Спасо-Преображенский мужской монастырь в Ярославле

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Спасо-Преображенский монастырь.

Адрес Спасо-Преображенского монастыря: г. Ярославль, Богоявленская пл., д. 25.

Старейший мужской монастырь в Ярославле — Спасский — впервые упоминается в летописи под 1186 годом. По другим источникам, он был основан в XIII веке, но скорее всего, это дата не основания, а постройки первых каменных храмов на территории монастыря — в документах указаны 1216-1224 годы.

Обитель была поставлена на левом берегу Которосли, у переправы, и находилась неподалеку от кремля, она призвана была защищать подступы к нему с запада. Первоначально все постройки и стены были деревянными, но уже в первой половине XIII века монастырь получает покровительство ярославского князя Константина, который возводит здесь каменный собор и трапезную церковь. Но князь не ограничился только строительством новых храмов: его иждивением здесь было открыто первое в северо-восточной части Руси духовное училище — Григорьевский притвор, в монастыре хранилась великолепная, очень богатая библиотека, в которой было множество греческих и русских рукописных книг. Монастырь стал не только религиозным, но и культурным центром края. Именно здесь, в Спасском монастыре Ярославля, в начале 90-х годов XVIII века известный любитель и собиратель русских древностей Алексей Иванович Мусин-Пушкин обнаружил список «Слова о полку Игореве», одного из шедевров древнерусской литературы.

Нынешний Спасо-Преображенский собор — древнейшее сооружение Ярославля, дошедшее до наших дней — был построен на фундаменте от первого собора в 1506-1516 годах. Первый собор сильно пострадал от городского пожара 1501 года, и его пришлось разобрать. Новый храм строили не ярославцы, а московские мастера, присланные Василием III из Москвы. Это было неслучайно: Василий III до восхождения на московский престол княжил именно в Ярославле. Архитектурные очертания собора напоминают формы храмов Московского Кремля. Собор с двух сторон опоясан галереей с открытой аркадой, с запада на нее некогда вело огромное красивое крыльцо, но оно не сохранилось. Галерея построена вместо первоначального открытого «гульбища»; она долгое время служила монастырским книгохранилищем. Сейчас с северной стороны арочные проемы галереи заложены.

Очертания собора просты и строги, они почти лишены каких-либо украшений, за исключением «ступенчатости» галереи с западной стороны. Фасады заканчиваются крупными закомарами, лишенными каких-либо украшений. В трех высоких апсидах прорезаны узкие окна-бойницы. Собор венчают три главы на световых массивных и высоких барабанах, окруженных небольшими кокошниками и опоясанных аркатурно-колончатыми поясками по верху. Это едва ли не единственный резной декор, который украшает собор. В остальном же его внешнее убранство исключительно строго и аскетично, оно и сейчас передает суровость тех времен, в которые собор был построен… Подклет собора служил усыпальницей ярославских удельных князей; позднее, в XVII веке, там погребали и менее знатных, но богатых ярославцев.

С юго-востока к Спасскому собору примыкает совершенно не гармонирующая с ним огромная церковь Ярославских Чудотворцев в стиле ампир, построенная в 1827 — 1831 гг. по проекту губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова и полностью загородившая собой с юга вид на древний собор. На месте этой церкви некогда стояла маленькая Входоиерусалимская церковь, ровесницапервого собора, в подклете которой в 1463 году были обретены мощи Ярославских Чудотворцев — Святого Благоверного князя Федора и сыновей его Давида и Константина. Во время пожара 1501 года она тоже пострадала, но не так сильно, как собор, и простояла еще более ста лет, пока не решено было ее перестроить. В 1617-1619 годах на ее месте был возведен новый храм Входа Господня в Иерусалим, который, впрочем, не закрывал собой собор; его фрагменты видны в кладке стен более новой церкви Ярославских Чудотворцев, поставленной на его месте.

Монастырь пользовался большой благосклонностью московских князей. Сам Иван Грозный неоднократно посещал его, и при его участии Спасский собор был расписан, а монастырь получал постоянные дары: сохранилось целых 55 жалованных царских грамот.

В XVI веке на монастырской площади была возведена большая звонница; первоначально она была, вероятно, столпообразной и соединялась с собором высокой двухъярусной галереей, а в нижней части здания был устроен храм, апсида которого и поныне видна с восточной стороны. Позднее, к середине XVI века, звонницу расширили, сделали в ней проезд, а верх увенчали двумя каменными шатрами. Арки старого яруса звона хорошо видны и сейчас. Нынешний свой вид звонница приобрела в XIX веке, одновременно с постройкой в монастыре нового храма в честь Ярославских Чудотворцев. По проекту того же архитектора П.Я.Панькова она была надстроена третьим ярусом в ложноготическом стиле, на который сверху поставили небольшую ротонду в стиле классицизм. В таком эклектичном виде, сильно «выросшая», она и дошла до наших дней, став одним из основных высотных ориентиров центра Ярославля.

Наискосок от звонницы, с западной части обрамляя монастырскую площадь, стоит огромная двухэтажная трапезная с церковью Рождества Христова. Она также была построена в начале XVI века, может быть, даже раньше собора. Центр здания составляет просторная одностолпная палата с парусными сводами. Она была предназначена не только для торжественных приемов высоких гостей, но и для трапез многочисленной монастырской братии. Стены и своды трапезной палаты были богато украшены росписями. По благоустройству трапезная превосходила многие столичные здания своего времени: отопление шло через отдушины от очага в кухне, которая располагалась внизу; блюда подавались сюда прямо из поварни, наверх через специальные люки. Внизу, кроме кухни, были и другие хозяйственные помещения: хлебная, квасоварня, кладовые; второй этаж, кроме трапезной палаты, был занят и жилыми покоями.

В восточной части здания устроена трапезная церковь Рождества Христова, небольшой одноглавый храм, стоящий на высоком подклете. С запада к трапезной палате примыкают настоятельские покои XVII века. Внешне стены лишены какого-либо выдающегося убранства, за исключением скромных наличников и пилястр.

Первоначально мощная ограда Спасского монастыря была деревянной; в XVI веке возводятся первые каменные укрепления, в том числе очень интересные по своей архитектуре Святые ворота. Изначально восточная стена проходила намного ближе к звоннице; сейчас по ее линии стоит длинный келейный корпус 1670-1790-х годов постройки.

В 1516 году была возведена первая каменная башня монастырской стены — Святые ворота, выходящие на берег Которосли. На надстроенной в XVII веке дозорной башне-колокольне висел специальный набатный колокол для объявления тревоги, а снаружи к башне был пристроен захаб — защитное сооружение, прикрывающее вход от возможных прямых атак неприятеля. Башня служила парадным въездом в монастырь; ее ворота выводят прямо на главную площадь монастыря и по замыслу строителей были поставлены так, что входящий сразу видел величественный Спасо-Преображенский собор, в то время еще не загороженный новым храмом. Первоначально башня была опоясана зубчатым поясом, который теперь сохранился только с южной стороны. В XVII веке на Святых воротах помимо дозорной вышки была поставлена Введенская надвратная церковь с шатровым завершением; в XIX веке она была сильно перестроена, шатер заменен примитивной, но более практичной четырехскатной кровлей.

В 1550-1580-х годах постепенно все деревянные стены монастыря заменяются каменными. Граница монастыря в то время проходила с востока там, где сейчас стоит длинный келейный корпус. Новые каменные стены пригодились очень скоро: в 1609 году к Ярославлю подошли польско-литовские войска. Город был осажден, но благодаря взаимному расположению кремля и Спасского монастыря смог выдержать двадцатичетырехдневную осаду и остаться непокоренным. В 1612 году в Спасском монастыре на четыре месяца разместились командующие русским ополчением князь Дмитрий Пожарский и мещанин Козьма Минин. Спустя год по пути в Москву для венчания на царство здесь же остановился Михаил Романов. Может быть, отчасти и этим объясняется и дальнейшее покровительство царского дома Спасскому монастырю.

После окончания смуты монастырь расширяет свою территорию; строятся новые стены с башнями. На месте прежней восточной стены в 1670-х и 1690-х годах возводится длинный келейный корпус — незаурядная постройка, хорошо продуманная для жилья: с системой отопления, внутренними лестницами, стенными шкафами и отдельными выходами для каждой пары келий (ныне выходы заложены). В монастырской ограде сохранились не все башни, некоторые были разобраны позднее. Уцелели Михайловская, Богородицкая, Угличская и Богоявленская башни, Святые и Водяные ворота.

В конце XVIII века монастырь был упразднен, как и многие другие монастыри по России, в связи с указом Екатерины II о секуляризации церковных земель. В его стенах разместилась резиденция архиепископов ярославских и ростовских. Дальнейшие перестройки XIX века проводились уже в соответствии с потребностями и вкусами Архиерейского Дома. При бывшем монастыре сохранялась богатейшая библиотека – книгохранилище, была открыта семинария.

В советское время монастырь был закрыт. Во время боев Ярославского восстания здания сильно пострадали, и в 1920-х годах отремонтированы. После этого храмы и кельи монастыря использовалась под жилье, учебные заведения, военкомат. Только с 1950-х годов, после полноценной реставрации здесь разместился Ярославский историко-архитектурный музей заповедник. Он и остается владельцем территории монастыря по сей день.

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь — старейший мужской монастырь Ярославля. Располагается на левом берегу р. Которосли близ ее впадения в Волгу. Охранял западные подступы к городу. Точная дата основания неизвестна, предположительно это начало XIII века. Никоновская летопись под 1216 г. гласит: «князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения». Возникнув как «городовой» княжеский монастырь, он с первых дней своего существования был тесно связан с местным княжеским домом и оказывал огромное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь Ярославля. Монастырские власти были духовными наставниками во всех делах княжеского дома и активно в них вмешивались, соблюдая при этом свои интересы. Подклет Спасского собора служил местом последнего упокоения ярославских удельных князей. Здесь погребены Федор Черный, его сыновья Давид и Константин, Василий Грозные Очи, вплоть до последнего местного правителя — князя Александра, погребенного уже после присоединения Ярославля к Москве, в 1471 г. Монастырская земля служила местом погребения многих титулованных ярославцев — представителей княжеских родов Троекуровых, Львовых, Борятинских, Козловских и др. Здесь же хоронили и нетитулованных именитых горожан и богатых купцов — известен фрагмент надгробия ктитора Богоявленского храма — Алексея Авраамовича Зубчанинова (древний некрополь Спасо-Преображенского монастыря был утрачен уже к началу XIX века, сохраняются фрагменты отдельных надгробных плит). На погребение и помин души родственниками усопших делались богатые вклады, пополнявшие монастырскую ризницу.

Архитектурный ансамбль монастыря занимает достойное место в истории древнерусской архитектуры. Он складывался на протяжении многих веков и в настоящее время представляет собой комплекс разновременных построек. Каменные храмы XIII века, о строительстве которых сообщают древние летописи, погибли при пожаре 1501 г. Сохранились лишь фундаменты Спасо-Преображенского собора (1216-1224 гг.) и сопридельной ему церкви Входа Господня в Иерусалим (1218-1224 гг.), расположенные ныне в подклете церкви Ярославских Чудотворцев. В настоящее время основу монастырского ансамбля составляют строения начала XVI века, являющиеся древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля.

Экспозиции:

«Слово о полку Игореве» . Созданное более 800 лет назад «Слово» и сегодня волнует нас не меньше чем тогда, когда его впервые услышали (или прочитали) наши далекие предки. «Слову» была уготована особая судьба. Оно не погибло в огне пожарищ золотоордынского ига и «Смутного времени», как многие русские летописи, книги иконы. Тревожное время соединило «Слово» с историей Ярославского Спасо-Преображенского монастыря, который сохранил единственный рукописный список поэмы. Честь открытия «Слова о полку Игореве принадлежит Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину (1744-1817) – блистательному вельможе екатерининского времени, коллекционеру письменных и вещественных памятников русской старины. Однако история открытия и по сей день остается загадкой. Осенью 1800 года вышло первое издание «Слова», а через 12 лет рукопись, хранившаяся в доме Мусина-Пушкина на Разгуляе, погибла в пожаре, охватившем Москву во время отступления армии Наполеона. В Ярославль «Слово» вернулось во второй раз. В 1985 году в музее-заповеднике открылась единственная в России экспозиция «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской культуры», созданная при участии и поддержке Дмитрия Сергеевича Лихачева. В интерьерах архитектурных памятников XVI-XVII вв. где разместилась экспозиция, завораживает аура времени и прошлое становится настоящим. Мемориальные предметы, письма, документы, ставшее библиографической редкостью первое издание, дают возможность испытать удивительное чувство сопричастности к загадочной истории открытия, трагической судьбе рукописи, ее новому рождению и бессмертию. В экспозиции «Слова» используется мультимедийная, аудиовизуальная программа и электронный гид.

«Природа Ярославского края» — ведет свое начало от Ярославского Естественно-исторического музея, впервые показанного публике 12 января 1865 г. В экспозиции с максимальной полнотой представлен животный мир Ярославской области. Здесь можно увидеть как виды, встречающиеся в области сейчас, так и животных, обитавших в далекие геологические эпохи. Неизменное внимание посетителей привлекают диорамы: «Семья медведей» и «Семья волков»; «Побережье Рыбинского водохранилища» и «Лоси»; «Рысь» и другие. В них искусно воплощены сценки из жизни животных, подсмотренные в ярославских лесах.

На территории музея-заповедника с весны 1992 года поселилась дружелюбная, гостеприимная медведица Маша — символ города Ярославля.

«Иконы Ярославля XVI — XVIII веков» — подлинная энциклопедия русского искусства этого периода. “Золотой век” Ярославля – искусство XVII века — представлено блестяще исполненными уникальными иконами из самых известных посадских церквей города — Ильи Пророка, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи и других. Они дают всеобъемлющее представление об одном из крупнейших художественных центров Русского государства — ярославской иконописной школе, прославившейся во второй половине XVII столетия. Искусство Нового времени — образы Великомученика Георгия, Иоанна Воина, Архангела Михаила со сценами жития, соединили в себе лучшие традиции ярославской средневековой иконописи и свежие веяния барочного стиля. Привлекают внимание своими размерами и пышной резьбой запрестольный крест-кружало конца XVII в. из церкви Богоявления и монументальная композиция «Распятие», выполненная под влиянием западноевропейской деревянной скульптуры.

«История Ярославского края». Основная часть экспонатов выставки – это предметы, обнаруженные в результате проведения первых масштабных археологических исследований на территории древнейшей части города, его исторического центра, с 2005 года охраняемой ЮНЕСКО. Раскопки проводились специалистами Института археологии РАН в 2004-2008 гг. За это время была исследована территория более 2000 кв.м., изучены слои X-XVIII веков, давшие богатый археологический материал и позволившие как доказать уже имевшиеся сведения, так и сделать научные открытия. Среди наиболее ярких экспонатов выставки – фрагменты двух стеклянных сирийских стаканов, датируемых второй половиной XII – началом XIII века; подвеска-змеевик, с двухсторонним рельефным изображением: с одной стороны христианский символ – Михаил Архангел, с другой языческий – Медуза Горгона; княжеские печати, перстни-печатки, ювелирные весы, гребешки в кожаных футлярах. Представление о ярославских ремеслах того времени дают многочисленные находки орудий труда ремесленников и готовые изделия (кузнецов, ювелиров, резчиков по дереву, кости, кожевенников). Большой интерес представляют шахматные фигурки, по разнообразию типов которых Ярославль не уступает таким городским центрам, как Новгород Великий и Москва. Также у Вас будет возможность посмотреть небольшой фильм о Ярославле XI-XIII вв. в формате 3D, который непрерывно демонстрируется в выставочном зале.

Выставка «ЯрмаНка» — посетив ее, вы не только увидите, какой была ярмарка много лет назад, но и сможете стать непосредственным участником этого действа: побывать в роли продавца, покупателя, зазывалы и многих других участников ярмарки, а некоторые предметы смогут оказаться в ваших руках. Безмены и гири, «роспись приданому» и кукла «нянька», коренушки и меры винные и многие другие исторические раритеты из фондов Ярославского музея можно увидеть на новой выставке.

Выставка «Трапеза по-ярославски». Экспонаты новой музейной выставки подробно расскажут, как готовили еду наши прапрабабушки, какой утварью пользовались на кухне, какие блюда предпочитали, как сервировали столы и какую при этом использовали посуду. На выставке представлены столовый текстиль и столовое серебро, парадная посуда из фарфора и повседневная кухонная утварь. Некоторые экспонаты – столовое серебро, например — впервые предстанет перед посетителями музея в столь полном объеме. Другие экспонаты выставки «Трапеза по-ярославски» расскажут, чем прославилась Ярославская губерния на всю Россию: о ростовском и борисоглебском луке, зеленом горошке из Поречья, знаменитой ростовской щуке и вятских огурчиках. Отдельная тема – рассказ о ярославцах, занявших своё заметное место в индустрии питания целой страны. Это и династия купцов Елисеевых (знаменитые елисеевские магазины), ведущих свой род от крепостного садовника графа Шереметева. И уроженец Мышкинского уезда Петр Смирнов, создатель знаменитой русской водки, поставщик двора Его Императорского Величества. Лучшие половые, лучшие трактирщики тоже были родом из Ярославского края. Об этом писал Владимир Гиляровский: «В старые времена половыми в трактирах были, главным образом, ярославцы — «ярославские водохлёбы»». Безусловно, пристрастие ярославцев «погонять чаи» также нашло отражение в экспозиции выставки – здесь накрыт стол для чаепития. Вызовут интерес и рецепты из старинных поваренных книг, а также сами дореволюционные книги и журналы с кулинарными советами.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ЯРОСЛАВЛЬ)

Ярославский Спасский монастырь, ярославский Преображенский монастырь..

Монастырь в Ярославле, основанный в конце XII в. В 1787 г. монастырь был закрыт, а с 1959 г. на его месте находится Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Ярославля.

XII-XVI века

Время закладки Преображенского монастыря доподлинно неизвестно. Он упоминается под 1186 г., также под 1216 г. но уже как каменная обитель. Перестройка из дерева в камень действительно имела место в 1216-1224 гг.

В это время Преображенский монастырь становится важным звеном оборонительной системы Ярославля. Он защищает западные подступы к кремлю.

Кроме того, в период с 1216 по 1218 гг. в обители действовало духовное училище. Затем оно переехало в Ростов, однако Преображенский монастырь сохранил большую библиотеку, содержащую немало греческих текстов и отечественных рукописей.

В 1218 г. из Ростовского выделилось Ярославское княжество, в честь чего была выстроена Входоиерусалимская церковь монастыря.

С XIV в. Спасо-Преображенский собор был местом погребения князей.

После пожара 1501 г. встала необходимость реконструкции Спасо-Преображенского собора. В 1516 г. он был восстановлен, образцом для этого служил московский Благовещенский собор. Позднее, в 1563-1564 гг. храм был расписан. Данная стенопись – древнейшая в Ярославле. Тогда же были созданы Святые ворота — мощнейшая башня Спасского монастыря, через нее производился въезд в обитель. Также, в XVI в. на территории монастыря была выстроена звонница, в нижней части которой была церковка.

В начале следующего века появилась трапезная палата. Рядом с ней стояла древняя церковь Рождества Христова, которая в 1550-1580 гг. была перестроена в камне.

Обители покровительствовали московские цари, например, Иван Грозный. Он одарил ее множеством жалованных грамот, провозглашавших различные льготы, даривших земли и промыслы.

XVII-XX века

В 1609 г. в Смуту монастырь и Ярославский кремль подверглись польской осаде, которую удалось выдержать в течение месяца. От стен монастыря в 1612 г. второе ополчение Минина и Пожарского двинулось на Москву.

В 1621-1646 гг. восстанавливались стены обители. Возникли каменные башни — Богородицкая, Угличская (сохранилась), Глухая, Михайловская, Водяные ворота. Позднее был возведен Келейный корпус.

В 1747 г. в монастыре была открыта Ярославская духовная славяно-латинская семинария. В 1787 г., из-за переноса кафедры митрополита из Ростова в Ярославль, Спасская обитель стала Ярославским архиерейским домом.

В 1918-1923 гг. в монастыре производилась реставрация. Следующие работы велись в 1957-1958 гг. перед передачей территории Ярославскому музею.

Достопримечательность Ярославля: Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь является одним из старейших религиозных учреждений на территории Российской Федерации. Первое документальное упоминание о нем датируется 1186 годом.

Монастырь расположился на берегу Которосли неподалеку от переправы и кремля, он использовался для защиты подступов к городу с запада. В 1216 году ярославский князь Константин берет его под покровительство и строит на территории каменный собор и трапезную церковь. Через несколько лет в монастыре появляется Григорьевский притвор — первое в северо-восточной Руси духовное училище. Князь значительно расширяет местную библиотеку, наполняя ее русскими и греческими рукописными книгами. К концу XIII века монастырь становится религиозным и культурным центром края. Именно здесь в конце XVIII века историк Алексей Мусин-Пушкин обнаружил книгу «Слово о полку Игореве», считающуюся памятником древнерусской литературы.

В 1501 году произошел масштабный городской пожар, от которого пострадала большая часть строений монастыря. Каменный храм пришлось разобрать, а на его месте по приказу Василия III был воздвигнут новый Спасо-Преображенский собор, освященный в 1516 году. В 1563-1564 годах его украшают самобытными фресками, и строят Святые ворота — первую каменную башню Ярославля. В новом соборе открывают большой иконостас, который заполняют своими работами художники со всей Руси (до наших дней дошли 16 икон и один храмовый образ).

Монастырь становится любимым местом посещения царя Ивана Грозного — он пожаловал ему шесть сел и две сотни деревень, соляные шахты, рыбные угодья, освободил от налогов и даровал полный судебный иммунитет всем послушникам. Благодаря этому храм становится крупнейшим землевладельцем в округе, а настоятель получает сан архимандрита. В Смутные времена монастырь превращается в полноценное укрепление и с успехом отражает атаки отрядов воеводы Наумова и пана Будзило. Именно отсюда в 1612 году начинает свое шествие ополчение Минина и Пожарского на Москву.

В период с 1621 по 1646 год мастера строят новые стены и каменные башни, устанавливают пушки и создают казармы для солдат. В 1747 году по распоряжению ростовского митрополита Арсения здесь открывается первая в России духовная семинария, в которой одновременно учится до 300 воспитанников. В 1787 году монастырь становится резиденцией ярославских и ростовских архиепископов, здесь создается Семинарский корпус, Смоленская часовня, ризница и Церковь ярославских чудотворцев.

На территории Спасо-Преображенского монастыря находятся:

Спасо-Преображенский собор — главный храм монастыря, построенный в начале XVI века на месте ранее существовавшего здесь собора XIII века. За образец был взят Архангельский собор Московского Кремля. Это четырехстолпный трехглавый храм, в подклети которого находится усыпальница ярославских князей. В храме сохранились фрески времен Ивана Грозного.

Святые ворота Спасо-Преображенского монастыря были построены в начале XVI века. Ворота — это не только парадный вход в монастырь, но и дозорная вышка, с которой осматривались окрестности.

Трапезная палата является частью комплекса, состоящего из трех построек: самой палаты, церкви Рождества (XVI в.) и настоятельского корпуса (XVII в.). Также будет интересно посмотреть кельи XVII века, в которых жили монахи.

На территории Спасо-Преображенского монастыря находится государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Открыты следующие экспозиции: «Сокровища Ярославля», «Древнерусское искусство», «Старообрядческое искусство», «Деревянная скульптура и резьба русских храмов XVI-XX вв.», «Природа Ярославского края», а также различные тематические выставки.

Монастырь стоит на берегу реки Которосль
Спасо-Преображенский монастырь в Средневековье был культурным и религиозным центром Руси
В монастыре была найдена рукопись «Слова о полку Игореве»

Время работы: в зимнее время с 9:00 до 18:00, в летнее — с 8:00 до 20:00 без выходных. Экспозиции открыты для посетителей с 10:00 до 18:00. Выходной день для экспозиций — понедельник. Исключения составляют экспозиция «Природа Ярославского края» (выходной — четверг) и выставка «Сокровища Ярославля» (выходной — вторник). Санитарный день — первая среда каждого четного месяца. Памятники могут быть закрыты из-за плохой погоды. Стоимость билетов: вход на территорию монастыря 25 рублей для взрослых, 15 рублей для детей и льготных категорий граждан. Вход в экспозиции: взрослый билет 100 рублей, льготный — 50 рублей. Как добраться: от ж/д вокзала на троллейбусе 1; от автовокзала на троллейбусах 5, 9 и на любой маршрутке, идущей через площадь Богоявления. Адрес: г. Ярославль, Богоявленская площадь, 25.

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле — бывший мужской монастырь, расположившийся на левом берегу реки Которосли близ ее впадения в Волгу, является самым старым монастырем города и в настоящее время его территорию занимает великолепный Ярославский историко-архитектурный музей заповедник.

Архитектурный ансамбль монастыря занимает достойное место в истории древнерусской архитектуры. Он складывался на протяжении многих веков и в настоящее время представляет собой комплекс разновременных построек. Каменные храмы XIII века, о которых упоминают древние летописи, погибли при пожаре 1501 года.

Монастырь окружен мощной стеной и мы входим на его территорию через ворота, пробитые ради удобства лишь в начале 19 века. Существующая стена-ограда была воздвигнута в XVII в. на месте более древних, тоже каменных сооружений. Толщина крепостных стен — около 3 метров. Длина ограды — около 820. Раньше по ее углам стояло шесть сторожевых башен. Из них кроме Углицкой (или Угличской) сохранилась еще только Богородицкая постройки 1623 г. Новые круглые башенки, уже чисто декоративного назначения, были построены на месте прежних в начале 19 века.

Спасо-Преображенский собор — главный храм монастыря и древнейшее из всех сохранившихся до наших дней архитектурных памятников Ярославля. Построен он в 1516 году на фундаменте более древнего здания собора. ( Фундамент датируется 1216-1224 годами), которое было разрушено пожаром 1501 года. Это четырехстолпный трехглавый храм, в его подклети находится усыпальница ярославских князей. В храме сохранились фрески времен Ивана Грозного. Храм многократно перестраивался. О его первоначальном виде дает представление восточный фасад, характерный полукруглыми апсидами с полусферическим перекрытием и узкими оконными прорезями в глубине широких ниш. Внутренняя роспись собора принадлежит кисти москвичей Лариона Леонтьева, Третьяка и Федора Никитиных и ярославцев Афанасия и Федора Исидоровых.

Вплотную к Спасо-Преображенскому собору примыкает церковь Ярославских чудотворцев. Это самое молодое из здешних строений. Церковь была возведена в начале тридцатых годов 19 века на месте Входоиерусалимской церкви начала 17 века, часть каменной кладки которой была использована при постройке новой церкви.

Звонница.
Позади этих двух храмов расположена высокая общемонастырская звонница, сооруженная в XVI в., но затем надстроенная в начале XIX в. Звонница — самое высокая постройка монастыря, ее высота около 32 метров. Ее основная нижняя часть была построена в второй половине 16 века в виде мощной стены с двумя приземистыми арками звона во втором ярусе и двумя широко поставленными каменными шатрами. Основания шатров до сих пор видны внутри звонницы, на стыке старого массива с надстроенным позднее объемом. В нижнем ярусе располагалась церковь. В ее южной части в конце XVII века был устроен придел Александра Свирского.

В 19 веке звонницу основательно перестроили. В 1808-1809 годах шатры разобрали и надстроили новый ярус звона в виде трехпролетной аркады, перекрытой сводами. В 1824 году была надстроена беседка-ротонда с восемью столбами-опорами и круглым куполом, туда же со Святых ворот перенесли часы.

В интерьере церкви под звонницей сохранились фрагменты росписей разных периодов, самые ранние из которых ( конец XVII века), находятся в приделе Александра Свирского. Характерной особенностью интерьера этого храма являются фресковые иконостасы, которые были широко распространены в ростовских церквях и редко встречаются в Ярославле.

Звонница сильно пострадавшая во время белогвардейского восстания 1918 года, была восстановлена в 1920 году. Но колокола на ней вновь появились лишь в 1991 году. Сейчас на ярусе звона находятся 18 старинных колоколов (XVI — начало XX вв.) ярославского, псковского, петербургского и голландского литья. Самый большой колокол–благовестник весит 113 пудов.

Трапезная палата и Настоятельские покои
По другую сторону от Спасо-Преображенского собора и церкви Ярославских чудотворцев расположена Трапезная палата постройки первой половины XVI века. К ней с восточной стороны примыкает построенная почти одновременно с ними Крестовая церковь (впоследствии и она перестраивалась). Эта церковь предназначалась, так сказать, для повседневных нужд и посещалась самими монахами.

С противоположной стороны несколько позже были пристроены настоятельские покои (ХVII век). С трапезной они соединялись широкими сенями. Из сеней можно было выйти в парадный двор, спустившись по высокому парадному крыльцу. Собственно, трапезная находилась в верхнем этаже, а в нижнем размещались хозяйственные службы. Нижний этаж сохранился до нашего времени в неизменном виде — вот уж где вы можете как следует рассмотреть типичные для XVI в. массивные своды, опирающиеся на могучий центральный опорный столп.

С трапезной широкими сенями соединялись настоятельские покои (ХVII век), в которые вело парадное двухмаршевое крыльцо. Сейчас оно частично восстановлено. Крыльцо выходило на парадный двор. В нижнем этаже покоев находились хлебная, квасарня, погреба, в верхнем — жилые комнаты. Настоятельские покои, особенно со стороны парадного двора (с севера), выглядят весьма представительно благодаря нарядному фасаду, украшенному профилированными горизонтальными поясками и узорными наличниками окон, а также широкой парадной лестницей.

Святые ворота

В южном углу ограды находятся Святые ворота, сооруженные в 1516 году. Это самая древняя крепостная башня Спасо-Преображенского монастыря. Святые ворота служили главным входом в монастырь. Первоначально ворота состояли из крепостной башни с длинным сводчатым проездом, над которым помещалась надвратная церковь, а над ней, в свою очередь, поднималась дозорная вышка с набатным колоколом. К сожалению, после перестроек 19 века надвратная церковь была превращена в жилое помещение. От 16 века сохранился лишь нижний ярус с двумя арками проезда.

Святые ворота — самая древняя крепостная башня Спасо-Преображенского монастыря. От 16 века в ней сохранился лишь нижний ярус с двумя арками проезда. Своды основного проезда расписаны на темы Апокалипсиса в 1563 — 1564 годах живописцами Спасо-Преображенского собора. Башня претерпела много перестроек в последующие периоды вплоть до 19 века. В результате чего здание получило дополнительные постройки — дозорную четырехгранную башню, надвратную церковь, большое домообразное крыльцо.

Жилые корпуса. Основными жилыми зданиями в монастыре служили два длинных корпуса, смыкающиеся под прямым углом с северной стороны от собора: семинарский корпус, идущий вдоль крепостной стены, и перпендикулярный ему корпус келий. Семинарский корпус строился в 17-18 веках и был почти полностью перестроен в 19 веке. Длинный двухэтажный корпус монастырских келий довольно хорошо сохранился как образец гражданской архитектуры 17 века. В 1959 -1963 годах его отреставрировали и разместили в обих корпусах экспозиции музея.

Для всех построек XVI века характерны лаконичная конструкция, четкие объемы, скупой, но выразительный декор и высокое качество исполнения. Все они возведены при участии московских мастеров в русле общерусской или московской традиции. Можно предположить, что участие в строительных работах Спасо-Преображенского монастыря послужило для ярославских мастеров большой школой и именно эти памятники положили начало развитию в XVII веке самобытной ярославской архитектуры. Частично это уже видно на постройках монастыря XVII века — келейном братском корпусе и настоятельских покоях, в оформлении которых значительно повышается роль декора.

Спасо-Преображенский монастырь

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь (Спасо-Ярославский монастырь) — древний мужской упразднённый монастырь в Ярославле, сыгравший важную роль в местной истории. Располагается на Богоявленской площади, около Московского моста через Которосль в Кировском районе города. На его территории находятся памятники архитектуры XVI—XIX веков. Здесь было найдено «Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы.

Основан он был в XII веке за стенами тогдашнего города около переправы через Которосль, заняв угловое положение в системе городских оборонительных сооружений.В 1216—1224 годы в монастыре построили Спасо-Преображенский собор. В честь образования Ярославского княжества в 1218 году, по преданию, у юго-восточного угла собора возвели миниатюрную Входоиерусалимскую церковь, которая не дошла до наших дней. Уже в первой половине XIII века в монастыре образовалась большая библиотека, велась работа по переписке книг.

После пожара 1501 года, в котором сильно пострадали строения монастыря, в 1516 году, освятили заново построенный по образу Благовещенского и Архангельского соборов Московского кремля Спасо-Преображенский собор, сохранившийся до сих пор. Сейчас это древнейшее строение Ярославля, а его фрески, написанные в 1563—1564 годах, — древнейший памятник стенописи в городе и один из двух в России, сохранившихся с эпохи Ивана Грозного (второй — Успенский собор Свияжского Успенского монастыря).Тогда же построили первую каменную башню — Святые ворота. Для нового собора московскими и местными художниками был создан большой иконостас.

В XVI веке были возведены звонница и Трапезная палата с Крестовой (Рождественской) церковью, а в 1550—1580 — каменные стены вместо старых деревянных. Монастырь стал самой укреплённой частью города, ведь Ярославский кремль никогда не имел каменных стен, а после того как его стены в конце XVIII века были разобраны, ярославским кремлём, зачастую, стали ошибочно называть Спасский монастырь.

В 1609 году во время Смутного времени Спасский монастырь и Ярославский кремль выдержали осаду отрядов пана Будзило и воеводы Наумова, продолжавшуюся около месяца, в то время как остальная часть Ярославля была захвачена. От стен монастыря в 1612 году земское ополчение Минина и Пожарского отправилось на освобождение Москвы. С 21 марта по 16 апреля 1613 года в монастыре пребывал будущий царь Михаил Романов, находившийся здесь проездом из Ипатьевского монастыря в Москву, — отсюда он отправил свою первую грамоту — о согласии на престол.

В 1621—1646 гг. перестраивались стены монастыря, пострадавшие во время осады, — они стали более крупными, в значительной мере они сохранились до наших дней. Появились каменные башни — Богородицкая, Угличская (сохранилась), Глухая, Михайловская, Водяные ворота. В последней четверти века был построен Келейный корпус. К концу XVII века длина стен достигает 820 метров, высота — 10,5 метра, толщина — 2,8—3 метра. На стенах и башнях имелось хорошее вооружение — 15 крупных и 17 малых пищалей, 97 карабинов, 14 бочек с порохом.

Ныне территория монастыря является основой Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь – одна из древнейших православных мужских обителей Ярославля. Некогда в его стенах происходили великие и переломные события, которые творили историю города и всего государства. А еще здесь в XVIII столетии был обнаружен единственный сохранившийся экземпляр «Слово о полку Игореве».

Адрес: Россия, Ярославль, Богоявленская площадь, строение 25.

Время работы: Ежедневно с 01.05 по 30.09. – с 08:00 до 20:00 и с 01.10 по 30.04 – с 09:00 до 18:00.

Цена билета: Входной билет – от 30 RUB.

Спасо-Преображенский монастырь – одна из древнейших православных мужских обителей Ярославля. Некогда в его стенах происходили великие и переломные события, которые творили историю города и всего государства. А еще здесь в XVIII столетии был обнаружен единственный сохранившийся экземпляр «Слово о полку Игореве».

Немного истории

Точной даты постройки монастыря не существует, однако первое упоминание о нем содержится в летописных источниках XII столетия (1186). Другой источник уже XIII века включает информацию о начале строительства Спасо-Преображенского собора. Известно, что в начале XIII века в стенах обители было сформировано духовное училище и хранилось богатейшее для того времени собрание рукописей и книг. В этот период монастырь превратился в религиозный и культурный центр княжества. В соборе хоронили представителей княжеского рода вплоть до второй половины XV столетия.

В начале XVI века (1501) в обители случился сильный пожар, нанесший серьезный урон большинству построек комплекса. Собор разобрали вплоть до основания, возведя на старом фундаменте новый монастырь. В середине века обитель окружили неприступными каменными стенами.

Монастырь сегодня. Фото: photosight.ru

Обитель играла важную роль в политике Ярославля, порой соперничая со стольным градом за власть и политическое влияние. В монастыре частенько гостил Иван IV Грозный. Московский князь благоволил церковникам: Грозный передал монастырю около двух сотен деревень, места для рыбной ловли и соляные разработки.

Свое прямое назначение монастырь выполнял вплоть до XVIII века. Позднее в его стенах была открыта духовная семинария, возведены часовня и еще одна церковь. В 1865 году обитель получила статус музея-заповедника. Современникам досталось богатое историческое и духовное наследие некогда самого авторитетного монастыря Руси — иконопись, коллекции книг и рукописей, собрание монет, старинные фрески и др.

Монастырские достопримечательности

В монастырь ведут Святые ворота – парадный вход, датируемый XVI столетием. Сегодня ворота выполняют роль смотровой площадки, с которой так удобно рассматривать расположение построек и окружающие храм живописные волжские виды.

Главный объект монастырского комплекса – старинный собор, интерьер которого сохранил фрески времен Ивана Грозного и иконы XVI века, некогда составлявшие иконостас. Еще одна достопримечательность – трапезная палата и кельи, в которых в XVII веке жили монахи.

Монастырский комплекс. Фото: putidorogi-nn.ru

Также на территории обители находятся историко-архитектурный и художественный музеи, в которых содержатся значительные коллекции древнерусского искусства и библиотека славянских и греческих рукописей. В музеях регулярно проходят тематические выставки, посвященные истории города и Руси.

www.romankozlov.ru

поделиться с друзьями:

Ярославль. Спасский монастырь.

Ярославль. Спасский монастырь.

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь (Спасо-Ярославский монастырь) — древний мужской упразднённыймонастырь в Ярославле, сыгравший важную роль в местной истории. Располагается на Богоявленской площади, околоМосковского моста через Которосль в Кировском районе города. На его территории находятся памятники архитектуры XVI—XIX веков. Здесь было найдено «Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы.

Спасский монастырь сыграл важную роль в истории Ярославля, будучи долгое время его духовным, культурным и экономическим центром. Основан он был в XII веке за стенами тогдашнего города около переправы через Которосль, заняв угловое положение в системе городских оборонительных сооружений. В 1216—1218 годах в Спасском монастыре работало первое в Северо-Восточной Руси духовное училище, затем переведённое в Ростов. В 1216—1224 годы в монастыре построилиСпасо-Преображенский собор. В честь образования Ярославского княжества в 1218 году, по преданию, у юго-восточного угла собора возвели миниатюрную Входоиерусалимскую церковь, которая не дошла до наших дней. Уже в первой половине XIII века в монастыре образовалась большая библиотека, велась работа по переписке книг.

После пожара 1501 года, в котором сильно пострадали строения монастыря, в 1516 году, освятили заново построенный по образу Благовещенского и Архангельского соборов Московского кремля Спасо-Преображенский собор, сохранившийся до сих пор. Сейчас это древнейшее строение Ярославля, а его фрески, написанные в 1563—1564 годах, — древнейший памятникстенописи в городе и один из двух в России, сохранившихся с эпохи Ивана Грозного (второй — Успенский собор Свияжского Успенского монастыря). Тогда же построили первую каменную башню — Святые ворота. Для нового собора московскими и местными художниками был создан большой иконостас. От этого иконостаса до наших дней сохранилось тринадцать икондеисусного чина, храмовый образ и три иконы нижнего, местного ряда.

В XVI веке были возведены звонница и Трапезная палата с Крестовой (Рождественской) церковью, а в 1550—1580 — каменные стены вместо старых деревянных. Монастырь стал самой укреплённой частью города, ведь Ярославский кремльникогда не имел каменных стен, а после того как его стены в конце XVIII века были разобраны, ярославским кремлём, зачастую, стали ошибочно называть Спасский монастырь.

Любил посещать монастырь царь Иван Грозный. К концу 1560-х годов от него было полученно 55 жалованных грамот, дающих во владение 6 сёл и 239 деревень, рыбные ловли и соляные варницы, а также освобождение от общего тягла на ярославскомпосаде и судебный иммунитет. Его сын, царь Фёдор, пожаловал монастырю 12 грамот.

В 1609 году во время Смутного времени Спасский монастырь и Ярославский кремль выдержали осаду отрядов пана Будзило и воеводы Наумова, продолжавшуюся около месяца, в то время как остальная часть Ярославля была захвачена. От стен монастыря в 1612 году земское ополчение Минина и Пожарского отправилось на освобождение Москвы. С 21 марта по 16 апреля 1613 года в монастыре пребывал будущий царь Михаил Романов, находившийся здесь проездом из Ипатьевского монастыря в Москву, — отсюда он отправил свою первую грамоту — о согласии на престол. В дальнейшем он дал монастырю 18 жалованных грамот.

В 1621—1646 гг. перестраивались стены монастыря, пострадавшие во время осады, — они стали более крупными, в значительной мере они сохранились до наших дней. Появились каменные башни — Богородицкая, Угличская (сохранилась), Глухая, Михайловская, Водяные ворота. В последней четверти века был построенКелейный корпус. К концу XVII века длина стен достигает 820 метров, высота — 10,5 метра, толщина — 2,8—3 метра. На стенах и башнях имелось хорошее вооружение — 15 крупных и 17 малых пищалей, 97 карабинов, 14 бочек с порохом.

Монастырь владел значительной территорией в западной части города вдоль дороги на Углич, где в XVII в. выросли ряд монастырских слобод — Спасская, Богоявленская и др. (всего более 300 дворов). В результате он стал значительной силой, влиявшей на социальную и хозяйственную жизнь Ярославля, соперничая и иногда конфликтуя с его посадом. [1]

В 1747 году в монастыре, по инициативе ростовского митрополита Арсения (Мацеевича), была открыта Ярославская духовная славяно-латинская семинария(одна из первых в стране). Через 30 лет в ней обучалось 300 воспитанников. В пределах монастыря она находилась до 1875 года, когда получила новое здание, в котором ныне размещается Естественно-географический факультет ЯГПУ.

В 1787 году, в связи с переносом кафедры митрополита из Ростова в Ярославль, Спасский монастырь был преобразован в Ярославский архиерейский дом. Появились новые постройки — Семинарский корпус, Церковь ярославских чудотворцев Фёдора, Давида и Константина (1831 год) (на месте Входоиерусалимской церкви 1617 года), ризница, Смоленская часовня (1830). Среди книг последнего настоятеля монастыря Иоиля (Быковского) в 1790-х годах А. И. Мусин-Пушкинобнаружил памятник русской литературы XII века — «Слово о полку Игореве».

В 1808 году завершилось строительство двухэтажного келейного корпуса, в 1809 — ремонт Святых ворот и стен. В середине XIX века переделывались стены.

В советское время реставрация производилась в 1918—1923 (под руководством П. Д. Барановского — ликвидация последствий Ярославского восстания) и в 1957—1958 годах. На данный момент часть зданий также ремонтируется.

Спасо-Преображенский монастырь (Ярославль)

Монастырь
Спасо-Преображенский монастырь
57°37′17″ с. ш. 39°53′20″ в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Ярославль
Конфессия православие
Епархия Ярославская и Ростовская
Тип мужской
Архитектурный стиль древнерусское зодчество
Основные даты
1224 — освящение Спасо-Преображенского собора
1516 — освящение перестроенного
Спасо-Преображенского собора

1550 — возведение каменных стен
1609 — осада во время Смутного времени
Здания
Спасо-Преображенский собор • Церковь Рождества Христова • Церковь Симеона Богоприимца • Церковь Происхождения Честных Древ • Церковь ярославских чудотворцев Фёдора, Давида и Константина • Звонница • 4 башни и стены • другие строения
Известные насельники Антоний
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 761520003750006 (ЕГРОКН ). Объект № 7610005000 (БД Викигида)
Состояние Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Сайт yarmp.yar.ru
Медиафайлы на Викискладе

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь (Спасо-Ярославский монастырь) — древний мужской упразднённый монастырь в Ярославле, сыгравший важную роль в местной истории. Располагается на Богоявленской площади, около Московского моста через Которосль в Кировском районе города. На его территории находятся памятники архитектуры XVI—XIX веков. Здесь был найден т.н. «список» (рукописная копия) «Слова о полку Игореве» — памятника древнерусской литературы.

Содержание

Спасский монастырь сыграл важную роль в истории Ярославля, будучи долгое время его духовным, культурным и экономическим центром. Основан он был в XII веке за стенами тогдашнего города около переправы через Которосль, заняв угловое положение в системе городских оборонительных сооружений. В 1216—1218 годах в Спасском монастыре работало первое в Северо-Восточной Руси духовное училище, затем переведённое в Ростов. В 1216—1224 годы в монастыре построили Спасо-Преображенский собор. В честь образования Ярославского княжества в 1218 году, по преданию, у юго-восточного угла собора возвели миниатюрную Входоиерусалимскую церковь, которая не дошла до наших дней. Уже в первой половине XIII века в монастыре образовалась большая библиотека, велась работа по переписке книг.

После пожара 1501 года, в котором сильно пострадали строения монастыря, в 1516 году, освятили заново построенный по образу Благовещенского и Архангельского соборов Московского кремля Спасо-Преображенский собор, сохранившийся до сих пор. Сейчас это древнейшее строение Ярославля, а его фрески, написанные в 1563—1564 годах, — древнейший памятник стенописи в городе и один из двух в России, сохранившихся с эпохи Ивана Грозного (второй — Успенский собор Свияжского Успенского монастыря). Тогда же построили первую каменную башню — Святые ворота. Для нового собора московскими и местными художниками был создан большой иконостас. От этого иконостаса до наших дней сохранилось тринадцать икон деисусного чина, храмовый образ и три иконы нижнего, местного ряда.

В XVI веке были возведены звонница и Трапезная палата с Крестовой (Рождественской) церковью, а в 1550—1580 — каменные стены вместо старых деревянных. Монастырь стал самой укреплённой частью города, ведь Ярославский кремль никогда не имел каменных стен, а после того как его стены в конце XVIII века были разобраны, ярославским кремлём, зачастую, стали ошибочно называть Спасский монастырь.

Любил посещать монастырь царь Иван Грозный. К концу 1560-х годов от него было полученно 55 жалованных грамот, дающих во владение 6 сёл и 239 деревень, рыбные ловли и соляные варницы, а также освобождение от общего тягла на ярославском посаде и судебный иммунитет. Его сын, царь Фёдор, пожаловал монастырю 12 грамот.

В 1609 году во время Смутного времени Спасский монастырь и Ярославский кремль выдержали осаду отрядов пана Будзило и воеводы Наумова, продолжавшуюся около месяца, в то время как остальная часть Ярославля была захвачена. От стен монастыря в 1612 году земское ополчение Минина и Пожарского отправилось на освобождение Москвы. С 21 марта по 16 апреля 1613 года в монастыре пребывал будущий царь Михаил Романов, находившийся здесь проездом из Ипатьевского монастыря в Москву, — отсюда он отправил свою первую грамоту — о согласии на престол. В дальнейшем он дал монастырю 18 жалованных грамот.

В 1621—1646 гг. перестраивались стены монастыря, пострадавшие во время осады, — они стали более крупными, в значительной мере они сохранились до наших дней. Появились каменные башни — Богородицкая, Угличская (сохранилась), Глухая, Михайловская, Водяные ворота. В последней четверти века был построен Келейный корпус. К концу XVII века длина стен достигает 820 метров, высота — 10,5 метра, толщина — 2,8—3 метра. На стенах и башнях имелось хорошее вооружение — 15 крупных и 17 малых пищалей, 97 карабинов, 14 бочек с порохом.

Монастырь владел значительной территорией в западной части города вдоль дороги на Углич, где в XVII в. выросли ряд монастырских слобод — Спасская, Богоявленская и др. (всего более 300 дворов). В результате он стал значительной силой, влиявшей на социальную и хозяйственную жизнь Ярославля, соперничая и иногда конфликтуя с его посадом. [1]

Монастырь в начале XVII века (рисунок современного художника)

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь — старейший мужской монастырь Ярославля. Располагался на левом берегу реки Которосли близ её впадения в Волгу. Охранял западные подступы к городу. Точная дата основания неизвестна, предположительно это вторая половина XII века. Лаврентьевская летопись под 1216 годом сообщает: «христолюбивый князь великий Константин, сын Всеволож, заложи церковь камену и монастырь святого Спаса Преображенья на Ярославли». По замечанию В. И. Лествицына, «монастырь этот по происхождению нимало не похож на монастыри следующих столетий: те основывались подвижниками, по случаю чудотворных и явленных икон, мощей. Ничего такого здесь нет». Ростовский князь Константин скорее всего основал Спасскую обитель как один из оплотов княжеской власти в городе, который он готовил выделить в удел своему сыну Всеволоду. Некоторые ярославские краеведы полагали: монастырь был поставлен «на развалинах» Велесовой керемети (капища) . Они мотивировали свои предположения тем, что сооружать храмы и монастыри на месте языческих капищ было обычным явлением для эпохи христианизации Руси; кроме того, оба праздника — языческий Велеса и день Преображения Спаса — приходились на 6 августа.

Велес, Волос (др.-рус. Велесъ, Волосъ) — божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии.
Сельскохозяйственные функции Велеса прослеживаются в обычае оставлять ему в дар несжатыми так называемых волоти, несколько стеблей злаков. Эта жертва называется «Волосовой бородкой».
Культ Велеса, наряду с культом Перуна, считается частью исследователей древнейшим общеславянским; имена этих божеств реконструируются на праславянском уровне. Имеются элементы системного противопоставления двух главных богов. Так, в договоре Руси с Византией 907 года Велес (называемый в Повести временных лет Волос) соотносится с золотом, а Перун — с оружием.
В Слове о полку Игореве древний песнотворец Боян называется «Велесовым внуком». Этот эпитет может говорить о функции Велеса как Бога мудрости, поэзии и обрядовой песни.

Другие альбомы

  • Поделиться с друзьями:
    Поделиться
    Отправить
    Класснуть
Ссылка на основную публикацию