Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Одна из древнейших в России обителей, Псковский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, находится на левом берегу реки Великой, при впадении в нее небольшой речки Мирожки. Название речки произошло от слова «мрежи», «сети», т.к. издавна около монастыря были рыбные ловли. Археологические находки медных вещей показывают, что уже в бронзовом веке на этом месте находилось поселение одного из славянских племен кривичей, образовавших впоследствии громадную Российскую империю. Существует предание, что первое заселение Пскова было именно здесь и здесь же останавливалась когда-то равноапостольная княгиня Ольга.

Точная дата монастыря не известна, равно как и имя его создателя. Историками принято считать основателем монастыря святителя Псковского и Новгородского епископа Нифонта, жившего в 12 веке.

Расположение этого места таково, что отделенный от крепостных стен Пскова рекою Великой, монастырь был со всех сторон открыт для частых в древние времена вражеских набегов. Находясь за пределами крепостных стен Пскова, он первым принимал на себя удары неприятеля.

Фундаментом для монастыря служит известковая скала, едва прикрытая тонким слоем земли. Таким образом алтарная часть Стефановскго храма представляет собой как бы нос корабля, устремленного в безконечность. Постройка монастыря была благословлена святителем Нифонтом, епископом псковским и новгородским, ревностным и неутомимым распространителем православия. В середине 12 века был заложен каменный собор в честь Преображения Господня, давший начало Мирожскому монастырю. Испытывая глубокую скорбь оттого, что вера Христова зачастую уживается в человеке с языческими верованиями, святитель Нифонт приглашает лучших византийских мастеров для росписи стен Преображенского собора. При практически полном отсутствии грамотности среди населения раннего и позднего средневековья, изобразительный ряд сюжетов из Ветхого и Нового Завета, полностью покрывающий стены и своды Преображенского собора, становится живописным Евангелием для многих поколений. И это благословение святителя Нифонта на просветительскую миссию, данное Мирожскому монастырю при его основании, действенно до сих пор.

Стиль фресок, по определению специалистов, является иератическим (священным), в котором религиозная идея преобладает над свободным творчеством художника. Все фрески представляют собой копии с лучших греческих образцов Первым игуменом монастыря стал преподобный Авраамий, который и почил в день празднования главной монастырской иконы Божией Матери «Мирожская», 7 октября по новому стилю.

Более, чем в течение шести веков, Псков и вместе с ним, а вернее даже в первую очередь – Мирожский монастырь, подвергались нападениям западных врагов. Ни одно из бедствий, пронесшихся над Псковом, не проходило мимо Мирожской обители. При каждом нападении она подвергалась разграблению или была истребляема пожаром, а нередко служила даже лагерем для неприятелей. В 1299 году немецкие рыцари разорили городские посады и убили мирожского игумена Василия, многих монахов и защитников монастыря. Василий Мирожский вместе с Иоасафом Cнетогорским, также стяжавшим мученический венец от рук меченосцев в то же время, является местночтимым святым. День памяти святых Василия и Авраамия Мирожских поминается 17 марта по н.с.. В 1323 году монастырь вновь подвергся нападению немцев. А во время осады города польскими войсками короля Стефана Батория в 1581 году он служил местом размещения вражеской артиллерии. Мирожский монастырь визуально находится напротив того участка крепостной стены на противоположном берегу Великой, где поляки предприняли решительный штурм города. Это место, где поляки пробили брешь в стене, впоследствии было названно «у Пролома». Сюда были брошены все силы врага, и только чудесное заступление Богородицы позволило выстоять гарнизону города. Основатель монастыря св. Нифонт был в числе святых, сопровождавших Царицу Небесную, когда та накануне решительного штурма явилась во сне кузнецу Дорофею.

При всем открытом положении для неприятелей монастырь никогда не был укреплен. И после всех бедствий, перенесенных им в течение нескольких веков, главная соборная церковь Преображения сохранила не только свои стены, но даже древние, практически современные основанию храма фресковые изображения, которые и теперь поражают своей яркостью и живостью красок.

Итак, в силу неспокойных исторических условий обитель не могла в полной мере служить прибежищем для искавших уединенной и созерцательной жизни иноков. Возможно, Господь определил монастырю быть источником евангельской проповеди и духовным форпостом для охранения православных пределов. Мирожский монастырь явился подлинным центром духовного и культурного просвещения псковской земли, где в те далекие времена еще сильны были языческие верования. С начала основания в обители существовала иконописная школа, в которой сформировались традиции псковской иконы. Среди получивших образование в Мирожском монастыре был св. Корнилий — впоследствии игумен Псково-Печорского монастыря, прославленный в лике преподобномученников — духовный писатель, просветитель эстов, неутомимый благоустроитель ввереной ему обители. В прежние времена Мирожская обитель была достаточно многолюдною, она считалась второю из числа четырех больших Псковских монастырей (первым был Снетогорский, третьим Елиазаровский и четвертым Великопустынский). Спасо-Мирожский монастырь с XVI века был одним из богатейших среди других обителей Пскова. Он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой. Городская территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи, где стояли мукомольные мельницы, берег Великой с банями, кузницами, хозяйственными дворами. В конце XVIII в. территория монастыря сократилась до существующей ныне ограды.

В 20-х годах ХХ столетия монастырь был упразднен новой властью и все монастырское имущество, включая церковные святыни, были изъяты. Мирожская икона Божией Матери, чаша архиепископа Нифонта были помещены в Псковский музей-заповедник.

В 1994 году Высокопреосвященнейший Евсевий Архиепископ Псковский и Великолуцкий совместно с областной администрации приняли соглашение по вопросу передачи храма первомученика Стефана, братского корпуса и дома Настоятеля Псковской Епархии.

Это событие стало началом возрождения монашеской жизни в древнейшей обители. Много трудов было положено на восстановление монастыря. Важно было не только начать богослужение в переданном монастырю храме, но и наладить монастырский быт, а также возродить традиционно существующую в монастыре иконописную мастерскую. Через три года, в день памяти первомученика архидиакона Стефана, 15 августа 1997 года Его Высокопреосвященство Владыка Евсевий освятил вновь созданную иконописную школу и благословил на труды иконописцев из числа монашеской братии.

В настоящее время богослужения проводятся по воскресным дням и двунадесятым праздникам. По воскресеньям в 17 часов служится молебен с акафистом перед иконой Мирожской Божией Матери. Утреннее и вечернее правила настоятель с братией совершают также в храме первомученика Стефана. Насельники монастыря, трудники, работают в столярной мастерской, в котельной, обучаются и помогают иконописцам в подготовке досок и левкаса и других работах, изготавливают сувениры с тематикой Мирожского монастыря, трудятся в монастырской библиотеке, выполняют ремонт помещений и другие послушания.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Н а левом берегу реки Великой, в месте впадения в нее небольшой речки Мирожи находится комплекс одного из самых древних монастырей псковской земли и Северо-Западной Руси в целом. Это Спасо-Мирожский монастырь. Во второй четверти XII в. по заказу новгородского архиепископа Св. Нифонта новгородской строительной артелью был поставлен каменный Спасо-Преображенский собор, который в несколько измененном виде сохранился до наших дней. Он представлял собой тогда необычный для древнерусской архитектуры тип крестово-купольного храма с пониженными боковыми апсидами и западными угловыми компартиментами. Последние, впрочем, были вскоре надстроены теми же мастерами до высоты основного объема здания. В перестроенном виде этот тип храма был использован как образец при возведении несохранившейся Климентовской церкви в Старой Ладоге (1153 г.) и строительстве собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310–1311 гг.) в Пскове.

Для внутренней отделки храма новгородский владыка выписал греческих мастеров, которые расписали его стены фресковой живописью. Сегодня мы имеем не менее 80 % первоначальной росписи. Крупномасштабные композиции «Деисус», «Вознесение», «Рождество Христово», «Успение Богоматери», «Сретение», «Богоявление», «Воскрешение Лазаря», «Распятие», «Снятие с креста», «Воскресение Господне», «Сошествие Св. Духа на Апостолов» украшают алтарь, купол, своды и стены собора. Эти сюжеты дополнены многочисленными евангельскими сценами и фигурами святых. Уникальный по полноте сохранившийся ансамбль древнерусских фресок тесно связан с классическими памятниками греческого искусства XII в.

Забеленные в позднесредневековое время фрески вновь были открыты во второй половине XIX в. и вскоре записаны клеевой живописью мастерами палехского подрядчика Н. М. Сафонова. В XX в. периодически велись работы по раскрытию древней фресковой живописи и укреплению красочного слоя. Освобожденные от клеевого плена фрески Спасо-Преображенского собора поражают посетителей высочайшим мастерством исполнения, яркостью и насыщенностью тонов, классической иконографией.

Историко-архитектурный ансамбль Спасо-Мирожского монастыря включает также памятники более позднего времени. Среди них следует отметить теплую трапезную церковь Св. Стефана Архидьякона, поставленную в к. XVII – н. XVIII вв. на Св. Вратах монастыря; братский двухэтажный корпус XVIII в. с колокольней 1879 г.; деревянный на каменной подклети XV в. настоятельский дом. Все эти постройки, окруженные ныне монастырской оградой, представляют собой свидетельства былой славы и величия этого древнего монастыря.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове

Тип: Церковь

Страна: Россия

Место нахождения: Псков

Век: 12

Уточняющая датировка: 1137-1140-е гг.

Заказчик: Ахиепископ Нифонт

Строительство Спасо-Преображенского собора (1137-1140 гг.) связывают с деятельностью архиепископа Нифонта, которая была направлена на окончательную христианизацию Пскова, где пока ещё было много язычников. Строительство велось в несколько этапов, в ходе которых был изменён первоначальный замысел постройки. Изначально собор мыслился как крестовокупольный храм без хор, с чётко выделенными ветвями подкупольного креста за счёт понижения угловых объёмов. Интерьер собора с явно выявленной структурой крестовокупольной конструкции, с широкими нерасчленёнными плоскостями стен, плавно перетекающих в своды. Здесь полностью отсутствуют членения стен лопатками, и лишь немногочисленные окна и арки боковых объёмов вносят некоторое разнообразие в этот монолитный интерьер. Необычайно просторный купол был увеличен зодчими за счёт того, что при строительстве стены барабана были сделаны значительно тоньше, что облегчило конструкцию и увеличило диаметр купола изнутри почти на 1,5 метра.
Неизвестно по каким причинам, но позднее архитектурная композиция собора была изменена — угловые западные объёмы храма были достроены до верхней отметки центрального свода, тем самым ярко выраженная крестово-купольная структура собора была нарушена, хотя изнутри сохранился чётко выраженный крестово-купольный характер постройки. Над угловыми помещениями возникли два небольших замкнутых объёма второго этажа, оборудованные под придел и ризницу. В пространстве западного рукава подкупольного креста был установлен деревянный настил хор, подняться на который можно было по наружной деревянной лестнице через дверной проём, который был растёсан на месте верхнего окна западной стены. В XVI в. к западному фасаду пристраивается паперть со звонницей, имеющей характерные псковские очертания. В XVII-XVIII столетиях храм получает четырёхскатное покрытие, которое закрыло нижнюю часть барабана, что повлекло за собой изменения контуров купола, шлемовидная форма которого была заменена на луковичную. Лишь восточный фасад напоминает облик собора XII столетия. Кроме того примерно на 2 метра вырос культурный слой вокруг собора, что придаёт сегодняшней постройке несколько приземистый облик.

Иконография

Составителем насыщенной догматическо-повествовательной программы росписей собора, несомненно, являлся архиепископ Нифонт, в задачи которого входило христианское просвещение псковской паствы. Система декорации отличается уникальным многообразием и обилием сюжетов. Верхние регистры центрального объёма занимают сцены евангельского цикла, здесь также проиллюстрированы деяния апостолов, Протоевангелие Иакова, повествующее об истории родителей Богоматери и Её детстве, житие Иоанна Предтечи, апокрифические сказания об архангеле Михаиле. Эти сюжеты расположены в малых боковых объёмах и представляют простанственно замкнутые циклы, изобилующие повествовательными деталями. По подробности изложения фрески Мирожского монастыря сравнимы разве что мозаики соборов Сицилии, выполненных в 1140-1180-х гг. византийскими мозаичистами. Догматической основой Мирожских фресок является тема соединения в Боге-Сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы.

В конхе апсиды «Деисус» с восседающим на троне Христом, к Которому в молении обращены Богоматерь и Иоанн Предтеча. Над фигурой Христа «Этимасия» — символическое изображение Святой Троицы. Ниже расположено ставшее традиционным для искусства XII столетия «Причащение апостолов». В своде алтаря сцена «Преображение». Этот сюжет подчеркивает божественность Христа, которая была впервые явлена апостолам на Фаворе. Завершает алтарную композицию медальон в софите восточной подпружной арки с Христом Эммануилом.

В барабане продолжена христологическая тема. Во лбу восточной и западной подпружных арок изображены два «Нерукотворных Спаса» — «Мандилион» и «Керамион». В куполе «Вознесение», где славу с Христом несут восемь стоящих ангелов. В византийских аналогах обычно изображается два, четыре, редко шесть летящих ангелов. «Вознесение» среди всех вариантов купольной декорации имеет самую древнюю традицию, поскольку именно эта композиция украшала купол ротонды Гроба Господня, выполненная мозаичистами при императоре Константине.

Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма, где последовательно представлены события от «Сретения» до «Сошествия во ад». Значительная часть отведена теме Страстной седмицы — «Вход в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Омовение ног», «Распятие», «Оплакивание». Два регистра сцен меньшего масштаба расположены под сводами и продолжают тему Страстей Христовых — в северном рукаве подкупольного креста: «Поцелуй Иуды», «Три отречения Петра», «Суд Синедриона», «Христос перед Пилатом». В южном рукаве подкупольного креста: «Жены мироносицы у Гроба Господня», «Явление Христа женам мироносицам», «Уверение Фомы», «Явление Христа на море Тивериадском». Нижний регистр отведён под сцены чудес Христовых: «Усмирение бури», «Исцеление тёщи Петра», «Воскрешение дочери Иаира», «Исцеление расслабленного», «Воскрешение сына вдовы в Наине», «Исцеление бесноватых», «Исцеление больного водянкой» и др.

«Сошествие во ад» и «Сретение», находясь на противоположных сводах и фланкируя алтарное пространство, составляют единый тематический раздел: в событиях «Сретения» открываются через пророчества будущие крестные страдания Христа, а в «Сошествии во ад» — победа Креста. Такое антиномичное сопоставление сюжетов находящихся не рядом, но в пандан друг другу, можно найти и в византийской храмовой декорации. В росписях Мирожского собора аналогично соотносятся сцены «Успение» и «Рождество Христово», как антитеза: рождение во плоти и рождение после смерти для небесной жизни.

Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых мучеников, целителей, диаконов, пресвитеров. В верхнем ряду и в нижнем — крупномасштабные фигуры преподобных. Довольно насыщенными в сюжетном отношении оказываются фрески небольших угловых компартиментов собора, которые ради подробного изложения выполнены в мелком масштабе.

В апсиде жертвенника представлен цикл деяний Иоанна Предтечи. Апсида дьяконника отведена под цикл деяний архангела Михаила: «Изгнание Адама и Евы из рая», «Борьба Иакова с ангелом», «Гостеприимство Авраама», «Чудо исцеления у источника в Вифезде». Анализ памятников показывает, что росписи боковых апсид восходят к образцу Успенского собора Киево-Печерской Лавры, выходцем которого был архиепископ Нифонт.

Северо-западный компартимент посвящён деяниям апостолов: «Диспут о вере» — в люнете западной стены. Два верхних регистра сводов отведены под сцены проповеди апостолов Петра и Павла. В плохо сохранившемся нижнем регистре представлены сцены из жития св. Климента папы Римского. На первый взгляд, роспись Мирожа выглядит несколько провинциальной и перегруженной. Причиной этому впечатлению является многоярусность живописи, избыточность сюжетов и фигур, пропорциональное несоответствие крупномасштабных композиций верхней зоны и уменьшенных изображений в нижней части. Объяснение этому можно найти в специфике заказа архиепископа Нифонта — максимально полное изложение разработанной программы. Более пристальный анализ выдаёт руку первоклассных мастеров, без сомнения имевших столичную, константинопольскую выучку, что выдаёт себя в точности письма и художественных приёмов, в блестящем знании иконографии, аналогии которой можно увидеть в росписях Сицилии и, наконец, греческие надписи.

В работе принимало участие как минимум трое мастеров. Ведущий мастер работал в верхней зоне, остальные художники работали в строго детерминированной системе письма. Мастера морожских росписей используют поразительно богатую цветовую палитру. Основу колорита составляет сочетание плотного и холодного ярко-голубого фона и малахитового позёма, на котором яркими светлыми пятнами и силуэтами смотрятся изображения, написанные сильно разбелёнными красками различных оттенков, в которых также преобладают холодные тона, изысканные цветовые сочетания. В композициях сводов, купола и парусов в изображении крупных ликов применяется сложная техника, которая включает до восьми последовательно накладываемых слоёв. Белильные высветления намечают в ликах наиболее выпуклые части, придавая персонажам аскетичный и несколько иссушенный облик. Форма создается за счёт пробелов, положенных без промежуточных проработок. В образах Мирожа присутствует духовое напряжение, самоуглублённость, повышенная экспрессия.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Адрес: Мирожская наб., 2

Тел.: 8(8112) 56-73-02

Время работы:

— вторник-воскресенье с 11.00 до 17.00

Последний вторник месяца — санитарный день.

Билеты продаются до 16.30

Стоимость посещения:

— взрослые — 200 руб./чел.;

— школьники, студенты, пенсионеры — 100 руб.

— семейный билет — 400 руб.

Для иностранных граждан:

— взрослые — 350 руб./чел.

— школьники, студенты, пенсионеры — 250 руб.

Собор открыт для посещений только в сухую погоду.

Мирожский монастырь

На левом берегу реки Великой в месте впадения в нее небольшой речки Мирожи находится комплекс одного из самых древних монастырей Псковской земли и Северо-Западной Руси в целом. Это Спасо-Мирожский монастырь. Во второй четверти XII в. по заказу новгородского архиепископа Св. Нифонта новгородской строительной артелью был поставлен каменный Спасо-Преображенский собор, который в несколько измененном виде сохранился до наших дней. Он представлял собой тогда необычный для древнерусской архитектуры тип крестово-купольного храма с пониженными боковыми апсидами и западными угловыми компартиментами. Последние, впрочем, были вскоре надстроены теми же мастерами до высоты основного объема здания. В перестроенном виде этот тип храма был использован как образец при возведении несохранившейся Климентовской церкви в Старой Ладоге (1153 г.) и строительстве собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310-1311 гг.) в Пскове.

Для внутренней отделки храма новгородский владыка выписал греческих мастеров, которые расписали его стены фресковой живописью. Сегодня мы имеем не менее 80% первоначальной росписи. Крупномасштабные композиции «Деисус», «Вознесение», «Рождество Христово», «Успение Богоматери», «Сретение», «Богоявление», «Воскрешение Лазаря», «Распятие», «Снятие с креста», «Воскресение Господне», «Сошествие Св. Духа на Апостолов» украшают алтарь, купол, своды и стены собора. Эти сюжеты дополнены многочисленными евангельскими сценами и фигурами святых. Уникальный по полноте сохранившийся ансамбль древнерусских фресок тесно связан с классическими памятниками греческого искусства XII в.

Забеленные в позднесредневековое время фрески вновь были открыты во второй половине XIX в. и вскоре записаны клеевой живописью мастерами палехского подрядчика Н.М. Сафонова. В XX в. периодически велись работы по раскрытию древней фресковой живописи и укреплению красочного слоя. Освобожденные от клеевого плена фрески Спасо-Преображенского собора поражают посетителей высочайшим мастерством исполнения, яркостью и насыщенностью тонов, классической иконографией.

Историко-архитектурный ансамбль Спасо-Мирожского монастыря включает также памятники более позднего времени. Среди них следует отметить теплую трапезную церковь Св. Стефана Архидьякона, поставленную в к. XVII — н. XVIII вв. на Св. Вратах монастыря; братский двухэтажный корпус XVIII в. с колокольней 1879 г.; деревянный на каменной подклети XV в. настоятельский дом. Все эти постройки, окруженные ныне монастырской оградой, представляют собой свидетельства былой славы и величия этого древнего монастыря.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

На левом берегу речки Мирожи, в окружении поистине священной природы, расположился один из древних монастырей России, который именуют Мирожский — по названию небольшой речки, увековеченной навеки в имени святой обители. И река, и монастырь как бы соединены воедино — у самого устья реки устремляются к небесам древние стены храмов.

История возникновения обители

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, основанный еще в XII веке, до сегодняшнего дня является одним из существующих древних памятников византийской изографии. Фрески, созданные в первые века существования монастыря мастерами, чьи имена, к большому сожалению, утрачены, словно прокладывают невидимый мост из древнего прошлого в настоящее, соединяя века и пространства.

Доподлинно неизвестна точная дата возникновения Мирожской мужской обители. Во времена Средневековья Спасо-Преображенский Мирожский монастырь выполнял важную роль культурного центра на Псковских землях. Уже в те времена при монастыре была очень большая библиотека, монахи, работающие в ней, вели летопись обители и переписывали древние рукописи.

Важно! Именно трудами монахов Мирожской обители была переписана копия такого известного каждому произведения, как «Слово о полку Игореве». Также при монастыре работала иконописная мастерская, в которой монахи не только реставрировали древние иконописные изображения, но и писали иконы.

В советский период Мирожский мужской монастырь был закрыт, а его помещение стало использовать под экскурсионную станцию города Пскова. Но этот довольно небольшой временной период в сравнении со всей историей монастыря, был завершен уже в 1990 году, когда Стефановская церковь, братские и настоятельские корпуса были возвращены в лоно православия, что послужило возрождению монастырской жизни. Вскоре в обитель прибыли монахи и хотя бы некоторая часть обители вновь наполнилась жизнью.

Другие монастыри в честь Преображения Господня:

Примечательно, что соседство монастыря с экскурсионной городской станцией продолжалось вплоть до 2010 года, когда вся монастырская территория, только без Спасо-Преображенского храма, вновь перешла в церковное владение.

Современное состояние

В настоящее время Мирожская обитель готова к ежедневному приему паломников и туристов. Для паломников работает специальный центр, специалисты которого проводят экскурсии по святым псковским местам. Для тех, кто останавливается в гостевых номерах, работает трапезная (Стефановский корпус).

Описание

Особой гордостью Спасо-Преображенского Мирожского монастыря считается мастерская иконописи. В ней работают профессиональные художники, являющиеся насельниками монастыря.

Стоит заметить, что художники работают в соответствии с традиционным иконописным каноном, который был создан еще в XII веке. Все иконы выполняются темперными красками по липовому спилу, а при помощи сусального золота выполняется позолота.

Интересно! Для гостей мастерской часто проводятся мастер-классы по изготовлению свечей из воска и по росписи темперой.

Деятельность прихода

Сегодня монастырь, по примеру других, не разворачивает активной деятельности. Основное направление работы наставников обители — туристическое, в соответствии с которым развиваются иконописная и церковные лавки, издавна бывшие при монастыре.

Переоборудованные с удобствами кельи для туристов и паломников позволяют проживать на территории монастыря до нескольких дней и питаться натуральными монастырскими продуктами в трапезной.

Святые и подвижники благочестия

История Мирожского мужского монастыря связана с именами таких святых подвижников, как:

  • преподобномученик Василий Мирожский, управляющий в XIII веке Мирожской обителью и пострадавший в это время от рук немцев;
  • преподобный Авраамий Мирожский — строитель и первый игумен Спасо-Преображенской мужской обители;
  • святитель Нифонт Новгородский, приготовивший эскизы для фресок Спасо-Преображенского храма.

Праздники и чтимые даты

Главными праздниками, строго чтимыми в обители, были и остаются Рождество Христово и Светлая Пасха, кроме них существуют также некоторые важные для этого монастыря даты, когда проходят праздничные богослужения:

  • праздник Преображения Господня (19 августа);
  • день памяти первомученика Стефана (9 января);
  • праздник обретения мощей первомученика архидиакона Стефана.

Святыни и святые источники

В Мирожской обители хранятся несколько святынь, одна из которых — Мирожская чудотворная икона Божией Матери, сыгравшая в судьбе монастыря не последнюю роль. Также в монастыре можно увидеть такие иконы, как:

  • икона Псково-покровской Богоматери;
  • икона святителя Нифонта;
  • икона святых во Псковской земле просиявших.

Храмы и богослужения

Богослужения проходят только в одном храме монастыря — церкви первомученика Стефана. Спасо-Преображенский храм является памятником архитектуры, вошедшим в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня богослужения в монастыре ведутся по праздничным дням и воскресеньям. В праздничные дни проходят утренние и вечерние службы, в воскресные в 17.00 читается молебен перед иконой Богоматери Мирожской.

Информация для паломников

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь находится в самом центре Пскова по адресу: Мирожская набережная, д. 2.

В первую очередь, туристов привлечет внимание уникальный Спасо-Преображенский храм, выстроенный по крестово-купольному типу и увенчанный одной главой. Внешне храм выглядит похожим на крест, чем отличается от образцов древнерусского зодчества и близок к византийской традиции.

Архитектурные памятники

Мирожский монастырь является одним из самых значимых памятников средневековой архитектуры, кроме того, именно он является официальным символом города Пскова.

Важно! Древнейшим памятником на территории монастыря считается Спасо-Преображенский храм. Он удивляет своей росписью, исполненной специально приглашенными для этого византийскими мастерами. Сюжетом для фресок послужили сцены из Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Завета, повествующего о рождении, жизни и смерти Иисуса Христа.

Возникновение храма связано с именем Нифонта — новгородского епископа, бывшего по своему происхождению греком, но принявшего постриг в Киево-Печерском монастыре. Нифонт не только наградил новую обитель именем, но и разработал некоторое количество эскизов для росписи стен храмов, входящих в архитектурный ансамбль Спасо-Преображенского Мирожского монастыря.

Еще один храм — церковь Апостола и Первомученика Стефана, построенная в самом начале XVII века. По типу застройки эта церковь — надвратный храм с подклетом, к ней примыкают Святые ворота. Так называемая Стефановская церковь исполнена в соответствии с канонами московского храмового зодчества: это и затейливые карнизы, наличники и колонны.

Кроме перечисленных объектов, на монастырской территории находится двухэтажный братский корпус и настоятельский корпус, построенные в XVIIІ -XIX веках.

Как добраться

От железнодорожного вокзала в городе Пскове можно добраться до обители как на автобусе (№ 2 и 5), так и на маршрутном такси (№ 2т).

Для тех, кто не торопиться можно пройтись пешком, ведь расстояние составляет всего 1, 5 километра.

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь

Монастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма. Находится в Пскове, при впадении реки Мирожа (откуда и получил своё название) в р.Великую.

Точная дата основания монастыря не известна, равно как и имя его создателя. Историками принято считать основателем монастыря святителя Псковского и Новгородского епископа Нифонта, жившего в 12 веке. Сперва был построен Спасо-Преображенский собор, давший начало монастырю. Как и многие монастыри в то время, Мирожский монастырь служил крепостью, в которой не только монахи, но и миряне могли спрятаться за крепкими стенами от постоянных набегов врагов.

Отдельный интерес представляют храмы монастыря.

Мирожский монастырь жил насыщенной и деятельной жизнью. Что не удивительно, ведь он находится всего в 20 минутах ходьбы от Псковского Крома. Для города он стал центром культурной и образовательной деятельности. Именно здесь вели псковскую летопись, монастырь обладал богатой библиотекой, имел крупную мастерскую переписчиков (здесь был переписано и сохранено «Слово о полку Игореве») и иконописную мастерскую, создававшую прекрасные иконы.

Также Мирожская обитель была одной из самых богатых на псковской земле, занимая почти всю пойму реки Мирожи, имела большое хозяйство с мельницами, кузнями, хозяйственными дворами. После революции монастырь был упразднен и не работал вплоть до 1994 года. Сейчас монастырь является действующим.

Собор Спаса Преображения

Храм Апостола и Первомученика Стефана.

Церковь построена в 12 веке на месте старой, известной еще с 1402 года церкви.

Это надвратный трапезный храм, очень нарядный и светлый, декорированный белеными кирпичными карнизами и орнаментальными поясами. Храмовый иконостас выполнен фресковой роспись архимандрита Зенона, одного из самых известных современных иконописцев, а среди почитаемых святынь – чудотворная икона Божией Матери Мирожская Оранта.

Храм является действующим, и здесь не только регулярно проходят богослужения, но также работает иконописная мастерская.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Слава Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в Пскове столь же велика, как и его древность. Основанный в середине XII века новгородским архиепископом св. Нифонтом, монастырь был носителем духовного просвещения, хранителем традиций церковного искусства и книжности. В средние века здесь находилась богатая библиотека, работали переписчики духовной литературы, велась Псковская летопись, существовала иконописная мастерская. Здесь была переписана и сохранена для потомков эпическая повесть «Слово о полку Игореве». Среди получивших образование в Мирожском монастыре был св. Корнилий — впоследствии игумен Псково-Печорского монастыря, прославленный в лике преподобномученников — духовный писатель, просветитель эстов, неутомимый благоустроитель ввереной ему обители.

Монастырь пережил многие войны и нападения. Находясь за пределами крепостных стен Пскова, он первым принимал на себя удары врагов. В 1299 году войска Ливонского Ордена напали на псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастыри. Тогда был убит игумен Мирожского монастыря — преподобный Василий Мирожский. Вместе с Иоасафом Cнетогорским, также стяжавшим мученический венец от рук немцев, он является местночтимым святым.

Во время Ливонской войны в царствование Ивана Грозного Мирожский монастырь находился непосредственно перед тем участком псковской крепости на противоположном берегу Великой, где поляки под командованием короля Стефана Батория предприняли решительный штурм города. В том месте, впоследствии названном «у Пролома», куда были брошены все силы врага, только чудесное заступление Богородицы позволило выстоять гарнизону города. Основатель монастыря св. Нифонт был в числе святых, сопровождавших Царицу Небесную, когда та накануне решительного штурма явилась во сне кузнецу Дорофею.

Спасо-Мирожский монастырь с XVI века был одним из богатейших среди других обителей Пскова. Он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой. Городская территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи, где стояли мукомольные мельницы, берег Великой с банями, кузницами, хозяйственными дворами.

В конце XVIII в. территория монастыря сократилась до существующей ныне ограды. В XX веке монастырь был закрыт. Знаменитый собор Спаса Преображения открылся после вековой реставрации фресок в конце столетия и ныне хранится музейно.

Мирожский монастырь представляет собой архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения. В панораме левого берега реки Великой он занимает ключевое место, отмечая мыс у впадения в нее Мирожи и образуя визуальную диагональ с Троицким кафедральным собором. Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель формирует парадный фасад Завеличья, обращенный к городу.

Архитектурная композиция монастыря включает в себя следующие памятники:

СОБОР СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ сер. XII века

Древнейший монастырский храм – центр Христианского Просвещения в Пскове; воздвигнут попечением святителя Нифонта, которому, по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля фресок Мирожи, выполненных византийскими художниками в середине века. Фрески, сохранившиеся на 80%, сплошным ковром покрывающие стены храма, — всемирно известное достояние культуры.

Архитектура собора являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов: мощный крестовокупольный храм с одной главой на обширном световом барабане «выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми частями» (А.И.Комеч), т.е. зримо воплощает символику равноконечного православного креста.

Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковское зодчество в дальнейшем.

Фрески собора – краеугольный камень всей знаменитой средневековой школы псковской живописи.

Собор и фрески неоднократно исследовались и реставрировались. Впервые – в 1887 г. под руководством В.В.Суслова, в XXвеке – А.И.Анисимова, Д.Е.Брягина, Г.В.Алферовой, В.Д. Сарабьянова).

СТЕФАНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (XVII в.)

Построена на месте более древней (1406 г.); представляет собой надвратный трапезный храм на подклете, к которому примыкают Святые ворота.

В архитектуре заметны московские черты. Фасады декорированы белеными кирпичными карнизами, орнаментальными поясами, лопатками. Окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. Интерьер храма двусветный, перекрыт сомкнутым сводом.

Замечательным украшением Стефановской церкви стал иконостас, исполненный в византийских традициях архимандритом Зиноном в 90-х годах XX века.

КОЛОКОЛЬНЯ, БРАТСКИЙ КОРПУС (к XVII — XIXвв.) БРАТСКИЕ КЕЛЬИ (XVIII — XIX вв.)

Колокольня (1879 г.), увенчанная куполообразной кровлей, примыкает к Святым воротам; к ней, в свою очередь, присоединяется двухэтажный Братский корпус, образуя парадный фасад монастыря с северной стороны.

НАСТОЯТЕЛЬСКИЙ КОРПУС (XVIII – XIX вв.)

Располагается к западу от Преображенского собора; на древнем каменном подклете, вытянутом в плане, надстроен деревянный этаж.

С 1994 года территорию и постройки монастыря совместно используют Псковский Музей-заповедник и недавно возникшая монашеская община, при которой создана иконописная школа. Основателем школы был выдающийся современный иконописец архимандрит Зинон, известный далеко за пределами России. В стенах монастыря можно увидеть замечательные фрески и иконы его работы.

В настоящее время братия монастыря состоит из настоятеля иеромонаха Марка и 10 человек. Иконописцы из числа братии исполняют заказы по написанию и реставрации икон, возрождая древние секреты иконописи и передавая навыки все желающим посвятить себя этому высокодуховному творчеству.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь — выдающийся памятник православной средневековой культуры Пскова и один из символов древнего и современного города. Постройка монастырей на Руси всегда имела значительное основание для их возведения именно на месте сем. В данном случае монастырь должен был служить крепостью и, одновременно, стремился стать центром монашеской жизни древнего города, исповедуя Христианство. На протяжении 8-ми веков, она являлась для горожан не только пристанищем для страждущих, но и образцом благочестия.

Собор Спаса-Преображения Мирожского монастыря знаменит фресками XII века

В презентации использованы фотографии Ивана Чистякова, фотографа.

Спасо-Мирожский монастырь. 1899 г . Фото Компрады

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь — выдающийся памятник православной средневековой культуры Пскова и один из символов древнего и современного города. Постройка монастырей на Руси всегда имела значительное основание для их возведения именно на месте сем. В данном случае монастырь должен был служить крепостью и, одновременно, стремился стать центром монашеской жизни древнего города, исповедуя Христианство. На протяжении 8-ми веков, она являлась для горожан не только пристанищем для страждущих, но и образцом благочестия.

фото 1882 года

Летописи сообщают, что святитель и епископ Новгородский Нифонт «повелел заложить каменный храм во имя Спаса Преображения в Мирожском монастыре» Самым ранним по происхождению источником является Новгородская Первая летопись старшего извода, представленная единственным Синодальным списком XIII- XVI вв.

В этом списке под 1156 г . находится сообщение о кончине новгородского архиепископа Нифонта, который в 1549 году был канонизирован: «Тои же весне преставися архиепископ Нифонт, априля в 21: шъл бяше Кыеву противу митрополита; инии же мнози глаголаху, яко полупив святую Софию, пошъл Цесарюграду; и много глаголаху на нъ, но собе на грех. О сем бы разумети комуждо нас: который епископ тако украси святую Софию, притворы испъся, кивот створи и всю извну украси; а Плескове святого Спаса церковь създа камяну, другую в Ладозе святого Климента».

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. 1899 год. Фото О. Парли

Эта древняя иноческая обитель была первой в древнем городе и воздвигнута была в живописнейшем уголке Пскова-града, на полуострове при впадении реки Мирожи в Великую. Временем её основания принято считать 1156 год. Первый настоятель Мирожского монастыря, преподобный Авраамий, скончался в 1158 году, и мощи его почивают под спудом Спасо-Преображенского собора.

По своему устройству обитель стала преемницей Византии в становлении православного зодчества и монументальной живописи. Фрески Спасо-Преображенского собора, хотя и дошли до наших дней в сильно измененном виде, но все же несут образец православной живописи XII века.

Нам известны их иконографические изводы: «Преображение Спаса нашего Иисуса Христа», «Тайная Вечеря», «Оплакивание», «Суд Пилата», «Сретение», «Неверие Фомы» и др.

Стефаниевская церковь, 1928 г . Фото Романова К.К.

В летописи значится, что в 1404 году игумен Карп поставил в Спасо-Мирожском монастыре каменную церковь св. Стефана. Позднее она была перестроена в стиле московского зодчества. Этот храм очень напоминает Пантелеимоновскую церковь во Бору (ныне Промежицы). Ныне в ней ведутся богослужения 3 дня в неделю и в праздничные дни.

После 72-х летнего перерыва в обители возобновилась монашеская жизнь. Благодаря поддержке и усилиям управляющего с 1993 по 2018 год Псковской Епархией Митрополита Евсевия, в 1994 году, монастырь был открыт не только для туристов, но и для православных прихожан и многочисленных паломников. Первыми насельниками возобновленной обители стали иноки и монахи Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. *Когда-то игумен Псково-Печерской обители, св. преподобномученник Корнилий, был насельником Спасо-Преображенского Мирожского монастыря.

В настоящее время братия и трудники обители живут по уставу строгой монашеской жизни. Их немного, около 7-10 человек. При монастыре в 90-е годы ХХ века была открыта школа русской иконописи. Сейчас в иконописных мастерских ведут реставрацию икон, исполняют иконописные заказы, совершенствуясь в этом высокодуховном творчестве и возрождая древние секреты иконописи. Здесь царит дух созидания — молитва, терпение и труд.

В монастыре действует и свой маленький свечной завод, отливающий свечи по старинной технологии XVII-XVIII веков. Не забывает братия и о благотворительном социальном служении: еженедельно в монастыре кормят паломников и малоимущих. Для паломников св. обители проводятся экскурсии в иконописные мастерские, с обязательным посещением древнего (еще под 1546 годом) Стефановского храма.

Главной святыней Мирожского Спасо-Преображенского монастыря в настоящее время является икона Богородицы «Мирожская», относящаяся к типу Знаменных икон. Это список с чудотворной иконы, которая храниться в Псковском музее-заповеднике. По церковному преданию икона Богоматери «Мирожская» явилась в 1198 году в Спасском Мирожском монастыре в основном одноименном храме обители. Но датировка иконы известна более поздняя: она относится к XVII столетию.

Заслуживают внимания фотографии ныне измененных временем или утраченных фрагментов архитектуры Мирожского монастыря, которые пришлось заимствовать в фотоархиве Института Истории Материальной культуры РАН г. Санкт-Петербурга, т.к. изображение Мирожского монастыря в конце XIX в.- нач.XX , имеющееся в Псковском музее-заповеднике, сохранилось только на открытках. На сегодняшний день без этих фотографий сюжетный ряд ансамбля Мирожского монастыря был бы ущербным.

Хочется надеяться, что Псковская Сокровищница русской архитектуры и монументальной живописи вновь возродится в своем прежнем облике.

Библиографический список литературы — ссылка

Материал подготовила Татьяна Лединина,
ведущий библиограф отдела краеведческой литературы

Иван Федорович Чистяков

Родился в Тверской губернии, селе Константиновка Бежецкого уезда. Окончил сельскую начальную школу. В 1886 году переехал в Петербург. Служил в Новочеркасском полку до 1890 года. В 1890 году поступил работать сторожем в Императорскую Археологическую комиссию, где под руководством члена Археологической комиссии В.Г. Дружинина обучался фотографии. С 1894 года состоял фотографом ИАК до её ликвидации.

Фотограф Императорской Археологической комиссии с 1896 по 1918 гг. и Государственной Академии истории материальной культуры с 1919 по 1935 гг. После реорганизации в Российскую Археологическую комиссию в 1918 году продолжил работу фотографом.

Оставил большое собрание диапозитивных и негативных материалов, приобретенное ГАИМК.

Сопровождал сотрудников учреждений в экспедициях для фотофиксации памятников архитектуры.

В 1899 году фотографировал фрески Мирожского Спасо-Преображенского собора.

С архитектором П.П. Покрышкиным приезжал в Псков в 1912 г. Работал также для Русского Археологического общества в период с 1900 по 1903 гг. Одновременно производил фотосъемку для Эрмитажа, Русского музея, Академии наук и Академии художеств. Негативы на стекле и диапозитивы исполнялись им по заказам для разных лиц, преимущественно для членов ИАК.

Умер Иван Федорович Чистяков в Ленинграде в 1935 г .

Отзыв: Псковский музей-заповедник «Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря» (Россия, Псков) — Тихая обитель на берегу реки Великой

Доброе время суток!

Летом 2016 года ездили в Псков. При разработке маршрута были выделены несколько обязательных для посещения мест. Посетить Спасо-Преображенский Мирожский Завеличский монастырь мечтала давно.

Находится монастырь в месте слияния реки Великая и мелководной речушки Мирожа.

Место это называлось Зевеличье. Красивое название.

Монастырь возник в начале двенадцатого века. Точная дата возникновения неизвестна.

Основание монастыря связывают с именем известного грека Нифонта. Святитель Нифонт был епископом Новгородским. По его велению был образован Мирожский монастырь.

Первый каменный храм — Спасо-Преображенский собор.

По своей форме он представляет собой типичный греческий крестообразный храм.
В то время в Пскове не было своей псковской зодческой школы. Собор был построен новгородскими мастерами.

Собор хорошо сохранился. Конечно, за века своего существования облик его менялся.

В 16 веке к собору была пристроена паперть со звонницей. Звонница типична для псковской школы зодчества. Позднее было сделано четырехскатное покрытие, был заменен купол собора.

Основной целью посещения монастыря было посещение Спасо-Преображенского собора. Дело в том, что в соборе сохранились уникальные фрески двенадцатого века. Эти фрески — бесценное сокровище. По своей площади и степени сохранности они не имеют аналогов.

Нужно учитывать, что в плохую влажную погоду осмотр фресок невозможен. Во время нашей поездки в Псков часто шли дожди. Переживала, что не удастся увидеть уникальные фрески домонгольского периода.

В первой половине дня была дождливая погода. К вечеру распогодилось. Мы приехали в монастырь. Собор был открыт.
Нам не повезло только в том, что сотрудники музея отказались провести экскурсию. Как мне показалось, просто не захотели. Нам сказали, что вполне можно осмотреть собор самостоятельно.

Входим в собор. Первое что увидели — коллекция каменных крестов.

Макет Спасо-Преображенского собора.

Проходим дальше. И наконец видим это чудо.
Храм имеет необыкновенную внутреннюю выразительность.

Интересен тот факт, что фрески несколько веков находились под большим слоем штукатурки. За это время монастырь неоднократно захватывался и разорялся, а они ждали своего часа.

В 1858 году в соборе шли ремонтные работы. Сняли штукатурку и обнаружили это чудо.

Интересен также тот факт, что собор расписывался во время строительства. Одни и те же леса использовались и для строительства, и для росписи.
Расписывали его неизвестные греческие мастера.

Монастырь находится на стрелке двух рек. Неоднократно подвергался затоплению. Нижняя часть фресок из-за этого не сохранилась.

Спасо-Преображенский собор на территории действующего монастыря.
Монастырь также знаменит своей иконописной школой. Все желающие могут посетить иконописную лавку и приобрести работы местных мастеров.

С погодой нам повезло. До нашего посещения шел дождь, но он прекратился, подсохло и мы смогли посетить храм. Как только мы вышли из монастыря, начался очень сильный ливень. Он застал нас на полдороги от монастыря к машине. Спрятаться было негде. Промокли все до нитки. Но все равно моему счастью не было предела!

В заключение хочу сказать, что в монастыре мы были группой из пяти человек. Состав нашей группы был разным по возрасту и интересам. Монастырь понравился не всем. Не считаю, что это плохо. Возможно, если бы нам повезло больше, и провели экскурсию, все было бы иначе.

Надеюсь вернуть в эту тихую обитель. При первой возможности обязательно это осуществлю.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII в. и связывать с именем грека по рождению, святителя Нифонта, епископа новгородского.

Монастырь, находящийся в 20 минутах пешком от псковского крома, был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую [1] . Обитель была богата. Его городская территория монастыря занимала всю пойму р. Мирожи (с мельницами), берег р. Великой с кузницами, хозяйственными дворами и проч. После секуляризации церковных земель в XVIII в. его территории сократились до нынешнего размера.

Географическое положение вне укреплений Пскова, который часто служил целью нападений западных соседей Руси, подчас делал монастырь уязвимой мишенью. Так, в 1299 году ливонские рыцари, разорив псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастырь, а также убили Василия Мирожского, игумена, и Иоасафа Снетогорского, впоследствии канонизированных и ставших местночтимыми святыми. По преданию, мощи св. игумена Василия почивают под спудом в алтарной части Спасо-Преображенского собора вместе с мощами св. Авраамия. В начале XVI века в монастыре обучался преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (постриг принял в Псково-Печерском монастыре).

В 1581 г. Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки, из которых стрелял по городу [2] .

В 1567 году, при Иване Грозном, в Мирожском монастыре прославилась чудесами икона Божией Матери, получившая прозвание Мирожская: тип Оранты с предстоящими св. псковским князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной.

По сообщению «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона» в XIX в. монастыре находилось много древних икон, чаша св. Нифонта с надписью 1166, евангелие 1703, серебряный ковш, пожалованный Петром I псковитянину Фадею Гурьеву, два колокола 1520 и 1521 годов.

Монастырь упразднен в XX в. После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция. В настоящее время (с 1994 г.) РПЦ выступает в качестве арендатора у музеев Пскова. Тогда же была создана мирожская иконописная школа, которую возглавил архимандрит Зинон (Теодор), один из самых знаменитых современных иконописцев. После скандала с дозволением католикам отслужить службу в монастыре он был снят (см. статью), а школа начала приходить в упадок.

Наводнения

Монастырь на стрелке двух рек,подвергался затоплению, сильнейшие отмечены в стенах монастыря:

  • 1886 год
  • 1900 год
  • 1928 год
  • 1960 год
  • 2011 год

В апреле 2011 года, из-за резкого подъёма уровня рек Великой и Мирожи 9 апреля, монастырь был затоплен, в Стефановом храме вода стояла высотой 1 метр, началось просачивание воды в Спасо-Преображенский собор с фресками 12 века, служба МЧС оказала помощь в откачке воды.

Древнейшие постройки монастыря, кроме собора, не сохранились. В настоящее время ансамбль Мирожского монастыря состоит из: Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII-нач. XX вв.), Настоятельского корпуса (XVI—XIX вв.), Стефановской церкви (XVII в.), Братского корпуса (кон. XVIII—XIX вв.), братских келий (XVII—XIX вв.), монастырской ограды в 400 м (1799—1805 г.) и здания бани (нач. XIX в.).

Собор Спаса Преображения

Выстроен из плинфы и камня до 1156 г. Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Центральный объём здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное крестообразное пространство соединялось с угловыми только небольшими проходами. Однако уже в процессе первоначального строительства были добавлены надстройки над западными углами. Позднее храм был перестроен и его форма утратила первоначальный замысел. Архитектурный тип собора послужил образцом для собора Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря. Храм является одним из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода.

Расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века.

Центральное положение в композиции занимает тема соединения в Боге-сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы, её раскрытию подчинены все узловые моменты храмовой декорации. Кульминационными в композиции являются Деисус в конхе алтаря и гигантское купольное Вознесение. Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма. Среди этой группы фресок особенно выделяется «Оплакивание Христа» (на северной стене). Третий сверху регистр посвящён чудесам Христа. Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых пророков, воинов, пресвитеров, монахов и т. д. Надписи (на греческом языке) редки, вследствие чего подавляющее большинство образов не идентифицировано. Среди идентифицированных воины Сергий и Вакх, целители Пантелеймон, Кир и Иоанн, (редко изображаемые) мученики Ромул и Евдокий, персидские святые Акепсим, Аифал и Иосиф, преподобные Никон и Ефросин и др.

В XVII веке фрески были забелены, что счастливым образом способствовало их спасению. Стараниями археолога и историка искусств В. В. Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Потёртость красочных слоёв и отдельные утраченные участки не устраивали духовенство монастыря. Указом Синода В. В. Суслов был отстранён от реставрации, а для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских иконописцев под руководством Н. М. Сафонова, которая в 1900-01 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов. Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года. Ныне Спасо-Преображенский собор представляет собой музей, богослужения в нём не проводятся.

Богослужения в Спасо-Преображенском соборе проводятся братией монастыря в престольный праздник — Преображение Господне по согласованию с отделом культуры.

Храм Апостола и Первомученика Стефана

Стефановская церковь представляет собой надвратный храм на подклете. Построен на месте более древней, 1406 года. Очень нарядный, окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. В храме проходят регулярные Богослужения. Храмовый иконостас представляет собой уникальные фресковые росписи работы архимандрита Зинона. Кроме того, в храме находится чудотворная икона Божией Матери Мирожская Оранта, явленная чудесным образом в 1199 году. Кроме того, в числе почитаемых святынь — икона великомученика Пантелеимона XIX века, привезенная со св.горы Афон, Тихвинская икона Божией Матери, Николай Чудотворец, частицы мощей многих святых со всего света. При монастыре работают иконописные мастерские, мирожские иконописцы являются продолжателями традиций византийских мастеров, расписавших собор в XII веке. В подклете Стефановского храма оборудована выставка современной иконы. Стефановский храм представляет особый интерес для паломников, поскольку помимо посещения Богослужений в монастыре предлагается монастырская трапеза. [источник не указан 633 дня]

Ссылка на основную публикацию