Спасо-Вифанский монастырь в Сергиевом Посаде

Спасо-Вифанский монастырь

Сергиев Посад: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Сергиева Посада
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (21)
    • Музеи (11)
    • Автовокзалы (1)
    • Храмы, соборы, мечети (4)
    • ЖД вокзалы (1)
    • Водопады (1)
    • Парки развлечений (1)
    • Смотровые площадки (1)
    • Горнолыжные курорты (1)
    • Озера (1)
  • Забронировать отель в Сергиевом Посаде
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Сергиева Посада
  • Советы о Сергиевом Посаде
  • Экскурсии в Сергиевом Посаде

Автострада Из Москвы ехать по Ярославскому шоссе. Перед Сергиевым Посадом, не заезжая в Сергиев Посад, свернуть по направлению в Ярославль, доехать до знака поворота на Лозу, съехать с Ярославского шоссе, на перекрестке перед поселком Лоза свернуть налево, ехать по главной дороге до Спасо-Вифанского монастыря. Если не свернули на Лозу, можно доехать до развязки, поворот на Глинково и Сергиев Посад
Маршрутное такси Проезд к монастырю от ж/д станции Сергиев Посад маршрутным такси № 74 до остановки «Птицеград» (в сторону поселения Лоза)

Спасо-Вифанский монастырь – традиции Русской Вифании

Адрес: Россия, Московская область, Сергиев Посад, улица Маслиева, 25
Основан в 1783 году
Основатель архиепископ Платон (Левшин)
Основные достопримечательности: надвратная колокольня (1874 г.), церковь Спаса Преображения
Координаты: 56°17’15.6″N 38°10’38.8″E

На юго-востоке Сергиева Посада, примерно в 4 км от Лавры находится старинная Спасо-Вифанская обитель, известная как Русская Вифания. С середины 1990-х годов она активно восстанавливается. Паломники и туристы, бывая в Сергиевом Посаде, стараются обязательно посетить этот древний монастырь. Сегодня в нем можно увидеть необычный Спасо-Преображенский собор с удивительной каменной горой Фавор, Духовскую церковь и красивые Святые ворота с высокой колокольней.

Строительство Спасо-Вифанского монастыря и его история в XVIII и XIX веках

В XVIII веке рядом с Троицко-Сергиевской Лаврой стали создаваться подчиненные ей обители, которые принимали иноков, желающих вести более тихую и уединенную жизнь, чем в наводненной богомольцами Лавре. Одним из первых таких монастырей был образован Спасо-Вифанский. Его основателем считается архиепископ Платон (Левшин), бывший в том время настоятелем Лавры.

Надвратная колокольня со Святыми воротами

Местом для обители была избрана Корбуха — водораздел между рекой Торгашей и большим прудом, где разводили рыбу для нужд Лавры. Позднее он получил наименование Вифанского. До постройки железнодорожной насыпи от нового монастыря хорошо были видны купола Троицко-Сергиевской обители. Новая пустынь была построена с 1783 по 1787 год в виде вытянутого с востока на запад длинного прямоугольника. Ее стали называть Вифанской в память о Палестинской Вифании – месте, где произошло чудесное воскрешение Лазаря.

Проектом застройки обители руководили архитекторы, приглашенные из Москвы, В.С. Яковлев и Н.М. Одоевцев. На центральной композиционной оси стояли Святые врата, увенчанные колокольней, и Спасо-Преображенский собор. Кроме того, на территории располагались домовая Духовская церковь, дом, где жил архимандрит Платон, четыре братских корпуса и гостевые кельи. В проекте предусмотрели также место для некрополя, конюшни и каретного сарая. А всю территорию окружили каменной оградой.

В год, когда все строительство закончили, Платона возвели в сан митрополита. А из Троицкого монастыря во вновь построенную обитель перенесли особо чтимую святыню – деревянный гроб, где почти двести лет хранились мощи преподобного Сергия Радонежского.

После церемонии коронации (1797 г.) через Сергиев Посад проезжал император Павел I. Он побывал в Лавре и вслед за этим нанес визит в Вифанскую обитель. Там его принял митрополит Платон. Павел I остался настолько доволен состоянием монастыря, что своими указами учредил в обители духовную семинарию и закрепил за монастырем значительные земельные угодья. Кроме того, обитель получала доход от трех мельниц, сдаваемых в аренду.

Для семинарии в 1800 году выстроили специальное здание, и 6 августа состоялось ее торжественное открытие. В новое учебное заведение стали принимать в основном юношей из семей священнослужителей. Образование можно было получить на одном из трех отделений – грамматико-риторическом, философском или богословском. Митрополит тщательно заботился об учениках семинарии и следил за их питанием и условиями проживания. А сам монастырь даже стали называть «училищным».

В конце 1812 года, после того, как французские войска отступили от Москвы и стали покидать Россию, митрополит Платон окончил свой земной путь, и его погребение состоялось в Спасо-Преображенском соборе. А Духовная семинария — любимое детище Платона продолжала развиваться. Да и в самом монастыре было выстроено несколько новых каменных корпусов для послушников, монахов и настоятелей, а также здания богадельни и гостиницы.

В 60-е годы XIX века вместо домовой Духовской церкви в обители возвели большой пятиглавый храм с пятью престолами, который стали именовать Тихвинским. В начале XX века Спасо-Вифанский монастырь пользовался у паломников такой же популярностью, как Лавра и Черниговский скит.

История монастыря с XX века по настоящее время

С приходом советской власти жизнь монастыря круто изменилась. С 1918 года монахам разрешили остаться в обители только в статусе трудовой сельскохозяйственной артели. Но спустя 7 лет, монастырь все же закрыли, хотя в части помещений монахи проживали до 1929 года. Большинство же монастырских строений отдали детскому дому, а здание, принадлежавшее митрополиту Платону, передали под часть экспозиции, которой владел городской историко-художественный музей.

В начале 30-х годов прошлого века территорию Вифании отдали под вновь созданный птицекомбинат, и она стала именоваться Птицеградом. Старые строения особо не щадили. Часть из них разбирали по причине ветхости, а другие – из-за прочного кирпича. Так были уничтожены Спасо-Преображенский храм, дом, принадлежавший митрополиту Платону, монастырская ограда, Святые врата, надвратная каменная колокольня и братский некрополь.

Тихвинский храм был обезглавлен и отдан в распоряжение местному дому культуры Его использовали как инкубатор, танцплощадку и кинозал. В корпусе семинарии работал кожно-венерологический диспансер. О лучших днях монастыря в те времена напоминали только редкие уцелевшие строения.

В 1998 году часть зданий обители передали в управление Троицко-Сергиевской Лавре. И началось непростое возрождение монастыря. Уцелевшие здания ремонтировали, а утраченные – отстраивали вновь. Реставрационные работы в обители продолжаются и в наши дни. Для их проведения используются старые фотографии, немногие сохранившиеся чертежи, описания и эскизы.

Храмы и постройки Спасо-Вифанского монастыря

Сегодня обитель окружает вновь отстроенная ограда со Святыми воротами, над которыми возведена каменная колокольня. Это яркое здание, выполненное в псевдорусском стиле, стало настоящим украшением возрождаемого монастырского ансамбля.

Центральное место на монастырской территории занимает заново возведенный Спасо-Преображенский собор. Новодельный храм имеет овальную форму и отстроен по подобию собора, существовавшего ранее. В нем обустроены два престола, верхний из которых освящен в честь Преображения Господня, а нижний – во славу чуда воскрешения Христом Лазаря. В храме восстановлено необычное внутренне убранство, задуманное Платоном. Престол, расположенный ниже, сделан в алтаре. И его собравшиеся в храме для молитвы верующие видят как небольшую пещеру. По преданию, над такой пещерой, где погребли Лазаря, возвышалась громада горы Фавор.

В Спасо-Преображенском храме облицованная мрамором стена по подобию горы поднимается к полукруглому верхнему престолу. Эта стена декорирована цветами, зелеными растениями и фигурками животных. Однако, сегодня еще многое из задуманного остается только в планах, поскольку пока нет средств на устройство в соборе иконостасов и покупку богослужебной утвари.

К настоящему времени сделан также частичный ремонт, и ведутся богослужения в Духовской церкви, и продолжаются работы по восстановлению мемориального здания, принадлежавшего митрополиту Платону. Памятник основателю монастыря установили в 2012 году близ монастырской ограды, неподалеку от вновь построенных Святых ворот.

Современное состояние и режим работы Спасо-Вифанского монастыря

Сегодня Спасо-Вифанский монастырь действующий. Он живет по своему строгому уставу. С 2002 года часть принадлежащей ему территории отдана подворью Троицко-Сергиевской Лавры. Попасть в обитель можно в любой день с 6.30 до 20.00. Утренние службы проходят в 5.30 (Полуношница или Братский молебен) и 6.30, а вечерние — в 16.40. Для детей прихожан проводятся занятия в воскресной школе.

Памятник основателю монастыря митрополиту Платону

В монастыре для богослужений и паломников производят собственное вино. Здесь также есть свое небольшое животноводческое подворье, которое снабжает обитель молоком и яйцами.

Как добраться до Спасо-Вифанского монастыря

Монастырь расположен в Сергиевом Посаде по адресу — ул. Маслиева, 25. Место это находится в 3 км с юга от Гефсиманского Черниговского скита.

Своим ходом. От железнодорожной станции Сергиева Посада до территории монастыря нетрудно дойти пешком. Для этого вначале нужно двигаться вдоль железнодорожной насыпи в сторону Александрова (на север). На втором ж/д переезде – повернуть направо на ул. Вифанскую. Она и Птицеградская улицы выводят прямо к монастырским стенам.

На автомобиле. Из Москвы нужно ехать по Ярославскому шоссе. Не доезжая до Сергиева Посада – повернуть направо по направлению Ярославля (трасса М8). По этому шоссе доехать до знака «поворот на Лозу» и съехать с трассы. Не доезжая Лозы, повернуть налево и по главной дороге доехать до монастыря.

Если добираться через Сергиев Посад, то от Троицко-Сергиевской Лавры с улицы Красной Армии необходимо повернуть направо (на восток) на ул. Карла Маркса. Далее по Вифанской и Птицеградской улицам доехать до территории монастыря.

Спасо-Вифанский монастырь

Спасо-Вифанский мужской монастырь находится на юго-восточной окраине Сергиева Посада примерно в 4 километрах от Троице-Сергиевой Лавры. Он был основан как пустынь в 1783 году.

В Спасо-Вифанском монастыре построен необычный Спасо-Преображенский собор. Уникальность этого храма в том, что алтарь в нем двухуровневый, он воссоздает гору Фавор. Алтарь нижнего храма находится внутри холма, его стена представляет собой пещеру, подобно той, где был похоронен Лазарь, и одновременно напоминает церкви первых веков христианства. Алтарь верхнего храма — вершина этой горы, она услана мхом, декорирована цветами, фигурами зверей.

До царское время обитель была очень популярна: большинство прибывающих в Лавру богомольцев стремились посетить и это место. Однако после революции монастырь закрыли и разграбили, а потом на его территории разместили сначала детский дом и филиал Сергиевского государственного историко-художественного музея, а затем птицекомбинат.

С 1998 года здания монастыря начали возвращать верующим, в 2002 году обитель получала статус подворья Троице-Сергиевой Лавры, но к этому времени многие строения были уже разрушены или сильно обветшали. Так, пришлось полностью восстанавливать Преображенский собор, реставрировать храм Сошествия Святого Духа, были реконструированы гостиница и семинарский комплекс.

Посещая Спасо-Вифанский монастырь, не забудьте заглянуть в местный буфет, где монахи продают невероятно вкусные молочные продукты и выпечку собственного производства.

Проезд к монастырю от от ж/д станции Сергиев Посад маршрутным такси № 74 до остановки Птицеград (в сторону поселения Лоза). Своим транспортом из Москвы нужно ехать по Ярославскому шосе, перед Сергиевым Посадом: не заезжая в Сергиев Посад свернуть по направлению Ярославля, доехать до знака поворот но Лозу, съехать с Ярославского шосе, на перекрестке перед пос.Лоза свернуть налево, ехать по главной дороге до Спасо-Вифанского монастыря.

Сергиев Посад. Спасо-Вифанский монастырь.

Спасо-Вифанское подворье Троице-Сергиевой лавры

Храмы монастыря:

Другие постройки и сооружения:

Спасо-Вифанский монастырь, 2 класса, в 3 верстах от Лавры. Устроен в продолжение 1783-1787 годах митрополитом Платоном. Его стараниями здесь построен был двухэтажный каменный храм: верхний — в честь Преображения Господня, а нижний — в воспоминание Воскрешения праведного Лазаря, почему и место монастыря названо Вифанией.

Внутри храма Преображения сделана искусственная гора, на подобие горы Фаворской, и на вершине ее алтарь с круглым резным иконостасом, украшенным цветными стеклами и позолотой. По обеим сторонам горы устроены лестницы, которые ведут к южным и северным дверям алтаря, где в углублении, на горном месте, сохранилось седолище преосвященного Платона и над ним рипиды, которые употреблялись во время священнодействия. В алтаре замечательна икона, присланная королем Франции Людовиком XVI, в дар митрополиту Платону, и резное из кости изображение «Поклонение волхвов» — вклад императрицы Марии Федоровны.

Под храмом Преображения в вертепном храме Воскрешения Лазаря, на левой стороне от входа, в особом отделении, находится гробница над местом погребения митрополита Платона. Рядом с могильной храминой митрополита Платона, у стены, под балдахином, поставлен гроб преподобного Сергия, в котором были обретены его мощи; он в продолжении пяти столетий сохранился без малейшего следа разрушения и был перенесен митрополитом Платоном вместе с образом преподобного Сергия из Успенского собора Лавры в 1786 году. Направо от храма находится двухэтажный большой собор во имя Сошествия Святого Духа и Тихвинской иконы Богоматери, выстроенный в 1866 году. К этому собору примыкает двухэтажный деревянный на каменном фундаменте дом митрополита Платона, сохранивший распределение и убранство покоев того времени. При монастыре находится Вифанская духовная семинария.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

В 1918 г. б.монастырь преобразован в сельхозартель, в 1925 г. окончательно закрыт и передан детдому. С 1932 г. строения заняты НИИ птицеводства, многие старые постройки сломаны. В 2002 г. на части территории монастыря открыто подворье Троице-Сергиевой лавры, с 2007 г. ведется восстановление старых построек.

Источник: Хрунова Н.В. Спасо-Вифанский монастырь. Сергиев Посад, 1997 г.

Ансамбль Спасо-Вифанского монавстыря по адресу: г.Сергиев Посад, ул.Маслиева, 25, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. № 84/9).

Кирилл Аминов, 20 апреля 2015 г.

В конце ХVIII — начале ХIХ веков в живописной местности на восточной окраине Сергиева Посада был основан ряд монашеских общежитий, подчиненных Троице-Сергиевой лавре и предназначенных для молитвенного уединения, недостижимого в переполненной богомольцами лавре. Первым стала мужская Спасо-Вифанская пустынь, немногие сохранившиеся здания которой составляют в наши дни центральную часть микрорайона Птицеград.

Подобно Троице-Сергиевой лавре, начавшейся с крохотной пустыни Варфоломея, Спасо-Вифанский монастырь также начался как пустынь, основанная архиепископом московским Платоном Левшиным (1737-1812), настоятелем Троице-Сергиевой лавры, «для успокоения своея старости» и «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы лавры». Местом для пустыни была выбрана гряда между речкой Торгошей, которая служила границей Московской и Владимирской губерний с одной стороны, и обширным лаврским прудом с другой, западной стороны. Густая роща укрывала пустынь от проходившей неподалёку дороги из Сергиева Посада в Александров, тогда как пруд и долина питающей его речки Кончуры, текущей от Лавры, открывали живописный вид на саму Троицкую обитель. К сожалению, эту зрительную связь Вифании с Лаврой прервала в 1860-х гг. насыпь железной дороги.

Построенная в 1783-1787 гг. по замыслу архимндрита Платона и под руководством московского архитектора Н.М. Одоевцева, Вифанская пустынь представляла собой вид прямоугольника, вытянутого с востока на запад. На главной оси, от Святых врат, с противоположной стороны монастырской ограды располагались хозяйственные ворота. Паломники, войдя в монастырь через здание Святых врат с колокольней, сразу же видели величественный Спасо-Преображенский собор. К святым вратам примыкали два небольших двухэтажных братских корпуса: два других располагались по сторонам собора: с юга — покои архимандрита Платона с домовой церковью во имя святого Духа, с севера — гостиница для паломников. Все жилые корпуса имели каменный нижний и деревянный верхний этажи. Вместе с собором они группировались в западной половине пустыни, тогда как в её северо-восточной части располагалось братское кладбище, а в юго-восточной — конный двор. Пустынь окружала невысокая кирпичная ограда протяжённостью 100 сажень с четырьмя восьмигранными башнями по углам. Такой вид она получила в 1787 году, когда завершилось строительство. В этом же году, в присутствии императрицы Екатерины II, архимандрит Платон был возведён в сан митрополита.

Особенность Спасо-Преображенского собора заключалась не в его «овальном плане», храмы подобного вида были тогда не в новинку, а в необычном двухъярусном алтаре. Обращённая к молящимся, стена алтаря была выполнена в виде евангельской горы Фавор и устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Престол нижнего храма располагался в пещере, устроенной в подножии горы. Рядом помещался дубовый гроб, в котором в 1392-1585 гг. покоились мощи Преподобного Сергия Радонежского. Святыня была перенесена в Вифанию из Успенского собора Лавры в 1786 году. Престол верхнего храма Спасо-Преображенского собора был устроен на вершине Фаворской горы в круглой купольной сени.

Важнейшим событием в истории Вифании стало посещение её императором Павлом. 23 апреля 1797 года император после своего коронования в Москве посетил Троицкую лавру и изъявил желание посетить на другой день Вифанию и там отобедать. После посещения этой обители, последовал Указ Павла I, в котором говорилось, что Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырём осуществлял Вифанский казначей. Указ предписывал учредить при монастыре Духовную Семинарию, которая и была открыта в специально построенном для неё здании 6 августа 1800 года, в день Преображения Господня, в храмовый праздник Спасо-Вифанского монастыря.

Глубокой осенью 1812 года, вскоре после бегства французов из Москвы, митрополит Платон скончался в своей Вифании. В ноябре 1812 года тело архипастыря было погребено в нижнем храме Спасо-Преображенского собора. Могила митрополита платона и его покои, превращённые в мемориальный музей, стали центром притяжения для немалого числа богомольцев.

В 1925 году Спасо-Вифанский монастырь, имевший с осени 1918 года статус трудовой сельскохозяйственной артели, был закрыт. В его зданиях разместился детский дом-интернат имени В.И. Ленина, а в мемориальных покоях митрополита Платона — филиал Сергиевского государственного историко-художественного музея. Часть жилых помещений и оба храма оставались за бывшими монахами вплоть до 1928-1929 гг. В 1930-1931 гг. все здания Вифании были отданы под птицекомбинат, благодаря которому Вифания стала называться Птицеградом. По мере развития птицекомбината (ВНИИТИ птицеводства) и посёлка Птицеград при нём, часть зданий бывшей обители разобрали из-за ветхости или ради крепкого старинного кирпича: так в 1950-х гг., например, исчезли покои митрополита Платона и ограда со Святыми вратами и колокольней. На месте уничтоженного Преображенского собора появилась клумба с бюстом Ленина. Исчезли всякие следы братского кладбища. Лишился своих глав и собор Святого Духа. В непосредственной близости от территории бывшего монастыря выросли жилые пятиэтажки. О процветавшей некогда Подмосковной Вифании напоминали лишь немногие сохранившиеся строения бывшего монастыря да обгорелый остов «нового» семинарского корпуса. Милостью Божьей всё изменяется к лучшему. Много уже восстановлено, много ещё предстоит восстановить.

СПАСО-ВИФАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Спасо-Вифанский монастырь. Фото 2010-х

Мужской Спасо-Вифанский монастырь, приписной к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, ставропигии Русской Православной Церкви, в черте Московской епархии

  • Адрес: Россия, 141311, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, 25
  • Тел./факс: (49654) 6-17-52, (49654) 6-18-42
  • Официальный сайт: http://vifanskymonastir.cerkov.ru/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Проезд к монастырю от от железнодорожной станции «Сергиев Посад» маршрутным такси № 74 до остановки «Птицеград» (в сторону поселения Лоза).

    Спасо­-Вифанский монастырь. Рис. из альбома 1745 г.

    Основание и устройство

    Спасо-Вифанская обитель была основана архиепископом Московским Планотом (Левшиным) в 1783 году. Новая пустынь устраивалась как кладбищенское отделение Троице-Сергиевой Лавры для погребения братии, ввиду того что, в силу особой знаменитости Лавры и частых посещений её особами царской фамилии, хоронить на ее территории людей всякого чина и состояния признавалось «не пристойно». Тихой обители было также предопределено стать тихим прибежищем для самого владыки Платона, который намеревался уединиться там и «окончить свои последние годы в тишине». Избранное владыкой место, «яко на красивом положении и при изобилии вод, но впусте оставленное» находилось недалеко от Ершовского или Вяльковского пруда и было названо им Вифанией, в память о Палестинском селении, с которым связано евангельское повествование о воскресении Лазаря. Соответственно, и пустынь стала называться Вифанией «по причине погребаемой братии в надежде воскресения по примеру Лазаря воскресшего».

    Средоточием Спасо-Вифанского монастыря стал небольшой по размерам двухъярусный собор с престолами в честь Преображения Господня в верхнем, и воскрешения праведного Лазаря в нижнем ярусах. Сам владыка Платон объяснял идею собора так:

    «Союз таинственный» воскресения и преображения нашел зримое воплощение и в архитектурных формах, а особенно — в необычном внутреннем убранстве Преображенского собора, созданного по замыслу владыки Платона. Небольшой по размерам собор был построен «овальной фигурой», которая усиливала цельность его облика. Престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря был устроен в алтаре, обращенная к молящимся стена которого представляла вид искусственной пещеры, так-как именно в пещере по иудейскому обычаю и был погребен праведный Лазарь. Над искусственной пещерой возвышался алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня, имевший вид евангельской горы Фавор. Для бо́льшего правдоподобия храм был устлан мхом, украшен цветами и кустарниками.

    В 1786 году в Вифанскую обитель из Лавры был торжественно перенесен гроб преподобного Сергия Радонежского — главная святыня новой обители. В том гробу мощи святого находились до переложения их в устроенную благоверным царём Феодором Иоанновичем раку. Для гроба устроили медный футляр с посеребрённой передней стенкой, на которой размещались чеканные изображения: явления Божией Матери преподобному Сергию, Распятие Господне с двумя предстоящими ангелами, и моление преподобного Сергия с учениками. В футляре была устроена дверца, которая позволяла прикладываться непосредственно к святыне. Гроб поместили в нижнем Лазаревском храме, для чего возле алтаря устроили как бы небольшую пещеру.

    В целом пустынь имела план прямоугольника в центре которого расположился Спасо-Преображенский собор. Окружала пустынь невысокая кирпичная стена с башнями по углам. К святым вратам примыкали два небольших братских корпуса; два других стояли по сторонам собора: с юга покои владыки Платона с домовой церковью, с севера — гостиные кельи. Были также устроены братское кладбище и конный двор.

    Строительство Вифанской пустыни завершилось в 1787 году. Пять лет спустя, ссылаясь на слабость здоровья, владыка Платон добился освобождения от управления Московской епархией и получил, наконец, возможность поселиться в любимой Вифании.

    В 1796 году на императорский престол вступил Павел I, у которого митрополит Платон был некогда законоучителем. 23 апреля 1797 года император, вскоре по венчании на царство, прибыл в Троице­-Сергиеву Лавру и неожиданно заявил о своем намерении посетить Вифанию. На следующий день государь приехал в пустынь и отобедал в ней; он был весел, и всё виденное хвалил. Приезд государя имел большое значение: уже 1 мая того же года был обнародован императорский указ об обители. «Быв самовидцем благолепия и устройства, какое введено преосвященным митрополитом Московским Платоном в обитаемой им Вифании,» — говорилось в указе, — «и, отдавая справедливость трудам его во славу Богу и на пользу Церкви подъемлемым», самодержец повелевал возвести Вифанскую пустынь в степень второклассного монастыря и учредить при ней семинарию. Также в указе говорилось об утверждении наместников Троице-Сергиевой Лавры настоятелями Вифанской обители. Митрополит Платон увековечил события 1797 года возведением обелиска под окном кабинета митрополичьих покоев.

    Необычное устройство Спасо-Преображенского собора и его святыни быстро превратили уединенную Вифанскую обитель в место паломничества: после Лавры многие богомольцы считали своим долгом побывать в ней. Также, Вифания вскоре стала играть роль важного «училищного» монастыря благодаря высокому уровню открывшейся в 1800 году близ обители духовной семинарии.

    Спасо-Вифанский монастырь. Открытка кон. XIX в.

    В 1812 году, когда основатель обители и семинарии митрополит Платон (Левшин) скончался, согласно своему желанию он был погребён рядом с гробом преподобного Сергия, в нижнем Лазаревском храме Преображенского собора. С того времени Спасо-Вифанский монастырь стал местом особого почитания приснопамятного митрополита.

    На протяжении последующей вековой истории монастыря его здания и постройки многократно перестраивались. Появлялись и новые строения. Так, в 1860-х годах был возведён храм в честь Сошествия Святого Духа, а в 1893 году рядом с семинарией была выстроена монастырская гостиница.

    К концу XIX века монастырь и семинария расширились и приняли вид небольшого городка, раскинувшегося на высоком берегу обширного богатого рыбой пруда. С севера перед монастырём стояли большие красивые учебные и жилые корпуса духовной семинарии. Монастырь окружала кирпичная стена с башнями, частично перестроенная по образцу ограды Гефсиманского скита. Над зданиями «городка» возвышалась колокольня со святыми вратами. За колокольней, в глубине монастыря, виднелись шпиль Спасо-Преображенского собора и пять глав Духосошественской церкви. Постепенно разрослось и кладбище обители: в течении всего синодального периода в монастыре продолжали хоронить лаврскую братию.

    В 1918 году была закрыта Вифанская духовная семинария, а монастырь был преобразован в сельхозартель и просуществовал так до 1925 года. В 1925 году имущество и здания бывшей обители были переданы детскому дому. В ведении братии Вифанской сельхозартели остались лишь два храма, которые действовали до 1928-1929 годов, но вскоре также перешли к детскому дому. После передачи церковь Сошествия Святого Духа была обращена в мастерскую.

    Детский дом просуществовал на территории упразднённой обители до 1932 года, после чего монастырские здания перешли в ведение нового учреждения — Всесоюзного НИИ птицеводства. В этой связи бывшая Вифания стала именоваться Птицеградом. Находясь в ведении НИИ птицеводства, здания монастыря и семинарии приспосабливались под хозяйственные, административные и иные нужды НИИ. Со временем большинство построек монастыря были утрачены, главный Преображенский собор был разрушен в 1950-е годы, когда возобновились гонения на Церковь. Надгробия с могил монахов были использованы в качестве фундамента для птичников на окраине города, а также в постройке моста через пруд. На месте самого кладбища была устроена детская площадка и футбольное поле.

    Вплоть до 1990-х годов в частично сохранившемся здании храма Сошествия Святого Духа действовали инкубатор, кинозал и танцплощадка, а в семинарском корпусе — кожвендиспансер. Сохранилось также здание бывшей монастырской гостиницы — трёхэтажная постройка из красного кирпича с торжественным крыльцом.

    Восстановление

    Возрождение обители началось в 1991 году, когда в «Новом» семинарском корпусе был восстановлен храм во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Но в 1993 году, во время пожара, случившегося во вторник Светлой седмицы, корпус сгорел, после чего остались только стены.

    С 1998 года здания Вифанской обители стали постепенно возвращать Троице-Сергиевой Лавре. В 2002 году в ведении Лавры открылось Спасо-Вифанское подворье. В первое время немногочисленная братия обители совершала богослужения в Никольском приделе (на верхнем ярусе) частично сохранившегося Духосошественского храма. В октябре 2007 году была совершена торжественная закладка Преображенского собора на историческом месте. Чин освящения закладки совершил лаврский наместник епископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков).

    6 октября 2008 года синодальным решением Спасо-Вифанское подворье было преобразовано в Спасо-Вифанский мужской монастырь, приписной к Троице-Сергиевой Лавре [1]. К 2012 году была завершена постройка нового Преображенского собора, колокольни и келейных корпусов восстанавливаемой обители.

    Сергиев Посад. Часть 3. Спасо-Вифанский монастырь.

    Есть в Сергиевом Посаде ещё одно красивое святое место — подворье Троице-Сергеевой лавры Спасо-Вифанский монастырь.

    Про Троице-Сергееву лавру я уже рассказывала вот здесь

    А история Спасо-Вифанского монастыря начинается в 1783 году, когда на этом месте архиепископом Московским Платоном была образована пустынь. Для молитв уединённых и для захоронения усопшей братии лавры. Важнейшим событием в истории Вифании стало её посещение императором Павлом I в 1797 году. Что и не удивительно, ведь Платон был законоучителем наследника российского престола Павла Петровича. После чего пустыни был дарован статус мужского монастыря и учреждена Духовная семинария. Долгое время монастырь называли училищным. Семинария давала высокий уровень образования. А учились, в основном, дети священнослужителей из Московской и Владимирской губерний. После революции было потеряно всё. Сейчас монастырь восстанавливается и отстраивается заново.

    1. Перед входом нас встречает основатель монастыря митрополит Платон. Член Святейшего Синода, Митрополит Московский и Кашинский, ректор лаврской семинарии, автор многочисленных сочинений, совершил коронацию Павла I, а также коронацию Александра I и его супруги Елизаветы Алексеевны.

    2. Трёхъярусная надвратная колокольня, 1874 год. Яркая, высокая, слева и справа находятся братские корпуса.

    3. Церковь Спаса Преображения, необычная, овальной формы. Таких храмов я ещё не видела.

    4. Казначейский корпус, ныне — воскресная школа.

    5. Башня ограды. Была в Сергиевом Посаде в январе, всё в снегу.

    Спасо-Вифанский монастырь в Сергиевом Посаде

    Спасо-Вифанский монастырь — бывший мужской православный монастырь в Сергиевом Посаде (в 1783—1797 годах — скит Троице-Сергиевой лавры). В 2002 года на части территории открыто подворье Троице-Сергиевой лавры.

    Место, названное позже Вифанией, а прежде носившее имя Корбуха, стал обустраивать ректор Троице-Сергиевой семинарии архиепископ Московский Платон (Левшин). Строительство велось в 1783—1788 годах. Название «Вифания» новый скит получил по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской.

    В 1797 году Павел I (спустя несколько дней после коронации) отправился на поклонение мощам преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву лавру, заодно посетил и Вифанию. Вскоре после посещения скита был подписан указ об учреждении в Вифании второклассного монастыря.

    Император пожаловал монастырю 533 десятин и 236 кв. сажень близлежащих земель, а также часть земли, принадлежавшей Махрищскому монастырю, с 1801 г. Вифанский монастырь получал также доходы с 3 мельниц, которые обитель сдавала в аренду. В память о посещении Вифании императором митрополит Платон устроил у входа в свои покои обелиск.

    Первоначальный облик Преображенского собора изменили пристройки XIX века; переделки коснулись и интерьера. В XIX веке появились новые колокольня, стены и башни. В 1860 году началось возведение пятиглавого собора с двумя храмами: Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже (по нему собор назывался Тихвинским) и во имя Сошествия Святого Духа — на втором.

    После кончины основателя стал небольшой обителью, существование которой в 1-й пол. XIX в. было связано прежде всего с Вифанской семинарией; в документах монастырь именовался «училищным». В монастыре в 1824 году жили 8 иноков, в 1828 году — 11, в 1839 — 14, в 1860 — 37 насельников. В 30-х гг. XIX в. была перестроена Лазаревская ц., в результате сильно изменился облик Преображенского собора («Не могу я забыть, как жестоко испортили вифанскую церковь», — писал свт. Филарет (Дроздов) наместнику лавры архим. Афанасию (Фёдорову)); в 1832 г. завершилось строительство неудачного в архитектурном отношении казначейского корпуса. В 1860—1863 гг. на средства свт. Филарета, купца Г. А. Красногорова и др. жертвователей шло сооружение нового 2-этажного собора. В нижнем храме в 1863 г. были освящены 3 престола: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя арх. Михаила и во имя мучеников Платона и Романа. 28 июля 1866 г. свт. Филарет освятил в верхнем храме главный престол в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (домовая Свято-Духовская ц. митрополита Платона к середине XIX века была упразднена), в верхнем храме находился также придел во имя свт. Николая. Одновременно шла перестройка покоев митрополита Платона, в 1867 году была восстановлена домовая церковь, освящённая в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1893 году близ монастыря по проекту архитектора А. А. Латкова построили трёхэтажную гостиницу, в 1903—1905 гг.- новую каменную ограду. Обитель владела 37 десятинами земли, кирпичным заводом, занималась строительством домов, которые продавала или сдавала в аренду. В нач. XX в. в В. м. жили 23 насельника.

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 1892 году сообщал:

    Церковь монастыря представляет внутри вид горы, на которой находится престол во имя Преображения Господня, а внизу, как бы в пещере, церковь воскресшего праведного Лазаря. Здесь сохраняется деревянный гроб, в коем был первоначально похоронен преп. Сергий. Богомольцы грызут гроб, так как по поверью это исцеляет зубную боль.

    При монастыре была открыта Вифанская духовная семинария.

    В советское время монастырь был закрыт, многие сооружения снесены и перестроены (в перестроенном Тихвинском соборе располагался Дом культуры). Ныне восстановлен как действующий мужской монастырь. Сохранившиеся строения восстанавливаются. Часть помещений открыта для посещения.

    Достопримечательность Сергиева Посада: Спасо-Вифанский монастырь

    Спасо-Вифанский монастырь был основан неподалеку от Сергиева Посада архиепископом Московским Платоном Левшиным как пустынь в 1783 году. За несколько лет московским архитектором Н. М. Одоевцевым были возведены Спасо-Преображенский собор, Святые врата с колокольней, братские корпуса для проживания монахов, кельи для приема гостей.

    Современный вид Спасо-Вифанского монастыря

    Спасо-Преображенский собор выделялся среди храмов того времени двухъярусным алтарем: его стена, в напоминание о горе Фавор, была декорирована мхом, кустарниками, цветами и фигурками зверей, алтарь нижнего храма находился в пещере, устроенной внутри холма, а верхнего — на его вершине.

    Гора Фавор в храме
    Спасо-Вифанский монастырь на литографии

    На рубеже XVIII-XIX веков обитель посетил император Павел Первый, остался ей очень доволен, выделил на развитие большую сумму денег и повелел основать при монастыре Духовную семинарию. Последующее столетие монастырь рос и постепенно стал занимать значительную территорию.

    В Спасо-Вифанском монастыре

    После революции монастырские постройки были разграблены, сначала обители придали статус трудовой сельскохозяйственной артели, а в 1925 году закрыли. В опустевших зданиях разместился детский дом и филиал Сергиевского государственного историко-художественного музея, а затем птицекомбинат, из-за чего поселок вокруг стал называться Птицеград. Сейчас многие постройки огромной некогда обители стали частью поселка. Были уничтожены главный Преображенский собор, кладбище братии.

    Иконостас в храме Спасо-Вифанского монастыря

    С начала 1990-х годов церковная жизнь в этом месте начинает возрождаться. В помещении семинарии обустроили храм Святого Иоанна Богослова (впоследствии он сгорел), к концу века восстанавливается храм Сошествия Святого Духа, в последующие годы реставрируется гостиница и семинарский корпус, а в 2007-2011 годах был заново возведен Преображенский собор, открыта воскресная школа.

    Храм в Спасо-Вифанском монастыре

    Спасо-Вифанский монастырь

    Здание бывшей гостиницы Спасо-Вифанского монастыря (1893 г. Архитектор А.А Латков)

    Монастырь
    Страна Россия
    Город Сергиев Посад
    Координаты Ошибка скрипта

    Конфессия Православие
    Епархия Московская
    Тип Мужской
    Основные даты:

    Статус Бывший монастырь
    Состояние Руины
    Сайт Официальный сайт
    Спасо-Вифанский монастырь на Викискладе

    Спасо-Вифанский монастырь — бывший мужской православный монастырь в Сергиевом Посаде (в 1783—1797 годах — скит Троице-Сергиевой лавры). В 2002 года на части территории открыто подворье Троице-Сергиевой лавры.

    История Править

    Место, названное позже Вифанией, а прежде носившее имя Корбуха, стал обустраивать ректор Троице-Сергиевой семинарии архиепископ Московский Платон (Левшин). Строительство велось в 1783—1788 годах. Название «Вифания» новый скит получил по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской.

    В 1797 году Павел I (спустя несколько дней после коронации) отправился на поклонение мощам преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву лавру, заодно посетил и Вифанию. Вскоре после посещения скита был подписан указ об учреждении в Вифании второклассного монастыря.

    Первоначальный облик Преображенского собора изменили пристройки XIX века; переделки коснулись и интерьера. В XIX веке появились новые колокольня, стены и башни. В 1860 году началось возведение пятиглавого собора с двумя храмами: Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже (по нему собор назывался Тихвинским) и во имя Сошествия Святого Духа — на втором.

    Церковь монастыря представляет внутри вид горы, на которой находится престол во имя Преображения Господня, а внизу, как бы в пещере, церковь воскресшего праведного Лазаря. Здесь сохраняется деревянный гроб, в коем был первоначально похоронен преп. Сергий. Богомольцы грызут гроб, так как по поверью это исцеляет зубную боль [1] .

    В советское время монастырь был закрыт, многие сооружения снесены и перестроены (в перестроенном Тихвинском соборе располагался Дом культуры). Ныне восстановлен как действующий мужской монастырь. Сохранившиеся строения восстанавливаются. Территория монастыря закрыта для посещений.

    Спасо-Вифанский монастырь

    Спасо-Вифанский монастырь — мужской православный монастырь в Сергиевом Посаде [5]
    Х[5] Сергиев Посад и его район — регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни.Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом.С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск , в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название.
    Читать далее. (в 1783-1797 годах — скит Троице-Сергиевой лавры [4]
    Х[4] Троице-Сергиева Лавра
    За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

    В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.
    Читать далее. ).

    Место, названное позже Вифанией, а прежде носившее имя Корбуха [1]
    Х[1] Корбуха
    Корбуха – это загородный двор предназначенный для приема знатных гостей, императриц и прочих высокопоставленных персон. Двор был построен в середине XVIII века в 3-х километрах от.
    Читать далее. , стал обустраивать ректор Троице-Сергиевой семинарии Платон. Строительство велось в 1783-1788 годах. Название «Вифания» новый скит получил по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской.

    В 1797 году Павел I (спустя несколько дней после коронации) отправился на поклонение мощам преподобного Сергия Радонежского [6]
    Х[6] Сергий Радонежский
    Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина.
    Читать далее. в Троице-Сергиеву лавру, заодно посетил и Вифанию. Вскоре после посещения скита был подписан указ об учреждении в Вифании второклассного монастыря.

    Первоначальный облик Преображенского собора изменили пристройки XIX века, переделки коснулись и интерьера. В XIX веке появились новые колокольня, стены и башни. В 1860 году началось возведение пятиглавого собора с двумя храмами [3]
    Х[3] Храмы и церкви
    Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района.
    Читать далее. : Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже (по нему собор назывался Тихвинским) и во имя Сошествия Святого Духа — на втором.

    В Преображенском соборе с 1786 по 1918 гг. находился гроб с мощами преподобного Сергия Радонежского.В 1918 годугроб был передан на музейное хранение, а в 1950 г. помещен в Успенский собор Лавры [2]
    Х[2] Успенский собор (1585)
    Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него.
    Читать далее. .

    В советское время монастырь был закрыт, многие сооружения снесены и перестроены (в перестроенном Тихвинском соборе располагался Дом культуры). Ныне восстановлен как действующий мужской монастырь. От построек Вифанского монастыря сохранился только четверик собора Тихвинской Богоматери. Сохранившиеся строения восстанавливаются. Территория монастыря закрыта для посещений.

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Контекстная справка

    [1]Корбуха
    Корбуха – это загородный двор предназначенный для приема знатных гостей, императриц и прочих высокопоставленных персон. Двор был построен в середине XVIII века в 3-х километрах от. подробнее.

    [2]Успенский собор (1585)
    Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него. подробнее.

    [3]Храмы и церкви
    Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее.

    [4]Троице-Сергиева Лавра
    За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

    В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее.

    [5] — Сергиев Посад и его район — регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни.Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом.С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее.

    [6]Сергий Радонежский
    Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина. подробнее.

Ссылка на основную публикацию