Свято-Троицкий собор в Саратове

Свято-Троицкий собор в Саратове

Свято-Троицкий собор — главная православная церковь Саратова. Она была основана еще в 17 веке, и, как многие культовые сооружения в России, не единожды уничтожалась, отстраивалась заново, закрывалась и вновь открывалась. Сегодня один из древнейших храмов Нижнего Поволжья переживает рассвет: недавно здесь закончилась масштабная реставрация, работают воскресная школа, библиотека. Помимо саратовских верующих, частые гости Свято-Троицкого собора — паломники из других городов России и туристы, приезжающие сюда поклониться древним реликвиям и полюбоваться замечательной росписью.

Строительство первого предка Троицкого собора датируется 1675 г. Храм успел прослужить лишь 10 лет, так как был из дерева: церковь сгорела, ее еще несколько раз восстанавливали после пожаров. После очередного уничтожения в 17 веке было решено строить абсолютно новый храм, который в целом без потерь простоял до 20 века.

В 1936 г. собор был национализирован, его здание передали Краевому музею. Это сыграло ключевую роль в сохранении церкви, музей приспособил здание под хранилище фондов. В 1939 г. в Троицком соборе планировалось открыть Музей истории религии и атеизма. Начавшаяся война эти планам помешала.

В 1942 г. в соборе разместилось Главное архивное управление НКВД СССР. Осенью этого же года городские власти приняли историческое решение: Свято-Троицкий собор отдали в аренду верующим. Таким образом, в тяжелейший для города и страны 1942 г. собор стал духовной опорой для прихожан. Горожане приносили сюда деньги и вещи, которые затем отправлялись на фронт.

После войны церковь была отреставрирована — специалисты выполнили ремонт фасада, воссоздали новые фрески.

Что посмотреть

Свято-Троицкий собор — уникальный для Саратовской области памятник, созданный в редком стиле московского барокко.

Покрывающие своды, проемы окон и стены росписи придают храму удивительную красоту. У алтаря размещены красивейшие композиции «Великий вход», «Собор апостолов» и «Служба святых отцов».

В центральной части собора находится роспись, повествующая о последних днях земной жизни Иисуса: молитва о чаше, предательство Иуды, суд Пилата, восхождение на Голгофу и распятие. Притвор Успенского храма украшен ветхозаветными сценами. По традиции на западной стене изображен страшный суд.

На паперти можно увидеть картину об истории Саратова: здесь иллюстрировано предание об основании города московскими стрельцами и принесении ими из Троице-Сергиевой лавры иконы Спаса Нерукотворного, по сей день пребывающей в Троицком соборе.

При храме работает воскресная школа, выпускается газета. Чтобы сохранять и изучать церковные древности и исторические сведения о клириках, прихожанах и событиях многовековой истории собора, при нем создан церковный музей. Посетить его может любой желающий.

Практическая информация

Адрес: Саратов, ул. Московская, 6. Веб-сайт.

Добраться до Свято-Троицкого собора можно на троллейбусах №№ 1, 4, 5, автобусах № 11, 33 и маршрутном такси № 3, 32, 33, 82 (остановка «Музейная площадь»).

Литургии проводятся с понедельника по субботу в 8:00. По воскресеньям и церковным праздникам ранняя литургия начинается в 7:00, а поздняя — в 9:00.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Свято троицкий собор в Саратове

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Свято-Троицкий кафедральный собор в Саратове является памятником архитектуры конца семнадцатого начала восемнадцатого столетия. Это старейшее здание в городе стиля московского барокко. Летописные сведения отмечают факт посещения храма Петром Первым. В те времена храм окружал лес, и государь ходил в него по утрам.

Саратов был возведен первоначально как крепость в конце шестнадцатого столетия московскими стрельцами. Изначально строение церкви в Саратове было деревянной конструкции, которое полностью сгорело в конце семнадцатого столетия. Существует предположение, что зодчим был крепостной графа Голицына. На его месте православные христиане решили построить строение из камня, которое без существенных потерь простояло до двадцатого столетия.

Стихии причиняли ущерб собору, появились трещины и его хотели разобрать. Но купец Устинов на собственные средства отремонтировал здание, укрепил стены контрфорсами и соединил колокольню и собор в единое целое. До этого строение колокольни находилось отдельно. После этого храм еще несколько раз страдал от пожаров. В начале девятнадцатого столетия его восстановили.

В тридцатые годы прошлого века здание передали краеведческому музею. В начале Великой отечественной войны здание передали общине верующих, в конце сороковых годов оно вернулось в лоно православной церкви.

Долгое время на колокольне находилась пожарная вышка, а в конце восьмидесятых годов храм приобрел четыре колокола, которые огласили свой звон на весь город. Только 2007 году начались ремонтные и реставрационные работы. Отреставрировали и позолотили купола и кресты, провели ремонт верхней части колокольни, отреставрировали кирпичную кладку, восстановили декор, осуществили штукатурные работы, нанесли грунтовка и покраску.

Архитектура

Троицкий собор построен в духе нарышкинского барочного стиля. Это строение корабельного вида: полукруглое, с алтарным выступом. В центре Восьмерик, устремляется ввысь, как бы ведет за собой четверик, роскошь и грациозность вида растет с высотой.

За несколько лет было проведено полное восстановление фасадов и возвращен его исторический внешний вид. Заново были оформлены детали храмового украшения: обрамления, перекладины, были покрыты позолотой купола. Внесена новая цветовая композиция, заменена кровля и выступающие стороны парадного фасада перекладин и контрфорсов собора на медный материал. Полностью заменены галерейные узоры, восстановлено мозаичное напольное покрытие и сооружена новая ограда.

Три года проводился капремонт внутреннего помещения, его расширили за счет углубления пола. Изображения шестидесятых годов двадцатого столетия не представляли ценностей и были удалены. Иконописцами Палехской мастерской были расписаны стены. Росписи на сводах, стенах, оконных проемах выполненные в духе семнадцатого века, позволили приблизить строение к архитектурному стилю и придают собору неописуемую красоту.

Расписание богослужений Троицкого собора в Саратове

В православном храме службы проводятся ежедневно:

  • с понедельника по субботу песнопение в 08:00;
  • в воскресенья и праздничные дни песнопение в 07:00, в 09:00;
  • ежедневные вечерние службы в 17:00, дежурный священный служитель находится в здании с 08:00 до 15:00;
  • читаются акафисты: по средам Иисусу Христу, по воскресным дням Богоматери.

Уникальную святыню Троицкого собора представляет икона Нерукотворного образа Спасителя, которую привезли московские стрельцы основатели города.

Адрес Свято-Троицкого собора: Саратов, улица Московская, дом 6, музейная площадь.

Собор Троицы Живоначальной в Саратове

П остроен по благословению митрополита Астраханского и Терского Парфения в 1674-1675 годах. Престолов в нем было четыре: в верхнем храме один, во имя Святой Троицы; в нижнем — три: главный — в честь Успения Божией Матери, в правом приделе — во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и в левом — во имя святого апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии.

Изначально был деревянным. Горел несколько раз. В 1684 году сгорел дотла, на его месте был построен каменный собор в 1695 году. 20 мая 1712 года сильнейший пожар в Саратове уничтожил и Троицкий собор. Его пришлось перестраивать заново. Окончательное строительство Троицкого собора относится к 1722-1723 годам. Далее стихийные бедствия разрушали здание храма, появились трещины. В 1796 году саратовский купец-откупщик М. А. Устинов на собственные деньги подвел под стены контрфорсы, поверх которых на уровне второго этажа устроил вокруг собора крытую галерею, объединив колокольню и храм в одно целое. Внутри нижней и верхней церквей им были поставлены прекрасные иконостасы. Но и после этого Троицкий собор трижды пострадал от пожара и был закрыт по ветхости.

Согласно рекомендациям и при непосредственном участии губернских архитекторов, саратовского — В. И. Суранова и тамбовского — Н. В. Урюпина, присланного на время в Саратов, Троицкий собор был в 1814 году восстановлен.

В 1904 году по проекту саратовского архитектора В. А. Люкшина была произведена переделка боковых входов собора.

В советский период, с 1936 года использовался под хранилище научных фондов Музея краеведения. В 1937 году храм был закрыт. В 1942 году соборный комплекс был передан в бесплатное пользование для культовых целей общине верующих. В 1947 году храм был окончательно возвращен Православной Церкви, из краеведческого музея передан чудотворный образ Спаса Нерукотворного, особую святыню Троицкого собора. С того времени храм служил кафедральным собором Саратовской епархии.

В 1950 году под руководством настоятеля собора, протоиерея Иоанна Цветкова, в верхней соборной церкви был установлен новый пятиярусный иконостас, изготовленный по специальным эскизам. В иконостасном каркасе всего 40 икон, написанных в стиле XVII века известным художником-палешанином П. Л. Париловым. Им же в том же стиле были исполнены 45 росписей трапезных верхнего храма.

В 1972-1976 годах в соборе производились реставрационные работы по проекту и под руководством ленинградского архитектора Д.Е. Бабенкова.

В 1997 году, в дни, когда Русская Православная Церковь праздновала 200-летие со дня рождения святого равноапостольного Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар кафедральному собору Саратовской епархии икону святителя Иннокентия с частицей его святых мощей.

Святыни в соборе: чтимые иконы — Спас Нерукотворный, Казанская икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери, икона преподобного Серафима Саровского с частицей его погребального облачения. Мощевик князя Голицина, содержащий 132 святыни. Иконы с частицами мощей: епископа Пензенского и Саратовского, святителя Феодосия Черниговского, равноапостольного Иннокентия Московского.

Свято-Троицкий собор в Саратове: разбираемся по порядку

Свято-Троицкий собор в Саратове (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Свято-Троицкий собор — главная православная церковь Саратова. Она была основана еще в 17 веке, и, как многие культовые сооружения в России, не единожды уничтожалась, отстраивалась заново, закрывалась и вновь открывалась. Сегодня один из древнейших храмов Нижнего Поволжья переживает рассвет: недавно здесь закончилась масштабная реставрация, работают воскресная школа, библиотека. Помимо саратовских верующих, частые гости Свято-Троицкого собора — паломники из других городов России и туристы, приезжающие сюда поклониться древним реликвиям и полюбоваться замечательной росписью.

Строительство первого предка Троицкого собора датируется 1675 г. Храм успел прослужить лишь 10 лет, так как был из дерева: церковь сгорела, ее еще несколько раз восстанавливали после пожаров. После очередного уничтожения в 17 веке было решено строить абсолютно новый храм, который в целом без потерь простоял до 20 века.

В 1936 г. собор был национализирован, его здание передали Краевому музею. Это сыграло ключевую роль в сохранении церкви, музей приспособил здание под хранилище фондов. В 1939 г. в Троицком соборе планировалось открыть Музей истории религии и атеизма. Начавшаяся война эти планам помешала.

В 1942 г. в соборе разместилось Главное архивное управление НКВД СССР. Осенью этого же года городские власти приняли историческое решение: Свято-Троицкий собор отдали в аренду верующим. Таким образом, в тяжелейший для города и страны 1942 г. собор стал духовной опорой для прихожан. Горожане приносили сюда деньги и вещи, которые затем отправлялись на фронт.

После войны церковь была отреставрирована — специалисты выполнили ремонт фасада, воссоздали новые фрески.

Архитектура

На начало XXI века — самый ранний архитектурный памятник Саратова. Здание построено в стиле московского или «нарышкинского» барокко.

Что посмотреть

Свято-Троицкий собор — уникальный для Саратовской области памятник, созданный в редком стиле московского барокко.

Покрывающие своды, проемы окон и стены росписи придают храму удивительную красоту. У алтаря размещены красивейшие композиции «Великий вход», «Собор апостолов» и «Служба святых отцов».

Над царскими вратами расположена главная реликвия храма: образ Спаса Нерукотворного.

В центральной части собора находится роспись, повествующая о последних днях земной жизни Иисуса: молитва о чаше, предательство Иуды, суд Пилата, восхождение на Голгофу и распятие. Притвор Успенского храма украшен ветхозаветными сценами. По традиции на западной стене изображен страшный суд.

На паперти можно увидеть картину об истории Саратова: здесь иллюстрировано предание об основании города московскими стрельцами и принесении ими из Троице-Сергиевой лавры иконы Спаса Нерукотворного, по сей день пребывающей в Троицком соборе.

При храме работает воскресная школа, выпускается газета. Чтобы сохранять и изучать церковные древности и исторические сведения о клириках, прихожанах и событиях многовековой истории собора, при нем создан церковный музей. Посетить его может любой желающий.

Образ Спаса Нерукотворного — главная святыня Троицкого собора, ровесница городу. Недавняя ее реставрация показала, что она была принесена стрельцами, основавшими Саратов, в виде хоругви

Почитание саратовского образа Спаса Нерукотворного, хранившегося в Троицком соборе со времени его основания, началось лишь в начале XIX века; до этого он был практически «забыт».

Вот как это случилось. В 1812 году в собор пришел приказчик рязанского купца Якова Михайлова и сообщил, что его хозяин, исцелившийся от опасной болезни, просил отыскать образ Спасителя в саратовском Троицком соборе (уточнив при этом, что икона должна находиться над внешней южной дверью) и сделать на образ ризу.

Икону обнаружили на указанном месте, внесли в собор и отслужили перед ней благодарственный молебен. Вскоре она была украшена сребропозлащенной ризой.

С тех пор у образа Спаса Нерукотворного стали происходить многочисленные исцеления. Люди, их получившие, передавали иконе серебряные «дары», исполненные в виде тех частей человеческого тела, болезни которых проходили после молитв перед нею. Этих «подвесов» оказалось в конце концов так много (общий их вес превышал килограмм), что часть их переплавили, чтобы сделать венцы для других чтимых икон.

С образа Спаса Нерукотворного в XIX веке выполнили список, который тоже хранился в Троицком соборе и немало почитался: его обычно носили на требы в дома саратовцев.

В 1934 году, после закрытия храма, обе иконы большевики изъяли и передали в краеведческий музей. В 1942 году, с возвращением Троицкого собора верующим, одна из них вернулась «домой», однако никто не знал — какая: та ли, что была принесена стрельцами в конце XVI века, или список с нее.

Все сомнения разрешились в 2006 году, в процессе проведения реставрационных работ, на время которых икону, находившуюся в чрезвычайно плохом состоянии, никуда не вывозили, а пригласили к ней московских реставраторов.

После проведенных исследований стало ясно, что, хотя на иконе и обнаружили следы поновлений и доработок XVIII—XIX веков, сам по себе образ — гораздо более древний и, вероятнее всего, именно конца XVI столетия, то есть именно тот, с которым пришли в эти места стрельцы, чтобы основать новую русскую крепость. Более того, сама структура иконы, способ прикрепления крупнозернистого холста с изображением к доске подвигли реставраторов к выводу — первоначально она была воинской хоругвью.

Так разрешились загадки, связанные с главной иконой Саратова.

При подготовке материала были использованы:

  1. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. Стр. 2.
  2. В. Х. Валеев. Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстр. справочник. Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1990. Стр. 76 – 82.
  3. В. П. Соколов. Саратовский Троицкий (старый) собор. Краткий исторический очерк. Издание Строительного Комитета при Старом Соборе в г. Саратове. Саратов. Паровая скоропечатня Губернского Правления. 1904.
  4. Епископ Вениамин (Милов). Троицкий кафедральный собор в г. Саратове (К 260-летию со времени освящения). // Журнал Московской Патриархии, №7, 1955.
  5. Н. Н. Семенов. Старый Саратов. Фотоальбом. Из частной коллекции. Стр. 3 – 6.
  6. Справка Управления по историко-культурному наследию Министерства культуры Саратовской области № 1-22/272 от г.
  7. Е. К. Максимов. Троицкий собор в Саратове — памятник московского барокко. // Труды Саратовского историко-краеведческого общества. Вып. 2. Саратов, 1992. Стр. 14 – 23.
  8. С. Шошин. Наше достояние. // Православная вера, №10(39), 1995. Стр. 2.
  9. Никон (Лысенко), архимандрит. Можно ли спасти Троицкий собор? // Православная вера. №12(90), 1997. Стр. 1, 3.
  10. Е. А. Мосальская. Повесть о брате моем А. А. Шахматове. Ч. I. Легендарный мальчик. — М., 1929.

Практическая информация

Адрес: Саратов, ул. Московская, 6. Веб-сайт.

Добраться до Свято-Троицкого собора можно на троллейбусах №№ 1, 4, 5, автобусах № 11, 33 и маршрутном такси № 3, 32, 33, 82 (остановка «Музейная площадь»).

Литургии проводятся с понедельника по субботу в 8:00. По воскресеньям и церковным праздникам ранняя литургия начинается в 7:00, а поздняя — в 9:00.

Свято-Троицкий собор в Саратове

Троицкий собор

Источник: ru.wikipedia.org
Дата: 2010 год

Собор во имя Живоначальной Троицы – старейший храм Саратова, одна из главных достопримечательностей города.

Адрес
Находится собор возле набережной, на Музейной площади .

История
Троицкий собор был построен по инициативе саратовских жителей с благословения митрополита Парфения в 1674–1675 годах, став одной из первых и центральных построек вновь основанного на правом берегу Волги Саратова. Престолов в первом деревянном храме было четыре: в верхнем храме во имя Святой Троицы, в нижнем в честь Успения Божией Матери (главный), во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (правый) и во имя святого апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии (левый). В 1684 году здание полностью сгорело. К строительству каменного собора на месте утраченного деревянного приступили лишь в 1695 году, закончен он был в 1701 году. Пожар 20 мая 1712 года вновь нанёс серьёзный ущерб зданию, которое впоследствии восстанавливалось до 1723 года. В ходе работ храм был расширен и обрёл колокольню. В 1796 году на средства саратовского купца М. А. Устинова была проведена новая реконструкция, однако в последующие несколько лет здание трижды охватывал пожар, и в результате сильно повреждённый и обветшавший храм был закрыт. В 1814 году была завершена перестройка здания под руководством архитекторов В. И. Суранова и Н. В. Урюпина, позволившая возобновить богослужения и давшая зданию его современный облик. Приход храма в 1912 году насчитывал около сотни домов, штат причта состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков, живших в церковных зданиях.
В советский период с 1936 года нижний этаж собора использовался под хранилище научных фондов краеведческого музея. С 1937 по 1942 годы богослужения не проводились. За этот короткий период было полностью утрачено внутреннее убранство, сохранилась лишь настенная роспись. В таком состоянии вновь открытый верхний Троицкий храм был заново освящён архиерейским чином. В 1946 году общине верующих были переданы иконы из запасников саратовских музеев, из которых в нижнем храме был собран иконостас. Год спустя здание было окончательно возвращено Православной Церкви, после чего в 1948 году был освящён нижний Успенский храм, а вокруг здания появилась новая кирпичная ограда. В 1950 году в верхнем храме был установлен пятиярусный иконостас, выполненный иконописцем П. Л. Париловым. Трехъярусный иконостас нижнего храма был установлен в 1954 году, тогда же был перекрыт и засыпан подвал. 30 августа 1960 года Свято-Троицкий храм был признан памятником истории и культуры общесоюзного значения. В 1972–1976 годах производились реставрационные работы, однако вплоть до конца 1980-х годов помещения продолжали использоваться не по назначению, колокольня была полностью недоступна, что не позволяло начать полноценное восстановление здания. 21 октября 1989 года на вновь открытой колокольне впервые в Саратове после многолетнего запрета зазвонили колокола.
Масштабный ремонт аварийного здания собора был начат в 2000-х годах. В ходе реставрации к 2008 году были обновлены колокольня и купола, проведены штукатурные работы, восстановлены кладка и декор. Также была расширена прихрамовая территория. Помимо главного престола в честь Успения Божией Матери (освящён в 2006 году архиерейским чином) в нижнем храме также имеется приставной престол во имя преподобного Сергия Радонежского. В соборе хранятся иконы с частицами мощей святителей Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, Феодосия Черниговского, равноапостольного Иннокентия Московского, а также икона Серафима Саровского с частицей его погребального облачения. При храме открыта воскресная школа, организована помощь престарелым.

И. Козловский, 2011 (последнее изменение: 25.07.2011)

Соборы Саратова

Троицкий собор

История собора начинается с середины XVI века. Он был одним из первых, появившимся в городе. Сначала конечно храм был сделан из дерева. Он прослужил недолго. Через 10 лет церковь сгорела. Следующее здание Троицкого собора было построено уже в следующем XVII веке. В год окончания строительства храм окрестили. Существует легенды, что проезжающий мимо Петр I с женой побывали в новом соборе. Специально для царя был отсужен молебен.

В XX веке обитель претерпела реставрационные работы. Был отремонтировал фасад здания, сделаны новые фрески. Сегодня при соборе работает воскресная школа, при которой организован церковно-славянский хор, выпускается газета, существует библиотека.

Ежегодно в Троицкий Собор Саратова привозят мощи святых из столичных храмов. Горожане собираются в огромные очереди, чтобы прикоснуться к ним.

Координаты: 51.52805600,46.05555600

Свято-Троицкий собор

Свято-Троицкий собор в Саратове — это православный собор города. Первое строительство датируется периодом 1674—1675 годов, после чего собор несколько раз восстанавливался после пожаров. Полное его название — Собор во имя Живоначальной Троицы. Собор признан уникальным для Саратовской области памятником, созданным в стиле московского барокко. Это здание корабельного типа — полукруглый и с алтарной апсидой.

Основная часть храма называется «восьмерик на четверике». Восьмерик как будто устремлен в небо и тянет за собой статичный четверик. Красота и пластичность сооружения нарастает с высотой.

Новая эпоха в истории собора открылась летом 2003 года, когда назначили нового епископа Саратовской епархии — Лонгина. Он обратил серьезное внимание на плачевное состояние приходских храмов, которые не реставрировались десятилетиями. В 2004 году начался глобальный ремонт и реставрация Свято-Троицкого собора.

Сегодня на территории Свято-Троицкого собора заканчивается строительство нового корпуса, где будут размещаться воскресная школа, службы административно-хозяйственного назначения и просветительский центр.

Координаты: 51.52805500,46.05555500

Нерукотворный образа Спаса – главная святыня Саратовского края: Епископ Пахомий совершил праздничное богослужение в Свято-Троицком соборе Саратова

В праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Господа Иисуса Христа, 29 августа, Епископ Покровский и Николаевский Пахомий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Саратова и молебен перед главной святыней Саратовской земли — образом Спаса Нерукотворного. Ему сослужили клирики Саратовской и Покровской епархий.

По окончании богослужения Епископ Пахомий поздравил собравшихся с праздником: «Для жителей Саратовского края это особый день, а Нерукотворный образ Спасителя, который хранится здесь, в кафедральном соборе, это великая святыня. С ней связаны история города и собора, а главное – жизни множества людей, которые молились перед этим образом. Совершенно особое чувство возникает, когда ты молишься перед ним. Когда подходишь к иконе, то предстаешь перед Господом, и от Его кроткого взора не скроешь того, что происходит в сердце».

Владыка напомнил прихожанам историю этого чудотворного образа: «Когда вскрыли пол нижнего храма, перед нашим взором открылась удивительная картина: от входа в храм к образу Спаса по белокаменным плитам была буквально протоптана дорожка. Люди несли сюда свою боль, делились с Господом своей радостью, своими переживаниями и, верю, получали просимое. И сам я неоднократно молился у этого чудотворного образа и получал поддержку и утешение». Епископ Пахомий призвал верующих ценить святыню Саратовского края, чтить день ее празднования: «Любовь проявляется в делах, а любовь к Богу – в исполнении Его заповедей и почитании тех святынь, которыми благословляет нас Господь».

Чудотворный образ Спаса Нерукотворенного является списком с фрески учеников преподобного Андрея (Рублева), находящейся в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. Икону привезли московские стрельцы при основании Саратова, она стала для Троицкого храма благословением преподобного Сергия. Икона особо прославилась в XIX веке – по молитвам у этого образа верующие неоднократно получали исцеление и помощь. В советское время большевики изъяли образ Спасителя, и лишь в 1942 году после открытия храма его вернули в собор. С пятидесятых годов XX века каждую неделю перед чтимым образом служат акафист, который все прихожане исполняют нараспев.

Икона находилась в тяжелом состоянии: изображение было частично утрачено, доска сильно повреждена. В 2006 году была проведена реставрация святыни. Икону обследовали специалисты из московского музея преподобного Андрея Рублева. Приняли решение реставрировать ее в Саратове, чтобы чтимый образ не покидал города, в котором находится вот уже несколько столетий. Также был отреставрирован старинный оклад.

Свято-Троицкий собор в Саратове

Описание Троицкого собора в г. Саратов

Свято-Троицкий собор в Саратове — первый каменный собор Саратова, один из самых старых храмов в Нижнем Поволжье; памятник нарышкинского барокко.

Троицкую соборную церковь построили в 1674-1675 годах по благословению митрополита Астраханского и Терского Парфения. Церковь, как и сам Саратов, неоднократно страдала от пожаров, и в 1684 году сгорела дотла. На следующий год храм был возобновлён деревянной церковью по благословлению Астраханского митрополита Савватия. В 1695 году началось строительство каменного храма. По преданию, на строительные леса собора восходил тогдашний царь Пётр I, бывший в Саратове проездом в Азов.

В 1712 году в Саратове снова произошёл пожар, огонь причинил вред и Троицкой церкви. При реконструкции к ней были пристроены трапезные и открытая галерея вокруг верхнего храма. В 1722 году Саратов вновь посетил Пётр I. По преданию, он осмотрел собор, где тогда заканчивали строить колокольню, и нашёл спящих в тени строителей. Они были собственноручно побиты личной дубиной императора. В 1723 году строительство колокольни было завершено, а в середине XVIII века на ней установили единственные в городе механические часы с боем. Со значительными перерывами эти часы работали до 40-х годов XIX века.

В 1774 году храм вновь сгорел. По распоряжению императрицы Екатерины II из имущества, конфискованного у пугачёвцев, половина была выделена на восстановление собора. Однако это мало помогло. В 1786 году митрополит Астраханский Антоний прислал грамоту, разрешающую разобрать церковь из-за её ветхости. Но храм был особо любим горожанами, и саратовцы тогда только лишь временно закрыли храм. В 1795 году в нижнем Успенском храме возобновилось богослужение.

В 1798 году купец М. Устинов, впоследствии управляющий Саратовской солевозной конторой, из своих средств выделил деньги на укрепление здания каменными контрфорсами и устроение в обоих храмах иконостасов.

В XIX веке, под влиянием классицизма, фасад собора был украшен портиком с шестью колоннами. Они весьма органично вписались в нарышкинское барокко, в стиле которого был построен собор.

В 1836 году в Успенском храме на средства купца Филиппа Яковлевича Пулькина был устроен правый придел во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1837 году в том же нижнем храме на средства того же Пулькина был создан левый придел во имя апостола Иакова Алфеева, брата Господня, и преподобномученицы Евдокии. До наших дней приделы не дошли.

3 августа 1863 года собор посетил наследник российского престола Николай Александрович, брат будущего императора Александра III, два года спустя скончавшийся в Ницце. Великий князь был за Божественной Литургией и приложился к образу Спаса Нерукотворённого.

В 1872 году вокруг собора установлена ограда. Тогда собор приобрёл практически тот вид, который имеет сейчас, хотя в начале XX века по проекту архитектора В. А. Люкшина были произведены некоторые переделки фасада, а с 1972 по 1976 годы под руководством ленинградского архитектора Д. Е. Бабенкова купола собора были покрыты медью и позолочены.

Свято-Троицкий кафедральный собор (Саратов)

тел.: +84 (52) 28 23 82

настоятель: епископ Саратовский и Вольский Лонгин

Саратовский Свято-Троицкий собор — один из самых старых храмов в Нижнем Поволжье исамый ранний архитектурный памятник Саратова. Первая деревянная церковь была построена по инициативе жителей и с благословения митрополита Астраханского и Терского Парфения в 1674—1675 годах.
Троицкая церковь дважды весьма серьезно страдала от пожаров. Нынешний каменный храм был построен в 1723 году.Троицкий собор является уникальным для Саратовского края памятником московского, или нарышкинского барокко. Это храм корабельного типа: полукруглый, с алтарной апсидой. Центральная часть храма — часто встречающаяся в русской архитектуре форма, которая называется «восьмерик на четверике».
Многие святыни собора представляют не только религиозную, но и историко-культурную ценность. Наиболее древней и почитаемой иконой Троицкого собора является Нерукотворный образ Спасителя, который, по преданию, принесли из Троице-Сергиева монастыря стрельцы, основавшие Саратов. Прославление иконы началось с 1812 года благодаря многочисленным исцелениям у чудотворного образа Спасителя.В советские годы храм был закрыт всего 8 лет: с 1934 по 1942 год. Уже в войну он был открыт, и там совершались регулярные богослужения.
С 2003 года собор интенсивно реставрируют. Новые росписи, покрывающие своды, стены и проемы окон, придают храму неповторимую красоту.

Интересные факты о Свято-Троицком кафедральном соборе

  • Под храмом существуют древние подземные ходы. Их вырыли во времена набегов для укрытия жителей, документов и царской казны от заволжских кочевников и понизовой вольницы.

Авторизуйтесь

Для выполнения действия вы должны быть авторизованы.

Саратовский реставратор спасла икону, которую использовали как ящик под зерно

Реставрация проводилась с помощью яичной эмульсии

Фото: Анастасии Тергуцы

Есть человек, его жилье и практически в доме каждого – Икона. Одна, две, три – неважно, главное – святой лик, который защищает человека, его дом, здоровье и семью. Есть необъяснимый факт, что «икона сама выбирает человека». Это подтверждают многие истории, связанные с появлением икон в доме людей. Человек, видя святые образы в церковных лавках, почему-то отдает предпочтение именно той иконе, которая будто «пролила тепло в душу». Саратовчанка Анастасия Тергуцы, которая впервые увидела утраченную икону в селе Оркино, тоже стояла и долго смотрела на святой лик. Икона выбрала именно ее, но не для дома, а для своего первозданного «восстановления».

«Она была какая-то благостная»…

Корреспондент Саратов.Экспресс встретилась с дизайнером-архитектором, реставратором Анастасией Тергуцы, девушкой, которая вместе с единомышленниками участвовала в реставрации иконы Иверской Божьей Матери.

«Все началось с поездки в Оркино, с молодежным обществом от Троицкого собора города Саратова. Мы приехали, познакомились с отцом Алексием, увидели, сколько трудов он приложил для восстановления храма. Он показывал иконы, мы просто ходили по храму и поражались, сколько еще нужно помощи и труда, и вот как раз батюшка подошел к одной из икон – это была Иверская Божья Матерь. Она угадывалась с трудом, так как была очень сильно утрачена», — начала свой рассказ о знакомстве с иконой Анастасия.

Отец Алексий поведал судьбу этой иконы – ее нашли в октябре 2017 года на мельнице, когда-то из неё был сколочен ящик для зерна, случилось это во время гонений на церковь. Именно это и спасло иконе «жизнь».

«Местные жители передали икону храму, конечно, она была в ужасном состоянии. Батюшка пытался передать ее реставраторам, но они не взялись, сказали, что что-то сделать уже практически невозможно. Меня почему-то эта икона заинтересовала, она была какая-то «благостная», я долго стояла перед ней, а потом приняла решение взять ее и попробовать, насколько у меня хватит сил ее восстановить», — продолжает свой рассказ Анастасия.

По словам саратовчанки, отец Алексий был очень рад такому решению девушки и даже благословил ее на предстоящую работу.

«Я не опытный реставратор, я этим занимаюсь где-то полтора-два года, такой сложности иконы я ни разу не реставрировала, честно скажу. Просто мне захотелось как-то помочь отцу Алексию. С Божьей помощью появились люди, которые захотели помочь и мне», — пояснила Анастасия Тергуцы.

Начальный этап реставрации…

Анастасия рассказывает, что когда икону Иверской Божьей Матери привезли в мастерскую в Саратове, она, в буквальном смысле слова, распадалась на доски.

«Анатолий, он тоже относится к молодежному обществу Троицкого собора, предложил мне свою помощь. Всю столярную работу – укрепление досок, изготовление поперечных планок, чтобы они впоследствии скрепляли доски, на которых написана икона, выполнял он. Работа длилась 2 месяца, он приходил и терпеливо, поэтапно склеивал ее», — делится реставратор.

Анастасия призналась, что это был не быстрый процесс, исчисляемый даже не днями и неделями, а месяцами.

«Когда икона была уже единым целым, началась моя работа. Я почистила все «дырочки», там был также короед. Обработала специальными составами икону для того, чтобы клеющий состав проникал в структуру дерева и лучше объединял все слои. Следующая моя задача была обработать, проклеить те огромные трещины и дыры от гвоздей, которые Анатолий тоже вытащил. Нужно было восстановить левкас (прим. редакции «левкас» — это особый вид грунта белого цвета в иконописи, после применения которого краска лучше ложилась и дольше держалась на поверхности дерева). На этот этап ушло порядка 3 месяцев», — пояснила девушка.

По словам Анастасии, сложности были, и не малые. «Дерево» вело себя по-разному – где-то трескалось, и приходилось начинать весь этап заново.

«Работа осложнялась тем, что нужно было постараться не закрыть то, что осталось написано на досках. Мы должны были максимально сохранить то, что осталось от изначальной, первонаписанной иконы», — продолжает свой рассказ саратовский реставратор.

На «досках» оказалась не одна икона…

Когда поверхность иконы была готова, Анастасия обратилась за помощью к художнику Татьяне Каташовой.

«По благословению отца Никона, Татьяна согласилась помочь мне в реставрации и дальше я действовала под ее началом. Я только и дивилась, насколько это талантливый и доброжелательный человек. Татьяна руководит росписью храма, также через ее руки проходят сотни икон с различной степенью утраты», — рассказывает Анастасия.

Девушка поведала, что как только она принесла икону и они вместе с Татьяной начали ее исследовать, то произошло неожиданное.

«Татьяна, просмотрев икону, сказала, что там не единственное изображение, там 2 иконы, разного времени. Мы приняли решение восстанавливать ту, которая была более ранней. Иверскую икону мы увидели в нижнем слое, сверху нее был написан еще другой образ, который был совсем утрачен, от него остались только обрез нимба. Было четко принято решение восстанавливать именно Иверскую», — пояснила корреспонденту Саратов.Экспресс Анастасия.

«Она стала настолько живая, чистая…»

Реставратор рассказывает, что дальше самую ответственную часть — написание ликов, художник Татьяна Каташова взяла на себя.

«Эта часть работы длилась полгода, мы прописывали слой за слоем, пытаясь ориентироваться на то, что было изначально, старались, чтобы это не получился совсем «новодел», чтобы это была — по цвету, по форме – икона, которая писалась предположительно более 100 лет назад», — рассказывает саратовчанка.

Реставрация всегда сложное, всегда кропотливое, всегда аккуратное дело. Для восстановления иконы было принято решение использовать яичную эмульсию.

«200-300 лет назад краски не были такими яркими, как сейчас. Яичная эмульсия помогает создать эффект красок «того времени», они смотрятся мягче, естественнее. И сверху все покрывается лаком», — немного рассекретила технологии восстановления икон Анастасия.

Когда работа была почти закончена, Анастасия не верила своим глазам.

« Таня сделала невозможное – та икона, которая слегка читалась по контуру, она стала настолько живая, ясная, чистая! Это прекрасно, возвращать к жизни иконы, на которые молились люди много-много лет назад, и для которых это не просто изображение — это присутствие Бога на земле, священное изображение. Я хочу сказать спасибо отцу Никону за благословение на иконопись!», — делится Анастасия.

На данный момент работа над реставрацией иконы закончена, ее планируется передать в Оркино, в церковь Рождества Христова.

«Я даже не предполагала, что получится настолько масштабная работа! И если бы не талант и поддержка Татьяны, я бы сама такой сложной работы выполнить не смогла … Я хочу и дальше продолжать учиться этому делу, шаг за шагом, и буду надеяться, что от моих трудов будет польза», — завершила свой рассказ Анастасия Тергуцы.

Ссылка на основную публикацию