Спасо-Елеазаровский женский монастырь в Псковской области

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь

В 25 км к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера стоит Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный прп. Евфросином, Псковским чудотворцем.

По монастырскому преданию крестьянин Елеазар из села Виделибье заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова богослужения проходят по-разному. Для выяснения истины он отправился пешком в Константинополь, но и там не нашел единства. Вернувшись в Псков, он поступил в Снетогорский монастырь, где принял иноческий постриг с именем Евфросин. В 1425 г. подвижник покинул Снетогорский монастырь и ушел на Толвское озеро в пустынные леса. В 1447 г. на вершине холма была построена деревянная церковь во имя Трех святителей. После кончины прп. Евфросина, в 1481 г., деревянная церковь стала кладбищенской, а монастырь сошел под гору, где была выстроена новая каменная Трехсвятительская церковь. По мирскому имени основателя монастырь был назван Елеазаровским (единственный случай такого рода в истории русских обителей).

В первой половине XVI в. Спасо-Елеазаровский монастырь сделался центром духовной жизни. В эти годы в обители подвизался старец Филофей (ок. 1465-1542) — летописец и мыслитель, автор канона на обретение мощей князя Всеволода Псковского и посланий великому князю Московскому Василию III. С именем старца связана знаменитая формула: «Москва — третий Рим». В этот же период в Елеазаровском монастыре было составлено житие прп. Евфросина, проведено редактирование Псковской 2-й летописи, а также переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

Главная монастырская святыня — собор Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен ок. 1574 г. и представляет собой великолепный образец средневековой псковской архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В 1766 г. к Елеазаровскому монастырю было приписано братство упраздненного Спасо-Великопустынского монастыря, после чего он получил наименование Спасо-Великопустынского. Тогда же в монастырь была передана чудотворная икона, получившая впоследствии название «Спас Елеазаровский». В 1804 г. в Елеазаровскую обитель было переведено братство упраздненного Снетогорского монастыря.

В начале XX века в Спасо-Елеазаровом монастыре жил прозорливый старец Гавриил (Зырянов), ученик преподобного Амвросия Оптинского. К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин.

После революции монастырь был закрыт и подвергся сильному разорению; помещения обители стали использоваться под склад, а в 1921 г. были переданы под устройство санатория для больных туберкулезом. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс.

До восстановления ансамбль монастыря, объявленный памятником архитектуры республиканского значения, состоял из полуразрушенного Трехсвятительского собора (2 пол. XVI — нач. XIX вв.), братского корпуса (1904 г.), остатков каменной ограды. Уникальная монастырская колокольня (XVI в.), не имеющая аналогов в псковской архитектуре, рухнула в середине 1990-х гг.

В 2000 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви. По благословению архиепископа (ныне митрополита) Псковского и Великолукского Евсевия в древней обители был открыт женский монастырь. 28 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

В этот день приняла иноческий постриг в честь преподобномученицы княгини Елисаветы и поступила в число сестер Спасо-Елеазаровской женской обители Татьяна Ивановна Беляева. 17 июля того же года инокиня Елисавета принимает монашеский постриг в честь той же святой, а 25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря. В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении.

На протяжении десяти лет игумения Елисавета (Беляева) отдавала все силы на возрождение некогда порушенной и поруганной Елеазаровской обители. Также матушка Елисавета была инициатором и участницей многих православных конференций и чтений. Выступила инициатором возвращения из Псковского музея в Спасо-Елеазаровскую обитель древнего чудотворного образа «Спас Елеазаровский». 4 июня 2010 г. игумения Елисавета (Беляева) скончалась после продолжительной болезни в Боткинской больнице г. Москвы.

СПАСО-ЕЛЕАЗАРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Спасо-Елеазаровский монастырь. Фото 2000-х гг.

Спасо-Елеазаровский Великопустынский женский монастырь во имя Трех Вселенских святителей в с. Елизарово Псковской епархии

  • Адрес: Россия, 180523, Псковская обл., Псковский р-н, с. Елизарово
  • Тел.: 8 (8112) 67-95-58
  • Официальный сайт: http://eleazarovo.ru/
  • Проезд: на пригородном автобусе на Елизарово, или автобусным маршрутом Псков — Середка и Псков — Гдов
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    В XII веке на месте будущего монастыря появились монахини Псковского Иоанно-Предтеченского монастыря, но они не вынесли трудностей пустынножительства и вскоре ушли.

    Монастырь был основан постриженником Снетогорского монастыря преподобным Евфросином, который около 1425 года поселился на реке Толве, недалеко от Пскова. Со временем он стал принимать последователей и учеников. Первоначальное название монастыря было Сретенский — в память встречи Цареградской иконы Божией Матери, принесенной сюда святым Евфросином из Восточно-Римской империи. На месте встречи иконы забил святой источник, в котором можно окунуться и сейчас. Однако, датой основания монастыря обычно считается 1447 год, когда был воздвигнут первый монастырский храм во имя Трех Вселенских святителей и преподобного Онуфрия Великого. Посвящение это было избрано после того, как святой Евфросим стал молиться о названии храма обители и на том месте, где сейчас стоит собор, ему было видение Трех святителей, почему с тех пор монастырь стал называться Трехсвятительским. Преподобный Евфросин, начальник псковских пустынножителей, возрастил многих славных учеников, которые также создавали монастыри и несли благодатные семена подвижничества по всей Псковской земле. В числе учеников преподобного Евфросина, скитских старцев, преподобные Савва Крыпецкий, Досифей Верхнеостровский, Онуфрий Мальский, Иоаким Опочский, Иларион Гдовский, Харитон Кудинский, местнопочитаемые родные братья из Пскова святые игумены Спасо-Елеазаровского монастыря Игнатий, Харалампий и Памфил, погребенные в Спасо-Елеазаровском монастыре. Учеником преподобного Евфросина был и преподобный Серапион Псковский. Вскоре по кончине своей преподобный Евфросин, вероятно принявший в схиме имя Елеазар, стал почитаться как святой, а обитель стала изветстна как Елеазаровская в его честь.

    Монастырь был мужским и отличался в древности строжайшим уставом, монахов монастыря называли «железными». Вскоре монастырь стал центром псковского летописания и иконописания. Предполагается, что в XVI столетии здесь переписали Слово о полку Игореве, каковой список и сохранился до XIX века, когда получил название «Мусин-Пушкинский список». В XVI веке здесь игуменствовал старец Филофей Псковский, выразивший формулу русской православной государственности: Москва — Третий Рим; «Два Рима пали, Третий — стоит, четвертому — не быти».

    При издании духовных штатов в 1764 году оставлен на своем содержании. В 1766 году в него переведена братия упраздненного Великопустынского Преображенского монастыря, почему обители также присвоено название Великопустынской и Спасской. В монастырском храме был освящен престол в честь Преображения Господня, и сюда были перенесены святыни Великопустынской обители, включая древний чудотворный образ Спасителя.

    В 1813 году монастырь был возведен во 2-й класс, каковым оставался до конца Синодального периода.

    С 1884 года при монастыре действовала богадельня.

    Перед Первой мировой войной в монастыре подвизался старец и духовник великой княгини Елисаветы Феодоровны схиархимандрит Гавриил (Зырянов). С началом войны монастырь был эвакуирован в Казанскую епархию.

    В годы советской власти обитель была разорена и разрушалась. В 1990-е годы рухнул купол и барабан монастырского собора Трех святителей.

    28 мая 2000 года в Спасо-Елеазаровском монастыре, впервые за восемьдесят лет, была совершена Божественная Литургия архиерейским служением. По благословению Псковского владыки Евсевия, а также стараниями и трудами сестер монастыря и жертвователей, обитель возрождается. За четыре года после восстановления монашеской жизни в 2000 году, уже как женский монастырь, Спасо-Елеазаровская обитель была поднята из руин.

    На 2007 год основой жизни монастыря является совершение полного круга уставного Богослужения, забота о душепопечении сестер, трудников монастыря и местных жителей. На подворье монастыря в городе Пскове продолжилась реставрация корпуса монастырских келий, действует храм Преполовения Пятидесятницы. Монастырь оказывал духовную и материальную поддержку нуждающемуся населению, благотворительную помощь жителям из социально неблагополучных семей, учащимся школ окресных посёлков. Ежедневно монастырь принимал паломников и гостей, оказывалась духовно-нравственная поддержка наркозависимым, находящимся на реабилитации в монастыре.

    Статистика

    • ок. нач. 2005 — приняли пострижение 8 монахинь; живут 4 инокини, 6 послушниц, остальные — кандидаты [1].
    • кон. 2007 — 20 насельниц [2]

    Храмы, архитектура

    Традиционной для монастырского храма архитектурной формы, храм во имя Трех Вселенских святителей строился на высоком подклете. Нижний придел был освящен в начале XXI века во имя преподобномученицы Елисаветы.

    На конец 2000-х годов отстроена разрушенная колокольня, восстановлен келейный корпус постройки 1904 года, строится новый храм с Воскресной школой и приютом.

    Настоятели, игумении

    • Прп. Игнатий (вторая пол. XV в.)
    • Свт. Варлаам (Петров) (1764 — не позднее 1768)
    • Афанасий (Телятев) (26 января 1810 — 30 октября 1819)
    • Мелхиседек (Золотинский) (30 января 1829 — 1841)
    • Антоний (Шокотов) (23 июня 1841 года — 24 января 1845)
    • Сщмч. Иувеналий (Масловский) (ок. 1905 — 16 октября 1906)
      • обитель упразднена
    • Елисавета (Беляева) (25 августа 2000 — 4 июня 2010)
      • Рафаила (Скородумова) (2010 — 2012) и/о
      • Евфросиния (Головнева) (19 августа 2012 — 16 апреля 2016) и/о
    • Евфросиния (Головнева) (16 апреля 2016 — 28 декабря 2018)

    Спасо-Елеазаровский женский монастырь в Псковской обл.

    В XII веке на месте будущего монастыря появились монахини Псковского Иоанно-Предтеченского монастыря, но они не вынесли трудностей пустынножительства и вскоре ушли. Монастырь был основан постриженником Снетогорского монастыря преподобным Евфросином, который около 1425 года поселился на реке Толве, недалеко от Пскова.

    Со временем он стал принимать последователей и учеников. Первоначальное название монастыря было Сретенский — в память встречи Цареградской иконы Божией Матери, принесенной сюда святым Евфросином из Восточно-Римской империи. На месте встречи иконы забил святой источник, в котором можно окунуться и сейчас. Однако, датой основания монастыря обычно считается 1447 год, когда был воздвигнут первый монастырский храм во имя Трех Вселенских святителей и преподобного Онуфрия Великого.

    Посвящение это было избрано после того, как святой Евфросим стал молиться о названии храма обители и на том месте, где сейчас стоит собор, ему было видение Трех святителей, почему с тех пор монастырь стал называться Трехсвятительским. Преподобный Евфросин, начальник псковских пустынножителей, возрастил многих славных учеников, которые также создавали монастыри и несли благодатные семена подвижничества по всей Псковской земле.

    В числе учеников преподобного Евфросина, скитских старцев, преподобные Савва Крыпецкий, Досифей Верхнеостровский, Онуфрий Мальский, Иоаким Опочский, Иларион Гдовский, Харитон Кудинский, местнопочитаемые родные братья из Пскова святые игумены Спасо-Елеазаровского монастыря Игнатий, Харалампий и Памфил, погребенные в Спасо-Елеазаровском монастыре. Учеником преподобного Евфросина был и преподобный Серапион Псковский. Вскоре по кончине своей преподобный Евфросин, вероятно принявший в схиме имя Елеазар, стал почитаться как святой, а обитель стала изветстна как Елеазаровская в его честь.

    Монастырь был мужским и отличался в древности строжайшим уставом, монахов монастыря называли «железными». Вскоре монастырь стал центром псковского летописания и иконописания. Предполагается, что в XVI столетии здесь переписали Слово о полку Игореве, каковой список и сохранился до XIX века, когда получил название «Мусин-Пушкинский список».

    В XVI веке здесь игуменствовал старец Филофей Псковский, выразивший формулу русской православной государственности: Москва — Третий Рим; «Два Рима пали, Третий — стоит, четвертому — не быти». При издании духовных штатов в 1764 году оставлен на своем содержании.

    В 1766 году в него переведена братия упраздненного Великопустынского Преображенского монастыря, почему обители также присвоено название Великопустынской и Спасской. В монастырском храме был освящен престол в честь Преображения Господня, и сюда были перенесены святыни Великопустынской обители, включая древний чудотворный образ Спасителя.

    В 1813 году монастырь был возведен во 2-й класс, каковым оставался до конца Синодального периода.

    С 1884 года при монастыре действовала богадельня. Перед Первой мировой войной в монастыре подвизался старец и духовник великой княгини Елисаветы Феодоровны схиархимандрит Гавриил (Зырянов). С началом войны монастырь был эвакуирован в Казанскую епархию. В годы советской власти обитель была разорена и разрушалась. В 1990-е годы рухнул купол и барабан монастырского собора Трех святителей.

    28 мая 2000 года в Спасо-Елеазаровском монастыре, впервые за восемьдесят лет, была совершена Божественная Литургия архиерейским служением. По благословению Псковского владыки Евсевия, а также стараниями и трудами сестер монастыря и жертвователей, обитель возрождается. За четыре года после восстановления монашеской жизни в 2000 году, уже как женский монастырь, Спасо-Елеазаровская обитель была поднята из руин.

    На 2007 год основой жизни монастыря является совершение полного круга уставного Богослужения, забота о душепопечении сестер, трудников монастыря и местных жителей. На подворье монастыря в городе Пскове продолжилась реставрация корпуса монастырских келий, действует храм Преполовения Пятидесятницы. Монастырь оказывал духовную и материальную поддержку нуждающемуся населению, благотворительную помощь жителям из социально неблагополучных семей, учащимся школ окресных посёлков. Ежедневно монастырь принимал паломников и гостей, оказывалась духовно-нравственная поддержка наркозависимым, находящимся на реабилитации в монастыре.

    Спасо-Елеазаровский монастырь

    К северу от Крыпецкого монастыря и в 25 километрах от Пскова, вблизи Псковского озера, в селе Елизарово, находится самый древний в Псковской области Спасо-Елеазаровский монастырь, заложенный Евфросином Псковским (1386-1481). Евфросин родился вблизи Пскова, в погосте Виделебье, при рождении получил имя Елеазар. В подростковом возрасте он ушел от семьи и стал монахом в Снетогорском монастыре, затем с благословления его настоятеля удалился на берег реки Толбы для жительства в отшельничестве, где сподобился видения трех великих православных учителей: Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, которые снизошли ему во сне и указали место возведения храма в их имя.

    Затем Евфросин Псковский основал здесь монастырь, славившийся строгостью своего устава. При его жизни обитель перенесли на гору, а на его первоначальном месте создали кладбище, где со временем возвели церковь во имя преподобного Евфросина. В монастыре на его новом месте построили каменный храм во имя Трех святителей, где с давних пор пребывают мощи преподобного Евфросина, земная жизнь которого длилась целых 95 лет. В 1766 году в этот монастырь пришла братия из упраздненной Спасо-Великопустынной лавры, монахи принесли с собой чудотворную икону Спасителя. С XVIII века монастырь стал называться Спасо-Елеазаровским Великопустынным.

    Обитель первоначально была мужской, теперь она возрождается как женская. В Спасо-Елеазаровской пустыни есть святой источник. С XVI века именно этот монастырь резко выделялся среди всех православных обителей мира. В нем старец Филофей сформулировал исключительной важности церковно-политическую идею «Москва – Третий Рим», Россия как единственная надежная хранительница истинного Православия. Идея «Москва – Третий Рим» стала основной государственной линией в политике России и была включена в состав Уложенной грамоты 1589 года об учреждении патриаршества на Руси. Эта идея с конца XX века все сильнее утверждается в мировоззрении современных россиян.

    С начала XX века старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов) возродил в этом монастыре традицию старчества. Он жил в этой пустыне с 1908 по 1915 годы, к нему ехали за духовной поддержкой верующие со всей России, в том числе великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (канонизирована РПЦ в 1992 году, РП Зарубежной Церковью в 1981 году). Елизавета Федоровна среди большого числа монастырей России выделяла именно этот, ценила особую духовную мудрость его старцев, стремилась больше бывать в этой обителе. Возрождение самого древнего на Псковщине Спасо-Елеазаровского монастыря началось в начале XXI века. В пустынь должны вернуться его веками накопленные духовные и материальные ценности, прежде всего иконы.

    В царский период в монастыре пребывала чудотворная икона Спаса Елеазаровского, в начале XXI века она находилась в пленении в Псковском государственном музее. Сейчас, когда в России вспомнили, снова стараются утвердить, довести до сознания россиян идею «Москва – Третий Рим», возрождение Спасо-Елеазаровской пустыни имеет особую значимость для России и всего православного сообщества. Посещение этого монастыря является и паломничеством к местам пребывания русской святой великой княгини Елизаветы Федоровны, любившей Псковщину и особенно её Спасо-Елеазаровский монастырь, понимавшей судьбу Псковской земли и ее жителей.

    Автор: Белова Элла

    Адрес: 180523, Псковская область, Псковский район, деревня Елизарово

    Телефон: тел. (811-2)199-558

    Спасо-Елеазаровский монастырь

    Спасо-Елиазаровский монастырь насчитывает более 500 лет со дня основания. Ранее обитель была мужской, ныне – женская. Это святое место стоит в одном ряду с самыми значимыми для России монастырями Пскова.

    Добраться до стен обители не представит труда. Она располагается всего в 27 километрах от города. Монастырский комплекс занимает живописную территорию на севере Псковской области.

    История обители начинается в 1447 г., когда заложили первый камень ее основания. В наши дни Спасо-Елеазаровский монастырь представляет собой уникальный образец средневекового зодчества. Главное строение комплекса – собор Трех святителей. Он возводился ориентировочно в 74 г. 16-го столетия и был посвящен Григорию Богослову, Иоанну Златоусту и Василию Великому. Отсюда – такое название.

    В истории Спасо-Елеазаровского монастыря имеет место множество печальных событий. Завладеть святой землей в разное время пытались и литовцы, и ливонцы, и польские захватчики. В этом судьба обители сходна с судьбами прочих монастырей Пскова.

    Самым значимым потрясением для святого места стала Октябрьская Революция. Монастырь был закрыт. Главная храмовая икона, «Спас Елеазаровский», оказалась в одном из городских музеев. В стенах обители расположился санаторий для больных чахоткой. Позже его место занял детский лагерь, просуществовавший здесь до конца прошлого столетия. Триумфальное возвращение Спасо-Елеазаровского монастыря к Русской Православной Церкви состоялось в 2000 г. Это событие совпало со вступлением на пост Президента Путина В.В.

    Самое первое богослужение в стенах монастыря было проведено в конце мая того же года. Оно состоялось в честь основателя, преподобного Евфросина. Тогда же матерью-настоятельницей стала Елисавета. Эта необыкновенная женщина приложила огромное количество сил для возрождения и процветания вверенного ей женского монастыря. Через 10 лет обитель получила обратно «Спаса Елеазаровского». Но Елисавета так и не смогла стать свидетельницей исторического события. Не дожив до знаменательной даты 2-х месяцев, она скончалась.

    Сегодня Спасо-Елеазаровский женский монастырь представляет собой значимую туристическую достопримечательность. Ежегодно количество паломников по монастырям Пскова неуклонно растет. Прихожан становится все больше, а святое место живет и благоденствует.

    Спасо-Елизаровский монастырь

    Если ехать от Пскова на Гдов по шоссе, которое идет прямо на север, спускаясь и подымаясь с одного лесистого холма на другой, то в тридцати километрах от города, слева, почти у самой дороги, будет виден большой каменный собор. Это Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный в XV веке и перестроенный в XVI веке. Сейчас это женский монастырь, ранее он был мужским. Справа над шоссе круто подымается холм. На нем видны оградки небольшого кладбища и несколько гигантских деревьев — берез и елей, которые каким-то чудом уцелели с незапамятных времен.

    Наверху параллельно шоссе идет лесная дорога. Если пройти по ней немного вперед, то откроется озеро с заросшими берегами. В том месте, где дорога спускается к озеру, из него вытекает речка. Это Толва, впадающая в Псковское озеро. Дорога подымается на соседний холм, поросший редкими нарядными елками. Ранней осенью за озером над самой водой красным огнем вспыхивают осины.

    На горе над озером в зеркальном полукольце вод в середине XV века и был основан прп. Евфросином Спасо-Елеазаровский монастырь. Из записей 1887 года:»Монастырь сей окружен был вековою рощею, остатки которой ныне свидетельствуют о величии местности. Роща эта ныне сохраняется как драгоценность».

    Псковский крестьянин Елеазар из села Виделибье, получивший в монашестве имя Ефросина, заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова служат по-разному. Для выяснения истины он отправился пешком в Константинополь, но и там не нашел единства. Вернувшись во Псков, он стал утверждать тот порядок, который показался ему более правильным.

    Ефросин был человеком строгого нрава. Сперва он поступил в Снетогорский монастырь, но вскоре его покинул, возмущенный вольной жизнью снетогорских иноков, не утруждающих себя ни постом, ни молитвой. Он ушел на Толвское озеро в пустынные леса, где и построил на холме небольшую лачужку, первоначально не допуская к себе никого, даже родную мать. Но, как это всегда бывало, постепенно к нему стала собираться братия.

    На вершине холма построили деревянную церковку. Она была освящена во имя Трех Святителей, как и позднее собор, построенный под горой. (Название монастыря «Елеазаровский» произошло от имени его основателя, а наименование Спасо-Великопустынского он получил только при Екатерине Второй, в 1764 году, когда по закрытии прежнего Спасо-Великопустынского монастыря его штаты были переданы Елеазаровскому.) И полное название стало Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский монастырь». Таковым оно оставалось до 1906 года. После — Спасо-Елеазарова пустынь.

    Монастырь был основан как нестяжательский, то есть при поступлении в него не требовался обязательный имущественный вклад. Зато и при уходе из монастыря вклад не выдавался. Ефросин однажды чуть было не поплатился жизнью, будучи избит состоятельным иноком, пожелавшим получить назад свое добро.

    Основатель монастыря умер в 1481 году. В 1478 году к Москве был присоединен Новгород, в 1510-м — Псков. Новгородцы спасались от переселения в Москву сперва во Пскове, а потом вместе со знатными псковичами — в псковских монастырях, в частности в Спасо-Елеазаров-ском. Здесь в начале XVI века жил другой знаменитый старец — Филофей, книжник и мудрец, хорошо понимавший политическую обстановку и перспективы дальнейшего развития государства. Он был летописцем, писал послания великому князю московскому Василию III, отцу Ивана Грозного. Это ему принадлежит знаменитая формула: «Москва — третий Рим». Однако позиция старца Филофея была сложной: он и поддерживал Москву, и выступал в своих посланиях против изъятия государством монастырских земель, и прикрывал образованных беглецов, которые под его защитой занимались в монастыре литературной деятельностью, переписывали книги.

    Таким образом, Спасо-Елеазаровский монастырь сделался центром духовной жизни Пскова с 1510 по 1547 год, когда этому положил предел Иван Грозный. Крупные загородные монастыри Пскова поддерживали Москву в ее объединительной политике. Однако это было до поры до времени. Или Иоанн Грозный слишком круто повернул, или его наместники перестарались… Начала складываться антимосковская оппозиция.

    В годы расцвета Спасо-Елеазаровского монастыря в начале XVI века в нем было составлено житие его основателя Ефросина. В эти же годы в Елеазаровском монастыре был переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

    Видимо, в это же время расцвета монастыря и был построен большой каменный собор — внизу у дороги на Гдов. Деревянная церковка на горе стала кладбищенской. (До нас она не дошла.) Интересно, что сложная жизнь монастыря, переплетение идейных течений отразились на архитектуре собора. В нем есть и архаические — псковские, и новые — московско-новгородские черты, и какая-то переходность форм.

    Это большой одноглавый собор с тремя апсидами, усложненным декором барабана и невысокой колокольней над лестницей, которую можно считать одной из первых наших колоколен (до нее строили звонницы или церкви «под колоколы»). Обращенная к собору стена колокольни больше других и выглядит как привычная звонница. Внизу колокольня получила широкую кайму декора с московским рисунком килевидных арок, обрамляющих проемы. Верхняя лестничная площадка внутри многогранника перекрыта легким зонтичным куполом на металлических затяжках. Ее стороны раскрываются арочными окнами. На лавках по стенам отдыхали богомольцы. Лестница ведет на закрытую паперть. Выходящий на нее портал собора тоже обрамлен крупной килевидыой аркой. Собор внутри высок, просторен, но архаичен. Его крупные ступенчатые арки вырастают из могучих квадратных столбов.

    К началу XVI века (к 1505 году) относится интересный документ, исходящий из Елеазаровского монастыря,непосредственно предшествующий времени его культурного расцвета. В нем игумен Панфил жалуется на собрание трав и кореньев и на языческие игрища в ночь под Ивана Купала:

    «Егда приходить великий праздник день Рожества Предотечева, но и еще преже того великого праздника, исходять огавницы мужие и жены чаровницы, по лугам и по болотам, и в пустыни, и в дубравы, ищущи смертные травы и привето чрева от травного зелиа на пагубу человекам и скотам; ту же и дивия корениа коплют на потворение мужем своим: сиа вся творять действом дьяволим в день Предотечев, с приговоры сотонинским. Егда бо приидеть самый праздник Рожества Предотечево, тогда во святую ту нощь мало не весь город возмятется, и в селах возбесятца и в бубны и в сопели и гудением струнным, и всякими неподобными играми сотонинскими, плесканием и плясанием, женам же и девам и главами киванием и устнами их неприязнен клич, вся скверные бесовские песни, и хрептом их вихляниа, и ногами их скаканиа и топтаниа; ту же есть мужем и отроком великое падение, ту же есть и женам мужатым осквернение й девам растлениа. Что же бысть во градах и в селах в годину ту; сотона красуется, кумирское празнование, радость и веселие сотонинское; в нем же есть ликование и величание дьяволе, и красование бесом его в людях».

    Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. Еще не так давно была цела часовня, построенная над братской могилой защитников монастыря во время нашествия на Псков Стефана Батория в 1581 году.

    После революции монастырь был закрыт. В 1921 году здесь был устроен санаторий для больных туберкулезом. Впоследствии здесь разместили детский спортивный лагерь. В 2000 году монастырь был передан Русской православной церкви. Передача состоялась в день, когда чествуется византийская святыня — икона Божией Матери «Живоносный источник». В 2010 году в монастырь был возвращён чудотворный образ Спас Елеазаровский.

    Адрес монастыря:
    180523, Псковская область, Псковский район, деревня Елизарово

    Спасо-Елеазаровский монастырь

    Монастырь
    Спасо-Елеазаров монасты́рь
    58°02′56″ с. ш. 28°11′40″ в. д. H G Я O
    Страна Россия Россия
    Местоположение Елизарово, Псковская область, Псковский район
    Конфессия Православие
    Епархия Псковская епархия
    Тип Женский
    Дата основания 1447 год
    Здания
    Собор Трёх Святителей
    Известные насельники Евфросин Псковский, Филофей
    Реликвии и святыни Спас-Вседержитель Елеазаровский, Цареградская икона Божией Матери
    Настоятель Евфросиния (Головнева)
    Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 611310014010006 (ЕГРОКН ). Объект № 6010260000 (БД Викигида)
    Состояние Монастырь епархиального подчинения, действующий
    Сайт eleazarovo.ru
    Спасо-Елеазаровский монастырь на Викискладе

    Елеаза́ров во и́мя святи́телей Васи́лия Вели́кого, Григо́рия Богосло́ва и Иоа́нна Златоу́ста монасты́рь; Спасо-Елеазаров монастырь — православный женский (ранее мужской) монастырь в деревне Елизарово Псковского района Псковской области, Псковской епархии. До 1906 года именовался Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский мужской, 2-го класса.

    Основан преподобным Евфросином в 1425 году, когда им был воздвигнут храм в честь Трёх святителей с приделом в честь Онуфрия Великого. В честь основателя монастыря, принявшего в схиме своё прежнее мирское имя Елеазар, обитель стала называться Спасо-Елеазаровской [1] .

    В начале XVI века в монастыре жил старец Филофей, впервые обстоятельно развивший концепцию «Москва — третий Рим».

    В 1918 году монастырь был официально упразднён, окончательно закрыт в ноябре 1923 года [2] . В 2000 году возобновлен как женский. C мая (или августа) 2000 по май 2010 года место первой настоятельницы Спасо-Елеазарова монастыря занимала игумения Елисавета (Беляева) [3] .

    Содержание

    Название монастыря произошло от имени его предполагаемого основателя крестьянина Елеазара из села Виделебье, который в 1425 году покинул Снетогорский монастырь, где был монахом с именем Евфросин, и ушёл на берега Толвы. В 1447 году на вершине холма была построена деревянная церковь во имя Трёх Святителей. Преподобный Евфросин составил древнейший из известных именной общежительный иноческий устав (1461—1464); монастырь был первой на Псковщине «богорадной» обителью (не требовавшей вклада для поступления). После смерти Евфросина (в 1481 году; канонизирован как общерусский святой на Соборе 1551 года в Москве), деревянная церковь стала кладбищенской, а монастырь сошёл под гору, где была выстроена новая каменная Трёхсвятительская церковь.

    В начале XVI века в монастыре подвизался старец и игумен монастыря Филофей (около 1465—1542), которому приписывается формулирование концепции «Москва — третий Рим».

    Монастырь сделался центром духовной жизни Псковской земли с 1510 по 1547 годы. В годы расцвета монастыря здесь было составлено житие его основателя Евфросина, проведено редактирование Псковской первой летописи. В эти же годы в монастыре был переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Алексею Мусину-Пушкину. Собор во имя Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен во второй половине XVI века (около 1574 года при строителе Ферапонте) и представляет собой первоклассный образец псковской средневековой архитектуры.

    Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей.

    После «духовных штатов» 1764 года монастырь был возведён в третий класс. Наименование Спасо-Великопустынский получил только при Екатерине II, когда по закрытии (в 1766 году) прежнего Спасо-Великопустынского монастыря его штаты были переданы Елеазаровскому, к нему же была приписана братия монастыря. В 1804 году сюда же была переведена и братия упразднённого Снетогорского монастыря. В 1813 году монастырь был возведён во второй класс. Имел подворье во Пскове на Спасской улице.

    В начале XX века в Спасо-Елеазаровом монастыре жил старец Гавриил (Зырянов), ученик преподобного Амвросия Оптинского, отличавшийся прозорливостью. 3 октября 1906 года определением Святейшего синода монастырь был преобразован из штатного в общежительный [4] ; 6 октября того же года епископ Псковский Арсений (Стадницкий) возвёл настоятеля обители иеромонаха Иувеналия (Масловского) в сан игумена [4] . Последний в 1908 году добился перевода в обитель схиархимандрита Гавриила (Зырянова), ранее уволенного с должности наместника Седмиозерной пустыни; старец Гавриил жил здесь до 1915 года.

    К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников. Земельные угодья монастыря составляли 338 десятин. В 1918 году монастырь был официально упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Согласно постановлению губисполкома, с 1 сентября 1921 года помещения бывшего Елеазаровского монастыря были переданы под устройство санатория для туберкулёзных детей. Монастырь окончательно закрыт в ноябре 1923 года. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилые дома.

    Возрождение обители

    В 2000 году монастырь был передан Псковской и Великолукской епархии. По указу архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) обитель была возобновлена как женская.

    События в монастыре и вокруг него с конца 2000-х годов служит источником для публикаций скандального характера [5] [6] [7] .

    По смерти (4 июня 2010 года [8] ) игумении Елисаветы (Беляевой) обязанности настоятельницы исполняет Рафаила (Скородумова).

    19 августа 2010 года обитель посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В тот же день состоялась передача монастырю иконы XIV века «Спас Вседержитель Елеазаровский» из Псковского музея-заповедника, который застраховал икону на сумму 1 млн евро. В обитель икону привёз сам Патриарх. [9] .

    Примечания

    1. ↑Центральный банк Российской Федерации. Банкноты и монеты. Спасо-Елеазаровский монастырь
    2. ↑Архитектура монастырей России. Спасо-Елеазаровский монастырь.
    3. ↑Игуменья Елисавета (Беляева)
    4. 12 Псковские епархиальные ведомости. — 16—31 октября 1906. — № 20, часть неофициальная. — С. 506.
    5. ↑Подвели под монастырь. // Совершенно секретно. — Июнь 2010.
    6. ↑Псковская епархия предала анафеме журналиста. Интерфакс, 18.8.2009.
    7. ↑В Псковской епархии опровергли «чушь и бред» о том, что жена Путина стала настоятельницей монастыря. NEWSru, 24.9.2010.
    8. ↑Отошла ко Господу настоятельница псковского Спасо-Елеазаровского женского монастыря игумения Елисавета (Беляева). Патриархия.Ru.
    9. ↑Икона «Спас Елеазаровский». Патриархия. Ru.

    Литература

    • Булгаков С. В. Русские монастыри в 1913 году.
    • Иосиф, иеромонах. Описание Спасо-Елеазаровского монастыря. — СПб., 1858.
    • Морозкина Е. Н. Новое в зодчестве Пскова XVI века // Исследования по истории архитектуры и градостроительства. — М., 1964.
    • Седов В. В. Псковская архитектура XVI века. — М., 1996.
    • Скобельцын Б. С., Проханов А. Земля Псковская. Памятники древнерусского зодчества. — Л.: Искусство, 1972.
    Спасо-Елеазаровский монастырь на Викискладе
    • Сайт монастыря (архив)
    • Спасо-Елеазаровский монастырь На сайте Псковской епархии.

    Что такое Wiki.sc Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

    Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

    Спасо-Елеазаровский монастырь

    Спасо-Елеазаровский монастырь (Россия, Псковская область, Псковский район, д. Елизарово)

    Существуют строгие правила посещения обители!

    В прошлом небольшая пустынь — сегодня обладатель огромной территории, которая при первом взгляде кажется пустынной и неуютной. Украшением антуража и главной святыней служит древний собор Трех Святителей 1574 г.
    Сведения из справочника-путеводителя «Монастыри русской православной церкви»: «В 25 км от Пскова к северу, близ Гдовской дороги и Псковского озера стоит Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный прп. Евфросином, Псковским чудотворцем.
    Родился прп. Евфросин ок. 1386 г. недалеко от Пскова, в погосте Виделебье от благочестивых родителей и при крещении назван Елеазаром. Имея возможность жить в мире и пользоваться благами, Евфросин очень рано покидает родительский дом с целью найти убежище от соблазнов мира в Снетогорском монастыре.

    Описание Спасо-Елеазаровского монастыря

    Увидев, что в монастыре не все благоприятствует вершенному отчуждению от мира, с благословения настоятеля покидает обитель и удаляется на берег р. Толбы. Здесь Евфросин и сподобился видения трех вселенских учителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, явившихся ему во сне и указавших место для сооружения храма во имя их».
    Спасо-Елеазаров Великопустынский монастырь, 2 класса, общежительный, в 25 верстах от Пскова, на реке Толбе. Основан преподобным Евфросином в 1447 году; в 1766 году в него переведен штат закрытого Спасо-Великопустынского монастыря. Здесь почивают мощи преподобного Евфросина, вместе с мощами ученика его преподобного Серапиона; здесь же находится чудотворный образ Спасителя и список с Цареградской иконы Божией Матери. Из монастыря совершается крестный ход в Псков в день Преполовения, а 2 июня — в Александровский посад, на озере Псковском. При монастыре богадельня для лиц духовного звания и школа — С.В. Булгаков Русские монастыри в 1913 г.

    В монастыре весьма строгие правила посещения, изложенные черным по белому, и помещенные на самом видном месте – на дверях обители.

    Литература:
    Справочник-путеводитель «Монастыри русской православной церкви», М., 2001, с. 219-220
    С.В. Булгаков Русские монастыри в 1913 г.// Русские монастыри. Центральная часть России, М., 1995

    Псковская земля. Часть 5. Внешние монастыри Пскова

    Спасо-Елеазаровский женский монастырь

    В Псковской области много старинных монастырей. Некоторые из них достаточно популярны у паломников, упоминания о других встречаются реже. Мы посетили три монастыря в окрестностях Пскова, и начнем свой рассказ с широко известного в узких кругах Спасо-Елеазаровского монастыря.

    Спасо-Елеазаровский монастырь — Спас Елеазаров — Цареградская икона Богоматери — Крыпецкий монастырь — Псково-Печерский монастырь — очепной звон

    Спасо-Елеазаровский (Трехсвятительский) монастырь был основан в начале 15-го века преподобным Евфросином Псковским, постриженником Снетогорского монастыря, покинувшим его в поисках уединения. В миру преподобный носил имя Елеазар, отсюда и пошло название монастыря. Преподобному Евфросину было видение Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), поэтому главный храм монастыря освящен в их память. Обитель преподобного Евфросина была первым общежительным «богорадным» монастырем Псковской земли, от приходящего в монастырь не требовалось внесение вклада, а его принимали «Бога ради». Монахами Спасо-Елеазарова монастыря были Савва Крыпецкий (об обители которого мы расскажем ниже) и Онуфрий Мальский (о монастыре которого мы уже говорили).

    Внутри Спасо-Елеазарова монастыря

    Храм Трёх Святителей Спасо-Елеазарова монастыря

    Храм Трёх Святителей Спасо-Елеазарова монастыря

    Однако самым известным насельником монастыря является, вероятно, старец Филофей, живший здесь в начале 16-го века. Именно ему принадлежит знаменитая историософская концепция «Москва — Третий Рим», говорящая о том, что после падения Константинополя столица вселенского Православия перешла в Москву. А четвертому Риму уже не бывать: «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Эти слова вырезаны на пластине большого била, установленного в память старца Филофея во дворе монастыря.

    Главной святыней монастыря является чудотворная икона Спаса Елеазарова, середины 14-го века. По нашему мнению, она относится к числу главных святынь России. На первый взгляд икона выглядит архаично и просто, однако, когда стоишь перед ней, она постепенно притягивает к себе. Красный фон изображения, вероятно, объясняется влиянием стиля афонских икон. Золочение было дорого, и в качестве заменителя золотого иногда выступал красный цвет.
    Икона Спаса Елеазарова в настоящее время является собственностью Псковского музея, и в монастыре находится на хранении. Хотя она установлена в иконостас, но находится в специальном футляре, снабженном множеством датчиков для надлежащего содержания и обеспечения сохранности.

    Цареградская икона Божией Матери

    Интересно, что в своё время, в начале 15-го века, преподобный Ефросин посетил Константинополь, надеясь разрешить богослужебные вопросы, волновавшие тогда псковских жителей. Они обсуждали, следует ли на богослужебниях петь «сугубую» или «трегубую» Аллилую, то есть петь «алиллуя» два или три раза подряд. Однозначно решить этот вопрос не удалось, но из Константинополя преподобный Ефросин привез икону Божией Матери, ставшей еще одной известной святыней монастыря. По месту своего происхождения икона получила название Цареградская. К сожалению, икона была утрачена в ходе русско-польских войн, сейчас в монастыре находится один из ее списков.

    На озере около Спасо-Елеазарова монастыря

    В начале 20-го века здесь пребывал на покое архимандрит Гавриил Спасо-Елеазаров (Зырянов), человек необычной судьбы, духовник великой княгини Елизаветы Федоровны. Елизавета Федоровна неоднократно приезжала к отцу Гавриилу, заботилась об устроении Спасо-Елеазаровского монастыря. Преподобный отец Гавриил начинал и закончил свой монашеской путь в Седмиезерной пустыни неподалеку от Казани, мы бывали там в одной из наших поездок.

    Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь

    На Псковской земле нам удалось посетить еще одну замечательную монашескую обитель — Крыпецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь. Этот монастырь не очень известен за пределами Псковщины, но именно он произвёл на нас наиболее сильное впечатление своим монашеским духом, и, может быть, еще чем-то другим, плохо поддающимся словесному описанию. В первый свой приезд мы оказались здесь, можно сказать, «случайно», поскольку даже не знали о существовании такого монастыря. Мы попали на престольный праздник, богослужение проводил местный Владыка Евсевий. Он впечатлил нас своим спокойствием, ясностью мысли, внутренним светом, при видимой физической немощи. По нашим впечатлениям, особая атмосфера Крыпецкого монастыря во многом определяется тем обстоятельством, что его восстановление в 1990-м году начал игумен Дамаскин (Сахнюк), постриженник Псково-Печерского монастыря. О. Дамаскин безвременно погиб в автомобильной катастрофе в 2007 году, но монастырский дух, возрожденный в обители его трудами, живет и сохраняется. В общем, Крыпецкий монастырь оказался для нас неожиданным открытием, и во вторую нашу поездку мы тоже приезжали сюда.

    Крестный ход в монастыре

    Проповедь Владыки Евсевия

    Богоматерь Одигитрия и святые Евфросин Псковский, Савва Сербский, Иоанн Богослов и Савва Крыпецкий с житием последнего. Начало XVII века. Из собрания Псковского музея-заповедника.

    Преподобный Савва Крыпецкий, основатель монастыря, принял монашеский постриг на Афоне. После прибытия в Псков он некоторое время подвизался в Снетогорском монастыре, затем перешел к преподобному Евфросину в Спасо-Елеазаровский монастырь, а позднее ушел в уединение в Крыпецкую пустынь, находящуюся среди болот и лесов. Однако с течением времени вокруг него собрались ученики, и был основан монастырь с главным храмом в честь Иоанна Богослова.

    Основные здания Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря

    В советское время монастырь пришел в полное запустение, остатки монастырских построек собирались взорвать. Однако усилиями энтузиастов Крыпецкая обитель была признана памятником культуры и спасена от уничтожения. С начала 90-х монастырь начал постепенно восстанавливаться, сейчас строительные работы в основном завершены.

    Поклонный крест на озере около монастыря

    На хозяйственном дворе

    Самым известным и почитаемым монастырем Псковской земли является Псково-Печерский Успенский монастырь. Поскольку, как уже говорилось, с конца XVI века монастырь стал западным форпостом Русской Земли, он был хорошо укреплен, обнесен мощными стенами. При Советской власти Псково-Печерский монастырь не был закрыт и какое-то время оставался единственным действующим монастырем на территории СССР, благодаря чему в Русской Церкви была сохранена непрерывная монашеская традиция. Сейчас монастырь очень популярен у паломников и туристов, о нем очень много написано, и нет необходимости повторяться. Расскажем только об одном небольшом интересном, на наш взгляд, факте, связанным с этой обителью, и добавим несколько фотографий.

    Псково-Печерский монастырь — единственное место в России, где сохранился старинный, «очепной» колокольный звон. Это такой способ колокольного звона, при котором раскачивается не язык колокола, а сам колокол, с помощью шеста-«очепа», служащего рычагом. Язык колокола при этом висит свободно. Данный способ звона применялся только для больших колоколов («благовестников»), и требовал и других приспособлений. В средние и малые колокола звонили с помощью обычного язычного звона, то есть раскачивая с помощью веревки язык колокола. Нам посчастливилось послушать и понаблюдать очепной звон Псково-Печерского монастыря.

    Людмила Путина не является настоятельницей Спасо-Елеазаровского монастыря — Псковская Епархия

    Слухи, распространенные блоггерами об том, что жена премьер-министра России Людмила Путина стала настоятельницей Спасо-Елеазаровского монастыря, расположенного в Псковской области, не подтвердились. Как сообщает «Фонтанка», эти слухи опровергла Псковская Епархия. Исполняющей обязанности главы обители после кончины матушки Елисаветы еще в июне 2010 года стала мать Рафаила. Новой настоятельницей Людмилу Путину назначили блогеры.

    «Звонила мама. Сообщила, что приезжавший недавно в Псков Кирилл таки рукоположил Людмилу Путину настоятельницей Елеазаровского монастыря», — такое сообщение, появившееся в блоге пользователя pritula, стало толчком к обсуждению «сенсации». При этом, ЖЖ-пользователь отмечает, что «соседка, которая эту новость сказала, — судья, и в кликушестве замечена не была» и, что «еще прошлой осенью ходили слухи, что Л. Путина в псковский монастырь ушла».

    Эту информацию опровергли в Псковской Епархии, сообщив, что на данный момент исполняющей обязанности настоятельницы Спасо-Елеазаровского монастыря является мать Рафаила (в миру Галина Владимировна Скородумова), которая находится в стенах обители с 2000 года. Причем официально назначена она может быть только через год. Кроме того, в Епархии отметили, что после смерти предыдущей настоятельницы обители Елисаветы, сам патриарх Кирилл сказал, что лучшей кандидатуры, чем мать Рафаила, на должность главы монастыря нет.

    «Фонтанка» предполагает, что волну слухов о Людмиле Путиной вызвал интерес самого Путина к Спасо-Елеазаровскому монастырю — премьер личным распоряжением выделил на реставрацию монастыря 48 миллионов рублей. Наибольшую часть финансирования – 37 миллионов — потратят на гостевой домик в Елеазаровской обители. Предполагается создать там максимально уютную атмосферу, ведь в монастырь нередко наведываются самые высокие гости. «Сейчас монастырь, который раньше представлял собой весьма заброшенную скромную обитель из нескольких зданий, включая церковный приход, выглядит как средневековая крепость. Стену вокруг монастыря выстроили в духе кремлевских стен Пскова – из известняка, с башенками. Монастырский двор превратился в ухоженный парк, на территории появились новые постройки, старые покрасили, освежили», — пишет издание.

    Скончавшуюся настоятельницу Спасо-Елеазаровского монастыря Елисавету похоронили 5 июня. Прощание проходило в Москве, в храме святителя Николая на Трех Горах. После этого гроб с телом игуменьи был перевезен в Елизарово, на территорию монастыря, где, с позволения епархии, прах предали земле. На похоронах присутствовала постоянная паломница Спасо-Елеазаровского монастыря, заместитель председателя Госдумы РФ Любовь Слиска. Кроме того, попрощалась с матушкой и Людмила Путина, которая, по свидетельствам елизаровцев, также была частой гостьей в обители.

    Пришедшие после кончины Елисаветы в ее кабинет монахини обнаружили на стене два портрета – старца Филофея, который писал знаменитые письма великому князю Василию III, и председателя правительства РФ Владимира Путина. Конкурсы на продолжение реконструкции монастыря на 48 миллионов, о которых упоминалось выше, были объявлены уже после смерти матушки. Федерация не оставляет осиротевшую обитель.

    Из открытых источников известно, что Людмила Путина обратилась к Богу в 1993 году, после аварии, произошедшей с ней в Калининграде. По некоторым данным, ее духовная матушка, монахиня Людмила, живет в другом монастыре Псковщины — Снетогорском.

Ссылка на основную публикацию