Спасо-Каменный монастырь в Вологде

Спасо-Каменный мужской монастырь

Спасо-Каменный монастырь основан около 1260 года, один из древнейших монастырей Русского Севера.

Содержание

Датой основания обители считается 19 августа 1260 года, когда здесь был вынесен на берег попавший в лютую бурю белозерский князь Глеб Василькович, внук великого князя Ростовского Константина Всеволодовича. Князь, молясь Богу о спасении, дал обет основать на том месте обитель, где суда пристанут к какому-нибудь берегу. Волнами суда князя были прибиты к Каменному острову в день Преображения Господня. Остров не оказался пустынным: князь нашёл на нём несколько пустынножителей (около 23), которые, проводя здесь иноческую жизнь, занимались проповедью Христовой веры среди побережных жителей-язычников. Пустынники имели у себя небольшую часовню для молитвенных собраний. Князь исполнил свой обет. Он повелел воздвигнуть здесь храм в честь Преображения Господня, снабдил его иконами и утварью и при нём основал обитель. Настоятельство над братиею он поручил одному из пустынножителей старцу Феодору.

Новооснованная обитель, названная Спасо-Каменною, с самого начала своего существования стала под особое покровительство князей Белозерских и быстро достигла процветания, как по своей иноческой жизни, сиявшее святостью многих подвижников, принимавших здесь пострижение, так и в отношении своего материального благосостояния. Со времени князя Димитрия Донского обитель становится известной и великим князьям московским.

В XV веке Спасо-Каменный монастырь — крупный религиозно-культурный центр, где подвизались Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский (сын местного князя Дмитрия Заозерского).

В 1481 году ростовскими мастерами был возведён каменный собор о двух главах — первая каменная постройка Русского Севера. Позднее теми же мастерами были выстроены сохранившиеся соборы Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей.

После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который был ускорен ещё большим пожаром в 1774 году, истребившим дотла все деревянные монастырские строения. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт. И это запустение продолжалось 26 лет.

В 1801 году, по повелению императора Павла I, обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с имуществом.

Восстановленная обитель снова быстро стала развиваться и приобретать то религиозное значение, каким пользовалась она прежде.

В 1892 году по указу Святейшего Синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного. Настоятели обители носили сан архимандрита.

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. После закрытия в 1925 году древнейший храм Русского Севера (к тому времени уже пятиглавый) был уничтожен взрывом. На его месте высится груда щебня.

В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. В войну на острове был организован пункт по приёму и переработке рыбы.

До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века.

Несмотря на разрушение Спасского собора, монастырь всё ещё числится среди памятников архитектуры XV—XVII веков, так как сохранилась Успенская церковь «иже под колоколы» 1540-х гг. постройки.

Современное состояние

C 1991 года силами энтузиастов велись работы по восстановлению Спасо-Каменного монастыря. Впоследствии средства выделялись уже из федерального бюджета.

В 2006 году на Каменном острове, указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко), было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».

На острове продолжаются работы по воссозданию трапезного корпуса, по благоустройству территории, по сохранению уникальной экосистемы острова. Планируется воссоздание главного объекта монастыря – Спасо-Преображенского собора.

  • свт. Дионисий Грек
  • прп. Дионисий Глушицкий
  • прп. Александр Куштский
  • прп. Иоасаф Каменский
  • прп. Кассиан Каменский
  • прп. Евфимий Сянжемский
  • прп. Василий Каменский
  • прп. Пахомий Каменский
  • прп. Адриан Монзенский

Как добраться

Проезд: Добраться до Спас-Каменного острова нелегко в любое время года. Небольшой кусок святой земли отрезан от остального мира. Летом и осенью волны бывают столь сильные, что уносят даже легкую моторную лодку. Зимой встает лед, но и это не самый надежный способ добраться до острова. Особенно если случаются сильные туманы.

Остров можно посетить, совершив круиз выходного дня на теплоходе от Вологды по маршруту: Вологда – остров Спас-Каменный – Устье Кубенское – Устье Вологодское – Вологда.

Адрес: Вологодская обл., оз. Кубенское, остров Каменный

Спасо-Каменный монастырь Вологда

Спасо-Каменный монастырь — одна из древнейших обителей Русского Севера и первая, собственно, каменная. Могучий собор, ныне, увы, лежащий в руинах, был возведен во второй половине XV века. Хотя название монастырь получил, конечно, не в честь строительного материала, а по имени острова, на котором стоит, — остров Каменный.

Он, собственно, такой и есть. Камень! Кряж 120 на 70 метров средь озера Кубенского. Озеро большое, но неглубокое — и из-за этого очень коварное: волна на нем невысокая, но частая, при ударе в борт может лодку опрокинуть. Приходится постоянно резать волны, и из-за их частоты лодку постоянно бьет и треплет, как машину на ухабах. А иной путь — либо зимой по льду, либо в засушливую пору, когда вода спадает и появляется узкая коса от восточной оконечности острова до берега.

Спасительное пристанище

На острове Каменном (который, вероятно, в прошлом был побольше) люди жили издревле. Археологи докопали до каменного века. Воевода из Великого Новгорода, по преданию, встретил здесь языческое капище, разрушил его и поставил крест. Кресту долго поклонялись те, кто спасался на Каменном от непогоды.

Время основания Спасо-Каменного монастыря теряется в глубине веков. Принято считать, что это 1260 год. Есть предание о белозерском князе Глебе Васильковиче, застигнутом на Кубенском бурей. Князь, моля Бога о спасении, дал обет: в месте, где почувствует под ногами твердую землю, выстроит обитель. Прибило княжьи корабли к острову Каменному. Где, кстати, подвизались уже 23 старца, страдавшие от скудости средств и злобы язычников. Так что княжий обет и княжье покровительство пришлось как нельзя более кстати.

По другой версии, Глеб Василькович выстроил не монастырь, а только церковь. Потому что в письменных источниках первым игуменом Спасо-Каменного монастыря назван Дионисий, назначенный только в 1331 году. Впрочем, древняя история монастыря (как и древняя история вообще) полна белых пятен. А основной источник, повествующий о тех временах, — «Сказание о Спаса-Каменном монастыре» старца Паисия было написано только в конце XV века, не раз редактировалось и, по общему мнению, содержит много противоречий.

Так или иначе, уже в XIV веке монастырь на острове Каменный — важный миссионерский центр Русского Севера. В нем постриглись и подвизались будущие святые, основатели иных монастырей — Александр Куштский, Дионисий Глушицкий, Евфимий Сянжемский и другие.

С крошечного каменистого островка Земля Русская получила семерых святых! Самый почитаемый в обители (да и во всем регионе) — преподобный Иоасаф Каменский. В миру Андрей, сын Заозерского князя Дмитрия Меньшого, родился в 1430-е годы — точной даты нет. Во время усобиц между Василием II и Дмитрием Шемякой Заозерские — родственники последнего — были лишены вотчин, и княжич избрал иноческий путь на Каменном. Чрезвычайно строгий пост и постоянные ночные бдения подорвали здоровье юноши, в 1453 году он скончался. Сразу после смерти началось его местное почитание. Для нетленных мощей установили раку в церкви — тогда еще деревянной. А когда в 1472 году она сгорела — казалось бы, кругом вода, но ветра, продувающие остров насквозь, в секунду раздувают пламя, — встал вопрос о строительстве каменного храма.

Спасо-Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря

Возвели его в 1478-1481 годах при князе Андрее Меньшом. Был это, как говорится, «национальный проект»: строили ростовцы, кирпич везли из Твери, белый камень — из Старицы. Валуны для фундамента — свои. Возвышавшийся буквально из воды Спасо-Преображенский собор поражал воображение: четырехстолпный, крестово-купольный, с могучей главой (в XVII веке замененной пятиглавием) и 150 иконами в интерьере, невиданный доселе на Русском Севере каменный храм знаменовал торжество православной веры.

К сожалению, в 1937 году его взорвали, пытаясь добыть стройматериалы. Говорят, заложенный динамит стоил дороже, чем полученный кирпич: от взрыва и обрушения старая плинфа стала хрупкой и для строительства негодной, огромные обломки, которыми завалило соборный подклет, держатся в буквальном смысле на самих себе: разбери их по кирпичику — и кирпичики рассыплются в пыль. Так что реставрация храма — дело архисложное. Но необходимое.

Спасательная станция.

В XVI-XVII веках монастырь жил и развивался за счет обширных земельных владений, торговал рыбой, имел собственные соляные варницы в Тотьме. Братии было под сто человек. Обитель прирастала каменными постройками, в том числе храмами: Успенская церковь-колокольня, выстроенная в середине XVI века, сейчас полностью отреставрирована и радует глаз красотой форм и свежей краской, а слух — переливом колоколов.

Проблемы у Спасо-Каменного начались в XVIII веке: секуляризация лишила его большей части земель. Екатерина II определила монастырь в низший, третий класс с числом монашествующих не более двадцати. Остальное доделала стихия. Пожары — бич Спасо-Каменного, но если в прошлом после них отстраивались лучше прежнего, то после катастрофического пожара 1774 года скудная монастырская казна уже не потянула масштабных восстановительных работ. В 1775 году обитель была упразднена, братия переведена в Вологду.

Восстановили монастырь по ходатайству вологжан и кадниковцев в 1801 году, указом Павла I. Правда, название теперь было другое: Белавинская Спасо-Преображенская пустынь. Титанический труд братии мало-помалу приносил зримые плоды. Ко второй половине XIX века остров Каменный вновь стал местом активного паломничества.

А еще в это время здесь возникла спасательная станция, первая в Вологодской губернии! Заведование ею взял на себя игумен Павел (Попов), три десятилетия управлявший островным монастырем. На крыше братского корпуса надстроили маяк с керосиновой лампой большой мощности, дававшей свет за двадцать верст. В плохую видимость свет маяка дополнял звук колокола. Станция Императорского Российского Общества спасения на водах включала четырех гребцов под руководством атамана, плюс сами монахи — на помощь терпящим бедствие безотлагательно выходил на воду и настоятель. За спасение чужих жизней, сопряженное с риском для своей, отец Павел получил светские награды.

10 ноября 1892 года стало радостным днем в истории монастыря: Синод разрешил вернуть из Вологды мощи самого почитаемого на Каменном святого — Иоасафа. Тем же указом самой обители возвращалось ее историческое название.

Спасо-Каменный монастырь в советские годы

А XX век принес тяжелейшие испытания. Спасо-Каменный монастырь закрыли в 1925 году, имущество описали. При этом сотрудникам Вологодского музея-заповедника удалось кое-что спасти, отправив в фонды музея. Монахам — их оставалось всего шесть, включая настоятеля Анатолия (Петухова), — разрешили до поры оставаться на острове. А в бывших монастырских сооружениях разместили колонию для «трудных подростков», которой было суждено просуществовать всего два месяца. Причиной ликвидации стал опять-таки пожар, уничтоживший практически все более-менее пригодные для жилья здания.

Культурная катастрофа — уничтожение Спасо-Преображенского собора — произошла в 1937 году, а Успенскую церковь-колокольню решили использовать в качестве маяка, что ее и спасло. Уцелевшие постройки занял рыбзавод. Причем «занял» так, что быстро разрушил все. К 1971-му оставалась лишь монастырская гостиница, которую в тот год спалили заночевавшие на острове рыбаки.

Возрождение монастыря на Каменном острове

Первые работы на острове Каменном начались еще в советское время. Так, в 1960-е остатки монастыря изучал знаменитый реставратор С. С. Подъяпольский, в 1980-е — группа вологодского архитектора А. А. Асафова.

Но истинное возрождение Спасо-Каменного монастыря связано с именем инженера Александра Николаевича Плигина. Исключительно на энтузиазме, поначалу в одиночку, в отсутствие государственного финансирования он начал обмеры, разбор завалов, восстановление. В 1995 году Плигин воздвиг обетный крест у остатков алтаря разрушенного собора: дал слово, что не уйдет с острова, пока не восстановит монастырь. Слово сдержал. Два десятка лет ушло на привлечение внимания общественности и средств, на отделку Успенской церкви, восстановление гостиницы, корпусов, лодочной станции. Жизни не хватило, чтобы восстановить собор и трапезную. Но Плигин и не ушел с острова: в 2004 году был на нем похоронен.

Но старт был дан! Благое дело поддержала семья Александра Николаевича. С 2007-го в работах участвует государство, в рамках программы реставрации памятников, находящихся в пользовании Церкви. В 2013 году на Каменный пришло электричество, что в разы упростило и быт, и работу реставраторов. Много, конечно, еще предстоит сделать; но как много уже сделано!

Спасо-Каменный монастырь

Историческая справка

Спасо-Каменный монастырь на острове Каменном в Кубенском озере — древнейшая православная обитель на всем Русском и Европейском Севере.

Спасо-Каменный монастырь является объектом культурного наследия федерального значения. Он расположен на острове Каменный в Кубенском озере на территории Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области. Кубенское озеро находится в 30 километрах к северо-западу от города Вологды, является одним из крупнейших водохранилищ Вологодчины. Площадь озера составляет 648 км2, протяженность озера около 60 километров, максимальная ширина — 12 километров. Остров Каменный расположен у восточного берега, недалеко от впадения реки Кубены. Река Кубена занимает второе место после реки Сухоны по своей протяженности по территории области.

Кто и когда основал Спасо Каменный монастырь точно не известно. В исторических источниках датой основания обители значится 1260 год. Существует монастырская легенда о возникновении обители, записанная в конце 15 века старцем Паисием Ярославовым, бывшим игуменом Троице-Сергиевой лавры, постриженником Спасо Каменного монастыря. Из книг, сохранившихся после пожара, он собрал материалы для своего известного Сказания о Спасо Каменном монастыре на озере Кубенском. Согласно Сказанию Белозерский князь Глеб Василькович, следуя в свою вотчину в Белое озеро и далее к Великому Устюгу на судне по реке Порозовице через Кубенское озеро, внезапно был застигнут сильной бурей. Князь молился Богу о спасении и обещал на месте спасения поставить церковь во имя того святого, в какой день его принесет к берегу и создать монастырь. 6 августа судно князя принесло к Каменному острову. На острове князя встретили 23 инока пустынножителя. Князь исполнил данный им обет и повелел поставить на острове Спасо-Преображенскую деревянную церковь украсить ее иконами и книгами, дал милостыню на строение монастыря. Так был основан древний Спасо Каменный монастырь.

Путь с Волги через Кубенское озеро на Северную Двину, по словам археологов, был известен со времен неолита, с тех же времен существовал и Каменный остров. Исследователи утверждают, что первые христиане на острове появились в начале 11 века. Новгородский воевода, посланный за данью в «полуночные страны», спасаясь от шторма, на острове случайно наткнулся на язычников, молившихся здесь у «священного камня», над которым был сделан деревянный навес. Пока озеро не стихло, князь беседовал с язычниками, пробовал обратить их в истинную православную веру, спорил с волхвами. На обратном пути, возвращаясь из Заволочья, новгородский воевода вновь высадился на знакомом острове, нашел его безлюдным, водрузил на нем крест, предварительно разрушив языческую кумирню. Почитание креста на острове продолжалось два с половиной века. Здесь молились те, кто во время дальних странствий спасался на острове от бури и шторма. Впоследствии Спасо Каменный монастырь стал крупным миссионерским центром во всей округе.

До 14 столетия монастыри строились в основном в городах или вблизи них. Островной монастырь в Кубенском озере имел очень важное стратегическое значение, открывая водный путь Древнерусского государства на Восток, на Урал и в Сибирь. Все знаменитые островные северные монастыри имеют одинаковое наименование — Спасо Преображенские. Исторические известия о первых веках жизни Спасо Каменного монастыря, в связи с его оторванностью от крупных центров, не дошли до нас. Покровителями Спасо -Каменного монастыря являются Святые Василий Блаженный и Иосааф Каменский. Самым почитаемым чудотворцем обители и всего Кубенозаозерского края стал святой преподобный князь-инок Иоасаф Каменский- благоверный князь Андрей, сын Дмитрия Заозерского.

Судьба острова очень трагична. Спас Камень, как обычно называют остров, неоднократно горел и разорялся, но всякий раз возрождался. Первый сильный пожар на острове случился в сентябре 1476 года, когда в огне сгорела деревянная церковь, иконы, книги, трапезная и кельи, пострадали мощи преподобного Иоасафа Каменского, к которым с верой приходили за исцелением со всякими недугами. В 1481 году на острове был построен Спасо-Преображенский собор, он поражал всех, кто его видел, своей красотой. Он был самым первым каменным сооружением Русского Севера. Только через несколько лет будет построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтове, позже ставшая знаменитой фресками Дионисия. В период Смутного времени польско-литовские и казацкие шайки разбойников грабили и уничтожали местные селения, приходские церкви, монастыри. Затем пришел мор, неурожайные годы. Но испытания для монастырской братии на этом не заканчивались. В ночь на 24 августа 1657 года заполыхал весь монастырь на Каменном острове. Отчего вспыхнул пожар- неизвестно. Несмотря на то, что кругом была вода, ничего не удавалось спасти. После второго пожара к 1670 году обитель быстро восстановили. Помощь погорельцам собиралась по всем церковным приходам и ярмаркам. В монастыре в то время были 3 каменные церкви: холодная двухэтажная Спасо-Преображенская, теплая с трапезной палатой Успенская с надстроенной над ней колокольней и Иоанно-Предтеченская над святыми вратами. Великолепен был внутренний вид Спасо-Преображенского храма. На колокольне насчитывалось десять колоколов, из них благовестный весил 107 пудов. Больше всего во время второго пожара пострадала Успенская церковь. После следующего сильного пожара 1774 года Спасо Каменный монастырь был упразднен, спасенные братией мощи кн. Иоасафа и монастырское имущество в 1775 году были перенесены в Вологодский Духов монастырь и Спасо Каменная обитель стояла в запустении. По указу Павла 1 в 1891 году в нее была переведена братия и имущество Белавинской пустыни, основанной выходцем Спасо Каменного монастыря преподобным Марком Белавинским. Монастырь стал именоваться Белавинской Богоявленской Преображенской пустынью. В 1892 году обители вновь было возвращено прежнее название.

В 1925 году монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта. Позднее на острове была создана спасательная станция, на колокольне Успенской церкви был установлен маяк. В 1937 году был взорван Спасо Преображенский собор. Пострадав во время пожара, обрушилась крыша гостиницы. Часть камней, укреплявших берега острова была перевезена для строительства причала на противоположном берегу Кубенского озера.

До 90 годов 20 столетия остров был в запустении. Спустя годы забвения, древнейшая православная обитель Русского Севера поднимается из руин. В настоящее время Спас Каменный является самым посещаемым объектом туристского показа Усть-Кубинского района. Ежегодно в период навигации на остров организуются экскурсионные и паломнические поездки.

В настоящее время памятник восстанавливается: построена обыденная часовня во имя всех Вологодских святых, отремонтирована гостиница, отреставрирована Успенская церковь и колокольня, построен дом для священнослужителей, создан небольшой музей Спасо-Каменного монастыря, построена спасательная станция, к зданию гостиницы проведен водопровод , установлен ветрогенератор. В 2013 году введена в эксплуатацию линия электропередач, на острове установлена электроподстанция. В настоящее время остров обеспечен постоянным электроснабжением. За счет средств, выделенных по Федеральной целевой программе «Культура России» и средств областного бюджета в 2013 году продолжалась работа по восстановлению братского корпуса. В течение 2013 года были возведены стены второго яруса корпуса до свода, установлены окна и двери.

Все права защищены ©
Администрация Усть-Кубинского района

Спасо-Каменный монастырь

Cпас-Каменный – это первый каменный монастырь на русском Севере. Он расположен практически в центре Кубенского озера на небольшом островке размером 120 на 70 метров. Чтобы предохранить берега острова от постепенного разрушения, монахи со всех сторон обложили его грудами дикого камня, укрепили деревянным срубом и сваями. По геологическому устройству остров состоит из каменистого щебневатого камня, почему издревле и называется «каменным», а монастырь – по имени главного храма во имя Преображения Спасителя именуется Спасо-Каменным, или Спас на Каменном. Ледяные горы, окружающие его весной, образуют неприступную крепость. В это время недели на две прекращается всякая связь с сушей.

Существует предание об основании монастыря на Каменном острове в Кубенском озере. В 1260 году Белозерский князь Глеб Василькович, путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, попал на Кубенском озере в бурю и в минуты опасности дал обет построить церковь и монастырь на том месте, где пристанет к берегу. Судно прибило к Каменному острову. На острове жили двадцать три инока, которые по бедности не имели у себя церкви, а собирались для молитвы в часовню. Князь приказал построить церковь во имя Преображения Господня и деревянные кельи. С того времени монастырь Спасо-Каменный находился под покровительством белозерских князей, расцвел, сделался многолюдным и благоустроенным, особенно во дни игумена своего Дионисия Грека, который дал этой обители устав святой горы Афонской, где сам принял пострижение. Через два столетия молва о праведниках с островной обители разнеслась так далеко, что мечтавший о наследнике Великий князь Василий III отправился паломником в Спасо-Каменный монастырь с женой Еленой Глинской. Мальчика, появившегося на свет после княжеского паломничества на Кубенское озеро, история запомнила под именем Ивана Грозного. Бывал на острове и Петр Великий, не раз проплывавший Кубенским озером.

В средние века Спас-Каменный был не только духовным, но и хозяйственным центром региона. У монастыря было 7 сел, 4 сельца, 98 деревень, два подворья в Вологде и две соляные варницы в Тотьме. Монастырь был идеальным местом для заточения опальных церковных деятелей. В частности, сюда сослали «передового старообрядца» Ивана Неронова. Здесь же доживали свои дни полоцкий епископ Арсений Шишка и вице-прокурор Священного Синода Георгий Дашков.

Вся история острова и возникшего на нем в XIII веке монастыря неразрывно связана с противостоянием природе. Добраться до Спас-Каменного нелегко в любое время года. Летом и осенью волны бывают столь сильные, что уносят даже легкую моторную лодку. Зимой встает лед, но и это не самый надежный способ добраться до острова.

Островные монахи более других были изолированы от мира с его соблазнами и пороками. Этому способствовало не только географическое положение острова, но и строгий устав Спас-Каменного монастыря – женщинам путь на остров был закрыт. Даже бани были вынесены за его пределы на песчаные отмели. Но за «отрешенность» нужно было платить – неустанным трудом. В монастыре существовала уникальная система отопления, когда печной дым циркулировал внутри всех стен, согревая все здание. Сохранилось немало рассказов о сюрпризах, которые постоянно преподносила жителям Спас-Каменного природа. Среди них есть почти сказочные. Сообщается, что однажды льды вытеснили из воды и забросили на крышу келий огромный камень весом более пятисот пудов.

Монахи не только успешно боролись со стихией, но и помогали мирянам. В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства Императорским российским обществом спасения на водах была открыта первая и единственная в губернии спасательная станция. Сначала из-за недостатка средств при действующем монастыре был учрежден всего лишь предохранительный пост. На острове было установлено два маяка. Один – на крыше домика спасательной станции, другой – на крыше двухэтажного корпуса братско-настоятельских келий. Этот маяк был разрушен в 1915 году вынесенными с озера огромными льдинами, проломившими крышу. На монастырской колокольне в непогоду ударяли в колокол. Этот колокол весом в пять тонн был отлит в Санкт-Петербурге из гильз, оставшихся после войны 1812 года.

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые, правда, разбежались по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. Разрушение монастыря закончили люди. В 1937 году ради кирпича, который нужен был для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. В войну на острове был организован пункт по приему и переработке рыбы. До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века.

В 1991 году объект был включен в план реставрации. Финансирование осуществлялось в рамках российской программы «Наследие». Руководство производственными работами взял на себя вологжанин Александр Плигин, инженер по образованию. Разрушенный монастырь начал возрождаться и восстанавливаться, во многом благодаря А.Н. Плигину, его семье и всем их добровольным помощникам. В 1994 году финансирование реставрационных работ прекратилось. Рабочие уехали с острова, а Александр Плигин поселился на Спас-Каменном, чтобы сберечь хотя бы то, что было уже сделано.

С середины 1999 года областная администрация вновь включила Спасо-Каменный монастырь в план реставрации. На южной стороне острова возле Успенской церкви возвели часовню «об един день» и освятили во имя всех вологодских святых. В июле 2000 года на остров прибыла экспедиция московских реставраторов во главе с С.С. Подъяпольским. Они произвели натурные исследования и обмеры руин Преображенского храма, что стало первым шагом для составления проектно-сметной документации.

Зимой 2004 года Александр умер. Его супруга, Надежда Плигина, решила продолжить дело мужа. Она осталась на острове и возглавила некоммерческое партнерство «Спас-Камень», целью которого является сохранение и восстановление памятника. Труд семейства Плигиных стал примером для многих энтузиастов, которых объединяет стремление сохранить Спас-Каменный. Активную помощь в реставрации оказывают жители села Устье. Поддержку также оказывает и Фонд гражданских инициатив, благодаря которому на остров приезжают многие желающие внести лепту в строительство монастыря.

В 2006 году в соответствии с федеральной программой «Культура России 2006-2011 годы» из федерального бюджета стали выделяться денежные средства на ремонтно-реставрационные работы по восстановлению комплекса под названием «Теплая трапезная церковь-колокольня во имя Успения Пресвятой Богородицы с братско-настоятельским корпусом». Реставрационные работы велись некоммерческим партнерством «Спас-камень».

К 2010 году, к 750-летнему юбилею обители, восстановление колокольни было закончено. Во втором ярусе устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Продолжается восстановление трапезной части комплекса. Восстановлена и освящена трапезная церковь в честь Успения Божией Матери. Ведутся работы по воссозданию братского корпуса.

В 2006 году по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана на острове было учреждено Архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь», а храмы переданы в пользование подворью. На острове ведутся богослужения, приезжают паломники. Постепенно возрождается духовная жизнь.

С использованием материалов статьи: Котин М. На необитаемом острове // Независимая газета. — 2002. — №3 (2557). — 16 января.

Спасо-Каменный монастырь в Вологде

Обитель является небольшим действующим комплексом, расположена на маленьком островке Кубенского озера, что в Вологодской области. Культурное и духовное значение этого монастыря велико для Отечества, несмотря на его крохотные размеры. Люди, единожды посетившие святое Каменный остров, стремя навестить это священное место вторично: одни вдохновляются здешней тишиной и безграничным спокойствием, другие — ощущают здесь потребность в самоанализе и приобщаются к праведному образу бытия.

История обители

Существует летопись, созданная в XV столетии монахом Паисием Ярославовым, иноком этой обители. Книга считается единственным достоверным документом, где говориться о дате создания Спасского монастырского комплекса. Инок повествует о прибытии князя Глеба Васильковича в воды Кубенского озера, где его настиг сильнейший ураган. Во время этого великого потрясения правитель дал обет воздвигнуть обитель там, где ему и его помощникам удастся обрести спасение.

Княжеское судно осталось целым, его прибило к берегу Каменного острова. Здесь Глеб встретил более двадцати иноков, живших в землянках, у них была только одна часовня, где они совершали молитвы.

  • Чудесное происшествие состоялось в день торжества Преображения Господня. Князь Глеб дал указание о воздвижении здесь братских келий и деревянного храма в честь этого праздника. Датой основания Спасской Каменной обители, по данным летописи, считается шестое августа 1260 г.
  • Монастырский комплекс существовал на средства белозерских князей (Глеба и его сыновей). История обители малоизвестна, так как здешний архив подвергался неоднократным пожарам. Исследователи реконструировали её из неполных отрывков и частичных сведений.
  • С именем Ростовского епископа Дионисия Грека связан период расцвета Спасской обители. Святитель ввел среди братии строгий устав, разработанный на Горе Афон, сформировал духовные традиции, которые придали монастырю великий авторитет на долгие времена. Преподобный Дионисий считался справедливым настоятелем, он сумел сделать из обители истинную христианскую школу, выходцы из которой стали вскоре основателями новых обителей на берегах озера. В монастыре служили многие прославленные иноки: Д. Глушицкий, А. Куштский, братья Каменские, Е. Сянжемский.
  • В 1447 г. московский князь В. Темный навещал монастырский комплекс и присутствовал на богослужениях уже после того, как потерял престол и был ослеплен своим противником. Его благословил преподобный отец Евфимий и посоветовал вернуться в борьбу за престол. В. Темный сделал богатые пожертвования, подарил земельные угодья и приход Николая Угодника.

Интересно! Каменный остров настолько мал, что мог бы уместиться на стандартном футбольном поле. Свое название он получил из-за жесткой почвы и разбросанных по всей территории валунов, которые образовались после соприкосновения с ледником. Под водным покровом острова находятся каменистые гряды. Во время летнего спада уровня воды можно видеть рукотворную насыпь, соединяющую этот остров с соседним.

Упадок и возрождение

Во второй половине XV столетия на обитель обрушился шторм, а также пожар, уничтоживший все деревянные постройки на территории. Многие иноки погибли в волнующихся водах озерах, спасаясь от грандиозного пламени. Восстановление началось через несколько лет после катастрофы.

  • Первый каменный собор воздвигли в 1481 г., его освятили в честь праздника Преображения Господня. Строение украсили белым камнем, привезенным из карьеров Тверской губернии. Кирпичи для храма изготавливали вручную, работами занимались зодчие из Ростова.
  • В 1528 г. Спасскую обитель навестил князь Василий III и его супругой. Здесь супружеская чета молилась о рождении здорового отпрыска. Правитель выделил инокам финансовое пожертвование на сооружение теплой церкви. Храм построили уже после кончины князя, освятили Божий дом в честь Успения Богородицы. Помимо церквей на территории монастырского комплекса находилось шесть небольших зданий из камня. Вдоль островного берега было сооружено деревянное укрепление с кельями над ним. Это предохраняло от разрушения льдинами и половодьями.
  • Василий III отправлял в Спасскую обитель людей, ведших опальную деятельность против духовной жизни в Отечестве. В XVI столетии здесь отбывали заключение епископ Варсонофий и митрополит Варлаам.
  • Крайняя точка расцвета монастыря пришлась на период с 1650 по 1700 год. В обители жило 94 человека, меньше трети из них — иноки, остальные — рабочие. Община владела десятью селами и почти сотней деревень, двумя подворьями и двумя соляными варницами. Проживающий в обители люд имел особые торговые льготы.
  • На острове находилось три каменных церкви. Интерьер главного (Преображенского) собора отличался пышностью и множественностью чудотворных образов, украшенных золотом и драгоценностями. Колокольня славилась десятью колоколами, в церковной ризнице хранились декорированные бархатом и серебром древние Евангелия, богатые облачения, библиотечных архив насчитывал более 350 древних экземпляров.

Значительную роль в становлении монастыря сыграл преподобный Дионисий Грек. В летописи о первых годах обители сказано, что святитель принял постриг на горе Афон в Греции. Его назначили настоятелем комплекса в середине весны 1389 г., по просьбе самих монахов и согласия князя Д. Донского. Дионисий распорядился установить среди братии общежительный устав, бравший пример с традиций Святого Афона. Он снабдил иноков книгами и иконами, часть которых привезли из Константинополя. В 1418 г. преподобный получил сан епископа, от которого он изначально отказывался.

Другие православные храмы в Вологде:

Спустя девять лет Дионисий принял смерть, его тело погребли в Успенском храме Ростова.

Закрытие комплекса

Летом 1870 г. обитель князь Алексей, когда совершал путешествие из Северной столицы в Архангельск. Пробыв здесь недолго, он сделал щедрое пожертвование на благоустройство. Через 15 лет на Каменном острове с позволения епархии разрешили учредить спасательную станцию. Здесь установили маяк, отличавшийся большой мощностью. Его свет замечали за 20 верст, а в плохую погоду ориентиром для моряков и путешественников служил звон особого колокола. Команда спасателей вместе с несколькими монахами рисковала своими жизнями, когда люди попадали в опасное положение на воде. Руководство в этом деле взял на себя архимандрит Павел.

    В 1892 г. жители близлежащих поселков и настоятель обители ходатайствовали перед Синодом о перенесении чудотворных мощей святителя Иоасафа на территорию комплекса.

Возрождение в настоящем

С 1983 г. под руководством зодчего А. Асафова началась деятельность по реконструкции монастырского комплекса. Благодаря усилиям заинтересованных лиц, этот памятник отечественной истории и культуры включили в специальную программу под названием «Наследие». Только в 1991 г. план восстановления нашел финансовую поддержку, но уже через три года она прекратилась. Мастера успели частично отремонтировать монастырскую гостиницу. В 1995 г. перед алтарной частью центрального собора установили обетный крест.

  • В 1998 г. на территории воздвигли небольшую часовню, освященную во славу вологодских святителей. В работах приняли участие паломники с разных уголков Отечества, а также местные реставраторы. Здание воздвигли за один день: сделали сруб, а после кровлю, на которую поставили православный крест. Таинство крещения совершил вологодский протоиерей Василий.
  • В 2002 г. организация по охране древних памятников архитектуры передала Успенский храм некоммерческому партнерству, которое взяло на себя обязанности по реконструкции строения. В 2006 г. Спасская обитель перешла во владение Вологодской епархии, вскоре здесь организовали архиерейское подворье. В период с 2007 по 2008 гг. на территории велась ремонтно-восстановительная деятельность, работы финансировались организацией, занимающейся реконструкцией древних памятников зодчества и истории.
  • В 2010 г. рабочие начали реконструкцию трапезного помещения, пристроенного к колокольне. В конце лета преподобный архиепископ Максимилиан провел ритуал освящения реконструированной церкви Успения Богородицы. Отныне здесь регулярно совершаются божественные службы. Работы по облагораживанию территории и сохранению уникальной экосистемы не останавливались.

В середине осени 2017 г. Синод постановил вновь открыть для паломников Спасо-Каменную обитель.

Информация для паломников

Обитель практически безлюдна, так как братский корпус стоит разрушенный, постоянный насельник только один.

Паломники чаще приезжают в летний период, на остров добираются по отмели или на лодке, зимой — по ледяному покрову озера. Поселок Устье, рядом с которым находится комплекс, располагается в 80 км от Вологды. Отсюда люди и переправляются на Каменный остров.

Верующие посещают Спасский монастырь, предварительно объединившись в небольшие группы, ориентируясь на вместимость судна. Время нахождения паломников ограничено несколькими часами, потому что территория кардинально мала.

Туристы и паломники имеют возможность посетить строения комплекса, совершить прогулку на катере вокруг острова, а также приобрести различные книги и сувениры, заказать требы.

Спасо-Каменный монастырь Вологды

На крохотном Каменном острове посреди Кубенского озера некогда возвышался один из старейших монастырей Вологодчины. Сейчас от него остался лишь небольшой храм-колокольня, печально возвышающийся среди руин. Но вид напоминающей маяк башни среди идеально ровной озерной глади по-прежнему зовет в дорогу паломников и любителей старины. И это при том, что добраться до острова нелегко. Летом и осенью на озере сильное волнение, а зимой встает лед — не самый крепкий.

Немного истории

Согласно преданию, Спасо-Каменная обитель была основана 19 августа 1260 г. В тот день белозерский князь Глеб Василькович попал в лютую бурю и, молясь о спасении, пообещал основать монастырь на том месте, где суда пристанут к суше. Волны прибили корабли к Каменному острову. Как оказалось, там уже жили люди — иноки, проповедавшие христианство среди побережных жителей-язычников. Для них князь воздвиг храм в честь Преображения Господня, подарил иконы и утварь.

Обитель процветала многие века, пока в 1925 г. ее не закрыли большевики. В том же году крупный пожар уничтожил большую часть зданий, а в 1937 остатки комплекса взорвали. На несколько десятилетий остров стал пристанищем рыбаков. Ныне обитель потихоньку восстанавливается — в 2017 г. она снова получила официальный статус монастыря.

Монастырь сегодня

Когда-то на Каменном было три церкви: холодная двухэтажная Спасо-Преображенская, Иоанно-Предтеченская и теплая с трапезной и колокольней — Успенская. Лишь она и уцелела. Рядом с ней в 1998 г. поставили крохотную часовню в честь всех Вологодских Святых. Остальные утерянные храмы планируется восстановить. Уже построены новый келейный корпус, домик настоятеля, гостиничный корпус с церковной лавкой и музеем.

По традиции, каждый гость Спасо-Каменной обители должен привезти с собой кирпич. Они пойдут на восстановление зданий монастыря.

Практическая информация

Адрес: Вологодская обл., Усть-Кубинский р-н, о. Каменный. Координаты GPS: 59.607500, 39.573300.

Как добраться: сначала нужно приехать в поселок Устье. Подойдет автобус № 5790 (723), расписание есть на оф. сайте автовокзала Вологды. В Устье нужно попасть на причал, от автостанции до него 10 минут ходьбы. У причала много объявлений с номерами водителей катеров, которые могут отвезти на Каменный. Суда вмещают от 5 до 20 человек, стоимость от 2000 до 6000 RUB. В цену входят поездка туда-обратно и ожидание. Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

В Вологодской митрополии возрожден древний Спасо-Каменный мужской монастырь

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 6 октября 2017 года в Москве, был рассмотрен вопрос об открытии ряда монастырей. В частности, в связи с прошением митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, было принято решение об открытии Спасо-Каменного Преображенского мужского монастыря на острове Каменный в Кубенском озере Усть-Кубинского района Вологодской области и назначении на эту должность игумена этого монастыря игумена Дионисия (Воздвиженского) (журнал № 96).

Основанный в середине XIII века, закрытый и разрушенный в начале XX века, Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь продолжил свою более чем 800-летнюю историю в начале XXI века как архиерейское подворье.

12 октября во вновь учрежденный монастырь прибыл митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. Владыка совершил литию на могиле Александра Николаевича Плигина, который пришел на Каменный остров, когда здесь не было ничего, кроме развалин. В 2004 году А.Н. Плигин скончался и был похоронен на острове; к этому времени здесь были восстановлены Успенский храм-колокольня и келейный корпус, проводились систематические реставрационные работы, построена деревянная часовня. В этом году Александру Плигину, больше десяти лет самоотверженно трудившемуся для возрождения Спасо-Каменного монастыря, исполнилось бы 70 лет.

В Успенском храме, обустроенном в колокольне, митрополит Игнатий совершил первую после официального учреждения обители Божественную литургию архиерейским чином.

Его Высокопреосвященству сослужили игумен Дионисий (Воздвиженский), наместник Спасо-Прилуцкого монастыря игумен Игнатий (Молчанов), настоятель Павло-Обнорского монастыря игумен Амфилохий (Кузнецов), настоятель архиерейского подворья «Александро-Куштский монастырь» иеромонах Александр (Кораблев), настоятель Лазаревского храма протоиерей Алексий Сорокин, секретарь главы Вологодской митрополии иерей Алексей Булеков, клирики Вологодской епархии.

Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Спасо-Прилуцкого монастыря под управлением Андрея Оводова.

За Литургией молились настоятельница Горне-Успенского женского монастыря г. Вологды игумения Филарета (Дорохина) с сестрами обители, глава Усть-Кубенского района Иван Васильевич Быков, директор духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» Надежда Михайловна Тихомирова, паломники, приплывшие на остров на одном катере с владыкой Игнатием.

За богослужением митрополит Игнатий совершил чин поставления во иподиакона студента Вологодской духовной семинарии инока Кирилла (Дурягина).

В связи с вступлением игумена Дионисия (Воздвиженского) в управление Спасо-Каменным монастырем митрополит Игнатий совершил чин поставления его во игумена монастыря с вручением игуменского посоха.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Алексей Сорокин. Священник отметил примечательный факт в истории древнейшего каменного монастыря на русском севере: монастырь был основан в XIII веке и начал возрождаться в конце XX века усилиями и старанием мирян — Белозерского князя Глеба Васильковича и Александра Плигина.

По окончании богослужения митрополит Игнатий поздравил присутствующих с исторически значимым событием для всей Русской Церкви — возобновлением одной из древнейших мужских обителей, а также выразил надежду на то, что монастырь посетит во благовремении Святейший Патриарх Кирилл, который, как ожидается, совершит Первосвятительский визит в Вологодскую митрополию.

Митрополит Игнатий высоко оценил труды по восстановлению Спасо-Каменного монастыря Александра Плигина, который приехал с семьей на остров, когда здесь не было ничего, кроме развалин, и архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана, открывшего на острове архиерейское подворье.

Возрождение Спасо-Каменной обители продолжили вдова Александра Плигина Надежда Александровна, их дети и помощники.

В праздничный день открытия монастыря владыка Игнатий удостоил Надежду Александровну епархиальной медали преподобного Димитрия Прилуцкого I степени.

Праздничные торжества продолжились за совместной братской трапезой, по окончании которой глава Усть-Кубенского района И.В. Быков и директор духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» Н.М. Тихомирова поблагодарили митрополита Игнатия за труды по открытию Спасо-Каменной обители и поздравили игумена Дионисия (Воздвиженского) с назначением его игуменом монастыря.

И.В. Быков обещал оказать Вологодской епархии всестороннюю помощь и поддержку в восстановлении и открытии еще одной мужской обители в Усть-Кубенском районе — Александро-Куштского монастыря.

СПАСО-КАМЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ

Один из старейших монастырей Русского Севера. Находится на острове Каменный на Кубенском озере, невдалеке от села Устье, Усть-Кубенского района.

Принято считать, что монастырь был основан во второй половине XIII века, что делает его одним из древнейших монастырей Русского Севера. Кроме того, это первый каменный монастырь на Русском Севере. В 1774 году на острове возник мощнейший пожар, уничтоживший практически все деревянные постройки, после чего монастырь был закрыт. В 1801 году обитель возобновилась и монастырь просуществовал до 1925 года. В 1937 году древнейший храм Русского Севера 1481 года постройки был взорван с целью получения кирпичей для строительства местного Дома культуры. С 1991 года силами энтузиастов под руководством А. Н. Плигина началось восстановление Спасо-Каменного монастыря, продолжающееся и по сей день.

Основание монастыря

По преданию в августе 1260 года белозерский князь Глеб Василькович «плыл на струге из отчины своей от Бело-озера к городу Устюгу рекою Порозовицею и взошел в озеро Кубенское, но волны были так велики на озере, что князь должен был простоять десять дней у берега, там, где церковь Преподобного Антония Великого. Едва утихла пучина, и двинулся он в путь, как опять настигла черная туча со страшным громом и молниею, и княжий насад начал заливаться волнами. Князь с людьми своими стали молиться Всемилостивому Спасу, дабы избавиться им от надлежащей беды и дали обет: где и в какой день принесет их ко брегу, на том месте соорудить церковь во имя празднуемого Святого и устроить обитель. И вот, благоволением Божьим в 6 день августа, на праздник Преображения Господня принесло их бурею на средину озера к острову, называемому Каменным».

На острове на тот момент находилось порядка 23 пустынножителей. По-видимому, это были выходцы с пристани Антоний, рядом с которой стояла Антониевская церковь, считающаяся одной из самых ранних северных церквей. Проживавшие на острове старцы вели иноческий образ жизни и занимались проповедью Христовой веры среди обитавших по ближайшим берегам язычников. «По причине их убожества и нападения неверных человеков церкви у них не было». Глеб Василькович, бывший, к слову, внуком великого князя Ростовского Константина Всеволодовича и мужем внучки Батыя, и имевший в силу этих обстоятельств большое влияние, сдержал свое слово и в короткий срок на острове была возведена Преображенская церковь.

Монастырь в XV-XIX веках

Следующей вехой в истории монастыря становится первая половина XV века, когда настоятелем Спасо-Каменного монастыря по воле великого князя Дмитрия Ивановича Донского становится Дионисий Грек. Согласно «Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря», Дионисий был афонским пострижеником. По мнению А. Е. Тарасова, Дионисий мог быть русским или южным славянином, уехавшим в Грецию.

Данное событие свидетельствует о том внимании двора московского князя, которые было обращено на столь отдаленный северный монастырь. И подобная опека вполне ясна.

Спасо-Камень наряду с Кирилло-Белозерским монастырем являлся в XV веке крупнейшим культурно-религиозным центром. Даже Ферапонтов монастырь не мог похвастаться таким влиянием в северных землях. В Спасо-Каменном монастыре приняли монашеский постриг множество будущих великих подвижников, чьими трудами и молитвами создавалась Северная Фиваида. Среди них были преп. Дионисий Глушицкий, преп. Александр Куштский, преп. Евфимий Сянжемский, преп. Иоасаф Каменский.

В 1481 году ростовскими мастерами был возведен первый на Русском Севере каменный собор, который освятили в честь Преображения Господня. 9 годами позднее в 1490 году эти же мастера возвели в Ферапонтовом монастыре собор Рождества Богородицы.

В 1541 году была возведена теплая трапезная церковь во имя Успения Богоматери «иже под колоколы».

Примечательным является тот факт, что Иван IV Грозный, неоднократно посещавший Вологду, ни разу не был в Спасо-Каменном монастыре. Однако известно, что царь прислал на остров колокол.

В 1650 году игумен Маркелл установил раку для мощей преподобного Иоасафа Каменского.

В 1773 году на острове случился мощнейший пожар, после которого обитель была упразднена, а братия переведена в Духов монастырь в Вологде, получивший в 1775 году название Спасо-Каменного – по наименованию сгоревшего и упраздненного островного монастыря.

В 1801 году повелением императора Павла I сгоревшая обитель была восстановлена, и на остров переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни. Так островной монастырь получил название Белавинской Спасо-Преображенской пустыни.

В 1892 году монастырю указом Синода было возвращено исходное наименование Спасо-Каменного.

Монастырь в ХХ-ХХI веках

В 1925 году монастырь был закрыт. В 1937 году была предпринята попытка добыть на острове кирпич для строительства Дома культуры путем взрыва Спасо-Преображенского собора. Однако подорвать древние стены таким образом, чтобы можно было их использовать в дальнейшем, большевикам не удалось, поэтому по сей день в центре острова лежат разрушенные стены собора.

До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников.

С 1991 года усилиями энтузиастов под руководством А. Н. Плигина и А. А. Асафова началось восстановление монастыря. В 1993 году Александр Асафов скончался, и работы по возрождению обители продолжил Александр Плигин. В 2004 году скончался Александр Плигин, дело его продолжают вдова, Надежда Александровна, и дети.

Сейчас уже восстановлены гостиничный корпус, колокольня с Успенской церковью, идут работы по восстановлению трапезной палаты. На острове создано архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».

В Вологодской митрополии возрожден древний Спасо-Каменный монастырь

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 6 октября 2017 года в Москве, был рассмотрен вопрос об открытии ряда монастырей. В частности, в связи с прошением митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия было принято решение об открытии Спасо-Каменного Преображенского мужского монастыря на острове Каменный в Кубенском озере Усть-Кубинского района Вологодской области и назначении на должность игумена этого монастыря игумена Дионисия (Воздвиженского) (журнал № 96).

Основанный в середине XIII века, закрытый и разрушенный в начале XX века, Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь продолжил свою более чем 800-летнюю историю в начале XXI века как архиерейское подворье.

12 октября во вновь учрежденный монастырь прибыл митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. Владыка совершил литию на могиле Александра Николаевича Плигина, который пришел на Каменный остров, когда здесь не было ничего, кроме развалин. В 2004 году А.Н. Плигин ушел из жизни и был похоронен на острове; к этому времени здесь были восстановлены Успенский храм-колокольня и келейный корпус, проводились систематические реставрационные работы, построена деревянная часовня. В этом году Александру Плигину, больше десяти лет самоотверженно трудившемуся для возрождения Спасо-Каменного монастыря, исполнилось бы 70 лет.

В Успенском храме, обустроенном в колокольне, митрополит Игнатий совершил первую после официального учреждения обители Божественную литургию архиерейским чином.

Его Высокопреосвященству сослужили игумен Дионисий (Воздвиженский), наместник Спасо-Прилуцкого монастыря игумен Игнатий (Молчанов), настоятель Павло-Обнорского монастыря игумен Амфилохий (Кузнецов), настоятель архиерейского подворья «Александро-Куштский монастырь» иеромонах Александр (Кораблев), настоятель Лазаревского храма протоиерей Алексий Сорокин, секретарь главы Вологодской митрополии иерей Алексей Булеков, клирики Вологодской епархии.

Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Спасо-Прилуцкого монастыря под управлением Андрея Оводова.

За Литургией молились настоятельница Горне-Успенского женского монастыря г. Вологды игумения Филарета (Дорохина) с сестрами обители, глава Усть-Кубенского района И.В. Быков, директор духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» Н.М. Тихомирова, паломники, приплывшие на остров на одном катере с владыкой Игнатием.

За богослужением митрополит Игнатий совершил чин поставления во иподиакона студента Вологодской духовной семинарии инока Кирилла (Дурягина).

В связи с вступлением игумена Дионисия (Воздвиженского) в управление Спасо-Каменным монастырем митрополит Игнатий совершил чин поставления его во игумена монастыря с вручением игуменского посоха.

Проповедь перед Причастием произнес протоиерей Алексей Сорокин. Священник отметил примечательный факт в истории древнейшего каменного монастыря на русском севере: монастырь был основан в XIII веке и начал возрождаться в конце XX века усилиями и старанием мирян – Белозерского князя Глеба Васильковича и Александра Плигина.

По окончании богослужения митрополит Игнатий поздравил присутствующих с исторически значимым событием для всей Русской Церкви – возобновлением одной из древнейших мужских обителей, а также выразил надежду на то, что монастырь посетит во благовремении Святейший Патриарх Кирилл, который, как ожидается, совершит Первосвятительский визит в Вологодскую митрополию.

Митрополит Игнатий высоко оценил труды по восстановлению Спасо-Каменного монастыря Александра Плигина, который приехал с семьей на остров, когда здесь не было ничего, кроме развалин, и архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана, открывшего на острове архиерейское подворье.

Возрождение Спасо-Каменной обители продолжили вдова Александра Плигина Надежда Александровна, их дети и помощники.

В праздничный день открытия монастыря владыка Игнатий удостоил Надежду Александровну епархиальной медали преподобного Димитрия Прилуцкого I степени.

Праздничные торжества продолжились за совместной братской трапезой, по окончании которой глава Усть-Кубенского района И.В. Быков и директор духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» Н.М. Тихомирова поблагодарили митрополита Игнатия за труды по открытию Спасо-Каменной обители и поздравили игумена Дионисия (Воздвиженского) с назначением его игуменом монастыря.

И.В. Быков обещал оказать Вологодской епархии всестороннюю помощь и поддержку в восстановлении и открытии еще одной мужской обители в Усть-Кубенском районе – Александро-Куштского монастыря.

Православные Русские обители/Спасо-Каменный монастырь в Вологодском уезде/ДО

Точность Выборочно проверено
← Сосновецкій Діонисіево-Глушицкій монастырь, въ Кадниковскомъ уѣздѣ «Православныя русскія обители» — Спасо-Каменный монастырь,въ Вологодскомъ уѣздѣ
авторъ П. П. Сойкинъ (составитель)
Бѣлавинская пустынь при Спасо-Каменномъ монастырѣ →
Источникъ: П. П. Сойкинъ (составитель). «Православныя русскія обители». — С.-Петербургъ: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1910. — С. 90 — 93.

Спасо-Каменный монастырь, въ Вологодскомъ уѣздѣ. Спасо-Каменный монастырь расположенъ на небольшомъ каменистомъ островѣ Кубенскаго озера въ 45 верстахъ отъ Вологды. Каменный островъ, отстоящій отъ материка на 7 верстъ, весьма невеликъ: имѣетъ около 200 саженъ въ окружности и весь до самой воды занятъ монастырскими постройками. Въ старинные годы этотъ островъ, по разсказамъ старожиловъ, занималъ большій объемъ; но сильнымъ напоромъ весеннихъ водъ и льдовъ значительную часть береговъ острова отмыло; и въ настоящее время льды, особенно при сильномъ западномъ вѣтрѣ, своимъ напоромъ причиняютъ монастырю большія неудобства и даже опасности. Льды подъ напоромъ воды загромождаютъ островъ со всѣхъ сторонъ, прерываютъ сообщеніе съ материкомъ и поднимаются иногда такъ высоко. что становятся въ уровень съ трехъэтажными монастырскими строеніями. Былъ даже однажды такой случай, что страшнымъ напоромъ льда вытѣснило изъ воды и забросило на крышу трехъэтажнаго братскаго корпуса огромный камень вѣсомъ 500 пудовъ. Теперь этотъ камень, съ большими усиліями святыя съ крыши, хранится въ монастырѣ, какъ достопримѣчательность. Чтобы предохранить островъ отъ постояннаго разрушенія водою, его берега укрѣплены деревянными сваями и обложены дикимъ камнемъ.

По времени своего происхожденія обитель Спаса на Каменномъ островѣ принадлежитъ къ самымъ древнѣйшимъ монастырямъ на сѣверѣ. Въ Вологодскомъ краѣ она возникла одной изъ первыхъ и послужила здѣсь богатымъ, благодатнымъ разсадникомъ иночества. Изъ нея вышло много знаменитыхъ подвижниковъ, положившихъ основаніе многочисленнымъ обителямъ. Основаніе Спасо-Каменнаго монастыря относится къ половинѣ XIII столѣтія, ко временамъ великаго князя московскаго Іоанна Даниловича Калиты; но иноческая жизнь на Каменномъ островѣ началась еще ранѣе, чѣмъ возникла здѣсь обитель. Лѣтописное сказаніе о началѣ Спасо-Каменнаго монастыря передаетъ, что основателемъ его былъ Бѣлоозерскій князь Глѣбъ Васильковичъ, внукъ великаго князя Ростовскго , Константина Всеволодовича. Въ 1260 году князь Глѣбъ, совершая путешествіе изъ Бѣлозерска въ Устюгъ на судахъ, былъ внезапно застигнутъ на Кубенскомъ озерѣ сильною бурею, такъ что жизнь его и дружины была въ опасности. Князь, молясь Всемилостивому Спасу о спасеніи, [91]

Новооснованная обитель, названная Спасо-Каменною, съ самаго-же начала своего существованія стала подъ особое покровительство князей Бѣлозерскихъ и быстро достигла высокой степени процвѣтанія, какъ по своей иноческой жизни, сіявшее святостью многихъ подвижниковъ, принимавшихъ здѣсь постриженіе, такъ и въ отношеніи своего матеріальнаго благосостоянія. Со времени князя Димитрія Донского обитель становится извѣстной и великимъ князьямъ московскимъ. Димитрій Донской въ знакъ своего благоволенія къ обители назначилъ въ нее игуменомъ знаменитаго Діонисія, впослѣдствіи архіепископа ростовскаго, постриженника аѳонскаго, который ввелъ здѣсь уставъ св. Аѳонской горы. Великій князь Василій Васильевичъ Темный, во время своей ссылки въ Вологду посѣщавшій Спасо-Каменную обитель, по возвращеніи ему великокняжескаго престола наградилъ ее богатыми вкладами и многими владѣніями въ различныхъ волостяхъ. Такъ же благоволили къ обители и послѣдующіе князья и цари московскіе. Поэтому монастырь, хотя неоднократно былъ истребляемъ пожаромъ, всякій разъ возстановлялся и обстраивался вновь. Слава его увеличивалась. Многіе изъ бояръ и даже князей, посвятившіе себя иноческой жизни, въ немъ принимали постриженіе. Въ половинѣ XV вѣка здѣсь принялъ постриженіе св. Іоасафъ, въ мірѣ князь Андрей Дмитріевичъ, сынъ заозерскаго князя Дмитрія Васильевича, впослѣдствіи прославившійся здѣсь нетлѣніемъ мощей. Строгость монастырской жизни и уединенное положеніе обители на островѣ послужили къ тому, что монастырь издревле былъ сдѣланъ мѣстомъ заточенія знатныхъ опальныхъ лицъ. Между прочимъ, во второй половинѣ [92] XVI вѣка здѣсь былъ заточенъ до самой смерти полоцкій архіепископъ Арсеній Шишка; въ первой половинѣ XVIII вѣка сюда былъ сосланъ лишенный сана съ постриженіемъ въ схиму архіеп. ростовскій Георгій. Послѣ учрежденія монастырскихъ штатовъ съ отобраніемъ въ казну монастырскихъ имуществъ для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который былъ ускоренъ еще большимъ пожаромъ въ 1774 г., истребившимъ до-тла всѣ деревянныя монастырскія строенія. Послѣ этого пожара Спасо-Каменный монастырь былъ закрыть. И это запустѣніе продолжалось 26 лѣтъ. Въ 1801 году, по повелѣнію императора Павла I, обитель была возстановлена подъ именемъ Бѣлавинской Спасо-Преображенской пустыни (потому что братія Бѣлавинской Богоявленской пустыни была переведена сюда вмѣстѣ съ имуществомъ). Возстановленная обитель снова быстро стала развиваться и пріобрѣтать то религіозное значеніе, какимъ пользовалась она прежде. Къ концу прошлаго вѣка (1892 г.) по указу Св. Сѵнода монастырю было возвращено его прежнее наименованіе Спасо-Каменнаго. Управляетъ обителью архимандритъ.

Главный храмъ въ честь Преображенія Господня, каменный, двухъэтажный, есть самое древнее зданіе на островѣ, уцѣлѣвшее отъ давнихъ временъ: онъ былъ построенъ въ концѣ XV вѣка княземъ Андреемъ Васильевичемъ; сыномъ великаго князя Василія Темнаго. Въ верхнемъ этажѣ устроенъ престолъ въ честь Преображенія съ двумя придѣлами; здѣсь съ южной стороны находится мѣдная рака отъ почивавшихъ тутъ нѣкогда мощей преп. Іоасафа. Внизу находится усыпальница для монастырской братіи. Здѣсь, между прочимъ, почиваютъ подъ спудомъ мощи мѣстночтимыхъ подвижниковъ: Василія юродиваго, игумена Кассіана, Петра Чудотворца.

Кромѣ главнаго Спасопреображенскаго храма, есть еще теплый храмъ въ честь иконы Божіей Матери «Утоли моя печали». Въ этомъ храмѣ подъ спудомъ почиваютъ остатки мощей препод. Іоасафа, сгорѣвшихъ во время одного пожара (въ концѣ XV в.). Во время закрытія Спасо-Каменной обители эти останки были переданы на храненіе въ Вологодскій Свято-Духовъ монастырь и лишь въ 1892 г. возвращены обратно. Въ этомъ же храмѣ находится и мѣстночтимая икона Божіей Матери «Утоли моя печали». Мѣстныя празднованія въ монастырѣ бываютъ: 2 августа въ память Василія Блаженнаго, 10 сентября въ память препод. Іоасафа, когда совершается крестный ходъ въ село Устье, и 18 октября въ память всѣхъ вологодскихъ чудотворцевъ.

Въ монастырской ризницѣ хранится нѣсколько старинныхъ вещей, — крестовъ, священ. сосудовъ и одеждъ. При обители имѣется гостинница для богомольцевъ, маякъ и спасательная станція Общества спасанія на водахъ. Въ 10 верстахъ отъ монастыря находится почтово-телеграфное [93] отдѣленіе (село Устье, Кадниковскаго уѣвда), а въ 40 вер. — станція Московско-Архангельской жел. дороги «Марженга».

Ссылка на основную публикацию