Святые монастыри Армении

Монастыри Армении

Монастырский комплекс Гегард находится вблизи Еревана.

Монастырь Севанаванк находится в Армении, на полуострове Севан.

Эчмиадзинский монастырь — духовный центр армян, один из крупнейших храмовых комплексов ААЦ.

Монастырь Айраванк, основанный в IX веке, находится в селе Айраванк, в Армении.

Монастырь Гндеванк, построенный в 936 году, является одним из древнейших монастырей, сохранившихся в Армении.

Монастырский комплекс Ахпат принадлежит к числу выдающихся произведений средневековой Армении, художественные достоинства которого выходят за рамки национальной культуры.

Монастырь Агарцин расположен в Тавушской области Армении, в покрытой лесами долине Иджеванского хребта.

Этчмиадзинский монастырь находится в городе Эчмиадзин, в Армавирской области Армении.

Нораванк был построен в XIII веке и состоит из часовни св.

Монастырь Армянской Апостольской Церкви Татев назван по имени села, рядом с которым находится.

Монастырь Одзун в Алаверди был построен в эпоху раннего средневековья, и это именно то место, где можно увидеть каменную кладку V века, а также советский серп и молот.

Святые монастыри Армении

Армения — одна из тех азиатских стран, которая первой приняла христианство еще в 301 году, и, хотя на территории этой страны довольно много архитектуры, относящейся и к религиозным памятникам еще Древней Греции и Рима, безусловно, одно из главных сокровищ этой страны — монастыри.

Святые места Армении так или иначе связаны с монастырями, воздвигнутыми многие тысячелетия назад и расположенными высоко в горах, пещерах и ущельях. При всей уникальности этих мест туристы здесь довольно редко встречаются, хотя живописные природные ландшафты Армении и ее архитектура навряд ли оставят равнодушным кого-либо.

Монастыри и храмы Армении

Согласно церковным преданиям, знатные армянские князья уверовали в Иисуса Христа еще в те времена, когда он был жив и проповедовал, странствуя. По этой причине многие монастырские обители были воздвигнуты в этой стране уже в первые века существования христианства.

Многие монастыри хранят уникальнейшие реликвии, среди которых наиболее значимы для христианства такие, как мощи святых апостолов, частицы волос Пресвятой Девы Марии, копье, которым был умерщвлен Иисус Христос.

Храм Гарни

Один из старейших храмов Армении — Гарни, воздвигнутый в I веке. Он представляет собой образец эллинистической архитектуры и соответственно считается языческим. Некогда он был посвящен богу Солнца, именовавшемуся в странах Востока Митрой.

Известно, что случившееся в 1679 году землетрясение полностью разрушило храм, но в середине 20 века усилиями многих археологов и реконструкторов храм был восстановлен, что удивительно, частично из тех материалов, что чудом уцелели.

Архитектурно храм представляет собой здание, поддерживаемое 24 колоннами, к которым ведут 9 широких ступеней. Главный вход в зал молитв ознаменован надписью на арабском, сообщающей, что после захвата здание было преобразовано в мечеть.

Что посмотреть в Гарни

Следует сказать, что приехать в Гарни необходимо не только и не столько ради самого древнего в Армении храма. На территории древнего пантеона также имеются и другие достопримечательности:

  • крепость Гарни;
  • разрушенные церкви Святого Сиона и Маштоц Айрапет;
  • дворец короля;
  • королевские бани.

Отдельно стоит рассказать о представленных здесь так называемых хачкарах, чей дословный перевод звучит как «камень-крест».

На заметку! Хачкара — это особый вид памятников архитектуры в Армении, внешне представленных в виде стелы, выполненной из камня с резными украшениями, обязательно содержащими крест.

С 2010 года эти каменные кресты вошли в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Те, кто любит природу, оценят уникальность этих мест благодаря каньону реки Азат. Потрясающие воображение отвесные склоны каньона имеют поэтичное название «Симфония в камне». Лучший вид на это место открывается, если спуститься к реке.

Стоимость посещения и время работы

Тем, кто намерен посетить эти места, следует знать, что стоимость посещения здесь напрямую зависит от времени суток. Так днем можно побывать у храма Гарни за 2-2,5 доллара, а вот вечером плата повысится до 3-3,5 долларов. Также не лишним будет упомянуть, что один раз в месяц (последняя суббота) посещение этой достопримечательности совершенно бесплатное.

Экскурсия же обойдется в любой из дней 5-6 долларов.

График работы

График работы варьируется в зависимости от времени года. Со вторника по пятницу с весны и до осени — с 9.00 до 22.00, а зимой с 9.00 до 17.30.

По воскресеньям посещения только с 9.00 до 15.00, понедельник является выходным днем.

Как добраться в Гарни

Добраться до Гарни проще всего из Еревана автобусом. От автовокзала идут рейсы 266 и 284.

Пещерный монастырь Гегард

Самое посещаемое туристическое место — монастырь, расположенный в пещере Гегард. Место, где в давние времена был выстроен монастырь, священное — здесь когда было много священных источников, один из которых сохранился до наших дней.

Когда-то этот пещерный монастырь был лишь несколькими кельями монахов, ушедшими от мира в послушничество, а сегодня это одно из главных мест паломничества в Армении.

Копье судьбы в Армении

Пещерный монастырь стал известен миру главным образом по одной причине — здесь веками хранилась важная для истории христианства реликвия — Копье Судьбы, которым был умерщвлен Христос, распятый на кресте.

Интересно! Считается, что римский солдат, пронзивший Иисуса, проявил к нему милосердие, оборвав его телесные муки, потому Копье символизирует победу и тот полководец, в чьи руки оно попадет всегда будет выходить из войны победителем.

Именно копье (на армянском «гегард») дало название монастырю.

Что посмотреть в Гегарде

Гегард удивит туристов еще несколькими достопримечательностями, среди которых:

  • храм Катогике;
  • ризница в скале, купол которой изнутри обрамляют сталактиты;
  • церковь Авазан и ее священный родник;
  • церковь Божией Матери в пещере с древними рельефами на стенах;
  • вырубленная в скале часовня, посвященная святому Георгию.

Как добраться в Герард

В Герард нет прямых рейсов, потому уместнее сначала посетить Гарни, а затем на такси или пешком (примерно 4 км) добраться до Герарда.

Монастырский комплекс Авуц тар

С берегов каньона Азат открывается прекрасный вид на монастырский комплекс Авуц тар. В Средневековье эта обитель служила основным религиозным центром, а сегодня монастырь по большей части разрушен, но любителям старины все же придется по вкусу побродить среди старых стен. Находится он совсем близко от Герарда, потому многие туристы добираются до него пешком.

Севанаванк

На полуострове Севан, на берегу озера, носящего это же название, находится древний монастырь Севанаванк, состоящий всего из двух церквей. Древняя надпись гласит, что эта обитель была основана принцессой Мариам, которая как дань памяти по погибшему мужу решила выстроить 30 церквей.

Архитектурно обе церкви монастыря похожи — выполнены они из черного камня и приближены к форме креста. Вход в монастырь украшают несколько хачкаров.

До Севанаванка можно добраться в течение часа от Еревана на маршрутке № 317.

Как добраться в Эчмиадзинский храм

Эчмиадзинский храм, входящий в монастырь Эчмиадзин, известен тем, что согласно древнему преданию, на алтарь, находящийся в древнем соборе, ступил сам Христос, возвестив Григору Лусаворовичу — одному из первых католиков в этих краях, построить в этом месте храм.

Интересно! Название храма — Эчмиадзин означает «сошествие Единородного», а сам храм расположен на расстоянии 20 км от города Ереван.

Добраться до храма можно из города Килия на маршрутном такси № 203.

Храм бдящих ангелов Звартноц

Церковь Звартноц, или как ее еще называют «бдящих сил» и «небесных ангелов», была построена в 7 веке. В прошлом Звартноц был главным кафедральным храмом Армении, о чем свидетельствовала и оригинальная архитектура собора, заключающаяся, прежде всего, в том, что храм был задуман трехъярусным и имел ступенчатый вид пирамиды.

До наших дней от Храма бдящих ангелов остались лишь руины. Историками была установлена точная дата разрушения церкви — 10 век. До 20 века развалины храма оставались нетронутыми, и лишь в 21 веке это место стало излюбленным для посещений у тех, кого интересует подлинное армянское зодчество.

Монастыри Армении в своей мистичности и архаичности, произведут впечатление даже на тех, кто далек от религии и не посещает с особым благоговением святые места. Но богатая армянская архитектура, вписанная умелой рукой зодчих разных веков в первозданную природу — то, что способно покорить даже самое закостенелое сердце.

монастыри Армении и НКР

на верхней фотографии церковь Св.Саркиса в Ереване, хоть он и не главный храм Еревана, но пожалуй самый красивый)

Далее переместимся в северо-запад Армении
город Гюмри(бывший Ленинакан)

это главный собор Гюмри, он был практически полностью разрушен во время землетрясения 1988-го, однако его уже практически восстановили)

неподалеку от Гюмри, рядом с городом Артик находится Аричский монастырь 5-7-ых веков

в самом Артике находится маленькая церковь Св.Стефана 6-го века

восточнее Ширака(области, в которой расположены Гюмри и Артик) находится область Лори
монастырь Санаин 10-го века около города Алаверди

Ахпат, 986-го года

комплексы Санаин и Ахпат включены в список Всемирного Наследия ЮНЭСКО

церковь Одзун, построена в 8-ом веке на основании церкви 4-го века

рядом с каждой церковью(а вообще и не только рядом с церквями, а повсеместно) встречаются хачкары — каменные кресты

западнее Лори Тавушская область, отличающаяся большим количеством лесов, горных рек, каньонов)
здесь стоит выделить монастырь Гош 13-го века

к сожалению реставраторы «постарались» и поставили пластиковые купола, надеюсь в ближайшие несколько лет их заменят на каменные

далее к Севану)
на полуострове Севан озера Севан находится монастырь. удивительно, но тоже Севан)))

а чуть южнее Айраванк

западнее Севана находится область Котайк
в ней тоже много интересных мест

монастырь Гегард 15-го века, тоже занесен в ЮНЭСКО, он полностью высечен в скале

рядом с городом Егвард находятся руины церкви Зоравар 7-го века

в самом Егварде церковь Св.Богородицы

западнее Котайка пролегает область Арагацотн, наполовину равнинная, наполовину гористая
церковь Св.Месропа Маштоца(автора армянского алфавита), в которой находится могила самого Маштоца

монастрь Тегер 13-го века, находится у подножия горы Арагац

храм 12-го века в селе Египатруш

церковь Св.Петра и Павла 5-го века
обратите внимание на то что верхняя часть темная, а нижняя — светлая, вызвано это тем, что в советское время построили Апаранское водохранилище и во время сезона паводков церковь уходит под воду

южнее Арагацотна располагается Армавирская область, а в ней город Эчмиадзин)

главная церковь Армянской Апостольской Церкви — церковь Св.Майр Атор
недавно на территории комплекса построили новую церковь, где проводят обряд крещения

также в Эчмиадзине стоит выделить храм Рипсиме 7-го века

но в городе есть еще много храмов)

южнее Армавира находится Араратская область

монастырь Хор Вирап
раньше на территории крепости находилась тюрьма, и в ней 13 лет царь Трдат держал в заточении Григория Просветителя
царь внезапно заболел и вылечить его смог лишь Григорий, обратив его в христианство, после чего царь обратил в христианство всю Армению

в горах Араратской области находится монастырь Св.Карапета

юго-западнее Арарата находится область Вайоц Дзор, полупустынная, каньонистая
в ней самый красивый на мой взгляд армянский храм — Нораванк

в горах труднодоступный монастырь Спитакавор(Белый монастырь в переводе с армянского)

далее область Сюник

далее Нагорно-Карабахская Республика

церковь Газанчецоц в городе Шуши

монастырь Амарас 4-го века, в нем Месроп Маштоц дописывал армянский алфавит

в моем журнале про все монастыри и не только вы можете найти более развернутую информацию)
а на этом все=)

Достопримечательности Армении

Топ достопримечательностей (34)

Озеро Парз — небольшое озеро, расположенное в Тавушской области на высоте 1334 м над уровнем моря. Озеро раскинулось в Дилижанском парке в неглубокой долине среди лесов. Общая длина озера, имеющего продолговатое очертание, составляет 385 м, ширина — примерно 85 м, а глубина — свыше 5 м.

Монастырь Агарцин в Дилижане – это одна из главных исторических архитектурных достопримечательностей не только города, но и всей Армении. Монастырь располагается в 18 км от Дилижана в верховье реки Агарцин среди зеленых горных лесов.

Вулкан Аждаак – высшая точка Гагемского хребта. Его высота — 3597 метров над уровнем моря. Аждаак представляет собой усеченный конус с кратером потухшего вулкана, где находится чистейшее горное озеро, глубина которого достигает 90 метров.

Монастырь Хор Вирап располагается на холме примерно в 40 км от Еревана и в полукилометре от республиканской границы, поблизости деревни Покр Веди Араратского марза. В древние времена на этом месте размещалась одна из столиц Армении — исторический город Арташат, возведенный царем Арташесом I около 180 г.

Храм Звартноц – ярчайший памятник армянского зодчества средних веков, расположенный в 5 км от Эчмиадзина и примерно в 10 км на запад от города Еревана. Этот величественный храм был возведен еще в VII ст.

Монумент «Мать-Армения», расположенный в самом центре города Еревана в парке Победы, – это символ победы и мужества армянского народа. Когда-то одна из центральных улиц города носила название – проспект Сталина.

Музей Эребуни в Ереване – это один из наиболее интересных музеев города. Расположенный на склоне холма Арин-Берд, музей был открыт в 1968 г. в честь 2750-й годовщины основания Еревана. Свое название музей получил от имени города-крепости, останки которой были закреплены за территорией музея.

Церковь Святой Рипсиме – это один из наиболее ярких образцов религиозной архитектуры Армении эпохи раннего средневековья. Церковь в 618 г. основал Комитас Ахцеци на месте ранее располагавшегося здесь мавзолея IV ст.

Мегалитический комплекс Зорац-Карер (еще одно название — Караундж) – известный доисторический комплекс, расположенный в Республике Армении, в Сюникском марзе, у города Сисиан, на левом берегу ущелья реки Дар.

Одной из главных достопримечательностей столицы Армении является мемориальный комплекс Цицернакаберд. Расположенный на юго-восточном холме одноименного парка, возвышающегося над ущельем речки Раздан, мемориал был построен в память жертв геноцида 1915 г.

Монастырь Кечарис — ансамбль древних зданий и классический образец средневекового армянского архитектурного искусства, расположенный на северо-западе курортного городка Цахкадзор, на склоне Памбакского хребта.

Голубая мечеть в Ереване была построена 1766 году по приказу тюркского хана Эриванского ханства Гусейнали-хана Каджара. Эриванское ханство было основано в 1604 году и входило в состав Персии. Столицей его был город Эривань (ныне – Ереван), который был населен, в основном, тюрками.

Национальный исторический музей Армении (первоначальное название — Государственный исторический музей Армении) располагается на центральной площади Еревана — площади Республики. В музее для посетителей представлено огромное количество различных экспозиций, посвященных истории и культуре Армении.

Церковь Святой Гаяне, расположенная в городе Вагаршапат, — часть Эчмиадзинского монастыря. Она была построена в 630-641 годах Католикосом Езром именно на том месте, где армянский царь-язычник Трдат III приказал подвергнуть мучениям и убить настоятельницу дев-христианок Гаяне, бежавшую из Рима от императора Диоклетиана.

Гора Арагац – это самая высокая гора Армении, являющаяся замечательным памятником природы. Гора Арагац представляет собой одинокий потухший вулкан. Центральная возвышенность горы охватывает площадь около 820 кв.

Монастырь Гошаванк — это средневековый монастырский комплекс XII-XIII ст. Он расположен в 20 км восточнее города Дилижана, в селе Гош, среди деревенских домов и бурных горных рек. Монастырь был основан выдающимся общественным деятелем, богословом и священником Мхитаряном Гошем при содействии князя Ивана Закаряна.

Монастырь Татев – эта жемчужина армянской архитектуры средних веков. Он располагается в Южной Армении в центре марза Сюник, что в 315 км от Еревана и в 30 км от города Гориса, на правом берегу реки Воротан, близ одноименного села Татев.

Национальная картинная галерея Армении – это главный музей изобразительного искусства страны. Галерея находится в Ереване на площади Республики и является частью музейного комплекса. Картинная галерея размещается на верхних этажах здания, два нижних этажа здания отведено для Национального исторического музея Армении.

Джермукский водопад – одна из ярких природных достопримечательностей Армении. Он расположен на высоте около 2000 м выше уровня моря в окрестностях города Джермук, в марзе Вайоц-Дзор. Водопад, достигающий высоты 68 м, считается вторым по высоте в стране, уступая лишь Касахскому.

Кафедральный собор Святого Григория Просветителя – самый большой храм, расположенный на территории Еревана. Наряду с кафедральным собором Самеба в Тбилиси он считается самым крупным в Закавказье. Собор Св.

Самые красивые монастыри Армении: Нораванк

Фото-отзыв о монастыре Нораванк, одной из самых интересных достопримечательностей Армении.

Нораванк, наряду с Гегардом, Хор Вирапом, Гошаванком и Ахпатом, является одним из наиболее живописных армянских монастырей. Изрядной долей своей эффектности Нораванк обязан необычным красным скалам, в окружении которых он располагается.

Более того, 8-километровая дорога к монастырю от трассы Ереван-Горис буквально пробита в красном скальном каньоне:

Двигаясь к монастырю по этой скальной дороге, можно заметить справа пещерный комплекс «Арени-1» – там есть так называемый Птичий грот с винодельней V века до н.э. Ниже входа в пещеры расположен хороший ресторан «Эдем».

Содержание статьи:

Экскурсии по Армении от местных жителей

Нораванк («Новый монастырь») был построен в XIII-XIV веках в ущелье реки Арпа усилиями архитектора Сиранеса и скульптора Момика. Основал монастырь епископ Ованес, перенесший сюда из Сюника свою резиденцию. Следом за Ованесом в Нораванк переместились и князья Орбеляны, превратившие его в один из крупнейших духовных и культурных центров Армении — главная церковь монастыря даже известна под именем Буртелашен, по имени князя Буртела Орбеляна, оплатившего ее строительство. Впрочем, подлинным ее автором является гениальный скульптор-миниатюрист Момик, похороненный в скромной усыпальнице рядом со своим детищем.

Комплекс монастыря Нораванк включает в себя двухэтажную церковь Сурб Аствацацин (Буртелашен, 1339 г.), церковь Сурб Карапет (1227 г.), часовню Сурб Григор (1275 г.).

Смысловым центром монастыря Нораванк является церковь Сурб Аствацацин, считающаяся шедевром армянской религиозной архитектуры. На первом этаже церкви расположена усыпальница князей Орбелян, на втором – молельня, куда можно попасть по узкой наружной лестнице:

Лестница коварна – подниматься по ней легче, чем спускаться, особенно людям комплекции, скажем так, «шире средней» – ступеньки очень узкие и нет никаких поручней. Бывали случаи, когда люди с этой лестницы падали оземь – с нами, к счастью, этого не произошло.

Над входом второго этажа расположен знаменитый горельеф церкви Сурб Аствацацин: это уникальные образы Бога-отца, Христа, Адама и библейских сцен. Автор представил Бога-отца во вполне земном обличье:

По обе стороны от него изображены Святая Дева и Евангелист Иоанн, а над троном – пророк Даниил. Правой рукой Бог-отец благословляет распятого Христа, а левой рукой гладит голову Адама, получающего дыхание жизни от Святого Духа в образе голубя. Предположительно, автором горельефа является Момик (и, опять же предположительно, он не смог завершить работу из-за ухудшившегося зрения).

Монастырь Нораванк, церковь Сурб Карапет

Справа перед входом на территорию монастыря расположен ресторан, справа за воротами – музей Момика и сувенирная лавка. Справа от входа, у боковой стены, имеется великолепный ажурный хачкар, изготовленный Момиком в 1308 году.

Хачкары – один из символов Армении и зримое подтверждение мастерства ее древних скульпторов. «Хач» – крест, «кар» – камень. Мастера брали большую плиту и превращали ее в «кружевной» шедевр резьбы по камню, некоторые из армянских хачкаров считаются памятниками этого вида религиозного искусства всемирного значения.

Армяне всегда с особым почтением относились к хачкарам – считается, что первые из них изготовил сам Григор Лусаворич, чтобы водрузить их на месте казненных дев-христианок (подробнее о них: Святые места Армении: монастырь Хор Вирап). У хачкаров есть своя строгая композиция и иконография, где центральный крест сочетается с Древом жизни, растительными орнаментами и геометрическими фигурами. Большинство из них посвящены Богоматери и святым апостолам.

Согласно древним устным преданиям, хачкары, посвященные Святой Богоматери, являлись хранителями очагов и покровителями матерей, в то время как хачкары с изображениями Святого Григория придавали силу и смелость воинам, а хачкары с изображениями Спасителя избавляли от боли и различных болезней.

Монастырь Нораванк, как и расположенный ближе к Еревану Хор Вирап, являются местами паломничества для верующих-приверженцев Армянской апостольской церкви, и это придает им обоим особенную атмосферу – чувствуется, что это места «живые», с очень сильной энергетикой, а не просто музеи.

Как добраться до монастыря Нораванк

Координаты: N39.68461, E45.23305; 120 км к юго-востоку от Еревана, 8 км к юго-востоку от Арени.

На автомобиле: надо свернуть с трассы Ереван-Горис возле села Арени (дорога вполне приличная, можно ехать на обычной легковушке. Машину для путешествия по Армении лучше всего арендовать здесь.

На маршрутке: от ереванской автостанции Киликия на маршрутке в Горис (3000 драм/400 руб/6$), выйти возле поворота на Нораванк. Далее 8 км автостопом или пешком.

В сезон бывают туристические трансферы из Еревана с заездом в Хор Вирап – цена 42000 драм/5500 руб/87$ за 5-местный автомобиль.

Монастырь Нораванк на карте

Экскурсии по Армении от местных жителей

Если нет машины, то для знакомства с достопримечательностями Армении лучше всего взять индивидуальную экскурсию от местных жителей. Вашими гидами будут сами ереванцы: писатели, художники, фотографы, журналисты — влюбленные в свою страну и знающие о ней практически все.

Утром вас заберут из отеля в Ереване, весь день будут возить по самым интересным местам, расскажут множество любопытных историй и легенд, а вечером вернут обратно – усталых, но очень довольных.

На данный момент в Ереване предлагается множество различных вариантов — как обзорных, так и тематических (например, тур по «винной» Армении или по самым интересным монастырям). Чтобы посмотреть все доступные варианты, нажмите «Посмотреть все экскурсии».

На этапе бронирования нужно заплатить лишь 20% от стоимости экскурсии – остаток суммы отдается гиду перед ее началом.

Полезные статьи об Армении и Грузии:

Отдых в Грузии — как поехать в Грузию самостоятельно — самый полный в Рунете путеводитель по Грузии.

Лайфхак: как я экономлю на отелях и страховке

Помимо традиционных и всем хорошо известных инструментов – таких как Booking или Hotellook, в последнее время появились новые онлайн-сервисы, сильно облегчающие жизнь путешественнику и приятно берегущие толщину его кошелька. Одним из них – Roomguru – я постоянно пользуюсь сам и рекомендую всем друзьям и знакомым. Данный сервис сравнивает цены на объект сразу в 30 системах бронирования, и предлагает вам наиболее интересные варианты. Кроме того, он отслеживает скидки и спецпредложения.

Что касается хорошей работающей страховки, то ее и раньше было непросто найти, а сейчас стало еще сложнее из-за постоянных скачков курса рубля к мировым валютам. Последние несколько лет я для своих путешествий страховки оформляю через онлайн-сервис Cherehapa — здесь есть возможность сравнить продукты разных страховщиков и выбрать именно то, что лучше всего подходит вам:

Легкой вам дороги к монастырю Нораванк!
Ваш Роман Мироненко

«Незаграничная» заграница. Армения. Святые места

Вторая встреча

Знает больше, не тот, кто дольше жил, а тот, кто дальше ходил (армянская народная мудрость)

Пандухт (странник) пандухта поймёт (армянская народная мудрость)

«Не корысти ради, а токмо волей пославшей мя … Qatar Airways» крутилось у меня в голове, немного шальной от бесконечного, невероятно насыщенного событиями дня, когда сразу после полуночи мы очутились в ереванском аэропорту «Звартноц».

Казалось, что всё это было в прошлой жизни, тогда как это было только сегодня. Рано утром, почти ночью, в половине пятого, мы разбудили спавшую в комнате рядом со стойкой девушку, менеджера геста в тайском городе Чианг Май, обещавшую нас доставить в аэропорт. Так начался этот день.

Потом был шестичасовой перелёт катарскими авиалиниями в Доху и полный световой день, проведённый в этом городе, об экскурсии в котором, организованной Qatar Airways, я поведал в своём предыдущем рассказе.

Далее вездесущая Qatar Airways доставила нас из Катара в Армению, попросив на это дело ещё два с половиной часа нашего внимания. На часах было двадцать минут первого ночи, когда в ереванском аэропорту, с улыбкой старого друга на лице, нас встретил Размик, удивительно интеллигентного вида мужчина, хозяин квартиры арендованной незадолго до этого через сервис arbnb.

Он недавно вышел на пенсию, и теперь всё своё свободное время посвящал встречам многочисленных гостей, приезжающих в Армению, желающих узнать и полюбить эту страну.

Помогает ему в этом благородном деле жена Мая, с которой мы познакомились позже, в поездках по разбросанным по всей стране армянским монастырям. Безусловно, для них это был бизнес, но делали они свою работу с такой любовью и так душевно, что через несколько дней мы прощались с ними, не как с честно отработавшими свои деньги гидами и отельерами, но добрыми друзьями.

Чуть больше трёх лет назад я провел в Армении шикарную неделю. Тогда с коллегами, выбрав в качестве штаб-квартиры Ереван, мы смотрели древние монастыри, уезжая из столицы утром и возвращаясь к вечеру, о чём я отчитался на Туристере (будучи новичком) простенькими альбомчиками.

Программа нынешнего пребывания в Армении была ровно такой же, как и в тот раз. У нас на Армению осталось только четыре дня. Шла третья неделя путешествия, позади были десятки буддистских храмов Чианг Мая и Луангпрабанга, сплав по реке Меконг, день, проведённый в Дохе. Недостаток времени и эмоциональная усталость не позволили расширить географию поездок по Армении великолепным Татевом или храмами Арцаха.

Но и увидели немало, и эта встреча, подготовленная предыдущим опытом и новыми знаниями, стала более ценной и более осмысленной. Как всё было хочу поделиться.

Но, должен сразу предупредить, что дальше будет иного мифов, без них никак нельзя. Все они вытекают из самого главного мифа, в который поверили и который приняли миллиарды. Этот миф о том, как Бог принял обличие человека и дал себя распять, чтобы искупить, тем самым человеческие грехи. И главный миф, и все последующие стали реальностью, как минимум в сознании тех, кто в это верит.

А мне же остаётся хоть немного погрузиться в тему распространения и торжества христианства, проследить ход связанных с этим событий, вымышленных или реальных, которые протекали когда-то на древней армянской земле.

Хор Вирап

Страдания дали скалам — те не выдержали, тогда отдали их человеку (армянская народная мудрость)

Мы медленно спускаемся вниз по отвесной лестнице, проём достаточно узкий, лестница немного качается, но страха нет.

Я уже был в этой яме и знаю, что там тепло и сухо. Не то, что когда-то.

«И… он остался жив благодаря Господу своему. Другие же люди, которых однажды спускали туда, все умирали из-за зловонного, удушливого, непереносимого места, из-за смрадного ила, кишевшего змеями, и из-за глубины. Ибо она была вырыта для преступников и для казни приговоренных к смерти со всей Армении». «Житие и история святого Григора» Агатангелос (V век)

Ещё немного, и под ногами земля. Над головой полукругом собираются закопчённые стены.

Рядом с лестницей небольшой алтарь с почерневшим от времени хачкаром. Нам повезло, других посетителей в яме нет, мы стоим в суровой тишине, стараясь прочувствовать святость этого места.

История хрестоматийная, она о том, как Армения стала первым христианским государством на Земле. При дворе языческого царя Трдата III нашёлся иноверец, христианин Григор, он отказывался поклоняться языческим богам, открыто заявляя о своей принадлежности к новой вере.

Жестокий Трдат III подверг несчастного ужасным истязаниям, а затем приказал бросить Григора в глубокую яму («хор вирап»), наполненную ядовитыми змеями и кусачими насекомыми. Бросить, умирать.

Григор не умер, он провёл в зловонной яме целых 13 лет. Он выжил за счёт силы своего духа и благодаря помощи доброй женщины, тайно кормившей его.

А злобный языческий царь Трдат III все эти годы продолжал гонения на христиан, массово уничтожая их. Один раз по его приказу были зверски замучены и убиты 37 римских дев-христианок, решивших искать в Армении убежище от религиозных (и не только) преследований Рима.

Среди них была невероятной красоты девушка Репсимэ, и её наставница Гаянэ. От содеянной последней жестокости царь Трдат III сошёл с ума, как говорили тогда, стал «свиноголовым», приняв тем самым звериный облик.

«…когда царь (Трдат) сел в колесницу и собирался выехать за город, он был сражен и выброшен из колесницы омерзительным бесом. И тут же на него нашло бешенство, и он стал сам себя поедать. Подобно царю вавилонян Навуходоносору, потеряв человеческую природу, он в облике кабана, как один из них отправился к ним, жить вместе с ними. Войдя в камыши, он стал травоядным и, совершенно лишенный разума, носился по полям, истязая свое нагое тело. Хотя и [люди] пытались удержать его в городе, но не смогли, во-первых, из-за [его] природной силы, и во-вторых, [так как] была еще и сила бесов, вселившихся в него». «Житие и история святого Григора» Агатангелос (V век).

И тогда сестре царя было видение: «Вы не исцелитесь от постигшей вас-ка¬ры, если не пошлете человека в город Арташат за заключенным там Григором. Он придет и откроет вам лекарство исцеления от ваших недугов».

Узника Григора выпускают из темницы. Он сначала хоронит тела Рипсимэ и других замученных христианок. А потом исцеляет Трдата, который пораженный случившимся, решает принять христианство.

Григор 6 января 301 года крестит царя и весь его двор на реке Арацани, притоке Евфрата. Армения становится первой страной в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии, а Григор Лусаворич (Григорий Просветитель) входит в историю как первый глава Армянской Апостольской Церкви.

Очень логично начать своё знакомство с Арменией именно с этого места, где во времена античности и раннего Средневековья на холме, на левом берегу реки Аракс, располагался город Арташат — одна из столиц Древней Армении.

На месте, где когда-то находился царский каземат, уже несколько столетий располагается храмовый комплекс Хор Вирап.

Старые Церкви в Армении

Вы когда-нибудь задумывались о том, в какой стране больше церквей?

Возможно, вы слышали об архитектуре армянских церквей. Будучи первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии в 301 году, армяне начали строить церкви, которые стали культурным наследием для последующих поколений.

Вот почему самые старые церкви в мире, вероятно, расположены на армянском нагорье. От вас потребуется много времени, чтобы исследовать все армянские церкви в нашей стране. Тем не менее, вы наверняка пропустите некоторые из них, потому что здесь есть бесчисленное количество церквей, которые спрятаны в объятиях природы, и о которых мало кто знает. Но в этой статье мы поговорим не о скрытых армянских церквях, а об самых старых.
Поехали!

Старая церковь в Армении #1 Эчмиадзинский собор

Главный и самый важный центр Армянской Апостольской церкви — Святой Эчмиадзин. Эта церковь была построена сразу после принятия христианства. Говорят, что Эчмиадзинский собор был основан в начале 4-го века (301 — 303).

Эчмиадзин считается самой старой христианской церковью, самой старой церковью в Европе и самой старой церковью в мире. Он расположен в городе Эчмиадзин (сегодня известный как Вагаршапат) в провинции Армавир. Он является резиденцией армянского католикоса.

В 2001 году первая в мире церковь была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Старая церковь в Армении #2 Гегардский монастырь

Это одна из древних церквей — средневековый монастырь, основанный в 4 веке Григорием Просветителем внутри пещеры. Монастырь Св. Гегарда — красивая церковь и одно из самых посещаемых мест в Армении. Возможно, это связано с расположением.

Монастырь расположен в Котайкской области, которая находится близко к столице. Так что каждый турист знает о Гарни и Гегарде. Гарни — дохристианский храм очень близко к Гегарду. Эти два культурных памятника неразделимы и являются известными туристическими достопримечательностями.

Старая церковь в Армении #3 Талинский собор

Кафедральный собор Талина или католическая церковь Талина — это церковь 7-го века, расположенная в центре кладбища города Талин (провинция Арагацотн). Церковь была уникальной благодаря своему архитектурному стилю.

К сожалению, в настоящее время она разрушена. И купол, и значительная часть западного крыла рухнули. Церковь Талина включает в себя две молитвенные комнаты. Каждая из этих комнат закрывает секретный проход.

Старая церковь в Армении #4 Церковь Св. Гаяне

Церковь Святого Гаяне также находится в духовной столице Армении — Эчмиадзине. Это одна из 4 церквей города, посвященная четырем девам. Собор был построен в 7 веке. Он расположен в нескольких минутах ходьбы от главной Армянской Апостольской Церкви.

Святой Гаяне представляет привлекательный архитектурный стиль. Это трехнефная купольная базилика, которая также включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Старая церковь в Армении #5 Святой Рипсиме

Святой Рипсиме — еще одна церковь, посвященная четырем девам. Он также был построен в 7 веке в священном городе. Св. Рипсиме — одна из старейших сохранившихся церквей как в Армении, так и в мире.

Согласно легенде, Рипсиме, которая была христианкой, не хотела быть женой языческого римского императора Диоклетиана. Она сбежала в Армению, где Трдат 3-й также хотел жениться на ней, плененный ее красотой. Рипсиме отказалась, и король подверг ее жестоким мучениям и смерти. На месте, где сегодня находится собор Св. Рипсиме, изначально находилась часовня.

Эта церковь — шедевр армянский раннехристианской архитектуры. Наряду с другими близлежащими церквями Св. Рипсиме также входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Старая церковь в Армении #6 Татевский монастырь

Татев является одним из самых известных монастырей в Армении, и, вероятно, во всем мире. Это церковь 9-го века, расположенная недалеко от села Татев (Сюникская область).

Татевский монастырь сыграл важную роль в истории региона. Раньше это была епископская резиденция Сюника. Церковь принимала Татевский университет в 14 и 15 веках. Это был один из самых важных средневековых образовательных центров в Армении.

Подводим итоги

Конечно, у вас уже есть ответ на вышеупомянутый вопрос. Вероятно, именно в Армении больше всего церквей в мире. Изначально церкви были образовательными центрами в Армении.

Сегодня вы можете найти различные известные и неизвестные церкви в разных уголках страны: в лесах, на склонах высоких гор, в городах и деревнях, и везде, где вас может отвезти ваше воображение.

Добро пожаловать в Армению — дом уникальных церквей.

Армения. Православные святыни

  • Описание тура, программа
  • Цены
  • Отзывы

Ереван • Ованнаванк • Сагмосванк • Гарни • Севанаванк • Гошаванк • Агарцин • Хор Вирап • Нораванк • Горис • Татевиванк • Гегард

Групповой тур по графику

автобусный, авиа, познавательный, паломнический

Дополнительно оплачивается: авиаперелет Москва-Ереван-Москва. Примерная стоимость билета 15000 руб.

Время и место начала тура: Вылет из Москвы регулярным прямым рейсом. Быть в аэропорту, за 2 чача до вылета

Программа тура

Москва. Вылет из Москвы регулярным прямым рейсом. Прилет в Ереван. Переезд в отель. Свободное время.

Ереван, Ованнаванк, Сагмосаванк. Завтрак в отеле. Обзорная экскурсия по новому Еревану. Экскурсия по музею Матенадарана. Матенадаран — НИИ и хранилище манускриптов (5 – 15 вв.), где хранятся 17 тыс. древнейших армянских рукописей. Первый перевод Библии был сделан на армянском языке. Панорамный обзор города и горы Арарат, каскад, пр. Маштоца и др. Обед. Экскурсия по монастырям Ованаванк и Сагмосаванк. Монастыри расположены на высоком правом берегу скалистого ущелья реки Касах, напротив высокой горы, на расстоянии 5 км друг от друга. Возвращение в отель. Отдых.

Гарни, Гехард, Севанаванк. Гошаванк, Агарцин. Завтрак. Гарни — Гехард. Экскурсия по крепости Гарни и монастырю Гехардаванк. Гарни – крепость, на территории которой находится уникальный памятник античной архитектуры Армении — языческий храм бога солнца. Одна из самых заветных святынь армянского народа — знаменитый монастырский комплекс Гехард. Значительная часть комплекса высечена в скале. Выполненный в оригинальном и единственном в некотором роде архитектурном стиле, Гехард по праву числится в ряду наиболее красивых и удивительных горных монастырей мира. За свою уникальность он внесен в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Поездка на оз. Севан. Предполагается, что свое название озеро получило от названия древнего храма Севанаванк, построенного на северо-западном полуострове. Это название в переводе с армянского означает «Черный монастырь», и храм действительно сложен из черного туфа. Есть версия о еще более древнем происхождении названия. У урартов, живших здесь до прихода армян, озеро называлось Цуини, Свини. Цуини означает «водоем». Поездка по Северной части Армении. Озеро Севан с монастырским комплексом Севанаванк, расположенным на полуострове. Обед. Монастыри Гошаванк и Агарцин – религиозные центры средневековой Армении. Отдых.

Хор, Вирап, Нораванк, Горис. Завтрак. Посещение православного храма Еревана — храма Покрова Пресвятой Богородицы. Переезд в монастырь Хор Вирап. Экскурсия по монастырю Хор Вирап. Хор Вирап («Глубокая темница») — монастырь на месте разрушенной в IV в. н. э. цитадели столицы Великой Армении города Арташата (II в. до н. э.). Свой современный вид монастырь-крепость получил в XVII веке после разрушительного землетрясения 1679 г. С холмов открывается панорама Библейской горы Арарат. Мы увидим среди красных скал монастырь Нораванк 13-го века с уникальной двухэтажной церковью Сурб Аствацацин – Пресвятой Богородицы и чудесными хачкарами мастера Момика. Обед. Мы совершим путешествие в город Горис, окруженный разноцветными скалами и остановимся здесь в уютной комфортабельной гостинице. Горис напоминает итальянские города – все улицы города выполнены в едином стиле и состоят из каменных домов с красными крышами. В окрестностях города сохранились уникальные пещерные города с церквами.

Татеви, Ванк. Завтрак. Горис – прекрасная точка отправления к монастырю Татев. Экскурсия к монастырю Татеви Ванк. Монастырь получил свое название в честь св. Евстафия — ученика апостола Фаддея, проповедовавшего, как и его учитель, христианство, и мученически погибшего за новую веру. Стены монастыря кажутся естественным продолжением скалы, вознесшей его столь высоко. Обед. Прогулка на канатной дороге. Возвращение в Ереван. Свободное время.

Святой Эчмиадзин, Звартноц. Завтрак. Литургия в соборе Эчмиадзина. Святой первопрестольный Эчмиадзин, центр Армянской Апостольской Церкви. Здесь расположены кафедральный собор Сурб Эчмиадзин, резиденция Патриарха и Католикоса всех армян, Геворгская духовная академия святого Эчмиадзина, кельи монашеской братии, Гандзатун (Сокровищница) и книгохранилище, где хранятся святые реликвии и рукописи Армянской Церкви. Большинство сооружений возведены в XVII—XIX веках на месте более ранних. Кафедральный собор — древнейший христианский храм Армении и один из первых во всем христианском мире. Посещение храма Рипсиме. Храм построен в честь мученицы Рипсиме, могила которой находится в склепе, под алтарем. Обед. Экскурсия к храму Звартноц – «Храму Бдящих Сил», а именно так переводится название Звартноц с древнеармянского. По заверениям многих исследователей, этот храм имел множество потаённых камер, в которых хранились бесценные рукописи, относящиеся, не только к христианской, но и к авестийской эпохам Армении. Возвращение в Ереван. Свободное время.

Ереван. Завтрак. Ереванский кафедральный собор Григория Просветителя. Собор был построен в память 1700-летия принятия Арменией христианства, как государственной религии, а также является хранилищем реликвий, связанных с Григорием Просветителем. Церковь Пресвятой Богородицы в Норке. Обед. Свободное время. Вылет в Москву.

В стоимость тура входит: экскурсионное обслуживание, автобус по маршруту, проживание и питание по программе.

Армянские монахини: редкая порода

Армянская Апостольская Церковь недавно отмечала большой праздник — Обретение Святого Креста. Праздничная литургия в Эчмиадзине, где располагается резиденция духовного лидера страны — Католикоса, была отправлена с некоторым отклонением от традиции — участие в службе приняли. четыре монахини.

Несмотря на популярность и влияние Армянской Апостольской Церкви, армянские монастыри уже давно являются редкостью. Четыре участницы литургии, проходившей во второе воскресенье сентября в храме святой Рипсиме в Эчмиадзине, — обитательницы единственного в мире армянского женского монастыря.

Женские монастыри в Армении почти перестали существовать после 4 века н.э., когда царь Пап приказал закрыть их, считая, что женщины должны выходить замуж, а не уединяться от мира, посвящая свою жизнь Богу.

Храм святой Рипсиме был воздвигнут в седьмом веке на том самом месте, где тремя столетиями ранее мученической смерти были преданы Рипсиме и 32 другие праведные девы. Так царь Трдат наказал Рипсиме за то, что она отказалась выйти за него замуж.

Монастырь Святой Рипсиме имеет одну особенность — здесь нет матери игуменьи, и монахини вверены заботам мужчины. «Все мы — дети Бога без различия пола и возраста», — сказал IWPR настоятель монастыря архимандрит Мартирос Погосян.

Отец Мартирос, чье имя в переводе с армянского означает «мученик за веру», является «черным монахом» и не имеет права жениться. По его словам, стезя, которую выбрали женщины, придя в монастырь, необычна, но сделали они это без принуждения. «Уход из мира — дело сугубо добровольное, никто этих женщин не заставлял избрать именно эту жизнь», — сказал он.

Стать монахиней совсем нетрудно, но приняты в монастырь будут только истинно верующие.

«Обитель не место для решения социальных проблем, мы не можем дать людям работу и средства к существованию. У нас даже нет монашеской иерархии, как, например, в Русской Православной Церкви, нет ни срока послушания, а тем более пострига. Мы считаем, если человек пришел к Богу — он это осознал», — сказал отец Мартирос.

«Я тоже человек и понимаю, что уход в монастырь — это своего рода бегство от ненормальной жизни, от неустроенности, может даже от себя».

Из четырех монахинь самой младшей 42 года, самой старшей — 56.

С мирянами монахини общаются редко, но это им не возбраняется. Они могут навещать родственников, съездить в город по надобности. Хотя, как призналась IWPR одна из монахинь, назвавшаяся Елизаветой, особой нужды в поездках в Ереван нет. «Мы живем тихо, ни в чем не нуждаемся, нам даже дают зарплату — 40 долларов в месяц по повелению Католикоса Всех Армян Гарегина II», — сказала она.

Обитель сестер-монахинь небольшая, окружена небольшим садом и огородом. Овощей и фруктов, здесь выращиваемых, вполне хватает сестрам, отцу-настоятелю и дьякону при церкви. Держат здесь и кур, словом — вполне приличное хозяйство, если учесть то, что занимаются им всего четыре женщины, прямо скажем, не очень молодые.

«Мы обязательно участвуем во всех богослужениях, помогаем батюшке, чем можем», — говорит сестра Аида.

«Знаете, регламентированная жизнь имеет свои плюсы — четко расписанный день не дает времени предаваться праздным мыслям. Работа здесь есть постоянно — с утра молитва, потом трапеза, работа по хозяйству, еще молитва и отход ко сну. Есть у нас и телевизор, так что отшельниками нас назвать нельзя. Кстати, никакой «церковной цензуры» на просмотр передач нет — просто мы сами выбираем, что нам больше подходит».

Разговор с настоятелем происходил во дворе обители, и из кухни вкусно пахло свежевыпеченным хлебом. «Да, у нас здесь все свое», — сказал он.

Монахини подчиняются только Уставу церкви, которая по Конституции отделена от государства, а это значит, что на них не распространяются никакие социальные выплаты и льготы. Правда, они ни за что и не платят — все коммунальные расходы, равно как и бытовые потребности, оплачивает церковь, а точнее храм, где расположена обитель. «Они избавлены от мирских тягот, и их не страшит нищенская пенсия», — сказал отец Мартирос.

В миру о монахинях думают по-разному.

30-летняя Астхик Погосян к обитательницам монастыря Святой Рипсиме относится скептически. «Может быть, у этих женщин не было другого выхода, кроме как уйти в монастырь, не хватило сил противостоять социальным трудностям. Но с другой стороны — это просто бегство от действительности. Что-то я не верю в их желание служить Богу», — сказала она IWPR.

С ней соглашается Гарегин, работающий менеджером в одной компьютерной фирме. «Это же надо так устать от жизни, чтобы добровольно отказаться от мирских радостей, — удивляется он. — Я бы не хотел для своих родных такой участи». По его мнению, в том, что эти женщины оказались в монастыре, повинно государство, которое не смогло обеспечить им жизнь, альтернативную той, которую они ведут сейчас.

Не приветствует женщин, идущих в монастырь, даже сторож храма. «Люди не должны идти наперекор природе. Женщинам на роду написано выходить замуж, рожать детей, словом — создавать семью. Правильно сделал царь Пап 16 веков тому назад, когда закрыл женские монастыри».

Однако есть и такие, кто восхищается и даже завидует монахиням. «Я бы с радостью ушла в монастырь — не оттого, что жить трудно, а от недостатка духовности. Правда, мне говорят, что это все плод воображения — но я думаю, что права», — говорит мать двоих детей Кнарик Асатрян.

По мнению студентки Лингвистического университета Гаяне Минасян, монахинь должно быть больше. «Что мы видим в жизни — пустоту и погоню за материальным благополучием, о душе подумать некогда. Молодцы эти женщины, будь их больше — лучше было бы для всех нас».

Сестра Аида утверждает, что право выбора всегда остается за женщинами.

«Мы никому не навязываем своего решения. Если кто хочет, может придти в монастырь, и если он, то есть она пришла к нам осознанно — мы будем только рады. А если нет — придется распрощаться. Зла здесь ни на кого не держат, насильно не постригают, мы, может быть, свободнее других граждан Армении», — сказала сестра Аида.

Опубликовано 26 сентября 2004 года

lavagra

Живущим, жизнью насладиться здесь (Г.Ю.Цезарь)

Must See – самые красивые монастыри Южной Армении

Можно назвать сотни причин для поездки в Армению и одна из них это её безумно красивые монастыри. Им многие сотни лет, они воздвигнуты в необычайно живописных местах и вход в такие места принципиально бесплатен. Фотографии этих монастырей практичеcки стопроцентно поразят друзей и знакомых, а аккаунты в инстаграме и фейсбуке завалят лайками и восторженными комментариями.

Но не буду голословен. Расскажу вам, для примера, всего о трёх монастырях Южной Армении. Их можно посетить за один день, правда, для этого потребуется транспортное средство, ведь тогда придётся проехать почти 300 километров.

Позвольте представить – Хор Вирап (Khor Virap), Новаранк (Novarank) и Татев (Tatev)! Они – лучшие в этой части Армении!

Все представленные монастыри являются очень популярными среди туристов достопримечательностями, но если подняться пораньше и постараться не сильно тормозить в пути, можно успеть насладиться их видами почти в полном одиночестве. У нас это получилось лишь отчасти. В 9 часов утра мы были в самом близком от Еревана монастыре Хор Вирап. В тот момент здесь ещё было пустынно, хотя буквально через полчаса количество прибывающих автобусов с новыми тургрупами начало зашкаливать.

Этот монастырь расположен на небольшом холме в 35 километрах от Еревана. Сюда едут, в первую очередь, из-за великолепных видов на Арарат. Вид монастыря на фоне легендарной горы смело можно назвать одним из самых растиражированных в мире. Не удержался и я сделать подобное фото, на которой за Хор Вирапом видны сразу две горные вершины – Большой и Малый Арарат.

Очень интересна и история создания монастыря. 17 столетий назад в данном месте была расположена тогдашняя столица Армении город Арташат. За проповедование христианства здесь в глубоком колодце провёл в заточении 13 лет Григорий Просветитель.

Позже он сумел излечить от безумия тогдашнего царя Армении Тиридата, благодаря чему тот провозгласил христианство главной религией своего царства. Сам же Григорий стал первым Верховным Патриархом всех армян, а после смерти одним из самых почитаемых здесь святых.

Позже над колодцем была построена часовня, получившая название Хор Вирап, что в переводе с армянского как раз и значит „глубокая темница”. Около тысячи лет назад здесь появился монастырь. Немногим позже духовная семинария. Все строения в Хор Вирапе не раз перестраивались в течении последующих веков. Теперь этот монастырь выглядит, как укреплённая крепость со мощными стенами и башнями.

Внутри неё по центру возвышается церковь святой Богоматери, а рядом с ней расположена церквушка поменьше. Именно здесь внутри находится вход в глубокий колодец, вроде как, тот самый, где томился в заточении Григорий Просветитель.

Туда стоит залезть, хотя это и не так уж просто. Обычно из желающих попасть вниз набирается неслабая очередь.

На сам монастырь и близ лежащие окрестности открываются отличные виды с соседней скалы. Монастырь расположен у самой границы с Турцией. В другой стороне находится огромное действующее до сих пор кладбище. Сверху оно больше напоминает деревню, а его более древняя часть представляет собой множество беспорядочно разбросанный надгробий и хорошо просматривается сверху.

В Хор Вирапе хотелось побыть побольше, но времени у нас было в обрез и вот мы уже спешим дальше. Через 100 километров пути наш автомобиль сворачивает с основной трассы в сторону монастыря Нораванк.

Он был построен на средства местных князей Орбелянов около семи столетий назад. Этом монастырь очень необычен. Он располагается на уступе скалистого ущелья характерного красноватого цвета.

Главной доминантой монастыря является необычная двухэтажная церковь Сурб Асивацацин. На её первом этаже находится семейная усыпальница, а на втором поминальный храм.

Попасть на второй этаж можно по очень неудобной узкой лестнице без перил. Ступени очень высокие и совсем небезопасные. Добраться до верха можно лишь на четвереньках, спуститься вниз тоже. Со стороны это выглядит забавно, но в данном действии есть свой глубокий смысл, ведь путь к Богу не может быть простым.

Наверху же находится просторная колокольня. И более ничего лишнего. Данная деталь касается интерьеров практически всех виденных мною здесь церквей.

Эта церковь уникальна, ничего подобного нет практически нигде в мире. К её строительству приложил руки знаменитый местный скульптор и архитектор прошлого Момик. Разглядывая его удивительные детали и барельефы, можно застрять в Нораванке надолго.

Здесь же находиться и множество хачкаров – знаменитых армянских каменных крестов, которые мне лично здорово напомнили Ирландию.

Не могу не сказать и об одном жирном минусе. Нораванк – удивительное по красоте место, но стоило бросить взгляд в сторону и было трудно не заметить кучи мусора на обочинах. Как глубокая религиозность армян сочетается с тотальной тягой оставлять после себя кучи мусора мне труднообъяснима.

Как только мы собрались ехать дальше, то увидели подъезжающий к монастырю свадебный кортеж. Сначала мы обрадовались возможности увидеть армянскую свадьбу, но затем напряглись. Дело в том, что по местным традициям в подобном торжестве обычно участвует около 300 гостей. И на этот раз дорога от Нораванка оказалась полностью блокирована огромным числом автомобилей.

Из этой пробки мы выбрались лишь спустя час, сильно отстав от своего графика. К монастырю в Татеве мы добрались уже под самый вечер, едва успев на последний рейс канатной дороги “Крылья Татева”.

Построенная 7 лет назад эта канатка является большой гордостью Армении. За 11 минут на ней пути мы пересекли живописное ущелье реки Воратан и оказались на его противоположной части. Тот же путь на автомобиле можно преодолеть по узким серпантинам за один час. Конечной целью нашего пути был монастырь Татев. Этот комплекс строений также необычайно красив со стороны и напоминает волшебный замок, выросший прямо на острых отвесных скалах.

Рядов с входом в монастырь местные жители продают всякие деликатесы. С появлением канатной дороги их бизнес здесь процветает.

Монастырю уже больше 11 столетий. Некогда Татев был крупным просветительским центром. Здесь располагался университет и одновременно проживало до 1000 человек. Эту идиллию разрушили воины Тамерлана, которые сожгли монастырь почти шесть веков назад.

Относительная труднодоступность Татева сыграла с монастырём злую шутку. Это красивейшее место долгое время было практически полностью заброшенным. Время и землетрясения не пожалели это место.


24.

Теперь здесь всё стремительно меняется. Монастырь понемногу обретает свои прежние черты.

Было захватывающе интересно бродить по его пустынным помещениям с роскошными видами на ущелье и окружающие горы. Место это обладает магической притягательностью.

Кстати, монастырь действует и в наши дни. Правда, монахов здесь всего двое. Работы им хватает. Территория здесь большая, помещений много.

В данный момент идёт реставрация маленькой церквушки, которая была построена прямо на крепостной стене. Так что в скором будущем Татев станет ещё более привлекательным для глаз.

Думаю, теперь вы хотя бы немного поняли, насколько Армения красива. При этом я рассказал лишь о нескольких её не самых главных достопримечательностях. Лично для себя я понял одно – в эту страну хочется вернуться, а это говорит о многом.

Ссылка на основную публикацию