Спасо-Елеазаровский женский монастырь в Псковской области

Отзыв: Спасо-Елеазаровский женский монастырь (Россия, Псковская область) — Святое место псковского края

Доброе время суток!

Ранее рассказывала в своих отзывах о том, что этим летом мы путешествовали по псковской земле. Сегодня хочу рассказать еще об одном интересном месте, которое удалось посетить. Речь пойдет о нашей поездке в Спасо-Елеазаровский монастырь.

Это не самый известный монастырь, но, безусловно, место интересное и достойное внимания. При разработке маршрута эта обитель была обязательным пунктом посещения на Псковщине.

Монастырь находится в 27 километрах от Пскова.
Мы были на машине и легко до него добрались.

Он был основан преподобным Евфросином (в миру — Елеазаром).
Евфросин считается родоначальником псковских пустынножителей.
Это был необыкновенный человек. В поисках истины он пешком дошел до Константинополя. Удостоился чести быть на приеме Патриарха Византийского. Патриарх одарил его Цареградской иконой Божией Матери и благословил на создание обители.

В 1447 году Евфросин вернулся на псковскую землю с Цареградской иконой Божией Матери. В этом же году был образован Сретенский монастырь. Позднее обитель называлась Трехсвятительской. Именно так называется главный собор монастыря.

Собор построен на месте явления Евфросину трех Святителей: Иоанна Златауста, Григория Богослова и Василия Великого.

Хочу также отметить, что ученики Евфросина основали еще две известные обители. Преподобный Савва-Крыпецкий основал Иоанно-Богословский монастырь. Монастырь очень интересный, но о нем расскажу в отдельном отзыве.
О Мальском монастыре, основанным преподобным Онуфрием, уже писала в отзыве на поездку в Изборск

Спасо-Елеазаровский монастырь известен также благодаря старцу Филофею. Именно ему принадлежит знаменитая фраза «Москва — Третий Рим». Она родилась в стенах этого монастыря.

В настоящее время Спасо-Елеазаровский монастырь является действующим женским монастырем.
Возрождение его как монастыря началось в 2000 году. За годы с начала восстановления монастыря сделано очень много. Сейчас монастырь выглядит великолепно. Реставрационные работы во время нашего посещения не были закончены.
Мне пришлось увидеть много достойных мест в ужасном состоянии, поэтому рада, что эта обитель возрождается.

Территория монастыря очень красивая. Сразу понимаешь, что здесь неустанно трудятся заботливые женские руки.

Об этом говорит каждый кустик, каждый цветочек.

Место уединенное и располагающее к созерцанию.

Главный храм монастыря — Собор Трех Святителей. Величественный белоснежный храм.

Посмотрим на внутреннее убранство собора.

В этом соборе находится Цареградская икона Божией Матери.

В монастыре можно увидеть чудотворной список с иконы, привезенной преподобным Евфросином. Согласно монастырскому поверью, государство, где находится икона, сохраняет чистоту православной веры.
Оригинал, полученный преподобным Евфросином, утонул в Чудском озере. Икона была похищена ливонскими рыцарями. И утонула вместе с похитителями.
Она навсегда осталась в России.

В монастыре находится чудотворная икона Спас-Елеазаровский.

К сожалению, на фотографии, сделанной в монастыре, ее плохо видно.
Чтобы вы могли узнать икону, прилагаю фотографию иконки, купленной в монастыре.

Икона была написана в середине 14 века. Спас ЕЛеазаровский — шедевр псковской иконописной школы, памятник древнерусского искусства. Таких икон сохранилось совсем немного.
Спас Елеазаровский считается покровителем псковской земли.

Новый сестринский корпус и трапезная.

Старый сестринский корпус. В нем в настоящее время находится паломническая гостиница.

Игуменский дом с церковью Архангела Гавриила.

На этом завершаю свой рассказ об этом прекрасном месте.
Уехали мы оттуда умиротворенные и счастливые.
В обители необыкновенная энергетика.
Все время нахождения в монастыре ощущаются покой и божественная благодать.
Эти чувства долго не покидали нас после посещения святого места.

СПАСО-ЕЛЕАЗАРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Спасо-Елеазаровский монастырь. Фото 2000-х гг.

Спасо-Елеазаровский Великопустынский женский монастырь во имя Трех Вселенских святителей в с. Елизарово Псковской епархии

  • Адрес: Россия, 180523, Псковская обл., Псковский р-н, с. Елизарово
  • Тел.: 8 (8112) 67-95-58
  • Официальный сайт: http://eleazarovo.ru/
  • Проезд: на пригородном автобусе на Елизарово, или автобусным маршрутом Псков — Середка и Псков — Гдов
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    В XII веке на месте будущего монастыря появились монахини Псковского Иоанно-Предтеченского монастыря, но они не вынесли трудностей пустынножительства и вскоре ушли.

    Монастырь был основан постриженником Снетогорского монастыря преподобным Евфросином, который около 1425 года поселился на реке Толве, недалеко от Пскова. Со временем он стал принимать последователей и учеников. Первоначальное название монастыря было Сретенский — в память встречи Цареградской иконы Божией Матери, принесенной сюда святым Евфросином из Восточно-Римской империи. На месте встречи иконы забил святой источник, в котором можно окунуться и сейчас. Однако, датой основания монастыря обычно считается 1447 год, когда был воздвигнут первый монастырский храм во имя Трех Вселенских святителей и преподобного Онуфрия Великого. Посвящение это было избрано после того, как святой Евфросим стал молиться о названии храма обители и на том месте, где сейчас стоит собор, ему было видение Трех святителей, почему с тех пор монастырь стал называться Трехсвятительским. Преподобный Евфросин, начальник псковских пустынножителей, возрастил многих славных учеников, которые также создавали монастыри и несли благодатные семена подвижничества по всей Псковской земле. В числе учеников преподобного Евфросина, скитских старцев, преподобные Савва Крыпецкий, Досифей Верхнеостровский, Онуфрий Мальский, Иоаким Опочский, Иларион Гдовский, Харитон Кудинский, местнопочитаемые родные братья из Пскова святые игумены Спасо-Елеазаровского монастыря Игнатий, Харалампий и Памфил, погребенные в Спасо-Елеазаровском монастыре. Учеником преподобного Евфросина был и преподобный Серапион Псковский. Вскоре по кончине своей преподобный Евфросин, вероятно принявший в схиме имя Елеазар, стал почитаться как святой, а обитель стала изветстна как Елеазаровская в его честь.

    Монастырь был мужским и отличался в древности строжайшим уставом, монахов монастыря называли «железными». Вскоре монастырь стал центром псковского летописания и иконописания. Предполагается, что в XVI столетии здесь переписали Слово о полку Игореве, каковой список и сохранился до XIX века, когда получил название «Мусин-Пушкинский список». В XVI веке здесь игуменствовал старец Филофей Псковский, выразивший формулу русской православной государственности: Москва — Третий Рим; «Два Рима пали, Третий — стоит, четвертому — не быти».

    При издании духовных штатов в 1764 году оставлен на своем содержании. В 1766 году в него переведена братия упраздненного Великопустынского Преображенского монастыря, почему обители также присвоено название Великопустынской и Спасской. В монастырском храме был освящен престол в честь Преображения Господня, и сюда были перенесены святыни Великопустынской обители, включая древний чудотворный образ Спасителя.

    В 1813 году монастырь был возведен во 2-й класс, каковым оставался до конца Синодального периода.

    С 1884 года при монастыре действовала богадельня.

    Перед Первой мировой войной в монастыре подвизался старец и духовник великой княгини Елисаветы Феодоровны схиархимандрит Гавриил (Зырянов). С началом войны монастырь был эвакуирован в Казанскую епархию.

    В годы советской власти обитель была разорена и разрушалась. В 1990-е годы рухнул купол и барабан монастырского собора Трех святителей.

    28 мая 2000 года в Спасо-Елеазаровском монастыре, впервые за восемьдесят лет, была совершена Божественная Литургия архиерейским служением. По благословению Псковского владыки Евсевия, а также стараниями и трудами сестер монастыря и жертвователей, обитель возрождается. За четыре года после восстановления монашеской жизни в 2000 году, уже как женский монастырь, Спасо-Елеазаровская обитель была поднята из руин.

    На 2007 год основой жизни монастыря является совершение полного круга уставного Богослужения, забота о душепопечении сестер, трудников монастыря и местных жителей. На подворье монастыря в городе Пскове продолжилась реставрация корпуса монастырских келий, действует храм Преполовения Пятидесятницы. Монастырь оказывал духовную и материальную поддержку нуждающемуся населению, благотворительную помощь жителям из социально неблагополучных семей, учащимся школ окресных посёлков. Ежедневно монастырь принимал паломников и гостей, оказывалась духовно-нравственная поддержка наркозависимым, находящимся на реабилитации в монастыре.

    Статистика

    • ок. нач. 2005 — приняли пострижение 8 монахинь; живут 4 инокини, 6 послушниц, остальные — кандидаты [1].
    • кон. 2007 — 20 насельниц [2]

    Храмы, архитектура

    Традиционной для монастырского храма архитектурной формы, храм во имя Трех Вселенских святителей строился на высоком подклете. Нижний придел был освящен в начале XXI века во имя преподобномученицы Елисаветы.

    На конец 2000-х годов отстроена разрушенная колокольня, восстановлен келейный корпус постройки 1904 года, строится новый храм с Воскресной школой и приютом.

    Настоятели, игумении

    • Прп. Игнатий (вторая пол. XV в.)
    • Свт. Варлаам (Петров) (1764 — не позднее 1768)
    • Афанасий (Телятев) (26 января 1810 — 30 октября 1819)
    • Мелхиседек (Золотинский) (30 января 1829 — 1841)
    • Антоний (Шокотов) (23 июня 1841 года — 24 января 1845)
    • Сщмч. Иувеналий (Масловский) (ок. 1905 — 16 октября 1906)
      • обитель упразднена
    • Елисавета (Беляева) (25 августа 2000 — 4 июня 2010)
      • Рафаила (Скородумова) (2010 — 2012) и/о
      • Евфросиния (Головнева) (19 августа 2012 — 16 апреля 2016) и/о
    • Евфросиния (Головнева) (16 апреля 2016 — 28 декабря 2018)

    Спасо-Елеазаровский женский монастырь, Елизарово

    Мужской монастырь, основанный ок. 1447 иноком Снетогорского монастыря Евфросином (в миру Елеазаром). В кон. XV — нач. XVI вв. славился строгостью устава, был крупным центром летописания, пострижениками Елеазарова монастыря был основан ряд окрестных монастырей. В 1764 упразднён, в 1766 восстановлен. В XIX в. сравнительно немноголюден, но почитаем псковичами. Закрыт в 1920-х, постройки использовались школой, санаторием, турбазой, частично разобраны. Восстановлен в 2000 как женский.

    Спасо-Елизаровский монастырь

    В 25 верстах к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера, усыпанного небольшими островами, стоит Спасо-Елизаровский монастырь, основанный преподобным Евфросином, Псковским чудотворцем. Родился он ок. 1386 года, в крещении был назван Елизаром. В 1425 г. он удалился в непроходимое пустынное место, на берег реки Толвы. Здесь ему, в сонном видении, явились три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, они указали место для сооружения храма в их имя.

    Когда к Евфросину начали стекаться подвижники, ищущие уединения, то он построил деревянную церковь во имя трёх Святителей, а так же и кельи для братии. Это место обтекаемое двумя рукавами реки было тесным и братия предложила перенести обитель на другое место, но Евфросин не согласился и предложил им засыпать правый рукав реки. Общими усилиями этот тяжкий труд был выполнен. По представлении Преподобного Евфросина монастырь перенесён на гору, а на прежнем месте устроено кладбище с церковью во имя Преподобного. В новой обители построена каменная соборная церковь трёх Святителей и туда перенесены мощи Евфросина. В последствии была построена деревянная церковь Преподобного Онуфрия.

    Псковский Спасо-Елизаровский монастырь по значимости занимает особое место в мировой истории. Именно сюда была принесена Цареградская икона Божией Матери. Когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был перенесен в Константинополь из Рима в 1051 году.

    Приняв на русской земле икону Пресвятой Богородицы, преподобный Евфросин получил и откровение о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле, и о Москве, как Третьем Риме. Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, старец Спасо-Елизаровской обители Филофей пророчествовал всему миру: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Слова старца Филофея через сто с лишним лет были почти дословно повторены в Уложенной грамоте Московского Освященного Собора 1589 года, утверждавшей патриаршество на Руси и подписанной Константинопольским патриархом Иеремией.

    Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В Елизаровской обители союз Москвы и Пскова обозначен в архитектуре соборного храма: к главному, Трехсвятительскому собору традиционной псковской архитектуры, пристроили придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс.

    В 1918 году закрывается Спасо-Елизаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть. Поочередно в Елеазаровской обители открывались институт, Народный дом, дом дефективных детей, детский санаторий и база отдыха. В результате от двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.

    В начале 90-х годов XX века собор начал разрушаться, упала колокольня, четверик храма зашатался, но сумели найти финансирование на его реставрацию.

    В 2000 году Спасо-Елизаровский монастырь был передан Русской Православной Церкви. В монастыре сейчас живет 25 сестер. Восстанавливаются собор и монатлеский корпус, строится ограда вокруг монастыря. В будущем будет открыт при монастыре детский приют, основы которого закладываются уже сегодня.

    Евфросиновская часовня — Часовня Евфросина Псковского при Спасо-Елеазаровском монастыре, Елизарово

    Часовня из булыжного камня, сооружённая в 1865 в роще у кладбищенской церкви, над каменным крестом, у которого в XV в. молился прп. Евфросин. Круглая постройка под куполом. Сломана в сер. ХХ в.

    Часовня у Спасо-Елеазаровского монастыря, Елизарово

    Деревянная часовня-сень, сооруженная над братской могилой защитников монастыря, убитых в 1581 поляками. Сломана в ХХ в.

    Часовня Иконы Божией Матери Цареградская при Спасо-Елеазаровском монастыре, Елизарово

    Надкладезная часовня в 1 км от монастыря, на месте встречи прп. Ефросином чудотворной Цареградской иконы Богоматери. В XIX в. деревянная постройка, в ХХ в. сломана. В 2000-х сооружена новая каменная часовня.

    Часовня Спасителя при Спасо-Елеазаровском монастыре, Елизарово

    Часовня из булыжного камня, сооруженная в 1865 у Святых ворот монастыря, на месте встречи чудотворного образа Спаса в 1766. Круглая постройка под куполом. Сломана в сер. ХХ в.

    Архангельская церковь — Церковь Бесплотных Сил в Спасо-Елеазаровском монастыре, Елизарово

    Церковь в двухэтажном кирпичном корпусе келий, построенном в 1904, устроенная в 1910 при помощи вел. кн. Елизаветы Федоровны и других почитателей старца Гавриила (Зырянова), жившего в монастыре в 1908-1915. Закрыта не позже 1920-х. В настоящее время восстановлена, внешне выделена главкой.

    Онуфриевская церковь — Церковь Евфросина Псковского при Спасо-Елеазаровском монастыре, Елизарово

    Деревянный летний храм, стоявший вне территории обители, на холме к северу от неё, на месте первоначальной постройки монастыря. Первоначально освящён во имя Онуфрия Афонского, в XIX в. переосвящён в Евфросиновский. Датировался XVII в., в XIX в. перестроен. Сломан в сер. ХХ в.

    Трехсвятительский собор — Собор Трех Святителей Великих в Спасо-Елеазаровском монастыре, Елизарово

    Храм из плиты, в настоящее время датируемый примерно 1574. Трехапсидное четырехстолпное однокупольное здание, первоначально имевшее восьмискатное покрытие, к которому с юга примыкает Рождество-Богородицкий придел, с севера ризница, а с запада паперть и невысокая колокольня с шестигранным ярусом звона. Позже устроена кровля на четыре ската, сооружен купол грушевидной формы (1870-е). В 1902 разобран и заменен новым Рождественский придел. Закрыт в 1926, использовался в хозяйственных целях, в 1989 обрушилась колокольня. В 2000-х отремонтирован, в подклете под Рождественским приделом устроен придел прмч. Елисаветы Феодоровны.

    Спасо-Елеазаровский женский монастырь в Псковской обл.

    В XII веке на месте будущего монастыря появились монахини Псковского Иоанно-Предтеченского монастыря, но они не вынесли трудностей пустынножительства и вскоре ушли. Монастырь был основан постриженником Снетогорского монастыря преподобным Евфросином, который около 1425 года поселился на реке Толве, недалеко от Пскова.

    Со временем он стал принимать последователей и учеников. Первоначальное название монастыря было Сретенский — в память встречи Цареградской иконы Божией Матери, принесенной сюда святым Евфросином из Восточно-Римской империи. На месте встречи иконы забил святой источник, в котором можно окунуться и сейчас. Однако, датой основания монастыря обычно считается 1447 год, когда был воздвигнут первый монастырский храм во имя Трех Вселенских святителей и преподобного Онуфрия Великого.

    Посвящение это было избрано после того, как святой Евфросим стал молиться о названии храма обители и на том месте, где сейчас стоит собор, ему было видение Трех святителей, почему с тех пор монастырь стал называться Трехсвятительским. Преподобный Евфросин, начальник псковских пустынножителей, возрастил многих славных учеников, которые также создавали монастыри и несли благодатные семена подвижничества по всей Псковской земле.

    В числе учеников преподобного Евфросина, скитских старцев, преподобные Савва Крыпецкий, Досифей Верхнеостровский, Онуфрий Мальский, Иоаким Опочский, Иларион Гдовский, Харитон Кудинский, местнопочитаемые родные братья из Пскова святые игумены Спасо-Елеазаровского монастыря Игнатий, Харалампий и Памфил, погребенные в Спасо-Елеазаровском монастыре. Учеником преподобного Евфросина был и преподобный Серапион Псковский. Вскоре по кончине своей преподобный Евфросин, вероятно принявший в схиме имя Елеазар, стал почитаться как святой, а обитель стала изветстна как Елеазаровская в его честь.

    Монастырь был мужским и отличался в древности строжайшим уставом, монахов монастыря называли «железными». Вскоре монастырь стал центром псковского летописания и иконописания. Предполагается, что в XVI столетии здесь переписали Слово о полку Игореве, каковой список и сохранился до XIX века, когда получил название «Мусин-Пушкинский список».

    В XVI веке здесь игуменствовал старец Филофей Псковский, выразивший формулу русской православной государственности: Москва — Третий Рим; «Два Рима пали, Третий — стоит, четвертому — не быти». При издании духовных штатов в 1764 году оставлен на своем содержании.

    В 1766 году в него переведена братия упраздненного Великопустынского Преображенского монастыря, почему обители также присвоено название Великопустынской и Спасской. В монастырском храме был освящен престол в честь Преображения Господня, и сюда были перенесены святыни Великопустынской обители, включая древний чудотворный образ Спасителя.

    В 1813 году монастырь был возведен во 2-й класс, каковым оставался до конца Синодального периода.

    С 1884 года при монастыре действовала богадельня. Перед Первой мировой войной в монастыре подвизался старец и духовник великой княгини Елисаветы Феодоровны схиархимандрит Гавриил (Зырянов). С началом войны монастырь был эвакуирован в Казанскую епархию. В годы советской власти обитель была разорена и разрушалась. В 1990-е годы рухнул купол и барабан монастырского собора Трех святителей.

    28 мая 2000 года в Спасо-Елеазаровском монастыре, впервые за восемьдесят лет, была совершена Божественная Литургия архиерейским служением. По благословению Псковского владыки Евсевия, а также стараниями и трудами сестер монастыря и жертвователей, обитель возрождается. За четыре года после восстановления монашеской жизни в 2000 году, уже как женский монастырь, Спасо-Елеазаровская обитель была поднята из руин.

    На 2007 год основой жизни монастыря является совершение полного круга уставного Богослужения, забота о душепопечении сестер, трудников монастыря и местных жителей. На подворье монастыря в городе Пскове продолжилась реставрация корпуса монастырских келий, действует храм Преполовения Пятидесятницы. Монастырь оказывал духовную и материальную поддержку нуждающемуся населению, благотворительную помощь жителям из социально неблагополучных семей, учащимся школ окресных посёлков. Ежедневно монастырь принимал паломников и гостей, оказывалась духовно-нравственная поддержка наркозависимым, находящимся на реабилитации в монастыре.

    Спасо-Елеазаровский монастырь

    Монастырь
    Спасо-Елеазаров монасты́рь
    58°02′56″ с. ш. 28°11′40″ в. д. H G Я O
    Страна Россия Россия
    Местоположение Елизарово, Псковская область, Псковский район
    Конфессия Православие
    Епархия Псковская епархия
    Тип Женский
    Дата основания 1447 год
    Здания
    Собор Трёх Святителей
    Известные насельники Евфросин Псковский, Филофей
    Реликвии и святыни Спас-Вседержитель Елеазаровский, Цареградская икона Божией Матери
    Настоятель Евфросиния (Головнева)
    Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 611310014010006 (ЕГРОКН ). Объект № 6010260000 (БД Викигида)
    Состояние Монастырь епархиального подчинения, действующий
    Сайт eleazarovo.ru
    Спасо-Елеазаровский монастырь на Викискладе

    Елеаза́ров во и́мя святи́телей Васи́лия Вели́кого, Григо́рия Богосло́ва и Иоа́нна Златоу́ста монасты́рь; Спасо-Елеазаров монастырь — православный женский (ранее мужской) монастырь в деревне Елизарово Псковского района Псковской области, Псковской епархии. До 1906 года именовался Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский мужской, 2-го класса.

    Основан преподобным Евфросином в 1425 году, когда им был воздвигнут храм в честь Трёх святителей с приделом в честь Онуфрия Великого. В честь основателя монастыря, принявшего в схиме своё прежнее мирское имя Елеазар, обитель стала называться Спасо-Елеазаровской [1] .

    В начале XVI века в монастыре жил старец Филофей, впервые обстоятельно развивший концепцию «Москва — третий Рим».

    В 1918 году монастырь был официально упразднён, окончательно закрыт в ноябре 1923 года [2] . В 2000 году возобновлен как женский. C мая (или августа) 2000 по май 2010 года место первой настоятельницы Спасо-Елеазарова монастыря занимала игумения Елисавета (Беляева) [3] .

    Содержание

    Название монастыря произошло от имени его предполагаемого основателя крестьянина Елеазара из села Виделебье, который в 1425 году покинул Снетогорский монастырь, где был монахом с именем Евфросин, и ушёл на берега Толвы. В 1447 году на вершине холма была построена деревянная церковь во имя Трёх Святителей. Преподобный Евфросин составил древнейший из известных именной общежительный иноческий устав (1461—1464); монастырь был первой на Псковщине «богорадной» обителью (не требовавшей вклада для поступления). После смерти Евфросина (в 1481 году; канонизирован как общерусский святой на Соборе 1551 года в Москве), деревянная церковь стала кладбищенской, а монастырь сошёл под гору, где была выстроена новая каменная Трёхсвятительская церковь.

    В начале XVI века в монастыре подвизался старец и игумен монастыря Филофей (около 1465—1542), которому приписывается формулирование концепции «Москва — третий Рим».

    Монастырь сделался центром духовной жизни Псковской земли с 1510 по 1547 годы. В годы расцвета монастыря здесь было составлено житие его основателя Евфросина, проведено редактирование Псковской первой летописи. В эти же годы в монастыре был переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Алексею Мусину-Пушкину. Собор во имя Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен во второй половине XVI века (около 1574 года при строителе Ферапонте) и представляет собой первоклассный образец псковской средневековой архитектуры.

    Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей.

    После «духовных штатов» 1764 года монастырь был возведён в третий класс. Наименование Спасо-Великопустынский получил только при Екатерине II, когда по закрытии (в 1766 году) прежнего Спасо-Великопустынского монастыря его штаты были переданы Елеазаровскому, к нему же была приписана братия монастыря. В 1804 году сюда же была переведена и братия упразднённого Снетогорского монастыря. В 1813 году монастырь был возведён во второй класс. Имел подворье во Пскове на Спасской улице.

    В начале XX века в Спасо-Елеазаровом монастыре жил старец Гавриил (Зырянов), ученик преподобного Амвросия Оптинского, отличавшийся прозорливостью. 3 октября 1906 года определением Святейшего синода монастырь был преобразован из штатного в общежительный [4] ; 6 октября того же года епископ Псковский Арсений (Стадницкий) возвёл настоятеля обители иеромонаха Иувеналия (Масловского) в сан игумена [4] . Последний в 1908 году добился перевода в обитель схиархимандрита Гавриила (Зырянова), ранее уволенного с должности наместника Седмиозерной пустыни; старец Гавриил жил здесь до 1915 года.

    К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников. Земельные угодья монастыря составляли 338 десятин. В 1918 году монастырь был официально упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Согласно постановлению губисполкома, с 1 сентября 1921 года помещения бывшего Елеазаровского монастыря были переданы под устройство санатория для туберкулёзных детей. Монастырь окончательно закрыт в ноябре 1923 года. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилые дома.

    Возрождение обители

    В 2000 году монастырь был передан Псковской и Великолукской епархии. По указу архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) обитель была возобновлена как женская.

    События в монастыре и вокруг него с конца 2000-х годов служит источником для публикаций скандального характера [5] [6] [7] .

    По смерти (4 июня 2010 года [8] ) игумении Елисаветы (Беляевой) обязанности настоятельницы исполняет Рафаила (Скородумова).

    19 августа 2010 года обитель посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В тот же день состоялась передача монастырю иконы XIV века «Спас Вседержитель Елеазаровский» из Псковского музея-заповедника, который застраховал икону на сумму 1 млн евро. В обитель икону привёз сам Патриарх. [9] .

    Спасо-Елеазаровский женский монастырь в Псковской области

    Мирожский монастырь — Монастырь Спасо Преображенский Мирожский мужской монастырь … Википедия

    Крыпецкий монастырь — Монастырь Иоанно Богословский Савво Крыпецкий монастырь … Википедия

    Спас Елеазаровский — Дата появления: 1352 год … Википедия

    Снетогорский монастырь — Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. 1311 год. Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь действующий женский монастырь во Пскове. Один из древнейших из ныне существующих псковских монастырей, первое упоминание в летоп … Википедия

    Псково-Печерский монастырь — У этого термина существуют и другие значения, см. Печерский монастырь. Монастырь Свято Успенский Псково Печерский мужской монастырь … Википедия

    ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ — (Спасо Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г. женский. В названии Е. м. присутствует мирское имя основателя мон ря прп.… … Православная энциклопедия

    Псковская область — в европейской ч. России, на СЗ. Вост. Европейской равнины. 55,3 тыс. км², Образована в 1944 г. В рельефе – чередование холмистых возв. (Лужская, Судомская, Бежаницкая, до 338 м) со следами древней ледниковой обработки и разделяющих их… … Географическая энциклопедия

    Список монастырей России — Соловецкий монастырь в 1915 году. Фото С. М. Прокудина Горского В список включены монастыри нескольких религиозных конфессий (православие … Википедия

    Список икон, переданных РПЦ из музеев РФ — Спас Елиазаровский Основная статья: Реституция церковного имущества в России Список икон, переданных Русской православной церкви из музеев Российской Федераци … Википедия

    Толба (река) — Толба Характеристика Длина 36 км Площадь бассейна 190 км² Бассейн Псковское озеро Бассейн рек →Псковское озеро (Псковско Чудское озеро)→Нарва→Финский залив Балтийского моря … Википедия

    Русская Православная Церковь

    Официальный сайт Московского Патриархата

    Главные новости

    Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

    Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

    В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

    В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

    В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

    Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь

    В 25 км к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера стоит Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный прп. Евфросином, Псковским чудотворцем.

    По монастырскому преданию крестьянин Елеазар из села Виделибье заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова богослужения проходят по-разному. Для выяснения истины он отправился пешком в Константинополь, но и там не нашел единства. Вернувшись в Псков, он поступил в Снетогорский монастырь, где принял иноческий постриг с именем Евфросин. В 1425 г. подвижник покинул Снетогорский монастырь и ушел на Толвское озеро в пустынные леса. В 1447 г. на вершине холма была построена деревянная церковь во имя Трех святителей. После кончины прп. Евфросина, в 1481 г., деревянная церковь стала кладбищенской, а монастырь сошел под гору, где была выстроена новая каменная Трехсвятительская церковь. По мирскому имени основателя монастырь был назван Елеазаровским (единственный случай такого рода в истории русских обителей).

    В первой половине XVI в. Спасо-Елеазаровский монастырь сделался центром духовной жизни. В эти годы в обители подвизался старец Филофей (ок. 1465-1542) — летописец и мыслитель, автор канона на обретение мощей князя Всеволода Псковского и посланий великому князю Московскому Василию III. С именем старца связана знаменитая формула: «Москва — третий Рим». В этот же период в Елеазаровском монастыре было составлено житие прп. Евфросина, проведено редактирование Псковской 2-й летописи, а также переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

    Главная монастырская святыня — собор Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен ок. 1574 г. и представляет собой великолепный образец средневековой псковской архитектуры.

    Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В 1766 г. к Елеазаровскому монастырю было приписано братство упраздненного Спасо-Великопустынского монастыря, после чего он получил наименование Спасо-Великопустынского. Тогда же в монастырь была передана чудотворная икона, получившая впоследствии название «Спас Елеазаровский». В 1804 г. в Елеазаровскую обитель было переведено братство упраздненного Снетогорского монастыря.

    В начале XX века в Спасо-Елеазаровом монастыре жил прозорливый старец Гавриил (Зырянов), ученик преподобного Амвросия Оптинского. К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин.

    После революции монастырь был закрыт и подвергся сильному разорению; помещения обители стали использоваться под склад, а в 1921 г. были переданы под устройство санатория для больных туберкулезом. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс.

    До восстановления ансамбль монастыря, объявленный памятником архитектуры республиканского значения, состоял из полуразрушенного Трехсвятительского собора (2 пол. XVI — нач. XIX вв.), братского корпуса (1904 г.), остатков каменной ограды. Уникальная монастырская колокольня (XVI в.), не имеющая аналогов в псковской архитектуре, рухнула в середине 1990-х гг.

    В 2000 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви. По благословению архиепископа (ныне митрополита) Псковского и Великолукского Евсевия в древней обители был открыт женский монастырь. 28 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

    В этот день приняла иноческий постриг в честь преподобномученицы княгини Елисаветы и поступила в число сестер Спасо-Елеазаровской женской обители Татьяна Ивановна Беляева. 17 июля того же года инокиня Елисавета принимает монашеский постриг в честь той же святой, а 25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря. В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении.

    На протяжении десяти лет игумения Елисавета (Беляева) отдавала все силы на возрождение некогда порушенной и поруганной Елеазаровской обители. Также матушка Елисавета была инициатором и участницей многих православных конференций и чтений. Выступила инициатором возвращения из Псковского музея в Спасо-Елеазаровскую обитель древнего чудотворного образа «Спас Елеазаровский». 4 июня 2010 г. игумения Елисавета (Беляева) скончалась после продолжительной болезни в Боткинской больнице г. Москвы.

    Святые источники при Спасо-Елеазаровском монастыре

    Святой источник в Елизарово Псковской области при Спасо-Елеазаровском монастыре

    Недалеко от Пскова — города с богатым христианским наследием — находятся земли Спасо-Елеазаровского монастыря. Основание монастыря является делом известного чудотворца Псковской земли — преподобного Евфросина. Во время пребывания в молениях в пустынном месте Евфросину было видение сразу трех христианских Святителей, наказавших монаху возвести храм в их имя. С этого времени преподобный начал расширять монастырские территории, строить новые храмы и собирать вокруг себя преданных послушников.

    Святой источник Спасо-Елеазаровского монастыря
    (Фото с сайта www.town812.ru)

    Спасо-Елеазаровский монастырь является особенным местом на православной карте России. Именно на эту святую русскую землю попала знаменитейшая икона Матери Божией Цареградская, которую принял Евфросин. В разные периоды в стенах монастыря побывали Савва Крыпецкий, схиархимандрит Гавриил (в миру — Зырянов), княгиня Елизавета Федоровна, позднее явившаяся основательницей московской Марфо-Мариинской обители.

    После тяжелого советского периода монастырь лишь в 2000 году начал восстанавливаться и отстраиваться заново, пополняясь мощами святых, чудодейственными иконами и чтимыми святынями. Особенной популярностью у паломников пользуется святой источник на территории монастыря, который известен силой и мгновенностью своего действия в деле исцеления болезней и немощей тела.

    Целебный источник Пречистенский в честь иконы Божией Матери «Цареградская»

    На Гдовской трассе по пути к монастырю в небольшом отдалении от него всего в 500 метрах находится высокочтимый верующими облагороженный святой источник. Пречистенский источник имеет интересную историю своего возникновения и известен в кругу верующих, как один из сильнейших родников со святой водой.

    Во время пешего похода Евфросиния к Константинопольскому патриарху старец получил от него Цареградскую икону Божьей Матери, а также благословил преподобного и его молодую обитель. Событие это произошло непосредственно перед подписанием Флорентийской унии Константинополем. Цареградская икона Божьей Матери задолго до принятия ее Евфросинием в дар была известна своим чудодействием. Образ Пресвятой Богородицы с иконы был явлен в Константинополе во времена разделения Церкви на восточную и западную ветвь.

    С ценным образом Евфросин отправился в свой монастырь, где был встречен радостной братией. Монахи вышли встречать преподобного с иконой на Псковскую дорогу. Там, где произошла встреча монахов, чудесным образом забил святой источник. Его именовали Пречистенским и стали оберегать. С самого момента своего образования источник был признан целебным, и его целительная сила умножается из года в год.

    Пречистенский родник входит в число сильнейших источников русской земли. Его причисляют к родникам умеренной строгости. Святая вода из родника действует на болящих мгновенно, а эффект исцеления, как отмечают посетители колодца, длится очень долго и сохраняет душу в покое и бесстрастии, а тело — в здравии и бодрости. Есть свидетельства чудесных снов скорбящим, в которых указывался путь исцеления через святую воду из Пречистенского колодца. И эти указания оказывались действенными, что приводило к исчезновению затяжных длительных заболеваний.

    Над колодцем Пречистенского источника возведена часовня. Небольшое сооружение защищает колодец от дождей и проникновения в воду осадков. Из колодца воду может набрать каждый желающий в любое время суток. Проезжающие часто набирают святую воду впрок, однако считается, что больший целебный эффект обеспечивается в момент испития чистой воды из колодца прямо на месте. Над колодцем размещена икона Божией Матери, к которой можно обратить свои молитвы.

    Источник Пречистенский в честь иконы Божией Матери «Цареградская»
    (Фото с сайта www.town812.ru)

    Рядом с источником обитатели монастыря оборудовали купальню. Деревянная постройка небольших размеров позволяет всем желающим совершить полное погружение в святую воду. Купальня находится в лесу среди старых сосен в тихом месте. Здесь можно в уединении помолиться перед окунанием. Правила омовения с полным погружением в воды источника размещены прямо на стене купальни.

    Добраться до источника в Спасо-Елеазаровском монастыре можно на авто по очень живописной трассе, которая ведет из Петербурга в Псков через Гдов. Этот путь среди паломников считается самым вдохновляющим и наполненным красивыми пейзажами, особенно привлекательными поздней весной. Более короткий путь до источника идет по дороге через Лугу из Санкт-Петербурга.

    До Пречистенского святого источника регулярно ходят автобусы из Пскова. Транспорт отправляется с автовокзала и едет до Елизарово. Непосредственно у источника остановки нет, но пассажиры часто просят остановить автобус около часовни с колодцем, и у водителей это не вызывает возражений.

    Адрес: Россия, Псковская область, Псковский район, деревня Елизарово. Целебный источник расположен на расстоянии 500 метров от обители по левому направлению трассы СПб-Гдов.

    Святые воды Ольгиного озера

    В небольшом отдалении от Спасо-Елеазаровского монастыря находится Ольгино озеро, считающееся святым водоемом с целебными водами. Как гласят предания Церкви, в этом озере неединожды купалась княгиня Ольга. Воды озера и их великая лечебная сила известны не только жителям округи, но и многочисленным приезжающим за исцелением.

    Вид на монастырь
    (Фото с сайта pskov-eparhia.ellink.ru)

    Особенно часто к озеру привозят детей с болезнями ног. Способностью излечивать именно заболевания суставов, костей нижних конечностей славится Ольгино озеро. На 28 мая — в день памяти преподобного Евфросина — было назначено массовое паломничество к озеру. Традиция посещения святого озера в этот день сохранялась довольно долго, однако впоследствии была прервана.

    Сегодня озеро посещают многочисленные православные в надежде избавиться от болезней. Список чудесных исцелений на озере пополняется из года в год все более невероятными историями, оставляющими глубокий след не только в душах самих исцелившихся, но и в сердцах всех, кто стал свидетелями исчезновения длительных болезней. Искупаться в озере можно в любой день, но монахини монастыря советуют выбирать для этой процедуры особенные и чтимые Церковью дни и важные для монастыря даты.

    Спасо-Елеазаровский монастырь

    Спасо-Елиазаровский монастырь насчитывает более 500 лет со дня основания. Ранее обитель была мужской, ныне – женская. Это святое место стоит в одном ряду с самыми значимыми для России монастырями Пскова.

    Добраться до стен обители не представит труда. Она располагается всего в 27 километрах от города. Монастырский комплекс занимает живописную территорию на севере Псковской области.

    История обители начинается в 1447 г., когда заложили первый камень ее основания. В наши дни Спасо-Елеазаровский монастырь представляет собой уникальный образец средневекового зодчества. Главное строение комплекса – собор Трех святителей. Он возводился ориентировочно в 74 г. 16-го столетия и был посвящен Григорию Богослову, Иоанну Златоусту и Василию Великому. Отсюда – такое название.

    В истории Спасо-Елеазаровского монастыря имеет место множество печальных событий. Завладеть святой землей в разное время пытались и литовцы, и ливонцы, и польские захватчики. В этом судьба обители сходна с судьбами прочих монастырей Пскова.

    Самым значимым потрясением для святого места стала Октябрьская Революция. Монастырь был закрыт. Главная храмовая икона, «Спас Елеазаровский», оказалась в одном из городских музеев. В стенах обители расположился санаторий для больных чахоткой. Позже его место занял детский лагерь, просуществовавший здесь до конца прошлого столетия. Триумфальное возвращение Спасо-Елеазаровского монастыря к Русской Православной Церкви состоялось в 2000 г. Это событие совпало со вступлением на пост Президента Путина В.В.

    Самое первое богослужение в стенах монастыря было проведено в конце мая того же года. Оно состоялось в честь основателя, преподобного Евфросина. Тогда же матерью-настоятельницей стала Елисавета. Эта необыкновенная женщина приложила огромное количество сил для возрождения и процветания вверенного ей женского монастыря. Через 10 лет обитель получила обратно «Спаса Елеазаровского». Но Елисавета так и не смогла стать свидетельницей исторического события. Не дожив до знаменательной даты 2-х месяцев, она скончалась.

    Сегодня Спасо-Елеазаровский женский монастырь представляет собой значимую туристическую достопримечательность. Ежегодно количество паломников по монастырям Пскова неуклонно растет. Прихожан становится все больше, а святое место живет и благоденствует.

    Спасо-Елизаровский монастырь

    Если ехать от Пскова на Гдов по шоссе, которое идет прямо на север, спускаясь и подымаясь с одного лесистого холма на другой, то в тридцати километрах от города, слева, почти у самой дороги, будет виден большой каменный собор. Это Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный в XV веке и перестроенный в XVI веке. Сейчас это женский монастырь, ранее он был мужским. Справа над шоссе круто подымается холм. На нем видны оградки небольшого кладбища и несколько гигантских деревьев — берез и елей, которые каким-то чудом уцелели с незапамятных времен.

    Наверху параллельно шоссе идет лесная дорога. Если пройти по ней немного вперед, то откроется озеро с заросшими берегами. В том месте, где дорога спускается к озеру, из него вытекает речка. Это Толва, впадающая в Псковское озеро. Дорога подымается на соседний холм, поросший редкими нарядными елками. Ранней осенью за озером над самой водой красным огнем вспыхивают осины.

    На горе над озером в зеркальном полукольце вод в середине XV века и был основан прп. Евфросином Спасо-Елеазаровский монастырь. Из записей 1887 года:»Монастырь сей окружен был вековою рощею, остатки которой ныне свидетельствуют о величии местности. Роща эта ныне сохраняется как драгоценность».

    Псковский крестьянин Елеазар из села Виделибье, получивший в монашестве имя Ефросина, заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова служат по-разному. Для выяснения истины он отправился пешком в Константинополь, но и там не нашел единства. Вернувшись во Псков, он стал утверждать тот порядок, который показался ему более правильным.

    Ефросин был человеком строгого нрава. Сперва он поступил в Снетогорский монастырь, но вскоре его покинул, возмущенный вольной жизнью снетогорских иноков, не утруждающих себя ни постом, ни молитвой. Он ушел на Толвское озеро в пустынные леса, где и построил на холме небольшую лачужку, первоначально не допуская к себе никого, даже родную мать. Но, как это всегда бывало, постепенно к нему стала собираться братия.

    На вершине холма построили деревянную церковку. Она была освящена во имя Трех Святителей, как и позднее собор, построенный под горой. (Название монастыря «Елеазаровский» произошло от имени его основателя, а наименование Спасо-Великопустынского он получил только при Екатерине Второй, в 1764 году, когда по закрытии прежнего Спасо-Великопустынского монастыря его штаты были переданы Елеазаровскому.) И полное название стало Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский монастырь». Таковым оно оставалось до 1906 года. После — Спасо-Елеазарова пустынь.

    Монастырь был основан как нестяжательский, то есть при поступлении в него не требовался обязательный имущественный вклад. Зато и при уходе из монастыря вклад не выдавался. Ефросин однажды чуть было не поплатился жизнью, будучи избит состоятельным иноком, пожелавшим получить назад свое добро.

    Основатель монастыря умер в 1481 году. В 1478 году к Москве был присоединен Новгород, в 1510-м — Псков. Новгородцы спасались от переселения в Москву сперва во Пскове, а потом вместе со знатными псковичами — в псковских монастырях, в частности в Спасо-Елеазаров-ском. Здесь в начале XVI века жил другой знаменитый старец — Филофей, книжник и мудрец, хорошо понимавший политическую обстановку и перспективы дальнейшего развития государства. Он был летописцем, писал послания великому князю московскому Василию III, отцу Ивана Грозного. Это ему принадлежит знаменитая формула: «Москва — третий Рим». Однако позиция старца Филофея была сложной: он и поддерживал Москву, и выступал в своих посланиях против изъятия государством монастырских земель, и прикрывал образованных беглецов, которые под его защитой занимались в монастыре литературной деятельностью, переписывали книги.

    Таким образом, Спасо-Елеазаровский монастырь сделался центром духовной жизни Пскова с 1510 по 1547 год, когда этому положил предел Иван Грозный. Крупные загородные монастыри Пскова поддерживали Москву в ее объединительной политике. Однако это было до поры до времени. Или Иоанн Грозный слишком круто повернул, или его наместники перестарались… Начала складываться антимосковская оппозиция.

    В годы расцвета Спасо-Елеазаровского монастыря в начале XVI века в нем было составлено житие его основателя Ефросина. В эти же годы в Елеазаровском монастыре был переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

    Видимо, в это же время расцвета монастыря и был построен большой каменный собор — внизу у дороги на Гдов. Деревянная церковка на горе стала кладбищенской. (До нас она не дошла.) Интересно, что сложная жизнь монастыря, переплетение идейных течений отразились на архитектуре собора. В нем есть и архаические — псковские, и новые — московско-новгородские черты, и какая-то переходность форм.

    Это большой одноглавый собор с тремя апсидами, усложненным декором барабана и невысокой колокольней над лестницей, которую можно считать одной из первых наших колоколен (до нее строили звонницы или церкви «под колоколы»). Обращенная к собору стена колокольни больше других и выглядит как привычная звонница. Внизу колокольня получила широкую кайму декора с московским рисунком килевидных арок, обрамляющих проемы. Верхняя лестничная площадка внутри многогранника перекрыта легким зонтичным куполом на металлических затяжках. Ее стороны раскрываются арочными окнами. На лавках по стенам отдыхали богомольцы. Лестница ведет на закрытую паперть. Выходящий на нее портал собора тоже обрамлен крупной килевидыой аркой. Собор внутри высок, просторен, но архаичен. Его крупные ступенчатые арки вырастают из могучих квадратных столбов.

    К началу XVI века (к 1505 году) относится интересный документ, исходящий из Елеазаровского монастыря,непосредственно предшествующий времени его культурного расцвета. В нем игумен Панфил жалуется на собрание трав и кореньев и на языческие игрища в ночь под Ивана Купала:

    «Егда приходить великий праздник день Рожества Предотечева, но и еще преже того великого праздника, исходять огавницы мужие и жены чаровницы, по лугам и по болотам, и в пустыни, и в дубравы, ищущи смертные травы и привето чрева от травного зелиа на пагубу человекам и скотам; ту же и дивия корениа коплют на потворение мужем своим: сиа вся творять действом дьяволим в день Предотечев, с приговоры сотонинским. Егда бо приидеть самый праздник Рожества Предотечево, тогда во святую ту нощь мало не весь город возмятется, и в селах возбесятца и в бубны и в сопели и гудением струнным, и всякими неподобными играми сотонинскими, плесканием и плясанием, женам же и девам и главами киванием и устнами их неприязнен клич, вся скверные бесовские песни, и хрептом их вихляниа, и ногами их скаканиа и топтаниа; ту же есть мужем и отроком великое падение, ту же есть и женам мужатым осквернение й девам растлениа. Что же бысть во градах и в селах в годину ту; сотона красуется, кумирское празнование, радость и веселие сотонинское; в нем же есть ликование и величание дьяволе, и красование бесом его в людях».

    Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. Еще не так давно была цела часовня, построенная над братской могилой защитников монастыря во время нашествия на Псков Стефана Батория в 1581 году.

    После революции монастырь был закрыт. В 1921 году здесь был устроен санаторий для больных туберкулезом. Впоследствии здесь разместили детский спортивный лагерь. В 2000 году монастырь был передан Русской православной церкви. Передача состоялась в день, когда чествуется византийская святыня — икона Божией Матери «Живоносный источник». В 2010 году в монастырь был возвращён чудотворный образ Спас Елеазаровский.

    Адрес монастыря:
    180523, Псковская область, Псковский район, деревня Елизарово

Ссылка на основную публикацию