Свято-Покровский Харьковский мужской монастырь

Свято-Покровский Харьковский мужской монастырь

В самом центре Харькова, большого и современного города, расположено место, где душа любого человека может прийти к Богу. Свято-Покровский монастырь в Харькове — излюбленное многими православными христианами место для паломничества и молитвы. Удобное расположение монастыря позволяет легко добраться до него из любой точки города. Давайте узнаем больше об этом чудесном месте, куда люди приходят спасать свои души.

История возникновения

Датой основания мужской обители в центре Харькова считается 1726 год, когда по указу епископа Белгородского Епифания в город была перемещена богословская школа, позже получившая название Харьковский Коллегиум. К нему был присоединен приход Свято-Покровского храма, который сохранен по сей день и является старейшим зданием города Харькова. Монастырь также получил свое название и главный престольный праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Интересно: В историю Харьковский Коллегиум при Покровском монастыре вошел тем, что в нем преподавал Г.С. Сковорода.

Имея прекрасную библиотеку с редкими книгами и блестящий педагогический состав, Коллегиум выпустил большое количество известных деятелей науки и религии, а ректор являлся и игуменом монастыря, где в первые годы подвизалось около двух десятков монахов.

С образованием отдельной епархии, на территории обители была организована Духовная Консистория. При этом верхний храм стал главным собором епархии, а сама территория монастыря значительно увеличивается — появляется здание Коллегиума, домовая церковь, Архиерейский дом, трапезная.

Читайте еще о храмах Украины:

В конце ХІХ века в бывшем подвале, который также служил усыпальницей, освящена еще одна церковь, получившая название Трехсвятительской. С этим строительством связан один примечательный момент: находящиеся в усыпальнице мощи святителя Милетия сделали открытыми для поклонения, и на пожертвования прихожан над ними был оборудован специальный киот.

Вскоре случился сильный пожар, в котором полностью сгорело все украшение гробницы, однако мощи чудесным образом не пострадали, хотя пламя добралось до самого гроба святого.

Важно! После пожара усилилось почитание мощей святого, а многие христиане стали верить, что монастырь стоит на освященной земле.

В 1844 году в обители появилась очень чтимая святыня — Озерянская икона Богродицы. К ней целыми днями не иссякал поток паломником, и маленький верхний Покровский храм не вмещал всех желающих. В скором времени была построена и освящена отдельная Озерянская церковь, которая выгодно дополнила архитектурный ансамбль Покровского монастыря.

В советские времена весь огромный Покровский монастырь был закрыт, а на его территории разместили различные государственные учреждения, даже районный военкомат. В 60-е годы была попытка начать реконструкцию всего комплекса, однако до конца дело не довели, и строительные леса виднелись на зданиях до конца 90-х годов.

В распоряжение православной церкви Покровский монастырь вернулся только лишь в 90-е годы, когда начался большой процесс возврата церковного имущества по всей стране.

Факт: Именно на территории Покровского монастыря в 1992 году проходил Архиерейский Собор, на котором осудили деятельность раскольнической филаретовской церкви. Для Украинской Церкви был выбран новый предстоятель — митрополит Владимир.

Полностью восстановлен весь ансамбль обители был лишь к 2003 году. При реконструкции старались сохранить все древние памятники архитектуры XVII — XVIII веков, которые до сих пор являются украшением города Харькова.

Описание и храмовые постройки

После длительного периода застоя, а затем восстановления всего комплекса обители, в ней существуют такие храмы:

  1. Крестовоздвиженский. Он находится на первом этаже Покровского собора.
  2. Озерянский.
  3. Покрова Пресвятой Борогодицы. Для этого нужно подняться на второй этаж Покровского собора.
  4. Домовая церковь в честь Иоанна Богослова. Расположена в Архиерейском доме.
  5. Трехсвятительский. Он освящен в подвальном помещении Озерянской церкви.

Для православных прихожан открыты Крестовоздвиженский храм, где богослужения проходят ежедневно в будние дни, и Озерянский, куда верующие приходят по церковным праздникам и воскресеньям.

Помимо церковных строений, в состав обители входит административное здание Харьковской епархии и Харьковская духовная семинария. Кроме того, можно посетить уникальный музей, в котором собраны как исторические, так и духовные реликвии, рассказывающие об истории всего города Харькова.

Завершает благолепие всего монастырского комплекса памятные скульптуры к 2000-летию Рождества Господа нашего Иисуса Христа, а так же к 200-летию всей Харьковской епархии. Помимо неоценимой духовной пользы, сама архитектурная композиция Свято-Покровского мужского монастыря является настоящим украшением центра Харькова.

Святыни обители

Конечно же, украшением любого храма будут святыни, к которым приходят помолиться верующие люди. В Покровском монастыре города Харькова можно приложиться к таким духовным сокровищам:

  1. Икона Пресвятой Богородицы «Озерянская». К сожалению, оригинал чудотворной иконы до наших дней не сохранился, но в Крестовоздвиженском храме можно помолиться перед точной копией первоначальной иконы.
  2. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Всецарица». По благословению митрополита Никодима в обитель была привезена точна копия чудотворного образа, оригинал которого хранится на Святой горе Афон. Перед этой иконой молятся об излечении от тяжких недугов и избавлении от тяжелых жизненных обстоятельств.
  3. Частица святых мощей святителя Иосафа Белгородского. Это почитаемый святой Слобожанской земли, который помогает всем, кто приходит к нему помолиться с чистым сердцем.
  4. Мощи со Святой Земли. Озерянский храм хранит поистине бесценный дар со Святой Земли — киот с различными святынями. Там находятся частицы Животворящего Креста Господня, камни с гор Голгофа, Синай и Фавор, частицы Гроба Господня. Кроме того, все верующие могут поклониться и приложиться к частицам мощей Иоанна Крестителя, апостолов Андрея Первозванного и Луки, целителя Пантелиймона и еще многих других почитаемых святых.
  5. Икона Богородицы Елецкая-Харьковская. Этот древний образ был обретен почти 1000 лет назад святым Антонием Печерским. Икона была восстановлена в 2012 году и доступна всем верующим в Покровском монастыре Харькова.

Приходя поклониться любым святыням, нужно помнить, что они не являются какими-то магическими амулетами для исполнения желаний. Просить помощи Божией можно только лишь с искренним покаянием в душе и желанием направить свою жизнь на исполнение Божьей воли.

Праздники и богослужения

В большой обители, в отличие от маленьких церквей, богослужения проходят ежедневно. Для удобства паломников и для того, чтобы разместить всех верующих, в дни церковных праздников и воскресения в Покровском монастыре служится две Литургии — ранняя и поздняя. Ранняя начинается в 6.30 утра, а поздняя в 8.30. В обычные будни Литургия бывает только ранняя.

О важности церковной жизни:

Что касается престольных праздников, то о них можно судить по названию храмов монастыря. Конечно же, главный престол припадает на 14 октября по новому стилю, когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы. В этот день в монастырь приезжает большое количество паломников, служится архиерейская служба, торжественно звенят колокола.

Помимо главного престола на Покров, в каждом отдельном храме служат свои престольные праздники в дни, в честь которых освящены храмы. В день почитания Озерянской иконы Богородицы (а это 12 ноября и 29 июня) совершаются праздничные богослужения в Озерянском храме.

Помимо Литургии, после которой всегда служится панихида (чин поминовения умерших), прихожане могут помолиться на различных молебнах. Так, ежедневно в будни в 9.30 утра можно заказать водосвятный молебен, а в 15.30 прийти на молебен с чтением таких акафистов:

  • в понедельник — молебен о здравии с водосвятием Пресвятой Богородице;
  • во вторник — для избавления от воздействия злых духов молятся святым Киприану и Иустине;
  • в среду — о получении помощи в самых разных сторонах жизни просят святую блаженную Матрону Московскую;
  • в четверг — ради избавления от греха пьянства возносят прошения перед образом Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша»;
  • в пятницу — для избавления от тяжелых недугов, благоприятном исходе операций молятся святому врачу Луке Крымскому.

После вечернего пятничного богослужения, которое начинается в 17.00, также служится молебен перед иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица».

В воскресные дни в 13.00 можно принять участие в заказном молебне святителю Николаю, на котором всех прихожан помажут освященным маслом.

Исповедь в Покровском монастыре проводится на вечернем богослужении накануне дня причастия, поэтому обязательно вечером нужно прийти в храм.

Найти Покровский монастырь в Харькове не составит труда — он находится в самом центре города, на улице Университетской, сразу напротив выхода из станции метро Площадь Конституции.

Свято-Покровский мужской монастырь в Харькове

  • Теги:
    • Плита (Стела),
    • Памятники,
    • Церковь,
    • Православный храм,
    • Монастырь,
    • Культовые сооружения

Оценка: +53 / 11 участников / 3 рекомендации / (+0) (-0) качество

  • Украина › Харьковская область › Харьков (город)

Свято-Покровский мужской монастырь в Харькове


История Свято-Покровского монастыря г. Харькова является живым свидетельством милости и благоволения Божия к нашему Слобожанскому краю.
Основание монастыря было связано с перенесением в 1726 году архиерейской школы в Харьков Белгородским епископом Епифанием Тихорским, позже получившей статус Коллегиума.
Главным монастырским храмом в 1729 году по постановлению Священного Синода о присоединении приходской церкви к монастырю стал храм Покрова Пресвятой Богородицы.
История не сохранила ни имен строителей ни других сведений о его возведении, известно лишь, что храм был освящен в 1689 году митрополитом Авраамием. Покровский храм является старейшим из сохранившихся до наших дней сооружений города, непревзойденным произведением украинской архитектуры XVII века.
При монастырском Коллегиуме возникла первая библиотека, первый хор, была подготовлена почва для становления храма науки — Харьковского университета. Его основание в 1805 году благословил и приложил к тому немало трудов первый Святитель Харьковской Епархии епископ Христофор (Сулима) — человек высокообразованный, трепетный молитвенник, реформатор духовного управления, радетель насаждения всеобщего образования. Харьковский Коллегиум славился своими талантливыми педагогами, среди которых особое место занимает самобытный украинский философ и поэт Григорий Саввич Сковорода, преподававший поэтику, древнегреческий язык и христианское добронравие.
Незабвенной страницей в духовном просвещении народа являлась и многолетняя архипастырская деятельность архиепископа Амвросия (Ключарева) — стража христианского просвещения, открывшего более 60 церквей, благоустроившего духовные школы и основавшего философский журнал «Вера и разум», украсившим монастырь величественным храмом.
Под его пастырским руководством в 1896 году был освящен новый двенадцатиглавый храм в честь Озерянской иконы Божией Матери, а боковые приделы — в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и вмч. Димитрия Солунского, а также был создан нижний храм, где и нашел себе место упокоения Владыка Амвросий, а также покоились епископы Христофор (Сулима), Аполлос (Терешкевич), Павел (Саббатовский), Феофил (Татарский), герой войны 1812 г. граф Орлов-Денисов, род Квиток. Также в усыпальнице Покровского храма почивали и святые мощи Святителя Мелетия (Леонтовича) Архиепископа Харьковского и Ахтырского. Современники вспоминают о нем как о любящем отце-архипастыре, бессребрянике, строгом аскете, молитвеннике и постнике. Позднее гроб Святителя был поставлен в алтаре нижней церкви Обители. Множество верующих притекало к святой гробнице с молитвенным упованием в его ходатайство перед Богом.
В 1978 году Святитель Мелетий (Леонтович) был канонизирован, имя его внесено во всероссийские святцы стараниями и заботами Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, неустанно пекущегося о возрождении, сохранении и продолжении славных традиций монастырской жизни и увековечении памяти великих светильников веры.
Главной святыней монастыря стала Озерянская икона Божией Матери, обретенная чудесным образом и перенесенная в Обитель в 1787 году. Согласно историческому свидетельству известно, что одним из жителей с. Озерянки, косившим траву, икона была рассечена надвое и ему послышался стон. С духовным трепетом крестьянин поднял рассеченные части святой иконы и перенес в дом, а поутру проснувшись, не обнаружил их. Со слезами на глазах он вернулся на то место, где косою рассек икону и увидел ее сияющую дивным сиянием. Пораженный, он передал икону местному священнику отцу Феодору в Богородичный храм г. Мерефы.
С того времени и до наших дней наш народ имеет в лике Озерянской иконы Божией Матери свою дивную перед Богом Ходатаицу.
Отец Феодор уступил принадлежащую ему землю архимандриту Севастиану, который построил храм и основал Озерянскую пустынь, где и пребывала икона. По закрытии пустыни она была перенесена в Куряжский монастырь, а после его упразднения — в Покровский, где оставалась до 1797 года, когда после восстановления Куряжской Обители была туда снова возвращена.
Чудотворный образ, от которого происходило множество исцелений и чудес, дважды в год необычайно торжественно и благоговейно переносился в Куряж и обратно при небывалом стечении народа.
Другими древними святынями, имевшими непреходящее значение в истории края и хранившимися в монастыре были позолоченная гробница, под сенью которой размещался Гроб Господень с расположенными по сторонам на пьедесталах евангелистами, а также старинные Евангелия, украшенные эмалевыми медальонами тончайшей ювелирной работы.
Огромную ценность представляли собой кресты XVII в. с мощами Святых Печерских угодников и резной кипарисовый крест XVII в. Стены собора и трапезной церкви украшали прекрасно выполненные монументальные росписи на библейские темы.
В библиотеке монастыря имелись редчайшие издания — Библия Острожской печати 1581 года, Октоихи Московской печати 1618, 1683 года, требник Петра Могилы 1646 г, Евангелие Московской печати 1648 года и многое другое.
О числе монашествующей братии известно, что в 1751 году здесь было: 11 иеромонахов, 4 иеродиакона и 10 монахов.
Часть братии занималась преподаванием в Коллегиуме, остальные посвящали свои труды ведению обширного монастырского хозяйства, включавшего мельницы, винокуренные заводы, скотные дворы и земельные угодья.
Благодаря неустанным трудам братии и сочувствию общества к огромной просветительской деятельности монастыря, он быстро достиг значительного духовного и материального расцвета.

Процветание Святой Обители было пресечено безбожной властью после известных трагических событий начала века. В 1922 году монастырь был закрыт, многие монахи приняли мученический венец, пострадав за Христа, их останки были найдены в июне 2000 года при очистке фундамента и сейчас благоговейно хранятся в специальном ковчеге в алтаре Озерянского храма.

Монастырское имущество было разграблено, уничтожены уникальные ценности, библиотека, осквернена усыпальница. В монастырских постройках разместился музей, склады, военкомат.
И только лишь 15 января 1990 года, благодаря святительским трудам и молитвам Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, властями было принято решение о возвращении монастырских сооружений.
И сегодня великолепие и духовную силу возрождающейся Обители составляют не только прекрасно воссозданные храмы, но и ее насельники. Братия, число которых постепенно возрастает, стремятся подвигом веры и труда прославлять Имя Господне в ревностном послушании, милосердии к страждущим, в непрестанной молитве, освящающей, невидимо охраняющей и укрепляющей православный народ.
Среди братии монастыря есть имеющие высшее образование. Полученные ими знания в инженерной, архитектурной и медицинской сферах находят свое применение на послушаниях.

Свято-Покровский мужской монастырь

В историческом центре сегодняшнего шумного и многозаботливого Харькова уже более трёх веков находится тихий островок истинной духовности, оплот православия, своего рода духовный очаг города (да и всей Харьковщины — одно из семи чудес Харькова) — Свято-Покровский мужской монастырь.

За время, прошедшее со дней основания обители, многочисленная монашеская братия, пребывая в молитвенной и богослужебной деятельности, создала крупнейший духовно-просветительский центр Слобожанщины. Покровский собор — главный монастырский храм — самое старое культовое сооружение Харькова, бесценный памятник древней архитектуры XVII века. Это барочный трёхкупольный храм, возведённый над характерным для славянской церковной архитектуры тёплым зимним храмом, ранее Трехсвятительским, а теперь — Крестовождвиженским.

Православная церковь почитает праздник Покрова как двунадесятый и отмечает 14 октября. Он основан на историческом событии — явлении Богородицы, простершей над верующими белое покрывало (омофор) и вознесшей молитву о спасении мира. В Харькове, в то время пограничном городе, возведение Покровской церкви не было случайным, оно символизировало надежду горожан на покровительство и защиту Божьей Матери в условиях постоянной угрозы вражеского нападения.

Каменный Покровский собор строили казаки за пределами тогдашних границ городской крепости, около её северной стены, взамен деревянного Покровского храма. Верхняя, холодная, Покровская церковь окружена галереей, так называемым «опоясанням» и объединена с шатровой колокольней. В отличие от асектичного нижнего храма, верхняя церковь впечатляет высотой, праздничным обилием света, льющегося мощным потоком через три яруса окон, расположенных в сужающихся кверху барабанах. Во всех гранях здания на уровне человеческого роста устроены глубокие ниши, что значительно усиливает необычайную пластику интерьера. Фасады храма и колокольни пышно декорированы пилястрами, фигурными наличниками окон, сложными карнизами, характерными для построек в стиле украинского барокко. Гармоничность возникающих друг из друга объёмов, легко возносящихся вверх, сочетается с суровыми, массивными формами колокольни, в которой навешен колокол весом 1,6 тонны. С 1799 г. Покровский собор был удостоен статуса кафедрального собора Харькова.

В XVIII в. на территории монастыря был образован Харьковский Коллегиум — первое высшее учебное заведение на Левобережье. При нём были открыты первая библиотека и хор, подготовлено твёрдое основание для Харьковского университета. Коллегиум был известен своими талантливыми преподавателями, среди которых выделялся самобытный украинский поэт и философ Григорий Сковорода, преподававший древнегреческий язык, поэтику и христианское добронравие.

Под пастырским руководством архиепископа Амвросия (Ключарева) на территории монастыря в 1896 г. построили и освятили новый двенадцатиглавый храм в честь Озерянской иконы Божией Матери, с боковыми приделами в честь вмч. Димитрия Солунского и апостола Иоанна Богослова. Храм по замыслу архитекторов напоминает внутри костел. В нижнем Озерянском храме был погребен Владыка Амвросий, а также многие епископы – Аполлос, Христофор, Феофил, Павел, род Квиток-Основьяненко и граф Орлов-Денисов.

В усыпальнице Покровского храма по правую сторону алтаря покоились мощи Свт. Мелетия (Леонтовича), Архиепископа Харьковского и Ахтырского. Сейчас на том месте мы видим нишу, поскольку рака с мощами Свт. Мелетия была перенесена в алтарь нижней церкви.

Главной святыней Покровского монастыря стала икона Божией Матери Озерянская, обретенная чудесным образом в селе Озеряны и перенесённая в монастырь после закрытия Куряжской обители. К ней особо молятся об исцелении глаз, а также об удачной ловле рыбы и охоте. Другими древними святынями Слобожанского края, хранившимися в монастыре, были старинные Евангелия, отделанные эмалевыми медальонами искусной ювелирной работы и позолоченная гробница, под сенью которой стоял Гроб Господень, а по обеим его сторонам — евангелисты на пьедесталах.

Большую ценность представляли собой кресты XVII в. с мощами Святых Печерских угодников и резной крест того же периода, вырезанный из кипариса. Библиотека монастыря хранила раритетные издания — Острожскую Библию 1581 года, Московские Октоихи 1618 и 1683 гг., требник Петра Могилы 1646 года, Московское Евангелие печати 1648 года. Исторические источники сообщают, что в 1751 году в монастыре служили 4 иеродиакона, 11 иеромонахов и 10 монахов. Часть братии преподавали в Коллегиуме, остальные трудились над ведением большого монастырского хозяйства, включавшего обширные земельные угодья, винзаводы, скотные дворы и мельницы. Благодаря самоотверженным трудам братии и благосклонности общества к широкой просветительской деятельности монастыря, он вскоре достиг значительного материального и духовного и расцвета.

Процветание обители жёстко пресекла безбожная власть после печальных событий начала ХХ века. В 1922 году монастырь закрыли, многие насельники пострадали за Христа, став новомучениками — их расстреляли, выстроив в ряд перед алтарем. Их останки нашли при очистке фундамента летом 2000 года и сейчас хранят в особом ковчеге в алтаре Озерянского храма. Всё имущество монастыря было разграблено воинствующими атеистами, а вместе с ним – навсегда потеряны уникальные ценности с библиотекой и осквернена усыпальница. В монастырских помещениях устроили военкомат, склады и музей.

В 50-е годы предпринимали попытку косметического ремонта зданий, но только в 90-е, благодаря молитвам и трудам Владыки Никодима, власти приняли решение о возвращении братии и верующим монастырских сооружений, тогда же были проведены освящение, первая Литургия и первый, после многих лет забвения, престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Святыми молитвами и милостью Божией ныне обитель переживает свое возрождение: воссоздана красота и величие храмов, снова воссиявших блеском куполов, монастырский двор восстановлен и облагорожен. Стройный и величественный ансамбль монастырских зданий дополняет архиерейский дом, где находится резиденция Архиепископа Харьковского и Богодуховского Онуфрия и Епархиальное управление.

Монастырь, снова становящийся духовно-просветительским очагом Харьковщины, пополняется и уникальными святынями: так, в августе 2001 года монастырю было подарено бесценное духовное сокровище — кивот со святыми мощами и камнями со Святой Земли, в частности со св. гор Голгофы, Синай, Фавор, часть Животворящего Древа Господнего, часть Гроба Божией Матери, Гроба Господня, частицы Святых Мощей: Св. ап. Андрея Первозванного, Св. Пророка Иоанна Крестителя, Свт. Иоанна Златоуста, Св. ап. Луки, Свт. Григория Богослова, Св. равноап. Марии Магдалины, Св. вмц. Варвары, Свт. Василия Великого, Св. вмч. и целителя Пантелеймона, Прп. Сергия Радонежского, Прп. Кукши, Прп. Амвросия. Все посещающие обитель верующие с благоговением прикладываются к её святыням, получая благодатную помощь и укрепляясь в вере. Последним пополнением собрания святынь обители является икона Божией Матери Всецарица, подаренная одним из Афонских монастырей.

Так Свято-Покровская обитель, двигаясь по пути возрождения, и доныне указывает вечный путь христианам в Царство Божие через множество земных скорбей, которые она и сама претерпела.

Покровский собор

Самое старинное зданий города Харькова, сохранившиеся до сегодняшних дней – это Покровский собор, который является приходским православным храмом Харьковской епархии православной церкви. Как и Успенский собор, считается ценным памятником архитектуры 17 века.

Исторические факты

Покровский собор построен в 1689 году казаками и освящён митрополитом Авраамием. В 1726 году его учредили Свято-Покровским мужским училищным монастырем с харьковским коллегиумом, который считается одним из первых высших учебных заведений на Левобережье.

С 1729 года собор стал монастырским и коллегиумским храмом, который отреставрировали, благоустроили и украсили. В 1732 году на церковной колокольне был установлен величественный колокол, имеющий вес 1,6 тонн.

В период с 1799 по 1846 года Покровский собор стал кафедральным собором. С 1920-х годов собор закрыли и со временем он почти полностью разрушился. И только спустя 30 лет начались ремонтные работы. В 1992 году собор вернули в имущество Украинской православной церкви.

Архитектурные особенности

Здание Покровского собора представляет собой типичную украинскую 3-х купольную церковь. Внешняя отделка собора имеет элементы русской архитектуры, что свидетельствует о связи украинской и русской культур. Узорные наличники сочетаются с многопрофильными карнизами, а оригинальный пояс впадин прямоугольной формы дополняется возвышенными изображениями солнца. Такая объемность возносящихся вверх колокольных форм, напоминает крепостную башню и гармонично соседствует с тяжёлыми суровыми формами.

На сегодняшней территории монастырского комплекса расположена духовная семинария и Харьковское епархиальное управление. Живописная территория монастыря утопает в зелени. Во дворе комплекса расположен монумент к 2-х тысячелетию Рождества Христова и к двухсотлетию Харьковской епархии.

В возрожденный монастырь ежедневно посещают верующие, чтобы получить благословение Божие и поклониться святыням.

Богослужения совершаются каждый день.

Как добраться

Собор Покрова Пресвятой Богородицы расположен вблизи площади Конституции. Доехать до него можно, воспользовавшись метро. Выходите на станции «Советская» или «Исторический музей». В нескольких шагах вы увидите возвышающийся собор.

Покровский монастырь в Харькове

Харьков: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Харькова
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (9)
    • Зоопарки (2)
    • ЖД вокзалы (1)
    • Парки развлечений (1)
    • Автовокзалы (1)
    • Аэропорты (1)
    • Парки (2)
    • Музеи (3)
    • Храмы, соборы, мечети (1)
    • Рестораны и кафе (1)
    • Театры (1)
  • Забронировать отель в Харькове
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Харькова
  • Советы о Харькове
  • Вопрос-ответ

Метро ст. «Майдан Конституции», «Исторический музей»
Автобус ост. «Майдан Конституции», № 20е, 78е, 88е, 202е, 217е, 219е, 238е, 241е, 272е.

Свято-Покровский мужской Монастырь Харьковской епархии Украинской православной церкви

Место для Вашей рекламы!

За 150 ₴ в месяц о Вас узнают все посетители этой страницы.

Построен в 1729 году, освящен в 1729 г.

  • Покров Пресвятой Богородицы

В храмах Свято-Покровского мужского монастыря Богослужения совершаются ежедневно.

  • 6.00 — Полунощница
  • 6.30 — Часы, Божественная Литургия
  • Исповедь и Святое Причастие

Христиане, готовящиеся к Таинству Причастия обязаны накануне присутствовать на вечернем Богослужении!

  • 9.30 — заказные молебны
  • 15.30 — водоосвятный молебен с чтением акафиста:
  • по вторникам — святым мученикам Киприану и Иустине (избавление от нападений нечистой силы)
  • по средам — блаженной Матроне Московской (помощь в трудоустройстве и в решении семейных проблем)
  • по четвергам — Божией Матери перед иконой Ее «Неупиваемая чаша» (помощь избавлении от недугов пьянства, наркомании, игромании и других страстей)
  • по пятницам — святителю Луке, Архиепископу Крымскому (исцеление от разных заболеваний и помощь при хирургических операциях).
  • 17.00 — вечернее Богослужение (Исповедь)
  • по окончании — молебен перед чудотворной иконой Божией Матери, именуемой «Всецарица»

В воскресные и праздничные дни:

  • 6.30 — первая Божественная Литургия
  • 8.30 — вторая Божественная Литургия
  • Исповедь и святое Причастие
  • Молебен празднику и панихида

История монастыря является живым свидетельством милости и благоволения Божия к Слобожанскому краю.

Основание монастыря было связано с перенесением в 1726 году архиерейской школы в Харьков Белгородским епископом Епифанием Тихорским, позже получившей статус Коллегиума.

Главным монастырским храмом в 1729 году по постановлению Священного Синода о присоединении приходской церкви к монастырю стал храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Храм был освящен в 1689 году митрополитом Авраамием. Покровский храм является старейшим из сохранившихся до наших дней сооружений города, непревзойденным произведением украинской архитектуры XVII века.

Главной святыней монастыря стала Озерянская икона Божией Матери, обретенная чудесным образом и перенесенная в Обитель в 1787 году. Согласно историческому свидетельству известно, что одним из жителей с. Озерянки, косившим траву, икона была рассечена надвое и ему послышался стон. С духовным трепетом крестьянин поднял рассеченные части святой иконы и перенес в дом, а поутру проснувшись, не обнаружил их. Со слезами на глазах он вернулся на то место, где косою рассек икону и увидел ее сияющую дивным сиянием. Пораженный, он передал икону местному священнику отцу Феодору в Богородичный храм г. Мерефы.

С того времени и до наших дней наш народ имеет в лике Озерянской иконы Божией Матери свою дивную перед Богом Ходатаицу.

Отец Феодор уступил принадлежащую ему землю архимандриту Севастиану, который построил храм и основал Озерянскую пустынь, где и пребывала икона. По закрытии пустыни она была перенесена в Куряжский монастырь, а после его упразднения — в Покровский, где оставалась до 1797 года, когда после восстановления Куряжской Обители была туда снова возвращена.

Чудотворный образ, от которого происходило множество исцелений и чудес, дважды в год необычайно торжественно и благоговейно переносился в Куряж и обратно при небывалом стечении народа.

Другими древними святынями, имевшими непреходящее значение в истории края и хранившимися в монастыре были позолоченная гробница, под сенью которой размещался Гроб Господень с расположенными по сторонам на пьедесталах евангелистами, а также старинные Евангелия, украшенные эмалевыми медальонами тончайшей ювелирной работы.

Огромную ценность представляли собой кресты XVII в. с мощами Святых Печерских угодников и резной кипарисовый крест XVII в. Стены собора и трапезной церкви украшали прекрасно выполненные монументальные росписи на библейские темы.

В 1922 году монастырь был закрыт, многие монахи приняли мученический венец, пострадав за Христа, их останки были найдены в июне 2000 года при очистке фундамента и сейчас благоговейно хранятся в специальном ковчеге в алтаре Озерянского храма.

15 января 1990 года было принято решение о возвращении монастырских сооружений.

И сегодня великолепие и духовную силу возрождающейся Обители составляют не только прекрасно воссозданные храмы, но и ее насельники.

8 апреля 1990 года состоялось освящение и первая служба в Покровском храме.

Святая Обитель ныне переживает свое второе рождение: восстановлена красота и великолепие храмов, засиявших блеском куполов, реконструирован и облагорожен монастырский двор, яркой жемчужиной которого является уникальный памятник 2000-летию Рождества Христова. Он возведен по замыслу Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, его трудами и заботами, также как и памятник в честь 200-летия Харьковской Епархии, освященный Блаженнейшим Владимиром на торжествах в честь этого юбилея.

Стройный ансамбль монастырских зданий украшает архиерейский дом, где разместилась резиденция Митрополита и Епархиальное управление.

В августе 2001 года в дар монастырю Высокопреосвященнейшим Владыкой Никодимом было передано бесценное духовное сокровище — кивот со святыми мощами и камнями со Святой Земли, среди которых Часть Животворящего Древа Господнего, Камни со св. горы Голгофа, горы Синай, Гроба Господня, горы Фавор, Гроба Божией Матери, камень сорокадневной молитвы… А также Частицы Святых Мощей: Святого Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя; Св. ап. Андрея Первозванного, Св. ап. Луки, Св. равноапостольной Марии-Магдалины, Свт. Иоанна Златоуста, Свт. Григория Богослова, Свт. Василия Великого, Св. вмц. Варвары, Преп. Сергия Радонежского, Св. вмч. и целителя Пантелеимона, Преп. Амвросия, Преп. Кукши, и многие другие, всего более 50-ти.

Все приходящие в Обитель с необычайным благоговением прикладываются к Святыне, ощущая благодатную помощь и укрепляясь в вере.

Покровский собор в Харькове

В Харькове много православных достопримечательностей, но главной из них по праву считается Покровский собор, который располагается на Университетской улице и относится к одноименному Свято-Покровскому мужскому монастырю. Обитель, возведенная в конце 17 века, — одно из старейших сохранившихся каменных зданий в современном Харькове. За свою трехсотлетнюю историю Покровский собор в Харькове повидал немало. Были в ней и знаменательные события, и совсем печальные страницы.

Так, в 20-х гг. прошлого века храм, впрочем, как и многие другие православные сооружения в Харькове, был закрыт, а все его служители разогнаны. Многие святыни, в том числе главная — икона Божьей Матери Озерянская, были утеряны в то время. Сильно пострадало и внутреннее убранство храма, особенно настенная роспись, которая, к слову, была сотворена наставником и учителем живописца Ильи Репина. В годы войны монастырь и Покровский собор также находились в запустении.

Возрождение храмового комплекса началось только в 90-х гг. прошлого века. Благодаря масштабной реконструкции сегодня Покровский собор встречает верующих и туристов в практически первозданном виде. Храм завораживает своей внешней красотой и величием, а также внутренним убранством.

Богослужения в Покровском соборе в Харькове проходят ежедневно: по будням в 6:00, 6:30 и в 9:30. В те же дни в 15:30 совершаются следующие молебны: о здравии (по понедельникам), об избавлении от нападения нечистой силы (по вторникам), о помощи в трудоустройстве и решении семейных проблем (по средам). По четвергам в Покровском соборе совершаются молебны в помощь об избавлении от пьянства, наркомании, игромании и других страстей, а по пятницам — об исцелении от заболеваний и в помощь при хирургических операциях. Более подробную информацию о богослужениях можно узнать на официальном сайте храма. Добраться до Покровского собора в Харькове можно на любом виде общественного транспорта.

Ближайшая трамвайная остановка — «Площадь Розы Люксембург», а следуют сюда трамваи № 3, 5 и 6. На автобусах № 231э, 246э, 304э и 305э нужно доехать до остановки «Площадь Пролетарская». До этой же остановки курсируют троллейбусы маршрута № 11.

Покровский Верхнемакеевский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

В 1763 году территория села Верхнемакеевка Кашарского района была куплена полковником Василием Ивановичем Иловайским. Свое название хутор получил в честь деда помещика — Макея.

Для духовного окормления жителей хутора в 1784 году началось строительство храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Строился храм на средства полковника Василия Ивановича Иловайского. В 1794 году был построен деревянный храм с колокольней, каменной с деревянным частоколом оградой.

13 апреля 1894 года деревянный храм с главным алтарем сгорел до основания. Сохранились только колокольня, трапезная и фундамент. В этом же году попечительский совет, обратился в Донскую Духовную консисторию с просьбой разрешить строительство на месте сгоревшей церкви пристройки к сохранившейся колокольне и трапезной. Предполагалось построить к храму пристройку с двумя престолами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и святых Хрисанфа и Дарьи. Построенные деревянные сооружения сохранились к настоящему времени.

Богослужения в 30-40-е годы ХХ века в храме Пресвятой Богородицы проводил игумен Паисий (Павлов), который был настоятелем храма. После него окормлял приход отец Григорий (Келеберда). В 1992 — 1995 годах настоятелем храма был иеромонах Алипий (Филин).

Монашеская жизнь на приходе зарождалась с 1995 года. Согласно указу архиерея Ростовской епархии Митрополита Владимира (Котлярова) в селе был образован Свято-Покровский скит. Первыми постриженниками обители в монашество были Неживое А. с наречением имени Алим, Боков A. M. с наречением имени Викентий, Криничный С. с наречением имени Серафим.

С 2003 года по благословению архиепископа Пантелеимона в селе строился монашеский корпус на 20 мест, хозяйственные постройки. В августе 2004 года благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, по представлению архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона Свято-Покровский приход села Верхнемакеевка Кашарского района Вешенского благочиния был преобразован в Свято-Покровский мужской монастырь.

Недалеко от Свято-Покровского монастыря обустроен Покровский источник, освященный 17 мая 2004 года архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном. На источнике ежегодно совершаются крестные ходы и водосвятные молебны.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас со светлым праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Дивное чудо боговоплощения, совершившееся более двух тысяч лет назад, и сегодня наполняет наши души несказанной радостью. Днесь Бог на землю прииде — и человек на небеса взыде (стихира на вечерне праздника). Творец и Промыслитель всяческих явился в мире, ибо по милости Своей не мог видеть от дьявола мучимых людей (последование святого Крещения); будучи любовию побежден, Безначальный и Невыразимый пришел взыскать заблудшее Свое создание (кондак на притчу о потерянной драхме прп. Романа Сладкопевца).

Читать полностью
Новый облик Корсакова включает Монастырский комплекс

В Корсакове состоялись общественные слушания, на которых обсудили проект развития города.

На слушаниях говорили о необходимости сохранения исторического наследия города и отражения его истории в конкретных памятных объектах. Летопись российского Сахалина началась именно с Корсакова. Особое внимание в новой концепции современного облика города уделено реконструкции Муравьевского поста. Постоянное присутствие России на Сахалине закреплено основанием Г.И. Невельским поста Муравьевский в 1853 г.

В концепцию развития Корсакова, разработанную архитектором Михаилом Славом, включены предложения игумена Серафима (Скипина) по развитию Монастырского комплекса и воссозданию Анивской церкви Николая чудотворца.

Перечисленные объекты составят единый культурно-исторический комплекс, расположенный в северной части города, представляющей его исторический центр. Известный краевед, знаток истории города и человек всей душой любящий Корсаков — Елена Ращупкина-Лопухина предложила свои названия — «Русский исторический центр в Корсакове»; «Сквер декларации»; «Площадь Невельского», «Павильон Рудановского», как наиболее яркие и полностью отвечающие историческим событиям, связанным с началом освоения Сахалина русскими людьми во второй половине 19 в.

Общественные обсуждения, в которых приняли участие и.о. Министра архитектуры и градостроительства региона Семён Вялкин, мэр КГО Т. Магинский, прошли при полном зале неравнодушных жителей города.

Утверждение новой градостроительной концепции позволит закрепить в Генеральном плане города участки земли под общественно значимые объекты.

Присутствующие на слушаниях жители Корсакова единогласно поддержали концепцию развития родного города.

Изменения в Генеральный план города теперь должны утвердить депутаты городского собрания.

В Астрахани продолжается подготовка к празднованию Крещения

Тёплая зима внесла существенные коррективы в организацию Крещенских купаний в этом году. Так, в настоящий момент согласованными местами массового купания остаются три — в Кировском районе на набережной реки Волги (Стрелка), в Советском районе на набережной Золотого Затона (Гребная база) и в Трусовском районе на улице Чкалова (протока Серебряная Воложка).

Сейчас рассматривается вопрос по возможности организации ещё двух мест — в Ленинском и Советском районах. А от площадок на улице Оленегорской на Правобережье и в микрорайоне Бабаевского в этот раз пришлось отказаться по соображениям безопасности.

«В этом году так складывается, что льда нет. Мы с превеликим удовольствием хотели установить в данных местах купели, но сейчас нет такой технической возможности. Более того — это очень небезопасно. Идёт подвижка льда по Волге, и купель может просто унести. Так как в некоторых местах из-за отсутствия льда купание будет невозможно, мы приглашаем всех купаться в те места, которые оборудованы и освящены. Отмечу, что лучше купаться днём, когда светло», — рассказал настоятель храма Преображения Господня отец Виталий.

Богослужения пройдут в 19 храмах Астрахани. Традиционно состоится ночной Крестный ход. Он стартует 19 января в 2:00 от Успенского кафедрального собора и пройдёт по улицам В. Тредиаковского и Никольской до места купания у Дворца бракосочетания.

Также напоминаем, что в связи с проведением праздничных мероприятий будет ограничено движение по ряду центральных улиц. Так, с 20:00 18 января до 8:00 19 января перекроют движение:

  • по улице В. Тредиаковского от улицы Чернышевского до улицы Эспланадной;
  • по улице Советской от улицы Кирова до улицы В. Тредиаковского.

С 20:00 18 января до 20:00 19 января:

  • по улице Урицкого от улицы Никольской до улицы Свердлова;
  • по улице Фиолетова от улицы Свердлова до улицы Кр. Набережная;
  • по улице Кр. Набережная от улицы Адмиралтейской до набережной Волги;
  • по улице Свердлова от улицы Фиолетова до улицы Урицкого.
Ссылка на основную публикацию
О Монастыре — Развитие и строительство
Добавил(а) Игумен Серафим
12.06.19 06:48