Свято-Успенский собор во Владимире

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Успенский собор во Владимире

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Свято-Успенский кафедральный собор Владимира по праву признан одним из наиболее значимых храмов в городе, который уже давно является обязательной частью любой экскурсионной программы. Само святилище было возведено во время правления князя Андрея Боголюбского в середине 12-го века, дабы стать в будущем главным Божьим храмом государства. Согласно сохранившимся летописям для его создания из всех земель, а также с романского Запада были приглашены талантливейшие мастера. А вот узнать более подробно, что представляет собой святилище, когда проводятся богослужения и как к нему добраться можно из нашей статьи.

Описание Успенского собора Владимира

Следует отметить, что храм является пятиглавым, трехапсидным пятизальным крестово-купольным из белого тесанного камня и совмещает в себе несколько периодов строительства. Изначальное его шестистолпное, трехапсидное, трехнефное ядро, которое создавалось в 1158-1160 гг. было дополнено в 1185-1189 гг. открывающимися внутрь святилища двухъярусными галереями, образовавшими дополнительные два зала.

Планировочная же структура храма стала представлять собой квадрат благодаря образованным галереям всеволодовой постройки включающую в себя прямоугольное старинное ядро, при этом как у новой постройки, так и у древнего святилища площадь является приблизительно равной друг другу.

Храм имел всего три притвора, а цоколь внешне выглядел как обычный непрофилированный отлив. Пересечения стен было выполнено с аркатурным-колончатым поясом, с поребриком над ним. Между колоннами простенки отделаны фресками, а молельню украшал зооантропоморфный скульптурный декор. Через лестничную башню, примыкающую у северной стены святилища к западному пряслу возможно было подняться к хорам храма.

Суровость же глади стен расположенным с внешней стороны немного оживляется благодаря рельефам, которые частично были выполнены в период новой обстройки молельни и перенесены со стен святилища Андрея Боголюбского. В древней части храма с юго-западной стороны располагаются фигуры Артемия и Авраамия, причем фигуры, находящиеся на заиконостасных столпах, были расписаны лишь в 1189 г.

А вот среди особенностей и представленных в храме святынь можно выделить наиболее примечательные: фрески, мощи, иконы.

Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира

Следует заметить, что росписи храма были расчищены только в 1918 г., при этом обнаружилось что они сильно пострадали от побелки и безграмотной реставрации. Поэтому сами фрески до наших дней дошли лишь частично сохранившимися, а большая часть из них навсегда останется утерянной (к примеру, в северо-западной части молельни, в куполе, на парусах, алтаре и не только).

Те, части росписей, которые были расчищены относятся к фрагментам действительно величественной композиции «Страшного суда», служащая украшением прилегающих столбов и западных сводов южного и центрального нефов.

Мощи святых в Успенском соборе Владимира

Здесь почивают мощами нетленными, как владимирские богоугодники, так чудотворцы всего русского государства, к которым относятся:

  • благоверный праведник князь муромский Глеб (день памяти 20 числа в июне месяце/июль месяц 3-го числа);
  • Андрей Боголюбский – великий благочестивый князь, память которого приходится на 4/17 число в июле месяце;
  • Георгий (проводится день памяти церковью 4/17 числа последнего зимнего месяца) – великий князь, который своим праведным образом жизни был удостоен канонизации.

Также в молельни находится части святых мощей св. богоугодника великого князя Владимирского Невского Александра, равноапостольного праведного князя Владимира. Примечательным является то, что в представленном Божьем храме в расположенном в галерее некрополи хранятся свыше 40 мощей святых праведников.

Иконы Успенского собора Владимира

К особо чтимым чудотворным ликам, представленных в Божьем храме следует отнести:

  • образ Царицы Небесной «Боголюбская»,
  • образ Пресвятой Богородицы «Владимирская»,
  • икона «Максимовская»,
  • божественный образ святителя Авраамия Болгарского с частицами его мощей,
  • лик Апостола Симона.

Православный храм Владимирской епархии пребывает в совместном ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Православной Русской Церкви. В 1992г. был внесен в качестве памятника в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Расписание богослужений Успенского собора во Владимире

Представленная святыня открыта для посещений ежедневно с 07:00-20:00, кроме понедельника. Экскурсии же проводятся в период с 13:00-16:45, однако следует помнить, что во время посещения храма запрещено брать с собой собак, курить и разговаривать по мобильному телефону.

Службы проводятся как в самом храме, так и в часовне возведенной в честь привезенной афонской чудотворной иконы «Достойно Есть» Божией Матери, которая располагается под колокольней. Часовня работает с 10:00-18:00, а богослужения в ней проводятся в следующем порядке:

  • с понедельника по субботу в 11:00;
  • в воскресенье в 12:00.

Проводят молебен с произнесением Акафиста, а также совершается освящение воды. Попасть в часовню можно со стороны Площади Соборной.

Как добраться к храму

Владимирский Божий храм находится по адресу: ул. Большая Московская д. № 56, г. Владимир.

Добраться же до него можно несколькими способами:

  • рейсовым или же транзитным автобусом, отправляющимся из Москвы;
  • на личном авто;
  • также можно доехать до Владимира на поезде, идущем с Ярославского или Курского ж/д вокзалов.

Успенский собор во Владимире

Уже более 850 лет над рекой Клязьмой во Владимире возвышается белоснежный храм, он хорошо виден издалека. Это кафедральный Успенский собор, в котором великих князей из Владимира и Москвы венчали на княжение. Построенный в 12 веке шедевр древнерусского зодчества послужил образцом для создателей одноименного храма в Москве, а в наши дни он входит в реестр памятников мирового значения. Cобор посвящен Успению Богородицы, в нем проходят регулярные богослужения, а для мирян работает музей.

В Успенском соборе можно увидеть фрагменты подлинных фресок Андрея Рублева и Даниила Черного 15 века, росписи 19 столетия и некрополь с захоронениями князей и духовенства, некоторые из которых причислены к лику святых.

Храм основал владимирский князь Андрей Боголюбский в 1158 г. как усыпальницу для брата и трех своих сыновей и придал ему статус главного храма владимирских и суздальских земель. Для его украшения были приглашены лучшие зодчие, иконописных и золотых дел мастера из Греции, Германии, Киева и Галича. Здание построили из белого известняка и декорировали каменной резьбой. Позже в великокняжеском соборе венчали на престол и хоронили великих владимирских князей, для чего собор расширили, надстроили и пышно убрали. Главной реликвией была Владимирская икона Божией Матери, позднее переданная в Москву, и находящаяся ныне в храме при Третьяковской галерее.

В 1238 г. татаро-монгольские войска взяли Владимир. Множество горожан вместе с епископом заперлись в соборе, чтобы не сдаться супостату, но воины хана Батыя подожгли храм, и прихожане задохнулись от дыма. Храм обгорел, часть фресок были утеряны, а реликвии похищены, но в 1408 г. сын Дмитрия Донского — князь Василий — взялся восстановить его.

Что посмотреть

Для росписи внутренних помещений в 1408 г. пригласили именитых московских иконописцев — Андрея Рублева и Даниила Черного, чьи фрески частично дошли до наших дней.

Фрагменты изображений на тему «Страшного суда» можно видеть в западной, северной и алтарной частях церкви. Но большая часть росписей, украшающих собор, — это новодел 19 века.

В 17 веке по указанию императрицы Екатерины II и на ее пожертвования был сделан ремонт храма. Тогда средневековый иконостас заменили на новый, барочный, а в начале 20 века находящиеся на нем иконы работы Рублева отправили в Государственный Русский музей и Третьяковскую галерею.

В некрополе захоронены великие князья и духовенство, некоторые из них — святые великомученики. Здесь покоятся основатель Успенского собора князь Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, его сын и дочь, мученики Митрофан и Патрикий. Паломники приезжают поклониться к частицам мощей святого Александра Невского — полководца, чьи войска одержали победу над тевтонскими рыцарями на Чудском озере, а также останкам святителей Симона, Максима, Серапиона. Здесь также можно приложиться к иконам Боголюбской, Владимирской, Максимовской Божией Матери (это списки со знаменитых оригиналов).

Практическая информация

Адрес: Владимир, ул. Большая Московская, 56. Веб-сайт.

Посещение собора: для моления — в часы регулярных богослужений (расписание на сайте, вход свободный), для осмотра экспозиции — в составе экскурсии (с 13:30 до 16:30 ежедневно, кроме понедельника).

Успенский собор во Владимире

У спенский собор во Владимире был возведен в 1158-1160 годах по заказу князя Андрея Боголюбского в качестве главного городского собора новой столицы Владимиро-Суздальского княжества. Согласно летописному тексту, известному благодаря упоминанию историка XVIII века В.Н.Татищева, Успенский собор создавали мастера, прибывшие из Священной Римской империи: «Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридриха Барбароссы), с которым Андрей в дружбе был». В отличие от утвердившегося в местной архитектурной школе типа четырехстолпного крестово-купольного храма, Успенский собор первоначально был шестистолпным одноглавым сооружением с позакомарным завершением и тремя высокими апсидами на востоке, так как в качестве образца был использован особо почитавшийся Успенский собор Киево-Печерского монастыря.

Фасады сооружения получили богатую декорацию, которая усложнила традиционную композицию, характерную для времени Юрия Долгорукого. Место аркатурного пояса занял аркатурно-колончатый фриз, на лопатки были наложены тонкие колонки с резными растительными капителями. Над низко расположенными сложнопрофилированными окнами были помещены рельефные композиции, фрагменты которых частично сохранились на стенах возведенной позднее галереи. По сторонам от окон находились львиные и женские маски. В интерьере в верхней части крещатых столбов были помещены рельефные изображения львов. В западной части интерьера находились княжеские хоры, на которые поднимались по лестницам, располагавшимся в башнях. Лестничные башни примыкали к западным углам четверика и создавали необычную двубашенную композицию западного фасада собора. Археологические исследования показали, что у северного, западного и южного порталов собора находились притворы.

После пожара 1185 года князь Всеволод Большое Гнездо в 1186—1189 годах восстановил Успенский собор. Основной объем был обнесен высокой галереей с позакомарным завершением, фасады которой получили декор, ориентированный на декорацию первоначального сооружения. Стены лестничных башен были частично использованы при строительстве галереи. На сводах галереи были вознесены дополнительные главы, сделавшие собор пятиглавым. Был заново возведен алтарь, увеличенный за счет дополнительного членения. Загадкой является несовпадение уровня расположения аркатурно-колончатого фриза, украшающей галерею, который южном фасаде расположен ниже и имеет иные формы.

В интерьере Успенского собора сохранились фрагменты фресковой живописи 1161 года, а также фрагменты росписи, выполненной Андреем Рублевым и Даниилом Черным в 1408 году.

Успенский кафедральный собор во Владимире

Успенский собор во Владимире – один из выдающихся памятников русского белокаменного зодчества, основанный в период домонгольской Руси. Сегодня здание представляет собой государственный музей и в то же время является кафедральным собором городской митрополии РПЦ. Церковь ныне функционирует и принимает прихожан шесть дней в неделю.

Начало строительства первоначального здания Успенского собора было положено при князе Андрее Боголюбском в 1158 году. Архитекторы того времени задумывали постройку как самый главный храм Владимиро-Суздальского княжества и Руси. Над ней трудились архитекторы из Греции, Галича и Киева, а также немецкие мастера. Поэтому во время строительство укрепились и внешнеполитические отношения князя Андрея Боголюбского.

Постепенно собор преображался, в нем была произведена и роспись. Однако в 1185 году он значительно пострадал от пожара и требовал восстановления. В то время князем был Всеволод III, он же и принял решение существенно расширить постройку, в результате чего у нее появились дополнительные боковые галереи, а также четыре малые главы. Кроме того, были построены дополнительные арки, внутреннее пространство храма увеличилось.

В 1238 году город Владимир был взят войсками хана Батыя, а великая княгиня и владыка Митрофан заперлись в здании. Все находящиеся внутри Успенского собора погибли, поскольку монголы подожгли собор. Позже великокняжеская семья и погибшая Агафья Всеволодовна с детьми были канонизированы как Владимирские мученики.

Следующее обновление Успенского собора было произведено по приказу Екатерины II в 1767 году. Процесс производился в духе того времени и в первую очередь затронул иконостас – рублевский стиль сменился барочным. Тогда же, в течение двух веков, постепенно изменялся и внешний вид здания, была возведена колокольня. Реставрация собора во Владимире производилась и в двадцатом веке. Самая масштабная была проведена в 70-80-х годах, в процессе которой были покрыты золотом купола и специальным составом – белый камень. Тогда же улучшили внутренний климатически режим, а также обновили фрески.

Описание собора

Сегодня Успенский собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея, а также РПЦ. Он является функционирующим храмом, в котором регулярно проводятся традиционные богослужения, а также музеем, рассматривается как достопримечательность города Владимира. В 1992 году он был внесен в список ЮНЕСКО.

Здание не является крестово-купольным, как многие до сего дня сохранившиеся церкви. Его относят к зальному и палатному типу, поэтому все части внутреннего пространства равновеликие. При этом он увенчан пятиглавием и центральная глава, символизирующая Христа, выстроена выше других.

Стены Успенского собора снаружи поделены на равновеликие прясла. Вертикальное деление стен при этом подчеркивает монолитность, а южная стена наиболее выразительна из всех. Присутствует аркатурно-колончатый пояс.

Первоначальные фрески, служившие украшением Успенского собора, при современном состоянии здания не сохранились. В том числе утрачены были работы Андрея Рублева. Однако по мере проведения реставраций и обновлений добавились и другие работы.

Иконы Божией матери в соборе: Максимовская, Владимирская и Боголюбская. Помимо мощей святого княжеского семейства в нем также хранятся части мощей князя Александра Невского, Андрея Боголюбского, Георгия Всеволодовича, Глеба Владимирского и нескольких святых.

Строительство

Первоначально Успенский собор был шестикупольным, трехапсидным, его построили из качественного белого камня. По данным раскопок он имел три притвора, а цоколь был построен непрофиллированным отливом. После пожара, в 1185 году, князь Всеволод Большое гнездо увеличил алтарную часть, а по углам добавились четыре дополнительные главы. Благодаря перестройке Успенский собор обрел большую вместительность. Практически в таком виде без учета реставраций здание сохранилось и до сегодняшнего дня.

Архитектурные особенности

Большинство церквей двенадцатого века строились в русском стиле, а материалом для строительство чаще служило дерево. Успенский собор изначально, при первых князьях, принял палатный вид архитектуры, из-за чего все нефы имеют равную величину. Существуют непроверенные данные о том, что в пространстве между стенами главы, находящейся в центре, располагается тайник, в котором пряталась государственная казна.

Как добраться до Успенского собора во Владимире

Сегодня Успенский собор посещают как одну из главных достопримечательностей города, однако в нем по сей день продолжаются службы, на которые также возможно попасть. Здание располагается по адресу: г. Владимир, улица Большая Московская, д. 56. При необходимости с представителями собора возможно связаться по номеру +7 (4922) 32‑52-01 и e-mail: uspenskysobor33@yandex.ru.

Время работы: с 7 утра до 20 часов вечера, выходной – понедельник.

Добраться до храма возможно на автобусе №12С, №15, №22, №25, №26 или №28, а также на троллейбусе №1 или №5. Остановка – «Соборная площадь».

Успенский собор во Владимире — белокаменный шедевр Древней Руси

Адрес: Россия, Владимир, улица Большая Московская, 56
Начало строительства: 1158 год
Окончание строительства: 1189 год
Архитектор: Фридрих Барбаросса
Высота: почти 33 метра (32,3 м.)
Координаты: 56°07’38.7″N 40°24’33.6″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Краткая история

Вот уже более 850 лет на высоком берегу реки Клязьмы стоит белокаменный Успенский собор. Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году.

Андрей мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём могуществе и богатстве затмил «матерь русских городов» — Киев, и поэтому задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси. Как сообщает летопись, князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. Король Германии Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.

Юго-западная сторона собора

Таким образом, стремление Андрея к независимости получило внешнеполитическую поддержку. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве.

Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон.

Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. Пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медных позолоченных плит. Свет золотых и серебряных люстр, освещавших Успенский собор, отражался в блестящих золочёных плитах пола, словно в огромном зеркале. На возвышении над алтарём князь обустроил площадку из золота и серебра, предназначенную для чтения проповедей и Священного Писания. Летописцы, восхищённые красотой собора, сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме.

Главный вход в собор

Упадок и возрождение Успенского собора

В 1185 году Успенский собор пострадал от пожара. Зодчие, восстанавливающие храм, обнесли здание со всех сторон новыми каменными стенами и соединили их арками со старыми стенами, создав, таким образом, своеобразный «футляр».

По приказу князя Всеволода Большое Гнездо владимирские мастера значительно расширили Успенский собор и заменили его убранство на более пышное и дорогое. В Успенском соборе венчались на великокняжеский престол великие владимирские князья, перенявшие от Андрея Боголюбского идею единства Русской Земли.

Общий вид на Успенский собор

Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо вновь начались феодальные междоусобицы, ослабившие Русь накануне татаро-монгольского нашествия. В 1238 году войска хана Батыя, опустошив Рязань, вторглись во Владимир. Несмотря на героическое сопротивление жителей, татары всё-таки взяли город. Предчувствуя неизбежную гибель, многие горожане затворились в Успенском соборе вместе с епископом Митрофаном и его семьёй. Они предпочли мученическую смерть позорному плену и задохнулись от дыма, после того как татары обложили собор брёвнами и подожгли здание.

Все реликвии были разграблены, живопись повреждена огнём, но обгоревший храм выстоял. Одержав победу над татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 году, русские с особым рвением принялись восстанавливать былое величие Руси. В 1408 году сын Дмитрия Донского — Василий Дмитриевич — пригласил из Москвы известных иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, украсивших владимирский собор новыми фресками.

Восточная сторона собора

Реликвии Успенского собора

От средневековой росписи Успенского собора сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» (1408 год), выполненной Андреем Рублёвым. Большинство настенных росписей, дошедших до наших дней, относится к XIX веку. До 1395 года в Успенском соборе находилась Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем Боголюбским из Вышгорода. По преданию, эта икона написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым Богородица ела со своим сыном Иисусом и мужем Иосифом Обручником.

Южный фасад собора

Сегодня эта икона хранится в Москве, в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. В некрополе Успенского собора покоятся мощи великих князей — Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Юрия Всеволодовича и др. Здесь же погребены владимирские епископы и митрополиты, в том числе митрополит Максим, перенёсший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир. Успенский собор послужил образцом для более поздних храмов, например, для Успенского собора Московского Кремля. Являясь уникальным памятником белокаменного зодчества XII века, собор во Владимире взят под охрану ЮНЕСКО.

Успенский собор

Успенский кафедральный собор был крупнейшим зданием в рамках грандиозного строительства, которое развернул Андрей Боголюбский в новой русской столице – Владимире. Он занял наиболее выгодную точку города – на самом высоком холме. Его золотой купол был виден с далеких подступов к Владимиру и как бы утверждал самостийность владимирского князя и его политические притязания на главенство в феодальной Руси. Собор был заложен в 1158 г. одновременно с Золотыми воротами и городской крепостью. А в 1160 г. главный и самый величественный храм княжества был уже построен. Андрей дал в кормление новому храму княжескую десятину (десятая часть доходов) и большие земельные владения, подражая своему прославленному предку, «крестителю» Руси Владимиру Святославичу, который покровительствовал Десятинной церкви в Киеве.

Для такого крупного строительства были присланы к Андрею Боголюбскому даже мастера белокаменной кладки из империи Фридриха Барбароссы. Это было демонстрацией отказа от киевской помощи и установлению господства владимирского князя на Русской земле. Но и без местных умельцев было не обойтись. Они добывали известковый камень в подмосковных каменоломнях, привозили и тесали его, закладывали трехслойные стены… В 1164 г. в построенный храм была перенесена из Боголюбова икона Божьей Матери, названной впоследствии Владимирской (хранится ныне в Третьяковской галерее). Андрей Боголюбский в свое время привез ее из Вышгорода под Киевом, когда «без отчей воли» уехал в Суздальскую землю. Эта икона – произведение гениального византийского художника – и теперь поражает глубоким лиризмом, теплотой любви матери к ребенку и человечностью.

Однако существующий ныне храм – памятник двух княжений. Собор Андрея Боголюбского сильно пострадал от пожара 1185 г., так что восстановить его в прежнем виде было трудно. Поэтому зодчие Всеволода III Большое Гнездо, брата князя Андрея, в 1185-1189 гг. окружили его новыми стенами («галереями») с четырьмя малыми главами – и старый собор оказался как бы в футляре, внутри нового здания. Стены старого собора были прорезаны большими арочными проемами, превратившись в своеобразные внутренние столбы нового, более обширного храма.

Страшное бедствие снова обрушилось на собор в феврале 1238 г., когда полчища хана Батыя взяли Владимир, несмотря на героическое сопротивление жителей. Татары завалили собор изнутри и снаружи деревом и подожгли: на хорах собора погибла княжеская семья, епископ и часть горожан. Однако здание устояло, и осталась невредима его главная святыня – дважды спасенная от пожара чудотворная икона Божьей Матери.

На протяжении веков Успенский собор еще неоднократно подвергался пожарам и разграблению, а затем – реставрациям, внесшим много искажений в его древний облик. В первой половине XIX в. к собору были пристроены колокольня и невысокая Георгиевская церковь.

А что же осталось от древних стен храма? Со стороны колокольни на одной из закомар можно разглядеть резные фигурки библейского сюжета «Три отрока в пещи огненной» – рельефы, вынутые из старых стен и положенные в наружную облицовку галерей. Женские маски (символ посвящения храма богородице) и звериные маски (символ княжеской власти) по сторонам окон – такого же происхождения.

В интерьере собора в северной галерее-усыпальнице сохранился фрагмент фрески 1161 г. с изображением пророков и павлинов. Сохранилось и несколько фрагментов от фресковой росписи 1189 г. – две фигуры — Артемия и Авраамия — в арочных обрамлениях в юго-западном углу андреевского собора, что связывает их с архитектурой храма и аркатурно-колончатым оформлением фасадов.

Пострадавшую от пожаров роспись собора восстанавливал присланный из Москвы в 1408 г. великий живописец Андрей Рублёв вместе с Даниилом Черным и учениками. По сути, они расписывали собор заново и лишь придерживались старых подходов в размещении сюжетов.

В Успенском соборе сохранилось до 300 кв. м легендарных фресок дружины А. Рублёва. Наиболее значительна композиция Страшного суда на своде под хорами – «Второе и страшное Христово пришествие». После разгрома татарских полчищ на Куликовом поле страна входила в пору нового подъема, мрак уступал перед светом надежд. Поэтому на рублёвских фресках, изображающих ожидание конца света, – умиротворенность. Образы судьи-Христа, апостолов и ангелов лишены суровости. Их лики не пугают, а наполнены душевной теплотой, напоминая лица обычных людей. Фрески притягивают и утешают зрителя, утверждая ценность справедливости.

Из других фрагментов рублёвской росписи следует отметить «Шествие праведников». Рай на соседнем своде символически рисует композиция «Лоно Авраамово»: праотцы Авраам, Исаак, Иаков в цветущем саду. Во всех изображениях проступает внутреннее благородство и искренность гения.

Созданное А. Рублёвым и его сотоварищами живописное убранство Успенского собора завершалось органично вписанным в пространство храма иконостасом, иконы которого составляют ныне гордость Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Петербурге.

Успенский собор – это еще и грандиозный древний некрополь. В северо-восточный угол галерей был перенесен саркофаг с останками первого строителя собора – Андрея Боголюбского. Неподалеку – гробница его брата и наследника, второго строителя собора – Всеволода III Большое гнездо. В некрополе собора с 1923 г. хранится рака с частицей мощей князя Александра Невского, внука Всеволода III (в 1723 г., по указу Петра I, полностью его мощи были перенесены из Рождественского собора Богородице-Рождественского монастыря Владимира в Александро-Невскую лавру Петербурга). Десятки великокняжеских персон покоятся в священных недрах Успенского собора, наполняя его сумрачной и торжественной атмосферой гигантского мавзолея «владимирских самовластцев».

Успенский собор до сих пор поражает своей величественностью и красотой. Недаром итальянскому архитектору Аристотелю Фиораванти, который в конце XV в. был приглашен в Москву на строительство зданий Московского Кремля, было предписано осмотреть владимирский Успенский собор. Именно по его «образу и подобию» был сооружен грандиозный Успенский кремлевский собор для великого князя Ивана III.

Ныне кафедральный Успенский собор во Владимире – памятник архитектуры, веры и духовной красоты – используется совместно Владимиро-Суздальской епархией и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником: свое время – для молитвы, свое время – для экскурсий (вторник-воскресенье: с 13:00 до 16:45).

Успенский собор, как и другие белокаменные памятники средневекового владимирского зодчества, внесен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Святыни собора:

Время работы с 01 декабря 2018 года по 30 апреля 2019 года:

  • Вторник-воскресенье – с 13.00 до 16.45;
  • Понедельник – выходной день.

Успенский собор во Владимире: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Недавно довелось побывать по служебным делам в древнем городе Владимире. Было время осмотреть достопримечательности, и нам предложили посетить главную культовую достопримечательность города – Свято-Успенский собор во Владимире на Клязьме, краткое описание которого я и хочу привести ниже. Я поделюсь впечатлениями об этом храме, его достопримечательностях, истории и святынях. А также расскажу, как лучше добраться, где можно остановиться и какое расписание служб в Свято-Успенском соборе Владимира.

Где находится Успенский собор во Владимире

  • Свято-Успенский кафедральный собор находится по адресу: город Владимир, улица Большая Московская 56.
  • Телефон +74922325201.

Как лучше добираться

Добраться до Свято-Успенского собора можно на городском автобусе.

  • Если вы едете на маршруте 7С, 13С, 54, 55С или 56, следует выйти на остановке «Улица Муромская».
  • На маршрутах 1, 5, 12С, 15, 22, 25, 26, 28 или 152 нужно выйти на остановке «Площадь Соборная».

Режим работы и расписание богослужений

Свято-Успенский собор открыт для посещения с 7 до 20 часов.
Богослужения в храме проводятся каждый день:

  • в будние дни 7:30 начинается утренняя литургия;
  • в воскресенье и двунадесятые праздники в 6:30 начало ранней литургии, в 9:00 – поздней;
  • в 17:00 начинается вечернее богослужение.

Где рядом можно остановиться

Если вы планируете самостоятельный визит, а не вместе с организованной туристической группой, лучше позаботьтесь о жилье заблаговременно. Неплохие гостиницы в городе есть, но номера в них, как правило, забронированы экскурсионными фирмами. Но если уж вы приехали посетить Свято-Успенский собор и решили остановиться на ночлег из бюджетных вариантов поблизости можно рассмотреть гостиницу «Застава» и хостел «ВАУ». Из более дорогих подойдут отель «Орион», гостиница «Мономах» и отель «Русь».

История создания Свято-Успенского собора во Владимире

  1. История создания храма уходит своими корнями еще в X век, когда при Великом князе Владимире на этом месте была сооружена деревянная Успенская церковь.
  2. В 1158 году при князе Андрее Боголюбском был заложен каменный собор. Его строительство длилось три года, и уже в 1161 году он был освящен.
  3. Простоял собор немногим более двадцати лет, когда сильный пожар 1185 года уничтожил или сильно повредил большинство построек во Владимире. Храм был восстановлен и несколько расширен по указанию князя Всеволода Большое Гнездо и в 1189 году вновь освящен.
  4. В 1238 году во время нашествия войск Батыя в соборе заперлись последние защитники города вместе с княжеской семьей и духовенством. Монголы подожгли храм, и все находившиеся в нем погибли, хотя само здание серьезно не пострадало.
  5. Очередной этап расцвета собора относится к периоду конец XIV – начало XV веков. Тогда для его оформления князем Василием, сыном Дмитрия Донского, были привлечены Андрей Рублев и Даниил Черный. Отдельные фрагменты их фресок, в частности «Страшного суда», сохранились и до наших времен.
  6. На границе XVI – XVII веков собор приходит в упадок, и лишь в конце XVIII века, по повелению императрицы Екатерины II, посетившей Владимир, его начинают восстанавливать. В течение дальнейших веков собор неоднократно обновлялся и перестраивался. Последние значительные работы по реставрации здания были произведены в 80-х годах минувшего века.

Архитектурные и культурные достопримечательности Свято-Успенского собора во Владимире

Собор является шедевром русского зодчества. Его особенностью является то, что он объединяет в себе элементы архитектуры Руси домонгольского и более поздних периодов. Имеет пятинефную структуру.
Фрески Свято-Успенского собора во Владимире являются его основной достопримечательностью, это одно из немногих мест, где сохранились росписи Андрея Рублева в первозданном виде.

  • Иконы Божьей Матери Владимирская, а также Боголюбская и Максимовская.
  • Мощи благоверного князя Андрея Боголюбского.
  • Свято-Успенский собор во Владимире хранит мощи святых, чьи деяния охватывают период от XIII до XX веков.

Свято-Успенский собор во Владимире на фото


Внешний вид Свято-Успенского Собора во Владимире.

Внутри Успенского собора во Владимире, на фото хорошо видны знаменитые фрески.

Иконостас Успенского собора во Владимире.

Успенский собор с высоты

Побывав в Свято-Успенском соборе Владимира и в других храмах России, испытываешь сильнейшее впечатление. С одной стороны, ты как бы соприкасаешься с историей, с некоторыми поколениями творцов храма и его прихожан. Переживаешь с ними все их жизненные вехи. С другой стороны, потрясает грандиозность сооружения, а то, насколько продуманы все художественные детали, вплоть до мелочей. И, конечно же, фрески. Только ради того, чтобы посмотреть на них, стоит посетить этот храм.

Успенский Собор во Владимире — белокаменное чудо Древней Руси

На российских просторах немного таких архитектурных шедевров, как Свято-Успенский Кафедральный Собор во Владимире.

Его уникальность в том, что это монументальное строение возведено в 12 веке и является свидетелем всей истории русской государственности. «Златоглавое чудо» — так кратко отзываются многие туристы, побывавшие в его белокаменных стенах. Познакомиться поближе с этой святыней вам поможет наша статья-презентация.

Описание и история

На берегу Клязьмы Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский в 1158 г. положил начало строительству собора Успения Пресвятой Богородицы как главного храма своего княжества.

Собор являлся символом независимости Владимира от Киевского княжества. Его построили из белого известняка.

Декор выполнен кружевной резьбой по камню. С ее помощью изображены некоторые библейские сюжеты, это не просто картинки — это сообщение в камне, предназначенное потомкам. Главный купол покрыт сусальным золотом, имеет высоту 33 м.

Таким образом, он возвышается над Киевским главным собором. Богато украшенная снаружи и внутри, церковь стала одним из выдающихся архитектурных достижений того времени. Да и в наши времена от самого основания до ярко горящих на солнце позолоченных крестов собор выглядит настоящим шедевром русского зодчества.

Строительство и внутреннее убранство

У него было три равнозначных входа, каждый был украшен торжественным порталом из золоченых медных листов. Полукруглые капители опоясывали фасады.

Внутреннее оформление до сих пор поражает мастерством и тщательностью выполнения работ. Пол выложен цветной мозаикой и золочеными листами. Он сверкал и отражал свет свечей огромных золотых и серебряных люстр под потолком. Светильники свисали на длинных цепях.

Над алтарем Андрей Боголюбский приказал возвести площадку для чтения проповедей и священных текстов. По роскоши убранства Успенский не уступал иерусалимскому храму Соломона.

Строительные и оформительские работы длились 31 год. В 1185 г. в здании произошел пожар. В связи с этим стены укрепили еще одним рядом кладки и соединили новое обрамление со старыми стенами небольшими арками. Получилось сложное инженерное сооружение.

Потомки князя расширили помещение, богато его оформили. Владимирские князья венчались здесь на княжение. В период упадка Киевской Руси князья подняли знамя объединения русских земель вокруг новых княжеств в сердце Руси, одним из которых было молодое Московское княжество.

В 1238 г. хан Батый разорил Рязань и вторгся во Владимирские земли. Опасаясь позорного плена и надругательства, жители города закрылись в соборе вместе с настоятелем Митрофаном и приняли мученическую смерть. Напавшие сожгли их заживо.

Все иконы, утварь были разграблены, фрески опалены огнем. Но стены выстояли в пожаре. После изгнания татаро-монголов русские князья стали восстанавливать храмы и городские постройки.

В 1408 г. князь Василий выписал из Москвы знаменитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного, которые заново расписали фресками стены здания. В 1927 г. большевики закрыли здание для верующих, службы были прекращены. В нем 15 лет располагался музей атеизма.

Архитектурные особенности

Храм по тем временам был монументальным сооружением. Он вмещал 2000 молящихся одновременно. После расширения его пределов возможности по вместительности помещений удвоились.

В конце 19 век начались реставрационные работы по восстановлению здания. Тогда его вновь открыли для богослужений.

За многие столетия здание видоизменялось и реконструировалось. Первоначально это была одноглавая церковь с тремя нефами.

Со всех сторон, кроме восточной, были пристроены притворы. Западная стена украшалась башнями. При княжении Всеволода они были разобраны. Второй ряд стен представлял высокую галерею, соединенную арками с основными стенами. По углам поставили 4 золоченые главы.

Колокольня пристроена в 1810 году. Ее высота – 55 метров. Это монументальное сооружение, сочетающееся по стилю и материалу исполнения с древним храмом.

Между Успенским собором и его звонницей пристроена небольшая Георгиевская церковь. С северной стороны к зданию поднимается обширная городская площадь.

Древние фрески в большинстве не сохранились. Но фрагмент работы Рублева «Страшный суд», написанной в 1408 году, реставрирован и сохранен. Остальная стенная роспись относится к 19 веку.

Икона Богоматери Максимовской

Ее привез с собой Андрей Боголюбский из Вышгорода. Древний лик по преданию был написан Лукой-евангелистом на фрагменте деревянного стола, за которым трапезничали Богоматерь, Иисус и Иосиф. Третьяковская галерея в Москве является хранительницей древней ценной реликвии сегодня.

В решающие дни сражения за Москву в Великую Отечественную войну икону Владимирской Богоматери вынесли на крестный ход. Хранится в храме Боголюбская икона Божией Матери.

История ее такова – Андрей ехал по дороге из Вышгорода в Ростов. Недалеко от Владимира кони встали и не шли дальше. Князь молился, и ночью ему было ведение Божией Матери, которая указала ему место его княжения – Владимир.

Поутру Андрей въехал во Владимир, а на месте явления Богородицы основал обитель. На иконе Мария изображена в том виде, как она явилась Андрею. Икона чудотворная – она избавила город от мора в 1771 году. Случаи исцеления от болезней и бесплодия фиксируются в летописи храма.

В приделах церкви похоронены легендарные правители Руси: князья — Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо, его сын Юрий. В 1299 году митрополит Максим перенес русскую патриархию из Киева во Владимир. Сам он похоронен здесь же.

Интересные факты

Самые удивительные факты, которые полезно знать:

  • дата постройки — 1158-1189 г.;
  • у иконы Владимирской Божией Матери венчались на княжение Александр Невский и Дмитрий Донской;
  • при реставрации кровли открылись ранее невидимые элементы строения, которые напоминают византийские угловатые фронтоны;
  • колокольня является центром города, хотя специально ее местоположение никто не высчитывал;
  • в годы Великой Отечественной войны прихожане храма и его служители собрали ценностей, которых хватило на создание целой танковой колонны, за что церковь была награждена благодарностью Сталина;
  • наплечники Андрея, подаренные Фридрихом Барбароссой, найдены среди экспонатов Лувра.

Адрес: город Владимир, улица Большая Московская, дом 56. Официальный сайт.

Красивое видео об Успенском соборе во Владимире смотрите в следующем видео:

Свято-Успенский собор во Владимире

Возведением главного храма города в середине XII века занимались самые талантливые зодчие своего времени. Сегодня Успенская церковь во Владимире является обязательным пунктом экскурсионных программ, а её великолепие не оставляет равнодушным никого.

История постройки

Прежде во Владимире действовала церковь из дубового сруба, названная в честь Успения Пресвятой Богородицы. Упоминание о ней относится к 990 году. Однако после того, как хранящаяся там икона Богоматери необъяснимым образом стала недвижимой, князь Андрей Боголюбский распорядился построить на берегу Клязьмы новый собор специально для святыни. Как гласит Лаврентиевская летопись, закладка состоялась в 1158 году.

Работы были окончены в 1161 году 30 августа. Тогда же и прошел чин освящения собора. Князь Андрей пожаловал церкви большие земельные угодья и сделал собор десятинным. Главной святыней храма стала Владимирская икона Богородицы. Впоследствии Свято-Успенский собор подвергся разграблению представителями рода Ростиславовичей. А в 1185 году он пострадал от пожара.

Другие православые храмы Владимира:

После этого князь Всеволод Юрьевич принял решение обнести здание высокими галереями. В 1189 году строительство завершили и увенчали углы малыми главами. Чтобы соединить старое помещение с галерейным, в стенах прорубили арочные проходы. Алтарную часть также обновили и ростовский святитель Лука освятил собор.

Пожар и восстановление

В 1193 году вновь случился пожар. Восстановление шло несколько лет. Постройка, которую возвели при Всеволоде, стала использоваться, как княжеская усыпальница. Роспись стен в галереях окончили в 1237 году.

С наступлением времен монголо-татарского ига собор дважды подвергался нападению врагов. При первом разграблении приняли мученическую смерть многие священнослужители и горожане, укрывавшиеся в стенах храма. В 1252 году в соборе проходила церемония возведения на княжеский престол Александра Невского. Ремонт обветшавшего за много лет здания провели в 1280 году. Позже сюда перевез свою резиденцию киевский митрополит Максим.

В период с XIII по XIV века к Успенской церкви пристраивались новые приделы, а в 1325 году митрополит Всероссийский Петр перебрался со своей резиденцией в Москву, где со временем стали проводить и коронацию на княжий престол.

С этого момента, за исключением нескольких лет, собор во Владимире утрачивает свой статус кафедрального до XVIII века. К тому времени сооружение уже было в плачевном состоянии, но переломным моментом в судьбе церкви стало возведение в лик святых князей Андрея Боголюбского и Глеба Владимирского. В 1702 году правительство приняло на рассмотрение просьбу о реставрации и выделило средства на предстоящие работы. Однако в результате облик собора сильно исказился, а укрепить несущие конструкции не получилось.

Возвращение кафедрального статуса

Кафедральный статус вновь присвоили Успенскому собору в 1744 году при правлении императрицы Екатерины II. Царица выделила 14 тысяч рублей на ремонт. К работе приступило восемь артелей. 25 мая в 1774 году прошло освящение храма Владимирским епископом Иеронимом.

Со временем рядом с собором появилась колокольня, крещальня и часовня. Предпринимались попытки по раскрытию фресок, созданных Андреем Рублевым. К 1890 году удалось провести масштабные реставрационные мероприятия, в ходе которых всё-таки восстановили фрески, укрепили своды, сделали новое покрытие храма и его глав. Фасады облицевали новым камнем и обновили резные элементы.

Современное состояние

После прихода к власти коммунистов Свято-Успенский собор закрыли и разместили в нем музей научного атеизма. Однако в 1944 году от православных прихожан города поступила просьба о проведении богослужений в храме и она была одобрена. После этого церковь уже не закрывалась.

В настоящее время здесь проводятся экскурсии для туристических групп по предварительной договоренности. Перед праздниками проходят вечерние богослужения. Нынешнее техническое состояние собора контролируют специалисты.

Важно! Храм внесен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО и причислен к памятникам федерального значения Российской Федерации.

Крестильное помещение в настоящее время используется для хозяйственных нужд.

Описание архитектуры

Здание собора выполнено из белого тесаного камня. На крыше возвышается пять позолоченных куполов с ажурными коваными крестами. Помещение является пятизальным, пространственное решение представляет собой квадрат, образовавшийся благодаря пристроенным галереям. На пересечение стен — аркатурный колончатый пояс. Простенки между колоннами украшены фресками.

Молельня декорирована скульптурами в виде животных и людей. Проход в хоры храма пролегает через лестничную башню, примыкающую к западному пряслу. Внешнюю лаконичность гладких стен разбавляют рельефы, перенесенные со стен святилища Андрея Боголюбского. На юго-западной стороне собора расположены фигуры святых Артемия и Авраамия, стоящие на заиконостасных столпах.

Входные двери изготовлены из дерева с накладными декоративными элементами. Иконостас в стиле «елизаветинского барокко» с резными деталями и позолотой установили еще во второй половине XVIII века. Колокольня в классическом стиле с псевдоготическими нотами возвышается более чем на 70 метров.

Деятельность прихода и расписание богослужений

Посещение собора разрешено с 7:00 до 20:00 ежедневно за исключением понедельника. Проводить экскурсии можно с 13:00 до 16:45.

Участникам групп следует помнить о соблюдении некоторых правил при посещении церкви:

  • нельзя брать с собой собак;
  • нельзя вести разговоры по мобильному телефону;
  • запрещается курить и употреблять нецензурную лексику.

Богослужения совершаются в здании храма и в часовне, куда привезли афонскую икону «Достойно Есть». Перед ней с понедельника по субботу проводятся службы в 11:00. По воскресеньям — в 12:00. В это время читается Акафист и освящается вода.

Реликвии и святыни Успенского собора

Среди святынь Свято-Успенского собора особое место занимают иконы Пресвятой Богородицы — Владимирская, Боголюбская и Максимовская.

Помимо упомянутых чудотворных ликов Девы Марии, в Успенском храме можно найти иконы Авраамия Болгарского с частицей мощей и Апостола Симона.

Также к числу почитаемых реликвий относятся мощи благоверного великого князя Андрея Боголюбского, находящиеся в отдельной раке. В Некрополе внутри собора насчитывается более сорока захоронений. В усыпальнице покоятся богоугодники архиерейского и княжеского сословия. В галерейных стенах и под полом были оборудованы ниши для этих целей.

В храме почивают нетленные мощи муромского князя Глеба, праведного князя Георгия. Здесь же хранятся части мощей равноапостольного князя Владимира и благоверного князя Александра Невского.

Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира

Расчистили фрески лишь в 1918 году. Из-за шара известковой побелки и безграмотной реставрации предыдущих лет сохранились только фрагменты изображений, созданных великим мастером Андреем Рублевым. Реставраторы констатировали, что большая часть фресок утеряна навсегда. Расчищенные эпизоды относятся к масштабной композиции «Страшного суда».

Престольные праздники

28 августа празднуется Успение Пресвятой Девы Марии. 9 августа почитается память великомученика Пантелеймона Целителя.

В храме также есть престолы благоверных Андрея Боголюбского и Глеба Владимирского, Георгиевский и Чуда Архистратига Михаила в Хонех.

Как добраться

Владимирский Успенский собор находится по адресу: ул. Большая Московская, д. 56. До него можно доехать:

  • на рейсовом автобусе, идущем из Москвы;
  • на собственном автомобиле;
  • на поездах, отправляющихся с Курского или Ярославского вокзалов.

Непосредственно к церкви можно дойти пешком, попутно осматривая достопримечательности города.

За историю своего существования Свято-Успенский собор в городе Владимире пережил многое. Но до сегодняшнего дня он продолжает духовно окормлять своих прихожан, неся Слово Божие. Здесь каждый имеет возможность прикоснуться к истокам православной веры и проникнуться историей русской земли.

Свято-Успенский собор во Владимире

История собора

В 1158 г. сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский сделал своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный за полвека до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на высокой горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить Успенский собор. Храм стал крупнейшей постройкой новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля. Заняв наиболее выгодную точку городского рельефа, на кромке обрыва, он господствовал над городом и его окрестностями, а золотой купол собора было видно на многие километры вокруг.

По высоте Успенский собор во Владимире равнялся Софии Киевской — храм новой столицы, по замыслу Андрея Боголюбского, естественно, не мог уступать киевской святыне. На постройку храма князь выделил десятую долю своих доходов. Собор был сложен из белого камня-известняка, а его центральная глава покрыта «червонным золотом», за что он получил наименование «Златоверхого».

От стен Успенского собора берет начало и знаменитая белокаменная резьба древнерусских храмов. Именно на фасадах Успенского собора впервые появились резные белокаменные маски и композиции: «Три отрока в пещи огненной», «Сорок мучеников севастийских», «Вознесение Александра Македонского на небо». Внешний облик здания вызывал изумление у современников. Успенский собор летописцы сравнивали с храмом царя Соломона в Иерусалиме. Огромный интерьер храма сиял блеском золота, майолики и росписей. Он мог вмещать две тысячи человек.

На протяжении XII-XIII вв. собор разорялся татарами, несколько раз горел. В 1238 г. взявшие город штурмом татары приступили к стенам Успенского собора, где укрывались множество владимирцев, княжеская семья и епископ Митрофан. Татары обложили собор снаружи бревнами и хворостом и подожгли его. Множество людей, искавших спасения в соборе, задохнулось от дыма. Выбив двери храма, татары устроили в нем резню. Все реликвии были расхищены, но храм, обгоревший и разграбленный, устоял.

До начала XV В. собор стоял в запустении. Только в 1408 г. восстанавливать живопись Успенского собора приехали мастера из Москвы. Это были легендарные Андрей Рублев и Даниил Черный. Придерживаясь старой системы размещения сюжетов, они расписали собор фактически заново. Сохранившиеся до наших дней со значительными утратами фрески Андрея Рублева и Даниила Черного являются сегодня драгоценной достопримечательностью Владимирского Успенского собора. Рублев и Черный написали и иконы для нового иконостаса. В 1773-1774 гг. этот иконостас был разобран, а вместо него установлен новый, который можно видеть в соборе сегодня. А иконы рублевского письма были вывезены в церковь села Васильевского (откуда в 1922 г. попалив Третьяковскую галерею и в Русский музей).

Со времени Андрея Рублева Успенский собор разорялся и горел еще несколько раз. В XVII В. его росписи вновь поновлялись и приводились в порядок. Только научная реставрация, проведенная в 1888-1891 гг., вернула собору его первоначальный вид.

Святые мощи

После своей трагической кончины князь Андрей Боголю6ский был погребен в Успенском кафедральном соборе в северной стене храма. До открытия в 1702 г. мощи святого князя почивали под спудом, пока царь Петр I не обрел их. В том же году состоялась канонизация князя Андрея как общерусского святого. Сегодня святыня открыта для поклонения, а рака с его святыми мощами установлена слева от алтарной преграды придела, освященного в его честь.

Гробница святого князя Георгия находится возле южной стены храма. Он был четвертым сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо. На протяжении почти 30 лет мудро управлял огромным княжеством, которое они укреплял через градостроительство. Князь Георгий Всеволодович погиб в одной из битв с татарами на реке Сить. По приказу хана Батыя ему была отсечена голова, которая по положении во гроб чудесным образом срослась с телом. Достоверность сообщения летописца подтвердило вскрытие мощей Георгия Всеволодовича, состоявшееся 13 и 15 февраля 1919 г. Исследование показало, что честная глава срослась с телом так, что шейные позвонки были смещены и срослись неправильно.

В этом же соборе мощи святого благоверного князя Глеба Андреевича. Он был младшим сыном святого князя Андрея Боголюбского. Уже с 12 лет он проводил уединенную духовную жизнь, избрав для себя подвиг строгого поста и молитвенного бдения. Умер в возрасте 19 лет, согласно надписи на гробнице с его мощами, 20 июня 1175 г. У мощей святого, которых не коснулось тление, неоднократно совершались чудеса. В 1238 г., когда в осажденный Владимир ворвались воины хана Батыя, они подожгли кафедральный собор. Находившаяся в храме гробница с его мощами не получила от огня никаких повреждений. Также в 1410 г. на Владимир неожиданно напало татарское войско, а Успенский собор подвергся разграблениям. Один из воинов в поиске сокровищ поднял крышку гробницы святого Глеба, но в то же мгновение из нее вышел огонь. Это явление так устрашило татар, что они тотчас покинули храм.

В 1608 г. польско-литовские войска, заняв Суздаль и Юрьев, приступили к беззащитному в то время Владимиру, но овладеть городом так и не смогли. Ночью соборному причетнику было видение, в котором явившийся ему святой князь Глеб поведал, что Владимир будет спасен молитвами святых князей, мощи которых почивают в соборе. Той же ночью неприятельская армия отступила от города.

Святые мощи святителя Максима (1305), перенесшего митрополию из Киева во Владимир, почивают под спудом в Успенском соборе. Сейчас над мощами святителя находится список Максимовской иконы Божией Матери, изображающей явление Богородицы Святителю Максиму (подлинная Максимовская икона — в Суздальском музее-заповеднике). На ней Божия Матерь изображена в полный рост, а перед Нею на коленях стоит митрополит Максим и принимает из Ее рук омофор (как в чудесном видении).

До 1395 г. в Успенском соборе находилась одна из величайших русских святынь — икона Владимирской Богоматери. По преданию, ее написал сам евангелист Лука. Эта икона XI в. была привезена князем Андреем Боголюбским из Вышгорода и помещена в храм в качестве главной святыни Владимира и Владимирской земли. Икона была прекрасно украшена серебряной ризой, а также драгоценными каменьями и жемчугом. Во время неоднократных пожаров и монголо-татарского разорения святыня оставалась невредима. Пред Владимирскою иконою древнерусские люди приносили клятву в верности своему Отечеству. Впоследствии эта икона была перенесена в Москву, а владимирцы получили ее список, написанный митрополитом Московским Петром. Ныне эта икона пребывает в музее, а в храме почитается другой список Владимирской иконы Божией Матери XVII столетия, также чудотворный, которому поклоняются верующие.

В нашей мастерской Вы можете купить икону Божией Матери , Спасителя и других святых в серебряных окладах . А так же заказать эксклюзивный подарок себе и своим близким.

Ссылка на основную публикацию