Святогорская святая Лавра

Свято-Успенская Святогорская Лавра

Лавра находится на правом высоком меловом берегу Северского Донца (на т. н. Святых горах, в одноимённом национальном парке). Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры. Из числа монахов, подвизавшихся в монастыре, 17 были прославлены в лике святых. Послушание в обители несут более сотни человек братии. При обители есть гостиница для паломников.

Содержание

Первые монахи на месте будущей лавры поселились в XIV или XV вв. (по некоторым данным в XI в.). Первое письменное упоминание о местности «Святые горы», в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, относится к 1526 г.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале были обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. Перед Первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов.

События 1917 г. и приход Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 г. В 1922 г. монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 г. — монастырю отдали разграбленный и оскверненный, превращенный в кинотеатр Успенский собор.

Только в конце 2003 г. Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые горы» жилые и хозяйственные строения.

9 марта 2004 г. Священный Синод УПЦ принял решение о присвоении монастырю статуса лавры.

12 июля 2008 г. состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Синода УПЦ от 8 мая 2008 г. (журнал № 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 г.

Обитель стоит на правом берегу реки Северский Донец – на склонах покрытой лесом гряды меловых гор, один из которых украшен свободным от деревьев белым отвесным утесом.

Храмы и часовни, расположенные на территории Святогорской лавры

  • Успенский собор (1859-1868 гг.);
  • Покровский храм (1850 г.);
  • Николаевский храм (к. XVII в.);
  • пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI в.);
  • пещерный храм прп. Алексия, человека Божия (1861 г.);
  • пещерный храм прпп. Антония и Феодосия Печерских (до XVIII в.);
  • церковь Рождества Пресвятой Богородицы (2011 г.);
  • церковь св. пророка царя Давида (2011 г.);
  • церковь в честь Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (2011 г.);
  • часовня ап. Андрея Первозванного (сер. 1850-х гг.);
  • часовня водосвятная (2004 г.);
  • часовня прпп. Арсения и Германа Святогорских (2009 г.);
  • часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.);
  • часовня надкладезная (строится);
  • Кирилло-Мефодиевская лестница (восстановлена в 2013 г.).

Храмы и часовни, расположенные за территорией Святогорской лавры

  • храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (строится в г. Святогорске как соборный храм города);
  • Всехсвятский скит: Всехсвятский храм (2010 г.); храм в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, (2005 г.);
  • скит в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Богородичное Донецкой области: двухэтажный храм (2005 г.) — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», прп. Сергия Радонежского; двухэтажный храм — Благовещенский (идет строительство), равноап. кн. Владимира (идет строительство); часовня св. блгв. кн. Александра Невского (2005 г.);
  • Георгиевский скит в с. Долина Донецкой области: двухэтажный храм — вмч. Георгия Победоносца (идет строительство), мч. Иоанна Воина (идет строительство);
  • скит свт. Иоанна Шанхайского в с. Адамовка Донецкой области: двухэтажный храм — свт. Иоанна Шанхайского (идет строительство), в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех (идет строительство);
  • Николо-Феодосиевский скит в с. Кармазиновка Луганской области: храм свт. Николая Чудотворца с боковым алтарем в честь свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1870 г.).

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Успенская Святогорская лавра

История

Первые монахи на месте будущей Лавры поселились в XIV или XV вв. (по некоторым данным, в XI в.). Первое письменное упоминание о местности «Святые горы», в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, относится к 1526 г.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале были обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. Перед Первой мировой войной в монастыре подвизались около 600 монахов.

События 1917 г. и приход Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 г. В 1922 г. монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 г. — монастырю отдали разграбленный и оскверненный Успенский собор, превращенный в кинотеатр.

К концу 2003 г. Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые горы» жилые и хозяйственные строения.

9 марта 2004 г. Синод Украинской Православной Церкви принял решение о присвоении монастырю статуса лавры.

12 июля 2008 г. состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Синода УПЦ 8 мая 2008 г. (журнал № 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 г.

Храмы и часовни, расположенные на территории Святогорской лавры

  • Успенский собор (1859-1868 гг.);
  • Покровский храм (1850 г.);
  • Николаевский храм (к. XVII в.);
  • пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI в.);
  • пещерный храм прп. Алексия, человека Божия (1861 г.);
  • пещерный храм прпп. Антония и Феодосия Печерских (до XVIII в.);
  • церковь Рождества Пресвятой Богородицы (2011 г.);
  • церковь св. пророка царя Давида (2011 г.);
  • церковь Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (2011 г.);
  • часовня ап. Андрея Первозванного (сер. 1850-х гг.);
  • часовня водосвятная (2004 г.);
  • часовня прпп. Арсения и Германа Святогорских (2009 г.);
  • часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.);
  • часовня надкладезная (строится);
  • Кирилло-Мефодиевская лестница (восстановлена в 2013 г.).

Храмы и часовни, расположенные за территорией Святогорской лавры

  • храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Святогорске;
  • скит прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских;
  • Всехсвятский скит;
  • скит в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Богородичное Донецкой области;
  • Георгиевский скит в с. Долина Донецкой области;
  • скит свт. Иоанна Шанхайского в с. Адамовка Донецкой области;
  • Николо-Феодосиевский скит в с. Кармазиновка Луганской области.

Святыни

Чудотворная Святогорская икона Божией Матери, иконы Божией Матери «Казанская», «Троеручица», чтимые иконы святителя Николая Чудотворца, образ Архангела Гавриила, икона великомученицы Варвары и мученицы Татианы, мощи преподобного Иоанна Затворника, мощи преподобных отцов Святогорских, мироточивая глава мученика Евникиана Критского.

Богослужение

Утреннее богослужение ежедневно в 6.00. Вечернее богослужение накануне в 17.00.

Святогорская лавра

Меловые пещеры с церковью святителя Николая над ними Страна Украина Донецкая область Святогорск Конфессия Украинская Православная Церковь Первое упоминание 1526 год Дата упразднения с 1922 по 1992 гг Статус Действующий монастырь Свято-Успенская Святогорская Лавра на Викискладе

Ошибка скрипта

Святого́рская Успе́нская ла́вра (Свято́-Успе́нская Святого́рская Ла́вра) — православный монастырь Украинской Православной Церкви в Святогорске (Донецкая область). До 1918 года — Святогорская Успенская пустынь, заштатная, общежительная Харьковской епархии. Из числа монахов, подвизавшихся в монастыре, 17 были прославлены Украинской Православной Церковью в лике святых.

Расположен на высоком меловом правом берегу Северского Донца (т. н. Святые горы). Кроме наземных строений имеются меловые пещеры.

История Править

Первые монахи поселились в XIV или XV веках (по некоторым данным, даже в XI веке). Основателем Святогорской монашеской общины считается преподобный Иоасаф. Первое письменное упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году. Встречается оно в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна. В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 году новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упразднённом состоянии обитель находилась почти 57 лет.

В 1844 году по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. Перед первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов.

События 1917 года и приход новой Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 года. В 1922 году монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. В этом году монастырю отдали разграбленный и осквернённый, превращённый в кинотеатр Свято-Успенский собор. 28 ноября 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения.

9 марта 2004 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о присвоении монастырю статуса лавры [1] .

12 июля 2008 года состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших [2] . В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый [3] . Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви 8 мая 2008 года (журнал № 38) [4] . Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 года [5] .

7 июля 2009 года братией монастыря были обретены мощи первого настоятеля Святогорской пустыни по её возобновлении в 1844 году архимандрита Арсения (Митрофанова) и мощи подвижника и прозорливца преподобного Исаакия (Головина). [6]

Святые Править

святители Править

  • епископ Крутицкий Иларион (Григорович) (1696—1759);

преподобные Править

  • архимандрит Фаддей (Кокуйлович) (около 1694—1758);
  • архимандрит Рафаил (Мокренский) († 1765);
  • архимандрит Арсений (Митрофанов) (1805—1859);
  • архимандрит Герман (Клица) († 1890);
  • архимандрит Софроний (Смирнов) (1828—1921);
  • иеросхимонах Лонгин (Грифцов), (1798—1882);
  • иеромонах Феодосий († 1850);
  • иеромонах Киприан (Манько) (1811—1874);
  • иеромонах Иоанникий (Аверкиев) (1823—1882);
  • иеромонах Исаакий (Головин) († 1903);
  • схимонах Иоанн (Крюков), затворник Святогорский (1795—1867);

преподобноисповедники Править

  • архимандрит Иоиль (Озерянский) (XVII век);
  • архимандрит Трифон (Скрипченко) (1865—1939);
  • схиархимандрит Михаил (Галушко) (1877—1961);
  • игумен Иоанн (Стрельцов) (1885—1970);

юродивые Править

Монастырские храмы Править

  • собор Успения Пресвятой Богородицы (1859—1868);
  • церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1850);
  • церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских (1846);
  • церковь святителя Николая Чудотворца (1851);
  • часовня святых Кирилла и Мефодия (дата постройки неизвестна);
  • часовня святого апостола Андрея Первозванного (не позже 1850);
  • деревянная церковь Всех Святых Всехсвятского скита (дата постройки неизвестна);
  • строящийся храм во имя святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в селе Адамовка, на месте дома семьи Максимовичей, в котором родился святитель. При храме планируется организация лаврского скита [7] .

Святогорская лавра в литературе Править

В Святогорской лавре происходит действие рассказа Антона Павловича Чехова «Перекати-поле» [8] . Также монастырь описывается в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Святые горы» [9] . Монастырю посвящено стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Святые горы» [10] . Василий Иванович Немирович-Данченко написал очерк «Святые горы» [11] .

Святогорская Лавра: История, Факты, Описание

Именитая Лавра находится в небольшом городке по обе стороны Северского Донца, который раньше назывался Славяногорском (сейчас Святогорск).

Официальная история становления Свято-Успенской Святогорской Лавры началась еще в XV веке. В ранних документах. Это место в Донецкой области называлось «Святыми Горами».

Лавра расположилась вдоль реки Северский Донец, окруженная густым хвойно-лиственным лесом. Самое парадоксальное то, что храм полностью меловой. Говорят, что его форма и высота образовались полностью природным путем. Феномену образовавшегося храма на небольшой возвышенности прихожане пытаются придать сакральный смысл.

Фото mirchudes.net

Самое трудное время в истории Лавры началось в 1917 году: тотальный разгром большевиками и грабежи. Некоторое время белогвардейцы держали оборону храма, охраняя святыни и реликвии, состоящие на хранении, но это продлилось недолго. Спустя десятилетие в храме оборудовали колонию для несовершеннолетних детей, а после здесь была база отдыха для пролетариата.

Планировка Свято-Успенской Лавры в Святогорске не менялась со времен его основания. Под храмом находится вход в пещеры, где в далеком XVII веке жили паломники.

Три раза в день туристы могут попасть туда на экскурсию. Особенность в том, что внизу совсем нет освещения, и каждому посетителю дают и зажигают свечу, с которой он должен пройти до конца путешествия по пещерам. В пещерах узкие проходы и низкие потолки, поэтому ходить там нужно очень осторожно. Служители также призывают заходить внутрь только со светлыми и чистыми мыслями, ведь пещеры считаются местом силы, как и пещеры Киево-Печерской Лавры.

На территории Свято-Успенской Святогорской Лавры также расположены скиты – места жительства монахов, отдалённые от крупных поселений людей. Такой феномен существует только в православии. Самый главный скит, из тех, которые есть тут – преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Деревянный Всехсвятский скит напоминает скорее памятку архитектуры, а остальные три находятся в тайных местах, чтобы обычные люди не могли пробраться в место паломничества.

Всехсвятский деревянный скит поражает своей красотой и тонкостью искусства ахитектора. Известно, что храм выполнен из дерева без единого гвоздя. Также тут находится небольшой пруд, окруженный цветущим садом и исповедальня с молитвенником.

Невероятной красоты часовни также находятся в введенье Лавры, по давнему христианскому обычаю их три: Часовня преподобных отцов Киево-Печерских, Преподобных Арсения и Германа Святогорских, Апостола Андрея Первозванного.

Часовня Андрея Первозванного находится на самой высокой точке храма, куда пускают только в рамках экскурсии. Так вот, отсюда открывается вид на широкий Донец, по обе стороны которого простираются густые леса. Если осмотреть Лавр с подножья горы, на которой она находится, то складывается впечатление, что Святогорский храм повис в воздухе. По словам местных жителей, во время тумана он является ориентиром.

На территории Святогорской Лавры находятся девять храмов, среди которых Покровский и Николаевский, Пещерный храм и храм святых мучениц.

Николаевская церковь считается настоящей памяткой архитектуры, ведь выполнена она в стиле барокко XVII века. Ранее тут располагалась выставка народного творчества, картинная галерея и скульптурный цех. Сейчас же церковь доступна только для прихожан и туристов. Кстати сейчас она украшена трехъярусным иконостасом.

Также в преддверии Свято-Успенской Святогорской Лавры есть небольшой зоопарк с разными видами птиц и животных. Туристы при желании могут пожертвовать на содержание животных.

Доехать сюда можно поездом до Славянска, а далее на электричке до станции Святогорск. Экскурсия по окрестностям обойдется одному взрослому от 15 гривен. Кроме того, на территории Лавры есть гостиница, где можно остановиться.

flackelf

Россия,Украина,Беларусь,только вместе мы Святая Русь!

Для жителей центральной,а тем более западной Украины ,восток страны ассоциируется к сожалению только с шахтами,терриконами,индустриальным пейзажем,ну и таким нелюбимым президентом Януковичем со своими мифическими «донецкими бандитами»

Хочу попытаться сломать этот идиотский стереотип.
Есть на севере донецкой области местность под названием «национальный парк Святые горы» .Вдоль Северского Донца,а это самая крупная река на востоке Украины,тянутся живописные леса и меловые горы,на одной из которых прямо над Северским Донцом и расположен Свято Успенский мужской монастырь,которому в 2004 году был дан статус лавры.

Добраться сюда из Киева можно через городок Славянск,через который идет поезд №120 Киев-Донецк.Правда сейчас движение на этом жд участке сокращено из за реконструкции ,но вскоре поездов будет больше.Ехать туда из Киева через Донецк не рекомендую,Донецк по жд дальше от Киева чем Славянск ,да и ехать от него в Святогорск почти 180 км,через всю область,а Донецкий регион отнюдь не маленький.

В тот день я убежал от холодного циклона,накрывшего запад и весь центр страны.В Донбассе было почти жарко.

Для киевлянина сразу бросается в глаза обилие надписей на русском языке.Вернее почти полное отсутствие на украинском.На государственном пишет только почта,железная дорога и государственная администрация и то ,иногда надпись по украински продублирована русской.Неслыханно для Киева,ведь у нас вторая надпись обычно только по английски,
Английский это второй язык для киевлян,а вы не знали?Любой киевский обыватель,не говоря уже о пенсионерах,свободно им владеет. Все таки в Европу идем как никак.
А русский,это конечно иностранный, ведь так хочет государство .

Еще бросаются в глаза совершенно разбитые дороги и практически полное отсутствие дорогих автомобилей.

Иногда попадаются бигборды с вот такой идиотской рекламой.

На автовокзале Славянска

Маршрутка на Святогорск,единственная курсирующая в тот день.Транспортное сообщение Славянска со Святогорском отвратительное.Много проходящих из Донецка автобусов и маршруток ,но мест практически нет. Прямое сообщение Святогорска с Харьковым и другими города восточной Украины отсутствует.А ведь до Харькова ,крупнейшего города Украины,расстояние отсюда не более чем до Донецка.
Сказывается инфраструктурная и административная связанность Святогорского курорта только со своим регионом-Донецкой областью.Пора бы дончанам подумать о туристической «раскрутке» этих мест в общегосударственном масштабе.А места действительно очень красивые.

Ничего не оставалось, как 40 километров,отделяющих Славянск от Святогорска,проехать в совершенно забитой маршрутке.Водитель гнал со скоростью 100 км в час,петляя по извилистой дороге.Местность тут сильно пересеченная и когда маршрутка, на огромной скорости ,в очередной раз «проваливалась» в балку сердце замирало.Впрочем местные жители похоже привыкли к такой езде.

Совершенно разбитая международная трасса Харьков-Ростов на Дону.Дорога Е40 связывает Европу с Кавказом и югом России,через Украину.

В маршрутке конечно пришлось стоять,причем на одной ноге.Еще хорошо,что водитель брал стоячих. Альтернативой было только такси.Таксисты просят от Славянска до Святогорска 100 гривен,а маршрутка стоит всего 10гр с человека.Если ехать компанией,то лучше конечно воспользоваться такси.

Городок,вернее скорее поселок Святогорск, довольно маленький но очень ухоженный.Единственной отраслью экономики тут является туризм.

С северной стороны к поселку вплотную подходит сосновый лес,в котором расположены базы отдыха,бывшие санатории и пионерские лагеря.Некоторые из них в плачевном состоянии,но большинство этой инфраструктуры сохранилось.Тут расположены здравницы всего Донецкого края.

Кстати мой, уже покойный отец, родом из Донецкой области (город Краматорск), когда то рассказывал мне о этих местах.

Весь поселок в таких вот табличках.Я совершенно зря договаривался о жилье заранее ,по интернету.

Скульптуры из меловых пород

Почти со всех точек поселка открывается великолепный вид на высокий правый берег Северского Донца и храмы лавры,расположенные на меловой горе.

Неспешная провинциальная жизнь

В этих местах очень почитают все связанное с Великой Отечественной войной.В 1941-43 годах река Северский Донец была линией фронта и тут беспрерывно шли тяжелейшие бои.Мой отец,подростком пережил оккупацию недалеко отсюда,в городе Краматорске.Он много рассказывал о войне ,в том числе и о беспрерывной канонаде,доносящейся с фронта,проходящего по Донцу.

Уже на подходе к берегу Донца открывается потрясающий вид на Святогорскую лавру .

Река Северский Донец не очень широкая,наподобие нашей Десны,возможно даже уже.Течение у Донца не быстрое.Во времена СССР, Донец был грязной рекой и деиндустриализация последних 20 лет положительно сказалась на местной экологии.Впрочем это похоже единственный позитивный аспект ,развала отечественной индустрии.

Мостик,ведущий в Свято Успенскую Святогрскую лавру

Когда основан Святогорский монастырь точно не известно.Большую известность эта обитель приобрела с 16 века,но монахи тут жили с гораздо более древних времен.
Нелегко им приходилось,потому как места эти находились на самой южной окраине Руси ,на границе с Диким полем.
Статус лавры,как я уже писал,был дан монастырю совсем недавно,в 2004 году. Впервые за 170 лет,со времени присвоения этого статуса Почаевскому монастырю в 1833г.
Между прочим нынешний президент Украины,в бытность губернатора Донецкой области,оказывал большое содействие в возрождении обители.

На другой горе стоит огромная статуя Артема,установленная в советский период нашей истории.Во времена СССР монастырь был закрыт и использовался как дом отдыха.
В 1992 году обитель была возрождена.Вот такой неоднозначный был 1992 год,с одной стороны расчленение моей страны СССР и рассечение её искусственными границами,с другой -возрождение Православия на Руси.

Николаевская церковь на Святой Скале и часовня Андрея Первозванного

Заметил большое количество автомобилей из сопредельных регионов Российской федерации.Паломники и туристы приезжают сюда с Юга России,Северного Кавказа и это не считая приезжих с юго востока Украины,которых большинство.Со слов хозяина,у которого остановился,приезжие из Киева -тут нечастые гости.

Статуя Святой Богородице у входа в лавру.

Вход в лавру охраняется казаками.Все очень строго,женщин в брюках и мужчин в шортах не пускают.При этом никому не приходит в голову брать с людей деньги за проход на территорию святыни,как это делается в Киеве.

Успенский собор лавры.Отрыт для посещения только во время богослужений.

за Успенским собором находятся вольеры ,в которых живут павлины и другие красивые птицы.

Отсюда начинается ход в пещеры,прорытые монахами в меловых породах горы.По пещерной галерее идет 900 метровый подъем на Святую гору ,где расположены храмы.Посетители и паломники могут пройти туда только со специальным экскурсоводом,экскурсия совсем недорогая,всего 8 гривен

Совершенно потрясающий монастырский кот.

Вместе с группой,через пещеры, я поднялся на Святую гору.Нет слов передать великолепие видов,открывающихся с неё.Оттуда на много километров на север видна прилегающая местность.
Представляю с какими трудностями столкнулась Красная армия,когда в 1943 году штурмовала донецкий фронт, ведь тут была идеальная позиция для немецких наблюдателей.

Здесь хорошо видны размеры Святогорска.Весь поселок -как на ладони.

Далее ,за горой расположен монашеский скит ,названный Всехсвятским,в честь Всех Святых в земле Русской просиявших.
Построен (восстановлен) в последние 10 лет в русском стиле

Тут же рядом ,могилы воинов Красной армии

По этой дороге,длинной в 2,5 километра,идет извилистый спуск вниз,к мосту через Донец.По ней кстати можно подняться на Святую гору, минуя экскурсию по пещерной галерее.

Скит преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Места изумительные и воздух чистейший

Продолжение в виде отчета по Харькову и Изюму ,следует.

Святогорская Лавра

В небольшом донбасском городке Святогорске, до недавних пор бывшем Славяногорском, на крутых берегах Донца, уцепилась ласточкиным гнездом за уступы Святых гор белокаменная златоглавая Святогорская Лавра.

(фото из интернета)
Нереальной красоты и одухотворённости место статус Лавры получило не так давно, имея при этом весьма почтенную историю.

По одной из легенд, древнюю обитель на берегу Северского Донца основали монахи, спасавшиеся от гнева византийского императора. По другой версии монастырь основали киево-печерские иноки, сбежавшие подальше от орд Батыя. Другие источники первыми поселенцами пещер в меловых Святых Горах считают афонских братьев. Но как бы там ни было, в письменах Святогорская пустынь упоминается уже в первой половине XVI века.

История Святогорской Лавры была полна периодов расцвета и времен запустения. Тяжело пришлось обители в XVII веке во времена набегов крымских татар. Но монастырь выстоял, и не опустел даже при Екатерине II, когда пустынь была упразднена церковными властями. Вопреки всем невзгодам тысячи православных со всей округи стекались в Святогорский храм во времена престольных праздников. Благодарные паломники и донские казаки не раз ходатайствовали о присвоении обители статуса Лавры. Только любовь и усердие верующих смогли в 1844 году возродить Святогорский монастырь, который расцвел и окреп за последующие 70 лет. Затем грянула Октябрьская революция: обитель не раз грабили, святыни оскверняли, поголовно истребляя братию. Но и это испытание Святогорская пустынь пережила стоически. Когда же 1922 году многострадальный монастырь наконец-то закрыли, в нем был устроен санаторий.

Кстати о санаториях: в окрестностях Святогорска имеется несколько климатических и бальнеологических санаториев, специализирующихся на лечении заболеваний бронхо-лёгочной системы и опорно-двигательного аппарата. Здесь замечательный климат и уникальные по составу минеральные воды местных источников — Славянского, Западно-славянского и Святогорского. А сульфидная лечебная грязь озера Репное, находящегося поблизости, еще в 1800 году получила Большую золотую медаль Всемирной выставки в городе Спа (Бельгия).

Собственно, сам городок Святогорск — пара улиц, на которых живут работники этих санаториев и детских лагерей отдыха, которых также много в округе. Окрестности Святогорска — заповедная зона национального природного парка «Святые горы». Природа тут — сказка! …

В советские времена вся эта местность называлась Славкурорт, и была изрядной глухоманью…Сейчас же предприимчивые жители соседних городов покрупнее возводят в Святогорске частные пансионаты, базы отдыха, сдают апартаменты, а местные, не мудрствуя лукаво, — просто комнаты отдыхающим, о чем и возвещают надписями на заборах. Народ не только из Донецкой, но и из близлежащих областей Украины и соседней России оценил местные природные красоты, прочувствовал «полезности» курорта, проникся благостью святых мест и… потянулся стройными рядами в Святогорск!

Что же до истории Святогорской Лавры, то понадобилось ещё 70 лет (ей-богу, мистическая для обители цифра какая-то!), чтобы Святогорский храм вновь возродился к жизни.

На сегодняшний день Свято-Успенский Святогорский монастырь Горловской Епархии — крупнейший православный духовный центр Донбасса, Восточной Украины и юга России. Обитель известна далеко за пределами Донецкого края: в праздники Святогорской иконы Божьей Матери, преподобного Иоанна Затворника Святогорского, Успения Божьей Матери в Святогорск стекается до 12 тысяч паломников из Украины, России и Беларуси. В 1992 году монастырю отдали его собственный — разграбленный и осквернённый, превращённый в кинотеатр Свято-Успенский собор.

День 29 декабря 2003 года стал значимой датой для Святогорского монастыря: в этот день все строения и земли, исторически принадлежавшие монастырю, были возвращены ему государством.
9 марта 2004 года Священный Синод Украинской Православной Церкви присвоил монастырю статус Лавры.

Сегодня в монастыре проживает более 100 монахов. У монастыря имеется пять колоколен, на которых в общей сложности собрано 54 колокола, самый большой из которых весит 6 тонн. Вход в обитель охраняет отряд донских казаков.

Проходит время, и территория монастыря благоустраивается, расширяется, обзаводится новыми строениями…Появился добротный странноприимный дом, где могут остановиться паломники.

Просторная трапезная под открытым небом всегда готова накормить голодных. Открылся музей истории Лавры.

Теперь рядом с храмом расторопные монахи устроили мини-зверинец — на радость детям. Здесь есть и страусы, и павлины, и странные животные носухи, потешно зажимающие лапками свежие огурцы.

Клумбы на территории храма всегда радуют глаз буйно цветущими растениями по сезону. Весной здесь особенно хорошо — склоны Святых гор покрываются благоухающими ландышами и сиренью.

Свято-Успенская Святогорская лавра

тел.: +7 (06262) 530 24

Архиепископ Святогорский Арсений (Яковенко)

Святогорская лавра — один из крупнейших монастырей Украины. Она расположена на высоком правом берегу Северского Донца, известна своими великолепными видами. В лавре находится чудотворная Святогорская икона Божией Матери.

Достоверных сведений об истории Святогорского монастыря до XVII века практически нет. В XVII веке монастырь часто подвергался набегам крымских татар, которые разоряли обитель и уводили в плен монахов. Для защиты от неприятеля неподалеку от монастыря была поставлена крепость, просуществовавшая до XVIII века. В 1767 году по указу императрицы Екатерины II монастырь был закрыт, а все его имущество передано в казну. Вновь монастырь открылся только в 1844 году, при Николае I. До революции Святогорский монастырь рос и богател, привлекая паломников со всего юга Российской империи. В годы Первой мировой войны монастырь дал приют 700 беженцам с охваченных войной территорий, при нем была построена больница для раненых солдат.

В 1922 году монастырь был закрыт советской властью, а на его месте расположился дом отдыха. В пещерной церкви Алексия человека Божьего открыли музей антирелигиозной пропаганды.

Монастырь вернули Церкви в 1992 году. В 2004 году он получил статус лавры и стал третьей православной лаврой на Украине — после Киево-Печерской и Почаевской.

Интересные факты о Святогорской лавре

Святогорская лавра славится своими колоколами: всего в монастыре 54 колокола, а звонари используют 25 мелодий звона.

Первые сооружения — как жилые помещения, так и церкви — Святогорского монастыря были пещерными. До конца XVII века монастырь не имел ни одного наземного сооружения.

В XIX веке Святогорский монастырь посещали многие путешественники, в том числе император Александр II с семьей. О Святых горах писали Тютчев, Бунин, Чехов, Немирович-Данченко.

Пещерный храм Алексия человека Божьего, в котором с 30-х годов до Великой Отечественной войны действовал музей антирелигиозной пропаганды, выдавался агитаторами за бывшую подземную тюрьму с камерами пыток.

Свято-Успенская Святогорская Лавра

Удивительное явление – Святые горы в Донецкой области, меловые выступы на высоком берегу реки Северский Донец. Особенно празднично смотрятся эти ярко-белые холмы летом, среди зелени прибрежных лесов. И белокаменные здания Свято-Успенской Святогорской Лавры здесь вписаны в пейзаж настолько органично, как будто тоже сотворены самой природой. Существует даже легенда, что монастырь однажды утром вырос из-под земли, поразив всех своей необычайной красотой.

Легенда невероятная, но в ней есть, между тем, известная доля правды. Интересен такой исторический факт — несмотря на то, что первые монахи поселились в Святогорской лавре еще в одиннадцатом веке, вплоть до восемнадцатого столетия на Святых горах не было построено ни одного здания. Как же так? А вот так! В течение семи столетий иноки предпочитали обустраивать кельи и храмы под землей, в меловых пещерах. Сложный лабиринт подземных помещений протяженностью 800 метров — самая древняя часть монастыря.

В народе ходит поверье, что существует тайный подземный ход от лаврских пещер на противоположный берег Северского Донца. В это нетрудно поверить, если вспомнить, сколько вторжений пришлось претерпеть обители. Монастырь пережил набеги крымских татар, нашествие поляков, страшные времена Батыя и Тамерлана – инокам очень кстати пришелся бы подземный ход, как способ спастись от агрессоров.

А в восемнадцатом веке лавру постигла беда, от которой нельзя было спрятаться под землей – Екатерина Вторая взяла и… Подарила монастырь своему фавориту Григорию Потемкину. Обитель с многовековой историей в одночасье стала дачей князя Таврического. В таком унизительном положении монастырь просуществовал 57 лет.

Зато после того, как Святогорский монастырь был восстановлен указом Николая Первого, он стал стремительно развиваться. Может, и не за одну ночь, но буквально за несколько лет были построены несколько храмов – практически все наземные здания лавры датируются пятидесятыми годами девятнадцатого века. Чуть позже других церквей был построен собор Успения Пресвятой Богородицы. Красавец-храм с пятью голубыми куполами стоит на каменной террасе, к которой со стороны реки ведет парадная лестница. Он украшен в русском стиле архитектурными формами, которые называют кокошниками и бусинами, и действительно, напоминает собой деву в подвенечном уборе.

Святогорская лавра живо описана в произведениях Чехова и Бунина. А стихотворение Федора Тютчева о том, как «громадою отвесной, /В белизне своей чудесной, /Над Донцом утес стоит, /К небу крест свой возвышая…» так и призывает своими глазами увидеть эту красоту. И стоит отправиться в путь, тем более что он нетрудный – в Донецк со всех концов России идут поезда, оттуда до Святогорска можно добраться на электричке. А там уж до обители и пешком прогуляться на грех – места-то какие живописные!

Свято-Успенская Святогорская Лавра

Свято-Успенская Лавра в Святогорске

Первое упоминание меловых гор на берегах Северского Донца как о Святых горах встречается в записях австрийского дипломата в Великом княжестве Московском (1330-е – 1547) Сигизмунда фон Герберштейна (1486 – 1566).

Однако документальное подтверждение существование Святогорской обители находится лишь в Грамоте Михаила Федоровича Романова (1596-1645) от 1624 года на жалование монастырю ежегодного денежного и имущественного содержания, как центру православия и охранному пункту на южных рубежах царства. В связи с оборонным значением, здесь вплоть до ХVIII квартировал военный гарнизон, первые сооружения монастыря (скальная церковь святых Антония и Феодосия Печерских и храм святого Николая на вершине горы), находясь высоко над уровнем реки, были защищены высокими стенами, а его строения были соединены пещерными ходами, в которых так же располагалась часть культовых и жилых помещений.

Постепенно к концу 1680-х годов Успенский монастырь в Святых горах набирает все большую популярность среди православных паломников, для которых сооружается на подоле горы у реки деревянная теплая Петропавловская церковь, постепенно утрачивая роль одного из южных форпостов государства.

Покровская церковь Свято-Успенской Святогорской Лавры

Усиливающаяся роль церкви в жизни государства и увеличение ее благосостояния на протяжении XVIII века не давала покоя власть имущим, поэтому в 1787 году Екатерина ІІ (1729 – 1796) проводит секуляризацию (передача из религиозной собственности в светскую) церковного имущества, в том числе Святогорского монастыря, владевшего на тот момент тридцатью тысячами гектаров земли с более чем двумя тысячами крепостных.

Спустя три года, в 1790 году, новым хозяином бывших монастырских сооружений становится фаворит императрицы Григорий Александрович Потемкин (1739 – 1791), который превращает его в одну из своих южных резиденций, правда с сохранением действующих церквей Успения и святого Николая в качестве приходских. Как летная дача, селение получает имя Банное из-за возведенных в пойме Донца на правом берегу купален (бань).

Переходя по наследству, Банное остается светской резиденцией до 1844 года, когда спустя три года после наследования от матери Юсуповой Татьяны Васильевны (1769 – 1841), племянницы Г. А. Потемкина, владелиц, Потемкин Александр Михайлович (1787 – 1872), возвращает его в лоно православной церкви.

Церковь святого Николая Свято-Успенской Лавры в Святогорске

В XIX век становится звездным для монастырских стен – обитель вновь наполняется иноками (их число достигает шестисот человек), проводится крупномасштабная реконструкция (деревянные сооружения заменяются каменными), а количество верующих год от года все увеличивается, достигая двадцати пяти тысяч в праздничные дни.

Все благополучие монастыря заканчивается в один момент – с установлением советской власти в 1922 году комплекс переоборудуется в базу отдыха на 2860 мест: разрушается Петропавловская, Всехсвятская и Преображенская церкви, Успенский собор становится кинотеатром, а в Рождественской церкви открывается столовая.

Комплекс Свято-Успенской Лавры в Святогорске

Великая Отечественная война (1941 – 1945) принесла обители короткую передышку – во время оккупации она возобновила свое действие.

В 1964 году Банное получает статус города и новое имя – Славяногорск, но монастырский комплекс продолжает действовать в качестве базы отдыха.

Лишь в 1992 году монастырские стены вновь принимают иноков и начинают выполнять свое духовное предназначение – возобновил свою деятельность Успенский мужской монастырь.

Спустя еще одиннадцать лет город, порожденный обителью получает соответствующее имя – Святогорск, а годом позднее, в 2004 году, монастырю присваивают статус Лавры.

Достопримечательности

Успенский собор Свято-Успенской Лавры в Святогорске

Комплекс сооружений Лавры расположенный на правом берегу Северского Донца начинается у статуи Богородицы (2004 год), выполненной украинским скульптором Николаем Гавриловичем Шматько (1943 – ) из двух камней уральского мрамора весом 40 тонн.

По преданию именно в таком облачении с посохом в руках явилась Богородица засомневавшемуся в своей способности управлять Святогорской обителью архимандриту Герману ( – 1890), сказав: “По что унываешь? Не ты будешь управлять обителью, а я: ты в руках моих будешь, как эта трость!”

Самой древней частью храмового комплекса является трехчастная трехглавая церковь святого Николая (начало XVII века) с алтарной частью, высеченной в меловой породе, которая вплоть до упразднения военного гарнизона, к тому же, выполняла функцию крепости.

По легенде храм, возводимый за каменной стеной, после обрушения которой в одно прекрасное утро церковь предстала пред очами изумленных богомольцев словно сотворенное за ночь чудо, а на ее алтарной части появилась икона Святителя Николая, в честь которого она была названа.

Статуя Богородицы Свято-Успенской Лавры в Святогорске. Автор скульптуры Николай Шматько

Первоначально Успенский собор (1859 – 1860) был сооружен из дерева в 1698 году на средства полковника Изюмского полка Федора Владимировича Шидловского ( – 1719), а нынешний каменный возводился по проекту Алексея Максимовича Горностаева (1808―1862) в смешанном русско-византийском стиле.

Часовня Андрея Первозванного (до 1850-х), находящаяся рядом с Верхним павильоном паломников у церкви св. Николая, сейчас всего лишь беседка с шатровой крышей для молебнов, а когда-то в честь нее слагали стихи ибо именно отсюда открывается самый прекрасный вид на долину и холмы у подножья гор.

Остатки пещерной церкви Антония и Феодосия Киево-Печерских (начало XVII века) располагаются позади Успенского собора в меловой породе. Она была заброшена в конце XVIII и со временем утрачена, занесенная землей, вплоть до обнаружения в середине XIX века, после чего в ее стенах нашли вечный покой многие благодетелей монастыря.

Меловые пещеры Свято-Успенской Лавры в Святогорске

Построенная на средства графа Потемкина на берегу Донца Покровская церковь (1847 – 1851), с колокольней, накладными колоннами и синим куполом, была создана по проекту Константина Андреевича Тона (1794 — 1881), который ранее создал Кремлевский дворец и храм Христа Спасителя в Москве. По свидетельству очевидцев, колокольный звон храма, разносится по округе на десятки километров.

Примыкающий к Покровской церкви, Дом настоятеля монастыря (1847 — 1851) двухэтажный прямоугольный в плане своим южным фасадом выходит к реке.

Пещерный комплекс, возводимый вместе с наземными сооружениями монастыря, сейчас насчитывает около 800 метров (часть ходов и помещений была утрачена со временем), предназначенный как для культовых так и для оборонных действий, он охватывает всю подземную часть горы.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Донецкая область, г. Святогорск, ул. Заречная, 3.

Тел. (06262) 5-30-24, (066) 483-30-07.

Время работы музея истории Святогорской Лавры: ежедневно с 9-00 до 16-30, кроме великих двунадесятых праздников.

  • Легенды. Три пути Лавры
  • Исторические персоны. И грешник, и праведник
  • Исторические факты. Воины в черном

Как добраться

Автотранспортом по трассе М03 (Е40) (Славянск – Харьков – Полтава – Киев) или Р 19 (Мариуполь – Донецк – Славянск), а затем М03 до съезда на Святогорск (трасса Т05 21). Лавра расположена на правом берегу Северского Донца в черте города.

Общественным автотранспортом или железной дорогой до Святогорска, а затем к реке, на берегу которой и расположен монастырь.

Святогорская Свято-Успенская Лавра — святое место Южной Руси

Святогорская Свято-Успенская Лавра — святое место Южной Руси

На правом берегу Северского Донца, среди живописных мест расположена Святогорская Свято-Успенская Лавра… Несомненно, меловые горы нависшие над Донцом, сосны своими ветвями как бы глядящие в воды реки манят своей необычностью и красотой. Но места эти манят более не своей живописностью, а именно совокупностью красоты природы и святости монастыря.

На правом берегу Северского Донца, среди живописных мест расположена Святогорская Свято-Успенская Лавра. «Монахи выбрали сабе самыя лучшия места. Самыя красивыя, самыя живописныя. Основатели обителей несомненно были поэтами. В этом соловьином царстве они взяли себе прелестный уголок. Да и вообще, куда не заглянешь — если стоит обитель, значит, более поэтическаго, более красиваго места по всей округе нет …» — такие впечатления вызвал Святогорский монастырь у российского писателя Василия Ивановича Немировича-Данченко, который побывал в обители в 70-е годы XIX века. Многие деятели культуры побывали в Святых Горах, Чехов и Бунин также бывали здесь, и оставили свои впечатления в своих трудах. Но что так тянуло людей в Святогорск во все времена?

История этой знаменитой обители уходит своими корнями в глубокую древность. Церковные историки расходятся в своих мнениях о времени причине возникновения обители на берегу Донца. По одному из дошедших до нас церковных преданий, монастырь был основан во время иконоборческой ереси, вспыхнувшей в Византийской империи в 8 веке, еще задолго до того как князь Владимир крестил Русь. Иконопочитатели, насельники многих греческих обителей, убегая от преследования иконоборцев на окраины империи в северное Причерноморье, и, поднимаясь по водным артериям Дона и Северского донца, основывали на их берегах пещерные монастыри. Другое предание относит появление монашествующих во Святых Горах к середине XIII века, когда под ударами татарских орд пал Киев и уцелевшие населиники Киево-Печерской Лавры рассеялись «по странам далеким». Спускаясь вниз по течению Днепра, Дона и Северского Донца в поисках новых мест для путынножительства, они обрели Донецкие горы, напоминавшие дорогие им горы Киевские, и избрали их местом своих духовных подвигов.

Неоднократно Святые Горы упоминаются в исторических документах XVI века, таких как Московские и Львовские летописи. В 1624 году Царь Михаил Феодорович игумену Симеону с братией дарует жалованную грамоту. В это время Святогорский монастырь, будучи самым передовым на южной границе Руси, неоднократно подвергался набегам татар. При таких условиях монастырь превратился в своеобразную крепость, чему способствовала неприступная со всех сторон скала.

Монастырь был богат и знаменит во все времена, но дважды был закрыт. Первый раз монастырь был закрыт в 1787 году при Екатерининских реформах. В 1844 году обитель вновь открылась, и благодаря трудам 12-ти братий во главе с игуменом Арсением (Митрофановым) вновь поднялась из пепла. За 70 лет в обители было построено 8 храмов, 5 храмов на хуторах, 2 скита, корпуса, гостиницы, больницы, школы, огромное образцовое хозяйство. Обитель насчитывала более 600 человек братии. В это время здесь просиял новый светильник веры и благочестия, наследник первых монахов принявший в XIX веке подвиг затворничества, подвиг монахов первых веков христианства. И светильник этот — преподобный Иоанн Святогорский.

Но наступил 1917 год, понесший за собой свои перемены. В начале 1918 года монахи подверглись принудительному выселению, и из 600 человек осталась от 200 до 300 из числа священнослужителей-стариков и часть монахов, укрывшихся в монастыре. Начинаются новые набеги на монастырь, но в этот раз — большевиков. Разграбливается церковное имущество, монахов калечат, выгоняют из обители, убивают. Так в 1922 году обитель была закрыта, просияв славой многих преподобномучеников и исповедников .

В 1992 году обитель вновь открыли, вновь в монастырь потянулись паломники, количество братии стало расти, монатырь стал прославляться. Строятся новые храмы, реставрируются старые. И в 2004 году монастырь, по благословению Париарха Алексия II, получает статус Лавры. А в 2005 году наместник лавры — архимандрит Арсений был хиротонисан в епископа Святогорского. В данный момент Святогорская Лавра — один из самых многочисленных монастырей Руси. Каждый день здесь принимают большое количество паломников, а на престольные дни и праздники в монастырь стекается многотысячное число паломников и простых прихожан. Каждый день совершается литургия и молебны, каждый паломник может поесть на трапезе, в иконной лавке — большой выбор литературы, икон и церковной утвари. Действует гостиница для приезжих. Практически все послушания в Лавре исполняет братия, здесь своя столярная и швейная мастерские, пекарня, кузня, пасека, огороды, просфорня, гараж, недостатка в послушаниях у братий нет. Здесь усилиями регента архимандрита Арсения собран прекрасный хор, котрый радует прихожан и паломников своим сложенным и стройным пением.

Несомненно, меловые горы нависшие над Донцом, сосны своими ветвями как бы глядящие в воды реки манят своей необычностью и красотой. Но места эти манят более не своей живописностью, а именно совокупностью красоты природы и святости монастыря. И каждый человек, Посетивший Лавру запомнит её навсегда, и, наверняка, захочет еще не раз вернуться сюда.

Ссылка на основную публикацию