Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Православная Жизнь

Главный храм древнерусского города и Чернигово-Северского княжества, самый древний из сохранившихся храмов Чернигова собор Преображения был возведен в ХІ в.

Собор представляет собой уникальный образец византийско-киевской школы зодчества и храмостроительства расцвета Киевской Руси. В храме покоятся мощи святых.

Заложен Спасо-Преображенский собор в 1030г. Мстиславом, князем черниговским, братом великого князя русского Ярослава Мудрого. Согласно древним сказаниям, храм был построен на месте древнего языческого капища, на котором вначале, еще во времена Владимира, Крестителя Руси, была возведена деревянная церковь. В конце ХІ в. возле собора была построена новая княжеская резиденция, известная как «красный терем».

Интересно, что архитектурно Спасо-Преображенский собор отличается от многих древнерусских храмов. Строение уникально тем, что подобной конструкции не имеет ни один из известных древнерусских храмов. Однако, некоторые исследователи утверждают, что наиболее подобна по архитектурному решению была Десятинная церковь в Киеве, разрушенная еще в ХІІв. В планировании пространственного решения объединена схема византийского крестово-купольного храма с элементами романской базилики. Такие храмы были преимущественно в Малой Азии и Закавказье. Возможно, на возведение черниговского храма князь Мстислав, княживший когда-то Тьмутаракане, мог пригласить мастеров с восточных земель в помощь столичным и местных зодчим.

Архитектурно-конструктивное решение превосходно четкое и законченное, все оправданно и имеет свое предназначение, нет ничего лишнего. Первоначально фасады храма были суровыми, собор имел ярко выраженный пирамидальный вид, который усиливался низкими структурами усыпальниц, крещален, лестничной башни. Фасады собора были украшены орнаментными узорами, выложенными из кирпича при строительстве, – менадрами, переплетениями, крестами. Некоторые участки были окрашены в розовый цвет. Такое соединение узоров из кирпича, рядов плинты, натурального камня придавали фасадам особую живописность и одновременно торжественность.

Интерьеры собора поражают своим величием. Пространственное решение воплощает тяготение души человека к небу, к Богу. Все внутренние поверхности стен, потолков и столпов имели фресковые росписи. Богатая цветовая палитра интерьеров подчеркивалась и ярким полом, сделанным из цветного камня, керамических плиток, смальты.

Около девятисот лет Спасо-Преображенский храм был главным кафедральным собором Черниговщины, центром общественной и государственной жизни. Именно в этом месте княжеские договоры укреплялись целованием креста.

В Спасо-Преображенском соборе похоронены князь Мстислав с семьей, князь Святослав, его убитый сын — муч. Глеб, другие князья, также славные иерархи Черниговской епархии – Лазарь Баранович, Амвросий Дубкевич и др. Главный престол Собора освящен в честь Преображения Господня. До середины ХІХ в. существовали еще два боковых престола — Трех святителей и Покрова Богородицы. С 1857 южный престол был переосвящен в честь Черниговских мучеников Михаила и Феодора.

В 1246г. князь Михаил Всеволодович вместе со своим боярином Федором уехал в ставку Батыя по ярлык на Черниговское княжество. В орде их убили за неподчинение исполнить языческий обряд очищения – пройти между двух огней и поклонится идолу Чингисхана. «Христиане поклоняются Создателю, а не тварям, я христианин и согласен поклонится Хану потому, что Бог вручил ему долю царств, но не поклонюсь тому, чему поклоняются жрецы», — были последние слова князя. После мученицкой смерти, их тела бросили в поле на съедение псам. Но тела продолжали оставаться нетронутыми. Христиане забрали мощи мучеников и отвезли в Чернигов, где и хранились в Спасо-Преображенском соборе (В 1572г. по приказу царя Ивана Грозного перенесены в Москву). Князь Михаил и боярин Федор были признаны православной церковью как мученики. Поступок князя, который в отличие от многих других русских князей получивших за покорность княжества был бескомпромиссным верующим и погиб за свои христианские убеждения, настолько впечатлил сына хана – Сартака, что они принял христианство, а в 1261г. в Орде была создана Сарайская православная епископия!

В серебряной раке хранились в соборе мощи прп. Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского. Имя святителя Феодосия стоит в ряду тех немногих лиц и имен, которые являются украшением и славой всей Церкви Российской. До 1921г. мощи пребывали в Спасо-Преображенском храме, после возвращения из Санкт-Петербурга некоторое время пребывали в Воскресенском храме, ныне хранятся в Свято-Троицком соборе. С Феодосием Углицким связана история «ленинградской дороги жизни», когда в блокадном Ленинграде его образ стал надеждой для спасения умирающих людей. Также Феодосий Углицкий считается покровителем «чернобыльцев». Есть свидетельства, что в ночь на 26 апреля в сновидениях женщины святитель Феодосий молился незримому Творцу. Ни одно смертоносное облако не пошло на Чернигов, замечены удивительные исцеления от лучевых болезней у чудотворных мощей. Поэтому митрополит Черниговский и Нежинский Антоний благословил для Дарницкого чернобыльского храма в Киеве древнюю икону святителя с частицей его мощей. В День памяти святителя Феодосия икона во время литургии в Чернигове лежала на мощах чудотворца, и после акафиста святитель Феодосий как бы сам «дал» часть мощей: частица чудесным образом отслоилась от нетленного тела.

В Соборе под спудом находятся мощи святых блаженных — князя Игоря Ольговича и митрополита Константина.

Митрополит киевский Константин – один из немногочисленных русских святых домонгольского периода. Незадолго до своей кончины митрополит. Константин вручил Черниговскому епископу Антонию свое запечатанное завещание и взял с него клятву, что завещание будет выполнено. В этом завещании он просил не погребать его тела, а выбросить за город на съедение псам, т. к. считал себя виновником всех смут, связанных с киевской митрополией и недоразумением с двумя действующими митрополитами – Климом – самовластно поставленный князем Изяславом и Константином, присланным из Константинополя по просьбе сына Владимира Мономаха — князя Георгия. В итоге Константинопольский патриарх по просьбе князей, дабы не сеять смуты среди народа, прислал другого митрополита – Федора. Связанный клятвой, преосвященный. Антоний выполнил завещание святителя. В течение трех дней тело находилось за городом. В эти дни, как отмечают летописцы, в Киеве была страшная буря и гроза. После трех дней тело святителя было найдено невредимым и с честью погребено в Черниговском Спасо-Преображенском кафедральном соборе. После погребения буря в Киеве прекратилась и наступила тишина.

Киевский князь Игорь Ольгович, при крещении Георгий, был правнуком Ярослава Мудрого, сыном Олега Святославича. Его старший брат, умирая, завещал Игорю Ольговичу свой престол на киевское княжество. Однако князья были благосклонны к принятию на престол князей из рода Мономаха, а именно внука Владимира — Изяслава. Они попросили прийти его и взять престол. В ходе такого «приглашения» состоялась битва, где Игорь Ольгович потерпел поражение и четыре дня провел в болотах Дорогожичей (ныне район г. Киева — Куреневка). Его посадили в тюрьму – срубе переяславского монастыря Святого Иона. Там князь Игорь принял монашество, но не имел права выходить из монастыря. Как не просил его брат Святослав отпустить схимника к себе в Чернигов, Изяслав был непреклонен, что еще больше распалило вражду между Ольговичами и Мономахами. Когда князь Изяслав пошел с войной на Чернигов, то киевские бояре и враждебно настроенный люд сами решили расправится с князем-монахом. Как не пытался защитить несчастного и митрополит Климентий, и брат Изяслава – Владимир, Игоря Ольговича придали долгой и мучительной смерти. Сразу на площади возле растерзанного мертвого тела стали происходить чудеса, а люди брали себе его кровь и кусочки оставшейся одежды как реликвии. Брат Святослав забрал мощи к себе в Чернигов и положил их у Святого Спаса в усыпальнице.

Когда-то в соборе хранилась икона Одигитрия, которую привезла дочь византийского императора Константина – Анна. Когда ее сын – Владимир Мономах стал княжить в Смоленске, чудотворную икону перевезли в новопостроенный храм. Считается, что благодаря именно этой иконе Божьей Матери хан Батый не смог взять Смоленск.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Спасо-Преображенский собор — пятиглавый восьмистолпный храм в Чернигове. Старейший сохранившийся датированный памятник зодчества Киевской Руси. Спасо-Преображенский собор в Чернигове принадлежит к уникальным памятникам византийско-киевской школы зодчества первой половины ХІ в. Он сыграл значительную роль в формировании строительных норм в храмовом строительстве домонгольской Руси и Украины. О его бывшем богатом внутреннем убранстве свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, пола, колонны. В Спасо-Преображенском соборе покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в «Слове о полку Игореве», св. блг. князя Игоря Черниговского и других князей той эпохи.

История

Заложен около 1030-34 черниговским князем Мстиславом Владимировичем. После его смерти в 1036 г. (согласно Повести Временных лет по Ипатьевскому списку) со стройки собора, имевшего высоту стен около 4 метров, мастера были сняты для постройки храма св.Софии Новгородской, а окончен черниговский собор был только в середине века. Стал главным храмом города и Чернигово-Северского княжества.Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней почти целиком, но отчасти перестроенным: по решению гетмана Кирилла Разумовского храм подвергся переделкам после разрушительного пожара 1756 года. Все внутренние помещения выгорели. Сгоревшие деревянные хоры не были восстановлены. Была сломана крещальня в юго-западном углу храма, а вместо неё построена круглая башня, симметричная левой древней башне с лестницей на хоры. На обе башни были установлены шпили огромной величины, что исказило древний облик церкви. В довершение ко всему, перед порталами устроили тамбуры.Постепенное возвышение масс храма кверху было утрачено с западной стороны. Пирамидальный рост собора виден с востока. Древнее покрытие храма было позакомарным, что также работало на эффект пирамидальности верхней части постройки. Главы имели по-византийски параболическую форму.

Внешний вид

На протяжении веков он неоднократно перестраивался.В XVIII-XIX вв., в частности, были надстроены две башни, после чего собор приобрёл нынешний вид.В плане собор представляет собой большой (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами.Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились.Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными.

В интерьере Спасского собора превалирует строгое и торжественное сочетание вертикалей и горизонталей. Здесь явственно акцентирована удлиненность здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Вдоль них изначально шли деревянные настилы северных и южных хор, усиливавших горизонтальное членение интерьера. Подобные аркады свойственны византийскому зодчеству той эпохи, но редки в Киевской Руси.

Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты. Стены и своды украшали древние фрески, погибшие в пожаре 1756 года. По великолепию убранства храм Спаса не уступал первопрестольным киевским церквам.

Возможно, строители Спасо-Преображенского собора повторяли в какой-то мере схему Десятинной церкви. Рапорт высказал предположение, что мастера, создававшие черниговский собор и Софию Киевскую, были из одной и той же столичной византийской артели.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Для улучшения этой статьи желательно ? :

  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Спасо-Преображенский собор в Чернигове — памятник архитектуры. (недоступная ссылка — история)
Достопримечательности Чернигова
Культовые Церковь Святителя Николая Чудотворца | Церковь 2000-летия Рождества Христова | Церковь Святого Михаила | Храм «Всех Святых Черниговских» | Борисоглебский собор | Воскресенская цервовь | Екатерининская церковь | Казанская церковь | Пятницкая церковь | Спасо-Преображенский собор | Троицко-Ильинский монастырь (в т.ч. Свято-Троицкий собор | Ильинская церковь) | Елецкий монастырь(в т.ч. Успенский собор (Чернигов)‎ | Церковь Петра и Павла (Чернигов) | Дом Феодосия Углицкого) | Римо-католическая церковь
Исторические Красная площадь | Болдина гора | Детинец | «Гульбище» | Коллегиум | Книгоиздательство | Северянская Думка | «Чёрная могила»
Архитектурные Усадьба Г. М. Глебова | Дом В. В. Тарновского | Церковь Св. Михаила и боярина Фёдора | Дворянский и селянский поземельный банк | Дом народной школы | Дом архиепископа | Дом полковой канцелярии | Дом гражданского губернатора | Дом пожарного управления | Воскресенская церковь | Дом Николаевского епархиального братства | Пятницкая церковь | Казанская церковь | Екатерининская церковь
Культурные Городской Дворец культуры | Дворец детей и юношества | Летний театр | Театр кукол | Областной музыкально-драматический театр | Областная филармония | Областной молодёжный театр
Музеи Военно-исторический | Выставочный зал | Исторический УМВД | Областной художественный | Областной исторический | «Чернигов древний» | Народно-декоративного искусства | Музей-заповедник им. М. Коцюбинского | «Антониевы пещеры»
Библиотеки Областная государственная универсальная библиотека им. В. Г. Короленко | Областная библиотека для юношества | Областная библиотека для детей им. М. Островского
Прочие Планетарий | Памятники (Памятник Александру Пушкину | Памятник Богдану Хмельницкому | Памятник гетману Мазепе)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Спасо-Преображенский собор (Чернигов)» в других словарях:

Спасо-Преображенский монастырь (Новгород-Северский) — Палатный корпус с Петропавловской церковью, XVI XVII вв. Спасо Преображенский монастырь православный мужской монастырь на берегу р. Десны в г. Новгород Севе … Википедия

Троицкий собор (Чернигов) — Православная церковь Свято Троицкий кафедральный собор … Википедия

Борисоглебский собор (Чернигов) — У этого термина существуют и другие значения, см. Борисоглебский собор. Православная церковь Борисоглебский собор … Википедия

Чернигов — город, центр Черниговской области УССР. Расположен на правом берегу реки Десна. Упоминается в летописи под 907. С 1024 столица Черниговского княжества. В XIV XVII вв. в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, с 1654 в… … Художественная энциклопедия

Чернигов — У этого термина существуют и другие значения, см. Чернигов (значения). Город Чернигов укр. Чернігів … Википедия

Чернигов — город, центр Черниговской области УССР, порт на правом берегу р. Десна. Узел ж. д. линий (на Гомель, Овруч, Нежин) и шоссейных дорог. 233 тыс. жителей (1977; 69 тыс. в 1939; 90 тыс. в 1959; 159 тыс. в 1970). В Ч. 2 городких района.… … Большая советская энциклопедия

ЧЕРНИГОВ — город в Малороссии на берегу Десны, один из древнейших русских городов. В IX в. был центром восточнославянского племени северян. В к. IX в. вошел в состав Киевской Руси. Впервые упоминается в русских летописях под 907. В X XII вв. Чернигов был… … Русская история

Чернигов — (Чернегов) губернский город, на правом возвышенном берегу реки Десны. Древнее поселение, по догадкам археологов, какого то князя Чернеги или Черного. Когда киевский князь Олег в конце IX в. покорил страну северян, живших по течению Десны, этот… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЧЕРНИГОВ — город, центр Черниговской обл. УССР. Крупный пром. и культурный центр. Порт на прав. берегу р. Десны. Узел жел. (на Гомель, Овруч, Нежин) и автомобильных (на Ленинград, Киев) дорог. На 1 янв. 1973 185 т. ж. (в 1897 27 т. ж., в 1939 69 т. ж., в… … Советская историческая энциклопедия

Чернигов — город, ц. Черниговской обл., Украина. Впервые упоминается в летописи под 907 г. как Чернигов. Наиболее убедительная этимология из личного имени Чьрнигъ, производного от чьрнъ черный , с притяжательным суффиксом ов. Рассматривалась также… … Географическая энциклопедия

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Небольшой экскурс в историю:

Князь Владимир крестил Русь в 988 году, а уже в 1030 году был заложен поныне действующий Спасский собор! Этот уникальный памятник зодчества является не самым старым в Украине, уступая 19 лет Софийском собору. Через каких-то 16 лет Спасо-Преображенский собор будет отмечать свой тысячелетний юбилей! Основателем собора стал Мстислав Храбрый, сын всё того же Владимира Великого.

В последующие годы собор неоднократно подвергался разрушениям и пожарам, но всегда восстанавливался. В середине XVII века были надстроены апсиды и возведены барочные купола. Современный вид Спасо-Преображенский собор получил в конце XIX века. Именно в этот период были позолочены купола. Пожалуй, худшим временем в длительной истории храма стали послереволюционные годы (1926-1937 гг.). В обители духовности на могилах древнерусских князей хранили масло и жир.

Высота внутреннего помещения – 30 метров. Во всем интерьере просматривается строгое и торжественное сочетание точных геометрических линий. Архитектура собора во многом напоминает стиль византийских мастеров той эпохи, редко встречаемый на территории Киевской Руси. К огромному сожалению, пожар 1756 года навсегда уничтожил древние фрески и плиты, инкрустированные цветной смальтой.

3.
Внутреннее убранство

Информация для путешественников:

Вход в храм остается свободным, а график работы: с 9.00 до 19.00 без перерывов и выходных.

Как добраться:

Спасский собор расположен по адресу: г. Чернигов, ул. Преображенская, 1. Координаты GPS: 51.489218, 31.304008. Возле территории собора расположена остановка автобусов №№ 10 и 33.

Собор на карте:

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях:

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Долгое время Спасо-Преображенский (Спасский) собор считали старым храмом Княжеских Времен, конечно, из тех что сохранились. Но последние исследования историков доказали, что старейшим является Софийский собор. Научные сотрудники Софии Киевской в ​​2010 году заявили, что Софийский собор основан в 1011 году и это подтверждают многочисленные граффити. Возможно с 1011 они погорячились. Эта версия пока не доказана, но практически доказано что в 1017 году собор уже строился, ну а Спасо-Преображенский собор заложили около 1030 года (по одной летописи в 1034-м, по другим — в 1036-м). Ну а что для нас, через тысячелетия, какие-то два десятка лет.

Основателем Спасского собора был один из самых известных черниговских князей, сын Владимира Великого и брат Ярослава Мстислав Храбрый. С 990-го года он княжил в Тмутаракани, а в 1024-м, после победы над войском своего брата Ярослава Мудрого, занял княжеский престол в Чернигове.

Мстислав за свою жизнь прославился как выдающийся полководец и непобедимый воин. Летописцы воспевали его победу в поединке с касожским (касоги — племя из северного Прикавказья) князем Редедей. Некоторое время Мстислав вел войну с Ярославом, но не за Киевское княжество, а за Черниговское (потому что Ярослав хотел прихватить его в свое государство). Но позже братья примирились, и в 1030 году выступили в совместный поход в Красную Русь (Галицию). Красная Русь была тогда присоединена к Русскому государству, а Мстислав, вернувшись в Чернигов, начал возведение большого собора.

Первісний собор у розрізі (реконструкція)

План первісного собору

Собор у радянський період

Строительство шло медленно. Мстислав не дожил до его завершения — в 1036 году он «пошел на охоту, заболел и умер». В то время стены достигали примерно лишь трехметровой высоты («столько можно достать рукой сидя на коне»), но князя похоронили в недостроенном храме. Ну а Чернигов без боя перешел Ярославу Мудрому.

Строили собор мастера, приглашенные из Тмутаракани. Они подражали в строительстве не только византийской традиции, но и традиции Малой Азии и Закавказья. Возможно именно этим объясняется форма собора и его планировочно-пространственное решение. А оно уникально, ведь сочетает типичную византийскую крестовую схему с элементами романских базилик. Ни один из других древнерусских храмов такого планирования не имел.

Спасский собор достраивали уже после вхождения Черниговского княжества в Русское государство Ярослава и при последующем правлении его сына Святослава, который был первоначально черниговским, а затем Великим киевским князем. Святослав Ярославич тоже был похоронен в Спасском соборе (в 1076 г.).

В Чернигово-Северской земле не было храма более величественного чем Спасский собор. Сразу после постройки он стал кафедральным собором Черниговской епархии и выполнял эту функцию почти девять веков. В храме похоронили жену и сына князя Мстислава, князей: Глеба Святославовича (1078 г.), Олега Святославовича (1115 г.), Владимира Давидовича (1161 г.), Святослава Ольговича (1165 г.), Всеволода Святославича (1196 г. ) черниговских епископов: Лазаря Барановича и Амвросия Дубкевича. Также здесь почил черниговский святой Игорь Ольгович.

Первоначально собор окружали часовни-усыпальницы, на севере к притвору прилегала круглая башня с лестницей на хоры, с юга была пристроена трехапсидная одноверха церковка-крещальня. Но в 1239 году, во время монголо-татарского нашествия собор был сильно разрушен — упали своды и купола.

Восстанавливали храм уже в казацкий период в 17 веке. Тогда надстроили апсиды и возвели барочные купола.

В 18 веке Спасский собор претерпел значительные перестройки, особенно после большого черниговского пожара 1750-го года. В 1792-1798 гг вновь произошли достройка и ремонт: с северо-западного фасада (слева от центрального входа) надстроили высокую лестничную башню. Такая же башня была возведена на месте крещальни (с другой стороны от входа). Сейчас без этих башен собор представить невозможно.

Законченный (современный) вид собор приобрел в конце 19 века — тогда позолотили его верхи. А через каких-то полвека, или меньше собор закрыла советская власть. Произошло это в 1926 году. Храм был передан на баланс организации, название которой даже прочитать сложно (не то что произнести) — «Главросмасложирсбыт». Так на могилах князей в одном из древнейших и величайших древнерусских храмов начали хранить масло и жир.

В 1937 году Спасский собор передали историческому музею Чернигова. При фашистской оккупации Чернигова богослужение в храме было восстановлено (1942 года). Храм функционировал до 1961 года. Затем его вновь передали историческому музею.

В конце 80-х годов прошлого века религиозная община УПЦ МП самовластно захватила храм, выкинув из него музейную утварь. С того времени Спасский собор стал к своей работе, хотя во времена, когда его строили, не было даже Москвы, не говоря о ее Патриархате.

Отдельное слово стоит сказать о внутренней планировке и отделке храма. Это что-то невероятное. Хотя мне никогда не удавались описания интерьеров, поэтому лучше не буду.

Спасский собор имеет достаточно большие размеры. Его длина (с апсидами) 35 метров, ширина — 22,4, высота от пола до свода — 30 метров (это высота девятиэтажки), а толщина стен — 1,4 метра

Можно было бы еще долго рассказывать о росписи и фрески собора, о его иконы и мощи, ну и т.д. Но это уже тема для большой книги и не мне ее писать.

Текст и фото Романа Маленкова

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ

Этот храм, хоть и значительно перестроенный, но сохранившийся до наших дней, был возведен тоже в эпоху правления Ярослава. До сих пор специалисты не могут определить, какой собор более древний: черниговский или киевский.

Летописи не указывают точно ни год закладки черниговского храма, ни дату завершения строительства. По косвенным данным историки установили, что начал его возводить брат и соперник Ярослава, князь Черниговский — Мстислав Владимирович. В 1036 году, когда он внезапно умер, высота стен собора была 3-4 м. Продолжил строительство здания Ярослав, присоединив Черниговское княжество к Киевской Руси.

Спасский собор возводили по византийским архитектурным традициям. Подобной конструкции мы не найдем ни в одном известном древнерусском храме. Крестово-купольная схема сочетается в нем с деталями романской базилики. Центральный купол на большом барабане окружали четыре меньших купола. Здание в плане прямоугольное в западной части имело нартекс — прямоугольное помещение, отделенное от основной части храма стеной с арочными проемами. Главная часть храма разделена на три нефа и заканчивается на востоке тремя апсидами. К восточным углам собора были пристроены две маленькие часовенки, а к западным — круглая башня с винтовыми ступенями, поднимающимися на хоры собора, и крестильная церковка.

При строительстве мастера использовали плинфу (кирпич высотой 2,5-3,5 см, длиной 33-38 см и шириной 21-28 см) и природный камень. Применяли характерную для Византии кладку со скрытым рядом. Сочетание кирпичных узоров, каменных блоков с широкими полосами раствора и послойного сооружения из плинфы придавало фасадам собора особую живописность и торжественность. Особенно интересен такой прием кладки: три плинфы, поставленные вертикально на ребро, перемежаются с тремя плинфами, расположенными горизонтально, друг над другом. Еще одна деталь, характерная для византийской архитектуры, — три узких вытянутых окна в закомаре (полукруглом завершении стены). Среднее — чуть выше других, и их полукруглые же завершения повторяют линию закомары. Каждое окно обрамляет «веер» кирпичей.

Вторая круглая башня, высокие конусовидные крыши, тамбуры для входов были построены в XVIII-XIX веках.

Один из самых красивых элементов интерьера Спасо-Преображенского собора тройные аркады, расположенные в двух ярусах подкупольного квадрата. Нижние ряды арок на мощных византийских колоннах задают от входа направление к алтарной части и придают пространству храма зрительное единство. Первоначально пол собора (его обнаружили под четырьмя более поздними слоями) состоял из шиферных плит с врезанным рисунком из концентрических кругов, заполненных мозаикой. В алтаре пол был выложен поливными керамическими плитками.

Стены собора были украшены фресками. К сожалению, до наших дней сохранились считанные небольшие фрагменты в очень плохом состоянии.

Время не щадило собор. Он не раз горел, его разрушали и перестраивали. В 1239 году при наступлении орды Батыя купола и своды обрушились, а богатое убранство было разграблено. Епископ Лазарь Баранович в конце XVII века сделал все, чтобы восстановить главный собор города. Но в 1750 году, во время великого пожара, погибли почти все фрески и резные полы из шифера и смальты. Говорят, хлопотами князя Григория Потемкина, храм восстановили и перестроили, и он принял тот вид, который сохранился до наших дней.

В XX веке здесь был склад масло-жирового завода, а затем Исторический музей. Сегодня собор действует и входит в состав заповедника «Чернигов древний».

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Пятиглавый храм является старейшим памятником зодчества Древней Руси и принадлежит к единственным в своем роде строениям византийско-киевского стиля XI столетия. В ходе истории Преображенский собор многократно перестраивался, его нередко частично разрушали.

Сегодня строение работает в качестве храма-музея и находится под охраной государства.

История постройки

В начале XI столетия Мстислав Храбрый расширил личные владения после побед в междоусобных войнах. На территории Черниговского Вала (Днешниго Града) он распорядился построить княжеский двор, в центре которого красовался Преображенский храм.

  • Предание гласит, что собор строился на месте прежней деревянной церкви, созданной на старом языческом капище. Работы по воздвижению начались после победного похода Мстислава на Галичину (область в Восточной Европе) и торжественное присоединение завоеванных земель к территории Древней Руси.
  • Строительство прекратилось на некоторое время в связи с кончиной князя, возобновилось оно уже при Святославе Ярославиче. Законченный Преображенский собор стал центральным религиозным сооружением Черниговских территорий. Сюда приходили богатые помещики и простые миряне, чтобы лично созерцать чудотворные иконы и останки святителей.
  • В середине XIII столетия монгольские войска атаковали Чернигов, пострадала и Преображенская церковь: были разрушены купола и арочные своды, ценные реликвии сворованы. Епископскую кафедру вскоре переместили из Чернигова в Брянск. Восстановление храма началось только в конце XVII века при святителе Лазаре. Значительная его трансформация произошла в ходе реставрации 1750 г. В этом же году Собор чрезвычайно пострадал от огня, сильный пожар уничтожил практически все древние фрески и внутреннее убранство.

На заметку! На протяжении 9 столетий Преображенская церковь находилась в статусе кафедрального храма Черниговской епархии.

Они являлась центральным местом, где обсуждались вопросы общественного и государственного масштабов. Здесь русские князья, целуя крест и совершая присягу, заключали различные договоры и оглашали указы. На территории собора хоронили тела государственных деятелей, правителей и духовников.

Дальнейшие события

В 1783 г. Преображенский собор навещал генерал Г. Потемкин, проявивший большой интерес к строению. Он благородно ходатайствовал за выделение средств на качественный ремонт древнего здания. Реставрация проходила в период с 1791 по 1798 год. Рабочие снесли крещальню, стоявшую в юго-западной части строения, на её месте воздвигли круглую башню. На неё установили огромный шпиль, что совершенно изменило первоначальный облик собора. В финале восстановительных работ перед порталами монтировали просторные тамбуры.

  • В 1814 г. во внутреннем помещении храма развесили 18 знамен ополченских полков Чернигова, участвовавших в войне против Наполеона. Через 42 года здесь разместили стяги 11 полков, служивших родине в Крымской войне. Подобная традиция прославления защитников города сложилась со времен основания церкви.
  • Внутренние стены в 1818 г. маслом расписывал Я. Юринов. В конце XIX столетия с северо-запада и юга установили лестничные башни, сделали и позолотили новые верхи, а фасады отштукатурили и побелили. Так, совершенно непохожим на древний образец, Спасский собор выглядит сегодня.
  • В середине XIX столетия значимость Преображенского собора достигла своего пика, его посещали российские правители и члены царских семей, а также государственные сановники и прославленные деятели культуры. В ризнице церкви хранились богослужебные предметы, которые были подарены почетными гостями города. Эта утварь, обладавшая высокой исторической значимостью, практически не сохранилась.
  • В 1923 г. в Спасском храме обнаружили древнюю фреску святой матушки Феклы. Изображение, датируемое XI веком, нашли под старым и толстым слоем штукатурки, служившей своеобразной защитой от сильных пожаров. Через три года фреску Феклы перенесли в городской краеведческий музей, где она пробыла до 1941 г. Оригинал сгорел во время ВОВ, сохранилась только одна копия, написанная в 1934 г. Сегодня список находится в Киевском заповеднике.
  • В 1926 г. большевистские власти запретила проведение богослужений, а спустя несколько лет строение передали во владение пищевого завода. В 1937 г. здание управлялось историческим музеем.

Оккупанты-немцы восстановили богослужения в 1942 г., храм продолжал работу до 1961 г., а после вновь подпал под влияние исторического музея.

Другие православные храмы в честь Преображения:

На рубеже 80-х и 90-х гг. XX столетия Украинская Церковь буквально отвоевала собор, выбросив из него все экспонаты. Однако законность приобретения Преображенского собора до настоящего момента вызывает множество споров и критики.

Архитектура

Церковь создавалась по канонам византийского зодчества. Планировка храма считается уникальной, так как подобные чертежи никогда не использовались при возведении древнерусских храмов. Предполагается, что князь Мстислав Храбрый, управлявший Тьмутараканью (областью у Азовского моря), пригласил местных мастеров, которым была известна архитектура Малой Азии.

  • Композиция складывается из схемы базилик, распространенной в романских культурах, и крестово-купольной системы из Византии. По форме Спасский собор — прямоугольник, на севере строения располагается башня, с юга стоит крещальня-церковь, уравновешивающая структуру здания. Церковные стены выводились при помощи смеси кирпича и песчаника с цементом.
  • Мастера не использовали защитную штукатурку, но лишь в отдельных местах использовали специальный розовый раствор. Особая живописность экстерьера сложилась за счет чередования кирпичного орнамента, камня и плинфы (плит). Часто и ритмично повторяется кривизна частых арок, это подчеркивает высоту здания.
  • Внутренние стены изначально расписывались фресками. Изящество интерьеру к тому же придавали узорчатые колонны из белого мрамора. Пол, созданный из шифера, украшен разнообразной мозаикой. В стены при строительстве вставляли керамические амфоры, чтобы добиться повышения качества акустики. Хоры (открытые галереи) ограждены фигурными красными плитами, а у колонн наблюдаются резные капители (верхние части).

Интересно! Преображенскую церковь исследователи сравнивают с византийским храмом Креста Всевидящего. Метрический анализ показал, что при создании этих строении использовали одну и ту же меру измерения — византийский фут (32 см). Пространство Спасского собора равномерно делится поперек и образует четное число, что говорит о колоссальном профессионализме архитектора и рабочих.

Как добраться

Церковь располагается в городском центре на улице Преображенская № 1. Он стоит на территории, которая называется Черниговский Вал (парк на возвышенности). Рядом находится остановка автобусов № 10 и № 33.

Храм работает каждый день с 9:00 до 17:00.

Здесь хранится серебряный двухъярусный саркофаг, мощи преподобного Константина и русского князя Игоря, а также чудотворный образ Смоленской Богородицы.

Сегодня собор действует как памятник культуры и охраняется государством.

История России

История России

Спасо-Преображенский собор в Чернигове хоть и значительно перестроенный, но сохранившийся до наших дней, был возведен тоже в эпоху правления Ярослава. До сих пор специалисты не могут определить, какой собор более древний: черниговский или киевский.

Летописи не указывают точно ни год закладки черниговского храма, ни дату завершения строительства. По косвенным данным историки установили, что начал его возводить брат и соперник Ярослава, князь Черниговский — Мстислав Владимирович. В 1036 году, когда он внезапно умер, высота стен собора была 3-4 м. Продолжил строительство здания Ярослав, присоединив Черниговское княжество к Киевской Руси.

Спасский собор возводили по византийским архитектурным традициям. Подобной конструкции мы не найдем ни в одном известном древнерусском храме. Крестово-купольная схема сочетается в нем с деталями романской базилики. Центральный купол на большом барабане окружали четыре меньших купола. Здание в плане прямоугольное в западной части имело нартекс — прямоугольное помещение, отделенное от основной части храма стеной с арочными проемами. Главная часть храма разделена на три нефа и заканчивается на востоке тремя апсидами. К восточным углам собора были пристроены две маленькие часовенки, а к западным — круглая башня с винтовыми ступенями, поднимающимися на хоры собора, и крестильная церковка.

При строительстве мастера использовали плинфу (кирпич высотой 2,5-3,5 см, длиной 33-38 см и шириной 21-28 см) и природный камень. Применяли характерную для Византии кладку со скрытым рядом. Сочетание кирпичных узоров, каменных блоков с широкими полосами раствора и послойного сооружения из плинфы придавало фасадам собора особую живописность и торжественность. Особенно интересен такой прием кладки: три плинфы, поставленные вертикально на ребро, перемежаются с тремя плинфами, расположенными горизонтально, друг над другом. Еще одна деталь, характерная для византийской архитектуры, — три узких вытянутых окна в закомаре (полукруглом завершении стены). Среднее — чуть выше других, и их полукруглые же завершения повторяют линию закомары. Каждое окно обрамляет «веер» кирпичей.

Вторая круглая башня, высокие конусовидные крыши, тамбуры для входов были построены в XVIII-XIX веках.

Один из самых красивых элементов интерьера Спасо-Преображенского собора тройные аркады, расположенные в двух ярусах подкупольного квадрата. Нижние ряды арок на мощных византийских колоннах задают от входа направление к алтарной части и придают пространству храма зрительное единство. Первоначально пол собора (его обнаружили под четырьмя более поздними слоями) состоял из шиферных плит с врезанным рисунком из концентрических кругов, заполненных мозаикой. В алтаре пол был выложен поливными керамическими плитками.

Стены собора были украшены фресками. К сожалению, до наших дней сохранились считанные небольшие фрагменты в очень плохом состоянии.

Время не щадило собор. Он не раз горел, его разрушали и перестраивали. В 1239 году при наступлении орды Батыя купола и своды обрушились, а богатое убранство было разграблено. Епископ Лазарь Баранович в конце XVII века сделал все, чтобы восстановить главный собор города. Но в 1750 году, во время великого пожара, погибли почти все фрески и резные полы из шифера и смальты. Говорят, хлопотами князя Григория Потемкина, храм восстановили и перестроили, и он принял тот вид, который сохранился до наших дней.

В XX веке здесь был склад масло-жирового завода, а затем Исторический музей. Сегодня собор действует и входит в состав заповедника «Чернигов древний».

Спасо-Преображенский собор в Чернигове — яркий представитель византийско-киевского зодчества

Спасо-Преображенский собор (Чернигов) является одним из самых древних православных храмов, расположенных на территории нашей страны. Это уникальный пример древнерусской архитектуры и ценный памятник зодчества Киевской Руси.

Интересные факты из истории

Спасо-Преображенский собор в Чернигове — это восьмистолпный пятиглавый живописный храм. Его архитектурный ансамбль представляет византийско-киевское зодчество 1-й половины 11 столетия. Собор играл важную роль в создании строительных нормативов в сооружении религиозных построек.

Он был построен во времена правления князя Мстислава Храброго в 1034 году и позже стал его усыпальницей. В храме похоронен также герой знаменитого произведения «Слово о полку Игоревом» — Игорь Святославович.

За многие века своей истории сооружение не раз претерпевало перестройки и разрушения. В 1239 году, когда происходило взятие города Чернигова войском Золотой Орды, храм разграбили. Предания гласят, что в то время в соборе укрывались последние оставшиеся в живых воины. Обороной управлял князь Мстислав Глебович, супруга которого во избежание столкновения с врагом, спрыгнула из окна одного из зданий Спасо-Преображенского собора.

Восстановление собора было произведено лишь в 1675 году. В 1750 году строение было разрушено в результате пожара, после чего в 1798 году здесь проводились масштабные реконструкционные работы. Тогда были повреждены почти все ценные фрески храма. В 1783 году собор привлек внимание князя Потемкина, который был в городе проездом. Благодаря его поддержке в сооружении начался ремонт, однако он, по слухам, только навредил собору даже в большей степени, чем военные действия.

Рядом с собором в 1780 году был построен дом архиепископа, где в настоящее время располагается архив.

Во время СССР черниговский Спасо-Преображенский собор содержал музейный экспозиции. В настоящее время он снова представляет собой храм.

Вот уже более 900 лет Свято-Преображенский черниговский храм является основным кафедральным собором Черниговской области, а также сердцем государственной и общественной жизни ее народа. В старину именно в этом храме князья укрепляли свои договоры, целуя крест.

Особенности собора

Собор достаточно схож по строению с костелом, благодаря пристроенным к нему башням, которые играли роль солнечных часовых механизмов. Внутреннее убранство сооружения расписано масляными красками. Эти живописные настенные шедевры авторства художника Юринова можно созерцать и в наше время. Купола собора позолочены.

Интерьер собора необыкновенно гармоничный, благодаря большому количеству достопримечательностей и святых мест. Среди них фрагменты древнейших фресок и грандиозный иконостас, созданный в 18 столетии. Кроме того, здесь прекрасно сохранились живописные колонны, плиты хоров, пол.

Уникальная планировка и архитектура

Сооружение имеет уникальную планировку и конструкцию, аналогов которым нет ни в одной из древнерусских построек. Он успешно сочетает элементы романской базилики и византийского купольно-крестового храма. Во время строительных работ собора использовали технологии смешанной кладки, которая заключается в сочетании применения плинфы и природных материалов (камня). По мнению ученых, архитектурное и конструктивное оформление Спаси-Преображенского собора практически идеально и не имеет изъянов.

Торжественность и необыкновенную живописность придают фасаду собора уникальные сочетания узоров из натуральных камней, кирпичей и рядов плинты. Богатейшая цветовая палитра интерьера подчеркивается керамическими плитками и созданным из цветного камня покрытием пола.

Важная информация

Адрес: город Чернигов, улица Преображенская, 1.

Время работы: с 10.00 до 19.00.

Где покушать

На улице Преображенской, где располагается собор, открыт замечательный ресторан под названием «Детинец», где все желающие смогут перекусить после экскурсия по черниговским достопримечательностям. Здесь вас ждет уютный интерьер и европейская кухня.

Где остановиться

Гостиницы Чернигова с радостью откроют свои двери для иногородних посетителей достопримечательностей. Одним из лучших отелей в центре города считается апарт-отель «Парасолька», где вы сможете отдохнуть за 330 гривен.

Спасо-Преображенский собор (Чернигов) — это восхитительная по своей архитектуре и содержанию древнерусская святыня. Здесь покоятся мощи многих святых и выдающихся украинских личностей, здесь царит атмосфера единения с Богом и его святостью, здесь все переливается яркими красками, позволяя попасть в старинную эпоху расцвета Киевской Руси. Добро пожаловать в Чернигов и его главную святыню!

Спасо-Преображенский собор (Чернигов)

Спасо-Преображенский собор — уникальный архитектурный памятник начала 11 в., который является самым древним православным храмом, как на Украине, так и в России. Древнее только Константинопольская София, которая ныне находится в турецком Стамбуле. Киевская София моложе Черниговского Спаса на несколько лет, а Новгородская София — на два десятилетия.

Содержание

Заложен около 1031-1036 годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем. После его смерти в 1036 г. (согласно Повести временных лет по Ипатьевскому списку) со стройки собора, имевшего высоту стен около 4 метров, мастера были сняты для постройки храма св.Софии Новгородской, а окончен черниговский собор был только в середине века. Стал главным храмом древнерусского города и Чернигово-Северского княжества.

Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней почти целиком, но отчасти перестроенным: он подвергся переделкам после разрушительного пожара 1756 года. Все внутренние помещения выгорели. Сгоревшие деревянные хоры не были восстановлены. Была сломана крещальня в юго-западном углу храма, а вместо неё построена круглая башня, симметричная левой древней башне с лестницей на хоры. На обе башни были установлены шпили огромной величины, что исказило древний облик церкви. В довершение ко всему, перед порталами устроили тамбуры.

Постепенное возвышение масс храма кверху было утрачено с западной стороны. Пирамидальный рост собора виден с востока. Древнее покрытие храма было позакомарным, что также работало на эффект пирамидальности верхней части постройки. Главы имели по-византийски параболическую форму.

В плане собор представляет собой большой по древнерусским меркам (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами. Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились.

Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными.

Собор неоднократно подвергался перестройке. В XVIII-XIX веках, в частности, были надстроены две башни, после чего здание приобрело нынешний вид.

Здесь явственно акцентирована удлиненность здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Вдоль них изначально шли деревянные настилы северных и южных хор, усиливавших горизонтальное членение интерьера. Подобные аркады свойственны византийскому зодчеству той эпохи, но редки в Киевской Руси.

Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты. Стены и своды украшали древние фрески, погибшие в пожаре 1756 года. По великолепию убранства храм Спаса не уступал первопрестольным киевским церквам.

Возможно, строители Спасо-Преображенского собора повторяли в какой-то мере схему Десятинной церкви

Раппопорт высказал предположение, что мастера, создававшие черниговский собор и Софию Киевскую, были из одной и той же столичной византийской артели.

  • Мощи благоверного князя мученика Игоря Черниговского (XII в.) (мощи под спудом, не обозначены ракой)

Престольные праздники

Местонахождение

Адрес: Украина, г. Чернигов, ул. Преображенская, 1

Телефон: +38 (0462) 64-75-32

Где остановиться

При Успенском Елецком монастыре есть гостиница для паломников (лучше согласовать возможность пребывания в гостинице заранее)

Монастырь находится в 1 км от русла Десны, на обращенном к ней краю плато Болдиных гор (сплошной цепи холмов, простирающейся на юго-запад от Вала – цитадели древнего Чернигова).

Адрес: 14000, Украина, г. Чернигов, ул. Князя Черного, 1

Телефон: (0462) 77–88–90

Спасо-Преображенский собор. Интерьер

Спасо-Преображенский собор. Интерьер



Ссылка на основную публикацию