Собор Владимирской Божией Матери в Санкт-Петербурге

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Собор Владимирской Божьей Матери в Санкт-Петербурге

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В Северной столице существует достаточно большое количество храмов и соборов, которые почитаются православными прихожанами. Но особого внимания заслуживает Собор Владимирской иконы. Он считается самым старинным и имеет интересную историю.

История Владимирского Собора

Данный Собор настолько старинный, что к сожалению, точная данные с точной датой его открытия утеряны. Известно лишь то, что строительные работы по его возведению были начаты в 60-е годы 18 столетия. Храм представляет собой пятиглавое здание, в котором собраны все русские архитектурные традиции.

В 1745 году на месте современного Собора стояла деревянная церковь. Строительные работы по возведению каменного здания были начаты только спустя 15 лет. Автором проекта был известный швейцарский архитектор. На то время он считался главным архитектором в Санкт-Петербурге.

Кроме Собора Владимирской иконы Божьей Матери в Санкт–Петербурге по его проектам были построены и другие известные храмы такие как Пантелеймонский и Спасо-Сенновская.

Главной иконой священного строения считается чудотворная «Владимирская» икона Божьей Матери. Она была написана евангелистом Лукой. Этот святой лик некоторое время был в Иерусалиме и Константинополе, после чего была перевезена в Москву, а после ее привезли в этот храм в честь нее он и получил свое название.Перед ней преклонялось много прихожан и вскоре о ее чудотворной действии начали расходится слухи по всей округе, а потом и за ее пределами.

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

В знак благодарности о чудесах, которые она совершала верующие приносили жемчуг и украшения из драгоценных металлов. Поэтому сегодня святой лик весь унизан жемчугом и другими украшениями. Где находится оригинал святого образа сегодня к сожалению, не известно. После окончания революции, верующие часто пытались его вернуть, но со временем он был утерян. Сегодня в Соборе находится точная копия святого образа. К нему также приходит много верующих и читает молитвенные прошения о помощи в разных жизненных трудностях.

Нужно отметить, что история этого священного места в некотором роде с семьей Пушкиных. Родители его жили не далеко от церкви и он, как только к ним приезжал обязательно заходил сюда, чтобы преклонится перед святым ликом.

Расписание богослужений Собора Владимирской иконы Божией Матери

Божественные Литургии проводятся в Соборе и по сей день. Они проходят по следующему расписанию:

  • По будним дням ежедневно божественные Литургии проходят в 9:00 утра, в 18:00 вечерние.
  • По выходным и праздничным дням по утрам проводят две утренние Литургии в 7:00 и 10:00 утра, в 18:00 – вечерние. После проведения богослужения проводят таинство причастия, а ха пол часа до его начла проводят таинство исповеди.

Точный адрес Собора: г. Санкт–Петербург, проспект Владимирский дом 20.

Добраться к храму не трудно. Самые ближайшие станции метро: «Владимирская», «Достоевская», «Маяковская», «Гостиный двор». От станций метро нужно немного прогуляться пешком.

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Владимирский Собор

Соборы и Храмы

Краткое описание

Туристов со всего мира привлекает уникальная архитектура и мощная энергетика Владимирского собора в Санкт-Петербурге, а для коренных жителей города – это намоленное место, где они восстанавливают душевное равновесие, наполняясь потоком Духовной Энергии. После посещения собора надолго остается чувство умиротворения и радости.

История Собора

История величественного храма началась в XVIII столетии с маленькой временной церкви, расположенной в частном доме, которую посещали горожане, живущие в округе. Места для прихожан не хватало, и тогда в 1745 году была построена небольшая церквушка из дерева, основой для которой стала старая часовня.

Эта церковь быстро пришла в ветхое состояние, и городские жители обратились к императрице с просьбой о постройке нового здания

В 1760 году был заложен каменный фундамент для грандиозной стройки. Сбор средств организовал Иоанн Кириков, который не дожил до освящения храма 13 лет, он погиб от руки грабителей. Точная дата открытия неизвестна, освятили храм в 1783 году.

Перестройка церкви сопровождалась перепланировкой окружающей территории, так появилась одноименная площадь – Владимирская.

История образа

Храм назван именем Чудотворной Иконы Божьей Матери, по преданию она была написана Лукой на столешнице, за которой до этого трапезничали Спаситель и Богоматерь.

Увидев сотворенный Святым Апостолом образ, Пречистая Дева произнесла: «Благодать Родшегося от Мя и Моя с сим образом да будет»

В XII столетии был сделан список с образа и подарен в киевское княжество Юрию Долгорукому, оригинал же находился в Константинополе.

Святой Образ поместили в киевском монастыре, но через несколько лет один из сыновей Долгорукого – Андрей – решил перевезти икону на север государства. Во время переезда, после отдыха в городе Владимир лошади, везущие платформу, на которой находилась икона, остановились и не захотели двигаться дальше.

Князь в молитвах обратился к Спасительнице за помощью. В видении ему явилась Богородица и повелела оставить икону в этом городе, с тех пор она носит имя – Владимирская.

Перемещения иконы:

  • в 1480 году Лик Спасительницы перевозят в московский патриархат и размещают в Успенском Соборе, во Владимире остается копия, которую сотворил Андрей Рублев
  • после революции образ помещают в Третьяковской галерее, где она пробыла до конца ХХ столетия
  • в 1999 году ее переправляют в Толмачи, в церковь Святого Николая

Со времен появления Чудотворного образа зафиксировано немало удивительных событий, связанных с ним.

  • В конце XIV столетия был совершен крестный ход с Великим Образом на руках. Люди просили Богородицу защитить их от хана Тамерлана, напавшего на Русь. Во сне Тамерлану явилась Спасительница и приказала остановить войну. Хан повиновался и отступил.
  • Шествие вдоль городских стен с Чудотворной иконой на руках спасло столицу от нападения татар в середине XV столетия. После многолюдной молитвы горожан к Богородице по непонятным причинам татары прекратили осаду города.
  • Бой с татаро-монголами так и не состоялся в конце XV столетия. Русские воины вышли навстречу врагу, неся в первом ряду икону Спасительницы. Враг сразу отступил.

Много чудес и исцелений связаны с Чудотворной иконой. Молитвы к ней всегда услышаны, они ни раз спасали в период тяжких испытаний страну и каждого, кто обращался к ней с верой и надеждой. В знак благодарности люди приносили жемчуг, золотые и серебряные кольца, которыми украшали Образ Спасительницы.

В Соборе находится копия Чудотворной иконы, почитаемая не менее чем оригинал, который помещен в киот с пуленепробиваемой защитой и находится в музее Третьяковской Галереи.

Статус храма

Собор, в котором находится Чудотворный образ, считается самым главным и значимым в своем регионе. Соборный статус храму присвоили в 2000 году. Он дается навечно и не подлежит пересмотру, поэтому собор занимает особое положение – от простого храма его отличает то, что Божественные Службы проводят только Высшие Духовные Священнослужители:

Категорию Кафедрального Собора присваивают по каким-либо особым причинам, Божественные Литургии в них проводит епископ. В таком Соборе обязательно присутствие кафедры – специального епископского трона, который устанавливается с восточной стороны от алтаря.

Архитектура

С середины XVIII века по указу императрицы Елизаветы Петровны в столице начали возводить традиционные христианские пятиглавые церкви, которые пришли на смену храмам, архитектурой напоминающие лютеранские.

Имя автора Владимирского архитектурного комплекса до сих пор точно неизвестно. Есть версия, что это мог быть швейцарский зодчий Антонио Трезини.

Известны имена других мастеров, трудившихся над возведением храма:

Двухэтажное здание построено в классическом строгом и сдержанном стиле, но фасады и колокольни украшены пышными элементами барокко:

  • лепным декором
  • коринфскими колоннами
  • лучковыми арками
  • множеством скульптур, расположенных на фасадах

Куполами и фигурными башнями разной величины, опять же в стиле барокко, украшены каменные часовни и боковые дополнительные престолы.

В соборе имеется несколько престолов.

На нижнем теплом этаже они освящены в честь святых:

  • центральный – Иоанна Дамаскина
  • северный – священномученника Харлампия
  • южный – пророка Илии

На верхнем холодном этаже престолы посвящены Святым Ликам:

  • основной – Владимирской Божьей Матери
  • правый – Всех Скорбящих Радость
  • левый – Софии и ее дочерям Вере, Надежде, Любови

Основной массив пятикупольного сооружения удивительно цельно сливается с колокольней, высота которой 67 метров.

Собор Владимирской иконы Божией Матери

Фотографии

Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Собор Владимирской иконы Божией Матери располагается на одной из центральных площадей Санкт-Петербурга Владимирской площади и на одноименной станции метро. Рядом находится дом-музей Достоевского и памятник этому великому классику. Храм построен и освящен в честь иконы Божией Матери, Защитнице русской земли. Историки полагают, что благодаря ее покровительству, собор остался невредимым до наших времен. Сегодня здесь проходят богослужения, таинства крещения и венчания.

История собора

Изначально храм был основан на месте деревянной церкви, также освященной в честь иконы Божией Матери. Его строительство началось во второй половине XVIII века и имело первый на то время в городе архитектурный проект, разработанный по подобию Успенского собора в Москве.

Храм представляет собой пятиглавое двухэтажное здание в стиле барокко, с крестами на куполах, 3 притворами и апсидой. Если его обойти, можно заметить, что он имеет форму квадрата с усеченными углами. Также собор играет важную архитектурную роль. Он является апогеем Загородного проспекта и главным памятником Владимирской площади. На фоне остальных зданий он выглядит величественно. Желтые стены и черные купола в сочетании друг с другом создают необыкновенный образ, пришедший с давних времен и несущий огромную энергетику.

Все последующие церковные строения Санкт-Петербурга будут воздвигаться по подобию этого собора.

В 1930 году его закрыли и его отдали в распоряжение Государственной Публичной Библиотеке. В послевоенное время в здании храма расположилось трикотажное производство. Ровно 60 лет собор Владимирской иконы Божией Матери не имел возможности принимать прихожан и проводить службы. Но в 1990 году благодаря Льву Гумилеву и Дмитрию Лихачеву он вновь стал собственностью ленинградской Епархии.

С тех пор в качестве восстановительных работ были установлены 8 позолоченных крестов, покрыты медью купола, осуществилась реставрация верхнего храма и фасадов часовен. В 2000 году церковь получила официальный статус собора.

Достопримечательности

Основной гордостью храма является иконостас верхнего престола, воздвигнутый во имя Владимирской иконы божией матери, и который входит в 10 уникальных произведений церковного искусства. Проект разрабатывал талантливый архитектор итальянского происхождения Растрелли. А воплотили его в жизнь лучшие мастера времен императрицы Елизаветы.

Не меньшего внимания достойна сама икона Божией Матери. К нам она попала в начале XII века из Византии. Ее создателем считается евангелист Лука, который запечатлел картину, увиденную за обеденным столом. Мария со своим мужем и маленьким Иисусом Христом принимали трапезу. Заботливые руки матери нежно обнимали сына, который с преданностью прижимался к родительнице. На лице Марии видна скорбь.

Если посмотреть на оборотную сторону, можно увидеть картину, на которой изображены престол и орудие страстей. Другой особенностью является запечатленная пяточка младенца на лицевой стороне.

Позже были установлены престолы в честь Божией Матери всех скорбящих, а также мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Всего церковь имеет шесть престолов.

Еще одной святыней собора является икона «Нерукотворный спас» с изображением Христа Спасителя. Многочисленные легенды гласят о том, что эта она способна придать сил для преодоления трудностей, помочь в борьбе с недугами и дать подсказку для решения проблемы.

На территории собора есть воскресная школа и школа звонарей, также имеется церковная библиотека. В соборе можно получить бесплатную юридическую помощь.

Мифы и легенды

Вокруг образа Девы Марии ходят многочисленные легенды о ее помощи во время сражений с иностранными захватчиками.

Говорят о том, что времена правления Юрия Долгорукова, к нему явилась мать Иисуса Христа. Она велела отвезти икону в город Владимир и построить для нее церковь. Так икона получила звание Владимирской.

Также летописи утверждают, что благодаря этому святому образу, ни одной стране не удалось до сих пор покорить себе Святую Русь. Великий азиатский полководец Тамерлан отдал приказ отступать от российских границ после явления к нему Богоматери.

В честь этого события и 2 других чудес освобождения от захватчиков отмечаются церковные праздники.

Интересные факты

На закате своего жизненного пути, частым посетителем церкви был Федор Михайлович Достоевский. Он приходил сюда в надежде отпущения прошлых грехов.

Храм также знаменит тем, что здесь была отпета Арина Родионовна, няня Пушкина, его верная помощница и наставница.

Если войти в собор, то можно увидеть, что он состоит из 2 полноценных церквей — верхней и нижней.

Также в поле зрения попадает миниатюрная модель здания и прилегающих к ней часовни и двора, которая позволяет оценить архитектурный памятник с высоты птичьего полета.

Собор владеет копией Владимирской иконы Божьей Матери, Оригинал хранится в Третьяковской галерее. В те времена, когда она хранилась в Успенском соборе, его охватил сильный пожар. От огня пострадало все убранство храма, кроме этой иконы. Целым образ остался и после разрушительного нашествия хана Батыя.

Заходя в храм, каждый посетитель получает заряд энергии и чувствует себя свободным от суеты, что доставляет истинное удовольствие от его посещения.

Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Недалеко от Невского проспекта на оживленной Владимирской площади Вы увидите величественный храм, это собор в честь Владимирской иконы Божьей матери, защитницы русской земли. Многие историки полагают, что именно благодаря этой иконе храм сохранился до наших дней.

Владимирский собор известен тем, что в нем часто бывал Федор Михайлович Достоевский, живший совсем рядом — в Доходном доме почт-директора Пряничникова. В этой церкви отпевали няню А.С. Пушкина Арину Радионовну, а старостой храма был один из предков выдающегося русского мыслителя и ученого Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

Посещение храма Вы можете совместить с осмотром других достопримечательностей Санкт-Петербурга. Рядом расположены площадь Пяти углов, дворик Изумрудный город, Музей бабочек, а также Музей Арктики и Антарктики.

Владимирский собор — краткое описание

Автор проекта Владимирского собора точно не известен, но скорее всего, им был Пьетро Антонио Трезини. Пятиглавый двухэтажный храм построен в классическом стиле. Грандиозное здание является памятником архитектуры второй половины XIX века.

При оформлении фасадов церкви и колокольни использованы типичные элементы барокко — коринфские колонны и лепной декор, лучковые (на четверть окружности) арки и изобилие скульптуры на фасадах.

Нижний теплый храм освящен во имя настоятеля Валаамского монастыря Иоанна Дамаскина.

Верхняя церковь Владимирская – холодная. Главным ее святыней является иконостас основного престола во имя Владимирской иконы Божией Матери, чудом сохранившийся до нашего времени. Он создан группой мастеров под руководством Бартоломео Франческо Растрелли. Это святыня является уникальным произведением церковного искусства, число которых не превышает и десяти на всей территории России. Иконостас является образцом искусства петербургской школы барокко.

Икона Божией Матери написана в XII веке в Константинополе и подарена великому князю Киевскому Юрию Долгорукому.

Образ Девы Марии известен тем, что она много раз помогала во время сражений с иностранными захватчиками.

Колокольня высотой в 68 метров завершается куполом с фонарем. Первоначально звонница была трехъярусной, позже она была надстроена четвертым ярусом по проекту, выполненному архитектором Франса Руска.

Из истории

Трудно себе представить, что история такого величественного здания начиналось в 1746 году даже не с деревянного храма, а с временной церкви в частном доме.

Храм был организован за Фонтанкой, в Дворцовых или Придворных слободах в доме Фёдора Якимова, где был установлен походный тканевый иконостас.

Временная церковь существовала около года. Чтобы не тратить деньги на сооружение храма, новая церковь была возведена из старой разобранной часовни. Ее престол был освящен во имя Владимирской иконы Божьей матери.

Интересно, что эта деревянная церковь стала первой возведенной после нашумевшего указа Елизаветы Петровны о сооружении пятиглавых храмов, подобных Успенскому собору в Москве.

Вскоре церковь обветшала и с разрешения императрицы начался сбор средств на возведение новой каменной постройки. В 1761 году каменный храм был заложен. Полностью он был завершен через 22 года, то есть работы шли достаточно долго. В 1783 году была возведена и колокольня, выполненная по проекту архитектора Джакомо Антонио Кваренги.

Строительство Владимирского собора сопровождалось перестройкой всей прилегающей территории. Именно в это время возникла Владимирская площадь.

В годы борьбы с религией храм был закрыт. С 1932 года его помещения использовались под архив, библиотеку и трикотажное производство. Все убранство первого этажа было утеряно. В 1990 году, благодаря стараниям Дмитрий Сергеевича Лихачёва и ученого Льва Николаевича Гумилёва, храм возвращен Ленинградской Епархии, а через 10 лет ему был присвоен статус собора. В настоящее время церковь шестипрестольная.

При храме работает Детская воскресная школа, открыта школа звонарей. Детский хор Владимирского собора объездил всю Россию, пережил минуты служения у Гроба Господня в Иерусалиме и в Вифлееме в пещере Рождества Христова. Пение детей этого хора поистине ангелоподобное и целомудренное.

Надо отметить, что Владимирский собор в Санкт-Петербурге владеет копией Владимирской иконы Божьей матери. Оригинал с 1999 года хранится в храме Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее. Войти в этот храм-музей можно только через двери Третьяковской галереи со стороны Малого Толмачевского переулка. Икона находится в особом пуленепробиваемом киоте, внутри которого поддерживается необходимая температура.

Собор Владимирской Божией Матери в Санкт-Петербурге: раскрываем суть

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной ; проверки требуют 9 правок.

От Владимирской церкви происходят наименования Владимирского проспекта и Владимирской площади.

Сбор средств на освещение нижнего храма

Дорогие братья и сестры!

Дорогие братья и сестры!

С вашей помощью Приходской совет Собора расплатился за большие церковные паникадила (люстры), освещающие нижний храм.

Напоминаем вам, что продолжается сбор средств на малые паникадила (люстры) и настенные бра для нижнего храма. Кружка для целевого пожертвования установлена в храме на втором этаже около Тихвинского образа Божией Матери.

Вы можете опустить ваши пожертвования в кружку, передать казначею Собора (тел. 712-44-24), а также перевести на расчетный счет прихода.

По вашему желанию ваши имя и фамилия могут быть вписаны в книги жертвователей на возрождение храма.

Храни вас Господь!

Приходской Совет собора Владимирской иконы Божией Матери

Владимирский собор — краткое описание

Автор проекта Владимирского собора точно не известен, но скорее всего, им был Пьетро Антонио Трезини. Пятиглавый двухэтажный храм построен в классическом стиле. Грандиозное здание является памятником архитектуры второй половины XIX века.

При оформлении фасадов церкви и колокольни использованы типичные элементы барокко — коринфские колонны и лепной декор, лучковые (на четверть окружности) арки и изобилие скульптуры на фасадах.

Нижний теплый храм освящен во имя настоятеля Валаамского монастыря Иоанна Дамаскина.

Верхняя церковь Владимирская – холодная. Главным ее святыней является иконостас основного престола во имя Владимирской иконы Божией Матери, чудом сохранившийся до нашего времени. Он создан группой мастеров под руководством Бартоломео Франческо Растрелли. Это святыня является уникальным произведением церковного искусства, число которых не превышает и десяти на всей территории России. Иконостас является образцом искусства петербургской школы барокко.

Икона Божией Матери написана в XII веке в Константинополе и подарена великому князю Киевскому Юрию Долгорукому.

Образ Девы Марии известен тем, что она много раз помогала во время сражений с иностранными захватчиками.

Колокольня высотой в 68 метров завершается куполом с фонарем. Первоначально звонница была трехъярусной, позже она была надстроена четвертым ярусом по проекту, выполненному архитектором Франса Руска.

Владимирская церковь была построена на Торговой площади в период с 1761 по 1769 год, предположительно, по проекту архитектора Христиана Кнобеля или по плану архитектора П. А. Трезини на месте одноимённой деревянной церкви 1747 года постройки.

Церковь была освящена 9 апреля 1783 года.

В 1791 году архитектор Дж. Кваренги закончил постройку двухъярусной отдельно стоящей колокольни.

В 1830—1831 годах архитектором А. И. Мельниковым был возведён притвор.

В 1848 году архитектор Ф. И. Руска прибавил к колокольне ещё один ярус, а в 1850—1853 годах он же соорудил две часовни и ограду.

С 1865 года при Владимирской церкви существовало благотворительное общество, содержавшее детский приют и женскую богадельню.

В 1883—1885 годах архитектором А. Л. Гольмом были сделаны боковые пристройки.

После реставрации 1887—1888 годов в храме проходила часть торжеств в честь 900-летия крещения Руси.

В 1828 году во Владимирской церкви отпевали Арину Родионовну (няню А. С. Пушкина). Прихожанином храма в последние годы жизни был Ф. М. Достоевский, и в настоящее время здесь ежегодно совершается панихида памяти писателя.

В 1932 году Владимирская церковь была закрыта, а в здании разместилась фабрика «Ленмашучёт».

В августе 1989 года она была возвращена верующим и освящена 7 апреля 1990 года после первоочередного внутреннего ремонта. Реставрация интерьера храма заняла много лет.

В мае 2000 года Владимирская церковь получила статус собора.

Архитектура и убранство

Пятиглавый храм представляет собой памятник архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму, включает верхнюю (холодную) Владимирскую и нижнюю (тёплую) преподобного Иоанна Дамаскина церкви. В настоящее время богослужения проходят только в верхней церкви.

Паруса центрального купола украшены скульптурными изображениями евангелистов. В верхнем храме сохранился иконостас XVIII века, перенесённый в 1808 году из церкви Аничкова дворца. Своды нижней церкви ранее были покрыты великолепными росписями, которые, как и иконостас нижней церкви, были утрачены в середине XX века.

В 1886 году купола собора были покрыты золотом, но в 1930-х годах позолота была смыта, а купола были покрашены чёрной краской. С 2014 года проводилось золочение куполов собора и колокольни, завершившееся в 2019 г.

Достопримечательности

Основной гордостью храма является иконостас верхнего престола, воздвигнутый во имя Владимирской иконы божией матери, и который входит в 10 уникальных произведений церковного искусства. Проект разрабатывал талантливый архитектор итальянского происхождения Растрелли. А воплотили его в жизнь лучшие мастера времен императрицы Елизаветы.

Не меньшего внимания достойна сама икона Божией Матери. К нам она попала в начале XII века из Византии. Ее создателем считается евангелист Лука, который запечатлел картину, увиденную за обеденным столом. Мария со своим мужем и маленьким Иисусом Христом принимали трапезу. Заботливые руки матери нежно обнимали сына, который с преданностью прижимался к родительнице. На лице Марии видна скорбь.

Если посмотреть на оборотную сторону, можно увидеть картину, на которой изображены престол и орудие страстей. Другой особенностью является запечатленная пяточка младенца на лицевой стороне.

Позже были установлены престолы в честь Божией Матери всех скорбящих, а также мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Всего церковь имеет шесть престолов.

Еще одной святыней собора является икона «Нерукотворный спас» с изображением Христа Спасителя. Многочисленные легенды гласят о том, что эта она способна придать сил для преодоления трудностей, помочь в борьбе с недугами и дать подсказку для решения проблемы.

На территории собора есть воскресная школа и школа звонарей, также имеется церковная библиотека. В соборе можно получить бесплатную юридическую помощь.

Мифы и легенды

Вокруг образа Девы Марии ходят многочисленные легенды о ее помощи во время сражений с иностранными захватчиками.

Говорят о том, что времена правления Юрия Долгорукова, к нему явилась мать Иисуса Христа. Она велела отвезти икону в город Владимир и построить для нее церковь. Так икона получила звание Владимирской.

Также летописи утверждают, что благодаря этому святому образу, ни одной стране не удалось до сих пор покорить себе Святую Русь. Великий азиатский полководец Тамерлан отдал приказ отступать от российских границ после явления к нему Богоматери.

В честь этого события и 2 других чудес освобождения от захватчиков отмечаются церковные праздники.

Литература

  • Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Собор Владимирской иконы Божией Матери: Исторический очерк. — СПб.: «Алмаз», 2000. — 223 с.

Интересные факты

На закате своего жизненного пути, частым посетителем церкви был Федор Михайлович Достоевский. Он приходил сюда в надежде отпущения прошлых грехов.

Храм также знаменит тем, что здесь была отпета Арина Родионовна, няня Пушкина, его верная помощница и наставница.

Если войти в собор, то можно увидеть, что он состоит из 2 полноценных церквей — верхней и нижней.

Также в поле зрения попадает миниатюрная модель здания и прилегающих к ней часовни и двора, которая позволяет оценить архитектурный памятник с высоты птичьего полета.

Собор владеет копией Владимирской иконы Божьей Матери, Оригинал хранится в Третьяковской галерее. В те времена, когда она хранилась в Успенском соборе, его охватил сильный пожар. От огня пострадало все убранство храма, кроме этой иконы. Целым образ остался и после разрушительного нашествия хана Батыя.

Заходя в храм, каждый посетитель получает заряд энергии и чувствует себя свободным от суеты, что доставляет истинное удовольствие от его посещения.

Икона Божией Матери «Умиление» (Локотская) принесена во Владимирский собор

Образ был принесен в нижний храм преподобного Иоанна Дамаскина. Правящий архиерей совершил перед ним молебен в сослужении секретаря епархиального управления протоиерея Сергия Куксевича и клириков собора.

«Поздравляю клириков и прихожан Владимирского собора, всех петербуржцев с прибытием в наш город местночтимой святыни Железногорской епархии, — сказал владыка. — Эта икона прославилась мироточением, стала известна в последние годы в нашей стране и за рубежом. Так что мы имеем Великим постом не только скорбь — Господь дает нам и утешение. Будем молиться перед иконой Божией Матери обо всем, что у нас на сердце. Пусть Она помогает нам в великопостных подвигах, в покаянии, очищении сердца, укреплении души и тела благодатью Святого Духа. Желаю всем достойно пройти пост и своей жизнью радовать Царицу Небесную».

Был организован доступ верующих к образу.

Икона Божией Матери «Умиление» (Локотская) — литографическая копия знаменитой Дивеевской иконы, перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Была явлена в поселке Локоть Брянской области в 1994 году. Жительница поселка купила обыкновенный плакатный календарь с изображением Богородицы, принесла его домой, вырезала и повесила как икону. Спустя некоторое время он замироточил и заблагоухал, а на обратной стороне иконы проявились образ Богородицы и Спас Нерукотворный. Для святыни изготовили двустороннюю ризу и поставили в киот. Мироточение продолжается по сей день. В 2013 году образ передан Железногорской епархии (Курская область) и стал местночтимой святыней.

Образ доставлен в Санкт-Петербург по благословению митрополита Варсонофия, пребывание иконы в городе на Неве согласовано с патриаршей комиссией по принесению святынь.

Икона будет находиться в нижнем храме собора до 9 июня, доступ к ней осуществляется ежедневно с 9:00 до 20:00.

ИА «Вода живая»,
19.03.19

Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери)

Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери)

У этого величественного храма, стоящего в центре города, до сих пор не установлено авторство. Но таков уж Петербург, что здесь могут случаться разные, в том числе и самые невероятные, события. Собор принадлежит к архитектурным памятникам ХVIII века. По поводу имени архитектора существуют разные предположения. Но для прихожан, да и всех горожан он связан с Владимирской иконой Божией Матери, которая считается неусыпной заступницей Русской земли. И это, наверное, главное.

Как и многие петербургские храмы, нынешний Владимирский собор возник на месте своей деревянной предшественницы. Владимирская церковь была построена в так называемых Дворцовых или придворных слободах. Они находились на левом берегу Фонтанки, в районе современных Владимирского и Загородного проспектов. Во времена императрицы Елизаветы Петровны началось благоустройство слобод. Расселение здесь шло по профессиональной принадлежности обывателей, о чём сегодня и напоминают названия переулков и улиц: Хлебный, Поварской, Кузнечный, Стремянная. Благоустраивались и «придворные слободы», где жили служащие придворного ведомства.

Вид церкви Владимирской иконы Божией Матери. XIX в.

В каждой слободе был свой храм. Жители придворной и Дворцовой слобод посещали Владимирскую церковь с походным иконостасом, с 1746 года находившуюся в доме комиссара главной дворцовой канцелярии Ф.И. Якимова.

Затем дом был выкуплен для перестройки в деревянный храм. Пожертвовал свои средства на строительство церкви управляющий кабинетом её императорского величества барон И.А. Черкасов.

Именно деревянная Владимирская церковь стала первой, возведённой после исторического «изоустного указа» императрицы Елизаветы I Петровны о строительстве в Петербурге храмов о пяти главах «таким подобием, как в Москве, на Успенском Соборе».

Освященная в 1747 году деревянная пятиглавая Владимирская церковь стала прототипом для последующего церковного строительства в Северной столице.

В августе 1748 года в новой деревянной церкви архиепископом Феодосием был освящён престол во имя Владимирской иконы Божией Матери. На следующий день после освящения, в храмовый праздник, на литургии в новоосвященной церкви присутствовала императрица Елизавета Петровна.

Через год в трапезной церкви был устроен ещё одни престол во имя преподобного Иоанна Дамаскина.

В 1756 году Елизавета I Петровна, уступив просьбам прихожан, разрешила жителям придворных слобод собирать деньги на строительство каменного храма. Большую роль в этом деле сыграл иерей Владимирской церкви Иоанн Кириков. Интересно, что многие годы спустя старожилы и будут называть его строителем каменного храма.

Планы и чертежи новой церкви были готовы уже в 1759 году, при императрице Елизавете Петровне. Но строительство по разным причинам откладывалось. К закладке фундамента приступили только в 1761 году, когда престол заняла императрица Екатерина II.

Первый этаж каменного храма с тремя престолами был возведён через восемь лет.

Средний престол во имя преподобного Иоанна Дамаскина в нижнем этаже храма был освящен в ноябре 1768 года.

В следующем году были освящены и оба боковых престола – на южной стороне во имя св. священномученика Харлампия, а на северной – во имя св. пророка Илии.

Церковь в верхнем этаже с престолом во имя Владимирской иконы Божией Матери была завершена в 1783 году и была освящена митрополитом Гавриилом в апреле 1783 года. В том же году было закончено строительство отдельно стоящей трёхъярусной колокольни.

Если архивные документы не сохранили имя архитектора – автора проекта каменного храма, то автор колокольни известен. Это известный архитектор и живописец Джакомо Кваренги. Колокольня находится к северу от здания собора. Её фасады решены в стиле классицизма. Колокольня завершена куполом с фонарём. Отметка звонницы – 40,5 метра, основания креста – 64,1 метра от поверхности земли.

Создание окончательного архитектурного образа церкви связано с именами архитекторов XIX столетия – А.И. Мельникова, А. Гольма, Л.И. Руска.

По своей архитектуре Владимирский собор представляет двухъярусное крестово-купольное, четырёхстопное, пятиглавое, двухэтажное здание с тремя притворами и апсидой.

Основной объем собора имеет в плане форму квадрата со срезанными углами. С запада к основному объему примыкает помещение трапезной и притвор с лестницами, ведущими на второй этаж. Купола храма покоятся на высоких круглых барабанах, увенчанных луковицами. Средний барабан увенчан куполом колоколообразной формы. Наружное убранство храма выполнено в стиле барокко. Фасады декорированы коринфскими колоннами, оконные проёмы оформлены лепным декором, а северный и южный фасады – разорванными лучковыми арками. На северо-западном и юго-западном углах участка расположены каменные часовни, также выполненные в стиле барокко.

Собор и колокольня играют большую градостроительную роль. Монументальное по своим размерам здание собора замыкает перспективу Загородного проспекта и поныне сохраняет значение архитектурной доминанты района Владимирской площади.

Интерьер верхнего храма определяют массивные пилоны, лепной декор в основании купола, барельефы евангелистов в парусах, принадлежащих, по мнению специалистов, одним из ведущих скульпторов того времени. Главным убранством верхнего храма является иконостас основного престола.

Этот памятник архитектуры, иконописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства чудесным образом дошёл до наших дней из глубины XVIII столетия и принадлежит к уникальным произведениям искусства. Иконостас, созданный в середине XVIII века по проекту гениального Растрелли лучшими русскими мастерами, в главных своих деталях сохранился в первозданном виде, в отличие от многих других иконостасов этого зодчего, утраченных и восстановленных заново в первой половине XIX столетия.

Это образец произведения подлинно петербургского барочного стиля. Иконостас украшен иконами с лицевой и с внутренней алтарной стороны. Лицевой, развёрнутый в приходскую часть храма иконостас, вероятно, поступил в собор из так называемой Кабинетной церкви Аничкова дворца после её закрытия в 1809 или 1810 годах.

В нижней части храм приземист. Интерьер нижней части храма, включая иконостасы трёх престолов, не сохранился.

В 1868 году в северной стороне верхнего храма был устроен новый престол во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». В 1872 году в южной стороне верхнего собора был устроен ещё один престол – во имя святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. После этого церковь стала шестипрестольной.

Храм был закрыт в 1930 году. Его помещения были отданы Государственной публичной библиотеке для размещения в нем филиала – Антирелигиозной библиотеки. Здесь же обосновался ещё и строительный трест. После войны устоявший в блокаду храм вновь передали под хранилище книг Библиотеки академии наук, а в 1947 году здесь разместилось трикотажное производство.

В 1989 году, после отчуждения и запустения, собор был возвращен церкви. Способствовали возвращению собора и видные петербуржцы – учёный, историк и писатель Л.Н. Гумилев и академик Д.С. Лихачев, один из предков которого был старостой храма.

Главными святынями храма являются икона Владимирской иконы Божьей Матери, икона «Нерукотворный Спас», освященная св. праведным Иоанном Кронштадтским, а также образ Серафима Саровского с частицей его святых мощей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Собор Владимирской иконы Божией Матери или просто Владимирский собор — действующий православный храм на Владимирской площади в Санкт-Петербурге. Посвящён Владимирской иконе Божией Матери, одной из самых почитаемых на Руси икон.

От Владимирской церкви происходят наименования Владимирского проспекта и Владимирской площади.

Храм принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в Центральный благочиннический округ. Настоятель — митрополит Владимир (Котляров), ключарь Собора — протоиерей Георгий Шмид.

Владимирская церковь была построена на Торговой площади в период с 1761 по 1769 год, предположительно, по проекту архитектора Христиана Кнобеля или по плану архитектора П. А. Трезини на месте одноимённой деревянной церкви 1747 года постройки.

Церковь была освящена 9 апреля 1783 года.

В 1791 году архитектор Дж. Кваренги закончил постройку двухъярусной отдельно стоящей колокольни.

В 1830—1831 годах архитектором А. И. Мельниковым был возведён притвор.

В 1848 году архитектор Ф. И. Руска прибавил к колокольне ещё один ярус, а в 1850—1853 годах он же соорудил часовню и ограду.

С 1865 года при Владимирской церкви существовало благотворительное общество, содержавшее детский приют и женскую богадельню.

В 1883—1885 годах архитектором А. Л. Гольмом были сделаны боковые пристройки.

После реставрации 1887—1888 годов в храме проходила часть торжеств в честь 900-летия крещения Руси.

В 1828 году во Владимирской церкви отпевали Арину Родионовну (няню А. С. Пушкина). Прихожанином храма в последние годы жизни был Ф. М. Достоевский и в настоящее время здесь ежегодно совершается панихида памяти писателя.

В 1932 году Владимирская церковь была закрыта, а в здании разместилась фабрика «Ленмашучёт».

В августе 1989 года она была возвращена верующим и освящена 7 апреля 1990 года после первоочередного внутреннего ремонта. Реставрация интерьера храма заняла много лет.

В мае 2000 года Владимирская церковь получила статус собора.

Архитектура и убранство

Пятиглавый храм представляет собой памятник архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму, включает верхнюю (холодную) Владимирскую и нижнюю (теплую) преподобного Иоанна Дамаскина церкви. В настоящее время богослужения проходят только в верхней церкви.

Паруса центрального купола украшены скульптурными изображениями евангелистов. В верхнем храме сохранился иконостас XVIII века, перенесённый в 1808 году из церкви Аничкова дворца. Своды нижней церкви ранее были покрыты великолепными росписями, которые, как и иконостас нижней церкви были утрачены в середине XX века.

Владимирский собор

Владимирский пр., 20

Архитекторы, годы постройки:

Церковь Владимирской иконы Божией Матери основана в 1746 году в доме комиссара главной дворцовой канцелярии Фёдора Якимова. Он жил на углу Басманной (ныне Колокольной) улицы и Преображенской Полковой (улицы Марата). В 1747 году было построено деревянное здание церкви, куда и перенесли икону.

Первые прихожане храма — жители близлежащих улиц. Изначально здесь жила в основном дворцовая прислуга, а позже этот район стал заселяться городской беднотой, мастеровыми, работным людом. Постепенно деревянная церковь перестала вмещать всех желающих её посетить. Прихожане обратились к императрице Елизавете Петровне с просьбой о постройке нового храма.

В 1756 году Елизавета Петровна разрешила начать собирать средства на строительство каменного храма. Руководил сбором средств отец Иоанн Кириков.

Каменное здание было заложено в 1761 году. К 1769 году был построен первый этаж, церковь которого освящена во имя святого Иоанна Дамаскина. Второй этаж — церковь Владимирской иконы Божией Матери. Церемония освящения храма состоялась в 1783 году.

Построивший собор архитектор неизвестен, скорее всего над зданием работало несколько мастеров. Среди них могли быть Антонио Ринальди, С. И. Чевакинский, Пьетро Трезини, Алексей Квасов.

Иоанн Кириков не дожил до открытия храма. В 1770 году он был убит в собственном доме грабителями. Иоанна Кирикова похоронили в ограде церкви. К столетию Владимирского собора на его могиле был установлен памятник.

Строительство каменного здания Владимирской церкви сопровождалось перепланировкой всего близлежащего пространства, именно тогда появилась Владимирская площадь.

В 1783-1791 годах по проекту Д. Кваренги была построена трёхъярусная колокольня. В 1829-1831 годах по проекту Авраама Мельникова к зданию церкви был пристроен дополнительный объём — трапезная, выходящая на Владимирскую площадь. В 1848-1849 годах по прошению прихожан колокольня была надстроена четвёртым ярусом, автор проекта — Франц Руска. По его же проекту в 1850-1851 годах вокруг храма поставлена ограда, построены две часовни. С 1864 года внутри ограды находился сад, сейчас он сохранён лишь частично.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери была одной из самых богатых в Санкт-Петербурге. Кроме самой иконы Владимирской Божией Матери здесь хранятся икона «Нерукотворный Спас», образ Святого Серафима Саровского с частью его мощей.

Прихожанином храма был Фёдор Михайлович Достоевский. Владимирский собор был местом отпевания Арины Родионовны — няни Александра Сергеевича Пушкина. Старостой собора был один из предков Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

В 1932 году церковь была закрыта, здание передано Государственной Публичной Библиотеке. Здесь размещалось книгохранилище Академии Наук. Интерьеры первого этажа (церкви святого Иоанна Дамаскина) были уничтожены.

Храм возвращён прихожанам в 1989 году. Этому способствовали усилия Дмитрий Сергеевича Лихачёва и учёного Льва Николаевича Гумилёва. В 1998 году рядом с местом захоронения Иоанна Кирикова установлен мраморный крест. 7 мая 2000 года храм приобрёл статус собора.

Детский хор Владимирского собора известен не только в России, но и за рубежом. При храме работает школа звонарей.

Собор Владимирской иконы Божией Матери

Санкт-Петербург: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Санкт-Петербурга
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (271)
    • Музеи (105)
    • Фестивали, праздники, шоу (6)
    • Замки, дворцы (20)
    • Храмы, соборы, мечети (22)
    • Парки (25)
    • Парки развлечений (24)
    • ЖД вокзалы (5)
    • Автовокзалы (2)
    • Площади (6)
    • Небоскрёбы (1)
    • Мосты (13)
    • Магазины и ТРЦ (12)
    • Театры (54)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Рестораны и кафе (47)
    • Аэропорты (1)
    • Водопады (1)
    • Зоопарки (4)
    • Озера (18)
    • Пляжи (13)
    • Порты (2)
    • Речные вокзалы (1)
    • Рынки (1)
    • Заповедники (2)
    • Спортивные сооружения (1)
    • Галереи (1)
    • Центры активного отдыха (1)
    • Пивные (1)
    • Пабы (1)
    • Учебные заведения (2)
    • Клубы, концертные площадки (3)
    • Фонтаны (1)
  • Забронировать отель в Санкт-Петербурге
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Санкт-Петербурга
  • Советы о Санкт-Петербурге
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Санкт-Петербурге

Метро «Владимирская». Собор виден сразу при выходе из метро, чтобы попасть в него необходимо перейти Кузнечный переулок.

Отличный памятник архитектурной мысли 18 века, построенный в стиле барокко и искусно украшенный башенками, колоннами и куполами. Владимирский собор — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, действующих в настоящее время. Его главной святыней является икона Владимирской Божьей Матери.

Собор представляет собой великолепное пятикупольное здание и колокольню. Внутри находятся уникальнейшие иконостасы 18 века, один из которых выполнен по эскизам Растрелли. Есть возможность услышать золотые голоса известного по всей территории Европы хора мальчиков, а также мелодичный перезвон колоколов в исполнении учеников действующей в храме школы звонарей.

В августе 1761 года были заложены первые камни церкви в честь Божьей Матери — иконы Владимирской. С 1764 по 1783 год осуществлялось строительство самого собора, в 1783 году — возведение колокольни. В 1917 году богослужения были запрещены. В 1990 году храм был вновь освящен.

Ссылка на основную публикацию