Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

История

Монастырь был основан во второй половине XVIII в. прп. Александрой Дивеевской (Агафьей Семеновной Мельгуновой), поселившейся ок. 1760 г. в деревне недалеко от Дивеева.

Ее усердием в 1773-1780 гг. в Дивееве была сооружена каменная Казанская церковь, при которой была устроена Казанская женская община, существовавшая под духовным руководством старцев близлежащей Саровской пустыни.

9/22 декабря 1826 г. по благословению прп. Серафима Саровского рядом с Казанской была устроена Мельничная община. В 1842 г., через девять лет после преставления прп. Серафима, они были объединены в Серафимо-Дивеевскую общину.

В январе 1861 г. указом Святейшего Синода был утвержден Серафимо-Дивеевский монастырь.

Первой его настоятельницей стала игумения Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова, 1819-1904). За годы управления игумении Марии обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик: были построены Троицкий собор, игуменский корпус, трапезный храм, колокольня, а также детский приют, богадельня, гостиница, около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер. В начале XX в. в Серафимо-Дивеевском монастыре проживало более полутора тысяч насельниц. По словам епископа Нижегородского и Арзамасского Назария (Кириллова), «обитель эта есть поистине чудо милости Божией по молитвам преподобного ее основателя».

19 июля / 1 августа 1903 г. в Сарове состоялись торжества, посвященные прославлению в лике святых прп. Серафима Саровского. 20 июля / 2 августа Дивеевская обитель принимала императора Николая II с императрицей Александрой Федоровной и членами царской фамилии.

После смерти игумении Марии в 1904 г. в игумении была выбрана казначея монастыря — монахиня Александра (Траковская), ставшая последней настоятельницей перед закрытием обители.

После революции в 1919 г. монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. Сестры продолжали соблюдать монастырский устав и уклад монастырской жизни. Обитель покинули немногие. В сентябре 1927 г. монастырь был закрыт, в 1937 г. была закрыта Казанская церковь. В годы советской власти многие монастырские здания и святыни были разрушены.

Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 г., когда власти разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу, 22 апреля 1989 г., была освящена деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери. Весной 1990 г. был вновь освящен Троицкий собор.

Монашеская жизнь в Серафимо-Дивеевском монастыре возобновилась 21 июля 1991 г. — решение Священного Синода было принято в день празднования Казанской иконы Божией Матери. 30 июля 1991 г. в Дивеевском монастыре встречали мощи прп. Серафима Саровского, с тех пор они почивают в Троицком соборе, по слову святого, который предсказывал, что плотью он будет в Дивееве.

17 ноября 1991 г. митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

В 2000 г. состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой).

В 2004 г. состоялось прославление в лике святых Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии.

14 апреля 2008 г. учрежден Собор Дивеевских святых, празднование которого совершается 27 июня, на следующий день после дня памяти первоначальницы Дивеевской обители прп. Александры. В Собор Дивеевских святых входят 17 подвижников благочестия — святителей, преподобных, блаженных, новомучеников. Святые мощи восьмерых из них находятся в храмах Серафимо-Дивеевского монастыря.

Храмы

  • Свято-Троицкий собор (освящен в 1875 г.). Собор является пятипрестольным: центральный престол освящен в честь Живоначальной Троицы; остальные престолы — в честь иконы Божией Матери «Умиление», прп. Серафима Саровского, Владимирской иконы Божией Матери, Третьего обретения главы Иоанна Крестителя. В 1927 г. собор был закрыт и частично разрушен. В 1989 г. передан Нижегородской епархии. 31 марта 1990 г. возобновились богослужения. С 1 января 1991 г. службы в главном Дивеевском соборе совершаются ежедневно.
  • Спасо-Преображенский собор (строительные работы завершены в 1916 г., не был освящен из-за революционных событий). В 1991 г. собор передали возрожденному монастырю. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 г. В соборе еще четыре придела: Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, Всех святых, иконы Божией Матери «Тихвинской» и Новомучеников Российских.
  • Казанский собор (1773-1779). После закрытия монастыря в нем долгое время был склад. Передан монастырю в 1992 г. Освящение главного престола состоялось 31 июля 2004 г. В храме действуют приделы св. Стефана, свт. Николая, прп. и блж. Жен Дивеевских, свщмч. Серафима (Чичагова) и новомучениц Дивеевских.
  • Церкви Рождества Христова (освящена в 1829 г.) и Рождества Богородицы (освящена в 1830 г.). Их повторное освящение состоялось в 1992 и 1993 гг. соответственно. Рождественские церкви нередко называют приделами, однако это были отдельные от Казанской церкви храмы.
  • Домовая церковь св. равноап. Марии Магдалины в восточной части игуменского корпуса (построена в 1902 г.). Освящена повторно в 2006 г.
  • Трапезный храм св. блгв. кн. Александра Невского (построен в 1895 г.). Повторное освящение состоялось в 2000 г.

Скиты

Обитель насчитывает более двух десятков скитов. Из них: Покровский скит в с. Канерга, Кутузовский скит в с. Кутузовка, Никольский скит в с. Автодеево, Серафимо-Понетаевский скит, Свято-Троицкий Белбажский монастырь в Ковернинском р-не, скит в честь Всемилостивого Спаса в с. Нуча, Меляевский скит в с. Меляево, Знаменский в с. Хрипуново и др.

Святыни

Мощи преподобного Серафима Саровского; чудотворная икона Божией Матери «Умиление»; канавка Царицы Небесной; вещи преподобного Серафима Саровского; мощи преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены; мощи блаженных жен Дивеевских Пелагии, Параскевы и Марии; мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой).

Святые источники

Казанский (самый древний); целителя Пантелеимона; Александры Дивеевской; Иверский; прп. Серафима Саровского (наиболее чтимый, расположен у пос. Цыгановка)

Настоятельница — игумения Сергия (Конкова).

Серафимо-Дивеевский монастырь

Содержание:

Серафимо-Дивеевский монастырь (полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь, в обиходе — Дивеевский монастырь) — православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Дивеево Нижегородской области. Почитается Поместными православными церквями как четвёртый «земной Удел Пресвятой Богородицы».

История возникновения Серафимо-Дивеевского монастыря

Серафимо-Дивеевский монастырь своим образованием обязан богатой дворянке Агафье Семеновне Белокопытовой. Овдовев, Агафья решила уйти в монастырь, выбрав Фроловскую обитель и приняла там постриг с именем Александра.

Как-то ей явилась Пресвятая Богородица, которая молвила идти ей на север России и в указанноми месте, служить Богородице до скончание дней своих. Александра так и поступила, двинулась в путь и дойдя до села Дивеево остановилась на отдых. Место это понравилось ей, берег речки был высок и с возвышенности открывался живописный вид на окружающую местность. Мать Александра присела у стены небольшой деревянной церкви. Усталая, она уснула и в легкой дремоте снова удостоилась увидеть Божию Матерь и услышала от нее следующее:

«Вот то самое место, которое я повелела тебе искать, живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих».

Александра распродала все свои имения, на вырученные деньги на месте явления ей Божией Матери возвела каменную Казанскую церковь.

Матушка Александра была человеком великолепно образованным, досконально изучившим все уставы, и к ней постоянно стекались люди за советом, судом и молитвенной поддержкой. Местная помещица Жданова пожертвовала матушке свои земли рядом с церковью, на ней возвели келий, в которых и поселились Александра и послушницы. Сестры стали шить свитки и вязать чулки для Саровской обители, а монастырь, в свою очередь, снабжал маленькую общину всем необходимым.

Вскоре мать Александра обратила внимание на подвижника Серафима, тот жил уединившись в Саровских лесах в непрестанной молитве, стоя на коленях на двух камнях. Всех приходящих к нему Серафим приветствовал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!»

После смерти матушки Александры Серафим Саровский стал заботиться о ее сестрах, он устроил для дивеевских сестер новую мельницу и велел обнести мельничную территорию канавкой и валом. Так образовалась Мельничная община, переросшая вскоре в Серафимо-Дивеевский монастырь, которому суждено будет стать четвертым уделом Пресвятой Богородицы на Земле.

Ансамбль Серафимо-Дивеевского монастыря

При игуменье Марии (Ушаковой) Серафимо-Дивеевская обитель стала такой, какой мы видим ее сегодня. С 1862 по 1904 год в монастыре появились предсказанные Серафимом Саровским постройки — Свято-Троицкий собор, игуменский корпус с храмом Марии Магдалины, трапезный храм, посвященный Александру Невскому, колокольня, а также десятки служебных корпусов и келейных зданий. Ансамбль Серафимо-Дивеевского . . .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Дивеевский монастырь история

Сам Дивеевский монастырь был, как мы сейчас бы сказали, самоокупаемым. Он получал доход от множества мастерских: девушки владели всевозможными техниками вышивки, умели делать литографии, писали иконы, занимались фотографией. В обители были свои портные, ткачихи, швеи. Кроме того, сестры возделывали огромный сад и огород, содержали житницы, водокачку, иконную и бакалейную лавки. Отдельные корпуса были отведены под богадельню, стоматологический кабинет, приют для девочек-сирот и престарелых сестер.

В начале XX века нижегородский епископ Иоанникий так охарактеризовал обитель: «Это не монастырь, а целая область, раскинувшаяся на три версты!» Пожалуй, сказано очень метко!

Дивеевский монастырь после революции

После бурных событий октября 1917 года монастырь лишился всех своих владений — земли, хутора, угодья были изъяты. Женский монастырь превратился в трудовую артель, однако все дивеевские храмы, в том числе Троицкий собор, оставались действующими. Так продолжалось до 1927 года, когда обитель окончательно упразднили, а в соборе устроили сначала зернохранилище, а затем склад стройматериалов.

Троицкий собор вернули церковной общине в октябре 1989 года. А через несколько месяцев, уже весной, на нем установили крест. Присутствовавшие при этом событии верующие потом вспоминали, что в небе тогда неожиданно появилась радуга. Вскоре состоялось освящение главного придела, и в соборе возобновились богослужения.

А летом 1991 года произошло еще одно знаменательное событие — в обитель торжественно привезли обретенные незадолго до этого мощи преподобного Серафима Саровского и установили раку, конечно же, именно в Троицком храме.

Святая Канавка Дивеевского монастыря

Одной из главных святынь Дивеевского монастыря, выделяющей его среди прочих, является Святая Канавка.

История Святой Канавки начинается с 1829 года, когда пришло известие о выделении Серафиму трех десятин земли, он распорядился в первую очередь обойти ее, вбивая колышки и укладывая между ними камушки — ведь по весне колышки могло смыть талой водой, а камушки остались бы на своих местах.

По заповеди Божией Матери участок было необходимо окружить канавкой глубиной в три аршина, а из вынимаемой земли сформировать вал — тоже высотой в три аршина. На склоне для его укрепления следовало посадить кусты крыжовника.

Однако сестры почему-то медлили копать канавку. И вот ночью, в канун праздника Троицы — 2 июня 1829 года, — как гласит летопись, преподобный духом перенесся в Дивеево, и одна из монахинь вдруг увидела, что батюшка лично стоит и копает. Она бросилась рассказывать об увиденном остальным, те побежали к канавке и бросились в ноги батюшке Серафиму. А когда поднялись — никого не увидели. На земле лежали только мотыжка и лопата. А канавка с аршин уже была прокопана. Тут уж и сестры взялись за дело. Работа кипела три года, даже в лютые зимы монашки рубили мерзлую землю.

Когда закончили рыть Канавку, преподобный Серафим Саровский скончался, оставив сестрам своей обители устав, данный самой Богородицей. И завещал при обходе Святой Канавки читать Архангельское приветствие «Богородице, Дево, радуйся». Произнести это правило следовало 150 раз. Кто-то успевал сделать это за один обход, кто-то — за три.

В 1842 году начали засыпать Святую Канавку всевозможным мусором. Навели через нее мосты, что батюшка Серафим категорически запрещал делать. В середине XIX века по Святой Канавке уже разъезжали в экипажах. Говорят, однажды, не выдержав такого надругательства, одна из сестер воскликнула: «Канавка, Канавка, возопий за нас до Неба!»

Лишь к середине 1860-х годов, когда Дивеевской игуменьей стала Мария (Ушакова), Святую Канавку начали приводить в порядок. Первым делом снесли все мосты и переходы, затем вывезли мусор. Посыпали желтым песком дорожку на валу. И взяли за правило каждый день ходить там с молитвой.

После революции Святую Канавку Дивеевского монастыря частично засыпали, вал сровняли. После войны того хуже — через Канавку проложили различные коммуникации, а в южной ее части устроили канализацию. В 1991 году, когда в России началось возрождение духовной и религиозной жизни, о Канавке напоминали только тополя, посаженные вдоль нее.

Всерьез заняться приведением в порядок Святой Канавки удалось только в последних числах августа 1997 года. Работы начались сразу же после торжественного молебна.

Теперь, в веке XXI, все невзгоды, выпавшие на долю обители, кажется, остались позади. И каждый день вдоль Святой Канавки снова проходят десятки верующих, перебирая четки и молясь Пресвятой Богородице.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

История монастыря

Монашескую общину у села Дивеево основала в 1758 году инокиня Александра, в прошлом — богатая помещица Агафья Мельгунова. В эти места Александра пришла из Киево-Фроловского монастыря, где в начале 1750-х годов приняла постриг.

Первое время инокиня с послушницами молилась в деревянной часовне, а в 1773 году на пожертвования местных помещиков начали возводить первый каменный собор — Казанский. Здание построили в стиле русского барокко. Два придела были холодные, а третий отапливался, здесь службы проходили зимой. Вокруг храма возвели монашеские кельи для послушниц.

Общину стали называть Казанской — по названию собора. Она жила по уставу мужского монастыря в Сарове, в 10 км к югу от Дивеева, а настоятель Саровской пустыни старец Серафим Саровский был духовным наставником и попечителем казанских послушниц.

В 1827 году недалеко от Казанской общины Серафим Саровский основал еще одну — Мельничную, а спустя 15 лет Святейший Синод объединил две общины в одну — Серафимо-Дивеевскую. В 1861 году она стала монастырем.

Храмы Серафимо-Дивеевского монастыря

За историю Серафимо-Дивеевского монастыря на его территории построили 10 храмов. После Казанского — к концу XIX века — здесь возвели Троицкий собор. Проект здания в византийском стиле разработал архитектор Александр Резанов, а его стены изнутри расписали сами монахини. Строительство растянулось на долгие годы, первые службы прошли в Троицком соборе спустя почти 30 лет.

В 1907 году на территории монастыря начали строить новый собор — Преображенский. Его проект подготовил московский архитектор Анатолий Антонов. Стены отлили из железобетона, из этого же материала выполнили колонны, которые поддерживают свод. Собор построили к 1916 году. Монахини сами писали иконы для храма, потому освящение отложили на год — к тому моменту оформление собора должны были закончить. Однако храм так и не открыли — произошла революция 1917 года. До конца столетия здесь не прошло ни одной службы.

С приходом советской власти монастырь закрыли. Здания начали использовать под хозяйственные нужды, послушниц, которых к тому времени было уже около 1000 человек, выселили, а некоторых — арестовали и расстреляли. Но одной из монахинь удалось сохранить главную святыню монастыря — икону Божией Матери «Умиление». Святыню вернули в эти места в 1991 году, когда Священный Синод возродил монастырь. А в 2012 году в монастыре заложили новый храм — Благовещенский.

Колокольня Серафимо-Дивеевского монастыря

Колокольня с часами — самое высокое сооружение монастыря. Ее высота — 70 метров. Вместе с куполом и крестом она всего на метр ниже Спасской башни Московского кремля.

Построили колокольню в 1901 году. В оформлении использовали разные стили, но доминирует в проекте классицистический с его строгим декором и симметрией. Когда сняли строительные леса, стало видно, что здание стоит не строго вертикально. Однако перестраивать его не стали, решив, что эта погрешность, наоборот, поможет колокольне устоять на неровном береговом грунте.

До революции на колокольне располагались куранты, которые каждые четверть часа вызванивали молитвенную мелодию «Пресвятая Богородице, спаси нас». После революции куранты и колокола уничтожили, а на здании разместили телевизионный ретранслятор.

В конце 1990-х годов колокольню полностью отреставрировали, отлили новые колокола — самый большой из них весит пять тонн. А в 2003 году на колокольне закрепили новые часы с курантами.

Святыни и святые источники

В Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре хранят мощи преподобного Серафима Саровского, его вещи и книги, а также мощи настоятельниц обители — Александры, Марфы и Елены.

На территории монастыря бьют шесть ключей, вода в них считается целебной. Один из источников вытекает из-под Казанского собора, у алтаря которого находилась могила основательницы монастыря преподобной Александры Дивеевской. Сюда часто приходят набрать воды паломники и туристы.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Дивеевский монастырь

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Так, наверное, сложилось исторически, что дивеевская земля считается особой, святой землей. Ее выбрала Царица Небесная в последний Четвертый Свой Удел. Нужно отметить, что начало четвертого Жребия Богородицы было положено в городе Киеве. Это произошло в 1758 году.

Сегодня Серафимо Дивеевский женский монастырь является одним из самых почитаемых храмов. Сюда едут паломники со всего мира, чтобы почитать молитвы и преклонится перед иконами, святых, которые находятся в храме.

История Дивеевского монастыря

В летописи Серафимо Дивеевского монастыря собрана вся история существования храма, с момента его создания. Там указано, что в 1760 году вдова полковника Агафья Семенова ехала из Киева в Саров. Проезжая село Дивеево женщина решила остановится отдохнуть. Местом остановки она выбрала местную церковь.

Здесь во время сна к Агафье явилась Богородица. Она ей указала на то, чтобы женщина осталась в селе Дивеево навсегда и при этом построила каменную церковь, при которой будет основана женская община. По Библии именно тут в Дивеево Небесная Царица решила обустроить свой последний жребий, после Афона, Киева и Иверии.

В то время село было похоже не на населенный пункт, а на рабочий поселок. На территории посёлка не было духовной атмосферы, поэтому Агафья сначала вместе со своей дочерью поселилась рядом возле поселка. Спустя некоторое время дочь Агафьи сильно заболела и умерла. Но несмотря на все свои переживания, женщина решила все же выполнить обет и приступила к строительству церкви.

Для этого, она принимает решение поехать на родину и продать все свое имущество. А на вырученные деньги от продажи построить храм. Он был построен в честь Казанской Божьей Матери. После того как строительство было завершено, Агафья занялась обустройством общины. Но для этого нужно было где-то выделить землю.

Подходящий участок очень долго не могли найти, но в 1780 году произошло чудо – Дивеевский помещик Жданов принести землю, которая находилась рядом с церковью в жертву для женского монастыря. На ней по благословению Владимирского епархиального начальства Агафья построила три кельи и огородила их забором. В одной она жила сама, в другой жили послушница, а в третья предназначалась для встречи гостей. Агафья часто бывала в церкви и брала совет у священнослужителей. Она делала достаточно большие вклады в строительство Успенского собора в Саровском монастыре.

Отец монастыря Пахомий взял над сестрами духовное руководство и согласился их вновь обретенную общину обеспечивать питанием из монастыря. Сестры ж в свою очередь занимались рукоделием и шили монахам одежду. Вскоре Агафья тяжело заболела. В 55 лет она умерла.

Нужно отметить, что первое упоминание о Дивеевском монастыре Серафима Саровского было в 1808 году. Когда настоятельницей монастыря стала Анастасия Кирилловна, требования к монахиням тали намного строже. Она стремилась к строгому образу жизни. Она придерживалась строгого устава монастыря, и то же самое требовала от других его жителей.

Спустя некоторое время Серафим Саровский обратился с просьбой к Ксении о том, чтобы она немного смягчила устав для обителей Свято Троицкого Серафимо Дивеевского монастыря. Но несмотря на просьбы Серафима Ксения ему отказала. После чего к нему во сне явилась Богородица и указала на то, что должна быть создана новая обитель. Причем она также указала на сестер, которые должны в нее перейти.

Так и случилось. С тех пор в селе существовало две женские общины. Причем обе находились под строгим контролем полицейских. Наблюдение за ними велось по той причине, сто ни одна из общин не была официально зарегистрированной. Официально их зарегистрировали только в 1839 году.

А в 1942 году они были объединены в одну общину и стали называться «Свято Троицкий Серафимо Дивеевский Женский монастырь».

Святые Серафимо Дивеевского монастыря

В монастыре находится большое количество святых. Но одним из самых почитаемых святых, к которому съезжаются паломники со всего мира являться мощи Серафима святого. О чудесах, которые произошли после преклонения и молитвы им рассказывают достаточно много людей.

Одной из историй поделилась женщина из Самары, которая после посещения Троицкого Серафимо Дивеевского монастыря излечилась. Однажды женщина стала себя плохо чувствовать. У нее начала неметь левая нога, а спустя некоторое время онемела полностью левая половина тела. Врачи после проведения ряда обследований и результатов МРТ обнаружили несколько межпозвоночных грыж. Врачи сразу предупредили женщину, что нужно будет делать операцию.

Но существует огромный риск. Если будет задет нерв, то она останется лежачей до конца своих мирских дней. Несмотря на сильные боли в спине женщина решила поехать в паломнических тур в Дивеево. Очередь к мощам святого была не сильно большая. После вечернего богослужения у мощей святого Серафима, один из священников мотыжкой батюшки легко постукивал по больным местам прихожан.

Женщина подошла к священнику и сказала, что она не хочет операции на спине и рассказала свою историю. Он крестообразно постучал по ее больной спине. По непонятным причинам ей не хотелось уходить из церкви, и она решила еще раз пойти и приклонится к мощам. Дорога домой по словам женщины была легкой.

Дома и на работе все удивились от того, что ей после поездки стало намного легче. А больше всех удивились врачи. Ведь от болезни не было и следа.

Нужно отметить, что иконе Серафима Саровского люди молятся о:

  • здравии,
  • исцелении от тяжких недугов,
  • решении бытовых проблем,
  • умножении любви,
  • укреплении веры.

Нужно также сказать о том, что молитвы к чудотворцу имели невероятное действие исцеления не только после смерти старца, но и при его жизни.

Текст молитвы святому Серафиму:

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления.

Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь

Где находится Дивеевский монастырь

Дивеевский монастырь Серафима Саровского расположился на юге Нижегородской области. Как видно с самого названия он находится в селе Дивеево, что находится на берегу реки Вичкинзы. Для того, чтобы доехать до монастыря необходимо будет преодолеть небольшой путь и сделать несколько пересадок.

И так информация для паломников и православных верян желающим преклонится мощам и вознести молитву к Серафиму Саровскому:

  • Самым удобным способом доехать до монастыря будет до города Арзамас. Оттуда с вокзала Арзамас – 1 (2) ходят общественные автобусы до самого монастыря. По времени поездка от вокзала до храма займет не больше чем полтора часа.
  • Если вы едете на автомобиле из города Москва, то ехать нужно через Балашиху. Не доезжая до Владимир свернуть на Муром. А дальше по указателям через такие города как Навашино и Ардатов доедете до села Дивеево.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео о Дивеевском монастыре:

2 часть: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

(10 июня) 2 часть: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Мы приехали в Дивеево. Прежде всего, наш автобус проехал по улице Гагарина к дому № 27. Это место нам велели запомнить. Это была наша частная гостиница в 2х этажном доме.

Комнат в доме много, так, что вся наша группа в 47 человек разместилась по разным комнатам. Нам досталась небольшая комната на 3х человек. Мы с удовольствием оставили наши скромные вещи, умылись во дворе и сразу поехали к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю. Этот монастырь является одним из главных духовных центров страны. Проходим на территорию монастыря, и нашему взору открылся Архитектурный ансамбль – главный собор во имя Святой Троицы. Он зелёного цвета.

Слева располагался собор Преображения Господня белого цвета. Этот белоснежный храм сверкал на солнце золотыми куполами.

Справа стоял храм во имя иконы Божией Матери Казанской. Мы же отправились в Троицкий собор, где уже шла служба. Народу в храме много. Наши паломники рассеялись среди толпы верующих людей. Сюда приезжают помолиться, духовно очиститься, исцелиться, другие, считая Дивеево местом силы, приезжает за исполнением желаний, которые, говорят, здесь сбываются.

На территории монастыря высится Колокольня, которая состоит из пяти ярусов.

Наша группа паломников рассеялась среди многочисленных верующих. Экскурсия по территории женского монастыря у нас должна состояться около 16 часов дня. Территорию украшают зелёные газоны и цветы.

Нам было предложено пока сходить в трапезную и пообедать. Трапезная находилась под открытым небом. Стояла огромная очередь, и наша группа присоединилась в ожидании обеда. Народ здесь дружелюбный и спокойный. А вот и мы уже подошли к раздаче еды. Здесь нам предложили гороховый суп, и чай. Взяв свои порции, находим свободные места среди обедающих людей, сидящих за длинными столами.

Время уже полдень. Погода стоит очень жаркая. Так, что горячий чай мы уже не можем пить. После трапезы наша группа собирается, нам сказано взять с собой для купания сорочки и бутылочки для воды, и мы отъезжаем на автобусе на источник Серафима Саровского.


Ехать не далеко. Автобус останавливается на стоянке, а мы отправляемся пешком до родника. И вот нашему взору открывается чудесный вид: зелёное озеро, на берегу которого небольшие теремки с зелёными крышами.

Здесь можно надеть сорочку, и спуститься по ступенькам к воде. Паломников, желающих искупаться в святых источниках очень много. Нам повезло. Мы с подругой остались на этом берегу. Быстро переодевшись в ближайшей кабинке, идём босиком по глинистой дорожке к воде. Немного страшно, оттого, что вода ключевая и очень холодная.

Теперь очередь за мной. Перекрестив себя, я осторожно спускаюсь по скользким ступенькам. И вот эта чудесная обжигающая прохладой вода. Испытываешь такой шок, что забываешь обо всём на свете. На губах только слова молитвы. С головой окунаюсь трижды. На берег мне помогают выбраться другие женщины. Я чувствую себя такой, словно заново родилась. Здесь у источника купаются все, и старушки, и дети. На всех нисходит благодать.

После купания у нас ещё много времени, и мы гуляем по берегу, любуясь красотой этих мест. Родник существует с незапамятных времен. Серафим Саровский, будучи отшельником, нашел его в конце 18 века, и не раз пил родниковую воду. Мы тоже набрали этой вкусной освежающей воды в свои бутылочки. На улице стоит жара + 36 C. На автобусе вновь возвращаемся в Дивеево. В 16 часов у нас состоялась экскурсия по территории монастыря.

Возрождение монастыря началось в 1991 году. В этом же году святые мощи Серафима Саровского были перенесены в Дивеевскую обитель. Рака со святыми мощами хранится в Троицком соборе. Видим необычную деревянную часовенку.

После экскурсии мы вчетвером решили добраться до гостиницы своим ходом. По ошибке прошли лишнее расстояние по улицам посёлка. Еле добравшись до гостиницы, мы просто протянули ноги на постели. Не было сил идти ещё на вечернюю службу в 18 часов. Немного отдохнув, снова отправились пешком в Троицкий храм, что находился примерно на расстоянии 1-1,5 км. Теперь спешим на вечернюю трапезу. После трапезы можно отправиться на святую канавку. По преданию, говорят, что здесь Божия Матерь каждые сутки обходит святую обитель. Святая канавка — это насыпная дорожка, которая тянется по периметру вокруг женского монастыря. Ещё говорят, кто успеет пройти и прочитать 150 раз молитву о Богородице, тому будет благодать. Мы тоже решили попробовать с молитвой и с чётками пройти этот святой путь. Времени на это ушло примерно с полчаса. Паломники, не спеша, идут друг за другом, читая медленно молитву «Богородица Дево радуйся»…Я сделала снимки, и удивилась этим цифровым кадрам. Словно от каждого идёт своя мощная энергетика, особенно у батюшки с седыми волосами.

Погода начала портиться. Подул сильный ветер. На горизонте сверкали молнии.

Рядом с канавкой можно было набрать святой землицы. Погода совсем уже пугала нас, и мы поспешили пешком до своей гостиницы. Только успели дойти, как пошел дождь. Нам только и оставалось, что ложиться отдыхать. День казался таким насыщенным и длинным.

История Серафимо-Дивеевской обители

Агафья Семеновна Мельгунова, Портрет конца XVIII века

Незадолго до своей смерти старец Пахомий завещал духовное окормление обители преподобному Серафиму. Приняв общину в 1789 году, тот полностью посвятил себя ее благоустройству, благоукрашению и духовному окормлению насельниц. Благодаря трудам святого старца из бедной и маленькой общины вырос известный на весь мир монастырь – одна из жемчужин русской земли.

Стоит заметить, что святой Серафим дал обет не посещать монастырь лично, так что со своими вопросами и проблемами сестры ходили к нему сами. Вероятно, это было связано с тем, что и само повеление основать новую общину в Дивеево (Мельничную) и все правила жизни, управления и обустройства монастыря преподобный Серафим получил от Самой Пресвятой Богородицы. Он все делал по Ее непосредственному наставлению. Все возможные средства, которые получал Серафим Саровский от тех, кому он помогал, он направлял на развитие и строительство монастыря. Это было связано, в частности, с тем, что изначально Дивеевская обитель была достаточно бедна, средств на ее расширение или благоукрашение попросту не было.

В середине XIX века одним из попечителей монастыря был Николай Александрович Мотовилов, известный биограф и собеседник преподобного Серафима. Таким образом, по благословению старца все те, кто мог оказать какую-либо помощь обители, имели возможность внести посильную лепту в дело ее укрепления. В то же время, оказывая такую помощь, люди делали определенный вклад и в дело спасения своей собственной души.

В 1828–1829 годах при общине была построена церковь Рождества Христова. Это стало первым крупным строительством в годы окормления общины преподобным Серафимом.

В 1842 году Казанская община была объединена с соседней – Мельничной – в одну единую Серафимо-Дивеевскую. Мельничная община была создана чуть раньше по благословению преподобного Серафима Саровского. Преподобный считал неуместным совместное проживание вдов и девиц и поэтому и организовал девичью общину при ветряной мельнице. Таким образом, до этого объединения в Дивеево было две общины: Казанская – для вдовствующих монахинь и Мельничная – для девиц.

Через 19 лет, в 1861 году, произошло значимое событие – объединенная община была преобразована в Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь. Так повелось, что Верховной Игуменьей (то есть Настоятельницей) монастыря почиталась Сама Пречистая Богородица, поэтому все настоятельницы считали себя только ее наместницами. Первой наместницей монастыря стала игуменья Мария (в миру Елисавета Алексеевна Ушакова).

Дальнейшая история монастыря связана в первую очередь со строительством в нем все новых и новых храмов. Всего в обители было возведено пять храмов: церковь во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Тихвинская церковь, церковь во имя Преображения Господня при кладбище, а также домовый храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость», которая находилась при богадельне. Особенно стоит отметить Троицкий собор, построенный по проекту архитектора А. И. Резанова (архитектор храма Христа Спасителя), в котором были приделы во имя иконы Божией Матери «Умиление» и в честь преподобного Серафима Саровского. Собор был заложен в 1848 году и строился 27 лет. Освящен он был в 1875 году. Строился при монастыре и еще один собор, расписанный самими насельницами монастыря под руководством художника Парилова. К сожалению, его участь была печальной. В феврале 1917 года планировалось его освящение, но наступившая революционная смута все прервала.

В Троицком соборе хранилась одна из святынь монастыря – икона Божией Матери «Умиление», которую обители передал сам преподобный Серафим. Эта икона известна тем, что преподобный постоянно молился перед ней и даже отошел ко Господу, творя перед ней ночную молитву. В годы советской власти икона сохранялась монахинями и была передана обители вновь после восстановления монастыря.

Серафимо-Дивеевский монастырь. Троицкий собор, Фото www.flickr.com, Alexxx Malev

Помимо образа Богородицы до революции в обители находился камень-валун, на котором совершал свой подвиг столпничества преподобный Серафим. К 1917 году обитель достигла своего наивысшего расцвета. Достаточно сказать, что число монахинь составляло около 300 человек, а также в ней проживало примерно 1500 послушниц. В 1919 году обитель была переименована в трудовую артель, но все-таки продолжила свою деятельность. Однако избежать закрытия монастырю не удалось.

В 1927 году Серафимо-Дивеевский женский монастырь был закрыт. Множество святынь было уничтожено, разграблено или вывезено. В частности, уже упоминавшийся камень-валун был разбит.
Возрождение монастыря началось только в 90-е годы ХХ века. В 1990 году были сделаны первые шаги в деле восстановления обители, а спустя год, в июле 1991 года, сюда перенесли мощи ее духовного покровителя – преподобного Серафима Саровского.

Стоит отметить, что и в годы, когда монастырь окормлял преподобный Серафим, и в годы после его кончины, и уже после восстановления обители в наши дни сюда в больших количествах постоянно приезжали и приезжают паломники, как из России, так и из других стран. В первую очередь, конечно же, для поклонения мощам преподобного Серафима Саровского, с молитвой к нему и за его духовной помощь.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Монастырь возник в половине XVIII века: около 1758 прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова († 13 июня 1789), ставшая насельницей Флоровского монастыря и вскоре начавшая странствовать по России в поисках места для основания новой обители. В 1760 она оказалась, по пути в Саровский монастырь, вблизи Дивеева в деревне Осиновка.

В 1773—1780 она устроила в Дивееве Казанскую церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана.

В 1788 местная помещица Жданова пожертвовала 1300 кв. сажен своей усадебной земли, на которой Мельгунова построила три кельи с общей оградой, где поселилась с тремя послушницами.

В 1789 попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим, который в 1827 устроил ещё одну, отдельную общину вблизи первой, а в 1829 — двухэтажный каменный храм во имя Рождества Христова.

По преставлении Серафима обе общины были объединены с наименованием Серафимо-Дивеевской.

В 1861 община получила статус монастыря.

Огромный Троицкий собор сооружался с 1848 по 1875.

К началу ХХ монастырь стал крупным иноческим общежитием: в 1917 в нём проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы — при численности населения села Дивеева 520 человек.

В 1919 монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. 21 сентября 1927 он был закрыт. Некоторые насельницы рассеялись по округе и пыталась сохранить часть дивеевских святынь. Игуменья Александра (Траковская; † февраль 1942) с частью сестёр впоследствии обосновалась в Муроме, в доме у стен Благовещенского монастыря; затем старшей сестрой стала Анна Ефимовна Баринова (в монашестве — Мария) [1] .

Казанская церковь была закрыта в 1937.

Современная жизнь обители

Возрождение началось 22 апреля 1989, когда была освящена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери; в апреле 1990 был вновь освящён Троицкий собор.

21 июля 1991 состоялось решение Священного Синода о возобновлении монастыря.

29 июля 1991 в Дивеево торжественно прибыли мощи преподобного Серафима Саровского, вторично обретённые в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии.

17 ноября 1991 митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игуменьи монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

13(26) сентября 2000 были обретены мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских; 9(22) декабря 2000 состоялось их прославление как местночтимых святых Нижегородской епархии.

3 декабря 2008 года архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием в честь святых Царственных страстотерпцев освящен новый придел Казанской церкви. [2]

Преображенский собор

Собор был заложен в 1907 году.

В 1916 году строительство в основном завершилось: были готовы иконостас и необходимая утварь, но не было отопления.

После революции 1917 года в годы советской власти в нем был гараж, затем тир. Предзнаменованием случившегося в советские годы считаются слова блаженной Прасковьи Ивановой, сказанные во время закладки: «Собор-то собор, а я усмотрела, черёмуха по углам-то собора выросла, как бы не завалили» [3] .

В 1991 году собор был передан возрождённому монастырю. Восстановление продолжалось несколько лет. Фотографии разрушенного Преображенского собора, также как и других храмов монастыря можно увидеть на памятной доске около Храма Рождества Христова. Освящение главного престола состоялось через 91 год после начала строительства — 3 сентября 1998 года, в честь Преображения Господня.

Святыни монастыря

Колокол Серафима Саровского

В 2008 году в монастырь был возвращён колокол заказанный Серафимом Саровским. Вес колокола 16 кг (1 пуд). Был приобретён летом 1829 года на Нижегородской ярмарке. На колоколе выгравировано имя заказчика. Из-за трещины планируется поместить колокол в экспозицию создаваемого музея. [4]

Примечания

  1. Архимандрит Дионисий (Шишигин). Былое пролетает. // Православная Москва № 21 (399), 2007 г.
  2. Архиепископ Георгий освятил новый придел Казанской церкви Дивеевского монастыря, 3 декабря 2008 года
  3. Для каменных строений растущее дерево на камне символизирует разрушение.
  4. Колокол Серафима Саровского вернулся в Дивеевский монастырь, rosbaltvolga.ru, 4 июня 2008

Литература

  • Подробная история Серафимо-Дивеевской обители изложена на страницах книги Священномученика Серафима (Леонида Чичагова) «Летопись Серафимо-Дивеевского Монастыря», второе издание которой датируется 1903 годом.
  • Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь на сайте епархии
  • Монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы Серафимо-Дивеевский (женский) на сайте Русское Православие
  • Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь на сайте Православное Приволжье
  • www.diveevo.ru — Дивное Дивеево
  • www.4udel.nne.ru — История Серафимо-Дивеевского монастыря
  • www.4udel.nne.ru — Архитектурный облик монастыря сегодня
  • Дивеево, история места
  • Дивеевские чудеса исцеления

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь» в других словарях:

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь — Монастырь Свято Троицкий Серафимо Дивеевский монастырь Вид Серафимо Дивеевского мона … Википедия

Серафимо-Дивеевский монастырь — Монастырь Свято Троицкий Серафимо Дивеевский монастырь Вид Серафимо Дивеевского монастыря с юго западной стороны в начале XX века … Википедия

Свято-Троицкий Белбажский монастырь — У этого термина существуют и другие значения, см. Свято Троицкий монастырь. Монастырь Свято–Троицкий Белбажский монастырь Страна Россия Область … Википедия

Дивеевский монастырь — (Свято Троицкий Серафимо Дивеевский женский монастырь) расположен в 8 км от города Сарова. Первоначально на месте Серафимо Дивеевской обители находилась Казанская женская община, основанная в 1767 г. при Казанской церкви села Дивеева монахиней … Православие. Словарь-справочник

Дивеевский монастырь — См. также: Свято Троицкий монастырь Монастырь Серафимо Дивеевский монастырь Литография с видом Дивеевского монастыря с юго западной стороны (начало XX века) … Википедия

Серафимо-Понетаевский монастырь — Монастырь Серафимо Понетаевский Скорбященский монастырь Страна Россия Область Нижегородская область … Википедия

Свято-Никольский скит (Автодеево) — Монастырь Свято Никольский скит Страна Россия Область Нижегородская область … Википедия

Преображенский собор (Дивеево) — Монастырь Свято Троицкий Серафимо Дивеевский монастырь Вид Серафимо Дивеевского монастыря с юго западной стороны в начале XX века … Википедия

Кутузовский скит — Монастырь Кутузовский скит … Википедия

Нижегородская и Арзамасская епархия — Русская православная церковь … Википедия

Здесь вы можете заказать молитвенные требы: Записки о здравии и упокоении у святых мощей преподобного Серафима Саровского, дивеевских святых, у иконы Богородицы «Умиление», сорокоусты, Псалтири в Свято-Троицком Дивееском монастыре.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

В наши дни Дивеевскую обитель можно считать едва ли не самой известной среди монастырей России. Название этого места тесно связано с именем преподобного Серафима Саровского. А еще Дивеевский монастырь считается четвертым и последним уделом Пресвятой Богородицы на земле и вот почему.

В XI веке Божия Матерь направила афонского монаха Антония на киевские берега, чтобы основать Киево-Печерскую Лавру. А в XVIII столетии Богородица велела овдовевшей помещице, принявшей иночество, идти в Дивеево. Там монахиня Александра по указанию Божией Матери остановилась и заложила основы будущей обители. В 1780 году была освящена Казанская церковь. Так началась история Дивеевского монастыря.

Но высокий статус монашеского общежительства дивеевская братия получила лишь спустя 80 лет. Казанский храм долгое время был приходским, несмотря на подвизавшихся при нем иноков и инокинь, таких как преподобные Серафим и Александра. Помимо Казанской была основана еще и Мельничная община, собиравшая вокруг себя принимавших монашество девиц. В 1861 году Дивеевская обитель стала монастырем. В начале XX века здесь подвизалось около 300 монахинь и почти 1500 послушниц.

Молитва в Свято-Троицким Серафимо-Дивеевским монастыре духовных покровителей обители созидала жизнь общины и притягивала верующих. Но с приходом к власти большевиков ситуация менялась: сначала закрыли монастырь, а затем и храмы. Ряд священников и монахинь пострадали за веру, отдав свои жизни. Возрождение монастыря началось лишь после падение СССР. На сегодняшний день обитель включает в себя 8 храмов. Среди святынь монастыря самыми известными считаются канавка Пресвятой Богородицы, которая станет преградой для шествия антихриста, мощи Серафима Саровского, преподобных Александры, Марфы и Елены, блаженных Пелагии, Параскевы и Марии, а также преподобноисповедницы Марфы. В Троицком соборе обители находится икона Божией Матери «Умиление», перед которой молился святой Серафим.

В наши дни верующие со всего мира обращаются за требами в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь с просьбами к Богу, Богородице и святым в своих нуждах. Всем обращающимся к Господу с верой, Он подает Свою святую помощь.

Церковь Собора Дивеевских святых — православный храм-часовня

Церковь Собора Дивеевских святых — православный храм-часовня в Москве, Патриаршее подворье Серафимо-Дивеевского монастыря. Первый храм в честь праздника Собора Дивеевских святых.
Подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Москве было устроено в 1909 году благотворителем Ф.В. Долгинцевым. Он выкупил здание недалеко от центра Москвы (на 1-й Мещанской ул.) и передал его в дар известному с 18 века Серафимо-Дивеевскому монастырю, устроенному в Нижегородской области рязанской помещицей Агафьей Мельгуновой. В 1911-1912 гг. архитектором П.В. Харко была построена часовня преподобного Серафима Саровского, Часовня была украшена изображением преподобного Серафима и увенчана куполом с тремя главами.

Часовня была пристройкой «в два света» к двухэтажному каменному дому. Стенная роспись и все иконы часовни были выполнены художником Л.Париловым и сестрами обители. Трехъярусный резной деревянный иконостас освещали более 50 лампад (из них 20 серебряных). Святынями часовни стали ковчег с частицей мощей Преподобного и чудотворная икона Богородицы «Умиление», украшенная серебряной вызолоченной ризой с жемчугом и камнями. Верующие нескончаемо шли помолиться перед чудотворной иконой, одаривая ее за небесную помощь посильными пожертвованиями.

Справа по входе в часовню в стене был вмонтирован очень значительных размеров кусок того камня (с виду – серого гранита), на котором тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим Саровский. Над камнем на стене был живописно изображен коленопреклоненный святой Серафим с молитвенно воздетыми руками. Камень был одной из главных святынь часовни, и прохожие верующие в течение всего дня беспрестанно заходили в часовню поставить свечку, помолиться и приложиться к камню.

В 1914—1915 годах в глубине двора был выстроен трехэтажный каменный жилой корпус для сестер монастыря, который к нашему времени не сохранился.На подворье постоянно жили 12 сестер.

Часовня не раз подвергалась нападкам властей. В 1925 году в Париже вышла Черная книга («Штурм небес»), составленная А.А. Валентиновым. На странице 265 в ней записано: «23 апреля 1922 года в часовне было изъято 0,5 золотника золота, 20 фунтов 78 золотников 48 долей серебра и 77 бриллиантов».

Осенью 1929 года ее окончательно закрыли и отдали под мастерские соседнего Института слепых. Церковное имущество вывезли на склад, на Никольскую улицу. После закрытия купол часовни и часовенное оформление были сломаны, надстроен второй этаж.

С тех пор и по настоящее время бывшее здание подворья занимают различные коммерческие организации. Внутри долгое время помещалась сберкасса. С 1994 года здесь находилась контора «Гермес-финанс».

После 1991 года РПЦ предпринимала попытки вернуть здание монастырю, но успехом они не увенчались. Лишь 2002 году Правительство Москвы и Русская Православная Церковь пришли к компромиссному решению о передаче монастырю другого здания, расположенного на Проспекте Мира.

Строительство Московского подворья Дивеевского монастыря началось в конце 1990-х годов. 25 июля 2002 года был издан указ Алексия II о возрождении Патриаршего подворья Дивеевского монастыря.В связи с невозможностью передачи подворью его исторического здания было благословлено строительство нового здания на участке между домами 22 и 24 по проспекту Мира. К 2004 году проект был готов и проходил процедуры согласования.

В 2005 году Правительство Москвы выделило участок для строительства зданий Патриаршего подворья по утверждённому проекту. В этом же году на территории строительства была устроена временная часовня для совершения молебнов и чтения псалтири, стали приниматься поминовения для Серафимо-Дивеевского монастыря.

16 мая 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II на московском подворье Дивеевского монастыря архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения закладного камня первого храма-часовни в честь нового праздника Собора Дивеевских святых. Праздник отмечается 27 июня, на следующий день после празднования дня памяти основательницы Дивеевского монастыря матушки Александры.

Автор проекта стал Александр Шипков — заслуженный архитектор Российской Федерации, член Союз архитекторов России с 1962 года, академик международной организации «Северный Форум».

В ноябре 2008 года начались работы над трёхъярусным иконостасом. В июле 2009 года велись работы по созданию мозаичных икон для размещения на внешней стороне стен. Строительство часовни, 2009 год

В ночь с 1 на 2 февраля на временном антиминсе архиепископ Георгий совершил первую Божественную литургию. 5 февраля 2011 года архиепископ Георгий по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершил чин малого освящения престола. К этому времени строительные работы в храме еще продолжались.

18 июня 2011 года архиепископ Георгий освятил часовню в честь преподобного Серафима Саровского, находящуюся во внутренних покоях на втором этаже.

Строительство храма 2008—2012 годы. Состояние действующий

Серафимо-Дивеевский монастырь; Дивеевский монастырь (в разговорном обиходе — Дивеево; полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь — православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Дивеево Нижегородской области. Почитается Поместными Православными Церквями как четвёртый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) «земной Удел Пресвятой Богородицы». В статусе монастыря с 1861 года (именовался Серафимо-Дивеевский Троицкий

Дивеевские святые
— Преподобный Серафим Саровский
— Преподобная Александра Дивеевская
— Преподобная Марфа Дивеевская
— Преподобная Елена Дивеевская
— Преподобноисповедница Матрона (Власова)
— Святые Пузовские мученицы Евдокия, Дария, Дария и Мария

Собор Дивеевских святых — праздник, посвящённый памяти святых Русской Православной Церкви, чья жизнь была связана с Дивеевским монастырём.

Установлен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в апреле 2008 года, с празднованием 14 июня. В мае 2008 года был заложен храм в честь нового праздника.

Архипастырь принял участие в торжествах в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре

14 января, в канун дня земной кончины преподобного Серафима Саровского (1833 год), в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре было совершено вечернее богослужение: малая вечерня с акафистом преподобному Серафиму Саровскому и всенощное бдение. Оно состоялось в Троицком соборе обители, где пребывают мощи святого.

Богослужение возглавил Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел.

Ему сослужили митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, архиепископ Роменский и Бурынский Иосиф, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, епископ Балахнинский Илия, епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин, епископ Канашский и Янтиковский Стефан, епископ Дальнеконстантиновский Филарет, епископ Выксунский и Павловский Варнава, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, а также секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, настоятели мужских монастырей, благочинные округов, руководители отделов и другие клирики Нижегородской епархии.

В храме вместе с многочисленными паломниками и прихожанами молились настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, настоятельница Макарьевского Свято-Троицкого Желтоводского монастыря игумения Михаила (Орлова), настоятельница Выксунского Иверского монастыря игумения Антония (Миронова), настоятельница Николаевского Георгиевского Абабковского монастыря игумения Никона (Желякова), настоятельница Арзамасского Свято-Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница архиерейского подворья Арзамасского Новодевичьего Алексия, человека Божия, монастыря монахиня Феогноста (Гончарова), настоятельница архиерейского подворья Мало-Пицкого монастыря во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» инокиня Филарета (Андрейко).

По окончании богослужения митрополит Павел поздравил всех с днем памяти преподобного Серафима Саровского.

«Это праздник не только Нижегородской митрополии и не только Русской Церкви, – сказал он. — Этот день важен для всего православного мира. Преподобный Серафим — великий подвижник, который всю свою жизнь посвятил служению Богу. Он стремился познать Господа и делал все, для того чтобы его сердце стало местом, куда бы мог вселиться Святой Дух. Преподобный Серафим стяжал благодать Духа Святого, показав, что тот, кто действительно хочет найти путь в Царствие Божие и прилагает все возможные усилия, тот обретет эту дорогу. «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», — говорил преподобный. И сегодня мы собрались в этом соборном храме, чтобы испросить его благословения на новый календарный год и всю нашу жизнь. Пусть по молитвам преподобного Серафима Саровского Господь сохранит нас на всех путях земных».

Ссылка на основную публикацию