Шмелев Иван Сергеевич

Православная электронная библиотека

3765 Всего книг

67955701 Всего чтений

Библиотека на мобильном

AppStore (IOS: Iphone, Ipad)

(QR-код в отдельном окне)

Play Google (Android)

(QR-код в отдельном окне)

Шмелёв Иван Сергеевич

Продолжая традицию Лескова, Шмелев изображает быт патриархальной России. Глубоко поэтичны и красочны образы Москвы и Замоскворечья. Шмелев изображает в романе мировосприятие доброго, чистого, наивного, ребенка, которое так близко народному. Так возникает целостный художественный мир,славящий Родину.До конца дней своих чувствовал Шмелев щемящую боль и тоску от воспоминаний о России.

Иван Сергеевич Шмелёв (21 сентября (3 октября) 1873 — 24 июня 1950) — русский писатель, публицист, православный мыслитель.

Иван Сергеевич Шмелёв родился 3 октября 1873 года в Замоскворечье в известной московской купеческой семье Шмелёвых. Дед Ивана Сергеевича — государственный крестьянин из Гуслицкого края (Богородского уезда Московской губернии) — поселился в Москве после пожара 1812 г. Сергей Иванович Шмелев (1842—1880) — отец писателя принадлежал к купеческому сословию, но торговлей не занимался, он являлся хозяином большой плотничьей артели, держал банные заведения и был подрядчиком. По характеру Сергей Иванович представлял собой очень жизнелюбивого человека, что положительно отразилось в воспитании будущего писателя.

Семья Шмелёвых была благополучная, православная с патриархальным ладом. В дальнейшем у Ивана Шмелева будет особая тяга к религии, что скажется на его философских взглядах и творчестве.

Окружение маленького Ивана Шмелева составляли мастеровые, рабочие-строители, с которыми он близко общался. Поэтому «влияние двора», где чувствовался мятежный дух и раздавались различные песни, прибаутки, поговорки со своим разнообразно-богатым языком, не могло не отразиться на его мироощущении и позднее в произведениях. Позднее Шмелев напишет: «Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему. ».

Изначально Шмелев получал образование на дому, где в роли учителя выступала его мать, которая постепенно вводила юного писателя в мир литературы (изучение Пушкина, Гоголя, Толстого и др.) Далее учится в шестой Московской гимназии. После её окончания, поступает в 1894 году на юридический факультет Московского университета. А затем, спустя 4 года, окончив его, проходит военную службу в течение 1 года и далее служит чиновником в глухих местах Московской и Владимирской губерниях. «Я знал столицу, мелкий ремесленный люд, уклад купеческой жизни. Теперь я узнал деревню, провинциальное чиновничество, мелкопоместное дворянство», — скажет позднее Шмелев.

Февральскую революцию изначально Шмелёв принимает восторженно и с энтузиазмом, как и многие его современники. Он едет в Сибирь, чтобы встретить политкаторжан, выступает на собраниях и митингах, рассуждает о «чудесной идее социализма». Но в скором времени Шмелеву приходится разочароваться в революции, он открывает для себя ее черную сторону, ее истинный, ужасный лик, видит во всем этом насилие над судьбой России. Октябрьский переворот он сразу не принимает и последующие ее события повлекли за собой мировоззренческий перелом в душе писателя.

Во время революции Шмелёв уезжает с семьей в Алушту, где покупает дом с участком земли. Осенью 1920 Крым был занят красными частями. Трагичной оказалась судьба Сергея — единственного сына Шмелёва. Двадцатипятилетний офицер царской армии, находясь в госпитале, был арестован. Несмотря на все усилия отца освободить Сергея, он был приговорен к смерти. Это событие, а также пережитый его семьей страшный голод в оккупированном городе, ужасы массовой резни, устроенной большевиками в Крыму в 1920-21, привели Шмелёва к тяжелой душевной депрессии.

Все эти военные действия Шмелев не может понять, когда гибнет все живое вокруг, происходит повсеместный красный террор, зло, голод, озверение людей. В связи с этими переживаниями, писатель пишет эпопею «Солнце мертвых» (1924), где раскрывает свои личные впечатления о революции и гражданской войне. В результате, после выхода этой эпопеи, Шмелев получает европейскую известность.

Писатель тяжело переживал трагические события, связанные с революцией и военными событиями, и по приезде в Москву, он всерьез задумывается над эмиграцией. В принятии этого решения активно участвовал И.А. Бунин, который звал Шмелева за границу, обещая всячески помочь его семье. В январе 1923 года Шмелев окончательно уехал из России в Париж, где прожил 27 лет.

Годы, проведенные в эмиграции, отличаются активной плодотворной творческой деятельностью. Шмелев публикуется во многих эмигрантских изданиях: «Последние новости», «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Сегодня», «Современные записки», «Русская мысль» и др.

В Париже Шмелёв начинает тесно общаться с русским философом И. А. Ильиным. На протяжении долгого времени между ними велась переписка (233 письма Ильина и 385 писем Шмелёва). Она является важным свидетельством политического и литературного процесса времён русской эмиграции первой волны.

Иван Сергеевич Шмелев умер в 1950 году в результате сердечного приступа. Смерть писателя, так любившего монастырскую жизнь, стала глубоко символичной: 24 июня 1950 года, в день именин старца Варнавы, который ранее благословлял его «на путь», Шмелёв приезжает в русский монастырь Покрова Божией Матери в Бюсси-ан-От и в тот же день умирает.

Похоронили писателя на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. А В 2000 году было выполнено желание Шмелева: прах Шмелёва и его жены перевезен на родину и погребен рядом с могилами родных в московском Донском монастыре.

Шмелев Иван Сергеевич

Шмелев Иван Сергеевич (1873 — 1950), прозаик.
Родился 21 сентября (3 октября н.с.) в Москве, в Замоскворечье, в зажиточной купеческой семье, отличавшейся патриархальностью привычек, богомольностью. С другой стороны, испытывал влияние «двора», куда стекались рабочие-строители, здесь царил другой, мятежный дух. «Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему. «, — напишет позднее И.Шмелев. Он слышал здесь песни, прибаутки, поговорки, сказки и разнообразно-богатый язык. Все это возникнет потом на страницах его книг, в его сказках. Окончив гимназию, в 1894 поступает на юридический факультет Московского университета. Осенью 1895 совершает поездку в Финляндию, в Валаамский монастырь. Результатом этого путешествия явилась его первая книга — очерки «На скалах Валаама», опубликованная в Москве в 1897. После окончания университета в 1898 в течение года проходит военную службу, затем восемь лет служит чиновником в глухих местах Московской и Владимирской губерниях. «Я знал столицу, мелкий ремесленный люд, уклад купеческой жизни. Теперь я узнал деревню, провинциальное чиновничество, мелкопоместное дворянство», — напишет позднее Шмелев. Здесь он встречает прототипов героев многих своих повестей и рассказов. Отсюда вышли «Патока», «Гражданин Уклейкин», «В норе», «Под небом». Особую известность получили произведения, написанные под воздействием первой русской революции (повести «По спешному делу», «Распад», 1906; рассказы «Вахмистр», 1906, «Иван Кузьмин», 1907). В 1911 Шмелев пишет одно из своих значительных произведений — «Человек из ресторана», имевшее оглушительный успех. В 1912 организуется издательство «Книгоиздательство писателей в Москве», членами-вкладчиками которого становятся И.Бунин, Б.Зайцев, В.Вересаев, И.Шмелев и др. Все дальнейшее творчество Шмелева 1900-х связано с этим издательством, издавшим собрание его сочинений в восьми томах. Публикуются повести и рассказы («Стена», «Пугливая тишина», «Волчий перекат», «Росстани» и др.), вышедшие в течение 1912 — 1914. Во время первой мировой войны сборники его рассказов и очерков «Карусель» (1916), «Суровые дни», «Лик скрытый» (1917), в котором появился рассказ «Забавное приключение», заметно выделялись на фоне казенно-патриотической беллетристики своей искренностью. Февральскую революцию встретил восторженно, к Октябрьской проявил полную непримиримость, усугубленную тем, что его единственный сын Сергей, офицер добровольческой армии, не пожелавший уехать с врангелевцами на чужбину, был взят в Феодосии из лазарета и без суда расстрелян. В конце 1922, после недолгого пребывания в Москве, Шмелев уезжает в Берлин, затем в Париж, где открывается эмигрантская глава его жизни. Создавал рассказы-памфлеты, полные ненависти к большевикам, — «Солнце мертвых» (1923), «Каменный век» (1924), «На пеньках» (1925). С годами в творчестве Шмелева центральное место заняли воспоминания о прошлом («Богомолье», 1931, «Лето господне», 1933 — 48). За рубежом И.Шмелев выпустил более двадцати книг. Умер И.Шмелев 24 июня 1950 близ Парижа от сердечного приступа.

Шмелев Иван Сергеевич

Богомолье — Шмелев И.С.

Петровки, самый разгар работ, — и отец целый день на стройках. Приказчик Василь Василия и не ночует дома, а все в артелях. Горкин свое уже отслужил — «на покое», — и его тревожат только в особых случаях, когда требуется свой глаз. Работы у нас большие, с какой-то «неустойкой»: не кончишь к сроку — можно и…

Волчий перекат — Шмелев И.С.

Можно было ехать по железной дороге, но певица выбрала пароход. Баритон убеждал, что в конце августа ехать по реке вовсе не интересно, может измениться погода, что они, наконец, рискуют. Говорил о туманах, о возможности застрять на мели. Но певица настаивала. Она не бывала в этих пустынных краях, где в тихих селениях дремлют старенькие церквушки, где…

Гражданин Уклейкин — Шмелев И.С.

Уклейкин начнет откалывать, прохватывать и печатать, начиная с головы и кончая подчаском. Пока захватят и погрузят на извозчика, он высыплет много кое-чего, о чем не говорят громко, а разносят из дома в дом так, что сейчас же узнают на задворках; что казалось забытым и вдруг всплывает; что было даже одобрено про себя, но чего в…

Детям (сборник) — Шмелев И.С.

В сборник вошли рассказы, написанные для детей и о детях. Все они проникнуты высокими христианскими мотивами любви и сострадания к ближним.

Записки — Шмелев И.С.

Переписка Ивана Сергеевича Шмелева с Ольгой Александровной Бредиус-Субботиной началась в 1939 г. К этому времени И. С. Шмелев не только признанный писатель, но один из наиболее русских писателей эмиграции: один из тех, чье творчество воспринимается как связь с утраченной родиной, как глубочайшая нравственная ценность.

Иностранец — Шмелев И.С.

В Биаррице еще шумели ночные кабаки и прочие заведения, где развлекали себя отдыхавшие от кипучих дел богатые иностранцы, — американцы англичане, шведы, аргентинцы… — разбухшие от войны и швырявшие деньгами без счета. В предутренний, неурочный час платили еще сотни франков за бутылку шампанского, просаживали в баккара миллионы за одну ночь…

История любовная — Шмелев И.С.

Была весна, шестнадцатая в моей жизни, но для меня это была первая весна: прежние все смешались. Голубое сиянье в небе, за голыми еще тополями сада, сыплющееся сверканье капель, бульканье в обледенелых ямках, золотистые лужи на дворе с плещущимися утками, первая травка у забора, на которую смотришь-смотришь…

Лето Господне — Шмелев И.С.

Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном — как…

Мой Марс — Шмелев И.С.

Взгляните на ананас! Какой шишковатый и толстокожий! А под бугроватой корой его прячется душистая золотистая мякоть. А гранат! Его кожура крепка, как подошва, как старая усохшая резина. А внутри притаились крупные розовые слезы, эти мягкие хрусталик – его сочные зерна. Вот на окне скромно прижался в уголок неуклюжий кактус, колючий, толстокожий.

Неупиваемая чаша — Шмелев И.С.

Правда: в Ляпуновке все в прошлом. Гости стоят в грустном очаровании на сыроватых берегах огромного полноводного пруда, отражающего зеркально каменную плотину, столетние липы и тишину; слушают кукушку в глубине парка; вглядываются в зеленые камни пристаньки с затонувшей лодкой, наполненной головастиками, и стараются представить себе, как здесь было.

Няня из Москвы — Шмелев И.С.

А вот и нашла, добрые люди указали, записочка ваша довела. Да хорошо-то как у вас, барыня, – и тихо, и привольно, будто опять у себя в Москве живете. Ну, как не помнить, с Катичкой еще все к вам ходили, играть ее приводила к Ниночке. Покорно благодарю, что уж вам беспокоиться, я попимши чайку поехала. И…

Письма А.В. Луначарскому — Шмелев И.С.

Предлагаем вниманию читателей письма И.Шмелева из Крыма, адресованные наркому просвещения РСФСР А.В.Луначарскому. Письма, пронизанные мольбой о помощи и отчаянием отражают необыкновенно горький период в жизни писателя. Тяготы материального существования усугубились личной трагедией, связанной с гибелью единственного сына, расстрелялного без суда красными.

Пути небесные. Том 1 — Шмелев И.С.

Виктор Алексеевич Вейденгаммер происходил из просвещенной семьи, в которой перемешались вероисповедания и крови: мать его была русская, дворянка; отец — из немцев, давно обрусевших и оправославившихся. Фамилия Вейденгаммер упоминается в истории русской словесности; в 30-40-х годах прошлого века в Москве был «благородный пансион» Вейденгаммера, где подготовлялись к университету дети именитых семей.

Пути небесные. Том 2 — Шмелев И.С.

Когда он постиг это, восходя ступенями трудными, ведомый своею «Побеждающею», как назвал Дариньку старец Варнава у Троицы, постиг он и другое важнейшее: все в его жизни, до мартовской встречи на бульваре с бесприютной девушкой, и после этой знаменательной встречи, было как бы предначертано в Плане наджизненном. До сего постижения ничего «предначертаннаго», вне его воли, для…

Рождество в Москве — Шмелев И.С.

Я человек деловой, торговый, в политике плохо разбираюсь, больше прикидываю совестью. К тому говорю, чтобы не подумалось кому, будто я по пристрастию так расписываю, как мы в прежней нашей России жили, а именно в теплой, укладливой Москве. Москва, – что такое Москва? Нашему всему пример и корень.

Свет Разума — Шмелев И.С.

Карабкается кто-то от городка. Постоит у разбитой дачки, у виноградника, нырнет в балку, опять на бугор, опять в балку. Как будто, дьякон… Но зачем он сюда забрался? Не время теперь гулять. Что-нибудь очень важное. Остановился, чего-то глядит на море. Зимнее оно, крутит мутью. Над ним — бакланы, как черные узелки на нитке. Чего — махнул…

Солдаты — Шмелев И.С.

«Художественно-бытовое объективное изображение картин, без выражения симпатий автора, с юмором вскользь к некоторым сторонам русского человека». …Роман «Солдаты» отличается от других произведений Шмелева, своей эпической формой изложения. В романе представлено русское общество довоенного времени.

Солнце живых — Шмелев И.С.

Петровки, самый разгар работ, — и отец целый день на стройках. Приказчик Василь Василия и не ночует дома, а все в артелях. Горкин свое уже отслужил — «на покое», — и его тревожат только в особых случаях, когда требуется свой глаз. Работы у нас большие, с какой-то «неустойкой»: не кончишь к сроку — можно и…

Солнце мертвых — Шмелев И.С.

Солнце мертвых» — трагическое повествование о кровавых событиях Гражданской войны в России, унесшей жизнь единственного сына И. Шмелева. «Страшней этой книги — есть ли в русской литературе?» — заметил А. Солженицын.

Старый Валаам — Шмелев И.С.

В поминальном очерке – «У старца Варнавы» – рассказано, как, сорок лет тому, я, юный, двадцатилетний студент, «шатнувшийся от Церкви», избрал для свадебной поездки – случайно или неслучайно – древнюю обитель, Валаамский монастырь. Эта поездка не прошла бесследно: я вынес много впечатлений, ощущений – и вышла книжка. Эта первая моя книжка, принесшая мне и радость,…

Иван Шмелев

Шмелев, Иван Сергеевич (1873-1950), русский писатель. С 1922 в эмиграции. Родился 21 сентября (3 октября) 1873 в Москве. Москва стала одной из главных тем его творчества. Происходя из купеческой семьи, где неукоснительно соблюдались каноны православного благочестия, Шмелев, выросший в Замоскворечье, до конца жизни считал этот патриархальный мир своей духовной твердыней. Он воспет в произведениях Шмелева, ставших, согласно авторскому замыслу, апофеозом «русской национальной религиозности»: в дилогии Лето Господне и Богомолье (она создавалась с конца 1920-х годов, первые издания вышли в 1933 и 1935, полное издание в 1948).

Литературная позиция Шмелева отличалась осознанной архаичностью, строгой ориентацией на классические традиции русской литературы 19 в., неприятием модернистских «холодных умозаключений, и страшных андреевских вопросов, и мистических переживаний, и легенд сологубовских». Огромное значение в его духовном и творческом формировании имело свадебное путешествие на Валаам, предпринятое в год писательского дебюта (1895; воспоминаниями об этом паломничестве навеян автобиографический очерк Старый Валаам, 1936).

Дореволюционные произведения Шмелева публиковались в журналах «Русское богатство», «Русская мысль», а также в сборниках организованного М.Горьким издательства «Знание». Повесть Человек из ресторана (1911) принесла автору славу.

Февральская 1917 революция была встречена Шмелевым с энтузиазмом, однако после событий октября его отношение к новой власти стало глубоко критическим. Осенью 1918 он уехал в Алушту, где у него было небольшое имение. Там Шмелев пережил все ужасы Гражданской войны, закончившейся для него арестом и расстрелом единственного сына, белого офицера, ставшего жертвой бессудных расправ над побеженными после падения правительства Врангеля. События этого времени отразились в написанной на автобиографическом материале повести Солнце мертвых (1923).

Представляя собой дневник повествователя, в который день за днем заносятся будничные эпизоды первой зимы после победы большевиков, принесшей массовые казни и голод, повесть, в которой широко применена поэтика монтажа, выразила, по мнению философа И.Ильина, начавшееся духовное перерождение: стремление страдающих и угнетенных «наполнить праведностью несовершенный способ бытия». Ильин писал о том, что скорбь Шмелева — «духовно зрячая скорбь», и доминантой его творчества назвал чувство любви к Богу.

Свое положение в литературе эмиграции и цель, которой подчиняется его работа, Шмелев определил в речи Душа народа (1924), где сказано, что дело писателя, которого вынудили покинуть родину, — «оправдание России». Эту задачу Шмелев пытался решать в цикле произведений, жанр которых им самим определен как «духовный роман». Была задумана тетралогия, из которой Шмелев успел завершить лишь первые два тома романа Пути небесные (1937, 1948). Действие третьей части романа должно было происходить в Оптиной пустыни, где после многих потрясений и невосполнимых потерь ее герой находит душевный мир и прозревает высший смысл бытия.

Роман, как и пользовавшаяся популярностью книга Няня из Москвы (1936), в которой Шмелев стремился воплотить дорогую для него идею неистребимости светлых и разумных начал, определяющих самосознание русского простого народа, вызвали многочисленные нападки на автора, выслушавшего обвинения в идеализации патриархальных основ и попытках искусственно возродить навеки исчезнувшие жизненные устои. Особенно резкой была реакция Г.Адамовича, увидевшего в книгах Шмелева глубокую провинциальность, которая превращается в коренное свойство всей литературы изгнания, и назвавшего его «литературным рантье», живущим за счет русской классики. Другие критики также не раз отмечали, что воспетая им правосланая Русь — иллюзия и мираж. Этому мнению противоречили восторженные оценки, которые проза Шмелева (повесть На пеньках, 1925, сборник рассказов Про одну старуху, 1927) находила у крупных западных писателей (например, у Т.Манна).

Книга Щмелева Лето Господне вышла с подзаголовком Праздники. Радости. Скорби. Вспоминая свое детство, которое для него закончилось в семь лет трагической гибелью отца, Шмелев в соответствии с церковным календарем воссоздал неизменный круг бытия «святой Руси»: повседневную жизнь большого купеческого дома и работников, почитающих этот дом как свой собственный, религиозные и семейные праздники, крестные ходы, Масленицу и Великий пост, болезни и несчастья, паломничество к Святой Троице. Жажда праведности составляет, по Шмелеву, коренную черту всего русского обихода. В Богомолье главным событием, увиденным «сквозь искренность, чистоту и нежность младенчества», становится постижение глубоко укорененной русской религиозности. Совершая свой путь к мощам Сергия Радонежского в обществе плотника, который был для него наставником, приобщившим маленького героя к миру высших ценностей и смыслов, повествователь как бы сливается с сотнями других богомольцев, взыскующих духовной правды. Повесть становится поэмой о «духовно-религиозном солнце» (Ильин), которое никогда не перестанет сиять над Россией. После книги Лето Господне за Шмелевым установилась репутация писателя, наделенного, по выражению критика К.Мочульского, «памятью ясновидца», хотя в целом враждебное отношение к нему в эмигрантской среде не переменилось. Такому отношению отчасти способствовало двусмысленное поведение Шмелева в годы оккупации, когда он допустил использование своего имени и авторитета пронацистскими изданиями.

Умер Шмелев в Бюсси-ан-От под Парижем 24 июня 1950.

Биография Ивана Шмелёва

Иван Сергеевич Шмелёв родился 21 сентября (3 октября) 1873 года в Кадашевской слободе Замоскворечья в патриархальной купеческой семье. Дед Ивана Сергеевича – государственный крестьянин из Гуслиц Богородского уезда Московской губернии – поселился в Москве после пожара 1812 года. Отец писателя принадлежит купеческому сословию, но торговлей не занимался, а был подрядчиком, хозяином большой плотничьей артели, держал он и банные заведения.

Иван Шмелёв воспитывался в атмосфере почитания старины, сугубой религиозности. Одновременно Шмелёв испытывал влияние «улицы» — рабочего люда разных губерний, стекавшегося во двор подрядчика-отца в Замоскворечье и приносившего с собой стихийную мятежность, богатый язык, фольклор. Это предопределило социальную остроту лучших произведений Шмелёва, с одной стороны, с другой – внимание к «сказу», близость к литературным традициям, идущим от Н.С. Лескова и Ф.М. Достоевского, способствовало тому, что И. Шмелёв стал большим мастером русского литературного языка, видным представителем критического реализма.

Грамоте, как было не только в купеческих, но и в дворянских семьях, Иван Шмелёв обучался дома. Его первым учителем была мать. Вместе с ней он «проходил» Крылова, Толстого, Пушкина, Гоголя, Тургенева. В шестой Московской гимназии, куда он поступил в 1884 году, круг его чтения расширился – Толстой, Успенский, Лесков, Короленко, Мельников-Печерский становятся любимыми писателями. Однако «символом веры» для Шмелёва всегда оставался Пушкин.

Осенью 1895 года происходит важное событие в жизни писателя: он женится на Ольге Александровне Охтерлони. По просьбе молодой жены они едут в несколько необычное свадебное путешествие — на остров Валаам, где находится знаменитый монастырь и много скитов. Оттуда будущий писатель приводит свою первую книжку – «На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки». Судьба ее сложилась неудачно: обер-прокурор святейшего синода Победоносцев усмотрел в ней крамолу, книга вышла в сильно урезанном виде и успеха не имела. Неудача заставляет его серьезно задуматься о средствах существования и об устройстве будущей жизни. Тогда Иван Сергеевич и поступает в Московский университет. После окончания юридического факультета в 1898 году и года военной службы Шмелёв 8 лет был чиновником в глухих уголках Московской и Владимирской губерний.

В 1905 году Шмелёв возвращается к мысли, что настоящее дело в жизни для него может быть только одно — писательство. Он начинает печататься в «Детском чтении», сотрудничать в журнале «Русская мысль», а в 1907 году, уверовав в себя, уходит в отставку, обосновывается в Москве и целиком посвящает себя литературному труду.

Известность получили произведения Шмелёва, написанные под воздействием революции 1905-1907 гг. (повести «Распад», 1907, «Гражданин Уклейкин», 1908; рассказы «Вахмистр», 1906, «Иван Кузьмич», 1907). М. Горький поддержал И. Шмелёва в завершении работы над одним из значительных произведений – повестью «Человек из ресторана» (1911).

С начала войны Шмелёв с женой уезжает в Калужское имение. Здесь писатель воочию видит и понимает, как пагубно влияет на нравственность человека мировая бойня. Шмелёв не принял Октябрьскую революцию. В первых же деяниях новой власти видит серьезные прегрешения против нравственности. Вместе с семьей в 1918 году Шмелёв уезжает в Крым и покупает домик в Алуште.

Сын Сергей попал в Добровольческую армию. Двадцатипятилетний Сергей Шмелёв служил в комендантском управлении в Алуште, и в боях участия не принимал. После бегства врангелевской армии весной 1920 года, Крым заняли красные, многие служившие у Врангеля остались на берегу. Им предложили сдать оружие. Среди них был и сын Шмелёва Сергей. Его арестовали. Шмелёв пытался вызволить сына, но тот был приговорен к расстрелу и расстрелян.

Но этой трагедией испытания семьи Шмелёвых не исчерпались. Еще предстояло пережить страшный голод, который в цветущем, благодатном крае был ничуть не легче, чем во всей России — трагический голод 1921-ого года.

Вернувшись из Крыма в Москву весной 1922 года, Шмелёв принялся хлопотать о выезде за границу, куда его настойчиво звал Бунин. 20 ноября 1922 года Шмелёв с женой выезжает в Берлин.

Бунин старается помочь семье Шмелёвых, приглашает Ивана Сергеевича в Париж, обещает выхлопотать визы. В январе 1923 года Шмелёвы перебираются в Париж, где писатель проживает долгих 27 лет.

Первым произведением Шмелёва иммигрантского периода стало «Солнце мертвых» — трагическая эпопея. Впервые «Солнце мертвых» было опубликовано в 1923 году, в эмигрантском сборнике «Окно», а в 1924 году вышло отдельной книгой. Сразу же последовали переводы на французский, немецкий, английский, и ряд других языков, что для русского писателя-эмигранта, да еще неизвестного в Европе, было большой редкостью.

1924 г . — «Каменный век».
1925 г . — «На пеньках».
1927 г . – «История любовная».
1930 г . – роман «Солдаты».
1933 г . – «Лето Господне».
1935 г . – «Богомолье».
1936-1948 гг. – роман «Пути небесные».

22 июля 1936 года умирает после недолгой болезни жена Ивана Шмелёва – Ольга Александровна, как никто не понимающая его. Чтобы хоть как то отвлечь писателя от мрачных мыслей, друзья организовали ему поездку в Латвию и Эстонию. Он побывал и в Псковско-Печорском монастыре, постоял у советской границы. Дотянувшись рукой через проволоку ограждений, он сорвал несколько цветов. В последний год жизни болезнь приковала его к постели. В ноябре 1949 года ему сделали операцию. Она была успешной. Вернулось желание работать, появились новые планы. Он хочет приняться за третью книгу «Путей небесных».

Иван Сергеевич Шмелёв скончался от сердечного приступа 24 июня 1950 года в Париже.

Ключевые слова: Иван Шмелёв,биография Ивана Шмелёва,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,русская литература 20 века,русские писатели 20 века,жизнь и творчество Ивана Шмелёва

Биография Шмелева

Детство и юность

21 сентября (3 октября) 1873 года в зажиточном семействе замоскворецких купцов родился наследник, которого окрестили Иваном. Отец мальчика владел банями и плотничьей артелью, и его семья ни в чем не испытывала нужды. Дети воспитывались в разумной строгости, послушании, почитании религиозных традиций.

В юном возрасте образованием Вани занималась его мать, которая читала ему произведения русских классиков: Гоголя, Толстого, Тургенева. Но наиболее сильное впечатление на мальчика произвело творчество А. С. Пушкина, которое в дальнейшем сформировало его литературный стиль.

В 10 лет юный Шмелев поступил в гимназию, однако жесткая дисциплина отбивала у него малейшее желание учиться. Впрочем, он очень любил читать, и все свободное время проводил за книгами. Уже в юном возрасте он стал развивать в себе писательские способности.

Творческий путь

1895 году Шмелев, будучи студентом юридического факультета Московского университета, написал свой первый рассказ «У мельницы».

В 1897 году была опубликован сборник очерков «На скалах Валаама», написанных под сильным впечатлением от пребывания на знаменитом острове. Однако излишне жесткая цензура и отсутствие читательского интереса надолго заставили замолчать незадачливого автора.

Новый виток творческой деятельности у Ивана Сергеевича произошел в 1905 году, под влиянием революционных событий в стране. Наиболее значимым произведением того периода стала повесть «Гражданин Уклейкин».

Широкую известность Шмелев приобрел после публикации в 1911 году повести «Человек из ресторана». Первый серьезный успех писателя посодействовал его активному сотрудничеству с Книгоиздательством писателей.

Иван Сергеевич категорически не принял ни Октябрьскую революцию 1917 года, ни Гражданскую войну. Особенно сильным ударом в краткой биографии Шмелева стал расстрел его единственного сына, 25-летнего офицера царской армии. Его смерть повергла писателя в глубочайшую депрессию, которая впоследствии была выплеснута на страницы эпопеи «Солнце мертвых».

Шмелев не смог более находиться в стране, погубившей его ребенка, и в 1922 году эмигрировал в Берлин, а после – в Париж. Заграницей Иван Сергеевич погрузился в воспоминания о дореволюционной России, которые нашли свое отражение в лучших произведениях автора: «Родное», «Лето Господне», «Богомолье».

Последним произведением Шмелева стал трехтомный роман «Пути небесные», которые он так и не успел дописать.

Иван Сергеевич дважды номинировался на Нобелевскую премию по литературе – в 1931 и 1932 годах.

Личная жизнь

Женился Иван Сергеевич еще в студенческие годы, и всю жизнь любил только свою супругу. Семейная идиллия укрепилась с рождением долгожданного сына Сергея.

Однако расстрел сына и ранний уход из жизни супруги сильно подкосили как физические, так и душевные силы писателя.

Скончался русский писатель от сердечного приступа 24 июня 1950 года. Спустя полвека прах четы Шмелевых был перевезен на родину и перезахоронен рядом с могилами родственников.

Шмелев Иван Сергеевич

Шмелев Иван Сергеевич

Тяжело и больно читать некоторые произведения, но, когда понимаешь, что это всё происходило в реальности и об этом нужно знать, просто нет сил отложить книгу и оставить её без внимания. Точно так же.

Шмелев Иван Сергеевич

Иван Сергеевич Шмелев (1873 –1950) – величайший русский писатель. В его произведениях открывается уникальный мир простого русского человека, верующего христианина, вся жизнь которого проникнута.

Шмелев Иван Сергеевич

Великий мастер слова и образа, И.С. Шмелев (1873 – 1950) создал утонченную и незабываемую ткань русского быта: «тартанье» мартовской капели»; в солнечном луче «суетятся золотинки», «хряпкают топоры».

Шмелев Иван Сергеевич

«…Я человек мирный и выдержанный при моем темпераменте – тридцать восемь лет, можно так сказать, в соку кипел, – но после таких слов прямо как ожгло меня. С глазу на глаз я бы и пропустил от такого.

Шмелев Иван Сергеевич

Роман известного русского писателя-эмигранта И. С. Шмелева (1873-1950) «Пути небесные» является, по выражению самого автора, «опытом духовного романа», над которым он работал более 15 лет. Следуя.

Шмелев Иван Сергеевич

«В поминальном очерке «У старца Варнавы» рассказано, как сорок лет тому я, юный, двадцатилетний студент, «шатнувшийся от Церкви», избрал для свадебной поездки – случайно или неслучайно – древнюю.

Шмелев Иван Сергеевич

«Дачники с Ляпуновки и окрестностей любят водить гостей «на самую Ляпуновку». Барышни говорят восторженно:

– Удивительно романтическое место, все в прошлом! И есть удивительная красавица… одна из.

Шмелев Иван Сергеевич

«Няня из Москвы» – роман «зрелого» периода творчества известного русского писателя-эмигранта Ивана Сергеевича Шмелева. Книга была создана в начале 1930-х годов, после отъезда писателя из России.

Шмелев Иван Сергеевич

В книгу замечательного русского писателя вошли наиболее известные повести «Богомолье» и «Неупиваемая Чаша», а также рассказы и очерки для детей.

Для старшего школьного возраста.

Шмелев Иван Сергеевич

«С грустью гляжу я на снеговую гору в саду: она размякла, течет, продавили ее салазки. Март на дворе, кончилась зима. Вчера в первый раз подавали к чаю «жавороночков» из булочной. Такие они красивые.

Антон Чехов, Федор Достоевский, Иван Шмелев, Татьяна Стрыгина

Великий пост – особое время. Время подготовки к самому значительному празднику Святому Христову Воскресению. Это радостное и вместе с тем таинственное время. Этой тайной пронизаны произведения Чехова.

Шмелев Иван Сергеевич

Шмелев Иван Сергеевич

В сборник вошли рассказы, написанные для детей и о детях. Все они проникнуты высокими христианскими мотивами любви и сострадания к ближним.

Для среднего школьного возраста.

Шмелев Иван Сергеевич

Иван Сергеевич Шмелев — замечательный русский писатель, не принявший революцию и с 1922 года проживавший в эмиграции, создал ряд выдающихся произведений, проникнутых любовью к православному укладу.

Шмелев Иван Сергеевич

Если англичанин Уэллс отозвался на мировые Содом и Гоморру устами и сердцем мыслителя и переоценщика культурных ценностей, то великое мужицкое царство российское, всколыхнутое (Первой мировой).

О писателе

Информация

21 сентября (по новому стилю 3 октября) 1873 года в Москве, в семье строителя-подрядчика Сергея Ивановича Шмелёва и его жены Евлампии Гавриловны родился пятый ребёнок, названный Иваном.
Первыми воспоминаниями его жизни был добротный, устойчивый уклад большого купеческого дома.Отцу Шмелева принадлежали общественные бани и артель плотников: 300 работников. Артель Шмелёва ставила в Москве ледяные катальные горы на масленицу,делала леса Храма Христа Спасителя,возводила трибуны на открытии памятника Пушкину.
Быт семьи отличается своеобразным старообрядческим демократизмом. Хозяева и работники вместе постились, вместе блюли обряды и нравственные заветы старины, ходили на богомолье, жили не…

21 сентября (по новому стилю 3 октября) 1873 года в Москве, в семье строителя-подрядчика Сергея Ивановича Шмелёва и его жены Евлампии Гавриловны родился пятый ребёнок, названный Иваном.
Первыми воспоминаниями его жизни был добротный, устойчивый уклад большого купеческого дома.Отцу Шмелева принадлежали общественные бани и артель плотников: 300 работников. Артель Шмелёва ставила в Москве ледяные катальные горы на масленицу,делала леса Храма Христа Спасителя,возводила трибуны на открытии памятника Пушкину.
Быт семьи отличается своеобразным старообрядческим демократизмом. Хозяева и работники вместе постились, вместе блюли обряды и нравственные заветы старины, ходили на богомолье, жили не просто рядом, но и вместе.
В 6 лет Иван со своим дядькой Михаилом Горкиным совершил паломничество в Троице-Сергиеву лавру и получил благословение от известного духовного учителя того времени старца Варнавы. В романе «Богомолье» описано это путешествии. Своего дядьку Иван очень любил, уважал и через много лет писал: «Два человека сформировали мою душу: отец и плотник Горкин».
Когда Ивану было семь лет,его отец упал с необъезженной лошади, и она протащила его по дороге. Сергей Иванович умер 7 октября 1880 года. Без памяти любивший отца Ваня наблюдал похоронную процессию в окно.
После смерти главы семьи Шмелёвы жили трудно,а детей было уже шестеро.Евлампия Гавриловна обладала деловой хваткой и бани давали прибыль. Кроме того, она сдавала часть дома жильцам. По характеру мать Шмелёва была суровой и деспотичной. Сыновей она регулярно била розгами просто так, не за провинности.Домашнее воспитание поркой начиналось и кончалось.
Грамоте, как было не только в купеческих, но и в дворянских семьях, Иван Шмелев обучался дома. Его первым учителем была мать. Вместе с ней он «проходил» Крылова, Толстого, Пушкина, Гоголя, Тургенева.
В шестой Московской гимназии, куда он поступил в 1884 году, круг его чтения расширился — Толстой, Успенский, Лесков, Короленко, Мельников-Печерский становятся любимыми писателями. Однако «символом веры» для Шмелева всегда оставался Пушкин. Для того, чтобы убедится в этом достаточно прочитать его статьи: «Верный идеал», «Тайна Пушкина», «Заветная встреча».
Новым словесником Ивана Шмелёва стал Фёдор Цветаев (кстати, дядя Марины Цветаевой), у которого талантливый ученик получал за сочинения пятёрки с двумя и тремя плюсами и начал писать романы и рассказы, подражая Загоскину, Мельникову-Печёрскому, Глебу Успенскому и Льву Толстому.
А летом 1893 года на каникулы приехала погостить к родственникам, жильцам Шмелёвых, студентка Патриотического Института Ольга Александровна Охтерлони. Ей было шестнадцать лет…
Ольга происходила из обедневшего шотландского дворянского рода, родственного династии Стюартов. Её прадед приехал в Россию при Екатерине II.
Умная, начитанная, верующая девушка хотела стать сельской учительницей.
Иван увлёкся Ольгой с первых же дней и регулярно ходил к ней в гости. Мать Ивана была категорически против этой дружбы и всячески ей препядствовала.
Окончил гимназию Шмелёв в 1894 году и поступил в Московский университет, на юридический факультет. Евлампия Гавриловна сыскала сыну богатую невесту, купеческую дочь, но Иван с Ольгой переупрямили мать. В собственной усадьбе на Клязьме отгуляли пышную свадьбу и молодые отправились в свадебное путешествие сначала в Троице-Сергиеву лавру к старцу Варнаве, а потом – на Валаам. Варнава напутствовал молодожёна: «превознесёшься своим талантом».
Через два года вышел валаамский дневник Шмелёва под названием «На скалах Валаама».
В ночь с 6 на 7 января 1897 года у четы Шмелёвых родился сын Сергей. Отцовство –станет одной из важнейших тем прозы И.С. Шмелёва. Но пока надо содержать семью, а «На скалах Валаама» расходились плохо. Кончилось тем, что Шмелёв на восемь лет забыл о литературной деятельности.
В 1898 году Иван Шмелёв окончил университет, отбыл воинскую повинность и поступил в московскую адвокатуру,но адвокатура оказалась «не его»,как своего рода лукавство.
В 1901 году Шмелёвы переезжают во Владимир, где отец семейства стал работать налоговым инспектором – должность, требующая постоянных разъездах по глубинке. Зато накапливался житейский и профессиональный опыт.Один из ценителей и исследователей творчества Шмелева, И. А. Ильин говорил: «Когда он пишет — он слушает, как растет трава русского бытия, как стонет и ноет русская душа. «.
Много работая, поверив в свои силы, в 1907 году Иван Шмелёв ушёл со службы, полностью посвятив себя литературному творчеству. Дореволюционные произведения Шмелева публиковались в журналах «Русское богатство», «Русская мысль», а также в сборниках организованного М. Горьким издательства «Знание». Повесть «Человек из ресторана» (1911) принесла автору славу.В результате работы было издано восьмитомное собрание его трудов. До 1917 года писателя Шмелёва успели полюбить читатели и хвалили критики, сравнивая с Достоевским.
Февральская 1917 года революция была встречена Шмелевым с энтузиазмом, однако после событий октября его отношение к новой власти стало глубоко критическим. Осенью 1918 года он уехал в Алушту, где у него было небольшое имение. Там Шмелев пережил все ужасы Гражданской войны, закончившейся для него арестом и расстрелом единственного сына, белого офицера, ставшего жертвой расправ над побеженными, после падения правительства Врангеля.Шмелев тщетно искал могилу сына. События этого времени отразились в написанной на автобиографическом материале повести «Солнце мертвых» (1923). Глинобитный домик Шмелёвых в Алуште сохранился. В нем теперь открыт музей писателя.
В январе 1922 года, вырвавшись из красной России за границу для лечения, Иван Сергеевич пишет: «Мы в Берлине! Неведомо для чего. Бежал от своего гopя. Тщетно. Мы с Олей разбиты душой и мыкаемся бесцельно. «Из Берлина по приглашению Бунина они перебираются в Париж. Шмелёв еще не знал, что никогда не вернется на Родину.
После всего пережитого Шмелев похудел и постарел до неузнаваемости. Из прямого, всегда живого и бодрого человека превратился в согнутого, седого старика.Шмелев все жизнь страдал язвой желудка,болезнь обострилась. Без супруги, которая оберегала его, создавала ему «тишину и уклад», «то, чего уже нет в России», не было бы «Богомолья», «Лета Господня» и всех других произведений Шмелёва.Ольга Александровна Шмелёва скончалась внезапно,от сердечного приступа в 1936 году.
Чтобы хоть как то отвлечь писателя от мрачных мыслей,
друзья организовали ему поездку в Латвию и Эстонию. Он побывал и в
Псковско-Печорском монастыре, постоял у советской границы. Дотянувшись
рукой через проволоку ограждений он сорвал несколько цветов.
Перед своей кончиной, 24 июня 1950 года, Шмелёв приехал в обитель Покрова Пресвятой Богородицы в 140 километрах от Парижа. В тот же день сердечный приступ оборвал его жизнь.Монахиня матушка Феодосия, присутствовавшая при кончине Ивана Сергеевича, писала: «. человек приехал умереть у ног Царицы Небесной под Её Покровом».
В апреле 2000 года внучатый племянник Шмелёва Ив Жантийом-Кутырин передал Российскому фонду культуры архив Ивана Сергеевича Шмелёва.
А в мае 2001 года по благословению Святейшего Патриарха прах Шмелёва и его жены был перенесён в Россию, в некрополь Донского монастыря в Москве, где сохранилось семейное захоронение Шмелёвых.

ШМЕЛЁВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ

Писатель, публицист консервативно-христианского направления.

Биография

Дед писателя происходил из государственных крестьян. Отец – купец Сергей Иванович Шмелев. Первым воспитателем Ивана был плотник Михаил Горкин, повлиявший на его религиозное мировоззрение. Однако в основном домашним образованием мальчика руководила его мать, привившая ему любовь к литературе.

В 1894 году Шмелев окончил Шестую Московскую гимназию и поступил в Московский университет на юридический факультет. После выхода из стен университета в 1898 году год провел на армейской службе.

В 1899-1907 годах жил во Владимире, будучи чиновником по особым поручениям Владимирской казенной палаты.

Сочувствуя в некоторой степени Февральской революции, Шмелев был против революции Октябрьской. Летом 1918 года вместе с семьей он отправился в Крым. Некоторое время спустя он приобрел дом в Алуште. В 1920 году, после того, как большевики заняли Крым, Иван Сергеевич подвергся аресту, а его сын Сергей был расстрелян красными, что очень сильно повлияло на душевное состояние писателя.

Из Крыма Шмелев возвратился в Москву, мысли об эмиграции приходили к нему все чаще. В 1922 году он уехал в Берлин, затем обосновавшись в Париже. В эмиграции он близко подружился с философом Иваном Александровичем Ильиным, с которым активно переписывался. Во Франции Шмелев печатался в эмигрантских журналах («Возрождение», «Русская мысль», «Сегодня» и др.).

Начало Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года писатель воспринял как начало освобождения России от уз зла. Находясь в оккупированной немцами французской столице, публиковал свои произведения в прогерманском «Парижском вестнике».

Иван Сергеевич Шмелев умер от сердечного приступа в июне 1950 года. Погребен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В 2000 году перезахоронен в некрополе Донского монастыря в Москве.

В 1993 году в Алуште был открыт дом-музей И.С. Шмелева.

Творчество

Писать Шмелев начал, еще будучи гимназистом. Его дебют в печати – рассказ «У мельницы» (1895, журнал «Русское обозрение»). Через два года вышел его сборник «На скалах Валаама», вскоре запрещенный цензурой.

В начале 1900-х Иван Сергеевич пишет множество повестей: «К солнцу» (1907), «Под горами» (1907), «Гражданин Уклейкин» (1907), «В норе» (1909), «Под небом» (1910), «Патока» (1911), «Человек из ресторана» (1911). В 1909 году он стал членом литературного кружка «Среда». В 1912 году наряду с Иваном Буниным, Борисом Зайцевым и другими писателями выступил соучредителем «Книгоиздательства писателей в Москве», с которым много лет активно сотрудничал.

В 1912-1923 годах из-под пера Шмелева вышли многие повести и рассказы: «Стена», «Виноград», «Волчий перекат», «Как это было» (повествует о Гражданской войне), «Чужая кровь». Печатались и сборники писателя: «Лик скрытый», «Карусель», «Суровые дни».

Водоразделом для Шмелева стала эмиграция. Если в своем раннем творчестве он поднимал тему «маленького человека», описывал быт крестьян и купцов, то в 1920-1930-е годы главными темами стали размышления о произошедших в России трагических событиях революции и гражданской войны, ностальгические описания русской жизни, ее религиозных традиций, описание жизни русских эмигрантов.

В Париже вышла его знаменитая эпопея «Солнце мертвых» (1923). Писатель создал произведения «Каменный век» (1924), «Два Ивана» (1924), «Про одну старуху» (1925), «Русская песня» (1926), «Наполеон. Рассказ моего приятеля» (1928) и др. В 1929 году была опубликована его книга «Въезд в Париж. Рассказы о России зарубежной», в 1930 году – роман «Солдаты». Наиболее знаменитыми стали романы Шмелева «Богомолье» (1931) и «Лето Господне» (1933-1948). В 1931 и 1932 годах Иван Сергеевич был номинантом Нобелевской премии по литературе.

В 1936 году вышел его роман «Няня из Москвы», в 1948-м – «Пути небесные». Для этих произведений характерны размышления о монастырской жизни в частности и Божьем промысле в целом.

Книги онлайн

. . . все ваши любимые книги онлайн

Все книги автора Иван Сергеевич Шмелев

«Алуштинские прототипы ‘Солнца мертвых’»

Иван Сергеевич Шмелев

«Богомолье»

Иван Сергеевич Шмелев

«Богомолье»

Иван Сергеевич Шмелев

«Богомолье»

Иван Сергеевич Шмелев

«Волчий перекат»

Иван Сергеевич Шмелев

«Гражданин Уклейкин»

Иван Сергеевич Шмелев

«Иностранец»

Иван Сергеевич Шмелев

«Иностранец»

Иван Сергеевич Шмелев

«История любовная»

Иван Сергеевич Шмелев

«Лето Господне»

Иван Сергеевич Шмелев

«Лето Господне»

Иван Сергеевич Шмелев

«Лето Господне»

Иван Сергеевич Шмелев

«Мой Марс»

Иван Сергеевич Шмелев

«На пеньках (отрывки)»

Иван Сергеевич Шмелев

«На пеньках (отрывки)»

Иван Сергеевич Шмелев

«Неупиваемая чаша»

Иван Сергеевич Шмелев

«Неупиваемая чаша»

Иван Сергеевич Шмелев

«Няня из Москвы»

Иван Сергеевич Шмелев

«Об Иване Шмелеве»

Иван Сергеевич Шмелев

«Переписка»

Иван Сергеевич Шмелев

«Переписка»

Иван Сергеевич Шмелев

«Письма И С Шмелева А В Луначарскому»

Иван Сергеевич Шмелев

«Пути небесные. Том 1»

Иван Сергеевич Шмелев

«Пути небесные. Том 1»

Иван Сергеевич Шмелев

«Пути небесные. Том 2»

Иван Сергеевич Шмелев

«Пути небесные. Том 2»

Иван Сергеевич Шмелев

«Росстани»

Иван Сергеевич Шмелев

«Свет разума»

Иван Сергеевич Шмелев

«Свет разума»

Иван Сергеевич Шмелев

«Солдаты»

Иван Сергеевич Шмелев

«Солнце мертвых»

Иван Сергеевич Шмелев

«Солнце мертвых»

Иван Сергеевич Шмелев

«Солнце мертвых»

Иван Сергеевич Шмелев

«Старый Валаам»

Иван Сергеевич Шмелев

«Человек из ресторана»

Иван Сергеевич Шмелев

«Человек из ресторана»

Иван Сергеевич Шмелев

Копирование материалов сайта www.bookol.ru
допускается только с письменного разрешения
администрации сайта.

Информационная продукция сайта
запрещена для детей (18+).
© 2010 -2020 «Книги онлайн»

Ссылка на основную публикацию