Спасо-Преображенский кафедральный собор в Белгороде

Спасо-Преображенский кафедральный собор в Белгороде

Город на белой меловой горе, возвышающейся над рекой Северский Донец, — один из центров русского православия. За многовековую историю на белгородской земле возвели множество величественных и красивых храмов, многие из которых сохранились до наших дней. Одной из самых интересных и драматичных является судьба Преображенского собора.

История постройки

Преображенский храм за время существования пережил вместе с г. Белгород периоды и расцвета, и упадка, пройдя путь от приходской церкви до кафедрального собора.

Храм, освящённый в честь Преображения Господня, существовал в Белгороде с XVI века в районе современной Соборной площади. К началу XIX века деревянная постройка стала представлять опасность для прихожан. А расположенная неподалёку Ильинская церковь не могла разместить верующих людей из обоих приходов. В 1805 г. городские и церковные власти приняли решение о постройке новой культовой постройки.

В течение двух лет шли подготовительные работы, заключающиеся в следующем:

  • архитектор Е. А. Васильев разработал проект здания;
  • подбор земельного участка, расположенного вблизи старых храмов;
  • сбор средств и материалов для строительства прихожанами и меценатами.

Возведение храма началось в 1807 г. Через шесть лет в день праздника Преображения Господня его освятили. До середины XIX столетия он назывался по трём основным приделам — Преображенско-Ильинский-Александро Невский. К началу XX в. Монументальное здание дважды реконструировалось и дополнялось декоративными фасадными элементами.

Советское время

В годы царской власти Преображенский собор выполнял приходские функции. Но его спокойная жизнь завершилась после большевистской революции. В начале 20-х гг. произошла конфискация церковного имущества. В 1923 г. он стал главным храмом города. Кафедральный Преображенский собор в 1934 г. закрыли по решению горсовета города Белгород.

В 1942 оккупационное немецкое правительство разрешило возобновить работу церкви. Её не закрыли после освобождения города, передав православной общине. Но на волне новых антирелигиозных выступлений советского руководства в 1962 году культовое здание передали краеведческому музею. Чтобы приспособить внутренние помещения под выставочные залы и хранилища понадобилось проведение реконструкции, которая длилась более 10 лет. Разместившийся в церкви музей открыл свои двери только в 1973 г.

Возрождение

Перемены в политической и общественной жизни страны принесли изменение и в её религиозную составляющую. Власти Белгорода прислушались к просьбам населения вернуть Преображенский кафедральный собор верующим людям. В 1990 году приняли официальное решение о постепенной передаче здания Православной Церкви.

Этот процесс начался с придела в честь Ильи Пророка, первое богослужение в котором состоялось в сентябре того же года. Завершение передаче всех помещений постройки планировалось на 1993 г. Но в августе следующего года произошло событие, значительно ускорившее процесс.

Ещё интересные статьи о православии:

В августе 1991 года произошло второе обретение мощей святителя Иосафа Белгородского, которые передал Церкви ленинградский музей религии. В присутствии патриарха Алексия II святыню торжественно перенесли в Преображенский собор. С этого момента начинается долгий путь возрождения церкви, которая требовала обновления внешнего вида и полной реконструкции интерьера.

Архитектура

Преображенский кафедральный собор возведён в стиле русского классицизма. Крестово-купольное в плане здание состоит из трёх основных частей:

  1. Паперти с расположенной над ней колокольней. Во время реконструкции здания в 60-е гг. XX в. на колокольне поместили куранты, воплотив задумку создателя здания. Конструкцию звонницы венчает купол в виде шлема, увенчанный крестом. Сама паперть выполнена в форме греческого портика, украшенного белыми пилястрами.
  2. Центральной трапезной части, перекрытой сводами цилиндрической формы.
  3. Основной пятикупольной части. Главный шлемовидный купол помещён на мощный световой барабан. К восточному фасаду примыкает прямоугольная апсида. Четыре боковых главы стоят на квадратных башенках.

Интересно: за время своего существования церковь неоднократно меняла окрас. Изначально её стены покрывались простой белой побелкой. В советское время они окрашивались в различные оттенки зелёного цвета. Современные фасады ослепляет ярко-бирюзовым цветом и белыми декоративными деталями.

Внутреннее оформление главного храма Белгорода отличается пышностью и декоративностью. Стены и своды покрыты росписями, изображающими святых небожителей и библейские сцены. Большой и малые иконостасы, киоты, сень над ракой со святыми мощами покрыты позолоченной резьбой, выполненной в стиле барокко. Центральный иконостас состоит из трёх ярусов. В основной части здания на уровне второго этажа оборудовано помещение для хора.

Расписание богослужений

Богослужения в кафедральном Преображенском соборе проходят ежедневно по следующему расписанию:

  • по будням проводятся два богослужения в 8.00 и 17.00;
  • с понедельника по пятницу в 13.00 читают акафист святому Иосафу Белгородскому;
  • в субботу и воскресенье проводятся две утренние службы (7.30 и 9.30) и вечерний молебен в 17.00.

Собор расположен по адресу: г. Белгород, ул. Преображенская, д. 63.

Престольные праздники

В общецерковные и престольные праздники возможны изменения в работе храма, информацию о которых следует уточнять в информационной службе прихода. С особой пышностью отмечают следующие праздники:

  • 19 августа — Преображение Господне;
  • 2 августа — день Ильи Пророка;
  • 10 декабря — икона Богоматери «Знамение»;
  • 17 сентября, 23 декабря — день памяти святителя Иосафа Белгородского.

Деятельность прихода

Сегодня храм Преображения Господня, считающийся памятником архитектуры, является одним из центров духовной и общественной жизни Белгорода. На его базе проводится активная просветительская и образовательная деятельность.

Помимо богослужений, священнослужители Преображенского храма проводят активную образовательную и просветительскую работу с детьми и взрослыми людьми города Белгород. При приходе существует образовательно-методический центр «Преображение», на базе которого организована работа по следующим направлениям:

  • занятия с детьми от 6 до 16 лет в Воскресной школе;
  • организация выступлений детского театра «Лествица», в репертуар которого входят постановки религиозного характера;
  • создание библиотечного фонда, содержащего как общедоступные, так и специализированные религиозные издания;
  • проведение бесед на религиозные темы со взрослыми.

Преображенский кафедральный собор — величественный архитектурный памятник, являющийся центром духовной жизни Белгорода. Даже во времена советской богоборческой власти он своим величественным видом вселял в души людей благоговение перед Домом Господним.

Спасо-Преображенский собор (Белгород)

Преображе́нский кафедра́льный собо́р — православный кафедральный собор в Белгороде, построенный в 1813 году. Главный храм Белгородской и Старооскольской епархии.

Содержание

Преображенский храм был построен в 1807—1813 годах по проекту харьковского архитектора Евгения Алексеевича Васильева на деньги прихожан на месте обветшавшего деревянного храма.

В 1923 году, после закрытия старинного Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора. В 1930-х годах храм был закрыт.

Богослужения в нем возобновились в марте 1942 года, во время фашистской оккупации Белгорода. После освобождения города горисполком оформил документы о передаче Преображенского собора церковной общине «в бессрочное и бесплатное пользование».

В 1962 году Преображенский собор был вновь закрыт, а здание передано краеведческому музею. Но музей в этом здании был открыт только в 1973 году после окончания ремонта и перепланировки.

В сентябре 1990 года началась поэтапная передача собора Русской Православной Церкви. 17 сентября 1991 г. в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа.

Внутреннее убранство собора, выполненное в духе «ново-русского благолепия» на рубеже XX—XXI веков, находится в кричащем противоречии с архитектурой храма — памятника провинциального русского классицизма.

  • мощи свт. Иоасафа Белгородского
  • чудотворная икона свт. Николая Ратного
  • чтимая икона Божией Матери «Знамение»

Престольные праздники

Московский Патриархат
Белгородская митрополия

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

Новый год встретили совместной молитвой

В новогоднюю ночь 1 января 2020 г. в Преображенском кафедральном соборе города Белгорода была совершена Божественная Литургия

Новый год встретили совместной молитвой

В новогоднюю ночь 1 января 2020 г. в Преображенском кафедральном соборе города Белгорода была совершена Божественная Литургия

Белгородцы смогут увидеть акварели Великой Княгини Ольги Александровны

20 декабря 2019 года в зале №2 Белгородского художественного музея состоится открытие выставки «Акварели Великой Княгини Ольги Александровны». На ней будут представлены около 200 произведений августейшей художницы, созданные с 1898 по 1952 годы

Белгородцы смогут увидеть акварели Великой Княгини Ольги Александровны

20 декабря 2019 года в зале №2 Белгородского художественного музея состоится открытие выставки «Акварели Великой Княгини Ольги Александровны». На ней будут представлены около 200 произведений августейшей художницы, созданные с 1898 по 1952 годы

Схиархимандрит Илий (Ноздрин) совершил Литургию в Преображенском соборе

5 октября 2019 г. Божественную Литургию в Преображенском соборе совершил духовник братии Оптиной пустыни схиархимандрит Илий (Ноздрин).

Схиархимандрит Илий (Ноздрин) совершил Литургию в Преображенском соборе

5 октября 2019 г. Божественную Литургию в Преображенском соборе совершил духовник братии Оптиной пустыни схиархимандрит Илий (Ноздрин).

Театр «Лествица» представил новую работу «Мамин крестик» к 75-летию Великой Победы

Театр «Лествица» показал новую работу – спектакль «Мамин крестик» о фронтовой судьбе жительницы Белгорода.

Театр «Лествица» представил новую работу «Мамин крестик» к 75-летию Великой Победы

Театр «Лествица» показал новую работу – спектакль «Мамин крестик» о фронтовой судьбе жительницы Белгорода.

В праздник Преображения Господня объединились в молитве сотни белгородцев

В день престольного праздника Преображения Господня Божественную литургию совершил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. По окончании Литургии состоялся Крестный ход с мощами святителя Иоасафа Белгородского.

В праздник Преображения Господня объединились в молитве сотни белгородцев

В день престольного праздника Преображения Господня Божественную литургию совершил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. По окончании Литургии состоялся Крестный ход с мощами святителя Иоасафа Белгородского.

Преображенский собор

Храм Преображения Господня.

Храм Преображения Господня был построен на средства прихожан на месте обветшавшего деревянного храма в 1813 году. Архитектор — Евгений Алексеевич Васильев. (По его проектам были возведены университетский храм и колокольня Успенского собора в г. Харькове). В начале XX века приход храма исчислялся 186 горожанами. При храме действовала двухклассная церковно-приходская школа. В конце 20-х годов XX века, после закрытия Свято-Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора. Но в 1962 году он также оказался в числе храмов, подлежащих закрытию.Здание Преображенского храма было передано областному краеведческому музею.

В 1990 г. было начато богослужение в Ильинском приделе. Полностью собор возвращен Церкви в июле 1991 года. В сентябре 1991 года в Преображенский кафедральный собор были перенесены мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского,чудотворца. Нетленные мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского и Обоянского (1705-1754 гг.) сегодня являются главной святыней Белгородской и Старооскольской епархии. 17 сентября 1911 г., согласно Определению Святейшего Синода, одобренному императором Николаем II, состоялось прославление епископа Иоасафа в лике святых и обретение его чудотворных мощей.

До декабря 1920 г. святые мощи покоились в Свято-Троицком соборе города Белгорода. В это время они были вскрыты большевиками и отправлены сначала на несколько месяцев в Курск, затем в Москву, в музей Наркомзема. Но нетленные мощи святителя Иоасафа Белгородского и в Москве оставлять становилось «опасно». К ним шли толпы паломников, чтобы приложиться. Мощи срочно вывезли в Ленинград — Санкт-Петербург, в Казанский собор. (Тогда в соборе располагался музей религии и атеизма). Вначале мощи пытались выставлять напоказ в северном приделе собора — напротив могилы М.И.Кутузова. Но тогда в точности повторилась московская история.

В 1970 году директор Ленинградского музея религии и атеизма получил указание убрать имеющиеся мощи из музея. Но мощи святителя Иоасафа решили перепрятать на чердаке Казанского собора работники музея Аркадий Васильевич Соколов и Владимир Иванович Прудников. Этот факт они более двадцати лет хранили в строжайшей тайне. И только в 1991 году тайна была раскрыта Аркадием Васильевичем своей дочери. В том же году вновь обретенные мощи после проведенной идентификации привезли в Москву, где они до сентября находились в патриаршем Богоявленском соборе. Затем раку с нетленными мощами перевезли в Курск. И ровно через восемьдесят лет после канонизации Православной Церковью Белгородского святителя его мощи вернулись в его престольный град.

С середины 90-х годов XX века в епархии установлена новая благочестивая традиция: ежегодно, 19 августа, в праздник Преображения Господня, мощи святителя Иоасафа крестным ходом переносятся из Преображенского кафедрального собора в Николо-Иоасафовский собор, где пребывают до 16 сентября, когда после малой вечерни с акафистом переносятся крестным ходом в Преображенский кафедральный собор. Там совершается всенощное бдение. 17 сентября, в день прославления (1911 г.) и второго обретения мощей святителя, в соборе совершаются на трех престолах три Божественные литургии (в 3 часа ночи, 6 часов утра и 9 часов утра — архиерейским чином) и молебен у мощей святителя. Всенощное бдение, три Божественные литургии и молебен совершаются в кафедральном соборе также 23 декабря, в день преставления (1754 г.) святителя.

Особо почитаемой святыней этого собора стала чудотворная икона святителя Николая, именуемая «Николай Ратный», которой более 500 лет. По преданию, она защитила жителей шебекинского села Устинка от нападения монголотатарских войск. Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе,вышли навстречу ему с иконой Святителя Николая Чудотворца. Переправлявшиеся через реку татары, увидев крестный ход, остановились, начали тесниться и падать с плотины в воду. Остальное войскоповоротило назад. О случае бескровной, беспримерной победы был рассказ в каждом дореволюционном выпуске книги справочника

В настоящее время икона пребывает в Преображенском кафедральном соборе города Белгорода, ежегодно в мае с ней совершается крестный ход в село Устинка Шебекинского района. Еще одной святыней Преображенского кафедрального собора является икона Божией Матери «Знамение». Эта икона была изготовлена в начале XX века. В качестве музейного экспоната икона была представлена на выставке, посвященной жизни и трудам святителя Иоасафа. В один из дней работы выставки сотрудники музея заметили, что лики Богоматери и Богомладенца просветляются. Руководством музея было принято решение — передать необычную икону в Преображенский собор города Белгорода. Случилось это в начале декабря 1998 года. Преображенский собор является памятником архитектуры.

Лит.: Фирсов А Белгород и его святыни/»Исторический вестник. Колесникова Л И. Православное церковноезодчество Белгородской области.Кн. 1. Белгород, 1997 — С, 59—66.Колесникова Л, И. Храмы святого Белогорья; архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн

Преображенский собор Белгород

Содержание:

У Преображенского собора в Белгороде за спиной — два века истории. Побывал он за это время и приходской церковью, и складом, и краеведческим музеем; его украшали, разоряли, реконструировали. В новейшее время выяснилось, что всё это было лишь подготовкой, своеобразным предисловием к главной роли в судьбе храма — роли белгородского кафедрального собора.

Строительство Спасо-Преображенского собора Белгорода

Со времени основания Белгорода в его стенах находился деревянный Преображенский храм. К началу XIX столетия он пришел в аварийное состояние. Был тогда в Белгороде и еще один храм — Ильинский. В 1805 году возникла идея упразднить эти храмы, заменив их новым каменным Преображенским собором, вместительным, выстроенным в новейшем архитектурном вкусе.

Место для Преображенского храма выбрали видное — на Базарной площади, «между присутственными местами и красными рядами». Закладка собора состоялась в 1807 году. Деньги на строительство собирали всем миром. Сама стройка продлилась шесть лет. В августе 1813 года, на волне патриотического подъема, вызванного изгнанием французов из России, новый Преображенский собор Белгорода был освящен.

Изначально Преображенский собор был трехпрестольным — главный престол в нем освятили в честь Преображения Господня, придельные — во имя Илии Пророка и святого благоверного князя Александра Невского. С устройством в 1833 году второго (теплого) этажа над трапезной добавились еще два придела; при этом Александро-Невский придел переосвятили во имя Жен Мироносиц, наверху же были Богоявленский и Знаменский приделы. В конце 1880-х годов последние оказались упразднены, а второй этаж переоборудовали в хоры.

Преображенский храм Белгорода история

В XIX веке Преображенский храм вел тихую жизнь приходской церкви.

Грабить Преображенский собор Белгорода начали уже вскоре после революции — «изъятия церковных ценностей» происходили в 1922 (в ходе общероссийской кампании «помощи голодающим») и 1923 годах. В условиях непрекращающейся агрессии безбожников церковь протянула до 1934 года, когда все-таки была закрыта и передана под полковой клуб.

В 1942 году немецкие оккупационные власти разрешили возобновить в ней богослужения. Во время боев в Белгороде церковное здание было повреждено угодившими в него снарядами, что не помешало храму, отремонтированному силами верующих, остаться действующим и после освобождения Белгорода от фашистов. В пору потепления отношений между Церковью и государством так происходило повсеместно — храмы, открытые при немцах, продолжали функционировать после их изгнания. Продолжали — до поры до времени, а точнее — до хрущевских гонений.

В 1962 году здание вновь упраздненного Преображенского собора передали краеведческому музею, который, после десятилетней реконструкции, и открылся в нем в 1973 году.

В перестроечные годы все громче и громче зазвучали голоса, требовавшие вернуть собор верующим. На волне перемен власти их услышали. С сентября 1990 года возобновились богослужения в возвращенном Церкви Ильинском приделе. Весь храм планировалось освободить к началу 1993 года, однако музейщики покинули его раньше — в августе 1991 года.

Этой датой открывается новейшая эпоха в истории Преображенского собора.

Спасо-Преображенский собор Белгорода внутри

Главный вход в Преображенский собор, как и в большинстве храмов, устроен с запада — через паперть под колокольней. В соответствии с традиционным планом храмового здания, далее следует трапезная, перекрытая цилиндрическим сводом.

Основная часть в плане Преображенского собора представляет собой неравноконечный кресте мощным куполом на световом барабане, соединенном со столпами с помощью парусов. Слева (к северу) от центрального иконостаса устроен придел, освященный во имя Илии Пророка; справа (к югу) — придел, освященный в честь иконы Божией Матери «Знамение». У столпа, отделяющего центральный придел от южного, помещена украшенная резной сенью рака, в которой почивают мощи святителя Иоасафа Белгородского.

Придельные иконостасы — весьма просты, они имеют один ярус. Двухъярусный позолоченный центральный иконостас смотрится торжественнее и богаче, что, вообще говоря, вполне логично. Его выполнили в пору возрождения Преображенского собора, в начале 1990-х годов. Иконы написаны белгородскими художниками и иконописцами Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

К западной стене основной храмовой части, на высоте второго этажа, примыкают хоры.

Что касается общего впечатления, то следует отметить, что интерьеры Преображенского собора оказываются гораздо пышнее и праздничнее его внешнего вида, в чем при желании можно усмотреть некую концептуальную мысль: внутреннее, дабы не возникало обмана, и должно быть богаче внешнего. Или, в предельном случае, равнозначно, равновелико ему.

На создание торжественного настроения внутри собора работает абсолютно всё: и многочисленные святыни, и тяжелая барочная резьба «под золото» киотов, и плавность арочных пролетов, и, может быть более всего, сплошная роспись храма. В 1887 году стены Преображенской церкви были «выбелены по штукатурке мелом». Но то был рядовой приходской храм, кафедральному же собору пристало иное оформление.

В 1999 году артель мастеров расписала купол. Росписи стен выполнялись позже и были завершены в 2005 году.

Храмы Белгородской области
Город Белгород

Преображенский кафедральный собор

Адрес: 308000, г. Белгород, ул. Преображенская, 63-В.
Телефон: (4722) 32-01-82, 32-44-06, 33-68-25.
Настоятель: протоиерей Олег Николаевич Кобец.
Духовенство храма: протоиерей Николай Герасимович Кобец, протоиерей Борис Владимирович Лаврушин, протоиерей Виктор Иванович Кравец, протоиерей Виктор Александрович Толстиков, иерей Алексий Сергеевич Куренков, иерей Димитрий Владимирович Карпенко, иерей Андрей Игоревич Хвыля-Олинтер, протодиакон Игорь Евгеньевич Панкратов, диакон Владимир Олегович Тимофеев, диакон Алексий Александрович Махонин.

Храм Преображения Господня был построен на средства прихожан на месте обветшавшего деревянного храма в 1813 году. Архитектор — Евгений Алексеевич Васильев. (По его проектам были возведены университетский храм и колокольня Успенского собора в г. Харькове). В начале XX века приход храма исчислялся 186 горожанами. При храме действовала двухклассная церковно-приходская школа. В конце 20-х годов XX века, после закрытия Свято-Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора. Но в 1962 году он также оказался в числе храмов, подлежащих закрытию. Здание храма было передано областному краеведческому музею.

В 1990 было начато Богослужение в Ильинском приделе. Полностью собор возвращен Церкви в июле 1991 года.

В сентябре 1991 года в Преображенский кафедральный собор были перенесены мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца (1705-1754 гг.), которые сегодня являются главной святыней Белгородской и Старооскольской епархии. 17 сентября 1911 г., согласно Определению Святейшего Синода, одобренному императором Николаем II, состоялось прославление епископа Иоасафа в лике святых и обретение его чудотворных мощей. До декабря 1920 г. святые мощи покоились в Свято-Троицком соборе города Белгорода. В это время они были вскрыты большевиками и отправлены сначала на несколько месяцев в Курск, затем в Москву, в музей наркомзема.

Но нетленные мощи святителя Иоасафа Белгородского и в Москве оставлять становилось «опасно». К ним шли толпы паломников, чтобы приложиться. Мощи срочно вывезли в Ленинград, в Казанский собор. (Тогда в соборе располагался музей религии и атеизма). Вначале мощи пытались выставлять напоказ в северном приделе собора — напротив могилы М.И. Кутузова. Но тогда в точности повторилась московская история. В 1970 году директор Ленинградского музея религии и атеизма получил указание имеющиеся мощи убрать из музея. Но мощи святителя Иоасафа решили перепрятать на чердаке Казанского собора работники музея Аркадий Васильевич Соколов и Владимир Иванович Прудников.

Этот факт они более двадцати лет хранили в строжайшей тайне. И только в 1991 году тайна была раскрыта Аркадием Васильевичем своей дочери. В том же году вновь обретенные мощи после проведенной идентификации привезли в Москву, где они до сентября находились в патриаршем Богоявленском соборе. Затем раку с нетленными мощами перевезли в Курск. И ровно через восемьдесят лет после канонизации Православной Церковью Белгородского святителя его мощи вернулись в его престольный град.

С середины 1990-х гг. в епархии установлена новая благочестивая традиция: ежегодно 19 августа, в праздник Преображения Господня, мощи святителя Иоасафа крестным ходом переносятся из Преображенского кафедрального собора в Николо-Иоасафовский собор, где пребывают до 16 сентября, когда после малой вечерни с акафистом переносятся крестным ходом в Преображенский кафедральный собор. Там совершается всенощное бдение. 17 сентября, в день прославления (1911 г.) и второго обретения мощей святителя, в соборе совершаются на трех престолах три Божественные Литургии (в 3 часа ночи, 6 часов утра и 9 часов утра — архиерейским служением) и молебен у мощей святителя. Всенощное бдение, три Божественные Литургии и молебен совершаются в кафедральном соборе также 23 декабря, в день преставления (1754 г.) святителя.

Особо почитаемой святыней Преображенского собора стала чудотворная икона Святителя Николая, именуемая «Николай Ратный», которой более 500 лет. По преданию, она защитила жителей шебекинского села Устинка от нападения монголо-татарских войск. Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе, вышли навстречу ему с иконой Святителя Николая Чудотворца. Переправлявшиеся через реку татары, увидев крестный ход, остановились, начали тесниться и падать с плотины в воду. Остальное войско поворотило назад. О случае бескровной, беспримерной победы был рассказ в каждом дореволюционном выпуске книги-справочника «Православные святыни». В настоящее время ежегодно, в мае, с иконой «Николая Ратного» совершается крестный ход из Белгорода в село Устинка.

Еще одной святыней Преображенского собора является икона Божией Матери «Знамение». Эта икона была изготовлена в начале XX века. В качестве музейного экспоната икона была представлена на выставке, посвященной жизни и трудам святителя Иоасафа. В один из дней работы выставки сотрудники музея заметили, что лики Богоматери и Богомладенца просветляются. Руководством музея было принято решение — передать необычную икону в Преображенский собор. Случилось это в начале декабря 1998 года. Собор является памятником архитектуры, построенным в стиле русского классицизма. Один из двух сохранившихся в Белгороде пятиглавых храмов.

Спасо-Преображенский кафедральный собор в Белгороде

Преображе́нский кафедра́льный собо́р — православный кафедральный собор в Белгороде, построенный в 1813 году. Главный храм Белгородской и Старооскольской епархии.

Преображенский храм был построен в 1813 году по проекту харьковского архитектора Евгения Алексеевича Васильева на деньги прихожан на месте обветшавшего деревянного храма.

В 1923 году, после закрытия старинного Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора [1] .

В 1962 году Преображенский собор был закрыт, и здание его было передано краеведческому музею. Но музей в этом здании был открыт только в 1973 году после окончания ремонта и перепланировки.

В сентябре 1990 года началась поэтапная передача собора Русской Православной Церкви. 17 сентября 1991 г. в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа [2] .

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Преображенский собор (Белгород)» в других словарях:

Белгород — город, ц. Белгородской обл. Основан в 1596 г. на Белгородье, т. е. в урочище, где некогда уже находился Белый город, впоследствии разрушенный. Новый город уже при закладке по преемственности получил название Белгород. В этом названии определение… … Географическая энциклопедия

БЕЛГОРОД (Россия) — БЕЛГОРОД, город в Российской Федерации, центр Белгородской области, расположен на южной окраине Среднерусской возвышенности (см. СРЕДНЕРУССКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ), на правом берегу р. Северский Донец, в 695 км к югу от Москвы. Железнодорожный и… … Энциклопедический словарь

Белгород — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. У этого термина … Википедия

Белгородская и Старооскольская епархия — Не следует путать с древней Белгородской епархией по названию города Белгород под Киевом (ныне село Белогородка) Белгородская и Старооскольская митрополия Русская православная церковь … Википедия

Список монастырей России — Соловецкий монастырь в 1915 году. Фото С. М. Прокудина Горского В список включены монастыри нескольких религиозных конфессий (православие … Википедия

Одесская и Измаильская епархия — Украинская православная церковь Московского патриархата … Википедия

Список монастырей Российской империи — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Тверь — У этого термина существуют и другие значения, см. Тверь (значения). Город Тверь … Википедия

Одесская епархия Русской православной церкви — Одесская и Измаильская епархия епархия Русской Церкви с центром в г. Одессе; объединяет приходы и монастыри Украинской Православной Церкви на территории Одесской области Украины. Учреждена в 1946[1] Содержание 1 История … Википедия

Одесская и Измаильская епархия Украинской православной церкви — Одесская и Измаильская епархия епархия Русской Церкви с центром в г. Одессе; объединяет приходы и монастыри Украинской Православной Церкви на территории Одесской области Украины. Учреждена в 1946[1] Содержание 1 История … Википедия

Отзыв: Преображенский кафедральный собор (Россия, Белгород) — Величественный, красивый и светлый кафедральный собор города Белгорода.

В Преображенском соборе города Белгорода мне доводилось бывать много раз. И всякий раз, когда в него заходишь, создается впечатление, что ты находишься в родном доме, переполняет огромное чувство какой-то необыкновенной духовной радости. Здесь настолько уютно и комфортно, что из собора, когда приходит время, просто не хочется уходить.

Преображенский собор находится в самом центре Белгорода, в двадцати минутах ходьбы от железнодорожного вокзала, поэтому туда очень легко добраться даже пешком, не ожидая транспорта.

Собор построен в прекрасном стиле архитектуры, он красив и снаружи и внутри. Всякий раз, заходя в этот храм, чувствуется присутствие благодати от того, что находишься в святом месте и от того, какие святыни присутствуют в соборе.

Этому храму несколько веков. Согласно таблички, размещенной на стене у входа — собор освящен в 1813 году. Еще одна табличка у входа гласит о том, что в 1991 году здесь служил литургию Святейший Патриарх Алексий 2.

Когда заходишь в собор, справа находится иконная лавка, где принимают записки на поминовение и разные требы. Перед входом в сам храм торжественно висит указ Святейшего Патриарха Кирилла о награждении собора высочайшей церковной наградой — правом служения литургии с открытыми Царскими Вратами до молитвы «Отче наш». Храмов с такой наградой очень мало.

Перед самим собором тоже есть иконная лавка. Если внутри собора там принимают записки, заказывают требы и покупают свечи, то здесь иконная лавка, наверно, больше для паломников. Здесь очень много красивых икон Иоасафа Белгородского разного размера и оформления, есть книги. Но выбор книг, хочу заметить, к нашему огорчению, не очень большой. Нам с мужем очень хотелось иметь для себя подробное житие святителя Иоасафа Белгородского. У нас в нашем городе Курске мы, к сожалению, такое не нашли. Думали, что в Белгороде, да тем более в главном кафедральном соборе, где находятся мощи святого там и приобретём. Но к нашему немалому разочарованию таких там не было. Максимум что нам смогли предложить, это небольшие брошюры, по моему даже в мягком переплёте. Сам павильон довольно небольшой, снаружи кажется гораздо больше, чем есть на самом деле.

Зайдя из притвора в основную часть храма, перед нами предстают величественные своды собора. В храме очень богатые настенные росписи и множество старинных намоленных икон, подходя к которым уже ощущается немалый трепет. В самую последнюю нашу поездку, в левом пределе храма я впервые в своей жизни увидела икону «Чернобыльский Спас». Я никогда не знала, что этой ужасной в мировом масштабе и для каждого из нас трагедии посвятили икону, точнее жертвам и ликвидаторам аварии, погибшим в данной катастрофе и от её роковых последствий. Я довольно долго и внимательно рассматривала эту икону. Она умиляет и трогает до глубины души, в прямом смысле слова просто до слёз.

Неподалеку от входа в основную часть храма, по правой и по левой сторонам находятся деревянные стасидии. Это что-то вроде кресел в которых можно сидеть, или если откинуть сиденье, то стоять, опираясь на специальные подлокотники, для этого предназначенные. Такие кресла чаще всего бывают в монастырях. Честно сказать, я их впервые увидела именно в Преображенском соборе. До этого мне казалось, что подобные объекты находятся где-то далеко на Афоне. А также в храме много лавочек, для тех, кто хочет посидеть.

Проходя внутрь собора, перед глазами предстает большой и красивый иконостас, и здесь рядом расположены главные святыни храма.

Главный придел собора освящён в честь Преображения Господня, правый — в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», а левый в честь пророка Илии.

По правой стороне от главного придела находится под сенью рака с нетленными мощами святителя Иоасафа Белгородского.

Мощи святителя Иоасафа сохранились практически полностью, включая внутренние органы — это чудо Божие. Огромное счастье и радость для нас и в том, что они остались целы после безбожного советского периода, когда им грозила реальная опасность быть уничтоженными. Ежедневно перед мощами служится водосвятный молебен, после которого мощи открывают для поклонения верующих и желающие (а их всегда много) прикладываются к нетленной руке святителя.

В Преображенском соборе я была не так давно — в апреле, мае и недавно, в августе нынешнего года. Первые оба раза получалось так, что я приезжала к окончанию молебна, когда открывали мощи для поклонения, после чего священник окроплял всех святой водой. Последний раз мы приехали пораньше, к литургии (что, конечно, ещё лучше) и тоже после молебна нам открыли мощи святого. Чувствовалась неописуемая благодать, которую словами передать практически невозможно, это нужно испытать самому и почувствовать.

Справа от раки с мощами святителя Иоасафа, на аналое находится ещё одна святыня собора — икона Божией Матери «Знамение», которая чудесным образом обновилась. Она вся была покрыта ржавчиной, но чудом на лике и на руках ржавчина исчезла и лик сильно преобразился.

В храме находится еще несколько святынь — это икона Божией Матери «Песчанская», которая относится ко времени жизни святителя Иоасафа Белгородского и чудотворная икона святителя Николая, или как её называют Николы Ратного. Икона очень старинная, у неё есть своя собственная очень интересная история. То, что она является чудотворной, я на собственном опыте убедилась.

На улице, напротив входа в собор, расположено множество лавочек, где прихожане и паломники могут спокойно посидеть отдохнуть.

Вот в нашем курском кафедральном Знаменском соборе мне лично этого момента сильно не хватает. Правда лавочки находятся на солнечной стороне и летом на солнцепёке здесь довольно жарко. Но в прохладное время года паломникам и прихожанам храма здесь можно сесть отдохнуть, уже здесь видна забота о людях, и это очень приятно.

Также на соборном дворе есть красивое здание приходского дома. Здесь располагаются рабочие кабинеты, библиотека и многое другое.

Хочется заметить ещё один немаловажный момент, что справа от главного входа в сам собор, если немного пройти, находится хорошо оборудованный очень современный чистый туалет. Может быть кому-то пригодится данная информация. Все мы живые люди, но, к сожалению, не во всех храмах есть доступ к туалетам, а здесь прямо всё по высшему разряду.

Необыкновенно красивая, чистая и ухоженная территория собора. Всюду посажены цветы, дорожки вымощены современной тротуарной плиткой.

За алтарной частью Преображенского собора установлен мемориальный камень, в память о невинно убиенных людях во время гонений на Православную Церковь.

Хочется порекомендовать всем посетить Преображенский кафедральный собор города Белгорода. Здесь вы сможете спокойно помолиться, получить духовную поддержку и подкрепление в наше нелегкое время, а также массу положительных эмоций.

Сайт органов местного самоуправлениягорода Белгорода

Преображенский кафедральный собор

Храм Преображения Господня был построен в 1813 г. на средства прихожан на месте обветшавшей деревянной церкви по проекту харьковского архитектора Евгения Алексеевича Васильева.

В клировой ведомости 1870г. сообщается:
«Преображенская церковь — двухэтажная каменная с таковою же колокольнею, построена в 1813 году тщанием прихожан и разных благотворителей. Престолов в ней пять: в нижнем этаже главный — в честь и славу Преображения Господня; в южном пределе — во имя пророка Илии; в северном — во имя жен Мироносиц; в верхнем этаже — во славу Богоявления Господня; в южном приделе — к западу- в честь иконы Знамение Пресвятой Богородицы Курския»

В конце 1920-х гг., в связи с закрытием Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора.

В 1962 г. Преображенский собор оказался в числе храмов, подлежащих закрытию и был передан Белгородскому областному краеведческому музею.

19 августа 1990 г. в престольный праздник было совершено богослужение у стен храма. С сентября 1990 г. осуществлялась поэтапная передача собора Церкви.

К сентябрю 1991г. храм был полностью освобожден в связи со Вторым обретением мощей Святителя Иоасафа епископа Белгородского. 17 сентября 1991 г. в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа.
19 августа 1990г. Первая после возвращения Литургия совершается у врат собора Высокопреосвященный Ювеналий, архиепископ Курский и Белгородский, обращается с проповедью к прихожанам

Нетленные мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского чудотворца

Нетленные мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского чудотворца

Чудотворная икона святителя Николая Ратного

Обновившаяся икона Божией Матери «Знамение»

Летопись Белогорья

Фото, видео, заметки и статьи из прошлого

Преображения Преображенского собора

В этом году главному храму Белгорода исполнилось 200 лет. Его силуэт знаком многим поколениям горожан, за это время он стал одним из символов нашего города. Очень долгое время собор был высотной доминантой старинного центра города, на его фоне сделаны самые известные снимки освобождения от оккупации, а позднее изысканная архитектура классицизма, хоть и в иной ипостаси, прочно закрепилась в иллюстративных материалах. В новейшее время Преображенский выступил символом духовного преображения. Но ниже речь пойдёт о другом преображении — о том как изменялся внешний облик памятника архитектуры.

История строительства.
Иногда говорят, что этот храм был построен в честь победы над Наполеоном. Но вот только закладка произошла задолго до Отечественной войны. А свои корни собор ведет из глубокой старины. Первая церковь Преображения Господня появилась много раньше нынешней. Из архивных документов известно о наличии таковой с середины 1620-х годов на территории второй (сторогородской) крепости Бела города. С перенесением города на берег Везёлки одноимённый храм расположился в остроге последней крепости. Сколько раз перестраивалась и отстраивалась заново деревянная Преображенская церковь трудно сказать, ведь пожары в то время были нередки и «возобновление» было делом обыденным.
Точного описания расположения деревянной церкви нет, но большинство исследователей придерживаются мнения, что она находилась правее женского монастыря. Изучив имеющиеся планы города, я также считаю, что она находилась внутри квартала, вблизи нынешней «Арт-студии», указывает на это и обнаруженное рядом небольшое кладбище. Но на картах разных периодов её положение в пределах этого квартала меняется, что говорит либо о неточностях, либо о переносе после разрушения. К началу XIX в. Преображенская церковь сильно обветшала, кроме того располагала весьма небольшим приходом. Встал вопрос о её закрытии. В то же время, находящаяся рядом Ильинская церковь, наоборот, не вмещала всех своих прихожан. Те, кто сегодня говорят об избыточности в городе культовых учреждений (а порой это даже сами священники!), не представляют себе Белгород того периода: место сегодняшней центральной площади со всех сторон окружали храмы… Каменная Ильинская церковь стояла прямо на площади, почти на Курской улице (Старомосковская, Попова). Это было некстати для развития городского пространства и тогда появилась мысль объединить две церкви. Идея принадлежала Курскому губернатору П.И.Протасову, который просил архиепископа Феоктиста Мочульского «вместо двух устроить одну церковь на приличном и по общему желанию граждан месте» (демократично так, однако).
В 1805 г. Феоктист обратился к благочинному церкви Ильи пророка о. Иоанну, который подтвердил, что «Ильинская церковь — старинная, без всякой архитектуры и не к месту, чем много отнимает красу у города и вид планный…» После этого был запущен оргпроцесс. Концепция новой большой церкви в два этажа была разработана Евгением Алексеевичем Васильевым. Белгородский городничий И.П.Леонтьев предложил место: «наиприличнейшее место быть церкви на Базарной площади, близ Курской улицы, по плану, сделанному Харьковским господином архитектором». Расположение недалеко от двух старых храмов устраивало всех, архитектор приступил к проработке фасадов, которые по задумке преосв. Феоктиста должны были стать достойной достопримечательностью. Одновременно начался сбор средств и стройматериалов, которые прихожане жертвовали всем миром. Строительство было начато в 1807 г., о чём и свидетельствует недавно обнаруженная закладная табличка в основании. Закончено же было в 1813, предположительно церковь освящена в главный престольный праздник — Преображение Господне. В первые годы церковь называлась по трём имеющимся престолам — Преображенско-Илиинско-Александра Невского.


Изменения внешнего вида.
К сожалению, нам не известен первоначальный вариант экстерьера, воплощенный архитектором Васильевым, и вполне возможно, что он отличался деталями от самых ранних имеющихся изображений. Исходя из заявленной стилистики и особенностей строительства, можно заключить, что здание было сразу оштукатурено, украшалось лепниной и рустовкой разных фактур. За последние же 100 лет отделка храма несколько раз радикально видоизменялась. Проследим наглядно, без подробных сложных комментариев. Вид №1, конец XIX-начало ХХ в. (кликабельно):

В XIX в. храм называли «церковью на базаре», нынче же часто именуют «зелёной церковью». За последние десятилетия все привыкли к зелени его стен и плохо представляют себе иной окрас. Тем не менее, большую часть жизни собор был белым. Впрочем, как и большинство других церквей. Раньше их просто белили мелом, это дёшево и практично. Если внимательно присмотреться, то окажется, что тон не везде одинаков, краска колеровалась для выделения отдельных элементов. Как правило это были очень светлые пастельные оттенки. Крыши и купола Преображенской церкви той поры были зелёными. Возможно, что купола крылись медью. Навершия — «яблоки» и кресты золотились. В целом для декора использованы простые, чёткие линии и орнаменты.
В предреволюционные годы храм подвергся масштабной реконструкции, радикально изменен стиль многих элементов фасадов, лепных рельефных украшений стало намного больше, они отличаются сложностью и затейливым рисунком. Налицо желание сделать здание наряднее, облегчить таким образом тяжеловесность силуэта. Таким был собор с 1910-х и до войны:

Во время боёв за город пострадала отделка, кровля, кирпичный свод над колокольней, позже обрушился западный фронтон. Опасных конструктивных разрушений не имелось. Ремонт был проведен силами прихожан в достаточно короткие сроки.

Собор был закрыт перед войной, открыт во время оккупации и после освобождения продолжал работу как кафедральный до 1962 г. Без необходимой срочной реставрации здание сильно обветшало, средств граждан хватало лишь на минимальный текущий ремонт. Постепенно разрушался внешний декор.

До 1973 г. продолжалась реставрация здания. Значительные работы проводились по перепланировке, но немало изменений произошло и снаружи. Это, конечно же, новый цвет, восстановление рельефов, и часы! Парадоксально, но факт: атеисты воплотили в жизнь мечту основателя собора, архиепископа Феоктиста. Ещё на первых этапах строительства он предлагал архитектору в первую очередь заняться колокольней: «деньги употребить на построение колокольни великолепной, с часами и курантами для красы и славы всего города, поелику сия церковь будет между присутственными местами и красными рядами…» Но тогда с курантами не получилось. Сомневаюсь, что реставраторы знали о той переписке владыки с Васильевым, их замысел был в том, чтобы создать аналогию — часы на башне старого здания как бы повторяли часы на башне крепости — почетный знак особой значимости.

На протяжении последующих 17 лет в здании располагался областной краеведческий музей. Это время можно назвать золотым для музея. Такого качественного развития ни до, ни после пребывания в этих стенах не было. Экстерьер колокольни для сравнения с прошлыми вариантами:

С престольного праздника 1990-го в соборе возобновляются службы. Через год храм полностью переходит верующим. Первым делом на место возвращаются кресты:

Затем начинается очередная масштабная многолетняя реставрация. Её итог — изменение рельефных узоров в сторону упрощения, осветление цвета стен, затем — золочение куполов. На фото — начало процесса:

Последними изменениями стали «флуоресцентный» оттенок зелёного:

И замена оконных переплётов. Самый свежий вид:

Каким мы увидим Преображенский собор в будущем? Время покажет. Понятно, что глобальных перемен в памятнике не произойдёт, но поиск максимально гармоничной формы для духовной обители видимо ещё не окончен.

Alexander del SanchesS.

Редакция сайта благодарит Alexander del SanchesSа за разрешение на размещение материала.

Ссылка на основную публикацию