Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь в Ростове

Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь

Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь был основан в 1389 г. святителем Иаковом, Ростовским епископом. Обитель расположена на юго-западной стороне города, на берегу озера Неро, вдоль которого раскинулся весь Ростов.

Содержание

История ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает более 600 лет. На разных этапах своего существования он менял свой статус: с середины XVII в. — был приписан к Ростовскому архиерейскому дому; во второй половине XVIII в. — получил титул ставропигии и поступил в ведомство Святейшего Синода; с последней четверти XIX в. — служил резиденцией викарных архиереев Ярославо-Ростовской епархии; в настоящее время является обителью, возглавляемой ярославским владыкой.

Название Яковлевского монастыря с течением времени также неоднократно изменялось. При основании он был назван Зачатиевским. Впоследствии за ним прочно закрепилось имя его основателя, св. Иакова, и на протяжении многих столетий монастырь назывался Яковлевским. В первой четверти XIX века, в память о присоединенной Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Димитрию Ростовскому, монастырь получил имя Спасо-Яковлевский Димитриев.

Основан свт. Иаковом в 1389 году. Епископ Иаков скончался в 1392 г. и был погребен у северной стены Зачатиевского храма новой обители, «в церкви сей за левым крылосом». По прошествии времени у гроба святителя начали происходить чудотворные исцеления. Свт. Иаков был причислен к лику святых на Соборе 1569 г.

Яковлевская обитель располагалась по соседству с мужским Спасо-Песоцким монастырем. Он был основан еще в XIII в. ростовской княгиней Марией (†1271), женой князя Василько Константиновича, погибшего 4 марта 1238 г. в битве с татарами на реке Сить. Княгиня Мария после смерти мужа правила Ростовским княжеством. С ее именем связано возобновление местного летописания. Княгиня Мария и ее младший сын Глеб были похоронены в соборе Спасского монастыря.

Почти четыре столетия Яковлевская и Спасо-Песоцкая обители стояли рядом. Во второй половине XVIII в. эти два монастыря составили единое целое, причем более древний и богатый Спасский был присоединен к Яковлевскому.

В начале XVII в. Яковлевский монастырь наделяется землей: в 1624 г. царь Михаил Федорович жалует игумена Павла с братией вотчинами в Порецком стане Ростовского уезда и рыбной ловлей на реке Вексе. На протяжении XVII столетия земельная собственность монастыря растет, ростовские писцовые книги фиксируют в составе его вотчины 18 пустошей, в которых насчитывалось 34 дворовых места. На эти владения в 1679 г. монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Алексеевича.

Долгие годы как ценная памятная реликвия в обители сохранялся небольшой четырехпудовый колокол, называемый «Царским», который был пожалован царем Алексеем Михайловичем в 1652 г., в память о кончине московского патриарха Иосифа.

Значительный перелом в истории обители последовал в середине 50-х годов XVII столетия, когда по воле ростовского митрополита Ионы она была приписана к архиерейскому дому. Митрополит Иона Сысоевич, возглавлявший Ростовскую епархию в 1652-1690 гг. — известный церковный деятель, видный иерарх, создатель каменного ансамбля Ростовского архиерейского дома.

Для Яковлевского монастыря получение статуса приписного имело огромное значение, поскольку без всякого преувеличения это сохранило его жизнь. В то время небольшой, небогатый и неизвестный Яковлевский монастырь едва сводил концы с концами. Присоединение к архиерейскому дому обеспечило ему материальную поддержку, поскольку все приписные монастыри содержались за счет владычной кафедры.

В 1752 г. в Яковлевском монастыре произошло обретение мощей свт. Димитрия Ростовского. При гробе святителя начали совершаться чудотворения. О первых исцелениях, случившихся в Яковлевском монастыре, митрополит Арсений сообщил в Синод уже через три недели после открытия мощей. Исцеления именем Димитрия, по молитве к нему, происходили не только в Ростове, но и по всей России. Слепые прозревали, расслабленные начинали ходить, тяжелые недуги, годами мучившие людей, отступали. «Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче», — поет Церковь святителю Димитрию.

Императрица Елизавета Петровна пожертвовала обители серебряную раку весом в десять с половиной пудов и стоимостью около 13 тысяч рублей, а также дорогое облачение из золотой парчи. Но государыня умерла, не успев передать дары в монастырь. На торжествах положения мощей свт. Димитрия в новую серебряную раку, проходивших в Ростове в мае 1763 г., присутствовала императрица Екатерина II.

Канонизация свт. Димитрия Ростовского в корне изменила существование Яковлевского монастыря. Прежде всего, она сохранила ему жизнь. Обитель благополучно пережила монастырскую реформу 1764 г., при которой значительное число монастырей и пустынь было упразднено или оставлено без средств к существованию. Именным распоряжением императрица Екатерина запретила упразднение Яковлевского монастыря по причине того, что он хранил мощи святителя Димитрия. Поначалу он был утвержден заштатным, то есть, оставлен без государственной поддержки, но продолжалось это недолго, до марта следующего года.

Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из системы епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода.

Во второй половине XVIII в. монастырский ансамбль заново отстраивается в камне: на месте деревянных строений возводится ограда с башнями, сооружаются жилые и хозяйственные корпуса, воздвигаются колокольня и новый храм.

В конце XVIII столетия был построен новый монастырский собор — огромный и величественный храм свт. Димитрия Ростовского, а в 30-х годах XIX в. — церковь свт. Иакова Ростовского.

С середины XIX в. Спасо-Яковлевский монастырь выглядел таким, каким мы можем видеть его сейчас. Высокая ограда с угловыми и надвратными башнями окружает парадный двор. В ряд расположены три храма. Напротив них, также в ряд, — двухэтажные келейные корпуса. По центру восточной стены ограды, над святыми вратами, — колокольня. За линией келейных корпусов — хозяйственный двор, огражденный невысокой стеной, на котором возвышается Спасо-Преображенский храм. Все строения монастыря — каменные, массивные, величественные.

В советское время обитель был закрыта. В ее помещениях располагались склады, военные базы, детский сад. Обитель была возвращена Церкви в 1991 году. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлен. Первое после долголетнего перерыва богослужение состоялось в Спасо-Яковлевском монастыре 7 апреля 1991 года.

4 июня 1991 года Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия. В конце того же года в обитель из музея были переданы мощи преподобного Авраамия, основателя древнейшего ростовского монастыря — Богоявленского Авраамиева.

С 2003 года на территории монастыря находится Ярославское духовное училище. 1 августа 2004 г. в Спасо-Яковлевском монастыре открылся первый в области Православный миссионерский центр. Также при обители действует Православный медицинский центр во имя святителя Димитрия Ростовского.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

История ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает более 600 лет. На разных этапах своего существования он менял свой статус: с середины XVII в. — был приписан к Ростовскому архиерейскому дому; во второй половине XVIII в. — получил титул ставропигии и поступил в ведомство Святейшего Синода; с последней четверти XIX в. — служил резиденцией викарных архиереев Ярославо-Ростовской епархии; в настоящее время является обителью, возглавляемой ярославским владыкой.

Название Яковлевского монастыря с течением времени также неоднократно изменялось. При основании он был назван Зачатиевским. Впоследствии за ним прочно закрепилось имя его основателя, св. Иакова, и на протяжении многих столетий монастырь назывался Яковлевским. В первой четверти XIX века, в память о присоединенной Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Димитрию Ростовскому, монастырь получил имя Спасо-Яковлевский Димитриев.

Основан свт. Иаковом в 1389 году. Епископ Иаков скончался в 1392 г. и был погребен у северной стены Зачатиевского храма новой обители, «в церкви сей за левым крылосом». По прошествии времени у гроба святителя начали происходить чудотворные исцеления. Свт. Иаков был причислен к лику святых на Соборе 1569 г.

Яковлевская обитель располагалась по соседству с мужским Спасо-Песоцким монастырем. Он был основан еще в XIII в. ростовской княгиней Марией (†1271), женой князя Василько Константиновича, погибшего 4 марта 1238 г. в битве с татарами на реке Сить. Княгиня Мария после смерти мужа правила Ростовским княжеством. С ее именем связано возобновление местного летописания. Княгиня Мария и ее младший сын Глеб были похоронены в соборе Спасского монастыря.

Почти четыре столетия Яковлевская и Спасо-Песоцкая обители стояли рядом. Во второй половине XVIII в. эти два монастыря составили единое целое, причем более древний и богатый Спасский был присоединен к Яковлевскому.

В начале XVII в. Яковлевский монастырь наделяется землей: в 1624 г. царь Михаил Федорович жалует игумена Павла с братией вотчинами в Порецком стане Ростовского уезда и рыбной ловлей на реке Вексе. На протяжении XVII столетия земельная собственность монастыря растет, ростовские писцовые книги фиксируют в составе его вотчины 18 пустошей, в которых насчитывалось 34 дворовых места. На эти владения в 1679 г. монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Алексеевича.

Долгие годы как ценная памятная реликвия в обители сохранялся небольшой четырехпудовый колокол, называемый «Царским», который был пожалован царем Алексеем Михайловичем в 1652 г., в память о кончине московского патриарха Иосифа.

Значительный перелом в истории обители последовал в середине 50-х годов XVII столетия, когда по воле ростовского митрополита Ионы она была приписана к архиерейскому дому. Митрополит Иона Сысоевич, возглавлявший Ростовскую епархию в 1652-1690 гг. — известный церковный деятель, видный иерарх, создатель каменного ансамбля Ростовского архиерейского дома.

Для Яковлевского монастыря получение статуса приписного имело огромное значение, поскольку без всякого преувеличения это сохранило его жизнь. В то время небольшой, небогатый и неизвестный Яковлевский монастырь едва сводил концы с концами. Присоединение к архиерейскому дому обеспечило ему материальную поддержку, поскольку все приписные монастыри содержались за счет владычной кафедры.

В 1752 г. в Яковлевском монастыре произошло обретение мощей свт. Димитрия Ростовского. При гробе святителя начали совершаться чудотворения. О первых исцелениях, случившихся в Яковлевском монастыре, митрополит Арсений сообщил в Синод уже через три недели после открытия мощей. Исцеления именем Димитрия, по молитве к нему, происходили не только в Ростове, но и по всей России. Слепые прозревали, расслабленные начинали ходить, тяжелые недуги, годами мучившие людей, отступали. «Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче», — поет Церковь святителю Димитрию.

Императрица Елизавета Петровна пожертвовала обители серебряную раку весом в десять с половиной пудов и стоимостью около 13 тысяч рублей, а также дорогое облачение из золотой парчи. Но государыня умерла, не успев передать дары в монастырь. На торжествах положения мощей свт. Димитрия в новую серебряную раку, проходивших в Ростове в мае 1763 г., присутствовала императрица Екатерина II.

Канонизация свт. Димитрия Ростовского в корне изменила существование Яковлевского монастыря. Прежде всего, она сохранила ему жизнь. Обитель благополучно пережила монастырскую реформу 1764 г., при которой значительное число монастырей и пустынь было упразднено или оставлено без средств к существованию. Именным распоряжением императрица Екатерина запретила упразднение Яковлевского монастыря по причине того, что он хранил мощи святителя Димитрия. Поначалу он был утвержден заштатным, то есть, оставлен без государственной поддержки, но продолжалось это недолго, до марта следующего года.

Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из системы епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода.

Во второй половине XVIII в. монастырский ансамбль заново отстраивается в камне: на месте деревянных строений возводится ограда с башнями, сооружаются жилые и хозяйственные корпуса, воздвигаются колокольня и новый храм.

В конце XVIII столетия был построен новый монастырский собор — огромный и величественный храм свт. Димитрия Ростовского, а в 30-х годах XIX в. — церковь свт. Иакова Ростовского.

С середины XIX в. Спасо-Яковлевский монастырь выглядел таким, каким мы можем видеть его сейчас. Высокая ограда с угловыми и надвратными башнями окружает парадный двор. В ряд расположены три храма. Напротив них, также в ряд, — двухэтажные келейные корпуса. По центру восточной стены ограды, над святыми вратами, — колокольня. За линией келейных корпусов — хозяйственный двор, огражденный невысокой стеной, на котором возвышается Спасо-Преображенский храм. Все строения монастыря — каменные, массивные, величественные.

В советское время обитель был закрыта. В ее помещениях располагались склады, военные базы, детский сад. Обитель была возвращена Церкви в 1991 году. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлен. Первое после долголетнего перерыва богослужение состоялось в Спасо-Яковлевском монастыре 7 апреля 1991 года.

4 июня 1991 года Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия. В конце того же года в обитель из музея были переданы мощи преподобного Авраамия, основателя древнейшего ростовского монастыря — Богоявленского Авраамиева.

С 2003 года на территории монастыря находится Ярославское духовное училище. 1 августа 2004 г. в Спасо-Яковлевском монастыре открылся первый в области Православный миссионерский центр. Также при обители действует Православный медицинский центр во имя святителя Димитрия Ростовского.

Наместник обители — игумен Серафим (Симонов).

Спасо-Яковлевский монастырь

Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь — Ростов Великий

Спасо-Яковлевский монастырь находится примерно в полутора километрах к югу от Ростовского Кремля. Над водами озера Неро он поднимается подобно граду Китежу.

Монастырь был основан в 1389 году епископом Иаковом. По легенде, изгнанный из города за помилование ожидавшей казни преступницы, Иаков поселился недалеко от Ростова рядом с источником. Здесь он своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Со временем вокруг этого храма сформировалась община, и так образовалась новая обитель.
«Яковлевским» монастырь называют по имени основателя. После того, как в местном соборе упокоились мощи святого Димитрия Ростовского, монастырь стали называть ещё и «Димитриевским».

Два ростовских святителя — Димитрий и Иаков — духовные столпы и небесные покровители Спасо-Яковлевского монастыря. Основателем обители был святитель Иаков, но подлинный расцвет монастыря связан с именем святителя Димитрия, митрополита Ростовского, управлявшего епархией в начале XVIII века. Мощи святителя Димитрия стали главной монастырской святыней.

Спасо-Яковслевский Димитриев монастырь был крупным духовным центром России, его многократно посещали представители царствующей фамилии и высшей знати.

На территории обители несколько величественных храмов. При входе в монастырь слева вы видите собор святителя Дмитрия Ростовского , который был построен в конце XVIII века на деньги графа Николая Петровича Шереметьева в стиле классицизм. Со всех сторон фасады храма украшены большими многоколонными портиками коринфского и ионического ордера. Венчает сооружение большой купол с одной главкой.

За собором возвышается трехъярусная колокольня со шпилем, построенная примерно в 1776-1786 годах и украшенная парами колонн (на фото ниже по центру).

Далее вы увидите ещё один впечатляющий собор, который на самом деле представляет собой два соединённых между собой храма — к собору Зачатия Святой Анны (на фото ниже он находится справа) позже была пристроена церковь святителя Иакова Ростовского (на фото слева).

Собор в честь Зачатия праведной Анною пресвятой Богородицы — самое старое здание обители, он начал строиться ещё при митрополите Ионе Сысоевиче в 1686 году. Это классический для своего времени монастырский собор. Центральный купол — золотой, а малые — синие (это цвет Богородицы) с золотыми звёздами. В 1689 — 1690 годах храм был расписан мастерами из Ярославля, и его фрески считаются великолепными образцами религиозной живописи. В верхнем ярусе изображена ветхозаветная история об Аврааме и явлении ему Святой Троицы, в нижнем располагаются евангельские сюжеты.
Яковлевская церковь святителя Иакова Ростовского пристроена вплотную к стене Зачатьевского собора. Храм в стиле классицизм строили с 1824 по 1826 год на пожертвования княгини А.А. Орловой-Чесменской. Очевидно, чтобы воссоздать симметрию ансамбля монастыря, архитектор Паньков повторил элементы соседнего Димитриевского храма в северном фасаде новой церкви.

В центре территории монастыря находится маленькая деревянная Часовня над источником Святого Иакова . Говорят, что целебные свойства этого источника были известны издавна.

Монастырь окружают каменные стены с четырьмя башнями и двумя въездными воротами. В угловой юго-западной башне находится смотровая площадка , куда можно подняться паломникам и туристам. Отсюда открывается вид на озеро и на весь монастырь. Ежедневно с 10.00 до 17.00. За символическую плату.

Жилые и хозяйственные постройки монастыря включают настоятельский корпус, трапезный корпус и братские келейные корпуса.

Рядом с восточной стеной монастыря вне его стен стоит ещё одна церковь — это Спасо-Преображенский собор Спасо-Песоцкой обители, присоединённой к Яковлевскому монастырю в 1765 году. Храм был заложен княгиней Марией в память её погибшего мужа князя Василько. Существующее здание построено в XVII веке на месте прежней деревянной церкви. Известно, что здесь погребена сама княгиня, её сын князь Глеб Белозерский, а также епископ Угличский Амфилохий.

При посещении Спасо-Яковлевского монастыря мы, к сожалению, были ограничены во времени. Но, конечно, я бы рекомендовала посетить этот монастырь с экскурсией. Экскурсия включает посещение Димитровского собора, Яковлевской церкви, а также Зачатьевского собора с осмотром фресок XVII века; подъём на башню монастыря и на балкон для певчих, а также посещение подземного Воскресенского храма.

Главные святыни Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом:

  • мощи святителя Димитрия Ростовского (1709 г.),
  • мощи святителя Иакова Ростовского (XIV век),
  • чудотворный образ Богородицы — келейная икона святителя Димитрия «Ватопедская» (или «Отрада и Утешение»).

Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь

тел.: +7 (48536) 743 69

Игумен Августин (Неводничек)

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь — старинная монашеская обитель в Ростове Великом, в которой находятся мощи великого русского святого — святителя Димитрия Ростовского.

Монастырь был основан в конце XIV века ростовским епископом Иаковом. За помилование преступницы епископ был изгнан из города и поселился на юге от него. Он построил часовню в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, около которой вскоре образовался монастырь. Первый каменный собор был освящен сначала как Троицкий, а потом как Зачатьевский (XVII век). Его расписывали ярославские иконописцы.

В начале XVIII века монастырю оказывал покровительство святитель Димитрий Ростовский. Он был похоронен в Троицком (Зачатьевском) соборе, что и было исполнено. Екатерина II пожертвовала для его мощей роскошную раку, а с 1763 года до самой революции их ежегодно носили крестным ходом до Ростовского кремля. В течение XVIII—XIX веков обитель неоднократно посещали императоры и императрицы.

В 1927 году монастырь был закрыт, часть имущества поступила в Ростовский музей, часть была разграблена. Вновь обитель была открыта в 1994 году. С тех пор идет ее активное возрождение.

Интересные факты о Спасо-Яковлевском монастыре

В XVIII веке в монастыре расцвело искусство ростовской финифти. Его принесли в город мастера, приглашенные для поновления икон.

В честь святителя Димитрия Ростовского в обители был построен Димитриевский собор (1794—1802 годы). Граф Николай Шереметьев, пожертвовавший свои средства, надеялся, что мощи святителя будут перенесены в новый собор, но этого не произошло. По завещанию графа была изготовлена золотая митра с драгоценными камнями для раки святителя.

В Ростовском музее хранится портрет старца Амфилохия, который жил в XIX веке и в течение 40 лет непрерывно нес особую службу у мощей святителя Димитрия.

Последним настоятелем монастыря был епископ Угличский Иосиф (Петровых), будущий митрополит Ленинградский, не принявший декларацию митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти.

Форпосты Святой Руси. Ростов Великий. Спасо-Яковлевский монастырь. История.

Основан он еще в 14 в. ( 1389 г.) ростовским епископом св. Иаковом. На протяжении первых трех столетий своего существования Яковлевский монастырь был маленьким, небогатым, полностью деревянным. Дважды за эти годы подвергался разорению — горел в начале 15 в. при татаро-монголах, и был разграблен во время польско-литовской интервенции спустя ровно 200 лет.

18-е столетие в истории Зачатиевского Яковлевского монастыря отмечено знаменательными событиями, круто изменившими его последующую судьбу. Митрополит Димитрий, вопреки церковной традиции церковных хоронить лиц столь высокого ранга в кафедральном соборе, завещал похоронить себя в Яковлевском монастыре. И вот в 1752 г. в Яковлевском монастыре произошло событие — обретение мощей святителя Димитрия Ростовского. Официальная канонизация длилась несколько лет. Нетленность мощей и истинность исцелений, происходивших при гробе Димитрия, долго и тщательно проверялись. И только в 1757 г. мощи святителя Димитрия были оглашены святыми.

Канонизация св. Димитрия Ростовского в корне изменила существование Яковлевского монастыря. Прежде всего, она сохранила его жизнь. Обитель благополучно пережила монастырскую реформу 1764 года, при которой значительное число монастырей и пустынь было упразднено или оставлено без средств к существованию. Именным распоряжением императрица Екатерина запретила упразднение Яковлевского монастыря, по причине того, что он хранил мощи святителя Димитрия.

Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом императрицы Екатерины II он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода. Следует подчеркнуть, что столь высокого положения достигали лишь избранные русские монастыри. Знаменательно, что ставропигиальным Яковлевский монастырь стал одновременно с прославленной обителью Русского Севера − Соловецким монастырем.

В последней четверти 18 – начале 19 веков весь монастырский ансамбль, за исключением Зачатиевского собора, был заново отстроен в камне. При этом территория монастыря существенно расширилась и получила новую регулярную планировку. Просторный, квадратный в плане парадный двор обители окружался достаточно высокой каменной стеной. Четыре башни возвышались по углам, а две надвратные размещались друг против друга, по центру южной и северной сторон ограды. Южные ворота, обращенные к озеру, назывались “водяными”, а северные − “въездными”.

В 19-м столетии обитель становится объектом особого внимания со стороны царствующей фамилии. Все императоры, правящие в России в 19 − начале 20 века, почтили монастырь своим присутствием. Значительно увеличилось число жертвователей, в число которых входили как столичные аристократы, так и крестьяне окрестных сел. Монастырь богател. Заново в камне отстроился его огромный архитектурный ансамбль. Возвели два новых храма – величественный собор Димитрия Ростовского, ставший общепризнанным шедевром провинциального классицизма и его уменьшенное подобие – храм Иакова Ростовского.

В последней четверти 19 в. Спасо-Яковлевский монастырь получает новый статус — он вернулся в епархиальное ведомство и стал резиденцией викарных епископов.

Расцвет монастыря был прерван революцией.

В январе 1918 г. в России вступило в силу новое законодательство о вероисповедании и церкви, принципиально изменившее условия существования религиозных учреждений. 20 января февраля был принят декрет Совета народных комиссаров “О свободе совести, церковных и религиозных обществах”, ставший первым и основным постановлением советской власти, утверждающим новое отношение к церкви. Церковь отделялась от государства, церковные и религиозные общества лишались прав юридического лица, их имущество национализировалось и объявлялось “народным достоянием”. К концу лета 1918 г. Народный комиссариат юстиции разработал инструкцию о порядке проведения в жизнь этого декрета, в которой, в частности, определялось: “Имущества, которые находились в ведении ведомства православного вероисповедания, … переходят в непосредственное заведывание местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов”. Все доходные церковно-монастырские имущества “как то: дома, земли, угодья, фабрики, свечные и другие заводы, рыбные промыслы, подворья, гостиницы, капиталы … незамедлительно отбираются” и поступают в полное распоряжение местных органов власти.

В июне 1991 г. Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия, крестным ходом они были перенесены в монастырь. Мощи прославленного чудотворца были возвращены на то место, где им было завещано храниться, а Яковлевский монастырь вновь обрел свою величайшую святыню. В конце того же года в обитель из музея были переданы мощи преподобного Авраамия, основателя древнейшего ростовского монастыря – Богоявленского Авраамиева.

В монастыре регулярно производятся ремонтные и реставрационные работы: замена и окраска кровли, штукатурка и побелка стен, реставрация и консервация стенописей.

В стенах монастыря и на окружающей его территории произведена перепланировка: проложены мощеные дорожки, разбит яблоневый сад, устроены цветники, очищен пруд. В центре двора над источником сооружена деревянная часовня.

С 2003 г. на территории монастыря по благословению владыки Кирилла размещено Духовное училище

Спасо-Яковлевская обитель открыта для паломников, все желающие могут посетить ее и поработать. Для организованных паломнических групп проводятся экскурсии.

В следующий раз я расскажу вам об архитектурном ансамбле монастыря.

В статье использована информация с сайта Спасо-Яковлевского монастыря.

Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь в Ростове Ярославской обл.

О снован в 1389 г. Объединяет два бывших монастыря — Спасский (церковь Спаса на Песках) и Яковлевский. Дмитриевский собор (1801 г.) построен на средства гр. Н. Шереметьева. В подземном Воскресенском храме располагались подобия Иерусалимских святынь (сейчас храм открывается раз в году на Пасху). В. Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь, 1 класса, в Ростове, на берегу озера Неро. Основан в 1389 году епископом Ростовским святым Иаковом. С 1764 года до 1888 года он был ставропигиальным; в 1888 году назначен местопребыванием Угличских викарных епископов. В монастырской соборной церкви Зачатия святой Анны, построенной в 1691 году, покоятся под спудом святые мощи основателя монастыря и святого Дмитрия Ростовского.

Над мощами святого Иакова устроена в 1845 году усердием гр. Анны Алексеевны Орловой-Чесменской изящная серебряная рака с резной деревянной вызолоченной сенью. Рака святого Дмитрия устроена благочестием императрицы Елизаветы Петровны; она выкована из первого серебра, открытого в ее царствование в колыванских (в Томской губернии) рудниках. Над ракой возвышается великолепная серебряная сень. Перед ракой у подножия святителя поставлен в серебряной раме образ его, писанный на холсте в 1759 году графом Ротари.
Из икон храма особенно чествуются: келлейные святого Дмитрия — Ватопедская икона Божией Матери и Боголюбская икона Богоматери с предстоящими в молении ростовскими чудотворцами. Первая поднесена была царю Алексею Михайловичу афонскими монахами и пожалована от него знаменитому Киевскому митрополиту Петру Могиле; затем она стояла в алтаре Великой Печерской церкви до того времени, как архимандрит лавры Иосаф Кроковский благословил ею святого Дмитрия в награду за неусыпные труды его в написании Четьих-Миней. Со второй святой иконой встречала святого Дмитрия ростовская паства.
В монастыре хранятся несколько предметов, принадлежавших святому Дмитрию: митра и платок, найденные в гробе его, при открытии мощей, книги с приписками рукою святителя, подлинные рукописи его с проповедями и духовными кантами, простой деревянный посох, перст от десной руки святителя в серебряном ковчежце, портрет его, писанный при его жизни с натуры, портрет полкового сотника Саввы Григорьевича Тупало, отца святителя. Недалеко от монастыря, на западной стороне, находится приписанная к нему древняя двухэтажная церковь Преображения Господня (давшая наименование Яковлевскому монастырю «Спасо-Яковлевского»), которая была соборною в упраздненном ныне Спасском монастыре, что на Песках (основанном в XIII веке супругой воспоминаемого 4 марта блаженного князя Василька, княгиней Марией, жившей в этом монастыре и погребенной под его соборною церковью).
В нижнем этаже этого храма, в Сергиевском приделе, покоится известный ученый и великий труженик науки, археолог и палеограф (т.е. занимающийся изучением древних памятников и письмен), преосвященный Амфилохий (Сергиевский, епископ Угличский (+29 июля 1893 года). В монастыре совершаются крестные ходы: 6 августа, 21 сентября и 27 ноября. При монастыре школа (с 1886 года) и странноприимный дом. Закрыт в 1928, на территории располагались детский сад, склады, жилые помещения. В 1991 году возвращён верующим.

Мужской Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь


Ростов Великий достопримечательности

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь со стороны озера Неро На территории Ростова находится несколько монастырей, однако наиболее интересным и наиболее отреставрированным является Спасо-Яковлевский монастырь, основаный ростовским епископом св. Иаковом в 1389 году.
После смерти Иакова началось его местное почитание как святого. Общецерковное прославление совершено Макарьевским собором 1549 года. Монастырь именовался Зачатьевским (по имени главного храма, посвящённого Зачатию праведной Анны) или Иаковлевским — по имени основателя обители. Все строения монастыря были деревянным и до наших дней не сохранились.
Каменным возрождением, монастырь обязан митрополиту Ионе Сысоевичу, строителю Ростовского кремля (Архиерейского двора). При нем, в 1686 году, начал строиться собор Зачатия праведной Анны — самое старое здание монастыря.
В 1794 году, на средства графа Н.П.Шереметева, было построено самое величественное сооружение монастырского ансамбля — Димитриевский собор.
В советское время, в 1923 году, он был закрыт, а в 1928 году запрещены богослужения в его храмах. Настоятель монастыря Иосиф был арестован и погиб в ссылке. Тем не менее, монастырю повезло, поскольку его архитектурный ансамбль практически полностью уцелел. Были сохранены все храмы и жилые постройки. Этому отчасти способствовало использование монастырских помещения для жилья и различных хозяйственных нужд.
В середине 1980-х годов ансамбль Яковлевского монастыря, за исключением жилых сооружений, был передан Ростовскому музею. А в 1991 г. он был возвращен православной церкви и вновь стал действующим.

Адрес монастыря: Ростов, ул. Энгельса, 44
Телефон: (48536) 7-43-69

Св. Иаков и св. Димитрий Ростовский

Собор св. Димитрия Ростовского — самое грандиозное и величественное строение монастырского ансамбля. Возведен в конце XVIII столетия, в основном, на деньги благотворителя и мецената Н.П. Шереметьева (1751-1809 гг.), пожертвовавшего 55 тысяч рублей на строительство храма и 10 тысяч на его убранство. Поэтому иногда храм называют «Шереметьевским».
Архитектура храма сильно отличается принятой в православии и больше напоминает, построенное в, так называемом стиле классицизма, светское здание.
Слева от храма — башня «Водяные ворота»

Собор Зачатия св. Анны (Зачатиевский собор)
Соборная церковь во имя Зачатия св. Анны пятиглавая, с вызолоченными крестами, купола — луковицы. В истинно православном стиле, как патриарх Никон указал.
В этом соборе покоятся мощи основателя монастыря св. Иаковова. Отсюда другое имя собора — Иаковлевский. Первоначально он был освящен как Троицкий, а Зачатьевским стал в 1754 году

Внутренний двор монастыря. Справа — часовня над источником св. Иакова

Построенная над святым источником часовня во имя святителя Иакова освящена 10 декабря 1996 г., в день памяти основателя обители, епископа Иакова.

«Задняя», обращенная к озеру строна монастыря. Видно, что до нее у реставраторов руки не дошли. Сюда, наверное туристов не возят. Мне это напомнило высказывание одной тетки о цыганских детях: «- Лицо вымоют, а попа грязная.»

Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь в Ростове

Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского

(1902 — 1916)

Для фотографий С.М.Прокудина-Горского представлены изображения среднего разрешения (файлы *.jpg) , указаны номера репродукций по каталогу на сайте библиотеки Конгресса США http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/. На этом же сайте имеются несжатые изображения высокого разрешения (файлы *.tif ).

РОСТОВ ВЕЛИКИЙ ( ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Спасо-Яковлевский монастырь 1 2

Монастырь расположен на берегу озера Неро, в западной части Ростова.

Яковлевский монастырь основан в к онце XIV в. на том месте, где построил для себя келью св. Иаков, епископ Ростовский (ум. 1392). Мощи св. Иакова находились в монастыре.

В 1709 г. в Яковлевском монастыре был похоронен св. Димитрий Ростовский.

Рядом с Яковлевским монастырем находился Спасский (или Княгинин) монастырь, основанный в XIII в. В 1764 г. Спасский монастырь был упразднен, а его храмы переданы Яковлевскому монастырю, который с тех пор называется Спасо-Яковлевским.

Самые ранние сохранившиеся храмы Спасо-Яковлевского монастыря относятся к XVII веку. Однако наибольшую роль в облике монастыря играют более поздние постройки — конца XVIII — начала XIX в. В это время был создан необыкновенно выразительный архитектурный ансамбль, в котором слились в единое целое XVII век, классицизм и романтизм. Монастырь играет большую роль в облике Ростова Великого.

В 1928 г. Спасо-Яковлевский монастырь был закрыт. В зданиях монастыря в разное время были военные склады, торговые базы, детский сад, жилые помещения, цех эмалированной посуды, производство по изготовлению валенок. Сломана часть кирпичной западной стены. Полностью разрушена ограда церкви Спаса на Песках.

И все же главные постройки монастыря, к счастью, сохранились.

Спасо-Яковлевский мужской монастырь вновь действует с 1991 г. В том же году в монастырь вернулись мощи св. Димитрия Ростовского. В монастыре находятся также мощи св. Иакова Ростовского.

Вид на Спасо-Яковлевский монастырь с вышки Ростовского музея в Кремле. 1911

Данная фотография помещена также на странице с видами города.

Монастырь находится на мысу, выдающемся в озеро Неро. Слева на конце мыса — одна из башен ограды. Правее — Зачатьевская церковь и колокольня (почти полностью закрывающая Яковлевскую церковь). Справа от них — Дмитриевский (Шереметевский) собор. Правее — три башенки ограды (одна из них почти накладывается на силуэт Дмитриевского собора). Далее вправо — церковь Спаса на песках.

На переднем плане ограда сада Кремля; у правого края фотографии краешек одной из башен Кремля.

Собор древней постройки митрополита Ионы. Близ Ростова Великого. Спасо-Яковлевский монастырь. 1911

Храм построен в 1686 г. Сначала он назывался Троицкой церковью, а в 1754 г. переименован в Зачатьевскую церковь. В этом храме в 1709 г. был похоронен св. Димитрий Ростовский. (По традиции митрополитов хоронили в кафедральном Успенском соборе. Но в собственноручном завещании Димитрия было выражено пожелание быть похороненным в Яковлевском монастыре.) В 1752 г. здесь были обретены его нетленные мощи.

Форма куполов храма изменена, вероятно, в XVIII или начале XIX в. Перед храмом виден низкий объем трапезной, украшенной в смешанных формах классицизма и неоготики. Эта трапезная, объединившая Зачатьевскую церковь со стоящей рядом Яковлевской церковью (см. далее), построена в 1836 г.

Входные двери церкви Спаса-Преображения в Спасо-Яковлевском монастыре. 1911

Церковь Спаса-Преображения (называемая также церковью Спаса на Песках) — единственный храм, оставшийся от бывшего Спасского монастыря. Церковь построена в 1603 г. и перестроена во второй половине XVII в. Внешний вид церкви см. на первой фотографии на этой странице. Фотографии, на которой она была бы изображена снаружи крупным планом, нет.

Собор Спасо-Яковлевского монастыря с запада. 1911

К сожалению, сохранилась только черно-белая копия фотографии.

Название фотографии — не совсем правильное. Это вид с северо-запада (скорее с севера, чем с запада).

Дмитриевский собор построен в 1794 — 1802 гг. на средства графа Н.П.Шереметева (поэтому его часто называют и Шереметевским храмом). Этот прекрасный храм — выдающееся произведение архитектуры русского классицизма. К сожалению, имя архитектора неизвестно (почти несомненно, что это был московский архитектор).

Кроме Дмитриевского собора, на фотографии видны и другие здания — все наиболее значительные постройки монастыря, кроме стоящей в стороне церкви Спаса на Песках. Правее собора — пятиглавие Зачатьевской церкви, а ближе — купол Яковлевской церкви, построенной в 1725 г. и перестроенной в 1824 г. (еще ближе — украшенная портиком трапезная Дмитриевского собора, примыкающая к нему с запада). Правее и ближе северные ворота монастыря, а левее собора возвышается колокольня. Ограда монастыря с колокольней, воротами и башенками была построена во второй половине XVIII в., а в первой половине XIX в. ярославский архитектор П.Я.Паньков перестроил башенки и ворота в формах неоготики (этому же архитектору приписываются перестройка Яковлевской церкви и постройка трапезной, объединившей Яковлевскую и Зачатьевскую церкви).

Иконостас собора графа Шереметева. Близ Ростова Великого. Спасо-Яковлевский монастырь. 1911

Рака Преподобного Димитрия Ростовского с мощами. Близ Ростова Великого. Спасо-Яковлевский монастырь. 1911

Судя по фотографии, мощи находились в Дмитриевском соборе (а не в Зачатьевской церкви, где они были обретены).

Серебряная рака была пожалована императрицей Елизаветой Петровной. Переложение мощей в новую раку состоялось уже при новой императрице — Екатерине II .

Шапочка, платок, посох и диплом Димитрия Ростовского. Близ Ростова Великого. Спасо-Яковлевский монастырь. 1911

Сохранились ли представленные на этой фотографии вещи, мне неизвестно.

В музее Ростовского Кремля находились некоторые другие предметы, связанные с памятью св. Димитрия Ростовского, которые тоже сфотографированы Прокудиным-Горским

СПАСО-ЯКОВЛЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ: страница 1 2

Спасо-Яковлевский монастырь

Ростов Великий: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Ростова
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (18)
    • Храмы, соборы, мечети (10)
    • Музеи (4)
    • Озера (1)
    • Рестораны и кафе (2)
  • Забронировать отель в Ростове
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Ростова
  • Экскурсии в Ростове

Автострада Федеральная трасса Москва — Архангельск (М-8). От Москвы Ростов удален приблизительно на 220 км, от Ярославля — на 55 км. Повернуть в центр Ростова следует возле железнодорожного вокзала
Поезд Через Ростов идут многие поезда, следующие с Ярославского вокзала Москвы. Для москвичей удобнее всего воспользоваться Ярославским экспрессом, следующим из Москвы: путь до Ростова занимает на нем около трех часов

РОСТОВСКИЙ СПАСО-ИАКОВЛЕВСКИЙ ДИМИТРИЕВ МОНАСТЫРЬ

Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь

Спасо-Иаковлевский Димитриев мужской монастырь в г. Ростове Великом Ярославской епархии

  • Адрес: Россия, 152100, Ярославская обл., г. Ростов Великий, ул. Энгельса, 44
  • Тел.: (08536) 3–43–69, 3–41–75
  • Официальный сайт: http://www.rostov-monastir.ru/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Обитель расположена на юго-западной стороне города, на берегу озера Неро, вдоль которого раскинулся весь Ростов. Архитектурный ансамбль Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря возведен как бы на едином дыхании, во время того подъема, какой переживала древняя обитель после обретения чудотворных мощей святителя Димитрия Ростовского.

    В стенах обители находится резиденция архиепископа Ярославского и Ростовского, а с 2003 года действует Ярославское духовное училище. При монастыре создан паломнический центр, ежегодно посещаемый большое количество паломников.

    По состоянию около 2004 года, в обители 11 человек братии: архимандрит, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 5 послушников. Обитель имеет монастырскую библиотеку, ризничную, иконописно-реставрационную мастерскую, швейную мастерскую (для пошива одежды для братии), пекарню, просфорню, столярную мастерскую, мастерскую по ремонту транспорта, гараж. Имеется баня, прачечная. В монастыре ведется натуральное хозяйство: теплица, огород – 1 га, 1,5 га для выращивания картофеля, 20 га сенокоса, 10 га для посева ржи; 10 коров, 20 кур. Для проведения полевых работ в наличии имеется различная сельхоз техника [1].

    Обитель была основана в 1389 году святителем Иаковом Ростовским, дерзко изгнанным из города князем и ростовцами. Выйдя из города, святитель подошел к озеру Неро, разостлал на воде свою мантию, и, осенив себя крестным знамением, поплыл на ней как в лодке. Божиим Промыслом святитель вышел на берег в том самом месте, где когда-то святитель Леонтий, также изгнанный из Ростова, построил храм в честь Архистратига Михаила. Здесь святитель Иаков поставил себе келлию а рядом с Михайловской церковью – небольшой деревянный храм в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы положив начало монастырю. С тех пор обитель стала именоваться Зачатьевской – по названию храма, и Иаковлевской – по имени почившего здесь основателя.

    Монастырь многие десятилетия не отличался величиной или богатством. Все постройки были деревянными – только в 1686 году первый деревянный храм разобрали, а на его месте построили каменный собор, освященный митрополитом Ионой (Сысоевичем) во имя Живоначальной Троицы. Но в середине XVIII века жизнь обители переменилась. 21 сентября 1752 года при починке церковного пола был обнаружен гроб святителя Димитрия Ростовского, погребенного здесь 25 ноября 1709 года соголасно его завещанию. Мощи святителя оказались нетленными, что трижды освидетельствовали церковные иерархи. В то время под влиянием Запада и раскольников в обществе бытовало мнение о невозможности новых явлений святости, и явление мощей первого святого в Синодальный период истории Русской Православной Церкви всколыхнуло все общество. Народ, услышав об обретении святых мощей, во множестве спешил к новоявленному святому, и при гробе его многие получали исцеление, а после прославления в 1757 году слово о новом святом распространилось по всей России, привлекая тысячи паломников в Спасо-Иаковлевский монастырь. Когда-то бедная, обитель святителя Иакова уже в XVIII веке стала одним из богатейших монастырей России.

    Следующие полторы сотни лет истории монастыря отмечены высочайшим покровительством и всенародным почитанием, многими новыми стройками, благоукрашением и расширением обители. В 1765 году монастырь сделался ставропигиальным и к нему была приписана стоявшая рядом с ним древняя обитель Спаса на Песках, почему с тех пор его стали называть Спасо-Иаковлевским Зачатьевским. В 1795-1801 годах была построена церковь во имя Ростовского святителя Димитрия чудотворца, почему в 1836 году по прошению настоятеля обители архимандрита Иннокентия Синод благословил монастырю именоваться Спасо-Иаковлевским Димитриевым. В том же году был построен храм святителя Иакова Ростовского, а в начале XX века в ограде монастыря были освящены ещё три новые церкви внутри уже существующих построек: в 1909 году храм в честь Толгской иконы Божией Матери, домовая церковь отца настоятеля, был устроен в юго-западной башне ограды; в 1912 году пещерный храм в честь Воскресения Христова в Иаковлевской церкви; а в 1916 году — придел в честь Ватопедской иконы Божией Матери.

    Большевистская власть закрыла монастырь в 1923 году, а через пять лет последовало запрещение богослужений во всех храмах. Иноков изгнали, монастырское имущество частично поступило в музей, но большую часть его разграбили или уничтожили. Все последующие годы обитель пребывала в запустении, строения ее разрушались.

    В 1991 году обитель была возвращена Русской Православной Церкви, а 7 апреля того же года в Дмитровском соборе обители состоялась первая служба, возглавляемая игуменом Сильвестром.

    В монастыре почивают святые мощи святителей Иакова и Димитрия Ростовских, а с 1991 года – преподобного Авраамия Ростовского.

    Ссылка на основную публикацию