«Ударили по одной щеке

Если ударят по одной щеке, подставь и другую

Если ударят по одной щеке, подставь и другую — одна из христианских мудростей. Источником фразы является Евангелие от Матфея , где в главе 5, стр. 39 сказано:

«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую«.

Сам посыл, что в случае если тебя ударили по правой щеке, то не защищайся, а подставь и левую, кажется излишним, если его толковать буквально. Но, видимо, эти слова нужно толковать не буквально, а в значении — не отвечай злом на зло. Во всяком случае, такой вывод может быть сделан из контекста всего того, что сказано в Евангелие от Матфея в этом эпизоде:

«38. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40. и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41. и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45. да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48. Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

«Возвращенная молодость» (1933 г.):

«Нет, автор рассказал эту маленькую историйку вовсе не в христианском смысле и не с проповедью христианской морали — дескать, отойди от зла и, дескать, если тебя ударили по морде, то подставь еще что-нибудь подобное для удара

«— И-и, касатка, — говорила она, ложась на сене рядом с Марьей, — слезами горю не поможешь! Терпи и все тут. В писании сказано: аще кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему левую. «

«Первая заповедь учения: люби Бога, создавшего тебя. Благословляйте проклинающих вас; молитесь за врагов ваших, за нападающих на вас и поститесь за тех, которые обижают вас, потому что — то не добро, чтобы любить только тех, которые любят вас. То же делают и язычники. Они любят своих и ненавидят врагов, и потому у них есть враги. Вы же любите ненавидящих вас, и тогда не будет у вас врагов. Берегитесь телесных и мирских побуждений. Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую, и будешь совершенен. Если кто принудит тебя пройти с ним одну версту, иди с ним две. Если кто возьмет у тебя кафтан твой, отдай и рубаху. Если кто взял у тебя твое, не возворачивай назад, потому что этого нельзя делать. А всякому просящему у тебя дай и не требуй назад, потому что Отец хочет, чтобы у каждого было то свое, которое Он дал всем людям. Блажен тот, кто по заповеди дает: тот прав; но горе тому, кто берет, потому что прав только тот, кто берет по нужде; тот же, кто берет без нужды, должен дать отчет, почему и для чего он взял. Кто пойман в сети Маммона, тот будет мучим за то, что Он сделал, и не высвободится из них до тех пор, пока не отдаст последнее. Об этом-то сказано: пусть милосердие твое выходит потом из рук твоих, покуда ты еще и не знаешь, кому ты дашь.»

«Анна Каренина» (1873 – 1877 гг.), часть II, глава XXXIII:

«Но дочь ничего ей не отвечала; она только думала в душе, что нельзя говорить об излишестве в деле христианства. Какое же может быть излишество в следовании учению, в котором велено подставить другую щеку, когда ударят по одной, и отдать рубашку, когда снимают кафтан

Часть IV, глава XVII, Каренин говорит жене, которая умирает после родов:

«Я простил совершенно. Я хочу подставить другую щеку, я хочу отдать рубаху, когда у меня берут кафтан, и молю бога только о том, чтоб он не отнял у меня счастья прощения!»

«Ответить добрым словом на злое, оказать услугу за обиду, подставить другую щеку, когда ударили по одной, есть верное и всегда для всех доступное средство укрощения злобы»

«Воскресение» (1889 – 1899 гг.), ч. 3, гл. 26:

«Скажите им, что по закону Христа надо сделать прямо обратное: если тебя ударили по одной щеке, подставь другую, — сказал англичанин, жестом как будто подставляя свою щеку.»

«Вон как. вон как у нас. солдат его по одной щеке ударил, а он еще другую готов подставить«

«Ударили по одной щеке — подставь другую»

Читая Евангелие, мы сталкиваемся со множеством глубоких истин. Это, прежде всего, Его Заповеди, Его проповеди. Вникая в их суть и постигая их смысл, мы можем открыть для себя настоящие духовные сокровища. Тем не менее, есть в Священном Писании места, смысл которых неясен с первого взгляда. Необходимо углубиться в суть, подумать.

Одной из таких фраз, вызывающих большое количество недоумения, является место из Нагорной проповеди Христа, где говорится о необходимости подставить вторую щеку в ответ на удар по первой. Что же это значит на самом деле?

Суть фразы

В Нагорной проповеди Христа, которая считается одним из самых сильных и емких мест Евангелия, говорится о том, что Христос осудил ветхозаветный закон «око за око». Вместо этого он предлагает своим последователям подставлять другую щеку за удар, а также отдать и верхнюю одежду тому, кто пытается отнять нижнюю.

В обывательском понимании это выглядит так, как будто человеку запрещается защищать себя, отстаивать свою честь, обороняться. Очень часто эта фраза вызывает буквально шквал возмущения: как же так, почему нельзя ответить обидчику той же силой, с которой он сам обижает кого-либо? Но, на самом деле, смысл этой фразы намного глубже подобного поверхностного понимания.

О других известных библейских выражениях:

Первое, на что нужно обратить внимание — это контекст. Конечно, вырванная из контекста фраза звучит непонятно и даже несколько странно. Для человека вполне естественно не мириться с причиненным ему злом, защищать себя от него. Но Евангелие очень редко где говорит с нами прямо и буквально. Чаще всего, оно говорит языком притч, метафор, аллегорий. Также дело обстоит и со «второй щекой».

Кому были адресованы эти слова Христа? Прежде всего, это иудеи, которые привыкли жить по ветхозаветному закону. А Ветхий Завет предусматривал принцип «око за око, зуб за зуб». Понятие кровной мести было чуть ли не священным, а о прощении обид никто не слышал.

Более того, не отомстить за нанесенную обиду себе или своему роду считалось трусостью, порицалось в обществе. В те времена в обществе действовали действительно волчьи законы, и Христу надлежало показать людям новый мир, полный любви.

Важно! И именно для того, чтобы показать полярность своего учения с ветхозаветным «око за око» Христос и предлагает подставлять другую щеку. Он показывает альтернативу злу, мести и ненависти, которые царили в обществе.

Под ударом по щеке вовсе не стоит понимать только буквальное физическое насилие. Ударить можно словом, взглядом, делом. К примеру, если взять молодую семью, которая проходит первый сложный этап становления отношений. Редко у кого этот период протекает тихо и гладко, без ссор. И вот когда люди ссорятся, можно сказать, что они бьют друг друга по щекам.

Они бьют обидными словами, криком, грубым тоном. Что может сделать второй человек в ответ? Если следовать принципу «око за око, зуб за зуб», он должен начать точно так же кричать в ответ, ругаться и оскорблять. Возможно, он даже будет говорить какие-то объективно правдивые вещи, но своим криком сведет на нет то, что говорит.

Но есть и другой путь — сдержать себя. Можно промолчать, уйти, успокоиться. Да, в пылу ссоры это бывает сделать крайне трудно, но как же это важно! Когда люди успокоятся, когда улягутся страсти — тогда и можно поговорить начистоту, спокойно обсудить все, что наболело.

И как же тогда будет хорошо и радостно на душе от одного осознания того, что вы под воздействием скандала сумели сдержаться и не наговорили любимому человеку гадостей! И вот когда один из ссорящихся супругов не кричит в ответ, а спокойно уходит от скандала, просит прощения, пытается всячески успокоиться сам и успокоить свою половинку — вот тогда он и подставляет ту самую вторую щеку.

О Божьих заповедях:

Возможно, больше всего на свете ему сейчас хочется вспылить, высказать все, что он думает в этот момент, также накричать в ответ. Но человек терпит, смиряется, не позволяет страстям взять верх. И самое главное в этом — он не мстит.

О мести и отношении к врагам

Пожалуй, тема мести — это основное, о чем говорит там Христос в этой части Нагорной проповеди. Он прямо не запрещает давать сдачи, защищать себя и свою семью. К примеру, в 6 заповеди Господь прямо утверждает — «Не убий». В Нагорной же проповеди нет прямого запрета на применение физической силы.

Христос своими словами поясняет нам, что нельзя умножать зло. И там, где мы можем остановиться и прервать на себе цепочку ненависти — мы должны это сделать. Конечно, нельзя понимать эти слова буквально. Если на вас или вашу семью напали бандиты — вы можете дать сдачи, постоять за себя и это не будет нарушением заповедей.

Хотя мы знаем личный подвиг Серафима Саровского, который не стал противиться напавшим на него разбойникам, хотя обладал недюжинной физической силой. Но он был святым, и это был его личный путь акскетизма.

Мы же должны в своей жизни стараться жить так, чтобы не умножать зло. Конечно, далеко не всегда это осуществимо, но к этому надо стремиться. Человек должен не мстить, не отвечать злом на зло. Любовь в евангельском смысле — это всегда действие.

Мы можем не испытывать к нашим врагам теплых чувств, но при этом мы так же можем понудить себя не делать в отношении них недобрых поступков. Поступая так, мы уже выполним заповедь о подставлении другой щеки.

Что означает фраза «Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую»?

Часто, обычные люди, только недавно начавшие читать Священное Писание, пытаются самостоятельно растолковать разные фразы и выражения из него. К сожалению такие попытки заканчиваются тем, что человек находит много противоречий, теряет интерес к Библии, да и вообще отходит от веры. Много непонятных мыслей в голове возникает и у тех, кто вырвал из контекста Новозаветной нагорной проповеди фразу Иисуса Христа: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39). Понимая эту фразу дословно, люди начинают сомневаться в правильности учения Библии, поскольку книга, основанная на принципах любви, говорит о том, что нужно терпеть физические побои и даже просить добавки. А как же быть с тем, если на глазах у христианина обижают слабого, неужели нельзя заступиться и спокойно смотреть на зло? Если бы так и было, то даже преступников не садили бы в тюрьмы, что привело бы к полному хаосу.

Читая Святое Письмо, нужно четко понимать, что Христос проповедовал простым людям того времени, которым нужно было объяснить довольно сложные истины. Конечно же, пытаясь донести до народа истину, Христос часто говорил метафорами и выше упомянутая фраза является одной из них.

«Подставить другую щеку» — метафора с глубоким смыслом

Целью Нагорной проповеди Христа, в которой и прозвучала описанная выше фраза, было научить людей не просто смирению, но, внутренней уравновешенности, а еще рассудительности, мудрости, стойкости. Поскольку во время жизни Христа, удар по правой щеке считался высшей мерой оскорбления, то Спаситель хотел сказать, в первую очередь, не о физических пытках, а о нанесенных человеку оскорблениях, конфликтах и подобных ситуациях. Учителя Церкви говорят о том, что данная фраза учит человека, в момент нанесенного ему оскорбления и внутреннего негативного запала действовать следующим образом:

  • не пытаться вернуть человеку его агрессию сразу же назад;
  • в момент, когда обидчик зол, даже признать его правоту, чтобы он успокоился;
  • когда обидчик охладеет в своих негативных эмоциях, попытаться спокойно ему все объяснить и поговорить с ним о случившимся.

Этой фразой Христос хотел сказать, что, оказывая сопротивление злу, в момент, когда оно вывело нас из равновесия бесполезно, ведь тогда и в нас самих ничего доброго нет. Научившись управлять своими эмоциями, не превращать внутренний негатив и злость в реальные действия, когда обида находится на пике, можно победить зло, в первую очередь, в себе. Только победив зло в себе, избавившись от обиды и жажды мести, став уравновешенным человеком, христианин сможет исполнять главную Божью заповедь – заповедь любви. К тому же, если не разжигать пламя конфликта не его пике, подкидывая в огонь дрова, можно усмирить и самого обидчика, а потом, поговорив с ним спокойно и без эмоций, разобраться в ситуации и решить ее мирно.

Обратите внимание! Читать Библию стоит полностью, а не только отдельные ее фразы, чтобы не сталкиваться с противоречивыми мыслями, которые могут поставить веру человека под вопрос. Только полностью читая разделы, можно уловить смысл написанного, извлекая из этого пользу для себя.

Как эта фраза может помочь обычному человеку в жизни?

Если каждый внимательно прочитает Нагорную проповедь Христа, то сможет уловить простую, но очень важную истину – нельзя на зло отвечать тем же. Да, это не значит, что нужно молча выносить несправедливость, но и не значит, что нужно бороться с ним таким же, несправедливым путем. Если задать вопрос касательно выше описанной фразы Христа священнику православной церкви и получить ответ, чисто практичный для жизни современного человека, то он будет таким:

  • нельзя относиться к плохим поступкам других с агрессией и злостью, ведь тогда она наполнит и человека, который так реагирует, отдалив его от Бога;
  • не стоит отвечать на зло злом, ведь это плохой пример для окружающих, особенно детей, а им нужно попытаться показать, что любую конфликтную ситуацию стоит решать мирно и спокойно;
  • не отвечая на зло других, продолжая делать добро, можно даже указать обидчику путь истинный, показав своим примером, что жизнь по Божьих законах и в любви намного приятнее и лучше, чем спасти его от следующих греховных упадков.

Многие люди, которые делали ужасные вещи, смотря на спокойствие, любовь и добродушие истинных христиан, оставляли темный путь и тоже возвращались на путь истинный. Вот именно об этом стоит помнить, когда хочется после нанесенной обиды отдать тем же.

ПОДСТАВЬ ДРУГУЮ ЩЕКУ?

По количеству изданий Библия не может сравниться ни с одной книгой. Она переведена более чем на 240 языков и более чем на 700 диалектов. Но нет другой такой книги, которая содержит столько “непонятных” и “противоречащих” здравому смыслу мест. Новая рубрика нашего журнала -“Мир Библии” – посвящена их православному толкованию.

Вот, к примеру, одно из писем, пришедших в редакцию «Фомы».

«Здравствуйте. Меня зовут Павел. Я с ранней юности занимаюсь боксом, хотя сам по себе я очень мирный человек. Однажды в какой-то телевизионной передаче я услышал, что в Библии есть заповедь «подставлять другую щеку, если тебя ударили по одной» (извините, если не точно сказал). Сам я никогда не полезу в драку первым, но если ко мне пристанет вдруг на улице хулиган, неужели я (по христианскому долгу) должен буду вытерпеть все его удары, а потом попросить повторить это еще раз?! Неужели все христиане должны так поступать? Как понимать такую заповедь (если она, конечно, существует)?»

Если открыть любую незнакомую книгу на середине и прочитать один абзац, то он может вызвать не меньше недоумения. И для понимания его смысла придется прочесть, по меньшей мере, целую главу, а лучше – всю книгу. Так же и с Библией. Для того, чтобы понять или определить свое отношение к каким-либо словам Священного Писания, нужно представлять себе контекст, в котором они находятся: непосредственный, общебиблейский и даже культурно-исторический контекст той эпохи, когда эти слова были произнесены.

Заповеди «подставлять другую щеку» в Библии не существует, но такие слова действительно есть. Их произнес Иисус Христос в Нагорной проповеди. Полностью это место звучит так: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5:38-41).

Из непосредственного контекста ясно, что главное здесь не призыв Христа «подставлять другую щеку», а установление Им некой новой заповеди («не противься злому») взамен старой («око за око»). Образы же удара по щеке, суда и принуждения служат лишь для ее разъяснения. Они олицетворяли конкретные формы проявления зла в отношениях между жителями Палестины того периода. А отвлечененно-фило-софский образ «мирового зла» слушателям Христа был незнаком. Даже большинство религиозных учителей Израиля были далеки от греческой философии, а уж тем более простой народ, к которому Христос и обращался в Нагорной проповеди.

В библейской традиции удар по щеке – это метафорический образ тяжкого оскорбления или поражения человека. Кроме того, Христос не случайно сказал об ударе именно по правой щеке. Если такой удар наносил не левша, то он мог это сделать лишь тыльной стороной ладони. Именно такая пощечина расценивалась древними израильтянами как самый сильный способ нанесения оскорбления и бесчестия человеку. То есть, во-первых, речь здесь идет о непротивлении конкретному злу – личному оскорблению, а не злу вообще. И, во-вторых, совсем не обязательно это оскорбление может носить характер физического насилия.

Однако вопрос все же остается: как понимать слово «непротивление», тем более что оскорбление человека очень часто носит характер именно физического насилия? Получается, христианину надо быть пацифистом, нельзя сопротивляться побоям и принуждению, нельзя защищать себя и других людей?

Такое понимание заповеди о «непротивлении злому» не имеет никакого основания ни в Библии, ни в истории Церкви. У такого понимания «непротивления» нет ничего общего с любовью, о которой говорится в Библии буквально на каждой странице. Кроме того, в Священном Писании любовь всегда означает не столько эмоции, сколько дела. Тот, кто любит, проявляет свою любовь, делая человеку добро, относясь к нему с уважением. Поэтому нельзя видеть одну заповедь Христа и не замечать другую: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). То есть пожертвовать своей жизнью, защищая другого человека, – это высшее выражение любви. Когда Самого Спасителя ударили по щеке во время допроса в доме иудейского первосвященника, то Его ответ тоже никак нельзя назвать непротивлением: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18:23). А евангельский эпизод, когда Христос берет в руки бич и выгоняет из храма торговцев, говорит сам за себя: при пацифистском понимании заповеди непротивления надо «вычеркивать» из Евангелия либо эпизод с разгоном храмовых торгашей, либо саму заповедь.

Но интересно, что на протяжении почти 1900 лет (до Л. Н. Толстого) все эти противоположности уживались в сознании христиан, и слова Спасителя «подставь другую щеку» не являлись предметом споров и недоумения. Это доказывает отнюдь не «отступничество» Церкви от Христа (как считал тот же Толстой), а то, что вопрос о физическом сопротивлении насилию не входит, и никогда не входил, в круг догматических основ христианства, то есть он не имеет принципиального значения для спасения, для преображения внутреннего мира человека и поэтому может решаться по-разному. Вообще, догматов в христианстве крайне мало, так же, как и собственно евангельских заповедей. И ни те, ни другие не регламентируют внешнее поведение человека.

Христианство говорит, что заповеди Христа – это лекарства, принимая которые человек может победить зло в самом себе. Потому что зло в библейском понимании – это не просто нарушение некоего Божьего декрета, а, прежде всего, болезнь и повреждение человеческой души. И любые проявления этой болезни: мстительность, злоба, агрессия между людьми есть всего лишь следствия этого внутреннего повреждения духовного мира человека. Поэтому основная цель христианства – спасение и обновление личности -предполагает борьбу с причиной всех зол (болезнью, повреждением души), а не с симптомами зла (внешней агрессией).

Ветхозаветные заповеди лечили только симптомы. Например, заповедь «око за око и зуб за зуб» на первый взгляд выглядит, как «закон кровной мести». Но это не так. Напротив, ее цель была ограничить возможность мщения. Если, например, человеку выбили зуб, то он в своем гневе не мог убить обидчика, а имел право только на адекватное возмездие. То есть проявление зла в отношениях между людьми останавливал закон извне – страх быть подвергнутым тому же. Чувство мести при этом не исчезало, а скрывалось до времени в глубинах сердца. Внутренний мир человека не менялся.

Заповедь Христа – «не противься злому» – предполагает борьбу с причиной болезни, потому что не противиться злому можно только одним способом -противопоставив ему добро, наполнив им свое сердце. Апостол Павел именно так и разъясняет слова своего Учителя: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). А третьего не дано, потому что равнодушием победить зло невозможно.

Принципиальная позиция христианства состоит в том, что духовный мир не терпит пустоты. Душа человека не может находиться в «нирване», не может быть нейтральной (вспомните пословицу: «свято место пусто не бывает»). Если там нет добра, то царствует зло. Например, можно молча, стиснув зубы, вытерпеть оскорбление, но при этом, если искренне не простить обидчика, если не победить в себе чувство злобы на него, то внешнее спокойствие не будет стоить пред Богом и ломаного гроша, потому что духовное состояние, когда делаешь одно, а думаешь другое, называется лицемерием, а совсем не «непротивлением злому». Евангельские заповеди помогают человеку заглянуть внутрь себя и именно там, в глубинах собственного сердца вести самую настоящую борьбу со злом, в результате которой человек и становится христианином.

А внешние события часто разворачиваются так, что выбирать приходится не между добром и злом, а между «двух зол». И здесь, в этом внешнем выборе христианин поступит так же, как и всякий человек – постарается выбрать меньшее зло. Поэтому, сам по себе, силовой ответ обидчику не приближает и не удаляет от Бога. И, например, нос, сломанный в результате буквального исполнения заповеди “непротивления злому”, еще никого автоматически не сделал христианином, равно как и кулачная защита своего оскорбленного религиозного чувства не приближает к святости.

«Ударили по одной щеке

Как понимать слова Иисуса «если тебя ударят по левой щеке- подставь правую » и что «всякая земная власть — от Бога» (Антихриста — тоже?).

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Слова Иисуса Христа «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39) в образной форме выражают заповедь: на зло отвечать не злом, а добром. Суд же и наказание над сделавшим зло должно предоставить Господу. В основе этой заповеди находится непреложная вера во всеведение и всесилие Божие. Один Господь знает меру то, что надо нам претерпеть. «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лк. 12: 6 – 7). Если мы исполняем эту заповедь, то умножаем в мире добро. «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2: 15).

Достижима ли эта заповедь? Да. Прежде всего Сам Спаситель дал нам величайший образец исполнения ее. Своим искупительным подвигом. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет.2: 21 – 24). Многие последователи Христа стремились исполнить данную заповеь и побеждали зло. Благоверные князья Борис и Глеб, когда брат их Святополк начал против них борьбу, имели свои дружины и могли ценой кровопролития попытаться взять вверх над ним. Но, как истинные ученики Христовы, они пошли путем жертвенного смирения и стали святыми, а зло вскоре пало. Нельзя думать, что исполнение этой заповеди всегда сопряжено с пролитием крови. Дня не проходит, чтобы от нас не потребовалось явить себя истинными учениками Спасителя и на малые или большие неприятности, причиняемые нам, ответить незлобием и любовью. Как часто обнаруживается наша духовная немощь!

Всякая ли власть от Бога? На этот вопрос отвечает Писание. Через все священные библейские книги проходит мысль об абсолютном всемогуществе Бога. Господь является единственным Владыкой неба, земли и преисподней «Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!» (2 Пар. 20: 6). Если ни един волос с головы не может пасть без воли Божией («Лк. 21: 19), то кто же самочинно может утвердить свою власть над каким-либо народом. «Господне есть царство, и Он — Владыка над народами» (Пс. 21:29). Приэтом нужно различать. Одни правители богоугодны Ему. Их Господь венчает и помазывает их на царство: пророк Давид, св. Константин Великий, Юстиниан, св.царица Пульхерия, св. великий князь Владимир и многие правоверные цари, благоверные князья и другие честные и достойные мужи. Других Он избирает для вразумления народов, впавших в тяжелые грехи. Такими бичами в руках Божиих были многие правители: Саргон II, Навуходоносор, Аттила, Чингисхан и многие жившие после них. О назначении такой власти говорит Сам Господь: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его — Мое негодование!» (Ис. 10: 5). Божественный Промысел попускает утвердиться такой власти и использует ее в Своих целях, однако личная вина за преступления правителей остается. Бог точно знает меру ответственности каждого и на Суде всем воздаст. Когда Понтий Пилат сказал Иисусу, что он имеет власть распять и власть отпустить Его, «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин.19: 10 – 11). В конце времен для испытания веры людей пред предстоящим Судом антихристу будет попущено временно установить господство на земле: «дана ему власть действовать сорок два месяца» (Отк. 13: 5). Затем Господь не только лишит его власти, но и «убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2: 8).

Известная истина, что каждый народ имеет таких правителей, каких заслуживает, вполне согласуется с библейским учением о земной власти.

Если ударят по правой щеке, подставь левую, но — н

Нашла на сайте tintuit.ru:

Ева:»В Библии, в Евангелии от Матфея (Мт 5:38-39) есть такие строки:
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»

Из католической книги «Не спеши прощать»:
«Почему Иисус подчеркивает именно правую щеку? Представьте себе, что вы — несчастный раб в древней Палестине, и стоите перед хозяином, который собирается вас ударить. Он не может вас ударить левой рукой, так как та предназначена только для выполнения нечистых работ. Ему остается только ударить вас правой. Кулаком или ладонью правой руки он не может ударить вас по правой щеке, потому что в таком случае ему пришлось бы вывернуть или как-то по-другому направить руку. Поэтому, желая вас ударить по правой щеке, он должен будет это сделать наоборот — внешней стороной ладони. Во времена Иисуса удар внешней стороной ладони имел особый смысл. Этот жест использовали только люди, имеющие бОльшую власть, желая унизить более слабых. Внешней стороной ладони хозяева били своих рабов, римляне — евреев, мужчины били жен, а родители — детей. Таким образом говорили: «Знай свое место. ты ниже меня».
Если, подчинившись словам Евангелия, повернешь другую щеку (левую), тогда хозяин, обязанный бить только правой рукой, уже не сможет бить обратной стороной ладони. Желая ударить еще раз, он должен будет ударить кулаком. Однако на кулаках дрались только равные друг другу люди. Поэтому, повернув другую щеку, ты вновь обретаешь достоинство и показываешь, что не дашь себя унижать. Одновременно ты побуждаешь хозяина не забывать о собственном истинном достоинстве и даешь ему понять, что свою жизнь он основывает на неверном представлении, что одни люди ниже других. И все это ты делаешь, не ударив в ответ, не применив насилие».

Добавление от Скифа:»А вот у древних славян — эта мудрость имеет продолжение.
«Если ударят по правой щеке, подставь левую, но — не дай ударить». Что означает — если что-то произошло не обижайся, не осуждай. Не копи в своей душе ненависти, злобы-агрессии, недовольства, уныния, неверия и т.п.
Но при этом, делай же что-нибудь чтобы изменить ситуацию. Иначе, это может произойти снова и снова и снова.
И если активно не реагировать, то это будет — попустительством в безнаказанности, то есть являться — развращением. А если Вы кого-то развращаете, наносится вред уже его душе а не телу. А она как известно даётся нам Свыше. Поэтому и возрастает ответственность.
И конечно же, тут уже Вас благодарить не за что, а даже наоборот.
А вот если же — станешь злиться, негодовать, обижаться, унывать, осуждать и т.д.- у тебя просто не станет энергии. Начнёшь быстро терять жизненную энергию, она начнёт уходить из души. О чём наши предки, прекрасно были осведомлены.
Вот теперь Вы знаете — в чём суть мудрости.
Ну а выбор как быть, да как себя вести — за Вами.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 12.10.2013. Чабрец спасёт от пьянства, но есть протовопоказани
  • 11.10.2013. Стихотворение Бальмонта
  • 03.10.2013. Если ударят по правой щеке, подставь левую, но — н

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2020 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Если ударили по одной щеке – подставь другую

Христос сказал: «Если ударили по одной щеке – подставь другую». Но на деле это практически невозможно. Как связать с реальностью Евангельскую истину?

Кстати, очень важный момент, который называется рассмотрением любого положения Священного Писания в контексте, а не вырванно – взять вот это одно и всё. А если вы посмотрите Евангельский контекст, то крайне будете удивлены. Когда Христа арестовали, привели во двор первосвященника, когда плевали и издевались над ним, вдруг один как-то очень сильно ударил Его по щеке. Реакция какая Христа — он подставил другую, да? Нет! Вы слышите, как Он ответил: «Если Я не прав – скажи, что Я неправ, а если Я сказал правильно, за что бьешь Меня?»

Когда речь идет об этих словах: «подставь другую щеку», то учтите — всё Евангелие написано языком того времени, того народа. А весь этот язык какой? Весь язык приточный. Вот это – восточные народы, они отличались и отличаются до сих пор этим. Этой метафоричностью. И в данном случае речь о чем идет-то?

Вот семья, например. И вдруг кто-то: она или он, тебя ударил словом так, что здесь можно все – ответь и развод…. И всё, пропала твоя жизнь. Всё рассыпалось. Если ты сможешь удержаться, да еще сказать — «ой, извини, да, я оказался неправ» — хотя на самом деле может и прав, убеждён. Всё утихло, все успокоилось. А потом, в спокойной обстановке, можно и поговорить, объяснить, кто прав и кто виноват. Это же удар по щеке, тут вспышка, разум весь в гневе помрачается. Надеюсь, все это понимают. Помрачается разум. Поэтому совет всех мудрых людей – никогда не принимай решения, когда ты разгневан. Успокойся, потом уже принимай решение.

Так и здесь. Когда ударили по щеке – ты весь взорвался. Не реагируй, не решай сейчас. Если можешь, если сил хватит, скажи: «извини», «прости», «уйди», но — успокойся. Это в этом смысле – подставить другую щеку, а не в прямом.

А насчет прямого смысла — это могут сделать только люди, действительно достигшие бесстрастия. Они – могут. Подобные Серафиму Саровскому, они могут подставить и другую щеку, но не мы. Это надо запомнить. А нам – вот так нужно поступать.

Ударили по правой щеке, подставь левую

Ударили по одной щеке, подставь другую

«По количеству изданий с Библией не может сравниться ни одна книга. Библия переведена более чем на 240 языков и более чем на 700 диалектов. Однако, нужно признать, что нет другой такой книги, которая содержала бы столько “непонятных” и “противоречащих здравому смыслу мест». Эту цитату я взял с сайта foma.ru Толковый сайт, на мой искушенный взгляд.

Много разных фраз, взятых из Библии, гуляет по свету. В разных вариантах, часто оттого, что в разных местах Писания встречаются места, имеющие один и тот же смысл, выраженный немного разными словами. К сожалению, в большинстве случаев, суть сказанного трактуется людьми совсем не так, как было задумано изначально.

Один из ярких примеров — «Если ударят тебя по правой щеке, подставь и левую»,
«Ударили по левой щеке подставь правую», «Ударили по одной щеке подставь другую». У большинства людей, такое наставление Иисуса, в лучшем случае, вызывает недоумение. В худшем, становится инструментом для спекуляций.

Особенно для тех, кто, по разным причинам, ищет любую возможность показать несостоятельность и бесполезность христианского учения. К развлечению толпы и печали мудрых. Зубоскалить в адрес Библии, и Христианства, могут только те, кто Писание ни разу в руках не держал, а если и держал, то недолго.

Это тема отдельного разговора. По сути. Слова о подставлении другой щеки взяты из Нагорной проповеди, очень важного участка Нового Завета. Иисус берет фразу за фразой из Ветхого Завета и вносит в них свои очень существенные коррективы.

В частности, взамен принципа «Око за око, зуб за зуб», нам предлагается новый, непротивление злому. Языком Дао, «Мягкое побеждает твердое». Здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд. Во-первых, Иисус своими действиями и наставлениями не показывал никому, что нужно быть размазней.

Можно вспомнить момент, когда он перевернул и разбросал в храме столы, менял и торговцев, и его слова: «Не мир я пришел принести в этот мир, но меч». Во-вторых, месть, чувство нерациональное, она не убирает зло, а только перекладывает из одного места в другое.

Если люди будут действовать по принципу зуб за зуб и око и за око, то на земле. в итоге, все станут слепыми и беззубыми. Но есть еще один новозаветный момент, на который, мало кто обращает внимание. Это объяснение апостола Павла того, почему не стоит отвечать злом на зло, во чтобы то ни стало. В отдельных, конечно, можно, и даже нужно.

А написал Павел вот что: «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его. Делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья». Правда, от себя, постараюсь внести немного больше ясности. Если ты будешь кормить и поить врага в горячей надежде собрать ему на голову угли, ты соберешь их на свою собственную. Вот вам и Библия, одно выражение, несколько слов, а согласитесь, как лихо закручен сюжет.

А теперь я приведу цитату целиком Евангелия от Матфея, 5-я глава, Нагорная Проповедь

“Вы слышали, что сказано: “око за око и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся”.

Уверен, что кое для кого, после ее прочтения, немного изменится мнение об известной фразе, которую так любят мусолить некоторые атеисты-зубоскалы.

В связи с рассматриваемым наставлением Иисуса, мне трудно не затронуть такую вещь, как карма в восточных религиях, в частности, буддизме. Считается, что (я скажу своими словами), нас не ударят по щеке, ни по левой, ни по правой, если мы этого не заслужили. Так, Библия говорит, что ни один волос не упадет с нашей головы без Воли Божьей.

Восточная религии и Христианство, только на первый взгляд кажутся малосовместимыми, а иногда, даже, в чем-то, противоречащими друг другу. Буддисты справедливо полагают, что раз ты кармически заслужил неприятность, тебе от нее все равно не отвертеться. Именно это помогает им стойко переносить всякие лишения и беды.

Раз тебя все равно ждет определенный жизненный негатив, почему бы его не получить как можно быстрее, да и дело с концом. Это, как поход к стоматологу. Все равно идти, чего оттягивать. Нам, живущим мирскими понятиями, в разделенном нами на куски, а в реальности, целом, едином мире, очень трудно понять такую философию. Но от этого она не становится менее справедливой.

Теперь посмотрим через призму кармы и воздаяния по делам нашим, еще вот как. Допустим, вас ударил, или оскорбил, какой-то человек, заработав при этом себе кармическое пятно. Если вы ему не ответили, да еще по принципу, «посеешь ветер, пожнешь бурю», это пятно будет на нем, и он уже не отвертится, ответить ему гарантированно придется.

Но как только он получил от вас, как мы говорим, достойный отпор. Он вас слегка ударил, а вы ему сломали челюсть, нос и два ребра, его карма отработана, и теперь кармическое возмездие начнет поджидать вас. Ну как, разве не прослеживается аналогия с «горящими углями» из Нового Завета.

Вообще, в кармических принципах, как и в реальной жизни, все не так просто. К примеру, вы выступили на защиту другого человека с риском для себя, своего здоровья, и может жизни. Наказали нападающего, сбили с ног, обездвижили, помогли задержать. В таком случае, вы можете, вместо минусов, заработать кармические плюсы.

И здесь, как в учении Иисуса, так и в буддизме, не так важен поступок, как мотив, который вами движет. «Благими намерениями вымощена дорога в ад», немного из другой оперы. То, что нам иногда субъективно кажется благим делом, объективно может оказаться большим злом.

Собственно говоря, из всего сказанного, можно сделать, в частности, и такой вывод. Нашему Творцу, по большому счету, до лампочки, какие грехи мы совершили.

Важно то, как мы сами сейчас видим свои поступки. Как сейчас мы их рассматриваем. Если с гордостью трубим на каждом углу о своих неправедных делах, мы будем наказаны. Но, в тех случаях, когда при воспоминании собственных проступков, у нас самих наворачиваются слезы раскаяния, можно считать, что мы уже за них прощены.

Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую.

(Эти размышления посещали меня давно. Активизировал их вчерашний спор с моим недавним уважаемым и весьма компетентным виртуальным другом v_dushevin)

Есть искренне верующие люди, которые не согласны подставлять другую щёку.

А я согласна. Я не вижу никаких противоречий, меня ничего не смущает, не напрягает. Я благодарна Христу за то, что Он это сказал. Я счастлива это знать. Наш мир, после того как была произнесена эта фраза, стал совершенно другим. Это не значит, что он в одночасье сделался лучше – конечно, нет. Просто к этому знанию теперь нужно как-то относиться, его надо куда-то помещать в своё мировоззрение, надо заглядывать в самое своё нутро. И это важнее взмаха крыльев бабочки…

Почему людей вообще задевает эта фраза? Мне порой кажется, что восстают они против неё от недостатка собственного достоинства. Мне мало нравятся эти слова — «собственное достоинство». Но я не знаю, чем заменить. Может быть, люди не чувствуют себя по-настоящему свободными? Не верят, что обладают этим бесценным даром? Не видят его, а поэтому и не способны принять?

Несогласие подставлять щёку показывает ревнивую обеспокоенность вопросом собственной значимости. Как будто человек в глубине души сам сомневается в своей полноценности и поэтому вынужден её защищать и доказывать.

Такой человек боится быть униженным, если подставит щёку. И своим страхом показывает только одно: что унижение себя почему-то считает возможным. А ведь только в этом вся суть. Если вам плюнули в лицо, и вы считаете себя униженным, значит вас унизили. А если вам плюнули в лицо, и вы не считаете себя униженным, значит вас не унизили. А что думает по поводу вас плюющий – его заморочки и его ответственность.

Но переворот сознания в том, что Христос предлагает заморочки плюющего сделать и вашей проблемой тоже и разделить с ним его ответственность . То есть предлагая подставить щёку, нас призывают к общности, к принятию.

Я не понимаю, как можно видеть в подставлении щеки слабость, а не силу выше всех сил на свете, то есть любовь.

Я уж не говорю про то, что нас всегда бьют за дело. Всегда! Просто так никто никого не примется бить. Это абсурд. Просто так не бьют. Бьют за вину. Даже если битый – робкий трусливый человек с раздирающим дискомфортом в душе. Такой вроде бы без вины виноватый неосознанно посылает в мир импульсы, которые своей неустроенностью цепляют и выводят из себя другого неуравновешенку.

Но это не значит, что бить за вину – надо. А тем более без вины. Бьют слабые, несдержанные, насквозь несчастные, жалкие, унижающие сами себя.

В жесте подставления другой щеки лежит понимание. Понимание слабости бьющего, его несдержанности, душевной неустроенности и унижения самого себя, а никак не битого.

А ещё понимание своей небезгрешности и заслуженности удара.

А ещё осмысление неправоты бьющего. Тот, кто бьёт – неправ всегда. Уподобляться неправому ответным ударом — значит множить вокруг себя неправоту до бесконечности.

А ещё в жесте подставления другой щеки лежит принятие противника, а именно, признание за ним возможности быть человеком, то есть ошибаться.

Ты виноват. Я виноват. Мы оба виноваты в том, что произошло. Давай уж как-нибудь выбираться.

Мне кажется, принятием и пониманием можно разоружить любого своего «врага». Я верю: если правильно подставлять щёку, второго удара не последует.

Прописные ведь истины: в конфликте виноваты оба. И оба равно и одинаково достойны понимания и прощения. Не исключено, что всё поймёт и простит только один – подставивший щёку. Но это всё равно лучше варианта «око за око, зуб за зуб», потому что при таком раскладе понявших будет ни одного.

Мне кажется, что метания по поводу собственной самооценки и значимости допустимы и милосердно простительны только душевнобольным. С ними нужно вести совсем другие разговоры, не эти, какие веду я сейчас. Но большинство из несогласных подставлять щёку считают себя психически здоровыми людьми. И скорее всего таковыми являются. Это меня озадачивает. Я не говорю, что я тут во всём права. Я говорю, что верю Христу, и смею надеяться, понимаю Его слова.

Скажите, как вы понимаете выражение «Ударили тебя по одной щеке, подставь другую»?

Это выражение придумано для возведения немощности в статус адекватного. Если вы посмотрите Евангельский контекст, то крайне будете удивлены. Когда Христа арестовали, привели во двор первосвященника, когда плевали и издевались над ним, вдруг один как-то очень сильно ударил Его по щеке. Реакция какая Христа — он подставил другую, да? Нет! Вы слышите, как Он ответил: «Если Я не прав – скажи, что Я неправ, а если Я сказал правильно, за что бьешь Меня?»

Ответ на этот вопрос нужно искать не в социальных сетях, а в книгах учителей православной церкви. Это высказывание часть целостного христианского учения и практики, вне этой практики обсуждать его бессмысленно.

Вопрос довольно интересный и спорный. Иногда эту пословицу дополняют фразой «И не допусти этого впредь», но по сути это «Отвечай добром на зло». Если потоянно огрызаться, то в вас мало чего изменится. Понимающее же отношение может многое.

Если не отвечать, то тем самым вы не повергните в шок обидчика. В таком случае даёте ему повод и дальше действовать так как он действовал, только во втором ударе сила удара может быть многократно больше и, вероятно, ещё не известно выдержите его или нет.

Пытаться следовать этому правилу не будучи православным христианином и не понимая учения Христа, реально опасно для души и тела.

Не только православные так поступают

Не мсти. Христианство «пробило» себе путь в Римской империи не оружием. Иудеи восстали против власти империи: 70 год Тит разрушил Иерусалим и Храм, как то и предсказал Иисус. Много горя пережили тогда все на той земле. Законы работают независимо.

Это неполная пословица, там полная пословица звучит не помню точно как но что то вроде заканчивается типа подставь другую, затем сделай нырок и ударь апперкотом в челюсть. Что говорит о том, что доверившись 1 раз, второй уже нельзя.

Вообще-то это не пословица. Это заповедь Иисуса из Нагорной проповеди.

Дак я то не про заповедь.

Это и сейчас-то для многих в новинку — как так, не отвечать сразу ударом на удар, а действовать тоньше и надежнее?! — а уж две тысячи лет назад вообще было революцией в сознании. Потому, собственно, христианское учение и покорило мир. Сборник тонких, неочевидных и парадоксальных психологических лайфхаков.

Ну и старая боксерская шутка по этому поводу есть — очень хорошо отражающая истинную суть постулата: «Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую, перегруппируйся и бей апперкотом в челюсть».

Так что если кто-то думает, что «подставь другую щеку» — какой-то бред блаженного мазохиста, сильно заблуждается. Многим это заблуждение дорого стоило и будет стоить впредь.

Иисус говорит и о том, как вести себя с людьми, которые оскорбляют или обижают нас. «Не отплачивай злому человеку тем же, но, если кто-нибудь ударит тебя по правой щеке, поверни к нему и другую» Матфея 5:39. Эти слова Иисуса не означают, что нельзя защищать себя или своих близких в случае нападения. Здесь речь идет о пощечине, которую дают не для того, чтобы травмировать физически или убить, а чтобы оскорбить. Иисус хочет сказать, что, если нас провоцируют на драку или спор пощечиной или оскорбительными словами, не стоит отвечать тем же.

Это увещание согласуется с Божьим законом любить своего ближнего. Развивая мысль дальше, Иисус призывает своих слушателей: «Не переставайте любить своих врагов и молиться за тех, кто вас преследует». Он объясняет, почему это важно: «Чтобы вам оказаться сыновьями вашего Отца, который на небесах, потому что он повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми» Матфея 5:44, 45.

Это метафора обезьяны за стеклом, которая кидается в тебя дерьмом. В какую щеку она не попадёт тебе — руки грязные у неё, а ты чистый. Не воспринимать оскорбления лично и давать собаке пролаяться. Либо ещё пример из реальной жизни: бухой обрыган в гостях был готов наброситься с ножом в руках на более трезвого, без причины. Трезвый раскрылся и весело заорал: «Давай, жги, че тупишь. «. Обрыган осел и успокоился. Зависит от ситуации, вряд ли это значит «дай себя искалечить». Библия вообще вся переписана много раз, теперь там тяжело разобраться. Но священники и бабки требуют понимать эту фразу буквально, чтобы подавить волю. Led zeppelin пели в своей лестнице в небо, что все слова имеют двойной смысл, все можно извратить.

Все дело в том,что отвечая злом на зло сам человек как бы передает эстафету зла дальше,в итоге,из-за этого,само зло только лишь множится и плодится,а сам человек деградирует,под воздействием этой цепочки зла,сам того даже до конца и не осознавая. пример-дедовщина в войсках.как издевались над неким Васей Пупкиным-точно также и он,становясь стариком,начинает издеваться над «духами»(как называют в армии новобранцев)в итоге эстафета зла лишь только передается далее,и,как я уже сказал,передавший эстафету зла начинает морально и нравственно только лишь деградировать,сам того не замечая даже.

Мстить надо не так..вообще ни разу не так.

Я когда в школе еще учился-общался с одним довольно серьезным магом. он поведал мне то,что сам он называл»принцип перевернутого пространства». секрет в том,чтобы на зло и явную несправедливость ответить ни в коемь случае НЕ аналогичным злом,но,вместо этого-напротив,следует ИСКРЕННЕ И ОТ ЧИСТОГО СЕРДЦА ПРОСТИТЬ человека,совершившего неблаговидный поступок по отношению к вам лично,также,ему следует ИСКРЕННЕ(это-ГЛАВНОЕ условие работоспособности этой методики,именно ИСКРЕННЕ И ОТ ЧИСТОГО СЕРДЦА)пожелать Блага,Удачи,Всего самого доброго и светлого. этому человеку,совершившему против вас нелицеприятный поступок можно в итоге будет только лишь самому посочувствовать,июо приключится с ним нечто ТАКОЕ,чего врагу не пожелаешь.

Работает это просто.совершено зло,или же несправедливость. возникает энергетический дисбаланс во вселенной(локально)..для нивелирования дисбаланса и приведения самой СИСТЕМЫ в устойчивое стабильное положение,состояние,как бы уравновешивая чаши весов,предполагается,что человек,против коего совершено было зло,ответит с равной силой и импульсом в сторону обидчика. вместо этого человек желает добра,счастья,процветания и блага своему недругу-пространство как бы переворачивается а обратную сторону,минус на минус дает плюс,а плюс на минус дает минус,т.о.ИСКРЕННЕ И ОТ ЧИСТОГО сердца сделанного пожелания своему недругу,это добро(сотворенное в ответ на несправедливость,подлость,зло)оборачивается именно ЗЛОМ против недруга,из-за стремления самой системы к равновесию и балансу. получается так,что мы именно МСТИМ,ЖЕЛАЯ ДОБРА,счастья и благополучия своему врагу. это-лишь один из множества лазеек в матрице,про которые знают лишь единицы. про эту же лазейку знал и Иисус Назаретянин,очень жалко,что сейчас про это не знает почти никто,а все стремятся передавать эстафету зла дальше. неприятности ,сваливающиеся на голову искренне прощенного недруга после его искреннего прощения и пожелания ему блага,-они превосходят то зло,что было совершено против вас где-тотна порядок(примерно в десять раз. )..я только что раскрыл очень неслабый секрет вселенной и мироустройства,так что,пользуйтесь на здоровье,и не вздумайте мстить напрямую своему обидчику,ибо в этом случае(прямой мести,ответа злом на зло)неприятности не заставят себя долго ждать,только уже по отношению к передавшему эстафету зла дальше человеку. творите только добро и желайте только доброго даже тем,кто против вас совершил откровенное зло и нелицеприятные действия-тогда наказан будет первый,кто совершил подлость(зло,несправедливость).желаю всех благ для всех,это прочитавших. может это будет хоть кому-то нужно и интересно почитать и применять( это )в повседневной жизни.вот как-то так.

Ссылка на основную публикацию