Спасо-Андроников мужской монастырь в Москве

Спасо-Андроников монастырь

Фото Спасо-Андроникова монастыря

Спасо-Андроников монастырь — Москва, Андроньевская площадь, дом 10

Площадь Ильича, Римская

Одной из наиболее древних дошедших до наших дней московских обителей является возвышающийся на берегу р. Яузы Спасо-Андроников монастырь. Просуществовав более шести с половиной столетий, он видел многие исторические события и хранит немало тайн.

Сегодня в монастырских стенах расположен музей, а в Спасском соборе идут церковные службы. Если говорить о тайне, то до сих пор неизвестно доподлинное место захоронения иконописца Андрея Рублева. Ученым еще предстоит это выяснить. Предположительно, она находилась либо у стен Спасского собора, либо на месте уничтоженной колокольни или некрополя.

Основание обители и страницы ее истории

Появление Спасо-Андроникова монастыря неразрывно связано с именем московского митрополита Алексия. Дошедшее до наших дней предание повествует об эпизоде, сыгравшем важную роль в основании обители. На пути из Константинополя корабль, на котором пребывал владыка, попал в сильный шторм, святитель Алексий неустанно молился и дал обет воздвигнуть храм в честь святого, почитаемого церковью в тот день, когда корабль благополучным образом достигнет суши.

Митрополит не замедлил выполнить свой обет, и в 1360 году был основан монастырь, его настоятелем стал ученик Сергея Радонежского по имени Андроник. Для основания обители был выбран крутой берег Яузы у впадения в нее ручья Золотой Рожок, место, где проходили важные пути в Золотую Орду и Константинополь. Такое стратегическое положение сыграло немаловажную роль обители в исторических и военных событиях Руси.

Мимо ее стен двигались дружины Дмитрия Донского, дабы сразиться на Куликовом поле. Здесь же встречали ратников с поля боя. Тем же маршрутом шли воины под предводительством князя Василия Дмитриевича на бой с Тамерланом.

Обители пришлось пережить нашествие войск хана Тохтамыша и Девлет-Гирея, польских войск и не одно разорение. После набегов и разрушений монастырь вновь восстанавливался из пепла, рос, отстраивался.

В советское время обители грозил снос. Но вопреки всем перипетиям, виткам истории, а также благодаря стараниям архитектора и реставратора П. Барановского и художника И. Грабаря которые добивались сохранения Спасо-Андроникова монастыря, он уцелел. Хотя часть сооружений все-таки была разрушена. Эта участь постигла надвратную колокольню, ее разобрали в 30-е годы прошлого века, был уничтожен также некрополь, который являлся местом вечного упокоения многих известных дворянских родов.

Архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря

В 1947 году Спасо-Андроникова обитель обрела статус заповедника и в архитектурный ансамбль вошли сохранившиеся постройки:

  • Спасский собор, возведенный в 1420 году, он считается древнейшим каменным храмом за пределами тогдашней Москвы. В росписи собора принимал участие иконописец Андрей Рублев. Сегодня можно увидеть только небольшую часть уцелевших фрагментов травного орнамента в алтаре, остальные фрески погибли в разразившемся пожаре в 1812 году.
  • Трапезные палаты, которые построены на территории монастыря в царствование Ивана III.
  • Каменные стены и башни, датируемые XVII – XVIII столетиями.
  • Двухэтажное строение Настоятельских покоев.
  • Церковь, освящённая во имя Архистратига Михаила. По инициативе царицы Евдокии строительство трехъярусной церкви началось в 90-х годах XVII века. Однако опала и ссылка царицы сказались на приостановке работ, и только в 1739 году церковь была освящена. Храм реставрировали в 1960 году, в нем находится родовая усыпальница Лопухиных.
  • Здание братского корпуса 1763 года постройки.
  • В начале XIX века на территории монастыря было построено здание для духовного училища.

В 1960 году на территории монастыря открыт музей древнерусской культуры и искусства. Экспозиция размещена в отреставрированной части Трапезной и церкви Архангела Михаила. Настоятельский корпус отведен под выставочный зал.

Коллекция музея насчитывает тысячи произведений древнерусского и прикладного искусства. Это собрание иконописи, редчайшие экземпляры рукописных и старопечатных книг, предметы церковной утвари, копии росписей, принадлежащих Феофану Греку, Андрею Рублеву, Дионисию и многие другие раритеты.

Подворье Патриарха Московского и всея Руси

города Москвы

Официальный сайт

Церковный календарь

Евангельские чтения дня

К Празднику Святого Богоявления

Ср 15 января 2020

Еженедельная приходская стенгазета. Выпуск № 182

Вышел очередной номер Еженедельный приходской стенгазеты Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы. Выпуск № 04 (182), 19.01.2020.

Ср 15 января 2020

Празднование Рождества Христова

Сегодня в разделе ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ / ФОТОГАЛЕРЕЯ размещены фотоснимки Литургии.

Вс 12 января 2020

Еженедельная приходская стенгазета. Выпуск № 181

Вышел очередной номер Еженедельный приходской стенгазеты Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы. Выпуск № 03 (181), 12.01.2020.

Сб 11 января 2020

Еженедельная приходская стенгазета. Выпуск № 180

Вышел очередной номер Еженедельный приходской стенгазеты Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы. Выпуск № 02 (180), 07.01.2020.

Чт 02 января 2020

Расписание богослужений

понедельник 13 января 2020

17.00 Всенощное бдение

вторник 14 января 2020

Обрезание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской

8.00 Литургия 17.00 Вечернее богослужение. Полиелей

среда 15 января 2020

Преставление, второе обретение мощей прп. Серафима Саровского, чудотворца

пятница 17 января 2020

Собор 70 —ти апостолов

8.00 Часы навечерия 17.00 Вечернее богослужение

суббота 18 января 2020

Суббота перед Богоявлением. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

8.00 Вечерня. Литургия Великое освящение воды 17.00 Всенощное бдение

воскресенье 19 января 2020

Неделя 31 —я по Пятидесятнице. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

7.00 Ранняя Литургия 9.30 Поздняя Литургия Великое освящение воды 17.00 Вечернее богослужение. Полиелей

Страсти в Андрониках

Говорите правильно

Спасо-Андроников монастырь — это сакральная обитель в сакральном уголке Москвы. На территории есть храм, где проходят богослужения. Но монастыря нет — здесь Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Создан Сталиным в 1947 году, распахнул двери в 1960-м. Тогда его коллекция насчитывала несколько сотен экспонатов. А сегодня 13 тысяч раритетов, одних икон 4,5 тысячи.

Согласно преданию Спасо-Андроников мужской монастырь был основан в 1350-е годы. Митрополит Алексий возвращался из Константинополя с византийской иконой Спаса Нерукотворного (отсюда первое слово в названии). В Черном море он попал в шторм и дал зарок в случае спасения построить монастырь. Первым игуменом стал любимый ученик Сергия Радонежского инок Андроник (второе слово в названии).

С точки зрения предков, мы сегодня неправильно произносим название обители. В Средневековье в имени Андроник ударение ставили на последний слог. Но у каждой эпохи свои правила.

Чуть пониже Кремля

У обители потрясающая летопись. Здесь принял иночество Андрей Рублев: писал иконы и расписывал храмы, здесь и похоронен. Эти камни помнят Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и еще много знаковых личностей.

Когда мы сегодня говорим о Спасо-Андрониковой обители как о московском монастыре, надо помнить, что во времена его основания Москва была где-то вдали. Изначально место для монастыря выбрали не без военного умысла: высокий берег Яузы, стык двух стратегических дорог: на Владимир и через Рязань — в Орду.

Остановить орды варваров его стены не могли, но с ролью дозорного пункта монахи справлялись: предупреждали москвичей о беде. А сами не раз становились жертвой нападения. Например, в 1571 году обитель разорил пришедший из Крыма хан Девлет-Гирей.

Много раз горел, пережил чуму.

Но самые черные времена настали в 1918 году: монастырь закрыли. 101 год назад у Русской православной церкви отняли почти все, что у нее было. До 1922-го в обители разместили концлагерь: здесь держали врагов Советской власти, здесь же их расстреливали. С 1922 по 1928 год — колония для беспризорников. Затем стала общежитием для рабочих завода «Серп и Молот».

В гордом одиночестве

Спасо-Андроников монастырь не первый объект, который государство может вернуть Церкви. И не последний. Недавно РПЦ вернули храмы в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях. Скажите, вы помните, чтобы новостные выпуски уделяли этому событию приоритетное место? Обсудили, договорились, нашли устраивающее всех решение.

Почему Спасо-Андроников монастырь в эпицентре внимания?

Еду в обитель: надо увидеть своими глазами, обойти своими ногами, оценить своими чувствами. От метро «Площадь Ильича» до обители 10 минут шагом. На территорию вход свободный.

Проходя арку Святых врат упираешься в дизайнерски оформленный сборник пожертвований. И указатели: налево пойдешь — в трапезную попадешь. Прямо пойдешь — в музей войдешь.

Налево я пойду, но сначала — духовная пища. Обхожу территорию. Я бы написал, что бродил в гордом одиночестве, но взял в обитель жену. И похоже, что этим резко улучшил показатели посещаемости музея. Людей мало.

Недавно на экране телевизора появился директор музея им. Рублева. Сказал, что за год музей посещает 50 тысяч человек. Считаем: это до 140 человек в день.

Зайти на территорию можно ежедневно с 9.00 до 21.00. Таким образом, за один час в обители бывают 11 человек. Конечно, расчет грубый, летом больше, зимой меньше. Но за получасовую прогулку по обители мы встретили не больше дюжины человек.

В Спасском храме я был вообще один, если не считать женщины, торгующей в храмовой лавке. Вообще-то побыть наедине с древними иконами в храме, где можно увидеть два фрагмента росписи работы Андрея Рублева, — это невероятные ощущения.

Из уцелевших храмов Москвы он самый древний. Время постройки: 1420-1425 годы. Для сравнения: Успенский собор Московского Кремля Аристотель Фиораванти возвел примерно на полвека позже — в 1475-1479 годах.

Да, во время служб прихожан, уверен, здесь много. Но храм живет не только службами.

По-моему, в таком месте должны быть просто толпы людей. Как можно стоять в одиночестве на том самом месте, где в 1380 году Дмитрий Донской молился перед Куликовской битвой? И здесь же он благодарил Бога за победу.

Музейные экспозиции работают так: в понедельник, вторник, четверг — с 14.00 до 21.00, в пятницу и воскресенье — с 11.00 до 18.00. Билет для граждан РФ и стран СНГ стоит 299 рублей, гости из дальнего зарубежья платят 400 рублей. Пенсионеры, студенты — 150 руб., дети до 16 лет — бесплатно. Фотосъемка — 150 руб., видеосъемка — 500 рублей.

Директор музея рассказал журналистам: выручка от билетов — около 10 млн рублей в год. До 100 млн дает государство. Журналисты спросили: то есть на кону 110 млн, из-за них сыр-бор?

Говорит: есть еще спонсорские поступления. Но деньги не главное. Не только для Церкви это место сакральное. Для всех.

Согласен. Но при этом самое точное определение для столь сакральной территории — обветшалость. Штукатурка осыпалась, обнажая старые кирпичи. Везде стройматериалы: здесь куча плит, там гора песка. Как бы намек: скоро будет ремонт.

Ремонт — это правильно. Но аккуратно сложить по периметру стройматериалы в голову не приходит? Сюда же люди идут восторгаться фресками и иконами.

. Ну а мы — в трапезную.

Их две. Легко нашел ту, о которой так много пишут. Называется «Хлебный домъ в Андрониках». Точнее — называлась. Закрыта, вывеска снята. Зато работает музейное кафе. Позиционируется как концептуальное кафе-трапезная.

По московским меркам цены лояльные. Кормят вкусно. Есть как постное меню, так и для непостящихся. Суп-лапша — 170 руб., суп-крем из грибов — 240. Тушеная капуста с шампиньонами — 170, паста с вялеными помидорами — 310, 600-граммовый чайник с чаем из облепихи с медом — 190.

Алкоголь в меню присутствует только так: за 0,5 литра «Крушовице» — 230 руб., бутылка грушевого сидра — 980.

Если все-таки отказаться от искушений в пост, то чек на двоих — наедитесь до отвала — до 1000.

По-моему, трапезная — это не самый тяжкий грех музейщиков в этой ситуации. Кстати, в трапезной нет и намека на обветшалость. Все здесь такое добротное, качественное. Но вот когда выходишь на улицу и опять упираешься в облезлые стены и битый кирпич.

Так что хозяин здесь нужен. У которого не только в трапезной и в музейных экспозициях полный порядок.

Да, а тира и бани, о которых столько я читал и слышал, внутри периметра монастырских стен не нашел.

Дара Нострадамуса у меня нет, но все-таки сейчас наберусь смелости и предскажу будущее. Оно настолько очевидное, что каждый сможет. Уже в этом месяце представители РПЦ и минкультуры попытаются договориться. И рано или поздно — договорятся.

Детали договоренностей сейчас предсказать сложно, но результат, уверен, будет таким: и Церковь вернется в древнейшую обитель, и музей продолжит работу. Просто потому, что обществу нужны и музей, и церковь. Одним надо молиться, другим восторгаться древними раритетами. Третьим — и то, и другое.

А после того как все утрясется со Спасо-Андрониковой обителью, наступит черед других объектов и иных споров. Жизнь продолжается.

Спасо-Андроников монастырь в Москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Обитель, основанная учеником Сергия Радонежского; монастырь, хор которого приходил слушать Рахманинов, место, где держали под стражей протопопа Аввакума – все это о Андрониковом монастыре. Примечателен он не только этими фактами, но и красивой архитектурой. Считается, что когда-то здесь во дворе был колодец, который выкопал Сергий Радонежский. А Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря является древнейшим московским храмом, уцелевшим полностью. Сегодня на территории монастыря открыт и музей имени Андрея Рублева. Чем еще примечательна эта обитель?

Где находится Спасо-Андроников монастырь

Спасо-Андроников монастырь – как добраться

Если для паломников и туристов в составе тур групп, желающих побывать в Спасо-Андрониковом монастыре, адрес обители не настолько важен, то для индивидуальных путешественников стоит дать совет, как же сюда проще попасть.

Для этого сначала нужно доехать на метро до Площади Ильича (Калининско-Солнцевская линия), после чего сесть на автобусы 40, 237, 55, 152, 125 или же доехать троллейбусами 53, 45.

Посещение монастыря, режим работы

Поскольку монастырь на текущий момент не действует, посещать его можно в любое время. Желающим ознакомиться с архитектурой лучше приехать во время, когда в храмах монастыря нет богослужений, а вот паломникам стоит побывать здесь в праздничные дни.

Если вы хотите открыть для себя не только Спасо-Андроников монастырь, но и побывать в музее Андрея Рублева, обратите внимание:

  • по средам экспозиции и выставки не работают;
  • по вторникам и четвергам музей открыт с 14.00 до 21.00;
  • В остальные дни график работы выставок: 11.00-18.00.

Спасо-Андроников монастырь – расписание богослужений


При самом монастыре, как и при музее, нет гостиницы для паломников, однако можно остановиться при Покровском монастыре (женском) или Донском (мужском). Обе обители, как и Андроников монастырь, расположены в Центральном административном округе. Где остановиться паломникам

  • Гостиница при Донском монастыре предлагает от двух- до шестиместных номеров. На этаже есть горячая вода, туалеты, умывальники, душ. Заселение возможно до 21.00.
  • Гостиница при Покровском монастыре оборудована по современным стандартам и располагает разными по вместимости номерами.

История Спасо-Андроникова монастыря

  • Основал эту обитель митрополит Алексий. Считается, что он дал обет возвести собор в честь того праздника, в день которого он попадет на бухту Золотой Рог. Это произошло в 1354 году, в праздник Спаса Нерукотворного. Место для строительства выбирал сам митрополит – у слияния рек Яузы и Золотого Рожка. Здесь же перекрещивались дороги к приволжским городам и к Черному морю и Византии.
  • Относительно того, когда был возведен Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, исследователи расходятся во мнениях, называя даты от 1357 до 1427 годов. По одной из версий, освящали собор Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря иконой, привезенной митрополитом в 1356 году из Константинополя.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Церковь Михаила Архангела – построена под патронатом жены Петра I, Евдокии Лопухиной (в монастыре был семейный некрополь этого рода). На нижнем ярусе была размещена семейная усыпальница этого рода. Сегодня церковь является музейной экспозицией.
  • Часовня «Проща» возведена на том месте, где преподобный Сергий Радонежский простился со своим учеником Андроником, первым игуменом Спасо-Андроникова монастыря.
  • Соборный храм Спаса Нерукотворного – первое каменное монастырское творение, одноглавый храм с подчеркнуто строгим интерьером. В первой трети прошлого века здесь проводили раскопки, в ходе которых нашли мощи святых и древний престол храма. Фрагменты фресок, которыми в середине XV века расписал Спасский собор Андрей Рублев, сохранились до сегодняшнего дня.
  • Трапезная палата – памятник, сохранившийся с XVI века, являлся одним из первых подобных строений российских зодчих. Ее своды поддерживаются единственным столбом. В Трапезной палате размещены музейные выставки.
  • Музей древнерусского искусства – уникальный музей, в фондах которого хранятся более десяти тысяч древнерусских произведений искусства, включая иконы, рукописные книги, церковную утварь, колокола. Сюда свозили ценности из закрываемых монастырей. Именно так попала не одна гробница-саркофаг XVIII века на территорию Спасо-Андроникова монастыря. Наиболее древней из них является плита Прасковьи Клешниной, а лучше всего сохранился памятник Марии Головиной. Что касается некрополя самого Андроникова монастыря, отреставрировали только две плиты: Федору Волкову, основателю русского театра, а также меценату Ивану Медведникову.
  • В 1967 году на территории монастыря установили и памятник Андрею Рублеву, который позже заменили другой скульптурой, которая находится здесь и сегодня.

Святыни Спасо-Андроникова монастыря в Москве

  • Образ Спаса Нерукотворного – это икона основания, которая является самой чтимой. Она долгое время считалась утерянной, но в 1999 году нашлась в Новодевичьем монастыре, в запасниках Исторического музея. В Спасском соборе есть список этой иконы.
  • Икона Андроника и Саввы, первых игуменов обители – эта святыня тоже считалась утерянной.
  • Мощи шести святых, которые обнаружили при раскопках у Спасского собора. Сохранились не только мощи, но и монашеские принадлежности.

Спасо-Андроников монастырь – фото

  • В прошлые века обитель восхищала своим архитектурным ансамблем.
  • Спасский храм называют древнейшим московским строением.
  • Памятник Андрею Рублеву, который, предположительно, был похоронен в этом монастыре.
  • В музее древнерусского искусства можно не только увидеть множество древних книг и церковной утвари, но и узнать, как зарождался Спасо-Андроников монастырь.
  • Обитель – украшение этой части Москвы.

Спасо-Андроников монастырь — видео

Обитель, в истории которой было немало трагических страниц и которая вновь и вновь возрождалась, сегодня все еще является музейной территорией. Хотя в Спасском соборе снова идут богослужения, однако здесь пока не слышно монашеского хора. И все же попасть сюда, приложиться к святыням, побывать на этом намоленном месте стремятся многие верующие.Приятного просмотра.

МОСКОВСКИЙ СПАСО-АНДРОНИКОВ МОНАСТЫРЬ

Спасо-Андроников монастырь в 1947 году, рисунок

Московский Спасо-Андроников мужской монастырь (недейств.)

  • Адрес: Россия, город Москва, Андроньевская площадь, дом 10.
  • Тел.: +7 495 911-45-02
  • Официальный сайт храма Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре: http://andronikovmon.ru
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    По преданию, в 1354 году митрополит Московский Алексий ездил в Константинополь для рукоположения в сан митрополита московского. На обратном пути на Черном море его корабль попал в сильный шторм. На корабле была икона Нерукотворного образа Спасителя, перед которой он молился. Митрополит дал клятву, что при благополучном возвращении на родину, он поставит в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя. Шторм постепенно затих и корабль благополучно причалил к берегу. И случилось это именно в тот день, когда праздновали церковный праздник – Спаса Нерукотворного.

    Спасо-Андроников монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа, 22 марта 2013

    В Москве Алексий обратился с просьбой к прп. Сергию Радонежскому отдать ему его ученика Андроника для создания нового монастыря с церковью Нерукотворного образа Спасителя. Место выбрали на дороге из Москвы в Орду, на берегу реки Яузы.

    По свидетельству жития свт. Алексия, прп. Андроник стал игуменом монастыря при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче, т. е. до 13 ноября 1359 г., когда великий князь скончался; т. о., основание монастыря можно отнести ко времени ок. 1357-1358 года. В 1360 году была построена церковь Нерукотворного образа Спаса.

    Стены монастыря первоначально были деревянными и выполняли оборонительную роль.

    При митрополите Фотии в 1420-1428 гг. собор был перестроен, стал белокаменным. Роспись собора выполняли Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, фрески, выполненные ими, были уничтожены в XVIII веке при реставрации собора, есть лишь небольшие фрагменты на откосах окон.

    В 1504 году рядом с западной стеной поставили каменную трехъярусную трапезную, в которой по желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 году в третьем ярусе учредили церковь святого Алексея митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднен в 1819 году, затем на его месте освятили придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Был также устроен еще один придел – во имя святого Александра Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери.

    В 1690 году около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус, в этом же веке отстроили братские корпуса. В 1747-1756 гг. стены монастыря стали каменными. По проекту архитектора Казакова рядом со Спасским собором на месте старой колокольни, над святыми воротами, воздвигли новую высотой 73 м. В ней на средства купца С.П.Васильева основали церковь святого Симеона Богоприимца.

    Спасо-Андроников монастырь. Церковь Михаила Архангела, 22 марта 2013

    В середине XVII века рядом с монастырем рабочие люди образовали слободу, получившую название сначала Андроньевской, а затем Вороньей. У монастыря были приписные крестьяне в количестве 210 дворов на 1700 г. Андроников монастырь был одним из самых богатых: на 1790 г. за монастырем числилось 5,6 га земель под селением, сенокосных земель 4 га, неудобий 4,5 га.

    Монастырь использовался и как место заточения: в 1509 году здесь был заключен осужденный архиеп. Серапион I Новгородский, в 1666 году в монастырь в кандалах был привезен протопоп Аввакум Петров. Его продержали трое суток прикованным к стене в подвале, без воды и пищи, а затем отправили в Андреевский монастырь на Воробьевых горах.

    В 1812 году монастырь сильно пострадал от пожара и надругательства французов. Во время пожара купол собора обрушился, в 1813-1814 гг. он был восстановлен, а в 1840-х гг. интерьер собора был перестроен. Над ним подняли восьмигранный барабан с шатровым верхом. Кокошники и закомары убрали под четырехскатную крышу. К северной стене пристроили придел святого Андроника, к южной – Успения Божией Матери. В 1950-60 гг. реставраторы вернули собору прежний вид.

    При монастыре по традиции было кладбище. Здесь похоронен настоятель Андроник и, по некоторым предположениям, Андрей Рублев. Место могилы, к сожалению, неизвестно. Она уничтожена в советское время. Здесь же где-то покоился прах Симеона Гордого, сподвижника Ивана Калиты.

    В 1918 году монастырь был закрыт. До 1922 года на его территории находился один из первых лагерей ВЧК.

    В марте 1922 года в связи с изъятием серебряной раки в монастыре были вскрыты мощи преподобных Андроника и прп. Саввы.

    Затем на территории монастыря располагалось общежитие завода «Серп и Молот». 13 сентября 1927 года было ликвидировано монастырское кладбище, колокольню в 1930-х годах взорвали. С 1959 года в стенах монастыря находится музей Древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

    В 1989 году собор Спаса Нерукотворного образа передан Церкви.

    Настоятели

    • прп. Андроник (ок. 1357 — ок. 1373)
    • прп. Савва (ок. 1373 — ок. 1410)
    • прп. Александр (ок. 1410 — после 1427)
    • Ефрем
    • Исаак
    • Иоанн (1474)
    • .
    • Митрофан (1504 — 1507)
    • Симеон (Стремоухов) (1507 — 21 августа 1509)
    • Сергий (1509 — 12 февраля 1517)
    • Игнатий (сентябрь 1519)
    • Ефрем (февраль 1525)
    • Зосима (1531 — 1534)
    • Авраамий I (1547 — 1548)
    • Иосиф I (февраль 1555 — 1566)
    • Феодосий (Вятка) (август 1566 — 1570)
    • Евфимий I (1571 — 1581)
    • Феодосий (? — 20 июля 1584)
    • Гурий (упом. май 1589)
    • Вассиан (1598)
    • Авраамий II (1606)
    • Сергий (1612 — 14)
    • Геннадий (1625 — 1626)
    • Евфимий II ( январь 1627 — 26 октября 1628)
    • Серапион 8 июля 1634)
    • Макарий (1635 — 1636)
    • Порфирий (1637 — 1640)
    • Иосиф II (1641 — 1648)
    • Сильвестр (1648 — 10 июля 1653)
    • N. N. ( сентябрь 1653 — 1654)
    • Гермоген (1654 — 1656)
    • Дионисий (1656 — 1660)
    • Пафнутий (1661 — 1668)
    • Пахомий I (упом. июнь 1669)
    • Никандр (1672)
    • Макарий (? — 29 августа 1674)
    • Симеон (Милюков) (14 сентября 1674 — 9 апреля 1676)
    • Никон (1676 — 1679)
    • Иосиф III (февраль 1681)
    • Никифор (1681 — 26 июня 1681)
    • Авраамий (Юхов) (1681 — 1684)
    • Пахомий II (1685)
    • Авраамий (? — 1687)
    • Арсений (Костюрин) (9 января 1687 — 12 января 1692)
    • Трифиллий (Инихов) (1692 — 4 мая 1695)
    • Феодосий (4 мая 1695 — 30 июля 1709)
    • Геннадий (Беляев) (1709 — 20 мая 1714)
    • Серапион (1714 — 1722)
    • Антоний (1722 — 12 апреля 1722)
    • Дионисий (1722 — 15 июня 1724)
    • Иосиф IV (Саввин) (1724 — 31 октября 1725)
    • Герасим (23 марта 1726 — ?)
    • Иларион (1728)
    • Клеоник (27 августа 1731 — октябрь 1732)
    • Киприан (Скрипицын) (18 января 1733 — 3 мая 1736)
    • Герман (Барутович) (1737 — 1743)
    • Иона (Лещинский) (18 апреля 1744 — 7 ноября 1761)
      • Варлаам (Гловацкий) (5 декабря 1760 — 7 ноября 1761) и.о.
    • Варлаам (Гловацкий) (7 ноября 1761 — 2 мая 1776)
    • Симон (2 мая 1776 — март 1785)
    • Иосиф V (Быков) (март 1785 — 22 февраля 1788)
    • Сильвестр (Страгородский) (22 февраля 1788 — 19 октября 1802)
    • Феофан (Некрасов) (1803 — 25 августа 1817)
    • Авраам (Шумилин) (20 декабря 1817 — 1818)
    • Гермоген (Сперанский) (19 августа 1818 — 18 июня 1845)
    • Гавриил (22 сентября 1845 — 13 августа 1848)
    • Платон (16 сентября 1848 — 28 января 1863)
    • Иннокентий (Орлов) (3 июня 1863 — 9 февраля 1870)
    • Модест (Куховский) (21 октября 1870 — ?)
    • Сергий (Спасский) (28 октября 1880 — 1882)
    • .
    • Григорий (Воинов) (1892 — 1 августа 1896)
    • Нафанаил (Соборов) (с 14 ноября 1896 — 29 апреля 1907)
    • Сильвестр (Братановский) (1907 — 1910)
    • Владимир (Соколовский-Автономов) (18 марта 1910 — 1918)

    Архитектура

    Храмы и часовни монастыря:

    • Собор Спаса Нерукотворного образа (1410 и 1425 и 1427)
    • Церковь Михаила Архангела (1691 и 1694)(1688-1690)
    • Часовня Димитрия Донского на бывшем монастырском кладбище (2005)
    • Часовня Троицы Живоначальной (2011)
    • Деревянная звонница

    Спасо-Андроников монастырь

    Фрески Андрея Рублева

    У слияния Яузы с ручьем Золотой Рожок стоит Спасо-Андроников монастырь. Там содержали под стражей протопопа Аввакума. Сейчас в обители работает музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, а Спасский собор монастыря — самый древний из сохранившихся в Москве храмов.

    Монастырь основал в середине XIV века митрополит Алексий. Обитель назвали по имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского.

    По легенде, в 1354 году митрополит Киевский Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Он дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он доберется до бухты Золотой Рог. Этот день пришелся на празднование Спаса Нерукотворного. Митрополит выбрал для строительства монастыря высокий холм у слияния Яузы и тогда еще безымянного ручья. Его символично назвали Золотым Рожком. Места эти были красивыми, а еще важными в стратегическом отношении — там перекрещивались важные государственные дороги: одна вела на восток, в приволжские города, а другая на юго-восток, в Орду, и на юг, к Черному морю, в Византию.

    В 1356 Алексий привез в Москву из Константинополя икону Спаса Нерукотворного. 16 августа 1357 года ей освятили Спасский собор. Эта икона стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря. При этом время строительства Спасского собора точно не установлено: называют как 1390-е года, так и 1425-1427.

    Деньги на возведение колокольни Спасо-Андроникова монастыря по проекту Родиона Казакова пожертвовал купец С.П. Васильев. Он хотел сделать ее выше Ивана Великого, но посетивший Москву император Павел приказал уменьшить высоту звонницы. Строительство завершили в 1803 году. Высота колокольни достигла 72,5 метра, но это на 8,5 метров ниже, чем в Кремле.

    Также в обители был святой колодец. По легенде, его выкопал Преподобный Сергий.

    Спасо-Андроников монастырь закрыли в 1918 году. На его территории разместили один из первых лагерей ВЧК для политических преступников.

    В 1922-1928 годах в монастыре была колония для беспризорников, а затем территорию обители передали в ведение завода «Серп и Молот». В монастырских зданиях и храмах устроили 200 комнат для рабочих. Также здесь разместились учреждения Наркомата обороны.

    В 1932 колокольню Андроникова монастыря разрушили, а 13 сентября 1927 года уничтожили некрополь, где были похоронены Андрей Рублев, воины, погибшие во время Северной войны 1700-1721 годов и Отечественной войны 1812 года, основатель русского театра Ф.Г. Волков и представители многих дворянских родов (Лопухины, Толстые, Барятинские, Аладьины, Щербатовы).

    Монастырь ветшал, но П.Д. Барановский не дал ему погибнуть. Его стараниями восстановили Спасский собор, трапезную 1504-1506 годов постройки, ступенчатую церковь в стиле нарышкинского барокко 1694 года постройки. Эту церковь с усыпальницей Лопухиных строили на вклады царицы Евдокии Лопухиной, первой жены царя Петра, после рождения царевича Алексея.

    В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок 1428 года. Их написал Андрей Рублев, будучи иноком Андроникова монастыря. Есть версия, что иконописец умер 30 октября 1428 года во время морового поветрия, и его похоронили в некрополе обители, но не известно, где именно.

    Сейчас на территории возрожденного Спасо-Андроникова монастыря работает Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, но ни одной иконы мастера там нет.

    Спасо-Андроников мужской монастырь

    Спасо-Андроников монастырь — одна из древнейших московских обителей. Интересна история его основания. Рассказывают, что в 1356 году, святитель Алексий, митрополит Московский, возвращался на родину из Константинополя. Посередине Черного моря корабль митрополита застигла жестокая буря. Тогда Владыка стал молиться Господу и дал обет построить храм в честь того святого, кого будет чтить Православная Церковь в день, когда корабль пристанет к суше. Корабль пристал к берегу 16 августа — в день празднования Нерукотворного Образа Спасителя, кому святитель и возносил свои молитвы. Такая версия представлена на сайте монастыря.

    А вот Википедия предлагает другое развитие событий — митрополит плыл в Константинополь, а не из него, но так же попал в шторм. И он благополучно достиг берега бухты Золотой Рог так же в день празднования Спаса Нерукотворного. После чего, один из притоков Яузы назвали Золотым Рожком, а позже, одну из близлежащих улиц — Золоторожским Валом. Есть еще менее захватывающая версия, по которой Алексий просто привез из Константинополя икону Спаса Нерукотворного.

    По возвращению, святитель Алексий решил построить не только храм, но и основать монастырь. Он поведал об этом преподобному Сергию Радонежскому, и попросил его отпустить для осуществления задуманного одного из любимых учеников Сергия — смиренного Андроника, который позже стал первым настоятелем монастыря. Позже он был причислен к лику святых, а монастырь стал называться Спасо-Андрониковым.

    Для строительства обители был выбран холм на левом берегу Яузы. В 1360 году был построен и освящен деревянный собор в честь Образа Спаса Нерукотворного. Монастырь был основан у двух оживленных путей. Одна дорога (от площади у Рогожской заставы) вела на восток, в сторону Владимира и Нижнего Новгорода. Другая дорога, Болвановская, шла на юг, через Коломну и Рязань в Золотую Орду.

    Вид на монастырь со стороны Яузы.

    В Средние века монастырь неоднократно подвергался нападениям — в 1368 и 1371 годах к монастырю подступали литовские князья Ольгерд и Кейсут, в 1382 году — золотоордынский хан Тохтамыш, двумястами годами позже — Девлет-Гирей. В эпоху смуты, в 1611 году, монастырь пострадал от нашествия поляков.

    В 1371 году великий князь Дмитрий Иванович, в будущем — Донской, провожаемый в Орду, молился в монастыре об избавлении от опасностей, а в 1380 году его полки, победно возвращавшиеся после Куликовской битвы, встречали близ Спасской обители. На монастырском кладбище покоился прах многих героев этого сражения. В XIV-XVII веках монастырь был одним из центров переписки книг, его рукописная библиотека включала в себя значительную часть сочинений Максима Грека.

    Святые врата — вход в монастырь.

    Первоначальный деревянный Спасский собор сгорел в пожаре 1368 года, после чего на его месте был выстроен новый собор, уже не деревянный, а из плинфы — тонкого обожженного кирпича. Однако возможно, что из кирпича был построен не весь храм, а только отдельные его части, а сам храм был все так же деревянным. От него сохранились белокаменные рельефы, архаичные по своему стилю и исполнению. Как бы то ни было, но в 1420–27 годах, при третьем игумене Александре, был возведен новый белокаменный храм — именно он и сохранился до наших дней.

    Собор Спаса Нерукотворного Образа.

    Это древнейший, из сохранившихся за территорией Кремля, московский храм — шедевр русской и мировой архитектуры. В Спасском соборе находилась главная святыня монастыря — Нерукотворный Образ Спаса, привезенный Алексием из Константинополя-Царьграда. Собор расписывали знаменитые Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, их фрески были уничтожены в XVIII веке при очередной реставрации, остались лишь небольшие фрагменты.

    Мемориальная доска на соборе Спаса Нерукотворного Образа.

    После разрушений и пожара, причиненного французами в 1812 году, собор подвергся значительным изменениям — от пожара храм выгорел, и глава провалилась внутрь собора. Собор был отремонтирован и частично перестроен, в 1837 году расписан живописцем Жуковым, а в конце XIX века были произведены значительные переделки внутри здания.

    Собор Спаса Нерукотворного Образа.

    В 1691–94 годах, по указу царицы Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I, к уже имеющейся трапезной, была пристроена трехъярусная церковь. В ее нижнем ярусе был престол в честь знамения Божией Матери, во втором — во имя Архангела Михаила, покровителя русских государей, а в третьем — во имя митрополита Алексия. Обычно этот храм называют церковью Михаила Архангела. Практически завершенная к 1694 году, церковь простояла незаконченной целых 45 лет, в связи с опалой и ссылкой царицы Евдокии. В результате, достроили и освятили церковь только в 1739 году. В подклети храма находилась фамильная усыпальница рода Лопухиных.

    Ансамбль Спасо-Андроникова монастыря

    В августе 1356 г. корабль митрополита Киевского и всея Руси Алексия был застигнут бурей. Святитель молился перед образом Спасителя и дал обет построить храм. И «от того часа ветри и море от волнениа своего престаша, и бысть тишина велиа. ».

    По возвращении Алексий основал монастырь на высоком берегу Яузы. Был построен деревянный Спасский храм: в день перенесения Нерукотворного образа Спасителя корабль пристал к берегу. Первым настоятелем обители стал ученик Сергия Радонежского преподобный Андроник.

    В 1420-х гг. был возведен Спасский собор — древнейшая каменная постройка Москвы за пределами Кремля. В росписи принимал участие инок Андрей Рублев. Его росписи, кроме остатков травного орнамента в алтаре, погибли в пожаре 1812 г. Здесь Рублев и был похоронен. Последним видел надгробие историк Г.Ф. Миллер в конце XVIII в. Считается, что Андрей Рублев и Даниил Черный были погребены под колокольней, разобранной при строительстве новой. Их могилы были утрачены.

    В нач. XVI в. повелением Ивана III построена одностолпная Трапезная палата, одна из первых в русском зодчестве.

    В 1690 г. выстроено лаконичное двухэтажное здание Настоятельских покоев.

    На рубеже XVII и XVIII вв. Евдокия Феодоровна, первая жена Петра I, построила трехъярусную церковь во имя Архистратига Михаила, ставшую усыпальницей Лопухиных. Строительство началось в 1691 г., но из-за ссылки царицы было приостановлено. Освящена церковь была только в 1739 г.

    Главной утратой монастыря является огромная (72,5 м. — всего на 8,5 м. ниже Ивана Великого) надвратная колокольня, построенная в 1795-1803 гг. Родионом Казаковым — учеником и однофамильцем М.Ф. Казакова. Она стала доминантой района, но в нач. 1930-х гг. была разобрана на кирпич.

    В 1810-1816 гг. построено здание Духовного училища.

    В праздник Спаса у стен монастыря проводились ежегодные народные гуляния. Обитель славилась прекрасным хором — слушать его приходил С. Рахманинов.

    После 1917 г. монастырь был закрыт и передан в ведение Московской ЧК. До 1922 г. он использовался как место заключения, позже здесь были устроены «пролетарские квартиры для рабочих Рогожско-Симоновского района» и колония для беспризорных. Вместе с колокольней было уничтожено кладбище, в т. ч. могилы родоначальника русского театра Ф. Волкова, генерала В. Лопухина, благотворителей П. Демидова, Д. Горихвостова, коллекционера-нумизмата П. Зубова, князей Трубецких, Барятинских, Толстых. Уничтожены были и памятники работы известных скульпторов, в т. ч. И. Витали.

    После войны началась реставрация (Л. Давид, Б. Альтшуллер, С. Подъяпольский, М. Циперович, П. Барановский, Г. Сенатов). Восстановили подлинные формы Спасского собора, Трапезной палаты, других построек.

    В 1960 г. здесь открылся Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Сейчас экспозиция занимает все отреставрированные и доступные для осмотра помещения Трапезной палаты и церкви Архангела Михаила. В Настоятельском корпусе размещается выставочный зал.

    Православный Спасо-Андроников мужской монастырь

    Название: Спасо-Андроников мужской монастырь
    Тип постройки: Монастырь
    Адрес: Москва, Андроньевская пл., 10
    Телефон: +74959114502
    Расписание богослужений смотрите на официальном Web-сайте: http://andronikovmon.ru/
    Координаты: 55.749042, 37.670731
    Тип: Мужской
    Статус: Сохранившийся
    Видео:
    Современная принадлежность: РПЦ МП

    История

    По свидетельству агиографических источников, монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, на месте современного собора был выстроен деревянный Спасский собор с полом из плинфы[1], фрагмент которого был обнаружен при раскопках в 1993 году. Существует предположение, что сохранившиеся белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению, свидетельствуют о существовании на территории монастыря каменного храма, построенного между 1360—1380 годами. Между 1390 и 1427 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. В росписи собора участвовали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон).

    Опись 1763 года говорит о существовании в соборе паперти с ризничной в ней палатой, налево от западных дверей. В 1779 году архитектор Яковлев доносил о необходимости возобновления стенописи и поправки иконостаса в соборе, а также находил нужным пробить окно с западной стороны и два окна внизу между церковью и папертью и пристроить с северной стороны паперть, подобную той, которая уже окружала храм с южной и западной сторон.

    В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году, о которых тогдашний настоятель монастыря, архимандрит Феофан сообщал следующее:

    «В соборном монастырском храме, созданном около 1360 года святителем Алексием митрополитом, по ограблении оного, зажжен иконостас и прочее; от чего своды с главою упали внутрь храма. «.

    В 1813 году под надзором архитектора Жукова в соборе были исправлены своды и устроена железная кровля, в 1818—1820 годах — сделан новый иконостас; в 1837 году живописец Л. Жуков расписал собор внутри и снаружи, а в 1846—1850 годах, по проекту архитектора П. Герасимова, были перестроены паперти, устроены два придела с севера и юга от собора, устроен шатровый верх над ним и произведены значительные переделки внутри здания.
    В 1934 году, в связи с предполагаемым сносом всего Спасо-Андроникова монастыря, памятник был обмерен, обследован архитектором П. Н. Максимовым, и составлен проект реставрации. Опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа об этом памятнике дала наконец всем ясное представление об архитектурной ценности Спасского собора.
    В 1959—1960 гг. здание собора было реконструировано в первоначальных формах по проекту Л. А. Давида и С. С. Подъяпольского. Однако спорной остаются реконструкция утраченных верхней части храма (количество кокошников у основания барабана, форма купола, пропорции барабана) и предпортальных лестниц.

    С 1993 года ведутся археологические раскопки, в результате которых обнаружены древний престол Спасского собора и древнейшие захоронения, атрибутированные основателям Спасо-Андроникова монастыря — Андронику Московскому и Савве Московскому.

    Существуют храмы (например, собор Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря в Москве) построенные по подобию Спасского собора Андроникова монастыря. Данные аналогии позволяют датировать Спасский собор либо началом 1390-х годов, либо периодом 1425—1427, то есть либо первым, либо последним в ряду стилистически и конструктивно сходных московских храмов. Отсутствие упоминания о каменном строительстве в житие своё Сергия Радонежского позволяет считать даты 1425—1427 наиболее вероятными.

    Святые

    • Преподобный Андрей (Рублев)

    Святыни
    Главной святыней монастыря является икона основания — Образ Спаса Нерукотворного, перед которым святитель Алексий дал обет во время бури на строительство обители. Около восьми десятилетий образ считался утраченным, и только в 1999 году был обретен в запасниках Исторического музея в Новодевичьем монастыре. В настоящее время в Спасском соборе имеется список этой святыни.

    Образ Спаса Нерукотворного
    С возрождением прихода была обретена икона преподобных Андроника и Саввы Московских Чудотворцев. Настоятель собора протоиерей Вячеслав Савиных, просматривая в библиотеке Свято-Данилова монастыря рукописный журнал «Андрониковский сборник» конца 1920-х годов, нашел в нем фотографию той самой иконы с пометкой «Церковь Иерусалимского подворья». Автор «Сборников» священник Сергий Дубровин, впоследствии архимандрит Андроник, подписывал свои статьи как «Настоятель церкви Иерусалимского подворья». Настоятель Спасского собора и прихожане обратились в храм Воскресения Словущего Иерусалимского подворья на Арбате и в его хранилищах обнаружили икону первых игуменов Спасо-Андроникова монастыря. Скорее всего, отец Сергий в свое время спас не одну икону разоренной обители, перенеся их в храм Воскресения Словущего, который никогда не закрывался. 17 ноября 1996 года икону торжественно передали общине Спасского собора. После реставрации она заняла свое место в храме.
    В арках алтарных окон сохранились детали фресок времен преподобного Андрея Рублева.
    Особенно следует отметить обретение шести святых мощей при раскопе в алтаре Спасского собора. В 1993 году при проведении строительных работ по устройству фундамента престола обнаружили основание древнего престола с частицей нетленных мощей в истлевшем деревянном ковчеге и две пары параллельных захоронений. Два гроба находились ближе к фундаменту северной стороны апсиды, а две выдолбленные колоды — ближе к фундаменту южной стороны. По свидетельству очевидцев о святости мощей свидетельствовало чудесное благоухание, которое при открытии колод волнами то появлялось, то исчезало. Люди, не знающие что за алтарной преградой в раскопе происходило открытие мощей, заметили благоухание у входа в храм и обратились к археологам с вопросом: «Какое масло вы там пролили?»
    Вместе с мощами сохранились принадлежности монашеского облачения: параман (плетеный кожаный крест, опоясующий тело монаха), плесницы (кожаная обувь), кожаный пояс с металлической пряжкой.

    Престольные праздники
    Спаса Нерукотворного Образа — 29 августа

    Местонахождение
    Адрес: Россия, г. Москва, Андроньевская пл., д. 10
    Телефон: +74959114502
    Проезд: до ст.м.»Площадь Ильича», далее 1 авт. остановка по ул. Сергия Радонежского в сторону центра до Андроньевской площади и направо

    Паломнику
    На территории монастыря находится Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.
    В древнейшем архитектурном памятнике Москвы, Спасском соборе (20-е годы XV века), в оконных проемах алтаря сохранились фрески Андрея Рублева, великого иконописца Древней Руси. В этом монастыре он был иноком и здесь же в 1430 г. был погребен.
    Адрес: 105120, Москва, Андроньевская площадь, 10
    Телефоны: (495) 678-14-67, 678-14-89
    Режим работы: Понедельник-вторник, пятница-воскресенье — с 11.00 до 18.00, касса — до 17.15. Четверг — с 14.00 до 21.00, касса — до 20.15. В среду и последнюю пятницу месяца

    Moscow.org городской портал Москвы

    Адрес: Андроньевская площадь, 10

    Спасо-Андроников монастырь был основан на берегу реки Яузы на юго-востоке Москвы ориентировочно в 1360 году. Название свое монастырь получил в честь первого игумена – Андроника, ученика Сергия Радонежского. Основателем монастыря является митрополит Алексий – выдающийся деятель 14 века.

    Согласно легенде, в 1360 году Алексий возвращался по морю из Константинополя, где его посвящали в сан митрополита. В пути корабль попал в сильный шторм, спастись от которого помогла молитва Алексия, в которой он обещал Спасителю построить храм в память о чудесном избавлении.

    По возвращении в Москву митрополит основал Спасский монастырь, для возведения которого пригласили ученика Сергия Радонежского – Андроника, который позже стал первым настоятелем нового монастыря и был причислен к лику святых. На монастырском подворье долгое время существовал колодец, который выкопал сам преподобный Андроник.

    На крутом берегу Яузы выросли стены и башни монастыря. Уже в 1360 году была освещена первая церковь, в которой был установлен образ Спаса нерукотворного, следовавший с митрополитом Алексием в том памятном морском путешествии.

    В начале 15 века на территории Андроникова монастыря вместо деревянного строится белокаменный собор Нерукотворного Образа Спаса – наряду с остальными монастырскими постройками, этот храм является одним из древнейших каменных зданий, сохранившихся до нашего времени на территории Москвы. Собор был построен в 1420 году при игумене Александре. Росписями собора занимались талантливые русские живописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. В храме были и уникальные фрески, но, к сожалению, до нас дошли лишь небольшие разрозненные фрагменты. Сам Андрей Рублев по одной из версий был монахом Спасо-Андроникова монастыря (согласно другим источникам — Троице-Сергиева монастыря), жил здесь, а после смерти в 1430 году был погребен на территории собора, но могила его была утрачена. Спасский собор Андроникова монастыря сильно пострадал от пожара 1812 года, после чего был перестроен. В середине 19 века к нему пристроили по бокам два придела, и лишь в середине 20 века собору был возвращен первоначальный вид.

    Из ценных памятников истории и архитектуры, которые можно осмотреть в Андрониковом монастыре, кроме Спасского храма следует назвать и кирпичную трапезную палату, построенную в конце 15 века – она входит в число самых старинных каменных построек, дошедших до наших дней. В 1691-1694 годах первая жена Петра I, царица Евдокия Лопухина, пристроила к трапезной трехъярусную церковь в честь рождения престолонаследника царевича Алексея. Во второй половине 17 века были также построены Надвратная церковь Рождества Богородицы, каменные стены и башни монастыря, настоятельские покои. В конце 18 века была возведена церковь Симеона Богоприимца с 73-метровой колокольней. По замыслу архитектора Родиона Казакова, эта колокольня должна была превысить размерами колокольню Ивана Великого, но император Павел I приказал уменьшить ее, чтобы не нарушать старинные градостроительные традиции.

    История Андроникова монастыря в Москве хранит множество интересных фактов. Само место, на котором расположился монастырь, прочно вошло в историю России. На этом месте князь Всеволод Юрьевич встретился с татарским ханом Батыем. Отсюда против войск Тамерлана выступил князь Василий Дмитриевич.

    У его стен крестным ходом встречали князя Дмитрия Донского, возвращавшегося с битвы на Куликовом поле. В Андрониковом и Симоновом монастырях были захоронены погибшие в этой легендарной битве. В период 14-17 веков Андроников монастырь являлся крупнейшим центром переписки книг. В разное время Андроников монастырь подвергался разорительным нападениям литовских князей Ольгердта и Кейстута, обитель разоряли Тохтамыш и Наполеон. В 1812 году монастырь, разграбленный французскими солдатами, загорелся. Лишь чудом уцелели мощи святых Андроника и Саввы. После того, как пожар потушили, захватчики разместились в монастыре на постой, а образа кололи на дрова. Именно в подвале Андроникова монастыря трое суток без света и пищи на цепи просидел протопоп Аввакум, а затем еще три месяца содержался в монастыре под арестом. Кладбище Андроникова монастыря служило местом погребения московской знати. Здесь покоились родители и близкие родственники царицы Евдокии Лопухиной, Барятинские, Трубецкие. После того, как в 17 веке этот московский монастырь стал божедомским, здесь стали отпевать скончавшихся внезапной или насильственной смертью.

    После революции 1917 года монастырь был закрыт. В 1919 году здесь обустроены квартиры для рабочих Рогожско-Симоновского района, а в 1922 году разместилась колония для беспризорников. В 30-е годы 20 века на территории монастыря были разрушены три храма из пяти имеющихся, в их числе была уничтожена Надвратная церковь и колокольня. Целиком уничтожили и монастырское кладбище – на его месте была устроена футбольная площадка.

    В 1947 году отношение к Спасо-Андрониковому монастырю изменилось. Его объявили культурным заповедником, а в 1960 году здесь начал работать Музей древнерусского искусства. Оставшиеся монастырские постройки отреставрировали, восстановили ранее частично разобранную кирпичную стену с башнями. Реставрационные работы проводились под руководством Д.Т. Арсенишвили, который на это время даже перебрался жить в монастырь. В 1989 году в ведение Московской Патриархии был передан собор Спаса Нерукотворного. Сейчас на территории монастыря продолжает работать Музей древнерусского искусства, в котором широко представлена экспозиция икон 15-17 веков.

    1360 г. – в Москве был основан Спасо-Андроников монастырь
    1360 г. — была освещена первая церковь, в которой был установлен образ Спаса Нерукотворного
    1420 г. – построен Спасский собор
    1430 г. – на территории монастыря был похоронен Андрей рублев
    1691-1694 г.г. — первая жена Петра I, царица Евдокия Лопухина, пристроила к трапезной трехъярусную церковь в честь рождения престолонаследника царевича Алексея
    17 век — были также построены Надвратная церковь Рождества Богородицы, каменные стены и башни монастыря, настоятельские покои
    18 век — была возведена церковь Симеона Богоприимца с 73-метровой колокольней
    1812 г. Андронников монастырь, разграбленный французскими солдатами, загорелся
    17 век – Спасо-Андронников монастырь стал божедомским
    1917 г. — монастырь был закрыт
    1919 г. — здесь обустроили квартиры для рабочих Рогожско-Симоновского района
    1922 г. – на территории бывшего монастыря разместилась колония для беспризорников.
    30-е годы 20 века — на территории монастыря были разрушены три храма из пяти имеющихся, в их числе была уничтожена Надвратная церковь и колокольня
    1947 г. – Андроников монастырь объявили культурным заповедником
    1960 г. – на территории бывшего монастыря начал работать Музей древнерусского искусства
    1989 г. — в ведение Московской Патриархии был передан собор Спаса Нерукотворного

Ссылка на основную публикацию