Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь в Курской области

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь — один из древнейших монастырей России. Находится в Курской области, на холме на окраине села Пригородняя Слободка, на противоположном от города Рыльска берегу реки Рыло.

Содержание

Точная дата основания неизвестная, первое упоминание в источниках — 1505 год. В Смутное время монастырь был подвержен разграблению польско-литовским войском.

В 1733 году заложена, а в 1783 году освящена первая каменная Церковь Воздвижения Креста Господня. Вторая каменная Церковь Троицы Живоначальной была построена в 1747 году, третья — Церковь Николая Чудотворца — в 1757 году, ныне являющаяся соборным храмом монастыря. В 1740-х годах воздвигнута пятиярусная колокольня, и в то же время была сооружена надвратная башня с 2,5-тонными колоколом, снесённая в 1949 году.

В 1784 году открыто духовное училище, а в 1794 году был построен ещё один храм — в честь Ахтырской иконы Божией Матери (снесён в начала XX века). В 1820 году духовное училище стало четырёхклассным, а в 1876 году переместилось в Рыльск. В 1824 году в обители проездом побывал император Александр I.

На волне борьбы с церковью в СССР в 1925 году монастырь был закрыт. С 5 октября 1941 по 30 августа 1943 монастырь был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками.

17 июня 1991 года обитель была возвращена Русской православной церкви, и уже 16 октября 1991 года начаты богослужения в Николаевском храме.

  • свт. ФЕОДОСИЙ Черниговский
  • прп. ЛАВРЕНТИЙ Черниговский
  • свщмч. АФАНАСИЙ (Сахаров) еп. Кавровский
  • свщмч. НИКОЛАЙ пресв. Искровский
  • прпмчч. ЗВЕРИНИЦКИЕ
  • свщмч. СЕРГИЙ пресв. Васильевский
  • мч. КИРИЛЛ Васильевский
  • мч. ПРОХОР Васильевский
  • мч. ВИФЛЕЕМСКИЙ от царя Хозроя убиенный
  • свт. ДИМИТРИЙ митр. Ростовский
  • прп. ИЛАРИОН затворник Троекуровский
  • свщмч. КОНСТАНТИН Богородский
  • свт. ФЕОФАН затворник Вышенский
  • прп. СЕРАФИМ Саровский
  • вмч. ПАНТЕЛЕИМОН Целитель
  • свт. ЛУКА исп. архиеп. Симферопольский
  • вмч. ПАРАСКЕВА Пятница
  • прп. ГАВРИИЛ Афонский Одесский чудотворец
  • прп. ЕЛЕНА Флоровская
  • частица с гробницы свт. НИКОЛАЯ Мирликийского
  • частица гроба свт. ТИХОНА Задонского
  • прпмч. вл. кн. ЕЛИСАВЕТА
  • прп. СЕРГИЙ исп. Сребрянский

Киево-Печерские святые:

  • свщмч. ВЛАДИМИР митрополит Киевский
  • свт. ФИЛАРЕТ митрополит Киевский
  • свт. ФЕОФИЛ
  • прп. ЗИНОН постник
  • прп. ВЕНИАМИН затворник
  • прп. МЕРКУРИЙ постник
  • прп. МАКАРИЙ диакон
  • прп. АХИЛА диакон
  • прп. МАРТИРИЙ диакон
  • прп. ПАВЕЛ Послушливый
  • прп. ИЛЛАРИОН схм.
  • прп. МОИСЕЙ чудотворец
  • прп. ФЕОДОР молчаливый
  • прп. ЛАВРЕНТИЙ затворник
  • прп. ИПАТИЙ целебник
  • прп. ФЕОДОР кн. Острожский
  • прп. ИГНАТИЙ архимандрит
  • прп. СИСОЙ схм.
  • прп. ЕВФИМИЙ иеросхм.
  • прп. АРСЕНИЙ Трудолюбивый
  • прп. НЕСТОР Некнижный
  • прп. ГРИГОРИЙ чудотворец
  • прп. ПИМЕН постник
  • прп. ИОСИФ Многоболезненный
  • прп. СИЛУАН схм.
  • прп. ПАИСИЙ
  • прп. ЛОНГИН вратарь Трудолюбивый
  • прп. ТИТ воин
  • прп. ЗАХАРИЙ постник
  • прп. АГАФОН
  • св. отрок ЛЕОНТИЙ канонарх
  • св. отрок ГЕРОНТИЙ канонарх
  • прп. НЕСТОР Летописец
  • прп. САВВА Богоугодный
  • прп. ИОАНН брат Феофила
  • прп. АВРААМИЙ Трудолюбивый
  • прп. ПИМЕН Многоболезненный
  • прп. ФЕОДОТ
  • свщмч. ИГНАТИЙ Богоносец
  • мц. ТАТИАНА
  • свт. ВАСИЛИЙ Великий
  • свт. САВВА Сербский
  • прп. АНТОНИЙ Великий
  • прп. СЕРГИЙ Радонежский
  • прп. ИОВ иг. Почаевский
  • прп. НИКОДИМ Карульский
  • прп. АФАНАСИЙ Карульский
  • блг. кн. КОНСТАНТИН Муромский
  • частица Мамрийского дуба
  • камень из Горней с места рождения ИОАННА Крестителя
  • частица поручей св. прав. ИОАННА Кронштадтского

Оптинские святые:

  • прп. ЛЕВ
  • прп. МАКАРИЙ
  • прп. МОИСЕЙ
  • прп. АНТОНИЙ
  • прп. ИЛАРИОН
  • прп. АМВРОСИЙ
  • прп. АНАТОЛИЙ старший
  • прп. ИСААКИЙ
  • прп. ИОСИФ
  • прп. ВАРСОНОФИЙ
  • прп. АНАТОЛИЙ младший
  • прп. НЕКТАРИЙ

Глинские святые:

  • прп. ИННОКЕНТИЙ
  • прп. ИЛИОДОР
  • прп. ИОАННИКИЙ
  • прп. СЕРАФИМ (Амелин)
  • прп. ФИЛАРЕТ
  • прп. ВАСИЛИЙ
  • прп. МАКАРИЙ
  • прп. АРХИП

Рязанские святые:

  • свщмч. МИСАИЛ архиеп. Рязанскийи Шацкий
  • свт. ФЕОДОРИТ архиеп. Рязанский и Муромский
  • свт. ГАВРИИЛ архиеп. Рязанский и Зарайский
  • свт. МЕЛЕТИЙ еп. Рязанский и Зарайский

Владимирские святые:

  • прп. ГЕРМАН Зосимовский
  • прп. АЛЕКСИЙ затворник Зосимовский
  • прп. ЗОСИМА пустынножитель

Крест с частицами св. мощей и др. святыни:

  • ап. и еванг. МАТФЕЯ
  • ап. АНДРЕЯ Первозванного
  • первомч. архидиак. СТЕФАНА
  • вмч. ПАНТЕЛЕИМОНА Целителя
  • вмч. ГЕОРГИЯ Победоносца
  • вмч. ДИМИТРИЯ Солунского Мироточивого
  • вмч. ФЕОДОРА Стратилата
  • вмц. ВАРВАРЫ
  • мчч. и бессер. КОСМЫ и ДАМИАНА, КИРА и ИОАННА
  • свт. НИКОЛАЯ архиеп. Мир Ликийских чудотворца
  • свт. ПЕТРА митр. Московского
  • свт. ЛЕОНТИЯ еп. Ростовского
  • свтт. ГУРИЯ и ВАРСОНОФИЯ Казанских
  • прп. МАКАРИЯ Ужненского
  • власы св. ФЕОДОРЫ Александрийской
  • камень со св. горы Елеонской
  • частица от Престола, где Господь постился

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: 307371, Курская обл., Рыльский р-н, с. Пригородняя Слободка, ул. Мирная, 2.

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь

Официальный приходской сайт

Контактная информация

  • Тип монастыря: мужской
  • Статус: действующий
  • Состояние: восстанавливаемый
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко): Полунощница 6-00 (воскр. и пр. дни 7-00); каноны 6-30; 3 и 6 часы 7-00; Литургия 7-30; вечернее богослужение 17-00. В воскр. и пр. дни 7-30 молебен.
  • Наместник: Настоятель: игумен Панкратий (Заикин)
  • Престольные праздники:
    • Николая Чудотворца — Май 22 [по н.с.] (перенесение мощей), Декабрь 19 [по н.с.]
  • Краткая историческая справка: Рыльская Свято-Николаевская обитель является одним из древнейших монастырей древней Руси. В письменных источниках, сохранившихся до наших дней, Николаевский монастырь впервые упоминается в 1505 г.

    В 1615 г. он был разорен поляками и заново отстроен Новгород-Северским игуменом Корнилием.

    Обитель с храмами и всеми постройками была деревянной, огорожена ча-стоколом с башнями, покрытыми тесом. Каменные здания монастыря по-строены в XVIII в. за счет вкладов рыльских купцов. Крестовоздвиженский храм (1733 г.), Троицкий храм (1747 г.), Свято-Николаевский храм (1753 г.), колокольня с пристройкой (1764 г.), братский корпус (1764 г.), настоятельский корпус (1796 г.), трапезная (серед. XVIII в.). Обитель ограждала каменная стена с четырьмя угловыми башнями (1777-79 гг.).

    Рыльский Николаевский монастырь закрыли в 1926 г. Обитель была разграб-лена и частично разрушена, полностью уничтожены монастырские кладбища. Долгое время в обители размещались, сменяя друг друга, различные советские учреждения и службы, каждая из которых внесла свой «вклад» в разрушение и запустение духовного и исторического памятника.

    После немалых усилий 17 июня 1991 г. Николаевский монастырь был воз-вращен Церкви, и в настоящее время ведется его восстановление за счет пожертвований паломников и благотворительной помощи отдельных организаций.

    Настоятелем монастыря с 1991 по 2001 гг. был известный широкому кругу православной паствы афонский старец архимандрит Ипполит (Халин).

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь в Курской области

Р ыльский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен в 125 километрах от Курска в окрестностях города Рыльска. Его строения размещаются на высоком холме в поймах рек Рыло и Волынки. Эта местность издавна была избрана людьми для поселения, краеведы и археологи, проводившие раскопки на территории обители, обнаружили остатки захоронений славян-северян, относящиеся приблизительно к эпохе начала Киевской Руси. Точная дата основания монастыря неизвестна, его возраст принято отсчитывать от первого упоминания в письменных источниках в 1505 году. Одна из причин отсутствия точной датировки в том, что не сохранились старинные монастырские документы. В 1614 году настоятель Рыльского монастыря игумен Феодосий, взяв с собой «прежних государей и великих князей жалованные грамоты» для переписи по причине их ветхости, поехал в Москву. Но по дороге был ограблен и убит разбойниками, грамоты бесследно исчезли.

Документально подтвержденные сведения об обители появляются в архивах с XVI века. В Смутное время обитель была разорена польско-литовским войском, при игумене Корнилие началось, а при игумене Мисаиле продолжилось ее восстановление. Игумен Корнилий, бывший настоятелем Новгород-Северского Спасского монастыря и братия, не пожелавшие оставаться под польско-литовским владычеством, переехали в Рыльский монастырь и пребывали в нем с 1618 до 1620 года. Из документов тех лет известно, что монастырь имел два подворья в Рыльске — одно на посаде, возле острога, где находилась церковь во имя Живоначальной Троицы с тремя братскими кельями, другое — внутри города, на случай вражеской осады. В 1624 году игумен Мисаил пишет челобитную царю Михаилу Феодоровичу, в которой просит вернуть монастырю церковное место, которое после сожжения посада поляками, было занято рылянами. Царь удовлетворил эту просьбу, церковное место было очищено, отмерено и подготовлено для устроения монастырского двора на случай осады. Кроме того, Волынской пустыни (как раньше назывался Николаевский монастырь) принадлежали прилегающие к ней земли, в «Выписке с Рыльских книг Захария Бибикова» 1615 года сообщается, что «на посаде дано в вотчину — рыбная ловля в речке Рыло, озерко Мочулище, да озеро Долгое, да озерко под Белыми берегами, да в речке Волынке прудок». Кроме того, богатые люди жертвовали земельные участки и за пределами Рыльска. «В Снитской волости старая Никольская вотчина, сельцо Дмитриевское с церковью Димитрия Солунского, деревня Крупец, а в ней крестьян 13 дворов, да пустой починок Прудище, а в них пашни паханы добрые земли». Монастырь также владел пахотными землями, лесными и сенокосными угодьями. За пользование реками, ловлю рыбы, содержание мельницы монахи платили государю налог.

Здания в обители в то время были деревянными, покрыты тесом и огорожены частоколом. К началу XVIII века деревянные постройки пришли в негодность, и рыльский купец Прокофий Герасимович Шелехов решил построить каменный храм во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских на месте старого. Но успел только заключить договоры на поставку строительных материалов, его дело продолжил сын, Иван Прокофьевич Шелехов, заложив в 1733 году и выстроив по высочайшему повелению императрицы Анны Иоанновны первую каменную церковь, которую освятили в 1783 году в честь праздника Крестовоздвижения. Вторая каменная церковь во имя Живоначальной Троицы была построена в 1747 году по прошению путивльской и рыльской помещицы Анна Забелиной. А третий храм — в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских воздвигнут в 1753 году стараниями игумена Матфея (Лукашева). И завершала ансамбль монастырских храмов пятиярусная колокольня со Святыми вратами в нижней части, которые были главным въездом в центральную часть обители. Впервые это сооружение упоминается в описи 1764 года, хотя, по мнению специалистов, оно возведено на 20 лет раньше. В среднем ярусе колокольни были установлены часы, в верхнем – набор из семи, а с 1820 года – из девяти колоколов. Главная въездная надвратная башня с западной стороны была построена в 1740-1742 гг. как звонница-колоколенка. Мощный бас ее колокола, отлитого в 1742 году, весом 2,5 тонны разносился окрест на многие версты. В середине ХIX в. звонница была перестроена: в ее верхней восьмигранной части заложили арочные проемы, а вокруг восьмерика устроили на квадратных столбах галерею. В 1949 году еще довольно крепкую башню разобрали на кирпичи, соорудив неуклюжие ворота.

В течение XVIII века монастырь перестраивали и благоустраивали, в 1781 году из Амоньской пустыни в обитель переносят чудотворный образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с которым впоследствии были учреждены крестные ходы. В 1784 году на втором этаже братского корпуса начало работу Духовное училище. В 1793 году по указу Синода открыты больница и баня для больных в помещении деревянных келий в северо-западном углу центральной части двора. Через год при больнице построили храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Церковь стояла на взгорье и занимала северо-западный угол монастыря. В документах от 1825 года она называется уже Тихвинской. В храме была установлена чтимая Ахтырская икона Пресвятой Богородицы в серебряной и позолоченной ризе, с драгоценными камнями. Этот образ был пожертвован обители рыльской помещицей Натальей Кузьминичной Лукашевой в 1790 году. В маленьком храме совершались зимой ранние Литургии, в праздничные дни в честь Ахтырской и Тихвинской икон Божией Матери при большом стечении народа богослужения проходили под сенью деревьев, окружавших здание. Тихвинский храм был разрушен в XX веке во времена богоборчества. В 1796 г. в монастыре появляется гостиничный дом с двумя подъездами. В конце XVIII века обитель была довольно благоустроенной, монахи занимались просветительской, социальной и хозяйственной деятельностью-разводили скот, занимались земледелием, содержали пасеку, ловили рыбу, охотились, заготавливали строительный материал. Занимались также и переработкой, в монастыре имелись солодовня, пивоварня, маслобойня, водяная мельница и крупорушка. Дошли воспоминания старожилов о столярной мастерской, об изготовлении киотов и икон.

В 1820 году духовное училище становится четырехклассным и размещается в реконструированном архимандритском корпусе вплоть до 1876 года, когда его переместили в Рыльск. 1824 год вошел в историю посещением обители императором Александром I, проезжавшим из Севска в Таганрог. В 1906 году в Рыльске открывается викарная кафедра Курской епархии, на нее назначают Преосвященного Иоасафа, резиденция которого размещалась в Свято-Николаевском монастыре. Затем в разные годы на Рыльской кафедре служили и окормляли народ Божий священномученики Иоанн (Пашин), епископ Рыльский, Никодим (Кононов), епископ Белгородский, Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский.

Источник: http://gorenka.org/index.php/khramy-i-monastyri-kurskoj-obl/491-rylskij-svyato-nikolaevskij-monastyr

Руководитель проекта: Мамкин Александр Юрьевич, преподаватель ОБПОУ «ССХТ»

Поиск информации: Петров Дмитрий

Рыльский монастырь Курской Епархии: история создания старейшей обители

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь, возведенный когда-то во имя Николая Чудотворца и получивший за то его имя, очень отличается от православных храмов на Руси.

Никакой лепнины и золотых куполов. Прост и скромен, и тем красив.

О славном граде Рыльске

Вид города Рыльска

Это место, где две реки, Сейм и Рыло, сливаются в одну, где красуется сегодня город Рыльск, нашими предками обжито уже в древности. И свидетельств тому найдено множество. Только на землях монастырского комплекса найдено около пятидесяти могильных курганов, принадлежащих язычникам-северянам, а в округе их количество не счесть.

С князем Игорем поднялось на битву с ворогом войско этого стольного княжеского града, каким стал Рыльск, до 1180 г. бывший пограничной крепостью. О том походе говорится в «Слове о полку Игореве».

Место для строительства выбрано довольно живописное. Куда ни кинь взгляд, везде красота: это и заливные луга вдоль речки Волынки, и дубравы на равнине, и белые склоны Вискольских гор.

По преданиям времен, когда княжили Ольга, Святослав и Владимир, место это благодатное стало светочем православия. Оно пришло на эти, тогда еще языческие, земли из Болгарии, когда после ее падения болгарские иноки нашли здесь пристанище и во славу Иоанна Рыльского, своего небесного покровителя, основали храм. Они же на Русь принесли десницу его нетленных мощей.

Сам святой Иоанн Рыльский, как свидетельствует летопись, в грозные времена не раз помогал городу. От погрома Батыева спас в 1240-м, а в 1502-м – помог в противостоянии с золотоордынским ханом Ахметом.

Обитель из прошлого

Монастырь построен в 1505 г.

Год основания комплекса считают 1505 г., прежде всего потому, что именно к этому периоду относится первое упоминание о нем, как о Волынской пустыни, в письменах.

Хотя некоторые исследователи предполагают, что строительство велось ещё в конце XIV — начале XV столетий.

Деревянный храм сожгли войска Лжедмитрия. Только спустя почти век появились, как корабли, храмы каменные: Никольский, Крестовоздвиженский и Троицкий.

Более пятисот лет многие поколения рыльских монахов обращаются в молитвах к своему заступнику о благодатной помощи. И никогда монастырский комплекс не оставался без благословения и заступничества святителя Николая.

Сколько храмов Божьих русских, когда-то процветавших, исчезли с лица земли, и следа не найти, а эта обитель, что затерялась в глубинке, живет, как жила, и молится, как молилась все 500 лет. Ее не задели бомбы Великой Отечественной. И местные объясняют это только заступничеством покровителя.

Бойцам Красной Армии, поселившимся здесь, площади его служили для нужд хозяйствования, а ограда использовалась как полигон для стрельбы. Одно за другим сменяли друг друга разные советские учреждения. Каждое из них «позаботилось», чтобы внести посильный вклад в губительство обители и ее запустение. Пока от строений не остались лишь провалы сводов да груды кирпича.

Возвращение

Возрожденная святыня Курской Епархии

Это произошло в 1991-ом, когда монастырь поступил в распоряжение Курской Епархии. Ныне относится к монастырям Курской митрополии.

Спустя десять лет он стал уже средоточием духовной жизни области и всей России. Труды праведные и молитвы православных подняли обитель из руин и позволили стать ему тем самым маяком, который осветил путь для всех душ, покалеченных и страждущих.

Со всей России, с близких и далеких ее окраин, кто верит и не верит, потянулись люди к Рыльской святыне. Их были тысячи. Слово вразумительное, молитва, любовь и утешение преображали нравственно многих из тех, кто еще совсем недавно был далек от веры и Церкви.

Сегодня возрожденному комплексу не угрожает уже ничто. Свежие краски новых куполов и медных крыш придают ему живой вид. Хозяйство у монахов немалое, и забот требует тоже немалых: обрабатывают земли, разрабатывают огороды и держат скотину.

Газификация способствовала улучшению условий хозяйствования, позволила отапливать храмы. Появилась специально оборудованная для многочисленных паломников гостиница.

Совершаются здесь и требы, и вычеты — это такой специальный молебен о здравии недужных, и все другие службы, которые монастырю служить положено. Расписание богослужений можно найти на сайте обители. Там же указано, как добраться до монастыря поездом, на автобусах и автомобиле.

Паломничество

Паломников становится все больше с каждым годом

Из самых различных мест все едут и едут преданные друзья обители, едут и те, кто услышал отзывы о ней, сам только что к ней нашел путь и сделал для себя это чудесное открытие.

Это не только россияне. Трудно сказать, на скольких языках говорят приезжающие сюда паломники.

И здесь их души наполняет отрада, мир и покой. И уже дома, где-нибудь в Праге или Минске, или глухой российской деревушке, не оставляет желание сюда вернуться не раз, чтобы вновь отдохнула душа, измученная страстями.

Чтобы испить вод целебных источников: Божией Матери, Святителя Николая, Иоанна Рыльского, дабы получить избавление от разных недугов тела и души или набрать поблизости целебной глины.

В советские времена здесь была тюрьма

За многие годы было сложено немало легенд, вот некоторые из них:

  • Цари здесь устроили тюрьму.

Не одно столетие комплексу оказывалась материальная помощь, даже иногда он освобожден был от налогов. Царским указом сюда то и дело отправляли провинившихся.

Екатерина Петровна в Рыльск сослала «на вечное заточение» князя Вяземского за избиение им приходского священника. Велено было держать его в уединении, под строгим караулом, никого к нему не пуская. Содержали его до самой смерти, так велено было.

Оказался среди узников Ефим Никитин, в одном лице крепостной и местный изобретатель. Он высказывал «сумасбродные» мысли о государственном правлении, изобретал машины, способные передвигать дома и пригодные в земледелии. За это и поплатился, и провел в обители ссыльные 13 лет.

Поиски места для своего будущего затворничества привели в 1825 г. сюда Александра I;

  • Здесь не взорвались бомбы и снаряды.

В Великую Отечественную, когда город заняли немцы, в обители разместились гарнизон и санчасть. Советские войска, штурмуя город, обстреливали монастырскую колокольню. Бойцы стреляли и крестились, а пули их не попадали в цель.

  • Ясновидец и целитель.

Есть человек, заслуга которого по восстановлению святого комплекса огромна. И это – отец Ипполит (18.04.1928 – 17.12.2002). С его приходом резко изменилась жизнь монастыря. Рассказывают о его даре ясновидения.

Именно благодаря ему на территории монастыря появились целебные источники. Говорят, он чувствовал воду и те источники сам нашел. К нему выстраивалась очередь из приезжающих. Отцу Ипполиту достаточно было крест очертить пальцем, и у больных проходили боли.

Общение со старцем Ипполитом меняло жизнь бомжей и наркоманов, блудниц и пьяниц, которых волею судеб дорога приводила к нему.

Когда хоронили его, радуга появилась на небе. Могильный крест начал мироточить после смерти на 9-й день. Свидетели говорят, что так много было святого мира, что в сугробах остались дорожки от него;

  • Образ святого старца в Беслане.

Имя этого святого старца связывают и укреплением православной веры в кавказских регионах. С его благословения появились православные монастыри в Северной Осетии, один из них совсем рядом со школой, что в 2004-ом захватили террористы. Очевидцы утверждают, что его образ явился верующим во время службы в Бесланском монастыре.

Какие бы трудности не случались, обитель живет и с каждым годом меняется его облик. Божия помощь, молитвы заступника Николая тому порука. Откройте для себя это удивительное место – Свято-Николаевский мужской монастырь.

Интересные факты о Рыльском Свято-Николаевском монастыре смотрите в следующем видео:

Chevrolet Niva Фаня › Бортжурнал › Рыльский Свято-Николаевский монастырь

«Есть такие тихие, почти заповедные места… лежат они далеко от туристических маршрутов… редкий паломник до них дойдет…» такой или примерно такой текст крутился у меня в голове в качестве пролога к рассказу про это место. Чего-то там еще было про покой, уединение и близость к Богу, край курской области, 50 км до границы с Украиной…

Вдруг подъехала машина, потом еще одна, почти сразу за ними ГАЗель. Все с туристамипаломниками. На календаре было за полдень. 3 января. Третье Января, чОрт возьми! Какое тут уединение и заповедные места?!

Пока мы гуляли по монастырю машины приезжали и уезжали. В том числе — с московскими номерами. Московскими, Карл! Добил местный житель, которые подходил ко всем таким машинам и интересовался наличием свободных мест и не подкинут ли его… до Москвы. От чего-то становилось отчетливо ясно, что такой автостоп тут норма.

В общем, ловите точку: Рыльский Свято-Николаевский монастырь, Широта 51°35′2″N (51.583936), Долгота 34°41′33″E (34.692616)

Немногим позже выяснилось, что этот монастырь место достаточно известное и популярное среди паломников. Имеет свой сайт и группу Вконтакте. Последняя не является мертвой, и вполне себе ведется). И ценится у паломников (не у туристов) гораздо выше, нежели Коренная пустынь в той же Курской области.

Нынешняя популярность монастыря связана с архимандритом Ипполитом, который с 1991 по 2002 был наместником этого монастыря. В сущности, он и занялся восстановлением самого монастыря и монастырских скитов. Он же привлек послушников.

Статью про митрополита (она коротенькая) стоит почитать. Хотя бы для того, чтобы лишний раз ужаснуться козням богоборческой безбожной советской власти, которая, разумеется из злокозненных побуждений, позволила в 1957 году 29-летнему парню спокойно уйти в монастырь, а потом еще и в 60-х годах отпустила в заграничную командировку на Афон.

Авторы таких статей ранее у меня вызывали недоумение. «Православие на всю голову?», «логика похер?» — такими вопросами я задавался. А недавно я задался одной идеей (связана она с реальными делами Сергия Радонежского), окунулся в омут научной исторической литературы. Буквально сразу выяснил, что у существует вполне определенная православная традиция написания жития и историй монастырей. Традиция основана на заимствовании друг у друга и большом количества штампов. Современные церковные тексты — точно такие же.

В большинстве церковных современных текстов фигурирует «безбожная Советская власть»(тм), гонения и репрессии на церковь и т.д. А… да… еще царя расстреляли… Ну вы в курсе. Логические не стыковки никого не смущают, что печально. Сайт самого монастыря неплохой (с точки зрения текстов), но так же не избежал штампов и разрывов логики.

Не подумайте плохого, я ни в коим случае не хочу принижать заслуги архимандрита Ипполита. Совершенно нет. Товарищ интересной судьбы, и явно неплохой организатор. Родился в Курской области в 1928 году в семье крестьян (тут и далее по материалам сайта монастыря). Тут сразу интересная ремарка — «его родной дядя священник Михаил служил в церкви соседнего села», а это 20-30-ые годы между прочим.

Про годы Великой Отечественной Войны на сайте не сказано, только то, что на ней погибли четыре брата Ипполита. Сам же он встретил Войну в 13-ти летнем возрасте. Закончил 10 классов. Предполагаю, что Войну провел, как и многие дети, в эвакуации.

Закончил ФЗО (Школа фабрично-заводского обучения), после нее — педагогическое училище. Отслужил в армии. Еще одна ремарка — «Отец Ипполит позже вспоминал: «Бывало, еще в армии, когда все лягут спать, укроешься одеялом и читаешь «Отче наш»…» До чего довел «Проклятый Сталин» (тм) в послевоенные годы! (служил Ипполит в конце сороковых).

В 1957 году (то есть после ХХ съезда) Ипполит уходит в послушником в Глинскую пустынь. (прошу заметить, 57-ой год, действующий монастырь). А менее чем резе год переходит в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь (ужос, опять монастырь действующий!). Там он проводит почти десять лет (конечно, ожидая репрессий)

Далее цитирую целиком (не могу удержаться). «В 1966 году из Псково-Печерской обители иеромонаха Ипполита посылают на Афон, в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в котором к тому времени оскудевала монашеская жизнь, и оставалось всего около десяти насельников. Он попал в число первых пяти монахов, которых отправили туда после того, как безбожное советское государство разрешило Русской Православной Церкви посылать на Афон монахов из Советского Союза.» Фраза прекрасная во всех отношениях. Внезапно (!), в СССР есть монахи, которых вполне себе посылают длительную (!) в заграничную командировку в Грецию (!). Обращать внимание на то, что при «безбожной» советской власти вполне себе существует РПЦ как-то даже не удобно. Видимо РПЦ усиленно сопротивлялась богоборческому режиму, да так, что режим оказался не в состоянии с РПЦ справиться.

Ипполит провел на Афоне 18 лет. Был казначеем и экономистом монастыря. А так же представлял монастырь в Священном Киноте Святой Горы Афон. В общем далеко не последний человек.

И еще один реверанс в сторону Советской власти от автора текста на сайте: «Очень трудно было вести хозяйство, ведь в советское время власти запрещали помогать монастырю. И по воспоминаниям архимандрита Авеля (Македонова), который около четырех лет был настоятелем Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, они иногда с отцом Ипполитом сидели и горевали, думая, как накормить завтра братию, как сделать ремонтные работы, как существовать. Но милостью Божией монастырь существовал, молитва творилась, и проблемы потихонечку решались.» Гм… Угадайте, что тут не так?

Заметили? Цитата (вырвана из контекста?) представлена к пассажу про гнусную власть. Только вот неувязочка. Афон — это Греция. За-гра-ни-ца! В которой очень непростая политическая и экономическая ситуация (см. «Режим черных полковников»). Совершенно точно могу сказать, что государству виднее разрешать материальную помощь в такой ситуации или нет. А РПЦ являлась (и сейчас является, если кто-то не знает) отдельной от государства организацией, подчиненной государству.

В общем, монахов отправляли в «автономное плавание» за границу (развед- и дип-миссии — в нагрузку). И они смогли постепенно вытянуть монастырь из упадка!

В 1984 году Ипполит по состоянию здоровья вернулся в Советский Союз. «Некоторое время служил в сельских храмах Курской епархии, затем по благословению архиепископа Иувеналия (Тарасова) возглавил братию возрождающегося Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря». То есть спокойно вернулся из длительной загран командировки, спокойно служил в храмах, спокойно и заслужено получил новую задачу по восстановлению монастыря. Безбожная власть стала менее безбожной? Или Ипполит показал себя хорошим организатором? Наверное таки во власти дело, да. С учетом того, что назначили его в 1991 г., определенно, власть срочно дала денег РПЦ пришла к Богу.

Конечно, я могу еще долго иронизировать над автором текста. Но хватит уже.

С 1991 и до самой смерти в 2002 году Ипполит организовал общину, привлек инвестиции на восстановление монастыря и самое главное, смог грамотно организовать процесс . Инвестиции, к слову, были как местные (Курская АЭС и РПЦ), так заграничные — в виде туристов и паломников (нет-нет, причем тут 18 лет за границей). Подошел к делу он максимально прагматично — на местные средства (?) и своими силами привели в удобоваримый вид один из храмов. А потом организовали поток туристовпаломников. Под них уже получили финансирование на восстановление гостиницы. Дальше пошло-поехало.

Как итог: Ипполит — молодец! От слова «очень!». Почтение и уважение, как это водится, заслужил по делам своим. Только дела эти паломникам и туристам не видны.

Автор текста на сайте монастыря не очень молодец. Это грустно. Т.к. даже историки не будут заниматься делами архимандрита Ипполита (по историческим меркам не того масштаба личность). Дела (реальные) со временем просто забудутся. Останутся как обычно «безбожная власть», куча штампов, да воспоминания паломников. Но такова традиция написания подобных текстов.

Какой же монастырь без святого источника. Они есть всегда, так-как питьевая вода должна была всегда откуда-то стабильно поступать.

Источник Святого Николая (близ Свято-Николаевского монастыря) Широта 51°35′21″N (51.589269), Долгота 34°41′51″E (34.697584)
В данном случае — источник не представлял собой ничего особенного. А вот глина очень даже заинтересовала.

Паломническая служба «РАДУГА»

Ближайшие поездки

Список туров

Рыльский

Свято-Николаевский монастырь

История возникновения монастыря св. Николая уходит в далекое прошлое и связана с существующей в окрестностях Рыльска Волынской пустынью, получившей название от протекающей рядом речке Волынке. Местность, на которой находится Свято-Николаевская обитель, очень живописна. Монастырские строения расположены на крутояре — взгорье с крутым восточным склоном, а далее, насколько охватывает взгляд, — равнина с отдельными участками дубрав и лугами, разрезаемыми извилистой лентой Сейма и многочисленными озерцами.

В письменных источниках Николаевский монастырь впервые упоминается в 1505 г., который и принято считать годом его основания. (Согласно сведениям протоиерея К. Бокадорова, известно, что на обороте главной святыни Рыльского Николаевского монастыря — иконы свт. Николая Чудотворца, имелась надпись о том, что эта икона была перенесена в храм в 1462 г.).
В 1615 г. монастырь был разорён поляками и заново отстроен Новгород-Северским игуменом Корнилием. Обитель с храмами и всеми постройками была деревянной, огорожена частоколом с башнями, покрытыми тёсом.
К нач. XVIII в. деревянные церкви совсем обветшали. Каменные здания монастыря построены в XVIII в. за счёт вкладов рыльских купцов. Крестовоздвиженский храм — 1733 г., Троицкий храм — 1747 Свято-Николаевский храм — 1753 г., храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери, впоследствии переименованный в честь Тихвинской иконы Божией Матери — 1794 г.г. (в настоящее время не сохранился), колокольня с пристройкой — 1764 г., братский корпус – 1764 г., настоятельский корпус 1796 г., трапезная – сер. XVIII в. Обитель ограждала каменная стена с четырьмя угловыми башнями — 1777-79 гг.

В 1906 г. в Рыльске произошло значимое событие: открылась кафедра второго викария Курской епархии, которым был назначен Преосвященный Иоасаф (Романов). Резиденция его расположилась в Рыльском монастыре.
Рыльский Николаевский монастырь был известен и Великим Государям, которые оказывали ему, по необходимости, материальную помощь, а в трудные годы освобождали монастырь от налогов. В обитель для заточения направлялись провинившиеся люди и преступники.
Рыльский Николаевский монастырь был закрыт в 1926 г. Через некоторое время в нём поселились красноармейцы, используя помещения монастыря для хозяйственных нужд, а ограду для стрельбищ. Обитель была разграблена и частично разрушена, полностью уничтожены монастырские кладбища: могилы сравняли с землёй, надгробные памятники вывезли.
Во время Второй мировой войны, когда немецкие войска заняли г. Рыльск, Николаевский монастырь превратился в укрепительный рубеж со множеством пулемётных и орудийных огневых точек. До прихода наших войск в монастыре находился небольшой немецкий гарнизон и санчасть. При освобождении г. Рыльска мс избежал разрушений, немцы покинули его в спешке, оставив в целости все монастырские строения.
Уцелев в военное лихолетье, не тронутая чужеземцами, обитель ещё долгое время была в немилости у своих русских людей. В ней размещались, сменяя друг друга, различные советские учреждения и службы, каждая из которых внесла свой «вклад» в разрушение и запустение духовного и исторического памятника.
После немалых усилий 17. 06. 1991 Николаевский монастырь был возвращён епархии. В нём появились первые иноки. Настоятелем монастыря до 17.12.2002 был многим известный Афонский старец архимандрит Ипполит (Халин) — молитвенник об обители и о всех притекающих под его молитвенный покров и желающих его утешения. При монастыре о. Ипполитом были освящены 6 источников в честь иконы Божией Матери «Курская-Коренная», свт. Николая Чудотворца, прп. Иоанна Рыльского, прп. Серафима Саровского, сщмч. Павлина Могилевского и сщмч. Ипполита Римского.
06.12.2006 была принесена в обитель частица мощей св. прп. Иоанна Рыльского из Болгарского Рождества Богородицы Рильского монастыря. Также в монастыре были собраны 90 частиц свв. мощей и др. святынь и помещены в мощевики для поклонения верующим. В настоящий момент в монастыре имеются частицы мощей ап. и еванг. Матфея, ап. Андрея Первозванного, первомученика архидиакона Стефана, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Николая Мирликийского, свт. Василия Великого, свт. Петра митр. Московского, свт. Саввы Сербского, прп. Антония Великого, прп. Сергия Радонежского, вмч. Пантелеимона Целителя, вмч. Георгия Победоносца, вмч. Димитрия Солунского, вмч. Феодора Стратилата, вмч. Варвары, мчч. и бесср. Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, мц. Татианы, Киево-Печерских свв., Оптинских свв., Глинских свв. и др. святых.
Количество братии монастыря 25 чел.
Для ночлега паломников в монастыре оборудованы комнаты на 150 мест.
В монастыре ежедневно совершается полный суточный круг богослужений.
Особо чтимые праздники монастыря – дни памяти свт. Николая Чудотворца — покровителя обители — 9/22 мая и 6/19 дек. А также дни памяти архимандрита Ипполита — 4/17 (день преставления) и 30 янв/12 февр. (День Ангела).
В окрестных сёлах Рыльска были устроены 5 скитов с проживанием в них небольшой монашеской общины из братии монастыря 2 до 6 чел.) и ведением растениеводческого и животноводческого хозяйств.

Могила архимандрита Ипполита (Сергея Халина) с 2002 г. является местом паломничества среди жителей ближних сел. На могилке старца происходят исцеления, решаются трудные проблемы, просвещаются души, убеждая православных сельчан в том, что отец Ипполит по сей день не оставляет свою обитель. И многие люди из вновь приезжающих в Рыльский район, не знавших об отце Ипполите ранее, переживают чувство большого и радостного открытия.

Рыльского старца архимандрита Ипполита православные паломники с особым сердечным чувством поминают в своих молитвах. Благодатный старец Ипполит родился 27 апреля 1928 г. на Курской земле в многодетной крестьянской семье. Он стал продолжателем преподобного Серафима Саровского, стяжав христианскую Любовь сам и щедро раздавая ее людям. Его духовный путь начинался в Глинской пустыни по наставничеством старцев.

В начале 1960-х гг. послушник Сергий продолжил монашеский путь в Псково-Печерском монастыре, келейником валаамского старца иеросхимонаха Михаила (Питкевича). Здесь он был пострижен в монашество с именем Ипполита.
С конца 1960-х гг. Ипполит вместе с другими ныне известными в России старцами 18 лет провел в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре.
По возвращении в Россию подвижник благочестия в течение короткого времени восстановил свыше десятка храмов. В 1991 г. Ипполит принял в управление Рыльский Свято-Николаевский монастырь Курской епархии, возрождению которого посвятил последние 11 лет своей жизни.
Батюшка имел великий дар утешения, производящий в людях внутреннее преображающее действие. Множество чудес было совершено о. Ипполитом при его жизни, свидетелями которых невольно являлись окружавшие его люди. Но самое великое чудо, которое внешне обыденным образом творил отец Ипполит — это чудо преображения человеческой души. Посещая села Курской области, отец Ипполит помогал всем, кто нуждался в его помощи. Благодатный дар исцеления, которым был щедро одарен, он прикрывал простотой и скромностью.
Отец Ипполит преставился 17 декабря 2002 г. Хоронили его на престольный праздник обители, в день святителя Николая, которому он так усердно слу
жил всю свою жизнь.

На могиле архимандрита у стены соборного храма монастыря был установлен бронзовый крест работы известного курского скульптора В.М. Клыкова. После установки крест был освящен митрополитом Курским и Рыльским Ювеналием.

Протяженность маршрута: 601 км

Места силы. Куда ехать за исполнением желаний в Курской области

Коренная пустынь

Где находится: местечко Свобода Золотухинского района — 30 км от Курска.

Это первое, что придет на ум каждому курянину. Здесь была обретена Курская Коренная икона Знамения Божьей Матери. Напомним, ее обнаружили охотники в корнях дерева на берегу Тускари. Как только они подняли образ с земли, в этом месте забил источник.

В одном из преданий говорится об отряде татар, который напал на часовенку, где хранилась икона. Святой образ разрубили саблей на две части. Однако спустя какое-то время фрагменты сами собой срослись.

Еще одно из чудес — спасение от смертельной болезни Прохора Мошнина (будущего преподобного Серафима Саровского). Во время крестного хода начался сильный ливень, и шествие свернуло во двор Мошниных. Ребенка приложили к чудотворной иконе, после чего он пошел на поправку.

На территории Коренной пустыни находится более шестнадцати святых источников, исцеляющих от разных недугов. Все стекают в реку, воды которой, протекая по заповедным местам, считаются также целебными. Окунуться в ледяную воду непросто даже летом. В первые мгновенья захватывает дух. Но какое дивное чувство наступает при выходе из купальни! Словно заново родился на свет.

У матушки Мисаилы

Где находится: кладбище деревни Муравлево в Курском районе — 30 км от Курска.

В деревне Муравлево Курской области жила великая провидица и молитвеница монахиня Мисаила (1854 — 1953 г). Пережив страдания сиротства с 6-летнего возраста, унижение и оскорбления, непосильную тяжесть труда, навязанное замужества, она чутко воспринимала людское горе, стремясь одарить людей добром и любовью, поддержать в трудную минуту.

В 32 года женщина решила уйти в монастырь, пешком добралась до Иерусалима. На святой земле увидела вещий сон: ее заливает водой, и какой-то голос говорит: «Вернись на родину, ты там нужна». При жизни к матушке ежедневно приезжали десятки человек из разных уголков страны. Старица безотказно помогала им советом. Ныне множество людей приезжают к её могилке. Монахиня Мисаила завещала, что каждый в молитве может обратиться к ней и получить помощь.

У кладбища построен храм. Недалеко от храма, на берегу Сейма, расположен святой источник и икона с купелью. Люди не раз отмечали чудотворную силу воды из этого источника.

В гости к старцу

Где находится: г. Рыльск, 120 км от Курска.

Святым местом считается Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь, уже отметивший 500-летний юбилей. Именно здесь архимандрит Ипполит (1928-2002) стал известен как всероссийский старец. К нему съезжались за советом множество паломников. «Ипполит никому не отказывал, — говорят местные жители. — Бывало подходил к человеку и, не спрашивая, называл больные места. А прикоснется рукой — все проходило». Служители монастыря до сих пор помнят визит женщины с сыном, которому врачи поставили диагноз «СПИД». Старец начертил пальцем крест на его груди и отправил домой, заметив, что недуга у него больше нет. Позже это подтвердилось.

Старца похоронили возле алтаря Николаевского храма. Ежегодно в день смерти настоятеля в монастырь съезжаются сотни паломников — помянуть и приложиться к его могиле. Считается, что и она исцеляет.

Горнальский монастырь

Где находится: Суджанский район — 25 километров от Суджи, 125 км от Курска.

Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь, основанный в 1672 году, славится Пряжевской чудотворной иконой Божией Матери. Эта икона исцелила сотни людей. Известны случаи, когда рассасывались опухоли. Например, у одной женщины врачи обнаружили рак крови. Спустя какое-то время они развели руками — анализы оказались в норме. Икона часто помогает победить бесплодие. Писатель Федор Достоевский посещал монастырь в 1878 году. Свои впечатления от бесед с монахами он увековечил в знаменитом романе «Братья Карамазовы».

Рыльский Свято-Николаевский монастырь

тел.: +7 (47152) 231 31

игумен Панкратий (Заикин)

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен на холме меж рек Рыло и Волынкой, в 125 километрах от Курска, близ города Рыльска. Точная дата основания обители неизвестна, его возраст отсчитывают от первого упоминания в письменных источниках в 1505 году.

Долгая история Свято-Николаевского монастыря полна трагических эпизодов. В Смутное время обитель страдала от нашествий польско-литовских войск, но трудами монахов при царском покровительстве была восстановлена и к концу XVIII века процветала. В монастыре открылись Духовное училище и больница.

В 1925 году советская власть закрыла обитель. А с 1941 года почти 700 дней в Рыльске находились фашисты, монастырь стал укрепленным рубежом со множеством огневых точек. Однако даже война не принесла такого разорения, как советские годы: различные организации, располагавшиеся в зданиях монастыря, сильно повредили постройки.

Летом 1991 года Рыльский Свято-Николаевский монастырь был возвращен Русской православной церкви, и уже осенью начались богослужения. Масштабные восстановительные работы в обители завершились в 2012 году, однако реконструкция продолжается. При монастыре созданы пять скитов, открыта гостиница для паломников.

История Рыльского монастыря неразрывно связана с именем архимандрита Ипполита (Халина), под его руководством старинная обитель возрождалась из руин. Иеромонах Псково-Печорской обители, один из первых русских подвижников, кому суждено было преодолеть «железный занавес» и поселиться на греческом Афоне, созидатель монастырей и скитов и смиренный сельский священник, старец Ипполит принимал приезжавших со всех концов России. Он умер 17 декабря 2002 года и был похоронен близ Николаевского храма — главного собора Рыльской обители. Памятник архимандриту Ипполиту установлен в московской усадьбе «Марьино».

Интересные факты о Рыльском монастыре

Храмовый комплекс монастыря включает в себя три собора — Николаевский, Троицкий и Крестовоздвиженский. Дополняет ансамбль пятиярусная колокольня со Святыми вратами — главным входом в монастырь.

Чудотворная икона Святителя Николая Мирликийского веками находилась под покровительством Рыльского монастыря. По преданию, образ явился в XV веке на острове реки Сейм, где вплоть до наших дней сохранилась часовня. Дважды в год к святому месту отправляется крестный ход. Сама икона была утеряна после революции.

Обитель хранит иконы с частицами мощей Святителя Николая, а также преподобного Иоанна Рыльского, последние были переданы монастырю в декабре 2006 года Священным Синодом Болгарской православной церкви.

Рыльский монастырь активно поддерживает церковные связи по всему миру. В 2005 году в обитель прибыла делегация Русской Православной Церкви Заграницей во главе с архиепископом Сиднейским и Австралийско-Новозеландским Иларионом. Позднее, в 2009 году, митрополит Иларион нанес повторный визит в монастырь, уже будучи официально утвержденным Московским Патриархатом в должности Первоиерарха РПЦЗ. Год спустя в обители побывал архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк.

Большую помощь в восстановлении Рыльского Свято-Николаевского монастыря оказали работники Курской АЭС.

Легенды Рыльского монастыря

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь отличается от православных храмов. Нет золоченых куполов, лепнины. Все очень просто, скромно – и в этом его красота. Пасмурная снежная погода придала облику святой обители строгости и суровости.

Сюда императрица Елизавета ссылала провинившихся

Зайдя в ворота, не ожидали встретить женщин – все-таки мужской монастырь. Оказалось, двери открыты для всех желающих. Зимой паломников мало. Сейчас при монастыре живет не больше 15 человек. Мужчины ремонтируют технику, пилят дрова, женщины работают при трапезной – почистить картошку, морковь, перебрать крупу.

Бомбы и снаряды здесь не взрывались

19 декабрЯ Свято-Николаевский монастырь праздновал 500-летний юбилей, хотя некоторые историки считают, что он гораздо старше. За все это время не раз приходилось отражать нападения врагов на обитель. Так, в 1615 году монастырь был полностью разорен поляками. Сохранились сведения об оружии, найденном в стенах храмов. Как свидетельствуют летописные источники, в XVII веке на башнях и крепостных стенах было 30 разных пищалей. Несмотря на все испытания, рыльскую обитель восстанавливали вновь и вновь. Монастырь закрыли лишь в 1925 году. Там поселились красноармейцы, приспособив храмы для хозяйственных нужд, церковная ограда стала стрельбищем.

– Это святое, кровное место, – согласился провести для нас небольшую экскурсию отец Сергий. – После революции, когда монастырь закрывали, расстреляли многих монахов.

В 1941 году Рыльск оказался во власти фашистов. В монастыре разместились гарнизон и санчасть, окна храмов ощетинились пулеметами. «Как-то приезжали ветераны, – продолжает рассказ отец Сергий. – Один из них вспомнил историю, участником которой был. Когда фашисты захватили монастырь, советская армия решила брать его штурмом. Некоторые бойцы отказывались стрелять по храмам, но тогда за такое и под трибунал можно было пойти. Им приходилось, перекрестившись, открывать огонь по обители. Но пули не попадали в цель. Командир разозлился, решив, что солдаты не хотят выполнять его приказ, сам стал за пулемет. Каково было его удивление, когда и он не cмог попасть по цели. Господь хранил святую обитель».

30 августа 1943-го Рыльск освободили советские войска. Старожилы утверждают, что за время оккупации на территорию монастыря ни разу не падали бомбы и не взрывались снаряды. Но, уцелев в войне, монастырь чуть не погиб, оказавшись во власти коммунистов. В нем размещались разные учреждения – от тракторной станции до лесхоза. В 1968 году в Рыльск приехала комиссия, обследовавшая памятники истории и культуры. Их ждала страшная картина: полностью разобраны полы, вынуты окна и двери, разрушены лестничные пролеты. Один из храмов колхозники превратили в камнедробильный цех. Монастырскую ограду, башни и перекрытия разбили, кирпич и щебень вывезли. Видимо, для строительства социализма. Только в 1991-м Николаевский монастырь вернули Курской епархии. С этого момента началось возрождение древней святыни.

Цари использовали обитель как тюрьму

Известна была обитель и русским царям. Несколько столетий ей оказывали материальную помощь, иногда освобождая от налогов. По их указу сюда для заточения отправлялись провинившиеся. Скажем, по приказу Елизаветы Петровны в Рыльск под охраной доставили важную особу – князя Вяземского. Гнев императрицы он вызвал тем, что избил приходского священника. В указе сказано: «Послать в вечное заточение в Рыльский Николаевский монастырь под караулом. Содержать его по смерть, скована, уединенно, под крепким караулом и присмотром, не допуская к нему ни посторонних, ни родственников, ни свойственников». В монастыре князь и умер.

Изучая историю обители, можно утверждать, что узники в нем были самые разные. В 1837 году здесь был заключен крепостной крестьянин Ефим Никитин «за сумасбродные вымыслы о преобразовании государственного управления и изобретение машин для земледелия и передвижения домов». Местный изобретатель за мысли, странные для тех времен, провел в заточении 13 лет. Сохранились сведения и об Александре I, который в 1825 году, объезжая Россию, останавливался в Рыльске. Императора интересовали обители – выбирал место своего будущего затворничества. С этой целью он и посетил Свято-Николаевский монастырь.

Ясновидец и целитель

ОгромнаЯ заслуга в восстановлении святой обители принадлежит отцу Ипполиту. Его приход резко изменил жизнь монастыря. Отец Ипполит (в миру Сергей Халин) родился 18 апреля 1928 года в многодетной крестьянской семье Солнцевского района. В 1957 году поступил послушником в Глинскую пустынь, потом переехал в Псково-Печерскую обитель. В 1959 году был благословлен на постриг с именем Ипполит. А спустя 7 лет по благословению патриарха Алексия I направлен для несения послушания на святую гору Афон в русский Свято-Пантелеймонов монастырь (Греция). Оттуда он вернулся в Россию старцем, то есть человеком, стяжавшем бесстрастие, чистоту сердца. Священники говорят: «Если бы в России было сто таких монахов, как отец Ипполит, Россия с корнями давно бы поднялась в небо».

В Рыльский монастырь стали приезжать люди не только из ближайших городов. Ехали с Украины, Беларуси, из стран Европы. Ипполит никому не отказывал во встрече. По словам местных жителей, к нему выстраивались огромные очереди. Говорят, он обладал даром ясновидения, предсказывал людям будущее. «Помню, незадолго до своей смерти он раздавал иконки, – вспоминает жительница Рыльска. – Моя подруга пошла к Ипполиту, он посмотрел на нее внимательно и протянул икону «Неупиваемая чаша». Та рассмеялась – зачем она мне? Мой муж вообще не пьет! Батюшка посмотрел на нее внимательно и изрек: «Пригодится». Через 3 года ее супруг ни с того ни с сего ушел в запой. Тут-то подруга вспомнила про слова Ипполита и подаренную им иконку».

– Он и больных лечил, – рассказывает насельник монастыря. – Бывало, подойдет к человеку и не спрашивая, что привело его сюда, пальцем крест очертит и скажет: «Живот у тебя болит». И больному легче становилось, боли проходили. Многие от тяжелых недугов излечились.

Вспоминают, что несколько лет назад из Москвы приехала женщина с сыном. «Батюшка, он СПИДом болен», – обратилась она к священнику. Отец Ипполит благословил юношу, прочертил пальцем крест на его груди: «Нет у него ничего, матушка, езжайте домой». Возмущению женщины не было предела: «Мы за 500 километров ехали! Что это за батюшка? Разве ж это лечение?» Потом она снова приезжала в монастырь, но уже чтобы поблагодарить Ипполита – повторные анализы показали, что ВИЧ-инфекции у сына нет.

– Отец Ипполит не проповедовал, – говорят послушники монастыря. – Сам часто изрекал: «Я вообще ничего не могу сказать. Не умею ничего». Обычно произносил несколько слов, вроде «Терпи», «Помоги тебе Господи» или «Здоровья тебе».

Еще говорят, старец хорошо чувствовал воду. Сейчас на территории монастыря оборудовано несколько источников со святой водой. Вроде, открыл их сам Ипполит, когда прогуливался вдоль реки. Тростью землю ковырнет – начинал бить родник. И людей воспринимал как сосуды с водой. Хорошо видел, какая «вода» в человеке. Если плохая, мутная, чистил ее молитвами – лечил.

Отец Ипполит оставлял в монастыре бомжей, наркоманов, блудниц и пьяниц. Более того, уделял им больше внимания, чем обеспеченным людям, приходившим за благословением. «Приезжали пьющие, наркоманы, преступники, – продолжает экскурсию отец Сергий. – Сами рассказывали, что наш монастырь отличается от других – святое место. По их словам, здесь у них даже ломок не было, силы появлялись. И жизнь их после общения со старцем менялась».

Образ Ипполита является в Беслане

— Скромный отец Ипполит был, – вспоминают обитатели монастыря. – Никогда не носил креста с украшениями. Многие, видя его впервые, принимали за простого послушника. Себя он считал самым грешным человеком.

Каждую неделю в храме при мужском монастыре старец вел так называемые «вычиты», лечил одержимых. «Я как-то попала на эту службу, – вспоминает одна из паломниц. – Спокойно смотреть на это было нельзя. Представьте, ни с того ни с сего девушка начинает орать густым басом, старушки лают, кукарекают. Кто-то на пол упал и в конвульсиях бьется, других дугой выгибает. Удивительно, как человек не разбивается».

«Да, люди исцелялись, – подтверждает отец Сергий. – Но если снова начинали грешить, нечистое к ним возвращалось. Отец Ипполит старался помогать всем – кому давал деньги, другим дарил коров или даже дома покупал».

Старец умер 17 декабря 2002-го. Две недели пролежал, не приходя в сознание. В последний год жизни многие замечали странности в его поведении. Решили, собирается уйти в затвор или на покой. Начал прощаться со всеми. Одним говорил: «Все кончилось», другим: «Все только начинается».

Кстати, имя отца Ипполита связано с укреплением православия на Кавказе. По его благословению в Северной Осетии были основаны православные монастыри, один из которых находится в Беслане, недалеко от школы, в 2004 году захваченной террористами. «Только монастырями спасется Кавказ», – не раз говорил Ипполит. При этом священник никогда не был на Кавказе. «Он был там духом, – замечает один из послушников. – Не знаю, правда это или нет, но, говорят, недавно, во время службы в Бесланском монастыре верующим явился образ Ипполита».

И это не единственное чудо. Когда настоятеля хоронили, появилась радуга. А на 9-й день после его смерти замироточил крест, установленный на могиле старца. Очевидцы говорят, мира было так много, что оно стекало на землю, прокладывая дорожки в сугробах.

Николаевский монастырь (Рыльск)

Монастырь
Рыльский Николаевский монастырь
51°35′02″ с. ш. 34°41′35″ в. д. H G Я O
Страна Россия Россия
Село Пригородная Слободка, Рыльский район, Курская область
Конфессия Русская православная церковь
Епархия Курская и Рыльская
Тип мужской
Первое упоминание 1505 год
Статус ОКН № 4610076000 № 4610076000
Состояние Действующий
Сайт rylsk-obitel.ru
Николаевский монастырь на Викискладе

Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь — православный монастырь в Курской области. Расположен на холме на окраине села Пригородняя Слободка, на противоположном от города Рыльска берегу реки Рыло.

Содержание

Точная дата основания неизвестная, первое упоминание в источниках — 1505 год. В Смутное время монастырь был подвержен разграблению польско-литовским войском.

В 1733 году заложена, а в 1783 году освящена первая каменная церковь Воздвижения Креста Господня [1] . Вторая каменная Церковь Троицы Живоначальной была построена в 1747 году [2] , третья — Церковь Николая Чудотворца — в 1757 году, ныне являющаяся соборным храмом монастыря [3] . В 1740-х годах воздвигнута пятиярусная колокольня [4] , и в то же время была сооружена надвратная башня с 2,5-тонными колоколом, снесённая в 1949 году.

В 1784 году открыто духовное училище, а в 1794 году был построен ещё один храм — в честь Ахтырской иконы Божией Матери (снесён в начала XX века). В 1820 году духовное училище стало четырёхклассным, а в 1876 году переместилось в Рыльск. В 1824 году в обители проездом побывал император Александр I.

На волне борьбы с церковью в СССР в 1925 году монастырь был закрыт. С 5 октября 1941 по 30 августа 1943 монастырь был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками.

17 июня 1991 года обитель была возвращена Русской православной церкви, и уже 16 октября 1991 года начаты богослужения в Николаевском храме.

Примечания

Объект культурного наследия, объект № 4610076000
объект № 4610076000
  1. ↑ Объект культурного наследия № 4610076002 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено 2015-03-09
  2. ↑ Объект культурного наследия № 4610076004 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено 2015-03-09
  3. ↑ Объект культурного наследия № 4610076003 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено 2015-03-09
  4. ↑ Объект культурного наследия № 4610076001 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено 2015-03-09

Литература

  • Чалых, Н. Н. Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь: история и современность. — Курск, 2001. — 191 с. — ISBN 5-7277-0305-0.
  • История на сайте монастыря
  • Рыльский Свято-Николаевский монастырь // Дивное Дивеево

Что такое Wiki.sc Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Ссылка на основную публикацию