Собор Воскресения Христова в городе Тутаев

Собор Воскресения Христова в городе Тутаев

Одна из жемчужин русского церковного зодчества, Воскресенский собор в г. Тутаеве, расположен в Ярославской области и уже несколько веков радует своим внешним видом всякого, кто посещает это место.

История храма

Тутаев — город, который входит в Золотое Кольцо памятников России. До 1918 года он назывался Романов-Борисоглебск, всего в нем проживает больше 40 тысяч человек. Романов был построен на левой стороне Волги в 1283 году по инициативе благоверного князя Угличского Романа Владимировича. Он располагался на левой стороне Волги, а вот на правой стороне этой реки еще раньше Романова в 1238 году появилась Борисоглебская слобода.

Городом владели углицкие князья, последний из них Андрей Большой был арестован великим князем Московским Иоанном III и Углицкий удел вместе с Романовым-Борисоглебском стал частью Московского государства.

Другие православные храмы Ярославля:

Внук Ивана III первый русский царь Иван IV Грозный стал заселять Романов татарами с целью их христианизации и в городе появились мечети. Но идея христианизации оказалась неудачной, и бо́льшая часть татар оставалась мусульманами.

Поэтому в 1760 году последовал царский указ, переселявший всех романовских татар в окрестности Костромы в так называемую Чёрную слободу. А в 1822 году город Романов и Борисоглебскую слободу объединили в единый административный центр.

Воскресенский собор города Тутаева построен был в правой части города — в Борисоглебской слободе. На довольно возвышенном месте, так что он красиво открывался со всех сторон.

Этапы строительства храма:

  • по старому преданию, на месте храма с древних времен существовала деревянная церковь в честь святых Бориса и Глеба, возможно, это была первая церковь, от которой и получила свое название Слобода;
  • в 1652 году иждивением купца Котлованова и при помощи жителей слободы был возведен каменный, тёплый храм с тремя престолами;
  • в 1672 году были разобраны шатровые купола над храмом и надстроен второй этаж, который был освящен в честь обновления храма Воскресения Христова;
  • в период с 1679 по 1680 годы Воскресенский собор в городе Тутаеве был расписан мастерами из города Ярославля;
  • в XVIII построена колокольня, ограда, а в главном храме устроен иконостас, который дожил до нашего времени.

Воскресенский собор в Тутаеве Ярославской области никогда официально не закрывался, хотя в советское время в связи с репрессиями против духовенства какое-то время служб в нем не совершалось, но они возобновились уже в 1940-е годы.

Важно! В 1950-1960-х годах восстановлением сильно обветшавшего храма занимался церковный староста Егор Егорович Седов, он не раз сидел за веру и скончался после того, как в ремонтируемом соборе на него обрушились строительные леса. Исповедник Георгий прославлен Русской православной церковью, как святой и мощи его находятся в Воскресенском соборе.

Описание собора

Это двухъярусный храм с пятью главами и четырьмя столпами внутри него. Весь храм расположен на подклете, в котором находится зимняя церковь. Вся церковь обнесена обширной галерей, а она держится на сводчатых арках. В южной и западной части Воскресенского собора устроены два крыльца. Сам храм очень ярко украшен изразцами, фигурным декором, росписью.

Внутренняя живопись в храме отличается большим количеством сюжетов из Ветхого Завета: Адам и Ева в раю, Потоп, Вавилонская башня и прочее.

В соборе довольно много престолов, расположенных в верхней и нижней части храма:

  • в верхней части главный престол в честь Обновления храма Воскресения Христова (13 сентября) и приделы в честь апостолов Петра и Павла (12 июля), святителя Николая Чудотворца (22 мая и 19 декабря) и св. Бориса и Глеба (6 августа);
  • в нижней части главный престол в честь Смоленской иконы Божией Матери (10 августа) и приделы в честь св. Харалампия Магнезийского (23 февраля) и пророка Иоанна Предтечи (7 января, 24 февраля, 23 мая, 24 июня, 29 августа, 23 сентября, 12 октября).

В храме сохранилось достаточно много древних икон, среди них особо почитаются следующие святыни:

    самая большая в мире икона Спаса Нерукотворного размером 3×3 метра, с ней совершается ежегодный крестный ход, предание утверждает, что образ был написан прп. Дионисием Глушицким в XV веке;

Деятельность прихода

В Воскресенском храме развивается активно различные стороны жизни православной общины здесь есть:

  • православная школа имени св. праведного Иоанна Кронштадтского, которая является частной общеобразовательной школой содержащейся на средства прихода и благотворителей;
  • молодежный хор;
  • постоянно действуют богословские и катехизаторские курсы для мирян.

Также активно развивается работа по социальной помощи населению и работе с молодежью.

Расписание богослужений и как добраться

Богослужение в соборе совершается каждый день утром и вечером, подробности можно узнать на сайте храма.

Воскресенский собор расположен по адресу: Ярославская область, г. Тутаев, ул. Соборная, д.13. Храм расположен в Борисоглебской части города.

Воскресенский собор в Тутаеве

Тутаев: полезная информация

Автобус Ст. Тутаев

Воскресенский собор в Тутаеве — место особенное. Формально собор был построен в 1678 году. Однако первый храм на этом месте, называемом в народе Борисоглебской слободой, появился еще в 1238 году в честь святых князей Бориса и Глеба. По преданию вплоть до строительства нынешнего собора здесь всегда была монашеская обитель, что создает особую атмосферу.

Долгое время левый и правый берег Волги были самостоятельными поселениями, пока в 1822 году их не объединили в один город — Романов-Борисоглебск, а еще сто лет спустя не переименовали в современный Тутаев.

Благодаря месторасположению на возвышении и своим мощным габаритам Воскресенский собор является своего рода доминантой этой части города. Высота собора до вершины креста составляется почти 50 метров. Храм создан и расписан ярославскими мастерами, которые умели сохранять гармонию своих архитектурных творений даже в таких величественных масштабах.

Алтарная часть храма обращена к реке и мощь собора особенно заметна, если смотреть на него с воды или с левого берега Волги. Эти виды в свое время невероятно вдохновляли художника Бориса Кустодиева. Например, на его картине «Гуляние на Волге» Воскресенский собор выступает очень важной смысловой точкой.

Собор неординарен со многих позиций. Его необычное внешнее оформление, богатейшие внутренние интерьеры, старейшие иконы не оставляют никого равнодушным. Еще более удивительно, что храм никогда не закрывался.

Кроме того, храму удалось сохранить и все свое внутреннее убранство, что тоже практически уникально — таких православных храмов в России буквально единицы.

На территории Воскресенского собора два храма: верхний (его еще называют «летним», доступ туда действительно возможен только летом) и нижний («зимний»).

В ансамбль «зимнего» храма входит шатровая колокольня, Святые ворота, ограда, надпрестольный столп, сторожка. Все они построены между серединой XVII и началом XX веков. «Летний» храм славится своей стенописью. Оба храма содержат уникальную фресковую роспись, великолепные порталы украшенные резьбой, многовековые иконы и другие реликвии.

Колокольный звон Воскресенского собора в Тутаеве (видео)

Иконы Воскресенского собора в Тутаеве

Самая почитаемая икона собора «Спас Всемилостивый» («Оплечный»). По преданию икона создана преподобным Дионисием Глушицким в начале XV века. Это огромный, почти 3-метровый иконописный образ давно причислен к чудотворным. Люди приезжают сюда чтобы избавиться от тяжелых болезней, особенно связанных с опорно-двигательным аппаратом. Для этого существует определенный ритуал: в левом нижнем углу иконы есть лаз, через который трижды должен пролезть просящий, читая определенные молитвы. Минимум дважды в год на великие праздники икону несут крестным ходом, для чего нужно как минимум 20 очень крепких мужчин.

Из знаковых икон собора можно еще отметить Икону Божией Матери «Одигитрия» в «зимнем» храме и резной образ святителя Николая Чудотворца.

Расписание служб

Ежедневно в соборе проходит божественная литургия. В особые дни (воскресенье, двунадесятые и великие праздники) служба совершается утром и вечером.

Крестные ходы проходят в праздник Десятого воскресенья по Пасхе по правой, Борисоглебской стороне города, перед Ильиным днем — по левой, Романовской стороне города.

Подробное расписание служб и других событий в Воскресенском соборе можно посмотреть на сайте храма.

Обратите внимание, что правилами собора внутри него запрещена любая фотосъемка.

Если вы оказались в Тутаеве, не пропустите и другие интересные места города. Здесь можно посетить Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и другие церкви, Музей «Домъ на Новинской» (единственный в своем роде музей провинциального банка), музей «Борисоглебская сторона», рассказывающий о знаменитой местной овчине, музей Адмирала Ушакова и Русского флота, посмотреть старинные улицы города, где некогда размещались богатые купеческие дома.

Как добраться до Воскресенского собора в Тутаеве

Чтобы попасть в Воскресенский собор, вам нужно доехать до Тутаева. Ближайшие к нему крупные города — это Ярославль и Рыбинск. Оба города связаны с Тутаевым хорошим автобусным сообщением.

Ежедневно из Ярославля в Тутаев отправляются рейсовые автобусы. Автобус отходит от ярославского автовокзала и прибывает на автовокзал в Тутаеве. Первый автобус отправляется в 5.20, последний в 21.30. Расстояние между городами 43 км, время в пути около 1 часа. Обратите внимание, что автобусы, прибывающие на Левый берег Тутаева не подходят в этом случае.

Две части города находятся по разные стороны реки и не имеют прямого сообщения. Летом работает паромная переправа, зимой из одной части города в другую можно попасть только в объезд через Ярославль.

Из Рыбинска так же есть множество автобусных рейсов в Тутаев, как прямых, так и транзитных. Расстояние между городами 49 км. Первые рейсы отправляются из Рыбинска в 6 утра, последние в 23 часа. Периодичность 15–30 минут, время в пути от 40 минут до 2 часов.

От автовокзала до Воскресенского собора около 2 км, вы легко сможете пройти это расстояние пешком.

Если вы едете личным автомобилем, держитесь трассы Р151. Рядом с собором организована стоянка для личных автомобилей.

Из Ярославля и Рыбинска также можно добраться, используя приложения Яндекс Такси или Maxim.

Парковка перед Воскресенским собором — панорама Google Maps

ТУТАЕВСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР

Тутаевский Воскресенский собор

Собор в честь Воскресения Христова в г. Тутаев Рыбинской епархии

  • Престолы
    • в верхнем храме: Воскресения Христова; первопрестольных апостолов Петра и Павла (на галереях); Николая Мирликийского (на галереях); Бориса и Глеба (в диаконнике)
    • в нижнем храме: Смоленской иконы Божией Матери; Харалампия Магнезийского; Иоанна Предтечи
  • Адрес: Россия, 152303, Ярославская обл., г. Тутаев, ул. Соборная, 13а
  • Тел: 8 (48533) 2-13-64
  • Официальный сайт: http://voskresenskiy-sobor.ru
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    По преданию, ранее здесь стояла деревянная церковь во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и принадлежавшая мужскому монастырю. По названию церкви стала называться и слобода.

    В 1652 году на месте будущего собора борисоглебцы поставили каменный одноэтажный шатровый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия». В 1670 году по благословению ростовского митрополита Ионы (Сысоевича) шатры разобрали и возвели на сводах Богородичного храма холодную церковь, престол которой был освящен в 1875 году в честь Воскресения Христова [1]. Радетелями грандиозного строительства были «земский староста Микита Малодушкин с товарищи, да мирские люди Захар Кузьмин сын Котлованов, Корнил да Матфей Федоровы дети Седуновы и все Борисоглебской слободы крестьяне». Храм был расписан артелью ярославских изографов в конце 70-х годов XVII века. Иконостас летнего храма конца XVII — начала XVIII века включает в себя иконы из более раннего тяблового иконостаса конца 70-х годов XVII века.

    Храм никогда не закрывался.

    Воскресенский собор — памятник федерального значения. Еще в 1980-х годах его ценные фрески были поновлены. В после-советские годы храм всесторонне реставрировался, однако особо важным вопросом для сохранения фресок было восстановление некогда утраченной дренажной системы, т.к. без неё в нижнем храме скапливалась влага и роспись сильно страдала. Средств из Москвы хватало только на частичную реставрацию фресок, и немалую долю денег, нужных для работ, приходилось собирать у паломников.

    С иконой Спасителя из собора дважды в год совершается крестный ход: первый – по Романовской стороне, в десятое воскресение после Пасхи, второй – по Борисоглебской стороне, в последний воскресный день перед праздником пророка Илии.

    Архитектура

    В ансамбль Воскресенского собора входят: шатровая колокольня (2-я половина XVII века), Святые врата (последняя четверть XVII века), ограда (середина XIX века), надпрестольный столп-памятник (XIX века), сторожка (1910 год).

    Колокольня и Святые врата находятся с южной стороны храма — они были ориентированы на главную улицу Борисоглебской слободы. По той же причине южный фасад является самым нарядным, он богаче других украшен гирляндами вертикальных каменных бус, наличники окон четверика помимо кокошников — звездчатыми завершениями, оконные проемы галереи — висячими гирьками. В наружном декоре храма использованы терракотовые и муравленые изразцы.

    Шатровая, отдельно стоящая колокольня, до конца XIX века имела не только древние колокола, но и большие башенные часы с боем.

    В старые времена борисоглебцы проходили на территорию собора через трехъярусные Святые врата и поднимались в летний храм по южному крыльцу. В оформлении врат сохранились ярославские полихромные изразцы.

    На месте последнего деревянного храма с северной стороны собора за оградой стоит надпрестольный столп-памятник.

    В 1910 году в ограде собора была построена каменная одноэтажная сторожка, в которой в трудные советские годы был кров для духовенства и монашествующих.

    Статистика

    • 1908 — 2198 чел. в приходе (Романов-Борисоглебск — 1213 чел., деревни: Борисовское, Гостилово, Баскачево, Пустово, Антоновское, Копнинское, Радилово, Митинское, Яганово, Демидово, Шишкино, Голянищево, Брюханово, Алексейцево, Олюнино, Курмыши, Молявино, Кузилово, Красинское, Калинино, Кокуйки, Шеломки) [2]
    • 1930-е — ок. 1500 прихожан [3]
    • чудотворный образ Всемилостивого Спаса Нерукотворного — самая большая в России чудотворная икона Спасителя. По преданию написан святым Дионисием Глушицким в начале XV века, изначально являлся «небом» деревянного храма Бориса и Глеба. По завершении строительства каменного храма икону перенесли в летнюю Воскресенскую церковь. В 1749 году по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий. В 1793 году возвращен в собор. По древней традиции под образом Спаса принято проползать на коленях через специально устроенный лаз (обычно трижды).
    • Крест с Распятием в иконе «Страсти Христовы». Крест — XV-XVI век. Икона — конец XVII — начало XVIII века. По преданию, Крест приплыл по Волге и остановился напротив церковного места. В летнем храме Крест устанавливается в икону на северном столпе. На иконе пред Распятием предстоят Пресвятая Богородица, Мария Клеопова и Мария Магдалина (слева), Иоанн Богослов и Лонгин сотник (справа). По периметру образа, в клеймах, изображены Страсти Христовы.
    • Смоленская икона Божией Матери. Икона написана для иконостаса зимнего храма с более древнего образа и находится слева от Царских врат.
    • икона святителя Николая Чудотворца (Можайского) (1-я половина XVII века)

    В синодальный период особенно почитались также:

    • Феодоровская икона Божией Матери в жемчужной ризе
    • Силуанская икона Божией Матери (XV век)
    • икона великомученика Феодора Стратилата, с описанием жития и чудес его
    • образ князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, с житиями
    • икона Софии, Премудрости Божией, список с Новгородской, жемчужная риза
    • икона, именуемая «Сошествие во ад»
    • древняя плащаница

    В соборе находятся мощи исп. Георгия Седова [3].

    Настоятели

    Приписные храмы, часовни

    • Спасский в с. Ново-Никольском (1899 — упом. 1908)
    • две деревянные часовни на общественных площадях города

    Использованные материалы

    • «О храме», страница официального сайта собора:
      • http://voskresenskiy-sobor.ru/index.php/voskresenskiy/29-o-h. -01
    • Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. — Ярославль, 1908, с. 440-441.
    • Историческая справка на официальном сайте Ярославской епархии.

    [1] По другим данным верхний храм был возведен в 1672 году и освящен в воспоминание Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

    [2] Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. — Ярославль, 1908, с. 441.

    Воскресенский собор.
    Собор в воспоминание обновления Храма Воскресения Христова

    14 августа — Первый Спас (Медовый Спас)
    Первый Спас называют Медовым, потому что в это время пасечники приступают к откачке мёда. В Медовый Спас в церквах святили мёд.


    19 августа — Второй Спас (Яблочный Спас)
    На Руси Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом . В этот день освящается виноград нового урожая, а там, где его нет, — яблоки.

    .
    29 августа -Третий Спас (Ореховый Спас)
    Третий Спас – православный праздник, совершаемый Церковью в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя.

    Среди всех храмов и церквей доминантой и главным украшением правобережья (Борисоглебск) является Воскресенский собор (1652-1678). Построенный на берегу Волги, он как бы парит над городом и виден со всех сторон.

    Прежде на этом месте стояла деревянная церковь, возведенная во имя благоверных князей Бориса и Глеба и принадлежавшая мужскому монастырю. По названию церкви стала называться и слобода.

    Собор каменный, имеет форму куба и увенчан пятью массивными главами. Звонница шатровая, значительно ниже собора, стоящая в стороне от основного здания. Архитектурная форма собора проста. Грандиозность и сложную нарядность придают ему размеры, галереи паперти, огибающие здание с трёх сторон, богатое декорирование каменной резьбой самого здания, галерей, крылец, а также богатые росписи.

    Два входа-крыльца, ведущие в галереи, под двускатной крышей, образующей высокий щипец (фронтон). Своды и стены крылец и папертей сплошь расписаны фресками с преобладанием синих и желтых тонов.

    Первоначально был построен нижний тёплый храм во имя Смоленской иконы Божией Матери, «. усердием прихожан при особом содействии купца Котлованова. », освященный в 1652 г. Потолки тёплого храма низки, освещение слабое. В нижнем храме три престола: во имя Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия»; во имя священномученика Харлампия; во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

    Зимняя церковь окружена анфиладой сводов, являющихся основанием галереи второго этажа.

    Верхний холодный храм возведен в 1672 г. над нижним тёплым храмом в воспоминание Обновления храма Воскресения Христова. В верхнем храме четыре престола: в воспоминание Обновления храма Воскресения Христова; во имя славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла; во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; во имя благоверных князей Бориса и Глеба.

    Холодный храм второго этажа — в два света. Наличники наружных окон заканчиваются вверху двойными и тройными рядами кокошников. Стены декорированы лекального кирпича квадратами, кругами, валиками. В квадраты вставлены поливные изразцы с изображениями различных розеток, крестиков, двуглавых орлов, других птиц, жанровых сцен.

    «Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церковь Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
    Освящена бысть церковь сия в лето 7183 (1675) индикта** 13 месяца июля дня 25 на память св. Анны матери св. Богородицы при благоверном государе нашем царе и Великом Князе Алексее Михайловиче вся Великие и Малые и Белые России самодержца и при благоверной государыне нашей царице и Великой княгине Наталие Кирилловне и при благородном государе нашем царевиче и Великом князе Феодоре Алексеевиче и при благородном государе и царевиче и Великом князе Иоанне Алексеевиче и при благородном государе и царевиче и Великом князе Петре Алексеевиче и при благородных царевнах и при св. Патриархе Иокиме Московском и всея России и при митрополите нашем Ионе Ростовском и Ярославском».

    Надпись па сорочице * престола храма, найденной в 90-е годы XX века.

    Особенно почитаются: чудотворный образ Всемилостивого Спаса Нерукотворного; Смоленская икона Божией Матери; икона Николая Чудотворца; Федоровская икона Божией Матери; икона Силуанской Божией Матери; икона великомученика Федора Стратилата, благоверных князей Бориса и Глеба; Софии, Премудрости Божией; икона, именуемая «Сошествие во ад»; резной Животворящий Крест; древняя плащаница.

    Храм снаружи и внутри расписан в 1679—1680 гг. артелью ярославских изографов. Иконостас главного храма устроен в начале XVIII в.

    Среди многочисленных икон, особое внимание привлекает Образ Спаса Всемилостливого, написанный святым Дионисием Глушицким, уроженцем Вологодской губернии, который, как и брат его св. Амфилохий, были учениками первой русской иконописной школы, основанной в Ростове первым святителем Ростовским св. Феодором (1390—1394 гг.). Достоверно известно, что написан этот образ в конце XIV века.

    Тёмный и строгий лик Спасителя громадный, поражающий своими размерами, почти саженной величины. Икона покрыта богатой серебряной вызолоченной ризой (работы 1850 года), весом, кроме венца, тоже большого и очень ценного, в 2 пуда 10 фунтов. На иконе правая рука Спасителя благословляет, а левая придерживает раскрытое Евангелие. Икона является чудотворной, почитается одинаково и православными и старообрядцами.
    Ежегодно к этой иконе едут десятки тысяч паломников.

    Известно, что первоначально Образ принадлежал мужской обители, находившейся на месте нынешнего собора и помещался в деревянном храме обители в иконостасе. При посещении этого храма, тогда уже каменного и обращенного в приходский, митрополит Ростовский Арсений Мациевич, увидя такую большую икону, распорядился взять ее в свой архиерейский дом (1749 г.), где она и находилась с лишком сорок лет, пока жители Борисоглебска не исходатайствовали возвращения своей святыни. Это произошло уже при другом святителе, архиепископе Арсении Верещагине (1783-1799 гг.).

    От самого Ростова несли горожане свою икону на руках. В трёх верстах от города, близ ручья Ковати, Образ обмыли от дорожной пыли и с честью внесли в родной город. На том месте, где стоял образ, с той поры и по сие время, бьет чистый ключ, считающийся святым и целебным. Перенесение иконы из Ростова в Борисоглебск завершилось 18 сентября 1793 года. В память этого события сделан на Образ венец с обозначением этой даты.

    В 1850 году было установлено совершать по Борисоглебской стороне города крестный ход с Образом Всемилостливого Спаса в последний воскресный день перед праздником Пророка Илии. По Романовской стороне — в десятое воскресение после Пасхи, В 1930 году Крестный ход был запрещен.

    В 1989 году Крестный ход вновь вышел на улицы города Тутаева с Образом Всемилостливого спаса, так была возобновлена традиция с ношением Чудотворного образа. В настоящее время Крестный ход ежегодно бывает и на левом («романовском») берегу со службами у каждого из шести православных храмов. На этот праздник съезжаются тысячи богомольцев-паломников. Для ношения Образа имеются особые, громадных размеров носилки.

    На звоннице Собора имеются два колокола XVII века. На одном из них отлиты слова: «Лета 7165 августа в 15 день на праздник Успения Пресвятыя Богородицы при державе государя царя и великаго князя Алексея Михайловича и при благоверной государыне царице и великой княгине Марии Ильиничне и при благоверном государе царевиче князе Алексее Алексеевиче и при святейшем Никоне, патриархе Московском и всея Руси, и при преосвященном митрополите Ростовском и Ярославском Ионе, вылит сей колокол в Борисоглебской слободе к церкви Пречистая Богородицы Одигитрия и к святым страстотерпцам Борису и Глебу; строение Божие и мирское».
    Колокол этот весит 93 пуда 30 фунтов.

    * Сорочица — накидка, особого рода покрывало для престола.

    ** Индикт — введенный в 312 г . византийским императором Константином 1 цикл 15-летнего исчисления времени; счет по индиктам прекратили в XVIII веке.

    Хотите отдохнуть душой? — отдыхайте в Русской провинции.
    Приглашаем в гости.
    Россия 152302, Ярославская область, г. Тутаев, ул. Крестовоздвиженская, д.45
    тел.: 8-920-109-11-25
    e-mail: gradromanov@yandex.ru

    Copyright © 2009 Вениамин Новиков
    Копирование материалов возможно только с согласия владельца сайта и с обязательной активной ссылкой на сайт

    Собор Воскресения Христова в городе Тутаев

    Храм расположен в правобережной, западной части города, бывшей Борисоглебской слободе, которая в настоящее время стала центральным районом города. Поставленный на высоком месте, крупный собор служил архитектурной доминантой города. Он расположен на площади, замыкая перспективу выходящих к нему улиц, которые в прошлом были главными улицами слободы. Особенно заметна его доминирующая роль с левобережной стороны города, или непосредственно с реки. C северной стороны храма расположен овраг, алтарная часть обращена к реке Волга, поэтому основными направлениями доступа к храму служат южное и западное. В южном направлении от храма в прошлом располагался центр борисоглебской стороны. Современная застройка разместилась к западу от храма.

    Храм строился с 1652 по 1678 год. Он был построен на месте обветшавшего деревянного храма Бориса и Глеба, по которому и называлась слобода. В 1652 году была выстроена каменная шатровая с трапезной и двумя приделами церковь Бориса и Глеба, которая оказалась неудачной. В 1670 году, вероятно из-за просадки фундаментов в шатровым верхе церкви образовались трещины. Местные жители во главе с Никитой Малодушкиным обратились к ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу за разрешением разобрать шатровый верх с намерением сделать храм двухярусным.

    Для перестройки были приглашены ярославские мастера, имена которых не известны. В ходе реконструкции первоначальный замысел был существенно изменен. Собор был существенно расширен и вместо храма с трапезной выстроен собор с галереей.

    После строительства собора в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви слободы, убранство которых было перенесено в собор. Поэтому там имеются предметы более древние, чем само строение. В XVIII веке был перестроен верх колокольни, в результате чего она стала несколько ниже. Храм не закрывался при Советской власти, поэтому в нём в основном сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи. По той же причине они сравнительно мало изучены искусствоведами.

    Архитектура

    Храм расположен на участке, обнесённом кирпичной оградой, и имеет отдельно стоящую колокольню. Шатровая, отдельно стоящая колокольня и ограда со святыми воротами воздвигнуты вместе с храмом.

    Пятиглавый четырёхстолпный двуярусный храм обнесен обширной галереей и имеет два богато декорированных крыльца. Храм стоит на подклете, в котором расположена зимняя церковь Богородицы Одигитрии. Храм имеет два придела – северный, освященный в честь Петра и Павла и южный, Бориса и Глеба. Храм окружен обширной галереей. Галерея покоится на сводчатых арках, в глубине которых окна нижнего храма. В прошлом нижняя аркада была открытой в настоящее время – остеклена. Центральная часть храма освещается через окна, расположенные над окружающей храм галереей и световые барабаны. Небольшие окна имеются и между центральной частью и галерей. Приделы располагаются на галерее, имеют маленькие главки на глухих барабанах. С южной (обращенной к центру города) и западной стороны храм имеет крыльца, ведущие на галерею. Оба крыльца расположены не по центру, а смещены влево. Стены северного придела укреплены контрфорсами. Алтарная часть имеет два яруса тройных полукруглых абсид.

    Строителям храма удалось найти правильные соотношения и соразмерность его основных частей. Силуэт мощных арок, несущих галерею повторен в изящных и богато орнаментированных окнах галереи, которая является основным зрительным центром композиции. Далее он находит свой отклик в полукружьях ярко расписанных ложных закомар.

    Храм богато декорирован фигурной кладкой, рельефным декором, изразцом и росписями. В декоративной отделке данного типа храмов впервые богато украшена не только галерея, но и верхняя часть основного храмового здания.

    Основной декоративный элемент галереи – изящная аркада окон, простенки которых заполнены пучками полуколонн. Аркаду дополняет пояс из глубоких ширинок, центры которых украшены изразцами. Рисунок ширинок повторяется в декоративном оформлении крыльц. Декор верхней части основного здания храма составляет обрамление окон и пучки полуколонок, заполняющие простенки. Под кровлей здания расположен ярко расписанный пояс, включающий ложные закомары, расписанные библейскими сюжетами и их обрамление с декоративной росписью,

    Храм был расписан в 1680 годах артелью ярославских художников. Росписи отличаются большим числом повествовательных сюжетов. Галерея расписана в основном на темы Ветхого завета. На южной стене галереи представлена спокойная и идиллическая картина райской жизни Адама и Евы в окружении смирных зверей. На западной стене экспрессивно изображена история Ноя и всемирного потопа. В сцене разрушения Вавилонской башни представляет интерес детально представленная современная художнику техника проведения строительных работ. На северной стороне – история Ионы. Интересно изображение кита. Художника, видимо не представлял реального животного и изобразил скорее гигантскую рыбу. На галерее имеются и исторические сюжеты, например, крещение Руси князем Владимиром и история Евлогия-каменосечца.

    В главном храме представлены евангельские сюжеты и грандиозная картина страшного суда, расположенная на западной стене. Изображения комментируются надписями, среди них кроме библейских цитат находятся и стихи Симеона Полоцкого.

    Особенность храма – богатые росписи наружных стен. Стены центральной части заканчиваются ложными закомарами, поверхность которых была заполнена фресками, кроме того на стенах имеется ещё несколько росписей, иконописного типа. Наружные фрески храма неоднократно переписывались масляной живописью.

    Иконы и убранство

    В соборе сохранилось множество древних икон и образцов деревянной скульптуры. Позолоченный иконостас собора выполнен в XVIII веке, но отличается от иконостасов этой эпохи отсутствием мзлишней пышности, свойтвенной стилю барокко.

    Одна из наиболее почитаемых икон собора – огромный трехметровый поясной образ Спаса Всемилостивого, созданный, по преданию Дионисием Глушицким.

    На южной стене храма находится выдающаяся икона «Оранта».

    Деревянное скульптурное распятие выполнено в условной, отчасти геометрической манере.

    Надпрестольная сень и резной киот со скульптурным изображением Николы Можайского, созданные в 1554 году представляют собой уникальный образец русской деревянной пластики. Основания сени выполнены плоской резьбой в виде шестикрылых серафимов, створки киота в виде сквозной решетки со стилизованными цветами. Фигура Николая несколько архаична, но не лишена динамики. Интересны скульптурные изображения львов в подножьях ктиторских мест.

    Икона Спас Всемилостивый

    Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост. Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.

    Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.

    Икона Спаса в Тутаеве

    Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо». Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы. Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.

    Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения. В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход. Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.

    Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.

    Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.

    Значение чудотворной иконы Спаса Всемилостивого

    К иконе часто приходят просить о здоровье для тела и духа. Чудесным образом отступают болезни костей и суставов, но не только с этими проблемами обращаются к Богу через эту икону. Самое главное, что молятся не иконе, а Господу, его и нужно просить. Икона не раз проявляла чудотворные свойства. Интересным проявлением божественных сил иконы является то, что жена, даже единожды предавшая мужа, не различит на иконе Господа.

    Икона, под которой пролезают

    «Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.

    В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.

    Верующие пролезают под иконой Спасителя, делать это нужно на коленях, читая молитву

    Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.

    Молитва, читаемая перед образом Спаса:

    Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.

    Воскресенский собор Тутаева

    С левого берега Волги открывается прекрасный вид на Воскресенский собор, украшающий Борисоглебскую сторону города Тутаева. Огромный белый пятиглавый храм на склоне холма, окруженный деревянными, потемневшими от времени домами выглядит легким и величественным. Он являет собой яркий образец ярославской церковной архитектуры и заслуженно включен в список достопримечательностей Золотого кольца России.

    Алтарной частью собор обращен к реке, внутрь ведут два крыльца — с южной и западной сторон. Входы оформлены резьбой по камню в традиционном русском стиле. Окна украшают гребенчатые наличники, простенки между ними заполняет затейливое каменное кружево гирлянд, свисающих с витых полуколонн. В углы храма врезаны толстые, похожие на столбы колонны, соединенные цепью. Окончательную завершенность архитектурному ансамблю придают многоярусные ворота и шатровая колокольня.

    Немного истории

    Воскресенский собор возведен между 1652 и 1678 гг. на месте разрушившейся деревянной церкви Бориса и Глеба. Имена зодчих история не сохранила, известно только, что они были родом из Ярославля. Ярославцами были и художники, которые расписывали храм в 1680 г. С тех пор собор неоднократно реставрировался, но служение в нем никогда не прерывалось. Во время последней реконструкции храмовый ансамбль дополнился подсветкой из 280 ламп мощностью по 500 Вт.

    Что посмотреть

    Подлинное украшение храма — самобытные фрески, сверху донизу покрывающие все потолки и стены. Сюжетами росписи послужили эпизоды Ветхого и Нового заветов. На южной стороне нарисована сцена райской жизни Адама и Евы, на западной — Ноев ковчег в волнах всемирного потопа, северная — посвящена истории Ионы. Огромная фреска повествует о строительстве Вавилонской башни. Встречаются и исторические сюжеты, к примеру, крещение Руси.

    Многоярусный иконостас 17 века покрыт золоченой резьбой. В числе православных реликвий — распятие, принесенное сюда рекой еще в 15 веке, и образ Николая Мирликийского из деревянной слободской церкви, на месте которой возведен собор. В южном приделе установлена известная чудотворная икона — «Оранта». Уникальный образец русской резьбы по дереву — киот, выполненный в 1554 г. на сюжет из жития Николы Можайского. Шестикрылые серафимы поддерживают надпрестольную сень в виде увитой цветами сети.

    Главная святыня Воскресенского храма — огромная икона «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». В 15 веке ее нарисовал вологжанин святой преподобный Дионисий Глушицкий.

    После революции икона Спасителя была утрачена. Легенда гласит, что ее обнаружили прачки, полоскавшие белье с мостков. Под их ногами на досках проступил потемневший лик. Ныне самая почитаемая икона Борисоглебской епархии выставлена слева от южного входа в храм. В десятое воскресенье после Пасхи совершается крестный ход по улицам Борисоглебской стороны с украшенной зеленью трехметровой иконой.

    Практическая информация

    Адрес: Ярославская область, ул.Соборная, 13а. Веб-сайт.

    Воскресенский собор Тутаева: фото, адрес и история

    Воскресенский собор в Тутаеве является уникальным памятником русской церковной архитектуры. Расположен он в Ярославской области. Тутаев — небольшой старинный город. Он входит в перечень исторических поселений России. В настоящее время храм действует, расписание служб Воскресенского собора в Тутаеве можно узнать на его официальном сайте. Многие приходят в церковь, чтобы увидеть икону «Спас Всемилостивый», которая почитается как чудотворная.

    Изначальное название города — Романов-Борисоглебск. Решение о переименовании было принято во время Гражданской войны. Нынешнее название происходит от фамилии солдата Красной армии, погибшего при подавлении белогвардейского восстания в Ярославле.

    Город возник в результате слияния двух отдельных населённых пунктов — Романова и Борисоглебска, расположенных на левом и правом берегах Волги. До 1822 года они являлись самостоятельными административными единицами.

    Левобережная часть

    Город Романов основал в конце 13 века князь Роман Владимирович, который впоследствии был причислен церковью к лику благоверных. На протяжении своей долгой истории поселение подвергалось многочисленным вражеским нападениям. Неоднократно неприятели оставляли Романов полностью разрушенным и сожжённым, но он вновь отстраивался и возрождался.

    Правобережная часть

    Летописи и исследования археологов свидетельствуют о том, что Борисоглебск существовал задолго до основания Романова. Во время монгольского нашествия в 1238 году жители Ярославля были вынуждены покинуть город. Они нашли убежище в Борисоглебске. В те времена это было рыбацкое поселение. Его название восходит к первым русским святым мученикам, князьям Борису и Глебу. Сохранились сведения, что жители поселения поставляли рыбу к царскому столу.

    Объединение

    В 1822 году по указу императора Александра I Романов и Борисоглебск стали одним городом. Это было сделано из экономических соображений. После объединения Романов-Борисоглебск не отличался бурным развитием. В течение 19 века в городе не было построено никаких значимых каменных зданий. Однако процветали некоторые отрасли экономики: льняная мануфактура и завод минеральных масел. Разводимая в окрестностях города порода овец была известна по всей России.

    Расположение собора

    Храм находится в правобережной части города, на территории бывшего Борисоглебска. Точный адрес Воскресенского собора: Тутаев, Соборная улица, дом 13а. Величественный храм расположен на возвышенном месте и доминирует над остальными архитектурными сооружениями города. Очень впечатляющий вид на Воскресенский собор в Тутаеве открывается с противоположного берега Волги. Алтарная часть здания обращена к реке. Площадь, на которой находится храм, замыкает перспективу ведущих к ней улиц. Правобережная часть в настоящее время считается центральным районом города.

    История возведения храма

    Строительство собора началось в 1652 году. Он был призван заменить собой пришедший в негодность деревянный храм Бориса и Глеба. Первая попытка возведения каменного Воскресенского собора в Тутаеве не увенчалась успехом. Из-за просадки фундамента в шатровой части здания образовались многочисленные трещины. Местные жители обратились к митрополиту с просьбой позволить им разобрать верх сооружения и сделать храм двухъярусным. После получения разрешения церковного иерарха к выполнению этой работы были привлечены ярославские мастера. Реконструкция продолжалась до 1678 года. В качестве строительного материала использовался исключительно кирпич. Легенда гласит, что в него при изготовлении подмешивали муку и кровь скота.

    В результате было возведено здание, по размерам значительно превосходящее прежний храм. После завершения строительства в Воскресенский собор Тутаева перенесли внутреннее убранство из некоторых окрестных церквей. Это объясняет тот факт, что часть предметов в храме древнее, чем он сам.

    Особенности архитектуры

    Двухъярусный собор окружён галереей. Он имеет два придела (так называются пристройки или специально выделенные части здания, в которых установлены дополнительные алтари, что даёт возможность одновременно проводить несколько литургий). Они располагаются на галерее. Южный придел освящён в честь князей Бориса и Глеба, северный — в честь апостолов Петра и Павла.

    Воскресенский собор в Тутаеве имеет два изящно украшенных крыльца, ведущих на галерею. Одно из них обращено к центру города. В подклете (нижнем этаже) находится зимняя церковь Богородицы. Свет проникает в храм через окна, расположенные над галереей. В декоративной отделке использовались росписи и фигурная кладка. На фото Воскресенского собора Тутаева можно заметить колокольню, которая была построена вместе с основным зданием. Храм окружён невысокой кирпичной оградой с воротами.

    Настенная живопись

    В украшении собора принимали участие ярославские художники. Сюжеты росписей на стенах галереи взяты преимущественно из Ветхого завета. Они изображают сцены жизни прародителей человечества в Эдемском саду, постройки Ноева ковчега и разрушения Вавилонской башни. Роспись, демонстрирующая библейскую историю Ионы, вызывает особое любопытство. Изображение кита на ней не оставляет сомнений, что старинный художник имел очень смутное представление о внешнем виде этого млекопитающего.

    Фрески на стенах центральной части храма посвящены событиям Нового завета. Они сопровождаются надписями, содержащими цитаты из Библии. На западной стене находится поражающая воображение картина Страшного суда. Работы ярославских художников отличаются нехарактерной для той эпохи реалистичностью. Они лишены типичной черты средневековых фресок — условности в изображении человеческих фигур. На наружных стенах собора также присутствует большое количество росписей, которые неоднократно реставрировались.

    Одним из главных сокровищ храма является образ Спаса Всемилостивого. Это самая важная из икон Воскресенского собора в Тутаеве. По легенде, она была написана в 15 веке преподобным Дионисием Глушицким, основателем нескольких монастырей. Первоначально икона хранилась в деревянной церкви Бориса и Глеба. В середине 18 века по распоряжению Ростовского митрополита Арсения её поместили в архиерейскую резиденцию. Через несколько десятилетий икона вернулась в Воскресенский собор. Данный образ Спаса Всемилостивого почитается как чудотворный. Существует традиция ежегодно совершать с этой иконой крестный ход по городу.

    Храм не закрывался в годы Советской власти. Поскольку расписание богослужений Воскресенского собора в Тутаеве никогда не нарушалось, его внутреннее убранство мало изучено искусствоведами. Однако благодаря этому оно в основном сохранилось в неизменном виде.

    ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА» В ТУТАЕВЕ

    Важно понимать, что Воскресенский собор является жемчужиной не только самого Тутаева, это жемчужина всего русского зодчества, а конкретно уникальный памятник архитектуры ярославского каменного зодчества XVII века.
    Состоит собор из двух храмов — нижнего (теплого, зимнего) и верхнего (холодного, летнего). Нижняя церковь Смоленской иконы Божьей Матери построена несколько раньше. Верхний — Воскресенский — храм и окружающая его с трех сторон галерея — спустя несколько лет. Высота нижней церкви — 5 метров, верхней — 13,5 метров (до купола 24).

    В этом храме и находится Чудотворная Икона Всемилостивого Спаса. Эта огромная, около трех метров, икона называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». По преданию, принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.


    Воскресенский собор.Тутаев

    Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.

    Изначально икона располагалась в куполе (являлась «небом») деревянного храма в честь святых князей Бориса и Глеба, чем и объясняются ее большие размеры (три метра в высоту). Когда был построен каменный храм, икону Спасителя перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.

    На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».По периметру иконы изображены витиеватые облачка.

    За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.

    В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках.

    С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцеления от физических и духовных болезней. На средства благодарных прихожан и паломников в 1850-м году икону украсили серебряно-золоченым венцом и ризой с позолотой, весом более 35 кг.Венец и риза были изъяты большевиками в 1923 году. Тот венец, что находится на иконе в настоящее время — его копия.Риза исчезла бесследно.

    В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый.

    Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко.

    Каждый год, уже несколько десятилетий, 2 июля, в Тутаеве отмечается соборный праздник. Благочестивые христиане от Воскресенского храма по берегу Волги совершают крестный ход с иконой Спасителя.

    Крестные ходы с чудотворной иконой совершаются дважды в год: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне.

    Металлическую конструкцию создали для переноса иконы во время крестных ходов. Арки придумали, скорее всего, для удобства — мужчины несут конструкцию с иконой на плечах, желающие проходят под иконой. Арки — чтоб не пригибаться при этом. А потом додумались лазить под ними во время остановок.
    Чудотворный образ выносят из храма на специальных носилках и совершают крестный ход с иконой Спасителя по улицам города с пением и молитвами.
    А потом, по желанию, верующие лезут в дыру под иконой — целебный лаз, и на коленях или на корточках проползают под «Всемилостивым Спасом» с молитвой об исцелении.

    Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.

    Все прошлые века велся список исцелений от чудотворной иконы. Образ Всемилостивого Спаса — одна из самых почитаемых икон не только для отдельно взятого тутаевского храма, но и для всей ярославской епархии.

    Тутаев иногда называют городов трех святынь. Именно к ним приезжают поклониться паломники со всей России.
    Первая — это чудотворный образ Спаса в Воскресенском соборе, о нем мы говорили выше.
    Вторая — икона «Прибавление ума» в Покровской церкви. О ней был разговор в прошлый раз.
    Третья святыня Тутаева — могила архимандрита Русской православной церкви Павла (Груздева), которая находится на Леонтьевском кладбище (на Романовской стороне).

    По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу — в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.

    Собор Воскресения Христова в городе Тутаев

    Воскресенский собор Тутаева.

    Обязательно наших гостей возим за Волгу посмотреть наш Воскресенский собор. Все, даже собравшиеся нехотя, потом долго отходят от впечатлений, сам ансамбль из собора,колокольни и ограды с вратами поражает, а богатство интерьера и фресок тем более. Каждый раз, туда зайдя, я не могу быстро уйти и снова пересматриваю знакомые сюжеты, находя там новые детали. Что-то бывает близким по состоянию души, а что-то высвечивается по новому в иное время года и иное освещение. Красота его еще в том, что пейзаж в окнах является продолжением интерьера, его дополнением и напоминанием, что и тогда, когда он был возведен, отличался немногим: та же Волга, видная кусочком в окно, невысокие дома.

    Разумеется, что-то стало иным. Новая застройка торчит теперь за собором, с некоторых точек нашего берега она видна хорошо, пейзаж обогатился еще вышкой Билайна.
    Это фото сделано 5 лет назад и за это время еще выросли рядом с собором каменные дачи, двухэтажные и страшноватые.

    Зеленый склон когда-то был без лестницы, пять лет назад он еще оставался частично таким, сейчас изуродован попытками одного из дачников проложить к своему дому дорогу. Когда-то мы лезли по тропинке, которую размывало стекавшей дождевой водой так, что ноги скользили и приходилось хвататься за траву.

    Потом он сразу вырастал перед тобой, не так , как сейчас из асфальтовой площадки, а почти из травы, неожиданно, во весь свой рост двухэтажного храма с нижней зимней и верхней летней церковью.

    Таким он остался на картине художника Выржиковского, многие годы прожившего в Тутаеве, из окон его дома на левом берегу всегда был виден собор.

    С воды или зимой со льда он сохранил свое величие и статус непререкаемой доминанты правого берега.

    И с любой точки бульвара он приковывает внимание.

    Построенный в середине века, он заменил церковь Воскресенского мужского монастыря, сожженного и разоренного поляками. По преданию, от неё остались «небеса», а именно большая икона Спасителя, которую носят у нас раз в году по городу во время крестного хода.
    Нижний каменный храм был освящен в 1652 году. Верхний храм строился по разрешению Ионы Сысоевича, митрополита Ростовского и Ярославского, «тщанием прихожан и при особом усердии старосты, купца Захария Котлованова» с 1652 по 1678 годы.

    Первая колокольня не задалась, её подмыл родник, в наших местах их так много, что редкий строитель не сталкивается с родником.
    Пришлось ставить вторую, когда-то она была с часами, как многие колокольни.

    Собор в лихие послереволюционные годом чудом спасся, благодаря вмешательству наркома по культуре Луначарского, за что благодарные горожане даже хотели переименовать город в его честь, но нарком отказался.
    Архитектор-реставратор Владимир Суслов сделал его обмеры.

    Композиция собора напомнит лучшие ярославские храмы, но строился он ранее и более величественен, особенно потому, что подиумом является высокий берег Волги. Пятиглавый храм монументален, под самой кровлей на карнизах — широкий пояс ярких фресок.

    Ограда с арками является полноценной частью ансамбля.

    Её арки перекликаются с арочными окнами галереи.

    Стены украшены вставками из керамической плитки, характерным декоративным приемом 17 века ярославской архитектуры.

    Зодчий храма, оставшийся неизвестным, был несомненно талантлив. Мощная многоярусная композиция одновременно и цельна и богата на детали. Богатое узорочье подчинено монументальным формам.
    Длина собора составляет 35 метров, ширина -30 метров, высота до вершины креста — 49.7 метра. Высота теплой нижней церкви — около 5 метров, верхнего летнего храма до сводов — 13.5 метров, до главного купола — 24 метра. Ширина галереи около 5 метров.

    Мощные арки несут на своих дугах более мелкую аркаду галереи.

    Каменное узорочье храма вызывает восхищение, есть даже легенда об итальянских архитекторах, якобы строивших собор.
    Храм богато декорирован фигурной кладкой, рельефными узорами, росписями. Вертикальные цепи дынек и перехватцев — двойные на наличниках, тройные вместо лопаток, одиночные между ними, — храм праздничен и наряден.

    Стоящая рядом колокольня, перестроенная в 1856 году, высотой 35 метров.

    Небольшие Святые ворота увенчаны легкой башенкой, рядом с мощным собором она выглядит изящно.

    Ограда вокруг собора была сооружена стараниями купца Степана Щукина в 1856 году.

    С собором связана интересная традиция, здесь венчаются наши космонавты. Даже тот, что женился прямо на орбите на русской эмигрантке ( по законам штата, где она проживала, можно было заключить брак в отсутствие жениха) по возвращении на Землю приезжал с женой сюда для церковного обряда.

    Храм играет большую роль в архитектурном пейзаже города с разных точек зрения. Он интересен с дальних берегов, как мы уже увидели, хорош вблизи, украшает собой виды с окрестных ближайших улиц.

    Теперь, когда собор подсвечен, он представляет собой ночью феерическое зрелище. Особенно, когда проплывают мимо ночью теплоходы все в огнях.

    Ссылка на основную публикацию