Собор Воздвижения Креста Господня на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге

Церковь Воздвижения Честного И Животворящего Креста Господня .
Крестовоздвиженская церковь

Архитекторы: Шумахер И. Я.
Диммерт Е. И.
Год постройки: 1747-1749, 1848-1851
Стиль: Необарокко

Церковь Воздвижения Честного И Животворящего Креста Господня. в стиле классицизма с элементамибарокко

Крестовоздвиженская церковь

Церковь Рождества Иоанна Предтечи (не сохран.)

1718-1719 — 1730 — сгорела

Ильинская церковь (не сохран.)

1747-1749 — не установлен, арх. Шумахер И. Я. барокко

1848-1851 — арх. Диммерт Егор Иванович — перестройка, расширение

1764-1768 — автор не установлен

1841-1844 — арх. Морган В. — расширение

1805-1812 — арх. Постников А. И.

Фрагмент карты 1913 г.

Церковь Воздвижения Честного и
Животворящего Креста Господня
на Лиговке. Фото нач.1900-х г.?

Своеобразный архитектурный ансамль сложился на Лиговской ул. (Лиговский пр.), у ее пересечения с Обводным каналом.

Первоначально в районе Московской Ямской слободы у реки Лиговой, где проживали ямщики, поселенные Петром I, была возведена небольшая часовня.

В 1718 г. сгоревшую часовню сменила церковь Рождества Иоанна Предтечи с Никольским приделом. В 1719 г. она была освящена наместником Александро-Невского монастыря иеромонахом Варлаамом. Это было небольшое, вытянутое в плане строение с высокой кровлей, увенчанное шпицем.

В 1723 г. была построена деревянная ярусная колокольня.

В 1730 г. церковь сгорела.

В 1731 г. на место сгоревшей церкви была перевезена Ильинская часовня, купленная на Охтинских пороховых заводах. 25 февраля была освещена как церковь, а в ноябре 1733 г. освящен придел Николая Чудотворца. Эта церковь помещалась ближе всего к Лиговому каналу. Она имела высокую кровлю, увенчанную маленькой главкой.

Крестовоздвиженская церковь

Каменная церковь возведена в 1747-1749 гг. Автор проекта не установлен. Наблюдал за строительством арх. И. Шумахер. Этот храм был выстроен в традициях позднего барокко.

Главный алтарь был освящен архиепископом Феодосием 24 июня 1749 г. во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, приделы посвящены Рождеству Иоанна Предтечи и Святому Николаю Чудотворцу. Одноэтажный каменный храм был холодным.

В плане он имел форму латинского креста с прямоугольным выступом апсиды в восточной части и точно таким же, симметрично расположенным притвором в западной части. Над западным притвором церкви находилась колокольня.

Тихвинская церковь

20 июня 1764 г. за алтарем была заложена Тихвинская церковь .

Колокольня

В 1804-1812 гг. арх. Постниковым была сооружена колокольня.

Колокольня соединяется двумя полуциркульными колоннадами с часовнями. В нишах помещены скульптуры Апостолов Петра и Павла. Высота колокольни около 60 м. Колокольня в верхней части украшена восемью гипсовыми изображениями Апостолов, нижняя — четырьмя.

Кованые железные решетки работы кузнечного мастера Федора Мартьянова были вставлены в пролеты в 1853 г.

Церковь во имя свв. Кирилла и Мефодия, надвратная

В 1871 г. во втором этаже нижнего яруса колокольни был устроен небольшой храм во имя просветителей славян Кирилла и Мефодия по проекту арх. Л. Бульери. Освящен он был 2 февраля 1878 г. митрополитом Исидором.

К 1830 г. обе церкви, Крестовоздвиженская и Тихвинская, обветшали. Было решено выстроить одну новую церковь. План, утвержденный в 1841 г., составил арх. В. Морган (храм напоминал Исаакиевский собор).

Он же разработал план временной пристройки к Тихвинской церкви, куда в 1844 г. были перенесены Предтеченский и Никольский приделы из Крестовоздвиженской церкви.

Крестовоздвиженская церковь (новая)

Проект нового храма Моргана так и не был реализован из-за нехватки средств.

Был утвержден новый план перестройки Крестовоздвиженской церкви по проекту арх. Е. И. Диммерта. Строительство велось в 1848-1851 гг.

1 июня 1852 г. был освящен придел Рождества св. Иоанна Предтечи, 8-го июня — Николая Чудотворца. В церкви сохранялся иконостас второй половины XVIII в.

Фото — Олег Еверзов,
22.04.2017.
(добавил Ладада)

Фото yuri.sedunov, 2010.

Фото — Наталия, 10.07.2012.

Фото — M.A., 07.02.2016.

Крестовоздвиженская церковь имеет в плане вид латинского креста с полукруглой аспидой. Церковь одноэтажная; венчается она пятью главами со световыми барабанами. В рукавах креста, а также во всех трех нефах находились алтари,

Храм имел пять престолов. Главный алтарь посвящен Воздвижению Креста; справа от него находится придел во имя Рождества Иоанна Предтечи; слева — придел Николая Чудотворца; в южном рукаве креста находится придел во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены; в северном — во имя преподобного Сергия Радонежского. На своде большого купола помещались изображения семи архангелов, Иоанна Крестителя и херувимов.

С 1875 при церкви действовало благотворительное общество, содержавшее богадельню, два сиротских приюта и воскресную школу.

В 1939 г. церковь была закрыта. В 1939-1941 гг. интерьеры церкви, лишившейся своего убранства, подверглись переделке и перепланировке.

В 1947 г. церковь передана под реставрационные мастерские.

В 1991 церковь возвращена верующим.

В 1991 г. начались богослужения в церкви Святых Кирилла и Мефодия.

С 2000 г. действует в статусе собора. Храм был передан православному приходу, объединившему петербургское казачество

У алтарной стены Крестовоздвиженского собора в 2002 году установлен бюст Николая II.

(А. П. Павлов — Храмы Санкт-Петербурга, Лениздаь, 2007, сс166-169, [ 95 ])

Проезд со стороны ул.
Черняховского.
Фото — Mary, 2009.

Фото — M.A., 07.02.2016.

Памятники императору
Николаю II и цесаревичу Алексею
за Крестовоздвиженской церковью .

Памятник цесаревичу Алексею
за Крестовоздвиженской церковью

Памятники императору Николаю II
и цесаревичу Алексею
за Крестовоздвиженской церковью
Фото — Арсеньева Наталья, 2014

Информация

Когда проходишь или проезжаешь по Лиговскому проспекту, взгляд обязательно останавливается на стройном силуэте высокой колокольни Крестовоздвиженского казачьего собора. История собора восходит к первым годам существования Петербурга. Собор назван казачьим, потому что в нем окормляются и несут службу казаки, живущие в Петербурге, состоящие в Санкт-Петербургском казачьем землячестве «Невская станица» .

О храмах

В комплекс прихода Крестовоздвиженского казачьего собора входят три храма:

Церковь Кирилла и Мефодия (расположена в колокольне)

Богослужения совершаются в церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери, церковь открыта для посещения прихожанами только во время проведения богослужений, в остальное время открыт Крестовоздвиженский собор (с 9.00 до 20.00).

Храм свв. равноапп. Кирилла и Мефодия в колокольне закрыт на зимний период.

Время работы часовни на Лиговском проспекте с 10.00 до 19.00 (обед с 14 до 15).

В ограде собора находится Лавка «Дон», где можно приобрести мёд, лечебные травы и настойки
донского казака, фитотерапевта Александра Александровича Алифанова, продукцию кубанского
монастыря св. равноап. Марии Магдалины.
Телефон Лавки «Дон»: 920-17-92. Время работы: ежедневно, с 10.00 до 19.00.

Колокольня и
Крестовоздвиженский собор

Церковь Тихвинской иконы
Божией Матери

Божественные Литургии совершаются по воскресениям, средам, четвергам, пятницам и субботам (дни необходимо уточнять, т.к. из-за праздников возможны изменения — см. расписание). Начало Божественной Литургии в 10.00, исповедь — в 9.00. Накануне в 17.00 проходят вечерние богослужения, совершается исповедь.

Молебны и акафисты

По средам в 17.00 служится молебен Всем святым,

по четвергам в 17.00 — акафист перед иконой Тихвинской Божией Матери,

по пятницам в 17.00 служится акафист свв. Царственным Страстотерпцам,

по воскресным дням после Литургии — св. прав. Иоанну Русскому с молитвой о защите детей.

Во время постов акафист заменяется молебном.

Настоятель прихода Крестовоздвиженского казачьего собора с 1991 года протоиерей Владимир Сергиенко. Священство: протоиерей Константин Аугустайтис, протоиерей Валентин Декалов, иерей Георгий Яковлев, иерей Кирилл Шпакович, протодиакон Андрей Сорокин.

Настоятель протоиерей
Владимир Сергиенко

Протоиерей
Константин Аугустайтис

Протоиерей
Валентин Декалов

Иерей
Георгий Яковлев

Иерей
Кирилл Шпакович

Протодиакон
Андрей Сорокин

« Школа духовной жизни »

По пятницам в 19.00 в учебном классе (слева от храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери) проводятся беседы о духовной жизни с настоятелем Крестовоздвиженского казачьего собора протоиереем Владимиром Сергиенко.

Занятия строятся по принципу «вопрос-ответ», поэтому можно заранее подготовить волнующие Вас вопросы.

Таинство Святого Крещения

Крещение совершается полным чином, с погружением. Крещение совершается безвозмездно. Желающие принять Святое Крещение и крестные (если крестят младенца) должны пройти занятия по катехизации — обучение основам православной веры (катехизатор — Дмитрий Александрович Кривошеев). Занятия проходят по воскресным дням в 15.00 в учебном классе (слева от Тихвинского храма). О дате и времени совершения Таинства со священником договариваются индивидуально после прохождения занятий.

Экскурсии

Для групп могут быть организованы экскурсии по храмам Прихода, возможна организация трапезы для паломников. Телефон для связи:+7.909.591-83-01 Анна (секретарь прихода).

При приходе действует паломническая служба «Сретение» — однодневные и многодневные поездки по святым местам России и зарубежья. Запись в поездки по телефону +7 (921) 954-23-07. Расписание поездок и описание маршрутов на сайте паломнической службы «Сретение»

Часовня на Расстанной улице

Священник прихода прот. Константин является настоятелем Часовни во имя Архистратига Божия Михаила, расположенной на Расстанной улице. Также священники прихода совершают воскресные и праздничные богослужения в храме Рождества Богородицы в дер. Войтолово.

Собор Воздвижения Креста Господня на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге: изучайте с нами

Православный храм находится на дорожном пересечении Лиговского проспекта и самого глубокого в городе Обводного канала. Собор воздвигался в середине XVIII столетия и считается старейшей петербуржской церковью. Сегодня это строение, выполненное в стиле барокко, носит имя «казачьего», так как в 1991 г. храм отдался во владение приходу, который объединил казачество в Северной столице.

Сгорая, превращался в камень… Из ветхости – в величественный храм

Как и у каждого человека, у всякого исторического здания есть своя уникальная история. Но если верить источникам, то ни один питерский собор не имеет такой богатой летописи, как Крестовоздвиженский. Строительство храма, его перестройки и реконструкции длились около 135 лет, повидав на своем веку мастерство и рвение строителей как XVIII, так и XIX столетия.

Петр І, позаботившийся о заселении Северной столицы, заполнил берега реки Лиговой неугомонным, лихим народом – ямщиками. Находясь на государевой службе, они селились отдельными общинами, со своими традициями и моралью. Живя, как правило, зажиточнее, нежели другие, пожелали однажды ямщики иметь в слободе свою церковь. Задумано – сделано: обратились к власти и по их прошению благословил архимандрит возведение небольшого храма. Просуществовал тот недолго, сгорев однажды дотла. Тогда на этом же месте построили еще одну церквушку – из старых материалов. Совсем ветхая она прослужила прихожанам с десяток лет. Церковь стали посещать не только ямщики с семьями, но и новые поселенцы: к тому времени многочисленными жителями района стали казаки и в старой деревянной церкви прихожане помещались уже с трудом.

В 1740 году опять же по просьбе верующих начал строиться уже каменный храм во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а приделы в нем возвели во имя Рождества Иоанна Предтечи и Святого Николая Чудотворца. Так церковь стала трехпридельной, а над западным ее притвором соорудили колокольню. За алтарем же храма заложили Тихвинскую церковь.

Проект колокольни Крестовоздвиженки был разработан архитектором Постниковым в 1804 году и осуществлялся на протяжении 8 лет. Знаковым для храма является число 12: 12 Апостолов, 12 колоколов установлено на колокольне. Так в глубоких нишах шестидесятиметровой колокольни расположились фигуры Апостолов Петра и Павла, а верхняя часть украшена 12 гипсовыми скульптурами Апостолов. Многим позднее в пролеты были вставлены кованые решетки кузнечного мастера Мартьянова. Второй этаж колокольни отвели под небольшой храм во имя просветителей Кирилла и Мефодия.

Завершение строительства колокольни принесло новые проблемы: обе церкви – Крестовоздвиженская и Тихвинская – нуждались в капитальном ремонте. Подсчитав расходы, пришли к выводу: вместо двух обветшавших церквей целесообразней будет возвести один новый храм. Разработку проекта поручили архитектору Моргану, и тот задумывает все с большим размахом: мало того, что храм должен вмещать до 2500 верующих, величия ему должно придавать внешнее сходство с Исаакиевским собором. Но для подобного масштаба необходимы и немалые средства, коих на реализацию проекта Моргана не хватало. В итоге строительство откладывалось, а прихожане осмелились на новое ходатайство о перестройке церкви по новому проекту Егора ДИммерта.

Последний, призвав к себе в помощники Константина Лазарева, в 1848 году чрезвычайно быстрыми темпами начинает строительство. Примечательно, что новая постройка основывалась на части стен и столбов столетней церкви.

Три года – и вот уже подходят к концу отделочные работы. Летом 1852 года произошло освящение придела Рождества св. Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Так начатое в 1853 году святое дело по строительству нового храма удачно завершилось – украсив собою Ямскую слободу, перетерпев исторические передряги и сохранившись до наших дней.

Каменное здание Крестовоздвиженской церкви имело прочную основу – каменный фундамент и немаленькие параметры: длину около 53-х метров и ширину до 35-ти метров. Возвели ее в виде латинского креста, взлетавшего ввысь на 41 метр. В рукавах креста располагались алтари, сам храм имел пять престолов. Естественно, главный алтарь посвящался Воздвижению Креста, а четыре придела нарекли во имя Рождества Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, во имя преподобного Сергия Радонежского.

Страшный 37-й год принес Крестовоздвиженской церкви печальную участь: священнослужители храма были расстреляны, а вскоре закрыли и саму церковь. В 40-е гг. ее неоднократно перепланировывали, перекрывали и возводили новые стены. Немалые разрушения принесли артиллерийские снаряды времен Великой Отечественной. В 1947 году церковь передали для нужд реставрационных мастерских. Позднее здесь обустроили котельную…

Храмовый комплекс за всю свою историю пережил множество трудностей, и наконец-то 90-е гг. возвратили церковь приходу. Крестовоздвиженская церковь получила статус собора, и стала приходским Казачьим храмом.

Крестовоздвиженский казачий собор на Лиговском пр.

Расписание богослужений

Архитектурный стиль: необарокко

Автор проекта: по проекту Егора Ивановича Диммерта, ученика Стасова.

Годы постройки: 1848 — 1851

Служения при храме

воскресная школа

социальная помощь

любительский хор

оглашение

Ближайшие места

П ервоначально построен в 1747–1751, освящен архиепископом Феодосием в 1749 (главный алтарь, в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня) и в 1751 (три боковых придела).

В 1848–1851 храм перестроен и расширен (арх. Е. И. Диммерт); вновь освящен митрополитом Никанором 15 декабря 1851 (главный алтарь; престольный праздник 27 сентября) и в июне 1852 (боковые приделы: Свт. Николая Чудотворца, престольные праздники 22 мая, 19 декабря; и Рождества Иоанна Предтечи, престольный праздник 7 июля).

Летом 1938 храм закрыт. В 1991 году казачьей общине передан храм свв. Кирилла и Мефодия в колокольне (восстановлен), в 1993 году — храм Тихвинской иконы Б.М. (восстановлен, совершаются регулярные богослужения), в 1996 году — Крестовоздвиженский собор (идут реставрационные работы).

Санкт-Петербург. Собор Воздвижения Креста Господня.

Казачий Крестовоздвиженский собор; Ямская Предтеченская церковь

Церковь расположена на Лиговском проспекте недалеко от Обводного канала в бывшей Московской Ямской слободе, отчего часто называлась Ямской Крестовоздвиженской. Бытовало и название Иоанно-Предтеченская церковь — по названию одного из приделов храма. В 1719 году на этом месте была построена деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, которая сгорела в 1730 году, и в 1749 году была выстроена новая, Крестовоздвиженская церковь из камня с приделами Рождества Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Через 100 лет она была разобрана и на ее месте в 1848-1851 годах был возведен новый храм архитектором Егором Диммертом, учеником Стасова. Увенчанное пятью многогранными куполами, украшенное пилястрами здание построено в стиле барокко середины XVIII века.

Церковь располагается в глубине обширного участка, прилегающего к Лиговскому проспекту, часть которого занимало кладбище, впоследствии ликвидированное. Кроме главного престола, освященного 2 декабря 1851 года, в ней имелись приделы: северный — во имя Святителя Николая Чудотворца и южный — во имя Рождества Иоанна Предтечи, освященные соответственно 8 и 1 июня 1852 года. Позднее в церкви были устроены еще два придела: у южной стены церкви — во имя Святых Равноапостольных Константина и Елены, у северной стены — во имя Святого Сергия Радонежского. Четырехъярусная шестидесятиметровая надвратная колокольня церкви построена в 1810-1812 годах по проекту архитектора А. И. Постникова (1766-1830). Здание колокольни увенчано шпилем и декорировано колоннами и статуями. Поражает воздушность контура колокольни, пропорциональность всех ярусов, завершаемых узким шпилем. Эта одна из красивейших колоколен Петербурга — важнейшая градостроительная доминанта района. Под сводами колокольни находилась церковь Святых Кирилла и Мефодия, устроенная в 1872 году иждивением купца Шигалева. В композицию органично входят две невысокие часовни,соединенные с колокольней дугообразными крытыми галереями из спаренных колонн.

Церковь была закрыта в июле 1932 года, а в 1939-1941 годах вся внутренность церкви, лишившейся своего убранства, подверглась основательной переделке. Интерьер исказили и обезобразили межэтажные перекрытия и капитальные поперечные стены. Здесь разместились реставрационные мастерские. Ныне церковь возвращена верующим и действует в статусе собора. Храм был передан православному приходу, объединившему петербургское казачество, в Никольском приделе храма с 1991 года совершаются богослужения и одновременно проводится реконструкция интерьеров и фасадов здания. У алтарной стены Крестовоздвиженского собора в 2002 г. установлен бюст Николая II.

В Ямской слободе на Лиговом канале» находилась Крестовоздвиженская слободская церковь, освященная в 1749 году. Обветшавшая за сто лет церковь была предназначена к слому, но община и причт захотели сохранить церковь «бывшую в продолжение ста лет местом их молитвы». Решено было перестроить ее на «доброхотные даяния» прихожан, что было поручено архитектору Е.И. Диммерту. По мнению Диммерта церковь была «и прочною и построенною из отличных материалов и с довольно толстыми стенами». Это подтвердила и комиссия, назначенная по распоряжению П.А. Клейнмихеля. Было решено не разбирать постройку, а расширить ее, укрепить конструкции «бутовыми стенками и сделать в этих стенках оборотные арки», «возвысить наружные стены», соорудить пять куполов, а также «улучшить» внутреннее и наружное оформление храма. План церкви по проекту Диммерта изменялся «из продолговатого в крестообразный». В 1847-1852 г.г. церковь была перестроена. Архитектор руководствовался опытом «возобновления» старинных зданий. Он должен был существенно изменить объем и силуэт церкви и создать ее новое убранство в духе времени основания храма. Слободские церкви елизаветинского времени не блистали дворцовой роскошью, поэтому Диммерт выбрал скромный характер отделки. В описании храма, составленном в начале ХХ века, отмечалось «нынешний фасад церкви не напоминает прежнего», хотя и выдержан в характере «незатейливой архитектуры времен Анны Иоанновны».

По книге: Бурдяло А.В. Необарокко в архитектуре Петербурга (Эклектика. Модерн. Неоклассика.) – СПб: «Искусство – СПб», 2002г.

Воспринимать Крестовоздвиженский собор вне его окружения, как минимум — без великолепной колокольни с её изысканной ордерностью, выверенными пропорциями, типично «питерским» шпилем и запоминающейся колоннадой, не то чтобы не имеет смысла, но весьма непросто. Архитектору Диммерту удалось очень органично вписать позднейшую постройку в уже существующую среду, создать по-настоящему целостный ансамбль, выстроить единый образ, сыграв на контрастах. Зодчий блестяще решил головоломку. Подумать только: собор середины ХIХ века должен имитировать постройку середины ХVIII века и при этом сочетаться с колокольней конца ХVIII — начала ХIХ века. Прошла ведь целая архитектурная эпоха! Одно неверное движение — и на ансамбле неизбежно легла бы печать дурновкусия. Но Диммерт, проанализировав архитекурные приёмы середины предшествующего столетия, остановил свой выбор на элементах даже не елизаветинского, а «аннинского» барокко. Стилизация архитектору вполне удалась.

Крестообразный план церкви, в отличие от плана храма-«корабля», более соответствовал эстетике как барокко, так и вошедшего в моду в то время русско-византийского стиля; украшение стен пилястрами с замысловатыми капителями подчеркнуло стилевую преемственность по отношению ко второй четверти ХVIII века, и этот эффект был усилен выразительным пятиглавием с намёком на криволинейность куполов. На самом деле купола — простые восьмигранные, чуть вытянутые в вертикальной проекции: Диммерт визуально усложнил их силуэт при помощи фигурных люкарн (у центрального купола — четыре по сторонам света, у боковых — целых восемь, на каждую грань!) и барочных «ярусных» главок сложного профиля. Характерное для Петербурга, стилистически близкое местной архитектурной среде сомкнутое барочное пятиглавие выразительно контрастирует с 60-метровой колокольней, своим шпилем напоминающей о других петербургских градостроительных ориентирах — Петропавловском соборе и Адмиралтействе. Указанный контраст не вызывает отторжения: храм и колокольня — это, если можно так выразиться, архитектурная диалектика, единство и борьба противоположностей, объёдинённых единым эстетическим началом. И шпиль колокольни, и её скульптурное убранство — дань петербургским традициям. Наверное, благодаря этой зримой преемственности форм колокольня, выстроенная в эпоху почти тотального господства зрелого «имперского» классицизма, не вступает в противоречие с храмом. Стройная колоннада, полукружьем связывающая колокольню с двумя соборными часовнями, прекрасно вписывается в храмовый ансамбль. Если колокольня — его организущая вертикаль, то колоннада — своего рода организующая горизонталь. Восприятие собора неотделимо от восприятия всего комплекса. Его объём раскрывается от входа на территорию ансамбля — из арки в нижнем ярусе колокольни. Узость проёма заставляет храм «вступать в игру» как бы по частям. Тон задаёт изысканное оформление дверей, затем в дело вступают купола с криволинейными люкарнами, а последним аккордом звучат сложные главки, исполненные в необарочном стиле.

Завершение Крестовоздвиженского храма — это отдельное произведение искусства, удачная стилизация под петербургское барокко ХVIII века. Неизбежные стилистические упрощения если и заметны, то далеко не сразу. Благодаря удачно подобранным пропорциям, изысканной игре прямых и извилистых линий завершение храма воспринимается прекрасно организованной архитектурной феерией; пирамидально восходя к небу, ажурные купола и главы перекликаются с облаками. К сожалению, варварская перепланировка середины ХХ века полностью лишила Крестовоздвиженский храм внутреннего убранства. За красотой фасадов, величественностью внешних форм — печальная пустота. Долгая, кропотливая и дорогостоящая реставрация, надо думать, вернёт церкви былое великолепие.

Интересны были и детали интерьера церкви, на которые обращали внимание старинные источники: среди них — «Цицарские» (австрийские) стёкла в окнах куполов, дубовый паркет в алтарях и каменный «из серой плиты» в самом храме, ограждающая солею железная решётка с бронзовыми и медными деталями. Отмечалось и об организации отопления храма: семь (на середину ХIХ века, а в начале ХХ века — уже пять) «аммосовских» (пневматических) печей на собственно храм, шесть изразцовых кафельных печей — на алтари и сторожку, две (позже четыре) железные печи — на хорах; ещё одна «ребровая» — в притворе.

Церковь расписывали как минимум дважды — вскоре после постройки и в 1877-1878 годах. Известны авторы росписей — мастера Я. Казаков и Е. Бушков. Эти росписи были забелены при перестройке храма в советские годы. Крестовоздвиженский храм в плане имеет вид латинского креста: его длина — 53 метра, ширина — 35 метров. Высота храма с крестом — 41 метр, колокольни — около 60 метров. Храм, помимо главного Крестовоздвиженского, имеет четыре придела — Рождества Иоанна Предтечи; святителя Николая Чудотворца; святых равноапостольных Константина и Елены; преподобного Сергия Радонежского, а также шестого в колокольне — в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №117, 2014 г.

Крестовоздвиженский Казачий Собор

Собор назван Казачим, потому что в нем окормляются и несут службу казаки, живущие в Петербурге и состоящие в Санкт-Петербургском казачьем землячестве «Невская станица»

Православный храм в честь праздника Воздвижения Креста Господня является одним из старейших храмов Санкт-Петербурга. Перваначально построен в 1718 году как небольшая церковь во имя праздника рождества Иоанна Предтечи. В 1731 году церковь сгорела и на ее месте была построена сначала часовня, которая впоследствии переросла в церковь с Никольским приходом, которым с 1743 г. пользовался лейб-гвардии Кирасирский полк. Будучи построенным из старых материалов, храм просуществовал недолго и к 1748 году был перестроен в новую каменную церковь во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В таком виде храм просущестововал около 100 лет. Т.к. за это время он стал нуждаться в ремонте, было принято решение перестроить храм заново. В 1848-1851 годах Крестовоздвиженская церковь была перестроена в стиле барокко по проекту Егора Ивановича Диммерта, ученика Стасова.

В обновленных храмах молились не только жители Лиговой стороны, но в том числе и казаки, служившие в столичных Лейб-Гвардии Казачьем и Атаманском полках и не имевшие в ту пору собственного храма (казармы этих полков располагались вдоль Обводного канала). Возвращение казачьей гвардии из походов всегда знаменовалось службой в Крестовоздвиженской или Тихвинской церквях.

Крестовоздвиженская церковь была закрыта в 1938 году и предполагалась к сносу. Но позже ленинградское отделение объединения «Союзкинопрокат» ходатайствовало в Ленсовет о предоставлении им здания церкви. Здание было передано «Союзкинопрокату» под фильмохранилище. Интерьер был искажен и обезображен перепланировкой, возведением новых капитальных поперечных стен и перекрытий. По имеющимся сведениям, в 1937-1938 гг. были расстреляны пятеро из священнослужителей Крестовоздвиженского храма.

Возрождение храма началось с возвращения всего комплекса Русской Православной Церкви в 1991 году. С 2000 года Крестовоздвиженская церковь имеет статус собора.

У алтарной стены Крестовоздвиженского собора в 2002 году установлен бюст Николая II.

С 2008 года за счёт средств городского бюджета идёт реставрация архитектурного комплекса собора: отреставрирована колокольня собора, позолочены купола, в 2014 году начались работы по реставрации кровли собора.

Активное участие в восстановительных работах принимают казаки: за короткое время они освободили внутреннее пространст во собора от бетонных перекрытий и перегородок, ведутся работы по подготовке собора к совершению богослужений.

В комплекс прихода Крестовоздвиженского казачьего собора входят три храма:

— Крестовоздвиженский собор,
— Церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери,
— Церковь Кирилла и Мефодия (расположена в колокольне).

Богослужения совершаются в церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери, церковь открыта для посещения прихожанами только во время проведения богослужений, в остальное время открыт Крестовоздвиженский собор.

Крестовоздвиженский (казачий) собор

Фотографии

Сгорая, превращался в камень. Из ветхости – в величественный храм

Как и у каждого человека, у всякого исторического здания есть своя уникальная история. Но если верить источникам, то ни один питерский собор не имеет такой богатой летописи, как Крестовоздвиженский. Строительство храма, его перестройки и реконструкции длились около 135 лет, повидав на своем веку мастерство и рвение строителей как XVIII , так и XIX столетия.

Петр І , позаботившийся о заселении Северной столицы, заполнил берега реки Лиговой неугомонным, лихим народом – ямщиками. Находясь на государевой службе, они селились отдельными общинами, со своими традициями и моралью. Живя, как правило, зажиточнее, нежели другие, пожелали однажды ямщики иметь в слободе свою церковь. Задумано – сделано: обратились к власти и по их прошению благословил архимандрит возведение небольшого храма. Просуществовал тот недолго, сгорев однажды дотла. Тогда на этом же месте построили еще одну церквушку – из старых материалов. Совсем ветхая она прослужила прихожанам с десяток лет. Церковь стали посещать не только ямщики с семьями, но и новые поселенцы: к тому времени многочисленными жителями района стали казаки и в старой деревянной церкви прихожане помещались уже с трудом.

В 1740 году опять же по просьбе верующих начал строиться уже каменный храм во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а приделы в нем возвели во имя Рождества Иоанна Предтечи и Святого Николая Чудотворца. Так церковь стала трехпридельной, а над западным ее притвором соорудили колокольню. За алтарем же храма заложили Тихвинскую церковь.

Проект колокольни Крестовоздвиженки был разработан архитектором Постниковым в 1804 году и осуществлялся на протяжении 8 лет. Знаковым для храма является число 12: 12 Апостолов, 12 колоколов установлено на колокольне. Так в глубоких нишах шестидесятиметровой колокольни расположились фигуры Апостолов Петра и Павла, а верхняя часть украшена 12 гипсовыми скульптурами Апостолов. Многим позднее в пролеты были вставлены кованые решетки кузнечного мастера Мартьянова. Второй этаж колокольни отвели под небольшой храм во имя просветителей Кирилла и Мефодия.

Завершение строительства колокольни принесло новые проблемы: обе церкви – Крестовоздвиженская и Тихвинская – нуждались в капитальном ремонте. Подсчитав расходы, пришли к выводу: вместо двух обветшавших церквей целесообразней будет возвести один новый храм. Разработку проекта поручили архитектору Моргану, и тот задумывает все с большим размахом: мало того, что храм должен вмещать до 2500 верующих, величия ему должно придавать внешнее сходство с Исаакиевским собором. Но для подобного масштаба необходимы и немалые средства, коих на реализацию проекта Моргана не хватало. В итоге строительство откладывалось, а прихожане осмелились на новое ходатайство о перестройке церкви по новому проекту Егора ДИммерта.

Последний, призвав к себе в помощники Константина Лазарева, в 1848 году чрезвычайно быстрыми темпами начинает строительство. Примечательно, что новая постройка основывалась на части стен и столбов столетней церкви.

Три года – и вот уже подходят к концу отделочные работы. Летом 1852 года произошло освящение придела Рождества св. Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Так начатое в 1853 году святое дело по строительству нового храма удачно завершилось – украсив собою Ямскую слободу, перетерпев исторические передряги и сохранившись до наших дней.

Каменное здание Крестовоздвиженской церкви имело прочную основу – каменный фундамент и немаленькие параметры: длину около 53-х метров и ширину до 35-ти метров. Возвели ее в виде латинского креста, взлетавшего ввысь на 41 метр. В рукавах креста располагались алтари, сам храм имел пять престолов. Естественно, главный алтарь посвящался Воздвижению Креста, а четыре придела нарекли во имя Рождества Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, во имя преподобного Сергия Радонежского.

Страшный 37-й год принес Крестовоздвиженской церкви печальную участь: священнослужители храма были расстреляны, а вскоре закрыли и саму церковь. В 40-е гг. ее неоднократно перепланировывали, перекрывали и возводили новые стены. Немалые разрушения принесли артиллерийские снаряды времен Великой Отечественной. В 1947 году церковь передали для нужд реставрационных мастерских. Позднее здесь обустроили котельную…

Храмовый комплекс за всю свою историю пережил множество трудностей, и наконец-то 90-е гг. возвратили церковь приходу. Крестовоздвиженская церковь получила статус собора, и стала приходским Казачьим храмом.

«Транспортные» параллели

Довольно интересным фактом является «транспортная» преемственность здешних мест. Если вспомнить, что во времена Великого Петра окрестности вокруг собора населяли «короли дорог» ямщики, то почему-то абсолютно не удивляет сегодняшнее расположение тут современного автовокзала. А Крестовоздвиженский собор находится на пересечении Лиговского проспекта и набережной Обводного канала – транспортных магистралей Северной Пальмиры .

Символ верности казачества России

Скульптор Сергей Алипов ко дню рождения Николая ІІ создал проект памятника императору. Бронзовый бюст Его Величества установили в 2002 году у алтарной стены Крестовоздвиженского собора. А у подножия памятника – капсулы с землей из российских регионов, где проживают казаки – своеобразный символ верности казачества Отечеству. В свое время на Обводном канале стоял лейб-гвардии К азачий полк, в составе которого служил царевич Алексей, а шефствовал над ним сам Николай ІІ.

Прогулки по Петербургу. Крестовоздвиженский казачий собор.

Попасть внутрь нам помог староста церкви, очень приятный мужчина, который вышел на наш гомон за закрытой дверью, выяснил, кто мы и откуда, и предложил рассказать об истории церкви и казачества в Петербурге.
А сфотографировала я, практически, тайком: поинтересовалась у бабульки, разливающей святую воду, можно ли сделать пару снимков. Оказалось, надо благословение священника. На вопрос: «Где же он?», бабулька ответила, что он прислал ей СМС-ку, предупредил, что задержится. Я еле-еле сдержалась, чтобы не засмеяться. Но бабушка мне разрешила тихонько, пока староста не видит, снять из-за колонн.

Царский придел:

Кроме того, известно, что в тимпане фронтона художником К.Л.Барковым был написан образ Тихвинской Божией Матери. Но этот образ не сохранился, а мозаичная икона находится на наружной стене алтарной части:

Уже в 2002г. перед входом в Тихвинскую церковь был установлен бронзовый бюст Николая II, у подножия которого собраны капсулы со всех казачьих земель:


В 1812 году была освящена 60-метровая колокольня, выстроенная в стиле ампир по безвозмездному проекту архитектора Горного департамента А.И.Постникова. Она строилась 7 лет. В нишах были установлены статуи святых Петра и Павла и аллегорий Веры и Надежды.
Венчал ее 15-метровый шпиль с крестом, а медный колокол весил 700 пудов.
Эта колокольня стала доминантой этой части города.
В конце 70-х годов под сводами колокольни был освящен храм Кирилла и Мефодия, устроенный церковным старостой, купцом И.Шигалевым в память об умершей жене.
Сейчас там находится церковная лавка.
Уголок храма удалось заснять:

Остатки потолочной росписи храма:

К концу 19 века, с разрастанием города, в число молящихся в храме входили не только жители Лиговой стороны, но и казаки, служившие в лейб-гвардии Казачьем и Атаманском полках, чьи казармы располагались вдоль Обводного канала. Возвращение казачьей гвардии из походов всегда ознаменовывались службой в Крестовоздвиженской или Тихвинской церквях.
В 1878г. при Крестовоздвиженской церкви было основано Общество Вспомоществования бедным. Общество создало и опекало три благотворительных заведения: богадельню для престарелых женщин от 60 лет, приюты для сирот, где проживали мальчики и девочки от 7 до 12 лет. Для их обучения была создана церковно-приходская школа. Кроме того, Общество оказывало помощь бедным, выдавая им денежные пособия «в широких размерах». В начале 20 века открылась воскресная школа для взрослых и кружок для детей прихожан.

Война и революция нарушили жизнь собора. В феврале 1932 года Тихвинская церковь была закрыта и отдана под школу, а с 40-х годов здесь располагались производственные мастерские Радиотехнического техникума. Интерьер был искажен и обезображен перепланировкой и возведением новых капитальных поперечных стен и перекрытий.

Во время войны церковь пострадала от попадания артиллерийского снаряда. В блокадную зиму 1941-1942 годов сюда и в Крестовоздвиженскую церковь свозили умерших блокадников, которых укладывали штабелями, высота которых достигала человеческого роста. Весной их захоронили на Волковском кладбище.
После войны церковь была передана реставрационным мастерским, установившим в помещении компрессор и громоздкие деревообрабатывающие станки.
Крестовоздвиженская церковь действовала до 1938 года. В годы репрессий 30-х годов были расстреляны пять священников храма.

Возрождение храмов началось в 1991 году, после передачи храмов РПЦ.
Тихвинская церковь к этому времени представляла собой руины. Казаки сами взялись за ее восстановление. Освобождение помещения от громоздких станков произошло только после казуса: дирекция реставрационных мастерских тянула резину с вывозом станков. Тогда один из казаков, подполковник, опрокинув рюмку-другую (как деликатно сказал нам староста), облачился в казачью форму, пристегнул шашку, взял нагайку и явившись к директору мастерских, заявил, что, если тот за неделю не уберет станки, будет публично выпорот этой самой нагайкой. И пообещал не меньше 25 ударов.
Директор побежал к священнику с жалобой. Выяснив, кто конкретно приходил, батюшка «обнадежил» директора, сказав, что ЭТОТ точно сможет. Станки вывезли за два дня.
Восстановление церкви происходило на спонсорские деньги Ю.Л.Петрова.

Сейчас в стадии реставрации находится сам Крестовоздвиженский храм:

Реставрация движется достаточно медленно. Одно время общине оказывал помощь город, но перед переходом в Совфед, В.И.Матвиенко разгавкалась с патриархом, отказавшись передать в ведение РПЦ Казанский, Исаакиевский и Смольный соборы, а также Спас-на-крови. После этого федеральное финансирование прекратилось.
В настоящее время Крестовоздвиженский храм стал церковью «Невской станицы», которая была основана в Санкт-Петербурге еще в 1899 году. В число членов станицы входили такие известные личности, как атаман Войска Донского писатель П.Н.Краснов, профессор Военно-медицинской академии, почетный лейб-медик Л.В.Попов, А.П.Чехов, писатель и публицист И.А.Родионов.
После посещения храма, наша группа отправилась в Музей хлеба, о чем я напишу отдельный пост.
А пока экскурсовод пересчитывала по головам желающих поехать в музей, я пыталась сфотографировать летающих уток на Обводном канале. Но, пока я прицеливалась своей мыльницей, они успели приводниться:

Собор Воздвижения Креста Господня на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге

Собор во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня

(Казачий Крестовоздвиженский собор)

и церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери

Лиговский пр., д. 128

Церковь расположена на Лиговском проспекте недалеко от Обводного канала в бывшей Московской Ямской слободе, отчего часто называлась Ямской Крестовоздвиженской. Бытовало и название Иоанно-Предтеченская церковь – по названию одного из приделов храма.

В 1719 году на этом месте была построена деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, которая сгорела в 1730 году, и в 1749 году была выстроена новая, Крестовоздвиженская, церковь из камня с приделами Рождества Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Через 100 лет она была разобрана и на ее месте в 1848 – 1851 годах был возведен новый храм архитектором Егором Диммертом, учеником Стасова. Увенчанное пятью многогранными куполами, украшенное пилястрами здание построено в стиле барокко середины XVIII века.

Церковь располагается в глубине обширного участка, прилегающего к Лиговскому проспекту, часть которого занимало кладбище, впоследствии ликвидированное. Кроме главного престола, освященного 2 декабря 1851 года, в ней имелись приделы: северный — во имя Святителя Николая Чудотворца и южный — во имя Рождества Иоанна Предтечи, освященные соответственно 8 и 1 июня 1852 года. Позднее в церкви были устроены еще два придела: у южной стены церкви — во имя Святых Равноапостольных Константина и Елены, у северной стены — во имя Святого Сергия Радонежского.

Четырехъярусная шестидесятиметровая надвратная колокольня церкви построена в 1810 – 1812 годах по проекту архитектора А. И. Постникова (1766 – 1830). Здание колокольни увенчано шпилем и декорировано колоннами и статуями. Поражает воздушность контура колокольни, пропорциональность всех ярусов, завершаемых узким шпилем. Эта одна из красивейших колоколен Петербурга – важнейшая градостроительная доминанта района. Под сводами колокольни находилась церковь Святых Кирилла и Мефодия, устроенная в 1872 году иждивением купца Шигалева.

В композицию органично входят две невысокие часовни,соединенные с колокольней дугообразными крытыми галереями из спаренных колонн.

Церковь была закрыта в июле 1932 года, а в 1939 – 1941 годах вся внутренность церкви, лишившейся своего убранства, подверглась основательной переделке. Интерьер исказили и обезобразили межэтажные перекрытия и капитальные поперечные стены. Здесь разместились реставрационные мастерские. Ныне церковь возвращена верующим и действует в статусе собора. Храм был передан православному приходу, объединившему петербургское казачество, в Никольском приделе храма с 1991 года совершаются богослужения и одновременно проводится реконструкция интерьеров и фасадов здания.

У алтарной стены Крестовоздвиженского собора в 2002 г. установлен бюст последнего русского императора Николая II.

За Крестовоздвиженским собором расположена церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери.

Здание возведено в 1764 – 1768 годах на средства петербургского купца И. Ильина. 14 декабря 1768 года были освящены главный алтарь церкви и алтарь придела во имя Святого Иоанна Златоуста. В 1842 – 1844 годах оно было капитально перестроено по проекту архитектора Василия Моргана, при этом был упразднен придел Иоанна Златоуста. Церковь была вновь освящена 24 июня 1844 года.

Тихвинская церковь использовалась для церковных служб в зимнее время, когда они не могли проводиться в неотапливаемой Крестовоздвиженской церкви.

Эта церковь также в 1932 году была закрыта и передана под школу, а позже под реставрационные мастерские, здание серьезно пострадало. В настоящее время в церкви проводятся богослужения.

Собор Воздвижения Креста Господня на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге

ХРАМ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ

ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Московский Патриархат

Санкт-Петербургская епархия

Дорогие братья и сестры!

Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

ОТКРЫТ ЕЖЕДНЕВНО с 8 до 20 часов.

Литургии совершаются ежедневно в 10 часов, вечером в 18 часов уставные богослужения.

По воскресным дням и великим праздникам, выпадающим на рабочие дни, служатся ранние литургии в 7 часов в храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и поздние в 10 часов в Крестовоздвиженском храме.

Накануне праздников совершаются всенощные бдения и полиелеи.

Исповедь проходит ежедневно в 9:30, а также во время всенощных бдений.

По воскресным дням, вторникам и четвергам в 18 часов поются молебны с акафистами о Вашем здравии и спасении.

Ежедневно в 13 часов совершается Таинство КРЕЩЕНИЯ.

ВНИМАНИЕ: ДЕЖУРНЫЙ СВЯЩЕННИК в храме может ответить на Ваши вопросы с 11:30 до 13:00 и с 17:00 до 18:00 ЕЖЕДНЕВНО, а также по субботам и воскресеньям в течение всего дня.

Ссылка на основную публикацию