Спасо-Преображенский мужской монастырь в Рязани

Преображенский Рязанский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь — православный мужской монастырь в Рязанской области, основанный в конце XIII-го — начале XIV-го века. Монастырь был закрыт советской властью в 1920 году, возвращен Церкви в 1996 г.

Содержание

История монастыря связана с историей города, который был заложен епископом Муромским и Рязанским Арсением. Древние летописи говорят о монастыре как о Преображенском, «что внутри города». Во время монголо-татарского нашествия Переславль-Рязанский принял беженцев из разоренной Старой Рязани, а в 1288 сюда перенес свою кафедру святитель Василий Рязанский.

Существует предание, что монастырь был основан в это же время — в конце XIII-го или в начале XIV-го века. Скорее всего обитель была основана при Великом князе Олеге Ивановиче. Об устройстве обители заботился Великий князь Рязанский Иван Васильевич, который в 1467 году своей грамотой пожаловал ей земли.

В 1501 году по новой грамоте князя Федора Васильевича монастырю было подарено село Гавриловское.

В 1522 году в Переславле-Рязанском началась традиция, по которой утренний благовест в городе начинался с колокольни Спасского собора монастыря. Особый статус обители подчеркивался тем, что его настоятели издревле носили статус архимандритов, а не игуменов. При царе Иване Грозном спасские архимандриты стали неизменно присутствовать на Московских Соборах. В 1653 году монастырю была выдана патриаршая грамота, поддержанная царским указом, по которым настоятели стали иметь право носить во время богослужений белую шапку. Позже им было предоставлено право также употреблять ковёр, как это принято во время архиерейской службы.

В 1742 году вышел указ Святейшего Синода награждать архимандритов наперсным крестом для повседневного ношения, что должно было их отличать от игуменов. Таким образом Спасские настоятели получили ещё одно отличие от настоятелей других монастырей.

В 1757 году епископ Рязанский своим указом определил монастырь в первостепенные и с этого времени в монастыре появились наместники. Со второй половины XVIII века архимандриты Спасского монастыря стали возглавлять Епаршую семинарию, что повышало престиж как монастыря, так и духовного учебного заведения.

В 1920 году монастырь был закрыт.

В 1996 году по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла начала возрождаться монастырская жизнь. Государство стало передавать в пользование новообразованной общины здания монастыря.

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

  • Собор Спаса Преображения
  • Церковь Богоявления Господня
  • Церковь Иоанна Богослова в Гостинице Знати
  • Часовня Пантелеимона Целителя в башне ограды
  • Икона Спас Нерукотворный (мироточивая)
  • Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» (мироточивая)
  • Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
  • Частица мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского
  • Икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с частицей рясы
  • Частица мощей святителя Луки Крымского
  • Частица мощей святого праведного Иоанна Кормянского
  • Частица мощей святой блаженной старицы Матроны Московской
  • Частица мощей святой преподобной благоверной княгини Евфросинии Полоцкой
  • Частица мощей святой преподобной Манефы Гомельской

Престольные праздники

Собор Спаса Преображения

Церковь Богоявления Господня

Церковь Иоанна Богослова в Гостинице Знати



Как добраться

Адрес: Россия, г. Рязань, Кремль, д. 1

Спасо-Преображенский монастырь находится на территории Рязанского кремля, в самом центре города, недалеко от вокзала.

На автомобиле из Москвы нужно выезжать по федеральной дороге М-5 «Урал», расстояние до Рязани — 180 км.

С Казанского вокзала в Рязань ходят электрички, а от метро «Выхино» — автобусы. В самой Рязани доехать до монастыря можно общественным транспортом — на троллейбусе № 1 или маршрутном такси №41 — до остановки «Соборная площадь». Далее пешком до Рязанского кремля.

Спасо-Преображенский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

Телефон: +7 (4912) 28-08-04, 27-41-06

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Рязани

Контактная информация:

Почтовый адрес: 390000 г. Рязань, Кремль, д. 1

Телефон: 8-(4912)-28-08-03
Адрес сайта: www.spassmon.ru
Адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Исполняющий обязанности игумена: и гумен Евфимий (Шапкин)

Справка

Передача монастырских зданий началась в 1996 году. В начале был возвращен настоятельский и братский корпус, но в нем было размещено Духовное училище. 6 октября 2005 года, решением Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, было принято решение об открытии Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Рязани и возобновлении в нем монашеской жизни. Наместником вновь открытого монастыря был назначен иеромонах Игнатий (Депутатов). В настоящий момент монастырская жизнь протекает в историческом здании настоятельского и братского корпуса совместно с Духовной семинарией. Были переданы храмы монастыря.

Храмы

Преображенский собор
Богоявления Господня
Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и праведного Иосифа Обручника Престольные праздники

Преображения Господня
Богоявления Господня
Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Святого Иосифа Обручника
Иконы Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец»

Святыни

Мироточивый образ Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец»
Частица мощей святителя Луки Войно-Ясенецкого
Мироточивый образ Спаса Нерукотворного
Образ Пресвятой Богородицы Одигитрия (Феодотьевская)
Ковчег с мощами Св. блж. Матроны Московской
Ковчег с мощами Свят. Феофана затворника Вышенского
Ковчег с мощами Прп. Евфросинии Полоцкой
Чтимая икона св. прав. Иоанна Кронштадского с частицей ризы

Богослужения

В будние дни: Начало утреннего богослужения в 6.40.
Начало вечернего богослужения в 16.45.
Накануне праздничных и воскресных дней – в 17.00 Всенощное бдение,
а в день праздника две Божественные литургии:
ранняя в 6.15 (Иоанно-Богословский храм)
и поздняя в 8.30 (Спасо-Преображенский собор)

Проезд

Добраться до монастыря можно общественным транспортом до площади соборной (троллейбус № «1», маршрутка № «41»), далее пешком до Рязанского Кремля.

Рязанский Спасо-Преображенский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Не подлежит сомнению, что к XV веку Спасо-Преображенский монастырь уже существовал, поддерживаемый благочестивыми стараниями великого князя Рязанского Ивана Васильевича.

О древних временах существования этого монастыря сохранилось не так много свидетельств. Известно, что настоятельская власть в первые столетия существования монастырей была очень большой. В «Дополнительных о Рязанской епархии сведениях» архимандрит Иероним, говоря о Спасском монастыре г. Рязани, пишет, что «настоятели издревле архимандриты», хотя «сей монастырь был не знаменит», из них 1653 г. сентября Боголеп и Солотчинский Сергий по указу государеву и патриаршей грамоте благословлены от Преосвященного Мисаила служить в белой шапке; а от преосвященного Димитрия позволено употреблять Спасским при служении ковер»

О размерах настоятельской власти, а значит и о значимости монастыря, говорит и тот факт, приглашались ли они на Соборы в стольный град Москву. Так на Соборе 1589г., на котором решался вопрос о четвертом браке царя Иоанна Васильевича, представлены были архимандриты и игумены многих монастырей, в том числе архимандрит Солотчинского из Рязани. Через три года уже среди прочих упомянут Спасский архимандрит из Рязани.

С 25 декабря 1742г. по указу Св. Синода от преосвященного Алексия, «для отличия от игуменов, возложены на архимандритов наперсные для ношения кресты — на здешнего Спасского Давида и Духовского Ефрема, а генв. 1743г. на Солотчинского Алимпия, Богословского Аарона и Радовицкого Иосафа». С 1868г. Рязанский Спасский мужской монастырь стал управляться викарием, что продолжалось до 1902г. А в 1902г. кафедра викарных епископов Михайловских была переведена в Троицкий монастырь. 21 мая 1907г. кафедра викарных епископов была вновь перенесена в Спасский монастырь. Среди Викарных епископов следует упомянуть епископа Исидора (Колоколова), бывшего на епископской Михайловской кафедре с 1906 по 1911г., замученного в Самаре в 1918г.

Штатная численность Спасского монастыря хотя и менялась на протяжении всего времени его существования, но незначительно. Так по рапортам настоятелей монастырей за 1746г., по Спасскому монастырю «определено быти архимандриту и братии двадцати человек, им жалования положено в год денег по пети рублев, хлеба по пети четвертей, и того денег сто рублев и хлеба сто четвертей». Там, где при монастырях были кладбища, обитель получала средства «за места для могил, за катафалк», как например при Спасском. К 1917г. в Спасском второклассном монастыре числилось 16 монахов, что практически равно 1746г.

В 1757 году епископ Рязанский своим указом определил монастырь в первостепенные и с этого времени в монастыре появились наместники. Со второй половины XVIII века архимандриты Спасского монастыря стали возглавлять Епаршую семинарию, что повышало престиж как монастыря, так и духовного учебного заведения.

Среди настоятелей обители следует упомянуть архимандрита Иеронима Алякринского (в бельцах Иоанна Стефанова) из протоиереев Рязанского Кафедрального собора. Он был присутствующим в Рязанской духовной консистории и ректором Рязанской духовной семинарии. По представлению Амвросия архиепископа Рязанского он был пострижен в монашество в Спасском монастыре 12 апреля 1808г. 19 апреля и произведен в архимандрита. Долгое время он управлял Солотчинским монастырем, а с 1813г переведен настоятелем в Рязанский Спасский монастырь. Ученый муж. прекрасный педагог, устроитель обители и. монах-наставник. Он навсегда остался в этом монастыре: захоронен на его кладбище.

Все насельники монастыря обитали на небольшой территории там, где некогда рождался наш город. С трех сторон монастырь был обнесен каменной стеной, а с восточной огражден каменными зданиями бывшей Духовной консисторией и Архиерейским Домом. Двое ворот на каменных столбах: Святые с северной стороны, через которые обычно входили в монастырь и западные для выхода были украшением монастыря.

При входе северными Святыми вратами в монастыре по правую сторону находилось каменное одноэтажное здание – братская трапезная с кухней, баня. Далее к западу в углу- круглая башня, рядом с ней – с западной стороны ледник, а за ним деревянная житница, конюшня, навес, за которым западные ворота и ограда до самого угла с круглой каменной башней. Вдоль всего монастырского двора по правой стороне неподалеку от западной каменной ограды и служебных зданий расположились два двухэтажных корпуса: один с каменным низом и деревянным верхом. Он был облицован кирпичом и отштукатурен. В нем жили настоятели. Другой к северу от первого каменный для жительства братии. Он был построен в 1825г и надстроен в 1894г. со стеклянной галереей на каменных столбах. Между этими корпусами в связи с ними построена в 1901 1904гг. на средства преосвященного Иосифа, епископа Михайловского, Викария Рязанского, Иоанно-Иосифовская церковь, в нижем этаже которой устроено было жилое помещение. По левую сторону северных ворот находилась каменная келия с пристроенной к ней деревянной келией. Подле этой келий к югу стоял и сейчас стоит каменный с таковою же колокольней храм Богоявления Господня. В центре монастыря возвышается храм без колокольни в честь Преображения Господня. К востоку от двора между храмами и за ними расположено было кладбище для погребения монашествующих и граждан

Архивные документы сохранили до нас описание келий Спасского монастыря г. Рязани за 1911г.

1. «Келия из трех комнат и прихожей, находятся в ней два стола, четыре койки из них три железных и одна деревянная (худая), медный самовар, ведро и два табурета;

2. Келия из двух комнат и прихожей, находится в ней два стола, железная койка, трое венских стульев, скамья, простой буфет, один дубовый табурет;

3. Келия из 3 комнат с прихожей находится при ней, два стола, три койки, одна из них железная, а две деревянные (одна из них худая), раскладное железное стул о.

4. Келия из трех комнат. При ней находится чулан, в котором находятся следующие вещи: две медных каструли с ручками, две медных сковороды и одна эмалированная, самовар жестяной, лампа. ».

В 1920 году монастырь был закрыт.

Передача монастырских зданий началась в 1996 году. В начале был возвращен настоятельский и братский корпус, но в нем было размещено Духовное училище. 6 октября 2005 года, решением Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, было принято решение об открытии Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Рязани и возобновлении в нем монашеской жизни. Наместником вновь открытого монастыря был назначен иеромонах Игнатий (Депутатов). В настоящий момент монастырская жизнь протекает в историческом здании настоятельского и братского корпуса совместно с Духовной семинарией. Были переданы храмы монастыря.

Спасо – Преображенский мужской монастырь города Рязани

Общие сведения о монастыре

Исполняющий обязанности игумена: иеромонах Сергий (Акимов)

Почтовый адрес: 390000 г. Рязань, Кремль, д. 1

Телефон: 8-(4912)-28-08-03

Адрес сайта: www.spassmon.ru

Адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  • Преображенский соборБогоявления Господня
  • Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • Святого пророка Илии

Престольные праздники

  • Преображения Господня
  • Богоявления Господня
  • Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • Святого пророка Илии
  • Святого Иосифа Обручника

Святыни

  • Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец»
  • Частица мощей святителя Луки Войно-Ясенецкого
  • Частица мощей святителя Гавриила Рязанского
  • Частица мощей святой блаженной Матроны Московской

Богослужения

Утреннее – в 6.30
Вечернее – 17.00
В праздничные и воскресные дни – в 8.30

Проезд

Добраться до монастыря можно общественным транспортом до площади соборной (троллейбус № «1», маршрутка № «41»), далее пешком до Рязанского Кремля.

История обители

Краткая история обители

Спасо-Преображенский мужской монастырь находится в черте Рязанского кремля к северо-востоку от кремлевского вала и к югу от Успенского собора. Монастырь с трех сторон окружен оградой, а с четвертой стороны к нему примыкает Консисторский корпус. По углам ограды устроены две башни. В свое время, до разорения в советский период, на территории монастыря был сад и некрополь, на котором хоронили не только насельников обители, но и благотворителей, знатных рязанцев. В советский период кладбище было разорено. До наших дней не сохранились документы, содержащие дату основания монастыря. В 1467 году обитель упоминается в связхи с тем, что ему была дана грамота великого рязанского князя Ивана Васильевича на вотчины. На протяжении всего времени настоятели монастыря имели сан архимандритов, а не игуменов, чем подчеркивалась важность обители. Были и другие почетные преимущества. Так с 1522 года утренний благовест начинался именно с колокола Спасо-Преображенского монастыря, который подхватывался всеми храмами Переяславля Рязанского (ныне — Рязани). С 1653 года настоятелям было дано право в священнослужении «носить белую шапку», а по указу епископа Димитрия (Сеченова) от 16 января 1757 года монастырь стал называться первостепенным. С этого времени у настоятелей появляются наместники. Со второй половины XVIII века настоятели Спасо-Преображенского монастыря становились одновременно и ректорами Рязанской духовной семинарии, оставаясь в сане архимандритов. Это повышало авторитет и обители, и семинарии, так как лучше просматривались будущие кадры духовенства. В 1868 году в Рязани утверждается должность викарного епископа, и монастырь передается под его руководство. С конца XIX века и до закрытия обители ею управляли епархиальные архиереи. В 1920 году монастырь был закрыт и отдан под бараки острозаразных больных. После холерного лазарета в зданиях обители располагался горисполком, затем были расквартированы военные части. С 1935 года территория монастыря со всеми постройками была передана в ведение Рязанского окружного музея, но долгое время в этих зданиях находились не только учреждения, но и проживали люди, даже в Богоявленском храме.

Возрождение монастыря

Передача монастырских зданий началась в 1996 году. В начале был возвращен настоятельский и братский корпус, но в нем было размещено Духовное училище. 6 октября 2005 года, решением Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, было принято решение об открытии Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Рязани и возобновлении в нем монашеской жизни. Наместником вновь открытого монастыря был назначен иеромонах Игнатий (Депутатов). В настоящий момент монастырская жизнь протекает в историческом здании настоятельского и братского корпуса совместно с Духовной семинарией. Были переданы храмы монастыря.

Паломнические поездки

Внимание!

Паломнический центр Рязанский епархии теперь располагается на 2 этаже Николо-Ямского храма.

Вход со стороны Никольского придела.

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Рязани

За большими валами, оставшимися от древнего кремля, располагаются белокаменные постройки древнейшей обители современной Рязани — Спасо-Преображенского мужского монастыря. Он привлекает к себе паломников, туристов и людей, ищущих покоя и умиротворения.

История основания монастыря

Многовековая история старинной обители связана с историей города, который сегодня носит название Рязань.

В 1237 году небольшой город Переяславль-Рязанский принял уцелевших жителей уничтоженной татаро-монголами Рязани. Через 50 лет Переяславль становится резиденцией митрополита Василия Рязанского. По одной из версий тогда же за высокими валами Переяславского кремля появились первые деревянные постройки Преображенской обители. По официальным же данным она была основана в середине XV века при князе Олеге Ивановиче.

От основания до закрытия

Спасо-Преображенский мужской монастырь и его настоятели выделялись правителями рязанских земель и русскими патриархами. В конце XV — начале XVI веков монастырские владения значительно расширилась за счёт земель, пожертвованных рязанскими князьями.

Другие православные храмы в Рязани:

Главы обители имели чин архимандрита, что выделяло их среди настоятелей других монашеских общин, имеющих статус игуменов. Божественные богослужения, проводимые ими, проходили по архиерейскому типу, так как настоятели носили белую митру и использовали во время молитвы ковер. С середины XVI века настоятели рязанского монастыря участвуют в церковных соборах, проходящих в столице молодого Московского царства.

Ведущую позицию Спасо-Преображенского монастыря подтверждает обычай, появившийся в 1522 году, начинать ежедневный утренний благовест с колокольни его соборного храма. В середине XVIII века на базе спасской монашеской общины заработала духовная семинария Рязанской епархии, которую возглавляли её настоятели.

Интересно! До начала XX века на монастырском погосте хоронили не только насельников, но и наиболее уважаемых людей города. К моменту закрытия монастыря в 1920 году здесь размещалось около 400 захоронений.

Советское время

После прихода к власти большевиков Спасо-Преображенский мужской монастырь разделил судьбу большинства православных обителей. Все предметы, представляющие материальную ценность, из него вывезли. Наиболее ценные иконы продали, а остальные святые образы сожгли. Большую монастырскую библиотеку разорили.

В монастырских зданиях в разное время размещались следующие учреждения:

  • больница для людей, страдающих инфекционными заболеваниями;
  • администрация и жилые помещения военной части;
  • отделение городского музея;
  • областной архив;
  • коммунальные квартиры.

Несмотря на то что постройки не использовались в хозяйственных и производственных целях, их состояние постепенно ухудшалось, и к 90-м годам прошлого столетия здания бывшего Спасского монастыря находились на грани разрушения.

Возрождение

Спасо-Преображенская обитель начала возрождаться во второй половине 90-х годов XX века. В 1996 году в ведение Православной церкви вернулись настоятельский и братский корпуса, где с 1998 года расположилась Рязанская духовная семинария. Монашеская жизнь здесь возобновилась через 9 лет.

Передача монастырских храмов началась в 2007 году, но реально они были освобождены отделами городского архива только к 2008 году. С этого времени началась реконструкция обветшавших построек.

Современность

Сегодня Спасо-Преображенский мужской монастырь — действующая обитель. В ней ведётся богослужебная, социальная и просветительская деятельность.

Расписание богослужений

В действующих храмах спасской обители ежедневно проходят божественные службы. Их расписание выглядит следующим образом:

  • в будние дни проходят 2 службы (6.30 и 16.45);
  • в субботу утреннее богослужение проводится в 8.00,а Всенощное бдение начинается в 17.00;
  • в воскресенье и праздничные дни проводятся 2 утренних богослужения в 6.15 и 8.30, после которого проводится водосвятный молебен;
  • воскресным вечером в 6.15 проводится панихида.

В современной обители отмечают следующие престольные даты:

  • Преображение Господа (19 августа);
  • Богоявление (Крещение) Господа (19 января);
  • Покров Пресвятой Богородицы (14 октября);
  • день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского (2 января);
  • день памяти Иоанна Богослова (21 мая);
  • почитание памяти Иосифа Обручника;
  • день почитания образа Богородицы «Умягчение злых сердец».

Социальное служение

Сегодня монастырская братия состоит из 8 человек. Несмотря на малочисленность монашеская община несёт социальное служение. В него входит:

  • окормление медицинских учреждений;
  • помощь инвалидам и престарелым людям;
  • преподавание в духовной семинарии, советском городском университете и воскресных школах.

Архитектурный ансамбль

К настоящему времени спасской монашеской общине переданы все постройки, числящиеся за ней в дореволюционное время. В современных архитектурный ансамбль обители входят несколько старинных построек.

Спасо-Преображенский собор, возведенный, в начале XVIII века. Традиционный для русского храмового зодчества бесстолпный храм представляет собой квадратную постройку с четырехскатной крышей, увенчанной небольшой луковичной главой, которая установлена на высокий узкий глухой барабан. К восточному фасаду примыкает полукруглая община, состоящая из трёх частей.

Внешняя отделка фасадов выполнена в стиле нарышкинского барокко, характерными чертами которого являются:

  • визуальное горизонтальное деление фасадов при помощи широких карнизов;
  • фасады украшены лентами полукруглых закомар и пояса и из многоцветных изразцовых плиток;
  • широкие наличники вытянутых прямоугольных окон украшены декоративной каменной резьбой.

Особенностью храмового интерьера являются сохранившиеся росписи сводов, датируемый XIX веком и красивый пятиярусный иконостас, созданный в начале текущего столетия. В настоящий момент собор является главным действующим храмом монастыря.

Около западной границы монастырских владений стоят два длинных двухэтажных корпуса, в которых располагаются кельи насельников и помещения духовной семинарии. В начале XX столетия между этими зданиями построили небольшую церковь во имя Иоанна Богослова и Иосифа Обручника. Сегодня в этом небольшом храме проводят некоторые богослужения.

Самым большим зданием обители является Богоявленская церковь, которая на современном этапе её существования находится на реконструкции. Основной объём собора представляет собой четверик, увенчанный пятью позолоченными главками. Они стоят на высоких узких барабанах, основание которых украшено килевидными кокошниками. К основе примыкают полукруглая апсида и трапезная часть с двумя приделами. Индивидуальность храму придает восьмигранная шатровая колокольня с открытой звонницей. В её основании находится четверик, в котором расположен главный вход и притвор.

Интересно: до революции в одной из башен монастырской ограды располагалась часовня во имя целителя Пантелеймона. На сегодняшний день её восстановление остаётся долгосрочной перспективой.

В современном Спасо-Преображенском мужском монастыре множество реликвий, к которым ежедневно приходят верующие люди. Среди них выделяются:

  1. Образ Спаса Нерукотворного, замироточивший после обновления Спасского собора.
  2. Икона Богородицы «Умягчение злых сердец», выделяющая миро. Её передала в монастырь одна из прихожанок.
  3. Мощи святителя Луки Войно-Ясенецкого, по молитве которому исцеление получали люди, страдающие от повреждений конечностей и других физических недугов.
  4. Святой образ Божией Матери Феодотьевская, явившаяся несколько случаев помощи при бесплодии и проблемах в течении беременности.
  5. Икона Богоматери «Нечаянная Радость», выделяющая миро. Она считает чудотворной, так как по молитве перед ней получали исцеление немощные и страдающие различными физическими недугами люди. Также она помогает при склонности к пагубным привычкам.
  6. Также здесь находятся мощи святой Матроны Московской, святителя Феофана Затворника, Евфросинии Полоцкой.
  7. Особое почитание оказывается иконе Иоанна Кронштадтского, содержащей частицу облачения святого праведника.

Как добраться

Спасо-Преображенский мужской монастырь находится на территории рязанского кремля.

В Рязань можно добраться любым из видов автомобильного и железнодорожного транспорта. От железнодорожной станции «Рязань-1» до монастыря можно добраться пешком, совершив 30-ти минутную прогулку по центральному району Рязани. От автовокзала необходимо сесть в общественный транспорт и доехать до остановки «Соборная площадь».

Спасо-Преображенская обитель — важная часть исторического наследия рязанской земли. Возобновление здесь монашеской жизни играет важную роль в развитии духовности жителей Рязани и возрождении православных традиций.

Спасо-Преображенский монастырь в Рязани

Ряза́нский Спа́со-Преображе́нский монасты́рь — православный мужской монастырь, основанный около XIII века рядом с Архиерейским домом (Духовной консисторией) в Рязанском кремле.

История монастыря связана с историей города, который был заложен епископом Муромским и Рязанским Арсением. Древние летописи говорят о монастыре как о Преображенском, «что внутри города». Во время монголо-татарского нашествия Переславль-Рязанский принял беженцев из разоренной Старой Рязани, а в 1288 сюда перенес свою кафедру святитель Василий Рязанский.

Существует предание, что монастырь был основан в это же время — в конце XIII-го или в начале XIV-го века. Скорее всего обитель была основана при Великом князе Олеге Ивановиче. Об устройстве обители заботился Великий князь Рязанский Иван Васильевич, который в 1467 году своей грамотой пожаловал ей земли.

В 1501 году по новой грамоте князя Федора Васильевича монастырю было подарено село Гавриловское.

В 1522 году в Переславле-Рязанском началась традиция, по которой утренний благовест в городе начинался с колокольни Спасского собора монастыря. Особый статус обители подчеркивался тем, что его настоятели издревле носили статус архимандритов, а не игуменов. При царе Иване Грозном спасские архимандриты стали неизменно присутствовать на Московских Соборах. В 1653 году монастырю была выдана патриаршая грамота, поддержанная царским указом, по которым настоятели стали иметь право носить во время богослужений белую шапку. Позже им было предоставлено право также употреблять ковёр, как это принято во время архиерейской службы.

В 1742 году вышел указ Святейшего Синода награждать архимандритов наперсным крестом для повседневного ношения, что должно было их отличать от игуменов. Таким образом Спасские настоятели получили ещё одно отличие от настоятелей других монастырей.

В 1757 году епископ Рязанский своим указом определил монастырь в первостепенные и с этого времени в монастыре появились наместники. Со второй половины XVIII века архимандриты Спасского монастыря стали возглавлять Епаршую семинарию, что повышало престиж как монастыря, так и духовного учебного заведения.

В 1920 году монастырь был закрыт.

В 1996 году по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла начала возрождаться монастырская жизнь. Государство стало передавать в пользование новообразованной общины здания монастыря.

До нашего времени сохранился монастырский комплекс XVI—начала XX века.

Монастырские постройки

Несколько веков монастырь стоял деревянным. Он перенес несколько пожаров и разрушений, одно из которых пришлось на время нападения отрядов гетмана Петра Сагайдачного и войск королевича Владислава на Переяславль Рязанский. В 1647 году сильный пожар уничтожил все деревянные постройки кремля и весь монастырь.

В 1640-х годах была возведена первая каменная церковь Богоявления Господня, у которой было два придела — во имя Покрова Божией Матери и во имя апостола и евангелиста Иоанна БОгослова. Вместе с ней была возведена колокольня на шесть колоколов.

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Рязани

Святая Синклитикия (IVв.) была первой начальницей женского общежития и достигла этого необыкновенным путем. Родилась она в богатой и знатной.

Во время гонений при императоре Диоклетиане за исповедание христианской веры был схвачен и предан истязаниям епископ Феопемпт, но Бог сотворил.

Пожертвования

«Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.» (2-е Кор. 9;7)

Выбор суммы фиксированной либо произвольной на кнопке «Пожертвовать»

Для зарубежных переводов наш адрес в ПейПал: pronskmonastery@gmail.com

Спаси Христос!

Главное меню

Автобус От Центрального автовокзала Рязани.
Автострада От Рязани в южном направлении.

Спасо-Преображенский Пронский монастырь — мужской монастырь Рязанской епархии Русской православной церкви, который расположен в одноименном поселке на левом берегу реки Прони в 57 км от Рязани.

Регулярно в Спасо-Преображенский мужской монастырь поселка Пронск организовывают паломнические поездки. Собирается много желающих посетить обитель. Как правило, паломничество начинается с участия в Божественной литургии, пришедшие исповедуются, причащаются. Затем игумен благословляет гостей на трапезу, после которой проводят для паломников интересную экскурсию и рассказывают об истории основания обители, его настоятелях.

Пронский монастырь располагает на своей территории следующими святынями: Икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали», образ Божией Матери «Споручница грешных» и частица мощей святого апостола и евангелиста Луки.

Изначально Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь именовался Пронской Спасской пустыней, чья история уходит корнями в начало XVII столетия. Как известно, к концу XVI века многие монастыри начали закрываться. И предполагается, что именно в это время и была основана Спасская общежительная пустынь. Согласно некоторым данным, неизвестно кто был основателем Пронской Спасской пустыни, и когда она была основана. Монастырь назвали Спасским в честь главного храма, который в течение многих лет был единственным. Затем были возведены еще две церкви.

С 1665 года настоятелем монастыря упоминается чёрный послушник Пафнутий, с 1734 года настоятелем обитель стал Прохор, далее с 1749 года назначается Феодорит, с 1751 — Иосиф, с 1763 года Пронской Спасской пустынью управлял игумен Иона, с 1771 года настоятелем упоминается Сергий, с 1781 года — Епифаний, с 1786 года настоятелем был назначен Иоанн, с 1796 года настоятелем монастыря упоминается Иринарх, с 1796 года — Алексий, с 1799 года настоятелем стал Лаврентий, с 1801 года обитель была под присмотром Симона, в 1802 году назначен Тихон, в 1804 году — Дионисий, в 1806 году — Алексий, с 1807 года настоятелем упоминается Палладий, а с 1808 года — Анастасий, в 1817 году приняли Амвросия, далее с 1821 настоятелем упоминается Апполинарий и с 1837 года начал свою работу Феодосий. Так с течением времени и менялись настоятели церкви.

К началу XX столетия Пустынь представляла собой монастырь с тремя храмами. В 1913 году в монастыре были наняты настоятель, два иеромонаха, два иеродиакона и два послушника, а проживали настоятель, схиигумен, десять иеромонахов, шесть иеродиаконов, шесть монахов и пятнадцать послушников.

В 1918–1919 годах церковь закрыли, а все имущество передали землеотделам. С наступлением 1919 года продолжили закрывать монастыри, обитель разорили, а монахов и вовсе выгнали. В 1940 году в зданиях монастыря основали детский дом, затем Пронскую специализированную коррекционную школу-интернат.

В феврале 2011 года началось долгожданное преображение Пронской святыни, монастырь приобрёл статус архиерейского подворья, тем не менее, здания оставались во владении государства. К тому времени из трех храмов уцелела лишь двухпрестольная церковь. 2 октября 2013 года Священный синод Русской православной церкви постановил открыть Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь. С момента открытия были проделаны ремонтные работы, отремонтированы водоснабжение и канализация, отреставрирован Трёхсвятительский собор монастыря. Также в монастырь была возвращена одна из самых почитаемых святынь обители — икона Божьей Матери «Утоли моя печали». Кроме того, для монастыря на Святой горе Афон написана икона «Споручица грешных».

На территории монастыря также работает гостиница, где могут остановиться паломники. Нередко сюда приезжают бывшие осужденные, которые работают в монастыре за крышу над головой и еду.

На данный момент в обители проживают игумен, два послушника и порядка десятка трудников, которые живут и трудятся во Славу Божию в монастыре. Некоторые из них еще не приняли решение быть монахами или вернуться в обычную жизнь, но на данный момент их труд идет во славу возрождения монастыря. Работы по восстановлению Спасо-Преображенского Пронского монастыря продолжаются и по сей день, поскольку предстоит колоссальный труд для реставрации.

Как добраться до Пронского монастыря

Добраться до Спасо-Преображенского Пронского монастыря можно на автобусе или самостоятельным путем:

  • На автобусе: чтобы добраться до монастыря, сначала необходимо доехать до Рязани, затем от Рязани до Пронска.

Посмотреть действующее расписание маршрутов можно по ссылке.

  • На машине: доехать до Рязани, затем двигаться в южном направлении.

Маршрут из Рязани до Пронского монастыря на автомобиле:

Видео: Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Рязани

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 7 января 2020 г.

Воскресное богослужение 29 декабря 2019 г.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

КРАСНОСЛОБОДСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ мужской монастырь

О МОНАСТЫРЕ

Расположен Спасо-Преображенский мужской общежительный монастырь в 5 км от города Краснослободска, на правом берегу реки Мокши. Первым в этих местах появился «черный старец» иеромонах Дионисий, который основал «пустыньку». Скоро в Москву отправились челобитчики просить Патриарха Никона о разрешении «. около Дионисевой пустыньки лес ранить и воздвигнуть вновь церковь». Грамота была подписана Патриархом в августе 1655 года (до 1930 года она хранилась в Спасо-Преображенском монастыре, затем в краеведческом музее, где и пропала в начале 70-х годов XX века).

Уже через год после благословения Патриарха была поставлена деревянная Спасская церковь с двумя приделами – Предтеченским и Казанским. Первые полтора столетия монастырь развивался медленно и напоминал скорее скит (в это время обитель называлась Спасова пустынь, что рядом с Красной Слободой). Во второй половине XVIII из четырех Краснослободских монастырей только один Спасо-Преображенский оставался монастырем, да и то нештатным; прочие закрыты. В 1764 году в обители был один игумен, 4 иеромонаха и 2 монаха. В XIX веке, в 1820 году в обители проживало 19 насельников, в 1850 — 64, а в 1860 году – уже 73, в конце XIX века — 55 человек, а перед революцией — 61 человек.

В конце ХVIII начале ХIХ века монастырь был перестроен. В это время построены братские корпуса, каменный Преображенский собор (1799 г.), от которого сегодня остался только фундамент. В 1816 году была построена Александро-Невская церковь с больницей, в 1855 — высокая трехъярусная колокольня.

В монастыре находилась и находится до сих пор чудотворная Казанская икона Божьей Матери. В особом склепе под соборным храмом покоился бывший настоятель обители подвижник иеросхимонах Герасим, скончавшийся около 1700 г. и почитавшийся не только монастырской братией, но и жителями окрестных сел.

В 1928 году монастырь был закрыт, в 1994 году возобновлен как женский, а с 1995 года функционирует как мужской.

Первые труды по возрождению Спасо-Преображенской обители начали предприниматься с марта 2004 года.

ОДИН ДЕНЬ В ОБИТЕЛИ ИНОКА ГЕРАСИМА

Встречаются в жизни дни, часы и даже минуты, воспоминание о которых наполняет душу радостным и благоговейным чувством. Такой благодатный день, исполненный живых, умиляющих душу, впечатлений, довелось мне в текущем году провести в обители «инока Герасима» – краснослободском Спасо-Преображенском монастыре.

Краснослободский Спасо-Преображенский монастырь – обитель незнатная и неособенно даже богатая; храмы не блистают драгоценными окладами на иконах. И не изумляют взоров архитектурными эффектами и художественностью живописных изображений, – ея богослужения не отличаются особенною торжественностью, а ея жизнь, огражденная от мира сыпучими песками окружающей местности, и заслоненная от людскага глаза высокою стеною дремучего бора, наипаче же смирением иноческим, протекает в тишине и неизвестности, чуждая всякой «славы человеческой». Кроме престольных монастырских праздников, привлекающих в обитель большую массу местнаго населения, богомольцы, вообще, редко заглядывают в обитель, которая к тому же и не посылает от себя сборщиков, а живет, при помощи Божией, собственными трудами, – кормится и существует послушаниями иноческими. Стало-быть и вестей об обители разносить некому… Тем не менее монастырь краснослободский, насчитывающий более двух столетий своего существования, вполне заслуживает внимания богомольцев, как со своей древности, так и потому, главным образом, что в его стенах почитывают под спудом, – нетленные, по всеобщему убеждению, – останки дивнаго подвижника иеросхимонаха Герасима, от гроба которого неоднократно истекали исцеления болящим, как это видно из монастырских записей.

Сверх того, монастырь Спасский, находясь всего лишь в пяти верстах от г. Краснослободска, славится живительным – здоровым воздухом и живописным местоположением среди густого, высокаго, сосноваго леса на берегу р.Мокши, протекающей чрез монастырский сад. Напоминая своим метоположением отчасти Саров, обитель Спасская имеет то преимущество пред знаменитой пустынью, что за немноголюдством отличается полнейшею тишиною, и красота местоположения в ней не заслоняется, как в Сарове, многочисленными храмами и зданиями монастырскими, раздвинувшимися на огромное пространство.

Все сказанное давно располагало меня побывать в обители, и в мае текущаго года, наконец, состоялось мое путешествие, которое я вознамерился описать теперь из уважения к памяти иеросхимонаха Герасима.

Очерк написал настоятель Краснослободской обители архимандрит Григорий (в миру Сагакский Гавриил Николаевич, 1824–1911).

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Рязани

Есть в Рязанском кремле удивительное место, попадая в которое, чувствуешь Божье дыхание и ощущаешь неразрывную связь времен. Душа преображается, когда заходишь в белокаменный собор или проходишь по территории монастыря «Преображенского, что внутри города», как именовали его в древних летописях. Обычно здесь многолюдно, приезжают паломники и туристы, гуляют мамы с детьми.

Спасо-Преображенский мужской монастырь – один из старейших в Рязани. Он был основан, возможно, еще в конце XIV века, во времена княжения благочестивого великого князя Олега Ивановича Рязанского. Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1450 году. О жизни обители до середины XVII века сведений сохранилось немного. Известно, что она всегда имела особое значение – это признавали и рязанские правители, которые делали щедрые пожертвования и вклады. Настоятели монастыря одновременно выполняли обязанности ректора Рязанской духовной семинарии, издревле имели сан архимандритов, а не игуменов, что подчеркивало высокий статус обители.

С 1522 года именно колокол Богоявленской церкви монастыря начинал утренний благовест, который затем подхватывали все храмы города.

Сегодня церковь восстанавливается – к моменту ее передачи Церкви она находилась в аварийном состоянии. Звонница пока пустует. Но уже совсем скоро на ней появятся новые колокола, которые будут возвещать верующим о начале богослужений.

Современный вид монастыря с кремлевского вала. Фото: Сергей Никитин (www.panoramio.com) Рядом с храмом Богоявления можно увидеть несколько захоронений. Когда-то здесь было кладбище, где предавали земле настоятелей и насельников монастыря, служителей Архиерейского дома и кафедрального собора. А впоследствии, с 1830-х годов, стали хоронить и горожан – благотворителей обители, знаменитых рязанцев. Сохранились сведения о том, что в 1914 году на кладбище было 392 захоронения, датируемых периодом с 1714 года по начало XX века. В 30-х годах прошлого столетия кладбище было варварски уничтожено. Но все-таки сохранились надгробия гравера И.П.Пожалостина и писательницы С.Хвощинской. В 1959 году советские власти перенесли сюда из-под Рязани прах поэта Я.П.Полонского.

Трагический период для Спасо-Преображенского монастыря начинается после Октябрьского переворота 1917 года. Тогда монастырь постигла судьба многих других обителей – он был разграблен. И лишь спустя десятилетия монашеская жизнь здесь возродилась вновь.

В 2005 году архиепископ Рязанский и Касимовский Павел направил прошение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, в котором испрашивал «Первосвятительское благословение на возрождение рязанского Спасо-Преображенского мужского монастыря и возобновление в нём монашеской жизни». Таким образом, 6 октября 2005 года стало знаковой датой – вторым днем рождения древней Спасской обители. Ее штатная численность менялась на протяжении всего времени существования, но незначительно. В монастыре подвизалось от 16 до 20 монахов. Сегодня в числе братии пока четыре человека.

В 2009 году после ремонтных работ был освящен белокаменный Спасо-Преображенский собор монастыря. Там очистили от копоти росписи, снесли каменные печи, устроенные в алтаре, обновили пол, заменили окна, оштукатурили стены. Когда храм преобразился, замироточил образ Спаса Нерукотворного.

Однажды в кафедральный Христорождественский собор Рязанского кремля привезли из поселка Бачурино Ленинского района Подмосковья чудотворный мироточивый образ Божьей Матери «Умягчение злых сердец». Одна женщина решила приложить к нему свою небольшую иконку Богородицы «Умягчение злых сердец». Вскоре она тоже замироточила. Женщина принесла образ владыке Павлу (митрополит Минский и Заславский Павел (Пономарев), Патриарший экзарх всея Беларуси, был правящим архиереем Рязанской епархии 2003-2013 гг. — ред.) и тот благословил поставить икону в Спасо-Преображенском соборе. Так в монастыре появилась еще одна святыня.

В обители пребывает также частица мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

«Раньше люди знали о нем мало. Но после того, как по первому каналу показали программу, посвященную святителю Луке, к нам в собор хлынул поток верующих. По молитвам святителя стали происходить чудеса,» – вспоминает Марина Сокольская, которая работает за свечным ящиком здесь уже много лет.

Как-то летом одна женщина сломала руку. Подруга помогла ей добраться до травмпункта. Там сделали рентген, наложили гипс. Выйдя из больницы, женщины поехали к мощам святителя Луки. Когда стали подходить к Спасо-Преображенскому собору, послушник уже запирал дверь на ключ.

– Подождите, пожалуйста! – закричали подруги. – Можно мощам святителя Луки поклониться?

Храм открыли. Женщина приложила сломанную руку к ковчегу с мощами, долго и слезно молила о помощи. Вечером, вернувшись домой, почувствовала в поврежденной руке сильный дискомфорт, запястье стало опухать. Утром поехала в травмпункт. Врач снял гипс, повторно сделал рентген и сказал с удивлением: «А у вас нет перелома…». «Вот это чудо!» – ахнула женщина и стала благодарить святителя Луку за такое исцеление.

Находятся в соборе мощи святого праведного Иоанна Кормянского, блаженной Матроны Московской, святителя Феофана Затворника, преподобной благоверной княгини Евфросинии Полоцкой, преподобной Манефы Гомельской, есть икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с частицей рясы. Почитается здесь также и образ Матери Божией «Феодотьевская». Его список находится в Спасо-Преображенском соборе, а оригинал – в Архангельском соборе Рязанского кремля.

Молилась перед этой иконой одна девушка, которая много лет не могла родить ребенка. Она проходила медицинские обследования, но врачи давали неутешительные прогнозы. Девушка пришла в Спасо-Преображенский собор, подошла к иконе Богородицы и… разрыдалась. А на следующий день узнала, что беременна.

В феврале этого года в монастыре появилась чудотворная мироточивая икона Матери Божией «Нечаянная Радость». Ее привез из Москвы раб Божий Георгий, который спас образ от нечестивого поругания и сам впоследствии получил от него исцеление: был парализован и поднялся на ноги. Сейчас к иконе ежедневно приходят люди, молятся, просят помощи и получают нечаянную радость.

Однажды на первой седмице Великого поста протоиерей Виктор Савушкин приложился к иконе. Потом на вечернем богослужении вместе с другими священниками отец Виктор стал читать покаянный канон Андрея Критского. По привычке надел очки на +2,5 диоптрии и вдруг неожиданно стал плохо видеть. Тогда он снял очки и стал читать канон без них. Матерь Божия через икону «Нечаянная Радость» вернула пожилому батюшке остроту зрения.

Одна женщина молилась здесь Богородице об избавлении ее и мужа от греха пьянства. И Царица Небесная подарила ей нечаянную радость. Молодые супруги перестали пить. Муж устроился на работу, а жена с радостью и благодарностью молится на коленях, боясь возврата в прошлое.

При Спасо-Преображенском монастыре действует Рязанская православная духовная семинария. Её воспитанники ежедневно поют на клиросе во время богослужений. Прихожане, которых с каждым днем становится все больше и больше, говорят о том, что необыкновенно красиво льющееся пение семинаристов располагает к молитве и трогает душу.

Вероника Шелякина

По материалам газеты «Благовест»

Ссылка на основную публикацию