы. Этим декретом было положено начало почти семидесятилетнего гонения на православную церковь. Сами гонения на церковь можно условно разделить на несколько исторических этапов.

Сразу же после революции стали закрываться храмы и подвергаться репрессиям священники. Началась междоусобная гражданская война. В этих условиях в Москве проходит Поместный Собор, избравший Патриархом святителя Тихона (Белавина). Этот Собор имел большое значение для Русской Православной Церкви. К вопросам, поднимавшимся на этом Соборе мы еще вернемся.

Вновь пришедшая власть пытался уничтожить церковь физически, залив Ее кровью. Но большевики не понимали, что Церковь — это прежде всего мистическое тело, основанное и стоящее на крови мучеников. Столкнувшись с ожесточенным сопротивлением народа на местах, правительство на время ослабило натиск и все свои усилия направило на решение военных задач в борьбе с белогвардейцами.

После окончания гражданской войны в 1922 году в стране наступил страшный голод. Под этим предлогом правительство большевиков организовывает изъятие церковных ценностей для голодающих. Расчет коммунистов был довольно прост. Русские православные люди все лучшее жертвовали в храм, благолепие храмов ставили в разряд высших добродетелей. Используя эту любовь к храму, а также недовольство голодных народных масс, большевики решили столкнуть их между собой.

Используя голод как прикрытие, они поставили цель разрушить и опустошить храмы, а священников и активных мирян уничтожить. В.И. Ленин прямо писал в секретной записке членам Политбюро, что «чем больше мы уничтожим духовенства, тем лучше».

Следующая волна гонений пришлась на 1929-1931 года. Именно в это время были созданы Союз Воинствующих Безбожников, а также ГУЛАГ, в котором погибло большинство заключенных епископов и священников. На книжных полках есть замечательная книга о пребывании священника в застенках лагеря. Она называется «Отец Арсений». Конечно ее желательно прочитать каждому христианину. А у Александра Солженицына есть даже книга с одноименным названием «Архипелаг ГУЛАГ».

В 1937—1938г. духовенство подвергалось репрессиям в рамках сфабрикованных дел о шпионаже, антиправительственном заговоре, антисоветской агитации. Это было самое страшное гонение на церковь за весь период существования Советского Союза. Именно этот период истории дал нашей церкви целый сонм новомученников.

К 1938 году было закрыто две третьих от общего количества храмов, существовавших в 1934 году. По исследованиям видного современного церковного историка игумена Дамаскина (Орловского), из более 75 000 храмов и часовен, бывших в 1914 году, к концу 1939 году осталось всего 100.

Великая Отечественная война

В период Великой Отечественной войны давление на церковь ослабло, видя ее влияние на дух воинов. На пожертвование верующих была создана целая танковая колонна под именем «Дмитрий Донской». В 1943 году советское правительство открыло храмы, вернуло священников с ссылки и даже разрешило открыть Богословские курсы в Москве в Новодевичьем монастыре.

Интересен диалог, произошедший между Иосифом Сталиным и Патриархом. На вопрос Сталина, почему в церкви не хватает духовенства, Патриарх ответил, что мы в семинариях готовим священнослужителей, а они становятся Генеральными секретарями ЦК КПСС. Кстати, Сталин закончил Тифлисскую Духовную семинарию.

Новые гонения

После смерти И.В. Сталина, в период правления Н.С. Хрущева гонения на православную церковь возобновились. Советский Союз стал победителем в Великой Отечественной войне, освободивший Европу от фашизма, запустил первого человека в космос, за короткие сроки восстановил экономику. Он стал одной из передовых стран на планете. Поэтому всех иностранных туристов уверяли, что гонения в СССР которые были до войны, прекратили. Но гонения не прекратились, они просто приобрели другую, более изощренную форму.

Теперь усилия советского правительства стали направлены на дискредитацию священства и высших иерархов церкви. Оно всячески пыталось ставить на значимые церковные должности людей «лояльных», которые не смогли бы рьяно отстаивать интересы церкви. Были введены институты уполномоченных по делам религий. В их обязанности было утверждения всех перемещений, назначений, внутри церкви.

Однажды духовник рассказал мне один эпизод того времени. Он был благочинным и ему позвонил знакомый милиционер. Он просил забрать некоего священника из ресторана. Он говорил, что в ресторане буянит некий нетрезвый священник в рясе и с крестом в окружении девиц сомнительного поведения. Приехав на место, увидели что этот «священник» явно самозванец, до того несуразно на нем смотрелась одежда священника и крест. Когда попытались с ним заговорить, подошли «люди в штатском» и вежливо попросили покинуть помещение. «Такими действиями КГБ нанесло больше вреда церкви, чем все институты атеизма вместе взятые» — с горечью заключил он.

Власти добились от Священного Синода Русской Православной церкви «добровольного» закрытия целых епархий «из-за отсутствия верующих». При действующих монастырях и Лаврах устраивали клубы. Во время богослужений проводили танцы с громкой музыкой, а в Почаевской лавре, в кельях братского корпуса и в монастырской больнице разместили интернат для умалишённых.

Можно приводить еще массу разнообразных примеров, но очевидно одно — попытка уничтожения церкви как социального явления. Проходили десятилетия, менялась тактика уничтожения, но цель оставалась прежней — если не полностью уничтожить, то заставить церковь быть служанкой сиюминутных политических моментов.

Действительно, человеку неверующему трудно понять рациональным умом, каким образом, после таких репрессий, расстрелов, ссылок, церковь еще жива. Кажется, Антоний Сурожский писал что «церковь должна быть бессильна как и Христос». Христос так же был бессильным. Бессилие заключалось в той жертвенной любви, когда Он, вися на кресте, молился за распинающих. И в этом Его сила.

Вот так и церковь должна быть бессильна, и только по-матерински взывать к людям. И ждать, терпеливо ждать и надеяться, не обращая внимания на мнимое могущество и материальные выгоды сиюминутного политического момента. Глава Церкви у нас Христос. Он незримо управляет церковью, поэтому нам бояться нечего. На крови мучеников основана церковь. И новомученники и исповедники Российские тому наглядный пример.

О них и их подвиге поговорим в следующей статье.

Если вы желаете более глубоко разобраться в теме гонений на Православную Церковь, обратите внимание на следующие книги —

Религия в СССР: Действительно ли церковь и духовенство были в опале при советской власти

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Первые годы после революции

С 1917 года был взят курс на лишение РПЦ главенствующей роли. В частности, все храмы по Декрету о земле лишались своих земель. Однако на этом не закончилось. В 1918 году вступает в силу новый Декрет, призванный отделить церковь от государства и школы. Казалось бы, это несомненно шаг вперед на пути к построению светского государства, однако.

У религиозных организаций вместе с тем отняли статус юридических лиц, а также – все здания и строения, принадлежавшие им. Понятно, что ни о какой свободе в юридическом и экономическом аспектах, речи более идти не могло. Далее, начинаются массовые аресты священнослужителей и гонения верующих, при том, что сам Ленин писал, что нельзя оскорблять чувств верующих в борьбе с религиозными предрассудками.

Интересно, как он себе это представлял. Разобраться сложно, однако уже в 1919 году под руководством того же Ленина начали вскрывать святые мощи. Каждое вскрытие осуществлялось в присутствии священников, представителей Наркомата юстиции и местных органов власти, медэкспертов. Проводилась даже фото- и видеосъемка, однако не обходилось без фактов надругательств.

К примеру, на череп Саввы Звенигородского член комиссии плюнул несколько раз. А уже в 1921-22 гг. начался открытый грабеж храмов, который объяснялся острой социальной необходимостью. По стране гулял голод, поэтому изымалась вся церковная утварь, чтобы прокормить за счет ее продажи голодающих.

Церковь в СССР после 1929 года

С началом коллективизации и индустриализации вопрос об искоренении религии встал особенно остро. На этот момент в сельской местности кое-где еще продолжали работать церкви. Однако коллективизация на селе должна была нанести очередной разрушительный удар на деятельность оставшихся храмов и священников.

В этот период число арестованных среди духовных лиц увеличилось в три раза, если сравнивать с годами установления советской власти. Часть из них расстреливали, часть – навечно «закрывали» в лагерях. Новое коммунистическое село (колхоз) должно было быть без батюшек и церквей.

Большой террор 1937 года

Как известно, в 30-ые годы террор затронул всех, однако нельзя не отметить особого ожесточения в отношении церкви. Существуют предположения, что вызван он был тем, что перепись 1937 года показала, что более половины граждан в СССР верят в Бога (пункт о вероисповедании намеренно был включен в анкеты). Итогом стали новые аресты – на этот раз лишились свободы 31 359 «церковников и сектантов», из них – 166 епископов!

К 1939 году уцелело всего лишь 4 епископа из двухсот, которые занимали кафедры в 1920-х годах. Если раньше у религиозных организаций отнимались земли и храмы, то на этот раз последние просто уничтожались в физическом плане. Так, накануне 1940 года в Белоруссии действовала всего лишь одна церковь, которая находилась в отдаленном селе.

Всего же в СССР насчитывалось несколько сот храмов. Однако тут же напрашивается вопрос: если в руках советской власти была сосредоточена абсолютная власть, почему она не истребила религию в корне? Ведь это было вполне по силам – уничтожить все храмы и весь епископат. Ответ очевиден: религия была нужна советской власти.

Война спасла христианство в СССР?

Дать однозначный ответ сложно. С момента вражеского вторжения в отношениях «власть-религия» наблюдаются определенные сдвиги, даже более того – налаживается диалог между Сталиным и уцелевшими епископами, однако назвать его «равным» невозможно. Скорее всего, Стал временно ослабил хватку и даже начал «заигрывать» с духовенством, поскольку ему нужно было поднять авторитет собственной власти на фоне поражений, а также добиться максимального единства советской нации.

«Дорогие братья и сестры!»

Это можно проследить по изменению линии поведения Сталина. Свое обращение по радио 3 июля 1941 года он начинает так: «Дорогие братья и сестры!». А ведь именно так обращаются верующие в православной среде, в частности – священники к прихожанам. И это очень режет слух на фоне привычного: «Товарищи!». Патриархия и религиозные организации по велению «свыше» должны отправиться из Москвы в эвакуацию. С чего такая «забота»?

Сталину нужна была церковь в корыстных целях. Фашисты умело использовали антирелигиозную практику СССР. Свое вторжение они едва ли не представляли как Крестовой поход, обещавший освободить Русь от безбожников. На оккупированных территориях наблюдался невероятный духовный подъем — восстанавливались старые храмы и открывались новые. На фоне этого продолжение репрессий внутри страны могло привести к губительным последствиям.

Кроме того, потенциальным союзникам на Западе не импонировали притеснения религии в СССР. А Сталин хотел заручиться их поддержкой, поэтому начатая им игра с духовенством вполне объяснима. Религиозные деятели различных конфессий направляли Сталину телеграммы о пожертвованиях, направленных на укрепление обороноспособности, которые впоследствии широко тиражировались в газетах. В 1942 году тиражом в 50 тыс экземпляров выпускается «Правда о религии в России».

Тогда же верующим разрешается публично праздновать Пасху и вести богослужения в день Воскресения Господня. А в 1943 году происходит и вовсе нечто из ряда вон выходящее. Сталин приглашает к себе уцелевших епископов, часть из которых освобождает накануне из лагерей, чтобы выбрать нового Патриарха, которым стал митрополит Сергий («лояльный» гражданин, который в 1927 году издал одиозную Декларацию, в которой фактически согласился на «служение» церкви советскому режиму).

На этой же встрече он жертвует с «барского плеча» разрешение на открытие духовных учебных учреждений, создание Совета по делам РПЦ, передает бывшее здание резиденции германских послов новоизбранному Патриарху. Также Генсек намекнул, что могут быть реабилитированы некоторые представители репрессированного духовенства, увеличено количество приходов и возвращена конфискованная утварь церквям.

Однако дальше намеков дело не пошло. Также некоторые источники гласят, что зимой 1941 года Сталин собрал духовенство для проведения молебна о даровании победы. В то же время Тихвинская икона Богоматери самолетом была обнесена вокруг Москвы. Сам Жуков якобы подтверждал в беседах неоднократно, что над Сталинградом был совершен облет с Казанской иконой Божией Матери. Однако документальных источников, свидетельствующих об этом, нет.

Некоторые документалисты утверждают, что молебны проходили и в блокадном Ленинграде, что вполне можно допустить, учитывая, что ждать помощи больше было неоткуда. Таким образом, можно с уверенностью заявить, что цель истребить религию окончательно советская власть перед собой не ставила. Она пыталась сделать ее марионеткой в своих руках, которую иногда можно было использовать корысти ради.

Либо снять крест, либо забрать партбилет; либо Святой, либо Вождь.

Огромный интерес не только у верующих людей, но и у атеистов вызывают 10 самых странных храмов со всего мира , в которые люди стремятся, чтобы познать сущность бытия.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Публикации

Перед Второй мировой войной на Русскую православная церковь обрушились гонения, почти не имеющие аналогов по своему масштабу в мировой истории. За четыре года число храмов во всей России сократилось более чем в сто раз, были расстреляны десятки тысяч священников, отправлены в концлагеря – сотни тысяч.

Однако помощь церкви государству во время войны кардинально изменила ситуацию. РПЦ достигла договоренностей со Сталиным и стала юридическим лицом. О самых страшных годах русской церкви и окончании трагического периода рассказывает в двадцать четвертом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

Гонения на церковь, начавшиеся с особенным размахом и жесткостью в 1929 году, продолжались до 1933-го. Значительная часть духовенства за это время была заключена в лагеря. За эти годы в СССР было арестовано около 40 тысяч церковно- и священнослужителей. В одной только Москве и Московской области арестовали 4 тысячи человек.

Большая часть арестованных была приговорена к заключению в концлагеря, многие были расстреляны. Смертность среди священников, оказавшихся в лагерях, была очень высока из-за пожилого и преклонного возраста многих из них.

Наконец, в 1935 году ЦК ВКП (б) подвел итоги антирелигиозных кампаний, проводившихся последние несколько лет, и был составлен один из итоговых документов. В нем были засвидетельствованы как «успехи» в борьбе с духовенством, так и то, что эта борьба не привела к окончательной победе над очагами инакомыслия. Более того, в справке отмечено, что в защиту прав церковнослужителей выступает все больше граждан страны.

Показателем усиления религиозности населения и активности верующих был рост жалоб и резкое увеличение числа ходоков в Комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК. Если в 1934 году число жалоб на неправомерные действия властей по отношению к священникам составляло 8229 обращений, то в 1935 году таких жалоб поступило уже 9221. Число же ходоков в 1935 году составило 2090 чел., что было вдвое больше, чем в 1934 году.

После небольшой «передышки» начался новый этап гонений, совпавший с годами массовых необоснованных репрессий, затронувших все слои населения СССР. Этот натиск на права священников должен был по замыслу его организаторов уже физически сокрушить православие.

В начале 1937 года власти вообще поставили вопрос о существовании РПЦ в качестве всероссийской организации. И.В. Сталин поручил это дело Г.М. Маленкову, который составил записку в адрес вождя с предложением отменить декрет ВЦИК от 8.04.1929 года «О религиозных объединениях», в соответствии с которым религиозное общество могло быть зарегистрировано при наличии заявления от 20 человек.

По мнению Маленкова, этот декрет способствовал нежелательному для власти организационному оформлению «церковников» (в форме двадцаток), поэтому предлагалось изменить порядок регистрации религиозных обществ и вообще покончить с органами управления «церковников» в том виде, как они сложились к концу 1920-х годов. Отмечалось, что всего по СССР в двадцатках состояли около 60 тысяч человек.

К разработке новых документов, еще более ухудшающих правовое положение церкви, приложил руку и нарком внутренних дел СССР Н.И. Ежов. 2 июля 1937 года он предложил Сталину отменить инструкцию постоянной Комиссии при Президиуме ВЦИКа по вопросам культов «О порядке проведения в жизнь законодательства о культах» под тем предлогом, что «ряд пунктов этой инструкции ставит религиозные объединения на положение едва ли не равное с советскими общественными организациями».

Нарком тем самым прямо предлагал проводить дискриминационную политику по отношению к религиозным объединениям, не уравнивая их в правах с «советскими общественными организациями».

Массовые репрессии 1937-1938 гг в наибольшей степени коснулись духовенства. Следственные дела по священникам отличались краткостью, так как, если в отношении других граждан еще необходимо было соблюдать видимость поиска доказательств, то по отношению к церковнослужителям этого не требовалось: сама принадлежность к духовенству служила достаточным основанием для вынесения суровых приговоров.

По данным правительственной Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, в 1937 году было арестовано 136 900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 году арестовано 28 300, расстреляно 21 500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно 900; в 1940 году арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 году арестовано 4 000, расстреляно 1900.

К весне 1938 года власти сочли, что РПЦ физически уничтожена и поэтому отпала необходимость содержать специальный государственный аппарат по надзору за церковью и проведению в жизнь репрессивных распоряжений.

16 апреля 1938 года Президиум Верховного Совета СССР постановил ликвидировать Комиссию Президиума ЦИК СССР по вопросам культов. Из 25 тыс. церквей в 1935 году после двух лет гонений в 1937 и 1938 годах в Советской России осталось всего 1277 храмов.

В итоге получилось так, что во всей России в 1939 году храмов стало меньше, чем в одной Ивановской области в 1935 году. Таким образом, гонения, обрушившиеся на РПЦ в конце 30-х годов, были исключительными по своему размаху и жестокости не только в рамках истории России, но и в масштабе всемирной истории.

К 1941 году гонения на церковь по всей стране были приостановлены. К этому времени количество церквей сократилось по разным данным до 150-400 храмов.

В первый же день войны, 22 июня, местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий написал и собственноручно отпечатал на машинке послание, в котором призывал православный русский народ на защиту Отечества. Документ, распространенный по всем приходам, безусловно, носил исторический характер.

Вслед за Сергием 26 июля 1941 года к верующим Ленинградской епархии с посланием «Церковь зовет к защите Родины» обратился митрополит Алексий. Таким образом, в чрезвычайных условиях превыше всего для церкви оказались не предубеждения и обиды, а вековые традиции национального и патриотического служения русского православия. За годы войны патриарший местоблюститель обращался к верующим с патриотическими воззваниями 24 раза, откликаясь на все главные события в военной жизни страны.

Опасность, нависшая над СССР, необходимость всенародного единения для победы над врагом, патриотическая позиция РПЦ побудили советское правительство к изменению религиозной политики. В стране начали открываться приходы, закрытые в 1930-е годы. Оставшиеся в живых священнослужители освобождались из лагерей и возобновляли служение в храмах. В печати прекратилась антирелигиозная кампания.

Патриотическая деятельность РПЦ проявлялась в военные годы в разнообразных формах. Так, в пяти действующих православных церквях Ленинграда даже в годы блокады продолжались службы. Митрополит Алексий оставался в городе и каждое воскресенье служил в Никольском соборе, призывая народ к мужеству и надежде.

Молебны о даровании победы РККА проходили по всей стране. Сотни священнослужителей оказались в рядах действующей армии. Будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен начал свой боевой путь по фронтам Великой Отечественной войны в качестве заместителя командира роты.

Одним из важнейших направлений патриотического служения Церкви в период войны стала материальная помощь государству и армии. Сбор пожертвований в фонд обороны и советского Красного Креста начался уже 23 июня 1941 года. Всего за годы войны взносы от РПЦ в фонд обороны составили свыше 300 млн рублей. Причем средства жертвовались даже на оккупированной врагом территории и оттуда доставлялись в Наркомат финансов СССР.

На таком фоне на рубеже 1942-1943 годов митрополит Сергий предпринял важный шаг на пути к фактической легализации церкви. Он направил Сталину телеграмму, в которой просил разрешение на открытие банковского счета РПЦ, куда вносились бы средства, пожертвованные на оборону во всех храмах страны. В начале 1943 года Сталин дал на это свое письменное согласие и от лица Красной Армии поблагодарил церковь за ее труды. Получив разрешение открыть банковский счет, РПЦ стала юридическим лицом.

31 августа 1943 года из Ульяновска в Москву вернулся митрополит Сергий. 4 сентября он вместе с митрополитами Алексием и Николаем был приглашен в Кремль для беседы с председателем Совнаркома Сталиным. В ходе состоявшейся встречи удалось достичь нескольких важных целей, включая созыв Собора и избрание патриарха.

Кроме того, создавался специальный государственный орган, призванный осуществлять связь между правительством и руководством Церкви — Совет по делам Русской православной Церкви. Правительство также решило предоставить РПЦ для размещения патриархии бывшую резиденцию германского посла в Москве Шуленбурга. Было принято решение об открытии в Москве Богословского института и Богословско-пастырских курсов.

Только с января по ноябрь 1944 года по стране было открыто свыше 200 церквей. В августе 1945 года на территории СССР действовало 10 243 церкви и молитвенных дома, имелось 75 православных монастырей. Совнарком СССР предложил местным органам власти не препятствовать их деятельности, сохранив за ними занимаемые жилые и служебные помещения, земли, скот и сельскохозяйственный инвентарь.

Постановлением правительства от 23 августа 1945 года разрешалось производить колокольный церковный звон в городах и селах. Таким образом, правовое положение церкви и духовенства явно изменилось в лучшую сторону.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 4 июня

Немного истории о положении церкви в СССР

Прочитал пост
Про патриарха Кирилла и как у нашего народа «не получилось» (с)
Судя по тексту, в СССР во времена Сталина РПЦ процветала. Но СССР — это не только Сталин, и тут РПЦ двигалась по канатной дороге истории, стремясь то упасть, то идти дальше.
Ни в коем случае не топлю за нашего патриарха, или всю систему РПЦ. Понятно, что сейчас ситуация с Екатеринбургом дает новые плоды ненависти ко всей церковной системе в России, что, конечно, не удивляет, и все же захотелось поделиться более объективной историей.
1920-е гг.

Годы нэпа (Новая экономическая политика) отличались бескомпромиссной борьбой большевистского государства против Русской православной церкви и священнослужителей, огульно зачисленных в стан контрреволюции. Пионеры и комсомольцы оказались наиболее отзывчивыми на призывы покончить с «поповским мракобесием»

К 1922 г. было закрыто более 2/3 из примерно 1200 православных монастырей, а в Москве — все домовые церкви, составлявшие около четверти общего числа столичных храмов. Началось планомерное разрушение церковных сооружений (в 1917 г. — в Москве действовало 845 храмов различных конфессий). В голодном 1922 г. началась кампания по изъятию церковных ценностей, обернувшаяся дальнейшим разгромом культурно-исторического достояния страны.
В начале мая 1922 г. Политбюро дало директиву московскому трибуналу привлечь к суду патриарха Тихона (В.И.Белавин, канонизирован в 1989 г.). Патриарха Арестовали и намеревались судить по обвинениям в антисоветских преступлениях. Однако дело не дошло до суда из-за опасения бурной реакции в зарубежных странах.

Созданные в СССР и издавшиеся с 1922 г. большими тиражами газета «Атеист», газета и журнал под одноименным названием «Безбожник», различные антицерковные семинары и кружки. с 1925 г. многочисленный «Союз воинствующих безбожников» вели целенаправленную работу по пропаганде атеизма среди верующих.

Стремясь ослабить Русскую православную церковь, власти поддерживали «обновленчество» — группировку духовенства, возглавляемую протоиреем А.И. Введенским, священником В.Д. Красницким, епископом Антонином (А.А. Грановский). Обновленцы заявляли о своей приверженности «христианскому социализму», отрицали патриаршество «как монархический и контрреволюционный способ руководства Церковью», требовали изменений в церковных обрядах, выступали за разрешение епископам вступать в брак, овдовевшим священникам жениться вторично. В рамках движения обновленчества была создана «Свободная трудовая церковь», призывавшая к слиянию всех религий. В течение 1922 — 1923 гг. обновленцы захватили многие приходы, 37 из 73 епархиальных архиереев подчинились созданному в апреле 1923 г. обновленческому Высшему церковному управлению. Однако большинство верующих не пошли за новым движением.
Александр Введенский — один из главных идеологов и лидеров обновленчества

Надеясь спасти церковь от разгрома, в июне 1923 г. патриарх Тихон обратился в Верховный суд РСФСР с письмом, которым подтверждал лояльность к установившейся в России власти, признал ошибочность ряда своих действий (в частности, выступлений против Брестского мира, изъятия церковных ценностей). После этого письма патриарха освободили из-под стражи, он получил возможность вернуться к руководству Церковью. Решения обновленческого собора были объявлены «неканоническими и раскольническими». Большинство «обновленцев» вернулось в патриаршую Церковь. К концу 1920-х гг. неканоническое движение фактически прекратило свое существование, но официально Обновленческая Церковь существовала до послевоенных лет.
С прекращением судебного преследования патриарха гонения на церковь не прекратились. После смерти Тихона в 1925 г. был арестован патриарший местоблюститель Петр (П.Ф. Полянский, расстрелян в 1937 г.). К 1926 г. 24 епископа были заключены в Соловецкий лагерь. Многие епископы были высланы из епархиалых городов на север, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. В 1922 г. только по суду было расстреляно 3447 священнослужителей.
Реальным предстоятелем Русской православной церкви еще при жизни митрополита Петра стал заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (И.Н. Страгородский). 29 июля 1927 г., чтобы смягчить репрессии против церкви, он с группой архиереев обнародовал «Послание к пастырям и пастве» — декларацию, в которой было заявлено о безусловной лояльности церкви к государству.
Многие видные церковные иерархи поддержали декларацию как единственную возможность сохранения церкви. Однако она не была поддержана находившимся в ссылке митрополитом Петром и Русской православной зарубежной церковью, возглавляемой с 1921 г. митрополитом Антонием (А.П. Храповицкий). Состоявшийся в сентябре 1927 г. в сербском городе Сремски-Карловцы Собор русского заграничного духовенства отстаивал позицию бескомпромисной борьбы с советской властью и заявил, что отныне «заграничная часть церкви должны управляться сама» (позже это событие стали называть «Карловацким расколом»). В 1933 г. от Московской патриархии отделились приходы Северной Америки, основавшие Американскую православную церковь (ее автокефалию РПЦ признала в 1970 г.). В самом СССР несогласные с июльским посланием Сергия образовали несколько групп под названием «катакомбная», или «Истинно православная церковь», продолжавших считать советскую власть «властью Антихриста». Вскоре почти все приверженцы «катакомбной» церкви оказались в ссылке и в лагерях, оставшиеся на свободе преследовались за антисоветскую деятельность вплоть до начала 1980-х гг.
Однако и декларация митрополита Сергия не остановила гонений на религию и церковь. Со сломом нэпа и переходом в деревне к «революции сверху» гонения усилились. Из 48 тыс. церковных приходов, существовавших в России в 1918 г., к 1930 г. осталось менее 30 тыс.
(по материалам Д.О.Чуракова, доктора исторических наук)

Если пост понравился, то составлю продолжение: положении РПЦ в годы ВОВ и в годы руководства СССР Хрущевым.

Немного истории о положении церкви в СССР

Прочитал пост
Про патриарха Кирилла и как у нашего народа «не получилось» (с)
Судя по тексту, в СССР во времена Сталина РПЦ процветала. Но СССР — это не только Сталин, и тут РПЦ двигалась по канатной дороге истории, стремясь то упасть, то идти дальше.
Ни в коем случае не топлю за нашего патриарха, или всю систему РПЦ. Понятно, что сейчас ситуация с Екатеринбургом дает новые плоды ненависти ко всей церковной системе в России, что, конечно, не удивляет, и все же захотелось поделиться более объективной историей.
1920-е гг.

Годы нэпа (Новая экономическая политика) отличались бескомпромиссной борьбой большевистского государства против Русской православной церкви и священнослужителей, огульно зачисленных в стан контрреволюции. Пионеры и комсомольцы оказались наиболее отзывчивыми на призывы покончить с «поповским мракобесием»

К 1922 г. было закрыто более 2/3 из примерно 1200 православных монастырей, а в Москве — все домовые церкви, составлявшие около четверти общего числа столичных храмов. Началось планомерное разрушение церковных сооружений (в 1917 г. — в Москве действовало 845 храмов различных конфессий). В голодном 1922 г. началась кампания по изъятию церковных ценностей, обернувшаяся дальнейшим разгромом культурно-исторического достояния страны.
В начале мая 1922 г. Политбюро дало директиву московскому трибуналу привлечь к суду патриарха Тихона (В.И.Белавин, канонизирован в 1989 г.). Патриарха Арестовали и намеревались судить по обвинениям в антисоветских преступлениях. Однако дело не дошло до суда из-за опасения бурной реакции в зарубежных странах.

Созданные в СССР и издавшиеся с 1922 г. большими тиражами газета «Атеист», газета и журнал под одноименным названием «Безбожник», различные антицерковные семинары и кружки. с 1925 г. многочисленный «Союз воинствующих безбожников» вели целенаправленную работу по пропаганде атеизма среди верующих.

Стремясь ослабить Русскую православную церковь, власти поддерживали «обновленчество» — группировку духовенства, возглавляемую протоиреем А.И. Введенским, священником В.Д. Красницким, епископом Антонином (А.А. Грановский). Обновленцы заявляли о своей приверженности «христианскому социализму», отрицали патриаршество «как монархический и контрреволюционный способ руководства Церковью», требовали изменений в церковных обрядах, выступали за разрешение епископам вступать в брак, овдовевшим священникам жениться вторично. В рамках движения обновленчества была создана «Свободная трудовая церковь», призывавшая к слиянию всех религий. В течение 1922 — 1923 гг. обновленцы захватили многие приходы, 37 из 73 епархиальных архиереев подчинились созданному в апреле 1923 г. обновленческому Высшему церковному управлению. Однако большинство верующих не пошли за новым движением.
Александр Введенский — один из главных идеологов и лидеров обновленчества

Надеясь спасти церковь от разгрома, в июне 1923 г. патриарх Тихон обратился в Верховный суд РСФСР с письмом, которым подтверждал лояльность к установившейся в России власти, признал ошибочность ряда своих действий (в частности, выступлений против Брестского мира, изъятия церковных ценностей). После этого письма патриарха освободили из-под стражи, он получил возможность вернуться к руководству Церковью. Решения обновленческого собора были объявлены «неканоническими и раскольническими». Большинство «обновленцев» вернулось в патриаршую Церковь. К концу 1920-х гг. неканоническое движение фактически прекратило свое существование, но официально Обновленческая Церковь существовала до послевоенных лет.
С прекращением судебного преследования патриарха гонения на церковь не прекратились. После смерти Тихона в 1925 г. был арестован патриарший местоблюститель Петр (П.Ф. Полянский, расстрелян в 1937 г.). К 1926 г. 24 епископа были заключены в Соловецкий лагерь. Многие епископы были высланы из епархиалых городов на север, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. В 1922 г. только по суду было расстреляно 3447 священнослужителей.
Реальным предстоятелем Русской православной церкви еще при жизни митрополита Петра стал заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (И.Н. Страгородский). 29 июля 1927 г., чтобы смягчить репрессии против церкви, он с группой архиереев обнародовал «Послание к пастырям и пастве» — декларацию, в которой было заявлено о безусловной лояльности церкви к государству.
Многие видные церковные иерархи поддержали декларацию как единственную возможность сохранения церкви. Однако она не была поддержана находившимся в ссылке митрополитом Петром и Русской православной зарубежной церковью, возглавляемой с 1921 г. митрополитом Антонием (А.П. Храповицкий). Состоявшийся в сентябре 1927 г. в сербском городе Сремски-Карловцы Собор русского заграничного духовенства отстаивал позицию бескомпромисной борьбы с советской властью и заявил, что отныне «заграничная часть церкви должны управляться сама» (позже это событие стали называть «Карловацким расколом»). В 1933 г. от Московской патриархии отделились приходы Северной Америки, основавшие Американскую православную церковь (ее автокефалию РПЦ признала в 1970 г.). В самом СССР несогласные с июльским посланием Сергия образовали несколько групп под названием «катакомбная», или «Истинно православная церковь», продолжавших считать советскую власть «властью Антихриста». Вскоре почти все приверженцы «катакомбной» церкви оказались в ссылке и в лагерях, оставшиеся на свободе преследовались за антисоветскую деятельность вплоть до начала 1980-х гг.
Однако и декларация митрополита Сергия не остановила гонений на религию и церковь. Со сломом нэпа и переходом в деревне к «революции сверху» гонения усилились. Из 48 тыс. церковных приходов, существовавших в России в 1918 г., к 1930 г. осталось менее 30 тыс.
(по материалам Д.О.Чуракова, доктора исторических наук)

Если пост понравился, то составлю продолжение: положении РПЦ в годы ВОВ и в годы руководства СССР Хрущевым.

Заключение

В России отношения Церкви и государства всегда были чрезвычайно сложны, но после установления советской власти Церковь подверглась невиданным гонениям. Ее отделили от государства и подвергли репрессиям. Тысячи священников расстреляны или сосланы в лагеря. Изъяты церковные ценности, запрещены богословские школы, осквернены храмы. После смерти патриарха Тихона власти не позволили избрать преемника. В дела Церкви вторглась специально созданное управление ОГПУ. В 1931 году взорван Храм Христа Спасителя.

В это время Советской властью был поставлен вопрос о полном уничтожении религии в СССР. В распоряжении богоборческого режима имелась самая совершенная за всю историю человечества карательная машина для уничтожения инакомыслящих. Советская власть уничтожила все виды оппозиции. Религия осталась в СССР единственной сферой жизни, противоречащей государственной идеологии. РПЦ удалось, несмотря на огромные потери, преодолеть натиск безбожников, сохранить свой потенциал и создать предпосылки для будущего возрождения.

Подводя итоги работы, мы можем сделать следующие выводы:

Во-первых, говоря о революции 1917 г. в России, можно уверенно констатировать факт, что абсолютное большинство российского общества того времени было нерелигиозным. Определенная доля ответственности лежит здесь на самой РПЦ, которая долгое время находилась под полным контролем государства и поэтому была сильнейшим образом ограничена в рамках своей деятельности.

Во-вторых, причины очень жестоких гонений на РПЦ в Советской России заключаются, на наш взгляд, в 2-х обстоятельствах. Первое из них, — несовместимость христианского и коммунистического мировоззрений. Само существование религии в советском обществе опровергало учение марксизма. Второе, — создание тоталитарного государства, которое не терпело присутствия малейшего инакомыслия с официальной идеологией.

В-третьих, исходя из данных предпосылок, мы можем выделить и охарактеризовать 3 важнейших периода в гонениях.

Первый из них, — 1917-1920 гг., приходится на годы Гражданской войны. Его можно назвать периодом «бури и натиска» в государственно-церковных отношениях, когда коммунисты пытались одним ударом сокрушить религию.

Второй период, — 1921-1927 гг. характеризуется изменением тактики в борьбе Советской власти с Церковью, попыткой разложения ее изнутри. Но РПЦ оказалась достаточно жизнеспособной, чтобы преодолеть спровоцированные властями расколы внутри себя.

И тогда коммунисты перешли к «фронтальной атаке» на РПЦ, — период 1929-1941 гг. По сути, они вернулись к старой тактике прямого уничтожения Церкви, которую пытались осуществить в Гражданскую войну. Только гонения теперь прошли на более высоком уровне, с использованием всей мощи тоталитарного государства.

В-четвертых, мы можем достаточно точно определить потери, понесенные РПЦ, в ходе этих гонений. Если в дореволюционной России было более 78 тыс. храмов, часовен и молитвенных домов, то в 1941 г. из них действовало 400-450. Таким образом, продолжало функционировать около 0,5 % от числа дореволюционных молитвенных зданий. В 1917 г. в Российской империи имелось в наличии 112 тыс. священно- и церковнослужителей.

В 1941 г. их было официально зарегистрировано около 2 тысяч 500 чел. (на «старых» территориях). Следовательно, продолжало служить около 2 % от дореволюционной численности священно- и церковнослужителей. Видимо, еще некоторое количество духовенства скрывалось от гонений. Наконец, из числа в 130 архиереев, окормлявших РПЦ до революции, в 1941 г. оставалось на кафедрах всего 4, то есть менее 4 %.

В ходе гонений на РПЦ в период 1917-1941 гг. было умерщвлено около 150 тыс. чел., всего было репрессировано 350 тыс. чел. Следует учесть, что из числа репрессированных очень многие погибли от лишений в лагерях и ссылках, таким образом, число жертв гонений увеличивается и составляет, по самым осторожным подсчетам, не менее 200 тысяч человек, отдавших жизни за веру Христову.

Реальная стабилизация отношений РПЦ и государства произошла лишь в 1943 г., когда победа над Германией стала очевидна. Тов. Сталин в это время уже принципиально не нуждался в помощи РПЦ и вполне мог продолжить интенсивные гонения. На наш взгляд, в это время советское руководство осознало крах своих надежд на близкую победу социализма в мировом масштабе. В связи с этим, с точки зрения советских вождей, отпала необходимость в немедленном уничтожении религии и РПЦ. Альянс с Церковью мог принести коммунистам большие тактические выгоды во внутренней и внешней политике. Поэтому власти и пошли на нормализацию отношений с РПЦ.

Во время Великой Отечественной войны советское государство пошло на уступки Церкви — восстановлено патриаршество. Храмы, открытые на оккупированных территориях, продолжили работу и после изгнания немцев. Однако при Хрущеве государство снова ожесточилось на Церковь. Усиленный контроль над ней сохранялся до середины 1980-х гг.

В последнее время Церковь возвращает утраченное влияние. Она впервые за долгие века освободилась от диктата государства. Храмы строятся. Первые лица страны посещают богослужения. С 2011 года во всех российских школах вводится курс «Основ светской этики и религиозной культуры».

Гонения на церковь в России

С самого начала установления советской власти на территории бывшей Российской империи начались гонения на церковь, и их причины гораздо глубже, чем принято считать. Чем же не угодила Православная Церковь большевикам, какими методами они пытались сделать население атеистами, и к чему это привело в итоге?

Основные причины гонения на церковь в СССР

Причин, по которым советской власти оказалось не по пути с церковью и православной религией в целом, было несколько и из них можно условно выделить три основные:

  • идеологическая;
  • политическая;
  • экономическая.

Идеологическая. Советская идеология была основана на трудах Карл Маркса и Фридриха Энгельса, отрицавших религию и считавших ее проявлением рабского сознания в результате многовекового угнетения народа.

Энгельс считал, что религия – это фантазия, которая с развитием общества отомрет сама собой. Основоположник теории коммунизма был против активной борьбы с религией, так как в этом случае ей придается ореол мученичества, что способствует только усилению веры. Карл Маркс полагал, что на естественное отмирание религии уйдет много времени.

Власть большевиков не вдавалась в тонкости теорий, выдвинутых мыслителями – перед ними стояла задача как можно скорее построить новое атеистическое общество. И если понадобится – насильственными методами.

Политическая. Одной из причин гонения на церковь при советской власти являлась политическая подоплека. Почему же большевики посчитали Православную Церковь своей соперницей в установлении власти?

При России церковь была неотделима от государства, пользовалась неограниченным влиянием на общество. Поэтому советская власть полагала, что падение царского строя автоматически делает ее врагом СССР.

Экономическая. К моменту свершения революции Русская Православная Церковь владела солидным имуществом: ей принадлежали дома, земли, базарные площади, значительные денежные средства. В храмах имелась богатая утварь из серебра и золота, иконы в дорогих ризах и напрестольные кресты.

Новая же власть столкнулась со значительными финансовыми трудностями, которые осложнил голод 1921 года. Все это послужило поводом для лишения имущества Русской церкви.

Так, настоятеля церкви Покрова Божьей Матери в Судаке — Иоанна Колосовского арестовали в 1923 году, обвинив в сокрытии церковных ценностей. На самом деле скрывать в храме было нечего – наивные верующие уже отдали все сами в пользу голодающих Поволжья. Во время ареста священника из церкви вынесли только крест и две серебряные ложки.

Также большевики думали, что главная сила Церкви заключается в богатстве и, лишив ее материальных средств, можно полностью уничтожить религию.

Методы борьбы с православием

Во времена доносов и лжесвидетельств нередко считалось, что оставшиеся в живых священники – недоработка сотрудников НКВД. Для обвинения пастырей в ход шли сфабрикованные дела, их не допускали в общественные места, запрещали продавать продукты в магазинах и лишали избирательных прав.

Обычным делом в 30-е годы XX века были аресты священнослужителей, высылка их в районы Крайнего севера или Казахстан и расстрелы.

Варварскими были методы уничтожения церквей – их взрывали, разрушали. Практиковалась передача помещений храмов под Дома пионеров, склады, мастерские, что самым пагубным образом сказывалось на их облике и планировке.

Периоды гонений на церковь в России

Протоирей Валентин Ромушин называет время гонений на церковь после революции «годами лихолетья», которые в общей сложности происходили в период с 1917 по 1980 гг.

Первым периодом можно назвать время с октября 1917 по 1922 годы. Он характеризуется не системным преследованием церковников, а беспорядочными издевательствами, хулиганскими выходками в адрес священнослужителей.

Второй период с 1920 по 1929 год и стал временем последовательного гонения на церковь большевиками, которые становятся все более ожесточенными. Закрываются семинарии, епархиальные училища, запрещается печатание церковных книг. Для расправы над церковниками все чаще устраивают трибуналы и суды.

Самыми кровавыми оказались 30-е годы прошлого столетия, которые ознаменовались многочисленными репрессиями: для уничтожения священников используются аресты и расстрелы, ссылки на каторгу продолжается процесс закрытия храмов.

Небольшое послабление в отношении церкви было в послевоенные годы – с 1943 по 1953, когда Сталин на небольшое время оставил ее в относительном покое. При Хрущеве гонение на церковь возобновилось с новой силой. В это время в институтах создаются кафедры научного атеизма, выпускается журнал «Наука и религия».

Смотрите видео о положении церкви при Сталине.

В начале 80-х годов во время правления Брежнева, государство продолжало зорко следить за советскими гражданами, исповедующими православие. В школах раздавали специальные анкеты, где учащимся предлагали ответить на вопросы, связанные с религиозностью их семей. Но в то же время не возбранялось отмечать православные праздники или проходить обряд крещения.

Последствия

Многолетние гонения на церковь в России ХХ века привели к тому, что в настоящее время православная религия не только выжила, но и вступила в период расцвета. Это говорит о том, что духовная пища так же необходима человеку, как и насущная.

Сейчас современная церковь отделена от государства, что дает ей такую желанную свободу и независимость, а высшие государственные деятели почитают своим долгом отдать дань уважения священнослужителям.

Митрополит Сергий Старогородский в своей книге «Правда о религии в России» говорит о том, что годы испытаний и отделение церкви от государства привели к очищению ее и от случайных людей, чиновников и тех, кто своей основной целью считал личную выгоду, а не служение Богу.

Вместе с тем, за длительный период репрессий были разрушены сотни храмов, безвозвратно утеряны множество ценных святынь и погибли десятки тысяч служителей церкви, православных верующих. И эта потеря безвозвратна и невосполнима.

Как вы считаете, насколько много потеряло государство от гонения на церковь? Делитесь своим мнением в комментариях! А также смотрите видео о месте ислама в СССР.

Восстановление патриаршества в ХХ веке. Гонения на Церковь при советской власти

Восстановление патриаршества в ХХ веке. Гонения на Церковь при советской власти

В ХХ веке на Поместном Соборе 1917–1918 гг. патриаршество в Русской Церкви было восстановлено. Первым патриархом стал избранный Собором Московский митрополит Тихон (Беллавин).

Поместный Собор 1917–1918 гг., проходивший в Москве, начал свою деятельность в условиях очевидного притеснения веры со стороны Временного правительства (запрет на преподавание Закона Божия в учебных заведениях, передача помещений церковно-приходских школ в ведение министерства просвещения и т. п.). Завершился Собор в условиях гражданской войны и войны против Православной Церкви, открыто объявленной властью большевиков (отделение Церкви от государства, национализация всей церковной собственности, массовые репрессии против духовенства, закрытие храмов). Беда, обрушившаяся на Церковь, способствовала особенному единодушию среди участников Поместного Собора. Главным делом, которое успел совершить Собор, стало восстановление патриаршества. С момента избрания святитель Тихон нес тяжелый крест патриаршего служения в условиях широкого отхода народа от веры и яростной борьбы власти против Церкви.

Патриарх Тихон в одном из первых посланий заявил, что Православная Церковь не является участницей политической борьбы; святитель обязал духовенство воздерживаться от каких-либо политических акций. Охраняя эту позицию, Святейший патриарх отказался передать благословение одному из лидеров Белого движения. Но большевики рассматривали Церковь как одного из основных противников и объявили все духовенство контрреволюционным. Первыми жертвами начатой борьбы против Церкви стали зверски убитый в Царском Селе в октябре 1917 г. протоиерей Иоанн Кочуров и расстрелянный в Киеве в январе 1918 г. митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). Патриарх Тихон в феврале 1918 г. выпустил резкое по тону послание, в котором отлучил от церковного общения всех проливающих невинную кровь и призвал всех верных чад Церкви встать на ее защиту.

В годы гражданской войны многие священнослужители, монахи и монахини были зверски замучены: их распинали на Царских вратах, варили в котлах с кипящей смолой, скальпировали, душили епитрахилями, «причащали» расправленным свинцом, топили в прорубях, сажали на кол[95]. Летом 1918 года в Екатеринбурге была убита Царская Семья: последний российский император Николай II, его супруга Александра Федоровна и их пятеро детей – Татьяна, Ольга, Мария, Анастасия, Алексей. Они были убиты как символ Православной России и богоустановленности царской власти. В то же время погибла от рук убийц сестра императрицы великая княгиня Елизавета Федоровна. Святейший Патриарх Тихон не побоялся публично осудить расстрел царя и его семьи и благословил священнослужителей молиться об их упокоении.

В годы жестокого голода в Поволжье в 1921–1922 гг. власть попыталась сокрушить Церковь: в то время как Православная Церковь активно участвовала в передаче помощи голодающим, по приказу В. И. Ленина было объявлено об изъятии всех церковных ценностей ввиду того, что Церковь укрывает от страдающего народа свои богатства. Новых властителей страны не беспокоили страдания жителей голодающих районов. Им необходимо было уничтожить Церковь и завладеть ее ценностями, чтобы на вырученные деньги устроить мировую революцию.

Выполнение ленинской инструкции по принудительному изъятию церковных ценностей встретило сопротивление верующих. Во время кампании по изъятию погибло множество мирян и представителей духовенства. В разных городах были организованы показательные судебные процессы. Только в Москве и Петрограде было вынесено 14 смертных приговоров. Среди расстрелянных по этому делу митрополит Петроградский Вениамин (Казанский). На вопрос трибунала о себе он сказал: «Что же я могу о себе сказать? Я не знаю, что вы мне скажете в своем приговоре: жизнь или смерть. Но что бы вы ни сказали, я осеню себя крестом и скажу: слава Богу за все». В это время был арестован и Патриарх Тихон, готовился суд над ним с неизбежным расстрельным приговором. Но под влиянием требований внешней политики большевики вынуждены были отпустить Патриарха на свободу.

За несколько лет своего правления святитель Тихон смог создать основу для развития церковной жизни в новых условиях – без покровительства и защиты со стороны государства; он смог сохранить единство Русской Церкви, которое большевики пытались расколоть руками некоторых либеральных священнослужителей, пошедших на сделку с совестью и властью (так называемых обновленцев). Участием в богослужениях и изданием патриарших посланий святитель Тихон укреплял верующих и своим бесстрашием оставил пример верного исповедания Христа. В 1989 г. Патриарх Тихон был причислен к лику святых.

В ходе гонений на Церковь окраины страны покрылись многочисленными концентрационными лагерями. Одним из наиболее известных является Соловецкий лагерь особого назначения (сокращенно – СЛОН), созданный большевиками в 1923 году. Бывший Соловецкий монастырь стал местом ссылки и гибели сотен людей, среди которых были лучшие представители русского духовенства, интеллигенции, крестьянства.

Самым страшным местом Соловков считалась карантинная рота на острове Анзер, размещенная в Голгофо-Распятском скиту. Больные узники поголовно умирали от холода, голода, издевательств и болезней. Сбылось пророчество, данное за двести лет до создания концлагеря, когда на Голгофо-Распятской горе иеромонаху Иову явилась Божия Матерь и предрекла: «Сия гора отныне будет называться Голгофской, и на ней устроится церковь и Распятский скит, и убелится она страданиями неисчислимыми».

Организованное Советской властью массовое уничтожение духовенства и мирян продолжались до времени «правления» Н. С. Хрущева, когда характер гонений изменился – отныне они осуществлялись преимущественно идеологически.

В юбилейном 2000 году Русская Церковь прославила подвиг пострадавших за веру от советской власти. Но так как невозможно восстановить имена всех пострадавших и узнать подробности их подвига, они были канонизированы как Собор новомучеников и исповедников российских.

Русская православная церковь в период гонений

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, самая крупная из ныне существующих автокефальных поместных православных церквей. Образовалась в конце 10 в. (см. КРЕЩЕНИЕ РУСИ). Возглавляли митрополиты, подчинявшиеся Константинопольскому патриарху; пребывали в… … Русская история

Русская православная церковь — самая крупная из православных церквей. Основана в кон. 10 в. Возглавляли митрополиты, подчинявшиеся Константинопольскому патриарху; пребывали в Киеве, с кон. 13 в. во Владимире, с 1328 в Москве. С 1448 автокефальная церковь. Патриаршество… … Политология. Словарь.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, самая крупная из автокефальных православных церквей. Основана в конце 10 в. Во главе митрополиты, подчинявшиеся Константинопольскому патриарху; пребывали в Киеве, с конца 13 в. во Владимире, с 1328 в Москве. С 1448… … Современная энциклопедия

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — самая крупная из православных церквей. Основана в кон. 10 в. Возглавляли митрополиты, подчинявшиеся Константинопольскому патриарху; пребывали в Киеве, с кон. 13 в. во Владимире, с 1328 в Москве. С 1448 автокефальная. Патриаршество учреждено в… … Большой Энциклопедический словарь

Русская православная церковь — РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, самая крупная из автокефальных православных церквей. Основана в конце 10 в. Во главе митрополиты, подчинявшиеся Константинопольскому патриарху; пребывали в Киеве, с конца 13 в. во Владимире, с 1328 в Москве. С 1448… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Русская Православная Церковь — Данная статья о современной Русской Православной Церкви (Московском Патриархате). Запрос «РПЦ» перенаправляется сюда. Для других расшифровок см. РПЦ (значения) Вид на резиденцию Святейшего Патриарха и Священного Синода. Данилов монастырь, Москва … Википедия

Русская Православная церковь — Данная статья о современной Русской Православной Церкви (Московском Патриархате). Запрос «РПЦ» перенаправляется сюда. Для других расшифровок см. РПЦ (значения) Вид на резиденцию Святейшего Патриарха и Священного Синода. Данилов монастырь, Москва … Википедия

Русская православная церковь — самая крупная из ныне существующих автокефальных поместных православных церквей. Образована в конце X в. (см. Крещение Руси). Возглавлялась митрополитами, подчинявшимися патриарху Константинопольскому; резиденция в Киеве, с 1299 во Владимире, с… … Энциклопедический словарь

Русская Православная Церковь — одна из Поместных Церквей Вселенской Церкви. Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город… … Православие. Словарь-справочник

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — Принципы православного образования. Христианская образовательная традиция глубоко пронизана пед. началом. Новый Завет, творения отцов Церкви, богатейшее духовное наследие христ. мыслителей полны глубочайшей мудрости, относящейся к образованию,… … Российская педагогическая энциклопедия

Русская православная церковь в период гонений

Русская Православная Церковь в годы большевистских гонений 1918-1926 .

001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 021
В начало текста В конец текста

Гонение жесточайшее воздвигнуто и на Святую Церковь Христову: Благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московского) , или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде) ; чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская Лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержавшиеся на средства Церкви Православной и подготовлявшие пастырей церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности. Имущество монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это – народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законную волею самого народа…» Как видим, большевики и советская власть в послании прямо не упоминаются, но оно было воспринято органами советской власти как явное выражение контрреволюционного настроения Предстоятеля Православной Церкви. 1. 4 Принятие декрета Совнаркома об отделении Церкви от государства и школы от Церкви Вернёмся к событиям конца 1917 года. По указанию Совета Народных Комиссаров было принято решение ускорить работу по подготовке проекта декрета об отделении церкви от государства и комиссия Наркомюста стала форсированно готовить необходимые документы. Примерно через месяц проект документа для первого чтения в правительстве был готов. Параллельно с этим родилось предложение: не дожидаясь его принятия, провести ряд попутных мероприятий, например, упразднить придворное духовенство, реквизировать имущество и помещение придворных церквей. Отметим, что частично имущество этих храмов было разграблено ещё во время октябрьского переворота. Так, заведующий придворным духовенством протопресвитер Соборов Зимнего дворца и Московского Благовещенского Александр Дернов доносил в конце октября 1917 года Синоду следующее: «Великая смута достигла своего апогея при разгроме в ночь на 26 октября Зимнего Дворца.

Грабившие Дворец солдаты и матросы сломали замки Малого храма Зимнего Дворца, проникли в этот храм и осквернили его, войдя в Царские врата в алтарь, где они кощунственно сорвали покрывало со святого престола и всё обшарили на престоле и жертвеннике, а штыками ружей под престолом и жертвенником, сорвали завесу с царских врат, содрали положенную на храмовой образ Сретения Господня звезду, раскидали образа и богослужебные книги». Теперь же дело решили довести до конца. 14 января 1918 года за подписью комиссара имуществ республики Ю. Флаксермана было принято постановление о реквизиции имущества и помещений придворных церквей. При этом в ведение этого учреждения были переданы не только культовые и храмовые сооружения, и имущество, имевшееся при бывшем царском дворце в Петрограде и его окрестностях, но и часть церквей Кремля в Москве. Это вызвало недовольство членов Поместного Собора, считавших Церковь единственно законной хозяйкой всего этого достояния. Эта акция стала ещё одним предметом конфликта духовенства с Советской властью. Так, общее собрание объединённых приходов Москвы и уездов губернии в очень острой форме протестовало против этих шагов правительства. В обращении собрания к властям говорилось о необходимости вернуть все церковные святыни верующим, как «источник утешения народа». Собрание потребовало вернуть право духовенству и верующим посещать кремлёвские соборы и храмы, проводить в них богослужения, передать церкви все отобранные иконы, мощи, хоругви и прочее.

Эти требования были полностью игнорированы. А вскоре СНК принял решение о предоставлении наркоматам права закрытия церквей и при государственных учреждениях. Это касалось тысяч церквей, существовавших для служащих государственных учреждений и жителей близлежащих домов. Как показывают архивные документы, тяжбы вокруг закрытия этих и так называемых домовых церквей длились не один год. Но главные события, связанные с этим периодом взаимоотношений церкви и государства были впереди.

Ещё 5 декабря 1917 года в газете «Раннее утро» был опубликован проект декрета об отделении Церкви от государства.

Было сообщено, что сущность этого проекта может быть сведена к следующим основным положениям: « 1. Религия провозглашается частным делом совести каждого человека.

2. Религиозные и церковные общины объявляются частными союзами, совершенно свободно управляющие своими делами.

3. Преподавание Закона Божия в высшей, средней и низшей школе признаётся необязательным Метрикация рождений, браков и смертей из ведения конфессиональных церквей передаётся особым органам государственной власти.

в (Управление кладбищ не имеет права чинить каких-либо препятствий так называемым «гражданским похоронам».)

7. Все церкви на предмет секуляризации «небесных капиталов» обязываются предоставить точные данные о имеющихся церковных суммах.

8. Митрополиты, архиепископы, епископы и протоиереи должны предоставить золото, серебро и драгоценные камни своих митр, клобуков, посохов, крестов и панагий в государственную казну, опустевшую в годы великих потрясений.

Ссылка на основную публикацию