Собор святого князя Владимира в Киеве

Собор святого князя Владимира в Киеве

Собор Святого Владимира является главным храмом православной церкви Украины, современная святыня — хранительница христианских ценностей, созданных руками знаменитых художников того времени.

История постройки

В середине XIX века митрополитом Киевским и Галицким Филаретом было послано прошение царю Николаю Первому о строении в Киеве храма в память о великом князе Владимире, Ясно Солнышко.

Другие православные храмы Киева:

При этом митрополит Филарет подчеркнул, что не ждет от государства помощи, ибо строительство будет вестись на благотворительные средства, собранные среди населения и меценатов. Император ответил положительно и выделил для создания проекта будущего храма архитектора, им стал И. Штром.

1855 год ознаменовался восхождением на российский престол нового царя Александра ІІ, который в 1857 году лично прибыл в Киев для выбора места строительства будущей христианской святыни города. Им была выбрана площадка между бульваром Бибикова и улицей Фундуклеевской.

Ныне Владимирский храм располагается на бульваре Тараса Шевченко, неподалеку от государственного университета, в 1857 году он носил имя Владимира Великого.

В 1862 году в основание новой церкви был заложен митрополитом Киевским и Галицким Арсением первый камень.

После ухода в Небеса епископа Филарета значительно уменьшился приход пожертвований. Новоизбранный митрополит Исидор уделял проблемам возведения нового храма намного меньше времени, чем Филарет, для которого Владимирская обитель была любимым чадом.

Выбор проекта

И. Штром через 2 года предложил комиссии для рассмотрения готовый проект, по которому собор святого Владимира должен был иметь 13 куполов, но после перерасчета сметы, число куполов уменьшили до семи, и строительством занялся архитектор Беретти предложивший великолепный проект, позволявший уменьшить число куполов, но расширить внутреннее пространство будущей национальной святыни Киева.

Беретти перед разработкой проекта киевской святыни объехал храмы России, восхищаясь архитектурой древнерусского стиля, но в результате выбрал византийский.

За 4 года возвели главное здание, но накрыть его не смогли, ибо из-за нарушения технологии строительства и неправильных расчетов появились глубокие трещины вдоль стен, это потребовало остановки всех строительных работ практически на 20 лет. За это время архитектор Беретти глубоко переживал за совершенные просчеты, заболел и умер.

10 лет строительство было заморожено, и только после приезда царя работы были продолжены.

Завершение строительства

Завершил строительство Владимир Николаев, учившийся в свое время у Рудольфа Бернгарда, который произвел математические расчеты, позволившие укрепить стены, и ликвидировать разрушения.

  • В 1882 году после укрепления стен начались работы по внутренней отделке, которую проводили с учетом архитектуры времени, когда правил Владимир Великий.
  • В конце лета 1896 года состоялось освящение Свято-Владимирского собора в Киеве. Обряд освящения проводил Высокопреосвященный митрополит Иоанникий в присутствии императора России Николая Второго и его семьи.
  • В 1913 году патриархом Антиохийским и всего Востока Георгием Четвертым было проведено в Свято-Владимирском соборе два торжественных богослужения.
  • В 1914 году появилось Свято-Владимирское братство.

Внутреннее убранство и роспись

К росписи главного храма Киева были привлечены знаменитые художники:

Для изготовления основания иконостаса использовали мрамор, им же, только в разноцветном варианте, произвели иконостасную отделку и мозаику пола.

Мраморные глыбы везли из стран Европы, венецианские мастера были задействованы в выкладывании мозаики, а поставкой серебряной утвари занималась ювелирная компания Хлебникова, работающая в разных стилях.

Храмовые стены украсили картины из библейских историй, здесь нарисованы портреты не только святых, мучеников, но и знаменитых личностей, оставивших след в русском христианстве, среди них Александр Невский, княгиня Ольга.

Интересно! О Крещении Руси Владимиром, князем Киевским, и самих киевлянах в тот момент расскажет целая композиция, выполненная Виктором Васнецовым. В этом памятнике российскому православию остались васнецовские шедевры в виде икон «Царица Небесная» и «Богоматерь с Младенцем», изображение которой по легенде художник увидел на стене.

Правый неф расписан Врубелем, мастер Фролов создавал мозаики удивительной красоты и содержания.

Послереволюционные времена и восстановительный период

Владимирскому храму повезло намного больше остальных российских христианских святынь, он не был разрушен после революции. В святых стенах основали музей религии, параллельно здесь хранился архив города.

Удивительная история этого храма в период военной оккупации во время отечественной войны. Если учесть, что Киев во время отхода немцев практически был разрушен, то Владимирский собор не только выстоял в это время, а был частично восстановлен после разграбления. В 1944 году он получил статус кафедрального храма при митрополите Киевском и Галицком.

В честь 1000-летия Крещения Руси Великим князем Владимиром в кафедральном храме прошли торжественные богослужения.

После распада Советского Союза в 1992 году Владимирский собор был захвачен силами националистов и передан Украинской православной церкви Киевского Патриархата под руководством митрополита Филарета.

В 1995 году митрополит Филарет избирается патриархом Киевским и Всея Руси-Украины, однако, Синод Константинопольской православной вызнал этот собор каноничным только в 2018 году, когда православная церковь киевского патриархата получила Томос.

Святыни кафедрального храма

Ежедневные богослужения проходят параллельно с проведением экскурсий, во время которых можно узнать полную историю строительства украинской православной жемчужины и побывать около храмовых святынь.

  • Мощи святой великомученицы Варвары привлекают паломников и желающих помолиться святой, акафист которой читается на утренней службе, по вторникам.
  • Чудотворная икона Богородицы «Нечаянная радость» является одной из святынь храма.
  • Много молящихся и перед святым ликом Николая Угодника с ковчегом частиц его мощей.
  • Одной из основных помощниц верующих является святой образ Пресвятой Богородицы «Скоропослушница».

Информация для посетителей и гостей

Киев — уникальный город со старинной историей, но каждый гость считает обязательным посетить во время пребывания в столице Украины Владимирский Кафедральный собор, чтобы насладиться его величием и красотой.

Владимирский собор находится в самом центре Киева, на бульваре Тараса Шевченко, 20.

Самый удобный способ доехать до Владимирского храма — метро, из любой его ветки надо пересесть на поезд, идущий до станции «Университет». Выйдя из метро, нельзя не увидеть величественное здание.

Также можно воспользоваться автобусом под номером 24 или 114 А.

Ежедневно прихожане приходят в 9.00 на утреннюю литургию, а вечернее богослужение начинается в 17.00.

Совет! Желающие участвовать в Таинстве исповеди и причастия, принять Таинство Крещения или венчания, должны предварительно договориться со священнослужителями.

Собор святого князя Владимира в Киеве

Собор святого князя Владимира в Киеве

Современный Киев претерпел значительные изменения по прошествии многих лет. В 19 веке до 60-х годов можно было увидеть древний город с его пустынными площадками, укреплениями, валунами. В то время Киев не был обустроен красивыми зданиями и постройками, не было величественных мостовых, дворцов, магазинов. Сегодняшние центральные районы в то время представляли собой одинокие и безлюдные пустыни. На месте Владимирского собора, Оперного театра и Киевского Университета ранее было просторное поле. Но время шло, и вместе с ним развивался город, меняя свой внешний облик.

Митрополит Арсений стал инициатором в сборе денег на постройку храма, он сам лично пожертвовал 7 000 рублей, а его примеру последовал и остальной простой люд. За семь лет они смогли собрать примерно 100 000 рублей. Непосильный вклад внесла Киево-Печерская Лавра, которая дала 1 миллион кирпичей, сделанных на собственном заводе.

Владимирский собор в Киеве. История и процесс строительства

15 июня 1862 год является днем празднования памяти князя Владимира, и именно в этот день митрополит Арсений завершил закладку Владимирского собора. Собор представлял собой старовизантийский стиль, который приветствовался еще со времен князей Ярослава и Владимира. Изначально проект был разработан так, чтобы собор имел вид креста с тридцатью куполами. Но идея не воплотилась в реальность, так как строение требовало значительных финансовых средств. В итоге перед нашими взорами предстал храм с семью куполами. Внешний вид Владимирского собора явно напоминал стиль строения зданий тех лет, когда все подчинялось «Николаевскому режиму» и поэтому от древних архитектурных конструкций пришлось отказаться.

Постройка продолжалась до 1864 года, когда внезапно стены и арки стали трескаться. Чтобы исправить ситуацию требовалась большая сумма денег и за неимением оной, работы пришлось приостановить. В таком состоянии храм прожил 10 лет.
В 1875 году Государь Николай дал указ на продолжение строительства собора и к 1882 году все работы были закончены.

Росписью собора занимались наилучшие специалисты тех годов.
Темой для живописи была «Дела спасения нашего», на стенах собора изображено 30 ликов, среди которых князья, святые мученики, юродивые. Как написано в одной из дореволюционных книг, роспись представляет всю историю русской веры, все стремления и силы на поиск правды, подвиг духа. Что самое интересное: серьезные лица отшельников и мучеников имеют яркий контур, их платья блещут светом и торжеством, движения покорны… Именно в таком понимании художники увидели слова Спасителя, знаменующих благое дело и легкое время. Роспись собора интерпретирует действия мучеников и сподвижников Руси, как свободное отношение и доверие к воле Отца.

Всеми работами по украшению собора руководил сам Адриан Прахов, профессор искусств, археолог, знающий все истоки русской старины. История Киева никогда не вычеркнет со своих страниц имя профессора. Именно в Кирилловской церкви фрески 12 века были открыты Праховым, который там же возглавил расписные работы, выполненные Михаилом Врубелем.

В составе художников активистом выступил Виктор Михайлович Васнецов, который обещал закончить работы через 2 года. На самом деле все обстояло по — другому: обещанных годов хватило только на завершение росписи алтарного образа Богоматери, а весь храм был украшен только через 11 лет. Чтобы совершить данную работу, художник готовился всю свою сознательную жизнь. Его отец был обыкновенным сельским священников, и сам он решил пойти по стопам своего прародителя, поступив в духовную семинарию.

Художник во время работы в соборе отдал все свои силы, душу, старался писать с воодушевлением и необыкновенным напряжением. В связи с тем, что храм отапливался плохо, Васнецов постоянно ходил простудившимся и больным, он часто падал с лесов, чудом оставшись в живых.

Самой лучшей композицией художника в религиозной живописи является образ Богородицы. Как говорил Васнецов, его долго мучили сомнения, какой же должен быть лик Божьей Матери, он хотел выразить максимально ярко ее страдания, покорность в эти мучениям. Видимо он так сильно думал об этом, что сама Пречистая помогла ему в этом. В один из дней, Прахов с Васнецовым увидели чудесную тень на алтаре, которая вырисовывала образы Пресвятой Девы, держащей на руках Богомладенца. Воспользовавшись моментом, Виктор Михайлович начал обводить контуры появившегося изображения, которое постепенно рассеялось на протяжении всего дня. И благодаря этому непредсказуемому появлению, на данный момент люди могут любоваться таким изящным произведением искусства, как образ Богоматери.

Также Васнецовым были написаны «Бог-Отец» и «Бог-Сын», «Собор Святителей» Русской и Вселенской Церквей, «Блаженство Рая», «Таинство Евхаристии», «Страшный Суд», «Крещение князя Владимира» и «Крещение киевлян», лики святых, князей и служителей. За 11 лет Виктор Михайлович расписал примерно 2 000 кв.м.

Художник уникальным образом смог образы святых приблизить к наиболее живым лица, изобразив натурально красивые глаза, одинакового размера, разреза, цвета. Взор их отличается глубинной бездонностью из-за черноты краски, тем самым, создавая некое таинственное ощущение при просмотре этой композиции.

Завершив все рукописные процессы, Васнецов произнес фразу, которая стала исторически знаменитой: «Я поставил свечку Богу».

Помимо Васнецова своим творческим трудом отличился еще один художник – это Михаил Нестеров, молодой живописец, работавший под началом Прахова. Его композиции отличались потрясающей мягкостью и нежностью образов. Его руки обладали даром писать не реальные события, а передавать всю их насыщенность и благоухание. Он успешно изобразил святых Мефодия и Кирилла, князей Глеба и Бориса, княгиню Ольгу и других иконостасов. Особой теплотой обладают такие композиции как «Богоявление», «Рождество Христово», «Воскресение Христово» и другие. Живописцы Вильгельм Котарбинский и братья Сведомские стали авторами росписей «Вознесение Господне», «Дней Творения», «Воскрешение Лазаря», «Преображение Господне», «Вход Господень в Иерусалим» и др. Эти художники обучались в европейских заведениях и обладали даром западного письма. Их работы стали отличным фоном для создания уникальных и необычайно красивых композиций, исполненных Нестеровым и Васнецовым.

Незначительно место в истории написания образов досталось выдающемуся художнику Михаилу Врубелю, чья судьба отличилась особым трагизмом. Его эскизы не были одобрены и окончательно утверждены, он смог нанести на стены Собора лишь некоторые узоры.

К росписи храма также привлекли и украинских живописцев, среди которых были А.А. Мурашко, С. Костенко, Н. Пимоненко, они внесли особый стиль и оригинальный жанр по написанию композиций. Иконостас изготовлен из серого каррарского мрамора, который считается самым качественным в Мире. Залежи Каррары добывались в горах, расположенных в Италии, а именно в скромной провинции Тоскана, из них изготавливали сырье для Микеланджело и удивительных флорентийских соборов. Владимирский собор с невероятным чувством вкуса украшен всевозможным мрамором, привезенного из разных уголков Планеты: Италии, Франции, Испании, России. Из мрамора также сделан пол собора в виде мозаики, в его создании участвовали лучшие мастера из Венеции.

Прахов А.В. также является автором таких конструкций как бронзовые двери, на которых изображены фигуры князя Владимира и княгини Ольги. Роскошная утварь из серебра была изготовлена на заказ в ювелирной фирме Хлебникова.

#6#

20 августа 1896 год стал годом освящения Владимирского собора.
В начала строительства на тот момент прошло 34 года. Праздничное мероприятие посетил Государь Николай со своей женой Александрой Федоровной. Митрополит Иоанникий провел обряд священного освящения, всех работников наградили золотыми медалями, а некоторых даже посмертно.
Владимирский собор сразу заинтересовал многих современников, которые признали его настоящим произведением религиозного искусства на Руси.

История храма – памятника началась с правления Николая первого, процесс строительства пришелся на царствование Александра второго и третьего, а завершен и освещен он был во времена Николая второго.

Дальнейшие руководители страны распорядились собором в своих интересах. С 1929 года по 1941 год в храме находился музей, который активно вел антирелигиозный режим. Постоянная сырость и влага испортили настенные композиции и фрески, их дальнейшее существование находилось под риском полного разрушения. Во время оккупации страны в храме были возобновлено служение, после окончания войны – его закрыли, а в 60 – е годы снова открыли.

На данный момент в соборе хранятся мощи священомученника Макария и великомученицы Варвары. Мощи святой Варвары были доставлены в Киев князем Святополком, а до этого на протяжении многих столетий они располагались в Михайловском Златоверхом монастыре, вес раки составлял 500 килограмм. Под натиском властного правления советского руководства монастырь был разогнан, а святые мощи перевезены во Владимирский храм. Единственной загадкой остается таинственной исчезновение серебряной раки.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Собор святого князя Владимира в Киеве

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Владимирский собор в Киеве относят к самым ярким представителям неовизантийской архитектуры. Над его оформлением трудились самые известные российские мастера. на данное время он является основным храмом Украинской православной церкви Киевского патриархата. Построен он был в конце 19 века и назван на честь святителя России. Находится он в центре города и считается одной из главных достопримечательностей. Кроме того, многие известные художники приняли участие в росписи стен храма. На сегодняшний день их считают настоящими шедеврами.

История храма

Свято-Владимирский собор в Киеве берет начало своей истории с середины 19 века. Именно тогда митрополит Киевский и Галицкий направил свое обращение к царю Николаю 1. Он просил построить храм на честь князя Владимира в Киеве за благотворительные взносы. Через год император дал добро и был отдан приказ о разработке проекта. Автором его стал архитектор И. Штром. В 1857 году Киев посетил император Александр II, который выбрал место для постройки данного храма. Это была территория неподалеку университета святого Владимира.

В 1859 году архитектор представил свои чертежи на рассмотрение комиссии. Предполагалось, что собор святого равноапостольного князя Владимира будет иметь форму креста и неовизантийский стиль. Верх собора должны были венчать 13 куполов. Изначально проект был одобрен, но так как средств стало не хватать, то пришлось переделывать чертежи с целью экономии. Было оставлено всего 7 куполов и убраны боковые нефы здания.

В 1862 году произошла закладка здания. В 1866 году здание было готово до куполов, но на стенах были обнаружены глубокие трещины. Пришлось остановить строительство. Были обнаружены серьезные математические ошибки в расчетах.

В 1882 году строительство наконец-то закончили. Теперь пришло время провести облагораживание внутренней части здания. Было принято решение о том, что все работы должны быть выполнены в духе жизни князя Владимира. 1 сентября 1896 года провели официальное торжественное открытие храма в присутствии императора Всероссийского. В начале 20 века в храме основали Свято-Владимирское братство. Во времена борьбы с религией храм был зарыт, а в его помещении располагался музей антирелигиозной пропаганды. Затем тут расположился городской архив.

В данное время собор Владимира в Киеве является одним из самых популярных храмов Киева. Его постоянно посещают толпы паломников. Многие туристы приезжают посмотреть на расписные стены небывалой красоты. Тут царит некая удивительная аура. Облагороженная зеленая территория и скамейки располагают к тому, чтобы просто в спокойствии провести некоторое время неподалеку и наслаждаться внешним видом. А когда начинают быть в колокола, то звон распространяется на несколько кварталов, тем самым несет особенно благоприятный звук.

Убранство храма

Ширина сооружения около 30 метров, а в длину он достигает 55 м. максимальная высота составляет 49 м. фасад украшен мозаикой, а на центральных дверях находятся отлитые из бронзы статуи Владимира и княгини Ольги. Пол в храме выполнен из мрамора, привезенного из разных стран, в мозаичном стиле.

Внутреннее убранство характеризует религиозная мощь и покой. Делают святыню богатой и добавляют некий особый колорит украшенные позолотой иконостас и алтарь, церковные приборы, иконы. Все это было сделано в ювелирной мастерской И. Хлебникова.

Центральной фигурой храма считают «Богоматерь с младенцем». Также тут можно увидеть другие большие религиозные фрески:

  • «Крещение киевлян»,
  • «Крещение князя Владимира»,
  • «Воскресение»,
  • «Рождество»,
  • «Христос перед Пилатом»,
  • «Распятие» и прочие.

Ежедневно в храме проводят службы, совершаются ранние и вечерние литургии.

К основным святыням храма относят:

Как добраться

Каждый местный житель знает о том, как добраться до Владимирского собора в Киеве. Адрес данной святыни: г. Киев, бульвар Тараса Шевченка 20.

Можно ехать от Вокзальной площади необходимо пройти около 100 м в сторону Центрального ж/д вокзала. Затем сесть на автобусы № 24, 24А, 114, 114А. ехать до остановки метро «Университет». Далее пройти несколько минут в сторону собора.

ВЛАДИМИРА, РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ, СОБОР В КИЕВЕ

История строительства, архитектура

1-й проект В. с. был разработан в 1858 г. архит. И. В. Штромом (утвержден в 1859; автор удостоен звания академика архитектуры). Предполагалось возвести крестообразное в плане здание с 13 куполами, но из-за недостатка средств (к 1859 было накоплено ок. 100 тыс. р. вместо необходимых 700 тыс.) этот вариант не был осуществлен. В 1860 г. киевский епархиальный архит. П. И. Спарро переработал проект: уменьшил размеры сооружения, отказавшись от выступавших рукавов креста, придал прямоугольную в плане форму и оставил 7 куполов. В 1861 г. к проектированию и строительству был привлечен академик архит. А. В. Беретти: формы храма не изменились, размеры выросли в полтора раза, значительно уменьшилась стоимость работ. В таком варианте проект В. с. был окончательно утвержден.

Торжественная закладка собора состоялась 15 июля 1862 г. Первый камень заложил Киевский митр. Арсений (Москвин). В 1866 г., когда собор достроили до уровня куполов, стены, своды и арки дали глубокие трещины; строительство было остановлено. По мнению вызванного из С.-Петербурга Штрома, причиной стали допущенные при переработке проекта ошибки в расчетах.

В. с. представляет собой крестово-купольный 3-нефный храм; традиц. 5-главие над наосом (центральный купол крупнее и выше боковых, размещенных над угловыми ячейками) на зап. фасаде (над угловыми компартиментами хор) дополнено 2 звонницами меньшего размера, чем малые купола. Фасады имеют позакомарное покрытие, повышенное в центральных рукавах планового креста, в них вписаны арочные окна по визант. образцу (тройные в центральных пряслах, двойные в остальных), визант. традиция подчеркнута оформлением куполов с помощью арок, опирающихся на колонки, а также кладкой фасадов и арок из квадров. Нек-рые черты — мощные контрфорсы, прилегающие к пилястрам, четкое деление здания широким карнизом на 2 этажа, присутствие симметричных звонниц на зап. фасаде — нарушают точное воспроизведение визант. образцов.

Освящение В. с. состоялось 20 авг. 1896 г., во время посещения Киева имп. Николаем II. Первым настоятелем храма стал проф. КДА прот. И. Н. Корольков, старостой — проф. И. И. Малышевский. Церковный хор В. с. возглавил киевский регент Я. Калишевский. В мае 1914 г. при В. с. было основано благотворительное Свято-Владимирское братство, к-рое в годы первой мировой войны опекало раненых солдат. После установления в Киеве власти большевиков из собора изъяли много церковной утвари, сняли колокола; запрет на отопление привел к разрушению росписей. В 1929-1941 гг. в В. с. размещался Музей антирелигиозной пропаганды (филиал Всеукраинского музейного городка), нек-рое время находились архивы местных органов власти, книгохранилище педагогического ин-та. В период оккупации Киева нем. войсками осенью 1941 г. в В. с. возобновились богослужения, в 1944 г. он стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины. В 1946-1952 гг. в В. с. проводились масштабные реставрационные работы под рук. укр. искусствоведа Л. Калиниченко, собору были возвращены нек-рые ранее конфискованные предметы церковной утвари. В соборе хранятся мощи вмц. Варвары и митр. Киевского сщмч. Макария. С 1991 г. В. с. находится в ведении представителей раскольнической УПЦ (К), возглавляемой Филаретом (см. ст. Денисенко М. А.).

Особенности художественного убранства

Программа храмового убранства строилась на идее увековечивания памяти равноап. кн. Владимира, крестителя Руси. В системе росписей история России предстает как часть общечеловеческой истории, границы к-рой обозначены Днями творения (юж. неф), Страшным Судом (зап. стена) и помещенными между ними сценами из земной жизни и Крестного страдания Иисуса Христа (боковые нефы, хоры и своды центрального нефа). Древняя история России нашла отражение в композициях «Крещение кн. Владимира» (слева от зап. двери, над боковым входом на лестницу) и «Крещение Руси» (справа от зап. двери, над боковым входом в крещальню), в изображениях рус. святых, духовных деятелей на пилонах центрального нефа (в выборе этих персонажей отражен преимущественно киевский период истории). Т. о., собор — своеобразная благодарственная молитва Творцу, слава Которого утверждается через славу св. Руси.

В подражание древним киевским храмам в конхе апсиды на золотом фоне помещены образ «Богоматери с Младенцем», ниже — композиция «Евхаристия». На боковых алтарных стенах изображены группы библейских пророков и рус. святителей, на пилонах перед апсидой — 2-частные композиции «Благовещение» и «Сретение». Обширная галерея рус. святых (князья равноап. Владимир Киевский, благоверные Александр Невский, Андрей Боголюбский, Михаил Черниговский, княгини равноап. Ольга, преподобные Евфросиния Полоцкая, Нестор-летописец и Алипий-иконописец) представляет разные формы подвижничества и духовного служения. На своде центрального нефа развернута 3-частная композиция «Единородный Сыне — Слово Божие», основой к-рой стало составленное Ф. И. Буслаевым описание иконы XVI в. На стенах боковых нефов и на хорах расположены сюжеты из жизни Христа, исполненные в манере академических религ. картин художниками П. А. Сведомским («Вход в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря», «Распятие Христа», «Преображение Христа»), В. А. Котарбинским («Иисус Христос перед Пилатом», «Тайная Вечеря», «Моление о чаше», «Вознесение Христово»). М. В. Нестеровым на хорах написаны «Рождество Христово», «Воскресение Христово», «Богоявление», а также иконы в приделах. Ряд орнаментов выполнены М. А. Врубелем, А. Мамонтовым, незначительная часть росписей — А. А. Сведомским.

В программе и художественном стиле росписей В. с. нет строгой приверженности правосл. символике и догматической традиции. Наряду с прямыми заимствованиями из древних визант. памятников (изображение в виме главного алтаря евангелистов в виде агнцев и Креста на фоне звездного неба по образцу мозаики в ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, сер. VI в. ), в роспись были введены такие элементы как изображение душ праведников, к-рые ангелы несут к райским вратам (в композиции «Преддверие рая» в кольце барабана центрального купола). Композиция «Страшного Суда» на зап. стене построена на основе традиц. иконографии Апокалипсиса, но с элементами фольклорных мотивов; в плафонах боковых нефов помещен сюжет «Дни творения» (авторы П. А. Сведомский и Котарбинский).

Низкая мраморная алтарная преграда, характерная для визант. памятников, была спроектирована Праховым, ему же принадлежит разработка ряда архитектурных деталей интерьера, в т. ч. бронзовых дверей, для к-рых были выполнены равноапостольные фигуры кнг. Ольги (по модели скульптора Р. Р. Баха) и кн. Владимира (по модели Г. Р. Залемана). Мозаичные изображения на фасадах собора по эскизам Васнецова созданы в мастерской А. А. Фролова в С.-Петербурге, мозаики в интерьере выполнены венецианскими мастерами.

Наряду с др. крупнейшими соборами России XIX в. (Исаакиевский в С.-Петербурге, храм Христа Спасителя в Москве) В. с., несмотря на художественные просчеты (отсутствие связи между архитектурной конструкцией и декоративным оформлением, противоречия в организации внутреннего пространства и во внешнем облике здания, невозможность целостного восприятия росписей, неканонические детали в трактовке средневек. иконографии, напр. изображение Христа в сцене «Евхаристии»), остается в рус. культуре как памятник искусства и религ. сознания эпохи. Росписи В. с. получили значение образца для иконописцев кон. XIX в. (стенопись ц. прп. Пимена Великого в Нов. Воротниках в Москве (1896), иконы для иконостаса (ок. 1914) ц. Рождества Христова в пос. Вехручей (Карелия; в наст. время находятся в ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске)).

Владимирский собор в Киеве

Владимирский собор в Киеве, Украина

В 1852 году митрополит Филарет (Амфитеатров) высказал идею построить в Киеве собор, посвященный 900-летию Крещения Руси. Эта мысль очень понравилась императору Николаю I, одобрившему проект. По всей стране начался сбор пожертвований на строительство храма, и уже к сентябрю 1859 года было собрано около 100 тысяч рублей. А Киево-Печерская лавра пожертвовала на строительство миллион кирпичей, произведенных на собственном кирпичном заводе.

Первоначальный проект собора принадлежал петербургскому архитектору И.В. Штрому и киевскому епархиальному архитектору П.И. Спарро. Позднее этот проект основательно переработал архитектор А.В. Беретти.

Собор был посвящен крестителю Руси — святому князю Владимиру. Внешний и внутренний облик храма задуман архитекторами в старовизантийском стиле — таким, какими строили церкви во времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого.

Владимирский собор был заложен в 1862 году, но его строительство, осложненное техническими трудностями, растянулось почти на тридцать лет. Возведением здания руководил академик В.Н. Николаев при участии архитектора К.Я. Маевского и инженера Д. Биркина. В процессе затянувшегося строительства в его проект архитектором Р.Б. Бернгардтом были внесены некоторые изменения.

Торжественное освящение состоялось 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.

Владимирский собор представляет собой шестистолпный храм с тремя апсидами, увенчанный семью куполами. Длина здания составляет 55 м, ширина — 30, а высота вместе с крестом — 49 м-Фасад здания украшают мозаики работы художника А.Н. Фролова. На массивных бронзовых дверях главного портала можно видеть литые рельефы с изображениями княгини Ольги и князя Владимира Святого.

Владимирский собор в Киеве — блестящий образец синтеза искусства и архитектуры. Славу памятника выдающегося культурного значения храм получил прежде всего благодаря своим уникальным росписям. Собор расписывала группа выдающихся художников: В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, П.А. Сведомский и В.А. Котарбиньский под общим наблюдением профессора А.В. Прахова. Припоминая историю древнерусской живописи, Прахов в шутку называл Васнецова и Нестерова «греческими живописцами», а Сведомского и Котарбиньского — «фряжскими живописцами»: Васнецов и Нестеров придерживались традиционной русско-византийской манеры церковного письма, а учившиеся в Риме и Дюссельдорфе Сведомский и Котарбиньский явно тяготели к европейской художественной школе. А.В. Прахов является автором проектов ряда деталей интерьера, в частности — бронзовых входных дверей. В украшении интерьера собора мозаиками принимали участие и мастера из Венеции.

Икона «Русские святые преподобный Антоний Печерский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Феодосий Печерский, святитель Алексий, митрополит Московский, святитель Стефан Великопермский, святитель Петр, митрополит Московский». Художник В.М. Васнецов. Роспись в алтаре Владимирского собора г.Киева.

Общая тема живописи собора — «Дело спасения нашего». Об этом повествуют как масштабные композиции на евангельские темы, так и символично изложенная история русской церкви: ее символизируют тридцать фигур святых — мучеников, епископов, князей, святых жен, Христа ради юродивых.


Васнецов Виктор Михайлович. Фреска «Крещение Руси». 1895-1896 гг. Владимирский собор в Киеве.

Главная роль в создании храмовой росписи принадлежит В.М. Васнецову — он исполнил 15 композиций и 30 отдельных фигур. Васнецов расписывал главный неф собора, в котором, кроме евангельских сюжетов, большое место занимают масштабные исторические композиции «Крещение князя Владимира» и «Крещение киевлян», а также портреты князей Александра Невского и Андрея Боголюбского, княгини Ольги. Кисти Васнецова принадлежит центральная композиция в алтаре храма — Богоматерь с Младенцем.

Для того, кто впервые входит в собор, самым сильным впечатлением становится образ Богоматери. В мерцающем золотом полусвете, на облаках, холодно и нежно освещенных зарей, Богоматерь легко и неторопливо идет навстречу зрителям: Царица Небесная несет грешному миру своего Сына.

Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова необыкновенно оригинальную и своеобразную трактовку. Этот образ называли «Васнецовской Богоматерью». Ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Весь образ наполнен любовью и человеческой красотой.

Первоначально эскизы росписи Владимирского собора готовил М.А. Врубель, но они не были приняты в качестве окончательного варианта. Кисти Врубеля принадлежат лишь росписи правого нефа собора. Авторству М.В. Нестерова принадлежат четыре иконостаса боковых нефов, композиции «Рождество» и «Воскресение» на стенах хоров и композиция «Богоявление» на стене крещальни, а также ряд икон главного храма и приделов. Среди них особенно выделяются иконы святых князей Бориса и Глеба и святой княгини Ольги.

Написанный на фоне характерного «нестеровского» пейзажа, образ князя Глеба исполнен печальной поэзии — как будто предчувствие близкой смерти от руки убийцы ложится отсветом на одухотворенное лицо молодого князя.

П. А. Сведомский и В. А. Котарбиньский вдвоем исполнили 18 композиций и 84 отдельных фигуры росписи собора. Среди них выделяются полные драматизма и трагического пафоса, отличающиеся необыкновенным реализмом, композиции «Тайная вечеря», «Христос перед Пилатом», «Распятие» (автором первых двух является П. А. Сведомский), яркие образы князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве».

Иконостас собора изготовлен из дымчато-серого каррарского мрамора. Разноцветные мраморы из Италии, Франции, Бельгии, России и Испании украшают интерьер храма. Из мрамора выполнен и мозаичный пол собора. Богатую серебряную утварь для Владимирского собора изготавливала известная ювелирная фирма Хлебникова.

Владимирский собор сразу привлек внимание современников. Его художественные достоинства горячо обсуждались, о них много спорили, но то, что в этом сооружении нашел свое яркое и мощное воплощение стремительный взлет русского искусства конца XIX века, никто не оспаривал. Современники единодушно назвали Владимирский собор в Киеве «первым вдохновенным произведением русского религиозного искусства».

Святой Владимир: больницы, храмы, памятники

Что и где в мире названо в честь крестителя Руси

Мы собрали информацию об этих местах в небольшой рассказ и создали карту, на которой можно увидеть многие соборы, храмы, памятники и учреждения.

Детская больница святого Владимира

Детская больница святого Владимира

В 1872 году известный промышленник Павел Григорьевич фон Дервиз обратился к московскому генерал-губернатору с письмом следующего содержания: «В Москве проведены мною лучшие годы моей общественной деятельности. Посему исключительно там, и ничем иным, как устройством образцовой Детской Больницы, я желал бы почтить память всех старших детей [Владимир (1854—1855) и Андрей (1868—1869)], утраченных мною в России. На это богоугодное дело я предназначаю капитал в четыреста тысяч».

Построенная больница стала действительно образцовой, фон Дервиз пожертвовал немалую сумму на то, чтобы оставить в ней 100 мест для сирот и детей из бедных семей. Его начинание развивалось и в 20 веке, правда, советская власть нарушила обязательное условие ее строителя и переименовала больницу, лишив ее имени святого князя Владимира. Справедливость была восстановлена лишь в 1991 году. А в 1995 при ней был освящен храм.

Храмы святого Владимира

Храм при детской больнице святого Владимира

На Руси память о равноапостольном князе сохранялась в первую очередь во множестве храмов, посвященных святом Владимиру. Это и Владимирский кафедральный собор в Херсонесе, на месте предполагаемого крещения князя и Владимирский собор в Киеве – известный памятник неовизантиской архитектуры.

Князь-Владимирский собор является также одной из ярких достопримечательностей Санкт-Петербурга. Кроме того святому князю посвящены соборы в Луганске, Иркутске и других городах.

Особо следует сказать о Владимирском соборе города Севастополя, ставшего место захоронения адмиралов и морских офицеров. Подробный список храмов в честь святого князя приведен на нашей карте.

Мощи святого князя Владимира

Саркофаг с останками святого князя Владимира находился в Десятинной церкви Киева. Во время монголо-татарского нашествия нашествия храм был разрушен. В 1635 году по указанию митрополита Киевского и Галицкого Петра (Могилы) руины были разобраны и обнаружено княжеское погребение с мощами, которые были переданы в Москву. В настоящее время святыня размещена в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Памятники святому Владимиру

Памятник князю Владимиру в Киеве

На самом деле, памятники князю Владимиру разбросаны по всем миру. Есть они вЛондоне, Торонто и автралийском Брисбене. В России памятники установлены в

Новгороде, Санкт-Петербурге, Владимире и ряде других городов. Но, разумеется, самый известный и самый старый памятник князю установлен в Киеве на Владимирской горке. Он был открыт в 1853 году и стал символом города. Через сорок лет предприниматель Cемен Могилевцев организовал электрическое подсвечивание креста, превратив памятник в своеобразный символический маяк. Вот как об этом в романе «Белая Гвардия» писал Михаил

Булгаков: «Но лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден далеко, и часто летом, в черной мгле, в путаных заводях и изгибах старика-реки, из ивняка, лодки видели его и находили по его свету водяной путь в Город, к его пристаням. Зимой крест сиял в черной гуще небес и холодно и спокойно царил над темными пологими далями московского берега, от которого были перекинуты два громадных моста. Один цепной, тяжкий, Николаевский, ведущий в слободку на том берегу, другой — высоченный, стреловидный, по которому прибегали поезда оттуда, где очень, очень далеко сидела, раскинув свою пеструю шапку, таинственная Москва».

В советские годы подсветка креста была ликвидирована и восстановлена уже в независимой Украине.

Города в честь святого Владимира

В честь Владимира еще в X веке был назван город Владимир-Волынский, расположенный в Волынской области Украины.

Есть версия, что и российский город Владимир, столица одноименной области, также получил свое имя в честь крестителя Руси. Здесь, правда, ряд историков выражает сомнение: возможно что Владимир-Залесский (как его сперваназывали) получил имя в честь другого знаменитого князя – ВладимираМономаха. Однако, крестителя Руси всегда почитали здесь с особеннымтрепетом.

«Князь Владимир: памятные места» на Яндекс.Картах

Морской залив святого Владимира

Залив святого Владимира

Именем князя Владимира назван также залив в Японском море, открытый в 1859году мореплавателем Александром Болтиным. Он расположен чуть севернее залива названного в честь другой святой, бабушки крестителя Руси, равноапостольной княгини Ольги, который за два года также открыл Болтин.Сегодня в заливе Владимира расположена база Тихоокеанского флота.

Американские топонимы

В США есть сразу несколько мест, связанных с именем крестителя Руси. В первую очередь это Свято-Владимирская духовная семинария в штате Нью-Йорк – одно из наиболее значимых православных учебных заведений в мире. Также православный храм в честь святого князя действуют в городах Хьюстон и Джэксон (штат Нью-Джерси).

Храм в честь князя Владимира есть и совсем на другом конце света – в Австралийском Сиднее.

Владимирский собор (Киев)

Православный храм

Фасад
Страна Украина
Город Киев
Конфессия УПЦ КП
Тип здания собор
Архитектурный стиль неовизантийский стиль
Строительство 1862—1882 годы
Сайт Официальный сайт

Координаты: 50°26′41″ с. ш. 30°30′32″ в. д.  /  50.44472° с. ш. 30.50889° в. д.  / 50.44472; 30.50889 (G) (O) (Я)

История [ править ]

В 1852 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) в своём письме к императору всероссийскому Николаю I выразил идею о необходимости сооружения в Киеве храма, который был бы памятником великому князю Киевскому Владимиру Святославичу. Было решено, что храм будет сооружён исключительно на благотворительные пожертвования.

12 июля 1853 года император Николай I утвердил доклад Священного Синода о сооружении в Киеве соборного храма во имя Святого равноапостольного князя Владимира, а уже в августе был создан строительный комитет, в который вошли преимущественно духовные лица. Проектирование храма было поручено архитектору Ивану Штрому.

С 1857 года со смертью митрополита Филарета количество благотворительных пожертвований ощутимо уменьшилось. Новый митрополит Исидор, хотя и не так активно как его предшественник, но следил за строительством храма. Он добился того, что для сооружения храма был выделен участок земли рядом с Киевским университетом святого Владимира, хотя раньше участок для собора был выделен в пределах города Ярослава. Однако в 1857 году в Киев прибыл император всероссийский Александр II, который заинтересовался проектом. Ознакомившись с ходом строительства собора, он повелел возвести его на пустыре между Бибиковским бульваром и Фундуклеевской улицей.

В 1859 году Иван Штром представил чертежи собора на рассмотрение строительного комитета. Собор был спроектирован в неовизантийском стиле, в его основу был положен крест. Собор должны были увенчать тринадцать золотых куполов. Строительный комитет, рассмотрев и одобрив проект, отправил чертежи в Петербург, где его утвердил лично Александр II.

В марте 1860 года была спланирована площадка для строительства соборного храма. Учитывая дефицит средств, строительный комитет поручил епархиальному архитектору Павлу Спарро переработать проект Ивана Штрома с целью уменьшения размеров сооружения и сметы на его строительство. Спарро, чтобы полностью не переделывать проект, решил снять боковые нефы, то есть изменить крестовидную основу. Вместо тринадцати куполов он оставил семь.

Непосредственный надзор за строительством строительный комитет поручил Александру Беретти, который внёс значительные изменения в проект Штрома—Спарро.

15 (27) июля 1862, в день празднования памяти князя Владимира, в присутствии местной аристократии и духовенства митрополит Киевский и Галицкий Арсений заложил первый камень будущего храма.

Уже в 1866 году собор был выстроен до куполов. Однако неожиданно стены, а вслед за ними арки и перекрытия, дали глубокие трещины. Стало понятно, что они не выдержат веса куполов. Работы прекратили, был создан специальный технический комитет из ведущих киевских архитекторов, из Петербурга вызвали Ивана Штрома. Выяснилось, что ситуация вызвана допущенными при переделках проекта ошибками в математических расчётах.

В 1875 году в Киев снова приехал император Александр II. Осуществляя инспекционный осмотр города, он поинтересовался и строительством соборного храма. Увидев пустую строительную площадку и полностью прогнившие леса, он приказал любой ценой продолжить строительство. Из Петербурга немедленно вызвали одного из известнейших архитекторов Рудольфа Бернгарда, который совершил точные математические расчеты нагрузок на стены и перекрытия, а затем нашёл и техническое решение для ликвидации трещин. Внешние несущие стены было предложено укрепить пристройкой боковых нефов и контрфорсов.

В июне 1876 года были возобновлены строительные работы, которые возглавил киевский архитектор Владимир Николаев. Он разработал проекты боковых нефов. Внутри храм был разделён на три нефа: средний и два боковых, а те в свою очередь разделены хорами на две неравные части. Округлость строению предоставляли апсиды, соответствовавшие ширине внутренних нефов. В соборе планировалось сделать пять притворов (три внизу и два на хорах). Однако по византийским традициям было решено, что во Владимирском соборе будет один престол в среднем нефе, в правом же разместится жертвенник, а в левом — ризница. Ещё два алтаря — Ольгинский и Борисоглебский — должны были находится на хорах.

В 1882 году двадцатилетнее строительство Свято-Владимирского собора завершилось. Возник вопрос о внутреннем оформлении собора, его росписях и интерьерах. Член Киевского церковно-археологического общества и профессор Киевской духовной академии Иван Малышевский выразил мнение, что внутренний вид собора должен стилистически и канонически соответствовать храмам эпохи, во время которой жил князь Владимир.

За создание проекта оформления и отделки собора взялся археолог и профессор искусствоведения Адриан Прахов. Через год он представил строительному комитету и Церковно-археологическому обществу детальный проект художественного оформления Свято-Владимирского собора, указав место размещения каждого сюжета, его размеры, а также представив рисунки мраморных иконостасов и кивория. Однако строительный комитет этот проект отклонил. Создание нового проекта художественного оформления было поручено архитектору Николаеву.

Однако в это время Адриан Прахов представил свой проект оформления Свято-Владимирского собора на рассмотрение Петербургского археологического общества, которое не только его одобрило, но и, заручившись поддержкой бывшего обер-прокурора Синода и министра внутренних дел Дмитрия Толстого, назначило профессора искусствоведения руководителем художественного оформления собора. Для росписей Свято-Владимирского собора Адриан Прахов пригласил в 1885 году Виктора Васнецова, а впоследствии и Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского и некоторых других художников.

Весной 1896 года роспись и отделка собора практически были завершены, за исключением Ольгинского и Борисоглебского приделов на хорах. Освящение должно было состояться 15 (27) июля, в день памяти князя Владимира, но торжества перенесли на более позднее время: ожидали приезда в Киев императора всероссийского Николая II.

1 сентября (20 августа) 1896 в присутствии императорской семьи, сановников, высшего духовенства и клира митрополит Иоанникий освятил Свято-Владимирский собор.

12 июня (30 мая) и 14 июня (1 июня) 1913 в соборе проводились торжественные богослужения с участием патриарха Антиохийского и всего Востока Григория IV.

В мае 1914 года при соборе основано Свято-Владимирское братство.

1 апреля (19 марта) 1917 в соборе состоялось торжественное богослужение памяти Тараса Шевченко.

В 1929 году Всеукраинский центральный исполнительный комитет одобрил решение о закрытии собора и превращении храма в Музей антирелигиозной пропаганды. Некоторое время здесь находились архивные фонды местных органов власти, потом книгохранилище педагогического института.

Открытый в период оккупации, Свято-Владимирский собор остался действующим и после освобождения Киева и в 1944 году стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины.

В 1988 г. в храме прошли торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси.

    Интерьер Владимирского собора

Собор святителей Вселенской церкви (1885-1896)

Владимирский собор в Киеве

Владимирский собор в Киеве

В 1852 году митрополит Филарет (Амфитеатров) высказал идею построить в Киеве собор, посвященный 900-летию Крещения Руси. Эта мысль очень понравилась императору Николаю I, одобрившему проект. По всей стране начался сбор пожертвований на строительство храма, и уже к сентябрю 1859 года было собрано около 100 тысяч рублей. А Киево-Печерская лавра пожертвовала на строительство миллион кирпичей, произведенных на собственном кирпичном заводе.

Первоначальный проект собора принадлежал петербургскому архитектору И.В. Штрому и киевскому епархиальному архитектору П.И. Спарро. Позднее этот проект основательно переработал архитектор А.В. Беретти.

Владимирский собор в Киеве

Собор был посвящен крестителю Руси – святому князю Владимиру. Внешний и внутренний облик храма задуман архитекторами в старовизантийском стиле – таким, какими строили церкви во времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого.

Владимирский собор был заложен в 1862 году, но его строительство, осложненное техническими трудностями, растянулось почти на тридцать лет. Возведением здания руководил академик В.Н. Николаев при участии архитектора К.Я. Маевского и инженера Д. Биркина. В процессе затянувшегося строительства в его проект архитектором Р.Б. Бернгардтом были внесены некоторые изменения.

Торжественное освящение состоялось 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.

Владимирский собор представляет собой шестистолпный храм с тремя апсидами, увенчанный семью куполами. Длина здания составляет 55 м, ширина – 30, а высота вместе с крестом – 49 м. Фасад здания украшают мозаики работы художника А.Н. Фролова. На массивных бронзовых дверях главного портала можно видеть литые рельефы с изображениями княгини Ольги и князя Владимира Святого.

Владимирский собор в Киеве – блестящий образец синтеза искусства и архитектуры. Славу памятника выдающегося культурного значения храм получил прежде всего благодаря своим уникальным росписям. Собор расписывала группа выдающихся художников: В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, П.А. Сведомский и В.А. Котарбиньский под общим наблюдением профессора А.В. Прахова. Припоминая историю древнерусской живописи, Прахов в шутку называл Васнецова и Нестерова «греческими живописцами», а Сведомского и Котарбиньского – «фряжскими живописцами»: Васнецов и Нестеров придерживались традиционной русско-византийской манеры церковного письма, а учившиеся в Риме и Дюссельдорфе Сведомский и Котарбиньский явно тяготели к европейской художественной школе. А.В. Прахов является автором проектов ряда деталей интерьера, в частности – бронзовых входных дверей. В украшении интерьера собора мозаиками принимали участие и мастера из Венеции.

Общая тема живописи собора – «Дело спасения нашего». Об этом повествуют как масштабные композиции на евангельские темы, так и символично изложенная история русской церкви: ее символизируют тридцать фигур святых – мучеников, епископов, князей, святых жен, Христа ради юродивых.

Главная роль в создании храмовой росписи принадлежит В.М. Васнецову – он исполнил 15 композиций и 30 отдельных фигур. Васнецов расписывал главный неф собора, в котором, кроме евангельских сюжетов, большое место занимают масштабные исторические композиции «Крещение князя Владимира» и «Крещение киевлян», а также портреты князей Александра Невского и Андрея Боголюбского, княгини Ольги. Кисти Васнецова принадлежит центральная композиция в алтаре храма – Богоматерь с Младенцем.

Для того, кто впервые входит в собор, самым сильным впечатлением становится образ Богоматери. В мерцающем золотом полусвете, на облаках, холодно и нежно освещенных зарей, Богоматерь легко и неторопливо идет навстречу зрителям: Царица Небесная несет грешному миру своего Сына…

Владимирский собор. Интерьер

Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова необыкновенно оригинальную и своеобразную трактовку. Этот образ называли «Васнецовской Богоматерью». Ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Весь образ наполнен любовью и человеческой красотой.

Первоначально эскизы росписи Владимирского собора готовил М.А. Врубель, но они не были приняты в качестве окончательного варианта. Кисти Врубеля принадлежат лишь росписи правого нефа собора. Авторству М.В. Нестерова принадлежат 4 иконостаса боковых нефов, композиции «Рождество» и «Воскресение» на стенах хоров и композиция «Богоявление» на стене крещальни, а также ряд икон главного храма и приделов. Среди них особенно выделяются иконы святых князей Бориса и Глеба и святой княгини Ольги. Написанный на фоне характерного «нестеровского» пейзажа, образ князя Глеба исполнен печальной поэзии – как будто предчувствие близкой смерти от руки убийцы ложится отсветом на одухотворенное лицо молодого князя…

П.А. Сведомский и В.А. Котарбиньский вдвоем исполнили 18 композиций и 84 отдельных фигуры росписи собора. Среди них выделяются полные драматизма и трагического пафоса, отличающиеся необыкновенным реализмом, композиции «Тайная вечеря», «Христос перед Пилатом», «Распятие» (автором первых двух является П.А. Сведомский), яркие образы-князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве».

Иконостас собора изготовлен из дымчато-серого каррарского мрамора. Разноцветные мраморы из Италии, Франции, Бельгии, России и Испании украшают интерьер храма. Из мрамора выполнен и мозаичный пол собора. Богатую серебряную утварь для Владимирского собора изготавливала известная ювелирная фирма Хлебникова.

Владимирский собор сразу привлек внимание современников. Его художественные достоинства горячо обсуждались, о них много спорили, но то, что в этом сооружении нашел свое яркое и мощное воплощение стремительный взлет русского искусства конца XIX века, никто не оспаривал. Современники единодушно назвали Владимирский собор в Киеве «первым вдохновенным произведением русского религиозного искусства».

Владимирский собор

Владимирский Собор в Киеве – один из главных действующих храмов Киева, строительство которого было приурочено годовщине Крещению Киева. Церковь была названа в честь князя Владимира-крестителя, и является чудесным образцом Неовизантийской архитектуры 19-го века. Особенно знаменит Владимирский собор своим интерьером, который расписывали знаменитые художники Российской империи.

История Владимирского собора. История сооружения Владимирского собора начинается с 1852-го года, когда киевский филарет пишет письмо Росийскому царю Николаю I о необходимости возведения в Киеве храма, который будет посвящен крестителю Киева и Руси – князю Владимиру Святославовичу (больше о периоде правления князя Владимира Великого в Киеве и крещении Киева). Уже через год был создан строительный комитет, а постройка собора планировалась исключительно на благотворительные пожертвования. За разработку плана собора взялся российский архитектор Иван Штром.

В общей сложности, Владимирский собор в Киеве строился 20-ть лет

Изначально, процесс по сооружению и возведению собора тянулся очень медленно. Выбор места для заложения собора определялся также не скоро, лишь 15 июля 1862 года митрополит Арсений заложил первый камень именно здесь, где сейчас стоит Владимирский собор — на современном бульваре Шевченка. На то время, место было, парктически, окраиной Киева.

Едва ли появившийся Владимирский собор на старой гравюре

Но уже в 1960-м году чувствуется серьезная нехватка средств для воплощения проекта постройки Собора. Причем, до таких пределов, что проект поручают переделать новому архитектору Павлу Спарро, который изменяет крестовидную, изначально, основу храма – убирает боковые нефы и вместо, запланированных, тринадцати куполов, оставляет лишь 7. А после него, эстафету подхватывает Александр Беретти, который вносит финальные правки в план собора.

Строительство храма шло «размеренными темпами» до 1866-го года, Владимирский собор отстроили до куполов, когда, внезапно, стены и арки дали трещину. Строительство тут же остановили, была созвана комиссия которая и установила, что были допущены ошибки при математических расчетах в планах собора. В таком недостроенном виде храм простоял, практически, десятилетие. Лишь в 1975-м году, когда Киев посещал царь Александр II, он обратил свое внимание на «недострой», который в то же время, еще и находился по пути с железнодорожного вокзала к центру Киева. Возмущенный тем, что же могут увидеть европейцы, посещающие Киев, царь приказал достроить собор и выделить средства на его строительство с казны.

Владимирский собор на фотографии начала 20-го века

Интерьер Владимирского собора. И в 1982-м году строительство собора было завершено – оставался лишь вопрос о внутренних росписях. В итоге, в Киев были приглашены такие знаменитые художники, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, а также Павел Сведомской, Вильгельм Котарбинский и многи е другие. Именно благодаря своему интерьеру и внутренним росписям насколько ценным стал Владимирский собор. Фасад Владимирского собора выложен мозаикой, у главного входа всех гостей встречают вылитые из бронзы изображения княгини Ольги и князя Владимира. Стилистика храма содержит идею спасения людей, о которой можно понять по сюжетам из Библии, по фигурам святых великомучеников, князей. Самая величественная и главная композиция в храме — скульптура Богоматери с младенцем на руках, которая по сей день производит сильное впечатление на прихожан.

Интерьер Владимирского Собора в Киеве

Фреска «Крещение князя Владимира» во Владимирском Соборе, Васнецов

Фреска «Крещение Руси» во Владимирско Соборе, Васнецов

В годы первой мировой войны в 1914 году в соборе было организованно благотворительное общество, помогающее раненым солдатам. Во времена становления советской власти многое во Владимирском соборе было разрушено, уничтожены росписи, отопление храма, сняты колокола. Вскоре, после прихода в Киев большевиков, было притяно решение превратить собор в «Музей антирелигиозной пропаганды», или проще – в музей атеизма.

После окончания Второй Мировой войны Владимирский собор был одним из немногих храмов, который был открыт вплоть до розпада СССР

Но самый невероятный факт это то, что во время оккупации в период Второй Мировой войны Владимирский собор, как многие другие храмы, возобновил свою деятельность и так и не закрывался не в послевоенный период, не до конца распада СССР.

Владимирский собор сегодня

Владимирский Собор строился двадцать лет.

С 1929 по 1944 годы в соборе находился Музей антирелигиозной пропаганды

С 1944 года Владимирский Собор был один из немногих действующих храмов Киева вплоть до обретения Украины независимости

Владимирский собор в Киеве: история и росписи Владимирского собора

Ныне Киев тяжело представить без Владимирского собора. Идея создания Владимирского собора принадлежит митрополиту Филарету Амфитеатрову. Собственно его идея о создании в Киеве собора в честь святого равноапостольного князя Владимира была официально утверждена Синодом и Николаем I в 1852 г. Тогда же начался сбор средств, и до 1859 г. было собрано около 100 тыс. руб., да еще Киево-Печерская Лавра пожертвовала миллион штук кирпича.

Но для колоссального, с тринадцатью куполами, проекта Владимирского собора архитектора Ивана Штрома этого было мало. Поэтому епархиальный архитектор Павел Спарро значительно уменьшил проект, оставив только семь куполов, но от руководства строительством отказался, сославшись на большую занятость. Работы были поручены Александру Беретти, который внес в проект Владимирского собора противоположные коррективы — оставив очертания храма практически без изменений, увеличил его размеры в полтора раза. Именно по этому проекту собор был заложен в день св. Владимира 15 июля 1862 г.

Через четыре года, когда строительство Владимирского собора было почти завершено, стены Владимирского собора внезапно начали трещать под собственным весом. Пока искали виноватых и рассматривали различные проекты спасения Владимирского собора, прошло еще десять лет. Лишь в 1875 г. Александр II, находясь в Киеве, обратил внимание на этот «долгострой» и распорядился немедленно с ним покончить. Уже на следующий год Рудольф Бернгард разработал окончательный проект Владимирского собора, за воплощение которого взялся архитектор Владимир Николаев. Ему удалось ликвидировать аварийную ситуацию и в 1882 г. завершить строительство Владимирского собора (которое, таким образом, длилось 20 лет).

Интерьер Владимирского собора в стиле древнерусских храмов проектировал вначале тот же Николаев, но этой работой заинтересовался Адриан Прахов, который, использовав свои правительственные связи, добился в 1885 г., чтобы оформление собора велось по его проекту и под его руководством. К работе были привлечены Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Павел Сведомский, Вильгельм Котарбинский, Михаил Врубель, ученики школы Мурашко. Роспись (преимущественно на древнерусскую тематику) была завершена в 1896 г., а собор освятили 20 августа 1896 г.

Владимирский собор был посвящен крестителю Руси — святому князю Владимиру. Внешний и внутренний облик храма задуман архитекторами в старовизантийском стиле, какими строили древнерусские храмы во времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Владимирский собор был заложен в 1862 году, но его строительство, осложненное техническими трудностями, растянулось почти на тридцать лет — с 1862 по 1896 год. Торжественное освящение Владимирского собора состоялось 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.

Владимирский собор представляет собой традиционный для русского зодчества шестистолпный храм с тремя апсидами, увенчанный семью куполами. Длина Владимирского собора составляет 55 метров, ширина — 30, а высота вместе с крестом — 49 метров. Фасад здания украшают мозаики работы художника А. Н. Фролова. На массивных бронзовых дверях главного портала Владимирского собора можно видеть литые бронзовые рельефы с изображениями княгини Ольги и князя Владимира Святого.

Владимирский собор в Киеве — это блестящий образец синтеза искусства и архитектуры. Славу памятника выдающегося культурного значения Владимирский собор получил в основном благодаря своим уникальным росписям. Собор расписывала группа выдающихся художников: русские — В. М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, П. А. Сведомский и В. А. Котарбиньский под общим наблюдением профессора А. В. Прахова. Прахов является и автором проектов ряда деталей интерьера, в частности — бронзовых входных дверей. В украшении интерьера Владимирского собора мозаиками принимали участие и мастера из Венеции. Общая тема живописи Владимирского собора — «Дело спасения нашего». Об этом повествуют как масштабные композиции на евангельские темы, так и символично изложенная история русской церкви: ее символизируют тридцать фигур русских святых: мучеников, святителей, князей, святых жен — вся история русского православия, все порывы духа, ищущего подвига и правды.

Главная роль в создании храмовой росписи Владимирского собора принадлежит В. М. Васнецову. Он исполнил 15 композиций и 30 отдельных фигур. Васнецов расписывал главный неф Владимирского собора, в котором, кроме евангельских сюжетов, большое место занимают масштабные исторические композиции: «Крещение князя Владимира» и «Крещение киевлян», а также портреты канонизированных русских князей: Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги. Кисти Васнецова принадлежит центральная композиция в алтаре храма — Богоматерь с Младенцем.

Для того, кто впервые входит во Владимирский собор, самым сильным впечатлением становится образ Богоматери. В мерцающем золотом полусвете, на легких облаках, холодно и нежно освещенных зарей, Богоматерь легко и неторопливо идет навстречу зрителям: Царица Небесная несет грешному миру своего Сына. Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова необыкновенно оригинальную и своеобразную трактовку. Этот образ называли «Васнецовской Богоматерью». Ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Образ Богоматери наполнен любовью и человеческой красотой.

Первоначально эскизы росписи Владимирского собора готовил М. А. Врубель, но они не были приняты в качестве окончательного варианта. Кисти Врубеля принадлежат росписи правого нефа собора. Авторству М. В. Нестерова принадлежат 4 иконостаса боковых нефов, композиции «Рождество», «Воскресение» и «Богоявление», а также ряд икон главного храма и приделов. Среди них особенно выделяются иконы святых благоверных князей Бориса и Глеба и святой княгини Ольги. Написанный на фоне характерного «нестеровского» пейзажа, образ князя Глеба исполнен печальной поэзии — как будто предчувствие близкой смерти от руки убийцы ложится отсветом на одухотворенное лицо молодого князя. Сведомский и Котарбиньский вдвоем выполнили 18 композиций и 84 отдельных фигуры росписи Владимирского собора. Среди них выделяются полные драматизма и трагического пафоса, отличающимся необыкновенным реализмом композиции «Тайная вечеря», «Христос перед Пилатом», «Распятие», яркие образы древнерусских князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве».

Иконостас Владимирского собора был сделан из дымчато-серого каррарского мрамора. Разноцветные мраморы из Италии, Франции, Бельгии, России и Испании украшают интерьер Владимирского собора. Из мрамора выполнен и мозаичный пол Владимирского собора. Богатую серебряную утварь для Владимирского собора делала известная ювелирная фирма Хлебникова.

Владимирский собор сразу привлек внимание современников. Его художественные достоинства горячо обсуждались, о них много спорили, но то, что в этом сооружении нашел свое яркое и мощное воплощение стремительный взлет русского искусства конца XIX века, никто не оспаривал. Современники единодушно назвали Владимирский собор в Киеве «первым вдохновенным произведением русского религиозного искусства».

Владимирский собор
Время работы: 9:00 — 18:00.
Адрес: бульвар. Т.Г.Шевченко, 20

Ссылка на основную публикацию