Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву в Москве (храм Василия Блаженного)

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Московский Кремль: собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного)

Центральное благочиние Московской городской епархии

История

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву был создан в 1555-1561 гг. по обету царя Иоанна Грозного и по благословению митрополита Московского и всея Руси Макария в честь взятия Казани и присоединения Казанского ханства к России.

В 1552 г., сразу после покорения царем Иоанном Грозным Казанского ханства, на границе Кремля и посада, рядом со рвом, окружившим кремлевские стены (отсюда названия храма — «Покрова на Рву у Троицких ворот» и «Троицы на Рву», т.к. до середины XVII в. на этом месте стояла деревянная Троицкая церковь), был построен каменный Троицкий храм, около которого в память казанских побед было построено семь деревянных церквей.

В 1555 г. мастерами Бармой и Постником Яковлевым начинается сооружение нового собора. На едином основании воздвигнуты девять отдельных храмов, причем один, центральный, увенчанный большим шатром, окружали восемь, крестообразно расположенных в плане столпов-церквей. В посвящениях престолов нашли отражение основные этапы казанских побед.

Центральный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы — в этот праздник, 1 октября 1552 г., наступающие предприняли мощную атаку, успех которой на следующий день увенчался взятием города Казани. Другие пять престолов освящены в честь святых, чья память пришлась на дни, когда произошли основные события казанской экспедиции: в честь святых Киприана и Иустинии (2 октября — взятие Казани), патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового и преподобного Александра Свирского (30 августа — победа русских на Арском поле), Григория Армянского (30 сентября — начало штурма города), Варлаама Хутынского (6 ноября — возвращение царя в Москву). Символическое значение имеют посвящения престолов в честь Святой Троицы и Входа Господня в Иерусалим.

Девятый престол был посвящен событию, не связанному с казанскими победами. Летом 1555 г. в Москву из Вятки был принесен образ Николы Великорецкого. Многочисленные чудеса и исцеления от этого образа происходили как по дороге в столицу, так и в Москве, в Успенском соборе. В ознаменование такого проявления Божией благодати девятый престол строящегося храма был освящен в честь Николы Великорецкого, позже в нем находился список с чудотворной иконы, сделанный самим митрополитом Макарием.

29 июня (ст. ст.) 1561 г. был освящен престол Покрова Пресвятой Богородицы, что ознаменовало завершение строительства всего собора.

В 1588 г. над могилой св. Василия Блаженного (погребен у стен Троицкого храма в августе 1552 г.) с северо-востока был построен новый придел, освященный в его честь и давший второе имя всему собору. В 1672 г. с юго-востока был устроен придел Ризоположения (с 1680 г. — Рождества Богородицы) над могилой блж. Иоанна Московского.

Во второй половине XVII в. была построена шатровая колокольня, пристроено гульбище с крыльцами, форма куполов изменена со шлемовидной на луковичную, произведена многоцветная раскраска стен.

Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся центром празднования Входа Господня в Иерусалим : к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти».

На протяжении своей истории собор многократно горел и восстанавливался. В 1817 г. архитектор Осип Бове, реконструируя Красную площадь, выложил подпорную стену храма камнем и установил чугунную ограду.

Как памятник национального и мирового значения Покровский собор был одним из первых взят под охрану государством согласно декрету от 5 октября 1918 г. В конце 1919 г. в Покровском соборе службы были прекращены, однако в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1929 г., когда храм был закрыт окончательно. Тогда же были изъяты и переплавлены почти все колокола звонницы.

В 1923 г. в храме был открыт историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 г. — филиал Государственного исторического музея).

В 20-е годы XX в. были развернуты широкие научно-реставрационные исследования собора, благодаря которым стало возможным восстановление его первоначального облика и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI-XVII вв. В 60-е годы XX в. также проводились реставрационные работы. В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы XVI в., состоящие из икон XVI-XVII вв., среди которых есть раритеты («Троица» XVI в., «Александр Невский в житии» XVII в.). В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII-XIX вв. Среди них два уникальных первой половины XVIII в. из Московского Кремля.

Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 г. Русской Православной Церкви было разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и соборе Василия Блаженного. В соответствии с этим указом между Министерством культуры РФ и Московской Патриархией в ноябре 1992 г. было заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и храма Покрова на Рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве», и до настоящего времени собор является филиалом Государственного исторического музея. Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России .

Первое богослужение состоялось на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 г.

15 августа 1997 г. после реставрации была открыта церковь Василия Блаженного, в которой стали совершаться регулярные богослужения.

21 ноября 2018 г. была открыта церковь Иоанна Блаженного.

Престолы

  • Троицы Живоначальной (восточный);
  • Покрова Пресвятой Богородицы (центральный);
  • Входа Господня в Иерусалим (западный);
  • равноап. Григория Армянского (северо-западный);
  • мчч. Адриана и Наталии (северный, первоначально был освящен в честь свв. Киприана и Иустины);
  • свт. Иоанна Милостивого (северо-восточный, первоначально — в честь патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла);
  • прп. Александра Свирского (юго-восточный);
  • свт. Николая Великорецкого (южный);
  • прп. Варлаама Хутынского (юго-западный);
  • св. Василия Блаженного — в восточной пристройке;
  • Рождества Пресвятой Богородицы (первоначально — Ризоположения).

Святыни

Мощи св. Василия Блаженного (под спудом), мощи св. Иоанна Блаженного, икона «Покров Пресвятой Богородицы».

Богослужения

Богослужения совершаются в храме Василия Блаженного по воскресеньям в 10.00 духовенством Патриаршего подворья храмов в Зарядье и Китай-городе. По окончании службы читается акафист св. Василию Блаженному.

Также службы совершаются в престольные праздники — 14-15 августа (память Василия Блаженного) и 13-14 октября (Покров Пресвятой Богородицы).

Храм Василия Блаженного — история и загадки

Храм Василия Блаженного — самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание — восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.

Храм Василия Блаженного — настоящее название

Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это — самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву. 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.

Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.

Храм Василия Блаженного — история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

Храм Василия Блаженного — архитектура

Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.

В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

Храм Василия Блаженного — задумка

Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного — прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…

Храм Василия Блаженного — наши дни

В Храме Василия Блаженного сейчас можно увидеть росписи разных веков: соседствуют XVII и XIX век. Это — удивительный памятник архитектуры. Например, там есть загадочные изображения тюльпанов. Откуда о них знали в средневековой Москве? Или фреска с морской водорослью. Где еще могли увидеть ее местные жители? Эта фреска не повторяется ни в одном элементе собора.

Путешествуя по второму ярусу храма, посетители настолько ярко переживают смену пространств, росписей и архитектурных особенностей собора, что кажется, будто человек попал в прекрасный лабиринт. Это — одна из удивительных особенностей храма Василия Блаженного.

Читайте также:

7 интересных фактов о храме Василия Блаженного

В 1561 году была освящена одна из самых известных церквей России — Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного. Портал «Культура.РФ» вспомнил интересные факты из истории его создания.

Храм-памятник

Покровский собор — это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы. И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, — Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других.

Грандиозная стройка в рекордные сроки

Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы — они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем — это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы .

Храм в честь прорицателя

Хотя официальное название собора — собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился построить церковь, посвященную Василию Блаженному. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда — круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.

Царская сокровищница и аналой на Лобном месте

В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание — перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировался он через специальные узкие отверстия — продухи. Изначально помещение использовали как склад — там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили — его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.

При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.

Русский зодчий или европейский мастер

До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них — собор возвели древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма. По другой версии, Яковлев и Барма были на самом деле одним человеком. Третий вариант гласит, что автором собора стал иностранный архитектор. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.

Кем бы ни был архитектор, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили — по той же причине.

Иконостас с заворотом

Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы — Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.

Также храм декорирован росписями — они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.

«Лазарь, поставь на место!»

Собор несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм и вовсе собирались взорвать. Уже в советское время сподвижник Сталина Лазарь Каганович предлагал разобрать собор, чтобы на Красной площади стало больше места для парадов и демонстраций. Он даже создал макет площади, и здание храма с нее легко снималось. Но Сталин, увидев архитектурный образец, сказал: «Лазарь, поставь на место!»

Покровский собор на рву (собор Василия Блаженного)

Собор Покрова Богородицы, что на рву — именно так называется этот храм на Красной площади. Но в народе его чаще называют собором Василия Блаженного. Есть ещё и те, кто вспоминает название Троицкий собор, существовавшее в XVI веке. Этот храм высотой 65 метров замыкает перспективу Большой Дмитровки. А прежде, до строительства в Москве высоких домов на рубеже XIX — ХХ веков, собор был виден в перспективе больших участков Покровки, Тверской, Мясницкой, Петровки. Его по праву называли главным храмом московского посада.

Собор построен в 1555-1561 годах рядом с кремлёвским крепостным рвом. Можно сказать, на кромке рва, отсюда и его название — что на рву. Заказчиком строительства собора стал царь Иоанн Грозный. Собор строился как память о взятии столицы Казанского ханства, города Казани. Осада Казани началась 15 августа 1552 года и завершилась штурмом на праздник Покрова. Решено было построить собор с 9 престолами, или 9 церквей, в честь тех праздников, на которые пришлись важные моменты осады и штурма города.

Центральный, завершённый шатром храм — Покрова Богородицы. Вокруг него церкви: с востока — Троицы, западный храм — Входа в Иерусалим, Николы Великорецкого, Киприана и Иустины (позже был переосвящён во имя Адриана и Наталии), Павла, Александра и Иоанна Константинопольских (позже — Иоанна Милостивого), Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Службы в каждой из церквей совершались только в их престольные праздники. Все церкви, кроме центральной, Покровской, завершены цветными узорчатыми луковичными главами. Они появились в конце XVI столетия вместо старых шлемовидных куполов. Все церкви стоят на объединяющем их высоком подклете, как на постаменте. Вокруг всех церквей есть круговые проходы. В XVI веке наружная галерея вокруг храмов была открытой, а обработка стен на уровне галереи у всех церквей имела вид широкой полосы арочек и карнизов, зрительно объединяющих всю постройку. Сегодня эту обработку стен можно увидеть в интерьере галереи, у юго-восточного угла собора. Из-за московских климатических условий в середине XVII века галерею перекрыли сводами, а над крыльцами поставили каменные шатры. Тогда же впервые на фасадах собора появилась яркая декоративная роспись. Чуть раньше, в 1670-е годы, вместо звонницы была построена шатровая колокольня.

В 1588 году к северо-западной части галереи была пристроена невысокая одноглавая церковь над могилой Василия Блаженного (1469 — 1552). Ещё при жизни Василий славился как юродивый и провидец. Во время похорон гроб Василия нёс сам Иоанн Грозный с боярами, а отпевал митрополит Макарий. Со временем Василий стал одним из любимых народом московских святых. Служба в Васильевской церкви совершалась ежедневно, поэтому и весь собор стали называть собором Василия Блаженного.

В начале XVIII столетия в Покровском соборе было уже 18 престолов. Новые престолы освящались в помещениях подклета.

К началу XIX века вокруг собора стояли длинные торговые ряды из небольших лавок, харчевен и распивочных, отгораживающие его от Красной площади. Во время восстановления города после пожара 1812 года решено было территорию очистить, и в 1817 году архитектор Осип Бове построил с запада, юга и востока подпорную стенку. Собор получил сохранившуюся до нашего времени кованую ограду.

Считается, что собор строили мастера Барма и Постник. Некоторые исследователи считают, что это был один человек, Постник Яковлев, по прозвищу Барма. Известны и другие постройки Постника Яковлева, созданные им после строительства собора. Но ни одна из них не имеет сходства с Покровским собором ни в деталях, ни в технике. В архитектуре собора есть много архитектурных форм, которые мог создать только человек, работавший и учившийся в Западной Европе. Но такой человек нам пока не известен.

В 1923 году было принято решение о создании в соборе музея. Богослужения в церкви Василия Блаженного продолжались до 1929 года. Последний настоятель собора, о. Иоанн Восторгов, был расстрелян по приговору суда в 1918 году, а в 2000 году его причислили к лику святых. С 1991 года собор находится в совместном пользовании музея и православной церкви.

С 1931 года в ограде собора стоит памятник Минину и Пожарскому (1818 год, скульптор Иван Мартос). Памятник перенесён к собору с середины Красной площади, где он стал мешать парадам и массовым демонстрациям, проводившимся дважды в год, 1 мая и 7 ноября.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву в Москве (храм Василия Блаженного)

Православная церковь ярко выделяется на просторах Красной площади Москвы, является знаменитым памятником русского зодчества. Собор возводился по особому указанию царя Иоанна IV в честь похода на Казань и взятия города. Рядом с постройкой находился глубокий ров, поэтому в простонародье храм назывался Покровом на Рву.

История постройки

Когда Иоанн IV совершал походы на Казань, принадлежащей татарам, на (Красной) Троицкой площади, воздвигали деревянные церкви, символизирующие победы царя. В октябре 1552 г. произошла заключительная битва, и город Казань присоединился к Московскому княжеству. В честь этого знаменательного события Иоанн IV дал указание объединить все церкви, располагавшиеся на Красной площади, в один большой каменный собор. Строить церковь начали в 1555 г., а к 1559 г. основную часть уже закончили.

Датой окончательного возведения и полноценного освящения считают 29 июня 1561 г.

  • Некоторые исследователи предполагают, что Покров на Рву возводил неизвестный зодчий из Италии. Этим объясняется неповторимая архитектура собора, включающая элементы отечественной школы и европейских мотивов эпохи Ренессанса. Однако это предположение не нашло официального подтверждения.
  • Согласно самой известной версии, строительством заведовали архитекторы, которых звали Барма и Постник. Эти зодчие обладали большими знаниями своего дела и были дарованы Иоанну Грозному Самим Господом с миссией возвести великолепный храм.
  • Другие же говорят, что деньги на строительство великолепного церковного ансамбля собирал юродивый Василий. Святой нес монеты на Красную площадь, где бросал их на будущем месте строительства. Никто не осмеливался взять священные серебряники, которыми после смерти старца мудро распорядился государь Иоанн Грозный.
  • Федор Иванович убедился в святости преподобного Василия и велел похоронить его останки у Покровского храма. Вскоре у мощей стали совершаться чудотворные события, поэтому государь повелел создать позолоченную, богато украшенную раку над гробом преподобного старца. В 1588 г. над умиротворенной могилой юродивого построили девятый придел, освященный в честь него. Это была самостоятельная церковь с отдельным входом и помещениями.

Доработки и изменения

Изначально Покровский собор на Красной площади смотрелся строго и изящно за счет фресковой росписи и имитации кирпичной кладки. В первые годы создания церковь не имела крылец и пристроек, главный храм окружало восемь отдельных приделов. Комплекс являлся мемориальным памятником, созданным в честь победы русских войск над Казанским ханством.

  • В зимнюю пору богослужения здесь не проводились, отапливалась только церковь Василия Блаженного, которую пристроили к ансамблю в 1588 г. Новый собор работал для прихожан ежегодно, принимал всех желающих даже в ночное время. Ближе к началу XVII столетия в структуре храма поменяли сгоревшее покрытие на фигурных главах.
  • Неудобством первоначальной постройки являлось маленькое внутреннее помещение, которое соединялось сетью переходов. На большие торжества прихожане вынужденно собирались на улице перед собором. Обустраивалось Лобное место с аналоем, храм служил символическим природным алтарем.
  • В середине XVII столетия внешний облик грандиозной церкви подвергся существенным видоизменениям. Была пристроена шатровая колокольня, главы храма покрыли железом, а на стенах появилась изумительная роспись. Через время к церковному ансамблю прибавили еще восемь приделов, а в 1672 г. пристроили храм на могиле блаженного Иоанна Московского.

В 1784 г. поступил указ от императрицы Екатерины II на полноценную реставрацию ансамбля. На благое дело государыня выделила архиерею Платону большую сумму, работами руководил именитый архитектор И. Яковлев. Восьмерик и барабан Феодосиевского храма разобрали, а нижний ярус модернизировали в крытую паперть собора святого Василия. На втором этаже поставили новую ризницу.

Дальнейшее становление

При царе Александре I книжные магазины, заслонявшие величественное здание, убрали, разровняли косогор, а две стороны облицевали камнем и обнесли решеткой.

  • В 1812 г. на нижнем этаже Покрова на Рву французская армия, захватившая Москву, установила конюшню. Наполеон настолько восхитился красотой храма, что решил перевезти его на свою родину. Однако понял несбыточность мечты и решил взорвать церковь. Легенда гласит: фитили зажигательных устройств потушил дождь, поэтому французская армия разграбила ризницы и унесла иконостасы.
  • В 1890 г. началась новая реконструкция Покровского собора: укрепляли напольное покрытие, витражами украшали Соборную ризницу. С 1900 г. восстановительными работами управлял архитектор С. Соловьев.
  • В 1918 г. церковь становится культурным объектом и памятником мирового масштаба, ансамбль отныне находится под надежной охраной государства. С этого времени прекращаются богослужения в стенах верхних храмов, Покров на Рву постепенно переходит в разряд музеев.
  • После революционных движений церковь находилась в плачевном состоянии: текла кровля, стекла были выбиты, а в зимнюю пору внутри помещений лежал снег.
  • В 1923 г. в соборе официально открывается музей, а с 1924 г. здесь начинают проходить спелеологические исследования. Ученые выдвинули идею о подземных ходах, ведущих к Московскому Кремлю.

Архитектура

Изначально внешний вид комплекса отличался мужественной строгостью, здесь преобладала множественность элементов, среди которых нельзя выделить основной. Интерьеры имели малое пространство, если сравнивать их с масштабными и богатыми фасадами. Создатели пытались отводить большую роль элементам декора.

Стены собора выкладывали из кирпичей, а основания, цоколи и некоторые поддерживающие детали — из белого камня. В кирпичной кладке делались отверстия, куда вставлялась проволока для соединения двух кирпичей. При помощи этой техники над пролётом создавалась стойкая горизонтальная поверхность.

Другие храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы:

Уникальный и высокий собор не имеет глубокого фундамента, строительство осуществлялось за счёт высокого подклета на холме. Восемь приделов обладают луковичными главами. Они сгруппированы вокруг главной церкви Покрова. К приделу, освященному в честь Василия Блаженного, пристроен храм Рождества Богоматери, где в конце XVI похоронили тело Иоанна Московского. Основные строения имеют общее основание, а также обходную галерею и внутренние переходы.

Интересно! Храм Василия Блаженного пристроили к ансамблю в 1588 г. над местом захоронения юродивого святого. Распоряжение о возведении выдал сын Иоанна Грозного — Федор Иоаннович.

Придел обладает кубической формой, увенчан традиционным световым барабаном, пол церкви выстлан чугунными плитами. На стенах интерьера видны сцены жития преподобного Василия. Над захоронением святителя установлена декоративная арка, считающаяся чрезвычайно почитаемой святыней.

Как добраться

Покровский храм имеет большую и трудную историю, был построен в честь взятия Иоанном IV Казани. Удивительная архитектура церковного ансамбля Покровского собора во все времена восхищала и отечественных и иностранных созерцателей.

Сегодня эта православная церковь выступает в качестве филиала Исторического музея. Богослужения здесь проходят только в воскресные дни.

Собор находится на Красной площади, строение № 2.

Добраться до церковного ансамбля на общественном транспорте не составит труда.Ближайшие станции метро: «Театральная» и «Охотный ряд», храм располагается прямо за Историческим музеем.

Покров на Рву открывает двери с 11:00 до 19:00, в воскресные дни в десять часов утра здесь совершается Божественная литургия, поются акафисты.

МОСКОВСКИЙ ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Московский храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву.

Московский собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного), филиал Государственного Исторического музея

  • Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы (главный), Адриана и Наталии, Великорецкого образа Николая Чудотворца, Иоанна Милостивого, Троицы Живоначальной, Входа Господня в Иерусалим, Василия Блаженного, Варлаама Хутынского, Рождества Пресвятой Богородицы, Александра Свирского, Григория Просветителя
  • Адрес: Россия, 103012, Москва, Красная площадь, 2
  • Проезд: метро Китай-город, метро Охотный ряд
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Покровский собор воздвигнут на Красной площади в 1555-1561 годах в память присоединения Казанского царства — одного из важнейших событий эпохи укрепления русского централизованного государства. Победа над Казанью в 1552 году была первым крупным внешнеполитическим успехом молодого царя Иоанна IV Грозного (два первых похода в 1547 и 1550 гг. окончились неудачей); с присоединением Казанского и Астраханского (в 1554 году) царств он стал также именоваться царем Казанским и Астраханским.

    Для строительства обеденного храма было выбрано символическое место — на границе Кремля и Посада, рядом со рвом, окружившим кремлевские стены (отсюда названия храма — «Покрова на Рву у Троицких ворот» и «Троицы на Рву»). Летописные источники свидетельствуют, что в окончательном виде идея храма-памятника сложилась и стала претворяться в жизнь в 1555 году. Глубина замысла и оригинальность его воплощения указывают на несомненную причастность к «разработке проекта» святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, и царя Иоанна Грозного.

    Собор Василия Блаженного на Красной площади

    На едином основании воздвигнуты девять отдельных храмов, причем один, центральный, увенчанный большим шатром, окружали восемь, крестообразно расположенных в плане столпов-церквей. В посвящениях престолов нашли отражение основные этапы Казанской победы и идея небесной защиты русского воинства. Центральный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы — в этот день, 1 октября 1552 года, наступающие предприняли мощную атаку, успех которой на следующий день увенчался взятием города. К конкретным датам приурочены посвящения престолов во имя святых Киприана и Иустинии (2 октября — взятие Казани), Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового и преподобного Александра Свирского (30 августа — победа русских на Арском поле), Григория епископа Великой Армении (30 сентября — начало штурма города), Варлаама Хутынского (6 ноября — возвращение царя в Москву). Символическое — и тоже связанное с Казанским походом — значение имеют наименования престолов во имя Святой Троицы и Входа Господня в Иерусалим. Только девятый престол был посвящен событию, не связанному с «Казанским взятием». 29 июня 1555 года в Москву из Вятки был принесен образ Николы Великорецкого. Многочисленные чудеса и исцеления от этого образа происходили как по дороге в столицу, так и в Москве, в Успенском соборе. В ознаменование такого проявления Божией благодати девятый престол строящегося храма был освящен в память Николы Великорецкого, позже в нем находился список с чудотворной иконы, сделанный самим митрополитом Макарием.

    Начатое не позднее весны 1555 года строительство каменного Покровского собора продолжалось пять с половиной лет. 1 октября 1559 года, по сообщению Никоновской летописи, были освящены все церкви, кроме центральной церкви Покрова, строительство которой еще не было завершено. Дату завершения строительства и освящения — 29 июня 1561 года — удалось определить только в ходе проведения реставрационных работ 1957-1961 гг., когда реставраторы обнаружили сохранившийся под поздней штукатуркой текст храмозданной «летописи», выполненной в основании главного шатра.

    Долгое время, на основании мемуарных источников западного происхождения, считалось, что создателями храма были иностранные архитекторы. Честь открытия имен русских зодчих, воплотивших в камне идею царя и митрополита, принадлежит протоиерею Покровского собора Иоанну Кузнецову, который в конце XIX — начале XX века в летописных источниках XVII века обнаружил имена строителей — Барма и Постник «с товарищи».

    Новая страница в истории храма связана с прославлением в 1588 году московского юродивого Василия Блаженного, скончавшегося 2 августа 1557 года и погребенного под аркой у стен строившегося тогда собора. В ней, над мощами святого, между северным приделом Святой Троицы и северо-восточным приделом трех Патриархов, соорудили каменную палатку. В 1588 году арку разобрали и по повелению сына Ивана Грозного, Федора Иоанновича, возвели церковь (мортириум) Василия Блаженного. В 1672 году на месте его захоронения построили церковь Иоанна Блаженного.

    В XVII веке над северной частью церкви св. Василия Блаженного построили церковь Феодосии, в конце XVIII века ее превратили в ризницу — хранилище церковных ценностей. На начало XXI века в ней расположена экспозиция выставки «Святыни Покровского собора», где представлены уникальные образцы древнерусской живописи, книжного и прикладного искусства, принадлежавшие этому храму на протяжении XVI-XX вв., а также раритеты, относящиеся к истории строительства собора.

    Собор стал местом многолюдного и неиссякаемого паломничества к «святоцелительному гробу» святого Василия. В отличие от церквей Покровского собора, где службы совершались в дни двунадесятых и престольных праздников, в церкви св. Василия Блаженного служба была ежедневной. Это послужило причиной появления народного названия Покровского собора — «Храм св. Василия Блаженного».

    Возле храма «на Рву» был погребен, согласно его завещанию, и другой юродивый — Иоанн Большой Колпак (+ 1589).

    Во второй половине XVI-XVII веков Покровский собор являлся смысловым центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти».

    В 1737 году во время большого пожара собор сильно обгорел, его реставрацией занимался архитектор Иван Федорович Мичурин.

    Как памятник национального и мирового значения Покровский собор был одним из первых взят под охрану государством по декрету от 5 октября 1918 года. В конце 1919 года в Покровском соборе службы были прекращены, но в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1928 года.

    В 1923 году открылся историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 года — филиал Государственного Исторического музея).

    В 1920-е годы были развернуты широкие научно-реставрационные исследования на соборе, благодаря которым стало возможным восстановление его первоначального облика и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI-XVII вв. С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы.

    В 1960-е годы проводились уникальные реставрационные работы: открыли храмозданную летопись, в которой строители указали точную дату завершения строительства собора; железные покрытия куполов церквей собора заменили на медные.

    В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы на XVI столетие, полностью состоящие из икон XVI-XVII вв., среди которых есть раритеты («Троица» XVI века, «Александр Невский в житии» XVII века). В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII-XIX вв. Среди них два уникальных первой половины XVIII века из Московского Кремля.

    Церковная жизнь вернулась в Покровский собор в 1990 году, в престольный праздник, когда 13 октября, после 70 лет перерыва, отслужили всенощную, а 14 октября Божественную литургию совершил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

    Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви было разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и соборе Василия Блаженного. В соответствии с этим указом между Министерством культуры Российской Федерации и Московской Патриархией в ноябре 1992 года было заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и храма Покрова на рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве» между Минкультуры России, Московской Патриархией, Музеями Московского Кремля и Государственным Историческим музеем. Покровский собор используется одновременно как музей (филиал Государственного Исторического музея) и как храм, в котором Русской Православной Церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и Василия Блаженного) проходят патриаршие или архиерейские службы. У раки св. Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

    15 августа 1997 года после реставрации была открыта церковь Василия Блаженного, в которой стали совершаться регулярные богослужения.

    Покровский собор — один из самых выдающихся памятников русской истории и культуры, он отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Настоятели

    • сщмч. Иоанн Восторгов (31 мая 1913 — 5 сентября 1918)
    • исп. Роман Медведь (сентябрь 1918 — ?)
    • Иоанн Ковалевский (? — 29 октября 1919 [1])

    Храм Василия Блаженного

    Храм Василия Блаженного (Покровский собор)

    Храм Василия Блаженного был построен по приказу царя Ивана Грозного в память событий Казанского похода. Собор в народе именовался Покрова на Рву: он был построен рядом с глубоким рвом, проходившим вдоль восточной стены Кремля. Позднее в одном из приделов храма был похоронен Василий Блаженный, благодаря которому собор приобрел свое новое название. Согласно легенде, Василий Блаженный, самый чтимый на Руси юродивый, ходил голым круглый год и сам собирал деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал через правое плечо. Никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью отдал их Ивану Грозному — на строительство храма. Сам царь потом нес его гроб.

    Сэкономь на путешествии!

    Основные моменты

    Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих Постника и Барму, которые, вполне вероятно, строили собор вообще без чертежей. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек — Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

    Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый -самый высокий — храм, увенчанный шатром. Приделы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом — по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами.

    До конца XVII века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. Всего в соборе Василия Блаженного девять иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI—XIX веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ.

    Храм славен своими подземными ходами. Например, под приделом Иоанна Милостивого обнаружили замурованную комнату.

    Имейте в виду, что фотографировать внутри можно только для себя, без штатива и специального освещения. Во всех иных случаях нужно заключать договор с Историческим музеем. При входе в собор можно купить экскурсию на русском или английском.

    Перед собором Василия Блаженного стоит памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время. Они почитаются как герои-освободители от иноземного ига. Любопытно, что скульптору Ивану Мартосу при создании скульптур Минина и Пожарского позировали его собственные сыновья.

    Покровский собор (собор Василия Блаженного)

    Храм, который Наполеон хотел забрать с собой

    Над спуском к Москве-реке стоит храм-картинка. С чем его только не сравнивали! И с тортом, и с восточным тюрбаном, и даже с пробкой от бутылки. Это собор Покрова Богородицы, что на Рву (с этой стороны Кремль раньше был защищен рвом). Но в народе он известен как собор Василия Блаженного.

    В середине XVI века Иван IV вел войну с Казанским и Астраханским ханствами. Перед решающим походом 1552 года он дал обет после победы возвести храм.

    Сначала в 1554 году рядом со стенами Кремля построили деревянный храм Покрова с семью приделами, а в 1555 заложили каменный собор Покрова Пресвятой Богородицы — 9 церквей на едином подклете. Пять из них освятили во имя святых и православных праздников, в дни которых состоялись важнейшие события Казанского похода.

    Летописи называют строителями этого архитектурного чуда русских зодчих Постника и Барму. Есть даже версия, что это один человек. Но историки считают, что строительство Покровского собора не обошлось без участия западноевропейских мастеров.

    Через 30 лет к ансамблю пристроили еще один небольшой храм в честь московского юродивого — святого Василия Блаженного. Он и дал народное название всему собору. Но произошло это не сразу, а лишь в конце XVII века.

    Вначале новая церковь не была соединена с подклетом собора и единственная из всех отапливалась. Поэтому богослужения в ней шли круглогодично, а в остальных церквях собора — лишь в теплое время года (от Троицы до Покрова). Со временем в народе стали говорить, что идут на службу в храм Василия Блаженного, в то время как шли в именно в Васильевскую церковь. Так постепенно и стали называть все сооружение храмом во имя прославленного святого.

    А до XVII века собор еще называли Троицким, так как первый деревянный храм на этом месте был посвящен Святой Троице. Был Покровский собор известен и как «иерусалимский», что связано с обрядом «шествия на осляти», который символизировал въезд Иисуса Христа в Иерусалим на осле.

    Обряд этот впервые упоминается в XVI веке. Он не прекращался даже в 1611 году, когда Кремль был занят польскими интервентами. Церемония проходила по строгому ритуалу. Сначала патриарх обращался к царю со специальной пригласительной речью, и после утрени царь выходил в Успенский собор. Сопровождали его бояре, окольничьи и другие придворные. Из Успенского собора начинался крестный ход, в котором участвовало до 300 священников и до 200 дьяконов. Царь и патриарх входили в придел Входа в Иерусалим Покровского собора и совершали там молитву.

    На Лобном месте устанавливали аналой с Евангелием и иконы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, а путь от Спасской башни до Лобного места устилали красными одеждами или сукном. Недалеко от Лобного места стояла лошадь, покрытая белой попоной с пришитыми к ней длинными ушами — символ «осля» — и нарядная верба. Вербу украшали изюмом, грецкими орехами, финиками, яблоками.

    По завершении молитвы патриарх поднимался на Лобное место и вручал царю пальмовую ветвь и ветки вербы. Архидьякон, стоя лицом на запад, читал Евангелие, и со словами «и посла два от ученик» соборный протопоп и ключарь отправлялись за ослятей. Патриарх, держа Евангелие и крест, садился на ослика. Лошадь вел сам царь, перед которым стольники несли царский жезл, государеву вербу, государеву свечу и царское полотенце.

    Когда шествие вступало в Спасские ворота, кремлевские церкви звонили во все колокола. И звон продолжался до вступления процессии в Успенский собор. В соборе дочитывали Евангелие. Царь уходил в одну из домашних церквей, а патриарх завершал литургию. После этого патриарх благословлял вербу, ключари отрезали ветви для алтаря, царской семьи и бояр. Остатки вербы и украшения раздавали народу.

    Безоговорочный символ Москвы, Покровский собор все же был совсем нехарактерным для русского зодчества сооружением.

    Высота собора Василия Блаженного — 61 метр (это очень высоко для XVI века). Церкви построены из кирпича, еще непривычного для того времени материала, и даже расписаны «под кирпич», что придает собору такой «пряничный» характер. Но, вероятно, сначала Покровский собор не был таким, как сейчас, а его палитра ограничивалась только белым и кирпичным цветами. Но все равно он был настолько красив, что впечатлял даже иностранцев.

    Но со временем собор ветшал, а у его стен появлялись деревянные постройки. И когда Александру I во время визита в Англию показали изображение собора без пристроек, он сказал, что хотел бы иметь такой же в Москве. Царю пояснили, что храм Василия Блаженного уже почти 300 лет украшает Красную площадь. После этого он приказал снести окружающие собор дома и лавки. А в 1817 году на их месте построили стенки, облицованные диким камнем. Так собор оказался как бы на высокой террасе.

    В соборе 11 куполов, и ни один из них не повторяется.

    Девять куполов над церквями второго яруса (по числу престолов), один над нижней церковью Василия Блаженного и один над колокольней:
    1. Покрова Богородицы (центральный),
    2. Св. Троицы (восточный),
    3. Входа Господня в Иерусалим (западный),
    4. Григория Армянского (северо-западный),
    5. Александра Свирского (юго-восточный),
    6. Варлаама Хутынского (юго-западный),
    7. Трех Патриархов Константинопольских (северо-восточный),
    8. Николая Чудотворца Великорецкого (южный),
    9. Киприана и Иустины (северный).
    Все 9 церквей объединены общим основанием, обходной галереей и внутренними сводчатыми переходами.

    Известно, что раньше помещения подклета были недоступны для прихожан, а глубокие ниши-тайники в нем использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых сохранились лишь петли. До 1595 года в подклете Покровского собора прятали царскую казну. Зажиточные горожане тоже приносили сюда свое имущество. Попадали в подклет по внутристенной белокаменной лестнице из центральной церкви Покрова Богородицы. А знали о ней только посвященные. Позднее этот узкий ход заложили, но при реставрации 1930-х годах его открыли.

    Сейчас собор Василия Блаженного внутри — система лабиринтов, стены которой покрыты фресками. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей».

    В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану. Но в послереволюционные годы он находился в бедственном положении: протекала крыша, были выбиты стекла, зимой внутри церквей лежал снег. А 21 мая 1923 года в соборе открылся музей.

    Началось комплектование фондов, и через 5 лет Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея. В 1929 году собор Василия Блаженного окончательно закрыли для богослужений, а колокола сняли на переплавку. Зато музей закрывался лишь один раз — на время Великой Отечественной войны. И это несмотря на постоянные реставрации, которые идут в храмах уже почти 100 лет.

    В 1991 году Покровский собор отдали в совместное пользование музея и Русской Православной церкви. В храме после длительного перерыва возобновились богослужения. Сейчас они проводятся каждое воскресенье в церкви Василия Блаженного, а 14 октября в праздник Покрова Богородицы — в центральной церкви.

    В главной церкви собора стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлевской церкви Черниговских чудотворцев, а в приделе Входа Господня в Иерусалим находится иконостас из разобранного в то же время кремлевского собора Александра Невского.

    Собор Василия Блаженного известен по всему миру, и его фотография даже входит в список системных обоев рабочего стола операционной системы Windows 7.

    А мистики называют храм Покрова Пресвятой Богородицы «иконой, запечатленной в камне». Его форма — 8 церквей, объединенных двумя квадратами в основании вокруг центральной девятой — не случайна. Число 8 символизирует дату Воскресения Христа. Круг — символ бесконечности и гармонии божественного творения. Квадраты символизируют 4 стороны света, 4 главных ворот Иерусалима и 4 евангелистов. Кроме того, можно увидеть, как повернутые под углом в 45 градусов квадраты у основания собора образуют восьмиконечную звезду, напоминая о Вифлеемской звезде в день Рождения Христа. А сама система лабиринтов внутри собора становится воплощением улиц Града Небесного, который начинается и заканчивается церковью-часовней.

    Вопреки распространенному мнению, храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге хоть и похож визуально на Покровский собор, но копией его не является. Санкт-Петербургский собор — это один храм с несколькими главками и колокольней. А собор Василия Блаженного — несколько самостоятельных церквей на едином основании. Нигде в мире больше нет таких соборов.

    Храм Василия Блаженного

    Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, в народе более известен как храм Василия Блаженного, входит в список главнейших достопримечательностей Москвы и России в целом.

    Краткая история собора Василия Блаженного

    В XVI веке на территории современного храма располагалась деревянная Троицкая церковь, которая еще упоминалась как «иерусалимская».

    Возведение собора Василия Блаженного началось в 1555 году благодаря обету, данному Иваном Грозным. Царь торжественно пообещал, что в случае удачного завершения Казанского похода построит изумительный храм в память об этом событии.

    После каждого удачного сражения рядом с Троицким храмом строилась деревянная церковь небольшого размера в честь того святого, которого чтили в день победного поединка.

    После триумфального возвращения войска в столицу, Иван Грозный постановил на месте этих церквей возвести большое сооружение из кирпича и белого камня – собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву.

    Объясняется название просто: именно в праздник Покрова была взята Казань. Что касается рва, то раньше там действительно находился оборонительный ров, тянувшийся вдоль Кремля со стороны главной площади. Сейчас его место занимает советский некрополь и Мавзолей Ленина.

    Строительство Покровского собора завершено в 1561 году. В 1588 году прибавилась пристройка в честь московского юродивого Василия Блаженного.

    Москвичи очень любили святого Василия, пророчества которого имели свойство сбываться, поэтому храм в честь Покрова Богоматери и доныне известен под именем блаженного, хотя ему посвящен лишь один из пределов собора.

    Храм Василия Блаженного в Москве неоднократно достраивался и реставрировался, попадал под угрозу снесения, грабился и восстанавливался. После революции и до 1991 года функционировал исключительно как музей. Ныне же собор на Красной площади находится под совместным пользованием Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви.

    Кто построил храм Василия Блаженного

    Доподлинно неизвестно, кто был архитектором Покровского собора и сколько их вообще было. Одна из версий утверждает, что его зодчие – некие Постник и Барма. Однако новейшие исследования стоят на том, что создатель проекта Иван Яковлевич Барма на прозвище Постник. Есть и третья версия об архитекторе собора Василия Блаженного в Москве, возможно это был неизвестный итальянский мастер, что и объясняет сочетание элементов исконно русской и западноевропейской архитектуры эпохи Ренессанса.

    Архитектура собора на Красной площади

    Если посмотреть с высоты на собор Василия Блаженного, то вид сверху напомнит восьмиконечную звезду, которая в Православии является символом Богородицы.

    Храмы объединены двумя галереями. С запада к собору пристроены два крыльца, на которые ведут лестницы из белого камня. С северо-востока размещается десятый придел – церковь Василия Блаженного, в честь которой и утвердилось принятое в народе название известнейшего московского храма. Одиннадцатый придел – увенчанная восьмигранным шатром колокольня на юго-востоке здания.

    Таким образом, несложно сделать вывод о количестве куполов на храме Василия Блаженного: их – одиннадцать.

    Собор Василия Блаженного: интересные факты

    • Древнее предание о строителях собора Василия Блаженного гласит, что когда был построен собор, зодчие Постник и Барма по приказу Ивана Грозного подверглись ослеплению, чтобы они больше не смогли возвести ничего столь прекрасного.
    • Оформление собора Василия Блаженного внутри при Иване IV было намного проще, чем сейчас. Уникальные фрески на стенах созданы уже в ХVII веке. Внешне храмовый комплекс также выглядел совсем по-другому. Куполов было 25, их цвет был золотым, а форма – не луковичная, а шлемовидная. Стены изначально были белыми. Нынешний вид здание приобретало в течение ХVI, ХVII и даже ХIХ вв.
    • Высота собора Покрова на Рву составляет 61 метр, что для ХVI века было очень и очень высоко.
    • В нишах нижнего этажа Покровского храма до конца ХVI века располагались тайники, в которых хранилась царская казна, а также имущество богатейших горожан.
    • В 1812 г. Наполеон разграбил ценности собора Покрова на Рву, а само здание пытался подорвать, однако, по преданию, ведущие к взрывчатке фитили затухли из-за внезапно начавшегося дождя.
    • Существует также легенда советских времен, согласно которой от снесения Покровский собор в Москве спас сам Сталин. Посмотрев на принесенный Кагановичем макет Красной площади, из которого был убрана съемная модель собора, Иосиф Виссарионович воскликнул: «Лазарь, поставь на место!», давая таким образом понять, что ему не нравится идея расчистить место для военных парадов.

    Режим работы музея «Покровский собор»

    Как музей собор Василия Блаженного в Москве открыт ежедневно.

    Часы работы музея:

    • май, сентябрь–октябрь: с 11:00 до 18:00;
    • июнь–август: с 10:00 до 19:00;
    • ноябрь–апрель: 11:00 до 17:00.

    Важная информация! Первая среда каждого месяца – санитарный день.
    При температуре ниже -15°C часы работы музея сокращаются.
    По воскресеньям в 10.00, а также в дни престольных праздников в соборе совершается богослужение.

    Стоимость входного билета:

    • для взрослых – 350 руб.
    • для школьников 17–18 лет, студентов и льготников – 100 руб.
    • семейный билет (двое родителей и один-два ребенка до 18 лет) – 600 руб.
    • дети до 16 лет – бесплатно.

    В Покровском соборе туристы могут заказывать следующие экскурсии:

    • «Покровский собор – выдающийся историко-архитектурный памятник XVI в.»;
    • «Живая старина в стенах Покровского собора: если бы я был древним воином, строителем, живописцем…»;
    • «Символ России: Покровский собор в русской истории и культуре»;
    • «Диво дивное: тайны древних стен Покровского собора»;
    • Тематические экскурсии.

    Количество участников – до 15 человек, длительность – 2–3 часа. Заказать экскурсию, узнать о ценах и условиях можно по телефону музея: 8(495) 698-33-04.

    VIP-обслуживание: экскурсия «Покровский собор – жемчужина русской средневековой архитектуры» в неурочное время (до открытия музея или после его закрытия) в сопровождении гида-переводчика.

    Стоимость: 1000 руб.

    Количество участников: до 20 человек.

    Изучая архитектуру российской столицы, не стоит также забывать о роскошном комплексе Большого театра, который является крупнейшим театром России, а также одним из самых значительных театров оперы и балета в мире.

    Как добраться до храма Василия Блаженного

    Адрес: Красная площадь, 2

    Как доехать: на метро к ближайшим станциям — «Охотный Ряд», «Театральная», «Площадь Революции», «Китай-город».

    Сообщества › Это интересно знать. › Блог › Храм Василия Блаженного

    12 июля 2016 г. исполнилось 455 лет одному из самых знаменитых архитектурных памятников Москвы — собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который мы знаем как собор Василия Блаженного.

    Официально собор носит совсем иное название — Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Храм Василия Блаженного — это, скорее, закрепившееся за ним «народное» название.
    Несмотря на то, что собор был построен в 1554 году в честь побед Ивана Грозного над Золотой Ордой, он получил в народе имя Василия Блаженного, по названию придела, пристроенного к собору с северо-восточной стороны в 1588 году. Построен он был по указу сына Ивана Грозного — Федора Иоанновича над могилой блаженного Василия, который умер в 1557 году, и был захоронен у стен строящегося собора. Юродивый зимой и летом ходил нагим, в железных веригах, москвичи очень любили его за незлобивый нрав. В 1586 году при Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного. С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. Ранее собор не отапливался, так как был, в большей степени, мемориальным, и службы в нем шли только в теплое время года. А придел Василия Блаженного был теплым и более просторным. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного.

    Самый распространенный миф о соборе — это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем, никаких реальных исторических свидетельств нет. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме протоиерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по реклу Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова. Более того, Иван Яковлевич Барма после завершения работ в Москве принимал участие в строительстве Благовещенского собора в Московском Кремле, Казанского кремля и других знаковых сооружений, о чем есть упоминания в летописях. Также существует гипотеза о том что упомянутые зодчие в действительности были одним человеком.

    Нынешний вид Покровского собора сильно отличается от первоначального облика. У него были белые стены, строго раскрашенные под кирпич. Вся полихромная и растительная роспись собора появилась только в 1670-е годы. К этому времени собор уже претерпел существенные перестройки: были пристроены два больших крыльца — с северной и южной стороны. Также была перекрыта сводами внешняя галерея. Сегодня в убранстве Покровского собора можно увидеть фрески XVI века, темперную роспись XVII века, монументальную масляную живопись XVIII—XIX веков, редкие памятники русской иконописи.

    Во время войны 1812 года, когда Наполеон занял Москву, собор Покрова Богородицы настолько понравился императору, что он решил перенести его в Париж. Технологии того времени не позволяли это осуществить. Тогда французы сначала устроили в храме конюшни, а позже просто заложили в основание собора взрывчатку и зажгли фитиль. Собравшиеся москвичи молились о спасении храма, и произошло чудо — начался проливной дождь, который потушил фитиль.

    Храм чудом уцелел во время Октябрьского переворота — на его стенах долго оставались следы от попадания снарядов. В 1931 году к собору был перенесен бронзовый памятник Минину и Пожарскому — власти освобождали площадь от лишних строений для проведения парадов. Лазарь Каганович, который так преуспел в разрушении Казанского собора Кремля, Храма Христа Спасителя и ряда других храмов Москвы, предложил полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Легенда гласит, что Каганович приказал изготовить подробный макет Красной площади со снимающимся храмом и принес его Сталину. Пытаясь доказать вождю, что собор мешает машинам и проведению демонстраций он неожиданно для Сталина сорвал макет храма с площади. Удивленный Сталин якобы в тот момент произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место!», так что вопрос о сносе собора был отложен. Согласно второй легенде, своим спасением собор Покрова Богородицы обязан известному реставратору П.Д. Барановскому, который посылал телеграммы Сталину с призывом не разрушать храм. Легенда гласит, что Барановский, который был приглашен по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимися членами ЦК на колени, умоляя сохранить культовое строение, и это неожиданно подействовало.

    Историко-архитектурный музей в соборе возник в 1923 году. Однако и тогда, в советское время, богослужения в соборе все равно продолжались. Шли они вплоть до 1929 года, и возобновились вновь в 1991 году. Сегодня собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви. Богослужения проводятся в храме Василия Блаженного еженедельно по воскресеньям, а также в престольные праздники — 15 августа, в день памяти Василия Блаженного, и 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы.

Ссылка на основную публикацию