Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь в городе Серафимович

«СЕРАФИМОВИЧ: СПАСО-ПРЕОБРЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ»

в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь

ВЫЕЗД ПО ЗАПРОСУ

ГРУППОВАЯ ОТ 1600 РУБЧЕЛ*

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПО ЗАПРОСУ

Усть – Медведицкий монастырь жемчужина Донского края. Основан монастырь в 1652 году для житья престарелых и изувеченных войнами казаков. Это был один из самых величественных монастырей России.

*На группы более 30 человек применяется гибкая система скидок.

ЗВОНИТЕ 8-961-065-78-77 8-906-169-75-57

Его главным украшением, по сей день, является храм Казанской Божьей Матери, освященный в 1885 году.

Уникальный храм Преображения Господня с тридцатью тремя куполами по числу земных лет Христа.

Камень с опечатками коленей и ладоней Богородицы. Сотни паломников ежедневно посещают монастырь, так как в монастыре хранится святыня — камень Пресвятой Богородицы. Его называют Монашкин камень или камень Арсении. Считается, что если припасть к камню, то можно излечиться от болезней и различных недугов.

Храм Петра и Павла в поселке Карповка — единственный в области храм, построенный в стиле ампир в первой половине XIX века.

Источник деда Тарана обладет невероятными свойствами: всякий выпивший воды из родника становился долгожителем. Комплекс святого источника состоит из трех облагороженных родников, часовни и открытой купели с сенью, вблизи одного из родников на камне проявился лик Спасителя.

ЭКСКУРСИОННАЯ ПРОГРАММА «СЕРАФИМОВИЧ: СПАСО-ПРЕОБРЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ»

08:00 Отъезд из Волгограда.

09.00-10.30 Остановка на маршруте — целебный источник деда Тарана, поселок М. Горького, поселок Карповка.

12:30 Прибытие в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь -жемчужину Донского края, основанный в середине XVII века. Монастырь известен тем, что в его рукотворных пещерах хранится камень, на котором по преданию — отпечатки коленей и ладоней Божией Матери. Верующие считают: что приложившись к этому камню в проникновенной молитве, можно исцелиться от самых разных недугов и болезней по предстательству самой Царицы Небесной и ходатайству пред Нею подвижницы и молитвеницы – преподобной матушки Арсении (Себряковой).

12.30-14.30 Экскурсия по монастырю: Нижний Храм в честь Арсения Великого. Пещеры, которые игуменья Арсения рыла по ночам, изображают последние дни земной жизни Спасителя, его Крестный путь, а также путь Божией Матери к Голгофе. Камень Пресвятой Богородицы. Верхний Храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Уникальный Храм с тридцатью тремя куполами по числу земных лет Господа нашего Иисуса Христа, освященный в честь Преображения Господня.

14:30 Обед в трапезной (по предварительной договоренности) или самостоятельно на берегу Дона.

15.30 Обзорная экскурсия по городу Серафимович. На высоком и обрывистом берегу Дона расположен город Серафимович, основанный казаками в 16 веке и ныне включенный в список малых исторических городов России. Город интересен своей архитектурой казачьей станицы, Базарной площадью и церковью Вознесенья Господня. Много лет здесь жил и работал писатель Александр Серафимович, в городе находится дом-музей его имени, а также музей истории Усть-Медведицкого казачества.

16:30 Окончание программы. Трансфер в Волгоград.

Святыни и достопримечательности Усть-Медведицкого монастыря

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь – православный храм, который расположен на юго-западной окраине города Серафимович.

Благодаря своей уникальной архитектуре и бурной истории, является популярным среди туристов и паломников местом.

В него регулярно приезжают экскурсионные группы из Волгограда, Ростова-на-Дону и других крупных городов России.

История обители

Первый монастырь у реки Дон возле станицы Усть-Медведицкой построен по благословению патриарха Никона в 1552-1662 г. и освящен в 1670.

В 1752, из-за размытия и обрушения берегов реки, сооружение перенесли на нынешнее место, в устье балки. По легенде на комплекс хотел напасть бунтовщик Стенька Разин, но внезапно отказался от своих намерений и послал богатые подарки.

В 1785 г., по просьбе атамана Войска Донского А. И. Иловайского, монастырь из мужского преобразован в женский.

В нем разместились 40 монахинь из Сиротского девичьего собрания. В 1871-1885 г. на территории был построен собор в честь Казанской иконы, оформленный в византийском стиле.

Судьба после революции

С приходом советской власти святыня продолжила свое существование, но в 1928 г. власти добрались и до неё — закрыли, многие монахини подверглись репрессиям.

Сооружения частично разрушались сами, частично были взорваны или уничтожены советской администрацией. Значительные повреждения комплекс получил во время битвы за Сталинград.

Летом-осенью 1942 г. недалеко от здешних стен кипели жаркие бои и располагался штаб генерала Ватутина. После войны о храме никто не заботился и восстановительные работы на его территории не проводились. Из всего комплекса построек до 1992 года сохранился храм Казанской иконы Божией Матери.

Восстановление

В 1992 началось восстановление обители. Первые 10 лет оно проходило очень медленно и финансировалось только на средства прихожан.

Только с начала 2000-х г., когда местность стала популярным туристическим объектом, работы значительно ускорились. После развала СССР обитель была мужской, и только с 2004 она стала женской.

Ныне монастырь вновь работает. Освящение и открытие для прихожан храма Казанской Божией Матери было совершено 9 сентября 2012 г. Тогда же были открыты обе его части: верхняя и нижняя.

С 2004 по 2014 г. были построены храм Преображения Господня и часовня в честь Серафима Саровского. Оба этих объекта дополнили комплекс и сделали его еще более прекрасным.

Архитектурные особенности

На территории находятся 2 храма, которые освящены в честь:

  • Казанской иконы Божией Матери;
  • Преображения Господня.

Размеры первого, оформленного в византийском стиле и имеющего форму креста, позволяют вместить для молитвы более 5000 человек. Для возведения собора использовался итальянский мрамор, обтесанный в Петербурге, в мастерской Баринова.

Второй построен в стиле барокко и имеет 33 главы, установленных в 4 ярусах (по 8 в трёх нижних и 1 на верхушке). Особенно красив он бывает в солнечные дни, когда блистает под лучами небесного светила позолота.

Также в комплекс входят:

  • Арка-звонница;
  • Часовня Серафима Саровского;
  • Дом игуменьи;
  • Колокольня и храм над воротами;
  • Дом для гостей.

Все эти здания оформлены относительно скромно и используются только по своему прямому назначению.

Достопримечательности

По официальной версии пещеры были открыты с 1874 по 1890 г., когда настоятельницей обители была игуменья Арсения.

Пещера которую выкопала Игуменья Арсения.

Но, по свидетельствам археологов и историков, несколько монахинь выполнить огромный объем земляных работ самостоятельно не могли физически, и скорее всего Серафимовичский подземный городок начал существование гораздо раньше.

В 30-е годы прошлого века пещеры были засыпаны, а в 70-е годы вновь откопаны. Общая длина подземных ходов – 165 метров. Для посещения открыты только первые 50 из них.

Попасть внутрь подземного городка можно, спустившись в подвал.

Каменная плита

Это главная святыня ходов, содержащая следы ладоней и коленей. По преданиям, на ней посылала молитвы Богу игуменья Арсения по ночам, в одну из которых ей было ниспослано явление Богородицы.

Святой камень Пресвятой Богородицы.

По официальной версии отпечатки на глыбе оставила сама монахиня, но обитательницы считают, что это сделала Богородица. Согласно рассказам священнослужителей святой камень сам «путешествует» по подземельям, но всегда возвращается на место.

Также, по поверьям, молитвы на святой плите помогают женщинам избавится от бесплодия и калекам снова встать на ноги. С надеждой на исцеление к глыбе ежегодно приходят тысячи паломников.

Грот

Одно из природных сокровищ – грот, посвященный святой грузинской царице Шушанике или Сусанне, которая даже под пытками не отреклась от христианства и сберегла свою веру.

Вход в грот частично завален землей и закрыт для посещения. В дальнейшем планируется реконструкция памятника природы и проведение экскурсий по нему.

Арка-звонница

Арка-звонница – это остатки постройки XVII века, когда обитель была мужской. В 1934 году это сооружение взорвали и от него осталась только небольшая арка.

При возрождении монастыря она была приспособлена под звонницу. На перекладине, установленной поперек портала, подвешены 7 небольших колоколов, которые издают чудесные звуки во время больших церковных праздников.

Верхушку арки украшают 2 небольших, окрашенных в лазоревый цвет, купола со шпилем. Для того чтобы монахиням было удобно звонить, под порталом сооружен небольшой деревянный помост и лестница.

Источник известен уже более 200 лет.

Первые письменные свидетельства о нем датируются временем, когда игуменьей была Августа (конец XVIII века). В 1830 году от к роднику была построена каменная лестница.

Некоторые ее фрагменты можно сохранились до наших дней.

Могила семи монахинь

Могила семи монахинь – относительно новый памятник в Усть-Медведицкой обители.

Он был образован в 2014 году, когда на территорию перенесли останки семи его обитательниц, живших в монастыре до 1928 года. После закрытия они образовали коммуну и трудились в ней и постройках комплекса.

Пережили несколько волн репрессий и расстрелов. После смерти монахинь похоронили на городском кладбище Серафимовича и только недавно положили в землю обители.

Адрес и другая полезная информация

Адрес монастыря: Волгоградская обл, г. Серафимович, ул. Преображенская 7. Телефон: +7 (84464) 4-45-44. Добраться до храма можно в составе группы путешественников или самостоятельно на автобусе до города Серафимович, а оттуда пешком.

Официальную информацию о монастыре можно найти на сайте.

Если планируется поездка в монастырь, узнать график работы и расписание богослужений можно здесь

Чтобы доехать до комплекса на автомобиле из Волгограда нужно следовать по трассе Е40 (М21) «Волгоград – Донецк» на запад и повернуть направо за поселком Жирковский, возле небольшой закусочной. У въезда в Серафимович необходимо съехать вправо, на улицы Донскую и 68-й гвардейской дивизии. Общее расстояние от Волгограда до обители составляет 245 км. Время в пути – 3-3,5 часа.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь – красивый и интересный храм. Судя по отзывам, посетить его стоит обязательно как верующим, так и не верующим людям. Полезным и приятным будет созерцание архитектуры комплекса религиозных сооружений и живописных берегов Дона возле города Серафимович.

Интересную информацию о монастыре смотрите в следующем видео:

Обыкновенное чудо игуменьи Арсении

Игуменья Арсения возглавляла Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь во второй половине XIX – начале XX века и кроме уникальных храмов, выстроенных в этот период, оставила бесценное духовное наследие. Все документы для прославления игуменьи Арсении в лике святых уже отправлены в Священный синод РПЦ. Как шла подготовка к этому событию и чем живет обитель сегодня, выяснила корреспондент «Русской планеты».

На пути к прославлению

Идея о канонизации, пожалуй, самой известной настоятельницы в истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, основанного на берегу Дона в XVII веке, возникла у действующей игуменьи — Георгии, которая возглавила обитель в Серафимовическом районе Волгоградской области более 10 лет назад. Сведения о чудесах и исцелениях собирали за период новейшей истории монастыря, примерно с 2002 года, — так легче было получить необходимые документальные свидетельства.

– Одни от радости сами нам сообщали о чудесных избавлениях от болезней, других мы просили писать нам о таких случаях по электронной почте, — рассказывает сестра обители, матушка Онуфрия. — Потом мы связывались с людьми, которые согласились с нами работать, ведь это настоящий труд — надо свои дела отложить и ходить по врачам, собирать справки, подтверждающие факт выздоровления.

– Она привозила нам медицинские выписки, мы их откопировали, — говорит матушка Онуфрия. — И сейчас навещает нас, каждый раз благодарит сестер за молитвы. Недавно приезжала, помогала нам управляться на огороде.

Еще один пример — исцеление маленькой Пелагеи из Городища (городского поселения под Волгоградом). Она родилась с двойным пороком сердца и ишемией мозга. В более взрослом возрасте врачи предлагали девочке сделать операцию, но до этого ей нужно было жить на медикаментах.

– Пелагея приезжала сюда с мамой и крестной, вместе они молились в пещере у камушка, через некоторое время два порока затянулись, — рассказывает моя собеседница. — Сейчас она уже пошла в школу, поет в хоре, у нее все хорошо, семья стала ходить в храм. Этот факт мы тоже включили в документы, которые передали в Синод. Там врачи уже будут отсеивать, оценивать. Сложность заключалась в том, что не каждый случай подходит для такой серьезной процедуры, как канонизация. Например, одна женщина делится с нами радостью: «У меня муж пить бросил!» Мы за нее, естественно, рады, но это же на рентген не снимешь, а там нужны доказательства, медицинские справки. Слава Богу, чудесных случаев исцелений, которые мы смогли подтвердить документально, набралось в достаточном количестве.

В сентябре все необходимые документы, включая подтвержденные факты исцелений и жизнеописание игуменьи Арсении, составленное ее современниками, с благословения епископа Урюпинского и Новоаннинского Елисея передали в Синод Русской православной церкви. Когда будет получен ответ и каким он будет, предполагать пока сложно. Комиссия по канонизации святых собирается дважды в месяц и за одно заседание рассматривает одно-два дела, так что решение о канонизации может затянуться не на один год. В случае, если документы будут отправлены на доработку, в Усть-Медведицком монастыре готовы дополнить бумаги необходимыми сведениями.

Пока к святым Русской православной церкви причислен единственный подвижник из Волгоградской области. В 2006 году был канонизирован как священномученик Николай Попов из хутора Верхнегнутов в Чернышковском районе Волгоградской области, в 1919 году священника казнили по решению революционного трибунала.

Наследие игуменьи Арсении

Игуменья Арсения, в миру — Анна, происходила из старейшего в области рода Себряковых. Ее отец, помещик Михаил Васильевич Себряков, имел должность штабс-ротмистра, числился казначеем Войска Донского, был на хорошем счету у Екатерины II. В 1850 году в возрасте 17 лет по собственному желанию Анна Себрякова поступила в Усть-Медведицкий монастырь, а через 14 лет возглавила его. За 40 лет правления игуменьи Арсении были построены новые храмы, созданы училище и иконописная мастерская при монастыре, сама настоятельница активно занималась благотворительностью и просветительской деятельностью.

В советские годы на территории монастыря располагались детская колония, электростанция, склад зерна и пионерлагерь. Все это время храм оставался заброшенным, а уникальные колонны из итальянского мрамора, доставленные в XIX веке из Италии, были осквернены надписями. Во время реставрации их почистили, но царапины и следы въевшейся краски видны и сегодня. Сейчас в светлом и просторном храме, вновь освященном в сентябре 2012 года, проходят праздничные богослужения.

Прямо под Казанским собором находится храм преподобного Арсения Великого 1888 года постройки, восстановленный в 2002 году. Он расположен в цокольном этаже здания и почти не имеет естественного освещения, в полумраке здесь проходят постовые службы. Именно в этом храме находился склеп игуменьи Арсении, когда в 1905 году гроб с ее телом доставили из Сарова. Настоятельница скончалась на 73-м году жизни во время паломничества на торжество прославления преподобного Серафима Саровского.

По свидетельству сестер разоренного монастыря, работники электростанции, которая располагалась здесь с 1936 года, хотели разграбить могилу игуменьи. Известно, что она была похоронена со всеми реликвиями, среди них были кресты с драгоценными украшениями: от императора — за вклад в развитие монастыря, а также преподнесенный послушницами по случаю 35-летнего юбилея управления обителью. Но рабочим не удалось исполнить свои намерения, а мощи игуменьи забрали и укрыли монахини, жившие в то время в городе Серафимовиче. Последняя из свидетельниц тех событий скончалась в 1981 году. Где теперь находятся мощи матушки Арсении, неизвестно. Несколько раз насельницы современной обители пытались разыскать ее захоронение на территории монастыря, но все они оказались безуспешными.

– Мы все этого момента ждем, когда чудом Божиим матушка Арсения себя откроет, но, видимо, еще не время, — делится сестра Онуфрия. — Матушка Георгия нам говорит, что мы еще не готовы, что мы должны еще над собой поработать. Для нас это было бы, конечно, событием вселенского масштаба.

Из нижнего храма открывается путь в пещеры, вырытые под землей игуменьей Арсенией вместе с другими монахинями по образцу Киево-Печерских. Их протяженность 365 м, стены, пол и потолок зацементированы, температура под землей и летом, и зимой около +8 градусов. По замыслу игуменьи, пещеры символизируют путь Христа на Голгофу и страдания Божией Матери в дни Страстной седмицы.

– В духовном плане пещеры — это сердце обители, — говорит матушка Онуфрия. — Сначала были восстановлены пещеры, потом нижний храм, потом верхний. В 90-е годы, когда монастырь стал возрождаться, в то время он был еще мужским, отсюда несколько КАМАЗов мусора вывезли. В советские годы пионеры в подземелье играли в казаки-разбойники, а место святое, и они тут терялись, выйти не могли, всякое было. Сейчас часть пещер закрыта для посетителей — речь о тех ходах, которые уже без матушки Арсении копали сестры.

В подземной келье лежит одна из главных святынь монастыря — по преданию, принадлежавший игуменье Арсении камень Слез и покаяния с отпечатками коленей и ладоней. При ее жизни о нем никто не знал, а обнаружили артефакт в 70-е годы под слоем мусора местные жители, которые начали расчищать пещеры. По свидетельству сестер разоренного при советской власти монастыря, во время усердной молитвы на этом камне матушке Арсении явилась сама Богородица.

– Камень изучали специалисты, но порода его до сих пор не установлена, — рассказывает сестра Онуфрия. — Происхождение следов также не смогли объяснить научно, структура камня изменена так, будто он был расплавлен. По всей видимости, это было какое-то сверхъестественное благодатное воздействие.

Известно, что матушка Арсения хотела жить затворницей в вырытых ею пещерах до конца жизни, но монастырь под ее руководством процветал и архипастыри Дона не позволили ей совсем удалиться от земных обязанностей, чему она беспрекословно покорилась как высшей воле. Под землей матушкой Арсенией был даже ископан пещерный храм, в котором игуменья помолиться уже не успела.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Монастырь
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Церковь Спаса Преображения на территории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря
49°33′59″ с. ш. 42°41′48″ в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Серафимович (Волгоградская область), улица Преображенская, 7, индекс 403441
Конфессия Православие
Епархия Урюпинская
Тип женский
Основатель Патриарх Никон
Здания
Церковь Спаса Преображения • Храм Казанской иконы Божией Матери с подземными ходами • Часовня преподобного Серафима Саровского • Колокольня с надвратным храмом святого Николая Чудотворца • Арка звонница • Мастерские • Дом игумении Арсении • Гостевой дом • Жилой корпус сестёр • Хозяйственные постройки • Трапезная для паломников • Монастырская лавка • Дом для паломников
Известные насельники Игумения Арсения
Состояние Действующий
Сайт mojserafim.ru/aboutme_19…
Медиафайлы на Викискладе

Содержание

По благословению Патриарха Никона между 1652—1662 годами, начиналось строительство мужского монастыря, которое закончилось в 1665 году. Освящение храма по сложившимся обстоятельствам было совершено в 1670 году.

Первым строителями (настоятелями) монастыря были игумен Исаия, старцы Иосиф, Корнилий и Кирилл.

В 1752 году, в ночь под Пасху, берег был размыт Доном, храм разрушился и сполз в реку. После этого монастырь перенесли в устье балки.

В 1785 году по ходатайству войскового атамана А. И. Иловайского Усть-Медведицкий монастырь был преобразован в женский. В монастырь были переведены 40 девиц, составляющих Сиротинское девичье собрание, под руководством дьякона Сиротинской станицы Василия Михайлова. Первою настоятельницей была назначена вдова войскового старшины Карпова Мария Абрамовна. Последним наставником мужского монастыря был игумен Павлин — усть-хопёрский священник Петр Евтихиев.

В 1871 году игумения Арсения обратилась с прошением к архиепископу Платону о разрешении строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери и получила одобрение. Храм проектировал профессор Санкт-Петербургской академии художеств Иван Горностаев (1821—1874). Строительство храма было окончено летом 1885 года, освящен он был 8 сентября того же года преосвященным Митрофаном. Собор был освящён во имя Казанской иконы Божией Матери, под сводами его, внизу, была создана церковь с алтарём, освящённым во имя преподобного Арсения Великого, а 15 сентября 1885 года был освящён придел в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Этот храм построен в византийском стиле в форме креста и рассчитан на 5000 человек. Колонны с капителями в Казанском храме изготовлены из мрамора привезённого из Италии и обработанного в Санкт-Петербурге в мастерской Баринова. [1]

В 1928 году монастырь был закрыт, часть монахинь репрессировали. По воспоминаниям учительницы из Котово Тамары Владимировны Поляковой, часть монашек организовало «коммуну». Приобрели добротный домик где молились и зарабатывали на пропитание. Во Вторую Мировую Войну эти монашки попали к немцам, были увезены в Ростовскую область. После войны некоторые вернулись в родные места [2] .

В 1992 году по благословению архиепископа Германа (Тимофеева), вступившего в управление Волгоградской епархией, начинается восстановление монастыря.

В августе 2001 году монастырь был преобразован в женский.

9 сентября 2012 году произошло Великое освящение храма Казанской Божией Матери в праздник 360-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря [3] . Открыт верхний храм (верхняя часть Храма Казанской иконы Божией Матери), на реставрацию которого ушло более 20 лет.

Храм Преображения Господня с тридцатью тремя куполами строился заботами игумении Георгии в течение 10 лет и был освящён в 2014 году. Этот храм был задуман как монашеский. В 2014 году была построена часовня в честь святого преподобного Серафима Саровского. [1]

Достопримечательности

Монастырские пещеры

10 июля 1874 года, в день памяти святого Антония Печерского, игумения Арсения начала рыть пещеры. Пещеры, которые игумения рыла по ночам, изображают последние дни земной жизни Спасителя, его Крестный путь, а также путь Божией Матери к Голгофе. Главный ход пещер назван самой игуменией «Крестным путём Спасителя», другая часть пещер (она идет вокруг главного) — «Страстным путём Божией Матери». Пещеры игумения Арсения рыла с духовными дочерьми — монахинями Никодимой, Агнией и Викториной. В пещерах Арсения намеревалась создать пещерный храм, но не успела. В 30-х годах XX века пещеры были засыпаны, но через сорок лет местные жители раскопали заваленные входы.

Существует иная версия возникновения пещер. Пещеры были вырыты задолго до игуменьи Арсении. Место для строительства храма Казанской иконы Божией Матери было выбрано над входом в пещеры. Игумения Арсения укрепляла своды, стены и кирпичный пол пещер. [4]

Вход в пещеры расположен в притворе церкви Арсения Великого (нижней части Храма Казанской иконы Божией Матери), общая длина их около 165 метров. Паломников допускают только в основной ход в пределах примерно 50 метров. Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов.

Главной святыней подземных ходов является каменная плита, на котором оставлены отпечатки рук и ног игумении Арсении. По преданию, игуменья Арсения молилась на нём, и ей явилась Матерь Божья. Монахини монастыря настаивают на том, что на камне отпечатки рук и ног оставила Богородица. Город Серафимович расположен вдали от федеральных трасс и крупных городов. Несмотря на это, вера в чудодейственные силы земного свидетельства присутствия Матери Божьей — каменной плиты, привлекают в монастырь большой поток паломников. [1]

Арка-звонница

На этом месте, тогда ещё в мужском монастыре, стоял каменный храм с середины 18-го века. В 1934 году он был взорван и осталась только арка. Игумения Георгия решила переделать оставшуюся арку под звонницу. [1]

На территории монастыря есть грот в память о стойкости грузинской святой Шушаники. [1]

Могила семи святых монахинь

В 2014 году в монастырь перезахоронены с городского кладбища города Серафимовича останков семерых монахинь — Анимаиды, Афанасии, Варсонофии, Евфалии, Евфрасии, Надежды, Раисы. Эти монахини жили в монастыре до 1928 года. [1]

Существовал ещё при игумении Августе. Остался фрагмент лестницы к источнику, которая была построена около 1830 года. [1]

Фотоочерк «Святые места России. Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь г. Серафимович»

Ирина Кобзева
Фотоочерк «Святые места России. Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь г. Серафимович»

Я уже говорила, что по возможности во время отпуска, стараюсь попутешествовать. Сегодня хочу поделиться впечатлениями от поездки в Волгоградсую область,город Серафимович, где находиться женский Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Немного из истории монастыря: он был основан как мужской монастырь 1662году по благославлению Патриарха Никона на берегу Дона. А в 1752 году, в ночь под Пасху, берег был размыт рекой и монастырь сполз в реку, никто при этом не пострадал. Но после этого монастырь восстановили в устье реки, где был преобразован в женский.

Первое что бросается в глаза по прибытию в монастырь, это к онечно вид на реку Дон.

Казанский собор стоит при входе на территорию монастыря.

Очень красивая панорама на всей территории.

Радует глаз цветники и убранство монастыря.

Но особенно запомнился Церковь Спаса Преображения с 33 куполами, по количеству годов жизниХриста на земле. Мы приехали рано утром и на восходе солнце, как-будто свечки, зажгло эти купола. Зрелище завораживающее! Ну и конечно стоит посетить монастырь, чтобы увидеть и приложиться к чудесному камню Пресвятой Богородицы, на котором остались отпечатки рук и ног игуменьи Арсении, которой явилась сама Богородица. Эта Святыня находиться в пещере. По преданию настоятельница монастыря игуменья Арсения вручную их выкопала.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь по праву можно назвать одним из чудесных и красивых мест в России.

Фотоочерк «Святые места России. Дивеево» Летом 2018 года мне посчастливилось второй раз побывать в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. Кто в нём побывал один раз, непременно.

Фоторепортаж «Экскурсия выходного дня в Белокопытовский Казанский женский монастырь» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Хочу предложить Вашему вниманию фотоотчёт, о посещении мной Казанского женского монастыря, и поделится.

Фотоочерк о кубке России по женской вольной борьбе среди женщин Фотоочерк о кубке России по женской вольной борьбе среди женщин. 5 декабря в Ледовом дворце «Чебоксары Арена» состоялся финал Открытого.

Конспект интегрированного занятия «Моя Родина-город Усть-Кут» Цель. Формирование нравственных чувств у дошкольников. Расширение знаний о родном городе. Воспитание чувства любви к России, к своему городу.

Конспект ОД «Святые заступники Руси на примере Ильи Муромского и Ксении Петербургской» «Святые заступники земли русской» Цель: ознакомление детей с понятием «Святые заступники» на примере Ильи Муромского и Ксении Петербургской.

Конспект ООД в подготовительной группе детского сада «Святые защитники России» Программные задачи: формировать представление детей о мужестве, о силе и славе богатырей России, дать понятие о смелости, храбрости, решительности,.

Конспект занятия в подготовительной группе «Святые заступники Руси» Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Святые заступники Руси»Подготовил воспитатель МБДОУ детский сад №104 «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» Цель:.

Проект «Усть-Лабинск — город, в котором я живу» (подготовительная к школе группа) Проект «Усть-Лабинск – город, в котором я живу» подготовительная к школе группа Автор: Коваленко С. В. Воспитатель МБДОУ №41 г. Усть-Лабинск.

Проект «Заповедные места России». МБДОУ «ЦРР-детский сад №69» г. Воронеж Проект «Заповедные места России» Вид проекта: Информационно-познавательный, творческий. Продолжительность.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь в городе Серафимович

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь находится в городе Серафимович Волгоградской области. Он построен на правом берегу Дона недалеко от устья реки Медведицы. Началом его истории считается 1652 год. В настоящее время обитель почти полностью отреставрирована и заселена монахинями. Ежедневно монастырь посещают сотни паломников и туристов, потому что здесь есть сразу несколько достопримечательностей.

Главное чудо святой обители — камень Пресвятой Богородицы. Очень часто его называют камень матушки Арсении. Святой камень представляет собой большую прямоугольную плиту. На ней можно увидеть отпечатки женских ладоней и коленей. Считается, что чудесный камень исцеляет от многих болезней, спасает от бед, дарует счастье. Фото и кино съемка святого камня запрещена.

Собор Казанской иконы Божией Матери. За всю историю монастыря храм строился трижды. Последний, построенный в 1885 году, в 1934 году был взорван, уцелели только стены и мраморные колонны. Только в 1992 году начинается восстановление Усть-Медведицкого монастыря и разрушенного храма, который реставрировался более 20 лет. Осенью 2012 года в честь празднования 360-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря, он был освящен и открыт верхний храм, (верхняя часть Храма Казанской иконы Божией Матери). Храм имеет нижнюю часть (нижний храм) – церковь во имя преподобного Арсения Великого. Фото и кино съемка в соборе запрещена.

Монастырские пещеры или пещеры матушки Арсении – еще одна рукотворная достопримечательность монастыря. Вход в пещеры расположен в нижней части Храма Казанской иконы Божией Матери, их протяженность более 150 метров. Паломников и туристов допускают только в основной ход длиной около 50 метров, а в большую часть пещер имеют доступ только монахини. Именно здесь хранится святыня — камень Пресвятой Богородицы. Температура в пещерах зимой и летом постоянная примерно + 8 градусов. К сожалению, фото и кино съемка в пещерах тоже запрещена.

Спасо-Преображенская Церковь – уникальный храм с тридцатью тремя куполами. 33 золоченых купола символично отражают каждый год жизни Иисуса Христа, они установлены в 4 яруса по 8 куполов в каждом и один на самом верху.

Арка-звонница. Небольшая арка – это все, что осталась от храма, стоящего на этом месте в середине 18 века. При восстановлении монастыря сохранившаяся арка была переделана под звонницу.

Грот. На территории монастыря есть одно из природных чудес – грот, в память о святой грузинской царице Шушанике (Сусанне). По преданию она даже под пытками не отреклась от христианства и сберегла свою веру. Вход в грот частично завален землей и закрыт для посещений. Планируется его восстановление, возможно, будут проводиться экскурсии.

Колокольня. На территории монастыря построена надвратная колокольня, в нижней части которой есть церковь святителя Николая Чудотворца.

Часовня. Рядом с колокольней построена часовня во имя святого Серафима Саровского.

Святой источник. На территории монастыря на берегу Дона существует святой источник, он известен уже более 200 лет. В настоящее время ведутся работы по его восстановлению. В нижней части Храма Казанской иконы Божией Матери из специальных емкостей можно набрать святою воду.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Монастырь
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Церковь Спаса Преображения на территории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря
Страна Россия
Город Серафимович (Волгоградская область), улица Преображенская, 7, индекс 403441
Конфессия Православие
Епархия Урюпинская
Тип женский
Основатель Патриарх Никон
Здания
Церковь Спаса Преображения • Храм Казанской иконы Божией Матери с подземными ходами • Часовня преподобного Серафима Саровского • Колокольня с надвратным храмом святого Николая Чудотворца • Арка звонница • Мастерские • Дом игумении Арсении • Гостевой дом • Жилой корпус сестёр • Хозяйственные постройки • Трапезная для паломников • Монастырская лавка • Дом для паломников
Известные насельники Игумения Арсения
Состояние Действующий
Сайт mojserafim.ru/aboutme_19…
Медиафайлы на Викискладе

Содержание

По благословению Патриарха Никона между 1652—1662 годами, начиналось строительство мужского монастыря, которое закончилось в 1665 году. Освящение храма по сложившимся обстоятельствам было совершено в 1670 году.

Первым строителями (настоятелями) монастыря были игумен Исаия, старцы Иосиф, Корнилий и Кирилл.

В 1752 году, в ночь под Пасху, берег был размыт Доном, храм разрушился и сполз в реку. После этого монастырь перенесли в устье балки.

В 1785 году по ходатайству войскового атамана А. И. Иловайского Усть-Медведицкий монастырь был преобразован в женский. В монастырь были переведены 40 девиц, составляющих Сиротинское девичье собрание, под руководством дьякона Сиротинской станицы Василия Михайлова. Первою настоятельницей была назначена вдова войскового старшины Карпова Мария Абрамовна. Последним наставником мужского монастыря был игумен Павлин — усть-хопёрский священник Петр Евтихиев.

В 1871 году игумения Арсения обратилась с прошением к архиепископу Платону о разрешении строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери и получила одобрение. Храм проектировал профессор Санкт-Петербургской академии художеств Иван Горностаев (1821—1874). Строительство храма было окончено летом 1885 года, освящен он был 8 сентября того же года преосвященным Митрофаном. Собор был освящён во имя Казанской иконы Божией Матери, под сводами его, внизу, была создана церковь с алтарём, освящённым во имя преподобного Арсения Великого, а 15 сентября 1885 года был освящён придел в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Этот храм построен в византийском стиле в форме креста и рассчитан на 5000 человек. Колонны с капителями в Казанском храме изготовлены из мрамора привезённого из Италии и обработанного в Санкт-Петербурге в мастерской Баринова. [1]

В 1928 году монастырь был закрыт, часть монахинь репрессировали. По воспоминаниям учительницы из Котово Тамары Владимировны Поляковой, часть монашек организовало «коммуну». Приобрели добротный домик где молились и зарабатывали на пропитание. Во Вторую Мировую Войну эти монашки попали к немцам, были увезены в Ростовскую область. После войны некоторые вернулись в родные места [2] .

В 1992 году по благословению архиепископа Германа (Тимофеева), вступившего в управление Волгоградской епархией, начинается восстановление монастыря.

В августе 2001 году монастырь был преобразован в женский.

9 сентября 2012 году произошло Великое освящение храма Казанской Божией Матери в праздник 360-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря [3] . Открыт верхний храм (верхняя часть Храма Казанской иконы Божией Матери), на реставрацию которого ушло более 20 лет.

Храм Преображения Господня с тридцатью тремя куполами строился заботами игумении Георгии в течение 10 лет и был освящён в 2014 году. Этот храм был задуман как монашеский. В 2014 году была построена часовня в честь святого преподобного Серафима Саровского. [1]

Достопримечательности

Монастырские пещеры

10 июля 1874 года, в день памяти святого Антония Печерского, игумения Арсения начала рыть пещеры. Пещеры, которые игумения рыла по ночам, изображают последние дни земной жизни Спасителя, его Крестный путь, а также путь Божией Матери к Голгофе. Главный ход пещер назван самой игуменией «Крестным путём Спасителя», другая часть пещер (она идет вокруг главного) — «Страстным путём Божией Матери». Пещеры игумения Арсения рыла с духовными дочерьми — монахинями Никодимой, Агнией и Викториной. В пещерах Арсения намеревалась создать пещерный храм, но не успела. В 30-х годах XX века пещеры были засыпаны, но через сорок лет местные жители раскопали заваленные входы.

Существует иная версия возникновения пещер. Пещеры были вырыты задолго до игуменьи Арсении. Место для строительства храма Казанской иконы Божией Матери было выбрано над входом в пещеры. Игумения Арсения укрепляла своды, стены и кирпичный пол пещер. [4]

Вход в пещеры расположен в притворе церкви Арсения Великого (нижней части Храма Казанской иконы Божией Матери), общая длина их около 165 метров. Паломников допускают только в основной ход в пределах примерно 50 метров. Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов.

Главной святыней подземных ходов является каменная плита, на котором оставлены отпечатки рук и ног игумении Арсении. По преданию, игуменья Арсения молилась на нём, и ей явилась Матерь Божья. Монахини монастыря настаивают на том, что на камне отпечатки рук и ног оставила Богородица. Город Серафимович расположен вдали от федеральных трасс и крупных городов. Несмотря на это, вера в чудодейственные силы земного свидетельства присутствия Матери Божьей — каменной плиты, привлекают в монастырь большой поток паломников. [1]

Арка-звонница

На этом месте, тогда ещё в мужском монастыре, стоял каменный храм с середины 18-го века. В 1934 году он был взорван и осталась только арка. Игумения Георгия решила переделать оставшуюся арку под звонницу. [1]

На территории монастыря есть грот в память о стойкости грузинской святой Шушаники. [1]

Могила семи святых монахинь

В 2014 году в монастырь перезахоронены с городского кладбища города Серафимовича останков семерых монахинь — Анимаиды, Афанасии, Варсонофии, Евфалии, Евфрасии, Надежды, Раисы. Эти монахини жили в монастыре до 1928 года. [1]

Существовал ещё при игумении Августе. Остался фрагмент лестницы к источнику, которая была построена около 1830 года. [1]

Паломническая поездка в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь г. Серафимович

19 февраля 2017 г., в воскресенье, по благословению епископа Борисоглебского и Бутурлиновского Сергия состоялась паломническая поездка в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь г.Серафимович Волгоградской области, организованная паломническим отделом Борисоглебской епархии. По традиции сначала был отслужен молебен о путешествующих, а затем группа в сопровождении председателя паломнического отдела иерея Сергея Босенко отправилась в путь.

В монастырь приехали задолго до начала Божественной литургии, поэтому у паломников была возможность неспешно заказать в монастырской церковной лавке требы, купить свечи. Утешением после дороги для многих стало то, что служба была архиерейской. Божественную литургию возглавил епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей. Наш батюшка тоже смог принять участие в Богослужении. Многие паломники исповедались и причастились Святых Христовых Таин. А затем мы отправились на экскурсию по территории монастыря, узнали о богатой событиями и трагичной историей своеобразной жемчужины Донского края. Побывали в недавно построенном необыкновенно красивом деревянном 33-купольном храме Преображения Господня, который построен без единого гвоздя. Помолились на могилках матушки Раисы и других монахинь, особо почитаемой сестрами обители, узнали об их жизненном пути. Посетили часовню в честь святого преподобного Серафима Саровского чудотворца.

С волнением и душевным трепетом спустились паломники в пещерный храм Казанского собора, над входом в который изображена икона «Страшный суд». Со свечами в руках прошли по узким темным проходам к небольшой, но тяжелой и прочной каменной плите – главной святыни обители — «монашкину камню», на которой видны глубокие отпечатки ладоней и колен Богородицы, посетившей эти места. С благоговением каждый прикоснулся к святыне, молясь о самом сокровенном и важном, прося милости Божией и заступничества Божией Матери.

Вскоре, радушные хозяюшки пригласили всех потрапезничать в монастырскую трапезную, где накормили нехитрым, но сытным обедом. Монастырская еда паломникам пришлась по вкусу. Желающие ещё раз зашли в монастырскую лавку с богатым выбором книг, икон, ювелирных изделий, сувениров, а кто-то просто прогулялся по территории, осматривая храмы и окружающий ландшафт.

На обратном пути мы заехали в г. Урюпинск поклониться иконе Божией Матери «Урюпинская». Она хранится в местном храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы. По милости Божией в храме совершалось акафистное пение перед этой иконой, поэтому мы смогли соборно молитвенно обратиться к Пресвятой Богородице и приложиться к её иконе.

Домой вернулись вечером. Эта поездка была одной из тех, что поражают и надолго запоминаются не числом посещённых святынь или богатым убранством храмов, а миром, любовью и радостью, которые долго потом пребывают в сердце, освещая его и давая силы.

Серафимович — экскурсия в монастырь

Телефоны для справок по турам Волгоградской области:
(8442) 25-03-25, 98-38-41, 8-917-338-38-41, 8-937-530-88-60

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Волгоград – г. Серафимович – Волгоград

Стоимость тура на 1 чел. – 1600 руб. / дети до 12 л 1400 руб.
В стоимость тура включено: проезд, экскурсионное облуживание, страховка в пути.

Дополнительно оплачивается: пожертвования в храмы.

Взять с собой: продукты питания, женщинам (платки, юбки).

Даты выездов:

  • Апрель:13, 20, 27
  • Май: 02, 11, 18, 25
  • Июнь:01,08, 15, 22, 29
  • Июль:06, 13, 20, 27
  • Август:03, 10, 17, 24, 31
  • Сентябрь:7, 14, 21, 28
  • Октябрь:05

В программе однодневного тура в Серафимович: Путевая экскурсия, Храм Петра и Павла в Логу (кровоточащая икона), Арчединская деревянная церковь, Церковь Воскресения, Церковь Покрова Богородицы, Женский Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь, пещеры и чудодейственный камень Матушки Арсении.

Спасо-Преображенский женский монастырь в городе Серафимович на данный момент является самой древней обителью, сохранившейся в России, ему более 360 лет. Основан Спасо-Преображенский монастырь в 1652г. на выступе высокого гористого берега реки Дон. Монастырь первоначально был построен для жизни изувеченных войной и престарелых казаков, был мужским . В те времена монастырь являлся одним из самых величественных в России: и на сегодняшний день , главным его зданием и настоящим украшением является храм Казанской Божьей Матери, принявший освящение в 1885 г. Монастырь построен в стиле итальянской базилики и поистине завораживает своей красотой. Колонны, поддерживающие свод храма, были привезены из Венеции, иконостас расписывал иеромонах Симеон.

Отличительной особенностью собора являются пещеры, вырытые в 19 веке настоятельницей монастыря матушкой Арсенией и еще несколькими монахинями. С тех древнейших времен до наших дней сохранился чудотворный камень, на этом камне молилась матушка Арсения. Камень хранит чудотворные отпечатки двух узких ладоней и коленей. В монастыре вас ждет интереснейшие рассказы об исцелениях и других чудесах, связанных с камнем и пещерами.

Отправление (группы набираются со всех районов города). Продолжительность тура: 13 часов.

  • 07.00 Волжский (37-й квартал, Трансагенство, пр Ленина 48 Б.
  • 07.15 ТЗР, 3-я школа (напротив ТЦ 7 звезд)
  • 08.00 Отправление из Волгограда, от площади Ленина ( со стороны памятника)
  • ИЛИ 07.00 Кинотеатр Юбилейный
  • 07.15 ост Авангард
  • 08.00 Отправление из Волгограда, от площади Ленина ( со стороны памятника)

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь в городе Серафимович

Расположен в Серафимовическом районе Волгоградской области неподалеку от села Усть-Медведицкий.

Поездка однодневная, в пути 3,5-4 часа (300км).

Главной святыней Усть-Медведицкого монастыря является «монашкин» камень. Это серый прямоугольный камень с отпечатками ладошек и коленей монашки, причём доказано, что происхождение отпечатков на камне нерукотворное. Сами монахини утверждают, что следы на камне оставила игуменья Арсения, или даже Богородица.

С камнем связано множество случаев чудесных исцелений, увидеть его стремятся паломники со всей России. В монастыре существует специальная книга, куда записывают исцеления.
А было время, когда этот чудесный камень лежал на полу, в куче битого кирпича, прямо посредине нижнего храма. Поистине чудом является то, что за долгие годы забвения он никуда не пропал и никто не увёз его попросту домой, хотя попытки предпринимались.

6:00 Отъезд из г.Камышина

10:30-11:00 Прибытие в монастырь

-Храм Казанской Божьей Матери (верхний)

-Храм пр.Арсения Великого (нижний)

-Пещера Матушки Арсении (Святой камень)

12:00-12:30 Обед (при монастыре)

-Храм Иисуса Христа

-экскурсия к реке Дон

17:30-18:00 Прибытие в г.Камышин

Стоимость 1600руб.

В стоимость входит:
Проезд Камышин — Серафимович — Камышин,
экскурсионная программа.

Ссылка на основную публикацию