Старцы Псково-Печерского монастыря

Старцы Псково-Печерского монастыря

Свято-Успенскую Псково-Печерскую обитель хорошо знают во всем мире. Основой такой широкой известности стали великие старцы, праведники, жившие в разные периоды истории монастыря.

Пещеры Псково-Печерской обители

Название связано с присутствием пещер на территории монастыря. Первая пещерная церковь была названа в честь Успения Божьей Матери. Ее выкопал собственноручно преп. Иона в холме, состоящем из песчаника, в 1473 году. Этот год и считается датой основания обители.

Все монастырские пещеры делятся на дальние и ближние. Протяженность последних — около 15 метров. Здесь покоятся мощи великих преподобных отцов. Дальние пещеры состоят из семи галерей, общая протяженность которых составляет примерно 200 метров. К ним примыкает пещерный храм Воскресения Христова.

Здесь же находится монастырское кладбище. Монахов хоронят на 5 и 6 улице, а остальных — в других галереях. Умершие тела помещают в гробы, которые не засыпают землей, а обустраивают в нишах пещерных стен. Общее число захоронений здесь довольно велико, — около 10 тысяч.

Великие святые Псково-Печерской обители

Монастырь подарил миру череду святых отцов, чья жизнь и подвиги протекали в разные годы существования монастыря. В череду прославленных церковью Псково-Печерских подвижников входят девять имен:

  • Симеон (Желнин), иеросхимонах, преподобный, представился 1960 году;
  • Александр (Петровский), архиепископ Харьковский, священномученик. Был игуменом монастыря в 1917-19 гг., умер в тюремной больнице в 1940 году;
  • Лазарь Прозорливый, иеросхимонах, преподобный. Усердно молился о спасении России во время нашествия Наполеона. Дважды принимал в своей скромной келии государя Александра Первого. Умер 1824 году;
  • Дорофей Югский, схимник, преподобный. Основатель Югской обители в Ярославской епархии. Представился в 1622 году, день памяти — собор Ростово-Ярославских святых (5.06);

Преподобные Псково-Печерские и их сподвижники открывали волю Божью приходящим людям всех сословий России. Учили жить по совету старцев.

Современные старцы обители

Старцем в православии считается человек, имеющий богатый духовный опыт, осуществляющий наставничество других людей, менее искушенных в духовной науке. Псково-Печерский монастырь породил целую плеяду таких богатырей, приводящих людей к Богу, утешающих и назидающих не только словами, но и своим примером.

Ещё интересные статьи о православии:

В 20-м веке многочисленные подвижники благочестия украшали своей жизнью Псково-Печерскую обитель. Среди них:

  • иеросхимонах Феодосий, встречавший в обители 5.08.1903 г. страстотерпца царя Николая 2 и царицу Александру;
  • архимандрит Мефодий Холмский, настоятель монастыря в начале прошлого века. Друг святого праведного Иоанна Кронштадтского, предсказал свою кончину в Санкт-Петербурге;
  • Валаамские старцы, среди которых можно назвать схиигумена Луку, схимонаха Николая, прибывших в Псково-Печерскую обитель из Финляндии с Нового Валаама по окончании ВОВ;
  • многие другие.

Подвижники того времени говорили о духовной жизни: «Это наука из наук и искусство из искусств». А о себе скромно добавляли: «Мы не ученые, но толченые». Искание Царства Божьего в своем сердце, обучение Иисусовой молитве, терпение всех бед и скорбей ради Христа, — составляли суть их духовной науки.

Подвизались в обители и ученые-монахи: митрополит Вениамин (Федченков), оставил богатое просветительско-литературное наследие, например, «Божьи люди», «Небо на земле» и др.

Было много и других старцев:

  • схиигумен Савва (Остапенко);
  • схиархимандриты: Пимен Гавриленко (подвизался на Кавказских горах), Агапий Агапов (прошел лагеря и строил Беломоро-Балтийский канал, был в немецком плену), Паисий Семенов (участник ВОВ), Александр Васильев (исполнитель Богородичного правила);
  • архимандриты: Серафим Розенберг (подвизался в обители 62 года, неизменный ризничий), Феофан Малявко (регент, участник ВОВ), Антипа Михайлов (десятилетия служил молебны перед чудотворной иконой Божьей Матери «Успение»), Никита Чесноков (сохранил святые мощи из Новгородского храма), Иоанн Тихомиров (келарь, участник ВОВ, творец Иисусовой молитвы), Нафанаил Поспелов (труженик, секретарь духовного собора, казначей, вместе с отцом Алипием защитник обители во времена хрущевских гонений):
  • многие другие, о которых можно почитать в книге «Будьте совершенны» 2008 г.

Важно! Старцы, подвизавшиеся в обители, — это по-настоящему великие люди, в словах и делах которых заключены правда и благодать, доброта и любовь. Они составляют оплот православной веры и потенциал для ее дальнейшего развития. О некоторых из них расскажем поподробнее.

Отец Иоанн Крестьянкин

Псково-Печерская обитель подарила миру одного из самых почитаемых старцев современности — отца Иоанна Крестьянкина. Это был истинный подвижник, знающий волю Божью, исполненный духовной силы и мудрости. К нему съезжались люди со всей России. Находился батюшка постоянно в окружении толпы паломников, жаждущих от него мудрого, прозорливого совета.

Батюшка никогда не диктовал никому своей воли, но те, кто противился и не выполнял старческих советов, как правило, ожидали разочарование и искреннее раскаяние. Отец Иоанн терпеливо, с любовью принимал таких людей и старался помочь исправить все совершенные ими ошибки.

Отец Иоанн Крестьянкин — это особое, удивительное и прекрасное явление в церковной жизни 20-го века в России. О нем можно говорить очень много. Его называли старцем старцев. Он отсидел годы в тюрьмах, в ссылках, но ничто не могло сломить ни его веры, ни его радости о Божественной жизни.

Старец Адриан (Кирсанов)

В прошлом 2018 году на 97 году жизни скончался старец Адриан. В свое время он изгонял бесов, был одним из самых загадочных монахов Псково-Печерского монастыря того периода. К нему стекались страждущие и нуждающиеся в духовном утешении со всей России, всего мира. Он был ветераном Великой Отечественной войны, постриг принял в Троице-Сергиевой лавре. В Псково-Печерской обители подвизался с 1975 года.

Старец Никон (Антонов)

Иоанн Крестьянкин перешел в вечные обители, но в настоящее время в обитель вернулся его ученик, старец схиархимандрит Никон. Начиная со школьных лет, он трудился в Псково-Печерской обители на различных послушаниях. С детских лет общался с Иоанном Крестьянкиным, который стал ему духовным отцом.

Затем поступил в обитель на постоянное жительство (1973 г.), вскоре принял монашество. Но через несколько лет монастырской жизни ему пришлось покинуть святые стены. Был назначен настоятелем храма в одном из сел Псковской области. В 2012 году вернулся в родную обитель, и с тех пор подвизается там. Тогда же стал схимником.

Архимандрит Нафанаил (Поспелов)

Был казначеем Псково-Печерского монастыря. Его детство протекало в условиях принудительной коллективизации. Великую Отечественную войну прошел летным механиком. Его отец, Николай Поспелов, был расстрелян в 1937 году и причислен впоследствии к сонму новомучеников Российских.

До вступления в монастырь арх. Нафанаил вел трудную, подвижническую жизнь, полную трудностей и лишений. Это его подготовило к будущему монашескому пути. Тщательно скрывал свои духовные дарования как от монастырской братии, так и от всех остальных.

Был духовным чадом о. Алипия, защищавшего монастырь и веру в Бога во время хрущевских гонений. Перенял от своего наставника дар мудрого слова. Перед смертью отказался ставить себе кардиостимулятор, чтобы продлить жизнь. Когда умирал, позвонил в колокольчик и тем самым известил братию о своей кончине.

Архимандрит Тихон (Секретарев)

Возглавлял монастырь с 1995 года по 2018 год. Умер от тяжелой болезни в конце того же года. Олицетворял собою целую эпоху. Благодаря его подвижническим трудам был известен не только в России, но и далеко за ее пределами.

Много времени и средств уделял благоустроению обители и сделал ее одной из самых посещаемых в России. Вел активную просветительскую деятельность, особенно уделял большое внимание воспитанию молодежи. Президент его лично наградил орденом св. Александра Невского в 2017 году.

Как доехать в монастырь

Добраться в монастырь совсем нетрудно, — туда регулярно ходят экскурсионные и рейсовые автобусы. Добраться можно поездом через Москву или Санкт-Петербург, далее в город Печоры. А оттуда рукой подать.

Монастырь находится недалеко от этого старинного живописного городка, и каждый его житель укажет к нему дорогу.

Старцы Псково-Печерского монастыря

На прошедшей 10—15 августа в СКК православной выставке произошла встреча петербуржцев с человеком, каждое слово которого ловишь и бережно складываешь в сердце, ­— насельником Псково-Печерского монастыря игуменом Хрисанфом (Липилиным).

— Кто такие старцы? — начал беседу с вопроса о.Хрисанф. — Это люди, не дерзающие говорить от себя, а ищущие слова от Бога и передающие слово от Бога. Это не значит, что из их уст ежечасно изливаются откровения. Нет, чаще всего общение молодых иноков со старцами наполнено повседневным бытом. Но порой одно слово, даже взгляд старца были таковыми, что можно было понять — ты получил ответ на вопрос, мучивший тебя. Иногда получал ответ на вопрос, который ещё даже не успел задать. И даже беседуя с ними о вещах незначительных, можно было получить мощный заряд духа Христова. И ты вдруг понимал, что главное не просто нести послушание — закупить лекарства, подмести двор, приготовить обед для паломников, главное, приобретая лекарства, подметая двор, готовя трапезу, — сохранить мир Христов. Старцы вкладывали в нас это понимание самим образом своей жизни.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что у каждого свой дар — у кого-то дар слова, у кого-то смирения и т.д. Например, архимандрит Адриан (Кирсанов †2018), старец нашего монастыря, с 1964 по 1994 год отчитывал бесноватых, изгонял демонов. И слова «дух гордости» (это одна из формул заклинательных молитв) он произносил так, будто держал в руках что-то грязное, невыразимо отвратительное. И ты понимал, что хуже этого нет на свете ничего. А когда ты слышишь это часто в течение многих лет, то невольно начинаешь сопротивляться этому «духу гордости», который в монастырях довольно распространён. Да-да. Люди ведь приходят в монастырь не от святости и духовной чистоты, а на покаяние. А дальше уж как пойдёт. И тут важно, чтобы рядом с тобой оказался духоносный старец.

Одним из таких старцев был подвижник благочестия архимандрит Серафим (Розенберг). Он скончался в 1994 году, а я в 1991 году в монастырь пришёл и успел с ним пообщаться. Хотя общение это было весьма своеобразным. Я нередко заходил в его келью. просто молча постоять. Последние пять-шесть лет своей жизни он лежал в своей келье, и я как-то зашёл к нему на всенощной. А он, как всегда очень вежливо, попросил: «Помажьте». И я помазывал его св.миро. В ответ опять одно слово: «Благодарю». Вот и всё общение, и ты уходишь. Но удивительное дело, побывав в келье о.Серафима, ты уходил оттуда совершенно другим человеком — всё духовное барахло, что накапливалось за неделю общения с паломниками и несения различных послушаний, спадало с тебя и истаивало. Понимаете, без какого-либо разговора со старцем ты уходишь от него в чистоте. Именно так угодно Богу призывать к себе людей — от сердца к сердцу. Ну, а дальше вступал в силу непреложный закон христианской жизни: главное не получить благодать, а удержать её. И это разумно, потому что благодать-то была тебе дарована, не ты её создал, но суметь удержать её — это уже зависит от самого человека. Почему так? Потому что Бог ждёт от человека поступка, решимости, самостоятельности.

И хотя говорил старец Серафим мало, но оставил после себя рукописное наследие. Например, его дневник, каждая страница которого дышит подлинной любовью к Богу. Вот только одна строчка: «Ты — всё блаженство моё, Господи, и радость и всё-всё. Ничего мне не надо, кроме Тебя; прости неверность мою — что угождаю плоти, миру, диаволу. Помоги!» Отец Серафим был высокообразованным человеком, хотя тщательно это скрывал.

И ещё один случай особо поразил меня. Я никому не советую это повторять, просто рассказываю. Он был настолько наполнен глубоким подвижничеством, что вытерпел операцию по удалению предстательной железы у себя в келье. И после этого прожил довольно долго. А когда слёг в конце жизни, то несколько раз от руки переписал творение прп.Феодора Студита из «Добротолюбия». Что так привлекало о.Серафима в преподобном Феодоре? — Он жил так же, как этот подвижник-аскет IX века. Именно поэтому к нему можно было прий­ти, молча постоять и уйти умиротворённым, обновлённым, его келья будто была пропитана молитвами и благодатью.

В характеристике о.Серафима в его личном деле (а личное дело — это сухой документ, без лирики) написано: «Это монах, в котором совершенно нет гордости». И уже после смерти о.Серафима я делился своими переживаниями с братией и говорил, что отсутствие о.Серафима ощущаю физически, будто образовалось пустое место, которое никто и ничто не может заполнить. И многие братья ответили, что чувствуют то же самое.

Вспоминается ещё один чудесный батюшка, который никого не окормлял в монастыре, даже не исповедовал по причине телесных немощей. Впрочем, у него было совершенно другое служение. Я говорю об архимандрите Феофане (Молявко †2001). Он был рукоположен во диаконы и пострижен в монашество в 1937 году, за четыре года до начала Великой Отечественной войны. Вскоре был арестован и приговорён к 10 годам лагерей. Оттуда он ушёл на войну добровольцем в 1944 году. Служил в пехоте, дошёл до Будапешта, где встретил день Великой Победы. Это тем более удивительно, что в пехоте солдат выдерживал от силы два боя: или его ранило, или он погибал. Отец Феофан был тяжело ранен в ногу, что, конечно, ограничило его движение, не все осколки были удалены. Он рассказывал: «Лежу я на передовой, до немцев метров 50. Все спят, а я в карауле. И я стал молиться Божией Матери: “Пресвятая Богородица, вот мальчики наши лежат, ты сохрани их”. А поскольку я был маленького роста, я переползал от окопа к окопу, перекрещу бойцов, поплачу над ними. И все оставались живы». Я его как-то спросил: «Война есть война, наверное, стреляли, убивали?» — «Нет, — отвечает. — Бог миловал».

Думаю, это потому, что о.Феофан мирный дух в себе имел. Помнится, даже все коты, которые жили у о.Феофана, имели примечательную особенность. В его келье коты были само миролюбие, даже мышей не ловили, и те шныряли по келье, как у себя дома. Но как только они пересекали границу форточки кельи старца, они тут же вспоминали о своих хищнических инстинк­тах.

И все, кто приходил к о.Феофану, начинали вести себя так же, как его коты. Если человек был чем-то недоволен, раздражён, обижен — переступив порог его кельи, моментально пропитывался мирным духом, царившим там. И в отличие от о.Серафима с о.Феофаном можно было поговорить, отвести душу. А поскольку в последние годы своей жизни он лежал, то у него было послушание — келейно молиться, читать синодики.

Сейчас в монастыре непростая ситуация в том плане, что старшее поколение — плеяда великих духовников и старцев — ушло, а мы хотя и общались с ними и напитывались от них, но ещё молоды, малоопытны, и сможем ли стать достойной им заменой — покажет время. Молоды, потому что шкала монастырского возраста иная, чем в миру. Когда человек поступает в монастырь (неважно в каком возрасте) — он новорождённый. Упование на то, что у Престола Божия наши старцы молятся за нашу монастырскую братию и за процветание нашей обители.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Старцы Псково-Печерского монастыря

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, одном из известнейших храмов мира, находится огромный мужской монастырь, имеющий многовековую историю, основой которой стали старцы – великие праведники своего времени. Обитель ни разу за всю свою продолжительную жизнь не была закрыта, её не сломили войны и гонения власти. Она по праву считается шедевром христианской культуры, ибо в ней воедино слились незыблемая красота и величественная духовность православия.

Пещеры Псково-Печерского монастыря

Само название монастыря напрямую связано с пещерами, которые находятся в нём. 1473 год ознаменовался освящением пещерной церкви Успении, что была выкопана из песчаника в холме преподобным Ионой. Этот же год, по преданию, является датой основания монастыря, а холм, в котором находятся церковь и пещеры, называется Святой горой.

Комплекс монастырских пещер состоит из ближних и дальних:

  • ближние – протяжённостью около 15 м. В них же находятся гробницы с мощами великих преподобных;
  • дальние – состоят из 7 подземных галерей-улиц протяжённостью около 200 м, к которым примыкает пещерная церковь Воскресения Христова (конец 6-й улицы). Также эти пещеры являются кладбищем монастыря. На нём захоронены останки известнейших людей православной культуры.

Так существуют и определённые правила погребения:

  • монахов монастыря – на 5-й и 6-й улицах;
  • мирян – на других.

Хоронят их в гробах, которые размещены в стенах пещер, и не засыпают землёй. Всего число захоронений колеблется около цифры в десять тысяч человек.

Святые Псково-Печерского монастыря

Великая история монастыря вылилась в его не менее величайшем наследии, ибо только благодаря этому он смог сохранить древние монашеские традиции и соединить их с цветом мирового старчества.

В конце XX века в нём осуществляли свою деятельность ныне прославленные в лике святых:

  • митрополит Вениамин;
  • иеросхимонах Симеон;
  • архимандриты Иоанн и Алипий;
  • схиигумен Савва;
  • иеросхимонах Михаил;
  • валаамские старцы и другие подвижники Божьего Слова.

Также в храме находятся величайшие святыни православной религии, известные во всём мире:

  • мощи преподобных Марка, Ионы, Вассы, Корнилия, Лазаря, Симеона и мученицы Татианы;
  • иконы Божией Матери “Успение Пресвятой Богородицы” и “Умиление”, икона Николая Чудотворца.

Старцы Псково-Печерского монастыря

Монастырь во все времена привлекал к себе паломников со всего мира. Некоторые ехали, дабы увидеть великие святыни, а многие – за советом мудрых старцев.

Одним из них был Лазарь Прозорливый, который восстал из гроба на третий день после смерти и ещё 16 лет прожил, повторяя: “Смерть грешников люта”. Однажды император Александр I пожелал встретится с ним, и старец говорил с ним о том, что нужно служить примером для своих подданных, ибо жизнь любого человека на земле недолга.

Особо почитаемым старцем храма был канонизированный преподобный Симеон. Он был известен благодаря своим чудодейственным возможностям исцелять тело и душу человека, даже временить приход кончины.

Также в почёте у православных людей всегда находился старец-исповедник Иоанн. За утешением и мудрым советов к нему при жизни приезжали люди из разных стран.

Наиболее известными старцами Псково-Печерского монастыря сегодня являются:

  • архимандрит Тихон;
  • схиархимандрит Никон.

Тихон в Псково-Печерском монастыре находится с 1995 года. Став выходцем из семьи священнослужителей, он также всю свою жизнь посвятил этому благородному и праведному делу. Его путь к Господу был насыщен смирением и покаянием в делах:

  • представитель братии храма;
  • монах;
  • иеродиакон;
  • иеромонах;
  • помощник келаря и благочинного;
  • выпускник Духовной Семинарии;
  • преподаватель духовного училища;
  • наместник монастыря;
  • выпускник духовной академии со степенью кандидата богословия.

Его дела на протяжении духовного становления отличались своей праведностью и благочестием, а вклад в развитие православной культуры переоценить невозможно. И всё же главным полем деятельности для него остаются люди, которые нуждаются в его помощи и поддержке. Тысячи прихожан ежедневно приходят к старцу за мудрым слово, дабы обрети долгожданное спокойствие и смирение.

Старец Никон. В Псково-Печерском монастыре сегодня он также занимает очень важное место. Его дорога жизни была не менее тернистой, но всегда рядом с ним находился Господь, который и указал ему истинное предназначение.

Деяния Никона всегда были направлены на духовное образование православного народа: своими проповедями он пытается исцелить души и направить людей по праведному пути. Богослужения, которые он проводит и в которых принимает участие, – это красивые и духовное богатые мероприятия, цель которых – дать человеку самому осознать, понять и принять Бога в душе.

Старцы Псково-Печерского монастыря – это поистине великие люди прошлого и настоящего, потому что в их словах – вера и правда, а в делах – доброта и благодать. Они – оплот православной религии, и их значение для её дальнейшего развития огромно.

Как доехать в Псково-Печерский монастырь

Добраться до монастыря на сегодняшний день не составляет особого труда, так как к нему регулярно ездят экскурсионные автобусы. Но если уж духовной целью является совершение паломничества самостоятельно, то удобнее всего будет сделать это следующим образом:

  • из Москвы или Петербурга добраться поездом до Пскова;
  • от Пскова до старого города Печоры, близ которого и находится храм;
  • далее – к самому монастырю (дорогу знает каждый, кто живёт в этой местности).

И следует помнить, то дорога к храму – это путь к Богу. И его нужно пройти каждому христианину.

Смотрите видео о Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре:

Отошел ко Господу духовник Псково-Печерского монастыря архимандрит Адриан (Кирсанов)

28 апреля 2018 года на 97-м году жизни отошел ко Господу старец-духовник Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря архимандрит Адриан (Кирсанов).

Архимандрит Адриан (Кирсанов) родился 17 марта 1922 года в Курской губернии. В миру работал в горячем цеху на оборонном заводе. Ветеран Великой Отечественной войны. Постриг он принял после войны в Троице-Сергиевой Лавре по благословению Патриарха Пимена. С 1953 года он присоединился к числу братии Троице-Сергиевой лавры, где прослужил до 1975 года.

В Псково-Печерском монастыре архимандрит Андриан с 1975 года. В обители он прошел путь от простого священника до архимандрита.

Старца Адриана называли утешительным батюшкой и любили за особую силу молитвы. К нему многие обращались за советом и утешением.

Архимандрит Адриан (Кирсанов)

Памяти архимандрита Адриана

Нина Александровна Павлова (1939–2015), автор замечательной книги об Оптинских новомучениках «Пасха красная», долгие годы была духовным чадом архимандрита Адриана (Кирсанова). До самой смерти она записывала рассказы о знаменитом духовнике Псково-Печерского монастыря, а этой истории и вовсе стала живым свидетелем.

«Смотри, куда ножки Христа идут»

— Ещё святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что истинных старцев уже не стало и даже в монастырях не владеют Иисусовой молитвой.

— Покороче можно? — шепчет келейник.

— Ну, если вкратце, то ещё святые отцы утверждали: «Не все в монастыре спасаются, и не все в миру погибают». Вот у нас в монастыре не братия, а братва, и отец наместник — дракон.

— Значит, хочешь уйти из монастыря? — спрашивает батюшка. — А знаешь ли, брат, что монах, покинувший свой монастырь, приравнивается к самоубийце и даже лишается христианского погребения?

— Мама болеет, — сникает инок, — и просит разрешения вернуться домой.

— Вот и меня мама о том же просила. И была, брат, такая история….

Впрочем, эту историю я уже знаю от московских знакомых старца. А дело было так. Однажды отец Адриан получил от матери слёзное письмо, где сообщалось: сгорел их дом, живут теперь в землянке. А в землянке в дожди вода по колено, и тяжело заболела мать. Вот и умоляла мать сыночка хотя бы на время оставить монастырь, заработать денежку и построить им дом, ибо помощи ждать больше не от кого. Из монастыря отец Адриан тогда не ушёл, но денно и нощно молил святителя Николая Мирликийского помочь его больной матери.

Долго ли молил, не знаю, но вдруг приносят ему сумку с деньгами, а в сумке записка с просьбой передать эти деньги матери монаха, у которой сгорел дом. Кто прислал эти деньги — до сих пор неизвестно. Но когда, купив дом, мать о. Адриана стала осматривать его, то обнаружила на чердаке большую икону Николая Чудотворца, и святитель улыбался ей.

— Тяжело тебе, брат, понимаю, — утешает батюшка инока и суёт ему в карман свёрток с деньгами. — Тут мне денежки передали, а ты матери их перешли, чтоб лекарства самые лучшие и питание хорошее. Главное, веруй: не оставит Господь.

— Погибаю я, батюшка, — плачет инок. — Хочу спастись, а осуждаю всех.

— А на это вот что скажу…

Но договорить им не дают — приехала «скорая». А батюшка всё силится продолжать приём, обращаясь теперь ко мне:

— Прошу, ответь на это письмо.

Беру у батюшки нераспечатанное письмо от знаменитой спортсменки-чемпионки, из которого позже узнаю: после травмы позвоночника спортсменку парализовало. Никакое лечение не помогает, но в Бога она верует, крещена ещё во младенчестве, и знакомый священник причащает её на дому.

— Напиши ей, — диктует ответ батюшка, — что она некрещёная. А что крестили её во младенчестве, она ошибается. Теперь многие ошибаются так. А после крещения ей полегчает — и глядишь, на поправку пойдёт.

— Батюшка, но вы же не прочли письмо и даже не распечатали его, — недоумеваю я.

— Разве не прочёл? — удивляется старец и даёт последние наставления. — Без меня ходи к батюшке Иоанну (Крестьянкину). Он духовный, а я кто? Это раньше были великие старцы, а теперь остались одни старички.

Много позже архимандрит Иоанн (Крестьянкин) напишет мне в письме: «Отец Адриан — вот истинный старец, а я лишь душепопечитель». И слово в слово повторит сказанное отцом Адрианом о былых великих старцах и нынешних старичках, имея в виду самого себя.

Старцы иногда говорят одинаково, но они очень разные. У архимандрита Иоанна дар слова, и к нему часто ездили в ту пору именитые интеллектуалы, чтобы послушать богомудрые поучения старца. А к батюшке Адриану всё больше лепится тот горемычный народ, где жизнь — скорбь на скорби и одолевают болезни.

— Да что вы ходите за мной толпами? — сокрушается батюшка. — Я же не Пантелеимон Целитель. Господи, покоя нет и помолиться не дают.

Покоя батюшке, действительно, нет. Вот и сейчас «скорую» облепил народ. Женщины плачут, жалея батюшку. А отец Адриан раздаёт им в утешение приготовленные в дорогу припасы, вручая пакет фруктов и мне.

— Батюшка, да полно у нас дома фруктов, — отказываюсь я. — Лучше дайте напоследок духовный совет.

— Как жить? — задумывается батюшка. И говорит проникновенно, как говорят о личном. — А ты живи просто. Смотри, куда ножки Христа идут, и иди за Ним.

«Скорая» увозит батюшку в областную больницу, а я вдруг понимаю — ножки Христа ведут на Голгофу. Это тесный путь, но иного нет.

Документальный фильм «Спасайте детей своих. Старец Адриан (Кирсанов)»:

Старцы нашего времени, живущие сейчас. Феномен современных старцев

Старцами в православии называют высокодуховных священнослужителей, которые наделены мудростью, и отмечены самим Богом. Раньше о старцах на Руси слагались легенды. Люди шли к ним за исцелением и советом. А есть ли старцы нашего времени, живущие сейчас?

Кого сегодня наделяют званием «старца»?

Сегодня старцами, как и прежде, являются почтенные монахи, ведущие праведный образ жизни. Среди современных старцев можно отметить следующих священнослужителей:

    Отец Кирилл Павлов. Работает в Сергиевом Посаде в Троице-Сергиевой лавре. Имеет репутацию уважаемого человека, как у высокопоставленных духовных лиц, так и у мирян. На сегодняшний день, посетителей и мирян почти не принимает;

Отец Наум. Живет и работает там же, где и отец Кирилл. В день может принять до 700 человек. Старается помочь каждому страждущему;

Отец Герман. Наделен даром прозорливости. Способен проводить изгнание бесов. Проживает в Троице-Сергиевой лавре;

Отец Власий. Исповедует и принимает людей. Живет в Пафнутьев-Боровском монастыре в городе Боровске. Обладает особенной прозорливостью;

Отец Петр. Духовник в Лукино. Наделен даром прозорливости;

Архиерей Алипий. Проживает в городе Красный Лиман на Украине. Ведет работу с людьми;

Отец Серафим. Работает в Святогорской лавре на Украине. Лечит людей молитвой и словом;

Архимандрит Дионисий. Принимает в храме Святого Николая недалеко от Москвы. Наделен даром пастырства. А также отличается редкой силой молитвы;

Схиархимандрит Илий. Монах в Оптиной Пустыне. Личный духовник патриарха Кирилла. Сейчас почти не ведет прием верующих;

Отец Иероним. Живет в Успенском монастыре в Чувашии. Исповедует, помогает советом в житейских вопросах;

Отец Илларион. Принимает людей на исповедь в Ключевской Пустыни в Мордовии;

Архимандрит Амвросий. Работает в Свято-Введенском женском монастыре города Иваново. Имеет большой дар прозорливости;

Схиархимандрит Иоанн. Проводит очищение людей от бесов в Иоанновском мужском монастыре под Саранском;

Отец Николай. Ведет свою деятельность в Покрово-Эннатском монастыре в республике Башкирии;

Отец Адриан. На сегодняшний день, уже почти не принимает людей. Живет в Псково-Печерском монастыре;

Протоиерей Валериан Кречетов. Имеет отношение к «белому духовенству». Личный духовник множества священников Москвы.

Помимо перечисленных и признанных старцев, к большому сожалению духовенства, в христианстве развивается движение так называемых «младостарцев». К ним относят молодых и не имеющих достаточного опыта священников, которые по недомыслию берут на себя роли настоящих русских старцев. Еще существуют лжестарцы, которые являются настоящими шарлатанами. Создают собственные секты, разрушают психику последователей, лгут, развращают и манипулируют.

Истинные старцы нашего времени, живущие и сейчас, видят смысл своей жизни в приобщении к Господу и помощи людям. Они могут иметь разные характеры, но всегда нацелены на то, чтобы помочь человеку в его проблеме духовным советом. Такие старцы любят людей не зависимо от их нравственного положения или силы веры.

Самые известные старцы: феномен православного старчества

Старец – это не духовный чин, а уникальный вид святости церковного человека, которую тот получает через волю Господа. Старец видит сквозь время, знает судьбы людей, способен узреть грядущее в глобальном масштабе. И все это священник или монах получает от Бога, а не благодаря собственному развитию. Хотя старцами становятся те, кто своим упорством подняли себя на высокую ступень духовности.

Поэтому старчество вызывает так много споров и противоречий в церковных кругах. Ведь феномен православного старчества многих просто пугает. А если человек боится, то старается сделать все, чтобы избавиться от своего страха. И тогда начинают отрицать силу старцев, утверждают, что подлинных святых на земле давно нет. Но эту теорию можно опровергнуть, если рассмотреть жизнеописание нескольких современных старцев подробнее.

Отец Власий живет в монастыре под Боровском с 1979 года. Из этой обители он уезжал всего лишь раз в Афон, где получил исцеление от рака. После своего возвращения старец начал вести прием верующих, помогая сделать им правильный выбор, разбирая семейные проблемы, и давая советы. О чудесной силе старца Власия люди прознали очень быстро, поэтому сегодня попасть к нему крайне сложно. Иногда для получения аудиенции у старца приходится ждать несколько дней.

В Оптиной Пустыне живет известный старец Илий Ноздрин. Он является личным духовником действующего патриарха. Обладает даром особой прозорливости. Много раз в прошлом совершал подвиги, относящиеся к подвижничеству. Поговорить с этим старцем желает большое количество верующих. Он работает не только с паствой и паломниками, но и с монахами. Этот удивительный человек отличается большим смирением и человеколюбием.

К протоирею Валериану Кречетову за советом обращаются и верующие и духовные люди. Он знаменит своими проповедями, мудрыми изречениями и благочестивым образом жизни. Помимо исполнения своих прямых церковных обязанностей, Валериан Кречетов ведет активную просветительскую работу. Имеет немало церковных наград. Он работает в Акулово. Там крестит, исповедует, причащает и совершает другие таинства для своей паствы. Этого человека также считают современным русским старцем. Славится протоирей и силой своей молитвы.

Многие старцы нашего времени, живущие сейчас, говорят о том, что дар прозорливости им дан не для того чтобы избавлять верующих от собственного выбора, а для божественной «подсказки» человеку в сложной ситуации. Старцы решают мирские проблемы, заглядывают в будущее, но советуют не думать о глобальных предсказаниях и конце света, а учиться жить праведно сегодня, максимально используя отпущенное время с пользой. И тогда Страшный Суд Божий не будет представляться таким ужасным и грозным.

Поездка в Псково-Печерский монастырь и Псков

Накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы паломническая группа из Давидовой пустыни поехала помолиться в легендарный Псково-Печерский монастырь. Дорога дальняя. Проехав большую половину пути, останавливаемся на обед в Великих Луках. За окном просто фантастические пейзажи – золотая осень, холмы, реки и водоемы. В Печоры въехали, когда день уже клонился к вечеру. Нужно успеть на вечернее богослужение, поэтому быстро решаем все вопросы с поселением, трапезничаем – и вот он долгожданный, такой уютный и такой крепкий, необыкновенно красиво расцвеченный красками осени Дом Пречистой, как с любовью называют свой монастырь братья. Служба идет в Успенском соборе. Он такой необычный, ну да, это же пещерный храм, которому почти 550 лет. Здесь главная святыня монастыря – чудотворная икона «Успение Божией Матери в житии», а также мощи священномученика Корнилия. В этот день вечерняя служба была с акафистом Божией Матери. Отец Филарет (архимандрит, раньше был келейником отца Иоанна Крестьянкина) сам раздает акафисты. Увидев нашего четырехлетнего Тихона, который уже пытался капризничать, строго его спросил: «Будешь петь акафист?», – и всучил в руки книжку. Служба прошла на одном дыхании.

В конце богослужения, когда храм уже освящается только свечами, монахи выстраиваются перед образом Пречистой и поют «Царица моя преблагая…» и три раза «Радуйся, радосте наша…», потом по двое или по трое подходят к иконе (она большая, втроем запросто можно приложиться) и покидают храм. А следом и мы, и на душе так хорошо, забылись уже и тяготы дороги, и у всех одно желание – остаться здесь навсегда. Потихонечку поднимаемся к выходу и не торопимся, хотя начал моросить дождик.

Наутро спозаранку вся группа уже опять здесь. В Сретенском храме идет ранняя Литургия. Здесь две чудотворные иконы Божией Матери – «Взыскание погибших» и «Троеручица» и мощи преподобного Симеона, старца и духовника монастыря.

Позавтракав, выезжаем на экскурсию в Псков. Зарядил небольшой дождик, но в Пскове это уже был серьезный дождь, так что пришлось укрываться в одном из помещений музея Кремля, но зато здесь был огромный макет старого города и рассказ экскурсовода получился очень наглядный.

Предки наши относились к жизни серьезно и строили свой город соизмеряя со Священным Писанием. Город свой назвали Домом Пресвятой Троицы, и на холме между двух рек на месте, где святой княгине Ольге было явление трех лучей света, построили великолепный храм в честь Живоначальной Троицы. Храм имеет семь пределов подобно семи светильникам вокруг престола Божия, а вокруг располагались 24 церкви, подобно 24-м старцам, восседавшим на престолах вокруг Сына Человеческого. Все так, как описывал в своем Откровении Иоанн Богослов. Осмотрев Кремль и Троицкий собор, приложившись к святыням (частица мощей святой равноапостольной княгини Ольги и ее икона кисти архимандрита Алипия, легендарного наместника Псково-Печерского монастыря, мощи князей, блаженного Николы и другие), экскурсовод повезла показать нам и другие храмы Пскова, архитектура их очень отличается от наших московских. Церковь Покрова Божией Матери небольшая, но очень уютная с необыкновенной акустикой. Древние мастера умели сделать звук и без сложной электроники! Мы уж тут попели немного, возможность не упустили. Затем вышли через ворота мощной стены Кремля (толщина стен в некоторых местах достигает 6м) на набережную реки Великой, и перед нами открылся захватывающий вид на Мирожский монастырь, расположившийся на противоположном берегу. В Преображенском соборе этого монастыря сохранились старинные фрески, основная мысль которых – соединение в Иисусе Христе человеческой и божественной природы и Его искупительная жертва.

Говорят, в каком месте в городе ни встанешь, тебе откроется для созерцания обязательно три храма, как символ Пресвятой Троицы.

Время подходило к обеду, и меня грызла мысль, что трапеза у нас заказана только по возвращении в Псково-Печерский монастырь. Помня увещевания батюшки: «Сама не ешь, а люди, чтоб были накормлены», – корила себя, что не продумала этот момент. А у нас еще посещение Крыпецкого монастыря, и нигде по пути не попалось ни одной лавочки с пирожками. Экскурсовод везет нас в псковское подворье Крыпецкого монастыре в Иоанно-Предтеченский собор, откуда мы должны отправиться в урочище, где расположился Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь. Заходим в храм, а там, на лавочке два мешка яблок лежат! Спрашиваю робко: «Можно яблочко?» – «Берите сколько хотите». Слава Тебе Господи, милосердный, не оставил нас голодными. Какие они были вкусные, хрустящие, с розовыми прожилками в сочной мякоти!

Дорога в Крыпецкий монастырь оказалась непростой, грунтовка, в некоторых местах разбитая. Времени на посещение оставалось просто минимум. Приложились к святыням, поднялись на колокольню, жалко, что не успели искупаться в источнике. Какие удивительные места в псковщине – среди болот и леса необыкновенной красоты монастырь, 40 монахов подвизаются, ведут хозяйство, все у них есть. Да, в этакой глухомани вполне можно отрешаться от мира, сюда и не всегда добраться то можно.

Возвращаемся в Псково-Печорский монастырь, трапезничаем. Началась Всенощная, служит митрополит Тихон Псковский и Порховский (Шевкунов). Народу в Михайловском соборе невпроворот. Готовят полиелей, расстилают дорожки и ставят архиерейский амвон. Наши дети, как опытные прихожане, в первых рядах. Торжественно идет митрополит Тихон с архимандритами и иеромонахами монастыря, а тут наш четырехлетний Тихон… Владыка останавливается и говорит: «Что устал? Иди, садись ко мне сюда!» Что тут удивляться, у них один покровитель святой Патриарх Тихон. Малышу удалось еще и за митрополичий посох подержаться, момент не упустил… В глубине храма – Исповедь, многие из нашей группы готовятся к Причастию. В Михайловском соборе находится чудотворная икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская.

Третий день нашей поездки. Раннюю Литургию служат в Успенском соборе. Причащаемся, слава Богу! Звонят колокола – вот он знаменитый псковский звон. Большие колокола раскачивают с земли через коромысла, а малые с башенки напротив колокольни. Звонарей четверо или пятеро. После службы у храма сидел схиархимандрит Никон и помазывал всех маслицем, можно было спросить совета, попросить молитв. Мы собираемся у входа в «Богом зданные пещеры», отец Лазарь, оформив нашу группу, передает отцу Антонию. Они хорошо знают нашего батюшку, поэтому мы привилегированные гости и нас проводят еще и туда, куда не всех пускают. В пещерах удивительно хорошо, даже радостно. Затем мы посетили келии печорских старцев, видели, как они жили, касались их вещей, сходили на Святую горку, где сохраняют древний дуб, свидетеля старых времен. Рядом с ним яблоня, яблоки попадали, и отец Антоний разрешил взять по яблочку. Потом посетили келию старца Иоанна Крестьянкина. Нас встретил там архимандрит Филарет, бывший келейник отца Иоанна, он всех там встречает, такой нарочито строгий, но за этой строгостью такая доброта и любовь, что хочется плакать. Провожая нас, он уже смеялся и шутил, и разрешил взять конфетки – взрослым по 3, а детям сколько хочешь. «Дети, берите побольше, подарим отцу Сергию!» А потом отцы Псково-Печерского монастыря передали нашему батюшке буханочку монастырского хлеба (еле унесли, см. фото).

Ну, вот и завершилась наша поездка, еще немного свободного времени и пора в обратный путь. В монастыре проходит выставка «Великий наместник», посвященная архимандриту Алипию – наместнику Псково-Печерского монастыря в советские годы. Показывают очень интересный фильм. Еще надо купить иконы и книги, набрать водички из святого колодца. Уезжать не хочется, но впереди еще 12 часов дороги. Ощущение радости не покидает нас все время пребывания в монастыре и даже потом в дороге и уже дома. Домой молитвами печорских старцев летели как на крыльях. Правда, сотрудник ГАИ по дороге все-таки махнул на нас своей палочкой, но отпустил с миром.

Прошу прощения за многословие и любительское качество фотографий…

Слава Богу за все и за возможность побывать в этом Святом месте!

Псково-Печерские подвижники благочестия

«Народ, смотря на подвижников, видел, что есть дух в человеке, что плоть в нем далеко не все, что ее можно и должно подчинять и покорить духу и его вечным задачам. Крайностям рабствования плоти были противопоставлены примеры ее умерщвления; крайностям чисто плотской, грубой, чувственной жизни была противопоставлена жизнь духовная, чистая, возвышенная; идеалу низменному, земному и животному противопоставлен был наглядно, всевидимо и доступно идеал всецелого служения Богу и небу, вечному спасению».

Архимандрит Алипий (Воронов), наместник Псково-Печерского монастыря

Епископ Иоанн (Булин) с братией. Справа от Владыки — эконом, архимандрит Парфений (Шатинин), будущий Наместник монастыря. Слева — иеросхимонах Симеон (Желнин)

Иеромонах Досифей (Пашков)

Архимандрит Серафим (Розенберг)

Архимандрит Нафанаил (Поспелов), казначей Псково-Печерского монастыря

Епископ Псковский и Порховский Иоанн (Разумов)

Старец архимандрит Серафим на послушании в Псково-Печерском монастыре

Схиархимандрит Александр (Васильев)

Насельники Псково-Печерского монастыря: схимонах Корнилий и игумен Мефодий (Леонтьев), уставщик и регент обители

Архимандрит Иоанн (Булин), наместник Псково-Печерского монастыря

Схимонах Савва (Копыркин)

Игумен Феодосий (Коротков)

Архимандрит Афиноген (Агапов). В схиме — Агапит

Схиигумен Савва (Остапенко)

Иеросхимонах Михаил (Питкевич). В монашестве — Тимон

Епископ Феодор (Текучёв)

Cхииеродиакон Андроник (Шаруда), садовник и сторож обители

Читайте о подвижников веры в книге Тихона (Секретарева) «Будьте совершенны» (pdf, 4 Mb)

Чудеса исцеления псковского старца Симеона

Конечно, никакой учёт чудес не велся. Поэтому даже приблизительно число случаев чудесной Божьей помощи посчитать невозможно. Далеко не все они известны. Но есть многочисленные свидетельства самых разных людей.

Чудеса — реальны. Просто надо знать о них, отличать истинные чудеса от ложных и понимать их природу.

О случаях снятии порчи старцем Псково-Печерского монастыря Симеоном мы уже рассказывали. Представляем ещё ряд потрясающих случаев, описанных в сборнике «Православные чудеса в XX веке. Свидетельства очевидцев» (Владимир Губанов).

Исцеление от беснования

Рассказывает 65-ти летняя Антонина из города Печоры:

В 1959 году в Печоры из Тулы приехала и остановилась у меня моя знакомая Нина. Она была одержима бесом, поэтому никак не могла войти в келью к отцу Симеону на благословение, только кричала: «Ой, Сенька идет, я его боюсь!»

Её по благословению отца Симеона отчитывал отец Афиноген. Она была такая буйная, что во время молитвы над ней её связывали.

Как-то Нина увидела Александру и забегала, крича: «Сенька идет!» Мать Александра сказала, что батюшка болен и в храм не придет. Но Нина начала метаться по храму, ища, где скрыться, и кричать ещё пуще: «Ой, Сенька идет!»

Совершенно неожиданно батюшка действительно пришел к полунощнице. Просто удивительно, как одержимые бесом чувствовали появление отца Симеона. А Нина уехала из Печор совсем здоровая.

Имеется также свидетельство о другом исцелении от беснования, которое было в 1953 году. В передней ожидало несколько человек, когда пришла незнакомая женщина лет пятидесяти и сразу направилась в келью отца Симеона. Она открыла дверь, вошла и сразу упала, а батюшка, топнув ногою, закричал: «Выйди, сейчас же выйди!»

Потом женщина вышла из кельи, молилась и благодарила батюшку за исцеление от беса. Она рассказала, что родственница сделала ей порчу, поэтому она по совету одной духовной дочери батюшки поехала к нему. Отец Симеон предупредил, чтобы она не общалась с той родственницей, избегала её.

Но через два года эта злая женщина подослала к свою дочку и снова вселила в неё беса, поэтому она опять и приехала к батюшке.

— «Мне очень трудно было переступить порог батюшкиной келии, все члены сковало, я не могла перекреститься, потому и упала без сознания, меня началась сильная рвота. Батюшка же словами: «Выйди вон!» тотчас изгнал из меня беса, и я смогла встать. И снова батюшка меня строго предупредил избегать злую дальнюю родственницу».

Сразу исцелился и даже забыл, что не мог ходить

Однажды я пригласила приезжего Николая попить чаю, — рассказывает монахиня Александра. Он только что вернулся с монастырского покоса. Во время чая он схватился руками за голову и вскричал: «Что со мной? Как это получилось, что я стал другой?». И рассказал:

«У меня сильно болели ноги, я не мог ходить. В больнице врачи предлагали отнять ноги. Я уже согласился, но повстречался с человеком, который мне, что в Печорах есть врач, который лечит всех без операций, и дал мне адрес. Старцу Симеону я рассказал о своем несчастье. Старец побеседовал со мной и сказал: «3автра приобщись святых Таин».

Выходя от батюшки, я забыл взять костыли. На другой день я приобщился и молодой дьякон пригласил меня с братией на покос. Я с удовольствием согласился. Полностью забыл, что ноги болели, даже к батюшке не зашел, а быстро уехал на луг. Там я отдался работе, забыл, что был больной и приехал лечиться. Даже забыл, что привез врачу гостинец».

Причастили ангелы

Отец Симеон ослабел телом. Уже три дня мать Александра не могла утром вычитать батюшке правило к причащению, так как ранее он её благословил печь просфоры. Она вошла в келью и посетовала, что батюшка не приобщился Святых Таин. Но батюшка смиренно ответил: «Да, не приобщился».

В три часа ночи она снова пошла, узнать, как он себя чувствует, видит: батюшка светлый, как солнце! Он сказал: «Я уже приобщился». Мать Александра удивилась, ведь никто не приходил к батюшке. Видя её удивление, батюшка говорит: «Приобщился сам, а Чашу чудесным образом принесли».

Пророческий призыв на свое погребение (Снятие епитимии)

Перед смертью отец Симеон сказал: «Я теперь все распределил, теперь только осталось снять епитимию с тех, на кого я возложил». И на другой день все, о которых он говорил, предстали.

Одного духовного сына из Ленинграда мать Александра спросила, как он явился, к батюшке. Он ответил: «Не знаю, как сюда попал, и не знаю, как отсюда попаду». Сняв со всех епитимию, батюшка сказал: «Ну, теперь я спокойно отойду».

«Не плачь, придешь последняя. »

Замечательно, что многие духовные дети батюшки, находясь за сотни километров от Печор, в день и час его смерти почувствовали, что уже нет его на земле.

Одна его духовная дочь была у него на Рождество Христово в 1960 году. Он сказал ей, что скоро умрет, и больше они не увидятся. Она заплакала, что не будет знать, когда он умрет, и ей не придется быть на его погребении. Он ответил: «Не плачь, придешь последняя. ».

Так и получилось: она чудесным образом успела на погребение. Когда узнала о смерти батюшки, сразу пошла на вокзал ехать в Печоры. Это был уже третий день, откладывать поездку было нельзя. На вокзале кассир сказала, что продала ей последний билет, и что последние два дня масса людей едет хоронить какого-то старца.

Старцы Псково-Печерского монастыря

Уроки, которые мы получаем, посещая святые места, бесценны. Старец Паисий Святогорец говорил так о милостыне: «Если бы на месте нищего был Сам Христос, то, что я дал бы ему?» Вот и здесь у ворот Псково-Печерского монастыря встречает паломников юродивый Коля. Он, улыбаясь, подходит к каждому, представляясь «Я Коля». Те, кто приезжают сюда не первый раз, подсказывают, кто он и добавляют: «Коле всегда подают». Но он радуется не только деньгам, но и леденцам, которые остались с дороги. Благожелательность и искренность, даже какая-то беззащитность юродивого трогают каждого туриста. Коля — местный завсегдатай, подскажет, к примеру, куда нужно пройти, чтобы разместиться в Доме паломника.

Дорога в иноческий мир

Псково-Печёрский монастырь – единственная обитель России, никогда не закрывавшаяся. Она расположена в котловане, окруженная возвышенностями. С одной из них – вход в иноческий мир, особый город монахов, к жизни, которой нужно относиться с особым почтительным отношением.

Одна из фотографий с монахом удалена — слишком сурово и даже с некоторой болью прозвучали слова инока: «А вдруг фотографию со мной вы разметите непонятно где». После этих слов приходится выбирать особые ракурсы, чтобы не искушать монахов и не получить очередной нагоняй.

Дорогу от ворот до церкви Успения назвали Кровавой после визита в монастырь Ивана Грозного. В 1570 году царь был зол на игумена Корнилия, что когда тот встретил его у входа. Мученическая смерть старика произошла от жесткости Ивана IV – он отрубил мечом голову. Гнев сменился раскаянием – царь сам понес бездыханное тело в храм. Кровь капала на дорогу, а прихожане прозвали ее кровавой.

Но для сегодняшних верующих, вид, который открывается от ворот храма, удивляет своей красотой, да и многие так и не знают, что именно здесь несколько веков назад разыгралась ужасная трагедия. На данный момент Корнилий причислен к лику святых.

Богом зданные пещеры

Псково-Печерская обитель – одна из православных святынь Руси, которую старается посетить любой верующий человек. Непостижимая тайна монашества и чудо обители заставляют прикоснуться и приблизиться к просвещению и пониманию многих истин. Богом зданные пещеры – ядро монастыря.

Иноки каждый день собираются здесь для молитвы об усопших. Но несколько веков назад, когда были найдены захоронения, монахи здесь жили. Особенность ходов в постоянной температуре. Зимой здесь тепло, а летом прохладно. Помимо этого необъяснимого факта удивляют и другие моменты. Запаха разложения тела здесь нет. Пещеры находятся на глубине 15-10 метров. В них насчитывается уже боле 10 тысяч захоронений. Для непросвещенного человека цифра кажется преувеличенной, ведь на экскурсии паломники видят от силы несколько сотен имен. Ответ прост. Туристам показывают лишь мизерную часть удивительного места.

На улицах намоленного подземелья нет света. Поэтому при входе посетителям раздают свечи. Они и помогают разобрать надписи на табличках и даже заглянуть туда – в саму пещеру, где находятся гробы. Страха не возникает, и даже когда инок-экскурсовод открывает дверь-икону, то за ней видно гробы, которые устанавливаются друг на друга.

Стены и потолок Богом зданных пещер состоят из песчаника. Никогда осадочная порода не обрушалась. Среди людей, которые захоронены в монастыре — представители родов Пушкина, Кутузова, Плещеева, Назимова, Мусоргского. Но сейчас здесь хоронят исключительно монахов.

В выходные паломников желающих исповедоваться так много, что очередь желающих находится на улице. Благодать ощущается везде: утром на братском молебне, на Таинстве Исповеди и самом Причастии.

Есть возможность после литургии получить благословение у старца. Вот и в этот раз старец Никон давал наставления, вразумлял. Он словно видел каждого человека насквозь. И общение с умудренным сединами в схиме монаха, становился для некоторых откровением и уроком. Одна из женщин, задав вопрос, получила порицание: «Почему совсем в храм не ходишь, не молишься».

Монастырский сад Псково-Печерского монастыря

В подражание раю практически у каждого монастыря есть свой сад. В Псково-Печерской обители прямо под пещерами растут деревья, кустарники, цветы. Место так и называется Святая горка. Особый поздний сорт сирени радует сиреневым цветением. Прекрасный ландшафт становится еще прекраснее, когда пробежит белочка, дрозд занят поиском пропитания в траве.

P. S. Печоры — городок советских времен. Унылые вывески, отсутствие современной харизмы городского мегаполиса делает посещение города особенно запоминающимся. До войны Печоры входили в состав Эстонии. Кирха св. Петра как раз тех времён.

Даже связь здесь оплачивается по международным тарифам. Мегафон обескураживающе для туристов сообщает «Добро пожаловать в Эстонию».

Организаторы паломнических туров в Воскресенском районе:

Для паломников в Псково-Печерскую обитель

Для паломников в Псково-Печерскую обитель

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5

Телефоны паломнического центра:

(811-48) 9-26-01, 9-21-45

Для совершения паломничества – любым транспортом надо доехать до Пскова, далее с автовокзала автобусом или маршрутным такси. Монастырь расположен в 50 км (к западу) от Пскова и в 340 км от Санкт-Петербурга в городе Печоры.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг

ДОРОГОЙ ПАЛОМНИКОВ

ДОРОГОЙ ПАЛОМНИКОВ В Адене мы расстаемся с Высоковичем. Этот пароход не заходит в Джидду, и нам придется пересесть на какой-нибудь другой.Но сделать это оказалось не так-то легко. Сначала мы четыре дня томимся в карантине на маленьком, совершенно голом и выжженном солнцем

Лагпункт — обитель смерти

Лагпункт — обитель смерти По мере того, как люди в лесоповальных бригадах этой зимой стремительно теряли силы, способность работать и двигаться, бараки работяг один за другим превращались в обители смерти. Когда таких несчастных иногда гоняли в баню, это было шествие

ОБИТЕЛЬ СМЕРТИ 1917

ОБИТЕЛЬ СМЕРТИ 1917 «Скучен удел Всемогущего Бога. » Скучен удел Всемогущего Бога. Вечно, предвечно всё то же одно и одно: Та же лазурная вечная вьется дорога, То же горящее вечно пылает пятно. Праведников, грешников весить да мерить, Всё, что было, что будет, знать

ТАТЬЯНА АНЧУГОВА ИЗ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА – В «ОБИТЕЛЬ СМЕРТИ» [102] (ПОСЛЕСЛОВИЕ)

ТАТЬЯНА АНЧУГОВА ИЗ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА – В «ОБИТЕЛЬ СМЕРТИ»[102] (ПОСЛЕСЛОВИЕ) Борис Александрович Садовской (наст, фамилия – Садовский; 1881, Ардатов – 1952, Москва) при жизни был известен как автор четырнадцати книг, в основном в дореволюционных изданиях. Семь из них –

Глава XII, в которой рассказывается, как св. Франциск получил от монахов с горы Субазио маленькую церковь Ангельской Божией Матери и как устроил там обитель ордена.

Глава XII, в которой рассказывается, как св. Франциск получил от монахов с горы Субазио маленькую церковь Ангельской Божией Матери и как устроил там обитель ордена. Куда податься? Другой бы мучился этим вопросом, но никак не Франциск. Если Бог не оставляет лесных зверей и

Обитель «Нечаянная Радость»

17 Обитель тайны

17 Обитель тайны Сейф придуман для того, чтобы его не могли открыть снаружи. Но механизм замка должен был доступен для смазывания и починки. Он снабжен небольшой крышкой, обычно круглой, которая держится на двух винтах с внутренней стороны дверцы сейфа. Любой человек,

XVI «Однажды ночью» Кончина Ольги Александровны Из Латвии в Берлин Чудесная помощь Пушкин — «сущность наша» Триумф в Праге Обитель преподобного Иова Почаевского О назначении творчества Скитания Улица Буало Бегство И. А. Ильина «Основы борьбы за национальную Россию» «Куликово Поле» О. А. Бредиус-Субб

XVI «Однажды ночью» Кончина Ольги Александровны Из Латвии в Берлин Чудесная помощь Пушкин — «сущность наша» Триумф в Праге Обитель преподобного Иова Почаевского О назначении творчества Скитания Улица Буало Бегство И. А. Ильина «Основы борьбы за национальную

Псково-Печерский монастырь

Псково-Печерский монастырь На обратном пути из Пюхтиц мы посещали не раз Псково-Печерский мужской монастырь. Он сохранился так же, как и Пюхтицы, потому что территория его в годы советской власти принадлежала Эстонии. В этой обители было что посмотреть и чему

Ссылка на основную публикацию