Собор Воскресения Христова в городе Тутаев

ТУТАЕВСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР

Тутаевский Воскресенский собор

Собор в честь Воскресения Христова в г. Тутаев Рыбинской епархии

  • Престолы
    • в верхнем храме: Воскресения Христова; первопрестольных апостолов Петра и Павла (на галереях); Николая Мирликийского (на галереях); Бориса и Глеба (в диаконнике)
    • в нижнем храме: Смоленской иконы Божией Матери; Харалампия Магнезийского; Иоанна Предтечи
  • Адрес: Россия, 152303, Ярославская обл., г. Тутаев, ул. Соборная, 13а
  • Тел: 8 (48533) 2-13-64
  • Официальный сайт: http://voskresenskiy-sobor.ru
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    По преданию, ранее здесь стояла деревянная церковь во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и принадлежавшая мужскому монастырю. По названию церкви стала называться и слобода.

    В 1652 году на месте будущего собора борисоглебцы поставили каменный одноэтажный шатровый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия». В 1670 году по благословению ростовского митрополита Ионы (Сысоевича) шатры разобрали и возвели на сводах Богородичного храма холодную церковь, престол которой был освящен в 1875 году в честь Воскресения Христова [1]. Радетелями грандиозного строительства были «земский староста Микита Малодушкин с товарищи, да мирские люди Захар Кузьмин сын Котлованов, Корнил да Матфей Федоровы дети Седуновы и все Борисоглебской слободы крестьяне». Храм был расписан артелью ярославских изографов в конце 70-х годов XVII века. Иконостас летнего храма конца XVII — начала XVIII века включает в себя иконы из более раннего тяблового иконостаса конца 70-х годов XVII века.

    Храм никогда не закрывался.

    Воскресенский собор — памятник федерального значения. Еще в 1980-х годах его ценные фрески были поновлены. В после-советские годы храм всесторонне реставрировался, однако особо важным вопросом для сохранения фресок было восстановление некогда утраченной дренажной системы, т.к. без неё в нижнем храме скапливалась влага и роспись сильно страдала. Средств из Москвы хватало только на частичную реставрацию фресок, и немалую долю денег, нужных для работ, приходилось собирать у паломников.

    С иконой Спасителя из собора дважды в год совершается крестный ход: первый – по Романовской стороне, в десятое воскресение после Пасхи, второй – по Борисоглебской стороне, в последний воскресный день перед праздником пророка Илии.

    Архитектура

    В ансамбль Воскресенского собора входят: шатровая колокольня (2-я половина XVII века), Святые врата (последняя четверть XVII века), ограда (середина XIX века), надпрестольный столп-памятник (XIX века), сторожка (1910 год).

    Колокольня и Святые врата находятся с южной стороны храма — они были ориентированы на главную улицу Борисоглебской слободы. По той же причине южный фасад является самым нарядным, он богаче других украшен гирляндами вертикальных каменных бус, наличники окон четверика помимо кокошников — звездчатыми завершениями, оконные проемы галереи — висячими гирьками. В наружном декоре храма использованы терракотовые и муравленые изразцы.

    Шатровая, отдельно стоящая колокольня, до конца XIX века имела не только древние колокола, но и большие башенные часы с боем.

    В старые времена борисоглебцы проходили на территорию собора через трехъярусные Святые врата и поднимались в летний храм по южному крыльцу. В оформлении врат сохранились ярославские полихромные изразцы.

    На месте последнего деревянного храма с северной стороны собора за оградой стоит надпрестольный столп-памятник.

    В 1910 году в ограде собора была построена каменная одноэтажная сторожка, в которой в трудные советские годы был кров для духовенства и монашествующих.

    Статистика

    • 1908 — 2198 чел. в приходе (Романов-Борисоглебск — 1213 чел., деревни: Борисовское, Гостилово, Баскачево, Пустово, Антоновское, Копнинское, Радилово, Митинское, Яганово, Демидово, Шишкино, Голянищево, Брюханово, Алексейцево, Олюнино, Курмыши, Молявино, Кузилово, Красинское, Калинино, Кокуйки, Шеломки) [2]
    • 1930-е — ок. 1500 прихожан [3]
    • чудотворный образ Всемилостивого Спаса Нерукотворного — самая большая в России чудотворная икона Спасителя. По преданию написан святым Дионисием Глушицким в начале XV века, изначально являлся «небом» деревянного храма Бориса и Глеба. По завершении строительства каменного храма икону перенесли в летнюю Воскресенскую церковь. В 1749 году по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий. В 1793 году возвращен в собор. По древней традиции под образом Спаса принято проползать на коленях через специально устроенный лаз (обычно трижды).
    • Крест с Распятием в иконе «Страсти Христовы». Крест — XV-XVI век. Икона — конец XVII — начало XVIII века. По преданию, Крест приплыл по Волге и остановился напротив церковного места. В летнем храме Крест устанавливается в икону на северном столпе. На иконе пред Распятием предстоят Пресвятая Богородица, Мария Клеопова и Мария Магдалина (слева), Иоанн Богослов и Лонгин сотник (справа). По периметру образа, в клеймах, изображены Страсти Христовы.
    • Смоленская икона Божией Матери. Икона написана для иконостаса зимнего храма с более древнего образа и находится слева от Царских врат.
    • икона святителя Николая Чудотворца (Можайского) (1-я половина XVII века)

    В синодальный период особенно почитались также:

    • Феодоровская икона Божией Матери в жемчужной ризе
    • Силуанская икона Божией Матери (XV век)
    • икона великомученика Феодора Стратилата, с описанием жития и чудес его
    • образ князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, с житиями
    • икона Софии, Премудрости Божией, список с Новгородской, жемчужная риза
    • икона, именуемая «Сошествие во ад»
    • древняя плащаница

    В соборе находятся мощи исп. Георгия Седова [3].

    Настоятели

    Приписные храмы, часовни

    • Спасский в с. Ново-Никольском (1899 — упом. 1908)
    • две деревянные часовни на общественных площадях города

    Использованные материалы

    • «О храме», страница официального сайта собора:
      • http://voskresenskiy-sobor.ru/index.php/voskresenskiy/29-o-h. -01
    • Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. — Ярославль, 1908, с. 440-441.
    • Историческая справка на официальном сайте Ярославской епархии.

    [1] По другим данным верхний храм был возведен в 1672 году и освящен в воспоминание Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

    [2] Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. — Ярославль, 1908, с. 441.

    Воскресенский собор в Тутаеве

    Тутаев: полезная информация

    Автобус Ст. Тутаев

    Воскресенский собор в Тутаеве — место особенное. Формально собор был построен в 1678 году. Однако первый храм на этом месте, называемом в народе Борисоглебской слободой, появился еще в 1238 году в честь святых князей Бориса и Глеба. По преданию вплоть до строительства нынешнего собора здесь всегда была монашеская обитель, что создает особую атмосферу.

    Долгое время левый и правый берег Волги были самостоятельными поселениями, пока в 1822 году их не объединили в один город — Романов-Борисоглебск, а еще сто лет спустя не переименовали в современный Тутаев.

    Благодаря месторасположению на возвышении и своим мощным габаритам Воскресенский собор является своего рода доминантой этой части города. Высота собора до вершины креста составляется почти 50 метров. Храм создан и расписан ярославскими мастерами, которые умели сохранять гармонию своих архитектурных творений даже в таких величественных масштабах.

    Алтарная часть храма обращена к реке и мощь собора особенно заметна, если смотреть на него с воды или с левого берега Волги. Эти виды в свое время невероятно вдохновляли художника Бориса Кустодиева. Например, на его картине «Гуляние на Волге» Воскресенский собор выступает очень важной смысловой точкой.

    Собор неординарен со многих позиций. Его необычное внешнее оформление, богатейшие внутренние интерьеры, старейшие иконы не оставляют никого равнодушным. Еще более удивительно, что храм никогда не закрывался.

    Кроме того, храму удалось сохранить и все свое внутреннее убранство, что тоже практически уникально — таких православных храмов в России буквально единицы.

    На территории Воскресенского собора два храма: верхний (его еще называют «летним», доступ туда действительно возможен только летом) и нижний («зимний»).

    В ансамбль «зимнего» храма входит шатровая колокольня, Святые ворота, ограда, надпрестольный столп, сторожка. Все они построены между серединой XVII и началом XX веков. «Летний» храм славится своей стенописью. Оба храма содержат уникальную фресковую роспись, великолепные порталы украшенные резьбой, многовековые иконы и другие реликвии.

    Колокольный звон Воскресенского собора в Тутаеве (видео)

    Иконы Воскресенского собора в Тутаеве

    Самая почитаемая икона собора «Спас Всемилостивый» («Оплечный»). По преданию икона создана преподобным Дионисием Глушицким в начале XV века. Это огромный, почти 3-метровый иконописный образ давно причислен к чудотворным. Люди приезжают сюда чтобы избавиться от тяжелых болезней, особенно связанных с опорно-двигательным аппаратом. Для этого существует определенный ритуал: в левом нижнем углу иконы есть лаз, через который трижды должен пролезть просящий, читая определенные молитвы. Минимум дважды в год на великие праздники икону несут крестным ходом, для чего нужно как минимум 20 очень крепких мужчин.

    Из знаковых икон собора можно еще отметить Икону Божией Матери «Одигитрия» в «зимнем» храме и резной образ святителя Николая Чудотворца.

    Расписание служб

    Ежедневно в соборе проходит божественная литургия. В особые дни (воскресенье, двунадесятые и великие праздники) служба совершается утром и вечером.

    Крестные ходы проходят в праздник Десятого воскресенья по Пасхе по правой, Борисоглебской стороне города, перед Ильиным днем — по левой, Романовской стороне города.

    Подробное расписание служб и других событий в Воскресенском соборе можно посмотреть на сайте храма.

    Обратите внимание, что правилами собора внутри него запрещена любая фотосъемка.

    Если вы оказались в Тутаеве, не пропустите и другие интересные места города. Здесь можно посетить Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и другие церкви, Музей «Домъ на Новинской» (единственный в своем роде музей провинциального банка), музей «Борисоглебская сторона», рассказывающий о знаменитой местной овчине, музей Адмирала Ушакова и Русского флота, посмотреть старинные улицы города, где некогда размещались богатые купеческие дома.

    Как добраться до Воскресенского собора в Тутаеве

    Чтобы попасть в Воскресенский собор, вам нужно доехать до Тутаева. Ближайшие к нему крупные города — это Ярославль и Рыбинск. Оба города связаны с Тутаевым хорошим автобусным сообщением.

    Ежедневно из Ярославля в Тутаев отправляются рейсовые автобусы. Автобус отходит от ярославского автовокзала и прибывает на автовокзал в Тутаеве. Первый автобус отправляется в 5.20, последний в 21.30. Расстояние между городами 43 км, время в пути около 1 часа. Обратите внимание, что автобусы, прибывающие на Левый берег Тутаева не подходят в этом случае.

    Две части города находятся по разные стороны реки и не имеют прямого сообщения. Летом работает паромная переправа, зимой из одной части города в другую можно попасть только в объезд через Ярославль.

    Из Рыбинска так же есть множество автобусных рейсов в Тутаев, как прямых, так и транзитных. Расстояние между городами 49 км. Первые рейсы отправляются из Рыбинска в 6 утра, последние в 23 часа. Периодичность 15–30 минут, время в пути от 40 минут до 2 часов.

    От автовокзала до Воскресенского собора около 2 км, вы легко сможете пройти это расстояние пешком.

    Если вы едете личным автомобилем, держитесь трассы Р151. Рядом с собором организована стоянка для личных автомобилей.

    Из Ярославля и Рыбинска также можно добраться, используя приложения Яндекс Такси или Maxim.

    Парковка перед Воскресенским собором — панорама Google Maps

    Собор Воскресения Христова в городе Тутаев

    Одна из жемчужин русского церковного зодчества, Воскресенский собор в г. Тутаеве, расположен в Ярославской области и уже несколько веков радует своим внешним видом всякого, кто посещает это место.

    История храма

    Тутаев — город, который входит в Золотое Кольцо памятников России. До 1918 года он назывался Романов-Борисоглебск, всего в нем проживает больше 40 тысяч человек. Романов был построен на левой стороне Волги в 1283 году по инициативе благоверного князя Угличского Романа Владимировича. Он располагался на левой стороне Волги, а вот на правой стороне этой реки еще раньше Романова в 1238 году появилась Борисоглебская слобода.

    Городом владели углицкие князья, последний из них Андрей Большой был арестован великим князем Московским Иоанном III и Углицкий удел вместе с Романовым-Борисоглебском стал частью Московского государства.

    Другие православные храмы Ярославля:

    Внук Ивана III первый русский царь Иван IV Грозный стал заселять Романов татарами с целью их христианизации и в городе появились мечети. Но идея христианизации оказалась неудачной, и бо́льшая часть татар оставалась мусульманами.

    Поэтому в 1760 году последовал царский указ, переселявший всех романовских татар в окрестности Костромы в так называемую Чёрную слободу. А в 1822 году город Романов и Борисоглебскую слободу объединили в единый административный центр.

    Воскресенский собор города Тутаева построен был в правой части города — в Борисоглебской слободе. На довольно возвышенном месте, так что он красиво открывался со всех сторон.

    Этапы строительства храма:

    • по старому преданию, на месте храма с древних времен существовала деревянная церковь в честь святых Бориса и Глеба, возможно, это была первая церковь, от которой и получила свое название Слобода;
    • в 1652 году иждивением купца Котлованова и при помощи жителей слободы был возведен каменный, тёплый храм с тремя престолами;
    • в 1672 году были разобраны шатровые купола над храмом и надстроен второй этаж, который был освящен в честь обновления храма Воскресения Христова;
    • в период с 1679 по 1680 годы Воскресенский собор в городе Тутаеве был расписан мастерами из города Ярославля;
    • в XVIII построена колокольня, ограда, а в главном храме устроен иконостас, который дожил до нашего времени.

    Воскресенский собор в Тутаеве Ярославской области никогда официально не закрывался, хотя в советское время в связи с репрессиями против духовенства какое-то время служб в нем не совершалось, но они возобновились уже в 1940-е годы.

    Важно! В 1950-1960-х годах восстановлением сильно обветшавшего храма занимался церковный староста Егор Егорович Седов, он не раз сидел за веру и скончался после того, как в ремонтируемом соборе на него обрушились строительные леса. Исповедник Георгий прославлен Русской православной церковью, как святой и мощи его находятся в Воскресенском соборе.

    Описание собора

    Это двухъярусный храм с пятью главами и четырьмя столпами внутри него. Весь храм расположен на подклете, в котором находится зимняя церковь. Вся церковь обнесена обширной галерей, а она держится на сводчатых арках. В южной и западной части Воскресенского собора устроены два крыльца. Сам храм очень ярко украшен изразцами, фигурным декором, росписью.

    Внутренняя живопись в храме отличается большим количеством сюжетов из Ветхого Завета: Адам и Ева в раю, Потоп, Вавилонская башня и прочее.

    В соборе довольно много престолов, расположенных в верхней и нижней части храма:

    • в верхней части главный престол в честь Обновления храма Воскресения Христова (13 сентября) и приделы в честь апостолов Петра и Павла (12 июля), святителя Николая Чудотворца (22 мая и 19 декабря) и св. Бориса и Глеба (6 августа);
    • в нижней части главный престол в честь Смоленской иконы Божией Матери (10 августа) и приделы в честь св. Харалампия Магнезийского (23 февраля) и пророка Иоанна Предтечи (7 января, 24 февраля, 23 мая, 24 июня, 29 августа, 23 сентября, 12 октября).

    В храме сохранилось достаточно много древних икон, среди них особо почитаются следующие святыни:

      самая большая в мире икона Спаса Нерукотворного размером 3×3 метра, с ней совершается ежегодный крестный ход, предание утверждает, что образ был написан прп. Дионисием Глушицким в XV веке;

    Деятельность прихода

    В Воскресенском храме развивается активно различные стороны жизни православной общины здесь есть:

    • православная школа имени св. праведного Иоанна Кронштадтского, которая является частной общеобразовательной школой содержащейся на средства прихода и благотворителей;
    • молодежный хор;
    • постоянно действуют богословские и катехизаторские курсы для мирян.

    Также активно развивается работа по социальной помощи населению и работе с молодежью.

    Расписание богослужений и как добраться

    Богослужение в соборе совершается каждый день утром и вечером, подробности можно узнать на сайте храма.

    Воскресенский собор расположен по адресу: Ярославская область, г. Тутаев, ул. Соборная, д.13. Храм расположен в Борисоглебской части города.

    Воскресенский собор.
    Собор в воспоминание обновления Храма Воскресения Христова

    14 августа — Первый Спас (Медовый Спас)
    Первый Спас называют Медовым, потому что в это время пасечники приступают к откачке мёда. В Медовый Спас в церквах святили мёд.


    19 августа — Второй Спас (Яблочный Спас)
    На Руси Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом . В этот день освящается виноград нового урожая, а там, где его нет, — яблоки.

    .
    29 августа -Третий Спас (Ореховый Спас)
    Третий Спас – православный праздник, совершаемый Церковью в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя.

    Среди всех храмов и церквей доминантой и главным украшением правобережья (Борисоглебск) является Воскресенский собор (1652-1678). Построенный на берегу Волги, он как бы парит над городом и виден со всех сторон.

    Прежде на этом месте стояла деревянная церковь, возведенная во имя благоверных князей Бориса и Глеба и принадлежавшая мужскому монастырю. По названию церкви стала называться и слобода.

    Собор каменный, имеет форму куба и увенчан пятью массивными главами. Звонница шатровая, значительно ниже собора, стоящая в стороне от основного здания. Архитектурная форма собора проста. Грандиозность и сложную нарядность придают ему размеры, галереи паперти, огибающие здание с трёх сторон, богатое декорирование каменной резьбой самого здания, галерей, крылец, а также богатые росписи.

    Два входа-крыльца, ведущие в галереи, под двускатной крышей, образующей высокий щипец (фронтон). Своды и стены крылец и папертей сплошь расписаны фресками с преобладанием синих и желтых тонов.

    Первоначально был построен нижний тёплый храм во имя Смоленской иконы Божией Матери, «. усердием прихожан при особом содействии купца Котлованова. », освященный в 1652 г. Потолки тёплого храма низки, освещение слабое. В нижнем храме три престола: во имя Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия»; во имя священномученика Харлампия; во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

    Зимняя церковь окружена анфиладой сводов, являющихся основанием галереи второго этажа.

    Верхний холодный храм возведен в 1672 г. над нижним тёплым храмом в воспоминание Обновления храма Воскресения Христова. В верхнем храме четыре престола: в воспоминание Обновления храма Воскресения Христова; во имя славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла; во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; во имя благоверных князей Бориса и Глеба.

    Холодный храм второго этажа — в два света. Наличники наружных окон заканчиваются вверху двойными и тройными рядами кокошников. Стены декорированы лекального кирпича квадратами, кругами, валиками. В квадраты вставлены поливные изразцы с изображениями различных розеток, крестиков, двуглавых орлов, других птиц, жанровых сцен.

    «Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церковь Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
    Освящена бысть церковь сия в лето 7183 (1675) индикта** 13 месяца июля дня 25 на память св. Анны матери св. Богородицы при благоверном государе нашем царе и Великом Князе Алексее Михайловиче вся Великие и Малые и Белые России самодержца и при благоверной государыне нашей царице и Великой княгине Наталие Кирилловне и при благородном государе нашем царевиче и Великом князе Феодоре Алексеевиче и при благородном государе и царевиче и Великом князе Иоанне Алексеевиче и при благородном государе и царевиче и Великом князе Петре Алексеевиче и при благородных царевнах и при св. Патриархе Иокиме Московском и всея России и при митрополите нашем Ионе Ростовском и Ярославском».

    Надпись па сорочице * престола храма, найденной в 90-е годы XX века.

    Особенно почитаются: чудотворный образ Всемилостивого Спаса Нерукотворного; Смоленская икона Божией Матери; икона Николая Чудотворца; Федоровская икона Божией Матери; икона Силуанской Божией Матери; икона великомученика Федора Стратилата, благоверных князей Бориса и Глеба; Софии, Премудрости Божией; икона, именуемая «Сошествие во ад»; резной Животворящий Крест; древняя плащаница.

    Храм снаружи и внутри расписан в 1679—1680 гг. артелью ярославских изографов. Иконостас главного храма устроен в начале XVIII в.

    Среди многочисленных икон, особое внимание привлекает Образ Спаса Всемилостливого, написанный святым Дионисием Глушицким, уроженцем Вологодской губернии, который, как и брат его св. Амфилохий, были учениками первой русской иконописной школы, основанной в Ростове первым святителем Ростовским св. Феодором (1390—1394 гг.). Достоверно известно, что написан этот образ в конце XIV века.

    Тёмный и строгий лик Спасителя громадный, поражающий своими размерами, почти саженной величины. Икона покрыта богатой серебряной вызолоченной ризой (работы 1850 года), весом, кроме венца, тоже большого и очень ценного, в 2 пуда 10 фунтов. На иконе правая рука Спасителя благословляет, а левая придерживает раскрытое Евангелие. Икона является чудотворной, почитается одинаково и православными и старообрядцами.
    Ежегодно к этой иконе едут десятки тысяч паломников.

    Известно, что первоначально Образ принадлежал мужской обители, находившейся на месте нынешнего собора и помещался в деревянном храме обители в иконостасе. При посещении этого храма, тогда уже каменного и обращенного в приходский, митрополит Ростовский Арсений Мациевич, увидя такую большую икону, распорядился взять ее в свой архиерейский дом (1749 г.), где она и находилась с лишком сорок лет, пока жители Борисоглебска не исходатайствовали возвращения своей святыни. Это произошло уже при другом святителе, архиепископе Арсении Верещагине (1783-1799 гг.).

    От самого Ростова несли горожане свою икону на руках. В трёх верстах от города, близ ручья Ковати, Образ обмыли от дорожной пыли и с честью внесли в родной город. На том месте, где стоял образ, с той поры и по сие время, бьет чистый ключ, считающийся святым и целебным. Перенесение иконы из Ростова в Борисоглебск завершилось 18 сентября 1793 года. В память этого события сделан на Образ венец с обозначением этой даты.

    В 1850 году было установлено совершать по Борисоглебской стороне города крестный ход с Образом Всемилостливого Спаса в последний воскресный день перед праздником Пророка Илии. По Романовской стороне — в десятое воскресение после Пасхи, В 1930 году Крестный ход был запрещен.

    В 1989 году Крестный ход вновь вышел на улицы города Тутаева с Образом Всемилостливого спаса, так была возобновлена традиция с ношением Чудотворного образа. В настоящее время Крестный ход ежегодно бывает и на левом («романовском») берегу со службами у каждого из шести православных храмов. На этот праздник съезжаются тысячи богомольцев-паломников. Для ношения Образа имеются особые, громадных размеров носилки.

    На звоннице Собора имеются два колокола XVII века. На одном из них отлиты слова: «Лета 7165 августа в 15 день на праздник Успения Пресвятыя Богородицы при державе государя царя и великаго князя Алексея Михайловича и при благоверной государыне царице и великой княгине Марии Ильиничне и при благоверном государе царевиче князе Алексее Алексеевиче и при святейшем Никоне, патриархе Московском и всея Руси, и при преосвященном митрополите Ростовском и Ярославском Ионе, вылит сей колокол в Борисоглебской слободе к церкви Пречистая Богородицы Одигитрия и к святым страстотерпцам Борису и Глебу; строение Божие и мирское».
    Колокол этот весит 93 пуда 30 фунтов.

    * Сорочица — накидка, особого рода покрывало для престола.

    ** Индикт — введенный в 312 г . византийским императором Константином 1 цикл 15-летнего исчисления времени; счет по индиктам прекратили в XVIII веке.

    Хотите отдохнуть душой? — отдыхайте в Русской провинции.
    Приглашаем в гости.
    Россия 152302, Ярославская область, г. Тутаев, ул. Крестовоздвиженская, д.45
    тел.: 8-920-109-11-25
    e-mail: gradromanov@yandex.ru

    Copyright © 2009 Вениамин Новиков
    Копирование материалов возможно только с согласия владельца сайта и с обязательной активной ссылкой на сайт

    Воскресенский собор в Тутаеве, жемчужина ярославского зодчества

    Эта поездка в Тутаев и Ярославль была нами запланирована давно. Мы целенаправленно хотели посмотреть два собора, каждый из которых — восхитительный образец ярославского зодчества и росписи. Отпечаток одного из них мы видим практически каждый день, поскольку он изображен на тысячерублевой купюре — это храм Иоанна Предтечи в Толчково. Другой – Воскресенский собор в Тутаеве.

    Выехали мы в пятницу после работы в проливной дождь. Дождь за нами тянулся до Владимирской области, потом разом отстал. В десять вечера ставили палатку возле Плещеева озера. А утром, накупавшись и выпив кофе, отправились дальше.

    К двум часам дня мы припарковались возле нашего первого объекта – тутаевского Воскресенского собора.

    Город Тутаев, как известно, состоит из двух частей: правобережной Борисоглебской и левобережной Романовской. Прежде это были два независимых поселения. Более древний Романов был основан как крепость на Волге. Два века спустя на противоположном берегу возникла Борисоглебская рыбацкая слобода.

    Побывавший в Романове Иван Грозный (проездом из Кирилло-Белозерского монастыря) вскоре отдал город во владение ногайских мурз, перешедших на сторону русских. Двести лет город был в полном владении татар, и, когда на правом берегу Волги колокол созывал православный люд на вечерню, левобережные сосели шли в свои мечети. При Екатерине иноверцев, так и не перешедших в христианство, отправили под Кострому, а мечети разобрали.

    Два городка, благодаря счастливому расположению на Волге, росли и богатели, строили суда, разводили романовских знаменитых овец, поставляли рыбу, а символом и воплощением процветания Борисоглебской рыбацкой слободы, дошедшим до наших дней, явился Воскресенский собор.

    Он впечатляет с первого взгляда. Громадный – и легкий, возвышенный – и затейливый. Очень нарядный, словно игрушечный, сотканный из деталей, завитков.

    Восходишь по широкому крытому крыльцу и оказываешься на галерее, опоясывающей храм. И надолго там застреваешь: идешь по галерее и рассматриваешь цветистую роспись.

    Строительство Вавилонской башни

    Внутри храма тоже — сочное сияние фресок.

    Но главная драгоценность – огромная трехметровая икона Спасителя (от входа налево). Написана в XV веке преподобным Дионисием Глушицким. Говорят, самая большая икона в России. Когда-то она размещалась под куполом церкви. После революции была утрачена. Как нам рассказали (письменного подтверждения я не нашла), обретена она была в годы войны. Женщины стирали белье с мостков и в какой-то момент обнаружили, что на доске, с которой они стирали, проступает темный лик.

    Он, действительно, очень темный, еле просматривается. Но это незримый центр всего храма.

    За собором начинается крутой спуск к Волге. Лестница обустроена фонарями и лавочками на площадках.

    Чудесный вид на Волгу и на церкви романовской стороны. Почти напротив Воскресенского через реку стоит Казанско-Преображенский собор, верней, два собора, верхний и нижний, сомкнувшихся воедино. И над ними – колокольня.

    На пароме мы переправились через Волгу и отправились гулять по романовской стороне.

    Вид на Воскресенский собор через Волгу

    Романовские банк и пожарная каланча

    После непродолжительной прогулки мы поехали дальше, в сторону Ярославля. И уже стали подыскивать место для ночлега. Естественно, хотелось «разбить свои шатры» на берегу Волги, и при каждой возможности мы сворачивали с трассы направо, в сторону реки, но все как-то неудачно. Так, мы долгое время ехали по проселочной дороге через лес. Наконец сквозь листву блеснула вода. Лес расступился, и мы оказались на небольшой площадке перед одиноким деревянным домом. Дом стоял на краю высокого, заросшего лесом обрыва. И очень хорошо был виден пологий спуск к реке и места для ночевок на противоположном берегу.

    Очередной поворот направо привел нас в деревню, вытянувшуюся вдоль берега. Вот там, у воды, мы наконец и поставили палатку. Пока готовился ужин, купались. Поужинали и опять купались.

    А уж как приятно было плавать в Волге ранним утром, когда вокруг ни человечка, ни лодки. Солнце, река и безлюдные берега.

    После завтрака пустились в путь и перед самым Ярославлем свернули к Толгскому женскому монастырю.

    Полезные сайты для подготовки к путешествию

    — съём жилья у хозяев — Airbnb или Суточно.ру

    — подбор готовых туров — Travelata
    Скидка на 300 руб. на туры от 20 000 руб. — по промокоду AF300putevye
    Скидка на 500 руб. на туры от 40 000 руб. — по промокоду AF500putevye

    — оформление туристической страховки — Cherehapa

    — заказ такси/трансфера — KiwiTaxi или intui.travel

    — заказ экскурсий на русском языке — Tripster
    — экскурсии на английском — GetYourGuide

    — универсальная сим-карта, одна для всех стран — Drimsim

    — ж/д и автобусные билеты в Европе — Omio.com и Rail Europe

    — прокат велосипедов, скутеров, квадро- и мотоциклов — BikesBooking

    — в поездках пользуюсь картой Tinkoff Black

    Воскресенский собор Тутаева

    С левого берега Волги открывается прекрасный вид на Воскресенский собор, украшающий Борисоглебскую сторону города Тутаева. Огромный белый пятиглавый храм на склоне холма, окруженный деревянными, потемневшими от времени домами выглядит легким и величественным. Он являет собой яркий образец ярославской церковной архитектуры и заслуженно включен в список достопримечательностей Золотого кольца России.

    Алтарной частью собор обращен к реке, внутрь ведут два крыльца — с южной и западной сторон. Входы оформлены резьбой по камню в традиционном русском стиле. Окна украшают гребенчатые наличники, простенки между ними заполняет затейливое каменное кружево гирлянд, свисающих с витых полуколонн. В углы храма врезаны толстые, похожие на столбы колонны, соединенные цепью. Окончательную завершенность архитектурному ансамблю придают многоярусные ворота и шатровая колокольня.

    Немного истории

    Воскресенский собор возведен между 1652 и 1678 гг. на месте разрушившейся деревянной церкви Бориса и Глеба. Имена зодчих история не сохранила, известно только, что они были родом из Ярославля. Ярославцами были и художники, которые расписывали храм в 1680 г. С тех пор собор неоднократно реставрировался, но служение в нем никогда не прерывалось. Во время последней реконструкции храмовый ансамбль дополнился подсветкой из 280 ламп мощностью по 500 Вт.

    Что посмотреть

    Подлинное украшение храма — самобытные фрески, сверху донизу покрывающие все потолки и стены. Сюжетами росписи послужили эпизоды Ветхого и Нового заветов. На южной стороне нарисована сцена райской жизни Адама и Евы, на западной — Ноев ковчег в волнах всемирного потопа, северная — посвящена истории Ионы. Огромная фреска повествует о строительстве Вавилонской башни. Встречаются и исторические сюжеты, к примеру, крещение Руси.

    Многоярусный иконостас 17 века покрыт золоченой резьбой. В числе православных реликвий — распятие, принесенное сюда рекой еще в 15 веке, и образ Николая Мирликийского из деревянной слободской церкви, на месте которой возведен собор. В южном приделе установлена известная чудотворная икона — «Оранта». Уникальный образец русской резьбы по дереву — киот, выполненный в 1554 г. на сюжет из жития Николы Можайского. Шестикрылые серафимы поддерживают надпрестольную сень в виде увитой цветами сети.

    Главная святыня Воскресенского храма — огромная икона «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». В 15 веке ее нарисовал вологжанин святой преподобный Дионисий Глушицкий.

    После революции икона Спасителя была утрачена. Легенда гласит, что ее обнаружили прачки, полоскавшие белье с мостков. Под их ногами на досках проступил потемневший лик. Ныне самая почитаемая икона Борисоглебской епархии выставлена слева от южного входа в храм. В десятое воскресенье после Пасхи совершается крестный ход по улицам Борисоглебской стороны с украшенной зеленью трехметровой иконой.

    Практическая информация

    Адрес: Ярославская область, ул.Соборная, 13а. Веб-сайт.

    Воскресенский собор Тутаева: фото, адрес и история

    Воскресенский собор в Тутаеве является уникальным памятником русской церковной архитектуры. Расположен он в Ярославской области. Тутаев — небольшой старинный город. Он входит в перечень исторических поселений России. В настоящее время храм действует, расписание служб Воскресенского собора в Тутаеве можно узнать на его официальном сайте. Многие приходят в церковь, чтобы увидеть икону «Спас Всемилостивый», которая почитается как чудотворная.

    Изначальное название города — Романов-Борисоглебск. Решение о переименовании было принято во время Гражданской войны. Нынешнее название происходит от фамилии солдата Красной армии, погибшего при подавлении белогвардейского восстания в Ярославле.

    Город возник в результате слияния двух отдельных населённых пунктов — Романова и Борисоглебска, расположенных на левом и правом берегах Волги. До 1822 года они являлись самостоятельными административными единицами.

    Левобережная часть

    Город Романов основал в конце 13 века князь Роман Владимирович, который впоследствии был причислен церковью к лику благоверных. На протяжении своей долгой истории поселение подвергалось многочисленным вражеским нападениям. Неоднократно неприятели оставляли Романов полностью разрушенным и сожжённым, но он вновь отстраивался и возрождался.

    Правобережная часть

    Летописи и исследования археологов свидетельствуют о том, что Борисоглебск существовал задолго до основания Романова. Во время монгольского нашествия в 1238 году жители Ярославля были вынуждены покинуть город. Они нашли убежище в Борисоглебске. В те времена это было рыбацкое поселение. Его название восходит к первым русским святым мученикам, князьям Борису и Глебу. Сохранились сведения, что жители поселения поставляли рыбу к царскому столу.

    Объединение

    В 1822 году по указу императора Александра I Романов и Борисоглебск стали одним городом. Это было сделано из экономических соображений. После объединения Романов-Борисоглебск не отличался бурным развитием. В течение 19 века в городе не было построено никаких значимых каменных зданий. Однако процветали некоторые отрасли экономики: льняная мануфактура и завод минеральных масел. Разводимая в окрестностях города порода овец была известна по всей России.

    Расположение собора

    Храм находится в правобережной части города, на территории бывшего Борисоглебска. Точный адрес Воскресенского собора: Тутаев, Соборная улица, дом 13а. Величественный храм расположен на возвышенном месте и доминирует над остальными архитектурными сооружениями города. Очень впечатляющий вид на Воскресенский собор в Тутаеве открывается с противоположного берега Волги. Алтарная часть здания обращена к реке. Площадь, на которой находится храм, замыкает перспективу ведущих к ней улиц. Правобережная часть в настоящее время считается центральным районом города.

    История возведения храма

    Строительство собора началось в 1652 году. Он был призван заменить собой пришедший в негодность деревянный храм Бориса и Глеба. Первая попытка возведения каменного Воскресенского собора в Тутаеве не увенчалась успехом. Из-за просадки фундамента в шатровой части здания образовались многочисленные трещины. Местные жители обратились к митрополиту с просьбой позволить им разобрать верх сооружения и сделать храм двухъярусным. После получения разрешения церковного иерарха к выполнению этой работы были привлечены ярославские мастера. Реконструкция продолжалась до 1678 года. В качестве строительного материала использовался исключительно кирпич. Легенда гласит, что в него при изготовлении подмешивали муку и кровь скота.

    В результате было возведено здание, по размерам значительно превосходящее прежний храм. После завершения строительства в Воскресенский собор Тутаева перенесли внутреннее убранство из некоторых окрестных церквей. Это объясняет тот факт, что часть предметов в храме древнее, чем он сам.

    Особенности архитектуры

    Двухъярусный собор окружён галереей. Он имеет два придела (так называются пристройки или специально выделенные части здания, в которых установлены дополнительные алтари, что даёт возможность одновременно проводить несколько литургий). Они располагаются на галерее. Южный придел освящён в честь князей Бориса и Глеба, северный — в честь апостолов Петра и Павла.

    Воскресенский собор в Тутаеве имеет два изящно украшенных крыльца, ведущих на галерею. Одно из них обращено к центру города. В подклете (нижнем этаже) находится зимняя церковь Богородицы. Свет проникает в храм через окна, расположенные над галереей. В декоративной отделке использовались росписи и фигурная кладка. На фото Воскресенского собора Тутаева можно заметить колокольню, которая была построена вместе с основным зданием. Храм окружён невысокой кирпичной оградой с воротами.

    Настенная живопись

    В украшении собора принимали участие ярославские художники. Сюжеты росписей на стенах галереи взяты преимущественно из Ветхого завета. Они изображают сцены жизни прародителей человечества в Эдемском саду, постройки Ноева ковчега и разрушения Вавилонской башни. Роспись, демонстрирующая библейскую историю Ионы, вызывает особое любопытство. Изображение кита на ней не оставляет сомнений, что старинный художник имел очень смутное представление о внешнем виде этого млекопитающего.

    Фрески на стенах центральной части храма посвящены событиям Нового завета. Они сопровождаются надписями, содержащими цитаты из Библии. На западной стене находится поражающая воображение картина Страшного суда. Работы ярославских художников отличаются нехарактерной для той эпохи реалистичностью. Они лишены типичной черты средневековых фресок — условности в изображении человеческих фигур. На наружных стенах собора также присутствует большое количество росписей, которые неоднократно реставрировались.

    Одним из главных сокровищ храма является образ Спаса Всемилостивого. Это самая важная из икон Воскресенского собора в Тутаеве. По легенде, она была написана в 15 веке преподобным Дионисием Глушицким, основателем нескольких монастырей. Первоначально икона хранилась в деревянной церкви Бориса и Глеба. В середине 18 века по распоряжению Ростовского митрополита Арсения её поместили в архиерейскую резиденцию. Через несколько десятилетий икона вернулась в Воскресенский собор. Данный образ Спаса Всемилостивого почитается как чудотворный. Существует традиция ежегодно совершать с этой иконой крестный ход по городу.

    Храм не закрывался в годы Советской власти. Поскольку расписание богослужений Воскресенского собора в Тутаеве никогда не нарушалось, его внутреннее убранство мало изучено искусствоведами. Однако благодаря этому оно в основном сохранилось в неизменном виде.

    Собор Воскресения Христова в городе Тутаев

    Воскресенский собор Тутаева.

    Обязательно наших гостей возим за Волгу посмотреть наш Воскресенский собор. Все, даже собравшиеся нехотя, потом долго отходят от впечатлений, сам ансамбль из собора,колокольни и ограды с вратами поражает, а богатство интерьера и фресок тем более. Каждый раз, туда зайдя, я не могу быстро уйти и снова пересматриваю знакомые сюжеты, находя там новые детали. Что-то бывает близким по состоянию души, а что-то высвечивается по новому в иное время года и иное освещение. Красота его еще в том, что пейзаж в окнах является продолжением интерьера, его дополнением и напоминанием, что и тогда, когда он был возведен, отличался немногим: та же Волга, видная кусочком в окно, невысокие дома.

    Разумеется, что-то стало иным. Новая застройка торчит теперь за собором, с некоторых точек нашего берега она видна хорошо, пейзаж обогатился еще вышкой Билайна.
    Это фото сделано 5 лет назад и за это время еще выросли рядом с собором каменные дачи, двухэтажные и страшноватые.

    Зеленый склон когда-то был без лестницы, пять лет назад он еще оставался частично таким, сейчас изуродован попытками одного из дачников проложить к своему дому дорогу. Когда-то мы лезли по тропинке, которую размывало стекавшей дождевой водой так, что ноги скользили и приходилось хвататься за траву.

    Потом он сразу вырастал перед тобой, не так , как сейчас из асфальтовой площадки, а почти из травы, неожиданно, во весь свой рост двухэтажного храма с нижней зимней и верхней летней церковью.

    Таким он остался на картине художника Выржиковского, многие годы прожившего в Тутаеве, из окон его дома на левом берегу всегда был виден собор.

    С воды или зимой со льда он сохранил свое величие и статус непререкаемой доминанты правого берега.

    И с любой точки бульвара он приковывает внимание.

    Построенный в середине века, он заменил церковь Воскресенского мужского монастыря, сожженного и разоренного поляками. По преданию, от неё остались «небеса», а именно большая икона Спасителя, которую носят у нас раз в году по городу во время крестного хода.
    Нижний каменный храм был освящен в 1652 году. Верхний храм строился по разрешению Ионы Сысоевича, митрополита Ростовского и Ярославского, «тщанием прихожан и при особом усердии старосты, купца Захария Котлованова» с 1652 по 1678 годы.

    Первая колокольня не задалась, её подмыл родник, в наших местах их так много, что редкий строитель не сталкивается с родником.
    Пришлось ставить вторую, когда-то она была с часами, как многие колокольни.

    Собор в лихие послереволюционные годом чудом спасся, благодаря вмешательству наркома по культуре Луначарского, за что благодарные горожане даже хотели переименовать город в его честь, но нарком отказался.
    Архитектор-реставратор Владимир Суслов сделал его обмеры.

    Композиция собора напомнит лучшие ярославские храмы, но строился он ранее и более величественен, особенно потому, что подиумом является высокий берег Волги. Пятиглавый храм монументален, под самой кровлей на карнизах — широкий пояс ярких фресок.

    Ограда с арками является полноценной частью ансамбля.

    Её арки перекликаются с арочными окнами галереи.

    Стены украшены вставками из керамической плитки, характерным декоративным приемом 17 века ярославской архитектуры.

    Зодчий храма, оставшийся неизвестным, был несомненно талантлив. Мощная многоярусная композиция одновременно и цельна и богата на детали. Богатое узорочье подчинено монументальным формам.
    Длина собора составляет 35 метров, ширина -30 метров, высота до вершины креста — 49.7 метра. Высота теплой нижней церкви — около 5 метров, верхнего летнего храма до сводов — 13.5 метров, до главного купола — 24 метра. Ширина галереи около 5 метров.

    Мощные арки несут на своих дугах более мелкую аркаду галереи.

    Каменное узорочье храма вызывает восхищение, есть даже легенда об итальянских архитекторах, якобы строивших собор.
    Храм богато декорирован фигурной кладкой, рельефными узорами, росписями. Вертикальные цепи дынек и перехватцев — двойные на наличниках, тройные вместо лопаток, одиночные между ними, — храм праздничен и наряден.

    Стоящая рядом колокольня, перестроенная в 1856 году, высотой 35 метров.

    Небольшие Святые ворота увенчаны легкой башенкой, рядом с мощным собором она выглядит изящно.

    Ограда вокруг собора была сооружена стараниями купца Степана Щукина в 1856 году.

    С собором связана интересная традиция, здесь венчаются наши космонавты. Даже тот, что женился прямо на орбите на русской эмигрантке ( по законам штата, где она проживала, можно было заключить брак в отсутствие жениха) по возвращении на Землю приезжал с женой сюда для церковного обряда.

    Храм играет большую роль в архитектурном пейзаже города с разных точек зрения. Он интересен с дальних берегов, как мы уже увидели, хорош вблизи, украшает собой виды с окрестных ближайших улиц.

    Теперь, когда собор подсвечен, он представляет собой ночью феерическое зрелище. Особенно, когда проплывают мимо ночью теплоходы все в огнях.

    Собор Воскресения Христова в городе Тутаев

    Воскресенский Собор.

    Жемчужиной творения русских зодчих считается Воскресенский собор XVII века, славившийся красотой своих интерьеров, обилием деревянной резной скульптуры, чудесными фресками на темы Ветхого и Нового Завета. Сохранилось предание, по которому при царе Иоанне Грозном на месте Воскресенского собора находилась двухэтажная деревянная церковь во имя святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба, брусчатая с пятью куполами. На месте престола с северной стороны и поныне стоит памятный каменный столп с крестом.

    В середине XVII столетия борисоглебцы построили каменную летнюю церковь. Главный престол церкви был посвящен иконе Пресвятой Богородицы «Одигитрии» (Смоленской), а приделы – святому Иоанну Предтече и благоверным князьям Борису и Глебу. Надпись на церковной стене гласит, что освящение нового храма состоялось 24 июня 1652 года. Спустя два десятилетия с благословения митрополита ростовского Ионы (ввиду того, что шатровые верхи церкви разселись во многих местах, на сводах храма Пресвятой Богородицы построили храм. В 1675 году по окончании всех работ главый престол верхнего храма освятили в честь Воскресения Христова.

    Безвестные ярославские зодчие создали удивительный по красоте и монументальный собор, богато украшенный кирпичным узорочьем. Собор с трех сторон окружен двухъярусными галереями. Венчает собор мощное пятиглавие с простыми стройными восьмиконечными крестами. В конце XVII столетия с южной стороны, на некотором расстоянии от собора, была сооружена шатровая колокольня («Ярославская свеча») и поставлены трехъярусные Святые врата.

    И всюду удивляет пышность декоративного убранства, изумительное мастерство узорной кирпичной кладки. Одним из главных украшений Воскресенского собора являются его богатейшие росписи, созданные в 70-х годах XVII столетия ярославскими живописцами. Они покрывают все стены верхнего храма, как огромный ковер. Фрески становятся живой проповедью, благовествуют об истинах веры, воскрешают события древней истории.

    Величественный многоярусный иконостас главного алтаря Воскресенского собора построен в конце XVII – начале XVIII века. Тело иконостаса – сквозная золоченая резьба. В соборе сохранились древние иконы, киоты со скульптурами ангелов. В Воскресенском храме пребывают святыни, гораздо более древние, чем сам храм. Распятие, по преданию, приплывшее по Волге, ученые относят к XV веку. Особенно любим прихожанами резной образ Святителя Николая Мирликийского, происходящий из соименной теплой деревянной церкви, которая стояла в слободе в XVII веке. Хранит собор многие почитаемые иконы Пресвятой Богородицы – Тихвинскую, Феодоровскую, Владимирскую, Донскую и очень редкий Силуамский образ Матери Божией, украшенный нарядным шитьем, венцом ажурной чеканки и басмой.

    В 1994 году усердием священнослужителей и прихожан был устроен ковчег с частицами мощей князя Романа Угличского, священномученика Харалампия, ярославских святых князей Феодора, Давида и Константина и других угодников Божиих. Но наиболее чтимой и любимой православным народом святыней Воскресенского собора является образ Господа Иисуса Христа, именуемый Всемилостивым Спасом. На потемневшей от времени огромной иконе (высота ее три метра) изображен Вседержитель: правая рука Его поднята для благословения, в левой – раскрытое Евангелие. По преданию, образ был написан в первой трети XV веке святым преподобным Дионисием Глушицким. Незабываемое впечатление оставляет древний намоленный образ в душе любого человека. Неоднократно с него делали списки меньшего размера и увозят в разные уголки России.

    С 1989 года возобновлена традиция дважды в год совершать крестные ходы с образом Спасителя по Романову-Борисоглебску. Как и двести лет назад, торжественно плывет по городу на руках богомольцев украшенный цветами Образ Всемилостивого Спаса. Множество горожан, паломников, туристов собирается и ныне на крестный ход.

    Все вещественные предметы в храме имеют духовный смысл и назначение, в нем «все свято, все действенно, все врачует и спасает благодатию». Хранятся в Воскресенском соборе также и мощи святого исповедника Георгия (обретенные 1 декабря 2002 года). Жил в последние годы при Воскресенском соборе и старец архимандрит Павел Груздев. Сюда к батюшке приезжали духовные дети, получали утешение, вразумление, благословение. Ни на один день не прекращал скресенский собор своего молитвенного служения.

    Икона Спас Всемилостивый

    Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост. Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.

    Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.

    Икона Спаса в Тутаеве

    Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо». Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы. Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.

    Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения. В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход. Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.

    Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.

    Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.

    Значение чудотворной иконы Спаса Всемилостивого

    К иконе часто приходят просить о здоровье для тела и духа. Чудесным образом отступают болезни костей и суставов, но не только с этими проблемами обращаются к Богу через эту икону. Самое главное, что молятся не иконе, а Господу, его и нужно просить. Икона не раз проявляла чудотворные свойства. Интересным проявлением божественных сил иконы является то, что жена, даже единожды предавшая мужа, не различит на иконе Господа.

    Икона, под которой пролезают

    «Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.

    В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.

    Верующие пролезают под иконой Спасителя, делать это нужно на коленях, читая молитву

    Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.

    Молитва, читаемая перед образом Спаса:

    Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.

Ссылка на основную публикацию