Валаамский мужской монастырь в честь Преображения Господня на острове Валаам

Валаамский мужской монастырь в честь Преображения Господня на острове Валаам

В алаамский центральный монастырь
и главный храм всего Валаама — Спасо- Преображенский собор.

Эта часовня «Всех скорбящих радости» встречает туристов первая. Она стоит прямо на пристани.

Валаам это земля святая. Остров неоднократно посещали императоры Александр I и Александр II, Путин и другие руководители страны )) Также приезжал на Валаам святитель Игнатий (Брянчанинов). Говорят Путин здесь венчался с Кабаевой (но может и врут что венчался. с Кабаевой. и что Путин).

Природа Валаама вдохновляла известнейших гениев творчества и науки: художники И.И. Шишкин (сосна которую он писал жива до сих пор), Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи, писатели и поэты Н.С. Лесков, Ф.И. Тютчев, А.Н. Апухтин, И.С. Шмелёв, Б.К. Зайцев, композиторы П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, учёные М.Н. Миклухо-Маклай, Д.И. Менделеев и множество других побывали здесь. В XIX веке во время своего путешествия по России остров посетил Александр Дюма-отец.

Хорошо известны валаамские пейзажи, написанные И.И. Шишкиным («Вид Валаама», 1860), А.И. Куинджи («На острове Валаам», 1873) и Николаем Рерихом («Святой остров», 1917). В 1970-х годах создал серию чёрно-белых линогравюр известный карельский художник-график А.И. Авдышев, посвятил Валааму ряд своих работ мастер объёмной резьбы по дереву, сортавальский художник Кронид Гоголев.

Главный собор Валаама стоит на горе, куда ведет гранитная лестница из шестидесяти двух ступеней.
именно там находится центральная усадьба монастыря.

Ступени с такими стяжками, которые ногами стерты с камнем вровень.

Центральная усадьба представляет собою два каре, образованных двух и трехэтажными жилыми и хозяйственными корпусами, расположенными один внутри другого.

Тут несколько церквей — Успенская, Никольская, церковь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник», церковь во имя Живоначальной Троицы и надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла — во внешнем аре.
Большой Спасо-Преображенский собор и высокая многоярусная колокольня находится в центре. Его видно со многих точек острова, это его визитная карточка.

К этой «Знаменской» часовне я потом еще вернусь подробнее.

По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест. По одной из двух концепций возникновения монастыря спустя 900 лет двое иноков, Сергий и Герман, пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство.

К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова.

В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря издал указ о восстановлении Валаамской обители. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоеванной территории, когда ещё не был подписан мирный договор.

В 1719 году освящён деревянный Спасо-Преображенский храм, построены келейные корпуса и вспомогательные помещения.

Сам храм позже перестроили, сделав его вше и красивее. Таким он и предстает перед нами сегодня.
Когда Финляндия вошла в состав России княжеству передали Выбогскую губернию и вместе с ней и Валаам. Финны проповедуют лютеранство и тут настали тяжелые времена.

Во время советско-финской войны 1939—1940 гг. монахи, принявшие к тому времени финское подданство (тех кто отказались финны к тому времени вытеснили) покинули острова, увезя с собою всё самое ценное, включая подлинник иконы Валаамской Божией Матери и другие святыни и колокола. Межцерковные переговоры о возвращении подлинника иконы Валаамской Божией Матери в Валаамский монастырь ведутся между РПЦ и ФПЦ уже более 20 лет. Да все мимо.

Колокольня и купола Спасо-Преображнского собора.

Внутренний двор между внешним и внутренним каре.

Тут внутри уже фотографировать нельзя почему-то. экскурсии платные проводить можно, вещая занудным голосом на весь храм а вот фотографировать нельзя. Стоит дядя в костюме черном и при галстуке и строго следит. Неисповедимы пути православного малого бизнеса.

Горнее место нижнего храма Спасо-Преображенского собора. Фото (С) Википедия.

Тут такой занятный фонтанчик со святой водой. Так вот когда моя благоверная к нему подошла, он иссяк. перестал течь. Ей Богу не вру! А как отошла, заструился вновь. Аллилуйя! Чудо! Я всегда подозревал что она не ангел. прости Господи живу с ведьмой, сам не знаю зачем. не случайно и метла не заводилась намедне.

Сверху слева виднеется купол церкви во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Необычно видеть черную маковку. это церковь во имя Успения Божией Матери.

Этого кота хотел сфортографировать поближе, не дали. Сказали фиг! Ничего нельзя фотографировать! Даже рыжих котов. Обещали засветить пленку или отформатировать карту памяти молитвой. чудом уговорил повременить. обещал исправиться, искупить.

Кот гордо удалился, на кис-кис вообще не реагируя )))

Вот видите! С собаками нельзя, а с котами можно. Путешествуйте с котами, с ними даже в церкви пускают.

На Игуменском кладбище есть одно из Валаамских чудес — лик старца Назария, проявившийся в 1997 году после удара грозовой молнии.

А это молодой кот, который предлагал почесать ему животик. почесал. )))

Обошли монастырь со всех сторон куда только пускали.

Вид на монастырь с другой стороны.

У Трапезной много котов. стайка просто ))

Тут вокруг яблоневый сад. Благодать.

Мы выпили по чашечке кофе и пошли искать машину, проехать по дальним скитам острова.
Инфа и несколько фото (С0 Википедия.

Свято-Преображенский Валаамский монастырь

в честь Преображения Господня, мужской, ставропигиальный

Адрес: 186756, Республика Карелия, г. Сортавала, о. Валаам, тел.: (81430) 3-81-82, 3-81-06

Свято-Преображенский Валаамский монастырь

В 2000 году в монастыре — 100 человек братии

Основан новгородцами на границе со шведскими впадениями. Дата основания в разных источниках — IX, XII и начало XIV века. В Житии Аврамия Ростовского есть свидетельство, что в 960 году преподобный Сергий основал на острове монастырское братство. Его преемником был преподобный Герман. Монастырь расположен на острове Валаам в северо-западной части Ладожского озера, на левой стороне монастырского пролива (площадь острова — около 30 кв. км). Связан пароходным сообщением с мая по сентябрь. Валаам окружают свыше 50 мелких гранитных островов, образующих архипелаг.

Разорен шведами сначала в XI веке, затем — в 1581 году (было убито 34 инока). Восстановлен царем Федором Ивановичем. В 1611 году был снова разорен и сожжен шведами, которые поселились на острове. Монастырь оказался в запустении. Восстановлен в 1715 году по указу Петра I. Монастырь отличается строгим уставом (Саровской пустыни), действующим и поныне. В XV веке из него вышел видный деятель русского просвещения Геннадий Гонзов, архиепископ Новгородский (1484—1504). В 1839 году игуменом монастыря становится о. Дамаскин — энергичный организатор и строитель, строгий настоятель, внесший большой вклад в устройство жизни монастыря. В XIX веке монастырь получил статус штатного (на его содержание стали выделяться деньги из государственной казны).

Несмотря на суровый климат, трудом монахов и паломников изменился ландшафт острова. На Валааме и приписанных к нему 50 островах появились скиты, обухоженные поля, сенокосные угодья, огороды, сады. Монастырь славился молочным животноводством, рыболовством. Имелось несколько заводов (в т.ч. смоляной, кожевенный и кирпичный), кустарные, ремесленные мастерские. Велось большое строительство.

Валаам (его называли Северным Афоном) привлекал большое число паломников, в т.ч. известных русских художников, писателей, композиторов (Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, А.Н. Апухтин, И.С. Шмелев, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, П.И. Чайковский, В.И. Немирович-Данченко и др.).

Строительство главного собора — Спасо-Преображенского — началось в марте 1717 года. Но все постройки петровской эпохи погибли от пожаров и бурь. Сохранившиеся сооружения — XIX—XX веков. Здание монастыря состоит из двух заключенных один в другой четырехугольников.

В 1889 году по проекту архитектора Силина завершено сооружение на месте старого центрального собора каменного пятиглавого Спасо-Преображенского собора с 70-метровой четырехъярусной колокольней. Собор двухэтажный: верхний — одпопрестольный в честь Преображения Господня; нижний — двухпрестольный (главный — в честь валаамских чудотворцев, основателей монастыря Сергия и Германа, где с 1718 года хранились их мощи, а другой — святого пророка Илии). Другие храмы — Успения Пресвятой Богородицы (теплый), во имя святых апостолов Петра и Павла (двухэтажный), два надвратных — Живоначальной Троицы и иконы Божией Матери «Живоносный Источник». На острове находилось семь деревянных скитов (конец XIX в.), но некоторые из них сгорели.

С северной стороны монастыря — кладбище, где находится могила, в которой, по преданию, погребен шведский король Магнус II Смек. В 1371 году он во время бури потерпел кораблекрушение, и его волнами прибило к острову. Магнус остался в монастыре, принял православие, был пострижен в схиму, вскоре скончался.

В 1918 году остров Валаам отошел к Финляндии. В 1940 году (по договору между СССР и Финляндией, завершившему советско-финляндскую войну 1939— 1940 гг.) был возвращен СССР. Иноки покинули монастырь. (часть иноков вместе со святынями монастыря выехала в Финляндию, где основала Нововалаамский монастырь).

Монастырь серьезно пострадал в результате войн — советско-финляндской 1939—1940 годов и Великой Отечественной 1941—1945 годов. После 1945 года на территории монастыря стал действовать дом для инвалидов Великой Отечественной войны. С 1957 года остров был открыт для посещения туристов.

В 1989 года священноначалие Русской Православной Церкви приняло решение о возрождении на острове монашеской жизни. Монастырь был возрожден 29 сентября 1989 года. 13 декабря 1989 года, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного (согласно преданию, он в свое время посетил Валаам) на остров прибыли первые монахи. Монастырь является ставропигиальным, находится под особым покровительством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В июне 1996 года Патриарх Алексий II в день памяти валаамских чудотворцев Сергия и Германа освятил раку над их мощами и новый иконостас в Спасо-Преображенском соборе.

Монастырь имеет подворья: в Москве; — храм (1900 г.) в честь препподобных Сергия и Германа Валаамских (125047, г. Москва, ул. 2-я Тверская-Ямская, 52, тел. (495) 251-59-05); в Санкт-Петербурге — Казанский храм (198020, г. Санкт-Петербург, Нарвский пр., 1/29, тел. (812) 252-64-11, 252-77-00; в Приозерске — Всехсвятский храм (188670, Ленинградская обл., г. Приозёрск, ул. Пушкина, 17, тел. (812-79) 2-15-90, 2-12-90); в Сортавале — храм в честь сеятителя Николая (186756, Республика Карелия, г. Сортавала, тел. 3-72-59).

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку «g+1».

ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ — Ва­ла­ам­ский в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня став­ро­пи­ги­аль­ный муж­ской мо­на­стырь.

Точ­ная да­та ос­но­ва­ния Валаамского мпонастыря не­из­вест­на; пер­вые хри­сти­ан­ские при­хо­ды по­яви­лись на бе­ре­гах Ла­дож­ско­го озера не позд­нее XI века.

Ос­но­ва­те­ля­ми мо­на­ше­ст­ва на острове Ва­ла­ам счи­та­ют­ся свя­тые Сер­гий и Гер­ман Ва­ла­ам­ские. Наи­бо­лее ран­ние до­ку­мен­таль­ные сви­де­тель­ст­ва о Валаамском мпонастыре от­но­сят­ся к XIV веку. Мо­на­стырь не­од­но­крат­но ра­зо­рял­ся шве­да­ми. В XVIII веке, при игу­ме­не Наза­рии (1782-1801 годы; под­виж­ник из Саров­ской пус­ты­ни), на Ва­лаа­ме был вве­дён Са­ров­ский мо­на­стыр­ский ус­тав. Наи­боль­ше­го рас­цве­та Валаамский монастырь дос­тиг в XIX веке при игу­ме­не Да­ма­ски­не (Ко­но­но­ве; 1839–81). В первой половине XIX века уче­ни­ка­ми преподобног. Паи­сия Ве­лич­ков­ско­гона Ва­лаа­ме воз­ро­ж­де­но стар­че­ст­во.

До 1917 года Валаамский монастырь был од­ним из са­мых круп­ных российских мо­на­сты­рей, его на­зы­ва­ли Се­вер­ным Афо­ном. Из Валаамского монастыря вы­шли по­движ­ни­ки и ос­но­ва­те­ли мо­на­сты­рей: Алек­сандр Свир­ский, Ар­се­ний Ко­нев­ский, Кор­ни­лий Па­лео­стров­ский, Сав­ва­тий Со­ло­вец­кий и др. Мо­на­стырь по­се­ща­ли им­пе­ра­то­ры Алек­сандр I (1819 год), Алек­сандр II с великим князем Алек­сан­дром Алек­сан­д­ро­ви­чем (1858 год). С Ва­лаа­мом свя­за­но твор­че­ст­во многих дея­те­лей русской куль­ту­ры и искусства: ху­дож­ни­ков И. И. Шиш­ки­на, А. И. Ку­инд­жи, Н. К. Ре­ри­ха; пи­са­те­лей Н. С. Лес­ко­ва, И. С. Шме­лё­ва, Б. К. Зай­це­ва и др. К 1917 году на Валаа­ме на­счи­ты­ва­лось: 21 храм (15 ка­мен­ных и 6 де­ре­вян­ных) с 26 пре­стола­ми, 22 ча­сов­ни; об­щее ко­ли­че­ст­во бра­тии со­став­ля­ло 600 мо­на­ше­ст­вую­щих и 86 труд­ни­ков; су­ще­ст­во­ва­ли не­боль­шие про­из­вод­ст­ва (смо­ля­ной, кир­пич­ный, свеч­ной, ко­же­вен­ный за­во­ды, различные мас­тер­ские), фер­ма, про­цве­та­ли са­до­вод­ст­во, ого­род­ни­че­ст­во, ры­бо­лов­ст­во, кус­тар­ные про­мыс­лы. Валаамский монастырь вла­дел об­шир­ны­ми ар­хи­вом и биб­лио­те­кой, сла­вил­ся пев­че­ски­ми тра­ди­ция­ми (из­вест­ное «Ва­ла­ам­ское пе­ние», «Ва­ла­ам­ский рас­пев»). В XIX — начале XX. веках в Санкт-Пе­тер­бур­ге и Мо­ск­ве бы­ли уст­рое­ны под­во­рья Валаамского монастыря с хра­ма­ми.

По­сле 1917 года Валаамский монастырь ока­зал­ся на тер­ри­то­рии, ото­шед­шей к Фин­лян­дии. При­об­ре­те­ние Финляндской пра­во­слав­ной цер­ковью са­мо­стоя­тель­но­сти и пе­ре­ход на но­вый стиль вы­зва­ли рас­кол сре­ди мо­на­хов Валаамского монастыря. Не­со­глас­ных с ре­ше­ния­ми фин­ских государственных и цер­ков­ных вла­стей в 1925-1927 годы вы­сла­ли с Ва­лаа­ма. В 1930 году в Валаамском монастыре на­счи­ты­ва­лось 278 чел. бра­тии. В мар­те 1940 года, по­сле со­вет­ско-фин­лянд­ской вой­ны 1939-1940 годов, остров Ва­ла­ам ото­шёл к СССР. То­гда же Валаамский монастырь был за­крыт; часть на­сель­ни­ков пе­ре­еха­ла в Фин­лян­дию, где ос­но­ва­ла Но­во­ва­ла­ам­ский монастырь, су­ще­ст­вую­щий и по­ны­не (в юрис­дик­ции Финляндской пра­во­слав­ной церк­ви). С 1940 года на тер­ри­то­рии Валаамского монастыря раз­ме­ща­лись сна­ча­ла шко­ла юнг, за­тем сов­хоз, а в 1952-1984 годы — ин­тер­нат для ин­ва­ли­дов вой­ны и пре­ста­ре­лых. В ре­зуль­та­те хо­зяйственного ис­поль­зо­ва­ния бы­ли по­губ­ле­ны многие па­мят­ни­ки на тер­ри­то­рии мо­на­сты­ря, ра­зо­ре­ны все ски­ты, унич­то­же­ны де­ревянные хра­мы и ча­сов­ни.

В сентябре 1989 года со­стоя­лось офицальное от­кры­тие мо­на­сты­ря; на­ча­лось воз­ро­ж­де­ние мо­на­ше­ской жиз­ни на Ва­лаа­ме. В 1990 году Валаамскому монастырю при­сво­ен ста­тус став­ро­пи­ги­аль­но­го. С 1991 года в ве­де­ние Русской пра­во­слав­ной церк­ви Мо­с­ков­ско­го пат­ри­ар­ха­та на­ча­ли пе­ре­да­вать со­хра­нив­шие­ся зда­ния мо­на­стыр­ско­го ком­плек­са. В мае 1991 года бы­ли об­ре­те­ны мо­щи ва­ла­ам­ско­го под­виж­ни­ка ие­рос­хи­мо­на­ха Ан­ти­пы (в 1992 году при­чис­лен к ли­ку свя­тых). В 1992 году из­дан Указ Пре­зи­ден­та РФ «О Ва­ла­ам­ском ар­хи­пе­ла­ге и Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре». В начале XXI века в Валаамском монастыре — бо­лее 200 на­сель­ни­ков.

Пер­во­на­чаль­но по­строй­ки Валаамского монастыря бы­ли де­ре­вян­ны­ми; са­мое ран­нее их изо­бра­же­ние име­ет­ся на ми­ниа­тю­ре из Жи­тия преподобного Алек­сан­д­ра Свир­ско­го (XVII век). Ка­мен­ное строи­тель­ст­во на­ча­лось в 1785 году по пла­ну, со­став­лен­но­му игу­ме­ном На­за­ри­ем и вос­хо­дя­ще­му к мо­на­сты­рям Афо­на. При игу­ме­не Да­ма­ски­не главным ар­хи­тек­то­ром Валаамского монастыря стал А.М. Гор­но­ста­ев, ко­то­рый в сво­их про­ек­тах ори­ен­тиро­вал­ся на русское зод­че­ст­во XVI-XVII веков; эти тра­ди­ции бы­ли позд­нее про­дол­же­ны Г.И. Кар­по­вым, В.И. Ба­ран­кее­вым и др., что при­да­ло сти­ли­стическую цель­ность все­му ком­плек­су мо­на­сты­ря и ски­тов. Зда­ния Валаамского монастыря с ке­лей­ны­ми зда­ния­ми об­ра­зу­ют 2 ка­ре: внут­рен­нее (1785-1801 годы) с Ус­пен­ской церковью (1785 год) и внеш­нее (с мас­тер­ски­ми, боль­ни­цей, вторая половина XIX — начало XX веков). Цен­тром ан­самб­ля яв­ля­ет­ся пятигла­вый Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор в рус­ско-ви­зан­тий­ском сти­ле (1887-1896 годы, ар­хи­тек­то­ры А.В. Си­лин, Г.И. Кар­пов и Н.Д. Про­кофь­ев), воз­ве­дён­ный на мес­те ста­ро­го (конец XVIII века), с верх­ним пре­сто­лом Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня и ниж­ним пре­сто­лом Пре­по­доб­ных Сер­гия и Гер­ма­на Ва­ла­ам­ских; его ко­ло­коль­ня (са­мая вы­со­кая точ­ка ар­хи­пе­ла­га) на­по­ми­на­ет русские шат­ро­вые звон­ни­цы XVII века (рос­пи­си и ико­но­ста­сы ис­пол­ни­ли мо­на­стыр­ские ху­дож­ни­ки). Со­хра­ни­лись так­же Свя­тые вра­та (конец XVIII — начало XIX века) и над­врат­ная церковь Свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла (1802-1809 годы), церковь Жи­во­на­чаль­ной Трои­цы (1814, 1837 год), гос­ти­ни­ца (1852 год, архитектор Гор­но­ста­ев), ра­бот­ный дом (1871 год, архитектор Кар­пов); игу­мен­ское клад­би­ще с ц.ерковью Пре­по­доб­ных от­цов (ос­вя­ще­на в 1876 году).
За пре­де­ла­ми основного архитектурного ансамбля рас­по­ла­гаются ски­ты (Свя­тоо­ст­ров­ский, с де­ревней цекрковью Алек­сан­д­ра Свир­ско­го, 1855 год; Ав­раа­ми­ев­ский, Сер­ги­ев­ский, Гер­ма­нов­ский, Ко­нев­ский, Тих­вин­ский и др.), ча­сов­ни, по­клон­ные кре­сты. В конце XIX — начале XX веках воз­ник­ли со­ору­же­ния, на­по­ми­наю­щие о свя­ты­нях Ие­ру­са­ли­ма: мра­мор­ная ча­сов­ня с по­до­би­ем Гро­ба Гос­под­ня в церкви Вос­кре­се­ния Гос­под­ня (1901-1906 годы, архитектор В.И. Ба­ран­ке­ев) Вос­кре­сен­ско­го ски­та, Ус­пен­ская церковь Геф­си­ман­ско­го ски­та и др. Де­ре­вян­ная церковь Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (1915-1917 годы) Смо­лен­ско­го ски­та бы­ла вы­строе­на в «древ­нем нов­го­род­ском» сти­ле по про­ек­ту веикого князя Пет­ра Ни­ко­лае­ви­ча в па­мять о русских вои­нах, пав­ших в Первой ми­ро­вой вой­не.

В 1979 году острову Ва­лаам при­сво­ен ста­тус ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­но­го и при­род­но­го му­зея-за­по­вед­ни­ка, на­ча­лась рес­тав­ра­ция отдельных па­мят­ни­ков. В 1999 году на тер­ри­то­рии острова Ва­лаам соз­дан при­род­ный парк «Ва­ла­ам­ский ар­хи­пе­лаг». Ор­га­ни­зу­ют­ся па­лом­ни­че­ские по­езд­ки.

Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Порты и причалы:

Отзывы о круизах через Валаам (31)
Круизы через Валаам (195)
  • Экскурсия «Связь времён» по Валааму
  • Экскурсия «Скалистый берег» по Валааму
  • Пешеходная экскурсия «По скитам Валаама»
  • Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Валаамский монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, расположенный на островах Валаамского архипелага в Карелии.

По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест. Спустя 900 лет двое иноков, Сергий и Герман, пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство. Письменные источники («жития»), свидетельствующие о жизни и деяниях преподобных, считаются утраченными.

Достоверная документальнистория Валаамского монастыря начинается с XIV века. В «Сказании о Валаамском монастыре» ([1]) указан год основания — 1407 год:

К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова.

В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря издал указ (не сохранился?) о восстановлении Валаамской обители. В 1720 году построен деревянный Спасо-Преображенский собор, келейные корпуса и вспомогательные помещения. К 1730 году возведена Успенская церковь, построена деревянная ограда, но пожар 1754 года уничтожил эти первые постройки. Императрица Елизавета Петровна прилагала усилия для восстановления монастыря, но в 1765 году в нём жило всего 11 монахов. Усилия не пропадали даром и в 1774 году освящён храм Преображения Господня. Вокруг храма в виде квадрата были построены келейные помещения, по углам которого возведены Успенская («зимняя», то есть отапливаемая) и Никольская церкви. В 1805 году в южной части наружного каре была воздвигнута надвратная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, а в северной — больничный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Над островом теперь возвышается монастырская колокольня 72-метровой высоты. В свою очередь был отлит и самый большой среди валаамских колоколов — колокол в честь апостола Андрея Первозванного весом в 1000 пудов.

Наибольший подъем обители пришёлся на XIX век. Игумен Назарий, возглавивший монастырь в 1781 г., начал большое каменное строительство. В 1839 году на пост настоятеля был назначен отец Дамаскин, который в течение 42-х лет руководил обителью. Именно он добился, чтобы строительные работы на острове велись только под руководством квалифицированных архитекторов. Первым, кого он пригласил, был петербургский архитектор, академик Алексей Горностаев. Отец Дамаскин установил для братии суровый режим: обязательное попечение старцев о послушниках и молодых монахах, неукоснительное посещение церковных служб, многочасовые трудовые послушания. После смерти Дамаскина монастырём управлял его преемник Ионофан II, который смог осуществить наиболее масштабное начинание игумена Дамаскина — строительство нового величественного Спасо-Преображенского собора, расчитанного более чем на 3000 человек.

Валаамские подвижники желали превратить свою обитель в Новый Иерусалим, благодаря чему на острове в начале 20-го века появились названия, отсылающие ко временам Нового Завета: Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит.

К началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 человек. С 1811 по 1917 архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. Революция 1917 года привела к тому, что Валаам вошел в состав вновь образованной Финляндии и обитель оказалась церковью нацменьшинства (основная религия Финляндии — лютеранство). Начиная с 1925 года стали проводиться службы на финском языке, а сами острова основательно были укреплены в военно-инженерном отношении.

Во время советско-финской войны 1939—1940 монастырь попал в зону боевых действий и монахи, принявшие к тому времени финское подданство, покинули острова, увезя с собою всё самое ценное (включая колокола). Они осели в местечке Хейнявеси (Hein?vesi) в Финляндии, в усадьбе Папиниеми. Там возник монастырь, получивший название «Новый Валаам». По окончании Великой Отечественной войны данный монастырь был присоединён на несколько лет к Московской Патриархии, но территориально остался в подчинении Финской Православной церкви. В 1977 службы на русском языке в прекратились, в 1981 умер последний русский монах. Сейчас монастырь продолжает действовать как финская православная обитель и принимает в год более 100 тысяч посетителей — как паломников, так и туристов.

Осенью 1940 на самом острове Валаам, в монастырских корпусах, была организована школа боцманов и юнг, которая в 1941 была эвакуирована на оборону Ленинграда. По окончании войны в 1944 году финские войска покинули остров, и на острове было размещено подсобное хозяйство Питкярантского целлюлозного завода, организовано лесничество, восстановлена монашеская метеостанция. В 1950 году в бывших кельях и скитах разместили устроили Дом инвалидов войны и труда, который был переведен на материк в 1984. Только с 1960-х годов на остров стали приходить первые теплоходы с туристами. В 1979 году на территории организован музей-заповедник, и немного позже началась реставрация памятников.

Остров Валаам

Остров Валаам. Чудный уголок необыкновенной красоты, наполненный особым спокойствием и умиротворенностью. Расположен Валаам на Ладожском озере в Карелии, в 22 километрах от ближайшего берега. Остров, название которого в переводе с финского обозначает «высокая земля», занимает центральное место в обширном Валаамском архипелаге, его общая площадь — 30 кв. км. Валаам даже имеет собственные внутренние озёра, а с некоторыми другими, более мелкими островами архипелага, он соединён деревянными мостами. Всего Валаамский архипелаг насчитывает около 50 больших и малых островов.

Однако именно на остров Валаам каждый год прибывают сотни тысяч туристов и паломников, жаждущих приобщиться к уникальной православной культуре Русского Севера. Ведь именно здесь находится один из древнейших мужских монастырей России — Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, который нередко называют «Северным Афоном».

История Валаамского монастыря

Исходя из данных исторических исследований, первыми поселенцами острова считались представители финно-угорских племен. Позже островная территория была заселена карелами. Первыми христианами, ступившими на земли Валаама, были Сергий и Герман. Именно им отдается пальма первенства в основании монашеского братства.

Однако древнее предание гласит, что ещё раньше сам апостол Андрей Первозванный установил каменный крест на землях величественного Валаама, тем самым положив основание монастыря. При этом историки не выражают единой точки зрения относительно времени образования святой обители. Расхождение в датах сводится к двум столетиям: X—XII века или XII—XIV века.

История острова ознаменовалась множеством разных событий.

  • Захват земель шведами с 1617 года по 1703 год.
  • Возрождение монастырских зданий по указу Петра I в 1720 году.
  • Освящение Храма Преображения Господня в 1774 году.
  • Посещение монастыря императором Александром I в 1819 году.
  • Начало строительства Спасо-Преображенского собора в 1889 году.
  • Пребывание Валаама в составе Финляндского княжества в 1811—1917 гг
  • Пребывание Валаама до 1940 года в составе Финляндии.
  • Переоборудование монастыря в советское время в школу юнг в 1940 году.
  • Возвращение на остров монашеской жизни с 1989 года.

За свою долгую историю монастырь успел пережить периоды рассвета и полного упадка, но сейчас, в начала XXI века Валаам вновь принимает паломников и туристов, и считается одним из самых святых мест в России.

Кстати, сами монахи, живущие на Валааме, сравнивают многочисленных туристов, которых с каждым годом становиться всё больше, с послушанием. Это и понятно, ведь люди чаще всего уходят в монастырь в поисках мира и покоя. Может быть, поэтому из всех времён года большинство монахов предпочитают зиму — сезон прекращения судоходства, когда остров практически отрезан от мира.

Достопримечательности острова Валаам

Валаам, имеющий статус самого большого острова архипелага, поднят над уровнем Ладожского озера на высоту 60 метров. Величие острова просматривается с запада и юга, где гранитные скалы скрываются под водой на глубину до нескольких десятков метров. Северная и восточная части островной территории весьма интересны для туристов своими проливами.

Однако при всей красоте природы на острове, большая часть туристов едет на Валаам ради других достопримечательностей. Дело в том, что монастырь включает в себя 13 скитов, расположенных в разных частях Валаама, и 21 часовню. Расскажем о самых интересных из них.

Скит всех Святых или Белый скит

Находится на Скитском острове. Это самый первый и большой каменный скит, построенный здесь в конце XVIII века. Белый скит также считается самым строгим по уставу и самым труднодоступным для туристов скитом Валаамского монастыря, женщин сюда пускают только раз в году — во время во время крестного хода в День всех Святых.

Коневский скит

Основанный самым знаменитым настоятелем монастыря — игуменом Дамаскином, Коневский скит назван так в честь Коневской иконы Божией Матери. Находится скит в лесу, на берегу Игуменских озёр. В келье рядом с храмом, так же названным в честь Коневской Божией Матери, живёт отшельник и послушники. Туристам разрешается бывать на территории скита, но заходить в сам храм, а тем более, келью, запрещено. Для паломников, желающих посетить храм, могут сделать исключение, но только по предварительной договорённости.

Скит Николая Чудотворца

Посвящённый одному из самых почитаемых в России святых, скит Николая Чудотворца находится на Николаевском острове, недалеко от входа в Монастырскую бухту. Включает храм Николая Чудотворца и домовую церковь Иоанна Дамаскина. Интересно, что до постройки храма в 1853 году, часовня на Николаевском острове использовалась как маяк — в тёмные ночи на её вершине зажигали большой фонарь.

Гефсиманский скит

Находится у подножья горы Елеон. Включает в себя церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенную на вершине горы, две часовни и домик для проживания монахов. Кстати, церковь, выстроенная из бруса и обшитая тёсом, представляет собой типичный образец русской церковной деревянной архитектуры.

Спасо-Преображенский собор

Центральная достопримечательность острова, а для кого-то — самое святое место Валаама. Спасо-Преображенский собор был задуман в XIX игуменом Дамаскином, но достроен уже его приемником — Ионафаном II. Сейчас внутри собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских, преподобного Антипа Афонского, а так же хранится чудотворная икона Валаамской Божией Матери.

Валаамские сады

Помимо архитектуры, есть на Валааме и другие интересные места. Например, знаменитые Валаамские сады, где монахи умудряются выращивать не только арбузы и яблоки, но и самые настоящие ананасы. Всего садов на Валааме три:

  • Аптекарский или Верхний сад;
  • Средний сад;
  • Нижний сад.

Интересно, что в этих садах до сих пор растут старые яблони, возраст которых перевалил уже за 150 лет, но эти яблони продолжают плодоносить. Если окажетесь на Валааме весной, во время цветения яблонь, обязательно побывайте хотя бы в одном из этих садов — ощущения нереальные.

Лавка Валаамского монастыря

На Валаам каждый год приезжает огромное количество туристов и паломников, и, конечно, большинство гостей желает увезти что-нибудь с собой на память. Благо, что в монастыре и на подворьях Валаамского монастыря можно приобрести практически всё что угодно для утоления духовной жажды: от сувениров, аудио и видеозаписей до святых книг и рукописных икон.

Как добраться до острова Валаам

Есть два самых популярных пути на Валаам — через Приозёрск и через Сортавала. Во время летней навигации от причала в Приозерске отходит теплоход «Валаам». Обычно около 9:30 утра, а «метеоры» – около 11:00. От причала же в городе Сортавала метеоры отходят обычно в 9:00 и 11:00 утра. По заказам иногда есть рейсы в 13:00 и в 16:00. И теплоход, и метеоры прибывают в Монастырскую бухту на Валааме.

Так же вы можете заказать поездку на Валаам прямо на нашей базе отдыха «Лумиваара» на комфортабельном, скоростном катере North Silver 605 DC , рассчитанного на 6 человек. Продолжительность поездки — 1 день. Отправление катера утром, по предварительной договоренности. Время в пути примерно 1 час, здесь многое зависит от погоды. Длительность пребывания на острове Валаам до 6 часов. Стоимость поездки — 15 000 рублей с группы из 5 человек (12000 рублей — 4 человека).

Остров Валаам: Спасо-Преображенский монастырь.

Конечно, никакой строительной техники тогда не существовало, братия со специальными приспособлениями на спине по лесам поднимала кирпич на высоту собора. Сам собор двухъярусный, одновременно он может вместить до нескольких тысяч человек. На острове Валаам издавна развивалась своя иконописная школа, и Спасо-Преображенский собор расписан руками мастеров-монахов.

Они выполняют роспись в старинной технике, ориентируюсь на каноны еков, и используют исключительно натуральные краски. Эти краски называют яичные темперы, в желтки яиц замешивается пигменты, природные минералы, глина, которые не выцветают.

Спасо-Преображенский собор построен на месте погребения его основателей, Сергия и Германа Валаамских. Их история окутана тайной, как и когда иноки пришли на Валаам неизвестно, но по древним сказаниям, оба были выходцами с юга, скорее всего из Греции. Впервые в летописи их имена упоминаются в 1163 году, когда во время нападения шведов мощи Преподобных были перевезены в Новгород. Позже Ковчег был возвращен на остров Валаам и спрятан монахами в скале.

  • Нижний этаж собора освящен в честь Сергия и Германа Валаамских.

Более точные сведения о монашеской жизни на острове появляются, только начиная с XIV века. В это время Валаам дает миру великих подвижников, которые впоследствии станут чтимыми святыми: Арсений Коневский, Александр Свирский и Савватий Соловецкий. Именно они образуют крупнейшие монастыри на русском Севере, Коневский и Соловецкий, а также, Александро-Свирского лавру. Примерно тогда же прославятся и книгописцы Валаама, которые оставят в наследие уникальные фолианты. В конце XV — начале XVI века на Валааме существовала книгописная мастерская, здесь создавались настоящие шедевры, книги которые сейчас многие специалисты называют сокровищами книгописного искусства.

Трудно сосчитать сколько раз в своей истории монастырь подвергался нападению врагов, разрушался, горел, и вновь, непостижимым образом, восставал из пепла на Земле Бога. Только в XVI веке шведы трижды нападали на остров Валаам.

Когда поляки уже были практически под Москвой, царь Василий Шуйский был вынужден обратиться за помощью к наемникам. Им был приглашен шведский экспедиционный корпус численностью пять тысяч человек, которые должны были пройти маршем к Москве и помочь русским войскам. За это наемникам была обещана денежная награда и Карельский уезд, к нему как раз и относился остров Валаам и монастырь. Было дано тайное предписание всем жителям этой территории и валаамским монахам готовится к эвакуации.

  • Остров Валаам расположен в Ладожском озере.

Часть монахов покинула обитель, благодаря им были спасены бесценные иконы и книги. Но многие иноки во главе с игуменом Макарием остались на Валааме. Когда шведы вовремя не получили денежные выплаты, а жители города Корелы, это нынешний Приозерск, восприняли царский указ как провокацию и стали держать оборону, наемники обратили свое оружие на жителей этих мест. Шведы, которые должны были помочь защитить Россию от поляков стали ее грабить. Войска Якоба Делагарди высадились на острове Валаам в 1611 году, монастырь был полностью сожжен, а братия перебита, как писали в летописях «погибла от мечного посечения».

Уже в 1617 году Россия и Швеция заключили мирный договор. Согласно пунктам договора, Россия передала Швеции Северное Приладожье и остров Валаам. На Карельский перешеек были переселены лютеране из Швеции, казалось, что православию и Обители больше не осталось места на Валааме, и даже память о ней исчезнет в веках. Но, во времена Северной войны войска Петра Первого вернули Карельский перешеек в состав Империи. На острове Валаам началось возрождение православного монастыря. В конце XVIII века на остров Валаам пришел стариц Назарий из Саровской пустыни, и вот при нем началось духовное возрождение обители. Здесь возводятся храмы, корпуса братии, больницы, хозяйственные постройки.

Но, Валаам, таким которым мы видим его сегодня, был построен в период с конца XIX — начала XX века. Это время правления игумена Дамаскина, личности выдающейся во всех отношениях. При нём Валаам из тихой пустынной Обители превратился в статусный монастырь с большим хозяйством и с собственным производством. С открытием пароходного сообщения из Валаам в Петербург, сюда хлынул поток паломников. Монахи принимали всех, но для братии, желающей уединения, возводились скиты в глубине острова. Появилось множество хозяйственных построек: столярные, кузнечные, литейные, слесарные мастерские и кожевенный, смоляной, известковый заводы.

  • Скиты Валаама.

К концу XIX здесь сложилось, по сути, целое монашеское государство, да и число братии было внушительным, более тысячи человек, поэтому возникла необходимость в полной инфраструктуре монастыря.

На скалах острова Валаам даже водопровод сумели провести, воду брали в Монастырской бухте, и с помощью паровой машины она подавалась наверх в накопительные баки, оттуда вода самотеком, по туннелям, попадала во все здания и постройки монастыря.

Пароходное сообщение между Валаамом и Петербургом сыграло позитивную роль не только в его хозяйственном развитии, но и положило начало паломничеству творческой интеллигенции на остров. Суровая красота Ладоги и глубокие духовные корни острова привлекали писателей, художников и композиторов. На Валааме побывали Лесков, Рерих, Чайковский, Шишкин. Для Академии художеств Валаамский архипелаг стал фактически натурным классом, игумен Дамаскин не препятствовал приезду студентов. Остров Валаам очень быстро приобрел известность и популярность среди художников, почти все начинающие пейзажисты побывает на берегах острова.

  • «Вид на острове Валаам.» Шишкин И.И.

XX век не был столь трагичным для Валаама как для других обителей. Его спасло то, что в 1917 году из состава Империи вышла Финляндия, если в России из 1300 монастырей на начало Гражданской войны не осталось ни одного, Валаам жил, пусть и в отрыве от Родины. В 1979 году монастырю был присвоен статус музея-заповедника, а ещё через десять лет сюда пришли первые монахи и первые энтузиасты из числа мирских людей, которые были готовы бросить все силы и умения на восстановление обители на Земле Бога.

  • Паломническая поездка на Валаам.

Спустя два десятилетия Валаамский монастырь был непросто отреставрирован, но и дополнен новыми постройками. На острове снова появилось хозяйство, число братии возросло до двухсот человек, сейчас основные восстановительные работы на острове уже завершены.

Валаамский мужской монастырь в честь Преображения Господня на острове Валаам

По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест. По одной из двух концепций возникновения монастыря спустя 900 лет двое иноков, Сергий и Герман, пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство. Письменные источники («жития»), свидетельствующие о жизни и деяниях преподобных, считаются утраченными. Вторая концепция относит основание монастыря к X – XI векам. Она опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащую упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке, а также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году.

Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века. В «Сказании о Валаамском монастыре» ([1]) указан год основания — 1407 год:

К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова.

В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря издал указ (не сохранился?) о восстановлении Валаамской обители. В 1720 году построен деревянный Спасо-Преображенский собор, келейные корпуса и вспомогательные помещения. К 1730 году возведена Успенская церковь, построена деревянная ограда, но пожар 1754 года уничтожил эти первые постройки. Императрица Елизавета Петровна прилагала усилия для восстановления монастыря, но в 1765 году в нём жило всего 11 монахов. Усилия не пропадали даром и в 1774 году освящён храм Преображения Господня. Вокруг храма в виде квадрата были построены келейные помещения, по углам которого возведены Успенская («зимняя», то есть отапливаемая) и Никольская церкви. В 1805 году в южной части наружного каре была воздвигнута надвратная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, а в северной — больничный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Над островом теперь возвышается монастырская колокольня 72-метровой высоты. В свою очередь был отлит и самый большой среди валаамских колоколов — колокол в честь апостола Андрея Первозванного весом в 1000 пудов.

Наибольший подъем обители пришёлся на XIX век. Игумен Назарий, возглавивший монастырь в 1781 г., начал большое каменное строительство. В 1839 году на пост настоятеля был назначен отец Дамаскин, который в течение 42-х лет руководил обителью. Именно он добился, чтобы строительные работы на острове велись только под руководством квалифицированных архитекторов. Первым, кого он пригласил, был петербургский архитектор, академик Алексей Горностаев. Отец Дамаскин установил для братии суровый режим: обязательное попечение старцев о послушниках и молодых монахах, неукоснительное посещение церковных служб, многочасовые трудовые послушания. После смерти Дамаскина монастырём управлял его преемник Ионофан II, который смог осуществить наиболее масштабное начинание игумена Дамаскина — строительство нового величественного Спасо-Преображенского собора, рассчитанного более чем на 3000 человек.

Валаамские подвижники желали превратить свою обитель в Новый Иерусалим, благодаря чему на острове в начале 20-го века появились названия, отсылающие ко временам Нового Завета: Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит.

К началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 человек. С 1811 по 1917 архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. Революция 1917 года привела к тому, что Валаам вошел в состав вновь образованной Финляндии и обитель оказалась церковью нацменьшинства (основная религия Финляндии — лютеранство). Начиная с 1925 года стали проводиться службы на финском языке, а сами острова основательно были укреплены в военно-инженерном отношении.

Во время советско-финской войны 1939—1940 монастырь попал в зону боевых действий и монахи, принявшие к тому времени финское подданство, покинули острова, увезя с собою всё самое ценное (включая колокола). Они осели в местечке Хейнявеси (Heinävesi) в Финляндии, в усадьбе Папиниеми. Там возник монастырь, получивший название «Новый Валаам». По окончании Великой Отечественной войны данный монастырь был присоединён на несколько лет к Московской Патриархии, но территориально остался в подчинении Финской Православной церкви. В 1977 службы на русском языке в прекратились, в 1981 умер последний русский монах. Сейчас монастырь продолжает действовать как финская православная обитель и принимает в год более 100 тысяч посетителей — как паломников, так и туристов.

Осенью 1940 на самом острове Валаам, в монастырских корпусах, была организована школа боцманов и юнг, которая в 1941 была эвакуирована на оборону Ленинграда. По окончании войны в 1944 году финские войска покинули остров, и на острове было размещено подсобное хозяйство Питкярантского целлюлозного завода, организовано лесничество, восстановлена монашеская метеостанция. В 1950 году в бывших кельях и скитах разместили устроили Дом инвалидов войны и труда, который был переведен на материк в 1984. Только с 1960-х годов на остров стали приходить первые теплоходы с туристами. В 1979 году на территории организован музей-заповедник, и немного позже началась реставрация памятников.

Возрождение монашеской жизни. Современность

13 декабря 1989, в день памяти Андрея Первозванного, на остров ступили шесть монахов, ознаменовав начало возрождения Валаамской обители.

С 18 января 1993 Указом Патриарха Алексия II наместником обители назначен архимандрит Панкратий (Жердев Владислав Петрович), с 2 июня 2005 епископ Троицкий.

13 декабря 2005 впервые зазвучал 1000-пудовый благовест — колокол «Андрей Первозванный», установленный на колокольне в монастыре в рамка программы восстановления старинной звонницы.

С 14 по 17 сентября 2007 монастырь с неофициальным визитом посетил священноигумен обители Патриарх Алексий II, в ходе которого 16 сентября в Смоленском скиту совершил освящение храма в честь Смоленской иконы Божией Матери; по освящении храма совершил в нём первую Божественную литургию [1] . После богослужения Патриарх вручил наместнику Валаамского монастыря епископу Панкратию орден благоверного князя Даниила Московского (II степени) — во внимание к архипастырским трудами и в связи с 20-летием служения в священном сане. Также были награждены председатель благотворительного общества «Друзья Валаама», бывший глава «Росвооружения» А. И. Котёлкин и его супруга — за восстановление Смоленского и Гефсиманского скитов [2] .

Во время визита в сентябре 2008 года, 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, Патриарх Алексий II совершил чин великого освящения храмового комплекса Свято-Владимирского скита на острове Валаам и первую Божественную литургию в новоосвящённом храме [3] .

На лето 2009 года планируется открытие на первом этаже храмового комплекса Свято-Владимирского скита постоянной музейной экспозиции, посвященной истории Валаамского монастыря [4] .

Собор Преображения Господня в Валаамском монастыре в Карелии

В ремя основания обители точно неизвестно. Существует предание, что апостол Андрей Первозванный, пришедший с проповедью Евангелия в славянские земли, посетил остров Валаам, благословил его каменным крестом и положил здесь начало христианской веры. Большую известность и влияние на севере обитель приобретает в Х в., находясь под управлением игумена прп. Авраамия Ростовского. История Валаамского монастыря тесно связана с историей Русского государства. Беды и невзгоды России отражались на обители. Много раз монастырь сжигали и разоряли шведы, но он возрождался и продолжал дело своего благоустройства. Так, разоренный в 1611 г., монастырь оставался в запустении до 1715 г. Но, когда победоносными войсками Петра I шведы были изгнаны из северной области России, император по ходатайству архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря Иринарха дает указ о возобновлении обители. Монастырь расположен на вершине огромной гранитной скалы. В главном двухэтажном соборном храме Преображения Господня находился старинный Нерукотворный Образ Спасителя. В его оклад был врезан небольшой крест с частицами Животворящего Креста Господня, часть камня Гроба Господня и 23 частицы мощей святых, имена которых обозначены на обороте иконы. В нижнем этаже храма помещается престол во имя прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

Здесь в 1996 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий освятил новую раку над мощами валаамских чудотворцев, покоящимися под спудом (прежняя рака была увезена валаамскими монахами, ушедшими в 1940 г. в Финляндию), а также иконостас храма. Богато украшенная художественным литьем бронзовая рака была создана в короткий срок по проекту руководителя мастерской «Канон-К» московского художника Е.Н. Ключарева скульптором Г.И. Красношлыковым. Большая икона преподобных Сергия и Германа на верхней части раки написана М.А. Игуменовой. Тогда же Митрополит всей Америки и Канады Феодосий передал наместнику монастыря архимандриту Панкратию частицу мощей преподобного Германа Аляскинского, который отправился с духовной миссией в числе других монахов на Алеутские острова в Америку из Валаамского монастыря, а Святейший Патриарх Алексий подарил обители большую икону преподобного Германа Аляскинского. В монастыре хранилось много предметов, имеющих религиозный и исторический интерес: два напрестольных креста с частицами св. мощей, образ Казанской Божией Матери с частицами ризы, образ 26 святых с частицами их мощей. Библиотека монастыря насчитывала 12000 книг духовного содержания. На монастырской колокольне висел огромный колокол, вылитый в честь святого апостола Андрея Первозванного. В 1858 г. в память о посещении Валаама императором Александром II была воздвигнута мраморно-гранитная Царская часовня.

По преданию на монастырском кладбище был погребен шведский король Магнус II, который в 1371 г. в результате кораблекрушения был прибит волнами к Валаамскому острову и, видя в своем спасении перст Божий, остался в монастыре и принял схиму. На игуменском кладбище покоится прах настоятеля Валаамской обители игумена Дамаскина, скончавшегося в 86 лет в 1881 г. Валаамский монастырь, веками преследовавший лютерову ересь в течение всего XIX в. ставивший своей задачей распространение православия в лютеранском княжестве Финляндском, оказался на положении главы церкви национального меньшинства Финляндии. Положение обители после Октябрьской революции и выхода Финляндии из состава Российской империи можно характеризовать как кризисное. В 1918 г. на острове появляются первые подразделения финской армии. И с этого момента вплоть до 1940 г. колокольный звон, призывающий братию к молитве, перекликается с выстрелами артиллерии крупного калибра. Уже в 1919 г. численность воинской части на Валааме достигла размеров полка. Это время отмечено постоянным сокращением числа монашеской братии. В 1933 г. ее численность составляет 234 монаха и послушника, что в два раза меньше, чем в 1914 г. В 1923 г. Финская православная церковь соединилась в качестве автономной с Константинопольской вселенской церковью. Ее духовным пастырем стал Константинопольский экуменический патриарх. В 1925 г. на Валаам прибыл его представитель, чтобы провести пасхальное богослужение по западному грегорианскому календарю на финском языке. Это вызвало настоящий раскол в среде Валаамского монастыря. Большая часть монахов отказалась участвовать в богослужении. Две группировки братии совершали богослужение отдельно друг от друга вплоть до 1939 г.

Во времена советско-финского конфликта послушники и иноки, бывшие в призывном возрасте, призываются на военную службу. В начале марта 1940 г. финское военное командование отдает приказ об эвакуации гарнизона с Валаама. В обозе финского гарнизона покидают осторов и православные монахи, увозя с собой все самое ценное монастырское имущество. С 1952 г. по решению правительства Карело-Финской ССР монастырские здания переоборудуются под дом-интернат для инвалидов войны. За советский период истории Валаама цветущее хозяйство монастыря было полностью уничтожено, храмы и скиты порушены. Монашеская жизнь здесь была возобновлена 13 декабря 1989 г, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, когда на Валааме высадились первые четыре монаха и два послушника. Нынешний наместник монастыря архимандрит Панкратий приехал в 1993 г. Сейчас в монастыре уже более ста человек братии, открыты подворья в Петербурге, Москве, Приозерске и Сердоболе. Возобновлена монашеская жизнь на двух из целого ряда приписанных к обители скитов — Всехсвятском и Никольском. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь — предмет особой любви Святейшего Патриарха Алексия (он помнит его с детства, когда в 1938-39 г. приезжал на Валаам с родителями) и находится под его покровительством. Святейший Патриарх является священноигуменом обители и посещает Северный Афон каждые два года, начиная с 1988-го, когда было принято решение о восстановлении монашеской жизни на Валааме.

Валаамский монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Валаамский монастырь, который называют «Северным Афоном», расположен на Ладожском озере, а точнее – на карельском одноименном архипелаге. Это одна из старейших российских обителей, у которой есть даже своя эмблема. У монастыря есть несколько скитов, а также четыре подворья: Санкт-Петербургское, Московское, в Сортавале и Приозерске. Этот монастырь некоторое время принадлежал Финляндии, его монахи основали также Новый Валаам.

Где находится Валаамский монастырь

Как доехать до Валаамского монастыря

Тех, кто планирует посетить Валаамский монастырь, в первую очередь волнует вопрос, как добраться до обители.

  • Сделать это удобнее всего из Санкт-Петербурга. Сначала необходимо доехать до Финляндского вокзала, откуда электричкой добраться до Приозерска (сюда ходит две электрички: одна проходящая, вторая – с конечной станцией в Приозерске).
  • Также попасть в городок можно и автобусом №859, который отправляется с Северного автовокзала ежедневно.
  • В самом Приозерске железнодорожный и автобусный вокзалы совмещены, поэтому далее путь одинаков: на такси или пешком добраться до монастырского причала, а там – сесть на теплоход или метеор.

Посещение обители и режим ее работы

Обитель открыта ежедневно, с пяти утра до позднего вечера, однако основной наплыв паломников здесь в летние месяцы, в период активного судоходства по Ладоге. Побывать здесь стремится большое количество людей – как верующих, так и тех, кто просто интересуется архитектурой и историей монастыря. Для соблюдения порядка проще всего заранее связаться с паломнической службой и заказать экскурсию.
В монастыре следует соблюдать определенные правила поведения:

  • мобильные телефоны лучше отключить или хотя бы перевести в беззвучный режим;
  • помнить о форме одежды: женщины должны быть в юбках или платьях, с покрытой головой и руками, не оголять ноги, без косметики и сильных парфюмов; мужчины – не в спортивной одежде, с покрытыми руками и ногами, без головных уборов;
  • на территории монастыря недопустимы музыка, громкие разговоры или смех;
  • нельзя фотографировать в храмах, особенно во время службы, снимать братию без разрешения;
  • нельзя заходить в хозяйственные помещения, братские трапезные – для паломников есть отдельные трапезные и мини-кафе;
  • поскольку остров, на котором находится обитель, является заповедной территорией, здесь запрещено рвать цветы или ягоды, разводить костры. Также не стоит купаться или загорать.

Расписание богослужений обители

День недели Служба Время начала
Понедельник-пятница Полунощница
Утреня
Часы, Литургия
Молебен
Вечерня
Повечерие, каноны
5.00
5.45
7.30
13.25
17.00
18.00
Суббота Полунощница
Утреня
Часы, Литургия
Молебен
Исповедь (общая)
Всенощное бдение
5.00
5.45
7.30
13.25
18.45
19.00
Воскресенье Часы, Литургия
Вечерня
Повечерие, Акафист
9.00
17.00
17.50

Где остановиться неподалеку

Посетители обители могут остановиться во Флотском домике или гостинице «Игуменская», которые расположены на самом острове. В связи с пожаром, который произошел в 2015 году в Зимней гостинице, размещение паломников вызывает определенные сложности, поэтому забронировать номера можно заранее.
Возможно размещение и на теплоходе «Адмирал Кузнецов», который является плавучей гостиницей эконом-класса и может вместить более 200 гостей.

История Валаамского монастыря

  1. Считается, что на острове Валаам Андрей Первозванный установил каменный крест, проповедуя евангелие на Севере. Саму обитель основали спустя девять сотен лет и сделали это иноки Герман и Сергий, которые позже были канонизированы. Предположительно они были греками.
  2. Что касается времени основания монастыря, к единому мнению историки не пришли – обитель могла появиться как в период крещения Руси, так и позже.
  3. До XIV века точных данных об укладе жизни местных монахов нет, а вот уже с XVI века Валаам стал центром книгопечатания этого региона. Нападение шведов на остров привело к тому, что он стал практически пустынным, здесь жили только иноки. Восстанавливали монастырь по петровскому указу, достроив храмы, кельи, хозяйственные корпуса.
  4. До начала XIX века обитель разрасталась и отстраивалась; здесь возвели колокольню, отлили колокола. Количество монахов постепенно увеличивалось, монастырь процветал.
    Октябрьская революция не стала для обители фатальной, поскольку территория, на которой размещался монастырь, отошла к Финляндии. Острова капитально укрепили в военных целях, но обитель закрывать не стали, однако вынудили перейти на григорианский календарь. С тех пор между братией пошел раскол, и часть монахов переехала в другие страны.
  5. Зимой 1940 года последние монахи уехали отсюда, вывозя с собой иконы и другие ценности. Они основали Новый Валаам, который действует и сегодня, являясь финским православным монастырем.
    Что же касается Старого Валаама, здесь организовали боцманскую школу, а позже размещали лесничество, фабричные помещения, дом инвалидов. В конце семидесятых обитель стала музеем-заповедником.
  6. Верующим обитель вернули в конце восьмидесятых, и сегодня Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь продолжает свою деятельность. Датой его возобновления считается 13 декабря.

Архитектурные и культурные памятники монастыря

  • «Сердцем» центральной усадьбы этой обители является Спасо-Преображенский собор, который виден практически с каждой точки острова.
  • Церковь Валаамской иконы Богоматери – небольшой лаконичный храм, который отличается строгой архитектурой.
  • Надвратный храм Петра и Павла выполнен в традиционной для русских храмов манере.

Особое внимание стоит уделить и скитам Валаамского монастыря, в которых жили монахи, желающие уединения. Всего здесь насчитывается более десятка скитов, как на острове Валаам, так и на других островах, включая отдаленные. Первым был основан Большой скит во имя Всех Святых, где был построен двухэтажный скитский храм. На месте, где, как считается, Андрей Первозванный воздвигнул крест, расположен Воскресенский скит с храмом, сочетающим черты классицизма и барокко.

Святыни Валаамской обители

Многие иконы Валаамского монастыря, а также другие святыни были вывезены монахами в 1940 году, а переговоры о возвращении Валаамской иконы Божьей матери продолжаются и сегодня. Однако после возрождения обители здесь хранятся такие святыни:

  • мощи преподобных Германа и Сергия, основателей монастыря;
  • мощи одного из старцев обители, Антипы Валаамского;
  • список Валаамской иконы богоматери (чтимый).

Монастыри и храмы. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь.

Мужской ставропигиальный (непосредственно управляется патриархом или Синодом) Спасо-Преображенский монастырь, расположенный на островах Валаамского (от финского “валамо” ”высота”) архипелага в северной части Ладожского озера, был основан в 1329 году новгородцами. По монастырской легенде монастырь был основан в X веке преподобными Сергием и его учеником Германом, мощи которых почивают в соборном храме с 1721 года.

В монастыре было введено старчество. Понятие “старец”не связано с возрастом: молодой, но сильный духом человек, может стать духовным руководителем монахов и мирян. В летописях Руси можно найти много примеров советов старцев мирянам (князьям).

В библиотеке монастыря хранился синодик Иоанна Грозного с именами убиенных в опричнину. Среди многих старопечатных книг XVIIвека можно найти рифмованную псалтырь Симеона Полоцкого.

В конце XIV в. мужская обитель во имя Преображения Господня процветала, давала пример и направление просветительской деятельности своих отшельников. Так, выходцами монастыря, были основаны Соловецкая, Александро-Свирская, Коневская обители. Наглядным примером миссионерской деятельности обители может быть тот факт, что среди монахов было большое количество карел и других коренных жителей этих мест. Миссионерская деятельность особенно усилилась в XV веке, когда новгородцы начали осваивать Север. Во времена расцвета (XV-XVI) в обители насчитывалось около шести сот монахов, насельников, трудников.

В 1611- был разорён наёмниками шведского генерала Якова Делагарди.

В 1715 – восстановлен.

С 1811-1917 годы монастырь входил в состав Великого княжества Финляндского Российской империи. После Великой Октябрьской социалистической революции – к республике Финляндия.

В 1940 – монахи ушли с насиженного места в Финляндию и основали там Ново-Валаамский монастырь.

1989- на Валааме возродилась монашеская жизнь.

1991- вернули монастырю статус ставропигиального.

Валаам издавна привлекает к себе многочисленных паломников, желающих прикоснуться к святыням православия. Тишина, удалённость от мирской суеты, неописуемая святость, красивая природа производят незабываемое впечатление на всех посетителей.

Самым посещаемым местом на Валааме является Спасо-Преображенский собор, возведение которого началось в 1887, а освящение – в 1896 году. Нижний этаж храма освящён честь преподобных чудотворцев Сергия и Германа, а верхний – в честь Преображения Господня.

Одной из почитаемых святынь Валаама является чудотворная икона Божией матери Валаамской, написанная в 1878 г.

В монастыре имеется и хор братии, все дипломированные выпускники музыкальных учреждений, а регент хора- заслуженный артист Республики Карелия.

Монастырский огород и пруд для разведения рыбы.

Сценка из повседневной жизни.

Ссылка на основную публикацию