Схиигумен Савва

Православная Библиотека (читать, скачать fb2 epub)- Савва (Остапенко)

—>

—> Главная » —>Православная библиотека » С » Савва (Остапенко)
—>Книг в разделе: 5
—>на странице: 1-5
Авторы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я [?] по имени ищем:святых и монахов(епископов); по фамилии-священников, мирян
—>Сортировать по : Дате · Названию · Комментариям · Загрузкам · Просмотрам

«Не только словами, но и всей жизнью до самого её конца старец Савва учил самому главному: любви Христовой, о которой в своём прекрасном стихотворении он написал так:
Любовь — не только наслажденье.
Любовь — тепло, забота, свет!
Любовь — страданье и терпенье,
Великий подвиг отреченья.
Любовь — Божественный завет!»

Духовно-нравственная литература нашей Православной Церкви очень богата руководствами для ищущих спасения души. В эту книгу, как в сокровищницу, собрано много хорошего, ценного из поучений святых Отцов. При составлении книги имелись в виду: краткость и ясность изложения, желание помочь в деле спасения.
Читайте и перечитывайте предложенное вам учение! Вы усмотрите в нем чудное свойство: оно переполнено жизни и силы, оно читается каждый раз, как бы читалось в первый раз, изливая в душу читателя обильно струи духовного разума и благодатных ощущений.

«О Божественной литургии» схиигумена Саввы является очень нужным трудом, имеющим целью дать подробное и ясное объяснение Божественной литургии, её священнодействий и их значение.

27/14 июля 1980 года в Псково-Печерском монастыре окончил свой жизненный путь и иноческий подвиг схиигумен Савва, известный многим православным людям. С именем схиигумена Саввы неразделим образ верного доброго пастыря Христова, в продолжение многих десятилетий верою, любовью, благодатными дарованиями служившего Церкви Божией. Он был образом чистоты, доброты, духовной мудрости. В ревностном служении Богу и Церкви его можно сравнить с теми, кто, подобно апостолу Павлу, полагал душу свою за пасомых. Но и теперь духовные чада старца Саввы продолжают делиться свидетельствами о его благодатной жизни, о духовных дарах, полученных от общения с батюшкой, о силе его молитв, проповедей и поучений. Свидетельства эти собраны в предлагаемом читателям двухтомнике.

Книга о. схиигумена Саввы «О главных христианских добродетелях и гордости» является глубоким, содержательным и подробным раскрытием великих христианских добродетелей – смирения, кротости, милосердия, миротворчества, самоукорения и любви. Плодом этих добродетелей для христианина будут духовный рост, духовное совершенство и бесценный дар мира души, о чем так прекрасно сказал преподобный отец наш Серафим Саровский: «Стяжи мир и вокруг тебя спасутся тысячи». Автор в этой книге касается только одного, но основного порока души – гордости, как противоположности добродетелям и основного препятствия на духовном пути, с которой с самого начала надо бороться христианину, чтобы на его духовном пути не было препятствий. Он предостерегает читателя от этого порока и дает наставления, как с ним бороться и побеждать, ибо без победы над ним не может быть у него ни духовного роста, ни спасения. Книга эта весьма высокого и глубокого духовного содержания. Утверждения автора подтверждаются выдержками из авторитетных и современных духовных писателей и святых Отцов. Чувствуется, что по глубине содержания книга эта не для новоначальных, а уже для преуспевших в духовной жизни и знающих ее. В книге помещено немало прекрасных духовных стихотворений, которые обычно помещаются в конце главы. По содержанию они обычно тождественны вышеизложенному материалу, поэтому они вполне гармонируют с содержанием книги и украшают ее.

Савва (Остапенко),

Схиигумен Савва (в миру Николай Михайлович Остапенко; 1898–1980 гг) — священнослужитель Русской православной церкви, духовный писатель, насельник Псково-Печерского монастыря. Почитается в православной среде как старец.

Родился 11 ноября (ст. ст.) 1898 году в день памяти Иоанна Милостивого в простой христианской семье на Кубани. Его родители Михаил и Екатерина Остапенко отличались глубокой верой, благочестием и страннолюбием. В семье было восемь детей.

В 1904 году был отдан на обучение в церковно-приходскую школу, где был одним из способных учеников. С малых лет прислуживал в храме, пел на клиросе. Однажды зимой, едва не утонув в проруби, он сильно простудился и заболел. Во время болезни ощутил желание быть священником. Как-то раз он даже хотел втайне от родителей бежать с монахом-паломником, но тот уговорил ребенка обождать годок-другой.

В 1946 году, в возрасте 48 лет успешно сдает экзамены в Духовную семинарию при Троице-Сергиевой Лавре. Вскоре наместник Лавры архимандрит Иоанн (Разумов) ходатайствует перед Святейшим Патриархом о пострижении Николая Остапенко в монашеский чин. При постриге ему было дано имя Савва, в честь Саввы Сторожевского (Звенигородского).

Сочинения:

Прими от меня искренний совет. Изд. М.: Елеон. 1999. ISBN 978-966-302-922-1, Изд. Неугасимая лампада. 2013. ISBN 978-5-904268-72-5
Бисер духовный. Схиигумен Савва. Изд. Ковчег. 2007. ISBN 5-94741-041-1
Слезы покаяния. Изд. Неугасимая лампада. 2007
В дополнение к общему молитвослову. Изд. Сатисъ. 2010. ISBN 5-4056-5308-6
Пути спасения. Изд. Неугасимая лампада. 2007
Полное собрание проповедей и поучений. В 2-х томах. Изд. Артос-Медиа. 2009 ISBN 5-9946-0042-9, ISBN 5-9946-0042-9
Семена слова для нивы Божией. Изд. Артос-Медиа. 2009 ISBN 978-5-9946-0079-5
Семена сатаны и Любовь Христова. Артос-Медиа. 2009
О главных христианских добродетелях и гордости. Изд. Сатисъ. 2011. ISBN 5-4056-5308-6
Плоды истинного покаяния. Изд. Артос-Медиа. 2009. ISBN 978-5-9946-0027-6, Изд. Неугасимая лампада. 2013. ISBN 978-5-9946-0235-5
Зажги свечу в своей душе. Изд. Артос-Медиа. 2010. ISBN 978-5-9946-0127-3
Близок к нам Господь: Жизнеописание, воспоминания духовных чад и труды схиигумена Саввы (Остапенко). Изд. Сретенского монастыря. Москва. 2010 ISBN 978-5-7533-0383-7
Алфавит духовный. Изд. Братство святого апостола Иоанна Богослова. 2010. ISBN 978-5-89424-064-0
Опыт построения истинного миросозерцания. Изд. Православный паломник. 2010. ISBN 5-88060-163-3
Искусство жить. Изд. Издательство Православного братства святого апостола Иоанна Богослова. 2011. ISBN 978-5-89424-078-7
О Божественной литургии. Изд. Сатисъ. 2011. ISBN 978-5-7868-0010-5
Земной путь к Богу. Изд. Артос-Медиа. 2010. ISBN 978-5-9946-0059-7

Схиигумен Савва

Чем больнее, тем целительнее. схиигумен Савва (Остапенко)

«В мире скорбни будете» (Ин. 16, 33)

Скорби — лествица, возводящая на небо; туда иного пути, кроме крестного, нет, не было и не будет, в чем удостоверяет нас все Священное Писание. Господь, Пречистая Его Матерь, возлюбленные ученики и все святые скорбным путем шествовали, который и всем нам заповедан Господом, как подражание Ему, по слову Его: «Иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин» (Мф. 10, 38). Богом определено, чтобы путь, вводящий в жизнь вечную, был со скорбью, с теснотою, со многими испытаниями, с самыми горькими искушениями. Как обетования Божии велики, неизглаголанны и неисповедимы, так потребны нам вера, надежда, труды, великие подвиги, долговременное испытание. Божественный апостол, провидя духом небесное воздаяние, уготованное за скорби, сказал, что скорби сего века недостойны той небесной славы, которая явится в нас по переходе в вечность.

Ничто так не полезно в скорби, как благодарение, ибо оно ходатайствует пред Богом о помощи человеку, утоляет скорбь и умножает награду за нее, а кто ропщет в скорби, тот не только лишается награды за терпение, но подвергается осуждению, и самая скорбь чрез то увеличивается.

Сказано: «Многи скорби праведным», а также: «Аше приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушение». А о проводящих жизнь без скорбей апостол Павел говорит, что горе им, ибо они забыты Богом и не чада Божии.

Бог никогда не допускает надеющейся на Него душе до того изнемогать в искушениях, чтоб дойти до отчаяния.

Скорби потому-то и скорбны, что больны — хватают за самое сердце. А чем больнее, тем целительнее.

Никто не может приобрести что-либо благое иначе, как с великим трудом и скорбями. От начала века скорби были знамением избрания Божия.

Скорби очищают сердце человека, как золото в горниле, соделывают его, по благодати Божией, достойным вечных благ небесных.

Душа, истинно любящая Бога, ни во что вменяет скорби, но ими наслаждается и в злострадании цветет, провидя духом небесную славу, уготованную за скорби.

Умножение скорбей есть доказательство, что молитва наша услышана Господом.

Скорбь приближает человека к Богу и спасению, по реченному: «Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя» (Пс. 49, 15). Не сказал Господь: «Призови Мя в день веселия твоего».

Скорбь, исповеданная духовному руководителю, утоляется тем самым.

Лукавый не в такой мере искушает душу и подавляет ее скорбью, в какой хочет, но в какой попущено ему Богом.

Душа, перенося мужественно скорби, да уповает твердо на Бога, ожидая от Него помощи и заступления, и невозможно, чтоб она была оставлена. Чем более подвизается душа, прибегая к Богу с верою и надеждою, тем скорее избавит ее Господь от всякой скорби; это целительный бальзам, небесное врачевство, упование на милость Божию.

Самоукорение, или обвинение себя, много способствует к благодушному перенесению скорбей. Несомненно должно веровать, что все бывает с нами по воле Божией и служит к нашему благу. Скорби служат очищением грехов, иногда таких, о каких мы даже забыли. «Судими же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся» (1 Кор. 11, 32).

Нет ничего равного терпению. Терпение от волнения злых духов освобождает и в тихое пристанище поставляет. Милостыню и многие добрые добродетели превосходит терпение скорбей.

Скорби есть дар Божий, и дар великий, ибо за временное терпение сподобляемся неизреченных и вечных небесных благ, о коих сказал сподобившийся видения их: «Око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его».

Ожидай искушений до последнего издыхания, без них никто не войдет в Царствие Небесное. Отчаяние, малодушие и уныние во искушении — погибель души, радость диаволу.

Не подумай, что можно приобрести доброе дело без скорбей. Если кто явно согрешил и не прибегает к покаянию, не подвергся никакой скорби до самого исхода из этой жизни, то понимай из этого, что его постигнет суд без милости.

Мудрость состоит не только в том, чтобы узнать истину, но и в том, чтобы терпеливо переносить злобу человеков, обижающих нас, принимать обиды их как свою принадлежность.

Все дела, которые делаются ради Бога, сопряжены со скорбями. Кого Господь возлюбил и кого восхощет избрать для блаженной вечности, тому посылает непрестанные скорби.

Если доброе дело сделано без скорбей — это знак, что оно отвержено Богом.

Господь посылает скорби за наши грехи и тотчас милует душу в ее раскаянии.

Чрез скорби Господь воспитывает человека для вечной жизни.

Когда Господь не наказывает за грехи, это страшное состояние: «Ревность бо Моя отступила от тебя».

Кто хочет спастись, тот всегда мученик, ибо он терпит нападение от мира, плоти, диавола.

Не унывай, борясь с врагом бесплотным, но прославляй в самой скорби и тесноте Господа, удостоившего тебя терпеть за Него борьбу с коварным змием и за Него уязвляться на всякий час; ибо если бы ты не стал благочестиво жить и усиливаться соединиться с Богом, то враг бы и не нападал на тебя и не мучил бы тебя.

Бывают в жизни христианина часы безотрадной скорби и болезни, в которые так и кажется, что Господь совершенно покинул тебя, ибо нет в душе ни малейшего чувства присутствия Божия. Это часы испытания веры, надежды, любви и терпения христианина. Скоро придут для него опять времена благоприятные от липа Господня, скоро Господь опять его возрадует, да не падет он под искушением.

Когда человек живет в просторе, изобилии и довольстве, когда он растет в чрево свое и не возрастает духом, не приносит плодов добрых, а когда живет в тесноте, бедности, болезнях, напастях, скорбях, когда животная сторона его подавляется, когда он духовно возрастает, произращает плоды добродетелей — зреет и приносит богатые плоды. Вот почему премудрость и благость Отца Небесного подвергают душу нашу тяжким болезням и скорбям.

Добродетели сопряжены со скорбями. Кто уходит от скорбей, тот несомненно разлучается и с добродетелью. Кто без скорби пребывает в добродетели, тому отверста дверь гордости.

Веселие вечное будет по мере скорбей — сколько кто понес их в этой жизни.

Чем больше скорбей, тем больше будет утешений.

В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвою.

Не думай, что мир обитает в здоровом теле: там жабы и пиявицы. Нет, мир обитает лишь в мертвенной плоти нашей. И этот-то есть истинный мир, мир Иисусов, мир, всяк ум превосходящий. Скорби и болезни для нас — сокровище вечное.

Обижающие нас — истинные лекари наши, притом безмездные, бескорыстные, исцеляющие застарелые наши душевные недуги, проказу неисцельную — грехи и страсти наши.

Апостолы, услыхав о болезни Лазаря, стали горевать, т. е. приняли по-человечески, а Вечная Истина рекла: «Сие не к смерти, но к славе Божией!»

Служи с любовию больным. Иисус сказал: «Елика послужисте сим малым, Мне послужисте!»

Все хорошо в свое время: без зимы не было бы весны, не было бы лета. Так и в жизни духовной: немного утешения, а затем немножко поскорбеть, и составляется так мало-помалу путь спасения.

Скорби — это ладья, на которой мы плывем в небесное наше отечество.

Возлюби скорбь, не скорбящий не войдет в Царство Небесное, ибо врата его узки и не пускают утолстевших.

Великая мудрость и великий источник утешения — благодарить Бога за все земные скорби как ниспосылаемые нам самим Промыслом Божиим.

Нет ничего священнее того языка, который в несчастиях благодарит Бога. Такой человек ничем не хуже мучеников и получает равный с ними венец.

Одно только «слава Богу», произнесенное в несчастье, более значит, нежели тысячи благодарений, приносимых в счастии.

Бог не увеселяется никакою другою добродетелью столько, сколько терпеливым перенесением скорби с благодарением. Этим путем прошли все святые.

Для скорбей и болезней один рецепт — терпение, весь секрет в том только, чтоб терпеть, что Бог посылает. И не увидишь, как в рай попадешь.

Схиигумен Савва

Этот человек прославился на весь православный мир как почитаемый старец. Его путь к служению Церкви был долгим и тернистым. Но, несмотря на это всю свою жизнь он посвятил служению одному единому нашему Господу. Схиигумен Савва — кто он? Каков его духовный путь к Богу? Как проходило его служение Церкви? Какие труды с собой он принес в мир? Об этом далее в статье.

Биография

Жизнеописание схиигумена Саввы доступно не в полном виде. Многие годы его пути просто неизвестны, но самые основные, ключевые моменты, все же, можно найти.

Родился мальчик в 11 (25) ноября 1898 года в самой обычной по тому времени крестьянской семье Остапенко. Отец Михаил сразу дал сыну имя Николай. Он был в семье не единственный. Кроме Коли, были еще 3 сына и 5 дочерей. Родители были глубоко верующими людьми, так привили любовь к Господу и детям.

В семье никогда не было зла, грубости или серьезных наказаний. Насобственном примере родители показывали, каким должен быть хороший человек. Коля с самого детства интересовался религий. Он отлично учился в церковно-приходской школе, посещал все службы.

Уже в юношеские годы у молодого человека появилось сильное желание стать священником. Однако в 1914 году Николай попал в армию, причем досрочно из-за начала Первой мировой войны. Через три года, служа уже в Красной армии, будущий схиигумен получил в училище должность военного техника. Позже становится инженером-прорабом.

Несмотря на политику советской власти, Николай часто посещал церковь. Он с детства сохранил в себе любовь к христианству. Часто Николай читал духовные книги, чтобы достигнуть озарения и, наконец, стать священником.

Сам схиигумен позже расскажет, что огромную роль для него играли сны. Так, в одном из ночных видений Николай увидел умерших, о которых он давеча молился и по которым читал акафист.

Чуть позже после беседы со схимонахиней Марфой, Николай получил от нее урок о правильной молитве. В ту же ночь ему приснился сон о том, как он побывал во всех святых местах из жизни Иисуса. Позже сама Марфа станет близким другом для схиигумена. Она поможет ему и на духовном пути.

Это интересно! Схимонахиня — женщина монахиня, которая приняла великую схиму, что означает ее полное отречение от мира и мирской жизни. Женщина отказывается от сего и становится единой с Богом сначала в жизни, а потом и в жизни.

Книги и труды

За свою долгую жизнь Савва написал много книг, посвященных Господу. Например:

  • «Краткое объяснение важнейших правил и обычаев православной христианской веры»;
  • «О покаянии»;
  • «О наградах земных и небесных»;
  • «О главных христианских добродетелях и гордости»;
  • «О Божественной литургии».

Эти труды прославили схиигумена и приблизили его к Богу. Они обращены к самым разным темам и всегда смогут помочь истинному верующему, ищущему ответов.

Монашеский постриг

Настоящим духовником Николая все же стоит считать старца Иллариона, который пришел из афонского монастыря. Он смог найти нужные слова, чтобы переубедить своего ученика пока не подаваться в монастырь. Так, в 1946 году была открыта Троице-Сергиева лавра, куда и поступил Николай.

Через два года он принял монашеский постриг и получил имя Савва. В 1954 году монаху пришлось покинуть любимую лавру. Он был направлен в Псково-Печерский монастырь. Туда к нему приезжали богомольцы со всего Союза. Новым испытание для святого отца стало восстановление церкви Казанской иконы Божьей матери в Великих Луках.

Схиигумен Савва умер в возрасте 81 года в 1980 году. Принято считать, что это произошло во сне, но есть свидетельства, что святой отец часто болел.

Книги схиигумена Саввы (Остапенко)

Труды схиигумена Саввы пользуются большой и заслуженной известностью у православных читателей — духовная мудрость и прозорливость батюшки была той духовной отрадой что позволила тысячам людям в годы безверия быть около церковной ограды не отступая от Евангельского благовестия.

В монашестве схиигумен много писал на тему духовных изысканий. Будучи аскетом, батюшка проповедовал смирение и не искание земных благ и удовольствий — но, напротив взыскивать надо прежде всего Царство Небесное и Господа. Необходимо уделять время молитвенному покаянию и нелицемерной борьбе со своими страстями — обращаясь прежде всего внутрь своей души. И как бы не тяжела была эта борьба (по его слову — «борьба с грехом вменяется в мученичество») с помощью Божией ты победишь в ней, найдя и обретя в таковой победу. Молитвенное обращение человека к своему Господу, пусть даже и непродолжительное по времени пусть будет «пламенным» и искренним — важно не то время, что человек потратит на молитву, но та искренность, с которой человек это сделает.

Купить книги схиигумена Саввы Остапенко всегда можно в нашем интернет магазине Псалом. ру. с быстрой и недорогой доставкой как по г. Москве, так и по всей России.

Бисер духовный. Схиигумен Савва.
Цена: 320.00 руб

В этой книге собрано духовное наследие известного старца Псково-Печерского монастыря — одного из выдающихся подвижников XX века схиигумена Саввы (Остапенко, 1898-1980).

Душеспасительные советы и наставления старца дают ответы практически на все основные вопросы духовной жизни современных христиан. Для многих эта книга станет поистине настольной, добрым другом и утешителем в недугах и скорбях.

Старец Божий шел дорогой. Советы и поучения старцев ХХ века. Архимандрит Павел (Груздьев), схиигумен Савва (Остапенко), прот. Николай (Гурьянов)
Цена: 270.00 руб

XX век — один из самых трудных периодов истории Русской Православной Церкви. Годы открытых репрессий сменялись годами тихих гонений. Но и в атмосфере господствующего атеизма сохранялись в России очаги веры и благочестия, куда стекались за напутствующим словом жаждущие правды люди. В этой книге вы найдёте советы и наставления трёх великих духовников прошлого столетия, чьи мудрые поучения актуальны для нас и сегодня. Также в книгу вошли стихи и слова песен из их дневников и собраний.

Спеши начать духовный путь. О главном пороке души и христианских добродеятелях. Схиигумен Савва (Остапенко).
Цена: 185.00 руб

В небольшой книге схиигумена Саввы (Остапенко) «Спеши начать духовный путь» собраны деятельные наставления опытного подвижника, которые помогут пробудиться от духовного сна и начать свой путь ко Христу, руководствуясь старческими поучениями в подвиге нравственного совершенствования.

Схиигумен Савва. Полное собрание проповедей и поучений. В 2-х томах.
Цена: 750.00 руб

27/14 июля 1980 года в Псково-Печерском монастыре окончил свой жизненный путь и иноческий подвиг схиигумен Савва, известный многим православным людям. С именем схи-игумена Саввы неразделим образ верного доброго пастыря Христова, в продолжение многих десятилетий верою, любовью, благодатными дарованиями служившего Церкви Божией. Он был образом чистоты, доброты, духовной мудрости. В ревност­ном служении Богу и Церкви его можно сравнить с теми, кто, подобно апостолу Павлу, полагал душу свою за пасомых, был в муках рождения, чтобы в верных чадах изобразился Христос.

Свет в сердце. Схиигумен Савва.
Старая цена 165.00 руб
Цена: 155.00 руб

Схиигумен Савва (Остапенко) стал монахом в 48 лет. В 1946 году он успешно сдал экзамены в Духовную семинарию при Троице-Сергиевой лавре и вскоре был пострижен в монахи. Схиму принял в Псково-Печорском монастыре, в котором и отошел ко Господу в 1980 году. Схиигумен Савва был похоронен в пещерах при большом стечении народа.

Плоды любви и покаяния. Схиигумен Савва (Остапенко).
Цена: 250.00 руб

Схиигумен Савва в продолжение многихдесятилетий верой, любовью, благодатными дарованиями служил Церкви. Почивший в 1980 г., он и ныне продолжает окормлять христиан через свои книги. Своими писаниями отец Савва зажигает охладевшие сердца, укрепляет унывающих, вселяет дух веры.

Двенадцать заповедей спасения. Схиигумен Савва (Остапенко).
Цена: 255.00 руб

В проповедях схиигумена Саввы содержатся наставления о грехе осуждения, зависти, гордости, о непопустительстве беззакониям, непитании зла, удалении от порочного и другие духовно-нравственные поучения, обнимающие широкий круг христианской жизни. Книга может быть особенно полезной для новоначальных, делающих первые шаги на пути к воцерковлению.

Земной путь к Богу. Схиигумен Савва (Остапенко).
Цена: 160.00 руб

Схиигумен Савва в продолжение многих десятилетий верой, любовью, благодатными дарованиями служил Церкви. Почивший в 1980 г., он и ныне продолжает окормлять христиан через свои книги. Своими писаниями отец Савва зажигает охладевшие сердца, укрепляет унывающих, вселяет дух веры.

Родившийся в многодетной семье еще до революции будущий Схигумен Савва Остапенко с самого детства являл по себе образец истинно христианского смирения и благочестия.

Будучи уже взрослым и умудренным опытом в 1948 году поступает в Московскую Семинарию при Лавре. Оставшись после ее окончания в Троицко-Сергиевой Лавре принимает монашество и поселяется там становясь ее насельником. Затем последовал перевод в Псково-Печерский монастырь, где старец останется до конца своих дней. Неся сложное послушание эконома обители о. Савва проявляет истинное смирение — «не стремится к честолюбию, чинам и наградам».

Скончавшись в 1980 году схиигумен Савва был торжественно погребен при большом стечении народа.

Духовное наследие и поучения старца схиигумена Саввы Печерского поистине обширно, вот наиболее известные его книги:

«Плоды любви и покаяния»

«Схиигумен Савва. Полное собрание проповедей и поучений в двух томах»

У книжной полки. Мир души. По творениям схиигумена Саввы (Остапенко)

25 ноября 1898 года в день памяти Иоанна Милостивого в простой христианской семье на Кубани родился мальчик, которого в крещении нарекли Николаем. Его родители Михаил и Екатерина Остапенко отличались глубокой верой, благочестием и страннолюбием, и также воспитывали своих 8-х детей. Вот и Коля с малых лет с удовольствием прислуживал в храме, пел на клиросе, а еще — хорошо знал Святое Евангелие, особенно любил перечитывать Евангелие от Иоанна. Во время чтения Святого Писания мальчик забывал о земле и обо всем земном. Все это постепенно приводило его к желанию служить Богу. Неудивительно, что ребенок говорил: «Вырасту, буду монахом!» Так и впоследствии и произошло, и он стал не просто монахом, но духовным отцом многих православных христиан. Речь идет о схиигумене Савве (Остапенко). В издательстве Благовест вышла в свет книга, составленная по творениям старца. Она называется – «Мир души».

Эта книга представляет собой сборник изречений знаменитого отечественного подвиж­ника благочестия — схиигумена Саввы (Остапен­ко) — на различные духовно-нравственные темы, взятые из его творений и расположенные в алфа­витном порядке. Предваряет издание краткое жизнеописание старца. Как уже было отмечено, с детских лет Коля Остапенко хотел стать монахом. Однажды зимой, едва не утонув в проруби, он сильно простудился и заболел. Ночью мальчик долго не засыпал, смотрел в потолок и вдруг увидел себя в священническом облачении. «Сердце мое неизреченно возрадовалось. После этого я быстро поправился», – рассказывал после отец Савва, вспоминая детство. Как-то раз он даже хотел втайне от родителей бежать с монахом-паломником, но тот уговорил мальчугана подождать годок-другой.

Но ждать пришлось не годок и не два. Шли годы, заветное желание все не исполнялось, но он продолжал усердно и горячо молиться Господу. «Главное – молитва, молитва – это все! Молитва все победит, и на все вопросы молитва ответит», – часто говорил пастырь впоследствии. В 1911 году Николай окончил 2-классное училище, в 1914 году — досрочно, в связи с началом Первой мировой войны, был призван в армию. После войны он закончил военно-техническое училище со званием военного техника и работал по специальности. В 1932 году Николай Михайлович окончил Московский строительный институт и до конца Великой Отечественной войны работал инженером-строителем.

Все эти годы он мечтал о том, чтобы посвятить свою жизнь служению Господу. И в 1946 году, когда Николаю Остапенко было 48 лет, его желание исполнилось. Поступление в семинарию, приём в послушники Троице-Сергиевой лавры, монашеский постриг с именем Савва в честь Саввы Сторожевского (Звенигородского), рукоположение, должность эконома, а вскоре и духовника для прихожан и паломников – все это произошло в течение 4 лет. В одной из бесед со своим воспреемником епископом Вениамином отцу Савве было дано 4 основных завета: для того чтобы руководить народом и быть мудрым и опытным наставником, надо много читать святоотеческих книг; никому, даже родственникам, на житей­ские темы писем не писать; быть среди священнослужителей последним, то есть презреть честолюбие, не стремиться к наградам, почестям и повышению сана; нести крест благодушно.

Этим заветам и следовал отец Савва. Его наставники чувствовали серьёзность духовного опыта, накопленного им за время долгого пути к монашеству. Явны были и его одарённость от Бога, светлость духа, открытость сердца. Нового духовника полюбили, люди потянулись к нему, число исповедников умножалось день ото дня. Летом 1954 года иеромонах Савва был направлен на служение в Успенский Псково-Печерский монастырь, куда стали приезжать и его многочисленные его чада. Несмотря на ряд тяжёлых болезней, которые непрестанно мучили старца, он всегда был бодрым, лицо его светилось радостью, общался он с людьми приветливо и открыто, причём со всеми, даже с недоброжелателями. Конечно же, такая доброта и радостность привлекали, и люди везде и всегда к нему тянулись.

Слава о старце передавалась всё дальше, люди съезжались к нему со всех концов страны и находили у старца любовь и утешение. А ещё он учил их тому искусству, которое сам постиг в совершенстве: прощать, не держать зла на обидчика, примиряться с обижающими и молиться за них и многое другое. Схиигумен Савва никогда не оставлял и духовных трудов: составлял проповеди, писал многочисленные письма с душеполезными советами своим духовным детям, довольно много читал и сам составлял сборнички и целые книги, чаще всего сугубо аскетического характера. Незадолго до смерти старец собрал свои записи и составил из них книги, завещав духов­ным чадам обязательно читать их для спасения души.

Из этих книг и были собраны избранные наставления схиигумена Саввы о духовной жизни, которые в этом сборнике расположены в алфавитном порядке. И вот одно из поучений, которое дало названием этому сборнику – Мир души. «Мир души, — говорит отец Савва, — это один из важнейших показателей, по которому мы определяем: духовные мы или плотские. Если мир в душе нашей не нарушается ни при каких обстоятельствах, даже при самых сильных переживаниях, то, значит, мы в духе. Как бы нас ни огорчили, какое бы зло нам ни сделали, какую бы потерю мы ни понесли, — мы всегда должны быть духом мирны и спокойны. А это возможно только в том случае, если мы будем искренно любить Бога и ближних, если у нас будет глубочайшая вера и преданность Промыслу Божию, если мы благодушно будем переносить всякое зло, всякие скорби и болезни.

Как после сильной бури, — отмечает далее старец, — бывает великая тишина, после темной ночи радостное утро, так и после великого огорчения и глубокой печали наступает в сердце призывающего Бога, мир Божий, превосходящий всякий ум (Флп. 4:7). «Мир душевный – это такое сокровище, ради которого надо жертвовать всем житейским. Неустроение душевное, то есть раздражение, говорит о болезни души и о том, что нет в ней Духа Святого». Говоря о мире души, старец напоминает о заповеди, которую дал нам Господь. «Сынами Божиими, — говорит он, — Христос называет тех христиан, которые сами стяжали мир душевный и которые, как солнце, излучают эту добродетель на окружающих, везде и всюду вносят мир среди враждующих. Многие подвижники пытались исполнить подвиг миротворчества, и даже некоторые уходили из монастыря в мир, чтобы умиротворить ссорящихся и привить мирянам мир душевный. Однако немногим удавалось это. » Что нужно для того, чтобы примирить враждующих, а также как созидать своего внутреннего человека, как стяжать добродетели и искоренять страсти, говорит схиигумен Савва со страниц этой книги.

Имя старца Псково-Печерского монастыря схиигумена Саввы (Остапенко) знакомо сегодня наверно каждому православному человеку. На его духовных поучениях, которые неоднократно переиздавались, взросло не одно поколение православных христиан, а он, таким образом, стал для них первым духовным наставником. Наставления и поучения старца, прочитанные однажды, западают глубоко в душу. Они зажигают охладевшие сердца, учат познанию собственной души, укрепляют веру в Бога и помогают встать на путь покаяния.

Читать онлайн «Полное собрание проповедей и поучений схиигумена Саввы»

Автор Остапенко Савва (схиигумен)

Информация о первоисточнике

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:

«Православие и современность. Электронная библиотека.» (www.lib.eparhia-saratov.ru).

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2

«Православие и мир. Электронная библиотека» (lib.pravmir.ru).

Жизнеописание старца схиигумена Саввы

Детство и жизнь в миру до монашества

Жизнь схиигумена Саввы до поступления в монастырь осталась нам мало известной. Биографические данные весьма скудны, да и их приходилось собирать по крупицам. Старец не любил говорить о себе. Родился он на Кубани в простой, но благочестивой и истинно христианской семье 12/25 ноября 1898 года и во святом крещении был наречен Николаем в память святителя Мирликийского Чудотворца. Родители его Михаил и Екатерина передали своим детям (а их было восемь человек: три сына и пять дочерей) все те боголюбезные навыки, которыми владели сами. Дети жили в атмосфере христианской любви, не зная грубых наказаний, да и не было необходимости их наказывать. Детям никогда не приходилось быть свидетелями криков, брани. На их воспитание оказывали влияние не столько слова родителей, сколько поступки. Детей оберегали от всего дурного: не разрешали им долгих уличных гуляний, особенно вечерних, ограждали от вредных, неполезных сообществ, воспитывали в них трудолюбие и честность, любовь к людям, а прежде всего к Богу, приучали их к молитве. В такой благодатной атмосфере протекали детство, отрочество и юность Николая. Из всех детей в семье выделялся именно он, по счету пятый. Рос он мальчиком особенным. Живой и подвижный, наделен был большой понятливостью и быстрым умом, а вместе с тем чуткостью и внимательностью ко всем окружающим. Сердце его с ранних лет было устремлено к Богу. Чуткий ко всему доброму, Коля, по примеру своих благочестивых родителей, любил ходить в храм Божий. Родители поощряли в детях любовь к храму и потому за трапезой награждали вкусными лакомствами тех, кто в храме внимательно слушал Апостол и Евангелие и безошибочно все пересказывал. Бывало, отец или мать скажет: -А ну-ка, кто лучше расскажет сегодняшнее Евангелие? Наперебой дети старались рассказывать, но лучше всех это делал Коля. С шести лет его определили в церковно-приходскую школу. Там проявилась его большая способность к учению. С восьми лет он уже читал и пел на клиросе. В это время золотого детства он приобрел то религиозное настроение, которое не покидало его в продолжение всей жизни. Особенно сильное влияние оказала на него мать — женщина разумная, сиявшая глубоким истинным благочестием. Сам батюшка впоследствии, вспоминая о своей родительнице, выражал ей глубокую признательность за доброе воспитание, ибо доброе воспитание дает добрый плод — сохранение благодати Святого Крещения. Высокими духовными преимуществами обладает тот, кто сохранил благодать Крещения и с ранних лет посвятил себя служению Богу. Известен случай из жизни старца, говорящий о том, что он с детства был избранным сосудом Божией благодати. Однажды зимой старшая сестра Иулиания пошла на речку полоскать белье. С нею пошел и восьмилетний Коля. Играя на льду, он внезапно провалился в прорубь, и сестра с большим усилием извлекла его из-подо льда. Мальчик тяжело заболел. Вся семья встревожилась за своего любимца. И вот болящий мальчик видит видение. Об этом батюшка сам поведал одному духовному лицу: — Ночью я долго не мог уснуть и вдруг вижу на потолке себя уже взрослым в сане священноинока, и сердце мое как-то неизреченно возрадовалось. После этого быстро поправился. Размышляя об этом видении, я решил, что мне надо уйти в монастырь. Однажды хотел тайно бежать с одним монахом-паломником,.но тот уговорил меня обождать еще год-два и тогда обещал прийти за мною. Монах, видимо, пожалел моих родных. Появившееся в душе отрока сначала неопределенное, но потом непреодолимое влечение к монашеству и было, как оказалось позже, призывом свыше на путь иноческий. Вот еще случай, показывающий, как Всевидящее Око наблюдало за Своим избранником от самого его детства. Однажды зимой отец взял его с собой в город. Когда они возвращались домой, стая голодных волков напала на них. Лошадь вся дрожит, а отец Николая от испуга только повторяет: — Господи, помилуй! Господи, помилуй! Коля, молись! Молись, сынок! Читай «Богородицу»!… Маленький Коля начал громко молиться: — Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Молится, а сам смотрит на волков (он принял их за собак) и думает: почему они щелкают зубами, поднимают головы кверху и воют?… Волки гнались за ними почти до селения, но не прикоснулись к ним. Господь сохранил от смерти будущего верного служителя Своего алтаря, через которого спаслось множество душ. Население тех мест отличалось большой религиозностью. Христиане часто совершали паломничество по святым местам, монастырям. Родители Николая тоже часто, особенно на большие праздники, уезжали в монастыри помолиться и брали с собой детей. Отрок Николай не пропускал ни одного такого случая и вместе с родителями усердно там молился. Как в мужских, так и в женских монастырях все ему нравилось: продолжительные службы, смиренное одеяние, красота храмов, звон, смиренный вид молящихся, послушание, но более всего — стремление к вечной жизни. Он говорил родным: — Вырасту — буду монахом! Сестры ему отвечали: — Найдется хорошая девушка, и мы тебя женим! Он просил их со слезами молиться Богу и Матери Божией, чтобы быть ему достойным монахом. Благочестивые родители, особенно мать, поддерживали его стремление к монашеству и своей высоконравственной жизнью сеяли доброе семя в душе сына. Во дворе, где они жили, было два странноприимных дома, где останавливались паломники. Среди них было много монахов и благочестивых христиан. Добрая мать любила принимать странников и щедро раздавала милостыню. Крепко верила она в Бога и в Промысл Божий о людях, все в жизни расценивала с духовной точки зрения. Угощая странников, она иногда делилась с ними последним. — Катя, да ты опять детям-то ничего не оставила! — скажет, бывало, отец. — Бог пошлет! — отвечала она. Для наблюдательного, чуткого мальчика все это не могло пройти бесследно. Не здесь ли таится разгадка того необычайного милосердия, той нежной попечительности о ближних, которые всю жизнь были присущи ему? Николай был любим всеми. Да и как было не любить этого ласкового, внимательного и веселого мальчика? Он к каждому спешил на помощь — и делом, и словом участия. В то же время он был очень жизнерадостным, подвижным, затейливым на всякие забавы. Своими шалостями он иногда огорчал родителей, и батюшка до конца своей жизни вспоминал «этих детских проказ неудачи и печальное мамы лицо», о чем говорится в его стихотворении «Я люблю панихиды». — Бывало, смотришь — у мамы обиженное, печальное лицо. Подойдешь к ней, бросишься в ноги, попросишь прощения за свои шалости, и мама совсем другая станет. А то накажет нас, поставит в угол, а сама уйдет в другую комнату, встанет на колени перед иконами и молится со слезами: «Царица Небесная, я наказала их, но исправить не могу! Ты Сама их исправь, как знаешь!» А мы подсмотрим, что мама делает, и нам сделается жалко ее, и тогда опять просим у нее прощения, станем тоже на коленочки и начнем вместе с ней молиться, чтобы Господь простил нас. И все менялось. О доброй родительнице батюшки нам известно еще, что жила она до пятидесяти трех лет. После короткой, мучительной болезни малярии, длившейся всего семь дней, она тихо скончалась с молитвой на устах. Перед смертью, благословив детей, она подозвала Николая, благословила его иконой Казанской Божией Матери и наставила, как надо жить, а потом сказала: — Коля, сестренку младшую, Веру, не оставляй! Затем, обращаясь ко всем, добавила: — А теперь не мешайте мне… — И с молитвой тихо отошла ко Господу. В своем стихотворении «Завещание мамы» отец Савва воспроизводит последние минуты ее жизни. Помнится мне, дорогая, Вечер последний с тобой, Тяжким недугом страдая, Ты отошла в мир иной. И, умирая, твердила: «Сын мой, будь честен всегда, Как бы тебя ни давила Жизни суровой нужда. Не подчиняйся пороку, Лживых людей избегай, С твердою верою в Бога Скромный свой путь совершай, Помни: ни злато, ни почесть Счастья тебе не дадут,- Только спокойная совесть, Честный, осмысленный труд…» Смолкла ты… Руки ломая, Я перед трупом стоял И, неутешно рыдая, Клятву быть честным давал. Матушка, скоро мы оба Встретимся в жизни иной: Крышка соснового гроба Скоро закроет прах мой. Клятву сдержал я, родная, Честь свою свято хранил, В жизни так много страдая, Верен все время ей был. Отец его, Михаил, умер в голодное время на Кубани на 78 году жизни от истощения, между тем сам много помогал голодающим. Дедушка Михаил, здоровый, богатырского телосложения, был благочестив; никогда не раздражался, не сердился, не курил, не любил спиртных напитков, никогда ничем не болел, жил до 93 лет и за три дня, по особому откровению Божию, предсказал свою кончину. Дедушка со стороны матери, Иосиф, тоже отличался благочестием (жил в другой станице). Младшая сестра Варвара, тихая смиренная девочка, скончалась шести лет. Накануне смерти она сказала матери: — Мама, я завтра умру, там лучше! А утром простилась со всеми и отошла ко Господу. На третий день Святой Пасхи тихо скончалась его старшая сестра Иулиания: Перед смертью она просила родных сообщить о ее кончине брату и хотела, чтобы он сам совершил чин отпевания ее души. В этом же году перед Рождеством Христовым умерла его сестра Лукия, а .

Схиигумен Савва: «Трусость и боязливость – худшее из всех зол»

Имя схиигумена Саввы (Остапенко) (1898-1980) известно многим православным читателям.

Душа этого старца имела такую полноту благодати, что более семи тысяч людей считали его своим духовным отцом и духовно у него окормлялись. После себя отец Савва оставил множество писем, наставлений, аскетических сочинений, которые пользуются популярностью у православных читателей, помогая им найти свой путь в Царство Божие.

Родился Николай (так крестили его родители) в 1898 году на Кубани. Будущий старец появился на свет, как достойный плод благочестивых родителей, которые вели очень высокую духовную жизнь.

Мама старца имела восемь детей, могла отдать последнюю еду приходящим в дом странникам, а на вопрос мужа: «Катя, а чем же ты детей будешь кормить!?» — она уверенно отвечала — «Бог пошлет!» В такой набожной обстановке рос и воспитывался будущий великий старец. Поэтому и не удивительно, что, еще будучи маленьким ребенком, он твердо говорил: «Буду монахом». Но дорога к монашеству у него будет очень долгой.

«Катя, а чем же ты детей будешь кормить!?» — «Бог пошлет!»

Революция, гражданская война, тридцатые годы революционного террора, потом Великая Отечественная война. Вся жизнь Николая проходила в горниле тех скорбей, которые он переживал вместе со всей страной. О тех далеких годах жизни Николая почти ничего не известно. Несомненным остается лишь один факт – Николай веру сохранил. Через все беды, скорби и страдания он нес своей крест и свою веру. Когда другие его сверстники ходили в кино или театр, будущий монах шел на кладбище. Это было его любимое место, где он проводил немало времени.

Когда Николай жил и работал в Москве, то часто ездил на Ваганьковское кладбище, где подолгу молился возле могилы блаженного Николая. И не только молился, но и проповедовал Слово Божие богомольцам, которые также приходили на могилку старца. Возможно, там же он познакомился с прозорливой старицей, схимонахиней Марией, ученицей Нектария Оптинского. Матушка Мария привела его к афонскому старцу, схиархимандриту Иллариону, который стал его первым духовным наставником.

«Не спеши, откроются монастыри, примешь постриг не тайный, а явный. Будешь жить в лавре».

На просьбу принять тайный монашеский постриг старец ответил: «Не спеши, откроются монастыри, примешь постриг не тайный, а явный. Будешь жить в лавре». Сказано это было в конце тридцатых, когда вера жесточайшим образом преследовалась и ни о каком послаблении террора по отношению к Православной церкви не могло быть и речи.

Так получилось, что перед самой войной Николай получил серьезную травму – сложный перелом ноги, поэтому его на фронт не взяли. Всю войну он проработал в тылу, и после ее окончания увидел, как стали сбываться пророчества его духовника. Была открыта Троице-Сергиева лавра и другие монастыри. Возобновили прием слушателей некоторые семинарии. Так, в сорок восемь лет Николай поступает в семинарию и сразу же принимает монашеский постриг с именем Савва. Это случилось 7 ноября 1948 года. Через год святейший Патриарх Алексий I рукополагает монаха Савву в диакона, а потом и в иерея.

Эту же благодать почувствовал и дьявол, который стал нападать на отца Савву чем дальше, тем больше.

Душа старца давно была готова идти узким путем монашеской жизни. Личность отца Саввы привлекла к себе внимание. Священноначалием он был назначен духовником богомольцев Троице-Сергиевой лавры. А те, в свою очередь, почувствовав почивающую в отце Савве благодать Божию, стали стекаться к нему чем дальше, тем больше. Эту же благодать почувствовал и дьявол, который стал нападать на отца Савву чем дальше, тем больше.

Интриги, которые он плел вокруг старца, привели к тому, что из Троице – Сергиевой лавры его высылают в мало кому тогда известный Псково-Печерский монастырь. Это был тяжелый удар для отца Саввы и его духовных чад.

Близко знавший старца архимандрит Рафаил Карелин, видя своего духовного наставника в годину искушений, был удивлен тому, с каким глубоким спокойствием и искренним доверием к Богу принимал старец эти удары судьбы. Он вел себя так, как будто все сплетни, клевета, наговоры, угрозы КГБ, зависть лжебратий касаются не его, а кого-то другого. Весь внутренний человек отца Саввы был сосредоточен только на Имени Иисуса Христа, больше его ничего не интересовало. Видно было, что старец все с ним происходящее предавал воле Божьей и покрову Пресвятой Богородицы.

Нужно сказать, что из всех грехов отец Савва самыми опасными считал трусость и боязливость. Старец говорил, что человек, в котором поселились эти страсти, живет как бы двойной ложной жизнью. Он лавирует, лукавит, не может твердо идти до конца. «У боязливого всегда кривая душа», – говорил он. Трусливый может, сам того не желая, незаметно для себя стать отступником и предать Христа.

– Как с этой страстью бороться? – спросили отца Савву.

– Преодолевай ее в малом, не надейся на людей. Страх перед Богом побеждает всякий другой страх. И усердно молись Божией Матери, Она наша Взбранная Воевода.

Не раз старец повторял своим ученикам слова из Откровения Иоанна Богослова: «Боязливых же…участь в озере, горящем огнем и серою (21:8)».

Еще один грех, который старец Савва изгонял из своих учеников с особой решительностью, был грех многословия. Батюшка учил своих учеников говорить кратко и по существу. Не у всех это получалось. Особенно тяжело эта наука давалась некоторым говорливым лицам женского пола. С ними старец особо не церемонился: «Закрой рот и отвечай на мои вопросы» – мог он резко прервать разговор. Одну женщину, которая, не смотря на его замечания, не переставала без умолку тараторить, он молча взял за шиворот и вывел из кельи. Но это были весьма редкие случаи. Все видели с какой любовью и состраданием он относился к людям, как искренне молился за них, как желал, как помогал, не щадя своих сил и здоровья.

Еще один грех, который старец Савва изгонял из своих учеников с особой решительностью, был грех многословия.

Несомненно и то, что отец Савва обладал даром прозорливости и чудотворений. Духовный сын старца, архимандрит Рафаил Карелин, рассказывал, как враг рода человеческого всевал ему недоверие, а то и какое-то раздражение на старца. Как-то, болея тяжелой болезнью, которая требовала хирургического вмешательства, отец Рафаил с не присущим ему раздражением внутри себя произнес: «Ну, если ты святой, то давай, исцели меня». Старцу он при этом не сказал ни слова. Но тот его услышал и исцелил. Так, без слов и упреков, отец Савва вразумил и помог своему ученику преодолеть атаку хульных бесовских помыслов против своего учителя.

Весьма показательный случай произошел с одним из монахов лавры.

В молодости он вел весьма разгульную жизнь. Сколько мать не пыталась его вразумить, остановить, он ее не слушал и делал все вопреки ее уговорам. В какой-то момент она не выдержала и в порыве гнева, подойдя к иконам, сказала: «Будь проклят мой сын и будь проклят тот день, в который я его родила». Сразу же после этого ее сын увидел черную, будто из дыма сделанную, змею. Она по воздуху подлетела к нему и стала через рот внутрь внутрь него. Тот стиснул зубы и пытался сопротивляться, но змея все равно просочилась.

Центром духовной жизни отец Савва считал Причастие.

С тех пор он стал ее чувствовать внутри себя. Физически это проявлялось в страшной боли, которую он часто испытывал. Ему казалось, что зубы этой змеи разрывают все его внутренности, наполняют его своим ядом. Несмотря на то, что он от всей души покаялся в своей греховной жизни, пришел к вере и даже принял монашество, мучения его продолжались. К кому он не обращался за помощью, никто ему помочь не мог.

Оказавшись в лавре, этому монаху посчастливилось встретить отца Савву. Не зная истории его жизни, старец, лишь посмотрев на него, произнес стоявшим вокруг него паломникам: «Был у меня духовный сын, который не слушал мать и она его прокляла. Прошло много лет, он покаялся, но продолжает мучиться этим проклятием до сих пор. Не дай Бог оскорблять свою родную мать».

После исповеди и молитвы старца, змея вышла из этого монаха и больше к нему не возвращалась. Не случайно бесы так навязчиво всевают в умы заблудших душ слова с упоминанием хулы на мать. Матерщина — родная сестра богохульства, и те, кто ею пользуются, навеки губят свои души.

Центром духовной жизни отец Савва считал Причастие. Псалтырь и Новый Завет благословлял читать ежедневно в обязательном порядке. Смыслом умного делания и целью духовной брани для него было – стяжание мирного устроения души, смирения, любви и абсолютного, безоговорочного доверия Богу.

Почил старец 27 июля 1980 года в Псково — Печерском Свято-Успенском монастыре.

Схиигумен Савва (Остапенко): «Не осуждай людей»

Схиигумен Савва (Остапенко): «Не осуждай людей»

Та поездка поразила меня в самое сердце, и я решил хоть изредка, но посещать Псково-Печерский монастырь. Через какое-то время я вернулся в Печоры, снова с братом и его женой (кстати, брат, как и я, потом стал священником[80]). Мы приехали поговорить об их венчании, и игумен Савва[81] сказал, что откладывать не нужно. Брат и его жена были удивлены, говорили, что не готовы, что у них нет свадебных костюмов. На что отец Савва им ответил: «Разве вам нужны внешние украшения, а не благодать Святого Духа? Ведь благодать Святого Духа превосходит все внешнее, весь мир!» Они согласились и были повенчаны по благословению старца. Тогда игумен Савва произвел на меня огромное впечатление: меня поразили его светлый взгляд, ясное лицо, особый голос.

Отец Савва, зная, что я занимался литературными трудами, предложил отредактировать его книгу (скорее всего, не для того, чтобы я проявил профессиональные способности) – машинописный текст, вложив в него молитву о духовном отце. Я слышал о нем как о человеке праведной жизни, но не знал, что такое прозорливость, и, будучи несколько тщеславным, подумал: «Как хорошо! Батюшка сам предлагает мне стать моим духовным отцом, а я нуждаюсь в разрешении многих волнующих меня вопросов. С другой стороны, такой великий человек – я не знал его величины, но понимал, что он великий (в нем существовало нечто невидимое, но ясно ощутимое; наверное, это и называется проявлением благодати Святого Духа), – будет моим духовным отцом!» И как-то после монастырской трапезы я брал у него благословение и спросил: «Батюшка, вы хотите, чтобы я был вашим духовным сыном?» Он ответил: «А ты хочешь?» Я говорю: «Да, хочу». Не подумавши, я захотел руководства этого праведного человека, тогда вовсе не понимая, что это такое. Но я осознавал, что как в любой области человеческого познания, так и в области духовной жизни мы нуждаемся в преподавателе. Благодарение Богу! Отец Савва согласился стать моим духовным отцом, но в таких отношениях я состоял с ним недолго, потому что, повторяю, это было мое поверхностное, эмоциональное желание.

Помню, как он благословил написать первую исповедь – он любил, чтобы люди исповедовались не устно, а писали исповедь. И я написал исповедь за всю мою жизнь, тогда немноголетнюю (но все же я уже успел совершить много ошибок, отступив от Христа и потеряв первоначальную благодать, дарованную мне Богом во время крещения), и, несколько стыдясь, передал ему. После прочтения он сказал знаменательные слова. Эти слова меня удивили, но они осуществляются в моей жизни: на много десятилетий вперед он видел, что будет со мной. Его прозорливость поражала!

Еще после первой исповеди он сказал: «Я даю тебе, Володя, заповедь, которая тебе покажется очень легкой. На самом деле это делание всей жизни». И он дал мне ключ к стяжанию любви, а я передаю его вам: не судите людей. «Не суди людей, – сказал он. – Не осуждай». Через пень-колоду я старался исполнять эту заповедь и с уверенностью говорю: она мне помогла. Даже ленивое ее исполнение помогло мне стяжать ту меру несовершенной любви, которой я обладаю. Если бы я с ревностью отнесся к его совету, то достиг бы большего. Неосуждение, постоянное стремление к молитве и к зрению своих грехов и страстей, желание изменить себя, не оправдывая ни в чем, – в этом путь возрастания человеческой души в Боге, а значит – в любви.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

схиигумен савва — Самое интересное в блогах

Что такое спасение? От кого оно исходит? Почему оно необходимо? Поучения. Схиигумен Савва(Остапенко)

«Направи мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей» (Пс. 85:11).

В православно-христианском вероучении особое место принадлежит учению о спасении.

Что такое спасение? От кого оно исходит? Почему оно необходимо?

На все эти вопросы православные христиане должны знать четкие и ясные ответы.

Спасение есть прежде всего избавление от греха, очищение от всякой скверны, избавление от власти обычаев мира, противных заповедям Христа, от насилия диавола, от рабства тлению, от грядущего гнева Божия, наконец от вечной смерти мучения с диаволом.

Спасение человека уготовано Богом от вечности. Своим источником оно имеет ЛЮБОВЬ Божию, милосердие и долготерпение Божие к человеческому роду.

Бог благоволил спасти человека Единородным Сыном, Которого мы называем своим Спасителем. Он есть Бог нашего спасения, пришедый в мир спасти погибшего человека. Таким образом, спасение есть дело Божие. Оно воссияло нам туне, т. е. даром.

Какая же роль отводится человеку в деле спасения? Принимает ли человек участие в своем спасении или нет? Несмотря на то, что спасение есть чистый дар Божией любви и оно не зависит от дел человеческих, однако Господь спасает человека в том случае, если человек имеет веру в пришедшего в мир Христа Спасителя, принимает с радостью благовествование, т. е. Евангелие, ищет примирения с Богом в своей совести и не враждует против Бога, молится Богу о своем спасении.

Вот необходимые условия нашего спасения: вера, надежда, любовь, молитва, чистота совести, нравственная жизнь, покаяние.

Хочу всем, возлюбленные, указать на некоторые правила, которые могут вам стяжать молитвенный дух и непорочность пред Богом.

Господь от нас многого не требует, т. е. не требует подвигов, превышающих наши телесные силы. Все свое внимание мы должны обратить на внутреннее состояние сердца, чтобы с помощью Божией изгнать из него все страсти и соделаться живым храмом для Духа Святого.

Чужд духовной мудрости, кто упражняется в подвигах телесных, а небрежет о заповедях Господних. Как во всем, так особенно в духовной жизни человека важна сущность дела, а не форма. Господь сказал: «Сыне, даждь Ми сердце твое».

Чтобы соделать сердце свое благоприятной жертвой Богу и уготовать душу свою для вечного блаженства, мы должны жить по заповедям Божиим, выполняя основные правила:

1. Утром и на ночь свой крестик целовать с молитвой Распятому Христу.

2. Молиться: день не начинать без молитвы и ночью не ложиться без молитвы.

3. Если нет времени на исполнение молитвенного правила, то прочитать краткое правило преподобного Серафима Саровского:

«Царю Небесный» – 1 раз

«Богородице Дево, радуйся» – 3 раза

4. Не строить своего благополучия на несчастиях другого.

5. Иметь три основные добродетели:

1) Никого не осуждать.

2 Не иметь ни к кому ненависти.

3) Всем от сердца все прощать.

6. Соблюдать посты телесные и духовные по церковному уставу: Великий, Петров, Успенский, Рождественский, а также соблюдать постные дни: среду и пятницу. Для больных и престарелых телесный пост ослабляется.

7. Делать с любовью добрые дела ближним и удаляться от дел злых.

Считать пропавшим тот день, в который не сделали ни одного доброго дела ближнему или сделали зло ближнему. Добром платить за зло, за всех молиться и желать всем спасения. Часто исповедоваться во грехах своих и достойно причащаться Святых и Животворящих Христовых Таин.

Без заголовка

Одним из серьезных ощущений, связанных с нашим временем, стало ощущение надвигающегося абсурда, когда безумие становится более или менее нормальным явлением

Ссылка на основную публикацию