Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь

Монастырь св. Пантелеимона расположен на берегу небольшой бухты на юго-западе Афонской горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт.

Первый русский монастырь на Афоне был основан во времена святого равноапостольного князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу. Во второй половине XII в., вследствие многочисленности, братия переселилась в скит Нагорный Русик, а в конце XVIII столетия иноки переселились на берег моря в обитель с храмом Вознесения Господня на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря.

В XVIII в. монастырь перешел к грекам. Возвращение русских иноков началось в 30-е гг. XIX в. Расцвет обители приходится на конец XIX ― начало XX вв. В 1912 г. братия монастыря насчитывала до 1800 человек. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы, численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х гг. в монастыре оставалось всего 7 престарелых монахов. На настоящий момент их вместе с послушниками ― более 100 человек.

Многоэтажные корпуса, рассчитанные на многочисленную братию, окружают более старый, расположенный в виде прямоугольной застройки центр, с главным соборным храмом св. Пантелеимона, где хранится глава св. вмч. Пантелеимона и других святых.

Во втором соборном храме Покрова Пресвятой Богородицы, расположенном на верхнем этаже большого братского корпуса, хранятся мощи преподобного Силуана Афонского. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимской», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. вмч. Пантелеимона и икона священномученика Харалампия.

Третий храм освящен в честь святителя Митрофана Воронежского. В обители находится также малый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельный к Покровскому храм в честь святых великих князей: равноапостольного Владимира и благоверного Александра Невского. Кроме этих храмов есть еще несколько часовен (параклисов). В одной из них, между Пантелеимоновским и Покровским соборами, хранятся мощи святых Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других.

Близ монастыря находится так называемая костница ― усыпальница с церковью св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

К Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Успения Богородицы (Ксилургу), Старый Русик, Новая Фиваида и Кромница (Крумица).

С 1979 г. по 2016 г. игуменом обители был схиархимандрит Иеремия (Алехин).

2 октября 2016 г. в Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре состоялись выборы нового игумена обители. Новым настоятелем избран иеродиакон Евлогий (Иванов).

14 октября 2016 г. за Божественной литургией в Пантелеимоновом монастыре архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан рукоположил иеродиакона Евлогия в сан иеромонаха.

Интронизация новоизбранного игумена обители иеромонаха Евлогия с возведением в сан архимандрита состоялась 23 октября 2016 г.

О. Евлогий (в миру Иванов Михаил Николаевич) родился 12 октября 1958 г. в Челябинской обл. Пострижен в мантию в Троице-Сергиевой лавре 25 ноября 1985 г. Рукоположен во иеродиакона 23 декабря 1986 г. там же. Поступил в Пантелеимонов монастырь 15 мая 1988 г. Послушание проходил на подворье монастыря в Стамбуле.

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон ― http://afonit.info.

Всем паломническим и туристическим организациям, занимающимся отправкой паломников на Святую Гору Афон:

1. Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь паломнику, желающему посетить обитель и поклониться ее святыням, предоставляет бесплатное проживание в обители в течение суток при наличии свободных мест. За время своего суточного пребывания в монастыре паломник может участвовать во всех монастырских богослужениях и трапезах, отдохнуть в монастырском архондарике, поклониться хранящимся в монастыре святыням (в том числе честной главе святого великомученика и целителя Пантелеимона и другим мощам), оставить поминальные записки, посетить достопримечательности монастыря и монастырскую лавку.

2. Забронировать место в монастырском архондарике можно как лично, так и через паломническую организацию или турфирму, переслав свои паспортные данные (по специально установленной форме) в Паломническую службу Пантелеимонова монастыря на электронный адрес: rpm.palomnik@gmail.com.

3. Если паломник пожелает остаться в монастыре более чем на одни сутки, то он должен в своей заявке на посещение монастыря, направленной в адрес Паломнической службы обители, указать дни своего пребывания на послушании.

4. Если паломник намерен посетить другие афонские монастыри, скиты и келлии, то о своем ночлеге там он должен позаботиться самостоятельно, предварительно забронировав себе место в этих обителях.

5. Паломник сам или через туристические фирмы должен позаботиться о получении визы для въезда в Грецию. Паломническая служба Пантелеимонова монастыря не занимается оформлением таких виз и их продлением.

Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне

Обитель во имя святого угодника Божия Пантелеимона была основана русскими монахами на Афоне примерно в X–XI веках. Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1016 году. Изначально он был посвящен Успению Пресвятой Богородицы и располагался в лесу на восточной стороне Святой Горы. В это время монастырь называли или «Богородица» или Ксилургу (в переводе с греческого – «древоделя»), что было связано с основным занятием монахов – обработкой дерева.

Материал по теме

Там, где затонул «Курск», теперь стоит крест

В точке гибели подводного атомного крейсера «Курск» прошла траурная церемония по установке памятного креста на дно Баренцева моря. На месте трагедии побывали родители и близкие родственники погибших моряков-подводников.

С XIII по XV век монастырь святого Пантелеимона переживал определенный кризис. Во-первых, обитель постоянно разорялась крестоносцами и морскими пиратами, которые в то время терроризировали весь Афон. Во-вторых, теряются связи с Русью, так как в этот период она находится в зависимости от татаро-монгольской Орды и не имеет возможности поддерживать свою дальнюю обитель. Поэтому именно в этот период число русских монахов в монастыре уменьшается, и через некоторое время большинство насельников составляют уже сербы. Все это приводит к тому, что до 1489 года покровителями обители становятся сербские князья – Неманичи, Бранковичи и другие.

В XV веке произошли изменения в жизни всего Афона – после захвата турками Константинополя в 1453 году Святая Гора попала под власть Османской империи. Жизнь монастыря становится тяжелой – новые власти облагают монастырь большими налогами, конфисковывают земли. В это время он существует лишь за счет тех пожертвований, которые вносят православные князья Валахии и Молдавии, а также московские князья и священноначалие.

После того как Русь освобождается от власти татаро-монголов, улучшается и положение Свято-Пантелеимонова монастыря. В 1507 году покровителем (ктитором) монастыря становится великий князь Московский Василий III, начинает увеличиваться число иноков, теперь уже русских по происхождению. Большое уважение к монастырю испытывал царь Иоанн IV Грозный, который называл его своей «первой богомолией».

В период Смутного времени помощь монастырю снова прекращается и восстанавливается только с воцарением в России царского рода Романовых. Однако, даже учитывая помощь из России, монастырь продолжал испытывать экономические трудности. Постройки монастыря ветшали, количество насельников уменьшалось. Монастырь был на грани полного разорения, тем более что турецкие власти продолжали притеснять обитель. Дело доходило даже до того, что за долги монастыря по налогам монахов сажали в тюрьму. Все это привело к тому, что в 1705 году решением Патриарха Константинопольского Гавриила III монастырь восстанавливается как русский и полностью передается России. Управлять жизнью монастыря поставляется архимандрит Варлаам. Однако, несмотря на этот шаг, а также на помощь со стороны Священного Синода России (ежегодные выплаты, пожертвования, подарки в виде дорогой утвари, богослужебных книг и т. д.) монастырь испытывает трудности вплоть до конца XVIII века.

Как ни пытались все заинтересованные стороны улучшить жизнь обители, ситуация кардинально не менялась. Все это способствовало тому, что в конце XVIII века монахи Нагорного Русика решают переселиться на новое место, а именно – в прибрежную келлию с храмом Вознесения Господня, которая принадлежала основному монастырю. Эта келлия располагалась недалеко от лодочной пристани. Здесь монастырь святого Пантелеимона возродился во второй раз и находится по настоящий день. По своему местоположению он получил наименование Прибрежный Русик.
Перемена места не решила проблем. Новая обитель также испытывала трудности, вплоть до того, что в ней практически не осталось насельников. Встал вопрос о том, чтобы исключить русский монастырь из числа святогорских обителей, а для уплаты долгов продать земли другим монастырям Афона.

В 1803 году Патриарх Константинопольский Каллиник V издает грамоту о восстановлении общежития в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Возродить жизнь в обители предстояло 85-летнему старцу иеромонаху Савве, который специально поехал в Стамбул с целью испросить для этого материальные средства. Ему удалось собрать только частные пожертвования, так как от Патриархии ему ничего не дали. Однако здесь оказал помощь Сам Господь. В этот момент по молитвам к святому Пантелеимону получил исцеление от тяжелого недуга великий драгоман Порты (дипломат с особым статусом. – прим. ред.), валахский князь Скарлат Каллимах. По данному им обету, после выздоровления он стал ктитором Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. В эти годы, а именно – в 1814 году, при материальной поддержке Каллимаха на территории монастыря строится собор во имя святого Пантелеимона. В 1815 году собор был освящен.

Однако в середине XIX века, после кончины старца Саввы и казни турецкими властями Каллимаха, для монастыря вновь наступают тяжелые времена. В один из моментов, в период с 1821 по 1829 годы, монахи даже были вынуждены покинуть обитель и провести девять лет в скитаниях, так как из-за разгоревшейся Греческой революции против турецкого ига территорию монастыря заняли турецкие войска. Только в 1830 году в монастырь возвращаются русские иноки, хотя экономическое состояние обители было, как и прежде, бедственным.

Новый этап возрождения монастыря начинается только спустя десятилетие – с 1840 года, когда в него приходит русский инок Иоанникий (Соломенцев) с несколькими другими монахами. Приняв схиму с именем Иероним, он стал возрождать жизнь монастыря, за что впоследствии получил прозвание «духовного возобновителя». Благодаря деятельности отца Иеронима в монастыре начинается духовный и экономический подъем, строятся новые храмы (1846 –святителя Митрофания Воронежского, 1851 – Покрова Пресвятой Богородицы и т.д.). В целом за годы деятельности отца Иеронима в монастыре было построено и восстановлено около 60 храмов, 19 келлий и 8 подворий. К 1850 году в обители святого Пантелеимона находилось уже около 200 монахов, из них 30 были русскими.

К концу XIX века монастырь полностью избавился от долгов, стал сам оказывать материальную помощь братским монастырям и другим учреждениям на Афоне. Количество монахов в обители было более тысячи, из них русских – около 800. К 1910 году количество монахов увеличилось до 1900 человек. Обители принадлежало 60 храмов, различные земельные владения, в том числе и вне Афона (в черте города Салоники и т. д.). Правда, эти внеостровные владения были конфискованы у монастыря правительством Греции в 1924 году.

К началу XX века монастырь святого Пантелеимона имел собственные подворья в ряде городов России и не только – Москве, Санкт-Петербурге, Таганроге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Одессе, Сухуми, Стамбуле и Салониках. У всех этих подворий была своя участь. В частности, в России после революции 1917 года все они были закрыты. Однако сам монастырь святого Пантелеимона избежал этой участи, находясь вдалеке от России. Так Господь уберег обитель Своего угодника от безбожной власти.

На сегодняшний момент в монастыре, который остается одной из главных святынь Афона, хранится честнейшая глава святого Пантелеимона, а также его чудотворный образ.

Афон. Свято-Пантелеймонов монастырь.

Свято-Пантелеймонов монастырь, расположенный на западной стороне Афонского полуострова, между Ксенофонтовым и Ксиропотамовым монастырями, занимает девятнадцатое место в иерархии Святого Афона. Название обители происходит от святого великомученика Пантелеймона, которому она посвящена, но личность её основателя остаётся неизвестной. Основание монастыря приписывается русским инокам и датируется серединой XVIII века, если речь идет о сегодняшнем местоположении обители. В действительности же история братии монастыря святого Пантелеймона ведёт своё начало с конца X века, когда русские монахи поселились в монастыре Пресвятой Богородицы Ксилургу (Древодела), который в настоящее время существует как скит Успения Богородицы. Славянская традиция приписывает основание этого монастыря святому равноапостольному князю Владимиру (958-1015), правителю Киевской Руси.

В связи с увеличением числа русских монахов в скором времени монастырь Ксилургу был покинут. Русской братии в 1169 году была предоставлена обитель Фессалоникийца, посвященная святому великомученику Пантелеймону; в ней русские монахи оставались в течение шести веков, до 1765 года. Позже, когда и эта обитель была в основном покинута, она стала называться Палеомонастиро (Старый монастырь) или Старый Русик, став экзартимой главного монастыря.

Пребывание братства в монастыре Фессалоникийца было связано с различными испытаниями, как это происходило со всеми монашескими сообществами в те времена. В 1307 году обитель была разграблена пиратами, в результате чего большая часть её была разрушена. Несколько лет спустя, в 1345 году, монастырь нашёл поддержку в лице сербского правителя Стефана Душана и византийских императоров из династии Палеологов, а именно Андроника II, Иоанна V и Мануила II, при этом в 1394 году Третий Устав Святой Горы ставит обитель на пятое место в афонской иерархии.

В эпоху османского владычества монастырь переживает трудные времена, хотя до середины XVI века его развитие всё ещё продолжается; при этом братия, как представляется, состоит в равной мере из русских и греческих иноков. Однако с середины XVI до середины XVIII веков наступают периоды запустения.

С середины XVIII века начинается период восстановления при поддержке господаря Молдовы Иоанна Теодора Калдимаки (1690-1780), который был одним из главных благотворителей в этот новый период жизни монастыря. В 1760 год- братия перебирается в небольшую Воскресенскую обитель, которая была построена как раз на том месте, где сегодня расположен Свято-Пантелеймонов монастырь, тогда как бывшая обитель Фессалоникийца преобразуется, как уже говорилось, в его экзартиму. Поддержка правителей Молдовы продолжается со стороны Скарлата Калллимаки (1773-1821), и в итоге в 1803 году монастырь стал общежительным, а в 1806 году был назван Константинопольским патриархом Каллиником V “подлинной киновией династии Каллимаки”.

Во время Греческой национально-освободительной войны для Свято-Пангелеймонова монастыря снова настали тяжёлые времена, в то время как с 1835 года начали прибывать в обитель русские иноки, которые, ввиду численного преимущества и других исторических обстоятельств, сначала становятся большинством, ас 187 5 года берут на себя управление монастырем.

К концу XIX века (к 1895 году) число русских монахов достигло 1000 человек и продолжало расти до 1913 года, по с началом русской революции в 1917 году этот рост остановился полностью.

Как уже упоминалось, Свято-Пантелеймонов монастырь вернулся к общежительному устрою в 1803 году, в котором пребывает и до сих пор. Монастырь в настоящее время более известен как “Русский монастырь” (“Россикон”), в то время как церковное богослужение в соборе обители, в соответствии с сигиллием 1875 года, проводится па греческом и русском языках.

Кафоликон, освящённый в честь святого Пантелеймона (память отмечается 27 июля), построен в XIX веке; начал строиться в 1812 году, а завершён был в 1821 году. Соответствует афонскому тину в сочетании с элементами русского стиля, особенно заметными в характерных куполах. Фрески тоже характерны для русского искусства и относятся к XIX веку.

Монастырь недавно возвел новый филиал водосвятия, рядом с главным входом, в то время как старый, находящийся спереди и слева от входа в трапезную, отличается чем, что не имеет купола и столбов. Колокольня монастыря построена в 1893 году, имеет 32 колокола весом более двадцати тонн, при этом самый большой имеет окружность 8,71 метра и весит 13 тонн.

Трапезная, расположенная в западном корпусе, была построена и расписана русскими иконописцами в конце XIX века. Это одна из самых больших трапезных Святой Горы, которая вмещает до 1000 человек. Кухня также находится в западном корпусе монастыря, рядом с трапезной.

Кельи монахов занимают северный и южный корпусы обители. Архондарик до пожара 1968 года располагался в большом зале внутри обители, но с тех пор находится в здании за пределами её ограды, рядом с морем. Монастырь Святого Пантелеймона имеет свою аптеку, стоматологический кабинет, приют для престарелых, а также просфорное и свечное производство, фотолабораторию и мастерскую по реставрации икон.

Монастырь имеет около 35 пареклисов на своей территории и за её пределами. Особенно известны часовня святого благоверного князя Александра Невского и Покровская часовня, которая в действительности является внушительным храмом с большим количеством икон и позолоченным иконостасом, там же хранится и мозаичная икона святого благоверного князя Александра Невского. В часовне святого Митрофана, расположенной к западу от библиотеки, служба ведётся па русском языке, в то время как в часовне Успения Богородицы, находящейся сзади кафоликона, богослужение идет на греческом языке.

В ризнице монастыря хранится множество реликвий, таких как религиозная утварь, облачения, кресты, части Древа Животворящего Креста Господня и большое количество святых мощей. В хранилище икон обители есть очень много ценных образов, к примеру святого Иоанна Предтечи, святого великомученика Пантелеймона и Богородицы Иерусалимской.

В библиотеке монастыря имеется более 1.000 греческих рукописей н около 600 славянских, некоторые из них написаны на пергаменте, в то время как многие иллюстрированы. Библиотека также располагает богатой коллекцией греческих и русских печатных книг, общим числом более 25.000.

Свято-Пантелеймонову монастырю принадлежит скит Успения Божией Матери, называемый ещё и просто “Богородица”, являющийся бывшим монастырем Ксилургу. К остальным экзартимам обители относятся немало келлий, одна из которых, святого Георгия, является представительством монастыря в Кареях, и две кафизмы, одна из которых — это вышеупомянутая Палеомонастиро (Старый Русик). Монастырю принадлежит также покинутое поселение Новая Фиваида, или Гурноскит, а также подворье Хромицы, находящееся у границы Афона с регионом Уранополиса. Пристань обители построена совсем недавно.

Свято-Пантелеймонов монастырь насчитывает сегодня в общей сложности около 80 иноков, живущих в самом монастыре и его экзартимах.

Услуги индивидуального гида, по организации паломничество на Афон, а также трансфер Салоники Урануполис, помощь в получении специальной визы «диамонитирион«,

Смотрите также

Зографов Монастырь. Зограф

Зографов монастырь, расположенный в северо-западной части Афонского полуострова, в лесистой местности на горе, занимает девятое место в иерархии главенствующих монастырей Святой Горы. Основание его восходит к X веку и связывается с тремя братьями родом из города Охриды, афонскими монахами Иоанном, Моисеем и Аароном. По Преданию, существовало разногласие между ними относительно того, кому посвятить монастырский соборный храм.

Большинство туристов, которые посещают мыс Сунион – романтики или искатели приключений. Действительно, не каждый решится ехать целый час из Афин для того, чтобы посмотреть руины древнего храма Посейдона и красивейшую панораму. Некоторые люди остаются здесь до вечера для того, чтобы вдоволь налюбоваться одним из красивейших закатов во всем Средиземноморье. Многочисленные поэты, художники и музыканты воспели эту маленькую точку на огромной карте Эллады.

Некрасивые звёзды. Георгия Василиаду.

Интереснейшие места Греции – Порто Каррас

Кефалония. Интересные факты об острове Кефалония

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь

Монастырь святого великомученика Пантелеимона расположен на берегу моря между Ксенофонтовым монастырём и пристанью Дафни. На своём нынешнем месте у моря обитель появилась после 1765 года. До того она находилась в другом месте, дальше от побережья. Теперь там расположен так называемый «старый» или «нагорный» Русик, или «монастырь Фессалоникийца», основанный в начале XI века. Именно тогда на Святую Гору пришли первые русские монахи. Первоначально они обосновались в монастыре Ксилургу. Довольно быстро он заполнялся выходцами из Руси, так что вскоре здесь стало тесно. Поэтому Священный Кинот по просьбе игумена Лаврентия передал русским монахам опустевший к тому времени монастырь Фессалоникийца. Обитель же Ксилургу была преобразована в скит и остаётся им по настоящее время.

Источников об истории Русика до XIII века поч­ти не сохранилось из-за пожара, полностью разрушившего весь монастырь вместе с архивами и библиотекой. Однако известно, что император Андроник II Палеолог своим хрисовулом утвердил имущественные права обители. Позднее о ней заботились также многие сербские короли, поддерживавшие монастырь щедрыми подаяниями, и, конечно, русские цари.

Во времена монгольского ига на Руси монахи Русика в большинстве своём были греками. Однако после 1497 года начинается массовый приток русских иноков на Святую Гору. В Треть­ем Уставе (1394 г.) Пантелеимонов монастырь значится пятым в порядке иерархии афонских обителей. Однако после краткого периода расцвета монастырь беднеет и попадает в долги. Тогда он и лишается ряда своих владений.

К середине XVIII века врата Русика закрылись, и монастырь вновь попал в руки греков. Братия решила переселиться поближе к морю. Там и был построен, с помощью правителей балканских и придунайских княжеств, нынешний Пантелеимонов монастырь.

Особо щедрые пожертвования сделали в первой четверти ХIХ века господарь Молдо-Валахии Скарлат Каллимах (именно на его средства был возведён соборный храм). В 1806 году Патриарх Каллиник V своим указом утвердил в монастыре общежительный устав.

В годы Греческого восстания Русик, как и большинство афонских обителей, вновь пришёл в запустение. Начались длительные тяжбы с Ксенофонтовым монастырём по вопросу о границах. Монастырь находился в бедственном положении, когда в 1840 году в нём вновь стали появляться русские насельники. Вскоре они, как и прежде, составляли большинство братии. В 1875 году впервые после долгих лет был избран русский игумен, и Русик стал действительно русским монастырём. К концу ХIХ века только в Пантелеимоновом монастыре жило более 1000 монахов (справедливости ради следует сказать, что среди них были и греки, и южные славяне). Множество русских жило и в других монастырях, скитах и келлиях Святой Горы.

Архитектурный ансамбль монастыря с его многочисленными многоэтажными постройками и высокими куполами храмов производит впечатление небольшого города. Однако сильный пожар 1968 года нанёс ощутимый ущерб обители — был полностью уничтожен Царский архондарик (восточный братс­кий корпус).
Соборный храм монастыря, как гласит надпись над входом в притвор, был построен в 1812-1821 годах. Напротив входа в собор находится трапезная, построенная в 1890 году и расписанная в 1897 году; она может вместить до 800 человек. Над трапезной возвышается колокольня, где находится множество русских колоколов, знаменитых по всему Афону. В Русике, помимо соборного, есть и другие храмы.

Монастырю принадлежат пять келлий: преподобного Евфимия, бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, Живоносного Источника, первомученика Стефана и великомученика Георгия Победоносца (две последних расположены в Карее; в келлии великомученика Георгия находится представительство монастыря при Киноте).
Кроме этого, Русику принадлежат: подворье Хромица (или Хромитисса) недалеко от Урануполя — там живут несколько русских монахов; скит Ксилургу, или, как его называют на Афоне, «Богородица», неподалёку от монастыря Пантократор; пустынный скит «Новая Фиваида» на юго-западе Святой Горы и скит Старый Русик.

В обители хранятся мощи многих святых: глава великомученика Пантелеимона, стопа апостола Андрея Первозванного, а также частицы Честного Креста, множество икон, облачений, крестов и т. д. В отдельном двухэтажном здании располагается богатая библиотека монастыря.

Свято-Пантелеимонов монастырь. К 1000-летию присутствия русского монашества на Афоне

Святогорский путь — это всегда неожиданность: непредвиденная встреча и минутный разговор могут резко изменить все планы (впрочем, в этом краю ясно понимаешь: ничего случайного в жизни не происходит). Однако, куда бы ни забредал русский путник, какими бы тропами ни ходил, они рано или поздно приведут его в славный Пантелеимонов монастырь.

Всех без исключения поражает грандиозный вид обители, со множеством разнообразных строений и куполов. По существу, это целый иноческий город. В отличие от большинства афонских монастырей Пантелеимонов многокрасочен: пилигримы-греки называют его «Прасини мони», «Зеленый монастырь», по необычному цвету его крыш. И на Афоне этот зеленый цвет для русского богомольца становится родным.

Обитель была основана в начале XI века и первоначально располагалась в Ксилургу (см. ниже главу «Скит Ксилургу»). Во второй половине XII века русские иноки, вследствие своей многочисленности, переселились из Ксилургу в Нагорный (Старый) Руссик, первоначально именовавшийся Пантелеимоновым монастырем Фессалоникийца. Он известен пострижением здесь в монахи св. Саввы Сербского в 1196 году (обитель впоследствии получила статус скита; здесь в 1925 году освятили прекрасный храм во имя св. Пантелеимона Целителя, с высокой шатровой колокольней).

Во время монголо-татарского ига связь Руси с Афоном прервалась. «Старый монастырь» Фессалоникийца был оставлен русскими иноками и заселен греческими. Несмотря на деятельную помощь московских государей в XV-XVII веках русская, русская жизнь на Русике почти не возрождалась: знаменитый путешественник Василий Григорович-Барский, побывавший тут в 1744 году, сообщил, что «у монастыря только название русское».

В конце XVIII века иноки из Руссика перешли на берег моря — в нынешний Пантелеимонов монастырь, основанный в XVII веке епископом города Иериссоса на месте скромной келлии. Во время русско-турецкой войны 1827-1828 годов монастырь временно опустел, но в 1835 году греческий игумен Герасим пригласил в обитель русских насельников, надеясь ее укрепить. Сюда из Ильинского скита переселился и известный своим благочестием и ученостью о. Аникита (князь Сергей Александрович Ширинский-Шихматов), ставший ктитором монастыря. С 1850-х годов русское братство стремительно росло, а в конце XIX века, при архимандрите Макарии (Сушкине), — прежде настоятелями были греки — обитель окончательно перешла в русские руки и начала быстро отстраиваться.

В Константинополе, Одессе и Москве появились большие пантелеимоновские подворья с храмами, а в начале XX века монастырь устроил на Кавказе крупную обитель, Ново-Афонскую Симоно-Кананитскую, ставшую важным связующим звеном между Святой Горой и Россией. В те годы монастырь достиг наибольшего расцвета: его братия насчитывала до двух тысяч иноков (включая иноков, проживавших в многочисленных малых обителях, приписанных к монастырю, а также на подворьях вне Афона). Обитель тогда широко занималась религиозно-просветительской деятельностью, издавая множество книг, брошюр и выпуская журнал «Душеполезный собеседник». Огромное внимание уделялось паломничеству: ведь в начале XX века Святую Гору ежегодно посещало до 30 тысяч россиян!

О великом прошлом Пантелеимонова монастыря существует целая литература. Сейчас он напоминает город с эвакуированным населением, где осталась горстка хранителей.

Его история в новейшее время повторяет историю всего русского Афона. В начале 1900-х годов среди иноков распространяется имяславие (это учение первоначально овладело насельниками Новой Фиваиды), и в 1913 году с полтысячи пантелеймоновцев были вывезены в Россию. Первая мировая война отрезала обитель от родины, а турки захватили подворье в Константинополе как «вражеское»; одновременно на фронт призвали часть братии. С 1917 года связь с Россией окончательно прервалась.

На помощь новых правителей России уповать не приходилось — слава Богу, что они были далеко. Пантелеимоновская община стала резко уменьшаться: в 1918 году она насчитывала около восьмисот монахов, в 1925 — пятьсот шестьдесят, в 1945 — сто восемьдесят, в 1956 — семьдесят пять, в 1965 — только двадцать. Многие опасались, что и здесь русская жизнь прервется. Но монастырь, будучи одним из «господствующих», сумел сохранить свою русскость.

В 1966 году, спустя полвека, афонская братия вновь пополнилась русскими насельниками: по договоренности между духовными и светскими властями в Пантелеимонов монастырь поступило пять монахов. С тех пор Московский Патриарх стал официально считаться ктитором обители, получив реальную возможность ей помогать. С начала 1990-х годов эта помощь, так же как помощь жертвователей из России и Украины возросла: численность братства несколько увеличилась (сейчас тут около 50 человек), отстраиваются и реставрируются монастырские здания; в российской столице возродилось Пантелеимоновское подворье.

Паломники обычно прибывают в обитель на пароме. На берегу стоит арсана и несколько корпусов, в одном из которых расположен архондарик, с Преображенской церковью. Неподалеку, также вне монастырских стен, — братская усыпальница, самая ухоженная на Святой Горе.

Пройдя сквозь большую порту (врата), паломник попадает на обширный монастырский двор с кафоликоном — соборным храмом во имя св. Пантелеимона, возведенным в 1812-1821 годах. Увенчанный восемью куполами, он типичен для афонских византийских и поствизантийских храмов, имеет большие экзонартекс и нартекс (наружний и внутренний притворы). Интерьеры расписаны русскими художниками в конце XIX века; не может не восхитить великолепие резного позолоченного иконостаса. В кафоликоне хранятся глава св. Пантелеимона, частицы мощей Святых Иоанна Предтечи, Стефана Нового, Параскевы, Марины, Иосифа Обручника, апостола Фомы, Иоанна Златоуста и других угодников Божиих.

Напротив собора — гигантская трапезная, на 800 человек, самая большая на Афоне, расписанная, как и кафоликон, русскими мастерами в конце XIX века. Над трапезной — прекрасная колокольня в московском стиле. На ней водружены два десятка колоколов, главный из которых, весом 13 тонн, — один из самых больших в мире.

Рядом с соборной церковью — храмы святителя Митрофана Воронежского и Успения Божией Матери, библиотечное здание. Тут же — громадный северный корпус, где расположено девять параклисов. Среди них выделяется верхняя соборная церковь св. Александра Невского и Покрова Богородицы, украшенная русскими мастерами, с золочеными иконостасами и множеством икон. В ней хранятся многие реликвии, в том числе честная глава преподобного Силуана Афонского, одного из величайших молитвенников ХХ века (Святой нес послушание на мельнице вблизи монастыря). Вседневные монастырские службы идут именно в этой церкви, попеременно с кафоликоном.

Как солнце повторяет свой путь на небе, так и насельник «Пантелеймона» повторяет свой день.

Встают монахи в 7 часов по-византийски (зимою это 2 часа ночи!), когда начинается ранняя обедня, а вслед за ней — поздняя. Часов в 11, напившись чая, все идут на различные послушания: кто на огороды, кто на стройку, кто в канцелярию. Часа в два обедают и опять идут на работы — до 7 часов, когда полагается вечерний чай. После него вечерня, затем — ужин, повечерие, по окончании которого насельники расходятся по кельям, где нужно прочесть установленное число молитв и положить столько же земных поклонов. Это называется «тянуть четки». Для схимников — 12 четок (в каждой четке по сто поклонов), для простых монахов — 7. Глубокой ночью звонят к заутрени, продолжающейся часа два. И так ежедневно, до самой кончины, которая здесь ожидается как долгожданный переход в иной мир.

Афон для Руси всегда был священным источником монашеской жизни, начиная с преподобного Антония – основателя Киево-Печерской лавры. Интерес наших соотечественников к Святой Горе не оскудевал в течение многих столетий. Сегодня паломничество на Афон возрождается с новой силой. Но Русский Афон – это прежде всего русские монастыри, скиты и пустыни, в которых просияли святые угодники Божии, подвижники веры и благочестия.

Свято-Пантелеимонов монастырь

Россикон — так называют греки Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, и в этом названии легко угадать связь с Россией. И действительно, обитель — уголок Руси на греческой земле, единственный русский монастырь на Святой горе. Неудивительно, что его очень любят отечественные паломники и туристы: они почитают долгом помолиться в кафоликоне монастыря, который так напоминает владимирские храмы, поклониться мощам святого целителя Пантелеимона и побеседовать с русскими насельниками обители. Несмотря на официальное 19-е место в традиционной иерархии афонских монастырей, Свято-Пантелеимонов — старинный и крупный монастырь, некогда владевший подворьями по всей Российской империи.

Немного истории

История Свято-Пантелеимоновой обители восходит к 11 веку, однако первоначальный монастырь назывался Фессалоникийским, хотя и был освящен во имя святого Пантелеимона. Первая русская община появилась в этой области еще раньше, в 10 веке. Насельники обитали тогда в Богородичном ските, и лишь в 12 столетии переехали в тогдашний Фессалоникийский монастырь, который с тех пор стал называться Свято-Пантелеимоновым. В то время здесь подвизался святой Савва Сербский. Во времена турецкого владычества обитель испытывала трудности с финансированием, а количество русских монахов уменьшилось. В 18-19 веках под руководством преподобного Герасима монастырь вновь переживает расцвет, и число русских послушников доходит до тысячи. Сегодня здесь живут 50 монахов.

Что посмотреть

Свято-Пантелеимонов монастырь расположен на юго-западном побережье полуострова Афон, прямо у береговой линии. Впервые увидев его каменные крепостные стены, за которыми возвышаются нарядные белоснежные храмы и церкви, невольно вспоминаешь о граде Китеже: кажется, так же некогда отражался сказочный город в водах Светлояра, как дрожат на синей глади моря монастырские купола. В отличие от большинства прибрежных монастырей Афона, Свято-Пантелеимонова обитель практически не поднимается над уровнем моря, словно приглашая путешественника сойти с лодки прямо под ее гостеприимные своды.

Кафоликон монастыря был построен в начале 19 века и освящен в честь великомученика Пантелеимона. В его стройном классическом облике перекликаются черты северных русских храмов и византийские традиции: в частности, приземистые луковки посажены на световой барабан с узкими и высокими окнами. В интерьерах обязательно стоит увидеть фрески и резной иконостас (здесь также явно прослеживаются русские черты) и поклониться древней иконе и мощам целителя Пантелеимона.

Свято-Пантелеимонов монастырь особенно славится своим колокольным ансамблем, составленным из подаренных обители русскими царями колоколов. Крупнейший из них весит 13 т и достигает в диаметре 2,7 м.

В границах монастыря располагаются целых 15 церквей — рекордное число для Афона. Здесь хранятся особо почитаемые реликвии, в числе которых чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская» и мощи многочисленных апостолов, святых и мучеников: ступня Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Крестителя и другие святыни. Ценнейшая библиотека обители содержит более 20 тыс. печатных книг и около 1300 манускриптов, почти половина из которых написана на старославянском языке.

Практическая информация

О том, как добраться до монастыря из Уранополиса и как передвигаться между монастырями, читайте на странице Афон.

Пантелеимонов монастырь

Монастырь Пантелеимонов

Русский монастырь святого великомученика Пантелеймона располагается на западном побережье полуострова Афон между пристанью Дафни и монастырём Ксенофонт. Монастырь общежительный, престольный праздник здесь отмечают 27 июля. На протяжении столетий в этом монастыре живет очень много русских монахов, из-за чего его часто называют просто “Руссик”.

Монастырь основан во времена равноапостольного князя Владимира и сына его Ярослава, о чём упоминается в Истории Государства Российского. В нём хранятся рукописи русских царей и Всероссийского Патриарха Иова. Правила в монастыре соблюдаются издревле установленные святыми отцами для общежительной братии: ничего не считать своим, но всё иметь общее.

Первоначально монастырь святого Пантелеймона, иначе называемый Фессалийским, стоял на месте, известном сейчас как Палеомонастирион (то есть, старый монастырь). Его построил некий богатый христианин из Фессалии. Сначала в нем жили греки и русские монахи, причем греков было больше, но после освобождения Руси от татаро-монгольского ига он наполнился жаждавшими духовного подвига русскими монахами. Период расцвета продлился недолго, и монастырь столкнулся с большими экономическими трудностями. Чтобы как-то существовать, монастырь вынужден занимать деньги, отдавая в залог монастырскую собственность и ценную богослужебную утварь. В середине XVIII столетия монастырь закрылся окончательно. Русский путешественник и писатель XVIII века по фамилии Барский рассказывал, что при первом своем посещении монастыря нашел там четверых монахов – двоих русских и двоих болгар, а приехав повторно, обнаружил, что монастырь совершенно пуст. В лучшие времена в монастыре святого Пантелеймона насчитывалось до трёх тысяч монахов.

Монастырь Пантелеимонов 2014

Монастырь Пантелеимонов 1904

Между 1800 и 1820 годами монахи покинули полуразрушенные здания и решили перебраться на новое место, поближе к морю. Где монастырь и стоит в настоящее время. Новый монастырь получил статус киновии, а в 1840 году снова стал принимать русских. Русские стали приходить в таком количестве, что вскоре настоятелем стал русский монах, и через некоторое время монастырь оказался целиком в русских руках. Щедрые дары и пожертвования Русской Царской Семьи способствовали быстрому возрождению монастыря, и к концу XIX века в нём жили уже более тысячи монахов из России. Выходцы из России расселились по всей территории полуострова.

Строительство собора монастыря святого великомученика Пантелеймона было завершено в 1821 году. Он увенчан типично русскими куполами луковками и позолоченными крестами. Согласно указу от 1875 года, службы здесь ведутся на церковно-славянском и греческом языках. Рядом с собором стоит огромное, украшенное фресками здание трапезной на тысячу человек. Вверху от входа в трапезную находится колокольня (1893 г.) с колоколом, вторым в мире по величине, весом в 13 тыс. кг.

Богатейшая библиотека содержит 2000 книжных томов греческих и славянских печатных изданий XI-XIX вв . Монастырю также принадлежит большое количество маленьких храмов и часовен, многие из которых посвящены русским святым.

Сегодня в монастыре проживают около 40 монахов. Число братии может резко увеличиться, если Греция разрешит переселиться сюда монахам из России. Получено более пяти тысяч прошений от русских, желающих стать насельниками Свято-Пантелеимонова монастыря, однако, согласно древнему эдикту, призванному охранять право греков на владение святогорскими монастырями, число братии этого монастыря не должно превышать таковое соседнего монастыря Ксиропотам, в котором сейчас всего пятьдесят человек.

К святыням монастыря относятся часть камня от памятника Господу, глава святого Пантелеймона. Также здесь находятся мощи святого Иоанна Крестителя, святых апостолов Петра, Андрея, Матфея, Варфоломея, Фомы, Варнавы, Прохора, Святого Луки, святителя Григория Паламы и преподобного Силуана, удивительного старца нашего времени (1866-1938).

Чудотворные иконы монастыря – икона Божией Матери, именуемая Иерусалимская, находится над царскими вратами; икона Святого Предтечи и крестителя Господня Иоанна; древняя икона Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона; икона Святого с

Монастырю принадлежат Палиомонастырь и болгарский общежительный скит Богородицы Ксилургу, общежительный скит Хрумитца, скит Новая Фиваида. В основном все скиты разрушены.

Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь рассказал о правилах оформления паломничества в обитель

«Дорогие паломники! Паломническая служба Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря уведомляет, что работает с турфирмами и паломниками только по электронной почте! Мы не принимаем заказов по факсу, по телефону или автоответчику. Поэтому просим Вас присылать ваши заявки и вопросы на эл-адрес Паломнической службы Русской святогорской обители: rpm.palomnik@gmail.com

Обращаем особое внимание, что организацией поездок паломников на Святую Гору Афон ныне занимаются многие турфирмы, но не все из них имеют договоренности о сотрудничестве с Русским на Афоне Свято-Пантелеимоновым монастырем. В результате нередко случается, что паломники приезжают в Русский святогорский монастырь, но не могут в нем остановиться. Дабы избежать подобных недоразумений, рекомендуем, прежде чем заказывать паломнические услуги у какой-либо из турфирм, удостовериться по вышеуказанному эл-адресу о наличии у нее договоренности со Свято-Пантелеимоновым монастырем. Главный признак наличия такой договоренности – если турфирма может заказать для паломника диамонитирион от Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Если же турфирма не может этого обеспечить, то такой договоренности нет и, соответственно, паломник едет на Афон по неопределённым условиям и есть большая вероятность, что не будет принят в Русский монастырь. При наличии же диамонитириона от Русского святогорского монастыря у паломника есть гарантия без проблем попасть в Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе, а также во все другие как греческие, так и славянские обители Афона.

Стоит обратить внимание, что многие турфирмы, особенно не имеющие договоренностей с Русским святогорским монастырем, очень часто предлагают общие диамонитирионы, обещая паломникам, что при их наличии все святогорские монастыри обязаны их принимать, в том числе и Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Однако такое утверждение не соответствует реальному положению дел. Поскольку прием паломников в Русский святогорский монастырь строго лимитирован, то паломник с общим диамонитирионом, не имевший предварительной резервации в Свято-Пантелеимоновом монастыре, легко может оказаться за гранью этого лимита. Поэтому при наличии общего диамонитириона необходимо заранее резервировать места в обители. Формально все турфирмы обещают такую резервацию, но на самом деле только имеющие договоренности с монастырем могут выполнить свое обещание. Поэтому Паломническая служба Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, во избежание недоразумений, рекомендует паломникам по вышеуказанному электронному адресу удостовериться о наличии резервации для него», — говорится в сообщении Паломнической службы обители, опубликованном на портале Путеводитель по Афону.

Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне

Русский на Афоне Свято-Пантелеимоновский монастырь, или Новый Русик, расположенный в юго-западной части Святой горы, уже существовал в 1016 г. – к этому времени относится первое его упоминание, однако, согласно устной традиции, монастырь был основан князем Владимиром и его женой Анной сразу после принятия христианства на Руси в 988 г. Именно здесь принял постриг св. Афанасий Печерский, родоначальник монашества на Руси, перенесший принципы устройства монашеской жизни Афона в Киев, основав Киево-Печерскую Лавру. Древнейший русский монастырь на Афоне, Ксилургу, со временем уже не мог справляться с возрастающей численностью русской братии, в связи с чем монахи перешли в монастырь Фессалоникийца (Старый Русик), а в Ксилургу был построен скит, посвященный Богородице. С 1375 г., с назначением Митрополитом Киевским и всея Руси святителя Киприана, русско-афонские связи начали активно возрождаться. Это же время стало и временем мощного подъема монастыря, когда ему покровительствовали не только русские правители, но и сербские цари, а в XVI в. афонским монахам было разрешено проводить сбор пожертвований в России в пользу русской обители на Афоне.

Новый подъем русского монастыря был связан с переходом братии в третий центр, в нынешний монастырь св. Пантелеймона, что случилось в 1760 г. Территории монастыря были существенно расширены, а его финансовое положение улучшено. Численность русской братии возрастала и уже в XIX в. превысила число греческих монахов. Трагическим временем в истории как для монастыря, так для всей русской братии стала Октябрьская революция 1917 г., после которой монахи оказались практически отрезанными от России. Сейчас братия монастыря постепенно увеличивается, монастырские строения реставрируются и Пантелеймоновский монастырь вновь обретает былое величие.

Сокровищем монастыря является его библиотека. В главном соборе храма хранится большое количество реликвий и мощей святых, в числе которых особенно ценными являются глава св. Пантелеимона и глава апостола Луки, части Древа Креста Господня, чудотворные иконы, часть камня, отваленного от гроба Господня, и многое другое. Пантелеймонову монастырю принадлежит большое количество часовен, келий, земель, скитов, малых церквей, подворий.

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь

Русский монастырь Святого великомученика и целителя Пантелеимона (Свято-Пантелеимонов монастырь) расположен на полуострове Айон-Орос (Святая Гора Афон) на севере Греции. Монастырь построен на берегу небольшой бухты в юго-западной части полуострова между пристанью Дафни и Ксенофонтовым монастырем.

Монастырь основан в 1169 году, хотя русские монахи обосновались на Афоне еще в X веке, основав там обитель Богородицы Ксилургу. Во второй половине XII века братия переселилась из обители Богородицы Ксилургу в Нагорный Русик, а в конце XVIII столетия иноки перебрались на берег моря в обитель с храмом Вознесения Господня на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря.

Монастырь был официально передан во владение русским инокам 15 августа 1169 года Священным Кинотом Святой Горы (монашеской администрацией Афона), обладает правами самоуправления, подчиняясь в церковной иерархии лишь Константинопольскому Патриарху, и находится во владении афонской монашеской «федерации», состоящей из 20 мужских монастырей. К Русской православной церкви монастырь имеет опосредованное отношение, поскольку он, как и все афонские монастыри, подчиняется Константинопольской Патриархии.

В целом архитектурный облик монастыря не носит традиционного крепостного характера, свойственного афонским обителям. Многоэтажные корпуса, рассчитанные в свое время на многочисленность братии, окружают более старый, компактно расположенный в виде прямоугольной застройки центр с главным соборным храмом, построенным в XIX веке и посвященным Св. великомученику и целителю Пантелеимону (день памяти 27 июля по юлианскому календарю). В этом храме хранится глава Св. великомученика Пантелеимона и частицы мощей следующих святых: Иоанна Предтечи, Стефана Нового, Параскевы, Марины, Иосифа Обручника, апостола Фомы, Иоанна Златоуста и ряда других.

Второй соборный храм – Покрова Пресвятой Богородицы; здесь хранятся многочисленные мощи святых: Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита; бессребренников Косьмы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других. Здесь же находится чудотворная икона Божьей Матери, именуемая «Иерусалимскою», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона Св. великомученика и целителя Пантелеимона и икона священномученика Харалампия. Третий храм посвящен святителю Митрофану Воронежскому чудотворцу.

В обители расположен также малый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельный к Покровскому храм во имя святых великих князей: равноапостольного Владимира и благоверного Александра Невского.

Кроме этих храмов имеется еще несколько параклисов. Близ монастыря находится так называемая гробница – усыпальница с церковью Св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

Монастырская библиотека содержит более 20 000 книг и рукописей.

К монастырю приписаны скиты Богородицы Ксилургу (где первоначально проживали русские монахи до переселения в XVIII веке в нынешний Свято-Пантелеимонов монастырь), Старый Русик, Новая Фиваида и Кромница.

Сейчас в монастыре проживают более 60 монахов (что сопоставимо с количеством братии в других афонских монастырях), большинство монахов – люди преклонного возраста. Игуменом монастыря является архимандрит Иеремия (Алёхин Яков Филиппович, 1915 г. р., проживает на Афоне около 30 лет, в 2001 году награжден орденом Почета). Духовник братии – иеромонах отец Макарий (Макиенко Михаил Павлович, 1954 г. р., на Афоне с 1987 года). Решение о приеме послушников и постриге в монахи принимается самостоятельно Собором монастыря и не подлежит согласованию с другими органами.

С октября 1993 года в Москве официально функционирует подворье Свято-Пантелеимонова монастыря, одна из функций которого – подготовка монахов и паломнических групп для направления их на Афон, число которых в последние годы увеличивается.

Ссылка на основную публикацию