Сергиево-Казанский кафедральный собор в Курске

Сергиево-Казанский кафедральный собор в Курске

Это величественное здание поражает своей красотой и торжественностью. Вокруг его появления сложилось немало легенд, связанных с именами великих людей. И по сей день некоторые загадки собора остаются тайной для исследователей современности.

История и строительство Казанского собора

На месте нынешнего собора раньше стояла деревянная церковь в честь Сергия Радонежского. В первой половине XVIII века она сгорела дотла во время пожара. Горожане через некоторое время приступили к расчистке места, где была постройка, и нашли икону Казанской Богоматери. Образ лежал под слоем пепла и остался совершенно невредимым. Куряне восприняли это, как знамение свыше и решили возродить на этом же месте церковь, но уже из камня.

Предполагалось, что верхний праздничный храм будет посвящен иконе Казанской Божией Матери, а нижний, будничный, освятят в честь преподобного Сергия Радонежского. К работе по возведению собора приступили в 1752 году. Подрядчиком выступил местный купец по имени Исидор Мошнин. Однако ему не удалось закончить начатое дело, поскольку он умер. Все заботы, связанные с постройкой собора, взяла на себя его супруга Агафья Фотиевна. Женщиной она была очень религиозной и с большой ответственностью подошла к вопросу контроля процесса. Она часто приходила со своим семилетним сыном на стройку и проверяла, как продвигается строительство.

Читайте также похожие статьи:

Однажды, во время их очередного визита, мать поднялась с сыном на колокольню. Ребенок случайно упал оттуда на груду битого кирпича и другого мусора. Агафья Фотиевна в ужасе побежала вниз, не надеясь увидеть сына живым. Но каково же было удивление всех присутствующих, когда оказалось, что мальчик цел и невредим.

Интересно! В будущем этот отрок по имени Прохор Мошнин прославится на русской земле, как святой Серафим Саровский — великий подвижник во имя Господа Иисуса Христа. А на месте, где он упал, поставят памятник. В храме же в его честь появится придел.

Освящение нижней церкви состоялось через десять лет. Верхней и того позже — через пятнадцать после освящения нижней.

Легенда о Растрелли

Стиль «елизаветинского барокко», который прослеживается в курском соборе, породил мнение о том, что его возведением занимался не кто иной, как известный архитектор Бартоломео Растрелли.

Но доказательств правдивости этой теории так и не было найдено. Сам Растрелли вел реестр своих работ и Сергиево-Казанский храм туда не внес. Однако, многие приемы, использованные в архитектурном плане, действительно указывают на причастность к постройке учеников школы великого зодчего.

Кто именно создавал этот шедевр — современникам не известно.

Начало ХХ века

Ввиду легкого обветшания с годами, в начале XX века постройку начали реставрировать. В храме постелили новый пол, отделали под мрамор арочные своды в нижнем этаже, покрасили крышу и стены, обновив лепной орнамент. Каких-то серьезных преобразований здесь никогда не происходило.

Ещё интересные статьи о православии:

Как и большинство религиозных сооружений, собор в Курске был закрыт для богослужений в советский период. Но его судьба сложилась довольно неплохо, учитывая, что иные храмы полностью стирали с лица земли.

Второй этаж церкви превратили в картинную галерею. На первом располагалась малярная мастерская. Затем в соборе открыли музей религии и атеизма. Представители большевистской власти свозили из окрестных церквей все реликвии, в качестве музейных экспонатов. Это, пожалуй, стало спасением для храма, сохранив его в первозданном виде до наших дней.

Переосвящение храма

Относительно того, в какой момент поменяли освящение двух храмов в Сергиево-Казанском соборе, идут споры до сих пор. Одни ученые утверждают, что это произошло после реставрационных работ Горностаева. Другие уверены, чин переосвящения состоялся во второй половине ХХ века в связи с торжественным открытием храма. В результате нижний храм освятили в честь иконы Казанской Богоматери, а верхний — в честь Сергия Радонежского.

Как бы там ни было, сегодня жители и гости города имеют возможность созерцать практически не изменившуюся архитектуру собора, который является одним из лучших образцов зодчества XVIII века.

Современное состояние

В наше время собор является действующим. В нем проходят регулярные богослужения. Здесь каждый день совершается Таинство Крещения, причем обряд делают не только с младенцами, но и со взрослыми. В храме есть баптистерий, в который взрослый человек может погрузиться в воду с головой.

Прихожане имеют возможность посещать большую православную библиотеку при церкви. Для молодежи еженедельно проводят занятия в актовом зале, где знакомят с основами Священного Писания и православной веры.

При ризничной работает пошивочная мастерская. Стараниями ее мастеров в храме появились расшитые золотом и серебром плащаницы Господа и Богородицы. К этим святыням могут приложиться все желающие по праздникам Пасхи и Успения Пресвятой Девы Марии.

Сергиево-Казанский собор занимается содержанием трапезной, в которой питаются семинаристы. Также оказывается продовольственная помощь людям с ограниченными физическими возможностями и просто нуждающимся. Книжная и иконная лавка всегда открыты для посещения, здесь прихожанам предложат разнообразную духовную литературу, церковную утварь и образы святых.

Воскресная школа принимает на обучение детей младшего и старшего школьного возраста, занятия проходят с 12:00 до 16:00.

Описание архитектуры

Собор имеет форму прямоугольника шириной 16 метров и длиной 33 метра. Здание включает в себя алтарную часть, храм, трапезную и притвор. Основная часть храма в два этажа завершается четвериком и восьмигранным куполом с прорезанными в нем окнами. Сверху расположен так называемый фонарь и синяя главка с позолоченным крестом.

В целом постройка выглядит очень легко, празднично.

Стиль собора — барокко, на что указывает множество признаков:

  • ребристые купола;
  • фронтоны;
  • богато украшенные рисунками и лепным декором стены;
  • многочисленные оконные проемы разных размеров.

К западной части примыкает четырехъярусная колокольня с высотой 46 метров. Ее связывает с помещением храма трапезная.

Внутреннее убранство впечатляет своим великолепием, особенно двадцатиметровый позолоченный резной иконостас тонкой работы в три яруса. Он вмещает 56 икон:

  • В первом ярусе расположены местные иконы.
  • По бокам Царских Врат стоят иконы Спасителя и Смоленской Богородицы.
  • Второй ярус — это иконы двенадцати апостолов.
  • В самом верхнем ярусе три образа — «Воскресение Господне», «Снятие с креста» и «Положение во гроб».
  • Венчает врата образ Бога Саваофа в раме.

Стены храма расписаны евангельскими сюжетами и изображениями святых. Образ Серафима Саровского считают приближенным к его портретному изображению. Помещение очень светлое благодаря наличию множества окон.

Внимание! Собор относится к архитектурным памятникам федерального значения.

Святыни и престольные праздники

В храме есть икона Сергия Радонежского с частицей его мощей. Также здесь пребывает частица мощей Серафима Саровского. В храме верхней части здания покоятся частицы мощей сорока христианских подвижников в специально изготовленной для этого раке, а именно:

  • Марии Магдалины;
  • апостолов Андрея Первозванного, Матфея, Иакова;
  • пророка Даниила;
  • праведных Лазаря, Анны, Прокопия;
  • великомученицы Варвары;
  • человека Божьего Алексия;
  • благоверных князей Александра Невского, Георгия Владимирского, Владимира Киевского;
  • преподобного Зосимы Соловецкого;
  • Иоанна Воина и др.

Кроме того, в Сергиево-Казанском соборе хранится Евангелие Петровской эпохи, в серебряном окладе с позолотой. Книга весит 16 кг и имеет 60 см в длину, 40 см в ширину.

Престольные праздники отмечаются:

  • 21 июля (4 ноября) — день иконы Казанской Божией Матери;
  • 18 июля (8 октября) — день памяти преподобного Сергия Радонежского.

Расписание служб

Богослужения совершаются каждый день.

С понедельника по субботу утренние службы начинаются с 7:30, вечерние — с 17:00.

По воскресеньям чуть позже начинают утреннее богослужение — в 8:00, а вечернее — также с 17:00.

Как добраться

Храм находится в городе Курске на ул. М. Горького, д. 27.

Сюда можно приехать на поезде из Москвы, отправляющемся с Курского вокзала. Есть проходящие составы и следующие непосредственно в Курск. С некоторых пор можно добраться на фирменном поезде, который называется «Соловей». Дорога займет от семи до восьми часов.

Чуть дольше придется ехать на автобусе — около 9 часов. Автобусы отправляются с автостанций «Новоясеневская» и «Теплый Стан». Если ехать на собственном авто, то нужно следовать по трассе Мг «Крым» через города Тула и Орел. До Курска — 530 км.

  • Навигация
  • Главная
  • /
  • Храмы и монастыри
  • /
  • Храмы
  • /
  • Центральный I
  • /
  • Сергиево-Казанский собор

Сергиево-Казанский собор

  • Адрес: 305000, г.Курск, ул. М. Горького, 27
  • Телефон: (4712) 51-38-49, 51-38-80
  • На карте Яндекс: Расположение
  • Настоятель: протоиерей Михаил ЗАЙЦЕВ
  • Расписание богослужений: Богослужения совершаются ежедневно: — в будние дни – утром в 7-30, вечером в 17-00; — в воскресные дни – утром в 8-00, вечером в 17-00;
  • Доп. информация:

При храме действует воскресная школа. Время проведения – воскресенье с 12-00 до 16-00

К урский Сергиево-Казанский кафедральный собор является выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества второй половины XVIII века.

Подъезжая к Курску с юга по железной дороге или с востока по автодороге, мы видим на высоком холме, господствующем над долиной реки Тускарь, силуэт центральной части города и блистающие звёздами синие фигурные главки Сергиевского собора.

Расположен собор на улице М. Горького, 27, ранее называвшейся Сергиевской, в честь прп. Сергия Радонежского.

Начало строительства – 1752 г., окончание — 1778 г. Нижний (будничный) храм был освящён в 1762 г. во имя преподобного Сергия Радонежского, верхний (праздничный) — в 1778 г. в честь Казанской иконы Божией Матери. В летописи собора об этом повествуется так: «В деле о церкви пишется, что заложен храм сей в 1752 году, но кем — сведений не имеется при соборе; а также нет на построение оного храма ни плана, ни фасада».

В этой же «Летописи» отмечается: «Неизвестно за давностью, с какого именно времени и сколько лет, но, несомненно, что до построения нынешнего храма существовала на этом месте церковь во имя прп. Сергия игумена Радонежского. Об этом свидетельствует прежде всего каменный четвероугольный столп со крестом на верху, аршина в два, находящийся на южной стороне от собора, поставленный по всей вероятности на месте престола прежней церкви. Старожилы за верное передают, что церковь Сергиевская была деревянная и одноэтажная и во время пожара сгорела до основания».

Когда после пожара стали расчищать место, то в углях и в пепле обнаружили Казанскую икону Божией Матери, совершенно не поврежденную огнем. Это было признано горожанами сгоревшей церкви за особенное чудесное действие промысла Божия, а потому было решено построить вместо сгоревшего новый храм, двухэтажный. При этом в нижнем этаже должен быть храм во имя прп. Сергия Радонежского, а в верхнем этаже — храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Верующие обратились к епископу Белгородскому и Обоянскому Иоасафу (Горленко), в епархию которого входили храмы г. Курска, за благословением построить новый храм вместо сгоревшего. Епископ Иоасаф не только дал благословение на это, но сам лично освятил место построения храма и совершил его закладку. Подтверждением этого служит святой антиминс, снятый с престола нижнего храма. Протоиерей Лащенков пишет: «При снятии престола во имя преподобного Сергия найдены следующие особенности: ещё до снятия престола на верхней части под срачицей ощущалась какая-то шероховатость. При снятии же срачицы оказалось, что среди престола лежал святой развернутый антиминс, крепкий, ясный и красиво подписанный, освященный от сотворения мира 7260 г., а от P. X. 1752 г. Преосвященным Иоасафом епископом Белгородским и Обоянским, который правил Курскою паствою со 2 июля 1748 г. по 10 декабря 1754 г.».

Первоначальный вид собора с западной стороны значительно изменён из-за пристроенной к колокольне в 1830г. лестничной клетки. Строительство храма было начато по решению прихожан Курска. Средства на постройку были собраны среди прихожан, большой вклад внёс купец Карп Первышев. Подряд на строительство взял курский купец Исидор Мошнин, в семье которого родился преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор). Однако Исидор вскоре умер, продолжила и завершила строительство его супруга Агафия.

В «Летописи», составленной И. Лащенковым, мы находим сведения о подрядчике: «Помощником строителя храма купца Первышева был также курский купец Исидор Мошнин. Когда последний, не окончив работу, скончался (в 1762 г.), то обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафия Мошнина». В газете «Курские губернские ведомости» за 1907 г. в №154 указывается, что Исидор Мошнин имел кирпичные заводы и был подрядчиком по постройкам каменных зданий и церквей. Однажды Агафья, идя на стройку собора, взяла с собой семилетнего сына Прохора, будущего прп. Серафима, и вместе с ним взошла на самый верх строившейся колокольни. Прохор, отлучившись от матери, по детской неосторожности упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусором. Мать, увидев это, в испуге поспешно сошла на землю и не чаяла уже увидеть сына живым. Но к удивлению всех Прохор стоял на ногах живым и невредимым.

В память этого события в нижнем храме собора устроен придел во имя прп. Серафима Саровского, а на месте его падения установлен памятник с изображением прп. Серафима Саровского.

Долгое время считалось, что автором собора был один из крупнейших архитекторов середины XVIII века В. Растрелли. Многочисленные исследования не могли подтвердить его авторство. Однако нет сомнения, что авторство собора принадлежит школе В. Растрелли. Собор, разделяющейся на алтарную часть, собственно храм, трапезную и притвор, имеет вид прямоугольника шириной около 16 метров, длинной около 33 метров спятигранной алтарной апсидой. Главная часть собора — двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим восьмигранный купол с таким же числом окон. В центре купола — четырёхцветный фонарь, с которого к небу устремляются золотые купола с крестом.

Отзыв: Сергиево-Казанский кафедральный собор (Россия, Курск) — Родной курский храм

Сегодня мне хочется рассказать о Сергиево-Казанском соборе города Курска. Этот храм дорог каждому православному курянину и многочисленным паломникам, постоянно приезжающим сюда.

Этот собор известен в православном мире благодаря нашему земляку — курянину преподобному Серафиму Саровскому. Именно здесь, во дворе храма он прожил свои детские и отроческие годы. И именно здесь, на дороге возле собора, маленький Прохор получил исцеление от Пресвятой Богородицы, когда он заболел тяжелым недугом и его мать вынесла приложиться к иконе «Знамение», которую несли Крестным ходом.

На месте, где находился дом, в котором жила семья преподобного Серафима (тогда еще Прохора) в настоящее время построили часовню. В этой часовне есть святой источник, правда доступ туда открыт почему-то довольно редко.

Сергиево-Казанский собор построили родители преподобного Серафима в 18 веке. Строительство этого собора связано еще с одним человеком, который был причислен Церковью к лику святых. Это — святитель Иоасаф Белгородский, который был епископом на Курско-Белгородской кафедре в середине 18 века. Он совершил закладку первого камня в основание строящегося собора и освятил это место для строительства.

Если почитать житие преподобного Серафима, то оттуда можно узнать о случае, когда будучи семилетним мальчиком, он упал со строящейся колокольни, но остался полностью невредим. Это именно эта колокольня упоминается в жизнеописании Преподобного. На этом самом месте (где упал юный Прохор) сейчас сделали красивую сень и поставили небольшую мраморную плиту, на которой написано обо всём этом.

Вообще, я очень люблю этот собор. Находится он хоть и в центре города Курска, но тем не менее на очень тихой улице, которая сохранила еще множество дореволюционных домов. Попадая на данную улицу, как будто оказываешься еще в царских временах и ощущаешь старину нашего города.

Собор этот двухэтажный. На первом этаже находится храм, освященный в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В нем же имеется маленький придел в честь преподобного Серафима Саровского.

Этот храм небольшой и похож по своему внутреннему убранству на сельский. Здесь воедино сочетаются простота, намоленность и какое-то особое чувство благодати.

При входе в нижний храм, по правой стороне, находится одна из святынь Сергиево-Казанского собора — прижизненный портрет преподобного Серафима.

Между первым и вторым этажами собора проходит двухсторонняя лестница, а на междуэтажных стенах изображено множество больших икон с различными Евангельскими событиями.

Также, между этажами стоит огромная емкость, из которой всегда можно попить или набрать с собой святой воды.

Второй этаж собора резко отличается от первого. Если в нижнем храме преобладает простота, то в верхнем, который освящен в честь преподобного Сергия Радонежского, красота и величие.

Особое величие верхнему храму придает многоярусный позолоченный древний иконостас. Также, здесь находится старинная икона преподобного Сергия с большой частицей его святых мощей.

В этом храме очень просторно и, находясь здесь, чувствуешь себя будто на палубе огромного корабля, находящегося в просторах житейского моря.

В верхнем (Сергиевском) храме на воскресных и праздничных богослужениях поет профессиональный хор. Такое пение мне редко доводилось где-либо слышать. Пожалуй, исполнение песнопений этим хором мне чем-то напоминает пение патриаршего хора, который я слышала в московском храме Христа Спасителя. Поют у нас в соборе очень проникновенно и красиво.

Хочется сказать о том, что в обоих храмах Сергиево-Казанского собора очень уютно, молитвенно, и ощущаешь себя здесь как в родном доме.

Помню этот собор я с детства. В мои детские годы в нашем городе действовало совсем мало церквей и этот собор был главным храмом Курска до 90-х годов. А так как мы жили относительно близко к нему, то, естественно, наша семья посещала именно этот замечательный собор.

Я и до сих пор люблю сюда ходить периодически на богослужения и в моей душе об этом храме хранятся добрые воспоминания. Особенно дорог Сергиево-Казанский собор для меня еще и потому, что здесь мы венчались с мужем, и здесь же крестили нашего ребенка.

Еще хочу упомянуть о той самой известной колокольне нашего собора. В одну из Пасхальных недель мне довелось забраться наверх (что было довольно трудно сделать по старой, каменной, узкой винтовой лестнице). Но какой оттуда вид, это просто непередаваемо. Вся моя усталость от прохождения по этой трудной лестнице прошла когда я взглянула вдаль.

Эти фотографии передают лишь малую часть того, что открыто взору с верха сей колокольни.

Также, хоть я и не умею звонить в колокола, но несколько раз подергать за веревки, которые привязаны к языкам колоколов, мне всё-таки разрешили.

Здесь, при соборе действует воскресная школа для детей. В своё время мне доводилось здесь бывать с сестрой. Было очень интересно. Здесь изучали Закон Божий, учились петь и плести из бисера. Даже организовывали разные сценки на православные праздники.

Также на территории Сергиево-Казанского собора располагается наш епархиальный молодежный отдел. Здесь молодые православные люди собираются на совместную молитву, организовывают различные представления и ездят с ними по детским домам и домам престарелых, помогают посильным трудом монастырям и вообще вместе по-доброму проводят время.

Мне очень радостно, что храм активно занимается социальной работой. В наше нелегкое время для многих людей это очень важно, в первую очередь в духовном плане.

Хочется еще добавить то, что во дворе собора посажено много цветов, всё очень хорошо декоративно облагорожено, на клумбе даже есть небольшая скульптура.

Здесь же есть и лавочки, где можно отдохнуть и просто посидеть в тишине рядом с таким святым местом.

Если подытожить всё вышесказанное, то хочется сказать, что я очень люблю наш Сергиево-Казанский собор, в первую очередь как храм, связанный с самыми добрыми воспоминаниями моей жизни.

Хочется пожелать всем гостям нашего города посетить этот храм — это духовно-историческое место, освященное молитвами нашего любимого Батюшки — преподобного Серафима Саровского.

Сергиево-Казанский собор в Курске

памятник архитектуры (федеральный)

Кафедра́льный собо́р Се́ргия Ра́донежского и Ико́ны Бо́жией Ма́тери «Каза́нская» — православный храм в городе Курске, построенный в 1752—1778 годах в стиле елизаветинского барокко. В связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск в 1833 году храм стал кафедральным собором.

До постройки современного храма на этом месте стояла деревянная одноэтажная церковь во имя Сергия Радонежского, в 1751 году во время пожара сгоревшая до основания. Прихожане, расчищая пепелище, обнаружили в углях и в пепле Казанскую икону Божией Матери, совершенно неповреждённую огнём. Жители увидели в этом особое предуказание и решили построить вместо сгоревшей церкви на том же месте новый двухэтажный каменный храм. В нижнем этаже должен быть храм во имя Преподобного Сергия, а в верхнем этаже — храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф (Святитель Иоасаф Белгородский) дал благословение, а также лично освятил место построения и совершил в 1752 году закладку храма.

В старину большинство памятников елизаветинского барокко приписывалось архитектору Бартоломео Растрелли, и курский собор не был исключением. Скорее всего, проект подготовил кто-то из его учеников. Архивных документов, подтверждающих, что курское здание Сергиево-Казанского собора построено по чертежам В. В. Растрелли, нет.

Средства на постройку храма были собраны среди прихожан, одним из основных дарителей выступил курский купец Карп Ефремович Первышев. Подрядчиком стал курский купец Исидор Иванович Машнин, после смерти которого (в 1762 году) обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафья; под её надзором в 1778 году строительство было окончено. Вместе с Агафьей как-то зашёл на самый верх строящейся колокольни её 7-летний сын Прохор Мошнин (будущий преподобный Серафим Саровский). Отлучившись от матери, он упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусора. Очевидцы случившегося не ожидали уже увидеть Прохора живым, но, к удивлению всех, мальчик остался невредим.

Нижний храм во имя Преподобного Сергия Радонежского был освящен в 1762 г., а верхний храм в честь Казанской иконы Божией Матери в 1778 году. Есть мнение, что 16-летний разрыв между освящением нижней и верхней церкви был обусловлен изготовлением и установлением иконостаса. В 1827 году для Сергиево-Казанского собора были отлиты два колокола (весом 400 и 160 пудов), денежный взнос за них передал тульский купец Черненков.

В связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск в 1833 году храм стал кафедральным собором. Изначально чтобы попасть в верхний храм, нужно было подняться по двум наружным чугунным лестницам, однако в связи с этими неудобствами в 1837 году по проекту «городового» архитектора Грознова к колокольне была пристроена лестничная клетка в стиле ампир, несколько изменившая стилевое единство здания. В начале XX века под надзором Императорского Московского археологического общества была проведена реставрация собора, для чего в 1907 году в Курск был командирован архитектор и реставратор Ф. Ф. Горностаев.

Храм закрыт в 1934 году. С 1935 года до Великой Отечественной войны второй этаж занимала Областная картинная галерея, а на первом была художественная студия; в сентябре 1941 году туда же перевели антирелигиозный музей, который в начале оккупации был разграблен. После войны Сергиево-Казанский собор уже не закрывался. В середине XX века храмы собора были переосвящены: верхний храм был освящен во имя Преподобного Сергия Радонежского, а нижний — в честь Казанской иконы Божией Матери (до этого — наоборот).

К торжествам 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского на территории собора была построена часовня, освящённая 20 июля 2004 года. В 2010 году ко дню памяти преподобного Серафима Саровского (15 января по новому стилю) был полностью обновлен иконостас придела Серафима Саровского в нижнем храме собора.Обновленный иконостас позволяет усомниться в наличие вкуса «реставраторов». Иконы, написанные в традиционной канонической манере вставлены в резное барочное обрамление, что вносит безвкусицу как в сам иконостас, так и дисгармонию в общий интерьер собора. Также результатом последней варварской реставрации стала замена традиционных синих со звездами куполов, на сомнительный новодел из нитрид-титанового покрытия, совершенно не сочетающегося с концепцией и экстерьером собора.

Архитектура и убранство храма

Стройный, лёгкий, богато украшенный храм в стиле барокко с ребристыми куполами, разорванными фронтонами, многочисленными окнами разной величины, пропорций и рисунков. Собор имеет вид прямоугольника около 16 метров в ширину и около 33 метров в длину с пятигранной алтарной апсидой. Главная часть собора — двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим восьмигранный купол с таким же числом окон. В центре купола четырёхцветный фонарь, с которого к небу устремляется глава купола, увенчанная золотым крестом. Наружные стены украшены лепными фигурами. Купола окрашены в синий цвет с позолоченными звёздами, что усиливает впечатление богатства и праздничности. Восемнадцатиметровый иконостас храма, созданный крепостными мастерами — резчиками по дереву, является настоящим произведением искусства: покрытые позолотой тонкие переплетения освещаются через окна, оригинально устроенные в верхней части. Иконостас заполняет по ширине всю алтарную преграду. Сложная ниспадающая люстра удачно дополняет иконостас. По стенам и под сводами храма расположены позолоченные лепные рельефы.

Сергиево-Казанский кафедральный собор в Курске

Курск. Сергиево-Казанский собор

. Еще при подъезде к Курску с востока, в синеющей дали на живописном крутом и высоком холме у берега реки Тускарь, над самым обрывом, величественный собор высится как большой и стройный бело-голубой корабль, силуэт которого не подавляет даже высотный корпус гостиницы «Курск», возведенный неподалеку. Если же вы стоите рядом с собором, он настолько высок, что теснота перекрестка улиц М. Горького и Можаевской непременно заставит вас круто закинуть голову вверх, чтобы лучше рассмотреть луковичной формы темно-синие главки с яркими золотыми звездами. Нарядный в своей расцветке, богатый в отделке интерьеров, праздничный — таким предстает перед нами этот архитектурный шедевр.

Первый раз в этом храме я побывала, когда мне было лет 11-12. Мама решила, что надо бы меня сводить в церковь, скорее просто показать, чем для чего-то еще. Было Вербное воскресенье. Помню ослепительно солнечный день, очень много людей — внутрь надо было еще пробраться. На улице бойко торговали вербой, мы купили 2 больших пучка, они потом долго стояли дома в воде, сушить было жалко. Только через несколько лет я узнала, что на самом деле надо святить вербу накануне, в субботу.

Красота необыкновенная. Светлое, радостное настроение весь тот день.

Я и сейчас иногда захожу туда, это мой «любимый» храм, если о храме вообще можно так сказать. Не потому, что я верующая, и уж тем более я не религиозна. Хожу не на службы, просто так. Постоять, подумать, полюбоваться. Почему-то именно там мне уютно. В нашей, ближней церкви под колючими взглядами местных бабулек я чувствую себя далеко не так хорошо.

До построения нынешнего храма на этом месте существовала деревянная церковь во имя Сергия Радонежского. Об этом свидетельствует прежде всего каменный четвероугольный столб со крестом на верху, находящийся на южной стороне от собора, поставленный по всей вероятности, на месте престола прежней церкви. Сергиевская церковь была деревянной и во время пожара сгорела до основания. Когда после стали расчищать место, среди углей и пепла обнаружили совершенно не тронутую огнем икону Казанской Божьей Матери. Это событие признали чудом, и решено было построить на месте сгоревшей церкви новый храм, двухэтажный, и нижний освятить во имя прп. Сергия, а верхний — во имя Казанской Божьей Матери, что и было сделано.

Заложен Сергиево-Казанский собор был в 1752 году, кем же — сведений не сохранилось, как и какого-либо строительного плана. В «Летописи», составленной И. Лащенковым, есть информация только о подрядчике — курском купце Исидоре Машнине. В клировых ведомостях сохранилось сообщение, что «церковь сия устроена иждивением курского купца К. Е. Первышева при доброхотных пожертвованиях от прихожан». Долгое время архитектором собора считался В.В. Растрелли, но не существует никаких архивных документов, подтверждающих его авторство.

Однако В. Растрелли был законодателем российской архитектурной моды середины 18-го века, и не большинство российских строительных мастеров сороковых — пятидесятых годов 18-го века работали, подражая манере великого архитектора.

В Сергиево-Казанском соборе многое напоминает характерные приемы зодчего: плановое и композиционное сходство с растреллиевскими постройками, нарядные оконные наличники, колонны непосредственно примыкают к массивам стен; группы колонн или напластованных одна на другую пилястр подчеркивают системами вертикалей углы играни объемов здания; на пилястрах, вместо завершающих капителей помещены картуши. Такие же картуши имеются на фонаре купола собора.

В плане церковь представляла прямоугольник с одной алтарной абсидой. Если посмотреть на собор с восточной стороны, он имеет вид трехэтажного здания, каждый этаж которого подчеркнут карнизом. Колокольня тоже трехярусная. Внутри здания разместились две церкви: нижняя и верхняя. Нижняя (зимняя) церковь во имя преподобного Сергия Радонежского имеет небольшую высоту своих сводов и уступает по освещенности и богатству декоративной отделки верхней церкви. Интерьер верхней церкви во имя Казанской Богородицы значительно интереснее. Здесь помимо оконного освещения с двух сторон в средней части помещение освещается окнами фонаря и купола. Здесь же помещен замечательный, резанный из дерева и позолоченный иконостас, в декоративной основе которого лежат архитектурные и растительные формы. Его высота около 18 метров.


Собор связан с памятью прп. Серафима Саровского. Когда Исидор Машнин, не окончив работу, скончался в 1762 г., то обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафия Мошнина. Однажды Агафия, идя на стройку собора, взяла с собой семилетнего сына Прохора (будущего прп. Серафима Саровского), вместе с ним зашла на самый верх строящейся колокольни. Прохор, отлучившись от матери, упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусора. Мать, увидев это, в испуге поспешно сошла на землю и не чаяла уже увидеть сына живым. Но, ко всеобщему удивлению, Прохор стоял живым и невредимым. В память этого события в нижнем храме собора устроен предел во имя прп. Серафима, а на месте его падения установлен памятник с иконой преподобного и неугасимой лампадой.

Освящены церкви собора в разное время. Нижний храм во имя прп. Сергия был освящен преосвященным Иоасафом (Миткевичем), епископом Белгородским в 1762 г., и верхний храм в честь Казанской иконы Божий Матери — преосвященным Аггеем (Килисовским) в 1778 г.Считается, что шестнадцатилетний разрыв между освящением нижней и верхней церкви был занят изготовлением и установлением иконостаса. Имя автора иконостаса — загадка.

До 1833 года это была рядовая приходская церковь, но с переходом архиерейской кафедры в том году из Белгорода в Курск, она по определению синода была преобразована за свое великолепие и красоту в кафедральный Казанско-Богородицкий собор. Ныне кафедра находится в Знаменском соборе.

После окончания Крымской воины в этот собор в торжественной обстановке под звуки марша военного оркестра и колокольный звон были внесены на хранение знамена 39-й и 40-и Курских дружин и 14 знамен дружин курских уездов, участвовавших в обороне Севастополя (8146 ратников курского ополчения получили бронзовые медали за участие в Крымской воине). Знамена были выставлены в развернутом виде в верхней церкви на противоположной стене от иконостаса. Где они теперь. Своды собора видели многих русских царей, в том числе Екатерину Великую, Александра II.

Позже, в середине XX века, храмы собора были переосвящены.

К торжествам 250-летия со дня рождения прп.Серафима Саровского на территории собора была построена часовня.

Ныне храм находится под охраной государства как памятник истории и архитектуры федерального значения.

Сергиево-Казанский кафедральный собор

Собор, разделяющийся на алтарную часть, собственно храм, трапезную и притвор, имеет вид прямоугольника шириной около 16 метров, длиной около 33 метров с пятигранной алтарной апсидой. С архитектурно-композиционной точки зрения, основные объемы храма — церковь и колокольня. Главная часть собора, «настоящая церковь», — двухэтажное здание, завершающееся четвериком , несущим восьмигранный купол с таким же числом окон. В центре купола — четырехсветный фонарь, с которого устремляется к небу синяя глава собора, усыпанная золотыми звездами и увенчанная золотым крестом.

С запада к церкви примыкает двухэтажная трапезная — связующее звено между храмом и колокольней. Постаментом трехъярусной колокольни служит притвор нижнего храма, соответствующий по высоте первому этажу собора. Первый ярус колокольни — одновременно и притвор верхнего храма. Украшающий второй и третий ярусы колонны ионического ордера придают особенную стройность и торжественность этому 46- метровому архитектурному сооружению. Завершается колокольня куполом-восьмериком, несущим четырехсветный фонарь, увенчанный главой.

Монастыри и храмы Черноземья. Сергиево-Казанский собор Курска Фасад Сергиево-Казанского собора имеет богатую лепную отделку: пилястры на стенах каждого этажа завершаются капителями сложного ордера или изящными картушами. Наличники окон различного рисунка для каждого этажа, украшенные лепными головками херувимов, придают храму особенную праздничность. Первоначальный вид собора с западной стороны значительно изменен из-за пристроенной к колокольне в 1830 г лестничной клетки, выполненной в стиле классицизма. Фасад этой пристройки был украшен шестью высокими колоннами ионического ордера.

Храм был начат строительством по решению прихожан Курска. За благословением они обратились к епископу Белгородскому и Обоянскому Иоасафу, который не только преподал свое благословение, но и сам освятил место и совершил в 1752 году закладку храма. Средства на постройку храма были собраны среди прихожан, большой вклад внес купец Карп Первышев. Подряд на строительство взял курский купец Исидор Мошнин, в семье которого родился Преподобный Серафим Саровский. Однако Исидор вскоре умер, продолжила и завершила строительство его супруга — Агафия.
До сих пор поражают удивительная легкость, изящество и одновременно монументальная величественность этого храма.

Сергиево-Казанский кафедральный собор в Курске

Начало строительства — 1752 г., окончание — 1778 г. Нижний (будничный) храм был освящен в 1762 г. во имя Преподобного Сергия Радонежского, верхний (праздничный) — в 1778 г. в честь Казанской иконы Божией Матери.

Долгое время считалось, что автором собора был один из крупнейших архитекторов середины XVIII в. В.Растрелли. Многочисленные исследования не могли подтвердить его авторства. Однако нет сомнения, что автор собора принадлежит школе В.Растрелли.

Собор, разделяющийся на алтарную часть, собственно храм, трапезную и притвор, имеет вид прямоугольника шириной около 16м, длиной около 33м с пятигранной алтарной апсидой. С архитектурно-композиционной точки зрения, основные объемы храма — церковь и колокольня. Главная часть собора, «настоящая церковь», — двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим восьмигранный купол с таким же числом окон. В центре купола — четырехсветный фонарь, с которого устремляется к небу синяя глава собора, усыпанная золотыми звездами и увенчанная золотым крестом.

С запада к церкви примыкает двухэтажная трапезная — связующее звено между храмом и колокольней. Постамен­том трехъярусной колокольни служит притвор нижнего храма, соответствующий по высоте первому этажу собора. Первый ярус колокольни — одновременно и притвор верхнего храма. Украшающие второй и третий ярусы колонны ионического ордера придают особенную стройность и торжественность этому 46-метровому архитектурному сооружению. Завершается колокольня куполом-восьмериком, несущим четырехсветный фонарь, увенчанный главой.

Фасад собора имеет богатую лепную отделку: пилястры на стенах каждого этажа завершаются капителями сложного ордера или изящными картушами. Наличники окон различного рисунка для каждого этажа, украшенные лепными головками херувимов, придают храму особенную праздничность. Первоначальный вид собора с западной стороны значительно изменен из-за пристроенной к колокольне в 1830 г. лестничной клетки, выполненной в стиле классицизма. Фасад этой пристройки украшен шестью высокими колоннами ионического ордера.

Храм был начат строительством по решению прихожан Курска. За благословением они обратились к епископу Белгородскому и Обоянскому Иоасафу, который не только преподал свое благословение, но и сам освятил место и совершил в 1752 г. закладку храма. Святителю Иоасафу было особенно радостно, что один из престолов храма посвящен Преподобному Сергию Радонежскому. В Троице-Сергиевской лавре святитель Иоасаф с 1744 г. по 1748 г. подвизался в сане архимандрита.

Средства на постройку были собраны среди прихожан, большой вклад внес купец Карп Первышев. Подряд на строительство взял курский купец Исидор Мошнин, в семье которого родился Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор). Однако Исидор вскоре умер, продолжила и завершила строительство его супруга — Агафия.

«Сия церковь великолепием своим превосходит прочих всех», — говорится в одном старинном документе. До сих пор поражают удивительная легкость, изящество и одновре­менно монументальная величественность этого храма.

Литература:

Лащенков И., протоиерей. Летопись курского кафедрального Казанско-Богородицкого собора. Курск, 1896

Платонов И. Курский кафедральный собор как священный памятник молитв святителя Иоасафа (Горленко), Белгородского чудотворца. Курск, 1911

Жизнь преподобного отца Серафима, Саровского чудотворца. М., 1904

Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нем известий вкратце, собранное Сергеем Ларионовым, того наместничества Верхней Расправы прокурором. М., 1786

Литошенко Л.А. Курский кафедральный Сергиево-Казанский собор — архитектурный памятник XVIII века. Ркп. Курск, 1970

Гостиницы рядом Сергиево-Казанский кафедральный собор

Сергиево-Казанский кафедральный собор — гостиницы рядом

Сергиево-Казанский кафедральный собор построен в 1778 году. Ранее на его месте располагалась одноэтажная церковь, которая полностью сгорела в 1751 году. Во время расчистки пепелища сгоревшей обители была обнаружена Казанская икона Божией Матери, которую по непонятной причине не повредило пламя. Жители Курса решили, что такая находка – это знак свыше, и решили построить на месте сгоревшей церкви новую двухэтажную обитель. По некоторым данным, строительством Сергиево-Казанского кафедрального собора руководил один из учеников знаменитого русского архитектора Варфоломея Растрелли.

Собор имеет статус объекта культурного наследия Российской Федерации. Его здание прямоугольной формы украшено лепными фигурами, а на крыше церкви издалека можно заметить большой восьмигранный купол. Внутри храма находится иконостас высотой около 20 метров, над которым нависает люстра. На стенах храма нанесен ряд позолоченных рисунков.

Гости Курса, забронировавшие отели рядом с Сергиево-Казанским кафедральным собором, имеют возможность посещать богослужения в храме каждый день. Как правило, утренняя служба начинается в 7:00, вечерняя – в 17:00. Воскресная школа собора открыта с 12:00 до 16:00 в последний день недели.

В непосредственной близости от церкви расположено несколько гостиниц. «Центральная» в доме №2 на улице Ленина – ближайшая из них. Чтобы дойти до храма, ее постояльцам предстоит преодолеть меньше 400 метров. Номера в этом отеле стоят от 1000 рублей в сутки.

На расстоянии полукилометра от достопримечательности находится четырехзвездочный «Престиж». Цена проживания в любой из комнат этого отеля с собственной ванной, кондиционером и необходимой бытовой техникой начинается от 3000 рублей за день.

Самые дорогие гостиницы рядом с Сергиево-Казанским кафедральным собором, кроме «Престижа», — это «Аврора» 4* на улице Сумская, 9 и «Диана» по адресу: 1-я Пушкарная, 76. В любой из них наиболее доступные номера стоят от 2000 рублей в сутки. Чтобы добраться до церкви на автомобиле, постояльцам этих отелей потребуется около 10 минут.

Из любой точки Курска до храма можно доехать на автобусах либо троллейбусах, которые проходят через остановки «Красная площадь», «Знаменский собор», «Садовая» или «Мирная».

Сергиево-Казанский Кафедральный Собор

  • Информация
  • Добавить отзыв

  • Добавить
    в блокнот
  • Добавить
    в избранное
  • Добавить
    фото

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Восстановление пароля
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Mail.ru
  • Новый пользователь?
  • Уже зарегистрированы у нас?

Старейшее интернет-издание для деловых путешественников, представляющее информацию, необходимую для планирования командировок, отпусков, всевозможных путешествий и поездок. На сайте представлена информация по разделам: города и страны, регионы, села и поселки, посольства, авиа и жд расписания, такси, гостиницы, отели, пансионаты, хостелы, мини-гостиницы, рестораны, кафе, клубы, сауны, театры, музеи и многое многое другое. Подробнее

  • Новости
  • Отзывы о нас
  • Фотогалерея
  • Сувениры
  • Люди
  • Бланки

01.01.2020 C новым 2020 годом! Желаем чтобы у Вас были деньги на путешествия и ни кто их у Вас не крысятничал! Читать далее

Соборы Курска

Сергиево-Казанский собор

Сергиево-Казанский собор (полного его название Кафедральный собор Сергия Радонежского и Иконы Божьей Матери «Казанской») является действующим православным храмом в г. Курске. Он был возведен в 1778 году в барочном стиле и является жемчужиной храмовой архитектуры. Подрядчиком в строительстве был отец Прохора Мошнина, который известен нам как Серафим Саровский.

Храм представляет собой стройную, устремленную ввысь двухэтажную постройку с ребристыми куполами, с большим количеством окон и разнообразных деталей декора. В тридцатых годах храм закрыли, а в нем разместили антирелигиозный музей, который был разграблен во время войны. В послевоенное время храм стал действенным и уже не закрывался.

Координаты: 51.73551900,36.19666700

Знаменский кафедральный собор

Знаменский кафедральный собор находится в городе Курске. Это православный храм, который строился на протяжении десяти лет, с 1816 по 1826 года. Название собора походит от одноименной Чудотворной иконы Божьей матери «Знамение».

В послереволюционное время, храм подвергался разорению и перестройкам. В 1937 году – собор оборудовали под кинотеатр. И, только в 1999 году, храм начали полностью реконструировать.

Храм выполнен в стиле классицизма, отображая эпоху Ренессанса, что крайне удивительно для древнерусской манеры проектирования. Собор имеет крестово – купольную конструкцию. Особенно собор впечатляет своей колокольней. Огромный колокол, весом 1т. 380 кг, и пространством под куполом в 48 метров, производят неизгладимое впечатление. Мощные пилоны, которые хранят иконы, были расположены в трапезной. Внушительные размеры храма заставляют жителей, поневоле, сравнивать его с храмом Христа Спасителя в Москве.

Важным событием, в жизни храма, стало посещение его митрополитом Лавром, Иерархом Русской Православной церкви за рубежом. А в 2009 году, президент РФ А. Медведев, лично, нанес визит Знаменскому кафедральному собору.

Координаты: 51.72772100,36.19087100

Ссылка на основную публикацию