Собор святого князя Владимира в Киеве

Собор святого князя Владимира в Киеве

Собор Святого Владимира является главным храмом православной церкви Украины, современная святыня — хранительница христианских ценностей, созданных руками знаменитых художников того времени.

История постройки

В середине XIX века митрополитом Киевским и Галицким Филаретом было послано прошение царю Николаю Первому о строении в Киеве храма в память о великом князе Владимире, Ясно Солнышко.

Другие православные храмы Киева:

При этом митрополит Филарет подчеркнул, что не ждет от государства помощи, ибо строительство будет вестись на благотворительные средства, собранные среди населения и меценатов. Император ответил положительно и выделил для создания проекта будущего храма архитектора, им стал И. Штром.

1855 год ознаменовался восхождением на российский престол нового царя Александра ІІ, который в 1857 году лично прибыл в Киев для выбора места строительства будущей христианской святыни города. Им была выбрана площадка между бульваром Бибикова и улицей Фундуклеевской.

Ныне Владимирский храм располагается на бульваре Тараса Шевченко, неподалеку от государственного университета, в 1857 году он носил имя Владимира Великого.

В 1862 году в основание новой церкви был заложен митрополитом Киевским и Галицким Арсением первый камень.

После ухода в Небеса епископа Филарета значительно уменьшился приход пожертвований. Новоизбранный митрополит Исидор уделял проблемам возведения нового храма намного меньше времени, чем Филарет, для которого Владимирская обитель была любимым чадом.

Выбор проекта

И. Штром через 2 года предложил комиссии для рассмотрения готовый проект, по которому собор святого Владимира должен был иметь 13 куполов, но после перерасчета сметы, число куполов уменьшили до семи, и строительством занялся архитектор Беретти предложивший великолепный проект, позволявший уменьшить число куполов, но расширить внутреннее пространство будущей национальной святыни Киева.

Беретти перед разработкой проекта киевской святыни объехал храмы России, восхищаясь архитектурой древнерусского стиля, но в результате выбрал византийский.

За 4 года возвели главное здание, но накрыть его не смогли, ибо из-за нарушения технологии строительства и неправильных расчетов появились глубокие трещины вдоль стен, это потребовало остановки всех строительных работ практически на 20 лет. За это время архитектор Беретти глубоко переживал за совершенные просчеты, заболел и умер.

10 лет строительство было заморожено, и только после приезда царя работы были продолжены.

Завершение строительства

Завершил строительство Владимир Николаев, учившийся в свое время у Рудольфа Бернгарда, который произвел математические расчеты, позволившие укрепить стены, и ликвидировать разрушения.

  • В 1882 году после укрепления стен начались работы по внутренней отделке, которую проводили с учетом архитектуры времени, когда правил Владимир Великий.
  • В конце лета 1896 года состоялось освящение Свято-Владимирского собора в Киеве. Обряд освящения проводил Высокопреосвященный митрополит Иоанникий в присутствии императора России Николая Второго и его семьи.
  • В 1913 году патриархом Антиохийским и всего Востока Георгием Четвертым было проведено в Свято-Владимирском соборе два торжественных богослужения.
  • В 1914 году появилось Свято-Владимирское братство.

Внутреннее убранство и роспись

К росписи главного храма Киева были привлечены знаменитые художники:

Для изготовления основания иконостаса использовали мрамор, им же, только в разноцветном варианте, произвели иконостасную отделку и мозаику пола.

Мраморные глыбы везли из стран Европы, венецианские мастера были задействованы в выкладывании мозаики, а поставкой серебряной утвари занималась ювелирная компания Хлебникова, работающая в разных стилях.

Храмовые стены украсили картины из библейских историй, здесь нарисованы портреты не только святых, мучеников, но и знаменитых личностей, оставивших след в русском христианстве, среди них Александр Невский, княгиня Ольга.

Интересно! О Крещении Руси Владимиром, князем Киевским, и самих киевлянах в тот момент расскажет целая композиция, выполненная Виктором Васнецовым. В этом памятнике российскому православию остались васнецовские шедевры в виде икон «Царица Небесная» и «Богоматерь с Младенцем», изображение которой по легенде художник увидел на стене.

Правый неф расписан Врубелем, мастер Фролов создавал мозаики удивительной красоты и содержания.

Послереволюционные времена и восстановительный период

Владимирскому храму повезло намного больше остальных российских христианских святынь, он не был разрушен после революции. В святых стенах основали музей религии, параллельно здесь хранился архив города.

Удивительная история этого храма в период военной оккупации во время отечественной войны. Если учесть, что Киев во время отхода немцев практически был разрушен, то Владимирский собор не только выстоял в это время, а был частично восстановлен после разграбления. В 1944 году он получил статус кафедрального храма при митрополите Киевском и Галицком.

В честь 1000-летия Крещения Руси Великим князем Владимиром в кафедральном храме прошли торжественные богослужения.

После распада Советского Союза в 1992 году Владимирский собор был захвачен силами националистов и передан Украинской православной церкви Киевского Патриархата под руководством митрополита Филарета.

В 1995 году митрополит Филарет избирается патриархом Киевским и Всея Руси-Украины, однако, Синод Константинопольской православной вызнал этот собор каноничным только в 2018 году, когда православная церковь киевского патриархата получила Томос.

Святыни кафедрального храма

Ежедневные богослужения проходят параллельно с проведением экскурсий, во время которых можно узнать полную историю строительства украинской православной жемчужины и побывать около храмовых святынь.

  • Мощи святой великомученицы Варвары привлекают паломников и желающих помолиться святой, акафист которой читается на утренней службе, по вторникам.
  • Чудотворная икона Богородицы «Нечаянная радость» является одной из святынь храма.
  • Много молящихся и перед святым ликом Николая Угодника с ковчегом частиц его мощей.
  • Одной из основных помощниц верующих является святой образ Пресвятой Богородицы «Скоропослушница».

Информация для посетителей и гостей

Киев — уникальный город со старинной историей, но каждый гость считает обязательным посетить во время пребывания в столице Украины Владимирский Кафедральный собор, чтобы насладиться его величием и красотой.

Владимирский собор находится в самом центре Киева, на бульваре Тараса Шевченко, 20.

Самый удобный способ доехать до Владимирского храма — метро, из любой его ветки надо пересесть на поезд, идущий до станции «Университет». Выйдя из метро, нельзя не увидеть величественное здание.

Также можно воспользоваться автобусом под номером 24 или 114 А.

Ежедневно прихожане приходят в 9.00 на утреннюю литургию, а вечернее богослужение начинается в 17.00.

Совет! Желающие участвовать в Таинстве исповеди и причастия, принять Таинство Крещения или венчания, должны предварительно договориться со священнослужителями.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Собор святого князя Владимира в Киеве

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Владимирский собор в Киеве относят к самым ярким представителям неовизантийской архитектуры. Над его оформлением трудились самые известные российские мастера. на данное время он является основным храмом Украинской православной церкви Киевского патриархата. Построен он был в конце 19 века и назван на честь святителя России. Находится он в центре города и считается одной из главных достопримечательностей. Кроме того, многие известные художники приняли участие в росписи стен храма. На сегодняшний день их считают настоящими шедеврами.

История храма

Свято-Владимирский собор в Киеве берет начало своей истории с середины 19 века. Именно тогда митрополит Киевский и Галицкий направил свое обращение к царю Николаю 1. Он просил построить храм на честь князя Владимира в Киеве за благотворительные взносы. Через год император дал добро и был отдан приказ о разработке проекта. Автором его стал архитектор И. Штром. В 1857 году Киев посетил император Александр II, который выбрал место для постройки данного храма. Это была территория неподалеку университета святого Владимира.

В 1859 году архитектор представил свои чертежи на рассмотрение комиссии. Предполагалось, что собор святого равноапостольного князя Владимира будет иметь форму креста и неовизантийский стиль. Верх собора должны были венчать 13 куполов. Изначально проект был одобрен, но так как средств стало не хватать, то пришлось переделывать чертежи с целью экономии. Было оставлено всего 7 куполов и убраны боковые нефы здания.

В 1862 году произошла закладка здания. В 1866 году здание было готово до куполов, но на стенах были обнаружены глубокие трещины. Пришлось остановить строительство. Были обнаружены серьезные математические ошибки в расчетах.

В 1882 году строительство наконец-то закончили. Теперь пришло время провести облагораживание внутренней части здания. Было принято решение о том, что все работы должны быть выполнены в духе жизни князя Владимира. 1 сентября 1896 года провели официальное торжественное открытие храма в присутствии императора Всероссийского. В начале 20 века в храме основали Свято-Владимирское братство. Во времена борьбы с религией храм был зарыт, а в его помещении располагался музей антирелигиозной пропаганды. Затем тут расположился городской архив.

В данное время собор Владимира в Киеве является одним из самых популярных храмов Киева. Его постоянно посещают толпы паломников. Многие туристы приезжают посмотреть на расписные стены небывалой красоты. Тут царит некая удивительная аура. Облагороженная зеленая территория и скамейки располагают к тому, чтобы просто в спокойствии провести некоторое время неподалеку и наслаждаться внешним видом. А когда начинают быть в колокола, то звон распространяется на несколько кварталов, тем самым несет особенно благоприятный звук.

Убранство храма

Ширина сооружения около 30 метров, а в длину он достигает 55 м. максимальная высота составляет 49 м. фасад украшен мозаикой, а на центральных дверях находятся отлитые из бронзы статуи Владимира и княгини Ольги. Пол в храме выполнен из мрамора, привезенного из разных стран, в мозаичном стиле.

Внутреннее убранство характеризует религиозная мощь и покой. Делают святыню богатой и добавляют некий особый колорит украшенные позолотой иконостас и алтарь, церковные приборы, иконы. Все это было сделано в ювелирной мастерской И. Хлебникова.

Центральной фигурой храма считают «Богоматерь с младенцем». Также тут можно увидеть другие большие религиозные фрески:

  • «Крещение киевлян»,
  • «Крещение князя Владимира»,
  • «Воскресение»,
  • «Рождество»,
  • «Христос перед Пилатом»,
  • «Распятие» и прочие.

Ежедневно в храме проводят службы, совершаются ранние и вечерние литургии.

К основным святыням храма относят:

Как добраться

Каждый местный житель знает о том, как добраться до Владимирского собора в Киеве. Адрес данной святыни: г. Киев, бульвар Тараса Шевченка 20.

Можно ехать от Вокзальной площади необходимо пройти около 100 м в сторону Центрального ж/д вокзала. Затем сесть на автобусы № 24, 24А, 114, 114А. ехать до остановки метро «Университет». Далее пройти несколько минут в сторону собора.

Собор святого князя Владимира в Киеве

Собор святого князя Владимира в Киеве

Современный Киев претерпел значительные изменения по прошествии многих лет. В 19 веке до 60-х годов можно было увидеть древний город с его пустынными площадками, укреплениями, валунами. В то время Киев не был обустроен красивыми зданиями и постройками, не было величественных мостовых, дворцов, магазинов. Сегодняшние центральные районы в то время представляли собой одинокие и безлюдные пустыни. На месте Владимирского собора, Оперного театра и Киевского Университета ранее было просторное поле. Но время шло, и вместе с ним развивался город, меняя свой внешний облик.

Митрополит Арсений стал инициатором в сборе денег на постройку храма, он сам лично пожертвовал 7 000 рублей, а его примеру последовал и остальной простой люд. За семь лет они смогли собрать примерно 100 000 рублей. Непосильный вклад внесла Киево-Печерская Лавра, которая дала 1 миллион кирпичей, сделанных на собственном заводе.

Владимирский собор в Киеве. История и процесс строительства

15 июня 1862 год является днем празднования памяти князя Владимира, и именно в этот день митрополит Арсений завершил закладку Владимирского собора. Собор представлял собой старовизантийский стиль, который приветствовался еще со времен князей Ярослава и Владимира. Изначально проект был разработан так, чтобы собор имел вид креста с тридцатью куполами. Но идея не воплотилась в реальность, так как строение требовало значительных финансовых средств. В итоге перед нашими взорами предстал храм с семью куполами. Внешний вид Владимирского собора явно напоминал стиль строения зданий тех лет, когда все подчинялось «Николаевскому режиму» и поэтому от древних архитектурных конструкций пришлось отказаться.

Постройка продолжалась до 1864 года, когда внезапно стены и арки стали трескаться. Чтобы исправить ситуацию требовалась большая сумма денег и за неимением оной, работы пришлось приостановить. В таком состоянии храм прожил 10 лет.
В 1875 году Государь Николай дал указ на продолжение строительства собора и к 1882 году все работы были закончены.

Росписью собора занимались наилучшие специалисты тех годов.
Темой для живописи была «Дела спасения нашего», на стенах собора изображено 30 ликов, среди которых князья, святые мученики, юродивые. Как написано в одной из дореволюционных книг, роспись представляет всю историю русской веры, все стремления и силы на поиск правды, подвиг духа. Что самое интересное: серьезные лица отшельников и мучеников имеют яркий контур, их платья блещут светом и торжеством, движения покорны… Именно в таком понимании художники увидели слова Спасителя, знаменующих благое дело и легкое время. Роспись собора интерпретирует действия мучеников и сподвижников Руси, как свободное отношение и доверие к воле Отца.

Всеми работами по украшению собора руководил сам Адриан Прахов, профессор искусств, археолог, знающий все истоки русской старины. История Киева никогда не вычеркнет со своих страниц имя профессора. Именно в Кирилловской церкви фрески 12 века были открыты Праховым, который там же возглавил расписные работы, выполненные Михаилом Врубелем.

В составе художников активистом выступил Виктор Михайлович Васнецов, который обещал закончить работы через 2 года. На самом деле все обстояло по — другому: обещанных годов хватило только на завершение росписи алтарного образа Богоматери, а весь храм был украшен только через 11 лет. Чтобы совершить данную работу, художник готовился всю свою сознательную жизнь. Его отец был обыкновенным сельским священников, и сам он решил пойти по стопам своего прародителя, поступив в духовную семинарию.

Художник во время работы в соборе отдал все свои силы, душу, старался писать с воодушевлением и необыкновенным напряжением. В связи с тем, что храм отапливался плохо, Васнецов постоянно ходил простудившимся и больным, он часто падал с лесов, чудом оставшись в живых.

Самой лучшей композицией художника в религиозной живописи является образ Богородицы. Как говорил Васнецов, его долго мучили сомнения, какой же должен быть лик Божьей Матери, он хотел выразить максимально ярко ее страдания, покорность в эти мучениям. Видимо он так сильно думал об этом, что сама Пречистая помогла ему в этом. В один из дней, Прахов с Васнецовым увидели чудесную тень на алтаре, которая вырисовывала образы Пресвятой Девы, держащей на руках Богомладенца. Воспользовавшись моментом, Виктор Михайлович начал обводить контуры появившегося изображения, которое постепенно рассеялось на протяжении всего дня. И благодаря этому непредсказуемому появлению, на данный момент люди могут любоваться таким изящным произведением искусства, как образ Богоматери.

Также Васнецовым были написаны «Бог-Отец» и «Бог-Сын», «Собор Святителей» Русской и Вселенской Церквей, «Блаженство Рая», «Таинство Евхаристии», «Страшный Суд», «Крещение князя Владимира» и «Крещение киевлян», лики святых, князей и служителей. За 11 лет Виктор Михайлович расписал примерно 2 000 кв.м.

Художник уникальным образом смог образы святых приблизить к наиболее живым лица, изобразив натурально красивые глаза, одинакового размера, разреза, цвета. Взор их отличается глубинной бездонностью из-за черноты краски, тем самым, создавая некое таинственное ощущение при просмотре этой композиции.

Завершив все рукописные процессы, Васнецов произнес фразу, которая стала исторически знаменитой: «Я поставил свечку Богу».

Помимо Васнецова своим творческим трудом отличился еще один художник – это Михаил Нестеров, молодой живописец, работавший под началом Прахова. Его композиции отличались потрясающей мягкостью и нежностью образов. Его руки обладали даром писать не реальные события, а передавать всю их насыщенность и благоухание. Он успешно изобразил святых Мефодия и Кирилла, князей Глеба и Бориса, княгиню Ольгу и других иконостасов. Особой теплотой обладают такие композиции как «Богоявление», «Рождество Христово», «Воскресение Христово» и другие. Живописцы Вильгельм Котарбинский и братья Сведомские стали авторами росписей «Вознесение Господне», «Дней Творения», «Воскрешение Лазаря», «Преображение Господне», «Вход Господень в Иерусалим» и др. Эти художники обучались в европейских заведениях и обладали даром западного письма. Их работы стали отличным фоном для создания уникальных и необычайно красивых композиций, исполненных Нестеровым и Васнецовым.

Незначительно место в истории написания образов досталось выдающемуся художнику Михаилу Врубелю, чья судьба отличилась особым трагизмом. Его эскизы не были одобрены и окончательно утверждены, он смог нанести на стены Собора лишь некоторые узоры.

К росписи храма также привлекли и украинских живописцев, среди которых были А.А. Мурашко, С. Костенко, Н. Пимоненко, они внесли особый стиль и оригинальный жанр по написанию композиций. Иконостас изготовлен из серого каррарского мрамора, который считается самым качественным в Мире. Залежи Каррары добывались в горах, расположенных в Италии, а именно в скромной провинции Тоскана, из них изготавливали сырье для Микеланджело и удивительных флорентийских соборов. Владимирский собор с невероятным чувством вкуса украшен всевозможным мрамором, привезенного из разных уголков Планеты: Италии, Франции, Испании, России. Из мрамора также сделан пол собора в виде мозаики, в его создании участвовали лучшие мастера из Венеции.

Прахов А.В. также является автором таких конструкций как бронзовые двери, на которых изображены фигуры князя Владимира и княгини Ольги. Роскошная утварь из серебра была изготовлена на заказ в ювелирной фирме Хлебникова.

#6#

20 августа 1896 год стал годом освящения Владимирского собора.
В начала строительства на тот момент прошло 34 года. Праздничное мероприятие посетил Государь Николай со своей женой Александрой Федоровной. Митрополит Иоанникий провел обряд священного освящения, всех работников наградили золотыми медалями, а некоторых даже посмертно.
Владимирский собор сразу заинтересовал многих современников, которые признали его настоящим произведением религиозного искусства на Руси.

История храма – памятника началась с правления Николая первого, процесс строительства пришелся на царствование Александра второго и третьего, а завершен и освещен он был во времена Николая второго.

Дальнейшие руководители страны распорядились собором в своих интересах. С 1929 года по 1941 год в храме находился музей, который активно вел антирелигиозный режим. Постоянная сырость и влага испортили настенные композиции и фрески, их дальнейшее существование находилось под риском полного разрушения. Во время оккупации страны в храме были возобновлено служение, после окончания войны – его закрыли, а в 60 – е годы снова открыли.

На данный момент в соборе хранятся мощи священомученника Макария и великомученицы Варвары. Мощи святой Варвары были доставлены в Киев князем Святополком, а до этого на протяжении многих столетий они располагались в Михайловском Златоверхом монастыре, вес раки составлял 500 килограмм. Под натиском властного правления советского руководства монастырь был разогнан, а святые мощи перевезены во Владимирский храм. Единственной загадкой остается таинственной исчезновение серебряной раки.

Владимирский собор (Киев)

Православный храм

Фасад
Страна Украина
Город Киев
Конфессия УПЦ КП
Тип здания собор
Архитектурный стиль неовизантийский стиль
Строительство 1862—1882 годы
Сайт Официальный сайт

Координаты: 50°26′41″ с. ш. 30°30′32″ в. д.  /  50.44472° с. ш. 30.50889° в. д.  / 50.44472; 30.50889 (G) (O) (Я)

История [ править ]

В 1852 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) в своём письме к императору всероссийскому Николаю I выразил идею о необходимости сооружения в Киеве храма, который был бы памятником великому князю Киевскому Владимиру Святославичу. Было решено, что храм будет сооружён исключительно на благотворительные пожертвования.

12 июля 1853 года император Николай I утвердил доклад Священного Синода о сооружении в Киеве соборного храма во имя Святого равноапостольного князя Владимира, а уже в августе был создан строительный комитет, в который вошли преимущественно духовные лица. Проектирование храма было поручено архитектору Ивану Штрому.

С 1857 года со смертью митрополита Филарета количество благотворительных пожертвований ощутимо уменьшилось. Новый митрополит Исидор, хотя и не так активно как его предшественник, но следил за строительством храма. Он добился того, что для сооружения храма был выделен участок земли рядом с Киевским университетом святого Владимира, хотя раньше участок для собора был выделен в пределах города Ярослава. Однако в 1857 году в Киев прибыл император всероссийский Александр II, который заинтересовался проектом. Ознакомившись с ходом строительства собора, он повелел возвести его на пустыре между Бибиковским бульваром и Фундуклеевской улицей.

В 1859 году Иван Штром представил чертежи собора на рассмотрение строительного комитета. Собор был спроектирован в неовизантийском стиле, в его основу был положен крест. Собор должны были увенчать тринадцать золотых куполов. Строительный комитет, рассмотрев и одобрив проект, отправил чертежи в Петербург, где его утвердил лично Александр II.

В марте 1860 года была спланирована площадка для строительства соборного храма. Учитывая дефицит средств, строительный комитет поручил епархиальному архитектору Павлу Спарро переработать проект Ивана Штрома с целью уменьшения размеров сооружения и сметы на его строительство. Спарро, чтобы полностью не переделывать проект, решил снять боковые нефы, то есть изменить крестовидную основу. Вместо тринадцати куполов он оставил семь.

Непосредственный надзор за строительством строительный комитет поручил Александру Беретти, который внёс значительные изменения в проект Штрома—Спарро.

15 (27) июля 1862, в день празднования памяти князя Владимира, в присутствии местной аристократии и духовенства митрополит Киевский и Галицкий Арсений заложил первый камень будущего храма.

Уже в 1866 году собор был выстроен до куполов. Однако неожиданно стены, а вслед за ними арки и перекрытия, дали глубокие трещины. Стало понятно, что они не выдержат веса куполов. Работы прекратили, был создан специальный технический комитет из ведущих киевских архитекторов, из Петербурга вызвали Ивана Штрома. Выяснилось, что ситуация вызвана допущенными при переделках проекта ошибками в математических расчётах.

В 1875 году в Киев снова приехал император Александр II. Осуществляя инспекционный осмотр города, он поинтересовался и строительством соборного храма. Увидев пустую строительную площадку и полностью прогнившие леса, он приказал любой ценой продолжить строительство. Из Петербурга немедленно вызвали одного из известнейших архитекторов Рудольфа Бернгарда, который совершил точные математические расчеты нагрузок на стены и перекрытия, а затем нашёл и техническое решение для ликвидации трещин. Внешние несущие стены было предложено укрепить пристройкой боковых нефов и контрфорсов.

В июне 1876 года были возобновлены строительные работы, которые возглавил киевский архитектор Владимир Николаев. Он разработал проекты боковых нефов. Внутри храм был разделён на три нефа: средний и два боковых, а те в свою очередь разделены хорами на две неравные части. Округлость строению предоставляли апсиды, соответствовавшие ширине внутренних нефов. В соборе планировалось сделать пять притворов (три внизу и два на хорах). Однако по византийским традициям было решено, что во Владимирском соборе будет один престол в среднем нефе, в правом же разместится жертвенник, а в левом — ризница. Ещё два алтаря — Ольгинский и Борисоглебский — должны были находится на хорах.

В 1882 году двадцатилетнее строительство Свято-Владимирского собора завершилось. Возник вопрос о внутреннем оформлении собора, его росписях и интерьерах. Член Киевского церковно-археологического общества и профессор Киевской духовной академии Иван Малышевский выразил мнение, что внутренний вид собора должен стилистически и канонически соответствовать храмам эпохи, во время которой жил князь Владимир.

За создание проекта оформления и отделки собора взялся археолог и профессор искусствоведения Адриан Прахов. Через год он представил строительному комитету и Церковно-археологическому обществу детальный проект художественного оформления Свято-Владимирского собора, указав место размещения каждого сюжета, его размеры, а также представив рисунки мраморных иконостасов и кивория. Однако строительный комитет этот проект отклонил. Создание нового проекта художественного оформления было поручено архитектору Николаеву.

Однако в это время Адриан Прахов представил свой проект оформления Свято-Владимирского собора на рассмотрение Петербургского археологического общества, которое не только его одобрило, но и, заручившись поддержкой бывшего обер-прокурора Синода и министра внутренних дел Дмитрия Толстого, назначило профессора искусствоведения руководителем художественного оформления собора. Для росписей Свято-Владимирского собора Адриан Прахов пригласил в 1885 году Виктора Васнецова, а впоследствии и Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского и некоторых других художников.

Весной 1896 года роспись и отделка собора практически были завершены, за исключением Ольгинского и Борисоглебского приделов на хорах. Освящение должно было состояться 15 (27) июля, в день памяти князя Владимира, но торжества перенесли на более позднее время: ожидали приезда в Киев императора всероссийского Николая II.

1 сентября (20 августа) 1896 в присутствии императорской семьи, сановников, высшего духовенства и клира митрополит Иоанникий освятил Свято-Владимирский собор.

12 июня (30 мая) и 14 июня (1 июня) 1913 в соборе проводились торжественные богослужения с участием патриарха Антиохийского и всего Востока Григория IV.

В мае 1914 года при соборе основано Свято-Владимирское братство.

1 апреля (19 марта) 1917 в соборе состоялось торжественное богослужение памяти Тараса Шевченко.

В 1929 году Всеукраинский центральный исполнительный комитет одобрил решение о закрытии собора и превращении храма в Музей антирелигиозной пропаганды. Некоторое время здесь находились архивные фонды местных органов власти, потом книгохранилище педагогического института.

Открытый в период оккупации, Свято-Владимирский собор остался действующим и после освобождения Киева и в 1944 году стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины.

В 1988 г. в храме прошли торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси.

    Интерьер Владимирского собора

Собор святителей Вселенской церкви (1885-1896)

Владимирский собор (Киев)

Владимирский собор — памятник неовизантийской архитектуры в Киеве на бульваре Тараса Шевченко, над украшением которого работали ведущие художники Российской империи.

Православный храм
Владимирский собор
Володимирський собор

Фасад
Страна Украина
Город Киев
Конфессия Православие
Епархия Киевская епархия Православной церкви Украины
Тип здания собор
Архитектурный стиль неовизантийский стиль
Архитектор Беретти, Александр Викентьевич
Дата основания 1862
Строительство 1862—1882 годы
Сайт katedral.org.ua
Медиафайлы на Викискладе

Содержание

В 1852 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) в письме российскому императору Николаю I выразил идею сооружения в Киеве храма, который был бы памятником князю Киевскому Владимиру Святославичу. Предполагалось, что храм будет сооружён исключительно на благотворительные пожертвования.

12 июля 1853 года Николай I утвердил доклад Святейшего синода о сооружении в Киеве соборного храма во имя Святого равноапостольного князя Владимира, в августе был создан строительный комитет, в который вошли преимущественно духовные лица. Проектирование храма было поручено архитектору Ивану Штрому.

С 1857 года со смертью митрополита Филарета количество пожертвований ощутимо уменьшилось. Новый митрополит Исидор не так активно, как предшественник, следил за строительством храма. Он добился, что для сооружения храма был выделен участок земли рядом с Киевским университетом святого Владимира, хотя раньше участок для собора был выделен в пределах города Ярослава. Однако в 1857 году в Киев прибыл император Александр II, который заинтересовался проектом. Ознакомившись с ходом строительства собора, он повелел возвести его на пустыре между Бибиковским бульваром и Фундуклеевской улицей.

В 1859 году Иван Штром представил чертежи собора на рассмотрение строительного комитета. Собор был спроектирован в неовизантийском стиле, в плане он был крестовым. Собор должны были увенчать тринадцать золотых куполов. Строительный комитет, рассмотрев и одобрив проект, отправил чертежи в Петербург, где его утвердил лично Александр II.

В марте 1860 года была спланирована площадка для строительства соборного храма. Учитывая дефицит средств, строительный комитет поручил епархиальному архитектору Павлу Спарро переработать проект Штрома с целью уменьшения размеров сооружения и сметы на его строительство. Спарро, чтобы полностью не переделывать проект, решил снять боковые нефы, то есть изменить крестовидную основу. Вместо тринадцати куполов он оставил семь.

Непосредственный надзор за строительством строительный комитет поручил Александру Беретти, который внёс значительные изменения в проект Штрома — Спарро.

15 (27) июля 1862, в день празднования памяти князя Владимира, в присутствии местной аристократии и духовенства митрополит Киевский и Галицкий Арсений заложил первый камень будущего храма.

В 1866 году собор был выстроен до куполов. Однако неожиданно стены, а вслед за ними арки и перекрытия дали глубокие трещины. Стало понятно, что они не выдержат веса куполов. Работы прекратили, был создан специальный технический комитет из ведущих киевских архитекторов, из Петербурга вызвали Ивана Штрома. Выяснилось, что ситуация вызвана допущенными при переделках проекта ошибками в математических расчётах.

В 1875 году в Киев снова приехал император Александр II. Осуществляя инспекционный осмотр города, он поинтересовался и строительством соборного храма. Увидев пустую строительную площадку и полностью прогнившие леса, он приказал любой ценой продолжить строительство. Из Петербурга немедленно вызвали архитектора Рудольфа Бернгарда, который совершил точные математические расчёты нагрузок на стены и перекрытия, а затем нашёл и техническое решение для ликвидации трещин. Внешние несущие стены было предложено укрепить пристройкой боковых нефов и контрфорсов.

В июне 1876 года были возобновлены строительные работы, которые возглавил киевский архитектор Владимир Николаев. Он разработал проекты боковых нефов. Внутри храм был разделён на три нефа: средний и два боковых, а те, в свою очередь, разделены хорами на две неравные части. Округлость строению предоставляли апсиды, соответствовавшие ширине внутренних нефов. В соборе планировалось сделать пять притворов (три внизу и два на хорах). Однако по византийским традициям было решено, что во Владимирском соборе будет один престол в среднем нефе, в правом же разместится жертвенник, а в левом — ризница. Ещё два алтаря — Ольгинский и Борисоглебский — должны были находиться на хорах.

В 1882 году двадцатилетнее строительство собора завершилось. Возник вопрос о внутреннем убранстве собора. Член Киевского церковно-археологического общества и профессор Киевской духовной академии Иван Малышевский выразил мнение, что внутренний вид собора должен стилистически и канонически соответствовать храмам эпохи, во время которой жил князь Владимир.

За создание проекта оформления и отделки собора взялся археолог и профессор искусствоведения Адриан Прахов. Через год он представил строительному комитету и Церковно-археологическому обществу детальный проект художественного оформления собора, указав место размещения каждого сюжета, его размеры, а также представив рисунки мраморных иконостасов и кивория. Однако строительный комитет этот проект отклонил. Создание нового проекта художественного оформления было поручено архитектору Владимиру Николаеву.

Однако в это время Адриан Прахов представил свой проект оформления собора на рассмотрение Петербургского археологического общества, которое не только его одобрило, но и, заручившись поддержкой бывшего обер-прокурора Синода и министра внутренних дел Дмитрия Толстого, назначило профессора искусствоведения руководителем художественного оформления собора. Для росписей собора Адриан Прахов пригласил в 1885 году Виктора Васнецова, а впоследствии и Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского и некоторых других художников.

Предполагалось, что отделочные работы будут закончены к июлю 1888 года, к празднованию 900-летия крещения Руси, который наиболее торжественно отмечался именно в Киеве. Одновременно с собором должно было состояться установление памятника Богдану Хмельницкому. Но если памятник гетману был установлен, то освящение Владимирского собора ко дню празднества провести не смогли по причине опоздания отделочных работ. Невозможность соединить освящение храма во имя святого равноапостольного князя Владимира, «наподобие того, как это было во время коронации, когда был освящён Храм Спасителя в Москве», стала очевидна уже к началу июня. Это послужило причиной большого разочарования организаторов [1] .

Весной 1896 года роспись и отделка собора практически были завершены, за исключением Ольгинского и Борисоглебского приделов на хорах. Освящение должно было состояться 15 (27) июля, в день памяти князя Владимира, но торжества перенесли на более позднее время: ожидали приезда в Киев императора Николая II.

1 сентября (20 августа) 1896 в присутствии императорской семьи, сановников, высшего духовенства и клира митрополит Киевский Иоанникий освятил Свято-Владимирский собор.

12 июня (30 мая) и 14 июня (1 июня) 1913 в соборе проводились торжественные богослужения с участием патриарха Антиохийского и всего Востока Григория IV.

В мае 1914 года при соборе основано Свято-Владимирское братство.

1 апреля (19 марта) 1917 в соборе состоялось торжественное богослужение памяти Тараса Шевченко.

В 1929 году Всеукраинский центральный исполнительный комитет одобрил решение о закрытии собора и превращении храма в Музей антирелигиозной пропаганды. Некоторое время здесь находились архивные фонды местных органов власти, потом книгохранилище педагогического института.

Во время немецкой оккупации собор был отреставрирован, на конец 1943 года намечалось его торжественное освящение [2] . После освобождения Киева в 1944 году стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины.

В 1988 году в храме прошли торжества, посвящённые 1000-летию Крещения Руси.

После объединения УПЦ (КП) и УАПЦ в декабре 2018 года и создания на их базе Православной церкви Украины (ПЦУ) храм остался под фактическим контролем Филарета (Денисенко), который 20 июня 2019 года провёл здесь собрание, заявившее о воссоздании Киевского патриархата [3] . Министерство культуры Украины, впрочем, отрицает восстановление УПЦ (КП) [4] [5] .

    Интерьер Владимирского собора

Собор святителей Вселенской церкви (1885—1896)

Владимирский собор (Киев)

Православный храм

Фасад
Страна Украина
Город Киев
Конфессия УПЦ КП
Тип здания собор
Архитектурный стиль неовизантийский стиль
Строительство 1862—1882 годы
Сайт Официальный сайт

Координаты: 50°26′41″ с. ш. 30°30′32″ в. д.  /  50.44472° с. ш. 30.50889° в. д.  / 50.44472; 30.50889 (G) (O) (Я)

История [ править ]

В 1852 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) в своём письме к императору всероссийскому Николаю I выразил идею о необходимости сооружения в Киеве храма, который был бы памятником великому князю Киевскому Владимиру Святославичу. Было решено, что храм будет сооружён исключительно на благотворительные пожертвования.

12 июля 1853 года император Николай I утвердил доклад Священного Синода о сооружении в Киеве соборного храма во имя Святого равноапостольного князя Владимира, а уже в августе был создан строительный комитет, в который вошли преимущественно духовные лица. Проектирование храма было поручено архитектору Ивану Штрому.

С 1857 года со смертью митрополита Филарета количество благотворительных пожертвований ощутимо уменьшилось. Новый митрополит Исидор, хотя и не так активно как его предшественник, но следил за строительством храма. Он добился того, что для сооружения храма был выделен участок земли рядом с Киевским университетом святого Владимира, хотя раньше участок для собора был выделен в пределах города Ярослава. Однако в 1857 году в Киев прибыл император всероссийский Александр II, который заинтересовался проектом. Ознакомившись с ходом строительства собора, он повелел возвести его на пустыре между Бибиковским бульваром и Фундуклеевской улицей.

В 1859 году Иван Штром представил чертежи собора на рассмотрение строительного комитета. Собор был спроектирован в неовизантийском стиле, в его основу был положен крест. Собор должны были увенчать тринадцать золотых куполов. Строительный комитет, рассмотрев и одобрив проект, отправил чертежи в Петербург, где его утвердил лично Александр II.

В марте 1860 года была спланирована площадка для строительства соборного храма. Учитывая дефицит средств, строительный комитет поручил епархиальному архитектору Павлу Спарро переработать проект Ивана Штрома с целью уменьшения размеров сооружения и сметы на его строительство. Спарро, чтобы полностью не переделывать проект, решил снять боковые нефы, то есть изменить крестовидную основу. Вместо тринадцати куполов он оставил семь.

Непосредственный надзор за строительством строительный комитет поручил Александру Беретти, который внёс значительные изменения в проект Штрома—Спарро.

15 (27) июля 1862, в день празднования памяти князя Владимира, в присутствии местной аристократии и духовенства митрополит Киевский и Галицкий Арсений заложил первый камень будущего храма.

Уже в 1866 году собор был выстроен до куполов. Однако неожиданно стены, а вслед за ними арки и перекрытия, дали глубокие трещины. Стало понятно, что они не выдержат веса куполов. Работы прекратили, был создан специальный технический комитет из ведущих киевских архитекторов, из Петербурга вызвали Ивана Штрома. Выяснилось, что ситуация вызвана допущенными при переделках проекта ошибками в математических расчётах.

В 1875 году в Киев снова приехал император Александр II. Осуществляя инспекционный осмотр города, он поинтересовался и строительством соборного храма. Увидев пустую строительную площадку и полностью прогнившие леса, он приказал любой ценой продолжить строительство. Из Петербурга немедленно вызвали одного из известнейших архитекторов Рудольфа Бернгарда, который совершил точные математические расчеты нагрузок на стены и перекрытия, а затем нашёл и техническое решение для ликвидации трещин. Внешние несущие стены было предложено укрепить пристройкой боковых нефов и контрфорсов.

В июне 1876 года были возобновлены строительные работы, которые возглавил киевский архитектор Владимир Николаев. Он разработал проекты боковых нефов. Внутри храм был разделён на три нефа: средний и два боковых, а те в свою очередь разделены хорами на две неравные части. Округлость строению предоставляли апсиды, соответствовавшие ширине внутренних нефов. В соборе планировалось сделать пять притворов (три внизу и два на хорах). Однако по византийским традициям было решено, что во Владимирском соборе будет один престол в среднем нефе, в правом же разместится жертвенник, а в левом — ризница. Ещё два алтаря — Ольгинский и Борисоглебский — должны были находится на хорах.

В 1882 году двадцатилетнее строительство Свято-Владимирского собора завершилось. Возник вопрос о внутреннем оформлении собора, его росписях и интерьерах. Член Киевского церковно-археологического общества и профессор Киевской духовной академии Иван Малышевский выразил мнение, что внутренний вид собора должен стилистически и канонически соответствовать храмам эпохи, во время которой жил князь Владимир.

За создание проекта оформления и отделки собора взялся археолог и профессор искусствоведения Адриан Прахов. Через год он представил строительному комитету и Церковно-археологическому обществу детальный проект художественного оформления Свято-Владимирского собора, указав место размещения каждого сюжета, его размеры, а также представив рисунки мраморных иконостасов и кивория. Однако строительный комитет этот проект отклонил. Создание нового проекта художественного оформления было поручено архитектору Николаеву.

Однако в это время Адриан Прахов представил свой проект оформления Свято-Владимирского собора на рассмотрение Петербургского археологического общества, которое не только его одобрило, но и, заручившись поддержкой бывшего обер-прокурора Синода и министра внутренних дел Дмитрия Толстого, назначило профессора искусствоведения руководителем художественного оформления собора. Для росписей Свято-Владимирского собора Адриан Прахов пригласил в 1885 году Виктора Васнецова, а впоследствии и Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского и некоторых других художников.

Весной 1896 года роспись и отделка собора практически были завершены, за исключением Ольгинского и Борисоглебского приделов на хорах. Освящение должно было состояться 15 (27) июля, в день памяти князя Владимира, но торжества перенесли на более позднее время: ожидали приезда в Киев императора всероссийского Николая II.

1 сентября (20 августа) 1896 в присутствии императорской семьи, сановников, высшего духовенства и клира митрополит Иоанникий освятил Свято-Владимирский собор.

12 июня (30 мая) и 14 июня (1 июня) 1913 в соборе проводились торжественные богослужения с участием патриарха Антиохийского и всего Востока Григория IV.

В мае 1914 года при соборе основано Свято-Владимирское братство.

1 апреля (19 марта) 1917 в соборе состоялось торжественное богослужение памяти Тараса Шевченко.

В 1929 году Всеукраинский центральный исполнительный комитет одобрил решение о закрытии собора и превращении храма в Музей антирелигиозной пропаганды. Некоторое время здесь находились архивные фонды местных органов власти, потом книгохранилище педагогического института.

Открытый в период оккупации, Свято-Владимирский собор остался действующим и после освобождения Киева и в 1944 году стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины.

В 1988 г. в храме прошли торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси.

    Интерьер Владимирского собора

Собор святителей Вселенской церкви (1885-1896)

Владимирский собор (Киев): фото, иконы и отзывы туристов

Владимирский собор (Киев) официально называется Киевский Владимирский патриарший кафедральный собор. Это один из самых красивых храмов города. Его убранство поражает красотой и ощущением высокой духовности. Владимирский собор в Киеве (фото ниже) — это действующий православный храм. Все туристические фирмы обязательно включают его в перечень достопримечательностей своих маршрутов.

История собора

Одно из самых знаменитых и известных православных строений — это Владимирский собор. Киев был выбран для строительства неслучайно. Возведение храма было приурочено к годовщине крещения города.

История его началась в 1853 году, после обращения к Николаю І митрополита Киевского и Галицкого Филарета с просьбой о разрешении строительства собора в честь князя Владимира — крестителя Руси.

Все работы велись на благотворительные пожертвования. В день празднования памяти киевского князя Владимира, 15 июля 1862 года, был заложен первый строительный камень. Возведение здания закончилось в 1882 году, и начались работы по внутренней отделке собора. Наконец, весной 1896 года работы были завершены. Официальное же открытие Владимирского собора состоялось 1 сентября.

В 1929 году по распоряжению советской власти собор был закрыт и превращен в музей антирелигиозной пропаганды. Затем там был архив, потом книгохранилище. В период Второй мировой войны храм возобновил свою работу и больше не закрывался.

Трудно найти храм, который по красоте росписи может превзойти Владимирский собор в Киеве. Иконы знаменитых художников поражают своей красотой и одухотворенностью. Стены собора расписаны огромными композициями на библейские темы. Есть тут и исторические сюжеты о крещении Руси князем Владимиром. Кроме икон, на стенах можно увидеть портреты известных исторических личностей.

Многие художники были приглашены для росписи стен во Владимирский собор. Киев радушно принимал таких знаменитостей, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Вильгельм (Василий) Котарбинский, Павел Сведомский, Михаил Врубель.

Все убранство храма строится на идее увековечить память князя Владимира. История самой Руси представлена как составная часть общечеловеческой истории. Сам храм служит великой благодарностью Творцу, утверждению его славы через величие святой Киевской Руси.

Богослужения

Среди многочисленных церквей и соборов многие приезжие прихожане стараются попасть на службу именно во Владимирский собор в Киеве. Расписание богослужений следующее:

  • утренняя служба — 9:00;
  • вечерняя литургия -17:00;
  • таинство исповеди — ежедневно перед литургией;
  • святое причастие — ежедневно, сразу по окончании литургии;
  • крещение — ежедневно с 11:00 до 15:00, без предварительной записи;
  • венчание — по предварительному (обязательно) согласованию;
  • молебен за здоровье — ежедневно после окончания литургии;
  • панихида — ежедневно после окончания литургии;
  • Божественное богослужение — по воскресеньям и в дни праздников:
  • ранняя литургия — 7:00;
  • поздняя литургия — 10:00;
  • возле мощей святой Варвары акафист — каждый вторник в 8.00;
  • возле мощей святого Макария акафист — каждый четверг в 17.00;
  • покрову святой Богородицы акафист — каждое воскресенье в 17.00;
  • как правило, в пятницу исключительно в дни Великого поста — Таинство Соборования;
  • экскурсии — ежедневно с 11:00 до 16:00.

Для посещения собор открыт ежедневно с 7:30 до 19:30, в воскресенье и праздничные дни — с 6:30 до 20:00.

Святыни собора

Очень условно все святыни делят на три группы:

  • иконы;
  • чудотворные мощи святых;
  • иконы с частичками мощей.

Владимирский собор в Киеве имеет в своем распоряжении все виды таких святынь:

  • Мощи святого Макария, Митрополита Киевского и святой Варвары.
  • Иконы с частичками мощей святого Николая и святого Агапита Печерского; крест с частицей Древа Господня.
  • Иконы: икона Божией Матери Гербовецкой, «Нечаянная Радость», «Скоропослушница».

Ежегодно тысячи верующих приходят попросить помощи у святынь именно во Владимирский собор. Киев не раз видел случаи чудесного исцеления, некоторые из них имеют документальное подтверждение.

Памятник архитектуры

Владимирский собор в Киеве является еще и памятником архитектуры. Прекрасный образец классического, именно для русской архитектуры, старо-византийского стиля. Вместе с тем в архитектуре храма отчетливо проступают черты николаевского стиля, характерные для многих зданий того времени.

Общая длина собора — 55 метров, ширина достигает 30 метров. Самая высокая точка — 49 метров. Собор несет семь куполов (изначально планировалось тринадцать). Фасад здания украшен мозаикой, выполненной художником Владимиром Фроловым.

Центральные двери отлиты из бронзы. На них изображены две фигуры: это княгиня Ольга и князь Владимир Великий. Автором всех проектов бронзовых и мраморных работ был академик Адриан Прахов.

Мозаичный пол и многие элементы интерьера выполнены из разноцветного мрамора. Камень доставляли не только из Италии, в отделке храма использовали российский, французский, испанский и бельгийский материал. Центральный иконостас выполнен из дымчато-серого каррарского мрамора.

Мастера из Венеции выполнили мозаичные работы, а серебряную посуду и прочую утварь для проведения обрядов изготовила ювелирная фирма Хлебникова, в то время одна из самых известных.

Любопытные факты

Есть несколько интересных фактов, касающихся собора:

  • Сам храм строили на протяжении 34 лет. В отдельные периоды стройка замирала на долгие десять лет.
  • Бюджет стройки менялся неоднократно и постоянно увеличивался. Конечная сумма, затраченная на возведение здания, по сегодняшнему курсу оценивается цифрой более чем в пятьдесят миллионов долларов.
  • Первый проект предусматривал наличие тринадцати куполов. Таким собор видел архитектор Иван Шторм.
  • Чтобы расписать фрески собора, потребовалось одиннадцать лет вместо запланированных двух. Работу выполняли 96 художников.

  • Михаил Врубель должен был стать основным художником по росписи храма, но по сложившимся обстоятельствам этого не случилось. Известный художник Николай Ге, несмотря на предварительное согласие на работу в соборе, неожиданно отказался от участия в этом проекте. Причина так и не была озвучена.
  • За время работы над образом Богородицы Виктор Васнецов не один раз падал с лесов. Над самим образом он работал два года. Его кисти принадлежат тридцать отдельных фигур и пятнадцать композиций. За все время работы его рукой было расписано более двух тысяч квадратных метров.

Несколько постоянно находящихся в храме бабушек с удовольствием расскажут об истории собора, подскажут, куда поставить свечки, и обязательно проследят, чтобы ваша свеча догорела.

Отзывы туристов, посетивших собор, восторженные. Посетители отмечают необыкновенную красоту сооружения, его величественность и торжественность. Самое главное, на что все без исключения обращают внимание, — это высокая духовность храма.

​​Владимирский собор в Киеве

Владимирский собор в Киеве — красивейшее произведение архитектурного искусства, усилиями православных мастеров впитавшее в себя характерные черты сразу нескольких эпох, сформировав, тем самым, собственную уникальность. Мы принципиально опустим всякую информацию о роли данного храма дележе религиозной власти, потому что по сравнению с его фактическим величием — всё это слишком уж мелко. Ибо что есть власть человеческая, в контексте власти божественной?

Однако Владимирский собор был сотворен не в течении «пилотной недели» земного бытия, а значительно позже — на реализацию проекта потребовалась практически вся вторая половина XIX века. Инициативе Священного Синода о возведении в Киеве собора, посвященного Святому равноапостольному князю Владимиру, был дан «зеленый свет» Николаем I летом 1853-го, а освящение собора состоялось лишь 1 сентября 1896-го.

Изначальный архитектурный проект принадлежит Ивану Штрому, который обратился к византийской архитектурной традиции и подготовил проект собора в неовизантийском стиле. В основу храма лег крест, предполагалось наличие тринадцати куполов. Однако, храм строился исключительно на пожертвования, объемы которых не позволяли реализовать проект Штрома во всей полноте и задачу доработать его, исходя из финансовых реалий, поставили перед архитектором Павлом Спарро.

После изменений, из проекта исчезли боковые нефы, шесть куполов и крестообразная основа. В 1862-м началось возведение здания, руководить чем доверили Александру Беретти, также внесшему свои коррективы в проект. После четырех лет работ, когда оставалось лишь посторить купола — стены собора, перекрытия и даже арки дали глубокие трещины. Как выяснила комиссия, возглавил которую Штром, в процессе видоизменения его проекта редакторы допустили серьезные ошибки в расчетах нагрузок. Строительство оказалось заморожено на девять лет.

Работы продолжились по указу императора Александра II — ошибки в расчетах устранил Рудольф Бернгард, он же предложил варианты ликвидации трещин и укрепления несущих стен; последнее планировалось осуществить, пристроив боковые нефы и контрфорсы. В том же году работы были возобновлены, а в 1882-м — завершены.

Проект внутреннего оформления разработал Адриан Прахов, который привлек к его реализации ряд видных художников того времени, среди которых был Виктор Васнецов. По изначальному замыслу оформление интерьера было стилистически соотносимым с оформлением храмов во времена князя Владимира, так что художественные элементы интерьера предполагали обилие традиционных древнерусских узоров и сцены из Священного Писания.

Васнецов на холстах подготовил все эскизы, которые, после одобрения профильной комиссии, под его руководством и при непосредственном участии были нанесены на своды собора в качестве фресок. И воистину они прекрасны. Васнецов был человеком искренне верующим, так что необъяснимое магнетическое впечатление, производимое его работами, можно смело объяснить его внутренней силой и чистотой, что и получило свое отражение в полотнах.

Фрески, украшающие стены Владимирского собора — неоспоримое достояние русской культуры и художественное наследие человечества в целом. Впрочем, так можно сказать и про творческое наследие Виктора Васнецова в целом.

​Как уже отмечалось выше, освещение храма состоялось в первый день осени 1896-го года, при личном участии членов императорской семьи и прочих видных государственных деятелей.

Дальнейшая судьба Владимирского собора в различные периоды складывалась по-разному. Так, советская власть закрывала собор и размещала в его здании антирелигиозный музей. Был период существования в качестве хранилища документов и книг. В период немецкой оккупации собор вновь заработал как религиозное учреждение и до сих пор он продолжает действовать в качестве православного храма.

Если подытожить, Владимирский собор в Киеве — это прекрасный пример неовизантийского стиля в архитектуре и уникального художественного оформления, объединившего традиционные древнерусские мотивы, классические религиозные сюжеты и возвышенный художественный стиль Виктора Васнецова.

Собор святого князя Владимира в Киеве

Владимирский собор на старых фотографиях и открытках

Владимирский собор представляет собой традиционный для русского зодчества шестистолпный храм с тремя апсидами, увенчанный семью куполами. Длина Владимирского собора составляет 55 метров, ширина — 30, а высота вместе с крестом — 49 метров.

Идея о создании в Киеве собора в честь святого равноапостольного князя Владимира официально была утверждена Синодом и Николаем I в 1852 г. Тогда же начался сбор средств, и до 1859 г. было собрано около 100 тыс. руб., да еще Киево-Печерская Лавра пожертвовала миллион штук кирпича. Но для колоссального, с тринадцатью куполами (как задумывалось) проекта Владимирского собора архитектора Ивана Штрома этого было мало. Поэтому епархиальный архитектор Павел Спарро значительно уменьшил проект, оставив только семь куполов, но от руководства строительством отказался, сославшись на большую занятость. Работы были поручены Александру Беретти, который внес в проект Владимирского собора противоположные коррективы — оставив очертания храма практически без изменений, увеличил его размеры в полтора раза. Именно по этому проекту собор был заложен в день св. Владимира 15 июля 1862 г. Однако его строительство, осложненное техническими трудностями, растянулось почти на тридцать лет — с 1862 по 1896 год.

Через четыре года, когда строительство Владимирского собора было почти завершено, стены Владимирского собора внезапно начали трещать под собственным весом. Пока искали виноватых и рассматривали различные проекты спасения Владимирского собора, прошло еще десять лет. Лишь в 1875 г. Александр II, находясь в Киеве, обратил внимание на этот «долгострой» и распорядился немедленно с ним покончить. Уже на следующий год Рудольф Бернгард разработал окончательный проект Владимирского собора, за воплощение которого взялся архитектор Владимир Николаев. Ему удалось ликвидировать аварийную ситуацию и в 1882 г. завершить строительство Владимирского собора (которое, таким образом, длилось 20 лет).

Внешний и внутренний облик храма задуман архитекторами в старовизантийском стиле, какими строили древнерусские храмы во времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Над проектом вначале работал Николаев, но позже этой работой заинтересовался профессор Адриан Прахов, который, использовав свои правительственные связи, добился в 1885 г., чтобы оформление собора велось по его проекту и под его руководством. К работе были привлечены Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Павел Сведомский, Вильгельм Котарбинский, Михаил Врубель, ученики школы Мурашко. Профессор А.В. Прахов также является автором проектов ряда деталей интерьера, в частности — массивных бронзовых дверей главного портала, где можно видеть литые бронзовые рельефы с изображениями княгини Ольги и князя Владимира Святого. В украшении интерьера Владимирского собора мозаиками принимали участие и мастера из Венеции. Фасад здания украшают мозаики работы художника А. Н. Фролова. Роспись собора была завершена в 1896 г.

> Торжественное освящение Владимирского собора состоялось 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.

Для того, кто впервые входит во Владимирский собор, самым сильным впечатлением становится образ Богоматери.

Но перейдем к старым открыткам и фотографиям

а вот тот же вид, но изображение крупнее и черно-белое

Собор святого князя Владимира в Киеве

Пророки Ветхого Завета

Иисус и апостолы в образе агнцов Божиих. Роспись потолка центральной апсиды

Виктор Васнецов.Добрыня — дядя и воевода князя Владимира Святого является историческим прототипом богатыря Добрыни Никитича

Кроме Васнецова в росписи стен собора принимал участие и Н.В. Нестеров, который выполнил образы святых Кирилла и Мефодия, князей Бориса и Глеба, великой княгини Ольги, великомученицы Варвары, святых Константина и Елены, работал над такими композициями, как Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, занимался написанием икон четырех иконостасов верхних и нижних приделов собора.

Нестеров Михаил Васильевич.Святой Кирилл

Нестеров Михаил Васильевич.Святой Мефодий

Нестеров Михаил Васильевич.Богоявление

Над созданием настенных росписей также трудились художники иконописной мастерской А.И. Мурашко и выпускники Киевской рисовальной школы С. Костенко и Н. Пимоненко. Композиции Тайная вечеря, Христос перед Пилатом, Распятие, образы древнерусских князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича принадлежат кисти художников П.А. Сведомского и В.А. Котарбиньского. Все, работавшие над оформлением собора худодники, по окончании всех работ были награждены золотыми медалями, сделанными по эскизам А.В. Прахова.

Котарбинский Вильгельм Александрович.Тайная вечеря

Котарбинский Вильгельм Александрович.Воскресение Лазаря

Котарбинский Вильгельм Александрович.Распятие Иисуса Христа

Котарбинский Вильгельм АлександровичМоление о чаше

Котарбинский Вильгельм Александрович.Святой Пафнутий

Котарбинский Вильгельм Александрович.Серафимы — Малый купол Собора

Котарбинский Вильгельм Александрович.Роспись потолка

Своды боковых нефов изображают библейский сюжет «Дни творения». Авторами этих композиций стали художники П.А. Сведомский и В.А. Котарбинский.

Росписи сводов на хорах содержат сюжеты из земной жизни Иисуса Христа. В данном случае мы можем увидеть сюжет «Преображение Господне».

Сведомский Павел Александрович.Преображение Господне

Торжественная церемония освящения Владимирского собора в Киеве состоялась 20 августа 1896 года. Руководил обрядом Высокопреосвященный митрополит Иоанникий, своим присутствием празднество почтили император Николай с супругой Александрой Федоровной.

В 30-е годы 20 века во Владимирский собор были перенесены мощи Святой Варвары, привезенные в Киев еще князем Святополком и доселе хранившиеся в Михайловском Златоверхом монастыре.

Здесь же хранятся мощи св. Макария.

На сегодняшний день Владимирский собор принадлежит Киевскому патриархату.

Цитата из летописи о событиях тысячелетней давности

Сергей Брандт.Киев.Владимирский собор.Вид из ботанического сада

Ссылка на основную публикацию