Валдайский Иверский монастырь

Валдайский Иверский монастырь

Валдай: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Валдая
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (3)
    • Храмы, соборы, мечети (1)
    • Национальные парки (1)
    • Озера (1)
    • Музеи (1)
  • Забронировать отель в Валдае
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Валдая

Автобус авт. ст. Валдай. Рейсы из Великого Новгорода, Твери, Сантк-Петербурга, а также региональные автобусы по Новгородской области.
Пригородная электричка ст. Валдай, пригородные поезда направлений Старая Русса – Едрово, Старая Русса – Бологое.
Поезд ст. Валдай, поезда направления Москва – Псков.

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь — один из центров паломничества в Новгородской области. Православный монастырский комплекс находится в живописном месте в 10 км от города Валдай: размещается на Сельвицком острове, почти в центре святого Валдайского озера.

Иверский монастырь имеет древнюю историю. Строительство было начато в 1653 году по инициативе патриарха Московского Никона, и место выбрано в соответствии с посетившим его видением. Первыми были завершены соборный храм Иверской иконы и церковь святителя Филиппа Московского.

Почти через год Никон посетил строящуюся обитель, окрестный Валдайский посад распорядился переименовать в Богородицкое село и освятил озеро. Так монастырь стал Богородицким Святоозерским. В это же время, на начальном этапе развития, новый обитель обрела мощи чудотворца Иакова Боровичского. Успенский собор монастыря завершен в 1656 году.

В первой половине XVIII века Валдайский монастырь быстро, и отчасти вынужденно, оказался в застое. Его имущество и земля перешли к строившемуся в то время петербургскому Александро-Невскому монастырю, в который даже был перевезен из Валдая большой колокол, в то время как обитель стремительно приходила в упадок. Однако уже по реформе 1764 года Иверский монастырь был определен в первый класс.

История монастыря в XX веке включает многочисленные преобразования. В 1919 году комплекс стал Иверской трудовой артелью, но фактически оставался монашеской обителью. В 1927 году монахи были лишены чудотворной иконы, а община прекратила свое существование. В последующие советские годы на острове располагались музей (исторический, краеведческий), различные мастерские, дом инвалидов ВОВ (с проживанием и уходом), местная школа для больных туберкулезом детей и, наконец, база отдыха.

Долгожданное возвращение монастыря Новгородской епархии произошло лишь в 1991 году. Масштабная, кропотливая реставрация комплекса завершилась в 2007 году, затем Успенский собор Иверского монастыря Валдая был освящен патриархом Московским Алексием II в честь иконы Божией Матери Иверской — главной святыни монастыря. На церемонии присутствовал В. В. Путин. Отдельные работы по украшению монастыря продолжались по 2011 год.

В настоящее время в монастырский комплекс входят: Иверский собор Успения Пресвятой Богородицы, Трапезная Богоявленская церковь, Надвратные церкви Михаила Архангела и митрополита Московского Филиппа, церковь Иакова Боровичского, часовня с усыпальницей Панаевых, шатровая колокольня, наместнические и подсобные корпуса, ограда с башнями, Николаевская (Михайловская) башня.

При действующем монастыре работает музея, посвященный истории святого места и патриарху Никону. В монастырском комплексе проводятся экскурсии.

Расписание богослужений в Валдайском Иверском монастыре

Службы в монастыре проходят по постоянному расписанию. В будни выделено время с 7:00 до 9:00 и с 18:00 до 20:00; в субботу, воскресенье и праздничные дни — с 9:00 до 12:00 и с 18:00 до 21:00. Крещение — в будни, воскресенья, праздники — в 13:00. Венчание — по записи, только в разрешенные дни по церковному календарю.

Полное расписание и режим работы доступны на официальном сайте Иверского монастыря.

Как добраться до Иверского монастыря Валдая

От пристани Валдая к монастырю отправляются паромы «Заря-211». Можно доехать и на такси — примерно за 200–300 рублей из Валдая. При этом добираться автомобильным транспортом удобно: первый остров, Рябиновый, соединен с материком автомобильным мостом; с его северной оконечности через узкий пролив есть мост на Сельвицкий остров, где и находится монастырь.

Паломники нередко добираются до Валдая из других регионов России. К городу ведет автомобильная трасса М-10, есть регулярные местные и междугородние автобусные рейсы c остановкой на автостанции Валдая, электрички и поезда дальнего следования. Однако на пригородных поездах удобнее ехать не до Валдая, а до остановочного пункта Чернушки, расположенного примерно в 5 км пути от островного монастыря, это расстояние можно пройти пешком или добираться с попутчиками. Кроме того, остается возможность выехать в Валдай и посетить знаменитый Иверский монастырь организованно — в составе экскурсионной группы (нужно уточнять в паломническом центре комплекса и паломнических службах своего города).

Подробно о транспорте также расписано на сайте Валдайского монастыря.

Валдайский Иверский монастырь на google-панораме

Валдайский Иверский монастырь: видео

Валдайский Иверский монастырь

Написать заявку на проживание или трудничество

Паломникам

Как доехать до монастыря

Крещение, записки, поминания

Новости Иверского монастыря

18 и 19 января – Богослужения на Крещение Господне и великое освящение воды в храмах и монастырях епархии

19 января Православная Церковь будет вспоминать одно из важнейших событий евангельской истории — Крещение Господа нашего Иисуса Христа. В. Читать далее

Митрополит Лев совершил Литургию в праздник Обрезания Господня

14 января 2020 года, в праздник Обрезания Господня, митрополит Лев совершил Божественную литургию в Иверском монастыре. Его Высокопреосвященству сослужили. Читать далее

Неделя по Рождестве Христовом

В неделю 30-ю по Пятидесятнице, и.о. наместника монастыря иеромонах Антоний (Битьмаев) совершил Божественную литургию в Иверском соборе. Накануне вечером. Читать далее

Архиереи и духовенство Новгородской митрополии совершили общее Рождественское богослужение

9 января 2020 года в Иверском монастыре собралось духовенство митрополии во главе с митрополитом Львом, епископом Ефремом и епископом. Читать далее

Рождественское послание митрополита Новгородского и Старорусского Льва

Рождество Твое Христе Боже,воссия мирови Свет разума!(тропарь Рождеству Христову) Возлюбленные во Христе отцы, братья и сёстры! ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ, СЛАВИТЕ. Читать далее

Рождество Христово

7 января 2020 года, в праздник Рождества Христова, и.о. наместника монастыря иеромонах Антоний совершил праздничное Всенощное бдение и Божественную. Читать далее

Митрополит Лев совершил Божественную литургию в Валдайском Иверском мужском монастыре

6 января 2020 года митрополит Лев совершил Божественную литургию в Валдайском Иверском мужском монастыре. Его Высокопреосвященству сослужили и.о. наместника Иверской. Читать далее

Митрополит Лев совершил Божественную Литургию в Иверском монастыре

5 января 2020 года митрополит Лев совершил Божественную литургию в Валдайском Иверском монастыре. За богослужением молились паломники и участники. Читать далее

Проект реставрации монастыря

Чертежи: планы, фасады и разрезы Валдайского Иверского монастыря

Иверский Валдайский монастырь

Начнем с самого начала. После Вознесения Господа на небо апостолы стали готовиться к проповеди Евангелия в разных странах. Чтобы узнать, кому какая страна достанется, они метали жребий. Так и Божья Матерь просила узнать, куда отправиться ей. Выпала Иверская земля, но Ангел предупредил, что и в другой земле суждено ей послужить Господу. Так и случилось.

Однажды пришел на Афон простым монахом храбрый военачальник Иверского царства Торникий. А в те дни ополчилось на царствующий град персидское войско, и не находилось того, кто бы мог ему противиться. Тогда царица просила придти Торникия, и он, перебив воинство варварское, возвратился с великой победой. Царица, как победителю, предлагала ему много золота, но он завещал ей на те деньги поставить монастырь, чтобы он был пристанищем иверскому народу. И она пообещала построить так, чтобы не нашлось ничего прекраснее того во всем мире. И вот что Господь судил для него.

В IX веке случились гонения на святые иконы. Одна вдова из города Никеи хранила икону Божией Матери. Узнав об этом, явившиеся солдаты-иконоборцы стали требовать за образ деньги, угрожая сжечь его, и в злобе проткнули икону копьем. И, – о, ужас! – на щеке Богородицы появилась кровь как от живой раны. Спасая образ Божьей Матери, вдова понесла его к морю, и икона, стоя на воде, удалилась от нее. Явилась она в огненном столпе уже много лет спустя (999 г.) у стен Иверской обители и пожелала быть на вратах ее, отчего и зовется Вратарницей. И множество великих чудес ею совершается даже доныне. Существует и множество списков Афонской Вратарницы по всей земле, есть и чудотворные.

Через паломников слух об Иверской святыне распространился и по России, будущий патриарх Никон заказал ее копию. Отсюда и начинается история Иверского Святоозерского Богородицкого Валдайского монастыря. Но – обо всем по порядку.

Еще будучи митрополитом новгородским, Никон часто бывал в Москве, и проезжал он туда именно через Валдай. Возвышенность Валдайская – самая высокая точка Европейской России и место живописнейшее. Особенной красотой отличается Валдайское озеро (и сейчас, обжитое и многолюдное, оно прекрасно, а раньше это была дивная глушь, сияющая прозрачными кристально чистыми глубокими водами, покрытая зелеными островками с узкими проливами, украшенными живописнейшими резными берегами с редкими селениями). Заметив такую красоту, подробно расспросив жителей даже о рыбных ловлях, Никон решил, что такое место достойно того, чтобы на нем стоял монастырь. Сказалась, видно, тоска будущего патриарха о месте своего последнего, перед отбытием в Москву, игуменства – далеком Кожеозерском Богоявленском монастыре, другой духовной жемчужиной православного русского Севера, где остался и его духовник старец Боголеп (Львов).

Тогда не медля обратился Никон к государю Алексею Михайловичу, и тот, словно извещенный от Бога, радостно одобрил мысль об обители, обещая ей свое покровительство. Во время путешествия на Соловки за мощами московского святителя Филиппа, Никон удостоился видения этого подвижника, который также одобрил его намерение. И вот, когда Никон стал патриархом, он и осуществил свою давнишнюю мечту. Еще раньше, будучи архимандритом, он много слышал о чудесах от иконы Иверской, что на Афонской горе. И когда по случаю Иверский архимандрит был в Москве, Никон попросил снять с чудотворной иконы копию и прислать ее в Москву вместе с планом самой обители.

Икона прибыла в 1648 году вместе с письмом от всего Иверского братства, в котором рассказывалось, как творилась будущая святыня. Вся братия после длительной молитвы облила чудотворную икону святой водой, и к той воде вместе с мощами святых добавили краски. Ими и писали. Иконописец же только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия находилась в молитве. Сообщалось, что икона явилась такая же, как и на Афоне, только новая. Обретя икону, Никон приступил к созданию обители, за образец он взял обитель Иверскую и назвал ее тем же именем. В 1653 году начались постройки монастырских храмов и зданий под наблюдением патриарха и самой деятельной поддержке царя и вельмож. Сам патриарх освятил созданную обитель, поместил в ней богато украшенный образ Иверский и повелел для духовной поддержки новой братии перевезти сюда мощи святого Иакова Боровического, а также частицы мощей московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, что и было торжественно совершено под колокольный звон. Явилось и великое чудо – столп огненный, от которого шел блистательный свет – Бог благословил обитель. Тогда же Никон освятил и Валдайское озеро, погрузив на дно его Евангелие с крестом, и переименовав его в Святое. Так родилась обитель. Во время патриаршества Никона Валдайский монастырь находился под его покровительством и процветал, но с заточением патриарха упало и благосостояние обители. Царские милости прекратились, вотчины постепенно отбирались, большие бедствия принесли пожары и только заступничеством Пресвятой и энергичной деятельностью настоятелей спаслась Иверская.

Как и другие обители, не избежала она печальной участи после революции, не уцелели многие монастырские постройки, утварь, а также главная святыня – Иверская икона Богородицы в драгоценной золотой ризе. Лишь в 1991 году монастырь снова вернули Церкви. Перед одним из списков Иверской иконы, который сохранился в Валдайской церкви, отслужили молебен, и началась монашеская жизнь: молитвенная трудовая и праздничная. Кстати, особо чтимые на Валдае праздники – это память Иверской иконы, совершаемая, как и на Афоне, во вторник Светлой седмицы, Благовещение, Успение, день св. Иакова Боровического и главный монастырский праздник в честь Иверской иконы (спасшей Валдай от чумы) 10 августа. В этот день обитель наполняется богомольцами, монастырские гостиницы полны паломниками, всем места не хватает, хоть и спят даже на полу.

Утром в летнем храме Успения Божьей Матери начинается праздничная литургия. «Иверская Матушка» украшена цветами, монастырскими, что на клумбах выращены, дорогими, специально ради великого дня купленными, а то и просто полевыми, что детишки принесли. Служба будто на небесах, ведь ризы священнические, покровы все дивного голубого цвета, богородичного. Алтарной преграды в храме нет, весь храм – алтарь, Божье жилище. Заранее пришли в храм богомольцы, хоть и велик Успенский собор, а народу еще больше, места всем не хватает, да еще ведь поближе хочется посмотреть на архиерея, наместника, и все духовенство из Подмосковья, Боровичей, из Новгородской, Ленинградской областей ради праздникасвятую обитель посетивших. Петь специально приезжает Московская школа регентов Кустовского. После Литургии – традиционный крестный ход, обычно благословляемый дождем и сразу ярким солнцем. Впереди несут Иверскую, все вместе поют тропари, поздравляют, а после все проходят под иконой, которую держат два священника, пройдешь в храм, а чувство такое, будто Божья Матерь по голове погладила. В храме проповедь тоже праздничная, а после: трапеза для всех, да такая вкусная и изобильная, а как иначе – ведь пируем на именинах самой Богородицы. Зело насытившись, разговоришься с паломниками. Кто? Откуда? Как Бог привел? Оказываются в основном из Петербурга и Новгорода, есть и москвичи.

Едут не только к Владычице, но и к воспитанникам ее – батюшкам, поучиться благонравному житию. Все монахи, послушники, даже паломники на Валдае – семья, приезжаешь как к родным, а как сложно от родных уезжать – кто-то и всплакнет украдкой. Но знают, что обязательно вернутся, кто был на Валдае хоть раз – всех обратно тянет, и возвращаются. Всего братии не более 20 человек, все из разных мест, да и по характеру разные – откуда такое единство? Говорят, может, потому, что веселые, приветливые – Божья радость.

Отец Борис шутит, подсмеивается над паломниками, говорят, смиряет, но это не обидно вовсе, а приятно, дети просят в камушки поиграть – играет. Еще он служит в окрестных деревнях, у «любимых бабушек», печет просфорки и самый вкусный хлеб, даже из газеты за рецептом приезжали, но, говорят, не дал.

Отец Никандр – благочинный, на нем все хозяйство монастырское и храм, очень он за чистоту в храме радеет, паломники знают, что если он просии помыть храм, значит, снискали его расположение.

Отец Антоний – сосредоточенный, он все больше на службе. Много можно про батюшек рассказывать, это любимые паломнические разговоры.

Управляет всем архимандрит Ефрем (Барбинягра), его трудами и возрождается обитель, ведутся реставрационные и ремонтные работы. Отец наместник – молдаванин, и клирос на Пасху решили сделать ему подарок – пели «Христос воскресе» по-молдавски. Тут приехал паломнический автобус с православными румынами, как они обрадовались, услышав пасхальное приветствие на родном языке, тоже ведь нашли семью, такие счастливые уехали. Вот такой он, Валдай. И у всех там будет что-то любимое: у ребятишек – озеро, где так здорово купаться, для художников и фотографов – восхитительные пейзажи, археологи что-то раскапывают, историки что-то изучают, а простые богомольцы едут помочь, кому что по силам, да помолиться. Всех ждут и уже любят.

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь, Валдай — отзыв

Красивый, старинный мужской монастырь на острове в Валдайском озере.

Как добраться до монастыря?

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь— расположен на острове Сельвицкий в Валдайском озере. Дорога в монастырь одна и идет она от трассы М-10 «Россия».

Если ехать от Москвы то съезд к монастырю будет справа, не доезжая города Валдай. Навигатор находит это место без проблем.

Расстояние от Москвы – 400 км, от Петербурга – 330 км.

Дорога к острову проходит через остров Рябиновый. Пока ехали обратил внимание, что вдоль дороги многие останавливаются с палатками. Валдайское озеро очень большое и красивое. И здесь получается достаточно удачное место для туристической стоянки – вдали от основной трассы и от населенных пунктов.

Около монастыря есть 2 стоянки. Одна поближе, другая подальше. Мы приехали около 11 утра. Стоянка, которая ближе была уже полностью заполнена машинами и экскурсионными автобусами. Поэтому рекомендую приезжать заранее.

Сам монастырь

Монастырь основан патриархом Никоном 365 лет назад в 1653 году. Никон – именно тот патриарх, при котором произошел раскол русской православной церкви.

Монастырь мужской. Действующий.

Около входа есть план монастыря —

В сторону озера сделан небольшой причал с которого хорошо виден город Валдай. Я так понимаю к монастырю можно добраться и водным транспортом. Но сколько мы там были я не видел ни одного теплохода.

Ворота очень красивы.

И вот мы выходим к главному собору монастыря – Собору в честь иконы Иверской иконы Пресвятой Богородицы.

Иверская икона Пресвятой Богородицы почитается как чудотворная, что привлекает множество паломников и посетителей увидеть её.

За Собором расположено небольшое кладбище, где похоронены служители Иверского монастыря.

Смотрите другие мои отзывы о посещенных монастырях:

— Соловецкий монастырь (Архангельская область, острова в Белом море);

— Коневский мужской монастырь (Ленинградская область, остров Коневец в Ладожском озере).

Проживание в районе монастыря — дом отдыха «Валдай».

Наша поездка была по новой трассе М-11 – отзыв здесь.

Монастыри Валдая

Валдайский Иверский монастырь

История монастыря начинается с 1652 года. Тогда патриарха Никона привлекла красота Валдайского озеро и он решил открыть на побережье монастырь. Деньги на строительство монастыря лично выделил царь Алексей Романов. И через год появились две деревянные церкви. В это же время озеро переименовали в Святое, а поселок в Богородицкое. Через два года рядом с церквями из кирпича выстроили Успенский собор.

Начало XVIII века для монастыря ознаменовано упадком. Молебны прекратились, а здания отдали под руководство Александро-Невского монастыря. С Валдая даже перевезли огромный колокол. Дальше, здания и вовсе почти разрушились. Восстановление святыни началось в 1991 году. Монастырь отреставрировали и открыли двери для посетителей. Последние работы закончились в 2011 году. Кроме соборов и храмов на территории монастыря создали музей, посвященный патриарху Никону.

Координаты: 57.98861100,33.30416700

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь – мужской православный монастырь. Был основан патриархом Никоном с одобрения царя Алексея Михайловича. Это первый монастырь, построенный на Руси после смутного времени.

Осенью 1653 года были построены и освящены две деревянные церкви: Соборный храм — в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый — во имя митрополита Московского святителя Филиппа. Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, освятил Валдайское озеро, опустив на дно Евангелие и крест, и нарек озеро Святым. Поэтому монастырь носит дополнительное название — Святоозерский.

Для прославления обители в монастырь были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. Сюда же из Москвы была доставлена копия чудотворной иконы Божией Матери, поражавшей своим невиданным великолепием.

В советское время на территории Валдайского Иверского Богородицкого Святоозерского монастыря находился историко-архивный музей, музей краеведения. Во время Великой Отечественной войны находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников войны, а также лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы ХХ в на острове выстроили поселок, а на территории монастыря работала база отдыха.

Координаты: 57.99936600,33.29818700

ВАЛДАЙСКИЙ ИВЕРСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ СВЯТООЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Монастырь, основанный в 1653 году патриархом Никоном вместе с Ново-Иерусалимским и Кийским монастырями.

В середине – второй половине XVI века в русской духовной мысли патриархом Никоном формируется и реализуется при поддержке царя идея о символическом переносе основных христианских святынь на русскую землю, создании образа Царства Небесного. Так, в 1653 году основывается Иверский монастырь на Валдае во образ Иверской обители на Афоне, в 1656 году в Онежской губе на острове Кий основывается Крестный монастырь, реализовавший образ Горнего Иерусалима, в этот же год под Москвой начинает строиться Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, объединивший в себе комплекс святых мест Палестины, в центре которого находится храм Гроба Господня.

Основание монастыря. Монастырь при патриархе Никоне

Практически сразу по восшествии на патриарших престол, Никон поведал царю Алексею Михайловичу о своем замысле создать в России монастырь, который бы символически перенес на русскую землю Иверский Афонский монастырь. Юный царь выразил готовность поддержать столь амбициозный замысел предстоятеля Церкви и выделил из казны средства на возведение обители.

В 1652 году в бытность свою митрополитом Новгородским Никон предложил тогдашнему патриарху Иосифу перенести мощи святителя Филиппа митрополита Московского из Соловецкой обители в Москву, в Успенский собор. Кроме того, Никон предполагал перенести в Успенский собор мощи патриарха Иова, находившиеся в Свято-Успенском Старицком монастыре недалеко от Твери, в Успенский же собор должны были быть перенесены из Чудова монастыря и мощи патриарха Гермогена.

Во время путешествия на Соловки за мощами митрополита Филиппа Никону было видение, в котором ему открылось место нового Иверского монастыря, этим местом стало озеро Валдай.

Став в том же 1652 году патриархом, Никон незамедлительно приступил к строительству монастыря. Уже к осени 1653 года были возведены две деревянные церкви – в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы и во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря патриарх назначил архимандрита Дионисия.

Валдайский монастырь, как и Крестный Кийский, был сооружен на месте языческого капища, связанного с культом камня. Озеро Валдай получило у Никона название Святого озера. При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 года Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а озеро освятил, опустив на дно Евангелие и крест. После чего монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским».

Основывая монастырь на Валдае, Никон, видимо, рассчитывал на то, что обители буду приписаны в качестве вотчин экономически богатые земли. В мае 1654 года жалованной царской грамотой за монастырем закреплялось не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины: Боровичи, Яжелбицы, Вышний Волочёк. К обители были приписаны Спасо-Преображенский Старорусский и некоторые другие монастыри Новгородской земли.

В Иверский монастырь принимались люди разных национальностей: русские, принявшие православие немцы, литовцы, поляки, евреи. Так, после переселения в обитель братии белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве 70 человек в 1655 году, на Валдае появилась собственная типография. Типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело, и за 8-летнее существования ее в монастыре было издано:

· «Часослов», претерпевший два издания: 1657 и 1658 годов

· «Рай мысленный» 1659 года – сочинение инока Стефана Святогорца с приложением, куда вошли повествования Никона: о строении Иверской обители на Святом озере и о явлении и перенесении святых мощей праведного Иакова Боровичского

· «Брашно духовное» 1661 года

· Грамота царя Алексея Михайловича на жалование вотчин и привилегии Иверскому монастырю 1665 года

Главной святыней монастыря стала копия с чудотворной Иверской афонской иконы Божией Матери «Портаитиссы» (Вратарницы), которая была написана на Афоне по просьбе Никона и привезена в Россию в 1655 году.

В 1656 году было закончено строительство каменного Успенского собора. На освящение вместе с патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Сарский Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России.

Монастырь в XVIII-XXI веках

После низвержения с патриаршей кафедры Никона, монастырь начал постепенно терять свои позиции. С 1712 по 1730 год обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившемуся Александро-Невскому монастырю. В 1764 году в ходе секуляризации церковных земель Иверский монастырь был положен в первом классе.

В 1919 году обитель была преобразована в Иверскую трудовую артель. В 1927 году артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении.

Впоследствии на территории монастыря находились: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

В 1991 году монастырь был возвращен Церкви, в 2007 году закончилась его комплексная реставрация. В январе 2011 года была закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Также теперь действует небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря.

Валдайский Иверский монастырь

Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать монастырь на Валдайском озере Алексею Михайловичу. Последний одобрил предприятие Патриарха и выделил из казны средства для устройства обители.

Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый — во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.

При первом посещении строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоезерским».

В 1653 году под наблюдением Патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий. Никон сам освятил новосозданную обитель; по распоряжению Патриарха в феврале 1654 в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи Иакова Боровичского.

В мае 1654 года была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины.

В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство.

В 1656 году был закончен строительством Успенский собор. 16 декабря того же года он был освящён. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Сарский Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. Собор отличает простота и монументальность архитектурных форм. В 2008 году патриархом Алексием II Успенский собор был переименован в собор в честь иконы Божией Матери «Иверской» [1] .

К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. С 1712 по 1730 обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившемуся Александро-Невскому монастырю. В обитель северной столицы перевезли даже большой монастырский колокол.

В 1764 году Иверский монастырь был положен в первом классе.

В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами.

В 1927 году артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении.

Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом.

В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

Восстановление и новейшая история

В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан (Попков). В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря.

5 мая 1997 года указом архиепископа Льва наместником монастыря был назначен архимандрит Ефрем (Барбинягра). В июне 2002 года он был заменён, а 25 ноября 2007 года указом патриарха Алексия II Ефрем восстановлен в должности.

11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался Патриарх Алексий. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме, перед тем совершив чин Малого освящения собора [2] . После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России В. В. Путин [3] [4] .

В апреле 2008 года было сообщено о принятом решении впервые позолотить пять куполов Иверского собора, на что «понадобится около трёх тысяч так называемых „золотых книжек“» [5] . Нынешняя пёстрая раскраска фасадов и золочение куполов не имеют прецедентов в истории обители.

19 сентября 2009 года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, патриарх Московский и всея Руси.

В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса.

Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря.

Валдайский Иверский монастырь

Валдай. Часть II. Валдайский Иверский Святоозёрский Богородицкий монастырь

«Поистине, нет ему подобного в мире» — отозвался об Иверском монастыре его исследователь Павел Алеппский. Могучий белоснежный собор, словно высеченный из монолита, украшал золоченый пятиярусный иконостас и огромное паникадило «желтой меди», специально выписанное из-за границы, «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами». Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Иверской. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. По свидетельству Павла Алеппского: «. икона превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы. «. Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.

Иверский собор и корпус настоятельских келий

Итак, на третий день нашего путешествия сподобились мы вместе с alesimakov посетить этот прославленный в веках монастырь. Вчера, плавая на резиновой лодке рядом с лагерем я видел его силуэт с воды в вечернем свете. И вот теперь увидел непосредственно. Поистине чистая жемчужина среди нашей российской серости и неустроенности.

Вид на монастырь с озера

Нам в течении всего похода, как я уже говорил, повезло с погодой, а в тот день особенно, ибо она была не просто хорошей, а исключетельно фотографической. Кучевые облака на синем-синем небе — вот мой выбор! До монастыря Сергей довёз нас на машине, поскольку надо было выкинуть мусор и заправиться питьевой водой, обратно возвращались пешком. До лагеря оттуда менее двух кило пути лесной дорогой.

Вид на монастырь с дороги

От трассы Москва-Питер к монастырю ведёт хорошая асфальтированная дорога, и идёт она большей частью как бы по косе. Монастырь со всех сторон окружён водами Валдайского озера. С той стороны где дорога, воды не много, можно сказать протока, но она есть. Так что, можно считать, что он расположен на острове. Подобно Нил-Столбенской пустыни на Селигере.

До обители можно добраться трояко. Вариант один — как мы на автомобиле или на автобусе. Вариант второй — на поезде, параллельно трассе M-10 в тех местах проходит железная дорога, есть пассажирское сообщение, далее пешком, но это уже километров пять-семь. И вариант три — на теплоходе от города Валдай. Если вы захотите туда отправиться и изберёте последний вариант, то увидите примерно следующее:

Это если чуть напрячь зрение

Или максимально раскрыть глаза

В любом случае, картина что предстаёт глазу очень достойна.

У монастыря замечательный сайт. Первые строки этой записи именно оттуда. И, если я заинтересовал вас своими картинками, имеет смысл пройти по ссылке, поскольку больше и лучше рассказать у меня всё равно не получится. Я продолжу постить фото и слегка их комментировать, рассказывая о нашем посещении. Кстати расказ о. Александра уже написан и он доступен здесь.

Валдай — замечательное место, дающее возможность совместить паломничество с туризмом. Не мы первые об этом догадались. Весь берег озера, левый и правый, если смотреть с дороги к субботнему утру был уставлен палатками отдыхающих. По обочинам жалостливо стояли автомобили тех, кому места не хватило.

.
Мы обратно пешком, а кто-то туда по воде.

Оказавшись на месте, мы решили обойти монастырь вокруг. Посмотрев на него с разных строн. Вот вид на Странноприимую (Зимогорскую) башню, странноприимный корпус и колокольню:

Зимогорская башня, странноприимный корпус, колокольня, настоятельские кельи
и фрагмент Иверского собора.

Корпус наместнеческих келий, колокольня и настоятельские кельи

Иверский собор и колокольня

Зимогорская башня и странноприимный корпус

Юго-восточная монастырская стена и Скитская башня XVII в.

Никоновская (Типографская) башня в составе западной стены

Иверский собор 1655-56 гг. и настоятельские кельи (справа)

Иверский собор в контровом свете

«Главная» площадь монастыря. Меж дерев надвратный храм Архистратига Михаила 1683-85 гг., левее корпус братских келий, правее корпус казначейских келий.

Церковь Богоявления с трапезной палатой

А это некий замечательный дуб (справа), к которому водят паломников. В чём смысл дуба, мы честно говоря не поняли, но люди к нему прикладываются на разный манер. У alesimakov на этот счёт есть хорошая фотография.

Надвратный храм во имя святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси 1879 г., северный гостинный корпус XIX в. и люди приехавшие за монастырским утешением

Храм свт. Филиппа и южный гостинный корпус XIX в.

Один из корпусов

Ну вот, фотопаломничество подходит к концу. Выходим из монастыря. Осталось несколько кадров:

Вид с пристани на Водовзводную (Конную) и Никоновскую башни.

История монастыря многим обязана Патриарху Никону и тесно связана с его прсоной. Это любимое его детище наряду с Вознесенским Ново-Иерусалимским монастырём.

. правда снимать пришлось на Canon :))

Клеверный пейзаж с элементом монастырских строений

И совсем уж в заключение ещё один пейзаж с дороги в лагерь:

Всё, на сегодня всё. До новых встреч в эфире.

one_in

Журнал Игоря Ванина

Фотопутешествия, прогулки по метро, наблюдения и разные мысли

Валдайский Иверский монастырь

Не буду надолго откладывать, как это обычно получается; вдогонку к предыдущему посту о музеях Валдая подготовил сразу фотопрогулку по валдайскому монастырю. Хотел выложить ещё на прошлой неделе, но забыл из-за внезапного отъезда в Хельсинки (об этом расскажу завтра).

Валда́йский И́верский Богоро́дицкий Святоозе́рский монасты́рь — православный мужской монастырь, основанный в середине XVII века, ныне действующий. Это главная и самая красочная достопримечательность Валдая. Точнее говоря, Валдайского района — монастырь расположен в 10 километрах от города на острове Валдайского озера.

В советские годы монастырь был отлучен от церкви и находился в аварийном состоянии, однако в 1991 году его вернули церкви, а к 2008 году — отремонтировали и позолотили, в результате чего монастырь сейчас выглядит очень красочно на фоне обыденной серости российской глубинки. Рекомендую всем интересующимся посмотреть и посетить его.

[← | →]
1. Для большинства туристов этот монастырь — первый (а часто и единственный) интересный объект, который они видят в Валдае. У меня же получилось наоборот: впервые я проезжал через Валдай на машине ещё в 90-е, а погулял по городу только в 2008 году, но монастырь видел только с набережной через телеобъектив 🙂 (фото 2008 года).

[← | →]
2. До самого монастыря мы вместе с hat_spb и его женой добрались только в 2010 году.

[← | →]
3. Надвратная церковь Святителя Филиппа, метрополита Московского и всея Руси. Такой вид открывается с пирса на берегу Валдайского озера.

[← | →]
4. Заходим на территорию монастыря. «Фото и видєо съємка по благословєнию», гласит табличко. Как это понимать — «фотографировать можно» или же «для фотосъёмки требуется получить специальное разрешение (благословение)», я не понял, но на всякий случай поскорее пофотографировал, пока никто не видит.

[← | →]
5. Надвратная церковь, вид изнутри.

Валдайский Иверский монастырь

Валдайское озеро. Иверский монастырь

Посредине Европейской России — мир вольной и тихой красоты. Слегка всхолмленная равнина, увалы и гряды которой покрыты теплым, приветливым лесом. Речушки и реки, обрамленные берегами то низкими, то обрывистыми. Озера причудливых очертаний. Уютные деревеньки и тихие городки.

Когда-то эти пространства были покрыты нескончаемым лесом. Летописец Нестор называет его — Оковский лес. «Днепръ бо течет изъ Оковьского леса, и потечеть на полудни, а Двина изъ того же леса потечет, и идеть на полуночье и внидет в море Варяжское. Ис того же леса потечеть Волга на въстокъ и вътечет седьмьюдесятъ жерелъ в море Хвалийское».

Это — Валдайская возвышенность, главный водораздел Восточно-Европейской равнины. Реки, берущие здесь исток, несут воды в три моря: Балтийское, Черное, Каспийское. Три хвоинки упали с валдайской сосны. Одну ветер бросил в ручеек, бегущий на юг, «на полудни»; принесло ее к истоку Днепра; днепровскими водами — в Черное море, к Босфору, к Святой Софии Константинопольской. Другая угодила в речку, текущую «на полуночье», и попала она на море Балтийское, в немецкий город Любек. Третья долетела до истока Волги, и через много дней прибило ее к берегам Персии.

На Валдае скрестились водные пути, давшие жизнь Древнерусскому государству.

Во времена еще более незапамятные, чем Несторовы, царствовал здесь ледник. Он исчез, оставив после себя живописные холмы и таинственные озера, уходящие под землю, вширь. Земля здесь как бы плавает на воде, а воды выходят из-под земли неожиданными родниками. Первые поселенцы этих мест, племена угро-финского корня, дали этим местам имя Валдай, которое чаще всего переводят как «живая вода». В самом деле, валдайскими водами жива вся Европейская Россия.

На автодороге М10, соединяющей две наши столицы, расположился городок Валдай. Известен он с 1481 года: через него проходил тракт от Москвы к покоренному Новгороду. Впоследствии Валдай стал знаменит своими колокольных дел мастерами, своими ямщиками. и некоторой легкостью нравов, характерной для селений, расположенных при больших магистральных дорогах. «У податливых крестьянок (чем и славится Валдай), — пишет Пушкин в письме к Соболевскому, — к чаю накупи баранок и скорее поезжай».

За городком заманчиво светит Валдайское озеро. У его изрезанных берегов — много мест, облюбованных сильными мира сего. Где-то в лесах скрывается дача самого президента.

По южному берегу озера дорога ведет на полуостров, заканчивающийся длинной дамбой. За расступившимся лесом, на острове, многоцветный и стройный, как город князя Гвидона, — Валдайский Иверский монастырь. Выстроенный в самом срединном месте Руси, он — символ единения государства и Церкви. Основан патриархом Никоном и царем Алексеем в 1653 году, в момент их тесной дружбы. Правда, дружба вскоре разладилась, и через 13 лет патриарх по воле царя был низложен и отправлен в ссылку. Но монастырь устоял. Лишь безбожие советского времени привело монастырский комплекс к разрухе. Но запустение сменилось новым расцветом: с 1991 года жизнь монастыря возобновилась; среди его постоянных посетителей и жертвователей и сейчас есть носители высшей власти.

Но не в этом сила места сего. Озеро под стенами монастыря так чисто, леса по берегам так безмятежны, купола и кресты над ними так четко врезаны в небо, что верится: вот он — источник воды живой для всей земли Русской.

Ссылка на основную публикацию