Ставропигиальный монастырь или приход в православии

Ставропигиальный монастырь или приход — что это значит

Практически во всех религиях существуют как миряне (простые люди), так и духовенство, представители которого посвящали всю жизнь служению Богу. Одним из представителей духовенства является монашество: монахи и монахини ведут аскетичный образ жизни в соответствии с данной клятвой. Они могут жить в полном одиночестве (быть отшельниками) или в обителях вместе с братией.

Монастырь – это община монахов, который имеет единый устав и комплекс построек, в которых живут монахи, проводятся богослужения и хранятся припасы. С греческого слово переводится как «одинокий». Эта община практически оторвана от мирской жизни: ее обитатели полностью обеспечивают себя: ведут хозяйство, имеют огород и домашний скот, занимаются рукоделием, продажа которого позволяет получать некоторую прибыль. Также на территории прихода нередко находятся чудотворные иконы, к которым приезжают паломники.

Монастыри делятся на несколько типов:

  1. Аббатство – это католический монастырь, управляемый аббатом и подчиняющийся епископу или Папе Римскому;
  2. Лавра – крупнейшие православные мужские обители;
  3. Подворье – удаленное представительство обители. Например, в Москве были представительства Коломенстких, Новгородских, Рязанских и других монастырей: проживающие тут монахи представляли интересы своей обители и собирали деньги для них;
  4. Пустынь – поселение, отдаленное от города или села. Обычно это были небольшие общины, которые позволяли вести уединенный образ жизни и после могли вырасти в большие монастыри. В этом случае в названии сохранялось слово «пустынь», например, Вознесенская Давидова пустынь;
  5. Скит – уединенное жилище для одного отшельника.

Также приходы бывают:

  1. Киновиями или общежитными. В них монахам не позволяется иметь личное имущество: они несут трудовую повинность в общую пользу («послушания»), получая все необходимое от обители. Настоятели избираются самими монахами;
  2. Идиоритмами или необщежитными. Отличаются наличием личного имущества у монахов – фактически общим является только место и богослужения. Монахи могут трудиться и накапливать деньги, настоятели назначаются епархиальным архиереем.

Еще одно разделение касается получения содержания:

  1. Штатные получают деньги на содержание «сверху» и могут содержать только определенное количество монахов. При этом размер содержания строго ограничен. Штатные монастыри также делятся на 3 класса в зависимости от выдаваемых сумм и предоставляемых им возможностей. В первый, привилегированный класс, помимо прочих, входят лавры и ставропигиальные приходы;
  2. Заштатные: они полностью обеспечивают себя сами и могут принимать любое число монахов – сколько смогут поддержать.

Ставропигиальные монастыри

Ставропигиальный монастырь — что это значит? Значение греческого слова «ставропигия» означает «устанавливать крест». Буквально перевод означает, что первый и главный крест был установлен патриархом. Этот статус является самым высоким, поскольку ставропигиальные приходы были независимы от местной религиозной власти и подчинялись напрямую патриарху или синоду. Управление непосредственно обителью осуществлялось наместником в чине игумена или архимандрита.

Первый монастырь такого типа – Симонова обитель в Москве – подчинялся Константинопольскому Патриарху. Тот останавливался в нем во время приездов, тут же останавливались паломники. В России до середины XV века ставропигиальные монастыри подчинялись Константинополю, который был предстоятелем Русской Церкви. С конца XVI века по 20-е годы XVIII века во время становления Российского патриаршества статус получили 55 монастырей – они подчинялись Патриарху. В 1700-1917 годах эти обители подчинялись Святейшему синоду — на конец XIX века было всего 6 мужских монастырей такого типа.

В 1984 году статус ставропигиального был предоставлен Корецкому монастырю (город Корец Украины) из-за конфликта между настоятелем и митрополитом Филаретом.

В 90-х годах ХХ века, когда началась массовая передача церквей и обителей духовенству, наиболее значимые были введены в данный статус – управление осуществляется Патриархом Московским и всея Руси. Управление может быть осуществлено синодальными учреждениями, которые были благословлены Патриархом.

На территориях Украины и Беларуси также есть несколько приходов и церквей, подчиняющихся местным Патриаршим Эрзархом. Решение было принято Священным Синодом государств. Некоторые соборы расположены в других странах (Англии, Германии, Италии, США, Франции и Эстонии). С 2009 года эти обители непосредственно подчиняются российскому Патриарху.

Сегодня на территории России 33 обителей, среди которых 15 мужских и 18 женских монастырей. В Москве расположены следующие ставропигиальные мужские монастыри:

  1. Андреевский: основан в середине XVII века, хотя по преданию, возникновение обители произошло в XIII веке;
  2. Высоко-Петровский: датой основания считается 1315 год. Это одна из самых старых обителей России;
  3. Данилов ставропигиальный мужской монастырь: появился в середине XVI века на месте обители, основанной в XIII веке младшим сыном Александра Невского;
  4. Донской: основан в конце XVI века. На его территории расположено Старое Донское кладбище – единственное в Москве, пережившее советское время практически без потерь;
  5. Заиконоспасский: основан в XV веке. Известен тем, что на основе его просветительской школы появилась Славяно-греко-латинская академия;
  6. Новоспасский: был основан в 1490 году князем Иваном III. С тех пор ставропигиальный мужской монастырь был тесно связан с семьей Романовых;
  7. Сретенский: появился в XIV веке и до революции имел статус заштатного.

К женским ставропигиальным московским монастырям относятся:

  1. Алексеевский: датой основания является 1837 год. На сегодня монастырь сохранился частично;
  2. Богородице-Рождественский: был основан в XIV веке. Статус ставропигиального получил в наши дни;
  3. Зачатьевский: впервые появился в 1360 году, но был уничтожен пожаром и восстановлен в 1584 году;
  4. Иоанно-Предтеченский: был построен в XV веке;
  5. Марфо-Мариинская женская обитель милосердия: была основана княгиней-вдовицей Елизаветой Федоровной Романовой в 1909 году. Монахини получали медицинскую и психологическую помощь, слушали лекции врачей и получали профессию. Также они могли уйти через какое-то время в мир и завести семью;
  6. Покровский: датой постройки является 1635 год царем Михаилом Романовым. Сегодня в нем находятся мощи блаженной Матроны Московской;
  7. Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь: построена в 1826 году, московской женской обителью она стала с 2012 года, когда Троицкий административный округ вошел в состав Москвы.

Также ставропигиальные монастыри расположены в Санкт-Петербурге, Московской области, Калужской, Владимирской, Рязанской и Новгородской.

Ставопигиальные монастыри – это обители, которые напрямую подчиняются Патриарху Московскому. Это высший статус среди всех соборов, лавр, обителей и духовных школ.

Ставропигиальный монастырь: что это значит в христианском мире

Уединенная обитель — место проживания монашествующих людей, подчиненных определенному уставу. Люди, добровольно выбравшие монастырь своим местом жительства, отказываются от всех мирских дел и посвящают жизнь Богу. Любой человек может прийти в святую обитель и, пройдя определенные испытания, стать монахом. После этого жизнь его будет подчиняться укладу, принятому в обители, и целью ее будет исправление души. Православные монастыри могут быть разных типов. Часто можно встретить такое определение, как ставропигиальный монастырь. Что это значит? Рассмотрим далее.

Какие обители называют ставропигиальными?

Существует определенное количество монастырей, храмов и духовных школ, которые не попадают под управление местной епархии. Эти православные святыни имеют высший статус – ставропигиальный и подчиняются Патриарху. В святынях, имеющих этот статус, крест в главном храме был установлен непосредственно Патриархом. Отсюда и такое название, которое означает «водружение креста».

Ставропигиальный монастырь управляется наместником. Наместник носит, как правило, чин архимандрита в мужском монастыре и игуменьи — в женском. Патриарх осуществляет надзор за жизнью обители через своих наместников и единолично решает наиболее важные вопросы.

История развития ставропигии в России

В настоящее время самым высоким статусом в составе Православной Церкви обладают более тридцати монастырей в России и за ее пределами. Большая их часть находится в Московской области и столице.

Первый ставропигиальный монастырь появился на территории нашей страны еще в XIV веке, он подчинялся Патриарху Константинополя. Симонов монастырь, находящийся в Москве, был далеко известен за ее пределами. В нем останавливался Константинопольский Патриарх во время посещении столицы, а также многочисленные паломники.

Появление и развитие ставропигии в России прошло следующие этапы:

  • впервые высший статус монастырям был присвоен Патриархом Никоном, под юрисдикцией которого находились три обители. Его преемники продолжили эту традицию, и число подчиненных Патриарху монастырей росло;
  • в начале XVIII века управление Православной Церковью в России перешло к Святейшему Синоду. Все святые обители, имеющие статус ставропигиальных, стали подчиняться вновь созданному органу. Такой порядок просуществовал вплоть до 1917 года;
  • в конце XX века закрытые монастыри на территории Российской Федерации были переданы в управление Московскому Патриарху, наиболее значимым из них был присвоен высший статус.

Для осуществления контроля над священными обителями, находящимися за пределами России, в Московской патриархии было создано специальное управление. В настоящее время святыни, подчиненные Московскому Патриарху, находятся в США, Германии, Эстонии и других странах.

Итак, мы выяснили, откуда появилось название ставропигиальный монастырь, рассмотрели, что это значит и как происходит управление такими обителями.

Ставропигиальный монастырь или приход в православии

Большинство людей, решивших посвятить свою жизнь служению Богу, становятся монахами. Они живут в общинах, жизнь которых подчиняется строгим правилам и распорядку. Существует несколько видов монашеских общин.

Виды православных монашеских общин

Монашеские общины, помимо монастырей, представлены ещё несколькими типами обителей.

  • Лавра — крупный мужской монастырь, имеющий важное значение для исторической и духовной жизни страны.
  • Пустынь — обитель, расположенная в отдалении от населённых пунктов. Довольно часто такие религиозные образования многократно увеличивали свою численность и территорию, сохраняя в своём названии исконное наименование.
  • Подворье — расположенная отдельно часть религиозной общины, приносящая ему доход.
  • Скит — жилище монаха-отшельника.

В зависимости от источника средств на содержание монастыри делятся на две группы. Штатные обители получают содержание из церковной казны и могут принять в свой штат строго определённое количество монахов. В зависимости от размеров выделяемых средств и значимости в православном мире штатные обители делят на три класса. К престижному первому классу относились лавры и ставропигиальные обители.

Что значит ставропигия

Слово «ставропигия» в переводе с греческого означает «водружение креста». Этим понятием обозначают особый статус православных культовых организаций, которые управляются напрямую патриархом или Синодом.

Читайте также похожие статьи:

Статус ставропигии могут иметь:

  • монастыри, лавры и общины;
  • церкви и соборы;
  • духовные школы.

Управление ставропигиями принадлежит патриархату. Глава православной церкви руководит ими через своих наместников: архимандритов и игуменов.

Интересно! В первых ставропигиальных храмах главный крест ставился лично патриархом.

Патриаршие владения в истории России

До конца XVI века ставропигиальные владения, расположенные в русских землях, принадлежали патриарху Константинопольскому. Впервые статус ставропигии получил столичный Симонов мужской монастырь.

В период существования в Российском государстве патриархии статус ставропигии принадлежал 55 монашеским общинам. С переходом в начале XVIII века высшей церковной власти в руки Синода, ставропигиальные обители подчинялись этому церковному органу.

Ещё интересные статьи:

К началу XX века этот статус принадлежал шести монастырям, большинство из которых располагались в Москве (Новоспасский, Заиконоспасский, Донской, Симонов). Под управлением Синода находился Новоиерусалимский монастырь недалеко от Москвы и Соловецкая обитель в Архангельской губернии.

Современные патриаршие обители

Сегодня под непосредственным управлением патриарха находится 33 обители.

Женские ставропигиальные монашеские общины

На 2018 год под прямым управлением Московского патриархата находятся 18 женских монашеских общин на территории России.

Самыми популярными являются:

    Столичная Марфо-Мариинская обитель милосердия основана в 1909 году княгиней Елизаветой Федоровной Романовой. Здесь занимались попечительством, просвещением и помощью малоимущим. Статус ставропигии получила в 1992 году. В современной обители функционирует приют для девочек-сирот и центр по работе с детьми, больными ДЦП.

Мужские ставропигиальные монашеские общины

Количество мужских монашеских общин, находящихся под прямым управлением патриарха немного меньше, чем женских. Но в их число входят одни из самых популярных и известных святых мест не только на территории России, но и за её пределами.

К ним относятся:

    Данилов монастырь, основанный во второй половине XVI, входил в оборонительную черту, защищавшую южные окраины столицы. Существует мнение, что он располагался на территории более ранней постройки XIII века. С 80-х годов XX века является официальной резиденцией Московского патриарха.

Обители и храмы, имеющие статус ставропигии, располагаются и за пределами русских земель. К ним относятся:

  • собор Александра Невского в Таллинне;
  • храм святителя Николая Чудотворца и церковь великомученицы Екатерины в Риме;
  • Свято-Владимирский храм в американском городе Джексон;
  • приход Покрова Пресвятой Богородицы в английском Манчестере;
  • приходская церковь Всех Святых в Страсбурге;
  • храм Покрова в Дюссельдорфе.

Духовные организации, получившие статус ставропигии, управляются непосредственно патриархом через наместников. Монашеские общины, храмы и духовные школы, находящиеся под управлением патриархии, считаются наиболее значимыми и престижными в Русской православной церкви.

Ставропигиальный монастырь или приход в православии

СТАВРОПИГИЯ — или СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ (греч. крестоводружение, от stauros крест, и pegnymi воздвигать, водружать). Монастырь, подчиненный непосредственно синоду или патриарху. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… … Словарь иностранных слов русского языка

СТАВРОПИГИЯ — СТАВРОПИГИЯ, ставропигии, жен. (греч. stauropegia, букв. водружение креста) (церк. офиц.). Монастырь, независимый от местной епархиальной власти и подчиненный непосредственно патриарху или синоду. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ставропигия — сущ., кол во синонимов: 1 • монастырь (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Ставропигия — ж. Монастырь, независимый от местной епархиальной власти и подчиненный непосредственно патриарху или синоду; ставропигиальный монастырь. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ставропигия — ставропигия, ставропигии, ставропигии, ставропигий, ставропигии, ставропигиям, ставропигию, ставропигии, ставропигией, ставропигиею, ставропигиями, ставропигии, ставропигиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

ставропигия — ставроп игия, и … Русский орфографический словарь

ставропигия — и; ж. [греч. stauropigion водружение креста] Монастырь, независимый от местной епархиальной власти и подчинённый непосредственно патриарху или синоду. ◁ Ставропигиальный, ая, ое. С. монастырь (=ставропигия) … Энциклопедический словарь

ставропигия — и; ж. (греч. stauropígion водружение креста) см. тж. ставропигиальный Монастырь, независимый от местной епархиальной власти и подчинённый непосредственно патриарху или синоду … Словарь многих выражений

СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ — СТАВРОПИГИЯ или СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ (греч. крестоводружение, от stauros крест, и pegnymi воздвигать, водружать). Монастырь, подчиненный непосредственно синоду или патриарху. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

Почему иногда монастырь называют ставропигиальный, что означает это слово?

Это значит ,что этот монастырь не находится под юрисдикцией архирея той епархии,где он расположен.Такие монастыри находятся в ведении самого Патриарха или Синода.При основании его был заложен крест,освященный патриархом или этот крест находится в алтаре монастырской церкви.

Старопигия- это как раз и есть церемония воодружения или закладывания креста в основу строящегося здания.Кажется сейчас в России таких монастырей 7.

В таком монастыре крест, который находится позади престола в главном храме монастыря ставится самим патриархом.Ставропигиальный — крестовоздвиженный.Такой монастырь находится в подчинении непосредственно патриарха,управляется наместником в чине игумена или архимандрита.Пример — Соловецкий монастырь.

Ставропигиальный монастырь находится в непосредственном подчинении у Патриарха Всея Руси. В период, когда патриаршество на Руси было упразднено, ставропигиальные монастыри подчинялись Синоду.

Фото резиденции Святейшего Патриарха в Свято-Даниловском ставропигиальном монастыре в Москве:

Слово «Ставропигиальный» произошло от такого понятия, как «Ставропигия» — это статус, который присваивается православным учреждениям, который делает их независимыми от местной власти епархии.

Таким образом, ставропигиальные монастыри подчиняются непосредственно патриарху.

Ставропигиальный храм, что дословно означает «с установленным , водруженным крестом». Этот храм, монастырь или обитель находится в подчинении самого Патриарха или Синода. В таких православных местах Крест освящен или водружен самим Патриархом.

Ставропигия «греч. устанавливать, водружать, букв. водружение креста»-это статус,присваемый православному монастырю,который не зависим от местной власти.Ставропигиальный монастырь подчиняется самому патриарху или синоду.

Ставропигиальными монастырями называются обители, в которых собственноручно водрузил крест Патриарх. Монастыри провозглашаются ставропигиальными по решению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода с соблюдением канонической процедуры. Они находятся под каноническим управлением и начальственным наблюдением Патриарха или учреждений, которым он благословит такое наблюдение.В мужские ставропигиальные монастыри патриарх назначает наместников, обычно это архимандрит,а в женские — игуменьи. Патриарх через своих наместников управляет монстырём, ему принадлежит право надзора за жизнью монастыря. В ставропигиальных монастырях возносится имя не местного епискома, а Патриарха. Эти монастыри кроме особого статуса имеют некоторые права привилегии, состоящие в основном в богослужебных особенностях.Обычай этот пришёл из греческой церкви, когда некоторые монастыри принимались в введене патриархов и становились зависимыми от них, а не от епархиальных архиереев. В настоящее время на канонической територии Русской Православной Церкви действуют 655 монастырей, из них 25 ставропигиальных.

Статус монастыря

Свято – Успенская Киево- Печерская лавра

Лавра

1. В современном значении этот монастырь, выделяющийся среди других своей обширностью, многолюдством и достатком. Лавр в Русской православной церкви четыре: Свято – Троице- Сергиева, Свято – Троицкая Александро-Невская, Свято-Успенская Киево-Печерская, Свято-успенская Почаевская. Статус лавры присваивался монастырю царским указом за значительную роль в жизни Церкви и государства.
2. В древности лаврами (греч. «широкий», «многолюдный») назывались улицы в Александрии, на которых стояли церкви. Затем это название перешло к монастырям скитнического типа. В IV- VI вв. много лавр было основано в Палестине ( до сих пор существуют в 14 км от Иерусалима лавра Преподобного Саввы освященного), позднее они появились на Афоне.

Ставропигиальный монастырь
1. В какой бы епархии такой монастырь ни находился, он подчиняется непосредственно патриарху ( в Русской церкви – Патриарху Московскому и всея Руси) или тому из синодальных учреждений, которому патриарх даст благословение на такое управление ( например, Комиссии по делам монастырей). Патриарх считается настоятелем и поминается на каждом богослужении как священноархимандрит обители.
2. Фактически таким монастырём управляет наместник (из монашествующих лиц), которого назначает патриарх. Наместник совершает все свои действия по указу патриарха.
3. Статус присваивается обители за её величину, значимость и т.д. В России до 1990- х гг. единственным ставропигиальным монастырем была Свято- Троице- Сергиева лавра, сегодня есть и другие.

Епархиальный монастырь
1. Подчиняется епархиальному епископу той епархии, в которой находится монастырь.
2. Такой обителью управляет назначаемый епископом настоятель.

Подворье
1. Территория, как правило, в крупном городе (чаще в столице), принадлежащая монастырю и находящаяся вне его. Сам монастырь может быть в сельской местности, за границей и т.д. Так, Коневский Рождество – Богородичный монастырь находится на о. Коневец Ладожского озера, а его подворья – в г. Приозёрке Ленинградской области и в Санкт – Петербурге.
2. фактически подворье – это маленькая самостоятельная обитель, расположенная, как правило, при храме. На подворье существует собственный штат священнослужителей. Монахов из главного монастыря посылают сюда жить в качестве послушания. Иногда на несколько лет.
3. Подворье играет роль «официального представительства» того монастыря, к которому оно приписано; среди прочей своей деятельности занимается сбором пожертвований для монастыря.

Как называются монастыри

Название дают по посвящению (названию) главного монастырского храма (собора), например, «Спасо- Преображенский» по храму в честь Преображения Господня. Чаще всего это первый построенный монахами храм, поэтому время его основания нередко считают временем основания самой обители. К названиям русских монастырей. Как правило, добавлялось указание на их местонахождение (например, «Печерский», «Валаамский»). Третьим словом в названии могло быть имя основателя обители – «Зосимо- Савватиевский», «Макариев».
Так, название «Спасо- Прилуцкий Димитриев» говорит, что монастырь основал преподобный Димитрий Прилуцкий в селе Прилуки (Вологодская обл.). Первым был построен храм во имя Спаса (Христа Спасителя) . Ныне собор монастыря двухэтажный, и верхний храм называется во имя Всемилостивого Спаса.

Монастырь — это . Ставропигиальный монастырь — что это значит?

Существенным достоянием славянской культуры являются православные храмы и монастыри. Они привлекают к себе не только паломников, которые истинно веруют, но и туристов. Последним интересна архитектура, внутреннее убранство храмов, история их существования.

Общее понятие и значение

Понятие «монастырь» пришло вместе с христианством в Киевскую Русь из Византии. Это государство возникло на основе греческой культуры. С греческого «монастырь» – это «уединенное жилище».

В нем монахи соблюдают единый устав. Однако не каждый, кто пришел в монастырь, становится монахом. Для начала он проходит испытание. Если оно закончилось успешно, человек удостаивается пострига. По правилам, установленным на Вселенском Соборе, независимо от прежнего морального образа жизни, человек может вступить в монашество для исправления (спасения) души.

Значение слова «монастырь» для многих сегодня означает непосредственно общину монашествующих.

Первые христианские монастыри

Монастырь – это определенное место со своим укладом. Первые монастыри возникли в Египте и Палестине (4-5 века нашей эры). Со временем монашеские жилища начали появляться и в Константинополе (столица Византии), который в русских летописях упоминается как Царьград.

Первыми основателями монашества на Руси считаются Антоний и Феодосий, создавшие Киево-Печерский монастырь.

Типы христианских монастырей

В христианстве идет разделение на женский и мужской монастырь. Что это означает — понять несложно. Название зависит от того, женская или мужская община живет и осуществляет деятельность при церковном храме. Смешанных монастырей в христианстве не существует.

Различные типы монашеских жилищ:

Аббатство. Встречается в католическом (западном) направлении. Управляется аббатом в мужской общине и аббатисой в женской. Подчиняется епископу, а иногда Папе римскому лично.

Лавра. Это крупнейшее монашеское жилище православного (восточного) направления. Такая разновидность монашеского жилища подходит исключительно для мужских общин.

Киновия. Общежительный монастырь. Это значит, что организация имеет общежитский устав, которому подчиняются все ее члены.

Подворье. Это удаленное от монастыря жилище, которое располагается в городе или деревне. Его используют для сбора пожертвований, приема паломников, ведения хозяйства.

Пустынь. Жилище, созданное в традициях русского православия, его сооружают в уединенном месте в удалении от самого монастыря.

Скит. Это место для жизни монаха, пожелавшего стать отшельником.

Большая часть монашеских жилищ находится под управлением епархиальных архиереев. Такие монастыри называются епархиальными. Определенные православные монастыри могут иметь статус ставропигиальных.

Ставропигиальный монастырь

Что это значит, поможет узнать возвращение к греческому языку. При буквальном переводе «ставропигия» означает «водружение креста». Он присваивается не только монастырям, но и соборам, духовным школам.

Этот статус означает, что монастырь находится в непосредственном подчинении у патриарха или синода. Ставропигиальный монастырь – это святыня, в которой крест водружался собственноручно патриархом. Это самый высокий статус.

Из-за того, что епархия православной церкви разделилась на несколько ветвей, существуют разные списки ставропигиальных храмов. В зависимости от подчинения, они могут относиться к православной церкви России, Украины, Белоруссии и так далее. Существуют такие святыни и в других странах, таких как Эстония, Италия, США, Германия.

Современные ставропигиальные монастыри

Наибольшее количество подобных монашеских жилищ представлено в Москве и Московской области.

Список мужских жилищ в Москве:

  • Андреевский;
  • Высоко-Петровский;
  • Данилов;
  • Донской;
  • Заиконоспасский;
  • Новоспасский;
  • Сретенский.

Список женских жилищ в Москве:

  • Алексеевский;
  • Богородице-Рождественский;
  • Зачатьевский;
  • Иоанно-Предтеченский;
  • Покровский;
  • Троицке-Одигитриевская пустынь.

Когда и где нужно открыть новый ставропигиальный монастырь? Что это значит? Решение по такому вопросу принимает Патриарх Московский и всея Руси единолично.

Формы организации монашества

Монастырь – это место жизни монахов. В зависимости от того, какую форму организации они выбрали, монастырь может быть с общежитским уставом или в виде отшельничества.

У христиан отшельничество — довольно развитая форма монашества. Даже сам Иисус Христос провел в пустыне 40 дней.

Первые отшельники уходили в пустыни, гонимые римской властью еще в 3 веке. Позднее такая форма распространилась из Египта в Палестину, Армению, Галлию и по Европе. В западном христианстве отшельничество исчезло, оно сохранилось лишь в православном направлении. Среди отшельников, которые посвятили себя аскетизму и усиленным молитвам, есть и мужчины, и женщины. Наиболее известной отшельницей является Мария Египетская из Палестины, жившая в 6 веке.

Другая форма организации монашества называется Киновия.

Устав Киновии

С греческого языка слово означает «совместная жизнь», то есть общежитие.

Основателем первой киновии считается святой Пахомий, который создал ее в 318 году в Южном Египте. Что касается Русской Православной Церкви, то первый общежитный храм был создан Феодосием Печерским.

По всеобщему уставу монахи принимают от киновии все необходимое для их существования. Например, пищу, одежду, обувь. Трудятся они безвозмездно, а все результаты их работы принадлежат киновии. Монах, в том числе, и настоятель, не имеют права на наличие личного имущества, они не могут совершить акты дарения или унаследовать что-либо. У них нет права собственности.

Правила поведения в монастыре для мирянина

Монастырь – это особый мир. Чтобы понять все тонкости монашеского общежития, необходимо время. К проступкам паломников, как правило, относятся с терпением, однако некоторые правила лучше знать при посещении монашеского жилища.

На что обратить внимание в поведении:

  • придя паломником, нужно на все просить благословения;
  • без благословения нельзя покидать монастырь;
  • все мирские греховные пристрастия нужно оставлять за стенами монастыря (спиртное, табак, сквернословие);
  • разговоры необходимо вести только о духовном, а главными в общении являются слова «прости», «благослови»;
  • употреблять пищу можно только на общей трапезе;
  • садясь за стол для трапезы, необходимо соблюдать порядок старшинства, сидеть молча и внимать чтению.

Чтобы окунуться в мир успокоения и гармонии, который есть в монастыре, не обязательно знать все правила монашеского уклада. Достаточно придерживаться обычных норм поведения, в соблюдение которых входит уважение к старшим, сдержанность.

Разница между монастырем и церковью

Чем отличается монастырь от церкви? В первую очередь тем, что в семантическом отношении это термины разного уровня. «Монастырь» – совершенно конкретное понятие, а «церковь» имеет большое количество значений, хоть и происходящих от одного корня, но применяющихся для наименования разных вещей, предметов или явлений. Рассмотрим данный вопрос более подробно.

Церковь и монастырь

Слово «церковь» по происхождению греческое (Κυριακη (οικια)), и означает оно «Дом Бога». Изначально этим словом и называли лишь культовое сооружение христиан, но со временем оно приобрело множество других значений. А именно:

  • Сообщество всех христиан, без различия конфессии.
  • Отдельная христианская конфессия; в этом случае термин «церковь» применяется совместно с названием конфессии – православная церковь, англиканская церковь, католическая церковь и т. д.
  • Конкретная национальная религиозная организация, например Русская православная церковь, Армянская апостольская церковь, Святая апостольская соборная ассирийская церковь Востока и т. п.
  • Христианский приход или община.
  • Христианское культовое сооружение.
  • И, наконец, термин «церковь» часто используют для самоназвания организации, не имеющие отношения к христианству, например мормоны («Мормонская церковь») или сайентологи («Церковь сайентологии»).

Отличие монастыря от церкви состоит в том, что монастырь – это религиозная община, живущая по единому уставу (нередко довольно строгому) и имеющая комплекс построек для богослужения, жизни и хозяйственных нужд. Монастыри широко распространены в христианстве, буддизме и индуизме. У буддистов для наименования монастырей применяется термин «дацан», а у индусов – «ашрам». Православные монастыри бывают разными по укладу жизни, поэтому они различаются по статусу (мужские и женские, общежительные и особножительные, лавра, пустынь и так далее) и по подчиненности (ставропигиальные – подчиняющиеся напрямую патриарху и те, что находятся в ведении местной епархии).

В обиходе под словом «церковь», как правило, понимают православное культовое сооружение. Оно имеет определенную архитектуру и интерьер. Обязательные части православной церкви – притвор (передняя часть, расположена у входа), кафоликон (средняя часть) и алтарь. Количество куполов в православном храме – до тридцати трех, что символизирует возраст Христа. Но у большинства, разумеется, значительно меньше куполов, причем каждому числу (1, 2, 3, 5, 7, 9, 13, 24, 25 и 33) соответствует своя символика. В плане (вид сверху) православный храм может иметь вид креста, круга, квадрата, восьмиугольника или корабля (обычно это вытянутый прямоугольник или овал). В последнем случае такая форма символизирует Ноев ковчег.

В монастыре, кроме строений для жительства монахов и послушников, есть хозяйственные постройки (трапезная, пекарня, библиотека и т. п.). Как правило, в крупном монастыре имеется несколько церквей. Например, в ставропигиальном монастыре Оптина Пустынь в Калужской области пять церквей, несколько часовен и звонниц. Сейчас на территории России находится около восьмисот действующих православных монастырей.

Итак, подведем итог, в чем разница между монастырем и церковью. В расположенной ниже таблице указаны различия между ними. В столбике «Церковь» приведена информация для церкви в значении «культовое сооружение».

Великий православный раскол: можно ли ездить в Грецию и где запрещено молиться

Священный синод Русской православной церкви (РПЦ) прекратил общение с Константинопольской православной церковью (КПЦ). Это известие осталось бы в рамках взаимоотношений иерархов и священников, но, как выяснилось, раскол затронул несколько миллионов человек, которые относят себя к РПЦ.

Что значит разрыв общения между церквями?

Прерывание евхаристического общения означает, что духовенство РПЦ и миряне не имеют права участвовать в совместных богослужениях с представителями КПЦ. За нарушение этих условий руководство Русской православной церкви пригрозило наказывать священников. Мирянам отступление от правил вменяется в грех.

«В практическом плане это решение означает, что мы не сможем совершать совместные богослужения с Константинопольским патриархатом, наши архиереи и священники не смогут участвовать в совершении литургии совместно с иерархами и священниками Константинопольского патриархата, а миряне не смогут причащаться в храмах Константинопольского патриархата. Об этом также сказано в заявлении», — пояснил председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).

Следует отметить, что под юрисдикцией Московского патриархата формально находятся все, кто принял крещение в приходах РПЦ. В связи с этим заявлением уже появились различные толкования, что означает прерывание евхаристического общения. В ч частности, некоторые священнослужители истолковали это как прямой запрет на посещение и молитву в храмах, находящихся под юрисдикцией КПЦ. Вместе с тем Константинопольский патриархат никаких запретов на посещение храмов представителями РПЦ не издавал.

В каких храмах нельзя молиться?

Приходы Константинопольской православной церкви разбросаны практически по всем континентам, но для клириков и мирян из России интерес представляют в первую очередь приходы и монастыри, расположенные в Греции, на Кипре и на Крите.

Особняком стоит греческая гора Афон — крупнейшее в православном мире сосредоточение монастырей.

На Афоне находятся многие святыни, которые нередко привозят в Россию и на Урал. Одна из значимых реликвий — пояс Богородицы — в 2011 году вызвала ажиотаж по всей стране. В Екатеринбурге с 24 по 27 октября стояли огромные очереди для поклонения святыне. Мощи святого Спиридона Тримифунтского, которые пребывали в уральской столице в конце августа, были привезены с острова Корфу, который также находится под юрисдикцией КПЦ.

Вдобавок к этому представители афонских монастырей — достаточно частые гости Екатеринбургской митрополии, а сборники с высказываниями греческих монахов широко представлены в церковных лавках городских приходов.
В этой связи Греция, а в особенности Афон являются одним из самых популярных направлений для российских паломников (после Иерусалима). Греческий остров регулярно притягивает российских випов, которые причисляют себя к православным.

Так, за день до раскола на Афон отправились секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак и его заместитель, депутат госдумы Евгений Ревенко. 15 октября в Instagram появился совместный снимок Турчака и иеромонаха одного из монастырей. Через несколько часов Священный синод РПЦ объявил о разрыве общения с КПЦ. Примечательно, что Турчак планировал провести на Афоне не менее недели.

Поездки в Грецию под запретом?

Решение высших иерархов РПЦ, как можно судить по отзывам священнослужителей, взволновало верующих во многих приходах. О реакции людей ЕАН рассказал настоятель прихода в честь святой Параскевы в Нижнетагильской епархии, иерей Виталий Ярмулик (мнение священнослужителя не является официальной позицией РПЦ МП — прим. ЕАН).

— Отец Виталий, как прихожане отреагировали на известие о разрыве общения с КПЦ?

— На следующий день после объявления Священного синода ко мне подошли прихожане с вопросом, как быть с паломничеством в Грецию. С одной стороны, человек, как член поместной церкви, должен прислушиваться к ее голосу. Но, на мой взгляд, запрета на посещение храмов КПЦ не подразумевается. Христианам разрешается посещать для осмотра религиозные здания. Например, бывший храм святой Софии в Стамбуле преобразован в мечеть и музей. И христиане могут спокойно его посещать как туристы.

— Но паломничество нечто большее, чем туризм. Это ведь религиозный акт.

— Паломничество — это не только участие в богослужении, это поклонение святыням. Их благодать не зависит от того, кто ими владеет, какая церковь. Поэтому съездить для поклонения святыням верующим не возбраняется.

— Но для верующих поклонение сопровождается молитвой. Решение синода вообще запрещает молитву в храмах КПЦ?

— Индивидуально молиться в храмах Константинопольского патриархата не запрещается. В документе акцент сделан именно на участии в таинствах, поскольку они объединяют церкви. А прерывание евхаристического общения — это нечто большее, чем разрыв дипломатических отношений. Это значит, что теперь мы не признаем их как одну из 15 поместных церквей.

— То есть на поездку в греческие храмы и монастыри вы бы прихожан благословили?

— Да, если речь идет о поклонении святыням.

— А что делать людям, у которых возникнет потребность в религиозных обрядах, а никаких приходов РПЦ рядом не будет? Ведь человек может оказаться в критической ситуации.

— Лучше будет перед поездкой проконсультироваться с правящим архиереем или приходским священником. За многовековую историю церкви подобное разделение происходит не в первый раз, и уже накоплен опыт, как выходить из сложных ситуаций, которые возникают у клириков и мирян.

Я думаю, что сейчас однозначные выводы делать преждевременно. Рано или поздно могут быть определены рекомендации.

Ставропигиальный монастырь

Ставропи́гия (греч. σταυροπηγία , от σταυρός — «крест» + πήγνυμι — «устанавливать, водружать», букв. «крестоводружение») — статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду. Буквальный перевод «водружение креста» указывает, что в ставропигиальных монастырях крест водружался патриархами собственноручно. Ставропигиальный статус является самым высоким.

Содержание

История в России

До середины XV — конца XVI века, до обретения фактической, а затем и юридической автокефалии, в России монастыри, имевшие ставропигиальный статус (как, например, Симонов монастырь близ Москвы), считались ставропигиями Константинопольского Патриарха, бывшего предстоятелем Русской Церкви.

С 1588 по 1720 год — в период Российского патриаршества — всего было 55 монастырей, имевших статус ставропигиальных, например, Высоко-Петровский монастырь в Москве занимал 14-ю ступень в лестнице монастырей Патриаршей области [1] .

В Синодальный период статус подразумевал подчинение данной обители прямо Святейшему синоду. К концу XIX века в Российской империи было всего шесть обителей (все мужские), имевших статус ставропигиальных:

С 1764 до 1888 год статусом ставропигии обладал также Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове.

Современный период в РПЦ

В 1984 году патриарх Пимен предоставил статус ставропигиального женскому Корецкому монастырю Ровенской области УССР в связи с конфликтом между настоятельницей монастыря и экзархом Украины митрополитом Филаретом (Денисенко) [2] .

В 1990-е годы, когда происходила массовая передача закрытых монастырей Московскому патриархату с объявлением наиболее значимых из них «ставропигиальными», смысл термина был частично размыт применительно к Московской епархии, где правящим архиереем является сам Патриарх.

Устав Русской Православной Церкви

Глава IV. Патриарх Московский и всея Руси.

10. Патриарх Московский и всея Руси является Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями. Образование ставропигиальных монастырей и подворий в Московской епархии осуществляется указами Патриарха Московского и всея Руси. Образование ставропигий в пределах иных епархий осуществляется с согласия епархиального архиерея по решению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

В действующем (от 2000 года) Уставе РПЦ также говорится: «Ставропигиальные монастыри находятся под начальственным наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх Московский и всея Руси благословит такое наблюдение и управление» [3] .

По состоянию на конец 2012 года в юрисдикции Русской православной церкви к Патриаршей ставропигии относилось 28 монастырей: 14 мужских и 14 женских [4] , в число которых входит шесть мужских и пять женских обителей, находящихся в Москве (см. Список ставропигиальных монастырей Русской православной церкви).

На территории Украины, то есть в ведении Украинской православной церкви (самоуправляемой церкви с правами широкой автономии) также существуют несколько монастырей, имеющих статус ставропигиальных, которые не управляются Патриархом Московским и всея Руси. Эти монастыри получили свой ставропигиальный статус по решению Священного синода УПЦ и управляются митрополитом Киевским и всея Украины.

На территории Белорусской православной церкви расположены несколько ставропигиальных монастырей, получивших свой статус по решению Священного синода БПЦ и управляемых Патриаршим экзархом всея Беларуси митрополитом Минским и Заславским.

Современные ставропигиальные соборы в России

Ставропигиальные приходы за пределами России

  • Ставропигиальный собор Александра Невского в Таллине (Эстония).
  • Ставропигийская церковь Успения Пресвятой Богородицы (УАПЦ) [источник не указан 457 дней]
  • Ставропигиальный Свято-Владимирский храм-памятник в Джексоне (США).
  • Ставропигиальный приход Покрова Пресвятой Богородицы в Манчестере (Англия).
  • Ставропигиальный приход Всех Святых в Страсбурге (Франция).
  • Ставропигиальный Свято-Троицкий храм в Улан-Баторе (Монголия) [5] .

С марта 2009 года все «зарубежные» (то есть находящиеся за пределами территории основной юрисдикции РПЦ) ставропигиальные (патриаршие) приходы Московского патриархата считаются находящимися «в непосредственном подчинении Патриарха Московского и всея Руси» [6] . Тогда же, «в помощь Патриарху Московскому и всея Руси по каноническому, архипастырскому, административному, финансовому и хозяйственному попечению о зарубежных учреждениях Русской Православной Церкви», был образован специальный секретариат Московского патриархата по зарубежным учреждениям, в июле 2010 года преобразованный в управление Московской патриархии по зарубежным учреждениям, которое возглавляет один из викариев Патриарха Московского.

Ссылка на основную публикацию