Смольный Воскресения Христова собор в Санкт-Петербурге

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Смольный собор в Петербурге– история, адрес, как добраться

Соборы и Храмы

Смольный Воскресенский собор – одна из самых живописных построек Санкт-Петербурга и часть архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который создали по желанию императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого.

Собор возводили на протяжении 87 лет, и это стало рекордно долгим сроком строительства

Описание собора, наружное убранство

Смольный собор является центром монастырского комплекса. С четырех сторон вокруг него выстроены церкви, а все пространство архитектурного ансамбля образует форму креста.

Описание Смольного собора в кратких фактах и цифрах:

  • автор проекта – Бартоломео Франческо Растрелли (Зимний дворец, Екатерининский дворец)
  • архитектурный стиль – барокко
  • дата основания – 1748 год
  • завершающие отделочные работы – 1835 год
  • высота собора – без малого 94 метра
  • количество куполов — пять
  • вместимость – около 6000 человек

Угловые церкви больше напоминают дворцовые сооружения. Они соединены между собой галереями двухэтажных жилых корпусов с ритмично повторяющимися арками в фасадах. Голубые стены под золочеными куполами, белокаменная лепнина придают сооружению торжественный вид.

История создания

До основания Санкт-Петербурга на левом берегу Невы, около ее излучины, располагалось старинное село Спасское. При Петре I, к 1725 году, на этом месте устроили большой Смольный двор, где хранили смолу и варили деготь для постройки судов.

Рядом с ним был выстроен дворец для дочери Петра Великого, Елизаветы, будущей императрицы, вошедшей на российский престол в 1741 году. Здесь она провела свои юные годы и здесь же впоследствии захотела учредить монастырь, в составе которого были бы храм, домовые церкви, колокольня и институт для девушек благородного происхождения. В 1744 году в Смольном дворце случился пожар, еще спустя два года его разобрали, а территорию расчистили для нового строительства.

В 1751 году, когда были завершены подготовительные работы и установлены фундаменты, началось непосредственное возведение собора, щедро финансируемое из государственной казны. Над воплощением проекта в жизнь ежедневно трудились тысячи солдат и мастеровых, строительство продвигалось достаточно быстро.

Но в 1757 году Россия вступила в Семилетнюю войну, что потребовало отвлечения финансирования на военные нужды. Строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году и вовсе прекратились.

Франческо Растрелли в 1762 году вернулся в Италию. После его отъезда главным архитектором назначили Ю. Фельтена, помощника Растрелли еще по сооружению Зимнего дворца. Он работал в Смольном с 1765 по 1775 годы, выпавшие на царствование Екатерины II.

Между тем, сам собор оставался недостроенным на протяжении почти 70 лет, что постепенно ухудшало его состояние

Продолжили достраивать храм лишь в конце 1820-х годов по распоряжению императора Николая I. Утвердили переработанный проект русского архитектора Василия Стасова, согласно которому:

  • очистили подвалы храма от воды
  • заменили поврежденную кирпичную кладку и кровлю
  • купол покрыли цинковым железом и окрасили в лазоревый цвет с золотыми звездами
  • в стенах проложили трубы печей
  • колонны облицевали белым искусственным мрамором
  • установили мраморные ступени и площадки для алтарей
  • на фасаде установили скульптурные украшения, выполненные по рисункам самого Растрелли

Собор освятили во имя Воскресения Христова в 1835 году

Колокольня и звонница

Бартоломео Растрелли при строительстве Смольного монастыря желал воплотить в жизнь проект самой высокой в Европе 140-метровой колокольни из пяти ярусов. Нижняя ее арка должна была служить парадным входом в монастырь, второй ярус – надвратной церковью, а четыре верхних – звонницей. От постройки этого гигантского сооружения пришлось отказаться, а от замысла Растрелли осталась лишь модель, которая хранится в Академии художеств.

Во время достройки собора в городе Валдае отлили 12 колоколов, которые поместили в башнях – звонницах. По желанию Елизаветы Петровны собор выстроили пятиглавым, но лишь один купол из пяти относится непосредственно к храму. Остальные четыре – купола колоколен, в нижнем ярусе которых и располагается звонница.

Здесь самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга, с которой открывается панорама излучины Невы, Смольного ансамбля, вид на Большеохтинский мост, Эрмитаж и другие достопримечательности

В 2013 году освятили десятитонный колокол, доставленный из Воронежа, где он был отлит.

На колоколе выполнены иконографические изображения, созданные по эскизам мастеров Санкт-Петербурга, и названия ВУЗов города, отлитые в честь того, что собор считался храмом учебных заведений. Колокол ожидает водружения около ворот Смольного собора.

Благоустройство территории монастыря

Архитектор Стасов одновременно с перепланировкой собора завершил весь ансамбль и благоустроил близлежащую территорию. Создал свободный проезд к собору и городскую площадь, названную впоследствии в честь Растрелли.

Пространство вокруг монастырского комплекса архитектор закрыл полукруглой ажурной оградой, которая стала одним из самых выдающихся образцов высокохудожественной ковки.

Совершенство пропорций, выразительность декоративных элементов наружной отделки, позолоченная лепнина и белые колонны делают храм настоящей жемчужиной русского барокко

Въезд на территорию Смольного оформлен колоннами – пропилеями. Они связывают Площадь пролетарской диктатуры и сад, прилегающий к Смольному.

Их проект разработан в 1923 году. Колонны простой, лаконичной формы являются образцом русского классицизма. Два ряда из пяти колонн, где каждый образуют крытые галереи — портики, поставленные с обеих сторон от въезда на центральную аллею сада.

Пропилеи Смольного стали прототипом для колон в московском парке Победы и некоторых других местах.

После основания Смольного монастыря прилегающая к нему территория сначала пустовала, сад здесь разбили в 1810 году:

  • проложили дорожки, устланные дерном
  • подсыпали плодородную землю, на которую высадили деревья
  • установили деревянную изгородь

За последующие годы своего существования сад сильно пострадал. Заново благоустраивали его с середины 20-х и до средины 30-х годов прошлого века. На разрушенной пустующей территории перед Смольным высадили цветы и соорудили четыре фонтана.

Теперь этот сад является памятником садово-паркового искусства. На его центральной аллее, окруженные красными цветами, стоят памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году на одном из участков сада высадили кусты сакуры, подаренные японской королевской семьей к очередной годовщине Санкт-Петербурга.

Вход в сад свободный, посетить его может любой желающий

Внутреннее убранство и святыни собора

Интерьер церковного зала также был оформлен по проекту Василия Стасова:

  • выполнена облицовка белоснежным искусственным мрамором
  • множественный лепной декор оформлен в виде ангельских ликов, цветочных гирлянд, пальмовых и оливковых ветвей, морских раковин
  • установлены три иконостаса
  • церковная кафедра обрамлена изысканной резьбой
  • ограждение перед алтарями – балюстрада, изготовлено из граненого хрусталя

Смольный собор Санкт-Петербурга

Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Построен в стиле барокко. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры.

Строительство было начато по проекту архитектора Б. Растрелли в 1748 году. Его расположение в центре монастырского двора и высота в 93,7 метра создают ощущение устремленности сооружения ввысь.

Здание вмещает до 6000 человек. По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России. Но этим планам не суждено было сбыться. Растрелли умер в 1771 году, так и не увидев свое творение в завершенном виде. А его последователи решили, что высокая колокольня не впишется в городской пейзаж. Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году.

Монастырь сначала именовался как Воскресенский Новодевичий, затем для краткости — Смольный. Был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году. С 1765 года в зданиях монастыря находилось воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения.

В наружном оформлении комплекса мы видим сочетание голубых стен и белокаменной лепки, что придает монастырю праздничность и живописность. Великолепное здание храма окружено четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами. Домовые церкви имеют только один шлемовидный купол, увенчанный большой главкой с крестом и как бы встроены в стену.

Ажурная ограда храма была отлита по рисунку Стасова и является одной из самых высокохудожественных в Северной столице. Портики-павильоны — пропилеи, оформляют въезд на территорию монастыря.

Внутренней отделкой руководил архитектор В. Стасов. Интерьер был прост, но имел торжественный вид. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя. Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Полезная информация

Время работы: с 16 сент. по 30 апр. 11:00-19:00; с 1 мая по 15 сент. 10:00-19:00; среда — вых.; звонница с 16 сент. по 30 апр. 11:00-18:00; с 1 мая по 15 сент. 10:00-19:00

Вход: 250 RUB, по ISIC 150 RUB, до 18 лет и пенсионеры 50 RUB; по Карте гостя Санкт-Петербурга — бесплатно; веб-сайт

Адрес: Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 1; +7(812) 710-31-59 экскурсии; 577-14-21 автоинформатор.

Смольный Воскресения Христова собор в Санкт-Петербурге

Смольный собор — детище Растрелли

В этом году, похоже, туристам не попасть на звонницу Смольного собора. Он всё ещё в лесах, как призрак, выплывающий из тумана.
Поэтому предлагаю гостям города (да и всем, кому нравится творение Растрелли) фотоэкскурсию к Собору.

Смольный Собор Воскресения Христова построен по проекту великого мастера — архитектора Б. Растрелли Х.-Л. Кнобелем, Ю. А. Фельтеном и В. П. Стасовым в 18-19 вв.

Собор входит в архитектурный комплекс Смольного монастыря, который был возведён по приказу Императрицы Елизаветы на месте «Смольного дома» — небольшого дворца, где дщерь Петрова провела свою юность. Именно в стенах монастыря, в окружении 120 девиц из высшего света, воспитанниц заведения, Императрица намеревалась коротать старость и встретить смерть.

Но политические дела оказались сильнее и Елизавете пришлось до конца своих дней восседать на троне российском, чтобы уберечь государство от разграбления иноземцами.

Собор был заложен в 1748 году. Закончилось строительство институтского комплекса в 1764 году и 27 июня заведение открыло свои двери для девиц.
Окончание строительства храма датируется 1835 годом.

Перед Собором — зелёная лужайка с ровненькой травкой, по краям — вымощенные круглым камнем дорожки.

Интересно, что первоначально по проекту Б. Растрелли, перед Смольным Собором должна была возвышаться колокольня — самая высокая не только в Петербурге, но и в тогдашней Европе — 140 метров.

(Фото из Википедии)
Первый этаж колокольни в проекте выглядит как триумфальная арка — всё-таки здание предназначалось для Её Императорского Величества!

Но колокольне не суждено было появиться на свет.
Есть две версии, отчего так получилось.
Первая: зодчий сам решил не ставить акцент на высотном здании колокольни, чтобы сохранить уникальный облик Смольного Собара.
Вторая: от строительства Императрице пришлось отказаться из-за финансовых вливаний в Семилетнюю войну.

Как бы там ни было, до наших дней ансамбль дошёл без колокольни, и портить вид Смольного Собора новоделом было бы просто глупостью, к тому же опасной, т.к. вбивать сваи в 100 метрах от шедевра мировой архитектуры — значит его разрушить.

Да, Смольный изначально задумывался не как общественное место, а как обитель Императрицы в старости, но этого не случилось. Поэтому сегодня любой прохожий может любоваться потрясающей красоты видом, котрый открывается на храм с площади Растрелли.

А колокол, недавно подаренный не помню кем из меценатов, стоит возле входа в Собор:

Подходить к Смольному Собору всегда лучше от Пл. Растрелли.
Вид открывается великолепнейший!

При чистом небе:

И с облаками)

Чем лично мне импонирует Смольный, так это необычной, невиданной ранее в России эклектикой — соединением европейской классики и православного пятиглавия.
Б. Растрелли собирался делать собор однокупольным — так, как это принято в католической Европе. Императрица настояла на венчании храма пятью куполами в православной традиции.

Зодчий вышел из ситуации очень интересным образом: Главный купол Собра относится непосредственно к церкви, а четыре малых купола венчают четыре звонницы.
Центральный купол венчает луковичная главка:

Жаль, последние пять лет здание побледнело, словно девица «осьмнадцатого века», натёртая уксусом. В последний раз его подкрашивали лет 7 назад, наверное.

Фото 2013 года.

По задумке мастера Собор должен быть ярко-голубым с белым, уподобляясь глубокому Петербургскому небу и облакам.
Если сравнить снимок с 2007 годом, то явственно видна разница в цвете:

Мы очень надеемся, что реставрация и покраска вернут Собору былой облик.

По бокам расположены корпусы факультетов социологии, международных отношений и т.д. СПбГУ:

А если Собор обойти.

Пардон на искривление, на тот момент не было другой техники присебе.

Тут целая лужайка для игр воспитанниц на свежем воздухе:

Монументальное здание всё-таки!

Ну. что? Зайдём?

На этом фото ( 2013 год) видно, что нижний ярус Собора ещё пока хранит былой насыщенно-голубой цвет.

Входим внутрь, оплачиваем билет на звонницу (сегодня это 150 рублей с носа) и уходим вправо — здесь нас ждёт мраморная лестница в 144 ступеньки:

Чтобы подниматься не было скучно, работает аудиогид, а на стенах висят картины с городскими пейзажами.

Закончилась мраморная лестница, но это ещё отнюдь не колоннада)))
Дальше — самое интересное! Во всяком случае, для меня.

Ныряя в крохотную дверцу, оказываешься вот в таких казематах:

Это место под куполом. Отсюда наверх, к звонницам, ведут две винтовые лестницы.
А за решеткой — пространство над залом Собора, чтобы люди по нему не шастали.

Этим каменным сводам почти 200 лет! Только вдумайтесь!

Винтовая лестница, вид снизу:

Левая и правая выстроены одинаково — по часовой стрелке.

По правилам, лестница закручивается по часовой стрелке — так строились все лестницы в средневековых замках, чтобы у обороняющейся стороны было преимущество в битве. Исключением являлись замки, хозяева которых — левши.

Очень примечательны в лестнице ниши — маленькие окошки-бойницы. Обычно мы с подругами, когда поднимаемся, не можем отказать себе в удовольстивии забраться в одно из них.
А ещё на левой лестнице есть интересная дверца. В каморку, ведущую неизвестно куда. Не могу откопать фото, чтобы было без человека. На ней даже номер был. Но это вам придется отыскивать уже самим.
(«право» и «лево» я определяю со стооны собора, а не со стороны зрителя, если что).

Закончилась лестница. Вид сверху:

Сколько там ступенек, честно скажу, не считала, а аудиогид об этом умалчивает.

Ну, что устали? А это ещё не самый верх!

Выйдя снова к солнцу, словно из подземелья, встречаем такую картину:

Подвесная лестница, уже современная, на месте старой, деревянной.

Топ-топ по ней.
Дамам в мини-юбках и на шпильке это истинный аттракцион, особенно, если снизу идут мужчины)))
Впрочем, сюда как-то даже невеста в кринолине забиралась, так что, главное — цель, а остальное приложится.
Поднимаясь на звонницу едва ли не каждый год, обратила внимание, что большинство людей крепко держатся за перила и смотрят себе под ноги, так что за своё благочестие можно не переживать)

Вид на подъём сверху:

Я помню те времена, когда он ещё не был зарешёчен.

Мне, как кошке, всегда хочется залезть повыше и глянуть вниз)

Поднявшись на смотровую площадку ощущаем великолепие морского воздуха на высоте почти 90 метров)
Здесь нас ждёт вот такое устройство:

Надо сказать, поставили года три как.
Через него даже Ангелов на Петропавловской крепости и Александрийском столпе в рассмотреть можно.

Решётки, надо сказать, тоже не так давно вмонтировали. Не припомню я их что-то до 2010 года.
Сравнить:

Видимо, были случаи суицида, раз о безопасности так задумались. Теперь приходится фотографировать, просовывая объектив аппарата меж прутьев.

Если не торопиться, то можно послушать аудиогида от начала до конца, который в подробностях рассказывает, что можно разглядеть в обзоре.
Перед вами, словно на ладони, оказывается весь Санкт-Петербург! И никакие близлежащие доминанты не закрывают панорамы, как это наблюдается в случае с Исаакиевским Собором.

Смольный Воскресения Христова собор в Санкт-Петербурге

и комплекс построек Воскресенского Смольного монастыря

Один из «красивейших христианских храмов, составляющих украшение великого града», как писал О. Монферран.

Собор был заложен 30 октября 1748 г. по повелению императрицы Елизаветы Петровны для основанного ею Воскресенского монастыря. Вчерне строительство было окончено к 1757 году. Это одно из самых значительных сооружений Ф. Б. Растрелли; одна из последних, не вполне законченных построек архитектора в нашем городе. К 1761 году главный храм монастыря — Воскресенский Смольный собор — был практически достроен — возведен главный купол и велись облицовочные работы. Была заложена колокольня монастыря. После смерти императрицы Елизаветы в декабре 1761 года, строительство ансамбля приостановилось на долгие десятилетия. С 1762 г. началась под руководством Ю.М. Фельтена внутренняя отделка собора.

После восшествия на престол Екатерины II Ф.Б. Растрелли был практически отстранен от руководства работами, подал прошение об отставке и после «увольнения от всех дел» покинул пределы России в 1763 году. А в следующем, 1764 году Воскресенский монастырь был открыт: 14 монахинь были направлены в него из монастырей Москвы и Смоленска после тщательного отбора под контролем императрицы. Построенный на месте Смоляного двора, монастырь стал именоваться Смольным, хотя официально был назван Воскресенским Новодевичьим. Новых послушниц в монастырь не принимали, и после того, как в 1810-х годах скончались последние монахини, монастырь естественным образом прекратил своё существование. Все эти годы собор оставался недостроенным и неосвящённым. К началу 1830-х годов он был уже сильно повреждён: покрытие сорвано ветром, отовсюду пробивалась трава, кусты и деревья; сгнили стропила, разрушались стены.

В 1832 году была составлена комиссия, которой император Николай I поручил достройку собора. После обсуждения представленных на конкурс проектов окончательная достройка и создание внутренних интерьеров зданий собора и монастыря были поручены архитектору Василию Стасову, который очень бережно отнесся к первоначальному замыслу. По его проекту был тщательно отделан под мрамор огромный церковный зал собора, сооружены три великолепных иконостаса. Достройка и отделка здания заняли три года, 19 июля 1835 года собор был освящен митрополитом Серафимом, боковые приделы были освящены в честь св. Елизаветы, чье имя носила основательница монастыря, и святой Марии Магдалины — покровительницы императрицы Марии Феодоровны. В честь этого события была выбита большая бронзовая медаль с изображением фасада собора, датами закладки и окончания его строительства: «1748 — 1835» и Христа, благословляющего детей, ибо собор предназначался для учащихся столицы. Через три дня после освящения на литургии в соборе присутствовали император Николай I, члены его семьи и высшие государственные сановники.

Остался неосуществленным проект сооружения величественной 140-метровой колокольни. По рисунку Стасова была отлита ажурная ограда у входа. Указом императора Николая I достроенный собор был наименован Собором всех учебных заведений в память императрицы Марии Федоровны, вдовы императора Павла I, скончавшейся 24 октября 1828 года, которая жертвовала большие суммы на дело народного просвещения.

Крестообразный и традиционный для православной церкви пятиглавый собор высотой 92 метра является доминирующей постройкой в ансамбле Смольного монастыря. Нижняя часть собора, расчлененная на два яруса, переходит в высокий барабан центрального купола, к которому тесно прижаты стройные башни четырех колоколен. Эти боковые башни-колокольни, диагонально развернутые, словно поддерживают среднюю, сливаясь в общую архитектурную группу и легко возносясь над городом.

Богатство отделки фасадов собора не уступает пышности отделки фасадов Зимнего дворца. В соборе размещались три престола: главный — во имя Воскресения Христова, и боковые — во имя Святой Марии Магдалины и Святой праведной Елизаветы. Чтобы придать интерьеру более барочный вид, архитектор М.Е. Месмахер выполнил в духе Растрелли рисунок главного иконостаса. Его в 1873 — 1875 гг. вырезал Е.И. Шредер (он же сделал проповедническую кафедру, украшенную тончайшей резьбой. Над боковыми иконостасами в 1883 г. работал К.И. Штейнгольц, дополнительные иконы в них написали Ф.С. Журавлев и Л.С. Игорев. Достопримечательностями храма были иконы работы А. Г. Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы», другие иконы написали видные художники П.В. Басин, А.В. Тыранов, Ф.П. Брюлло, А.В. Нотбек. В 1892 г. перед алтарями была установлена балюстрада, выточенная из граненого хрусталя, пожертвованная владельцем стекольного завода в Гусь-Хрустальном Ю.С. Нечаевым. Её перила были отлиты из золочёной бронзы, ступени к ней изготовлены из уральского мрамора. Дважды: в 1881 — 1883 и 1903 годах в соборе производился крупный реставрационный ремонт.

Вокруг собора, повторяя его крестообразную форму, расположены двухэтажные здания келий, образующие внутри монастырский двор. На внутренних углах двора размещены четыре однокупольные церкви-башни, как бы вторящие стройному силуэту собора, сооруженного в центре.

В 1764 году часть корпусов в Смольном монастыре заняло первое в России дворянское женское учебное заведение — «Воспитательное общество благородных девиц», позже известное под названием Смольного института. Это было привелегированное и закрытое учебное заведение, основанное Екатериной II по образцу знаменитого Сен-Сирского института во Франции. Желая соблюсти волю основательницы монастыря — императрицы Елизаветы Петровны, Екатерина назначила в институт 14 монахинь, которые учили грамоте малолетних учениц и ухаживали за больными. Монастырь же к 1797 году был вовсе упразднен. 30 мая 1806 г. к югу от Смольного монастыря было заложено огромное здание Вдовьего дома, автором которого являлся Дж. Кваренги. Строительство еще шло, когда императрица Мария Феодоровна велела произвести обмен: в 1809 г. Вдовий дом перебрался из здания на Выборгской стороне в корпуса Смольного монастыря, а институт — в новое здание, соединенное крытым переходом с юго-восточной монастырской башней, где Д. Адамини по проекту Кваренги отделал в ампирном стиле церковь, оформив его коринфскими колоннами. Митрополит Амвросий в присутствии всей Императорской семьи 18 августа 1808 г. торжественно освятил институт и его храм. Иконостас Александро-Невской церкви сделали мастера А. Волков и М. Сергеев, образа написал А. Бруни, лепку исполнил Я. Железнов, роспись — П. Скотти. В 1868 г. был произведен ремонт храма. По эскизу архитектора М.А. Макарова был выполнен новый трехъярусный иконостас в «русском» стиле, образа для которого написал А.А. Колчин. Он же вместе с А.Н. Мельниковым расписал стены. Старые образа разместили в ризнице.

Среди угловых церквей особенно интересной была церковь Святых Захария и Елизаветы при Вдовьем доме. Освященная 5 февраля 1765 года, она располагалась в третьем этаже северо-западной башни (над церковью вмц. Екатерины Александровского Смольного института). Её достопримечательностью был старинный полотняный иконостас начала XVIII века, взятый из Синода. В этом храме служили только по храмовым праздникам. Уцелели фрагменты интерьера церкви Великомученицы Екатерины, находившейся в среднем этаже этой же башни и освященной в августе 1764 года. Нарядный двухъярусный иконостас этой церкви был выполнен по рисунку Растрелли (ныне в Русском музее). Внутренняя отделка храмов отличалась пышностью и обильным применением разнообразной лепки.

Обилие колонн, пилястр, карнизов, оконных наличников, а также яркая двуцветная окраска – сине-лазоревая с белой – придают всем зданиям ансамбля особую нарядность.

После революции Смольный собор постигла судьба большинства храмов города: в 1922 году из него были изъяты все церковные ценности, а весной 1923 года собор был закрыт. Здание долгие годы не отапливалось, не имело электричества и водопровода и постепенно разрушалось. Разоренный храм превратили в склад. В 1972 году в храме сняли иконостас. Великолепное внутреннее убранство, хрустальная балюстрада перед алтарями, дорогая проповедническая кафедра – все было расхищено и уничтожено. Вскоре после этого было решено разместить в бывшем соборе экспозицию Музея истории Ленинграда » Ленинград сегодня и завтра», совершенно не соответствующую по духу интерьеру собора. С 1982 года в нем проходят выставки и проводятся концерты русской духовной музыки. Монастырские корпуса ныне занимают службы Администрации С.-Петербурга и ряд коммерческих организаций.

Ощущение необыкновенной устремленности ввысь рождается при взгляде на здание Смольного собора. Он скульптурен в своей пластичности, многообразии ракурсов, динамике объемов. Неисчерпаемая фантазия декорировки, звучное сочетание лазури стен и белизны лепки, тонкая позолота маковок придают ансамблю редкую живописность. Смольный собор хорошо виден издалека и воспринимается как центр окружающей городской застройки.

Площади перед собором и монастырскими строениями в 1923 году присвоено имя выдающегося зодчего Франческо Бартоломео Растрелли.

Смольный Воскресения Христова собор в Санкт-Петербурге

Смольный собор Северной столицы России впечатляет пышностью убранства и масштабностью. Это поистине уникальный памятник древнерусской и европейской архитектуры, который по историческим преданиям хотела сделать своей обителью дочь Петра I, Елизавета.

История постройки храма

Смольный храм органично вписался в окрестности левобережья реки Невы. В древние времена там варили смолу для кораблей. Строительные работы начались в 1748 году. Для возведения храма пригласили известного архитектора Бартоломео Растрелли. Высота здания достигает 93, 7 метра. Храм рассчитан на шесть тысяч человек.

По задумке Растрелли, рядом должны были построить колокольню из пяти ярусов. Проект предполагал, что её высота составит 140 метров. Но идея автора так и не была реализована. Архитектор умер, а преемники его дела решили, что шпиль колокольни не впишется в общую картину местности и отказались от этой затеи.

Другие православные храмы Санкт-Петербурга:

Работа по возведению сооружения продолжалась 87 лет. Отделка помещения изнутри завершилась только к 1835 году. Изначально собор назывался Воскресенским Новодевичьим. Со временем, для удобства, его стали именовать Смольным. В 1748 году Смольный освящали как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова. На торжестве присутствовала сама императрица.

Впоследствии в 1765 году на базе монастыря начало работать учебное заведение по воспитанию благородных девиц.

Почти на протяжении века в храме совершались богослужения. Когда наступили революционные годы, храм был закрыт, а все ценности из него изъяли. Обращения православных прихожан с просьбами вернуть храм большевики оставили без внимания. Лишь в 2009 году здесь провели первую церковную службу после советской эпохи. В 2013 году для храма привезли огромный 10-тонный колокол, изготовленный в городе Воронеже.

Важно! Под протекторат Русской православной церкви Смольный собор торжественно передали в 2013 году в день памяти святой мученицы Татианы.

Современное состояние

С 2010 года службы в храме проходят ежедневно. Из Екатерининского придела вынесли сиденья, чтобы там могли стоять 500 прихожан. Это произошло 7 апреля 2010 года. Божественную литургию в тот день в стенах собора отслужил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

От Казанского кафедрального собора города в Смольный собор передали, в качестве подарка, старинный престол для богослужений. Отреставрирован запрестольный образ Божией Матери. В южном приделе собора совершаются службы каждое воскресенье.

Как памятник архитектурного искусства, храм известен далеко за пределами Родины и имеет мировое значение. Смольный собор — это отделение музея-памятника государственного уровня «Исаакиевский собор». В этом месте проходят прекрасные концертные программы, выставляются талантливые художники, отдельно стоит упомянуть о научных и историко-художественных музейных выставках.

Описание

С высоты птичьего полёта монастырь напоминает греческий крест. В центре находится храм, а с четырёх сторон его окружают церкви. Постройка выдержана в стиле елизаветинского барокко. Храм имеет очень праздничный вид. В отделке использованы элементы лепнины, которые и придают храму особое великолепие. Здание выкрашено в небесный голубой цвет, а купола — светло-серого цвета.

Купольная часть по православной традиции пятиглавая. Так пожелала сделать в своё время Елизавета. Особенность заключается в том, что только центральный купол относится к самому храму. Остальные купола — это колокольни.

Главный купол по форме напоминает шлем. Колокольни увенчаны меньшими куполами луковичной формы.

Находясь в окружении учебных корпусов смольного института, храм в своей нижней части, а именно с фасада, больше схож с дворцом, чем с храмом. Здесь во всём присутствует роскошь и изящество. При этом здание собора выглядит очень величественно.

Церковный зал оформлен просто, но от этого не теряет своей торжественности. В отделке присутствует мрамор. Алтари отделены от остального помещения гранённой хрустальной балюстрадой. В зале есть три иконостаса. Отвечал за ведение работ в храме архитектор В. Стасов.

Деятельность прихода

Поскольку исторически так сложилось, что храм относится к учебным заведениям Санкт-Петербурга, то основная его деятельность направлена на духовное просвещение и воспитание юных парней и девушек в православных традициях.

Так, в любимый всеми молодыми людьми День студенчества, 25 января — в День св. мч. Татианы, студенты, которые проявили особое усердие в нравственно-образовательной деятельности, награждаются знаком св. мч. Татианы.

В воскресные дни в полдень все желающие могут прийти на духовную беседу. Также работает детская воскресная школа на территории храма.

На заметку! Для посещения прихожанами собор открыт с 7 часов утра и до 8 часов вечера.

Божественные службы проводятся каждый день в следующем порядке:

  • с 7:00 начинается литургия. В этом время служба проходит только в субботу, воскресенье и праздники;
  • с 9:30 — Божественная литургия в будни. После этого читаются псалмы;
  • в 14:00 начинается молебен;
  • в 16:00 батюшка служит панихиду по усопшим;
  • в 17:00 начинается вечерняя служба;

В соборе совершают Таинство Крещения. Молодожёны могут укрепить свои семейные узы венчанием. В период Великого поста расписание служб может меняться, поэтому лучше заранее разузнать его.

Святыни и престольные праздники

В Смольном соборе хранится частица мощей святой мученицы Татианы. Из уцелевших ценностей, которые остались после разрухи революционных лет, в храме занимают своё почётное место иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и образ «Воскресение Христово».

В храме особенно почитается день Воскресения Господа Иисуса Христа. Каждый год Пасха празднуется в разные дни. Поэтому определённой даты престольного праздника собора нет.

Как добраться

Собор Воскресения Христова находится в городе Санкт-Петербурге по адресу: Центральный район, пл. Растрелли, 3/1.

Добраться все желающие могут двумя маршрутами:

  1. На остановке метро «Чернышевская» совершить пересадку на троллейбус № 1. Также в этом направлении следуют маршрутные такси № 22 и № 46.
  2. Со станции метро «Площадь Восстания» пересесть на троллейбус № 5 или 7. Туда же едет маршрутка № 22.

Пеший поход в храм займёт немного — максимум полчаса от станций метро, указанных выше. Зато доставит истинное удовольствие иногородним гостям Питера, которые смогут осмотреть по пути местные достопримечательности.

Смольный собор

Смольный историко-архитектурный комплекс в Санкт-Петербурге признан памятником архитектуры всемирного значения. Особое место в ансамбле занимает Смольный собор Воскресения Христова – уникальный образец русского православного зодчества, гордость города.

Найдите время посетить собор, осмотреть величественный шедевр, испытать эстетическое удовольствие от духовной красоты, ознакомиться с его нелегкой судьбой. Чем же примечателен храм?

Вехи истории монастыря и Смольного собора

Его создание начато в 1748 г. Царица Елизавета Петровна выбрала район, где в начале XVIII столетия изготовляли смолу для верфи, а позже в возведенном здесь дворце она жила в молодые годы. Строительство Воскресенского Новодевичьего монастыря поручили придворному зодчему Б.Ф. Растрелли. Закладка нового объекта проводилась с помпезным церемониалом:

  • молебен;
  • красиво оформленный помост;
  • более 100 залпов из двух десятков пушек.

Работы велись по модели. Мастера сооружали ее на большом столе в том порядке, в каком должен создаваться оригинал. В замысел архитектора входило создание 5-ярусной колокольни, высота которой (140 м) превышала бы шпиль Петропавловской крепости . Этот план не осуществился. Война, недостаток финансов, утрата интереса к Смольному собору, организационные сложности замедлили стройку.

Елизавета предусматривала назначение монастыря в обучении девиц богатого происхождения. Позднее Екатерина II основала здесь Общество благородных девиц и училище для девушек мещанского сословия. Воспитанницы Общества впоследствии стали обучаться в Смольном институте, великолепном здании классического стиля, построенном Д. Кваренги. Тем самым, который всякий раз, оказавшись перед собором, почтительно приподнимал шляпу и говорил, что это настоящий храм!

При Николае I в 1835 году, через 87 лет после начала, строительство собора завершил В.П. Стасов.

Собор во мраке XX столетия

Октябрьский переворот начала века открыл трагическую страницу в истории монастыря. На территории бесцеремонно хозяйничали революционеры. Участь Смольного собора при советской власти стала плачевной:

  • 20-е годы — изящное сооружение превращено в склад.
  • 1931 — собор по решению большевиков был закрыт, а церковная собственность расхищена.
  • 1972 — вынесен иконостас, оставшиеся вещи стали достоянием музеев.
  • 1990 — отделение музея истории города.
  • 1991— начал функционировать концертный зал, восстановлен Камерный хор.

Весной 2009 года в многострадальном соборе впервые за долгие годы отслужили молебен, а в апреле 2010 года начаты регулярные богослужения. Это был торжественный день с поздравлениями и подарками, выпуском памятной медали и праздничного конверта. В 2015 году храм перешел в управление РПЦ, его орган был демонтирован. Камерный хор упразднен и лишен названия. Наконец, зимой 2016 года собор поступил в безвозмездное владение Санкт-Петербургской епархии. Драматическая история получила завершение окончанием реставрации куполов, фасадов, кровли и крестов в 2016 году.

Пышный наряд храма

Непревзойденное творение Мастера относится к стилю роскошного барокко с позолотой, росписями, тонкой резьбой и обилием деталей. Ансамбль составляет единое целое в гармоничном сочетании белого и голубого цветов, символа чистоты и непорочности. Смольный собор устремлен ввысь и словно парит в облаках. Вход оформлен портиками и колоннадой, ажурный рисунок ограды выполнен по эскизам В. П. Стасова.

Главный купол окружен четырьмя церквями. Это колокольни с куполом и луковкой, несущей крест. Архитектор планировал храм с одним куполом, как в Европе. Императрица приказала построить традиционный православный пятиглавый собор.

Сейчас комплекс является культурным и общественным центром СПб. Территорию украшает сад партерного типа с клумбами, цветниками и фонтанами. Стоящий у входа в собор массивный колокол, планируется со временем поднять наверх.

Художественное убранство интерьера

Отделка помещения внутри Смольного собора осуществлялась под руководством В. П. Стасова. Он старался не нарушать первоначальные планы великого зодчего, но популярным уже стал рациональный классический стиль. Использовались только лепка, чугунное литье, изысканные капители колоннады и декор купола. Лаконичный и торжественный интерьер включает в себя:

  • обширный зал, вмещающий 6 тыс. человек;
  • иконостасы, богато декорированные под мрамор;
  • хрустальная балюстрада у алтарей;
  • помост искусной работы.

В дополнение к этому, драгоценными святынями стали две иконы художника А. Г. Венецианова на темы воскресения Христа и введения во храм. В концертном зале проходят слушания хоровой музыки.

Оставьте суету повседневности, приходите на экскурсию!

Гид излагает посетителям подробную, интересную и живую историю собора с учетом возраста и уровня аудитории. Рассказ наглядно дополнен видео. Со смотровой площадки высотой 50 м открывается панорама города и Невы, отсюда можно сделать отличные фото. Подъем на звонницу по 277 ступеням происходит в сопровождении музыки периода забытого барокко.

Храм находится на набережной Невы. Адрес: пл. Растрелли, 1, Санкт-Петербург, Россия, 191060.

Удобно добираться следующим образом:

  • от метро «Чернышевская» рейсовыми автобусами или троллейбусом 15;
  • от «Площади Восстания» автобусом 22 или троллейбусами 5, 7.

Пешком от этих станций можно дойти за 30 мин.

Режим работы собора в 2017 году: служба с 7:00 до 20:00 ежедневно, экскурсии с 10:00 до 19:00. Цена посещения 100 руб., для дошкольников бесплатно. Строгого расписания экскурсий для одиночных туристов нет, группы формируются по мере сбора.

Два часа в соборе пролетают незаметно, одухотворенные посетители уносят в сердце память о выдающемся произведении искусства.

Смольный собор в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Санкт-Петербурга
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (272)
    • Музеи (105)
    • Фестивали, праздники, шоу (7)
    • Замки, дворцы (20)
    • Храмы, соборы, мечети (22)
    • Парки (25)
    • Парки развлечений (25)
    • ЖД вокзалы (5)
    • Автовокзалы (2)
    • Небоскрёбы (1)
    • Площади (6)
    • Мосты (13)
    • Магазины и ТРЦ (12)
    • Театры (55)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Рестораны и кафе (48)
    • Аэропорты (1)
    • Водопады (1)
    • Зоопарки (4)
    • Озера (18)
    • Пляжи (13)
    • Порты (2)
    • Речные вокзалы (1)
    • Рынки (1)
    • Заповедники (2)
    • Спортивные сооружения (1)
    • Галереи (1)
    • Центры активного отдыха (1)
    • Пивные (1)
    • Пабы (1)
    • Учебные заведения (2)
    • Клубы, концертные площадки (3)
    • Фонтаны (1)
  • Забронировать отель в Санкт-Петербурге
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Санкт-Петербурга
  • Советы о Санкт-Петербурге
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Санкт-Петербурге

Метро ст. «Чернышевская».
Автобус № 136, 74.
Маршрутное такси № 76.

Одним из самых красивых соборов Санкт-Петербурга считается Смольный собор или собор Воскресения Христова. Он является не только частью архитектурного комплекса Смольного монастыря, но и главным храмом учебных заведений города.

Сегодня при соборе открыты воспитательное общество для девочек от 4 до 12 лет «Школа смолянок», патриотическое общество для мальчиков от 5 до 10 лет «Пажеский корпус», а также детская воскресная школа Смольного собора.

Режим работы Смольного собора

С 2015 года собор является действующим православным храмом. Ежедневно в нем проводятся богослужения. Посетить собор можно с 07.00 до 20.00.

Расписание богослужений в Смольном соборе Санкт-Петербурга:

  • 07.00 и 09.30 — две Божественные литургии (по воскресеньям, праздникам);
  • 08.40 — Божественная литургия (ежедневно);
  • 14.00 — молебен;
  • 15.00 — панихида;
  • 18.00 — вечернее богослужение.

Интерьер Смольного собора:

Смольный собор был построен по приказу императрицы Елизаветы Петровны, которая хотела возвести монастырь на месте дворца, где прошло ее детство. Разработка проекта была поручена знаменитому мастеру — Бартоломео Франческо Растрелли. Закладка будущего здания состоялась в конце октября 1748 года. В течение следующих 10 лет строительство собора хорошо финансировалось, на работы присылали солдат и рабочих и стройка шла быстро. Однако, после начала войны с Пруссией, работы сильно замедлились. После смерти императрицы был назначен новый архитектор — Юрий Матвеевич Фельтен. Храм так и не достроили.

Только спустя 70 лет, в 1820 году, император Николай I решил достроить Смольный собор. После сложных ремонтных работ, в ходе которых были внесены значительные изменения в проект Растрелли (например, было устроено печное отопление, которое изначально не предусматривалось), собор начали достраивать. Работы закончили в 1835 году и собор был освящен во имя Воскресения Христова.

Богослужения в Смольном соборе совершались до революции 1917 года. После нее церковное имущество изъяли, а собор закрыли и использовали как хозяйственное помещение. После Великой Отечественной войны в нем размещалась экспозиция Музея истории Ленинграда, в 1990 году открылся концертный зал. В 2004 году Смольный собор стал одним из объектов Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

Проведение богослужений началось только в 2009 году. Спустя год в храме установили новый иконостас и провели Божественную Литургию. В честь этого события была восстановлена икона Алексея Венецианова с изображением Богородицы. А в 2015 году Смольный собор окончательно вернулся в лоно церкви.

Особенности архитектуры

Высота собора достигает 94 метров. Смольный собор выполнен в стиле барокко, имеет фронтоны и люкарны. Если смотреть на монастырь сверху, то он построен в виде греческого креста (Смольный собор в центре и 4 церкви по углам).

Большой интерес представляет пятиглавие собора. Растрелли хотел построить однокупольный собор, однако, Елизавета Петровна настояла на пяти куполах. Знаменитый мастер спроектировал купола собора таким образом, что если смотреть на собор издалека, то создается иллюзия, что он огромный. Однако, если подойти ближе, здание как будто уменьшается, но при этом не теряет своей красоты и величия.

Концертный зал

С 1990 года в зале Смольного собора регулярно проходили концерты классической музыки. Со следующего года собор был базовой концертной площадкой для Камерного хора Смольного собора. Афиша зала постоянно обновлялась, хор, под руководством заслуженного артиста России — Владимира Беглецова, исполнял русские и западноевропейские музыкальные произведения.

После передачи храма в ведение Русской православной церкви в 2015 году хор сменил название, поскольку лишился своей базы. Теперь он называется Концертный хор Санкт-Петербурга и располагается в здании Городской думы.

Сегодня для всех желающих открыт не только храм, но и звонница собора. В звоннице находится самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга — ее высота составляет 50 метров. Лестница на нее находится справа от входа в собор. Сперва придется пройти около 280 ступеней по обычной широкой лестнице, затем предстоит подъем по винтовой и подвесной лестницам.

С обзорной площадки открываются виды на город. Отсюда можно увидеть Большеохтинский мост, церковь святых Захария и Елизаветы, здание правительства и площадь Растрелли, а также сквер Кикины палаты.

Цены на экскурсии в Смольном соборе в 2020 году

Посетить храм с экскурсией можно с четверга по воскресенье в 12.00, 13.00, 14.30 и 16.00 часов. Также можно заказать экскурсию на другой день по предварительной договоренности.

Стоимость экскурсионного обслуживания: экскурсия — 200 рублей, подъем на звонницу (смотровая площадка) — 150 рублей. Для студентов и пенсионеров бесплатно.

Кроме экскурсий в соборе проводятся образовательные квесты (200 рублей с человека):

  • «Назад в будущее» (10+) — для группы до 35 человек;
  • «Тайны Смольного собора» (для детей 5–12 лет) — для групп до 10 человек.

Подробную информацию о квестах можно узнать по телефону +7 (981) 187 00 51 или по электронной почте info.smolniysobor@gmail.com.

Как добраться до Смольного собора

Посещение собора входит в большинство обзорных экскурсий, организованные группы туристов сюда обычно привозят на автобусах, так как Смольный собор находится в некотором отдалении от центра. Например, от Невского проспекта до него придется идти около 30 минут. На машине этот путь можно преодолеть на 10 минут.

Если вы все же хотите прогуляться от Невского, то можно пройти к собору по Суворовскому проспекту.

Пеший маршрут от Невского проспекта на карте Санкт-Петербурга

Также можно пройти к Смольному собору от ближайшей станции метро «Чернышевская». По пути можно посетить Таврический сад, музей А. В. Суворова и музей «Вселенная воды». Из Таврического сада рекомендуется выйти на улицу Шпалерная. Это широкая улица с большими тротуарами и малым количеством машин, она ведет прямо к скверу из которого открывается красивый вид на собор.

Маршрут от станции метро «Чернышевская» — Яндекс.Карты

Возле площади Растрелли есть несколько остановок общественного транспорта:

  • ост. «Смольный» — автобус № 136 (следующий в Калининский район);
  • ост. «пл. Растрелли» — автобус № 136 и № 74 (через Центральный и Фрунзенский районы) и маршрутка № 76 (через Петроградский район в сторону Комендантского проспекта).

Также вы можете воспользоваться услугам такси. В Санкт-Петербурге работают популярные приложения для смартфонов — Яндекс.Такси, Gett, Maxim, Uber, Везет и другие.

Смольный собор: видео

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Смольный собор в Санкт-Петербурге

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Смольный храм размещен на берегу Невы (с левой стороны), в районе того места где для изготовления кораблей варили смолу. Молельня относится к архитектурному ансамблю городской обители. Богомольня выполнена в стиле барокко, с органичным сочетанием европейской архитектуры и древнерусского зодчества. Узнать о том какова история Смольного собора в Санкт-Петербурге и как к нему доехать можно из этой статьи.

Смольный собор в Санкт-Петербурге, история кратко

Согласно сохранившемуся преданию Елизавета, дочь Петра I собиралась принять постриг в монахини и подобрала для возведения обители одно из наиболее живописных мест берегов Невы там, где располагался дворец, в котором прошла юность императрицы.

В 1748 г. были начаты строительные работы согласно чертежу, разработанного архитектором Бартоломео Растрелли. Расположение будущей молельни приходилось на центр двора обители, а высота сооружения в 93,7 м дарила ощущение его устремленности ввысь. Вместимость храма составляет около 6000 человек.

Согласно замыслу зодчего неподалеку от богомольни должны были возвести пятиярусную колокольню, самую высокую в России, которая составляла бы 140 м в высоту, что в свою очередь на 18 м превышает высоту шпиля колокольни в Петропавловском храме. Однако этому плану не суждено было осуществиться. В 1771 г. архитектор скончался, так и не узрев в завершенном виде своего творенья. Последователи же его сочли, что в городской пейзаж попросту не впишется такого рода колокольня.

Следует отметить, что весь комплекс обители возводился на протяжении 87 лет, что побило все имеющиеся рекорды долгостроя. В помещениях внутренняя отделка была завершена только к 1835 г., причем сама по себе она была простой, но в тоже время выглядела довольно торжественно: хрустальная балюстрада, церковные палаты были отделаны мрамором, а также было размещено три величественных красных угла (иконостаса), а сама кафедра была украшена тонким резным узором.

Обитель сначала носила название Воскресенского Новодевичьего, а спустя некоторое время по краткости была переименована в Смольный собор в Питере. Получил освящение как богомольня всех учебных заведений во имя Христового Воскресения, которое проходило в 1748 г. присутствии императрицы Елизаветы.

Начиная с 1765 г. в помещениях обители размещались воспитательные учреждения для девиц, имеющих мещанское или благородное происхождение. Немного позднее Екатерина II образовала в рядом возведенном помещении названным Александровским институтом заведение для девиц из низших сословий. Что касается сооружения то оно выло возведено согласно проекту зодчего Фельтена Ю.М. в стиле раннего классицизма.

В 1864 г. по чертежам архитектора Дж. Кваренги была выстроена в классическом стиле третья часть ансамбля, а именно торжественная постройка Смольного института. В качестве украшения для центральной части сооружения был использован ионический восьмиколонный величественный портик с торцами. В 1917 г. в тот период, когда происходили восстания в этом сооружение находился Петроградский Совет солдатских представителей и рабочих.

По прошествии революции в 1922-м году проповедническая кафедра богомольни, иконостасы, а также балюстрада из хрусталя были попросту разграблены, а все имеющиеся в молельне помещения стали применять в качестве складов. Храмовый иконостас был демонтирован лишь спустя полвека в 1972 г., а из уцелевших реликвий остались только божественные образы «Введение во храм Пречистой Девы» и «Христово Воскресение».

В соборе в 1990 г. состоялось открытие концертно-выставочного комплекса, который существует и по сей день.

Адрес Смольного собора в Санкт-Петербурге и расписание

Найти Божий храм можно по такому адресу: площадь Растрелли, д. № 1, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. Открыт же храм для посещений помимо среды 6 дней в неделю и имеет такие часы работы:

  • в летний период: с 10:00 и до 7 вечера;
  • в зимнее время года: с 11:00-6 вечера. Богомольня начинает работать согласно зимнего расписания начиная с сентября месяца (16 число) и по апрель (включительно до 30-го числа).

Как добраться в Смольный собор в Санкт-Петербурге

Отыскать храм любому желающему не составит особо труда, для этого всего лишь нужно:

    • доехать до станции метрополитена «Чернышевская», а после пересесть на троллейбус под № 1 или же на маршрутку № 22, 46;
    • также доехать до строения можно со станции метрополитена «Площадь Восстания», пересев затем на троллейбус № 5, 7 или же на маршрутный автобус под номером 22.

А те, кто хотят прогуляться по городу, могут дойти до молельни от вышеуказанных станций метрополитена пешком, однако при этом следует учитывать, что на такую прогулку уйдет не менее 30 минут, поэтому рассчитать свое время лучше всего заранее.

Смольный собор в Санкт-Петербурге: его история и современное время

Полное название храма — Воскресения Христова Смольный собор. Здание находится в Санкт-Петербурге (Смольная набережная на левом берегу Невы) и входит в православную конфессию. Смольный собор представляет собой часть архитектурного комплекса одноименного монастыря. Исторически в качестве основного предназначения храма была выбрана духовно-просветительская деятельность.

История постройки

В 1740-х годах императрица Елизавета Петровна заявила одному из членов Синода о желании видеть монастырь, в котором она проведёт свои последние дни. Строительство должно было совершиться на месте «Смольного дома», в стенах которого Елизавета проживала в детстве. Разработка проекта была поручена известному французскому архитектору Бартоломео Ф. Растрелли, которому царица обещала основательную финансовую поддержку.

В 1748 году торжественно бы заложен первый камень фундамента, но только спустя три года строители приступили к возведению здание собора. Реализация проекта велась с небывалым размахом. Ежедневно на стройке было задействовано более 3000 человек (солдаты, мастера). Строительные материалы и комплектующие поступали с десятков заводов по всей стране.

Строительство шло ускоренными темпами, но в 1756 году началась Семилетняя война с Пруссией, которая помешала проведению работ. Елизавета Петровна при жизни не дождалась чистовой отделки соборной церкви монастыря. После её смерти строительство и вовсе замерло.

В 1762 г. Б. Растрелли вернулся на родину, а руководителем проекта строительства назначили архитектора Ю. М. Фельтена. Из-за резкого сокращения финансирования часть работ не была завершена, и собор остался недостроенным почти на 70 лет, постепенно разрушаясь.

В 1820-х годах император Николай I издал указ о завершении работ по возведению Смольного монастыря. Проект доработки был утвержден лишь 4 года спустя, а в 1835 г. строительство было закончено и храм освятили во имя Воскресения Христова.

Смольный собор в 20-м веке и в наше время

До революции 1917 г. в Смольном регулярно проводились богослужения. По указанию императора он обладал статусом собора всех учебных заведений страны и стоял на обеспечении Государственного Казначейства.

После революции в 1922 г. собор закрыли, предварительно изъяв церковную утварь и другие ценности. Храм использовали под склад, а затем как бункер. Реконструкция постройки началась в 1967 г. После её завершения в стенах собора была размещена выставка Музея истории Ленинграда.

В 1990 г. в Смольном открыли концертно-выставочный зал. В 2004 г. собор включили в состав музея Исаакиевского собора.

Датой возвращения храма в лоно церкви можно считать 2009 г., когда в его стенах был проведен первый после долгого перерыва молебен. В 2015 г. было принято решение об окончательном возвращении собора Русской Православной Церкви.

Архитектура собора

Постройка выполнена в стиле барокко, с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый. Высота собора — 93,7 метра, и он имеет форму греческого креста, по углам которого расположены 4 церкви. Пятиглавие было построено необычно. Только центральный купол относится к самому храму, остальные 4 принадлежат колокольням. Нижняя часть храма больше напоминает дворец, чем церковь. В память освящения Смольного собора, в 1835 году, в Санкт-Петербурге была выпущена бронзовая памятная медаль, изображающая фасад собора с флигелями, с надписью: «1748-1835, окончен в память Императрицы Марии Федоровны» с одной стороны, и Христа Спасителя в храме, благословляющего детей — с другой стороны.

Санкт-Петербург. Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь. Собор Воскресения Христова («Смольный»).

Смольный собор; Собор всех учебных заведений

В 1748 г. на месте бывшего дворца Елизаветы Петровны началось возведение по проекту Б. Растрелли комплекса зданий Воскресенского женского монастыря. Центральное сооружение — собор во имя Воскресения Спасителя. Освящен 20 июля 1835 г. Получил наименование «собор всех учебных заведений». Высота 92 м. В 1931 г. он был закрыт, внутреннее убранство расхищено, разграблено. Долгое время здание использовалось как склад, в 1974 г. передано музею истории Ленинграда. С 1990 г. собор используется как концертно-выставочный комплекс. Реставрация собора заканчивается.

Воскресенский (Смольный) собор Воскресенского Новодевичьего монастыря был заложен 30 октября 1748 года по повелению императрицы Елизаветы Петровны и начал возводиться по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, который руководил работами в 1748-1762 годах.

Строительство монастыря велось с небывалым размахом. По преданию, в него собиралась удалиться сама императрица, «наскучив бременем правления». Однако с началом Семилетней войны с Пруссией строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы постепенно полностью остановились. Собор оставался недостроенным в течение почти 70 лет. Состояние его постоянно ухудшалось.

В конце 1820-х годов по указанию императора Николая I начались работы по окончательной достройке храма. Решено было сделать его собором всех учебных заведений. Работами руководил архитектор Василий Петрович Стасов. При создании проекта интерьера Стасову пришлось решать сложную задачу: со времени закладки собора прошло 80 лет. На смену барочной пышности пришел классицизм. Несколько раз изменяя проект, Стасов добился простого и строгого решения внутреннего убранства. Белый цвет стен и сводов, сдержанный лепной декор подчеркивают совершенство пропорций растреллиевской архитектуры, благодаря которым огромный храм кажется удивительно легким, наполненным светом. Иконостасы также были белые с золоченой резьбой, перед ними установили великолепные балюстрады из 164 хрустальных балясин, выполненных на Мальцевском заводе Орловской губернии. Они сверкали и переливались в лучах света, наполнявшего зал через огромные окна.

20 июля (ст. ст.) 1835 года митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим освятил собор во имя Воскресения Христова.

В результате затянувшегося строительства Смольный собор приобрел неповторимый облик, соединив великолепные образцы роскошного елизаветинского барокко фасадов и сдержанного классицизма в интерьере. Их кажущаяся несовместимость вызывала попытки изменить внутреннее убранство храма, приблизив его к первоначальному замыслу. Так в 1875-1881 годах в соборе появились новые иконостасы «в духе графа Растрелли», выполненные по проекту архитектора Максимилиана Месмахера.

Собор являлся действующим до начала 1920-х годов. В советское время храм постигла участь многих православных церквей в России: церковные ценности были изъяты, а в 1923 году по решению Петросовета он был закрыт для верующих и использовался как склад.

Убранство Смольного собора постепенно разрушалось. После окончания Великой Отечественной войны здесь еще сохранялись полуразрушенный иконостас, фрагменты кафедры и Царского места. В 1970-х – 1980-х гг. Смольный собор стал филиалом Государственного музея истории Ленинграда, здесь располагалась экспозиция «Ленинград сегодня и завтра».

В январе 1990 года был организован Концертно-выставочный комплекс «Смольный собор», а в июле 2004 года он вошел в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Значительная часть декоративного убранства Смольного собора, к сожалению, утрачена.

Строительство Смольного собора длилось почти столетие. Торжественная закладка собора состоялась 30 октября 1748 г. К концу 1760-х г.г. стены храмового здания были выштукатурены и окрашены, а на куполе водружен крест. Однако вскоре после этого работы были остановлены и в течение последующих нескольких десятилетий не проводились. Автор проекта, Ф. Б. Растрелли, руководивший строительством Смольного собора до 1762 г., не успел закончить внутреннюю отделку здания. Лишь спустя более полувека, в 1828-1835 г.г. под руководством архитектора В. П. Стасова недостроенный храм был отремонтирован и осуществлена отделка интерьера. Собор освятили 20 июля 1835 г. во имя Воскресения Христова.

В результате затянувшегося строительства собор приобрел неповторимый облик, соединивший воедино великолепные образцы двух архитектурных эпох: пышного елизаветинского барокко и сдержанно-торжественного классицизма. О том, как Растрелли видел интерьер Смольного собора, можно судить по немногочисленным сохранившимся чертежам, а также деревянной модели Воскресенского Новодевичьего монастыря. Купола на модели разборные, что позволяет увидеть растреллиевский проект (возможно, один из его вариантов) внутреннего убранства главной церкви. Предполагалось использовать в облицовке стен сорта розового и светло-серого мрамора, позолотить капители колонн и все декоративные детали (в том числе, декор пилонов). Парусные своды под барабаном должны были быть украшены цветными росписями с изображением евангелистов.

В 1820-е г.г., когда зданием Смольного собора стали заниматься вплотную, встал вопрос, в каком стиле оформить интерьер. Эпоха Елизаветы казалась далеким прошлым, её даже называли «готической». Стиль барокко воспринимался как устаревший и безвкусный. В результате интерьер собора был оформлен в строгом классическом стиле, полностью соответствовавшем духу нового времени.

Стасов, которому было поручено составление проекта и сметы, постарался сохранить основную идею автора – огромное пространство светлого интерьера, подчеркивающего внутреннюю структуру здания. Архитектор предполагал использовать обильный лепной декор, своды и купол должны были быть украшены росписями в технике гризайль. Из задуманного были сделаны лишь лепные фризы под карнизом и под куполом. Облицовка колонн, пилястр и цоколей искусственным мрамором была возложена на скульптора Н. П. Кампиони, а лепное убранство выполнено мастерской А. Иванова. Непокрытые мрамором поверхности были окрашены белой масляной краской.

Стасов старался не затенить внутреннюю структуру здания, построенного Растрелли. Он запроектировал вместо массивных паникадил жирандоли, расположив их вдоль балкона, по карнизам храма. Под куполом повесили огромную бронзовую вызолоченную люстру. Зимой 1834-35 г.г. изготовили иконостасы, хрустальную балюстраду солии, царское место, кафедру, хоры, железные лестницы в боковых главах. Заказали церковную утварь.

Главный иконостас представлял собой двухъярусную композицию, увенчанную шестиконечным с сиянием крестом и двумя коленопреклоненными фигурами ангелов, выполненными из алебастра художником Петром Васильевичем Свинцовым. Фон иконостасов был белым с золоченой резьбой. Образа для Смольного собора были первоначально заказаны в Академии художеств, однако академики запросили слишком высокую цену, и заказ передали частным художникам. Среди многих мастеров, создававших эти иконы, — Алексей Гаврилович Венецианов, Петр Васильевич Басин, Федор Павлович Брюллов. Для южного придела собора А. Г. Венецианов выполнил запрестольный образ «Предстательство Пресвятыя Богородицы о храме и учебных заведениях». На иконе Божия Матерь окружена поющими ангелами, под Нею — монастырь с собором, церквями в голубых куполах с золотыми звездами. Рядом изображены воспитанницы младших возрастов Смольного института в форменных платьях коричневого, голубого и серого цветов. В центре иконы — девиз Воспитательного общества: «Призри с небесе Боже виждь и посети виноград сей и утверди и его же насади десница Твоя». Этот образ, единственный сохранившийся из живописного убранства собора, находится сегодня в Государственном Русском музее.

Иконостасы трех приделов собора насчитывали 40 икон и отделялись от главного пространства балюстрадами, состоящими из 145 хрустальных балясин, выполненных на Мальцевском заводе Орловской губернии.

У центрального южного пилона было устроено Царское место, частью сохранившееся и сегодня. К нему вели две мраморные ступени с мраморными завитками по сторонам. Над ступенями находилась золоченая сень, увенчанная резной короной и обитая малиновым бархатом, с боковыми занавесами. На противоположном центральном пилоне была укреплена памятная доска белого мрамора, на которой была надпись, выполненная бронзовыми золочеными буквами: «Сей храм наименован собором всех учебных заведений в память императрицы Марии Федоровны благотворительницы юношества. Родилась 1759 г., октября 14. Скончалась 1828 г., октября 24».

Для отопления вдоль стен были установлены 22 круглые печи в железных футлярах, выполненных в виде храмиков, с соединявшимися вверху чугунными трубами. В алтарной части имелись изразцовые печи и мраморные камины.

Собор освещался при помощи установленных на карнизе 154 жирандолей со свечами. Позднее перед иконостасами повесили бронзовые с хрусталем паникадила. На Пасху в храме зажигали 1250 свечей весом более шести пудов. В 1902 г. в Смольном соборе, одном из первых в городе, появилось электрическое освещение.

Ссылка на основную публикацию