Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь

Краткая история Соловецкой обители

1429-1434 Преподобные Савватий и Герман поселились на севере пустынного Соловецкого острова и пять лет жили там пустынножительным уставом.

1435 — конец XV века После кончины святого Савватия преподобные Зосима и Герман основали общежительный монастырь на юге Соловецкого острова, на месте видения «церкви на воздусе» между Святым озером и бухтой Благополучия. В центре обители, на возвышении располагались деревянные Спасо-Преображенский собор с Никольским приделом и Успенская церковь. Вокруг, по периметру, размещались одноэтажные келлии. Деревянный монастырь страдал от пожаров и дважды выгорал до тла.

Конец XV — начало XVI века В 1503 году митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой со слов игумена Досифея I было составлено первое житие преподобных Зосимы и Савватия. Стараниями игумена Досифея была основана знаменитая соловецкая библиотека, в которой к 1602 году числились 481 рукопись и 38 печатных книг.

1547 При митрополите Макарии причислены к лику святых основатели обители, преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы.

1548-1566 Во время игуменства будущего святителя Филиппа в монастыре развернулось каменное строительство. По проектам игумена Филиппа возведены Успенская церковь с Трапезной и Келарской палатами (1552-1557) и Спасо-Преображенский собор (1558-1566). На Большом Заяцком острове была сооружена первая в России каменная гавань для морских судов, обновлена монастырская ферма на острове Большая Муксалма, начато сооружение канальной системы. Основным вкладчиком обители был государь Иоанн IV.

Конец XVI — начало XVII века После кончины святителя Филиппа, под руководством монаха Трифона (Кологривова), были сооружены мощная валунная крепость (1582-96), Благовещенская церковь над Святыми вратами (1600) и центральная каменная галерея (1602). Оформилась окончательная планировка монастыря: пятиугольный, вытянутый в плане, он напоминает корабль, устремленный с севера на юг.

Времена смуты (до 1615) Настоятели монастыря святые игумены Антоний и Иринарх возглавили оборону Беломорья от поляков и шведов. В историю борьбы с захватчиками вписаны имена пострижеников Соловецких — митрополита Новгородского Исидора и старца Авраамия (Палицына), келаря Троице-Сергиевой лавры.

1620 Преподобный Елеазар основал Свято-Троицкий скит на острове Анзер.

1634 Поставление в Патриархи Московские и всея Руси Иоасафа I, постриженика Соловецкого.

1635 Преподобный Елеазар в Свято-Троицком скиту совершил иноческий постриг священника Никона, будущего Патриарха Московского и всея Руси.

1652 Перенесение святых мощей святителя Филиппа из Соловков в Москву. Интронизация Патриарха Никона.

1668-1676 «Соловецкое сидение». Вооруженное сопротивление иноков-старообрядцев церковным реформам привело к разорению обители царскими стрельцами.

1713 Преподобный Иов (в схиме Иисус) основал Голгофо-Распятский скит на острове Анзер.

1765 Соловецкий монастырь становится ставропигиальным.

1854 Безуспешный штурм Соловецкого монастыря английской военной эскадрой, девятичасовой пушечный обстрел обители.

Начало XX века На Соловках за монастырем числилось 6 скитов и 3 пустыни, 19 церквей (30 престолов) и 30 часовен. В обители существовали: училище для 200 детей поморов — «безбрадых трудников», Братское богословское семиклассное училище (с программой семинарии), метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, собственный ботанический сад. Некоторое время работала Биостанция — первое научное учреждение на Беломорье. Обитель имела хорошо налаженное и рентабельное хозяйство, ориентированное на прием паломников, число которых достигало 20 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись тремя монастырскими пароходами; монастырский флот давал четвертую часть доходов обители.

1920 Упразднение монастыря советской властью.

1923 Создание в стенах обители Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) ОГПУ.

1928 Жестокое убиение преподобномучеников архимандрита Вениамина, настоятеля Соловецкого монастыря, и иеромонаха Никифора.

1939 Упразднение концлагеря и организация на Соловках Учебного центра Северного флота (Школы юнг).

1967 В стенах обители создан филиал Архангельского краеведческого музея, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий в настоящее время.

1990 Решение Священного Синода о возобновлении Соловецкой обители.

1992 Возвращение на Соловки мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, которое возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

1994 Начало реставрационных работ в скитах и пустынях обители.

1999 На острове Анзер были обретены честные мощи священномученика архиепископа Воронежского Петра (Зверева).

2000 Подняты из-под спуда мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса), основателя Голгофо-Распятского скита.

2001 Освящение отреставрированного храма святителя Филиппа, митрополита Московского.

2007 Освящение вновь отлитых колоколов Соловецкой звонницы и великое освящение Спасо-Преображенского собора.

2008 Освящение поклонного креста и часовни на месте захоронения узников концлагеря у горы Секирной. Освящение храма Распятия Господня на горе Голгофе (остров Анзер).

2008 Освящение восстановленного храма Распятия Господня в Голгофо-Распятском скиту.

2009 Мощи священномученика Петра (Зверева) перенесены с Соловков в Воронеж.

2010 Учреждение Патриаршего Попечительского совета Соловецкого монастыря. Выставка «Соловки. Голгофа и воскресение» в Храме Христа Спасителя в Москве.

2013 Освящение Вознесенского храма на Секирной горе.

Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь

В светлый праздник Рождества Христова братия Соловецкого монастыря приносит всем вам свои поздравления, вознося молитвы о ниспослании Божией помощи и укрепления во всех ваших трудах.

Пусть в дни этого Великого Праздника Ваше сердце озаряет духовная радость, открывающая духовному взору «великую благочестия тайну» (1 Тим 3. 16), чтобы вместе с преподобным Косьмой Маюмским воспеть: «Таинство странное вижу и преславное: небо, вертеп: престол херувимский, Деву: ясли, вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем».

Наместник и игумен
Соловецкого монастыря

епископ Порфирий
со всей во Христе братией
Рождество Христово, 2020 г.

Опубликованы записи ноябрьских лекций иеромонаха Прокопия (Пащенко)

В ноябре 2019 года насельник Соловецкого монастыря иеромонах Прокопий (Пащенко) выступил с циклом лекций. Беседа об измененных состояний сознания, достигаемых с помощью употребления ПАВ и реализацию эзотерических психопрактик, была проведена в общественном центре «Благосфера» и в колледже «Царицыно». Темы воспитания и педагогики, а также контакта с зависимыми людьми, были освещены во время выступлений в общественном центре «Гагаринец».

Премьер-министр РФ отозвался о реставрации Соловецкого монастыря

В ходе программы «Разговора с Дмитрием Медведевым» премьера России журналисты спросили о возможной роли государства в восстановлении церквей.

Глава правительства ответил, что государство готово участвовать в восстановлении храмов любых конфессий, назвал хорошей страницей в истории России восстановление Новоиерусалимского монастыря и признал необходимость восстановления Соловецкой обители.

Он назвал Соловки «по-своему уникальным местом для нашей страны». «Оно и мемориальное, и религиозное», – напомнил премьер и сообщил, что «восстановить его – тоже наша задача».

В Нижегородской митрополии прошла конференция «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

13–14 ноября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре и Саровской пустыне проходила конференция «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» с участием архиереев, игуменов, игумений и монашествующих из епархий, расположенных на территории Приволжского федерального округа.

Владыка Порфирий представил концепцию развития Соловецкого музея-заповедника до 2030 г.

12 ноября 2019 года в Минкультуры России под председательством статс-секретаря – замминистра культуры РФ Аллы Маниловой прошло совещание, где была представлена концепция развития Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника до 2030 года.

Ее презентовал действующий директор Соловецкого музея-заповедника, Наместник и игумен Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, епископ Одинцовский Порфирий.

Соловецкий монастырь

Фёдор Степанович Колычев родился 11 февраля 1507 года в Москве, происходил из знатного боярского рода Колычевых, принадлежал к образованнейшим и учёнейшим людям своего времени. До 30 лет он находился при великокняжеском дворе Василия III. В 1537 г. после подавления мятежа Андрея Ивановича Старицкого, поддержанного Колычевыми, тайно покинул Москву и через год в Соловецком монастыре постригся в иноки с именем Филипп. В 1548 году Филипп был поставлен игуменом Соловецкой обители; в 1566-м — по настоянию Ивана Грозного принял сан митрополита Московского и всея Руси. Будучи митрополитом публично выступил перед царём с осуждением опричных казней. Был заточён в Отроч-Успенский монастырь (Тверь), где был задушен Малютой Скуратовым (по приказу ли царя?). Канонизирован Русской православной церковью.

«Соловецкая обитель — это республика, соборная республика, в роде вечевой новгородской… Власть здешнего архимандрита огромна, но более важные дела все-таки решаются им не единолично, а советом.

… этот почти вековой братский и равноправный союз с одной стороны: ума, опыта, знаний, энергии и материальных средств, с несокрушимой физической, но, осмысленной идеей силой — с другой, союз слова с делом непосредственно, союз, основанный на духовной почве, любви к ближнему, к мировой правде и справедливости, эта тесно сплоченная корпорация, где каждый брат равная часть целого. ; словом, эта идеальная, духовная, братски-равноправная община есть в то же время и идеальная форма правления, к сожалению, только ни в каком другом месте и ни при каких других условиях невообразимая, неприменимая и неосуществимая.»

«О, мастера по разорению цветущей земли! Чтобы так быстро — за год, за два — привести образцовое монастырское хозяйство в полный и необратимый упадок! Как же это удалось? Грабили и вывозили? Или доконали всё на месте? И тысячи имея незанятых рук — ничего не уметь добыть из земли!» (А.Солженицын)

«Стол для богомольцев поставлен отдельно. Богомольцу дают обед и ужин. Перед каждым — оловянная тарелка, деревянная ложка, вилка и нож. На каждые четыре человека подаётся одна общая миска с варевом. Сначала все, стоя у своих мест, ждут колокола. При первом ударе все молятся и садятся, но есть ещё не начинают. Лишь при третьем ударе ложки опускаются в миски, и вдоль всех столов послушники разносят небольшие куски благословенного белого хлеба. Каждая перемена блюд возвещается колоколом. Хорошенькие монашки-подростки, похожие на девочек, разносят миски с кушаньем. По окончании обеда все строятся у своих столов в два ряда, и поётся благодарственная молитва. Затем опять раздача благословенного хлеба и вновь пение псалма. Во время обеда читается св. Писание. При мне на обед было подано: соленая сельдь, окрошка из щуки со свежими огурцами, суп из палтуса, уха из свежих сельдей, пшённая каша с маслом и молоко. Кроме того перед каждым лежал громадный кусок хлеба, фунта в 2 ?. Мяса, разумеется, не подаётся никогда, и монахи быстро привыкают к этому. «

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

тел.: +7 (818) 359 02 98

архимандрит Порфирий (Шутов)

Соловецкий монастырь — одна из самых знаменитых монашеских обителей России. Монастырь расположен на Соловецких островах в Белом море. Основан в 1436 году святыми Германом и Зосимой Соловецкими.

Герман Соловецкий был родом с берегов Белого моря. В юности он стал иноком-отшельником. Однажды он встретил монаха Савватия , который шел из Валаамского монастыря в поисках безлюдного места. Герман рассказал Савватию о Соловецких островах, куда он плавал в детстве с рыбаками, и они отправились туда. Савватий скончался через 6 лет жизни на острове, а Герман встретил еще одного соратника — Зосиму, с которым они и основали монастырь.

Острова принадлежали Новгороду, и новгородские бояре агрессивно отнеслись к появлению монастыря на их землях. Местные жители-карелы и рыбаки также поначалу притесняли монахов. Зосиме удалось решить конфликты и добиться передачи островов монастырю.

Обитель активно развивалась в XVI веке благодаря игумену Филиппу (Колычеву), будущему митрополиту Московскому и священномученику. Потомок боярского рода, тайно ушедший от столичной суеты в далекий северный монастырь, игумен Филипп развернул в монастыре большое строительство. Когда тайна открылась, и царь Иван Грозный узнал в игумене Филиппе своего друга детства, он пожаловал монастырю значительные суммы и привилегии.

История Соловков связана с именем и такого крупного церковного деятеля, как патриарх Никон. Свой монашеский путь он начал в Анзерском скиту Соловецкого монастыря, но через несколько лет поссорился со своим учителем — преподобным Елеазаром Анзерским, и покинул Соловки.

Соловецкий монастырь использовался как приграничная крепость со своим гарнизоном. На него неоднократно нападали шведы и англичане. Монастырь также использовался как тюрьма, в которую отправляли неугодных церковных и политических активистов. После революции 1917 года монастырь превратили в тюремный лагерь — СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения). Здесь окончили свою жизнь — были расстреляны или умерли от истощения — многие российские новомученики.

В 1967 году Соловки стали музеем-заповедником. В 1990 году монастырь начал возрождаться.

Интересные факты о Соловецком монастыре

До монахов на островах никто не жил — слишком суровыми были условия. Язычники-карелы приплывали сюда, чтобы исполнять свои религиозные обряды. По преданию, в годы жизни на острове Савватия и Германа, рядом с ними решили поселиться две семьи рыбаков. Но рыбацким женам явились ангелы и повелели им покинуть остров, так он предназначен Богом только для монахов.

Проведенная патриархом Никоном церковная реформа — исправление богослужебных книг и обрядов — была отвергнута монахами монастыря. Присланного из Москвы нового наместника в монастыре не приняли. Для усмирения монахов было послано стрелецкое войско. Соловки к этому времени представляли собой хорошо укрепленную крепость — плацдарм для сопротивления нашествиям шведов, и соловецкие монахи были хорошими воинами. Стрельцы осадили монастырь, но эта осада затянулась на 8 лет (1668-1676) и стоила жизни нескольким десяткам царских солдат.

Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь

В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга.
В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигают Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобные Савватий и Герман прожили шесть лет «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему».
Однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге. Некоторое время преподобный Савватий находился на острове один. Предчувствуя свою кончину и желая причаститься Святых Христовых Тайн, он преодолел дальний путь через море и прибыл в селение Сорока на реке Выг. Преподобный Савватий причастился у встреченного им игумена Нафанаила и 27 сентября 1435 года отошел ко Господу.

Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Текст жития повествует о чудесном видении. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь.
Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики дана обители грамота на вечное владение Соловецкими островами. Впоследствии права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями.
Преподобный Зосима стал игуменом обители, после того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове.
В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне.
Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма.

В 1479 году преподобный Герман отправился в Новгород по делам монастыря. На обратном пути он почувствовал близость кончины, причастился Святых Таин в обители святого Антония Римлянина и мирно предал дух свой Богу. Ученики хотели привезти его тело в монастырь, но из-за распутицы на дорогах вынуждены были совершить погребение на берегу реки Свири в веси Ховроньиной. Спустя пять лет (в 1484 году) при игумене Исайи мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель.

Преподобный Герман раньше других иноков побывал на Соловках. Он сопровождал на острова преподобных Савватия и Зосиму, был «сподвижником в духовной жизни, сотрудником в устроении обители и участником в их видениях и откровениях». Устное повествование преподобного Германа о первых соловецких подвижниках записал в конце XV — начале XVI века иеромонах-книжник, а позже игумен Досифей, ученик преподобного Зосимы. Рукопись легла в основу текста жития первоначальников Соловецких, Савватия и Зосимы, составленного в 1503 году бывшим митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой, который находился в то время в Ферапонтовом монастыре.

Подробнее о истории:

по материалам Официального сайта
Спасо-Преображенского Соловецкого
ставропигиального мужского монастыря

Соловецкие подвижники :

Историческая справка

XV век
В 1430-х годах на Соловки приезжает монах Савватий, который здесь встречает преподобного Германа. Датой основания монашеского поселения считают 1436 год — время появления на Соловках преподобного Зосимы. В 1460-х годах на островах были построены три деревянные церкви (Преображенская, Никольская и Успенская), а также трапезная. Была получена жалованная грамота от Господина Великого Новгорода, которая была подтверждена в 1479 году Иваном III.

XVI век
В 1534—1548 годах в число братии был принят святой Филипп (в миру Фёдор Колычев), будущий игумен монастыря, сделавший очень многое для экономического развития монастыря, а также для признания авторитета Соловецкого монастыря. В первой половине XVI в. монастырь получил несколько жалованных грамот от Ивана IV. Эти документы содержали многочисленные льготы и пожалования для монастыря. В середине XVI в. под руководством Фёдора Колычева в монастыре бурно развивается каменное строительство. В 1582 году началось возведение каменной стены на Большой Соловецком острове. Соловецкий монастырь как место для ссылки был впервые использован в 1554 году (сюда был сослан игумен Артемий, бывший настоятель Троице-Сергиева монастыря), а первый острог был сооружен в 1579 году.

XVII век
В XVII в. Соловецкий монастырь участвовал в военных действиях, а также использовался как место ссылки заключённых, главным образом, по политическим мотивам. В 1637 году приказом царя Михаила Фёдоровича с Соловков был отозван воевода, а его функции были переданы настоятелю монастыря. Таким образом, настоятель обители возглавил оборону Западного Беломорья. В 1668 году на Соловки были посланы отряды стрельцов, которые призваны были изгнать из монастыря монахов, отказавшихся признать реформы патриарха Никона, сторонники «мирного стояния за веру» были изгнаны из монастыря в 1669 году. В 1675 году стрельцами был произведён неудавшийся штурм, но 22 января 1676 года Словецкий монастырь был взят, а руководители его были казнены. Это событие получило название «соловецкого восстания».

XVIII век
В XVIII в. монастырь неоднократно посещался Петром I, в том числе с эскадрой новопостроенных кораблей. В отношении монастыря производился ряд секуляризационных мероприятий. В конце XVIII в. издается первый печатный труд по истории Соловецкого монастыря — «Летописец Соловецкий».

XIX век
В 1814 году монастырь теряет свои военные функции, происходит так называемое «разоружение Соловков». В 1854 году Соловецкий монастырь обстреливается с английских кораблей «Бриск» и «Миранда». С 1861 года из Архангельска на Соловки устанавливается регулярное пароходное сообщение. В 1873 году состоялось первое издание «Соловецкого патерика». В 1898 году открыта Соловецкая биостанция. В 1899 году была издана «История ставропигиального Соловецкого монастыря» — наиболее полный труд по истории обители.

В 1918 году на Соловках впервые появились отряды красногвардейцев, произошла конфискация части продовольственных запасов монастыря. В 1920 году состоялось прибытие на Соловки комиссии М. С. Кедрова, произошла ликвидация Соловецкого монастыря и ссылка его руководства. Архимандрит Вениамин (Кононов), последний настоятель Соловецкой обители, и его келейник иеромонах Никифор (Кучин) были убиты (сожжены заживо) в лесной избушке близ реки Лодьма в районе Волкоозера на Пасху 1928 года. (15 января 2004 года в Северодвинске совершено освящение деревянного Храма в честь преподобномучеников Вениамина и Никифора).

На месте монастыря были организованы совхоз «Соловки» и лагерь принудительных работ. С 1923 года на Соловках располагался один из первых концлагерей для противников советской власти — Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). В 1937 году СЛОН был реорганизован в тюрьму. В 1939 году произошла ликвидация тюрьмы на Соловках, архипелаг был передан Северному флоту, на островах был организован учебный отряд Северного флота. В 1942—1945 годах на островах функционировала школа юнг. В 1944 году был организован Островной совет, который в 1971 году был переименован в Сельский совет. В 1987 году на Соловках был создан районный Совет, а населённый пункт на архипелаге получил официальное название «посёлок Соловецкий». В 1990 году была возобновлена религиозная деятельность на Соловецких островах. В 1992 году произошло включение Соловецкого историко-культурного комплекса в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 1995 году — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Жемчужина Русского Севера. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь — один из самых известных и почитаемых в России. Он находится за полярным кругом на острове, который из-за сурового арктического климата ежегодно на несколько месяцев теряет связь с Большой землей.

Возможно, уединенность Соловецких островов и привлекла сюда старца Савватия, ученика Кирилла Белозерского. Вместе со старцем монахом Германом они с 1429 года в течение шести лет отшельничали на Большом Соловецком острове, лишь изредка наведываясь на материк. Во время одной из таких отлучек Германа Савватий заболел и в одиночку добрался до поморского берега. Вскоре он умер (в 1435 году) недалеко от устья реки Выг. А старый Герман основал на острове монастырь. Первое деревянное здание новой обители – Преображенская церковь — находилось на том месте, где сейчас стоит главный храм монастыря – Спасо-Преображенский собор.

Монастырь возник во владениях Новгородской феодальной республики. Постепенно обитель росла, расширялось её влияние. Монахи начали занимать не только Большой Соловецкий остров, но и Анзерский и Большую Муксламу. Поморы, коренные обитатели этих мест, были недовольны возникновением монастыря. Но игумен обители добился от новгородских властей грамоты, подтверждавшей вечное право монастыря на владение всем Соловецким архипелагом. Монастырь получил также дарение в виде вотчин на материке и другие богатые вклады (богослужебная одежда и утварь). Среди вкладчиков была и знаменитая Марфа Посадница.

Вид на Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

Монастырь неоднократно переживал пожары. В 1485 и 1538 годах все строения выгорали дотла. После последнего пожара игумен Филипп принял решение о начале каменного строительства в обители. Он сумел добиться от Ивана Грозного новых привилегий и льгот для Соловецкого монастыря (ежегодно с 1555 года беспошлинной продажи 10 тысяч пудов соли, беспошлинной продажи зерна). Царь подарил обители поморскую Сумскую область, где имелось более 30 соляных варниц, а также земли на берегу Северной Двины. Большие суммы денег выделялись на строительство, вносились дорогие вклады и подарки в виде церковной утвари.

При Филиппе Соловецкий монастырь пережил свой расцвет. Монахи много работали. Молочное хозяйство, оленеводство, кузнечное, кирпичное, кожевенное, гончарное дело, охота на тюленей и нерпу, вытапливание сала, работа в литейных мастерских и солеварениях, квасоварение – все было знакомо многочисленной соловецкой братии. По инициативе Филиппа были проведены работы по углублению Святого озера возле обители, по соединению протоками 72 мелких озера Большого Соловецкого острова. Была создана уникальная гидросистема: вода собиралась в Святое озеро, а оттуда по специально прорытому каналу направлялась на территорию монастыря, где не только использовалась на хозяйственные нужды, но и приводила в движение водяную мельницу. Сейчас по каналам, стекающим к Святому озеру, можно проплыть на лодках.

Игумен Филипп превратил Соловецкий монастырь в один из лучших на Руси, значительно поднял его благосостояние и престиж. В 1566 году Иван Грозный назначил Филиппа митрополитом всея Руси. Но Филипп был слишком независим и позволил себе публично выступить против опричнины царя. По приказу Ивана Грозного менее чем через два года Филиппа лишили сана митрополита и заточили в Тверском Отроч монастыре. 25 декабря 1569 года, как пишет летописец, «Филипп митрополит в заточении скончался насильственно, будучи задушен от начальника опричнины Малюты Скуратова».

К концу XVI века монастырь превратился в центр всего Поморья и стал привлекать внимание иностранных интервентов. Необходимо было его укрепить. В 1584 году по указу царя Федора Ивановича развернулось строительство каменной крепости. Строительство шло 14 лет и было закончено в 1598 году. Крепость имела форму сильно вытянутого с севера на юг пятиугольника. Основным материалом для стен и башен послужили природные гранитные валуны, которые заливали известковым раствором. В нижних рядах стен и башен использовали особенно большие валуны. Вес некоторых из них составляет около 11 тонн. Чем выше поднималась стена, тем меньше по весу и размерам камни укладывались в нее. Превратившись в крупную пограничную цитадель, Соловецкий монастырь теперь мог выдержать любую осаду.

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

В 1650-1660 года Соловецкий монастырь являлся одним из важных центров раскола церкви. Монахи не только не приняли нововведения Никона, которого они хорошо знали (будущий патриарх принял постриг в Троицком Анзерском ските на Соловецких островах), но и оказали упорное сопротивление властям. В монастыре составляли послания, в которых их авторы призывали народ твёрдо держаться старой веры и не следовать Никону. Вскоре в Москве поняли, что бороться с братией Соловецкого монастыря надо решительно. В декабре 1667 года все земельные владения обители на материке по указанию царя Алексея Михайловича были конфискованы, а летом 1668 года войска начали блокаду. На Соловецком острове в те времена находилось до 500-600 человек. Их сопротивление смогли подавить лишь в 1676 году и то только после того, как монах-перебежчик Феоктист указал осаждавшим обитель стрельцам потаённый ход. Расправа с непокорными была суровой: по царскому указу казнили около 400 человек. Так осада монастыря 1668-1676 года доказала надежность каменной крепости.

Суровые условия жизни на Севере, значительная отдаленность от Центральной России, островное положение делали Соловецкий монастырь подходящим местом ссылки. Начиная с XVI века царское правительство отправляло туда неугодных государственных и церковных лиц. Среди узников Соловков – Максим Грек, Авраамий Палицын, Василий Лукич Долгоруков, Пётр Андреевич Толстой и другие.

В 1854 году Соловецкий монастырь принял участие в Крымской войне. Английская эскадра, направленная в Белое море, к северным берегам России, пыталась захватить Соловецкую крепость. С двух английских фрегатов, подошедших к островам, был подан сигнал (два пушечных выстрела), означавший приглашение вступить в переговоры. Защитники крепости приняли их за начало атаки и открыли по английским фрегатам огонь из всех имевшихся в их распоряжении орудий. Одно вражеское судно было легко повреждено. Англичане удалились на безопасное расстояние, а на следующий день игумен монастыря получил ультиматум с требованием сдачи. Естественно, монахи отказались его выполнить. В итоге Соловецкий монастырь был подвергнут 9-часовой бомбардировке. По зданиям крепости было выпущено около 1800 ядер. Однако мощные стены и башни обители получили лишь незначительные повреждения. Из его защитников никто не пострадал. Англичане были вынуждены удалиться.

Здания Соловецкого монастыря после его закрытия в 1920 году использовались в разных целях: в течение трёх лет там размещался совхоз «Советский», в 1923-1936 годах лагерь СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения. В 1939-1956 годах там находился учебный морской отряд, 1942–1945 — школа юнг ВМФ. В 1967 году архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря стал филиалом Архангельского краеведческого музея.

25 октября 1990 года вновь открылся Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь и появились первые послушники. В конце 2000-х, правда, он вновь оказался под угрозой из-за планируемого масштабного строительства музейных зданий и аэропорта в опасной близости от обители. Строительство было приостановлено, и сейчас монастырю ничего не угрожает.

Соловки Энциклопедия

Книга 7. Глава 5.

Спасо-Преображенский

Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Скиты и пустыни Соловецкого монастыря
Соловецкий монастырь
Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря
Достопримечательности
Соловецкий монастырь в свете строгих формальных определений
Полезные ссылки

Паломническая служба Соловецкого монастыря
164070, Архангельская обл., пос. Соловецкий, Соловецкий монастырь. Тел/Факс: 8-(818-35-90)-2-98 деж. спросить паломническую службу) или моб. тел. +7-911-575-83-10; e-mail: palomnik_05@mail.ru

Соловецкое подворье в г. Кемь
186601, Республика Карелия, г. Кемь, пос. Рабочеостровск, ул. Портовая, д. 8. Тел: 8-(814-58)-35368 (Возможен ночлег на подворье за пожертвование)

Наша справка
Взросли монастырские семена

Путешествие на Соловецкие острова, что находятся в Белом море на севере нашей необъятной Родины

Наша группа числом в 45 человек всех возрастов, за исключением, пожалуй, младенцев, встречалась в 12 часов у памятника на Ленинградском вокзале.

Ключевский о месте Соловецкого монастыря
в продвижении православия на Север

«Если вы проведете от Троицкого Сергиева монастыря две линии, одну по реке Костроме на реку Вычегду, другую по Шексне на Белоозеро, этими линиями будет очерчено пространство, куда с конца XIV в. усиленно направлялась монастырская колонизация из монастырей центрального междуречья Оки — Волги и их колоний. Небольшие лесные речки, притоки Костромы, верхней Сухоны и Кубенского озера, Нурма — Обнора, Монза, Лежа с Комелой, Пельшма, Глушица, Кушта, унизывались десятками монастырей, основатели которых выходили из Троицкой Сергиевой обители, из Ростова (св. Стефан Пермский), из монастырей Каменного на Кубенском озере и Кириллова Белозерского.

Водораздел Костромы и Сухоны, покрытый тогда дремучим Комельским лесом, стал русской заволжской Фиваидой. Движение шло полосами по рекам, не соблюдая географической последовательности, делая широкие скачки от Троицкого Сергиева монастыря к Белоозеру (монастырь Кирилла Белозерского), а с Белоозера прямо на Соловецкий остров, сливаясь с боковым течением, шедшим туда же, к Белому морю, из Новгорода. Во второй половине XV в. монастырская колонизация перешла из Белозерского края в бассейн реки Онеги; постриженник Кириллова монастыря преп.

Александр Ошевнев поставил Ошевенский монастырь к северу от Каргополя, на притоке Онеги, получив пособие от радетелей из Новгорода, а между тем еще в 1429 г. более ранний постриженник того же монастыря — Савватий поставил первую келью на Соловецком острове, где вскоре после его смерти выходец из Новгорода Зосима устроил знаменитый беломорский монастырь. Колония более ранняя иногда уходила в известном направлении дальше позднейших. В промежутках между метрополиями и этими ранними колониями и между полосами колоний оставалось много углов, столь же пустынных, как и дальнейшие пространства, в которые еще не проникала ни крестьянская, ни даже монастырская колонизация. Выходцы из разных монастырей в своих пустынных поисках обращались по временам и к этим обойденным промежуточным захолустьям. Так продолжалось дело и в XVI в.» (Ключевский Василий. Курс русской истории. Л34. М., 1904).

Брокгауз и Эфрон о Соловках

Историческая роль: Соловецкий монастырь играл главную роль в колонизации севера. В голодные годы монастырь приходил на помощь беломорскому бедному населению. Первыми монахами были иноки Кирилло-Белозерского монастыря Герман (†1484) и Савватий (†1435), прибывшие на остров в 1429 г. Вместе с Германом, инок Зосима (†1478) и несколько других отшельников построили небольшую церковь и испросил игумена во вновь устроенный монастырь у новгородского архиепископа. В числе Соловецких. иноков были патриархи Филипп и Никон.

Кремль и внутренние строения: монастырь окружен стеной (1584-1596) в виде неправильного пятиугольника с 8 башнями и 7 воротами, из которых Святые ворота — главные. Всех церквей внутри стен кремля — 9. Главная — Троицкий собор. Самый большой храм — Преображенский собор. Поднялись церковь Усекновения на Секирной горе, еще два десятка церквейоколо двух десятков часовен, скиты Голгофский, Троицкий, Савватиевский и Муксалмский. Под церковью Николая Чудотворца монастырская ризница с драгоценностями царей и историческими реликвиями (палаш кн. Михаила Скопина Шуйского и сабля кн. Пожарского). Близ Преображенского собора часовня с мощами препод. Иринарха. Рядом главная колокольня. Всех каменных строений 17. В их числе больница, богадельня и тюрьма. Монастырская библиотека была очень богата, но сильно пострадала из-за грабежей. В монастыре начальное училище ииконописи.

Хозяйственная деятельность: монастырь имеет док для судов. Заводы: салотопенный, свечной, гончарный, кирпичный, лесопильный и кожевенный, мукомольная мельница, мастерские сапожная, портняжная, серебряных дел, малярная, столярная, слесарная, переплетная, корзинная, санная, колесная, экипажная, обширная кузница, литейное и механическое заведение, смолокурня и др. Водоснабжение монастыря создано в 1561 г. и представляет собой гидросистему, соединившую Святое оз. посредством каналов с 70 озерами.

В 1485 и 1557 гг. случились первые пожары монастыря, а в 1558 г. началась постройка каменного монастырского здания. По отмелям была проложена (XIX век) дамба на Муксалму. Стали разводить скот. Соловецкая земля оказалась богатой, способной кормить тысячи людей.

Доходы: от богомольцев, монастырских хозяйственных статей, архангельского подворья, пароходов, рыбных и звериных ловель до 170 тыс. руб. в год. Расходы монастыря составляют ежегодно до 155 тыс. руб. В хозяйстве монастыря — парусный флото и 4 парохода.

Население: около 230 чел. (в XVII в. их было до 370 — 450), в том числе 45 монахов, 30 дьяконов иоколо 60 послушников. Крестьян между монахами 140, мещан 40, купеческого звания 7; духовн. 18, прочие — разных сословий. В монастыре проживают работники из богомольцев до 500. Всего в монастыре проживает круглый год от 800 до 850 чел. Женщин нет.

Владения: монастырь получил дарственную грамоту на вечное владение всеми Соловецкими островами. Владение было подтверждено Иоанном III и новгородской боярыней Марфой Посадницей, которая пожертвовала монастырю свои беломорские волости — Суму и Кемь.Подлинность грамот в настоящее время оспаривается.

Военная история: монастыря началась после нападения на монастырь шведов (1571). Был поставлен острог с пушками и началось возведение каменной стены. Соловецкий монастырь сделался важным стратегическим пунктом северного Поморья. Последний Соловецкий воевода (1637 г.) сдал Соловецкому настоятелю крепостные ключи и воинские запасы. Военным начальником стал игумен. Царь Петр посещал монастырь в 1694 и 1703 гг. в связи с началом строительства военно-морского флота России.

Первая политическая тюрьма России — тюрьма Соловецкого монастыря, закончила свое существование в девяностых годах XIX века. В это время была прекращена практика ссылки в монастырь. Из числа ранее сосланных и умерших в монастыре были знаменитый советник Ивана Грозного священ. Сильвестр, известный келарь Троицко-Сергиевской лавры Авраамий Палицин, касимовский царь Симеон Бекбулатович.

Новое рождение Соловецкого монастыря

1. Благословить открытие Соловецкого Зосимо-Савватиевского ставропигиального мужского монастыря.
2. Назначить ВИО наместника игумена Германа (Чеботаря).

Позднее в соответствии с историей, монастырь стал Спасо-Преображенским. Слово «ставропигиальный» означал прямое подчинение Патриарху Московскому и всея Руси. 12.02.1992 наместником монастыря стал игумен Иосиф (Братищев). Весной 1992 была освящена Благовещенская церквь, переданная монастырю музеем-заповедником после реставрации. 7.04.1992 состоялся первый после разграбления и уничтожения монастыря коммунистами монашеский постриг.

19.08.1992 впервые в истории Соловков предстоятель РПЦ прибыл в Соловецкий монастырь и 22.08.1992 Святейший Патриарх Алексий II совершил освящение Благовещенской церкви архиерейским чином. Число монахов в Соловецком монастыре достигло 30 человек (1994). При Соловецком монастыре действует воскресная православная школа для детей.

Администрация Архангельской области постановила передать монастырю 37 памятников (№227, «О передаче в безвозмездное и бессрочное пользование храмов, келейных корпусов и других памятников Соловецкого архипелага Соловецкому монастырю»).

Монастырь восстановил подворья в Москве, Архангельске и Кеми, обитель стала активно восстановливать хозяйство и реставрировать памятники.

Взять все, да и поделить.

Об этом сумеречном событии сейчас предпочитают не вспоминать. В 1904-1917 гг. в Соловецком монастыре произошел мятеж монахов. «Призрак коммунизма» добрался до северного архипелага: группа бывших матросов, нашедшая на Соловках приют и кров после японского плена, вполне революционно захватила власть в монастыре и провозгласила «равенство» всех иноков. «Мы кровь проливали, а вы тут жирели» — под этим лозунгом был смещен и сослан игумен Иоанникий. По сути, развал монастыря начался задолго до прибытия на острова большевика Михаила Кедрова.

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный в посёлке Соловецком, Приморского района, Архангельской области на Соловецком острове в Белом море. Основан в 1420-1430-х годах, построен в камне святителем Филиппом, одним из крупнейших землевладельцев государства.

Монастырь в 1669-1676 годах был осаждён как один из очагов сопротивления никонианским преобразованиям. При советской власти на территории монастыря действовал лагерь особого назначения. Монашеская жизнь здесь возобновлена 25 октября 1990 года. В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

Постройки монастыря разбросаны на четырех островах Соловецкого архипелага. Ансамбль Соловецкого монастыря расположен на берегу бухты Благополучия Большого Соловецкого острова. Пятиугольная территория монастыря окружена массивными стенами, высотой от 8 до 11 м, и толщиной — от 4 до 6 м, с семью воротами и восемью башнями, построенными в 1584-1594 годах. Стены сооружены из огромных камней размером до 5 м, их протяжённость 1084 м.

На территории монастыря сохранились храмы и другие монастырские сооружения, соединённые крытыми переходами, окружённые жилыми и хозяйственными помещениями. Оба собора относятся ко временам наиболее известного игумена монастыря Филиппа. Они имеют облик суровый, почти крепостной. Толщина стен Преображенского собора достигает 5 м, а его угловые приделы напоминают крепостные башни.

В ансамбль входят Трёхглавый Успенский собор с огромной трапезной и келарской палатами, а также Преображенский собор, чье архитектурное решение уникально. Угловые главы размещены над верхними приделами, которые поставлены на сводах и соединены друг с другом переходами. Перед монастырём сохранились две часовни, Александровская и Петровская, установленные в середине XIX века в память о посещении обители царями Петром I и Александром II.

При входе в монастырь на стене имеется весьма редкий для православной традиции элемент оформления — солнечные часы. Помимо собственно монастыря, существует (существовали) несколько скитов, пустыней, подворий, приписанных к Соловецкой обители, находящихся как на самих Соловецких островах, так и вне их. Соловецким монастырем в конце XX — начале XXI века установлено около 20 крестов.

Трёхглавый Успенский собор (1552-1557)

Преображенский собор (1558-1566)

Церковь Благовещения (1596-1601)

Каменные палаты (1615)

Водяная мельница (начало XVII века)

Николаевская церковь (1834)

Троицкая церковь (1856-1859)

Большой Соловецкий остров:
— Вознесенский скит
— Исааковская пустынь
— Макариевская пустынь
— Савватиевский скит
— Старая Сосновая пустынь
— Филипповская пустынь

Анзерский остров:
— Голгофо-Распятский скит
— Елеазарова пустынь
— Троицкий анзерский скит

Большая Муксалма:
— Сергиевский скит

Большой Заяцкий остров:
— Андреевский скит

Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь

Спасо-Преображенский монастырь — сердце Соловецких островов.

Основанный в 1436 году, монахами Зосимой и Германом, монастырь положил начало новой истории архипелага. Сейчас одновременно существуют две версии соловецкой истории. С классической версией можно познакомится на экскурсии по монастырю от Соловецкого государственного музея. Альтернативную версию предлагает Олег Кодола в своей авторской трехчасовой экскурсии по острову. Я побывала на обеих, но сначала расскажу про экскурсию по монастырю.
Экскурсия началась от Соловецкого центра гостеприимства. Проходила по территории монастыря в течении 3- 3,5 часов, стоимость — 400 рублей (лето 2015 года). Будьте готовы много ходить и слушать !

Постройки монастыря разбросаны по четырём островам Соловецкого архипелага. Архитектурный ансамбль собственно Соловецкого монастыря расположен на берегу бухты Благополучия Большого Соловецкого острова. Территория монастыря окружена массивными стенами (высота — от 8 до 11 метров, толщина — от 4 до 6 метров) с семью воротами и восемью башнями, построенными в 1584–1594 гг. Стены сооружены из огромных камней размером до 5 метров, общая протяженность — 1084 метров.

01. Святые ворота — вход в монастырь

02. Фрагмент ворот

04. Фрагмент на стене Спасо-Преображенского собора. К сожалению, собор был на реконструкции и строительные леса его совсем не украшали

05. Одна из пяти луковичных глав собора

06. Арочный вход в храм

По периметру центрального двора монастыря расположились монастырские кельи. Первоначально в каждую келью вел отдельный вход. Она состояла из двух основных помещений: теплых сеней и собственно кельи. На задний двор выходили холодные сени, где был нужник (туалет) и хранились дрова. В конце XVIII – начале XIX столетия келейные корпуса перестраивали. Они устраивались по коридорному принципу – дверь в каждую вела из общего коридора. В кельях ломались своды, устраивались каменные потолки, закладывались кирпичом прежние дверные проемы.
Мы заглянули на экспозицию «Монашеская келья XII века»

Дальше мы отправились через Галерею-переход, которая связала Спасо-Преображенский собор, Успенский Трапезный комплекс, Никольскую церковь, колокольню, а позже – и Свято-Троицкий собор.Переход был построен в 1602 году под руководством соловецкого монаха Трифона (Кологривова). Он был очень удобен в холодном и сыром климате Соловков.

09. Вид на келейные корпуса

11. Макет Соловецкого кремля конца XIX века в масштабе 1:200. Автор — Вячеслав Карачев. Удивительно,что на макет около более 10000 деталей , один только купол Спасо-Преображенского собора состоит из 300 маленьких частей

13. На макете все соблюдено до мелочей

16. Сохранившиеся предметы церковного обихода

17. Вериги и крест от вериг. Железо, XVIII-XIX вв.

18. Взгляд из окна

Колокол «Благовест» отлит в 1857 г. Этот колокол — дар императора Александра II в память о чудесном избавлении обители от атаки эскадры английского флота, обстреливавшей обитель в 1854 году. Колокол размещался на специально устроенной «Царской» колокольне, разрушенной в 1936 году

22. Надпись на колоколе

Успенский трапезный комплекс. Он возводился в 1552–1557 годах и с его сооружения началось каменное строительство в Соловецком монастыре.

25.Икона, символизирующая прибытие на остров Савватия и Германа — основателей обители. В период активного уничтожения предметов религиозного культа была полностью закрашена краской. Но как раз это и сохранило ее до настоящего времени

27. Фрагмент иконы

Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор сооружен в 1859 году по проекту архангельского губернского архитектора А. Шахларева и освящен в 1866 году. Он стал последней крупномасштабной постройкой монастыря. В 1861 году интерьер храма был украшен богатым резным позолоченным иконостасом, созданным московским мастером Астафьевым. Иконы для него писались в Троице-Сергиевой лавре. В 1873–1876 годах своды храма были расписаны.
В лагерное время в соборе размещалась 13-я карантинная рота. Здесь от нескольких недель до нескольких месяцев находились все прибывшие в лагерь заключенные. В 40–50-х годах века XX в храме размещалась столовая Учебного отряда Северного флота.После реставрационных работ собор вновь принимает посетителей

29. Алтарь собора

31. Роспись на стенах

37. Соловецкий монастырь был не только духовной крепостью , но и военной

Соловецкий монастырь был одним из стражей русской земли . Крепость на островах начинает возводиться во время Ливонской войны. По указу царя Иоанна Грозного в 1578 году вокруг монастыря был устроен деревянный острог, а в 1582 по его же указу, позже подтвержденному грамотой царя Фёдора Иоанновича, началось строительство каменной крепости. Основной массив крепости строился из местного природного материала – валуна Камни принесены на Соловки ледником со Скандинавского полуострова. Этот созданный природой материал придает особый колорит крепости – сооружению величественному и в то же время поражающему своей простотой.

39. Экспозиция Соловецкие печи

На экспозиции расположена тематическая часть. Здесь раскрывается феномен русской печи, без которой освоение Русского Севера было бы невозможно. Русская печь представлена как прародительница сложнейших отопительных систем, которые получили свое развитие на Соловках. И в дальнейшем эти системы применялись не только здесь, на острове, но и везде в церквях на Русском Севере. И XIX веку на острове сложилась настолько технически совершенная система, что топить можно было один раз в неделю.

41. Новобратский корпус, схема отопления и распределения тепла

Переходим в Южный дворик.

Это хозяйственный дворик, его основные службы были связаны с мельничным каналом, по которому вода стекала из Святого озера в Белое море. Игумен Филипп в середине XVI века соединил каналами несколько озер и направил их воду к монастырю. В следующие века монахи неоднократно расширяли озерную систему, и уже в начале XX века в ее конечный водоем – Святое озеро –вода притекала из 65 озер. Поступая на мельницу, она вращала мельничные механизмы. Не зря мельницу называют вершиной соловецкой гидротехнической системы. Соловецкая мельница считается древнейшей каменной водяной мельницей в России. Она была построена в 1601 году на месте сгоревшей деревянной. Здесь зерно перемалывалось в муку, а также была установлена толчея для размельчения дубовой и березовой коры, служившей для выделки кож. До 1908 года все механизмы приводились в движение водяными колесами, затем их заменила водяная турбина.
Мельница одно из самых красивых знаний Соловецкого монастыря. Особенно нарядно смотрятся красные детали на белом фоне.

43. Часть стены Мельницы

44. Схема межозерных канальных систем на Большом Соловецком острове

45. Мельничные валы

47. Фрагмент внешней стены Мельницы

Следующая экспозиция — Сушиленная тюрьма.

Существование тюрем при монастырях было широко распространенным в России явлением. В Соловецком монастыре узники содержались с начала XVI века. Соловки с их островным положением как нельзя лучше подходили для изоляции опасных для общества преступников. Строгость монастырского заключения способствовала наказанию виновного. Но в то же время, монастыри были благоприятным местом для перевоспитания заключенных. И некоторые узники оставались в обители после освобождения, пополняя ряды братии.
Тюрьма на Соловках была закрыта в 1903 году. За четыре столетия через ее стены прошло около 500 заключенных. Среди них сосланные «по делам веры» и государственные преступники. Самыми известными узниками монастырской тюрьмы были составитель «Домостроя» протопоп Сильвестр, выдающийся деятель Смутного времени Авраамий Палицын, последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Кальнишевский, сенатор, дипломат, управляющий Тайной Канцелярией при Петре I граф Петр Толстой, его соратник, член Верховного Тайного Совета князь Василий Долгорукий, декабрист Александр Горожанский.

49. Одна из тюремных камер: тесно, сыро и холодно

50. Лестница с именами бывших заключенных

51. После посещения тюрьмы мельничные стены показались еще красивее 🙂

52. Художница за работой

54. Оригинальные часы 🙂 Днем они действительно показывают время

На этом экскурсия завершилась. Несмотря на длительность, экскурсия получилась насыщенной и интересной. Наступил вечер, и можно было любоваться одним из красивейших соловецких закатов. И я отправилась погулять по окрестностям монастыря.

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

  1. Главная страница
  2. Монастыри и храмы
  3. Соловецкий монастырь

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

Монастырь был основан православными подвижниками Зосимой, Саватием и Германом в середине XV века. Как это часто бывало — одному из них было видение — «прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке». Иноки построили на этом месте деревянный храм в честь Преображения Господня, а также церковь Успения Пресвятой Богородицы. Так начинался монастырь. Чуть позже новгородский архиепископ совместно с местной властью выдал монастырю грамоту на право вечного владения Соловками, её подтвердил и государь. В дальнейшем обитель пользовалась покровительством московской власти. Преподобных подвижников — основателей монастыря возвели в лик святых.

В середине XVI века деревянные строения монастыря начали заменять каменными. Был возведен Свято-Преображенский собор, куда после его освящения перенесли мощи Соловецких первооснователей. Монастырь постепенно превращался в крепость со стенами и башнями («великая крепость государева»), по форме он напоминал корабль. Над Святыми вратами возвели церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Фото Соловецкого монастыря

В середине XVIII века, он, как и другие монастыри России в результате реформ проводимых Екатериной II переходит в собственность государства.

Крымская война второй половины XIX века полыхала довольно далеко, однако в 1854 году к Соловкам подошла англо-французская эскадра и монастырю пришлось обороняться и выдержать осаду.

К началу XX века монастырь «оброс» скитами и пустынями. На архипелаге насчитывалось 19 церквей и 30 колоколен. Монахи сами неустанно трудились на благосостояние обители, но кроме того на архипелаге более 1000 трудников работали «ради молитв преподобных», было много и наемных работников. Обитель была известна и почитаема по всей России и каждый год сюда приезжали около 15 тыс. паломников, которых перевозили по морю монастырские пароходы. В 30-е годы прошлого века Соловки превратили в большой каторжный лагерь для политзаключенных. Ныне храмы обители восстанавливаются. Во многих из них проходят богослужения.

Как доехать до Соловецкого монастыря:

Сообщение с Соловецким монастырем осуществляется в летнее время морским транспортом от Кеми или Архангельска. С октября по июнь только авиалинией Архангельск (Васьково)-Соловки. Посетить монастырь лучше в составе организованных групп или через паломническую службу монастыря.

Адрес монастыря:

Архангельская область, п. Соловецкий. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Архангельской области Русской Православной Церкви. Телефон: (8183590) 298

Ссылка на основную публикацию