Симонов мужской монастырь в Москве

moscow_walks

Прогулки по Москве

Сообщество проекта moscowwalks.ru

м.Автозаводская, Восточная ул., д.4

Симонов (Успенский) монастырь — мужской монастырь, основан в 1370 году
учеником и племянником св. прп. Сергия Радонежского — свт. Федором, уроженцем города Радонежа
на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин (монашеское имя — инок Симон — от чего и происходит название монастыря).

В 1379 году монастырь перенесен на нынешнее место;
на прежнем месте (в Старом Симонове) сохранилась церковь Рождества Богородицы. http://mittatiana.livejournal.com/2012/04/09/

В 1405 году в монастыре была построена каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, строительство которой было начато в 1379 г.
В 1476 году купол собора сильно пострадал от удара молнии, поэтому в конце XV века храм перестраивался неизвестным итальянским архитектором.
В конце XVII века собор был расписан артелью московских царских мастеров.
Тогда же был выполнен резной золоченый иконостас, в котором находилась главная реликвия монастыря — Тихвинская икона Богоматери, которой св. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
Здесь же хранился золотой крест, осыпанный алмазами и изумрудами — дар царевны Марии Алексеевны.

Старые башни и стены монастыря строились в XVI веке.
Как считают, их возводил «государев мастер» Федор Савельевич Конь — строитель Смоленского кремля.
Окружность монастырских стен составляла 825 м, высота — 7 м.
Из сохранившихся башен особенно выделяется угловая башня «Дуло»,
увенчанная высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой.

Укрепленный при Борисе Годунове, монастырь отразил в 1591 году нападение крымского хана Газы II Гирея.
Симонов монастырь неоднократно служил щитом Москвы против врагов.
За долгие годы своего существования Симонов монастырь не раз принимал на себя натиск вражеских полчищ, подвергался татарским набегам, в Смутное время был разорен и разрушен почти до основания.

Две другие уцелевшие башни — пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая» — построены в 1640-е годы, когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время.

Новая трапезная Симонова монастыря стала одним из самых значительных сооружений конца XVII века.
Пышно украшенное здание было ярко раскрашено «в шахмат» — стиль росписи, имитирующий каменную ограненную кладку.

Церковь Сошествия Святого Духа при трапезной построена в 1700 году на средства царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I.
В XIX веке к ней были пристроены два придела.

В прежние времена монастырь был одним из самых известных и почитаемых в России: сюда стекалось и огромное количество людей, и большие денежные вклады.

Обессмертил Симонов монастырь Николай Михайлович Карамзин:

«. всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Симонова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густозеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом.
Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

Особенной любовью монастырь пользовался у царя Федора Алексеевича (старшего брата Петра I), который имел здесь собственную келью для уединения.
В 1771 году монастырь был упразднен Екатериной II и по случаю распространившейся в то время эпидемии чумы был обращен в чумной изолятор.
Лишь в 1795 году он был восстановлен в своем исконном качестве ходатайством графа Алексея Мусина-Пушкина.

В Отечественную войну 1812 г. Симонов монастырь подвергся разорению французами. После освобождения Москвы братия возвратилась в монастырь.

Славилась на всю Москву и монастырская колокольня.
Да и колокольный звон, судя по летописям, был на той колокольне незаурядный.
Так, в Никоновской летописи помещена специальная статья «О колоколах», в которой говорится о сильном и чудном колокольном звоне,
доносившемся, по мнению одних, от соборных колоколов Кремля, а по мнению других, от колоколов Симонова монастыря.
И когда к XIX веку она пришла в ветхость, то известный архитектор Константин Тон (создатель русско-византийского стиля в московской архитектуре) возвел в 1839 году над северными воротами монастыря новую.
Крест ее стал самой высокой точкой Москвы (99,6 метра).

На втором ярусе колокольни располагались церкви Иоанна, патриарха Царьградского, и святого Александра Невского,
на третьем — звонница с колоколами (самый большой из них весил 16 тонн),
на четвертом — часы,
на пятом — выход на главу колокольни.
Построили это величественное сооружение на средства московского купца Ивана Игнатьева.

К 1917 г. на территории монастыря находилось шесть храмов с одиннадцатью престолами:
Собор Успения Богородицы, освященный в 1405 г.;
трапезная церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери (ранее — во имя преподобного Сергия Радонежского);
церковь преподобного Александра Свирского;
церковь Происхождения Честных Древ, расположенная над западными вратами;
церковь Свт. Николая Чудотворца — над восточными вратами;
церковь во имя Иоанна, патриарха Цареградского,
и церковь св. благоверного князя Александра Невского — во втором ярусе колокольни.

После установления советской власти в 1920 году монастырь был вновь упразднен.
В 1923 году в монастыре был учреждён музей, просуществовавший до 1930 года.
Директор музея, Василий Иванович Троицкий (1868—1944), наладил отношения с церковной общиной: разрешил
службы в одном из храмов монастыря в обмен на предоставление сторожей и дворников за счёт общины.
В 1920-е годы архитектором С. К. Родионовым была проведена реставрация построек монастыря.
В январе 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории
монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести.

Взрыв прогремел в ночь на 21 января, точно в шестую годовщину смерти В. И. Ленина.
На воздух взлетели пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви,
а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками.

На территории Симонова монастыря находился обширный некрополь,
где были похоронены поэт Д. В. Веневитинов (1805—1827),
писатель С. Т. Аксаков (1791—1859), его сын К. С. Аксаков (1817—1860),
композитор А. А. Алябьев (1787—1851), известный библиофил и коллекционер А. П. Бахрушин (1853—1904),
дядя А. С. Пушкина — Н. Л. Пушкин, сподвижник Петра I Фёдор Головин,
а также многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий — Загряжские,
Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьёвы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские.

В 1930-х годах, одновременно с монастырём, был уничтожен и некрополь.
С его разорённого кладбища на Новодевичье были перенесены останки поэта Д. В. Веневитинова
и писателей С. Т. и К. С. Аксаковых.
Разорённые захоронения были превращены в мусорные ямы, и прямо на костях усопших открылся сначала гальванический, а потом столярный цех.

После возвращения монастыря церкви во время строительных работ в 1990-х гг. некоторые останки
были найдены и вновь захоронены.

На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной,
а также стерты с лица земли все могилы на территории обители.
На месте развалин поднялся Дворец культуры ЗИЛа.
В здании трапезной вначале располагался киноклуб, а позднее — предприятие по производству рыболовных снастей.
Вся территория монастыря была огорожена, уцелевшие здания были заняты промкомбинатом московского общества «Рыболов-спортсмен», производившего рыболовные крючки и прочую снасть.

В 1990 г. монастырь был передан в ведение Министерства культуры РСФСР и затем — православной общине неслышащих.
Первый молебен внутри монастыря состоялся на Дмитриевскую родительскую субботу в ноябре 1994 г.

До наших дней сохранилась лишь малая часть построек Симонова монастыря.
От монастыря уцелела лишь южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло» (четыре боевых яруса, каменный шатер, двухъярусная смотровая вышка),
пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая».
Также сохранились «новая» трапезная с церковью Св. Духа (1677—83; архитекторы И. Потапов, и О. Старцев),
братский корпус XVII века,
«старая» трапезная палата (1485, XVII в.),
мастеровая палата и хозяйственная постройка — «солодежня» или «сушило».

В настоящее время проводится реставрация трапезной, хозяйственные постройки и братский корпус
используются как мастерские; уцелевшие же стены и башни пребывают в заброшенном состоянии.

Симонов мужской монастырь

Фото Симонова монастыря в Москве

Симонов мужской монастырь — Москва, ул. Восточная, 4

Симонов мужской монастырь был основан во второй половине XIV века и считался одним из наиболее значимых и богатых на территории Подмосковья. Ныне он находится в пределах Москвы, в Южном административном округе столицы.

Состоятельные люди жертвовали обители солидные денежные средства, ее посещали коронованные особы. Царю Федору Алексеевичу даже была отведена келья, в которой он любил уединиться от мирских дел. На территории монастыря также находился некрополь, где обретали вечное успокоение именитые деятели искусства и русской культуры, а также представители почитаемых дворянских родов.

Заложил обитель, став ее основателем, преподобный Федор, приходившийся племянником и преданным учеником святейшего Сергия Радонежского. Строительные работы начались в XIV веке на землях, кои были пожертвованы на благое дело боярином московским Ховриным. При иноческом постриге его нарекли Симоном. От этого имени и пошло название монастыря.

За свою непростую многовековую историю монастырь являлся не только духовной колыбелью православья, но и важным форпостом, обеспечивающим защиту на подходах к южным границам Москвы. Он был хорошо укреплен, и не раз его стены становились преградой, сдерживающей вражеские полчища. Однако в период Смутного Времени богатейший Симонов монастырь претерпел варварское разорение и опустошение.

Указом ее Величества Екатерины II в 1771 году, монастырь был упразднен. Это время совпало с разразившейся эпидемией чумы, охватившей Москву и косившей сотни ее жителей. Монастырские помещения стали пристанищем для изолированных больных. Только спустя немногим более двух десятилетий благодаря ходатайству А. Мусина-Пушкина обитель вновь обрела свой церковный статус и зажила прежней жизнью.

В 20-е годы, в советский период, Симонову монастырю вновь пришлось пережить ликвидацию. На протяжении 7 лет здесь размещались экспозиции музея, и даже в одном из храмов было разрешено отправлять церковную службу.

Но в 30-е годы по решению правительственной комиссии монастырские стены, пять церквей, колокольня и другие постройки подверглись сносу. Более двух третей всего архитектурного ансамбля утрачено безвозвратно.

Симонов мужской монастырь в наши дни

Все возвращается на круги своя. В 90-х годах прошедшего столетия обитель вновь вернулась в лоно церкви и начала возрождаться. Частично были предприняты работы по реставрации некоторых строений.

К сожалению, до нашего времени сохранилась лишь небольшая часть древних построек: фрагменты южной крепостной стены с несколькими уцелевшими башнями, здания трапезных: старое и более позднее строение с церковью, братский корпус и ряд хозяйственных построек.

Уцелевшие монастырские стены, куда вошла часть более старого сооружения крепости, возводившаяся, по мнению ученых, Федором Конем, датируются 30-ми, а три башни – 40-ми годами XVII века. Особое внимание привлекает угловая башня, называемая «Дуло». Ее верх увенчан шатровой конструкцией с дозорной двухъярусной надстройкой. «Солевая» вежа по архитектурному решению напоминает «Дуло», но гораздо скромнее в размерах и декоре. Самая маленькая башня – «Кузнечная», она находится в прясле, то есть в сохранившейся стене, имеет пятиугольную форму и тоже снабжена небольшим смотровым пунктом в один ярус.

Строение трапезной выдержано в московском барочном стиле и украшено росписью, имитирующей каменную граненую кладку. Главный фасад завершен ступенчатым щипцом, характерным для западноевропейской архитектуры. К трапезной примыкает небольшая по размерам церквушка. Хозяйственные постройки и келарский корпус используются ныне как мастерские.

Симонов монастырь представляет духовную, архитектурную и историческую ценность, притягивая многочисленных верующих и любознательных туристов.

Симонов монастырь

Один из наиболее пострадавших московских монастырей и один из самых значимых в истории столицы. Симонов монастырь был утрачен более чем на две трети, в ХХ веке был уничтожен его собор – один из древнейших в Москве. И всё же осколки его истории дошли до наших дней, словно показывая, к чему может привести неуемная жажда разрушений.

Первоначально Симонов монастырь был основан в 1370 году чуть поодаль от своего сегодняшнего места – там, где сейчас располагается церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове. Его основателем стал святой Федор – ученик и племянник преподобного Сергия Радонежского. А название обитель получила не от храма, а по монашескому имени боярина Степана Ховрина, который пожертвовал землю для создания монастыря и принял в нем иночество с именем Симон. В 1379 году обитель была перенесена немного на север и больше уже не меняла свое местоположение. В это же время началось строительство каменного собора Успения Божией Матери, завершенное к 1405 году. В XVI веке построены существующие каменные стены: архитектором, предположительно, был Федор Конь, создатель Смоленского кремля, стен Белого города в Москве и Малого собора Донского монастыря. Стены и башни Симонова монастыря – шедевр русской фортификации, он не раз принимал участие в боях и выдерживал осады неприятеля. Сохранившиеся до наших дней башни «Дуло», «Соляная» и «Кузнечная» перестроены в 1640‑х годах. Монастырь был упразднен в 1771 году для размещения в его стенах чумного карантина, но в 1795 году снова был восстановлен по ходатайству графа Мусина‑Пушкина.

Центром монастырского ансамбля являлся массивный пятиглавый собор Успения Божией Матери. Южнее располагалась трапезная, построенная в 1677 году на средства царя Федора Алексеевича с церковью Тихвинской иконы Божией Матери на основе старой постройки. В архитектурном отношении это было очень необычное здание: помимо четверика церкви, особо выделялась широкая смотровая башня, с которой царь любовался видами Москвы и окрестностей. Её фасады были украшены окнами с наличниками сложной формы, с запада она венчалась декоративной ступенчатой композицией с голландскими мотивами. Над западными вратами возвышалась церковь Всемилостивого Спаса, построенная в 1593 году в память о победе над крымским ханом Казы‑Гиреем, а над восточными – храм святого Николая Чудотворца. С севера в составе монастырской стены находилась колокольня, построенная на средства купца Ивана Игнатьева в 1835‑1839 годах по проекту архитектора К.А. Тона – создателя Храма Христа Спасителя. Наконец, при здании монастырской больницы был одноглавый храм преподобного Александра Свирского.

Целый ряд русских святых и известных архиереев, вошедших в историю, начинали свой монашеский путь в Симоновом монастыре: митрополит Московский Иона, патриарх Иосиф, святой Кирилл Белозерский. Монастырский некрополь был полон известных имен русской литературы и искусства: Д.В. Веневитинов, С.Т. и К.С Аксаковы, А.А. Алябьев и многие другие.

Возле Симонова монастыря находился пруд, который, согласно легенде, выкопал сам преподобный Сергий Радонежский. Однако в литературу и народную память он вошёл под названием «Лизин пруд» благодаря книге Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»: главная героиня произведения покончила с собой из-за предательства возлюбленного, бросившись в этот пруд.

В 1920 году монастырь был упразднен, но здания поначалу сохранялись: в части из них был устроен музей фортификации. Однако к 1930 году и он оказался закрыт, а в ночь на 21 января 1930 года бо́льшая часть монастыря вместе с Успенским собором начала XV века была взорвана. Это самая крупная потеря культурного наследия Москвы в 1930‑х годах. Тогда же полностью уничтожен монастырский некрополь, лишь некоторые могилы были перенесены на Новодевичье кладбище. На месте уничтоженной части монастыря появился Дворец культуры завода «ЗИЛ», созданный по проекту братьев Весниных.

Сегодня мы можем видеть не более трети монастырского ансамбля: из шести храмов остался только один – во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Также сохранилось три башни с полуразрушенными фрагментами монастырских стен, келарский корпус, трапезная, солодёжня и казначейские кельи. Эти постройки долгое время использовались в производственных целях, здесь делались рыболовные крючки и снасти, поэтому все они находятся в очень плохом состоянии. Искаженное перестройками здание Тихвинской церкви с трапезной передано верующим в 1995 году, с этого момента ведется реставрация. Община здесь особенная – для глухонемых и слабослышащих.

Православный Симонов мужской монастырь

Название: Симонов мужской монастырь
Тип постройки: Монастырь
Адрес: Москва, ул. Восточная, 4
Координаты: 55.714206, 37.656624
Тип: Мужской
Статус: Сохранившийся
Видео:
Современная принадлежность: РПЦ МП

История


Мужской монастырь был основан вниз по течению Москвы-реки от Москвы учеником и племянником св. прп. Сергия Радонежского — свт. Федором, уроженцем города Радонежа на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, принявший иночество с именем Симон, от чего и происходит название монастыря. Монастырь и позднее сохранял связь с родом Ховриных (Головиных); здесь была усыпальница его представителей.

Считалось, что монастырь был основан в 1370 году. Современные исследователи относят основание к 1375—1378 годам или к весне-осени 1377 года.
В 1379 году монастырь перенесен на нынешнее место; на прежнем месте (в Старом Симонове) сохранилась церковь Рождества Богородицы, в которой в XVIII веке были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы — Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби, сохранившиеся и поныне.

Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» своей Троицкой обители и всегда останавливался здесь во время приездов в Москву. Из стен Симонова монастыря вышла известные церковные деятели: св. Кирилл Белозерский (1337—1427), митрополит Иона, патриарх Иосиф, митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Иоанн. В XVI веке в монастыре проживали и работали знаменитый деятель нестяжательства инок Вассиан и богослов Максим Грек.

За долгие годы своего существования Симонов монастырь не раз подвергался набегам, был разорён в Смутное время.
В прежние времена монастырь был одним из самых известных и почитаемых в ближайшем Подмосковье; сюда стекалось и огромное количество людей, и богатые материальные вклады. Особенной любовью монастырь пользовался у царя Федора Алексеевича (старшего брата Петра I), который имел здесь собственную келью для уединения.

В 1771 году монастырь был упразднен Екатериной II и по случаю распространившейся в то время эпидемии чумы был обращен в чумной изолятор. Лишь в 1795 году он был восстановлен в своем религиозном качестве ходатайством графа Алексея Мусина-Пушкина. При этом его первым настоятелем стал архимандрит Игнатий (Ушаков), перемещенный из Большого Тихвинского монастыря Новгородской епархии.

После установления советской власти в 1920 году монастырь был вновь упразднен. В 1923 году в монастыре был учреждён музей, просуществовавший до 1930 года. Директор музея, Василий Иванович Троицкий (1868—1944), наладил отношения с церковной общиной: разрешил службы в одном из храмов монастыря в обмен на предоставление сторожей и дворников за счёт общины. В 1920-е годы архитектором С. К. Родионовым была проведена реставрация построек монастыря.

В январе 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести. Были снесены пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также упразднено кладбище. На месте снесённых построек в 1932—1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа.
В начале 1990-х остатки монастырских зданий передали церкви.

Современное состояние
В настоящее время сохранилась лишь малая часть построек Симонова монастыря:
южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло» (четыре боевых яруса, каменный шатер, двухъярусная смотровая вышка), пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая».
«Новая» трапезная с церковью Св. Духа (1677—83; архитектор О. Старцев),
братский корпус XVII века, «старая» трапезная палата (1485, XVII в.),
мастеровая палата,
хозяйственная постройка — «солодежня» или «сушило».

На территориии монастыря действует приходской храм Тихвинской иконы Божией Матери.
Проводится реставрация трапезной, хозяйственные постройки и братский корпус используются как мастерские; уцелевшие же стены и башни пребывают в заброшенном состоянии.

При храме:
существует самодеятельный коллектив жестовой песни и инсценировки;
проводятся духовные воскресные беседы с инвалидами по слуху и зрению;
на территории храма проходят занятия группы анонимных алкоголиков «Шанс» и группы анонимных наркоманов «Восток-4».

Храмы

  • Церковь Тихвинской иконы Божией Матери.

Святыни
Чтимые иконы: мерный список Тихвинской иконы Божией Матери; Казанская икона Божией Матери; Умягчение злых сердец; Исцеление глухого; преподобных Отцов Симоновских с мощами святителя Ионы Московского. Ковчег с мощами Оптинских старцев.

Престольные праздники

  • Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (9 июля)

Как добраться
Адрес: г. Москва, ул. Восточная д. 4.
Добраться до Москвы можно самолетом поездом или автобусом.
До Симонова монастыря удобнее добраться на метро, станция «Автозаводская». Далее до улицы Мастеркова. После пересечения с улицей Ленинская Слобода прямо по улице Восточной.

Паломнику
Симонов мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в богослужениях и поклониться святыням.

Истории монастырей

Симонов (Успенский) мужской монастырь.

Адрес Симонова монастыря: 109280, г. Москва, ул. Восточная, 4 (м. «Автозаводская»).

Симонов (Успенский) мужской монастырь был основан в 1370 году учеником и племянником святого Сергия Радонежского – преподобным Федором. Место для монастыря было выбрано вниз по течению Москвы-реки от города. Земли, на которых был построен монастырь, пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, в иночестве – Симон, отсюда и произошло название монастыря.

Существует версия, что вначале обитель располагалась немного южнее, приблизительно там, где находится нынешняя церковь Рождества Богородицы, а в нынешнее место монастырь перенесли в 1379 году.

Симонов монастырь. Литография. Бишбуа. 1846 год.

Симонов монастырь был одним из монастырей-сторожей, выполнявших защитную функцию на южных границах Москвы. Это был самый укрепленный из всех монастырей. Не один раз стены обители выдерживали натиск вражеских войск, идущих на Москву, а в период Великой Смуты был практически стёрт с лица земли. Но оборонительной функцией роль Симонова монастыря не ограничивалась. В 16 веке в обители жил и трудился Максим Грек, многие выдающиеся деятели русской церкви получили образование именно в Симоновом монастыре, это и митрополит Варлаам, и патриарх Иов, патриарх Гермоген, патриарх Иосиф. На территории монастыря был похоронен сын Дмитрия Донского Константин. Здесь же находилось фамильное захоронение Аксаковых. Некрополь Симонова монастыря был довольно примечательным. Здесь покоились люди, имена которых широко известны, деятели культуры и искусства, а также представители старинных дворянских фамилий.


Вид московского Симонова монастыря. Акварель середины XIX века.

В старину Симонов монастырь был в числе самых почитаемых во всей России, сюда поступали обильные материальные пожертвования. Особое внимание уделял Симоновой обители царь Федор Алексеевич (старший брат Петра I), у него здесь даже была собственная келья для уединения.

Архитектурный ансамбль Симонова монастыря начал формироваться в 1379 году, когда была заложена каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Строительство храма было закончено в 1405 году, после чего здесь находилась самая главная реликвия Симонова монастыря – Тихвинская икона Богоматери.


Остатки крепостной стены Симонова монастыря.

Именно этой иконой Сергий Радонежский благословлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву. В Успенском соборе хранился и крест, украшенный алмазами и изумрудами, который монастырю подарила царевна Мария Алексеевна. Башни и стены монастыря предположительно строилась в 16 веке. При Борисе Годунове они были укреплены, благодаря чему монастырь смог отразить нападение крымского хана Казы-Гирея в 1591 году.

В 1771 году по распоряжению императрицы Екатерины II Симонов монастырь упразднили. Как раз в это время в Москве распространилась эпидемия чумы, и монастырь превратили в чумной изолятор. В 1795 году граф Алексей Мусий-Пушкин ходатайствовал о восстановлении Симонова монастыря в своем исконном качестве. Ходатайство было удовлетворено, и монастырь вернулся к своей привычной жизни.

До нашего времени сохранились новые монастырские стены и часть башен, построенных в 1639 году. При обновлении монастырского ограждения, в состав нового архитектурного комплекса вошли и фрагменты старой крепости, сооруженной Федором Конем. Протяженность монастырских стен равнялась 825 метров, а высота – 7 метров.

В 1680 году была построена монастырская трапезная. Строительные работы проводила артель каменщиков под руководством Парфена Петрова. Средства на возведение трапезной были предоставлены царем Федором Алексеевичем. При строительстве новой трапезной также были сохранены части старой постройки 1485 году. Но в своем проекте Парфен Петров применил некоторые элементы древнемосковской архитектуры, которые не понравились руководству монастыря. Дело дошло до суда, и через три года трапезная была перестроена по проекту московского архитектора Осипа Старцева, известного своими работами в Москве и Киеве.

Трапезная Симонова монастыря была наиболее выдающимся архитектурным произведением конца 17 века. Здание было богато украшено и расписано «в шахмат» — манера росписи, имитирующая каменную кладку. В 1700 году к трапезной была пристроена церковь Сошествия Святого Духа, средства на которую пожертвовала царевна Мария Алексеевна, сестра Петра I.

В 1832 году было принято решения строить новую колокольню на средства, пожертвованные купцом Иваном Игнатьевым. Согласно первому проекту, разработанному архитектором Н.Е. Тюриным, колокольня должны была строиться в классической манере. Но в те годы стало популярным возвращение к традициям русской архитектуры, и в итоге была возведена пятиярусная колокольня высотой 90 метров, автором которой стал К.А. Тон – также очень известный и популярный в те годы архитектор. Закончено строительство колокольни было в 1839 году, после чего на ней были установлены колокола, самый большой из которых весил 1 000 пудов. На четвертом ярусе колокольни были установлены часы. Колокольня Симонова монастыря являлась одной из вертикальных доминант Москвы, и представляла собой архитектурную ценность.

В 1923 году в Симоновом монастыре открылся музей, который работал вплоть до 1930 года. Директором музея был Василий Иванович Троцкий, который разрешил в одном из храмов отпрвлять службы в обмен на предоставление сторожей и дворников за счет монастырской общины. В январе 1930 года специальная правительственная комиссия приняла решение, что некоторые из древних монастырских построек можно оставить в качестве исторических памятников, а собор и стены нужно снести. Взрывали монастырь ночью 2 января – в шестую годовщину со дня смерти В.И. Ленина. Были взорваны пять из существующих шести церквей, колокольня, надвратные храмы и другие постройки. Позже на субботниках разобрали и все монастырские стены кроме южной. Приблизительно в это же время был уничтожен и некрополь монастырский некрополь. Некоторые погребения были перенесены на Новодевичье кладбище, в частности, были перенесены захоронения Аксаковых. Рабочих, вскрывавших могилы, поразило то, что из левой половины груди Сергея Тимофеевича Аксакова выходил громадный корень березы, которая укрывала своей тенью все фамильное захоронение Аксаковых. Разоренное кладбище превратилось в свалку, а затем на этом месте открылся гальванический, а позже столярный цех. На месте взорванных храмов в 1932-1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа.

В начале 1990-х годов Симонов монастырь вернули церкви, и началось его медленное возрождение.

До наших дней сохранилась лишь малая часть построек Симонова монастыря. От монастыря уцелела лишь южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло» (четыре боевых яруса, каменный шатер, двухъярусная смотровая вышка), пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Также сохранились «новая» трапезная с церковью Св. Духа (1677—83; архитекторы И. Потапов, и О. Старцев), братский корпус XVII века, «старая» трапезная палата (1485, XVII в.), мастеровая палата и хозяйственная постройка — «солодежня» или «сушило».

В настоящее время проводится реставрация трапезной, хозяйственные постройки и братский корпус используются как мастерские; уцелевшие же стены и башни пребывают в заброшенном состоянии.

Потерянное сокровище: как москвичи спасают Симонов монастырь

Собственно, Симонова монастыря в Москве нет с января 1930 года. Его взорвали, чтобы построить цеха заводов «Динамо» и ЗИЛ. От самого богатого, крупного монастыря Москвы остались три мощные башни XVII века, фрагмент монастырской стены, храм Тихвинской иконы Божией Матери и хозяйственные постройки XVI и XVII веков.

В городском фольклоре до начала XX века Симонов был связан с Бедной Лизой. Писатель Карамзин в своей сентиментальной новелле утопил Лизу в монастырском пруду Симонова. После революции литературные аллюзии потеряли смысл. В 1923 году монастырь закрыли. А в 1930-м взорвали. Какой там пруд, на воздух взлетели две трети 500-летней архитектуры, среди них — Успенский собор, по масштабу и значимости не уступавший храму Христа Спасителя, и колокольня Константина Тона, что была выше колокольни Ивана Великого в Кремле.

Часть древних монастырских ценностей оказалась в Оружейной палате Кремля, а четыре иконы — в Третьяковской галерее.

К 1937 году на месте Успенского собора был построен ДК ЗИЛ, первый дворец культуры Москвы, образец архитектуры конструктивизма братьев Весниных. Сейчас ДК ЗИЛ отделяет от Симонова монастыря лишь условная металлическая ограда. Но если ДК ЗИЛ успешно адаптировался в постсоветской истории, став современным мультикультурным центром, то Симонов монастырь выглядит как выпавшая из времени архитектурная руина.

Две подруги, деловые женщины Татьяна Шевченко и Валентина Семанова-Левко решили помочь вернуть городу архитектурные сокровища Симонова монастыря и вписать исторический памятник в современный культурный контекст и с этой целью создали общество «Друзья Симонова».

При всей безрадостности картины, которая открывается в Симонове на первый взгляд, это вовсе не заброшенный памятник.

Монастырь, точнее, то, что от него осталось, — действующий храм Тихвинской иконы Божией Матери. В храме трудятся два священнослужителя – настоятель иерей Евгений Морозов и иерей Валентин Терехов, проходят службы, работает воскресная школа.

Как и другие церкви в России, Симонов находится на самоокупаемости и платит по счетам наравне с другими организациями, безо всяких льгот. Время от времени монастырь получает пожертвования состоятельных прихожан и меценатов и пытается в прямом смысле слова заткнуть дыры. Например, заплатить за отопление всех помещений или нанять рабочих для уборки территории: у двух священников, которые ведут службы и преподают в воскресной школе, охватить 14 500 кв. м территории монастыря не хватает ни сил, ни времени.

В 1992 года впервые в Москве именно в Симонове прошла служба одновременно голосом и жестами, то есть с сурдопереводом, а церковь, говоря современным языком, стала инклюзивной. В Симонов приезжают слабослышащие и глухие паломники со всей России, в воскресной школе учится несколько слабослышащих детей. В этой непростой работе монастырю нужна профессиональная помощь.

Для начала Татьяна Шевченко и Валентина Семанова-Левко собрали вокруг себя группу энтузиастов, подключили дружеские и родственные связи. Так как Семанова-Левко, внучка оперной звезды Большого театра Валентины Левко, выросла в музыкальной среде, то первым делом «Друзья Симонова» провели 16 декабря благотворительный концерт. Билеты неожиданно были распроданы еще за две недели до мероприятия. В бывшем кухонном зале, пристроенном в XIX веке к трапезному храму, случился аншлаг.

В пользу «Друзей Симонова» выступали народный артист РФ Константин Райкин, пианистка, лауреат премии «Триумф» Полина Осетинская и один из ведущих кларнетистов страны Игорь Федоров. Все артисты участвовали в концерте безвозмездно.

Следующим событием в Симонове запланированы гуляния на Масленицу во внутреннем дворе монастыря. В летнее время здесь же планируются благотворительные музыкальные концерты под открытым небом. Серия концертов задумана как благотворительный фестиваль.

«Друзья Симонова» подчеркивают, что их инициатива не только православная, но прежде всего гражданская, историческая, московская. «Буквально каждый камень в современном Симонове связан с тем или иным историческим событием или исторической личностью в истории Древней Руси и Российской империи», — говорит Валентина Семанова-Левко.

Основание Симонова монастыря напрямую связано с именем святого Сергия Радонежского – Симонов Успенский мужской монастырь в 1370-х годах основал его племянник Феодор. Монахи Симонова выступали как воины-защитники Москвы, начиная со времен правления князя Дмитрия Донского, именно отсюда на Куликовскую битву уходили монахи Пересвет и Ослябя. В XVI веке в монастыре жили богослов Максим Грек, в XVII веке старший брат Петра Великого, Федор Алексеевич. В XIX веке в усыпальнице храма был похоронен генерал-фельдмаршал Валентин Мусин-Пушкин. Его прямые наследники прилетели на концерт «Друзья Симонова», купив билеты, как только узнали о событии. В монастырь на похороны молодого поэта Дмитрия Веневитинова приезжал Александр Пушкин. Симонов описывал в своих воспоминаниях Михаил Лермонтов. Монастырский пейзаж за три года до его уничтожения успел написать Аполлинарий Васнецов.

Нынешний настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери Патриаршего подворья Симонова монастыря иерей Евгений Морозов говорит, что биография Симонова в лицах пока изучена мало, эта работа тоже ждет специалистов. Но прежде всего в Симоновом ждут реставраторов.

Сохранившаяся архитектура монастыря осталась нетронутой с XIX века, с тех времен, когда монастырь активно действовал, расширялся и перестраивался. Больше ста лет постройки никто не укреплял. Башни, великолепные образцы шатровой архитектуры работы Федора Коня (по другой версии — зодчего Константинова) и крепостная стена — в полуразрушенном состоянии. Храм и трапезная, построенные известным московским зодчим Осипом Старцевым, также нуждаются в серьезной реставрации, а постройки XVII века внесены в Красную книгу Архнадзора.

Тихвинскую церковь, названную в архивных документах Новой трапезной, прихожане много лет пытаются реставрировать своими силами. Никакой другой реставрации или серьезной консервации архитектурных памятников в постсоветское время в Симоновом монастыре не проводилось.

Инициатива «Друзей Симонова» — первая попытка москвичей не только привлечь внимание к архитектурному памятнику, вновь сделать Симонов монастырь центром культурной и религиозной Москвы, но и объединить церковное и светское на территории действующего храма, — задача, которая еще ни разу не была решена в постсоветском пространстве.

Симонов мужской монастырь в Москве

Монастыри-сторожи Москвы. Симонов монастырь

Симонов (Успенский) мужской монастырь был основан в 1370 году учеником и племянником святого Сергия Радонежского – преподобным Федором. Место для монастыря было выбрано вниз по течению Москвы-реки от города. Земли, на которых был построен монастырь, пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, в иночестве – Симон, отсюда и произошло название монастыря.

Симонов монастырь был одним из монастырей-сторожей, выполнявших защитную функцию на южных границах Москвы. Это был самый укрепленный из всех монастырей. Не один раз стены обители выдерживали натиск вражеских войск, идущих на Москву, а в период Великой Смуты был практически стёрт с лица земли.

Но оборонительной функцией роль Симонова монастыря не ограничивалась. В 16 веке в обители жил и трудился Максим Грек, многие выдающиеся деятели русской церкви получили образование именно в Симоновом монастыре, это и митрополит Варлаам, и патриархи Иов, Гермоген, Иосиф. На территории монастыря был похоронен сын Дмитрия Донского Константин. Здесь же находилось фамильное захоронение Аксаковых. Некрополь Симонова монастыря был довольно примечательным. Здесь покоились люди, имена которых широко известны, деятели культуры и искусства, а также представители старинных дворянских фамилий.

В старину Симонов монастырь был в числе самых почитаемых во всей России, сюда поступали обильные материальные пожертвования. Особое внимание уделял Симоновой обители царь Федор Алексеевич (старший брат Петра I), у него здесь даже была собственная келья для уединения.

Архитектурный ансамбль Симонова монастыря начал формироваться в 1379 году, когда была заложена каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Строительство храма было закончено в 1405 году, после чего здесь находилась самая главная реликвия Симонова монастыря – Тихвинская икона Богоматери. Именно этой иконой Сергий Радонежский благословлял Дмитрия Донского на Куликовскую битку. В Успенском соборе хранился и крест, украшенный алмазами и изумрудами, который монастырю подарила царевна Мария Алексеевна. Башни и стены монастыря предположительно строилась в 16 веке. При Борисе Годунове они были укреплены, благодаря чему монастырь смог отразить нападение крымского хана Казы-Гирея в 1591 году.

В 1771 году по распоряжению императрицы Екатерины II Симонов монастырь упразднили. Как раз в это время в Москве распространилась эпидемия чумы, и монастырь превратили в чумной изолятор. В 1795 году граф Алексей Мусий-Пушкин ходатайствовал о восстановлении Симонова монастыря в своем исконном качестве. Ходатайство было удовлетворено, и монастырь вернулся к своей привычной жизни.

До нашего времени сохранились новые монастырские стены и часть башен, построенных в 1639 году. При обновлении монастырского ограждения, в состав нового архитектурного комплекса вошли и фрагменты старой крепости, сооруженной Федором Конем. Протяженность монастырских стен равнялась 825 метров, а высота – 7 метров.

В 1680 году была построена монастырская трапезная. Строительные работы проводила артель каменщиков под руководством Парфена Петрова. Средства на возведение трапезной были предоставлены царем Федором Алексеевичем. При строительстве новой трапезной также были сохранены части старой постройки 1485 году. Но в своем проекте Парфен Петров применил некоторые элементы древнемосковской архитектуры, которые не понравились руководству монастыря. Дело дошло до суда, и через три года трапезная была перестроена по проекту московского архитектора Осипа Старцева, известного своими работами в Москве и Киеве.

Трапезная Симонова монастыря была наиболее выдающимся архитектурным произведением конца 17 века. Здание было богато украшено и расписано ″в шахмат″ — манера росписи, имитирующая каменную кладку. В 1700 году к трапезной была пристроена церковь Сошествия Святого Духа, средства на которую пожертвовала царевна Мария Алексеевна, сестра Петра I.

В 1832 году было принято решения строить новую колокольню на средства, пожертвованные купцом Иваном Игнатьевым. Согласно первому проекту, разработанному архитектором Н.Е. Тюриным, колокольня должны была строиться в классической манере. Но в те годы стало популярным возвращение к традициям русской архитектуры, и в итоге была возведена пятиярусная колокольня высотой 90 метров, автором которой стал К.А. Тон – также очень известный и популярный в те годы архитектор. Закончено строительство колокольни было в 1839 году, после чего на ней были установлены колокола, самый большой из которых весил 1 000 пудов. На четвертом ярусе колокольни были установлены часы. Колокольня Симонова монастыря являлась одной из вертикальных доминант Москвы, и представляла собой архитектурную ценность.

В 1923 году в Симоновом монастыре открылся музей, который работал вплоть до 1930 года. Директором музея был Василий Иванович Троцкий, который разрешил в одном из храмов отпрвлять службы в обмен на предоставление сторожей и дворников за счет монастырской общины. В январе 1930 года специальная правительственная комиссия приняла решение, что некоторые из древних монастырских построек можно оставить в качестве исторических памятников, а собор и стены нужно снести. Взрывали монастырь ночью 2 января – в шестую годовщину со дня смерти В.И. Ленина. Были взорваны пять из существующих шести церквей, колокольня, надвратные храмы и другие постройки. Позже на субботниках разобрали и все монастырские стены кроме южной. Приблизительно в это же время был уничтожен и монастырский некрополь. Некоторые погребения были перенесены на Новодевичье кладбище, в частности, были перенесены захоронения Аксаковых. Рабочих, вскрывавших могилы, поразило то, что из левой половины груди Сергея Тимофеевича Аксакова выходил громадный корень березы, которая укрывала своей тенью все фамильное захоронение Аксаковых. Разоренное кладбище превратилось в свалку, а затем на этом месте открылся гальванический, а позже столярный цех. На месте взорванных храмов в 1932-1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа.

В начале 1990-х годов Симонов монастырь вернули церкви, и началось его медленное возрождение.

Симонов монастырь в Москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Симонова обитель ранее была одним крупнейших столичных монастырей, а сегодня является подворьем Патриарха. На ее территории действует общество слабослышащих христиан – единственное в мире, поэтому нередко сюда направляются паломники, которые имеют проблемы со слухом.
Изначально обитель, основанная во второй половине XIV века, находилась на другом месте, однако в конце столетия ее перенесли. Интересно, что на территории старого Симонова монастыря нашли останки Андрея Оляби и Александра Пересвета, героев Куликовской битвы, которые и ныне сохраняются в храме Рождества Богородицы.
Что касается самого Симонова монастыря, история обители была богатой событиями: здесь всегда останавливался во время своих визитов в столицу Сергий Радонежский, была собственная келья у брата Петра Первого Федора Алексеевича; считается, что главная героиня повести «Бедная Лиза» сентименталиста Николая Карамзина утопилась в пруду именно возле этой обители. Были в ее истории и черные страницы: в XVIII веке монастырь превратили в чумной изолятор, а в тридцатых годах XX столетия закрыли, снеся пять из имеющихся на территории шести храмов, уничтожив некрополь, разобрав стены и сторожевые башни.

Сегодня в обители находятся несколько святынь, включая список иконы Тихвинской Богородицы, икону «Исцеление слепоглухонемого». Хотя часть территории монастыря застроена, сохранились некоторые сооружения: трапезная, к которой пристроена церковь Святого Духа, братский корпус, «старая» трапезная, Солодежня (хозяйственное строение, в котором хранили продовольствие, сушили солод), мастеровая палата; также в Симоновом монастыре уцелели три башни, расположенные на южной стене – Кузнечная, Дуло и Солевая.

Где находится обитель

Как добраться до Симонова монастыря в Москве

  1. Чтобы посетить эту обитель, удобнее всего воспользоваться метро: добравшись до станции Автозаводская, выйдите из последнего вагона (начинайте отсчет от центра).
  2. Далее двигайтесь по улице Мастерковой в сторону Восточной, направляясь к башне монастыря.
  3. Дорога займет около пяти-десяти минут.
  4. Также добраться сюда можно собственным автотранспортом.

Посещение обители

Поскольку на сегодняшний день монастырь не действует, побывать на его территории можно в любое время. Если вы хотите не только полюбоваться сохранившимися остатками архитектурного комплекса обители, но и больше узнать о ее истории, ознакомиться со святынями, посетите монастырскую библиотеку, которая действует на территории. Открыта она ежедневно, кроме пятницы,

  • в будние дни – с 15.00 до 19.00;
  • в выходные – с 10.00 до 19.00;
  • по воскресеньям здесь проводятся православные беседы, начало которых – в 15.00.

Расписание богослужений в Симоновом монастыре

День недели Служба Время начала
Понедельник-пятница Обедница 9.00
Суббота, воскресенье Исповедь
Литургия
8.30
9.00

На текущий момент богослужения проходят не во всех храмах обители, а лишь в церкви Тихвинской иконы Богоматери. Учтите этот момент, собираясь посетить монастырь с паломничеством.

Фото обители

  • Лучше всего сохранились монастырские башни.
  • Остатки архитектурного ансамбля соседствуют с современными зданиями.
  • Представить общий вид Симонова монастыря сегодня можно лишь по его старым изображениям.
  • Отреставрированная трапезная обители привлекает внимание посетителей.
  • Далеко не все строения получили «вторую молодость».
  • Солодежня – одно из немногих сохранившихся зданий монастыря.
  • Церковь Рождества Божьей Матери, расположенная на территории Старо-Симонова монастыря в Москве, сохранила свой облик.
  • В храме Рождества Богородицы хранятся останки героев Куликовской битвы.
  • Между строениями, которые относятся к ансамблю обители, возвышаются и жилые дома.

Симонов монастырь — видео

Симонов монастырь, который был одной из богатейших и красивейших московских обителей, постепенно возрождается силами общины слабослышащих. Хотя храмы и некрополь, где были родовые усыпальницы многих дворян, еще не восстановлены, территория бывшей обители уже не выглядит заброшенным пустырем, а в храме Тихвинской иконы Богоматери снова звучит молитва.
https://youtu.be/xboawmLgdgI
[blockquote_gray»]В Москве советую также побывать и в Новоспасском монастыре или в Николо-Перервинский монастырь, который был построен во времена Куликовской битвы, о нем читайте в следующей статье: //www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/monastir/moskva/nikolo-perervinskij.html[/blockquote_gray]

Симонов монастырь в Москве

Симонов мужской монастырь в Москве основал в далеком 1379 году отец Феодор, который являлся учеником самого Сергия Радонежского. Обитель получила свое название по имени Симона Ховрина, который пожертвовал на богоугодное дело средства от продажи своего имения.

Исследователи предполагают, что монастырь изначально располагался южнее от этого места — там, где сегодня стоит церковь во имя Рождества Богородицы в Старом Симонове, возведенная в 1509 году.

В свое время обитель входила в так называемое кольцо монастырей-сторожей, защищавших южное направление Первопрестольной.

История Симоновского монастыря

Стоит отметить, что в Симонов монастырь являлся одним из самых богатых и велико почитаемых не только в Московии, но и по всей Руси. В местном некрополе вплоть до конца XIX столетия предавали земле самых известных представителей дворянского сословия. В монастырских стенах получали образование многие церковнослужители, которые впоследствии внесли огромный вклад в могущество Русской Православной церкви.

Первой значимой постройкой обители стал храм Успения, выстроенный из камня. Его заложили в 1379 году, и после окончания строительства он немногим уступал по размерам соборам Кремля, которые являлись самыми большими в Москве.

В 1485 году на территории обители была возведена Трапезная палата, а немногим позже и Преображенская церковь с высокой колокольней.

В 1593 году в Симоновском монастыре у входных ворот построили очередную церковь, а спустя еще 40 лет — в 1643 году — рядом с главным собором подняли церковь Знамения. Защитные кирпичные стены с устроенными сторожевыми башнями возвели в XVI столетии.

Новую трапезную с использованием фундамента и части стен прежней возвели в 1680 году по указу самодержца Федора Алексеевича. Руководил строительством зодчий Петр Петров. Однако и она вскоре была вновь перестроена под руководством архитектора Осипа Дмитриевича Старцева в стиле «нарышкинского» барокко.

С восточной части этого сооружения со временем появилась Тихвинская церковь, которую возвели благодаря Марии Алексеевне, приходившейся родной сестрой императору Петру I.

В период с 1832 по 1839 годы по проекту архитектора Константина Андреевича Тона на монастырской территории построили 90-метровую колокольню, получившую формы и декор русско-византийского стиля. Являясь самой высокой в Москве и превышавшей высоту колокольни Ивана Великого в Кремле (удивительно, что было дано разрешение на такое строительство со стороны светских властей), она стала доминантой этого района города.

Средства на колокольню, напоминавшую своим видом подобное сооружение на территории Новодевичьего монастыря, выделил московский купец Игнатьев.

Симонова обитель на Восточной улице после революции и сегодня

В 1923 году Симонову обитель закрыли. В годы советской власти большая часть строений была разрушена и до наших дней сохранились лишь небольшая часть южных оборонительных стен с башнями «Дуло», «Кузнечная» и «Солевая», трапезная палата с Тихвинской церковью, да незначительные хозяйственные постройки. На части территории, со временем, построили известный Дворец культуры ЗиЛа.

К счастью, пусть и сильно поврежденный, сохранился Тихвинский храм, в котором после его упразднения размещались производственные помещения местного промкомбината.

Сегодня культовое здание вместе с трапезной палатой стали неким центром восстающего из пепла Симонова монастыря. Побывать на его службах, которые проводятся, в том числе, и для слабослышащих и слепоглухих прихожан, можно по адресу улица Восточная, 4.

Симонов мужской монастырь

Н.М. Карамзин о Симоновом монастыре:

«Альтернативная история». Мнение редакции может не совпадать с мнением автора видео.

  • Другие названия: Симонов Успенский монастырь
  • Дата постройки: 1370 г.
  • Адрес: Восточная улица, д. 4
  • Координаты: 37°39′25.81″E; 55°42′49.99″N

Симонов Успенский мужской монастырь, 1 класса, ставропигиальный в юго-восточной части Москвы, на левом берегу Москвы-реки против Дербеневской набережной основан в 1370 учеником и племянником Сергия Радонежского Феодором на землях боярина С.В. Ховрина (инока Симона — отсюда и название).

Первоначально монастырь располагался несколько ниже по Москве-реке, у большой дороги в Москву. В 1379 году обитель была перенесена на его нынешнее место. В Старом Симонове осталась только приходская церковь Рождества Богородицы. Одновременно была заложена церковь Успения Божией Матери. В 1405 году возведённый белокаменный Успенский собор был освящен.

В 1680 году была сооружена Трапезная Симонова монастыря, тогда же выстроили церковь Сергия Радонежского. В 1591 г. была построена надвратная церковь Всемилостивого Спаса, а в 1839 г. над восточными воротами возведена надвратная церковь Св. Николая Чудотворца. В XVII столетии монастырь был обнесён каменной стеной с двенадцатью башнями. До наших дней сохранилась южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло», пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая».

Все долгие годы своего существования монастырь являлся важным звеном южного оборонительного пояса — отражал татарские набеги, а в Смутное время был разрушен.

Монастырь был известен во всей России и особо почитаем. Сюда вкладывались большие пожертвования и стекалось много людей. В XVI в. в Симоновом монастыре жили и писали свои сочинения Вассиан Патрикеев и Максим Грек. В разные годы в монастыре пребывали прп. Кирилл Белозерский, свт. Иов и сщмч. Ермоген, Патриархи Всероссийские.

В 1771 г. монастырь был упразднен Екатериной II и, ввиду начавшейся чумы, превращен в чумной карантин. Вновь восстановлен в 1795 г. по ходатайству графа Мусина-Пушкина. Начало ХХ века монастырь встретил как одна из богатейших и известных Российских обителей. Территория, окруженная двенадцатью башнями, вмещала 6 церквей с 11 престолами и большую колокольню. (арх. К.А. Тон).

21 января 1930 года были взорваны пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. На месте развалин в 1932—1937 годах был построен Дворец культуры ЗИЛа.

В начале 1990-х годов монастырь был возвращен церкви и началось его восстановление.

В настоящее время осталась малая часть построек Симонова монастыря: кроме южной стены с тремя башнями, сохранились «новая» трапезная с церковью Св. Духа (1677-1683; архитектор О. Старцев ), братский корпус XVII века , «старая» трапезная палата (1485 г., XVII в.), мастеровая палата и хозяйственная постройка — «солодежня» или «сушило». Это сооружение, построенное в XVI — XVII веках, явлется самым старым пятиэтажным зданием Москвы, сохранившихся до наших дней.

Ссылка на основную публикацию