Валаамский монастырь в Москве

Московское подворье

1. Московское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Иверское благочиние, ЦАО. Храм преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Адрес: 125047, г. Москва, улица 2-я Тверская-Ямская, дом 52. Проезд до станции метро «Белорусская».
Дежурный телефон: +7 (499) 251-06-70
Интернет-сайт: mospodvorie.ru
Страница в социальной сети: https://vk.com/club24488299
Электронная почта храма: northernathos@gmail.com

Клир: игумен Иосиф (Крюков) – настоятель храма, протоиерей Николай Улович, иеромонах Иосиф (Нугаев), иеромонах Агафангел (Суслов).

Богослужения совершаются ежедневно:

Начало вечернего богослужения: 16-45 (вечерня, утреня, 1 час).
Начало утреннего богослужения: 6-30 (часы, ранняя Божественная литургия); 8-00 (часы, поздняя Божественная литургия).

Воскресные и праздничные богослужения:

Начало вечернего богослужения: 16-45 (вечерня, утреня, 1 час).
Начало утреннего богослужения: 6-30 (часы, ранняя Божественная литургия); 9-30 (часы, поздняя Божественная литургия).

2. Храм святителя Николая чудотворца при НИИ нейрохирургии им. Бурденко, приписан к Московскому подворью Валаамского монастыря. Адрес: 125047, г. Москва, ул. Фадеева д. 5 стр. 3
Телефон дежурный: +7 (499) 972-86-10, +7 (499) 972-86-14
Клир: протоиерей Николай Улович, иеромонах Иосиф (Нугаев), иеромонах Герман (Мохов).

Начало вечернего богослужения в пятницу: 16-30 (вечерня, утреня, 1 час).
Начало утреннего богослужения в субботу: 8-00 (часы, Божественная литургия).
По вторникам проводится молебен: 14-30 (молебен о здравии).

3. Храм во имя иконы Божией Матери «Целительница» при медсанчасти №33 УФПС Моспочтампт (филиал ЦКБ № 40), приписан к Московскому подворью Валаамского монастыря.
Адрес: 129128, г. Москва, ул. Малахитовая, дом 16.
Контактный телефон: +7 (499) 187-63-38.
Клир: протоиерей Александр Пахомов

Богослужения совершаются: в субботу: 7-30 (часы, Божественная литургия), накануне – 16-00 (вечерня, утреня, 1 час).

Богослужения в воскресные дни и двунадесятые праздники:
Начало утреннего богослужения: 7-30 (утреня, часы, Божественная литургия).
По четвергам проводится молебен: 16-00 (молебен об исцелении больных).

4. Храм Валаамской иконы Божией матери (летний), храм святых царственных страстотерпцев (зимний), приписаны к Московскому подворью Валаамского монастыря. Адрес: 140473, Московская область, Коломенский район, с. Бортниково. Клир: иеромонах Макарий (Старчиков)

Богослужения в воскресные и праздничные дни: 08-00 (часы, Божественная литургия), накануне – 17-00 (вечерня, утреня, 1 час)

Валаамский монастырь в Москве

В первом этаже здания была устроена часовня, во втором этаже – двухпрестольный храм. Архитектор А.И. Рооп.

Центральный престол освящен 18 октября 1901 года во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским), боковой придел – в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.

В годы гонений община подворья была снята с юридической регистрации, а здание закрыто и передано в народное хозяйство в 1926 году.

В 1992 году бывшее здание подворья было возвращено Валаамскому монастырю, однако освобождено лишь в следующем году.

В помещении часовни на первом этаже по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был устроен храм во имя святого благоверного великого князя Александра Невского.

Валаамская икона Божией Матери, иконы преподобных Сергия и Германа Валаамских, святителя Николая Чудотворца, святой праведной Анны, святого великомученика и целителя Пантелеимона. Иконы святителя Луки Крымского, благоверного князя Александра Невского, блаженной Матроны Московской – с мощами этих святых угодников

В воскресные дни, а также в дни двунадесятых и великих праздников – две Божественные литургии: начало в 6.30 и 9.30. Общая исповедь накануне праздничных дней начинается 16.30. Всенощное бдение – в 16.45.
В будни – Вечернее богослужение в 16.45. Божественная Литургия в 8.00.
По воскресным дням после Божественной Литургии читаются акафисты Валаамской иконе Божьей Матери и вмч. Пантелеимону.

Игумен ИОСИФ (Крюков), и.о. начальника подворья.
Родился 27 августа 1975 года.
Образование:Свято-Тихоновская Духовная Семинария. Московская Духовная Академия.
28 апреля 2002 года рукоположен в сан иеродиакона.
15 декабря 2002 года в сан иеромонаха.
В 2015 году назначен и.о. начальника подворья.
Иеромонах МАКАРИЙ (Старчиков Михаил Николаевич).
Родился 06 октября 1971 года.
Образование: Саратовский Государственный Университет, обучается в Московской Духовной Семинарии.
21 мая 1999 года рукоположен в сан диакона.
18 января 2000 года рукоположен в сан иеромонаха.
Иеромонах ИОСИФ (Нугаев Марат Касимович), заместитель начальника подворья.
Родился 2 января 1971 года.
Образование: МГТУ им. Баумана, Московская Духовная Семинария.
14 августа 2001 года рукоположен в сан диакона.
26 мая 2002 года рукоположен в сан иеромонаха.
В 2004 году назначен заместителем начальника подворья.
Иеромонах АГАФАНГЕЛ (Суслов Андрей Владимирович), благочинный, казначей
Родился 18 апреля 1973 года.
Образование: Рязанское Художественное училище, МВХПУ (бывш. Строгановка), Московская Духовная Семинария, Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет.
7 мая 2000 года рукоположен в сан диакона.
10 февраля 2002 года рукоположен в сан иеромонаха.
Протоиерей Игорь Викторович БЕЛОВ.
Родился 28 марта 1969 года.
Образование: Московское Высшее Техническое училище им. Баумана, Московская Духовная Семинария.
26 февраля 1995 года рукоположен в сан диакона.
16 апреля 1998 года рукоположен в сан пресвитера.
Протоиерей Николай Иоасафович УЛОВИЧ.
Родился 20 марта 1964 года.
Образование: Московский Технологический Институт, Московская Духовная Семинария, Московская Духовная Академия.
В сентябре 1993 года рукоположен в сан диакона.
19 декабря 1993 года рукоположен в сан пресвитера.
Протоиерей Александр Викентьевич ПАХОМОВ.
Родился 15 марта 1954 года.
Образование: Московский Институт электронного машиностроения. Кандидат физико-математических наук. Московская Духовная Семинария, Московская Духовная Академия.
19 декабря 1993 года рукоположен в сан диакона.
10 декабря 1994 года рукоположен в сан пресвитера.
Священник Александр Николаевич КОБЛОВ.
Родился 8 января1953 года.
Образование: Московский Физико-Технический Институт, Московская Духовная Семинария.
19 июля 1998 года рукоположен в сан диакона.
18 июня 2005 года рукоположен в сан пресвитера.
Иеромонах СЕРАФИМ (Куликов Сергей Евгеньевич).
Родился 6 октября 1978 года.
Образование: Московская Духовная Семинария.
26 мая 2002 года рукоположен в сан иеродиакона.
11 июля 2005 года рукоположен в сан иеромонаха.
Чтец-диакон Владимир Владимирович АВДЕЕВ.
Родился 2 ноября 1951 года.
Образование: Московский ордена Ленина Энергетический Институт, Университет Марксизма-Ленинизма, Московская Духовная Семинария.
22 февраля 1995 года рукоположен в сан чтеца-диакона.
Чтец-диакон Андрей Игоревич ИЛЬИНСКИЙ.
Родился 29 ноября 1974 года.
Образование: Московский Авиационный Институт.
7 апреля 2010 года рукоположен в сан диакона.

СХЕМА ПРОЕЗДА
1. Проезд до станции метро «Белорусская» кольцевая. Выход в сторон ул. Лесная. Далее идти один квартал по ул. 3-я Тверская-Ямская до перекрестка со светофором. Повернуть направо по пер. Александра Невского. С левой стороны будет здание Подворья.

2. Проезд до станции метро «Маяковская». Первый вагон из центра. Повернуть направо на пер. 1-й Тверской-Ямской. Далее на перекрестке повернуть налево на ул. 2-я Тверская-Ямская. Идти прямо до третьего перекрестка с пер. Александра Невского. Справа будет здание Подворья.

2012 © Центральное Викариатство города Москвы

Подворье Валаамского монастыря в Москве

Угол 2-й Тверской-Ямской улицы и переулка Александра Невского в Москве — дом № 52. С одной стороны, необычное здание выглядит как нарядный ларец с богатым декором, с другой стороны — по куполам с крестами, колокольне и резным дверям в два человеческих роста, — понятно, что это храм. В этом величественном здании находится Подворье Валаамского Спасо-Преображенского монастыря.

Земля для подворья была пожертвована монастырю в конце XIX века крупным московским благотворителем Сергеем Сергеевичем Прусаковым. Сделал он это в благодарность за исцеление своей супруги во время паломничества в Валаамский монастырь — древнюю обитель, основанную почти 1000 лет назад на островах Валаамского архипелага на Ладожском озере.

Схимонах Иоанн Собакин во главе Московских попечителей Валаама и Московского подворья (справа налево братья Георгий и Филипп Курниковы, Павел Шустов, Сергей Прусаков)

Совсем недавно Музей им. Андрея Рублёва опубликовал некоторые сведения об иконе «Преподобный Сергий и праведная Анна» работы Василия Гурьянова, который в начале прошлого века своей рукой расписывал храм Московского подворья Валаамского монастыря.
Дарственная надпись на обороте иконы раскрывает имя человека, получившего икону от Василия Гурьянова — Сергея Семеновича Прусакова, почетного гражданина и благотворителя. Семейная икона «Преподобный Сергий и праведная Анна» написана в честь небесных покровителей самого Прусакова Сергея и его супруги Анны.

Преподобный Сергий Радонежский и праведная Анна, 1902

1. Подворье Валаамского монастыря было основано на 2-й Тверской-Ямской улице в 1901 году. Здание подворья состояло из трех основных частей: на первом этаже — храм святого князя Александра Невского, на втором этаже — храм в честь святых Сергия и Германа, Валаамских Чудотворцев, и братского корпуса, в котором проживали монахи.

Основатели Валаамского монастыря- преподобные Сергий и Герман, не оставили своего жития, сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Согласно церковному преданию, Сергий и Герман были греческими священноиноками, которые прибыли на остров Валаам в Х веке, где и основали свою обитель.

Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы

2. Здание подворья Валаамского монастыря в Москве возведено по проекту известного архитектора А.Н. Роопа в течение 10 лет.

3. Серый гранитный фундамент, темно-красные полированные колонны, подоконники в часовне и храме были выточены из гранита и мрамора монахами Валаамской обители и доставлялись в Москву прямо с острова Валаам.

4. Внешние стены подворья украшают мозаичные иконы.

5. Мозаичный образ Спаса на западном фасаде.

6. Мозаичный образ Богоматери на северо-западном фасаде церкви Александра Невского.

7. Мозаичный образ Николая Чудотворца на юго-западном фасаде церкви Александра Невского

8. Мозаичный образ Иоанна Предтечи на юго-западном фасаде церкви Александра Невского.

10. В годы советской власти подворье было передано государству и в его помещении располагалась поликлиника. В 1992 году подворье было возвращено Валаамскому монастырю. И постепенно здание трудами монахов и прихожан вновь приобрело былое величие и благолепие.

Сейчас кроме мозаичных икон на Московском подворье Валаамского монастыря существуют витражные композиции. В мае 2017 года два витража украсили главный вход в здание подворья. С улицы над входом в храм изображен так называемый «Константинов крест», который относится к числу древнейших христианских символов Христа.

Крест состоит из двух начальных греческих букв имени Χ и Ρ, скрещённых между собой. По краям монограммы помещают греческие буквы Альфа и Омега, первая и последняя буквы греческого алфавита. Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний».

Монограмма Христа, мозаика. Равенна, Италия, V век

Венок, пальмовый или терновый, расположенный вокруг креста, имеет символическое значение победы Христа над дьяволом. Это обозначение имени Христа получило большое распространение еще в апостольские времена и изображалось на военном штандарте императора Константина Великого.

Над внутренней дверью установлен витраж с изображением голубя, держащего в клюве оливковую ветвь. Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.

В 2014 году в алтаре верхнего храма в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских был установлен витраж с образом Спасителя.

Одна из главных святынь обители — чтимый список иконы Божией Матери «Валаамская», находится в нижнем храме. В 2017 году в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре отмечается 120-летний юбилей со дня обретения этой иконы.

Валаамская икона Божией Матери. XIX в

11. Посмотрим на весь комплекс подворья.

12. Вид на Валаамское подворье вдоль переулка Александра Невского.

13. Вид на подворье со стороны 3-й Тверской-Ямской.

15. Внутренний двор подворья.

17. Купол церкви Сергия и Германа Валаамских со стороны внутреннего двора.

Источник информации и фото витражей
Московское подворье Валаамского монастыря

Валаамский монастырь в Москве

Московское подворье Валаамского ставропигиального Спасо-Преображенского монастыря.
Москва, 125047, ул. 2-я Тверская-Ямская, д. 52.
Телефон: (499) 251-59-05.
Факс: (499) 250-04-92.
Сайт: http://valaam.cerkov.ru/
Электронная почта: office.msc@valaam.ru.

Схема проезда

От станции метро «Белорусская» кольцевая:

Выход в сторону ул. Лесная. Далее идти один квартал по ул. 3-я Тверская-Ямская до перекрестка со светофором. Повернуть направо по пер. Александра Невского. С левой стороны будет здание Подворья.

От станции метро «Маяковская»:

Первый вагон из центра. Повернуть направо на пер. 1-й Тверской-Ямской. Далее на перекрестке повернуть налево на ул. 2-я Тверская-Ямская. Идти прямо до третьего перекрестка с пер. Александра Невского. Справа будет здание Подворья.

Богослужения
В воскресные дни, а также в дни двунадесятых и великих праздников – две Божественные литургии: начало в 6.30 и 9.30. Общая исповедь накануне праздничных дней начинается 16.30. Всенощное бдение – в 16.45.
В будни – вечернее богослужение в 16.45, Божественная Литургия в 8.00.
По воскресным дням после Божественной Литургии читаются акафисты Валаамской иконе Божьей Матери и вмч. Пантелеимону.

Престолы
Святых преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев (главный придел);
Иерусалимской иконы Божьей Матери;
Святого благоверного князя Александра Невского (нижний храм).

Престольные праздники:
День памяти святых преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев — 11 июля (главный престольный праздник);
Праздник Иерусалимской иконы Божьей Матери — 25 октября;
День памяти святого благоверного князя Александра Невского — 6 декабря.

История
Здание Московского подворья Валаамского монастыря построено в 1900–1901 гг. На первом этаже здания была устроена часовня, на втором этаже – двухпрестольный храм.
Архитектор – гражданский инженер А.И. Рооп.
Строительству здания предшествовало чудо исцеления – по молитвам к преподобным Сергию и Герману Валаамским – супруги почетного гражданина Москвы купца С.С. Пруссакова.
Центральный престол освящен 18 октября 1901 года во имя святых преподобных Сергия и Германа Валаамских митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским), боковой придел – 21 октября 1901 года в честь Иерусалимской иконы Божией Матери игуменом Валаамским Гавриилом (Гавриловым).
В годы гонений храмы подворья оставались в ведении приходского совета. Иноки, поселившись в подвале здания напротив, продолжали совершать богослужения. В начале 1926 года подворье было закрыто и передано Отделу здравоохранения Моссовета, разместившему здесь подотдел охраны материнства и младенчества. Позже в здании была устроена поликлиника №36 Фрунзенского района г. Москвы, на время войны переоборудованная в эвакогоспиталь.
Официально здание было возвращено Валаамскому монастырю в июле 1992 года, однако освобождено сотрудниками поликлиники лишь к апрелю следующего года. На подворье возобновилась монашеская жизнь. 1 августа 1993 года была совершена первая Божественная литургия. 1 мая 1994 года в храме преподобных Сергия и Германа Валаамских состоялось первое Пасхальное богослужение.
25 октября 1996 года, в день Иерусалимской иконы Божией Матери была совершена Божественная литургия в отреставрированном боковом приделе верхнего храма, освященном в честь этой иконы.
В помещении часовни на первом этаже по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был устроен храм во имя святого благоверного великого князя Александра Невского.
6 декабря 1998 года, в праздник святого князя, была отслужена первая Божественная литургия.
С 1995 года комплекс Валаамского подворья в г. Москве имеет статус вновь выявленного памятника архитектуры.

Святыни
В храмах подворья особо чтимы Валаамская икона Божией Матери, иконы преподобных Сергия и Германа Валаамских, святителя Николая Чудотворца, святой праведной Анны, святого великомученика и целителя Пантелеимона.
Иконы святителя Луки (Войно-Ясенецкого), святого благоверного князя Александра Невского, святой блаженной Матроны Московской – с частицами мощей.
Крест-распятие в нижнем храме, дважды источавший миро во время пребывания на Валаамском подворье в 1999 году чудотворной мироточивой иконы святого Царя-мученика.
Ковчежцы с частицами мощей святителя Амвросия и мучеников Гервасия и Протасия Медиоланских; святых преподобных старцев Глинской пустыни; преподобного Антипы Валаамского; святых Дивеевских подвижниц: преподобных Александры, Марфы, Елены и блаженных Пелагии, Параскевы, Марии.

galik_123

Курс — на эстетику и позитив!

Угол 2-й Тверской-Ямской улицы и переулка Александра Невского в Москве — дом № 52. С одной стороны, необычное здание выглядит как нарядный ларец с богатым декором, с другой стороны — по куполам с крестами, колокольне и резным дверям в два человеческих роста, — понятно, что это храм. В этом величественном здании находится Подворье Валаамского Спасо-Преображенского монастыря.

Земля для подворья была пожертвована монастырю в конце XIX века крупным московским благотворителем Сергеем Сергеевичем Прусаковым. Сделал он это в благодарность за исцеление своей супруги во время паломничества в Валаамский монастырь — древнюю обитель, основанную почти 1000 лет назад на островах Валаамского архипелага на Ладожском озере.


Схимонах Иоанн Собакин во главе Московских попечителей Валаама и Московского подворья (справа налево братья Георгий и Филипп Курниковы, Павел Шустов, Сергей Прусаков)

Совсем недавно Музей им. Андрея Рублёва опубликовал некоторые сведения об иконе «Преподобный Сергий и праведная Анна» работы Василия Гурьянова, который в начале прошлого века своей рукой расписывал храм Московского подворья Валаамского монастыря.
Дарственная надпись на обороте иконы раскрывает имя человека, получившего икону от Василия Гурьянова — Сергея Семеновича Прусакова, почетного гражданина и благотворителя. Семейная икона «Преподобный Сергий и праведная Анна» написана в честь небесных покровителей самого Прусакова Сергея и его супруги Анны.


Преподобный Сергий Радонежский и праведная Анна, 1902

1. Подворье Валаамского монастыря было основано на 2-й Тверской-Ямской улице в 1901 году. Здание подворья состояло из трех основных частей: на первом этаже — храм святого князя Александра Невского, на втором этаже — храм в честь святых Сергия и Германа, Валаамских Чудотворцев, и братского корпуса, в котором проживали монахи.

Основатели Валаамского монастыря- преподобные Сергий и Герман, не оставили своего жития, сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Согласно церковному преданию, Сергий и Герман были греческими священноиноками, которые прибыли на остров Валаам в Х веке, где и основали свою обитель.


Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы

2. Здание подворья Валаамского монастыря в Москве возведено по проекту известного архитектора А.Н. Роопа в течение 10 лет. Этот великолепный ансамбль выполнен в русско-византийском стиле.

3. Серый гранитный фундамент, темно-красные полированные колонны, подоконники в часовне и храме были выточены из гранита и мрамора монахами Валаамской обители и доставлялись в Москву прямо с острова Валаам.

4. Внешние стены подворья украшают мозаичные иконы.

5. Мозаичный образ Спаса на западном фасаде.

6. Мозаичный образ Богоматери на северо-западном фасаде церкви Александра Невского.

7. Мозаичный образ Николая Чудотворца на юго-западном фасаде церкви Александра Невского

8. Мозаичный образ Иоанна Предтечи на юго-западном фасаде церкви Александра Невского.

10. В годы советской власти подворье было передано государству и в его помещении располагалась поликлиника. В 1992 году подворье было возвращено Валаамскому монастырю. И постепенно здание трудами монахов и прихожан вновь приобрело былое величие и благолепие.

Сейчас кроме мозаичных икон на Московском подворье Валаамского монастыря существуют витражные композиции. В мае 2017 года два витража украсили главный вход в здание подворья. С улицы над входом в храм изображен так называемый «Константинов крест», который относится к числу древнейших христианских символов Христа.

Крест состоит из двух начальных греческих букв имени Χ и Ρ, скрещённых между собой. По краям монограммы помещают греческие буквы Альфа и Омега, первая и последняя буквы греческого алфавита. Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний».


Монограмма Христа, мозаика. Равенна, Италия, V век

Венок, пальмовый или терновый, расположенный вокруг креста, имеет символическое значение победы Христа над дьяволом. Это обозначение имени Христа получило большое распространение еще в апостольские времена и изображалось на военном штандарте императора Константина Великого.

Над внутренней дверью установлен витраж с изображением голубя, держащего в клюве оливковую ветвь. Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.

В 2014 году в алтаре верхнего храма в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских был установлен витраж с образом Спасителя.

Одна из главных святынь обители — чтимый список иконы Божией Матери «Валаамская», находится в нижнем храме. В 2017 году в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре отмечается 120-летний юбилей со дня обретения этой иконы.


Валаамская икона Божией Матери. XIX в

11. С 1995 года здания Валаамского подворья в Москве получило статус памятника архитектуры. Посмотрим на весь комплекс подворья.

12. Вид на Валаамское подворье вдоль переулка Александра Невского.

13. Вид на подворье со стороны 3-й Тверской-Ямской.

15. Внутренний двор подворья.

17. Купол церкви Сергия и Германа Валаамских со стороны внутреннего двора.

Паломнические поездки в Валаамский монастырь и Санкт-Петербург из Москвы

Валаамский монастырь

Примерная программа поездки:

1 день: отъезд из Москвы вечером (автобус)

2 день: 09.30 отправление из г.Приозерска на о.Валаам. Прибытие на о.Валаам в Монастырскую бухту около 13.00.
После размещения в плавучей гостинице эконом-класса «Адмирал Кузнецов» группа идет на обед в паломническую трапезную.
После обеда знакомство с Центральной усадьбой монастыря и посещение Игуменского кладбища в сопровождении православного экскурсовода Паломнической службы.
Вечерня в Спасо — Преображенском соборе, малое повечерие с трехканонником и акафистом.
Ужин в паломнической трапезной. Ночлег.

3 день: Полунощница. Утреня. Переезд в Никоновскую бухту на теплоходе. Чай в трапезной Воскресенского скита.
Далее группа следует по маршруту «Новый Иерусалим» (Воскресенский, Гефсиманские скиты, гора «Елеон»), экскурсия «Коневские озера».
Обед в паломнической трапезной Центральной усадьбы. Группа отправляется на Никольский скит.
17.00 Вечерня в Спасо-Преображенском соборе, малое повечерие с трехканонником и акафистом.
Ужин в паломнической трапезной. Ночлег.

4 день: 05.00 — 09.30 Полунощница. Утреня. Часы. Божественная Литургия. Чай в паломнической трапезной.
Группа отправляется на Скитский остров. Экскурсия «Скиты во имя Всех Святых и Смоленский».
Согласно уставу Валаамского монастыря женщины на внутреннюю территорию скита Всех Святых не допускаются.
Для желающих возможна экскурсия «Владимирский скит».
Обед в паломнической трапезной.
Отправление с о.Валаам в 17.00.
Прибытие т/х в г. Приозерск ориентировочно в 21.00.

5 день: прибытие в Москву. В программе возможны изменения.

Святыни монастыря: мощи препп. Сергия и Германа Валаамских,
мощи преп. Антипы Валаамского,
Гроб Господень,
икона Валаамская,
икона Влахернская, привезённая с Афона,
Чудотворный Крест Пантелеймонов,
икона свт. Николая с частицей мощей

Паломнические поездки осуществляются на комфортабельных туристических автобусах, в сопровождении православного экскурсовода.

Забронировать место в паломническую поездку в Валаамский монастырь можно по телефону (495)-921-10-27 с 10 до 20.

Расписание поездок на 2019 г.

11 — 15 июня (3 дня на Валааме) — 13500 р. (детский до 7 лет — 5800, от 7 до 12 лет — 9600)

1 — 4 июля (2 дня на Валааме) — 11500 р. (детский до 7 лет — 5500, от 7 до 12 лет — 8500)

15 — 18 августа (2 дня на Валааме) — 11500 р. (детский до 7 лет — 5500, от 7 до 12 лет — 8500)

179. Галина (26.07.2018 16:11)
От всей души хочу поблагодарить всех участников поездки на о. Валаам с 14.07-18.07.2018 , конечно , организатора — Елену , наших водителей, особая благодарность православным гидам, сопровождавшим группу на Святом Остове — Даниле и Екатерине!! Слава Богу за все! — за внимание людей, за прекрасную погоду, за каждую минуту, проведенную там, за то Бог привел ,чтобы все так сложилось!

148. Елена,Таисия,Татьяна,Татьяна (17.07.2015 16:59)
Первый раз ездили с паломнической службой.
Остались очень довольны.
Санкт-Петербург -Валаам,программа отработана на 5+.Огромное спасибо Серафиме Гавриловне и Экскурсоводу Рудовой Наталье Евгеньевне.
Водителям большое спасибо,за их внимание и терпение.
Дай Бог Вам всем Здоровья,Любви и Терпения.

127. Ольга (15.08.2014 16:45)
Огромное спасибо Серафиме Гавриловне и нашему экскурсоводу Татьяне за прекрасную поездку на Валаам. Поражает то внимание, забота и терпение, профессионализм и неравнодушие к каждому паломнику! Благодаря им Валаам остался в моем сердце тем местом, которое можно назвать домом, малой Родиной. Спаси Вас Господь!

21. Елена (30.12.2006 16:51)
С 30 июля по 2 августа 2006 года были с сыном в поездке по маршруту Питер — Валаам. Огромное спасибо нашему экскурсоводу Серафиме Гавриловне за тёплую доброжелательную атмосферу во время всей поездки.Первый раз причастилась на Валааме!Большое спасибо за всё)!

Валаамский монастырь в Москве

В субботу 21 октября прихожане нашего храма посетили Московское подворье Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря. Желающие принять участие в богослужении и причаститься Святых Христовых Тайн пришли к началу богослужения в 8:30, остальные подтянулись ближе ко времени экскурсии в 10 часов.

Как-то так случилось, что район Тверской заставы Москвы исторически не изобиловал церквами. В 1901 году здесь было устроено подворье Валаамского монастыря Финляндской епархии сначала с часовней, а затем и храмом во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Здание было построено всего за год и освящено 18 октября 1901 года митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским), будущим священномучеником.

В отделке подворья был использован гранит с острова Валаам, использовавшийся в постройке северного монастыря, чтобы братия, прихожане и паломники могли в полном смысле слова прикоснуться к частичке любимой обители. Росписи подворья принадлежат мастерам школы Виктора Васнецова. Часть фресок написана, возможно, и самим известным русским художником исторической живописи. Скоро Валаамское подворье стало одним из духовных центров дореволюционной Москвы. Братия из числа валаамских монахов на подворье доходила до ста человек.

Злоключения начались после 1917 года. Новые атеистические власти сняли с купола крест, сломали звонницу. И это несмотря на то, что по условиям предоставления независимости Финляндии подворье оказалось фактически зарубежным представительством. Советские власти не признали иностранный статус подворья, невзирая на протесты финских властей, и начали «уплотнять» монахов. В 1922 году в рамках компании по изъятию церковных ценностей отсюда вывезли больше пяти пудов серебра церковной утвари. А на верхнем этаже здания разместили общежитие так называемых «социальных женщин» (говоря современным языком «девушек низкой социальной ответственности»). Несмотря на эти стеснения, братия продолжали своё служение, высоко оценённое святителем Тихоном, Патриархом Всероссийским. Окончательно храм подворья был закрыт в 1926 году. Остававшихся насельников разогнали и частично арестовали. Четверо из них: преподобномученик Афанасий (Егоров), преподобномученик Таврион (Толоконцев), преподобноисповедник Арефа (Митренин) и преподобномученик Галактион (Урбанович-Новиков) были впоследствии канонизированы в сонме Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Позже здесь разместили поликлинику №36 Фрунзенского района Москвы. Во время Великой Отечественной войны здесь находился военный госпиталь. В 1944-1945 годах несколько операций в стенах госпиталя провёл святитель Лука (Войно-Ясенецкий), приезжавший в Москву на Поместный Собор и заседания Священного Синода.

В 1993 году подворье вернули Русской Православной Церкви, и здесь начала возрождаться монашеская жизнь. Проводились активные работы по ремонту и восстановлению храмов и помещений подворья. Производилась расчистка росписей. Незадолго до своей кончины помощь подворью оказывал великий актёр Иннокентий Смоктуновский и даже подарил храму преподобных Сергия и Германа Валаамских семейную икону святителя Николая Чудотворца. В 1998 году для Московского подворья был написан новый список с чудотворной Валаамской иконы Богородицы, ныне пребывающей в Финляндии в Нововалаамском монастыре.

Исполняющим обязанности начальника подворья сегодня является игумен Иосиф (Крюков). В стенах подворья сегодня заседает Синодальная комиссия по канонизации святых, возглавляемая епископом Троицким Панкратием, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместником Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. При Валаамском подворье функционируют воскресная школа и Братство имени преподобного Германа Аляскинского. Организуются паломничества на Валаам. В связи с событиями, связанными со столетием революции и гибелью Царской Семьи, проводятся богослужения с акафистом святым Царственным страстотерпцам.

Богослужение на подворье свершается при пении хора с характерным знаменным валаамским распевом. После литургии экскурсию для наших прихожан провёл сотрудник Братства имени прп. Германа Аляскинского – Максим Широков. Экскурсовод показал нашим пилигримам помещения Воскресной школы и храм святого благоверного князя Александра Невского, где проводятся братские богослужения, обычно закрытый для прихожан, рассказал о прошлом и настоящем обители. Все обратили внимание, что если в главном монастырском храме святых Сергия и Германа Валаамских Александр Невский на иконе написан как великий князь, то в храме своего имени на иконе он изображён как смиренный монах, перед смертью принявший схиму. После экскурсии все насладились ароматными чаем и кофе со свежей монастырской выпечкой, в изобилии представленной в здешней трапезной, и посетили интересную книжную лавку подворья.

Текст: Сергей Савкин

Фотографии: Тамары Мироновой и Татьяны Абрашкиной

паломничество на Валаам, 3 дня на острове

Прибытие в г. Приозерск, посадка на т/х «Валаам». 09.30. Отправление на остров. Около 13.00 прибытие на Валаам. Размещение в гостинице. Обед.

Обзорная экскурсия по центральной усадьбе Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря по традиции начинается от причала Монастырской бухты, куда прибывали суда валаамского флота в ХIХ – нач. ХХ века. Подножие горы Фавор, на вершину которой поднимается широкая, устроенная еще в середине прошлого века лестница в 62 ступени, далее путь идет мимо мраморной Знаменской часовни к Святым вратам обители, украшенным надвратной Петропавловской церковью, бывшей в прежние времена домовым храмом царственных особ, прибывающих на Валаам. Посещение главного действующего храма монастыря – величественного Спасо-Преображенского собора, где покоятся мощи святых основателей обители — преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев. Успенская трапезная церковь, церковь Валаамской иконы Божией Матери.

Вечерня в Спасо-Преображенском соборе, малое повечерие с трехканонником и акафистом. Ужин на теплоходе. Ночлег.

Никольский скит: один из красивейших скитов Валаама. Экскурсия на Игуменское кладбище, дендрологический питомник, где разводили деревья и декоративные кустарники из разных регионов России, место молитвенного уединения преподобного старца Назария — устроителя Валаамской обители, пришедшего в 1782 г. из знаменитого Сарова. Могила и фундамент избушки схимонаха Николая «Смиреннейшего», посетить которого пожелал сам император Александр I во время высочайшего визита на Валаам в августе 1819 г.

Церковь, освященная во имя Преподобных Отцов, в посте и подвиге просиявших, и массивная звонница-арка. За алтарем храма восстановлены захоронения настоятелей Валаамской обители, рассказ о судьбах которых вмещает историю обители вплоть до конца 1930-х годов.

Пешеходная экскурсия «Коневские озера»: встреча с удивительным, прикровенным уголком Валаама, где некогда располагалась пустынька отшельника – в будущем знаменитого игумена Дамаскина. Здесь расположен самый маленький скит Валаамского монастыря – скит во имя Коневской иконы Божией Матери, старцы которого имели благословение утешать приезжавших на Валаам гостей. Заканчивается же экскурсия у монастырской молочной фермы, с конца прошлого столетия снабжавшей обитель превосходными продуктами.

Экскурсия «Новый Иерусалим»: Воскресенский скит, в нижней церкви этого скита, напоминающей своим убранством раннехристианские храмы, устроено подобие пещеры Гроба Господня в Иерусалиме. От Воскресенского скита лесная дорога уходит в сторону рукотворного Гефсиманского сада, где расположен Гефсиманский скит с деревянной церковью Успения Пресвятой Богородицы. Заканчивается экскурсия на Елеонской горе, где от часовни Вознесения Господня открывается один из самых поэтичных видов на Ладогу.

Ужин. Всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе. Ночлег

Валаамский монастырь – описание, местонахождение

История этих мест дошла до современников только по преданиям, согласно которым возникновение христианства на Валааме совпало с крещением Руси.

Валаам привлек язычников своей красотой и величием. Именно здесь они расположили свое капище – главное место поклонения самому почитаемому из богов.

Историки считают, что первыми христианами, которые посетили эти места, являются Сергий и Герман. Они имели статус инок, это значит, что они носили рясу, но не были монахами. По сути, они являлись младшими монахами до пострижения их в малую схиму.

Валаамские Чудотворцы усердно молились и трудились, чем смогли положить основание обители, столько значащей для современников. Сергий и Герман относились к греческой церкви, а сам Валаам территориально принадлежал землям Великого Новгорода.

Для верующих Валаамский монастырь является особенным местом. Строение окружено водой со всех сторон и удалено от городской черты, что делает это место действительно умиротворяющим и тихим.

Остров находится в двух десятках километров от материка, в сорока двух километрах от ближайшего города и двух сотнях километров от культурного сердца России – Санкт-Петербурга.

Природа Валаама удивляет и поражает: почти пять сотен видов растений, две сотни видов птиц, множество животных. Здесь можно встретить и виды, занесенные в Красную книгу, например, нерпу. Основную часть острова занимают хвойные леса. Есть и лиственные деревья, но их привезли люди.

Насельники Валаама всегда вели мирную жизнь, даже когда подвергались нападениям и лишениям. На заре семнадцатого века монастырь захватили и разрушили шведы. Остров принадлежал этой стране до Северной войны.

В восемнадцатом веке игумен Назарий ввел Строгий Устав, которому следуют многие поколения послушников. Он предусматривал три формы жизни монаха: отшельническая, скитская и общежительная. К началу двадцатого века у монастыря уже было тринадцать скитов, раскиданных по Валааму.

Главное сооружение монастыря располагается на холме. Это интересный архитектурный ансамбль, сердцем которого является Спасо-Преображенский собор. Вокруг него находятся братские кельи, ниже по холму – сады. Собор имеет крестово-купольную структуру, разделен на три нефа. Колокольня имеет несколько ярусов, раньше на ней было тринадцать колоколов, сейчас только один.

История монастыря

Обитель ведет свое существование с четырнадцатого века. К шестнадцатому веку на территории монастыря жило шестьсот монахов.

Несмотря на огромную численность послушников, строения из камня стали появляться лишь в конце восемнадцатого века. Эта деятельность развернулась при старце Назарии. Обитель расцвела в девятнадцатом веке, когда ей руководил игумен Назарий. Он продолжил строительство сооружений из камня и развернул деятельность миссионеров. Благодаря грамотному руководству, Валаамская обитель к середине девятнадцатого века имела свою структуру, которая включала хозяйственные части, полицию, торговлю, финансы. По сути, обитель являлась маленьким государством.

Монастырь активно развивался с середины четырнадцатого до шестнадцатого века. Все годы существования обитель получала одобрение и поддержку от правящих структур.

Обитель пережила много бед. В семьдесят восьмом году шестнадцатого века на нее напали шведы, погубив множество ее обитателей. Через несколько лет вспыхнула эпидемия чумы, которая в те года была смертельной. После этого шведы разрушили и строения, остававшиеся на острове. Обитель была разграблена и разрушена, однако монахи не покинули эти земли, а предпочли остаться на острове.

Когда к власти пришел Петр Первый, он повелел восстановить обитель указом от пятнадцатого года восемнадцатого века. Огромную помощь оказал Кириллов монастырь, который предоставил инструменты, припасы и утварь, необходимые для восстановления монастыря.

Еще одним испытанием для монастыря стали большевики, пришедшие к власти. После окончания второй мировой войны священнослужителям пришлось спасаться от власти, покинув святое место. Они ушли на территорию Финляндии, где смогли основать Ново-Валаамский монастырь, который действует и по сегодняшний день.

Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Порты и причалы:

Отзывы о круизах через Валаам (31)
Круизы через Валаам (196)
  • Экскурсия «Связь времён» по Валааму
  • Экскурсия «Скалистый берег» по Валааму
  • Пешеходная экскурсия «По скитам Валаама»
  • Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Валаамский монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, расположенный на островах Валаамского архипелага в Карелии.

По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест. Спустя 900 лет двое иноков, Сергий и Герман, пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство. Письменные источники («жития»), свидетельствующие о жизни и деяниях преподобных, считаются утраченными.

Достоверная документальнистория Валаамского монастыря начинается с XIV века. В «Сказании о Валаамском монастыре» ([1]) указан год основания — 1407 год:

К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова.

В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря издал указ (не сохранился?) о восстановлении Валаамской обители. В 1720 году построен деревянный Спасо-Преображенский собор, келейные корпуса и вспомогательные помещения. К 1730 году возведена Успенская церковь, построена деревянная ограда, но пожар 1754 года уничтожил эти первые постройки. Императрица Елизавета Петровна прилагала усилия для восстановления монастыря, но в 1765 году в нём жило всего 11 монахов. Усилия не пропадали даром и в 1774 году освящён храм Преображения Господня. Вокруг храма в виде квадрата были построены келейные помещения, по углам которого возведены Успенская («зимняя», то есть отапливаемая) и Никольская церкви. В 1805 году в южной части наружного каре была воздвигнута надвратная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, а в северной — больничный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Над островом теперь возвышается монастырская колокольня 72-метровой высоты. В свою очередь был отлит и самый большой среди валаамских колоколов — колокол в честь апостола Андрея Первозванного весом в 1000 пудов.

Наибольший подъем обители пришёлся на XIX век. Игумен Назарий, возглавивший монастырь в 1781 г., начал большое каменное строительство. В 1839 году на пост настоятеля был назначен отец Дамаскин, который в течение 42-х лет руководил обителью. Именно он добился, чтобы строительные работы на острове велись только под руководством квалифицированных архитекторов. Первым, кого он пригласил, был петербургский архитектор, академик Алексей Горностаев. Отец Дамаскин установил для братии суровый режим: обязательное попечение старцев о послушниках и молодых монахах, неукоснительное посещение церковных служб, многочасовые трудовые послушания. После смерти Дамаскина монастырём управлял его преемник Ионофан II, который смог осуществить наиболее масштабное начинание игумена Дамаскина — строительство нового величественного Спасо-Преображенского собора, расчитанного более чем на 3000 человек.

Валаамские подвижники желали превратить свою обитель в Новый Иерусалим, благодаря чему на острове в начале 20-го века появились названия, отсылающие ко временам Нового Завета: Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит.

К началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 человек. С 1811 по 1917 архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. Революция 1917 года привела к тому, что Валаам вошел в состав вновь образованной Финляндии и обитель оказалась церковью нацменьшинства (основная религия Финляндии — лютеранство). Начиная с 1925 года стали проводиться службы на финском языке, а сами острова основательно были укреплены в военно-инженерном отношении.

Во время советско-финской войны 1939—1940 монастырь попал в зону боевых действий и монахи, принявшие к тому времени финское подданство, покинули острова, увезя с собою всё самое ценное (включая колокола). Они осели в местечке Хейнявеси (Hein?vesi) в Финляндии, в усадьбе Папиниеми. Там возник монастырь, получивший название «Новый Валаам». По окончании Великой Отечественной войны данный монастырь был присоединён на несколько лет к Московской Патриархии, но территориально остался в подчинении Финской Православной церкви. В 1977 службы на русском языке в прекратились, в 1981 умер последний русский монах. Сейчас монастырь продолжает действовать как финская православная обитель и принимает в год более 100 тысяч посетителей — как паломников, так и туристов.

Осенью 1940 на самом острове Валаам, в монастырских корпусах, была организована школа боцманов и юнг, которая в 1941 была эвакуирована на оборону Ленинграда. По окончании войны в 1944 году финские войска покинули остров, и на острове было размещено подсобное хозяйство Питкярантского целлюлозного завода, организовано лесничество, восстановлена монашеская метеостанция. В 1950 году в бывших кельях и скитах разместили устроили Дом инвалидов войны и труда, который был переведен на материк в 1984. Только с 1960-х годов на остров стали приходить первые теплоходы с туристами. В 1979 году на территории организован музей-заповедник, и немного позже началась реставрация памятников.

Ссылка на основную публикацию