Успенский мужской монастырь в Красноярске

Успенский мужской монастырь г. Красноярска Епархиальный мужской монастырь

Желая с помощью иночества укрепить позиции Церкви в Красноярской губернии, в декабре 1873 г. епископ Антоний (Николаевский), третий по счету красноярский архиерей, обращается к городскому голове П.И. Кузнецову с предложением о покупке части городской территории для устройства «иноческой обители». Проект всех зданий монастырского комплекса был разработан иеромонахом Зосимой. Фундамент каменного корпуса был заложен в июне 1874 г., а 2 апреля 1875 г. строящиеся здания были осмотрены архитектором А. Лассовским, который нашел состояние построек превосходным. С 1875 по 1878 гг. в условиях медлительности и волокиты синодальных и гражданских чиновников Преосвященный Антоний проделал огромную работу по привлечению благотворителей к строительству обители. После получения Указа Его Императорского Величества с официальным разрешением на открытие обители, 15 мая 1879 года была совершена закладка Успенского мужского монастыря города Красноярска.

Вплоть до 1881 года Владыка Антоний, считающийся первым настоятелем монастыря, продолжает неустанные труды по строительству и благоустройству обители, преодолевая постоянно возникающие трудности. 15 мая 1881 г. епископ Антоний был переведен на Пензенскую кафедру, а каменный братский корпус обители, вероятно, был построен при его преемнике, епископе Исаакие (Положенском).

13 июля 1883 г. обители была Высочайше пожалована дача в Канском округе, однако она практически не использовалась за дальностью расстояния (около 300 верст). В 1886 г. монастырь содержал более 20 голов рогатого скота, из них 15 — дойные коровы. Арендованные у города земли использовались для хлебопашества и огородничества. До 1913 г. в главном корпусе обители находились иконописное училище (впоследствии упразднено), швейная и сапожная мастерские, просфоро- и хлебопекарни. В 1888 г. в результате сильного наводнения монастырь потерял деревянный флигель, стоявший на берегу Енисея, кузницу, а также дорогу и мосты, обеспечивающие связь с городом. За неимением средств на восстановление необходимых путей сообщения, монастырская братия проложила временную дорогу через лес. В 1889 г. из общества дачников, проживающих летом около обители, был образован комитет по решению вопроса с монастырской дорогой. Была составлена смета, по которой дачники должны были внести 10 тыс. руб., а монастырь — 1 тыс. бревен. Вскоре дорога была устроена, что в последующие годы позволило около 4000 богомольцам из Европейской и Азиатской частей России посещать Успенскую обитель. К 1890 г. в монастыре проживали 44 человека: 7 иеромонахов с наместником, 1 иеродиакон, 4 монаха, 1 послушник, 31 богомольцев-послушников.

С приходом большевистской власти начался процесс конфискации монастырских земель, который был прерван в 1918 г. Гражданской войной и установлением власти Временного Сибирского Правительства. В это смутное время хозяйство обители оказывается в плачевном положении, что в значительной мере было виной тогдашних наместников. Епископ Назарий по этому поводу отмечал: «…хозяйство монастырей ведется без всякого контроля и зависит от произвола наместников. В Знаменском скиту игумен Серапион распродал весь запас рыбы, продал без нужды и не во время часть скота, не запас в прошлом году должного количества корма. Бывшие наместники Успенского монастыря отказались от аренды земли, лежащей вблизи монастыря и так ему необходимой». Тем не менее, в сентябре того же года при Успенском монастыре устраивается детский приют для детей солдат, отправившихся на войну.

Несмотря на свержение власти большевиков, отчуждение монастырских земель продолжалось. В 1919 г. по причине малочисленности насельников Успенского монастыря и Знаменского скита было принято решение о слиянии обителей. В 1920 г. с окончательным установлением в регионе Советской власти была объявлена национализация церковного имущества, в том числе монастырских земель. Постройки Знаменского скита были переданы детскому дому (в 1921 г. переименован в детский трудовой городок №2), на землях Успенского мужского монастыря была образована первая показательная школа-коммуна. Также в его зданиях размещались сыпно-тифозный госпиталь, затем госпиталь для выздоравливающих. Постановлением президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 г. монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены на улицу. Дальнейшая судьба монахов и монастыря и скита, к сожалению, неизвестна. За 70 лет безбожия в монастырском комплексе размещались: с 1920-1946 г. известная уже нам школа-коммуна и детский дом, с 1946 г. Дом отдыха учителей, а в 1992 г. он упоминается как пионерский лагерь «Красноярский».

Ныне Успенский мужской монастырь г. Красноярска — один из духовных центров епархии, весьма посещаемый паломниками и почитаемый за благочестие как в народе, так и в среде благотворителей, а также и многими руководителями властных и административных структур. Возрождавшийся с трудами и молитвами из руин не один год, сейчас вновь являет собой подлинную жемчужину в ожерелье храмов и обителей епархии, украшение красноярской земли.

Успенский монастырь расположен в удалении от центра города, на красивейшем берегу Енисея, является одним излюбленных мест молитвы горожан, любящих уединенный и скромный образ богослужения. Люди, уставшие от городской суеты, нередко посещают монастырь, ища не только общения со священнослужителями, избравшими иноческий образ жизни, но и желая оказаться в прекрасном природном ландшафте, в коем сочетаются намоленность и красота здешних мест. По договоренности с епархиальной паломнической службой, в маршрут экскурсионной поездки по храмам города включено посещение монастыря. Также сложилась традиция во время летних каникул проводить посещение богослужений и экскурсии по монастырю для детей, отдыхающих в близлежащих детских лагерях отдыха. Благодаря этому молодое поколение знакомится с историей монастыря, с традициями и уставом монастырской жизни.

С 26 июля 2012 г. и по сей день наместником Успенского мужского монастыря г. Красноярска является игумен Иннокентий (Нилов), опытный духовный руководитель, положивший много сил для устроения духовной жизни обители и созидания благолепия внешнего облика монастыря, который кардинально изменился за последние годы.

Сегодня монастырь действительно пережил второе рождение — реконструкцию, до неузнаваемости преобразившую обитель. Это стало возможно благодаря огромным усилиям правящего Архиерея Красноярской епархии митрополита Пантелеимона, наместника игумена Иннокентия (Нилова) и неоценимой помощи государства в лице губернатора края В.А. Толоконского, председателя Законодательно собрания края А.В. Усса и многих других.

Монастырь ведет размеренную монашескую жизнь в соответствии с Уставом и традиционной практикой существования и функционирования мужских обителей. Сегодня монастырь действительно является духовным центром Красноярской земли, чем, вкупе со своим прекрасным расположением на берегу Енисея, и привлекает в свои стены многих и многих поломников-богомольцев, людей ищущих помощи и наставления на пути спасения и просто любопытствующих горожан, в сердце которых только начинает просыпаться интерес и тяга к вере Христовой. Так же на территории обители расположен культурно-исторический центр «Успенский» — совместный проект Красноярской епархии и министерства культуры края. Двери центра открыты для всех горожан, желающих познакомиться с историей края, приобщиться к культурной жизни Красноярья и, конечно же, получить знания о Православной вере.

Красноярский Успенский мужской монастырь

Свя́то-Успе́нский мужско́й монасты́рь — мужской монастырь, расположенный в посёлке Удачном города Красноярска на берегу реки Енисея.

Содержание

Предпосылками для создания монастыря было стремление укрепить позиции Церкви в противовес влиянию ссыльных раскольников и революционеров.

В декабре 1873 года епископ Антоний (Николаевский) обратился к городскому голове П. И. Кузнецову с предложением о покупке территории для устройства иноческой обители. После рассмотрения вопроса городской Думой Владыка получил постановление об отдаче земель под устройство монастыря.

С марта 1874 по ноябрь 1875 года специально созданный строительный комитет собрал 21320 рублей в поддержку строительства. На эти средства была проложена дорога к будущему монастырю, построены главный деревянный дом с церковью, кельями и деревянный флигель.

15 мая 1879 года состоялось торжественное открытие монастыря.

В 1886 году монастырь содержал более 20 голов рогатого скота, арендованные у города земли использовались для хлебопашества и огородничества. До 1913 года в главном корпусе обители находилось иконописное училище (впоследствии упразднено), швейная и сапожная мастерские, просфоро- и хлебопекарни.

В 1888 году на Енисее произошло сильное наводнение и монастырь потерял деревянный флигель, кузницу, а также дорогу и мосты, обеспечивающие связь с городом. За неимением средств на восстановление путей сообщения, монастырская братия проложила временную дорогу через лес. В 1889 году из общества дачников, проживающих летом около обители, был образован комитет по решению вопроса с дорогой. Была составлена смета, по которой дачники должны были внести 10 000 рублей, а монастырь — 1 000 бревен. Вскоре дорога была построена.

К 1890 году в монастыре проживали 44 человека: 7 иеромонахов с наместником, 1 иеродиакон, 4 монаха, 1 послушник, 31 богомолец-послушник.

С приходом большевиков начался процесс конфискации монастырских земель, который был прерван в 1918 году Гражданской войной и установлением власти Временного Сибирского Правительства. Хозяйство обители оказывается в ужасном состоянии. Епископ Назарий по этому поводу отмечал: «…хозяйство монастырей ведется без всякого контроля и зависит от произвола наместников. В Знаменском скиту игумен Серапион распродал весь запас рыбы, продал без нужды и не во время часть скота, не запас в прошлом году должного количества корма. Бывшие наместники Успенского монастыря отказались от аренды земли, лежащей вблизи монастыря и так ему необходимой». Тем не менее, в сентябре того же года при монастыре устраивается детский приют для детей отправившихся на войну солдат.

В 1919 году по причине малочисленности насельников Успенского монастыря и Знаменского скита было принято решение о слиянии обителей.

В 1920 году с окончательным установлением в регионе советской власти была объявлена национализация церковного имущества, в том числе монастырских земель. Постройки Знаменского скита были переданы детскому дому, на землях Успенского монастыря была образована школа-коммуна. Также в его зданиях размещались сыпно-тифозный госпиталь, затем госпиталь для выздоравливающих. Постановлением президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 года монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены. Их дальнейшая судьба неизвестна.

С 1946 года в корпусах монастыря разместился дом отдыха «Енисей».

Восстановление

В 1992 году под руководством епископа Антония (Черемисова) разворачивается деятельность по возвращению Церкви разрушенного монастыря. Казаки во главе с Атаманом 3-го отдела В. П. Мастьяновым в письме к Главе администрации Красноярского края, по благословению Владыки Антония, «убедительно просят передать …разрушенное здание бывшего монастыря, расположенного в п. Удачный и принадлежащую ему землю площадью 12 га, с обязательством восстановить его и создать военно-спортивный казачий лагерь». В ответ на это Комитет по делам культуры и искусства 5 января 1993 года рассматривает возможность передачи монастыря Епархии, для чего советует провести переговоры с объединением «Красноярсккурорт» и Крайсовпрофом, на балансе которых находился в то время монастырский комплекс. Однако реальная возможность передачи монастыря появилась в 1998 году при участии генерал-губернатора края А. И. Лебедя, который положительно ответил на предложение владыки Антония.

В апреле 2000 года был подписан акт приема-передачи, по которому были приняты полуразрушенные стены (общий износ главного здания составил 87 %).

Современное состояние

При обители действует культурно-исторический центр «Успенский».

  • Храм Успения Божией Матери
  • Храм святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены
  • Храм святого праведного благоверного князя Олега Брянского
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица»

В главном храме Успения Божией Матери находятся иконы с частицами мощей святых, а также ковчег с мощами святого преподобного благоверного князя Олега Брянского и ковчег с мощами святых сщмч. Гермогена, еп. Тобольского, свт. Иннокентия, еп. Иркутского, свт. Феодосия, еп. Черниговского, свт. Луки Войно-Ясенецкого, прп. Лаврентия Черниговского, прав. Феодора Ушакова, прмц. вел. кн. Елисаветы и ин. Варвары, которые выносятся на поклонение верующим за всенощным бдением.

В роще на территории монастыря находится поклонный крест, посвященный памяти братии монастыря, убитой в 1920-е годы. Здесь постоянно совершаются панихиды и проходят крестные ходы.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: Красноярский край, г.Красноярск, п.Удачный, ул.Лесная, 54.

Проезд: Автобусом №12 от остановки «Предмостная площадь» до поселка «Удачный»

Где остановиться

Летом 2015 года в СМИ появилась информация, что при обители в сентябре 2015 года появится гостиница для паломников:

Открылась ли гостиница — на данный момент точно не известно. Вы можете уточнить информацию по телефону: 8(391)299-14-12

Расписание богослужений

Монастырь открыт ежедневно с 8:00 часов до 19:00 часов.

Богослужения совершаются ежедневно.

Божественная Литургия в 8:00 часов, в воскресные и праздничные дни в 9:00 часов.

Вечернее богослужение в 17:00 часов.

Исповедь в 8:00 часов, в воскресные и праздничные дни в 8:30 часов.

Каждую среду за вечерним богослужением в 17:00 часов, чтение акафиста перед иконой Божией Матери Неупиваемая Чаша.

Каждое воскресение до начала Великого поста за вечерним богослужением в 17:00 часов, чтение акафиста перед иконой Божией Матери Всецарица.



Успенский монастырь (Свято-Успенский монастырь), Красноярск

Для укрепления позиций церкви среди сибиряков, которых, как отмечали путешественники, отличали гордость, свободное и вольное обращение с властями, непокорность и несдержанность, в XIX в. и был заложен Успенский монастырь в Красноярске.

Свято-Успенский монастырь — мужской монастырь, расположенный в 7 км от города Красноярска в поселке Удачном (ранее Плотбище ) на берегу реки Енисей. Учрежден в 1879 г. указом Святейшего синода по ходатайству преосвященного епископа Антония (Вениамина Ивановича Николаевского).

Предпосылками для ходатайств об открытии в Красноярске православного монастыря являлись два фактора. Во-первых, по мнению путешественников, бывавших на Красноярской земле, местных жителей отличали гордость, свободное, вольное обращение с властями, а также непокорность и несдержанность в гневе. По их словам, практицизм и житейская сметка причудливо уживались с самыми темными суевериями, и даже церковь могла превратиться в место, где пили вино и на кулаках сводили счеты между собой. Во-вторых, с середины XVII в. губерния становится местом ссылки раскольников-старообрядцев, а с 20-х гг. XIX в. — декабристов, поляков, высланных в Сибирь за участие в восстании 1863 г., революционеров организации «Земля и воля» — с 1879 по 1892 г.

Желая с помощью иночества укрепить позиции церкви, в декабре 1873 г. епископ Антоний, третий по счету красноярский архиерей, обращается к городскому голове П. И. Кузнецову с предложением о покупке части городской территории для устройства «иноческой обители». После рассмотрения вопроса городской Думой в феврале 1874 г. владыка получил копию постановления об отдаче земель (в длину 2 версты и 80 погонных саженей, в ширину от 10 до 100 саженей) в районе Плотбища под устройство монастыря. 5 мая 1874 г. при Архиерейском доме был создан строительный комитет в составе четырех человек: кафедрального протоиерея В. Д. Касьянова, ключаря собора А. К. Угрюмова, эконома Архиерейского дома иеромонаха Зосимы (Александра Сидоровского) и почетного гражданина Н. П. Токарева. С марта 1874 по ноябрь 1875 г. комитету удалось собрать 21 320 руб. в поддержку строительства. На эти средства была проложена дорога к будущему монастырю, устроены главный деревянный дом с церковью, летним помещением для архипастыря, братскими кельями, деревянный флигель. Проект всех зданий монастырского комплекса был составлен иеромонахом Зосимой. Он же руководил строительными работами. Фундамент каменного корпуса был заложен в июне 1874 г., а 2 апреля 1875 г. строящиеся здания были осмотрены архитектором А. Лассовским, который нашел состояние построек превосходным. С 1875 по 1878 г. в условиях медлительности и волокиты синодальных и гражданских чиновников преосвященный Антоний проделал огромную работу по привлечению благотворителей к строительству обители. После получения указа императора с официальным разрешением на открытие обители, 15 мая 1879 г. была совершена закладка Успенского мужского монастыря города Красноярска.

В архитектуре памятника заметны принципы построения, характерные для древнерусских монастырей. Прежде всего, это стремление к геометрической правильности очертаний, восходящее к традиционному уподоблению монастыря небесному граду праведных — Горнему Иерусалиму. Композиционная ось всего комплекса перпендикулярна природной оси — Енисею. Идейным и архитектурным акцентом ансамбля служила деревянная церковь, перенесенная сюда при основании монастыря из Езагашского селения (ныне село Езагаш Емельяновского района). К моменту переноса храму насчитывалось более 30 лет. Южную часть территории монастыря занимал братский корпус, северную — сад, разбитый на месте природной рощи. Святые ворота были ориентированы на восточный фасад храма. За монастырской оградой, с восточной стороны, параллельно всему комплексу тянулась полоса служебных зданий. Южную часть этой полосы занимал дом настоятеля, в верхнем этаже которого находилась домовая церковь Святого Великомученика Пантелеймона.

Кирпичный корпус Успенского монастыря напоминает учреждения для стационарного лечения больных, многочисленные примеры которых хорошо известны в архитектуре европейской части России, Украины и Белоруссии. Здания этих учреждений имели П-образную композиционную структуру с широким продольным коридором, по обе стороны которого располагались стандартные по величине палаты. В отличие от госпитальных корпусов, кельи в главном здании Успенского монастыря имели различные размеры в соответствии с должностной иерархией монашествующих. Протяженным южным фасадом здание выходило на Енисей, служа основной архитектурной доминантой речной панорамы монастыря. В целом наивное и жизнерадостное звучание декоративного убранства братского корпуса, не совсем соответствующее суровой природе места строительства и монастырской жизни, ассоциируется с проектами «русского стиля» 1870-х гг.

К настоящему времени от комплекса монастырских строений сохранились лишь настоятельский и братский корпуса, а также несколько строений хозяйственного назначения.

В 1886 г. монастырь содержал более 20 голов рогатого скота, арендованные у города земли использовались для хлебопашества и огородничества. До 1913 г. в главном корпусе обители находились иконописное училище (впоследствии упразднено), швейная и сапожная мастерские, просфоро- и хлебопекарни.

В 1888 г. на Енисее произошло сильное наводнение, и монастырь потерял деревянный флигель, кузницу, а также дорогу и мосты, обеспечивающие связь с городом. За неимением средств на восстановление путей сообщения монастырская братия проложила временную дорогу через лес. В 1889 г. из общества дачников, проживающих летом около обители, был образован комитет по решению вопроса с дорогой. Была составлена смета, по которой дачники должны были внести 10 000 рублей, а монастырь — 1 000 бревен. Вскоре дорога была построена.

К 1890 г. в монастыре проживали 44 человека: 7 иеромонахов с наместником, 1 иеродиакон, 4 монаха, 1 послушник, 31 богомолец-послушник.

В 1913 г. в Успенском монастыре был произведен капитальный ремонт. С этого же года по инициативе епископа Енисейского и Красноярского Никона (Николая Николаевича Бессонова) при обители открываются временные паломнические курсы приблизительно на 50—55 человек, для нищих и калек учрежден приют. В апреле 1915 г. наместник Успенского монастыря иеромонах Серапион заключает контракт на аренду рыболовного участка в низовьях Енисея протяженностью 300 саженей. На следующий год туда командируются монахи с рабочими во главе с иеромонахом Симеоном. В то же время часть помещений монастыря сдается в аренду свечному заводу за 900 рублей.

С приходом большевистской власти начался процесс конфискации монастырских земель, который был прерван в 1918 г. Гражданской войной и установлением власти Временного Сибирского правительства. Хозяйство обители приходит в упадок во многом по вине его наместников. Тем не менее в сентябре того же года при монастыре устраивается детский приют для детей отправившихся на войну солдат.

В 1919 г. по причине малочисленности насельников Успенского монастыря и Знаменского скита было принято решение о слиянии обителей. В 1920 г. с окончательным установлением в регионе советской власти была объявлена национализация церковного имущества, в том числе монастырских земель. Постройки Знаменского скита были переданы детскому дому (в 1921 г. переименован в детский трудовой городок № 2), на землях Успенского мужского монастыря была образована первая показательная школа-коммуна. Также в его зданиях размещался сыпно-тифозный госпиталь, затем, предположительно, — госпиталь для выздоравливающих. Постановлением Президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 г. монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены на улицу. Дальнейшая судьба монахов, монастыря и скита неизвестна. За 70 лет безбожия в монастырском комплексе размещались: в 1920—1946 гг. — известные уже нам школа-коммуна и детский дом, с 1946 г. — дом отдыха учителей, который в 1992 г. упоминается как пионерский лагерь «Красноярский».

В 1992 г. под руководством епископа Антония (Ивана Ивановича Черемисова) разворачивается деятельность по возвращению церкви разрушенного монастыря. Казаки во главе с атаманом 3-го отдела В. П. Мастьяновым в письме к главе администрации Красноярского края по благословению владыки Антония убедительно просят «передать. разрушенное здание бывшего монастыря, расположенного в поселке Удачном, и принадлежащую ему землю площадью 12 га с обязательством восстановить его и создать военно-спортивный казачий лагерь». В ответ на это комитет по делам культуры и искусства 5 января 1993 г. рассматривает возможность передачи монастыря епархии, для чего советует провести переговоры с объединением «Красноярсккурорт» и крайсовпрофом, на балансе которых находился в то время монастырский комплекс. Однако реальная возможность передачи монастыря появилась в 1998 г. при содействии генерал-губернатора края А. И. Лебедя, который в ответ на просьбу владыки Антония приказывает «решить этот вопрос положительно, без вариантов». В апреле 2000 г. был подписан акт приема-передачи, по которому были приняты полуразрушенные стены (общий износ главного здания составил 87 %). 28 августа того же года в главном корпусе вновь устроенного храма отслужена праздничная литургия с пострижением первого инока (Евлогия).

На данный момент работы по благоустройству монастыря продолжаются.

Отзыв: Успенский мужской монастырь (Россия, Красноярск) — Благодать.

Возвращаясь — решили всё-таки зайти на территорию монастыря. И не зря!

Это очень красивое, интересное место. На территории монастыря есть три храма. Сразу налево от входа — Храм иконы Божией Матери «Всецарица». Он был построен только в 2012г.

За Храмом — сам монастырь, восстановленный в 2000гг из руин. У монастыря есть сайт, где по фото можно оценить, что значит 87% износа. Послереволюционное время оставило только крепкие стены. Сейчас это одноэтажное здание выдаёт свою дореволюционную постройку рельефной выкладкой из кирпича.

Особенно короны над окнами 🙂 В помещении монастыря Храм Успения Божией Матери.

Дальше отгорожена лентой новая постройка. Ещё не обжита видимо:

Ещё есть на территории два храма:

Храм святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены и Храм святого праведного благоверного князя Олега Брянского — два теремка 🙂

На возвышенности — колокольня.

Очень понравилось, что туда в праздник всех пускали. Мы конечно поднялись! Звонарь показывал ребятишкам простые перезвоны, они повторяли. Детям было очень интересно! Даже моей маленькой — нажимала педальки, дергала верёвочки и удивлённо слушала звон. Вот она в окошко увидела папу 🙂

Направо от входа — более светское заведение — Культурно-исторический центр «Успенский».

В правом крыле до 29 апреля будет работать выставка «Русь православная» — детские тематические работы такие красивые. Дочка хотела всё потрогать 🙂

Кстати в помещении этого центра есть кафе и туалет. Центр открыт ежедневно с 10 до 19, с часовым перерывом на обед с 13. Нас приглашали посещать там кружки, жаль, что мы живём на другом конце города.
В праздничный день проходила обширная программа, хорошо ориентированная на детей. Пока муж снимал архитектуру, мы посмотрели на мастер классы по лепке из глины, рисованию, батику и кулинарии.

Как же вкусно пахло свежей выпечкой в кафе! Дети катали и лепили тесто сами!

Очень хорошо, что мы случайно заехали в Пасху в такое благодатное место. Наверное, Бог привёл. Мы замечательно провели время, не заметили, как прошло два часа. Следующую Пасху обязательно поедем туда пораньше, поучаствуем и приобщимся ко всему.

Рекомендую посетить жителям и гостям нашего города это благодатное место по адресу: Красноярск, ул. Лесная, 55а. Проехать к нему можно даже автобусом — № 12 от остановки «Предмостная площадь».

Успенский мужской монастырь в Красноярске

Красноярск — один из крупнейших городов Сибири, являющийся её культурным и духовным центром. В старинном поселении функционирует множество культовых православных построек. Одной из них является Успенский мужской монастырь, созданный специально ради укрепления духовной культуры сибиряков.

История

Недалеко от Красноярска на берегу Енисея в конце XIX в. заложили монастырь, который за более чем вековую историю претерпел множество испытаний и бедствий.

Основание

Сибирь — уникальное место, население которого отличалось вольнолюбием и независимостью. Этому способствовал приток населения из европейской части России, состоящего из ссыльных декабристов, революционеров и вольнодумцев. В конце 1873 г. глава Красноярской епархии епископ Антоний обратился к городским властям с просьбой продать земельный участок для организации на нём монашеской общины.

В начале следующего красноярская Городская Дума приняла решение передать Церкви участок земли в районе посёлка Плотбище на берегу Енисея. Следующие 1,5 года сбором средств для начала строительства занимался специально созданный комитет, которому удалось более 21000 рублей. Этих денег хватило для выполнения следующих работ:

  • обустройства дороги к монастырю;
  • возведения главного братского корпуса;
  • устройство деревянного дома для архиерея.

Строительные работы шли медленно, так как епископу Антонию приходилось преодолевать различные бюрократические препоны и нехватку средств. Официальное разрешение на открытие монастыря во имя Успения Богородицы император подписал в мае 1879 г.

Дореволюционное время

К началу 90-х гг. XIX в. в монастыре постоянно проживали 44 инока. Помимо духовного служения, они занимались следующими видами хозяйственной деятельности:

  • животноводство (в монастырском хозяйстве жили более 20 голов рогатого скота);
  • огородничество и хлебопашество (на землях, арендованных у города);
  • работа в швейной и сапожной мастерской;
  • выпечка хлебобулочных изделий и просфор;
  • создание икон и обучение этому ремеслу.

В 1988 г. монастырь пережил сильное наводнение, в результате которого были разрушены кузница и монастырская дорога. Через год важная для обители дорога была восстановлена совместными усилиями монастырской братии и жителей окрестных летних дач.

В начале XX в. на территории монастыря прошёл капитальный ремонт. В обновлённой обители открылись паломнические курсы, рассчитанные на 50 человек. Помимо этого, на её территории открыли приют для нуждающихся и немощных людей. Часть монастырских построек сдавалась в аренду свечному производству.

Закрытие и советские годы

С 1918 г. Успенский монастырь начал приходить в упадок. Большевики начали конфискацию принадлежащих ему земель, приостановленную с приходом в город белогвардейцев. После окончания Гражданской войны в зданиях монастыря разместили следующие организации:

  • детский дом;
  • школа-коммуна;
  • сыпнотифозный госпиталь;
  • больница для выздоравливающих.

В 1921 г. монастырскую церковь закрыли, а насельников выгнали с территории обители. Точных сведений об их судьбе нет, но есть мнение, что они были расстреляны и захоронены в братской могиле в лесу за оградой монастыря.

С 1946 по 1992 гг. на территории монастыря располагался дом отдыха.

Возрождение

Последнее десятилетие прошлого столетия в сохранившихся монастырских зданиях размещался детский лагерь. В это же время церковные власти Красноярской епархии начинают предпринимать шаги по возвращении территории Успенского мужского монастыря. Но из-за бюрократических проволочек возможность восстановления обители появилась только в 1998 г.

Губернатор А. И. Лебедь бескомпромиссно решил вопрос в пользу передачи участка на берегу Енисея в распоряжение Русской православной церкви. К этому времени большинство зданий находились в полуразрушенном состоянии. С 2000 г. началась работа по восстановлению обители.

Современное состояние

После полутора десятков лет реконструкции Успенский мужской монастырь, расположенный на окраине Красноярска, стал центром духовной и культурной жизни Красноярского края. Красивые храмы, расположенные на его территории, входят в экскурсионный маршрут, проходящий по культовым постройкам Красноярска.

Архитектура

На земле современной обители располагается несколько культовых построек. К ним относятся:

    Часовня в честь святого благоверного князя Олега Брянского. Средства на постройку храма выделили и участвовал в его постройке красноярец В. К. Шаешников. Как и церковь святого Константина, постройка имеет простую конструкцию, но отличается от неё цветом кровли и формой глав. Престольный праздник отмечается в часовне 3 октября.

В силу объективных причин к строительству культовой постройки приступили после 100 лет после создания проекта. Средства на строительства на строительство предоставила строительная компания “Сибиряк”. Её же специалисты занимались возведением постройки. Храм, выполненный в стиле классической русской архитектуры XIV в, построили менее чес за год.
Центральная часть представляет собой конструкцию, состоящую из четверика, на который установлен восьмерик, увенчанный шатром с луковичной главой. Идентичные главы, установленные на узкие декоративные барабаны, расположены на углах четверика. К восточному фасаду примыкает полукруглая апсида, а к остальным — притворы в форме килевидных закомар.
Такую же форму имеет паперть с главным входным порталом, над которым располагается большое мозаичное панно. Внутренние стены белоснежного храма покрыты росписями. Освящение храма состоялось 4 декабря 2015 года. Престольный праздник в храме отмечается 31 августа.

Помимо культовых построек, на территории монастыря располагаются колокольня, здание культурно-исторического центра “Успенский”.

Интересно! На монастырской земле располагается храм во имя преподобного Сергия Радонежского, к которому примыкают архиерейские покои.

Расписание богослужений

Богослужения в монастыре во имя Успения Пресвятой Богородицы проводятся ежедневно по следующему расписанию:

  • с понедельника по субботу проводятся 2 богослужения в 8 и 17 часов;
  • в воскресенье и праздничные дни службы проходят в 7, 9, 17 часов.

Социальная деятельность

Совместно с департаментом культуры Красноярска Успенский монастырь создал культурно-исторический центр “Успенский”. Его деятельность направлена на развитие и укрепление культурных традиций и нравственных ценностей российского народа. На базе центра проводятся следующие мероприятия:

  • занятия для детей в творческих кружках;
  • выставки, посвящённые традиционным ремёслам и различным видам искусства;
  • организация и проведение православных музыкальных фестивалей.

Интересно! Занятия в творческих кружках и участие в мастер-классах проводятся на бесплатной основе.

Где находится и как добраться

Успенский мужской монастырь расположен в Красноярске на улице Лесная, владение 55. Для туристов и паломников, желающих доехать до обители на общественном транспорте, необходимо сесть на автобус №12. Он отправляется от остановки “Предмостная площадь”. Выходить необходимо на остановке “Послушников переулок”. Затем следует пройти около 500 м пешком по ул. Послушников.

Успенский мужской монастырь — духовно-культурный центр и архитектурная достопримечательность Красноярска. Здесь можно не только помолиться в красивом храме, но и отдохнуть от городской суеты, и познакомиться с историей и культурой красноярской земли и обители.

Свято-Успенский мужской монастырь

Информация

  • +7 (391) 299‒14‒12 Показать телефон

Это ваша компания? Зарегистрируйте бесплатный бизнес-аккаунт и отвечайте на отзывы от имени компании

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

  • Какое это волшебное место,остались самые лучшие впечатления.Уютное,красивое и умиротворённое.Здесь можно отдохнуть душой и телом.Для гостей города прям обязательно для посещения.

    • Подписаться на комментарии
    • Пожаловаться модератору
    • Добавить в друзья

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Очень красивый монастырь на территорию можно пройти если подобающе одеты , тут же прекрасная набережная . место очень преобразилось .

    • Подписаться на комментарии
    • Пожаловаться модератору
    • Добавить в друзья

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Как же теперь здесь красиво!

    Знаю, что уже больше года назад эту территорию облагородили, но лишь сегодня удалось побывать. Набережная стала местом отдыха горожан. Очень много семей с детками. Все лежат на пледах, играют в бамбинтон и просто любуются видом. Красота.

    Уж не знаю, святость места влияет, или что иное, но (на первый взгляд) люди уносят.

    Как же теперь здесь красиво!

    Знаю, что уже больше года назад эту территорию облагородили, но лишь сегодня удалось побывать. Набережная стала местом отдыха горожан. Очень много семей с детками. Все лежат на пледах, играют в бамбинтон и просто любуются видом. Красота.

    Уж не знаю, святость места влияет, или что иное, но (на первый взгляд) люди уносят за собой мусор. Чисто!! Я живу на берегу Енисея, мне есть с чем сравнить.

    Еще насекомых почти нет. Приятный бонус.

    Это отзыв благодарности всем, кто каким-либо образом поучаствовал в преображении этой территории. Спасибо!

    • Подписаться на комментарии
    • Пожаловаться модератору
    • Добавить в друзья

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

  • Чудное, святое место для души и отдыха на свежем воздухе.

    Монастырь был закрыт до 2000 года, потом реконструирован и отремонтирован.

    На территории есть храмы и часовня.

    Территория очень ухоженная, летом много цветов.

    Если спуститься вниз по дороге, выход на берег Ениссея, там любят отдыхать люди и кормить уточек.

    • Подписаться на комментарии
    • Пожаловаться модератору
    • Добавить в друзья

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Имею дерзновение описать впечатления от посещения на прошлой неделе сего благого места. Впервые был на воскресной службе в монастыре, да ещё и под тяжестью грехов своих — не был на исповеди с детства, и вот сподобился просить у Господа отдание грехов. Впечатления о храме только положительные: внутреннее и внешнее убранство, множество икон которых.

    Имею дерзновение описать впечатления от посещения на прошлой неделе сего благого места. Впервые был на воскресной службе в монастыре, да ещё и под тяжестью грехов своих — не был на исповеди с детства, и вот сподобился просить у Господа отдание грехов. Впечатления о храме только положительные: внутреннее и внешнее убранство, множество икон которых не видел больше нигде (великие подвижники Серафим Саровский, Пантелеймон . ), службу читают внятно, без формальности. Особенно хорош мужской хор. «Отче наш» читали всей толпой прихожан, необычное явление.

    Особенность этого монастыря — по воскресеньям на вечерней службе в 17.00 читают акафист у иконы Всецарицы Божьей Матери. Желающим излечиться от алко- и наркозависимости присутствовать на этой службе — прямая дорога к спасению.

    Исторически сложилось, что в монастыре не совершают таинств Крещения и Венчания — имейте ввиду.

    Храни Бог постояльцев и прихожан этой обители!

    Свято-Успенский монастырь

    Красноярск: полезная информация

    • Информация о городе
    • Карта Красноярска
    • Куда сходить
      • Парки (3)
      • ЖД вокзалы (1)
      • Горнолыжные курорты (1)
      • Достопримечательности (32)
      • Аэропорты (1)
      • Парки развлечений (4)
      • Пляжи (3)
      • Автовокзалы (1)
      • Национальные парки (2)
      • Заповедники (2)
      • Музеи (7)
      • Зоопарки (1)
      • Храмы, соборы, мечети (7)
      • Театры (5)
      • Горы (2)
      • Фуникулеры, канатные дороги (1)
      • Мосты (4)
      • Озера (2)
      • Площади (1)
      • Спортивные сооружения (3)
      • Речные вокзалы (1)
    • Забронировать отель в Красноярске
    • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
    • Отзывы туристов
    • Фотографии Красноярска
    • Советы о Красноярске
    • Вопрос-ответ

    Автобус № 12 от остановки «Предмостная площадь» до поселка «Удачный»

    ТЦ «Красноярье»

    ТК «Сибирский городок»

    ТЦ «Славянский»

    ТК «Командор»

    ТК «Комсомольский»

    ТК «Дом быта»

    Что такое КрасБилет?

    Театральные и концертные билеты, билеты в цирк, на клубные мероприятия и спортивные события

    «КрасБилет» — это первое в Красноярске Агентство по бронированию, продаже (в том числе онлайн) и доставке билетов на спектакли, концерты, цирковые представления, клубные, зрелищные и спортивные мероприятия, проходящие на всех площадках города. Кассы «КрасБилет» — это шаговая доступность, удобный режим работы, профессиональная информация и компетентность, предоставляемая доброжелательными сотрудниками. У нас Вы покупаете билеты с хорошим настроением!

    Авторизация

    Экскурсия «Успенский мужской монастырь»

    Приглашаем на трехчасовую экскурсию, посетить Успенский мужской монастырь.

    Ныне Успенский мужской монастырь города Красноярска — один из духовных центров епархии, весьма посещаемый паломниками и почитаемый как в народе, так и в среде благотворителей и представителей светской власти.

    Экскурсанты проникнутся жизнью монастыря, познакомятся с его историей, а также услышат рассказ о святых Красноярской земли.
    Успенский мужской монастырь является действующим и входит в реестр объектов культурного наследия регионального значения.

    Экскурсию проводят профессиональные экскурсоводы, любящие свое дело.

    Отправление в 12:00 от Площадь Мира 1, возле парохода «Святитель Николай»

    Автобус — 11 мест

    Предоставим автобус на 43 м по согласованию и предварительному звонку

    Услуга переводчика оплачивается отдельно ( 2000р час )

    Телефон: 288-72-55

    В монастыре строже, чем в армии

    Напомним, в этом году «Комсомольская правда» как победитель международного грантового конкурса «Православная инициатива» организует экскурсии для учителей, чтобы полученные знания и новые знакомства они могли обратить на благо своих учеников, а мы – на благо наших читателей. На этот раз отправляемся в монастыри Красноярска , мужской и женский.

    Молимся, чтобы история не повторилась

    Сибиряки всегда были народом буйным и независимым. И монастыри нужны были в этом суровом краю для укрепления веры. В Красноярске землю под монастырь отвели в 1874 году, тогда это место называлось Плотбище, и сразу здесь началась стройка. До революции он жил как один отлаженный организм: кроме служения Богу вели большое хозяйство – к 1918 году здесь жили 260 человек плюс паломники. Во время Гражданской войны имущество конфисковали, монахов убили.

    Фото: Юрий ПАСХАЛЬСКИЙ

    — Каждый день до открытия и после закрытия монастыря, пока никого нет, здесь молимся за них и за то, чтобы это время никогда не повторилось, — рассказал нам отец Тихон.

    За 70 лет советской власти в монастыре были школа-коммуна и детский дом, с 1946 года — Дом отдыха учителей, а в 1992 г. он упоминается как пионерский лагерь «Красноярский».

    К моменту возвращения его церкви, к апрелю 2000 года, монастырь был разрушен на 87%, на крыше главного корпуса выросли деревья. А 28 августа того же года во вновь устроенном храме главного корпуса отслужена праздничная Литургия, с пострижением первого инока (Евлогия).

    — Была проделана огромная работа, монастырь восстановили, на его территории построили храм Елены и Константина, храм Олега Брянского, уникальный храм Всецарицы, по чертежам, созданным 100 лет назад, — рассказывает отец Тихон. – Есть архиерейский дом, культурно-исторический центр « Успенский » с кинозалом, кружками, библиотекой для мирских мероприятий. Совсем недавно расселили жилой дом рядом с монастырем, он был построен в 1879 году, это был архиерейский дом, возможно, в нем будет музей. Будет и гостиница для паломников, чтобы они приезжали не на один день, а могли помолиться, покушать, отдохнуть без спешки.

    Фото: Юрий ПАСХАЛЬСКИЙ

    Сейчас у монастыря нет подсобного хозяйства, огорода, мы живем на пожертвования. И наш женский монастырь угощает разносолами, у них огород есть.

    В одном здании – три храма и монастырь

    Рождение Свято-Благовещенского собора можно отнести еще к 1795 году, когда красноярцы обратились в Духовное правление с письмом-прошением построить в городе новую церковь:

    Первый камень был освящен в ноябре 1804 года, а строительство окончательно завершилось в 1817-м.

    Благовещенская церковь строилась по индивидуальному проекту, и первоначально она задумывалась двухэтажной.

    Но в честь победы в Отечественной войне 1812 года появился незапланированный третий ярус, и новый придел назвали в честь святого благоверного князя Александра Невского. Кстати, это единственная в Красноярском крае трехэтажная церковь!

    В 1921 году Благовещенский храм отдали под склад меховой пушнины, а в 1988 году вернули церкви.

    Монастыря здесь никогда не было, его решили открыть в 1995 году.

    Сейчас в здании три храма: на первом этаже – Благовещенский, на втором — Иоанна Богослова, на третьем – Александра Невского, и при них – женский монастырь.

    Как приходят в монастырь?

    Монахов на весь большой Красноярский край всего несколько десятков. Никто не агитирует, не принуждает, наоборот, отговаривают, проверяют и долго ждут. Здесь главное — не количество, а полностью осознанный выбор. Времена, когда в монастырях принимали абсолютно всех, прошли. Как это происходит сейчас, рассказал отец Тихон:

    — Когда к нам приходят люди и хотят жить в монастыре, мы обязаны спросить паспорт, сообщить в правоохранительные органы, чтобы к нам не попал преступник. Если человек чист перед законом, он становится послушником, а у нас трудно. Распорядок строже, чем в армии, я был в армии, здесь строже. Подъем в 6 утра, отбой в 23 часа, свободного времени очень мало. В город мы почти не выходим, а зачем? Только в больницу. До 35 лет в монахи никто постригать не будет, нужно, чтобы человек справился со всеми соблазнами мирской жизни. Бывали случаи, когда послушники, уже став монахами, вдруг видят мир, и плоть человеческая побеждает веру. Они женятся, но венчать их нельзя, они предали бога, это очень серьезно.

    Фото: Юрий ПАСХАЛЬСКИЙ

    Та же ситуация и в женском монастыре. Их не торопят, наоборот, отговаривают, чтобы женщины полностью и добровольно осознали свой выбор. Женатых и замужних не принимают, их место в миру, пока не выросли дети.

    Есть среди красноярских монахинь и бывшие врачи, и бывшие журналисты. За порогом обители остались выросшие дети и растущие внуки, а у их мам и бабушек наступил новый период в жизни, на этот раз посвященный Богу.

    Монастыри Красноярского края

    Свято-Успенский мужской монастырь

    Благовещенский женский монастырь

    Курагинский Вознесенский женский монастырь

    Иверский женский монастырь Енисейска

    Енисейский Спасо-Преображенский мужской монастырь

    Свято-Троицкий Туруханский монастырь

    Расписание богослужений в Успенском мужском монастыре

    Монастырь открыт ежедневно с 8.00 до 19.00.

    Божественная Литургия в 8.00, в воскресные и праздничные дни в 9.00.

    Вечернее богослужение в 17.00

    Исповедь в 8.00, в воскресные и праздничные дни в 8.30.

    Расписание богослужений в Благовещенском женском монастыре

    Божественная Литургия – в 8.30, в воскресенье совершается ранняя и поздняя Божественная Литургия – в 6.30 и в 8.30

    Вечернее богослужение – в 17.00

    Таинство Исповеди – в 8.30

    Проект «Время веры» выходит при грантовой поддержке международного конкурса «Православная инициатива».

    Еще больше материалов по теме: ««Время веры». Экскурсии»

    Спасо-Преображенский Енисейский мужской монастырь

    Официальный сайт монастыря

    Летом 1619 года присланные из Тобольска казаки во главе с Максимом Трубчаниновым «…пошли за волок в тынгусы и Тынгуской острог… ставили». Этот построенный казаками Трубчанинова первый русский городок на Енисее вначале называли Тунгусским, потом Кузнецким и только позднее за ним закрепилось имя Енисейского острога.

    Городок был поставлен на левобережье Енисея, на холме неподалеку от устья речки Кеми. Уже в 1620-е годы город, в который устремились на жительство «промысловые и гулящие люди», начал расширяться, постепенно «сползая» с холма. Поразительно быстро Енисейск превратился в торговый и административный центр огромного края, откуда «встречь солнцу» уходили все новые и новые партии землепроходцев. Енисейские казаки основали Красноярск, Якутск, Иркутск, Нерчинск. Енисейским казаком был Семен Дежнев.

    Город стал не только политическим, но и духовным центром края. В середине XVII века, в 1642 году, здесь, на высоком зеленом холме в полукилометре от города, был основан Спасо-Преображенский монастырь.
    Предание рассказывает, что еще в 1592 году в этих местах поселился пустынножитель, некий монах Тимофей Иванов, вокруг которого собралась небольшая монашеская община, и в 1642 году монастырь был не основан, а только получил «утверждение от высших властей» — от Тобольского архиепископа Герасима.

    Енисейский монастырь долгое время был малолюдным и бедным — ни пожалованные ему земельные угодья, ни мельницы и рыбные ловли, ни соляные варницы не приносили большого дохода. Все здания монастыря более ста лет оставались деревянными, и только в 1730-х годах здесь началось каменное строительство.

    Первым каменным сооружением монастыря стал нарядный и величественный Спасский собор, построенный в традициях сибирского барокко. Он был освящен в 1750-х годах. Позднее к главному храму были пристроены Ильинский придел, теплая Покровская церковь и колокольня. В строительстве собора принимал участие уставщик Успенского Далматова монастыря Иоакинф Денисов, присланный тобольским митрополитом в Енисейск для обучения «тамошних монастырских» строительному ремеслу.

    Спасский собор невелик и рассчитан на немногочисленную монастырскую братию. Его резные позолоченные иконостасы не сохранились. К собору примыкает массивная восьмигранная колокольня. Некогда в Спасском соборе хранилась главная святыня монастыря — местночтимая икона «Спас Нерукотворный».

    В 1780-1800 годах в монастыре были возведены каменные Святые ворота с надвратной церковью Захария и Елизаветы, часть ограды и настоятельский корпус. Изящная церковь Захария и Елизаветы (построена в 1785 — 1790 годы, освящена в 1822 году) была одной из главных вертикалей Енисейска. В 1859-1860 годах в церкви были установлены новые иконостасы, изготовленные на средства енисейского купца А. С. Баландина. Монастырь окружала частью каменная, частью деревянная ограда протяженностью 590 метров.

    В одной из келий Спасо-Преображенского монастыря, а затем в местной больнице три года провел в заточении декабрист Н. С. Бобрищев-Пушкин.

    Спасский монастырь на протяжении многих лет играл роль важного миссионерского и просветительского центра. Еще с 1780 года при нем существовало «училище для всех сословий», позже преобразованное в церковноприходскую школу.

    Монастырь очень сильно пострадал в советское время. Было уничтожено все внутреннее убранство церквей, разрушена часть зданий, а уцелевшие здания сильно повреждены.
    Возрождение монастыря началось в 1990 году. Несмотря на нежелание тогдашних местных властей содействовать полной передаче и скорейшему восстановлению монастырских зданий, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, 6 декабря 1990 года, епископ Красноярский и Енисейский Антоний совершил во вновь открытой обители первое архиерейское богослужение.

    Об условиях, в которых возрождалась жизнь монастыря, о препонах, чинившихся насельникам и наместнику, могут свидетельствовать строки одного из многих документов, направленных тогда епископом Антонием в адрес светских инстанций, «контролирующих» восстановление обители: «Указанное здание, десятилетиями не привлекающее вашего внимания и фактически на ваших же глазах все более и более теряющее свой архитектурный облик, получено монастырем в таком варварски изуродованном состоянии, что налагать штрафы за все это варварство просто не имеет смысла, как тем более не имеет смысла препятствовать монастырю мало-мальски приспособить его помещения для жизни в нем, что и делается». С 1990 года обязанности наместника исполнял иеромонах Мефодий (Есин). Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия от 3 августа 1992 года иеромонах Мефодий был утвержден наместником возраждаемого Спасо-Преображенского монастыря в Енисейске с возведением в сан игумена. Скончался отец Наместник 3 октября 2005 года, накануне отдания праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, после тяжелой болезни, на сорок шестом году жизни.
    Решением Священного Синода от 6 октября 2008 г. (журнал № 88) наместником Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Енисейска назначен игумен Никанор (Анфилатов).

    Решением Священного Синода от 13 июля 2015 года (журнал № 54) Епископ Енисейский и Лесосибирский Никанор утвержден священноархимандритом монастыря.

    До 2009 г. богослужения совершались в Преображенском приделе (пристроенном к Спасскому собору с северо-западной стороны). К настоящему времени, по окончании восстановления главного монастырского храма, освящены три отреставрированных престола Спасо-Преображенской обители — во имя Всемилостивого Спаса, в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и во имя Пророка Илии.

    Ссылка на основную публикацию